Недаром слова «За святую Софию. » были их боевым кличем. Так, самый ранний из сохранившихся памятников Новгорода – собор св. () Лишь в 1955 – 1957 годах доделки Джованни Монторсоли и последующих реставраторов XVIII века были удалены, а подлинный фрагмент руки установлен на место. () В 1920-е годы Людвиг Поллак обнаружил подлинный фрагмент утраченной руки Лаокоона. () Верхняя часть городецких прялок – лопаска теперь могла выниматься, а донце вешали на стену как лубочную картинку. Донце заполняется изображениями на темы мещанско-купеческого быта, ярмарок, гуляний.
В своих полотнах он сочетает живое наблюдение натуры, образность и яркую декоративность ("Купчиха", 1915 "Масленица", 1916). () Соприкосновение с городской культурой способствовало рождению нового художественного явления – городецкой росписи на донцах прялок. Софии (1045 -1050) – значительно отличается от своего киевского прототипа.
Консервация – от латинского «conservatio» – сохранение, сбережение. Размещение и оценка творчества каждой категории осуществляется отдельно. В нем есть что-то богатырское, непоколебимое. Это впечатление усиливается шлемовидными куполами. () Самая ранняя из них проведена по инициативе Микельанджело скульптором Джованни Монторсоли в 1532 году. Вместо тринадцати куполов он имеет только пять, что сообщает ему строгость и компактность.
Затем в понятие «консервация» стали включать как условия нормального режима хранения, так и ряд процессов, которые, не изменяя внешнего вида произведения, пресекают разрушение его биологическими организмами, предохраняют от утрат разрушенный левкас и красочный слой. Ясность форм, четкая отграниченность объемов, конструктивная определенность (благодаря мощным лопаткам идущим от основания закомар к земле) – все придает храму необыкновенную монолитность. Примером этому может служить живопись на донцах прялок в деревнях, прилежащих к г. Городцу (ныне Горьковская область). Значительна по психологической трактовке образа картина "Монахиня" (1908) Б. М. Кустодиева. Роспись быстро, в каждой местности по-своему, откликалась на перемены в жизни.