Картины Юрия Дырина – сказочные и волшебные – завораживают, заставляют любоваться собой древние народные орнаменты. Одна из главных тайн работ Юрия Дырина – загадка сотворения символа, знака. Принцип множества ликов в одном образе стал появляться в иконографии Юрия Дырина.
В самые последние годы творческие работы Юрия Дырина поражают всё большей сложностью композиций и раскрепощенностью в применении художественных приемов. Юрий Дырин – уникальный творческий человек. По этим словам Павла Флоренского можно считать Юрия Дырина действительно гением в своём необычном творчестве. Юрий Александрович Дырин – член Союза художников России, живописец, педагог, яркий представитель этнофутуристического направления в искусстве Мордовии.
Живопись Юрия Дырина подчеркивает понимание живописно-пластических мотивов. Юрий Дырин непостижим и непостоянен, но в его взрослом утонченном понимании искусства очень хорошо сохраняется чистое, детское восприятие мира. Основной категорией выразительности у Юрия Дырина остаётся фактура, только в последние годы всё мощнее становится цветопластика картин. Используя нарочно преувеличенные народные мотивы с некоторой долей примитивного, Юрий Дырин раскрывает первоначальную близость искусства национальному, самобытному мироощущению.
В работах Юрия Дырина символика цветов неоднозначна, она обладает интуитивными, а не литературными, характеристиками. В 1992 г. состоялась первая персональная выставка Юрия Дырина в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств им.
Сущность данного фигурального образа – горячее стремление к воле и гармонии. Одна из главных тайн работ Юрия Дырина – загадка сотворения символа, знака.
И можно с уверенностью сказать, что это творчество не для всех. В июне 2010 года город Сестрорецк, что недалеко от Санкт-Петербурга, приглашал взглянуть на необычайные произведения резчиков, членов Союза Тавлинских мастеров «Эрьмезь». Прекрасно учится и никогда ни в чем противозаконном замечен не был. Построить подобный мир можно только человеку, находящемуся в состоянии единения с миром, счастливой гармонии со своим внутренним «Я». В работах Юрия Дырина символика цветов неоднозначна, она обладает интуитивными, а не литературными, характеристиками. Каждый знак имеет своё лирическое звучание и силу заклинания.
На его полотнах как будто сгустилась вечность, пробужденная памятью и чувством. Ф. В. Сычкова, учеба в котором было благополучно завершена в 1990 году. Ведь его работа и есть творение в великом, сакральном смысле этого слова. Раскрывшийся перед внутренними очами его мир наполнен божественной мудростью.
Поиски себя все-таки окончились поступлением в Саранское художественное училище им. Стихийная вольность креативного духа и мечта о вечной гармонии в мире провозглашается в картине Юрия Александровича «Небесный пастырь». Сделать этого он не может и, сгорая со стыда. Он просто переволновался и принимал антидепрессанты. Художник умеет поразить зрителя «живой декоративностью» картин, богатых обилием рельефных природных фактур. В таких пространствах, как на полотнах «Лесная тропинка» и «Утренняя звезда», вся среда застывает в покорении мистическим текстурам, вот таким образом такие полотна склоняют зрителя к медитации – неторопливому долговременному созерцанию.
Тут видна первозданная сила жизни, развитие духа творения. Это, по существу, программное творение живописца. Особенно в период подготовки к экзаменам». Журналисты погорячились и выдали в свет непроверенную информацию.
Художник отыскивает знаки, отвечающие собственному характеру и художественной мысли. В разнообразии красок и хаосе форм и сопоставлений не теряется ни одна деталь. А если охватить взглядом картину полностью, т. е. В них – страстный, самоотверженный призыв-просьба сберечь ценности духовные, не глядя на техногенное засилье современности (картины «Ковчег», 2002 г., «Охота на мамонта», 1999 г. ).
Любой образ живописца – заглядывание в тайну, провоцирующее на появление еще одной тайны. Дар и энергичность Юрия Дырина позволяют ему безустанно работать и принимать участие не только в проектах группы «АРТома», но и в многочисленных индивидуальных выставках, а также республиканских, международных, всероссийских художественных показах работ. Вместе они работают над возрождением и сохранением этнических традиций эрзянской культуры. Особенно яркие фактуры используются в цветочных натюрмортах.
В художественной выставке «Моя Россия», через все произведения которой проходит лейтмотив любви, принял участие и известный художник-этнофутурист Республики Мордовия Юрий Александрович Дырин. Тем не менее, врачи скорой помощи взяли у парня кровь на сахар. Художественное творческое объединение «АРТома» (в переводе с мордовского – «красить») – союз трех саранских художников, работающих в направлении этнофутуризма.
Художник поселяет на своих экзотических полотнах диковинных животных с таинственно-завораживающим взором, уразумевающим правду. Но вопросы знакомы всем. Известно лишь, что, прося у своего хозяина работы, он четко выполняет все порученное. Уходит от хозяев к другим. Охватить сферу глубоких смыслов – вот концепция собранных на выставке работ художника. Очень часто героями работ становятся кузнецы, плотники, рыболовы, охотники, пильщики. Художник действительно может называть себя этнофутуристом, умея этническое начало воплощать в существо будущего, соединяя мечту с памятью.
Правда, ответы эти преподносятся иносказательно, метафорически («Цветы зимних снов», 1997 г., «Снежный лев», 1996 г. ). Скульптурные композиции современных Эрьмезей представляют юмористические сцены из жизни жителей села («Кильдизе» – «Запрягла» Юрия Титойкина) их занятия, ремёсла.
Требуют от него сделать черные онучи белыми. «С» директор саранского художественного училища Юрий Дырин.
В цикле эзотерических картин Юрия Дырина ритм фантастических деревьев создает художественный ход, который обуславливает такое впечатление – будто от магической местности. Художник подарил нам мир детства, волшебства, как красивую мечту и заветную тайну. Для правильного понимания произведения созерцатель должен владеть динамическим восприятием.
Здесь царит библейское пространство. Этот мальчик у нас на хорошем счету. Волшебный эффект всегда производят картины зимних снов живописца. В дом приносит деньги и сокровища. Эрьзи.
В произведениях живописца ярко прочитывается авторское «я», в них – вселенское чувство сопричастности явлениям мироздания и существующей земной действительности. В фантазии автора по ощущениям из детства возникает картина счастливого мира. Несговорчивый упрямый конь («Набой лишме») Василия Ширманкина, коза, запряженная в сани («Истяяк эрси» – «И такое бывает») Романа Рябова – поражают своей реалистичностью и выразительностью.
Начиная творить во время крушения одних идеалов и образования на их месте пустых «дыр», так как новые идеалы еще не родились, во времена, когда непреходящие ценности подменялись сиюминутными, художник старается уйти от этого несовершенства и создать свой собственный мир мечты и сказки, где нет вопросов, остающихся без ответа, даже если эти вопросы мучительны. Он проявляет неискушенное желание жизни. Картина «Сотворение мира» (Новая планета) привлекает ритуальной интонацией образов. А подобные моменты могут случиться в любом учебном заведении.
К духовному принадлежат чувства автора, а физический находится под ним. Сила языческой выдумки и экстатичность ролей пленяет зрителя в полотнах Юрия Дырина. Всю ночь готовился к экзамену по черчению.
Четкие фактуры удивительным образом сплавлены со знаковыми орнаментами в цикле «Архаический символизм». Заверяю — у нас все в порядке. Взяв это яйцо и положив его подмышку, человек может выносить Куйгорожа. А вот полотно «Земля, небо, животные, омытые дождем» – наоборот безгранично энергичное произведение по своему существу и художественной пластике. Впечатление будет обогащаться по мере приближения к картине, фактура оживет, а цветовые оттенки будут вызывать чувственные ассоциации.
К примеру, в картине «Всадник», созданной под влиянием эмоций шикарного художественного стиля модерн, непостоянство цветового пульса вызывает удивительную судорожную красоту полотна. Куйгорож (или Куйгараш) в мифологии мокшанской и чувашской народностей – фантастическое существо, приносящее в дом сокровища.
В его картинах обнаруживаются признаки как модерна, так и сюрреализма, фовизма, примитивизма Достигнуть такой ассоциативно-колоритной образности невозможно ни стараниями мысли, ни особыми установками. Проследить такие элементы можно в картинах «Утренняя звезда», «Мартовский месяц», «Вечерняя прогулка». — Но никаких наркотиков не было. Творчество Юрия Александровича разделяется на два отдельных течения: это «минисказки», образы которых навеяны мудростью народного фольклора и этнофутуристическое искусство – художник объясняет это как работу в стиле творчества народов Мордовии, где вместо традиционных и фольклорных образов бытности акцентами являются исключительно фактурные сочетания орнаментов, повторяющих чертами древние эрзянские росписи на деревянных изделиях, ткани или бытовых предметах. Неизвестен облик этого персонажа, на кого он похож и способен ли разговаривать. С. Д. Это оригинально преломленный истинно индивидуальный стиль творчества, что указывает на высочайший профессионализм художника.
Художник умеет поразить зрителя «живой декоративностью» картин, богатых обилием рельефных природных фактур. И всегда. Много можно сказать о таланте создавать сны наяву Юрия Дырина. За обилием украшений и орнаментов Дырин в своих холстах скрывает посвящение для избранных. Переживание чуда отправляет зрителя в сказочный волшебный сон. К примеру, при просмотре таких картин как «Пришелец», «Атлантида» кажется, что образ завершается уже у вас на глазах, гипнотизируя сознание.
Они проявляются с помощью высоких по сути своей художественных приемов. Зритель видит художника демиургом и философом-идеалистом, видящим и понимающим мир в формате форм и знаков неудержимого предчувствия и томительных воспоминаний. Работы Юрия Дырина поражают своей уникальностью и великолепными образами.
Небесный пастырь летит под парусами, поддуваемыми солнечным лёгким ветром. А вместе с собой уносит все деньги и все имущество. «Этот случай произошел у нас, — заявил в беседе с корр. Цвета в картинах звучат, будто музыка: цвет солнца раскален до звона, небесный ультрамарин звучит нежной мелодией чувственности, зеленый будто шумно льется через край. Красочно-фактурные работы художник не ограничивает сжатым цветовым диапазоном.
Молодого юношу стала привлекать охота на диких животных. Просто, в переломные периоды они становятся более актуальными: Кто мы есть.
Одна из них – «Зимний сон» – экспонируется в Мордовском музее изобразительных искусств им. Одни только краски, создающие удивительный колорит, уже знакомят с тайной. ограничиться единственной точкой зрения, то восприятие при этом не будет полным. В гармонии цвета и ритма развивается однородное целое, где каждый компонент по-своему ярок и неповторим.