Винсент Виллем Ван Гог (30 марта 1853, Грот-Зюндерт, около Бреды, Нидерланды – 29 июля 1890, Овер-сюр-Уаз, Франция) – всемирно известный нидерландский художник-постимпрессионист.
Суждения и приговоры, на которые опиралась новая школа, часто противоречили друг другу. Aesculape июль 1936). Все это на синей скатерти и желтом фоне рядом с посудой лежат два апельсина и три лимона. Неотделима от этих понятий была и особая техника живописи, применяемая Сёра. Он просто был не в силах упустить случай доказать непогрешимость своих теорий.
Эти письма насыщены непокорностью, глубоким отчаянием и в то же время верой. Плененный эффектом, которого он мог достигать ограниченной шкалой красок использованием больших плоских планов и резких контуров, Ван Гог написал портрет Рулена (почтальона, с которым он подружился) в ярко-синей форменной одежде на бледно-голубом фоне. И вот собираются комментаторы.
Две другие картины уже проданы. Рядом с красным, синим и зеленым излюбленным Ван Гога был желтый – цвет спелого хлебного поля, подсолнухов, жгучего южного солнца. Картины импрессионистов вскоре убедили его, что он ошибался.
Van Gogh et la famille Roulin. Поздние картины Ван Гога – арена столкновения именно этих двух красок. Рука девочки, что у самой рамы, выделена больше чем следует. Ван Гог написал это же кафе еще раньше.
Не думаю. Однако это не было бегством в мир вымысла и абстракции (хотя сам он применял иногда именно эти определения), но поисками новых путей.
Взятый в широком смысле, он охватывает период, начинающийся с 1886 г., когда состоялась последняя выставка импрессионистов, на которой впервые появились неоимпрессионисты и длящийся без малого двадцать лет, до тех пор, пока не родился кубизм и наступила абсолютно новая эра, возвестившая рождение современного искусства. Все-таки ему было суждено внести вклад в постимпрессионизм.
Ревалд пишет беспристрастно и строго. Он добавил, что будет ждать его в знаменитом Квадратном салоне. 26 Несколько позже Майоль встретился с Гогеном и показал ему свои работы.
Критика и упреки скорее ожесточали, чем смягчали его. Хотя художнику, благодаря тому что он был непохож на других иногда хотелось остаться в одиночестве, он в то же время отчаянно жаждал иметь друзей, нравиться людям и готов был обуздывать себя при условии, что окружающие согласятся принимать его таким, как он есть. 6 Уступая этому нажиму, дирекция театра объявила, что отказывается от своего намерения. Он мог не отдавать себе отчета в том, насколько они гениальны, его могла привлекать, главным образом их искренность (хотя плохие художники тоже могут быть и часто бывают искренними), он мог не столько понимать их цели, сколько жалеть их за необходимость вести постоянную борьбу, но он каким-то образом интуитивно отзывался на все нешаблонное и смело революционное в искусстве.
Вскоре он сумел вместе с Сёра усовершенствовать его систему.
А это не могло не повлечь за собой оживленных споров с его новым другом. В 1880—1881 гг. Сезанн, например (и его последователи сезаннисты), считал, что задача художника заключается не в фиксации мгновенных впечатлений от действительности, а в глубоком её изучении, выявлении и передаче общих, основополагающих качеств— объёма, структуры, весомости в интересе вечного монументального характера мира, его устойчивых, непреходящих черт. Не забывайте, что среди абонирующих места уже есть несколько графов и миллионеров. Рисунок Гогена понравился Ван Гогу. 20.
О Ван Гоге писали очень много: и весьма знающие ученые и привлеченные его трагической судьбой вдохновенные беллетристы, в безудержном энтузиазме обычно выходящие далеко за пределы объективной действительности и дающие ложный облик художника. Быть может, его приезд в Бретань был нежелателен.
И отклик этот не мог быть мирным, так как общими у них были как раз те черты, которые вызывали конфликты. Иногда она по-настоящему пугает нас, но по временам мы на удивленье веселы и буйны. Там же состоялись первые персональные выставки Гийомена и Люса. 7 И с этим сумасшедшим художником-монахом сравнивал себя Ван Гог, ожидая приезда Гогена.
Я смогу также продать Хоровод бретонских девочек, но в нем надо кое-что исправить. Немецкий художник изучавший в июле 1888 г. полотна Моне в галерее Тео Ван Гога (Тео только что подписал недолговечный контракт с Моне), впоследствии рассказывал, что молодой и приветливый служащий с рыжеватыми волосами, совсем непохожий на француза, вскоре начал встречать нас очень сердечно, как старых знакомых. После выхода из клиники «Сен-Поль» Ван Гог попытался вновь приспособиться к жизни в обществе, но прожил всего 70 дней. От раны художник мучался около недели.
Кавалерии, где по приезде в Арль устроился Винсент. В мае 1884 г. открылась первая выставка без жюри, в которой приняли участие четыреста художников. Под влиянием импрессионистов техника Ван Гога становится более свободной, смелой, палитра высветляется («Пейзаж в Овере после дождя», 1890).
А когда он писал портрет лейтенанта зуавов Милье, ставшего наряду с Руленом 54 ближайшим другом художника, то упивался столкновениями красного, синего, зеленого и белого. Среди художников следующего поколения такого единства уже не было. А знает Ревалд очень много. Кроме того, поначалу он довольно холодно отнесся к работам импрессионистов, в чем позже сам признавался сестре: Постоянно слыша об импрессионистах, ждешь от них очень многого, а. когда видишь их в первый раз испытываешь разочарование и думаешь, что картины их уродливы, неряшливо и плохо написаны, плохо нарисованы, бедны по цвету, словом, жалки. В то время зародились такие жанры постимпрессионизма, как: пуантилизм, синтетизм, клуазонизм, творчество группы художников«Наби» и в конце концов модерн.
Когда он писал Тарасконский дилижанс (Доде посвятил такой карете целую главу в своем Тартарене) в ярко-красных, синих, черных и зеленых тонах, он поместил его на сером, желтом и теплом белом фоне под голубым небом. (of his search for an artistic language of his own) «Вместо того, что бы пытаться воспроизвести (reproduce) точно, что находится перед глазами, я пользовался красками более свободно и это помогает мне выразить себя наиболее верно», — писал Ван Гог. Они надеялись, что настанет день, когда их перо и кисть будут считаться вещами не менее важными, чем молот и плуг.
Летом 1888 г. Гоген, который не мог оплатить свой скромный стол в пансионе Глоанек, вообразил, что сумеет добыть не менее 600000 франков на организацию галереи, где Тео Ван Гог мог бы продавать картины импрессионистов. Отметим только некоторые положения.
Поскольку Гоген не привез из Понт-Авена своих картин, а захватил лишь картину Бернара Бретонки на лугу, то фактически именно по этой картине Винсент впервые познакомился с синтетизмом своих друзей. Перемена эта, возможно, произошла благодаря его знакомству с Эмилем Бернаром и Полем Синьяком, с которыми он встретился в начале 1887 г. в маленькой лавочке торговца красками папаши Танги. Анри соответственно установил хроматический круг, на котором радостные (динамические) цвета соответствуют радостным (динамическим) направлениям, а тормозящие цвета тормозящим направлениям и где учтены также теория контрастов, длина волн различных цветов и пр. Их произведения остались жить в категории большого времени и большого пространства. Уверенный в своем призвании, он был убежден, что жертвы его не могут быть напрасны.
Младшее поколение повсеместно подражало его работам. Они существуют в условном мире искусства, где эти предметы преображаются художником.
Только после 30 лет Ван Гог целиком посвящает себя живописи. он посещает Брюссельскую Академию художеств. Изображение замкнутого круга без единой возможности вырваться из него.
Краски его, однако, были чистыми, элементы уравновешены и закон контрастов соблюден. Редон, Сёра, Синьяк, равно как Ангран и Кросс, приняли активное участие в прениях. предисловие к Premiers Poemes, 1897) Кан объясняет, как использовать в стихе динамогенные и тормозящие импульсы, ассонансы, связность и другие элементы ритма и композиции и это несомненно свидетельствует о том, что он находился под влиянием Хроматического круга (1888) своего друга В этой книге Анри анализирует язык и музыку, подобно тому, как он анализировал цвет исходя из своей теории психологии восприятия положенной им в основу всех трех искусств: живописи, поэзии и музыки. Почему бы вам не обратиться к моему коллеге по институту господину Энгру. Как только художники немного привыкли друг к другу, они взялись за работу.
Но не потеряв веру в свои способности, он не видел сейчас перед собой ясного пути. Данная книга – это всего первый том истории постимпрессионистического искусства. Одна категория нервов чувствительна к воздействию длинных световых волн (ощущение красного), вторая категория реагирует на волны средней длины (ощущение зеленого), третья возбуждается короткими световыми волнами (ощущение фиолетового).
Таково было и мое первое впечатление, когда я приехал в Париж. Ни те, ни другие (если не считать симпатий некоторых к анархизму) не потрясали социальных основано все они неизменно находились в резкой оппозиции к официальному искусству и разрушали установившиеся художественные авторитеты. Энтузиаст, как все новообращенные, Серюзье зашел в абстракции дальше, чем сам Гоген.
В своей теории поэзии (см.
Ренуар и Моне, не присоединившиеся к своим друзьям импрессионистам, выставлялись в июне на пятой Международной выставке в пышных галереях Жоржа Пти, где они очутились в обществе самых модных знаменитостей, в том числе Болдини, Бенара, Жака Эмиля Бланша и Рафаэлли.
Не удивительно вот таким образом, что Гюисманс немало способствовал открытию и Моро и Редона. Что касается жизни Ван Гога.
Пронизывающе-ярким, лимонно-желтым светом залито уличное кафе. 65 Те, кто подчинились влиянию Сёра, были скорее людьми слабыми, чем недобросовестными. Как он сам говорит, он не столько хотел изложить свое мнение о событиях.
Это – вариации синих тонов, оживленных целой серией желтых, доходящих до оранжевого. И ещё здесь есть что-то от самурая.
Конечно, устранить старое легче всего можно было с помощью бомб. Практически все художники в этом жанре — французы. Между прочим, работы Ван Гога не вызывали у Синьяка особого восторга.
Один из этих журнальчиков даже опубликовал рецепт изготовления динамита. Revue des P. T. Последний выставил полотно изображающее мертвого ребенка эту картину Золя описал в романе Творчество, как одно из произведений своего героя – художника. Знайте, я не сказал ему ничего другого, кроме того, в чем был убежден всегда.
Джордж Мур насмехался над его Гранд-Жатт, отказываясь принимать ее всерьез. примеч. Для Гогена контракт этот был долгожданным решением всех проблем. Впоследствии она так и не вышла замуж.
Но импрессионисты, сталкиваясь с непониманием публики, не знали одной, может быть, самой страшной беды – творческого одиночества. Эти зачастую противоречивые влияния более или менее отчетливо проявляются в картинах Ван Гога, сделанных в Париже, свидетельствующих о больших расхождениях не только в манере исполнения, но и в цвете мелкие точки и мазки чередуются с широкими, решительными, тонкие слои краски – с тяжелыми и густыми, яркие краски – с бледными, одноцветные композиции – с этюдами в дополнительных цветах импрессионистские наброски – с картинами, созданными под влиянием японских гравюр (как, например, портрет женщины, предположительно изображающий Сегатори).
Это пейзажи: на одном изображен луг и две собаки на другом болотце у обочины дороги. В перерывах они частенько устраивали между собой боксерские состязания и только им одним разрешалось носить цилиндры во время работы. Свои самые удачные и лучшие работы он написал на Таити и в Океании.
Не испытывая жалости к другим, он утверждал, что относится к себе так же безжалостно, но ему не всегда удавалось скрывать свою самовлюбленность.
Возможно, это нужно было показать с большей отчетливостью. В пансионе Глоанек его и его друзей называли импрессионистами.
Чем ближе был день приезда Гогена в Арль, тем больше нервничал Ван Гог., т. I, стр. Постепенно он отказался от темных и земляных красок, которые употреблял в ранних работах. Как мы уже сказали, данная монография Ревалда является только первым томом истории постимпрессионизма. Он никогда не позволяет себе произвольных домыслов или пристрастных толкований.
Сейчас исследователи говорят о том, что никакого уха себе художник не отрезал (отрезал лишь мочку уха) и никакого самоубийства не совершал. Сколько, например, было споров о цифрах 3 и 7. Две танцовщицы -Ла Гулю и Грий дЭгу начали привлекать к себе внимание своими веселыми, чуточку скабрезными танцами и публика толпами валила в кабаре, щедро рассеянные по всему Монмартру.
Я сразу же сказал себе, что был бы удовлетворен своей работой, если бы ее одобрил Гоген. Ах, вы художники. Однако он неизменно старался одобрять, а не критиковать, так как, как он сам объяснял, мне причиняет боль, меня раздражает, если я встречаю кого-нибудь, о чьих принципах вынужден сказать: Это ни хорошо, ни плохо, это, по существу, ни рыба ни мясо. Одним из них был молодой воспитанник Школы изящных искусств Аристид Майоль.
Что же касается сюжета, то мы устали от банального, повседневного и принудительно современного мы желаем иметь возможность переносить развитие символа в любую эпоху и даже в область мечты (так как мечта неотличима от жизни). Винсент Ван Гог решил устроить что-то вроде выставки импрессионистов.
Художники занимались поисками, которые приводили к возникновению различных направлений из которых и сложился постимпрессионизм: пуантилизм (Жорж Сёра, Поль Синьяк), символизм Гогена и группы «наби» (Морис Дени, Поль Серюзье, Пьер Боннар), создание линейно-живописного строя будущего стиля модерн (Тулуз-Лотрек и др. ), принципы Сезанна и проч. Он считал, что доверие публики к импрессионистам и к их картинам возрастет, если их будут продавать несколько торговцев, а не один Дюран-Рюэль, которого уже начали подозревать в том, что он рекламирует импрессионистов лишь потому, что собрал большое количество их картин. Искусство Гогена было для меня откровением, - признавался впоследствии Майоль.
Это был пророческий взгляд художника. 25 Он находился также в дружеских отношениях с Уистлером. В 1886 г. молодой критик Феликс Фенеон написал серию статей Импрессионисты в 1886 г., пытаясь доказать, что натуралистический импрессионизм вытесняется новым, научным и подробно излагая теории своего друга Сёра. Единственным взглядом мастер охватывает (the master embraces) свой выбранный мотив и динамичными мазками, часто без кисти, просто выдавленными (squeezing) прямо на холст из тюбика, он передаёт (he transfers) не столько то, что он увидел, но больше то, как он чувствует мир.
Я люблю Бретань, – писал он вскоре своему другу Шуффенекеру. Винсент родился в 1853 году и был старшим из трёх братьев.
Озарения, по свидетельству Фенеона, очаровали одних читателей и напугали других. То же относится и к японскому искусству. Ему представилась возможность написать два портрета их соседки госпожи Жину в арлезианском костюме (фиолетовое платье на желтом фоне – противопоставление дополнительных цветов, которые так ненавидел Гоген). К сожалению, при жизни он былмерзавцем и неудачником, но его спасколоссальный талант.
Друг Серюзье Морис Дени уже говорил с ним о Гогене. Сам Ван Гог никак не объяснил мотивы своей попытки самоубийства. Крутые холмы окружали деревню.
Несколько позже Верлена пришлось госпитализировать и лечить от алкоголизма. Они отражают разнообразные влияния, которым он подвергался в Париже. Они заходили к Деларбейретту, где дивились сверкающей пастозности Монтичелли (умершего в июне 1886 г. ), встречались с Портье, которому Тео уже давал некоторые полотна, присланные ему Винсентом, в тщетной надежде, что тот сможет продать их. – Там я нахожу дикость и первобытность. Они были поражены.
Одни из них ее ревниво отстаивали, другие тщетно старались преодолеть. Эта поэтическая форма, решительно пренебрегавшая традиционным синтаксисом, крайне встревожила Малларме. Обладая яркой самобытной индивидуальностью, Ван Гог выработал свою собственную живописную манеру. Покупателю хочется, чтобы вы несколько пересмотрели эту деталь, не внося в композицию никаких других изменений.
29 G. Кahn. Но хроническая болезнь горла помешала Делакруа осуществить эту встречу.
Он был болен дизентерией, подхваченной на Мартинике, тревожился о своей семье, жившей в Дании, терзался из-за долгов, несмотря на то, что добрый Шуффенекер время от времени переводил ему деньги. В 1886 году он приехал в Париж и застал последнюю выставку имперссионистов. Сёра время от времени встречался со своими друзьями в кафе Маренго, где собирались Независимые (их собрания он добросовестно посещал), в Новых Афинах, бывшем месте встреч импрессионистов, показывавшихся там все реже и реже, в Английской таверне, на улице Амстердам, где в 1886 г. собирались сотрудники La Vogue, на регулярных понедельниках в мастерской Синьяка, находившейся неподалеку от мастерской самого Сёра, на авеню Клиши, где Синьяк принимал своих друзей и некоторых писателей, например, Анри де Ренье, Поля Адана и Поля Алексиса или, наконец, в Восточном кафе на улице Клиши, куда он заглядывал на несколько минут безупречно и строго одетый, когда с наступлением сумерек оставлял мастерскую и направлялся обедать к матери.
Одним из этих торговцев был г-н Жорж Тома. («Едоки картофеля», 1885).
Но что в таком случае послужило причиной того срыва. По их мнению импрессионист следует за своими ощущениями почти автоматически, наблюдая, но не видя, в то время как они сами всегда желали найти в произведении искусства поэтическую мысль, переведенную на язык живописи. Но что делать, раз так получается.
Желая преодолеть эмпиризм художественного мышления, они отказались от стремления импрессионистов запечатлеть сиюминутность («впечатление») и принялись осмысливать длительные состояния окружающего мира, стремились запечатлеть длительные, сущностные состояния жизни, причём— и материальные и духовные. Ван Гог вскоре украсил свою комнату новыми приобретениями. При этом многие мелкие направления (например, пуантилизм), существовали только в данный хронологический период. Их разделяли мелкая зависть, теоретические и практические расхождения.
Образы его картин окрашены пессимистическими и тревожными настроениями. Друг Фенеона Дюжарден, говоря о последних работах Анкетена, так сформулировал основные принципы символистского искусства: В живописи, так же как в литературе изображение подлинной натуры – пустая фантазия.
Перед смертью Ван Гог сказал: «Да, я заплатил жизнью за свою работу и это стоило половины моего разума. » Александр Бенуа назвал его «мучеником идеи», а Писсарро ещё при жизни Ван Гога сказал, что он либо сойдёт с ума, либо превзойдёт всех нас». Priоu. Ты знаешь, например, что я часто небрежен в одежде. Гоген тогда все еще писал, следуя концепциям импрессионистов, привитым ему Писсарро.
Все мысли его были теперь направлены к одной цели: заставить Гогена отказаться от отъезда. (Надо отметить, что Сюзанна Валадон, которая начала в то время рисовать, была почти столь же строга к себе в своем автопортрете. ) Вскоре после ее портрета Лотрек написал портрет Эмиля Бернара, своего честолюбивого и неугомонного соученика по мастерской Кормона. Они – как борьба добра и зла, дневного света и ночного сумрака, надежды и отчаяния. Остроконечная бородка способствовала его сходству с дядей Сэмом.
В картине Таитянка, держащая плод силуэт женщины очерчен простыми и ясными контурами. Доминанта импрессионистической системы – цвет. Осенью 1886 г. Дюжарден и Фенеон вместе взялись за издание журнала La Revue independante, который временно прекратил свое существование, но теперь, под их руководством, начал играть ведущую роль.
30 Что касается Гюисманса, то он яростно нападал на фигурные композиции Сёра (пейзажи ему нравились) и говорил: Они слишком техничны, в них слишком много системы здесь недостает искры, недостает жизни.
«Я останусь псом или попрошайкой, но всё равно я буду художником» — говорил Ван-Гог. В отличие от импрессионистов они не стремились стать известными. Будучи десятью годами моложе Ван Гога, Синьяк начал заниматься живописью очень рано. Здесь Ван Гог впервые в своих письмах из Арля упоминает слово безумие и делает это в связи с воспоминанием о другом художнике – Гуго ван дер Гусе (фламандец, 1440-1482), который в возрасте тридцати пяти лет удалился в монастырь, начал пить и вскоре обнаружил признаки умопомешательства.
Нужно иметь достаточно тренированный глаз, чтобы отличить картины Моне от полотен. (Сёра же обычно писал на холстах, предварительно покрытых краской, положенной широкими мазками, что давало возможность располагать точки более свободно без того, чтобы была видна белая основа холста. ) Что же касается Жоржа Леммена, третьего неоимпрессиониста в Группе двадцати, то он был менее склонен к самостоятельным экспериментам и, подобно Максимилиану Люсу, очень свободно пользовался методом Сёра. Одновременно с импрессионистами в 80-х гг.
Очень многие придерживаются именно этой теории. На такую тематику его вдохновлялЖан-ФрансуаМилле. Ранние его работы имеют определенные черты старой голландской традиции. Желая преодолеть эмпиризм художественного мышления, они отказались от стремления импрессионистов запечатлеть сиюминутность («впечатление») и принялись осмысливать длительные состояния окружающего мира, стремились запечатлеть длительные, сущностные состояния жизни, причём— и материальные и духовные. Малларме навестил его после выхода из больницы.
Будущие художники-постимпрессионисты (многие из которых ранее примыкали к импрессионизму), начали искать новые методы и выразительные средства, которые были бы более созвучны эпохе. Vincent van Gogh et le drame de loreille coupee.
Различные направления и индивидуальные творческие системы активно влияли друг на друга. Я не знаю ни одного из графиков современности, который обладал бы такой уверенностью линии, такой силой внушения, таким лаконизмом рисунка.
14 Враждебно настроенные критики особенно выделяли Ренуара, считая, что его колорит напоминает помесь радуги с зажженным фейерверком. Отсюда – необходимость схватить пейзаж в один сеанс, отсюда же – стремление заставлять природу притворяться в доказательство того, что этот момент уникален и никогда больше не повторится.
Друзья его стояли выше большинства преимущественно тупых учеников, они интересовались новыми идеями и готовы были отправиться на поиски нехоженых путей.
Он осознавал «ненормальность» своего образа жизни и долгое время надеялся обрести семью, как и все прочие люди. С вершин холмов виден был песчаный берег залива, к которому катилась река. Сплотиться вокруг Гогена и принять его теории было бы слишком просто.
Но хотя Фенеон прекрасно понимал значение живописи Сёра, он лишь два года спустя после того как изучил Гранд-Жатт и лично встретился с Сёра на выставке импрессионистов решил послужить своим пером новому направлению. В Салоне независимых 1887 г., где Сёра показал только пейзажи, рисунки и этюд для Натурщиц (сама большая композиция еще не была готова), Дюбуа-Пилле и Ангран выставили картины, выполненные исключительно мелкими точками. Чтобы его друзей не наказали, Ван Гог всё взял на себя, сказал, что совершил самоубийство. Ван Гог не знал, что в Арле он найдет не только все это, но еще и безмятежность, близкую композициям Пюви де Шаванна, крестьян, казалось, сошедших прямо с полотен Милле, горожан, навевавших воспоминание о Домье, а также широкие равнины, напоминавшие ему родную Голландию и, если не считать более интенсивного цвета, таких художников, как Рейсдаль, Гоббема, Остаде. Возвратясь из Понт-Авена в Париж в октябре 1888 г., Серюзье показал свой этюд небольшой группе близких друзей по Академии Жюльена.
Мне думается, это вас не затруднит и я высылаю вам для этого вашу картину.
15 Что же касается Дега, то этот художник был охарактеризован одним американским знатоком как любитель подсматривать за кулисами, в уборных балерин, замечающий только падших, порочных, самых отвратительных и мерзких женщин. В 1886 г. он приезжает в Париж и через брата Тео, служившего в одной частной картинной галерее, сближается с импрессионистами.
Во Франции выступает со своими картинами голландец Винсент Ван Гог (1853-1890) искусство которого теснейшим образом граничит с развитием французской живописи. Тео Ван Гог уже давно знал Писсарро и пытался продавать его работы, особенно последние пуантилистские картины, отвергнутые Дюран-Рюэлем.
Гоген же решил сделать портрет Ван Гога, рисующего очередную охапку подсолнечников. Поиски своего особого пути в искусстве характеризуют и творчество Поля Гогена (1848-1903). Однако известно, что после извинений Ван Гога друзья отправились вместе в Монпелье, поскольку Гоген писал Тео о том, что отказывается от возвращения в Париж уже после того, как вернулся из этой поездки. В каждой мастерской имелся избираемый учениками massier, в чьи обязанности входило не допускать вопиющих беспорядков, следить за печкой, нанимать модели и заниматься прочими административными делами.
Возбудимость Ван Гога, вне всякого сомнения, сильно увеличилась из-за общения с Гогеном, тем более, что многие свойства характера Гогена быстро находили отклик у Винсента. К счастью, в конце лета 1888 г. Тео получил небольшое наследство, оставленное ему дядей в Голландии.
Франция была буквально охвачена импрессионизмом, во многом благодаря усилиямКлода Моне. Так я борюсь за жизненность и прогресс искусства. В1891 г. Гоген уезжает на Таити – один из островов Тихого океана. 18 Однако попытка рисовать, как дети, была скорее плодом мудрствования, чем наивности.
Начало постимпрессионизма приходится на кризис импрессионизма в конце XIX века.
Общее у них было лишь одно воинствующий характер их убеждений. В Арле и его окрестностях природа предлагала Ван Гогу бесчисленные сюжеты из них он мог отбирать интересующие его элементы, главным образом, такие, которые помогали ему постоянно возобновлять страстную внутреннюю борьбу за равновесие между его видением и его зрительным опытом. Однако, по версии американцев, в Ван Гога стреляли двое местных подростков. Я признаю это и признаю, что это ужасно.
Так, если изучать кривую возбудимости различных категорий нервов, можно, например, увидеть, что если для создания ощущения красного цвета сильно воздействовать на нужные нервы, то возбуждаются также нервы, реагирующие на зеленый и фиолетовый, хотя вторые раздражаются уже гораздо меньше, а последние и совсем мало. Пытался передать интенсивный цвет, а не серую гармонию.
Сестра советовала Тео предоставить Винсента его собственной судьбе, но Тео так глубоко верил в призвание брата, что считал своим долгом поддерживать его. Подлинный рисунок – это моделировка цветом. Или выразить зародившуюся в мозгу мысль сиянием светлого тона на тёмном фоне.
На первый взгляд в этом есть некоторая натяжка. Ахроматизация требовала взаимопроникновения всех цветов и оттенков в их чистом виде. Фенеон и Люс оказались замешаны в известном судебном процессе тридцати анархистов. Однако постимпрессионизм неотделим от импрессионизма. Кризис мог быть связан с Тео.
Я, пожалуй, предпочел бы это живописи декадентов.
Его Рыбацкая нянька вся написана звучными лубочно-цветистыми колерами. При этом он сказал однажды: «У меня нет желания быть мучеником.
50 Редон же, напротив, давал умам зрителей возможность развивать образы, которые он предлагал их воображению.
Ревалд убедительно разъясняет, почему он так подробно говорит об этом живописце. Постимпрессионизм (пост — после импрессионизм) — общее обозначение множества жанров живописи, которые вытекали из импрессионизма, является достоянием французской культуры и важным периодом в её развитии. Постимпрессионисты отошли от правил стандартного тогдаимпрессионизма и изображали главные аспекты реальности, но прибегали к декоративным приёмам. Это обстоятельство позволило ему производить дальнейшие упрощения. Письма Винсента, написанные лаконичным, выразительным языком, хотя синтаксис их иногда запутан (теперь художник писал по-французски, а не по-голландски), повествующие о трудной, но все же поэтичной жизни, свидетельствуют о странном сочетании уравновешенности и напряженности.
Однако осуществить этот проект Гоген мог только одним путем, предварительно поехав в Арль. Гюисманс писал: Если мы оставим в стороне Гойю.
Эта выставка впервые предоставила возможность и Сёра и Синьяку показать свои произведения. По словам доктора Рея (там же), отрезанное ухо было доставлено в больницу на следующее утро, но уже ничего нельзя было сделать.
Художник повторил композицию Доре, которая называлась «Заключение». Если пребывание Гогена в Арле увенчается успехом, то путь на юг откроется и для других художников. По словам Бернара, название это фактически предложил его друг Орье. Это объясняет необходимость создания неслыханных прежде слов, без которых не выразить всей сложности чувств и физиологических ощущений. Но эти годы были столь богаты событиями в художественной жизни Франции, что автор, посвятив им монографию, по объему не уступающую той, где дается вся история импрессионистического движения, все-таки не смог исчерпать тему.
Оно должно было быть также немножко болезненным.
Что тут можно сказать, ждем фильм о Ван Гоге — С любовью, Винсент. Однако в то же время в Париже было шумно и весело. Они вызывают симпатию, восхищение, сострадание, а иногда досаду и даже негодование (можно ли простить Гогену его эгоистический протест против посмертной выставки Ван Гога. ). Версия Ван Гога была не только более красочной, он использовал чистые краски: ярко-желтый на фоне светлой зелени с красными акцентами, – но и более могучей и грубой, выполненной вибрирующими и стремительными мазками, в отличие от более тонкой и менее темпераментной техники Гогена.
Первые признаки ее сказываются главным образом в языке.
Отсюда – страшное одиночество этих художников. Он упростил дело, назвав свою группу импрессионисты и синтетисты. Он – художник, это абсолютно ясно и если то, что он делает сейчас, не всегда бывает красивым, то в дальнейшем это несомненно принесет ему пользу и, может быть, будет оценено жалко отказать ему в возможности продолжать учиться.
те, которые пришли после импрессионистов (пост значит после). Картина должна лишь прийтись им по вкусу и они купят ее.
Он не только любил много красочность мира, но и читал в ней слова целого тайного языка. Сущностью его исканий была передача формы соотношениями красочных тонов.
Хотя свою деятельность они начинали вместе с импрессионистами их дороги быстро разошлись. Но композиция Доре нейтральная. Гоген не предполагает, что я все это прекрасно понимаю. Тем не менее эта связь между неоимпрессионизмом и символизмом была не слишком явной.
Тем не менее, художники, ныне объединяемые под термином «постимпрессионисты», не были объединены ни общей программой, ни школой, ни методом. Гоген отходит от принципов европейской живописи более решительно, чем другие художники. Каждая линия и мазок – выразители его личности.
Я устроил так, что за первую вы получите 375, а за вторую 225 франков чистыми. Хотя Синьяк был не менее темпераментен, чем Ван Гог, он стремился контролировать свои эмоции, наблюдая законы цветовых контрастов. Ван Гог подарил Рулену по меньшей мере пять своих полотен, в том числе портреты Рулена, его жены и их детей (картины эти впоследствии были куплены Волларом), а Гоген подарил ему две картины, которые были утеряны или уничтожены. 48 Говоря о здоровой части творчества художника, Гюисманс, видимо, намекал на то, что в нем есть также и нечто нездоровое, а именно та болезненность, к которой был так чувствителен Визева. Для этих эмоций он находил эквиваленты в спокойных жестах своих фигур, в широких ритмах композиций, в приглушенных красках, что создавало общее настроение безмятежности, в упрощенном рисунке, обобщавшем большинство форм и в то же время оставлявшем их достаточно натуралистическими, чтобы их сразу можно было понять.
По выполнению и замыслу они все еще были близки к картинам импрессионистов.
Но каждый искал по-своему. Цвет лепит предметы, – говорил Сезанн. Не будем предвосхищать текста книги. Один Мореас тщательно избегал принимать чью-либо сторону. Ходили даже слухи о том, что после смерти Винсента Маргарита впала в глубокую депрессию.
Тогда же был опубликован «Манифест символизма» французского поэта Жана Мореаса. 9 Но стоило Ван Гогу более внимательно изучить пейзажи Моне, как он начал восхищаться ими.
2 Одной из основных предпосылок этого одновременного контраста является тот факт, что два смежных цвета взаимно влияют, отбрасывая друг на друга свой собственный дополнительный цвет (светлый становится светлее, темный – темнее). Тео Ван Гог был хорошо знаком с Анри Ривьером, автором пьесок для театра китайских теней, ставившихся в этом же кабаре Ша нуар, которое помещалось на улице Лаваль неподалеку от площади Пигаль на той же улице снимал небольшую квартирку Тео Ван Гог, где вместе с ним поселился и его брат. Беседы с этими людьми помогли ему разобраться в собственных мыслях. В связи с этим в список участников выставки был включен товарищ Бернара – Анкетен. Но было у всех этих художников и весьма серьезное отличие от импрессионистов.
Доктор Рей, который лечил его и полицейский Робер в один голос заявляют, что Ван Гог отрезал себе все ухо (этой же версии придерживается Гоген, хотя он видел Винсента, после того как тот искалечил себя, уже с перевязанной головой). Нет ничего мучительней, чем делать первичный отбор, когда поначалу встречаешься со множеством фактов, документов, анекдотов.
К чему же, следовательно, воспроизводить тысячи незначительных подробностей, которые видит глаз. Это Винсент Ван Гог, Поль Сезанн и Поль Гоген. С XX столетия Сезанн становится вождем нового поколения.
Но живая ткань мелких импрессионистских мазков все еще продолжает господствовать в нем. (Лаваль заключил аналогичное соглашение с неизвестным ему покровителем и Бернар завидовал им обоим, так как, хотя родители его и были достаточно обеспечены, они отказались помогать ему до тех пор, пока он не прекратит заниматься живописью. ) Предложив Гогену постоянную регулярную помощь, Тео Ван Гог посоветовал ему перебраться к Винсенту в Арль, где оба художника, поделив расходы, могли бы прожить дешевле. Он накупил гравюр на все деньги, какие мог истратить и советовал всем знакомым сделать то же самое. Дюбуа-Пилле, по-видимому, первым начавший систематически применять дивизионизм в портретной живописи (хотя за ним сразу же последовал Тео ван Риссельберг), не ограничился изучением Теории цветов американского физика О. Н. Руда.
Индивидуалистическая обособленность всех этих художников несомненна. Я даже верю, что спасение только в крайностях. Недаром художник изобразил доктора в японском орнаментальном стиле. Окончательно его все же признали только в восьмидесятых годах, после того как расцвет литературного символизма создал атмосферу поистине благоприятную для искусства Пюви. Существовал еще один художник, который дал понять, что примет участие в выставке, если получит приглашение.
В мастерских художников царило возбуждение, в редакциях кипели страсти. Всё кажется материально ощутимым и объемным.
Будущий художник объехал всю Европу, ознакомился с коллекциями многих музеев и галерей. Вот «Berceuse» – рыбацкая нянька, которую, по рыбацким поверьям, часто видишь в ночи перед лодкой, в час непогоды, – она веселит тогда сказками. Тем временем долги эти возрастали с каждым новым прожитым днем. Жюль Греви, президент Французской республики, должен был открыть ее, но в последний момент отказался официально санкционировать такую еретическую затею. Следует выбирать существенную черту и воссоздавать ее или, что еще лучше, создавать ее.
Их судьбу разделяли, конечно и многие юные французы. О да, помню, я как-то написал брошюрку об этом. Впрочем, возможно и другое.
По иронии судьбы Тайяд вскоре сам стал жертвой взрыва бомбы, брошенной его собратом анархистом. Друг Фенеона Дюжарден только что основал с помощью Визевы Revue wagnerienne, где сотрудничал Малларме.
Абсолютно очевидно, что такие скромные манеры не способствовали успешной продаже. Гогена также привлекали японские гравюры (Дега и импрессионисты, вероятно, пробудили в нем интерес к японскому искусству еще до того, как он познакомился с Ван Гогом). Я твердо решил продолжать поступать так же, как поступал до сих пор.
Он даст вам все нужные сведения. Поль Гоген — «Лучший» друг Ван Гога — именно такая кличка закрепилась за этим художником. Несколько замечаний хочется сделать в связи с главами, посвященными Гогену. Тео Ван Гог сводил брата к нескольким мелким торговцам картинами.
Ответ Сёра не рассеял полностью подозрений Синьяка. 205). Introduction.
Со многих художников мы взимаем до 25 процентов. Художник любуется её спокойным смуглым лицом, естественной грацией позы. 36), на котором нет даты.
Ван Гог же написал ад на земле из которого нет выхода. Я не хочу обижать никого. В Москву портрет попал с надписью «Портрет неизвестного» и так атрибутировался до тех пор, пока коллеги доктора Рея не посетили музей, где и узнали на картине своего знакомого. 37 Gauguin. Очень интересны главы о символизме.
Он просто и незаметно делал свое дело. В тот момент, когда Ван Гог устанавливал на поле свой мольберт, защитив его от вечно дующего мистраля, рука его начинала повиноваться двум хозяевам: глазу, который испытующе смотрел на пейзаж, подмечая каждую деталь, каждый нюанс и разуму, уже создавшему синтетический образ зрелища, развернутого перед ним природой.
В 1894 г. Танги умер и картины Сезанна пошли с молотка.
стр. То же настроение присутствует и в картине Ночной кабачок в Арле. Тот жаловался на свою работу, нездоровье жены и сына и постоянные финансовые трудности.
Сюжетом он избрал борьбу Иакова с ангелом, тему символическую и религиозную.
Возможно, он считал, что мешает Тео и Ио так же, как ему самому мешают работать птицы. Среди приглашенных на первую выставку в 1884 г. были Роден, Уистлер и Сарджент. Наоборот — старались бежать (flee) из Парижа, от цивилизации. К последующим годам такой метод неприменим.
По словам одного художника, побывавшего там незадолго до Гогена, край этот был населен дикого вида мужчинами, которые только тем и занимались, что искали прибитый к берегу лес да собирали морские водоросли, увозя их на занятных запряженных косматыми пони салазках и женщинами в черных платьях и больших черных головных уборах, напоминающих огромные шляпы для защиты от солнца. Кан устанавливает связи между эмоциями, звуком и ритмом точно так же, как это делает Анри. За этим последовали страшные дни. 54 Рулен был ростом около двух метров и жил на ул.
Счесть себя человеком опасным и ни на что не способным.
Он прошел через бесчисленные испытания, но никогда не терял надежды. 17 Как и Визева, он держался изысканно учтиво, хоть и с оттенком иронии.
32 Вначале работы Анкетена находились в сильной зависимости от Делакруа и Микельанджело (Кормону оба они были не по вкусу). (led to another bout - (раз, черёд, круг) of insanity) Художник снова оказался в психиатрической клинике. Цвет солнца и созревшего хлеба в его понимании был цветом радости, солнечного тепла, человеческой доброты, благожелательности, любви и счастья – всего того, что в его разумении включалось в понятие жизнь. Таким образом, Бернар часто посещал мастерскую Лотрека на улице Турлак, где, по его воспоминаниям, встречал танцовщицу Ла Гулю, Аристида Брюана и множество гуляк, чье поведение, песни и шутки молодой художник искренне осуждал.
Avant et Apres, стр. Человек простой и непосредственный, он всегда находил для каждого слова одобрения. Как мы правильно говорим: ищи жизнь в цвете.
Первобытное искусство и фольклор символичны именно в этом смысле.
Я имею право так думать и говорить, поскольку я пользуюсь этой техникой только для того, чтобы сделать что-то новое искусство, целиком созданное мною. После этого он перепробовал множество профессий, пока наконец не стал художником. Большей частью их рассматривают прежде всего как предшественников искусства XX века. Художником этим был Тулуз-Лотрек.
С Ван Гогом у Синьяка сложились куда более сердечные отношения.
Он выявляет характерное в человеке не только утрировкой рисунка, но и символикой красок. По Оверсюру ходили слухи об очередной любовной неудаче Винсента. Здесь, на юге Франции, он находит, как пишет своему брату Тео, цветовую гамму Делакруа, линии японской гравюры (увлечение которой было тогда повсеместным) и пейзажи, «как у Сезанна». 7 Энгр умер двадцать лет тому назад (кстати, он никогда не интересовался ни призматическими красками, ни одновременными контрастами), а сам Шеврейль теперь уже не мог помочь им.
Здесь во всём облике доктора — щеках, бородке, форме лица есть что-то кошачье. Его наброски пером – какие-то пульсограммы мира, графические символы мировой жизни.
В одиночестве жил и умер Ван Гог, которому так никто и не сказал, что он был гениальным живописцем своего времени в одиночестве протекла большая часть творческой жизни Гогена вдалеке от своих современников, в добровольном изгнании работал Сезанн. Затем Анкетен поочередно продемонстрировал влияние Дега, японских гравюр и импрессионистов он даже отправился работать в Ветей, чтобы быть ближе к Моне и пользоваться его советами. Невзирая на это, а возможно и для того, чтобы нарочно подчеркнуть свою необычность, Фенеон иногда рассказывал истории, от которых покраснел бы любой жандарм. В галерее Тео Винсент Ван Гог мог изучать работы Коро и Домье (спрос на произведения последнего был весьма невелик), а также картины Мане и Ренуара, Моне и Писсарро, Сислея, Гийомена и в особенности Дега. 53 Бернар примерно в это время тоже написал натюрморт с эмалированным кофейником. Но и сейчас его книга представляет огромный интерес.
Дюбуа-Пилле был представлен несколькими видами Парижа. Он начал заниматься живописью еще в Бельгии, когда был миссионером в «черной стране» бельгийских шахтеров — Боринаже. Они не добились известности при жизни (кроме Сезанна) их судьбы оказались трагичны. Его любимый совет сводился к тому, что тени не имеют цвета, а всегда нейтральны.
Обычные посетители ресторана пришли в ужас от этой импровизированной выставки. По-видимому, он также уничтожил свои пуантилистские этюды.
78 Они также находили в его работах больше света, чем в работах Сёра. В одних случаях он изображал каждый предмет волнообразными линиями, своеобразно подчеркивающими его форму. В 1886 г., в связи со всеобщей амнистией, были освобождены из тюрьмы Луиза Мишель известная французская революционерка и князь Кропоткин. Вероятно, когда произошел несчастный случай, подростки были пьяны.
Позднее признание получило и творчество Поля Сезанна (1839-1906). Остальные члены группы считали даже, что он более точен и научен, чем сам Сёра. Экс), где жил замкнутой, но напряженнейшей творческой жизнью.
49 Однако Тео тут же выражал надежду, что Винсент со временем устроится в другом месте.
Таким образом Ван Гог был лишён (deprived) возможности работать на пленере и попросил брата Тео прислать ему книги, включая очень известный альбом Гюстава Доре. Новым потребностям отвечают новые идеи, бесконечно тонкие и разнообразные.
Каждый отколовшийся чуть ли не автоматически начинал издавать еще один журнальчик. Могли ли они, обратясь в веру Серюзье, отказаться от своего здорового любопытства, радости экспериментирования, трепета неожиданных открытий.
Возьмите, например, траву в тени. Портье показывал работы Ван Гога своему другу Гийомену. Однако некоторое время импрессионизм и постимпрессионизм (несмотря на его название), существуют параллельно, причём постимпрессионизм одновременно и принимал и отвергал некоторые принципы своего предшественника.
Все это выглядит так, словно люди хотят пролезть на выставку через черный ход. Как это ни странно, Ван Гог написал стул Гогена, его пустое место, как он это называл впоследствии. Он был тесно связан с художественными кругами Парижа (о чем очень много говорится в книге Ревалда), но в то же время, еще живя во Франции, самыми разными путями искал соприкосновений с художественными памятниками неевропейских культур. До приезда в Понт-Авен Бернар, писавший в Сен-Бриаке (Бретань), познакомился с молодым писателем-символистом Альбером Орье, который был всего тремя годами старше его.
Такая программа давала им возможность концентрировать свое внимание на наиболее значительных явлениях современного искусства (они также устраивали концерты и лекции), в то же время избавляя их от необходимости допускать на выставки кого попало, как это вынуждены были делать Независимые. Выразительность картины передаёт бурный темперамент художника. 10 Так, даже не посоветовавшись с братом, Тео отстранил Винсента от участия в выставке. Бернар приводит несколько таких примеров. Это – их разобщенность.
сколько рассказать все, что ему удалось узнать за годы терпеливых поисков. Небольшие группы, собиравшиеся вокруг крупных мастеров, были немногочисленны и нестойки.
Гоген не стремится к оптической верности в передаче окружающего мира. Слово постимпрессионизм – термин не очень точный, хотя, безусловно, очень удобный. Поль Сезанн (1839—1906) начал творческий путь вместе с импрессионистами, участвовал в их первой выставке 1874 г., затем уехал в родной Прованс (г.
Но в этом была и его сила. Новизна их исканий неизменно сопровождалась острой разноречивостью. Paris, 1926. И все-таки свести изучение этого периода с его разнообразными тенденциями к ряду индивидуальных портретов значило бы потерять путеводную нить в этом сложном взаимодействии событий, этом нагромождении идей и перекрывающих друг друга эпизодов, которые и придают этим годам такое очарование. На первый взгляд Париж давал немногим больше, чем Мюнхен или Дюссельдорф.
«Виновница» – 20-летняя Маргарита Гаше. 6 июля, за три недели до смерти, Винсент съездил в Париж, чтобы увидеться с братом. Он пишет не столько то, что видит, сколько то, что хочет увидеть вокруг себя.
Друг Фенеона Гюстав Кан, вместе с Лафоргом, первым приверженцем свободного стиха, немедленно принялся развивать положения Мореаса, объясняя в другой ежедневной газете LEvenement, что новую школу объединяет отрицание старой, однообразной техники стиха, стремление дифференцировать ритм, дать в графическом рисунке строфы схему ощущения. Но затем надежда его покинула и это, возможно, стало началом его болезни. Однако было бы прискорбно, если бы это воспринималось в дурном смысле. Но еще большим фактом выразительности у Ван Гога, нежели его техника, является колорит.
Зал был огромный, в нем можно было развесить свыше тысячи полотен. Его безграничное восхищение вызывали Коро, Тройон, Добиньи и прежде всего Милле.
Возникшие новые течения декларативно отказывались от эстетики импрессионизма и реализма. Написал он также портреты нескольких членов семьи Рулена. Он был привязан к Берте Моризо, невестке Мане и наслаждался в ее доме обществом Ренуара, писавшего его портрет, Моне и Дега, которому он помог советами, когда художник вздумал писать сонеты.
7 Менее кровавые столкновения разыгрывались на террасах уличных кафе. Яркие периоды их творчества прошли за пределами столицы.
Чрезвычайное напряжение (extrem tension) в работе без перерыва привело Ван Гога новому этапу душевной болезни. Старожилы и те, кто уже заслужил медали Салона, занимали почетные места вблизи модели, новички отсылались в последние ряды, откуда они едва могли разглядеть модели (зачастую одновременно позировали двое). Узор юбки напоминает форму ветвей и листьев над головой женщины.
– Школа изящных искусств не просветила меня, а, напротив, затемнила мое видение. (1 мая 1886 г. в Чикаго состоялась массовая забастовка, во время которой анархисты тоже бросили бомбу в ряды полиции. ) Волнения, поднятые анархистами, встревожили средние слои французской буржуазии, которая едва начала приходить в себя после большого экономического кризиса 1882 г. и теперь с надеждой взирала на генерала Буланже, военного министра, стремившегося к власти и поддерживаемого бывшим социалистом Клемансо. 12 Правда, по своему стилю Лотрек не имел ничего общего с кружком Гогена.
Но он не боролся с её пороками, а бежал от них. Я сделал дюжину пейзажей – два откровенно зеленые, откровенно синие. В начале ноября Тео Ван Гог устроил в Париже первую персональную выставку Гогена, на которой были выставлены картины, написанные в Бретани и присланные художником перед отъездом в Арль. Это39-ый автопортрет художника.
Однако до сих пор Париж слушал музыку Вагнера лишь в концертах. Ах, мой милый, многие увидят в этом преувеличении карикатуру, но что мне до этого. T. de France, май – июнь 1955. Среди студентов были представлены все национальности: русские, турки, египтяне, сербы, румыны, финны, шведы, немцы, англичане, шотландцы и много американцев, не считая большого количества французов игравших руководящую роль всякий раз, когда дело касалось шума.
Винсент в то время работал над целым рядом портретов. Я утрирую светлый тон его волос до степени оранжевого цвета. 9 Согласно воспоминаниям Бернара, Гоген часто просил Лаваля не слишком подражать ему.
По существу, Синьяк взял на себя роль теоретика группы. Но из всех красок-слов его больше всего чаровали две: желтая и синяя. Трудно сказать, действительно ли Танги разбирался в вопросах искусства, но нельзя отрицать тот факт, что художники, которым он покровительствовал и к которым ни один уважаемый торговец картинами не проявлял интереса, были именно теми, кого судьба избрала для великих подвигов. И кто бы мог подумать, что сбудутся обе части пророчества.
Он потерял глаз, но вынужден был заявлять, что не имеет никаких претензий. В тех же случаях, когда даже добрая воля Ван Гога не могла найти оснований для снисходительности, его вспышки бывали страшными, хотя впоследствии он нередко сожалел о них.
Другому анархисту еще больше не повезло: его попытка уничтожить церковь святой Магдалины кончилась лишь тем, что ему самому оторвало голову. В невиданном творческом подъеме Ван Гог начинает лихорадочно работать, как будто чувствуя, как мало времени ему отпущено («Красные виноградники в Арле», 1888). Но друзья Маргариты утверждали, что она была влюблена в художника.
Не находите ли вы, что это хорошая идея. Сообщите мне ваше мнение по данному поводу. Вот портрет почтальона из Арля. Он был страстным моряком и написал на корме своей первой лодки имена Мане – Золя – Вагнер. Зафиксировать на полотне одно из таких беглых впечатлений – вот в чем заключалась цель.
О мистическом значении чисел я уже не говорю. Хотя Гоген высказывал свои мнения весьма убедительно, доводы его не всегда были здравыми. (Конечно, она была там неуместна, но ведь приходится брать то, что дают и это все-таки лучше, чем ничего. ) Но так как посетители неспособны были оценить, что плохо, а что хорошо, то они просто решили смирился и продолжали обедать, окруженные этими многокрасочными полотнами, хотя и были смущены непривлекательным видом картин и художников. 47 В своих воспоминаниях (предисловие к Verzamelde Brieven.
Несколько позже по инициативе Фенеона в помещении редакции La Revue independante начали устраиваться небольшие выставки, на которых показывались работы Мане, Писсарро, Моризо, Родена, Рафаэлли, Сёра, Синьяка, Анкетена (друга Дюжардена) и Ван Гога. 29 В 1887 г. Лотрек набросал также портрет Ван Гога в кафе, запечатлев его в состоянии задумчивости и подчеркнув ту напряженность, которая бросалась в глаза всем, кто встречался с ним в Париже. Отказ Гийомена Гоген в сущности счел дезертирством. См. : J. N.
После перевода в Марсель он сортировал почту на экспрессе Лион – Марсель. В других картинах он ставил себе задачу создать резкое противопоставление цветов. Но их техника выполнения штрихами и мазками в виде запятых, сливающимися на определенном расстоянии, не отличалась той математической точностью, в которой нуждался Сёра для наиболее полного раскрытия преимуществ своей системы. 45 Вопрос о том, отрезал ли себе Ван Гог все ухо или только мочку, вызвал много споров.
Синьяк, молодой человек двадцати одного года и Сёра, бывший на четыре года старше его, прежде не знали друг друга, но вскоре познакомились на собраниях, куда их приглашал Альбер Дюбуа-Пилле, который жил на жалованье офицера республиканской гвардии. Могли ли они променять свою юношескую предприимчивость на зрелую уверенность. Странные дни мы переживаем, – писал брату Винсент.
Нам уже знакома особенность его исследовательского метода. Тем не менее, художники, ныне объединяемые под термином «постимпрессионисты», не были объединены ни общей программой, ни школой, ни методом. Тем не менее его причудливый мир – мир прекрасных юношей, порочно-чистых дев, ручных чудовищ, населенных призраками морей, воздушно-легкой архитектуры и таинственных пейзажей – таил в себе необычайное очарование для того, кто умеет читать произведение искусства (слово читать употреблял сам Моро). Впоследствии Гоген говорил, что у него было какое-то дурное предчувствие. Сознание своей правоты висело как постоянная угроза над всеми дружескими связями художника он охотно спасался в это прибежище, как только встречал сопротивление.
Как раз в это время произошел странный, оставшийся неясным инцидент.
По существу, для всего мира последним словом французского модернизма являлся один Бастьен-Лепаж (скончавшийся в 1884 г. на тридцать пятом году жизни), ловко сочетавший сюжеты Милле и упрощения Пюви де Шаванна, слегка небрежную импрессионистскую манеру и приглушенный колорит, столь дорогой сердцу официальной школы. Эти цвета, обособленные на полотне, воссоединяются на сетчатой оболочке глаза: вот таким образом мы имеем дело не со смесью материальных цветов (пигментов), а со смесью разноцветных лучей света.
Сидя на стуле и придерживая палитру ногами, он покрывал холст, стоящий перед человеком, который сидел впереди него и все время манипулировал длинной кистью над головой своего несчастного соседа. Семья Ван Гог стремится не предавать огласке многие семейные тайны. Будущие художники-постимпрессионисты (многие из которых ранее примыкали к импрессионизму), начали искать новые методы и выразительные средства, которые были бы более созвучны эпохе.
Фенеон разделял эту общую склонность к чудаковатости если он не надевал свой шелковый цилиндр (любимый головной убор Сёра, Синьяка, Анри и Дюжардена), то носил пальто с капюшоном или пелерину, ассоциировавшиеся в глазах французов с англо-американскими туристами. После отъезда Винсента из Парижа Тео поддерживал связь не только с Гогеном и Бернаром (чьи работы Винсент постоянно понуждал его приобретать), но и с Сёра, у которого он купил одну картину, Синьяком, Люсом, Лотреком и многими другими. Ван Гог теперь просто жаждал использовать все то новое, чему он научился.
Художник в свою очередь сильно привязался к Танги и немедленно написал его портрет, за которым несколько позже последовали два других еще более интересных.
Les Dessins de Seurat.