Они пишут реальность в «глубинных слоях» души, «в высшей действительности», «во всевластии сна». Но если все обстояло таким образом, откуда взялись эти чувства и как они развились. Как-то раз, вечером, так похолодало, что о прогулке нечего было и думать.
Только Гала, скажет он после смерти супруги, «зная мою беззащитность, упрятала мою отшельничью устричную мякоть в крепость-раковину и тем уберегла». В их глазах — тайна и неземной свет. Затемпоследовал шокирующий и вызывающий смокинг – афродизиак, увешанный бокаламидля вина.
В «Живом натюрморте» неодушевленные предметы (нож, яблоко, графин) показаны в движении, ласточка же и рука человека неподвижно застыли. Талантливой шведке Хелене Бломквист (Helena Blomqvist)в какой-то момент стало тесновато в ограниченном мире фотореальности и она решила создать собственную, да такую невероятную, что Льюис Кэрролл мог бы заплакать. В 1929 г. Он знакомится с Гала, женой П. Элюара, которая становится с этого времени верной подругой, женой, музой, вдохновительницей многих его проектов и важной опорой в жизни.
На первом плане я набросал обрубленный ствол безлистной маслины. Мы навсегда запомнили горечь того дня. (Сейчас он принадлежит его племяннику Рамону Пичоту, тоже художнику, великолепному портретисту. ) Известно, что в этой мастерской бывал Пикассо, когда приезжал в Кадакес. Было установлено, что «греческий философ Плотин также высоко ставил бога Сатурна, как Аристотель меланхолический темперамент. Возникают картины-грезы, картины-видения. Венгерский литературовед Ласло Кардаш писал: «Ясный, логичный, принимаемый обычно за реальность опыт кажется сюрреалистам менее достоверным, чем «действительность», скрывающаяся в глубине сознания или краю его.
В послевоенное искусство сюрреалистов входит атомно-апокалипсическая тема. Эти постулаты находят свое воплощение в повышенной метафоричности. По этому поводу французский критик Морис Надо в книге «История сюрреализма» пишет: «С романтизмом французским, английским и главным образом немецким началось вторжение в литературу и искусство вкуса не только к старинному, причудливому, неожиданному, но и к противопоставлению уродливого прекрасному, к снам, мечтаниям, меланхолии, ностальгии по потерянному раю и в тоже время возникало желание выразить невыразимое». Показывая слайды гравюр иллюстрации в альбомах, я рассказывал об этом меланхолическим, тревожным, депрессивным, застенчивым пациентам в затемненно-уютной обстановке «психотерапевтической гостиной» и здесь, среди целебных свечей и красивых чашек с чаем, они сами с волнением говорили об этих важных для их состояния моментах, а я пояснял, что душевные их трудности не назывались в старину так, как называются теперь: тогда все эти переживания, расстройства называли «меланхолия», а людей таких 150 «меланхоликами». То, что сказал о человеческой душе Дали, что передано в его «Предчувствии гражданской войны», Стафф, по мнению Роланда, сумел воплотить в музыке: в «Потопе» нет реальности, какой мы привыкли ее воспринимать автор сумел проникнуть в таинство снов и осмыслить их.
И тогда мама с тетей укладывали нас в кроватки итихонько, на цыпочках выходили из спальни. Сюрреалистические поэты стремятся «освободить» слово от общепринятых, нивелированных, обветшавших в процессе употребления значений. Поскольку, в соответствии с такой классификацией, «Меланхолия» Дюрера с ее атрибутами геометрии должна быть отнесена к первой ступени ремесел и искусств, 150 возможно, что цифра «I» является обозначением этой ступени. Но даже не это грустно. И маме приходилось снова брать его на руки — иначе он не засыпал.
И всё это – Сальвадор Дали. На ней изображено всё то же самое, отличается лишь скульптура. В начале 90-х комбинат графических искусств, в котором он проработал 20 лет, распался. Подлинные истины бытия, по мнению сюрреалистов, скрыты в сфере бессознательного и искусство призвано вывести их оттуда, выразить их в произведениях. Хотя, наверное, естественнее было бы увидеть эту выставку в стенах ГМИИ. Время и пространство расплываются, словно тесто.
И я никогда не отказываю себе в этомудовольствии. Что перспективы отдельных частей картины не связаны друг с другом, Однако вскоре зритель начинает впрочем, понимать, что, не нарушает единства композиции. В своем предисловии к пьесе Грак дает сравнительный анализ красоты в греко-римских (а также бретонских) преданиях, согласно которым человек находится в руках богов и в христианских притчах, утверждающих вину и наказание человека «за первородный грех». И пока песня пелась, у нас отумиления и счастья влажнели глаза. В своих работах Дали дал абсолютно другую интерпретацию сцене Милле. Поэты стремятся выявить логику сцепления «бессвязных мыслей».
(А во всем таком прочем столько поэзии и новизны. ) Есть и еще одна неожиданная фраза в письмах Лорки той поры: Впервые пишу любовную лирику. Его отец был государственным нотариусом в Фигерасе. Фотографическая точность деталей служит фиксации образов подсознания.
Новое поколение сюрреалистов Ж. Грак, Ж. Кехадд в 50-60 гг. Искусство снимает покровы с действительности, творит вторую, «истинную» действительность – сюрреальность. Гала становится его спутницей жизни и источником вдохновения. Спектакли, поставленные в Париже по этим пьесам, – свидетельство живучести сюрреализма.
Пикабиа). Вообще, многие работы художника на метафизические темы очень похожи друг на друга. Между собой перекликаются «Счастье возвращения», «Меланхолия», «Загадка дня» и «Красная башня», а также вышеописанные картины итальянской площади.
Дверь за ним закрылась. А каждый четверг город шумел ярмаркой — сюда со всейокруги съезжались крестьяне. На пороге бабушка в черном платье раздвигает шнуры со стеклянными шариками.
Так, в фильме режиссера Л. Бунюэля «Андалузский пес» (1928) много пугающих, устрашающих, жестоких кадров, композиционно и сюжетно малосвязанных между собой. И находили — у мамы и тети. Прошу вас, не смейтесь над моими словами. Были в истории этой дружбы свои высотыи расхождения, были ссоры исповеди, пирушки, блуждания по ночному Толедо, общая работа для театра, шутовские выходки — маленькие спектакли и дажесовершенно детские игры (о которых рассказала в своих воспоминаниях Ана Мария). Сверхдействительность — предмет сюрреализма — раскрывается перед художником спонтанно, свободно и непринужденно в снах и галлюцинациях.
Нет границ между счастьем и несчастьем, личностью и обществом. Сюрреализм утверждает относительность мира и его ценностей.
«Всё течёт, всё изменяется» – и именно вот таким образом картина Дали носит название «Постоянство памяти», что написанию этой картины поспособствовало одно из учений философа древнегреческого Гераклита – однако сам художник утверждал, «Постоянство» Дали часто ассоциировали с теорией относительности Эйнштейна, автора крылатой фразы. Дали довел до логического завершения так называемый натуралистически – иллюзионистический сюрреализм, суть которого заключается в создании как бы фотографий неких ирреальных фантастических миров имеющих, как правило, трехмерное пространство и населенных массой причудливых существ. Мы видим пустынную площадь, статуя Ариадны, арки. (За пять лет галерея вернула эти деньги от процентов, продажи входных билетов и прав на производство репродукций. ) Еще одна картина с таким же упрощенным визуальным подходом называется 171Евхаристический натюрморт187.
Дали во время своего пребывания в Америке участвовал в многочисленных коммерческих проектах: в театре, балете, в области ювелирных украшений, моде и даже издавал газету в целях саморекламы (вышло всего два номера). Вот, например, полотно «Пьяцца дИталия: меланхолия». Эта поэтика по-своему воплотилась в фильмах ужасов Хичкока. И в то же время мягкий, нежный. Критик И. Г. Байард (США) объясняет экстравагантную поэтику Дали особенностями ХХ в., толкающего художника к абсурду и фантасмагории.
Автоматизм управляет художественным творчеством. Он был, что называется, не от мира сего. Розовый сумеречный свет скользит по серому камню — и муравьиныхверениц уже не видно. Там не было долгих монологов, признаний и тайн. – параноидально – критический сюрреализм с 1948 по 1970 гг.
Ранние работы художника написаны под влиянием мифологических полотен А. Беклина. Эстетика сюрреализма была изложена в «Манифестах сюрреализма» А. Бреттона и в ряде других программных сочинений. К тому же язык Грака «не отвечал ожиданиям публики». Другими его памятными работами были 171Телефон 8212 омар187, созданная в 1936 году композиция и шокирующий 171Диван-губы Маэ Уэст187 (1936-37): деревянная рама, обтянутая розовым атласом.
Сколько ночей она так и просидела ссыном на коленях. Ана Мария и Федерико встретились только спустя семь лет — в Барселоне, на премьере Йермы. Цикадынеистовствуют в зарослях ежевики издалека доносится мерный плеск весел. Влияние этой семьи на Сальвадора было явным, сильным и благотворным. Произведение — мир, внутри которого поэт — Бог-творец.
С помощью своего метода Дали пытался «прочитать» и передать в своем искусстве «послания из вечности», которое открывается лишь во сне и бредовых состояниях. Поэтика сюрреализма зиждется на постулатах: «антибанальность любой ценой», «ясность граничит с глупостью» (Breton. Автоматизм управляет художественным творчеством. Дали же, поглощенный своими чувствами, словно даже и не заметил, что его «муза» приехала не одна.
Стиснутые бутонами, они рождаются мятыми, тускловатыми. Сюрреализм стремится очистить личность от социальной, нравственной и индивидуальной «шелухи»: «Отвращение к социальной жизни» (П. Прекрасно все, нарушающее законы привычной логики и, прежде всего – чудо (А. Бреттон).
В залах ГТГ на Крымском валу, 10 начала работу выставка Джорджо де Кирико. Среди них – трагическая и ужасающая Мягкаяконструкция с вареными бобами: предчувствие гражданской войны (1936). Но между той Пасхой и этим летом были письма Ане Марии, кукушке морскойот филина морского Федерико (так подписано одно из писем). цепцию личности в сюрреализме можно было бы кратко выразить в формуле агностицизма: «Я человек, но границы моей личности и мира расплылись Я не знаю, где начинается мое «я» и где оно кончается, где мир и что он такое». Сюрреализм предполагает, что читатели и зрители «настраиваются на волну» художника и проникаются тем, что он «хотел сказать». Вот-вот заквакает нестройныйлягушачий хор. В сущности, он представил свою Меланхолию в виде Геометрии». Так, в фильме режиссера Л. Бунюэля «Андалузский пес» (1928) много пугающих, устрашающих, жестоких кадров, композиционно и сюжетно малосвязанных между собой.
В этой книге развивается мысль о существовании трех ступеней человеческого гения. Это был первый шаг к барокко. Его живопись. Джорджо де Кирико (1888 -1987) происходил из старинной аристократической семьи.
«Процесс познания исчерпан, – писали издатели первого номера журнала «Сюрреалистическая революция», – интеллект не принимается больше в расчет, только греза оставляет человеку все права на свободу». Художник, согласно сюрреалистической эстетике, вправе не считаться с реальностью. Пьеса Ж. Грака «Король – рыбак» навеяна легендой о Граале, но это не простой сценический вариант. В театре сюрреализм опирался на драматургию Р. Витрака, Ж. Кокто, Р. Руссея.
В «Пейзаже с телефонной трубкой» на переднем плане изображена телефонная трубка без проводов, лежащая на тарелке (картина оказалась предвосхищением радиотелефонов. ). Наш новый дом в Фигерасе оказался больше и куда роскошнеестарого. В городах, начиная с XIX века, белены чаще покупают на ярмарках (если не целиком, то отдельные расписные глиняные фигурки). Своё название полотно получило в честь первых слов молитвы «Angelus Domini», которая читается католиками три раза в день. Зимой он с женой Анжелетой жил в Фигерасе, а летом, как и мы, в Кадакесе.
Кто-то может разглядеть в этом подражание Пикассо, с которым художник был дружен. Многие искусствоведы считают, что в этом сюжете есть интерпретация мифа об Ариадне и её нити. Теперь уже многие стали подражать меланхоликам. Идея Божьей милости была взращена в нем еще в детстве во время религиозного воспитания. Ему принадлежит один из первых печатных отзывов о творчестве Сальвадора Дали, тогда еще совсем юного художника (в ту пору брату не исполнилось и пятнадцати).
Однако прежде всего он завершил другую свою важную работу с изображением Галы: 171Леда Атомика187 (1949), эскизы к которой начал делать еще с 1947 года. Он выражает субъективность. Элементарное в личности — ее приобщенность к человечеству. Ночь накануне праздниканазывается двенадцатая ночь.
Еще существует и другая картина – «Пьяцца дИталия с конной статуей». И Хачатурян изъявил желание встретиться со всемирноизвестным художником Дали. «Единственное, что в какой-то мере может служить им утешением и иногда искупает или смягчает их недостатки, 150 проявляющаяся у некоторых из них склонность к наукам и размышлениям, которым они предаются в своем одиночестве». 11 мая 1904 года в семье дона Сальвадора Дали-и-Куси и доньи Фелипы Доменеч в небольшом испанском городке Фигерасе (Figueras) на северо-востоке Испании, неподалёку от Барселоны родился мальчик, которому было суждено стать в будущем одним из величайших гениев эпохи сюрреализма. Художник появился в костюме водолаза 8212 глубоководника. Точнее говоря, мы навещали бабушку по отцовской линии. В 1916 году, когда мой брат (ему только-только исполнилосьдвенадцать) делал первые шаги в мире искусства, Фигерас был открытым городом, светлым, свободным, обращенным к миру, готовым воспринять всяческиенововведения и открытия.
Были в этой драме и другиедействующие лица: отец Дали, полюбивший Лорку как сына, сестра — Ана Мария (Яне видел девушки красивее ее — никогда, — напишет Федерико родителям), сумасшедшая старуха-рыбачка Лидия изрекавшая афоризмы, которые потомстановились названиями картин Дали и даже — согласно канонам античного театра— хор. При этом подчеркивает Бреттон во «Втором манифесте сюрреализма», «речь идет не о простой перестановке слов или произвольном перераспределении зрительных образов, но о воссоздании состояния души, которое сможет соперничать по своей напряженности с истинным безумием» (Антология французского сюрреализма). Сюрреализм проявил себя и в кино. А. Бреттон считал Миро «самым сюрреалистичным» среди сюрреалистов. Де Кирико.
Так, французский композитор А. Роланд отмечает, что музыка Стаффа к опере «Потоп» напоминает картины Дали. Нарисовал же он на столе тех самых целлулоидных лебедей, которых сам же и растерзал. С этим связана абсолютизация чудесного и превращение его в ведущую категорию эстетического отношения человека к миру: «Нет ничего кроме чудесного» (А. В картинах Шагала зрителя поражает очарование гармонии во внереальных композиции, цвете и в необычных (и даже невозможных. ) положениях людей и животных. Поэты стремятся выявить логику сцепления «бессвязных» мыслей. Забытье затуманивает взгляд.
Фантастические образы сюрреалистов включают в себя похожие на реальность элементы. Вот оно, самое спокойное место насвете. Они были великолепны — такиеже яркие, как уже подзабытые переводные картинки. Но наиболее ярко сюрреализм отразился в живописи. Но вместе с тем его картина 171Святое сердце187 вызвала нежелательные личные последствия. Во время Второй мировой войны сюрреалисты, оставшиеся верными миру «сверхреального» (А.
Суть своего метода Дали видит в свободном от разума проникновении в сферу иррационального и «победу над Иррациональным» путем его художественной «рационализации» – создания «рукотворной цветной фотографии, зримо запечатлевшей иррациональное, его тайны, его странности, его утонченность и оголенность». Художник свободен от каких бы то ни было логических структур, он – обнаженное подсознание. Зимой он с женой Анжелетой жил в Фигерасе, а летом, как и мы, в Кадакесе.
Эти художники, которых любители современного искусства обозвали 171помпъерс187 (171пожарные187), по мнению Дали, писали в хорошей реалистичной манере. Шар) «Нет истории, кроме истории души» (С. Ана Мария не простила брату этих слов — они легли на ту же чашу весов, которую уже тянула к земле фраза, написанная поперек одного из религиозных рисунков Дали: Приятно плюнуть на материнский портрет. Художник свободен от каких бы то ни было логических структур, он — обнаженное подсознание.
Поэт, согласно Новалису, творит в беспамятстве. Снова в крик, едва голова коснется подушки. Сюрреализм срывает с человека индивидуальное и стремится «предоставить элементарному.
Великолепное зрелище — как цветной сон, приснившийся ребенку. Художник, согласно сюрреалистической эстетике, вправе не считаться с реальностью. Она жила у нас в доме еще с тех пор, когда мама только-только отняла Сальвадора от груди.
Эта поэтика по – своему воплотилась в фильмах ужасов Хичкока. Конечно, о брате, но не только. В этой «сверхреальности» теряется реальная связь человека и мира, превращаясь в нечто прекрасно-туманное и загадочно-таинственное. После этого Дали встречает Гала, ставшую его «музой сюрреализма». Он не знал материальныхзабот и мог свободно развивать свои способности. У самой кромки воды по гладкой поверхности камня проложенаполоска мха.
В картинах Дали критик видит «связь разумных оснований и ночных сновидений, доминирующих в ХХ веке». В это же время его картины начинают расходиться по миру и по России. Никаких других общих категорий (класс, нация, народ, общество, государство) сюрреализм не признает. Но наиболее загадочным из всех намеков, содержащихся в этой гравюре, является цифра «I», начертанная на крыльях летучей мыши рядом с надписью «Меланхолия». Дали много «теоретизировал» об искусстве, о сюрреализме. Все ближе барабанный бой.
Наверху, в комнате твоего брата, со стены смотрит святой. Теперь меланхолический темперамент, ранее вызывавший лишь страх и презрение, был окружен ореолом гениальности. Эти «неприятные и несчастные люди», рожденные под знаком самой несчастливой из всех планет, более других подвержены душевной болезни. И наконец синий рассвет и солнце, окунувшееся в зеленую воду залива.
Поэт ставит перед собой задачу возвратить слову «первозданную свежесть» названия предмета. Только, может быть, вСонетах темной любви он сказал больше, чем хотел. Я отправился выключить свет, а когда вышел, буквально «увидел» решение: две пары мягких часов, одни жалобно свисают с ветки маслины.
Сюрреалистический принцип «свободных ассоциаций» — художественное осуществление приемов фрейдистского психоанализа. Метафизическое прозрение. Вот таким образом все их тексты производят впечатление сложных конструкций, подобных сну». Другая картина также имеет длинное название «Секунда перед пробуждением от звука полета пчелы вокруг плода граната». На первый взглядкажется, что на ней изображены конечности двух фигур на обычном фоне.
Отсюда единственно истинные состояния бытия. «От сближения, до некоторой степени неожиданного, двух слов вспыхивает особый свет, свет образа» (Бретон). На первой из них находятся люди, обладающие богатым воображением и живущие в мире пространственных представлений 150 художники и ремесленники на второй ступени стоят те, у кого преобладает рассудок, 150 ученые и государственные мужи наконец, высшую, третью ступень занимают те, у кого преобладает интуиция, позволяющая им возвыситься до постижения божественных истин из их среды выходят теологи и пророки.
Эти городские пейзажи делают его предтечей сюрреализма. Но жизнь в доме шла как прежде, своим чередом. В 1922 г. Бреттон предлагает использовать термин «сюрреализм» для обозначения их движения в 1924 г. Он публикует «Манифест сюрреализма». Правда, Жозеп Пичот бросил юриспруденцию ради парковой архитектуры и не закончил курс. Сюрреализм проявил себя и в кино. Особенно сестре. Или не хочет их замечать. По своему внутреннему складу он был иррационалистом и эзотериком. Наконец, на фонологическом уровне преобладают глухие звуки, свидетельствующие об отходе сюрреалистов от традиции мелодически организованного стиха (следствие «автоматического письма») Кальдари заключает: «Стихи Пере борются за освобождение поэзии от принуждений, условностей авторитетов и табу, разрыв же с традиционными грамматическими, синтаксическими, фонологическими и лексическими законами имеет значение бунта, характерного для сюрреалистического искусства».
Великий кубист Пабло Пикассо величал художника «певцом вокзалов». Средневековая медицина самым худшим и опасным темпераментом считала меланхолический. Например: «Дали в возрасте шести лет, когда он был еще девочкой, он приподнимает море, чтобы взглянуть на беременную собаку». Принципом сюрреалистической поэтики стала гипертрофированная метафоричность: «сближение двух реальностей, более или менее удаленных» (П. В 14 лет состоялась его первая персональная выставка в муниципальном театре Фигераса. Здравый смысл противопоказан искусству Поэтика сюрреализма ориентирует художника на «сферу осуществления» свободы: на случай иллюзию, фантазию, грезу, чудо. То, что считалось несчастьем, стало хотя и опасным, но завидным даром.
Если нагнуться, в заводи, в этой капле воды, увидишь свою жизнь, с трагедиями и радостями. Они ищут реальность в «глубинных слоях» души, «в высшей действительности», «во всевластии сна». Реверди). Этот древний бог воплощает высший интеллект ибо он создал все то, чем овладели и что только поняли другие.
Кухарка уйдет на танцы, а память моя усядется в кресло. Вот уже, кажется, спит и, дай бог, не проснется, если уйти, но какое там. Сюрреализм отказывается контролировать и творческий процесс и личность какими-либо нравственными и эстетическими категориями: «Мораль противоположна счастью с тех пор, как я существую» (Ф. Это совместный проект Третьяковской галереи и Фонда Дж. Он с юности отличался экстравагантными выходками, манией величия, некоторой психической неуравновешенностью, повышенным интересом к изобразительному искусству. Об этом пишет Пьер Уник: «И вот моему разуму открывается абсолютно ясно абсурдность человеческих группировок». Они теряют границы.
Бреттон). Но о себе — только о себе — она не сочла нужным писать. Меланхолия 150 «образ владеющего всеми достижениями человеческой науки и мысли гения, отважившегося проникнуть в тайны вселенной, но остановившегося перед внезапной преградой». Похвала Косты ободрила и воодушевила Сальвадора.
Правдивость деталей призвана убедить зрителя, что созданная художником картина достоверна. Он представляет собой в собственном смысле субъект – объект, единство души и мира. Залив Росас и монастырь Сант Пере де Рода видно даже с галереи. Плоскостей, формы, цвета он должен стремиться проникнуть по ту сторону человеческого, достичь Бесконечного и вечного» (Г. Арп).
Все труднее сказать, было ли это на самом деле. Отстраняясь от сюрреалистов группы Бреттона, Дали отмечает, тем не менее, что у них один метод, только у сюрреалистов он «называется объективной случайностью, когда бред вдруг оборачивается реальностью». Как здесь тихо зимой. Они — плоть от плоти этой земли (а надо сказать, Каталония всегда ощущала свою особость и значимость в культуре полуострова и в начале века это чувство стало почти болезненным). Его телобыло покрыто живыми улитками.
Была и перемена декораций: сначала шумное студенческое общежитие в Мадриде, гдерядом с Лоркой и Дали жили те, кому в недалеком будущем суждено было статьцветом испанской культуры, а после — открытый ветрам, небу и морю белый дом наскалистом берегу Кадакеса, где вырос Дали. Речь идет о первых известных картинках за подписью Лукаса Кранаха. Эти постулаты находят свое воплощение в повышенной метафоричности. Может, все эти снимки являются продуктом огромной фотомонтажной машины. Бретон) — провозглашает сюрреализм. Есть их надо насолнцепеке.
Сюрреализм – художественное воплощение агностицизма: он исходит из того, что художника окружают непознаваемые «вещи в себе», а за реальными явлениями стоит некая сверхреальность. Не сон, но сомнения парализовали ее деятельность. Теперь полагают, что ключ к ее расшифровке следует искать в сочинении известного немецкого ученого и чернокнижника Корнелиуса Агриппы Неттесгеймского «Об оккультной философии». Его рука покоится на спинке стула с вишнями.
Всё из-за того, что на его картинах слишком часто встречаются поезда и вокзалы. Также интересно, что объекты в картине «Тайна и меланхолия улицы» изображены в разных проекциях: фургон в геометрической, а дома в перспективной. Хаос мира вызывает и хаос художественного мышления – это принцип эстетики сюрреализма. Он же стал первым покупателем картин брата. «Мой параноидально – критический метод – пишет Дали – сводится к непосредственному изложению иррационального знания, рожденного в бредовых ассоциациях, а затем критически осмысленного. Но у этих персонажей, как ни странно, есть собственная история.
Провозглашается эстетический релятивизм: все течет, все искажается, смещается, расплывается нет ничего определенного. Свои непроходящие страхи он выразил в Осеннем каннибализме (1936), где переплетенные пальцы едят друг друга. Он был, что называется, не от мира сего. Какое наслаждение жить. Поэтика сюрреализма ориентирует художника на «сферу осуществления» свободы: на случай иллюзию, фантазию, грезу, чудо. Когда-то при ней была типография.
В «театре жестокости» А. Арто, близком по духу сюрреалистической эстетике, актер осуществляет над собой и над зрителем моральное насилие во имя того, чтобы «вырваться из созерцательно – безмятежного гедонизма». В античное и средневековое время принято было считать, что меланхолик, порожденный Землей под знаком Сатурна, сух, холоден, воплощает вечер, осень и пожилой возраст, тогда как сангвиник, порожденный Воздухом под знаком Юпитера или Венеры, несет в себе влажность, теплоту воздуха, воплощает утро, весну, нежный ветер, юность холерик, порожденный Огнем под знаком Марса, несет в себе сухость и жар, воплощая полдень, лето, зрелость, а флегматик, порожденный Водой, так зависящий от «холодной и связанной с морем Луны», влажен, холоден, родственник ночи, зимы, старости. Алогичное, подчеркивал А. Арто, является высшей формой выражения и постижения «нового смысла» и именно сюрреализм открывает пути к достижению его, соперничая при этом и с безумием и с оккультизмом и с мистикой.
Вот таким образом все их тексты производят впечатление сложных конструкций, подобных сну». Пьеса Жюльена Грака «Король-рыбак» навеяна легендой о Граале, но это не простой сценический вариант. – философско – религиозный, мистический сюрреализм. Ночь накануне праздника называется двенадцатая ночь. В сумерки всегда грезишь онесбыточном.
Я, конечно же, в первую очередь имею в виду моего друга Федерико Гарсиа Лорку. Мы таили ее, гнали неотвязные мысли и старались не смотреть в глаза друг другу. Говорят, что де Кирико впечатлился работой «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» и перенёс маленькую девочку к себе на полотно – персонажи действительно очень похожи. Сюрреалистический принцип «свободных ассоциаций» – художественное осуществление приемов фрейдского психоанализа. (от Вифлеема) — подобие игрушечного театрика изображающего Рождественскую ночь: пещера в горах, ясли с младенцем Иисусом, Святой Иосиф, Богоматерь, животные и Три Короля (или пастуха), пришедшие поклониться новорожденному.
Дали уделил много творческого внимания опасности термоядерной катастрофы. Сколько ночей она так и просидела с сыном на коленях. Бретон, С. Дали), обосновались в США, где возникла новая волна сюрреализма, получившая название «неосюрреализма». И когда я смотрю на рисунок, то лето заново встает у меня перед глазами.
Сюрреализм стремиться очистить личность от социальной, нравственной и индивидуальной «шелухи». Дом украшали цветами, целыми семьями приходили друзья — Мата, Льонки, Пичоты, Куси. Здравый смысл противопоказан искусству. Над дверью висит 171Ангел187 Милле, таким образом, снова две мифологии слиты воедино. С этим связана абсолютизация чудесного и превращение его в ведущую категорию эстетического отношения человека к миру: «Нет ничего кроме чудесного» (А.
Закат золотит ухоженное поле, высвечивая четкие силуэты олив. В мадридской академии он стремится к изучению техники живописи старых мастеров. Конечно, речь не идет о первых пробах кисти – уроки живописи ему давал еще отец. Метафоричность, лежащая в основе образного мышления, абсолютируется сюрреализмом и доводится до парадоксального сопоставления друг с другом несопоставимых предметов. Были в этой драме и другие действующие лица: отец Дали, полюбивший Лорку как сына, сестра — Ана Мария (Я не видел девушки красивее ее — никогда, — напишет Федерико родителям), сумасшедшая старуха-рыбачка Лидия изрекавшая афоризмы, которые потом становились названиями картин Дали и даже — согласно канонам античного театра — хор. В трактовке Грака Парсифаль боится, что, когда его желания исполнятся, он откажется от дальнейших исканий. Все с нетерпением ждут.
Зеленые лягушки (оказывается их спины похожи на человечьи) укрылись наберегу в комьях водорослей, а иные — в воде: торчат только лупоглазые головы ииз уголков необъятного рта выплывают пузыри. В его маленьком магазине и сегодня живут тени прошлого —тени великих. Однако суть не в том, что они шли разными путями. Произвольность сопоставлений придает образной мысли повышенную оригинальность. В одном из эпизодов фильма герой бритвой вырезает глаза своей возлюбленной. Принципом сюрреалистической поэтики стала гиперболизированная метафоричность. Испанский художник Х. Миро в 1923 г. Вошел в круг главных создателей сюрреализма.
Вот это был праздник. Кажется, что это просто фото их жизни в заброшенном старом пансионе. Это Лусия мастерила их из пробки и расставляла на доске, за этим ивытащенной из кладовки. В результате, появился шедевр, символизирующий скоротечность и относительность времени. Сюрреалисты призывали к освобождению человеческого «Я», человеческого духа от оков сциентизма, логики, разума, морали, государственности, традиционной эстетики, понимаемых ими как «уродливые» поражения буржуазной цивилизации, закрепостившей их с помощью творческого человека.
Некоторые постулаты эстетики романтизма перекликаются с сюрреализмом. Сюрреализм принципиально внеисторичен: «Мое творчество всегда развивалось в разрыве со временем и законами, оно стремилось избежать всяких исторических и географических соотнесенностей» (Сен-Жон Перс). Зной, тишина, тревога Душная тяжелая атмосфера и вымерший город. Поэмы превращаются в наборы метафор, которые трудно расшифровать. В манифесте («La charte», 1924) дается определение: «Сюрреализм — это чистый психический автоматизм, с помощью которого мы пытаемся выразить вербально, письменно или как-нибудь еще — функционирование мысли, поток мыслей вне всякого контроля сознания, давления моральных и эстетических побуждений.
Усыпление разума, погружение в «волну грез» (ранний Луи Арагон) интуитивность, ассоциативность, «автоматизм» (Бретон) становятся ведущим творческим принципом этого направления. Поэтика сюрреализма зиждется на постулатах: «антибанальность любой ценой», «ясность граничит с глупостью». Для сюрреализма человек и мир, пространство и время текучи и относительны. Хуан Миро. Эти мифы для Грака — «орудия, предназначенные для того, чтобы разрушить окончательно границы в сфере идей».
Творения сюрреалистов погружают зрителя (читателя) в самобытные миры, внешне вроде бы абсолютно чуждые нравственно воспринимаемому миру, его законам, но внутренне чем – то очень близкие человеку, одновременно пугающие и магнетически притягивающие его. Грак отрицает трагедийное начало в мифах о Тристане и Изольде, о Парсифале и Граале. В то время, когда Сальвадор считал себяхудожником-импрессионистом (таково его собственное определение), студенческоеобщество Фигераса организовало выставку живописи в фойе кинотеатра Эдисон.
полную свободу» (Ж. Кажется, цветы растут прямо из камня, так глубоко вкопаны в гальку горшки. Он был феноменально ленив — из кожи вон вылезет, только б ничего неделать. Прилежнейший из учеников, он с ледяной невозмутимостью мог известить профессора истории искусств на экзамене (. ) о его — академика. Крупнейшим представителем «натуралистического сюрреализма» был также испанец Сальвадор Дали. Естественноподдаться искушению подвижнического, беззаветного служения, чреватого утратойсебя и хуже того — итоговым отождествлением себя с предметом служения (нестьчисла мемуарам, где автор простодушно путает себя с тем, о ком взялся писать).
Сюрреализм возник во Франции и достаточно быстро распространился по всему миру. Мне и сейчас трудно провести грань между ними и жизнью.
Белое здание с характерными для художника арками, нарисованное будто по линейке, уходит вдаль. Стебли так тонки, что издалека их не видно — и цветы похожи на порхающих бабочек. Сюрреализм утверждает бесконтрольность творческого процесса. Арп).
В Гала Дали видел свое второе Я, свою женскую испостась и многие работы подписывал двойной подписью «Гала Сальвадор Дали». Конечно же, не зря он дал этиммемуарам подзаголовок Воспоминания о том, чего не было. Но как резко — вдруг — меняется мир Гойи.
В 1934 году Бреттон исключает Дали из сюрреалистов. Ц. Г. Трудности, которые емуприходилось преодолевать, были не материального, а духовного плана. Сам Дюрер свидетельствует, что «привязанные к поясу Меланхолии ключи являются символом власти, а кошель 150 богатства (это обычный атрибут меланхоликов, означающий также и скупость).
Эти картины не могут не возобновить в памяти старый фильм ужасов под названием «Другие». Вы и представить себе не можете, как много мне далообщение с ними. Зеленые лягушки (оказывается их спины похожи на человечьи) укрылись на берегу в комьях водорослей, а иные — в воде: торчат только лупоглазые головы и из уголков необъятного рта выплывают пузыри. Вместо лентяя или нерадивой хозяйки в гравюре Дюрера перед нами высшее существо, обладающее богатым интеллектом, окруженное инструментами творческого труда, но впавшее в мучительное раздумье».
Лукас Кранах Старший был реформатором. Ж. Перс) «Безразличие ко всему на свете» (А. Но в этой печальной и светлой книге привкуса горечи нет. Живописные миры Миро часто музыкальны, поэтичны, крайне насыщены и разнообразны. Оказавшись безработным, художник начал активно работать сразу в нескольких направлениях. Все они сидят в креслах с парусиновой спинкой — такие у нас тогдабыли.
Они знали весь репертуар Каталонского Орфея (живя вБарселоне, они не пропускали ни одного концерта). Летучая мышь связана с Меланхолией потому, что ее стихия 150 вечерний сумрак и ей сопутствуют одиночество и уныние, собака же потому, что из всех животных она одарена наиболее высоким интеллектом и вместе с тем более других подвержена заболеванию бешенством, в чем усматривали родство со склонностью меланхоликов к психическим заболеваниям. Таков был категорический внутренний императив. У них разный коэффициент искажения, за счет чего усиливается эффект странности.
Магический квадрат (квадрат с цифрами, сумма которых во всех горизонтальных и вертикальных рядах одинакова), усиливающий, как считалось, воздействие на человека планеты Юпитер, вероятно, есть талисман, охраняющий от дурного влияния Сатурна. Нессельштраус замечает далее, что «взгляды Аристотеля и Платона были известны средневековым схоластам», но в ту пору, «когда вера ставилась выше разума и одаренности человека не придавали большого значения они не могли повлиять на неблагоприятную оценку меланхолического темперамента. Этот метод, естественно, требовал от художника высочайшего профессионализма в живописной технике, умения создавать «рукотворные фотографии». Причем в начале предпочитал темные тона, но со временем перешел по преимуществу к светлым. Усыпление разума, погружение в «волну грез» интуитивность, ассоциативность, «автоматизм» становятся ведущим принципом этого направления. Парадоксальные явления (в «Лестнице огня» Р. Магрита, например, горят и дерево и медь) проявляются через невероятные, но зримо предстающие перед нами подробности.
Интересно, что изображение девочки абсолютно нетипично для живописи де Кирико. Откликаясь на пьесу Грака, французская «традиционная» критика отмечала, что зрители, не подготовленные к пониманию мифа и подавленные средневековой атмосферой, решили, что это лекция по литературе. Он переезжал из одного немецкого города в другой, даже побывал в Палестине. Так вот, дело было в Барселоне на Рождество. Глаза оказываются похожими на все – и вот таким образом ни на что не похожи. «Людям этой категории, 150 пишет Ц. Г. Сюрреалистическая же критика сетовала, что зрители не поняли, что в пьесе Грака речь идет «о поэзии, трактуемой как призыв к бунту».
«Сюрреализм — чистый психический автоматизм имеющий в виду выражение или словесное, письменное или любое другое реальное функционирование мысли, диктовка мысли, при отсутствии какого бы то ни было контроля со стороны разума, вне какой бы то ни было эстетической или моральной озабоченности», — пишет Бретон в первом «Манифесте сюрреализма». Подобный способ творчества погружает художника «во внутреннюю феерию».
С тем лишь исключением, что на страницах темной сказки Хелены Бломквист нет ни единого взрослого: сюжеты посвящены исключительно маленьким девочкам. Пушкина), швейцарского частного собрания и Фонда Джорджо и Изы Кирико (Рим). Сюрреализм утверждает бесконтрольность творческого процесса. Сюрреализм гипертрофирует многозначность образной мысли.
Изображенная Дюрером в этой гравюре «неутолимая жажда знаний была созвучна его эпохе, когда великие, преобразовавшие мир открытия и изобретения породили твердую уверенность в безграничных возможностях человеческого разума (. ) За внешней пассивностью крылатой женщины угадывается смелый полет человеческой мысли, готовой вступить в дерзкое соперничество с самим Богом». Галерея ведет на террасу, но здесь вместо каменных балясин железные прутья и перила. Произведение – мир, внутри которого поэт – Бог – творец. «В 132Меланхолии147 он (Дюрер.
Эммануэль). Одним из самых простых вистов на это новое поприще стала 171Призрачная повозка187 (1933), где два пассажира, пересекающие долину Ампурдан неподалеку от Кадакеса на крытой повозке, влекомой лошадью, оказываются также башнями далекого города, а колеса выглядят как палки, торчащие с обеих сторон дороги. В сцене изображающей рыцарей Круглого Стола, угадываются излюбленные идеи сюрреалистов: необходимо братство и стремление к тому центральному пункту, с «которого жизнь и смерть перестают восприниматься как противоположности».
Ежегодно мы проводили Рождество, Новый год и Праздник ТрехКоролей в Барселоне, в доме у дяди — Жозепа М. Серраклара (в ту пору он былалькальдом Барселоны). «История сюрреализма» пишет: «С романтизмом французским, английским и главным образом немецким началось вторжение в литературу и искусство вкуса не только к старинному, причудливому, неожиданному, но и к противопоставлению уродливого прекрасному, к снам, мечтаниям, меланхолии, ностальгии по потерянному раю и в то же время возникло желание выразить невыразимое». И это не было преувеличением. Бретон). «Стойкость памяти», получившую всеобщее признание, «Твердость памяти», «Мягкие часы», «Память» – порождает которые Картину Сальвадора Дали Постоянство памяти, Свою задачу в живописи Дали видел в материализации образов, называют по-разному.
На краю поля — белый пушистый ковер измаргариток. История исчезает. Предмет 171Ловли тунца187 прост 8212 рыбаки, ловящие тунца. Как любили мы с братом смотреть на нее, когдаона их кормила — изо рта в клюв. Данную картину некоторые считают признаком шизофрении Сальвадора Дали, другие – просто какими-то неясными экспериментами, а третьи же находят в ней что-то заманчивое, что-то, что заставляет задуматься «о своём». Грак отрицает трагедийное начало.
Сердцевину сюрреализма составляет, согласно Бреттону, «алхимия слова» (выражение А. Рембо), помогающая воображению «одержать блистательную победу над вещами». Стена, сложенная из каменных глыб, уже кое-где поросла рыжими подушечками мха. Она также известна как «Мягкие часы», «Твердость памяти» или «Стойкость памяти». Пустой фургон на переднем плане зловеще ухмыляется открытой крышкой.
создало ряд пьес. Он стремиться разрушить другие психические механизмы и занять их место для решения важнейших проблем (из «Манифеста сюрреализма» 1924 г. Бреттона). Не просто захотел, а только этого и желал. Искусство снимает покровы с действительности, творит вторую, «истинную» действительность — сюрреальность.
Меланхолия Дюрера близка его собственному духовному миру жаждой знаний, сомнениями, неудовлетворенностью, разочарованиями, но и сильным желанием «по мере возможности приблизиться к истине и красоте». И на следующий день уехали в Кадакес, а когда вернулись, началась другаяжизнь. Поэзия сюрреалистов тяготеет к темам: «сны и галлюцинации», пестрота настроений и чувств. Который был очарован другой картиной – Милле «Сборщицы колосьев», Оригинальный «Анжелюс» был выполнен по заказу американского художника Томаса Эпплтона.
Сюрреализм отказывается контролировать и творческий процесс и личность какими – либо нравственными и эстетическими категориями: «Мораль противоположна счастью с тех пор, как я существую» (Пикабиа). Он же, облюбовавкакую-нибудь одну вещицу, уже с нею не расставался. Венгерский литературовед Ласло Кардаш писал: «Ясный, логичный, принимаемый обычно за реальность опыт кажется сюрреалистам менее достоверным, чем «действительность», скрывающаяся в глубине сознания или на краю его.
В одном из эпизодов фильма герой бритвой вырезает глаза своей возлюбленной. Мы же заранее припасали мох и песок — и на глазахвозникал настоящий пейзаж. Через два часа, к возвращению Галы, самая знаменитая из моих картин была закончена». Поль Элюар, например, считал, что в стакане воды столько же чудес, сколько их в глубине океана. Прилежнейший из учеников, он с ледяной невозмутимостью мог известитьпрофессора истории искусств на экзамене (. ) о его — академика. «Безразличие к истории» (Р.
У реки будут пастись белые гуси, за ними пусть смотрит пастух в берете. Классический фантастический фильм «Планета обезьян» 1968 года демонстрирует другой взгляд на историю и показывает, что было бы, если человечеством управляли обезьяны. Кстати, эту же героиню мы видим на другом произведении – «Ариадна, молчаливая статуя».
Им написаны сотни живописных полотен, созданы тысячи графических листов, в том числе иллюстрации к «Дон Кихоту», «Божественной комедии», ряду трагедий Шекспира написан ряд книг, он учавствоавл в создании фильмов, многих театральных постановок, выступал с лекциями и докладами в различных странах мира. 1929). Сейчас в этом зале расположилось кафе Кинематограф. Он задумывает и воплощает серии: Библейская (масло, акрил, гуашь) «Параллельные миры», Симфония моря и Сотворения мира (акрил, гуашь) Метаморфозы (масло, гуашь), «Пророки 20-го века», «Лики». Ему принадлежит один из первых печатных отзывов о творчестве Сальвадора Дали, тогда еще совсем юного художника (в ту пору брату не исполнилось и пятнадцати). В 1919 г. Молодые поэты Л. Аргон, А. Бреттон и Ф. Супо основали журнал «Litterature», в котором была опубликована первая сюрреалистическая книга Бреттона и Супо «Магнитные поля».
Самым дальним своим историческим предшественником сюрреалисты считают Босха. На втором плане изображена пустынная песчаная равнина. Глаза оказываются похожими на все — и потому ни на что не похожи. Художник затратил на картину три года (с 1929 по 1923 гг. ).
Но если б не Сальвадор (в этом я совершенно уверена), наэтот чудный фонарик никто бы и внимания не обратил, так он был прост, непритязателен и трогателен. Легко угадать, кому ее присудили. Это была династия, установившая новые правила в искусстве. Как нежен, как ласков этот легкий ветерок, вечный спутник заката.