На картине Питера Артсена Питер Артсен (1508 – 1575) – голландский художник, также известный как Питер Длинный. Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон. В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Венчают композицию два крупных цветка имеющие положительное значение.
Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта». Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам. Среди его работ – жанровые сцены на евангельские сюжеты, а также изображения рынков и лавок.
Цветочные натюрморты де Хема тоже имели явный фламандский след, отличаясь барочной симфонией красок. Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека. Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии. У Жана Батиста Роби натюрморты с цветами живые, они наполняют душу нежностью и восторгом.
Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ). Это продолжалось на протяжении нескольких лет.
Голландские художники, откликавшиеся на этот спрос, опирались на традиции нидерландского Возрождения, в частности, на творчество Робера Кампена, Рогира ван дер Вейдена, Яна Госсарта и других, кто в картинах на религиозную тематику широко стал использовать элементы натюрморта. Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна. Феи хотели выразить свою благодарность женщине, но не знали как это сделать.
Кальвинизм был очень популярен в Нидерландах в XVI веке. Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени.
В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования. Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности. 6 лет – это тяжелые года безденежья, унижения, попыток выжить. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Рыбный натюрморт – это аллегория водной стихии. Например, цикл времен года (где с помощью аллегорий изображались лето, осень, зима и весна) или цикл первостихий (огонь, вода, земля и воздух). В этот праздник, как и на Рождество, детям дарят подарки.
Композиция обычно выстраивается вокруг единого центра, которым служит сосуд с вином либо самый яркий предмет сервировки— омар. Справа в глубине изображена таверна. Единственным местом, о котором заботились феи-волшебницы была могила Мэри. Часть уже разделана, часть ожидает своей очереди. В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи.
Эти изображения рыб не несут никакого подтекста – они воспевают богатство Фландрии. Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги – как намек на воспитание «кнутом и пряником». почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. Художники следующего поколения (Клас, Хеда и др. ) перешли к скромным «завтракам» со сгруппированными на белой скатерти металлическими и стеклянными предметами.
Отказ от них – один из способов спасти душу. Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий». Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами. Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план.
На картине Яна Давидса де Хема Ян Давидс де Хем (1606 – 1684) – голландский художник известный своими цветочными натюрмортами. Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия. Жан Кальвин Жан Кальвин (1509 – 1564) – реформатор церкви и основатель одного из течений протестантизма. Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена.
Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста). После ее смерти дом с садом достался очень жадному родственнику. На этой картине голландского художника его жена Саския предстаёт в образе богини Флоры. Такой жестокое действие вызвало глубокое неодобрение у фей.
У более состоятельных людей на столе появлялись цветная капуста, дыни, артишоки и спаржа. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные – наказание. Так родилась легенда в Англии о белых тюльпанах. Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи. Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни.
Сельдь – еще один символ Христа – напоминает о посте и постной пище. Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684). Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой.
Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров. «Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус. В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс. На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым.
Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста. Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven). Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников. Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует». Центральным предметом композиции мог стать пучок спаржи, ломтик лимона, ягоды крыжовника— скромные, повседневные предметы.
В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины.
Рембрандт. «Рыбная лавка» изображено множество рыбы. Тем более, как выяснилось, жизнь его была насыщенной и яркой. Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря. В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам. Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта.
В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721). Теперь обратим внимание на задний план. Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте. Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704). «Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714). Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон.
Флора, 1634. Такое расположение вазы подчёркивало противопоставление живой природы, видимой из окна и сорванных, помещённых в вазу садовых цветов. Рядом с мальчиком мы видим корзину с подарками, которые он получил ко Дню святого Николая В католичестве День святого Николая принято отмечать 6 декабря. Такого рода произведения, как и мясные лавки, часто были частью так называемого цикла первостихий В Западной Европе были распространены большие живописные циклы, состоявшие из нескольких картин и, как правило, висевшие в одной комнате.
Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы – символ христианства и Христа. Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма.
Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693). Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали. Практически в каждом голландском натюрморте присутствуют тюльпаны. Шут – неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. Их прислал в Аугсбург германский посол при турецком дворе Бусбек.
Эти образы символизируют неумеренность, обжорство и привязанность к плотским удовольствиям. Вот таким образом давайте немного узнаем о личности этого художника. Во время своего путешествия по стране он был очарован видом этих нежных цветов.
Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует». Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти. Только появлялись овощи или их рассада, феи их уничтожали. На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки.
На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди. В скором времени тюльпаны распространили во Францию и Англию, в Германию и Голландию. Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке.
Он был изумлен, что миниатюры стали пользоваться большим спросом. Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность). Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде. Так феи и сделали. Так прошло еще парочку лет.
В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности. Художникам также приходилось ждать смены сезонов, чтобы запечатлеть нужный цветок. и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых. Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными. Родители, видя, что ребенку нравится рисовать, отдали его в подмастерье к художнику.
Юноша чувствовал в себе больший потенциал, вот таким образом решил отправиться в Париж. Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт. Мэри была в восторге и каждый год до самой смерти высаживали сотни тюльпанов в саду. На первом плане картины Франса Снейдерса Франс Снейдерс (1579 – 1657) – фламандский художник, автор натюрмортов и барочных анималистических композиций. Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон.
Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти. Это самый красивый и дорогой сорт цветка, за который в Голландии отдавали целое состояние. Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма. Эта работа — гимн богине природы и призыв к изобилию и процветанию страны.
Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ. Особенно многочисленны изображения тюльпанов. Вот улитка – она ассоциируется с душой грешника Среди других таких отрицательных образов – рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи. Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик.
Строгих правил, как читать натюрморт, конечно, не существовало и зритель угадывал на холсте именно те символы, которые хотел видеть. Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта. Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос. Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа.
Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры. Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт.