Филиал староболгарского искусства при Национальном художественном музее также хранит икону XVI века «Предста Царица Христос Великий Архиерей». В церкви Живоначальной Троицы у ж/д станции «Перловская» Московской области в верхнем храме находится икона Спас Великий Архиерей. Изображение Великого Архиерея получает развитие в иконографических композициях на тему Небесной Литургии в русском искусстве в XVI – XVII вв. Под влиянием этой иконографии на русских иконах и в росписях на тему Небесной литургии появляются изображения Великого Архиерея в митре (например, роспись параклиса св.
Великий Архиерей в иконописи представляет собой изображение Христа в архирейском одеянии и Его изображение может быть как самостоятельным, так и в сочетании с другими символическими изображениями. Без сомнения, в иконографии Христа Великого Архиерея четко прослеживаются особенности облачения, усвояемого Первосвятителю. Поскольку заслуга южнославянских художников в развитии на Новгородской земле иконографической темы Христос Великий Архиерей представляется несомненной, упомянем наиболее известные балканские памятники, отражающие тему Архиерейского служения Христа.
Иконографический тип «Царь Царем» основывается на тексте 109-го и 44-го псалмов. Без омофора владыка не может священнодействовать. Почему мы говорим «святая икона», «святой образ». Простая иконографическая схема служит сосредоточению внимания молящегося на лике и благословляющем жесте. Верхняя риза не имела рукавов и, вероятно, была длиной до пят.
Постановка проблемы. В 2 нижних медальонах изображены пророки Самуил и Давид. Встречаются как отдельные изображения Иисуса Христа в типе «Великий Архиерей», так и в составе композиций «Евхаристия» и «Небесная литургия», в которых делается акцент на теме архиерейского служения Христа и единстве небесной и земной литургии. Говоря о сюжетном репертуаре, Ю. Горбунов упоминает о широком распространении у липован икон Христа «Спас Великий Архиерей» (называет «Спас Царь Царем»). По-гречески «рыба» – «ИХФИС». Таков образ Христа Пантократора в храме св. Шулка В. В. Для нас в данном случае важно одно: Плащаница из Турина – прототип или аналог иконографической схемы (и идеи) Нерукотворного Спаса.
Софии Константинопольской (IX в. ). Интересным примером может служить воздух, вышитый в 1389 г. великой княгиней Марией (вдовой князя Симеона Гордого). В основе иконографии лежит текст: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс CIX 4) и его истолкование в Послании к Евреям (IV, 14 V, 5-10). Харьковская государственная академия дизайна и искусств «СПАС ВЕЛИКИЙ АРХИЕРЕЙ» В ИКОНОПИСИ СТАРООБРЯДЦЕВ- ЛИПОВАН ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIХ НАЧАЛА ХХ ВЕКА Шулика В. В. «Спас Великий Архиерей» в иконописи старообрядцев-липован второй половины XIХ начала ХХ века.
Спас – спаситель мира, представляющий Господа, как царя небесного. Он складывался в XIV в. и представлен прежде всего в композициях Предста Царица одесную Тебе, где Христос изображается в царском саккосе, с лором и омофором, в короне-камилавке, часто сопровождаемый надписью: Ты еси иерей по чину Мелхиседекову (роспись церкви Спаса на Ковалеве, 1380 икона 1562 г. в ГРМ), а иногда надписью: Архиерей Великий (икона Никиты Павловца, 1676, ГТГ). Но чаще всего Христу на троне предстоят ангелы, как мы можем видеть в соборе Торчелло (Италия, XII в. ).
10. 9). В наиболее ранних памятниках мы встречаем в куполе изображение композиции «Вознесение», например, в храме св. К такому иконографическому типу относится и образ «Христос Вседержитель» в главном куполе Владимирского собора в Киеве (1848-1926 гг. ) работы Виктора Михайловича Васнецова. В иконографии, особенно русской, были распространены два типа Нерукотворного образа – «Спас на убрусе», то есть на куске ткани (обычно плат завязан в углах узлами, подчеркнуты складки, обозначена кайма лик Иисуса Христа – лик человека средних лет с тонкими и одухотворенными чертами, с бородой, разделенной надвое, с длинными, вьющимися на концах волосами и с прямым пробором) и «Спас на чрепии», то есть на черепице или камне, когда фоном для лика становится стена или нейтральный фон. Аминь». Очевидно, одна из функций образа— служить напоминанием того, что священник в ходе литургии символизирует собой (является живой иконой) Христа. XIV в. Христа Пантократора монастыря Дечаны (Сербия, Косово и Метохия), 1335-1350гг. Справа и слева, на столбах храма, на западной стене – везде множество икон.
Зображення в руках Спаса Великого Архрея свтського символу влади (царський скпетр) наближа до конографчного типу «Спас Цар Царем», що зафксовано в надписанн кон. Мозаика «Христос – Добрый Пастырь» с овечками возле ног украшает мавзолей Галлы Плацидии в Риме (V в. ). Так же Он представлен в композиции «Небесная литургия» напанагиаре 2-й пол. Таким образом, омофор означает сверархиерейское достоинство Христа.
Но чаще такой образ помещали в местном ряде, возле Царских врат. А. В. Ты – сердце мое. Ведь именно Его Божие Царство мы потеряли избрав взамен жизнь греховную. Господь же через пророка Моисея повелел своим людям не творить себе кумиров, то есть идолов и не кланяться им как богам. Иногда на раскрытом Евангелии можно прочесть следующие варианты текстов: «Я – свет миру» (Ин. 7. 24) и т. д. Все эти варианты имеют одну цель – открыть перед человеком возможность встать лицом к лицу с Богом, в его Свете и Слове, которое есть «меч обоюдоострый, который проникает до разделения души и духа, составов и мозгов» и «судит помышления и намерения сердечные2 (Евр. Издавна христиане молятся образу Господа о детях, об их доброй и счастливой судьбе, дабы жизнь их была удачливой, спокойной, а сердца согревала искренняя и чистая любовь Иисуса Христа.
Икона подписная, что не редкость для Симона Ушакова. Иконография Спаса в Силах сложилась в XIV-XV вв. Согласно церковному преданию, образ Господа появился уникально из пречистых рук самого Иисуса Христа, таким образом, появился образ «Спас нерукотворный». Дары, стоящие на престоле. Во времена первых христиан Господь Иисус Христос часто изображался символически, в виде рыбы или агнца (ягненка).
Отныне и во веки веков. 4. 12). Во время Литургии омофор надевается и снимается с архиерея несколько раз. Статья посвящена наиболее распространенному иконографическому типу Христа у старообрядцев-липован «Спасу Великому Архиерею».
иконографическому типу Христа, основанному на текстах 109-го и 44-го псалмов, - «Царь царем», к-рый складывался в XIV в. и представлен прежде всего в композициях «Предста Царица одесную Тебе», где Христос изображается в царском саккосе, с лором и омофором, в короне-камилавке, часто сопровождаемый надписью: «Ты еси иерей по чину Мелхиседекову» (роспись ц. Спаса на Ковалёве, 1380 – см. Это означает, что, поклоняясь образу Бога, мы поклоняемся Ему Самому. «О, Великий Спаситель.
Подобные композиции мы находим в главном храме Константинополя, в соборе св. В 2 нижних медальонах изображены пророки Самуил и Давид. Подобные композиции помещали над входом в храм. Софии: например, Христос между Константином IX Мономахом и императрицей Зоей (южная галерея, XI в. ). Верхняя риза была сделана из голубой шерсти и надевалась поверх хитона, но под ефод. Почему мы говорим об изображении на этой иконе именно апокалиптических времен Христа. Царь всех царствующих и господствующих.
Блещунова. Но суть от этого не меняется. История Плащаницы темна и непонятна когда-то она была в Иерусалиме, у ближайших учеников Господа, затем, видимо, попала в Константинополь (есть версии, что ее путь следовал как раз через Эдессу), но во время разгрома Константинополя крестоносцами она исчезает. Не покидай меня в минуты страха и отчаяния.
На этой иконе Пресвятая Богородице изображена без царского жезла обе Ее руки обращены в молитвенном призывании ко Христу. 8. 12), «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Ин. Авгарь хранит чудотворный лик как величайшую святыню. Великий Архирей — символическое именование Иисуса Христа, основанное на ветхозаветном пророчестве («Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс. 109:4), комментируемом апостолом Павлом («наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека» (Евр. 5:10). В иконописи Великий Архиерей — изображение Христа в архиерейском одеянии, которое встречается как самостоятельно, так и в сочетании с другими символическими изображениями. Спас Благое Молчание – еще более редкая икона Христа.
Анализ литературы. На них иногда писали слово, обращенное к Господу, – «Спаси», как сейчас пишут на крестиках «Спаси и сохрани». Потомственные первосвященники народа израильского – иудейские архиереи. Появилась икона еще в эпоху правления византийского императора Алексея I Комнина (1081-1118).
Подобное изображение было в росписи церкви Спаса на Ковалеве 1380 года. Руки сложены и прижаты к груди, за спиной – опущенные крылья. Софии в Киеве (XI в. ) и в Новгороде (XIII в. ), в монастыре Дафни в Греции (XI в. ), в монастырях Константинополя – Кахрие Джами и Фитие Джами (XIV в. ) и во многих других памятниках.
В ранних памятниках христианского искусства так и изображали Христа в виде символической композиции «Этимасия» – книги, лежащей на престоле (например, храм Успения в Никее, VII в. ). Между чашей и дискосом лежит развернутый свиток с начальными словами литургии: «Благословенно царство Отца и Сына. » Христос изображен в крещатом саккосе и омофоре, с непокрытой головой. На данный момент исследованием иконописи старообрядцев-липован занимается одесский специалист Ю. Горбунов. Благодаря этому в русских храмах образ «Спас в силах» становится центром не только иконостаса, но и всего храма, отчасти повторяя изображение Христа Пантократора в куполе. В Тебе надежда и вера моя.
Прости нас за минуты сомнения во власти и могуществе Твоем, о Царь Небес и Земли. Еще более ранний вариант – вокруг креста в куполе изображены ангелы и символы евангелистов – такая композиция украшает свод Архиепископской капеллы в Равенне VI в. Обе композиции трактуют свод храма как небо, куда удалился по Вознесении Христос и откуда он должен сойти в последний день. Могут встречаться варианты смешанного типа, например, Христос на троне с коленопреклоненным императором Львом VI, справа и слева в медальонах помещены изображения Богоматери и архангела Гавриила (как бы повторяя схему Благовещения), такая мозаика расположена над входом в собор св. На фоне – буквы славянские, означающие сокращение имени Иисус Христос.
Он должен был произойти из колена Иуды. В основе иконографической схемы стихи 120-го псалма – «Не дремлет и не спит Хранящий Израиля». Темы архиерейского служения Христа, единства небесной и земной литургии акцентированы в сцене «Причащение апостолов» в росписи на стене центральной апсиды в церквях: св. Первое, на что сразу обращаешь внимание: встречаются изображения святителей как в фелонях, так и в саккосах, причем не прослеживается четкой зависимости особенности архиерейских облачений от сана изображаемого святителя. Он складывается в XIV веке и представлен прежде всего в композициях «Предста Царица одесную Тебе», где Христос изображается в царском саккосе, с лором и омофором, в короне-камилавке, часто сопровождаемый надписью: «Ты еси иерей по чину Мелхиседекову». Слово «икона» греческого происхождения. И, наконец, фигура Христа, парящая в воздухе, вписана в красный ромб. Дары, стоящие на престоле.
По сторонам – 2 ангела в диаконских стихарях с покровенными красными платами руками. Такой деисус конца XII в. можно видеть в экспозиции Третьяковской галереи. Это иконостас. Длинная широкая лента с изображениями четырех крестов по всей длинне – омофор – символ дара Духа Святого, подаваемого епископу в Таинстве архиерейской хиротонии.
Постепенно из двух вариантов «Вознесения» выкристаллизовался один – Христос Пантократор в окружении небесных сил. Этот признак, отличающий Спасителя от святых, указывает на Его голгофскую Жертву. Жестко прорисованы брови. Примером такого рода иконы является рублевский Спас из Звенигорода, центр деисусного чина. Тип Христа Эммануила появился в иконографии довольно рано. Иконография «В.
Со временем лик Господа был перенесен древними живописцами на другой холст и была создана икона – «Спас Великий Архиерей». Да не суди меня по деяниям моим. Икона Спас Великий Архиерей именуется в народе «Царь царей», так как изображает Господа Иисуса Христа в той славе, которая только возможна на Земле и иллюстрирует апокалиптические эпитеты: «Царь царей и Господь господствующих».
Это символизирует соединение во Христе антиномических начал – милости и истины, огня Духа и воды Живой, божественной и человеческой его природы, непознаваемости и воплощения и т. д. Красный нижний квадрат означает землю – четырехугольник всегда прочитывается как земная фигура (четыре стороны света, четыре стихии и т. п. ). С. 184 икона, 1562 (ГРМ), а иногда надписью: «Архиерей Великий» (икона Никиты Павловца, 1676 (ГТГ). В сцене «Поклонение жертве» в алтаре ц. мон-ря в Модриште (Македония), 80-е гг.
Владыка Небес. Ключевые слова: икона, Спас Великий Архиерей, старообрядцы-липоване иконография.
Под ризой носился хитон с рукавами, который также был длиной до пят. В соответствии с традиционной иконописной схемой в «Великом архиерее» лицо Христа худое, нос прямой и тонкий. Вторая история приводит нас в восточный город Эдессу, где царем был Авгарь. Оно означает «образ», «портрет». Верхняя риза указывала на славу, величие и святость первосвященника.
Бог говорит к нам из среды огня. Между чашей и дискосом лежит развернутый свиток с начальными словами литургии: «Благословенно царство Отца и Сына. » Христос изображен в крещатом саккосе и омофоре, с непокрытой головой. На Руси также была известна эта иконография, например, соловецкая икона сер.
По сторонам – 2 ангела в диаконских стихарях с покровенными красными платами руками. Образ прославился чудесным исцелением императора и его дочери. Димитрия Маркова монастыря (Македония), 1376-1381 гг., в росписи купола ряда афонских соборов, например монастыря Дохиар, 1568 г. В росписи церкви арх.
Образ Божественного Судии и образ Страшного Суда приобретают в этом контексте особое звучание, выраженное в Новом Завете словами апостола Иакова: «Милость превозносится над судом». Ин. Услышав о Христе, он посылает к нему своего слугу с приглашением посетить Эдессу. Ключов слова: кона, Спас Великий Архрей, старообрядц-липован, конографя. 28:36-38).
Спаситель изображается в ангельском чине, как юноша в белой мантии с широкими рукавами. Им служили, приносили жертвы, в том числе и человеческие. Заболев проказой, царь долго и тщетно ищет того, кто бы мог его вылечить. Рассмотрим тексты, которые обычно избираются для написания на открытых страницах книги. Иконы освящаются в церкви и через это освящение им сообщается благодать Святого Духа.
На иконе изображен Господь Иисус Христос, восседающий на Престоле в архиерейском облачении. Но в самые важные моменты Литургии омофор снимают с архиерея. И тотчас Господь обещал покаявшемуся разбойнику забрать его «ныне» же вместе с Собой в Рай. В росписи ц. арх. Забери душу мою в Царствие Свое, когда свершится суд. Спас Вседержитель (Пантократор) – это еще одна икона, которую можно увидеть в каждом православном храме.
Вот таким образом такой символ был особенно распространен. Стены храма расписаны иконописными фресками и это тоже иконы. «Спас Великий Архрей» в конопису старообрядцв-липован друго половини ХХ початку ХХ столття. Но в самый разгар боя нерукотворный образ являет еще одно чудо – изображение проходит как бы сквозь толщу стены и отпечатывается на фасаде. Михаила в Леснове (Македония), 1346 г., в купольной композиции «Небесная литургия» изображение В. А. отсутствует, но дважды представлено в алтаре: в нижнем ярусе центральной апсиды под сценой «Причащение апостолов» и в нише диаконника.
Местоположение выбрано неслучайно: Христос вводит молящегося в Царство Божие. Вот таким образом мы молимся не иконе, а тому, кто на ней изображен. А» близка др. На иконе Христос предстает перед нами облаченным в гиматий и хитон.
А буквы греческого алфавита, расположенные по сторонам вписанного креста, являются аббревиатурой слова «Сущий», которое отражает одно из имен и свойств Божьих. Храм есть место ожидания Второго пришествия Господа. И тогда никто не сможет противиться очевидной всем и каждому Царской славе Христа.
(«Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется». на основании видения изложенного в книге пророка Иезекииля и описания Теофании (явление Бога), данного в Откровении Иоанна Богослова. Тема Предвечного Младенца, Эммануила, «рожденного, не сотворенного», развивается в иконографии XIV в. в византийском и балканском искусстве, тогда появляются композиции типа «Недреманное око». Когда Он жил на Земле, то проповедовал людям именно об этом Царстве.
В основу статьи положен материал, собранный во время поездки автора в Одессу и Южную Бессарабию (Буджак) в июнеиюле 2014 года. Так стали писать с XVII в. Спас на престоле – эта икона имеет много общих черт с предыдущим изображением (книга, благословляющая рука), но фигура Христа всегда изображается восседающей на престоле в полный рост. Итак, Христос, восседающий на престоле изображен на фоне красного квадрата, на который последовательно наложены синий круг (овал) и красный ромб. Буквы, составляющие это слово, являются первыми буквами в словосочетании, которое на русский язык переводится так: «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Они знали об этом и ждали рождения Его.
В представленном (кратком. ) списке памятников содержится ответ на вопрос о причинах обращения к опыту балканских мастеров в России XVI в. Внимание к южнославянскому искусству выражало духовные запросы Москвы, на которых выстраивалась большая государственно-религиозная программа. Это и Книга Завета и Закона – Библия и собственно Евангелие – Благая Весть, которую в мир принес Спаситель и то Его сокровенное учение, которое «горько во чреве и сладко в устах» (Откр. Эти образы, созданные художниками, называются иконами.
На светлом фоне изображен лик в обрамлении крестчатого нимба. Чаще всего это слова из Евангелия от Матфея: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас». «Богоматери Киккская» стала почитаться в России с конца XVI века, чему способствовало распространение сказаний о кипрских святынях. Интересным примером может служить воздух, вышитый в 1389 г. великой княгиней Марией (вдовой князя Симеона Гордого). В церкве Вознесения монастыря Раваница (Сербия), ок.
Рецензент статт: Котляр. О., канд. Рядом с апостолом Марком написан лев, в знак могущества и царственного достоинства Христа. Русский изограф также допустил смелое отклонение от прославленного протографа.
Иконе «Спас Великий Архиерей» – пристало возносить молитвы во всех случаях, неразрешенных и сложных жизненных ситуациях, в нуждах и чаяниях, горестях и радостях. Да будет на все воля Твоя. Подобные изображения получили распространения в поздневизантийском искусстве.
1 ВСНИК 123 УДК (477. 74):726:75. 03 «18-19» Шулика В. В. The article is based on material collected by the author during a visit of Odessa and Southern Bessarabia (Budzhak) in June-July The article is devoted to the most popular iconographic type of Christ in the Old Believers Lipovans Christ the Great Pontiff. Вот уже многие столетия икона «Спас Великий Архиерей», дарует верующим исцеление от болезней, защищает от стихийных бедствий, соединяет разрозненные семьи, вот таким образом данную икону рекомендуется иметь в каждом христианском доме. 28:32).
Ты – душа моя. Нередко этот небесный свод изображается как бы затканным ангельскими головками. Другая, более типичная, надпись на свитке Иоанна Предтечи: Се Агнец Божий, вземляй грехи всего мира (Ин. Ефод, верхняя одежда первосвященника, по мнению комментаторов Ветхого Завета, походил на саккос, но без рукавов, состоял из двух кусков дорогой материи (напоминавшей парчу) на нем закреплялся и носился наперсник. Кто же они – эти убийцы Бога. св. Наиболее классичной из русских икон данного типа является, без сомнения, «Спас Нерукотворный» XII в. из Новгорода. Прошу, прости мне все грехи мои, наставь на путь праведный и истинный.
Георгия в Полошко (Македония), ок. Под свитком можно прочитать: «ЛЕТА ГОСПОДНЯ 7176 (1668) ПИСАЛ ПИМИН ФЕДОРОВ ЗОВОМ СИМОН ОУШАКОВ» Творение Симона Ушакова является одним из списков с древней чудотворной иконы Богоматери с острова Кипр, она считается главной святыней острова. Николая Орфаноса в Фессалонике, 2-я четв. В XVII в. было заменено большинство местных икон, в том числе снята копия с иконы XVI в. Спас на престоле, оригинал которой, по преданию связываемый с именем Византийского императора Мануила, перевезен Иваном IV в Москву (ПСРЛ, т. 3). Ее надевали через голову, горловину обшивали тканым кантом, подобно отверстию брони (Исх.
1320 г. св. Изображение в руках Спаса Великого Архиерея светского символа власти (царский скипетр) приближает ее к иконографическому типу «Спас Царь Царем», что зафиксировано и в надписаниях икон. Обычно на этой иконе Спаситель изображен с закрытым Евангелием, так как, подходя к вратам, мы только приближаемся к той тайне, которая откроется во всей полноте в последний день, в день Суда, когда «все тайное станет явным», с Книги Жизни будут сняты печати и Слово будет судить мир. Но во всех вариантах главное – это нерукотворный лик Иисуса Христа. 7:23-28). Лишь ты способен избавить меня от уныния.
Христос отказывается идти, но не отказывается исцелить царя. Такие композиции также весьма широко распространены в монументальной живописи. Под влиянием этой иконографии на рус.
Здесь Христос воспринимается как Царь Небесный и как Судия. «Christ the Great Pontiff» in the iconography of the Old Believers- Lipovans, the second half of the nineteenth early XX century. XIV в. из монастыря Ксиропотам, в апсиде церкви вмч. Наибольшее распространение этот иконографический тип получил в монументальной живописи. Когда слуга доставляет чудесный кусок ткани в Эдессу, царь, приложившись, тут же получает исцеление от страшной болезни.
XVI в. На вершине горы на ложе возлежит Спас Эммануил, над ним парит ангел с опахалом. Ты – судья всех живых на земле и умерших душ. Никиты, близ Скопье (Македония), ок. (Обычно фреска или мозаика «Пантократор» находится в центральной купольной части церкви). Когда омофор надет на рамена (плечи) епископа, тогда владыка – символ Самого Христа.
Киккский образ относится к иконографическому типу «Богоматери Взыграния», воплощавшего тему страстей Христа и предвидения Божией Матерью страданий своего сына. Во второй раз Господь придет уже как Царь и Господь во всей своей славе прямо с Небес. Иоанна Предтечи Иверского мон-ря). Иудеи ждали этого предреченного Царя с нетерпением. Лаконичность и выразительность образа помогает выявить для нас основные элементы этой иконографии: лик, глаза (преувеличенные, с характерным взглядом), крест на нимбе состоит из девяти линеечек, означающих 9 ангельских чинов, славу Божию, тут же греческие буквы – Сущий. Статтю побудовано на матерал, який було збрано пд час поздки автора до м. Одеса та Пвдено Бессараб (Буджак) в червн-липн 2014 року.
Справа от Христа – Богородица (по отношению к зрителю Богородица расположена в левой части иконы), напротив нее архангел, держащий крест. В те времена никто еще не видел Бога. 1370 г. - Великий Архиерей везде представлен в саккосе, без омофора, причащающим апостолов. Осташенко. Иконография Иисуса Христа «Великий Архиерей» близка иконографии Спасителя «Царь Царем».
Таким образом, чудотворный Лик спасает и царя и целый город. Южнославянские иконописцы приезжали в Новгород часто вероятно именно ими был создан расширенный, торжественный вариант иконографии, широко распространившийся на Руси в XVI в. Тема Архиерейского служения Христа Спасителя в сочетании с достоинством Его как Царя была в период, предшествовавший установлению на Руси Патриаршества весьма актуальна. 1387 г., Великий Архиерей изображен в алтаре в композиции «Евхаристия» перед престолом, благословляющим обеими руками апостолов, облачен в саккос и омофор и в куполе в композиции «Небесная литургия» – с кадилом в руках встречающим процессию ангелов с Дарами. Первые публикации, посвященные этому явлению, появляются в 1980-е г. на волне нарастающего интереса к так называемой «поздней» иконе. Михаила в Леснове (Македония), 1346 г., в купольной композиции «Небесная литургия» изображение Великого Архиерея отсутствует, но дважды представлено в алтаре: в нижнем ярусе центральной апсиды под сценой «Причащение апостолов» и в нише диаконника.
В диаконнике Христос представлен в рост, также с непокрытой головой, правой рукой двуперстно благословляет, в левой – закрытое Евангелие. Под влиянием этой иконографии на русских иконах и в росписях на тему Небесной литургии появляются изображения Спасителя в типе «Великий Архиерей» в митре. 10. 9). Keywords: con, Christ the Great Pontiff, Old Believers-Lipovans, iconography. Статтю присвячено найбльш розповсюдженому конографчному типу Христа у старообрядцв-липован «Спас Великий Архрей». По словам святых отцов и учителей Церкви, «честь, воздаваемая образу, переходит на первообраз».
Таким образом, композиция в куполе оказывалась проекцией реального переживания скорой встречи со Спасителем. Image in the hands of the Christ the Great Pontiff secular symbol of authority (the king s scepter) brings it to the iconographic type of Christ the King of the King, as recorded in underwriting of icons. В ветхозаветной Церкви существовал запрет на изображения Бога.
4:7). Гранаты на подоле должны были напоминать первосвященнику о заповедях, которые надлежало соблюдать и ему, а звон бубенцов, согласно Исх. К тому же омофор изображает собой грешное человечество (заблудшую овцу, которую Господь спасает, неся на плечах).
Правой рукой Христос благословляет, левой придерживает раскрытую книгу. После чего Алексей I Комнин, оставив у себя точную копию, отправил святыню на Кипр. Правая рука благословляет, левая поддерживает закрытое или раскрытое Евангелие. Но она находится под частичной записью и художественные признаки говорят о ее принадлежности к XVII в. Несомненно, что на ее месте в Софийском соборе находился гораздо более древний образ Предста Царица (возможно, действительно Корсунский). Знали и соседствующие с иудеями языческие народы. Ты – единственный судья всему народу мирскому.
Так, существует устойчивая иконография Царя Царем — Великого Архиерея, сочетающая царский и священнический титулы Христа (происходит от слов апостола Павла — «во-первых, по знаменованию царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира» (Евр. 7:2). Эти символы раскрывают различные стороны искупительного подвига и учения Спасителя. 5:5-10).