Как профессиональный критик и талантливый искусствовед, он, естественно, понимал, что картины Роберта и Сони Делоне по-настоящему талантливы.
Несмотря на большое количество живности на тканях, художнику не изменяет чувство композиции— все орнаменты скомпонованы в геометрически правильные формы. Она пишет воспоминания о Робере и своих друзьях – Г. Аполлинере, П. Пикассо, М. Жакобе, Ф. Леже, Ж. Браке, А. Экстер (близкой подруге), В. Кандинском, Н. Альтмане, А. Архипенко и других. С 1906 г. училась живописи в Париже.
Если с парижским периодом, то есть фактически со всей «взрослой» её жизнью ясно совершенно всё, петербургский период – от пяти до девятнадцати лет, – тоже освещён довольно неплохо, то вот с детскими годами тогда ещё Сары Штерн от рождения и до пяти лет ясности нет никакой. Вечная борьба за первенство между французским и английским королями Людовиком XIV и Уильямом III вызвала к жизни два самых грандиозных монарших сада того времени: Версальский и Хэмптон-Корт. Она писала: «Чистые цвета становятся плоскими и дополнительными (противоположными) в одновременном контрасте.
Критики отмечают, что именно это одеяло, которое теперь хранится в Музее современного искусства в Париже, положило начало ее собственному стилю, ее увлечению цветом как таковым, полнейшему отходу от предметных композиций. Соня Делоне (SoniaDelaunay) – известный мастер, которая творила в стиле арт-деко и абстракционизма. Казалось, что Соня не переживет смерти мужа, который был – наряду с живописью и неотделимо от нее – смыслом ее жизни.
Тем временем Робер и Соня не прекращают поиски своего стиля, своего языка. В 1963 подарила Национальному музею современного искусства в Париже (с 1977 – Центр Помпиду) 117 работ мужа и собственных работ. В основу оформления книги был положен разработанный супругами Делоне принцип симультанизма (одновременности). 25 октября 1941 года Робер Делоне скончался от рака в Монпелье.
Именно любовь свела ее с известным французским художником Робертом Делоне: «Он дал мне конструкцию, а я ему — цвет» – так говорила сама дизайнер. Термин «симультанный» был позаимствован из трактата «О законе симультанного контраста цветов и о выборе окрашенных предметов» (1839) известного французского химика-органика Мишеля-Эжена Шеврёля. Уде, в свою очередь, с помощью этого брака на время развеял слухи о своем гомосексуализме. Именно в 70-е годы Соню Делоне стали рассматривать обособленно, в качестве самостоятельной творческой единицы — в отрыве от своего знаменитого супруга. Кроме нарядов для дам, она создавала сюрреалистические так называемые «платья-стихотворения», декорации для балета Сергея Дягилева.
Цвета. Их встреча родила один из самых романтичных, крепких и плодотворных творческих союзов. Как оказалось, она есть и ещё какая. И хотя сам Робер считал определение Аполлинера слишком уж литературным, цели у «орфистов» были достаточно амбициозными: «создание новой реальности из простейших, но тончайшим образом организованных цветовых сочетаний». А несколькими месяцами раньше, а именно 16 июня, под номером 244 в книге «О бракосочетаниях» сделана запись о том, что 21 мая 1885 года состоялся брак Эли Штерна, холостяка с дочерью одесского мещанина Товия Терка, девицей Ханою. В 1924 вместе с Ж. Хеймом открыла в Париже магазин и ателье мод, где демонстрировались модели одежды, производственных костюмов, «симультанные» рисунки тканей, эскизы интерьеров, проекты оформления автомобилей и т. п. (магазин и ателье работали до 1931).
Известно, что Делоне считала себя язычницей. 1884–1914» в Гранд Пале (1926), в Осеннем салоне и групповых выставках. Там Шарль заболел тифом и Соне пришлось оставить мужа, чтобы заботиться о сыне. И вот, наконец, в моём распоряжении оказался документ, который поставил, наконец, все точки над «i».
В 1910 г. вышла замуж за французского художника Робера Делоне, совместно с которым разрабатывала систему абстрактных композиций, основанных на симультанных контрастах цвета и света (симультанизм). Она разрабатывает рисунки тканей для лионских фабрик, в 1924 открывает вместе Жаком Хеймом ателье мод «Симультанистский бутик», где демонстрирует модели одежды, производственных костюмов, рисунки тканей, эскизы интерьеров и даже проекты оформления автомобилей. Отношения у Сони лучше складывались с дядей и его супругой, Анной Сергеевной (Израилевной) Зак. Ее преподавателями были Эдмон Аман-Жан, Амеде Озанфан, Дюнуайе де Сегонзак. Друг Робера и Сони поэт Гийом Аполлинер буквально упивался феерическим каскадом «симультанных окон» Делоне.
В то время ей были близки творчество Ван Гога, Гогена, фовистов. В 1903–1904 училась в Карлсруэ (Германия) у художника Шмидта-Рейтера.
Жил Генрих Терк в Санкт-Петербурге, где довольно успешно занимался адвокатской практикой. Важным событием в жизни Сони Делоне стала парижская Выставка декоративных искусств 1925 года. В период с 1925 оп 1929 года такие наряды стали главным символом авангардной моды.
Провела персональные выставки в парижских галереях «Бинг» (1954), «П. В 1913 показала орфистские работы в Осеннем салоне в Париже и в 1-м Немецком Осеннем салоне в галерее Der Sturm в Берлине, в 1914 – в салоне Независимых (работа «Электрические призмы»). Соня Делоне становится крупнейшим мастером «ар-деко», её находки начинают широко использоваться в дизайне, керамике, сценографии, рекламе. Уже в апреле они стали любовниками и решили пожениться, как только Соня разведется с Уде.
У обоих это был первый брак. В 1950–1970-е ее персональные выставки прошли в Париже (Bing, 1953 ежегодно в 1958–1962 и др. ), в Лионе, Риме, Милане, Турине, Лондоне, Нью-Йорке, Цюрихе, Женеве, ряде городов Германии. Учебу продолжила в Париже в Академии «Ля Палетт», но неудовлетворенность манерой преподавания, заставили Соню искать что-то иное, близкое и она подолгу проводит в художественных студиях и галереях. В 1941–1944, после смерти мужа, жила в Грассе.
Ранее детство девочка провела в родном Градижске. Начинающей художнице тесное знакомство с владельцем галереи всегда на пользу, к тому же приемные родители настойчиво звали Соню вернуться в Петербург и заняться «устройством личной жизни», что ее отнюдь не привлекало. Он же помогает открыть магазин одежды и оформления интерьера.
В 1936–1937 вместе с Р. Делоне исполнила для французского павильона Международной выставки в Париже монументальную роспись, которая была отмечена золотой медалью. Соня Делоне (Сара Штерн) родилась в украинском городе Градижск, близ Полтавы в 1885 году, хотя некоторые источники в Интернете пишут, что она родилась в Одессе. Делоне вернулись в Париж в 1921 году.
Бере» (1964), Лувре (1964), Музее современного искусства (1967/1968). А дальше авторы пишут: «Большинство официальных биографий и каталогов указывают, что он родилась в украинском городе Градижске (иногда пишут Граджинск) на Днепре на самом деле в своей книге она пишет о нём как о городе, в котором её папа работал на фабрике. Робер Делоне умирает в 1941 году от рака. Соня Делоне (урожденная Сара Штерн) появилась на свет 14 ноября 1885 года в Одессе в семье управляющего фабрикой Ильи Штерна. Брак был по расчету.
3. Участвовала в Международной выставке декоративных искусств в Париже (1925), выставке «30 лет независимого искусства. В 1920 году Делоне вернулись в Париж.
Вместе они создали знаменитые «платья-поэмы» – удивительный пример соединения одежды и поэтической идеи, когда платье было живой иллюстраций стихотворения или было украшено вышитыми поэтическими строчками. Картина, кстати, была куплена русским коллекционером. Воспитывалась в Петербурге. Причём это признают практически все биографы художницы. Казалось бы, у художника и человека такого масштаба тёмных пятен и путаницы в биографии не должно быть по определению.
Удивительно, как менялось восприятие сада в течение времени: идея земного рая («парадиза») – замкнутого оградой пространства с цветущими садами, водными источниками, густой сенью деревьев, уютными постройками – была популярна в Персии еще в VI веке до н. э. Миниатюра «7 супружеских пар в Саду» (около 1510 г. ) из раннего мусульманского манускрипта представляет великолепный персидский сад с восьмиугольным бассейном, платанами и кипарисами, павильонами, устланными цветочными коврами. Аполлинер познакомил Соню с поэтом Блезом Сандраром и художница иллюстрировала его кубистическую поэму «Проза о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской» (1913). Отныне она скиталась по случайным отелям и домам друзей.
Первой большой работой художницы в стиле симультанизма стала картина «Бал Буллье» (1912-1913). В 19 лет он бросает учебу и полностью посвящает себя живописи – тогда Роберт впервые выставляет 6 своих работ в салоне «des Indpendants». Довольно быстро выяснилось, что причиной путаницы являются несколько строк из автобиографии Сони Делоне «Nous irons jusqu39au soleil» («Мы идём за солнцем»), которая увидела свет за год до её смерти, в 1978 году. Дамаз же искренне привязавшийся к Соне, заботился о ней и поддерживал ее.
Автобиография написана в сотрудничестве с Жаком Дамасом и Патриком Рейно. В 1913 г. представила свои первые орфистские работы в салоне Независимых. ) Соня создала иллюстрации к кубистической поэме Сандрара Проза о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской (1913), которая переиздается до сих пор. Великая депрессия, однако, пошатнула положение Делоне: спрос на модную одежду и картины резко упал, «Симультанный бутик» пришлось закрыть.
simultane – одновременный) – то есть основанными на одновременном контрасте тонов.
Казалось, перед Соней открываются все двери и тут ее жизнь сделала новый поворот. В 1923 году вместе с В. С. (В 1912-1913 гг. Через два года она переехала в Париж (по некоторым сведениям, к переезду подвигло прочтение книги об Эдуаре Мане) и поступила в Академию Ла Палетт. А. С. Пушкина и других. В 1975 она стала офицером Ордена Почётного легиона. Он помог организовать ее самую репрезентативную выставку в Музее современного искусства издал ее воспоминания под названием «Мы идем к Солнцу» и сам написал несколько монографий о ее творчестве.
Ее работы оказали неоцененное влияние на развитие стиля и модных вкусов. Правда, там она названа не Сарой, а Sophie – опять путаница. Свои композиции художник называл «симультанными» (от франц.
Там она поступает на обучение в академию «Ла Палетт», однако академическая манера рисования, которую там преподают, девушку уже давно не привлекает. Она стала вехой в истории модернистской поэзии и абстрактной живописи. евро, более чем в пять раз выше каталожной оценки. «Ничего горизонтального или вертикального — свет все деформирует, все ломает», – писал Делоне.
Бере» (1964), Лувре (1964), Музее современного искусства (1967/1968). Через год у четы Делоне родился сын Шарль (в будущем выдающийся историк джаза). В 18 лет Сара поступила вХудожественную Академию в Карлсруэ. В гимназии училась уже не Сара Штерн, а Соня Терк.
Таким образом, впервые форма строится не с помощью светотени, но глубиной самого цвета». У нас их найти невозможно, хорошо, что есть родственники и друзья во Франции и Америке. Наши украинские авторы Александр Нога и Ирина Кодлубай в своей замечательной монографии «Соня Делоне возвращается в Украину через Львов» приводят документы из архива известного киевского искусствоведа Дмитрия Горбачёва: объявление во французской газете за 1908 год о свадьбе Сони и Вильгельма Уде, где указано, что она родилась в семье Элиаса и Ханны Штерн в Одессе и документ, выданный в том же году в Санкт-Петербурге заместителем нотариуса Питером Финдайзеном, где указано, что Сара Штерн родилась 1 ноября 1885 года в Одессе в семье уволенного в запас Элиаса Штерна и фрау Ханны, урождённой Терк, о чём в книге записей одесского раввината сделана запись под номером 117.
Детским годам там посвящена самая маленькая глава и в ней на 12-й странице Соня единственный раз указывает, что её отец работал на метизной фабрике в Градзихске (Gradzihsk). Соня создаёт иллюстрации к кубистической поэме Сандрара «Проза о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской» (1913), которая переиздаётся до сих пор. В 1968 исполнила декорации и костюмы для концертных танцев на музыку И. Ф. Стравинского.
В эстетике промышленного искусства (эскизах росписей тканей, моделей одежды, керамике) сближалась с конструктивизмом В. Е. Татлина, А. А. Веснина, Эля Лисицкого. Завоевания «ар-деко» были закреплены вышедшими в Париже альбомами художницы (Ткани и ковры Сони Делоне, 1928 Композиции. А всемирно известный Vogue поместил на обложку ее «оптическое» платье.
На удивление добрыми остались отношения супругов с Вильгельмом на протяжении всей жизни. ДЕЛОНЕ Соня (Delaunay, Sonia урожденная Терк 1885, Украина, – 1979, Париж), французская художница, одна из основоположников абстрактного искусства. – прекрасным садом.
И в возрасте 18 лет она поступает в Академию изящных искусств Карлсруэ. В 1910 развелась с ним и вышла замуж за художника Робера Делоне (1885–1941). Именно фамилию дяди она взяла себе позже как псевдоним. В 1918 году она встречается с Сергеем Дягилевым, чья труппа в это время была на гастролях в Испании и он заказывает ей и Роберу декорации и костюмы к знаменитому балету «Клеопатра» – оригинальные сгорели во время турне по Латинской Америке. Идеи» (1930).
Постепенно заказов стало так много, что Соня вместе с известным модельером Жаком Хаймом открыла на Елисейских полях «Симультанный бутик», где демонстрировала одежду, ткани, шарфы, сумки и прочие аксессуары, украшенные «симультанным» декором из ярких контрастных пятен или монохромным узором из разных тонов одного цвета. Как замечает Артур Коен, Делоне создала особый визуальный язык, «безразличный к фигуративным или описательным аллюзиям, начисто лишённый желания передавать содержание стихов изобразительными средствами, озабоченный только выражением восприятия работы». Были изданы альбомы «Ткани и ковры Сони Делоне» (1928) и «Композиции. В ней каждому слову соответствовал фон определённого цвета. Именно в это время Соня создает те знаменитые «симультанные» шарфы, которые стают знаменитыми на весь мир.
Она решила, что теперь пора заняться собой и снова начала активно рисовать. В том же 1963 Пикассо создает рисунок на хлопковой водонепроницаемой материи, которая используется фирмой White Stag при производстве куртки для aprs-ski.
В 1931 была в числе организаторов международного авангардистского объединения «Abstraction-Creation». Так появилось имя, под которым мы знаем ее и сегодня – Соня Делоне. В 1905, прочитав книгу Юлиуса Мейера-Грефе «Мане и его круг», решила переехать в Париж как центр искусств.
Казалось бы, нет места для сомнений. Жизнь французской столицы, веселая и беззаботная, захватила их: каждую ночь в их комнате устраивались шумные вечеринки, на которые собирались непризнанные гении со всего Парижа, а дни тратились на учебу. Там, в самих известных музеях Германии, Италии, Франции в девушки все больше просыпалась любовь к искусству. В детстве побывала в Финляндии, Германии, Италии и Швейцарии.
Начальное образование получила в С. -Петербурге. Интуиция ее не подвела. Во многом именно благодаря этому стиль «ар-деко», синтезирующий модерн и авангард, стал определяющим фактором межвоенной моды. Кажется, национальная страсть передается из поколения в поколение с генами. С приемными родителями Саре повезло: преуспевающий адвокат-предприниматель и его влиятельная жена Анна смогли дать девочке не только новое имя – Софи (Соня) Терк, но и обеспечить прекрасное образование.
В Париже она поначалу занимается в академии «Ла Палетт» и проводит много времени в художественных галереях, студиях, входит в круг радикальной французской молодёжи. 1909–1929» (Страсбург, 1969), «Русский авангард. В то время начинающая художница находится под влиянием Ван Гога, Гогена, Руссо, фовистов.
Соня Делоненесомненно стала одной с первых художниц, которая сумела объединить новаторскую живопись с текстилем и стала «лицом моды» той эпохи. Соня поступила в Академи де ла Палетт на Монпарнасе и добилась там немалых успехов. Оба они представлены на выставке картинами Жана-Батиста Мартина (1700) и Леонарда Книффа (1702-1714).
Первые, написанные им картины были выдержаны в стиле постмодернизма. Соня Делоне родилась 14 ноября 1885 года в городе Градижск Полтавской губернии (по другой версии — в Одессе) Российской империи (ныне территория Украины). Этот брак по расчету был выгоден и ее жениху – критику, коллекционеру и владельцу художественной галереи Вильгельму Уде, – чтобы отвести подозрения в нетрадиционной сексуальной ориентации (Вильгельм был гомосексуалистом). При этом художница не оставляет живопись: она – один из организаторов салона «Абстракция– Созидание» (1931) и авангардистского салона «Новая реальность» (1939).
Вскоре она открывает магазины в Бильбао и Барселоне. В доме Делоне, которые поддерживали его во время ареста, он искал приюта и покоя – радостные, красочные работы Сони так впечатлили его, что он назвал этот стиль «орфизмом» имея в виду преображение мира новым Орфеем, творцом структур, не заимствованных из действительности. В то время любимой книгой Робера Делоне было исследование Мишеля-Эжена Шеврёля «Принципы гармонии и контраста цветов» (De la loi du contraste simultane des couleurs et de lassortiment des objets colores)– законы дополнения и сочетания цветов, сформулированные французским химиком в 1839 году, так захватили Делоне, что их новый стиль, основанный на изучении и использовании взаимоотношений разнообразных цветовых пятен, они назвали «симультанностью», от французского «simultane» – одновременность. Хотя одной из веских причин ухода в дизайн была финансовая нестабильность, Делоне настаивала: «нет разрыва между моей живописью и моей так называемой декоративной работой прикладные искусства меня никогда не пугали, но были свободным расширением, завоеванием нового пространства». Как бы то ни было, в 1890 году пятилетняя Сара оказалась в Петербурге – ее забрал в свою семью дядя (брат матери), юрист Генрих Терк. В честь нового искусства «симультанизм» было организовано несколько светских раундов и показов мод, дизайном и постановкой которых занималась Соня.
Разработки мужа произвели огромное впечатление на Соню, примкнувшую к его экспериментам. У них и правда было много общего – от того, что оба они были воспитаны богатыми родственниками (родители Робера развелись, когда ему было девять лет и мать, которая никогда не уделяла внимания сыну, отдала его на воспитание своей сестре), до их надежд на будущее и вкусов в живописи. Академия «Ла Палетт» разочаровала Соню чрезмерным академизмом в системе преподавания, зато в студиях художников и галереях, где бурлила жизнь и собиралась радикально настроенная молодежь, она с восторгом погружалась в изучение нового искусства. Ее творчество было невероятно популярно: ее приглашали оформлять интерьеры и светские рауты, заказывали ей эскизы тканей, которые производились по всему миру и вечерние платья, которые Соня расписывала вручную в своем фирменном «симультанном» стиле. В 1938 провела с мужем выставку в музее Stedelijk в Амстердаме.
В 1924 году Соня вместе Жаком Хеймом открывает в Париже ателье мод «Симультанистский бутик», где демонстрирует модели деловой, вечерней и спортивной одежды из тканей авангардного типа – с крупными, эффектными рисунками, рассчитанными на аналогичные декоративные ритмы модных интерьеров и пульсирующую динамику мегаполиса. Родилась она в Украине, в Полтавской области, в 1885 году. Несмотря на постигшее ее горе, Соня с удвоенной энергией продолжает работать над совместными проектами, стремится увековечить память мужа, публикуя его теоретические труды. Терк.
РоберДелоне, муж молодой дизайнерки в 1923 году писал: «Для Сони платья или пальто являются частью пространства, оформленного и обусловленного в размерах и содержании, создавая организованное целое по законам, ставшим стандартизацией ее искусства». Соня была уверена, что образ женщины складывается из всех деталей ее окружения и предлагала своим клиенткам не просто одежду, но образ жизни: к полному костюму полагались не только аксессуары и обувь, но даже автомобиль, чей дизайн повторял рисунок одежды.
В биографии детству тогда ещё Сары Штерн традиционно посвящено всего несколько страниц. Семейство путешествовало по Европе, девочка побывала в крупнейших европейских музеях. Художница рассматривала свои дизайнерские проекты как «упражнение в цвете» (а цвет, в свою очередь, считала «кожей мира») и стремилась нести современное искусство в повседневность, делать его более понятным и доступным широкой аудитории. В раннем творчестве писала натюрморты интерьеры парижских кафе, портреты.
А в 1932 году она пишет статью под названием «Художники и будущее моды», в которой предсказывает победу прет-а-порте. Соня не прекращала свою бурную деятельность даже после смерти мужа в 1941 году. Через год после свадьбы у четы Делоне родился сын Шарль (в будущем известный историк джаза). Он даже придумал специальный термин для этого направления – «орфизм».
В 1913 парижское издательство «Люди нового склада» выпустило тиражом 150 экземпляров поэму Сандрара «Проза о транссибирском экспрессе и о маленькой Жанне Французской», оформленную ею в соответствии с теорией симультанизма и отпечатанную в виде двухметровой складной полосы.
Фигуративные элементы исчезли в гипнотической многоцветности форм. Без труда переключается с одного вида деятельности на другой и всё ей удаётся. Проводит персональные выставки в Стокгольме (1916), Бильбао (1919), Берлине (1920). Каждое воскресенье их дом был открыт для друзей, которые, как и хозяева, были страстно увлечены авангардным искусством. Стало ясно, что больше материальной поддержки из России они не получат.
Первая мировая война заставляет супругов переселиться из Парижа в Испанию и позже в Португалию, где они прожили шесть лет, с 1914 по 1920 год и подружились со многими местными художниками. Имелся в виду, конечно, миф об Орфее, который звуками своей музыки мог усмирять волны, зачаровать животных и растения, преображать мир – как и гипнотическое по силе воздействия «чистое искусство» Делоне. Эти, подобные до аппликаций, фрагменты тканей, Делоне назвала «симультанными контрастами».
Ее предвоенное творчество стало новаторским на то время: такие работы как «Уроки света» или «Электрические призмы» отличаются необычной радужностью красок. Первыми шагами Делонев мире моды были платья и жакеты с аппликацией геометрических форм в стиле симультанизма. В 1920 годы супруги Делоне возвращаются в Париж. Участвовала в выставке «Русский балет Дягилева» в Музее декоративных искусств (1939). Развод был оформлен в августе и уже 15 ноября Соня Терк вышла замуж за Робера Делоне.
В 1964 совместная выставка работ супругов Делоне состоялась в Лувре (в истории музея выставка современных художников проводилась второй раз, после Ж. Брака), в 1967/1968 – в Национальном музее современного искусства в Париже. Сандрар назвал получившуюся книгу «печальной поэмой, напечатанной на солнечном луче». В 1939 вместе с мужем и Т. ван Дусбургом основала авангардистский художественный салон «Новая реальность». Генрих Тимофеевич Терк (1847—1917) был членом правления издательства и акционерного общества «Брокгауз и Ефрон», возглавлял правления Богатовского сахарного завода, Ириновско-Шлиссельбургского промышленного общества, товарищества Сергинско-Уфалейских горных заводов, акционерного общества Финляндского лёгкого пароходства. По возвращении в Париж в 1945 участвовала в выставке абстракционистов «Art Concret» в галерее Drouin (1945) и способствовала возрождению салона «Новых реальностей» (1946). Формы, ритмы и все приемы ее, рождены ею самой.
А спустя два года отправилась в центр искусств – Париж. Элиасу на тот момент было 27 лет, Хане 22. После 1911 под влиянием кубистов Соня Делоне уходит в своих работах от натурализма и фигуративности в сторону геометрии и абстракции, экспериментирует с ритмом и с разложением цвета.
5. Таким образом, установить истину можно было, только найдя подлинные документы в архивах. Идеи, 1930). В 1909 недолго была женой немецкого искусствоведа и коллекционера Вильгельма Удэ.
Ее провозгласили ведущей представительницей ар-деко, соединявшего модерн и авангард. Дочь фабричного управляющего Елия (Елиаса) Штерна и Ханы Штерн, урожд. Другие дяди— выпускник Медико-хирургической академии (1881) Яков Тевелевич (Тимофеевич) Терк (1850—. ), работал железнодорожным врачом в Либаве, а в 1920—1930-е годы— в Крыму Марк Тевелевич Терк, владелец конторы по продаже сельскохозяйственного оборудования в Одессе (ул. Название «орфизм» (от мифологического Орфея) дал Аполлинер, определивший этот стиль как «живопись новой структуры, состоящую из элементов, которые не заимствованы в сфере видимого, но всецело созданы художником и наделены им всей полнотой реальности» (в его книге: «Les Peintres Cubistes». Это копия листа из книги записей одесского раввината за 1 ноября 1885 года, части первой «О родившихся».
Бланша. В начале 1920-х исполняла эскизы тканей для лионских фабрикантов шелка. Она побывала в крупнейших европейских музеях. Трудно придумать более подходящую выставку в весенние месяцы. В 1931 стала одним из учредителей авангардного объединения «Абстракция – Созидание». Писала натюрморты интерьеры парижских кафе и портреты (в том числе поэта Н. М. Минского и архитектора В. А. Щуко).
1905–1925» (Париж, 1969), «Пионеры абстрактного искусства» (Париж, 1971), «Русский авангард. Чтобы остаться в милом сердцу Париже, Соня делает «ход конем» – выходит замуж. В 1925 участвует в Международной выставке декоративного искусства вместе с Александрой Экстер, Натаном Альтманом, Давидом Штеренбергом. Обращалась к книжной графике (18 гуашей к книге «Озарения» А. Рембо) и гравюре, продолжала разрабатывать рисунки для тканей.
Сначала девушка уехала в Германию, училась в Художественной академии в Карлсруэ. Находясь под влиянием Ван Гога, Гогена, Руссо и фовистов, Соня искала свой стиль. В 1910 году Соня развелась с первым мужем и вышла замуж за Делоне. В поздний период создала большой цикл абстрактных картин «Ритм и цвет», в которых на смену резким контрастам пришли плавность цветовых переходов и умеренная яркость. Влияние фовистов особенно заметно в её ранних картинах, таких как «Финская женщина» и «Жёлтая обнажённая» (1908) с их неестественным цветом лица, размашистыми мазками и щедрыми красками. Художница представила широчайший ассортимент изделий – начиная от бивших все рекорды популярности «симультанистских» шарфов и заканчивая коврами и машинами.
Её персональные выставки проходят в парижских галереях «Бинг» (1954), «П. В поздний период создала цикл абстрактных картин «Ритм и цвет». Робер Делоне Электрический союз. Соня была замужем два раза с разницей в 2 года – первый брак был по расчету ее семьи, второй – по любви. В 1912–1913 вместе с мужем разработала теорию симультанизма (одновременности) и сформулировала принципы орфизма. С его работами Соня познакомилась гораздо раньше, чем с самим Робертом и была буквально заворожена ими.
Это групповые выставки «Конкретное искусство» в галерее «Друэ» (1945), «Первые мастера абстрактного искусства» в галерее «Меет» (1949) и другие. Холст, масло. Соня создала иллюстрации к кубистической поэме Сандрара «Проза о транссбирском экспрессе и маленькой Жанне Французской» (1913, геометризм этой работы повлиял на поиски Пауля Клее). В 1908 году Соня Терк вышла замуж за немецкого искусствоведа и галериста Вильгельма Уде. Племянницу дядя баловал, на каникулы отправлял путешествовать по Европе.
О своих творческих отношениях с мужем она потом говорила: «Он дал мне форму, а я дала ему цвет». Ей начали посвящать ретроспективные выставки, стали выходить монографии. Соня Делоне, урожденная Сара Штерн, появилась на свет 14 ноября 1885 года в Полтавской губернии, в маленьком городке Градижск. В 1908 впервые показала работы на выставке в парижской галерее Notre-Dame-des-Champs. 1908–1922» (Нью-Йорк, 1971), «Русский взгляд» (Гейдельберг, 1974) и др. Робер создал оригинальный метод построения «цветовых конструкций» из концентрических окружностей, арок, радуг, окрашенных в семь основных цветов по системе «одновременного контраста цветов» Шеврейля.
Чаще всего ткани выполнены либо в черно-белой, либо в солнечной теплой гаммах. Её увлекали фовисты, Ван Гог, Гоген, Руссо, отталкивали Матисс и Пикассо: первого она считала «слишком осторожным, слишком буржуазным», второго находила нездоровым. Здесь Терк изучала гравюру под руководством Рудольфа Гроссмана. Двухметровая книжка-гармошка с поэмой Сандрара «Проза о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской», где слились воедино текст и дизайн, вызвала фурор среди французских критиков.
В 1939 с Р. Делоне и другими художниками основала авангардистский салон «Новых реальностей» в галерее Charpеntier. Соня создала костюмы для спектакля по пьесе Тцары «Сердце газа» и ее потрясающие в своей необычности ткани с «симультанным» геометрическим узором произвели настоящую революцию. Терки согласились. В 1949 в память Р. Делоне организовала в Париже выставку «Первые мастера абстрактного искусства».
«Равновесие объема и цвета и великолепное чувство ритма», – так по завершении выставки охарактеризовал работы мадам Делоне парижский модный журнал LArt vivant. Она ткёт ковры иллюстрирует книги. Дядюшка отправляет его на обучение в ателье декоративного искусства в Бельвилье. Ее способности к живописи были замечены школьным учителем рисования и черчения. С тех пор она лишь несколько раз и очень ненадолго, приезжала в Россию.
Специально для выставки, в Париже на мосте Александра III был открыт бутик и там Соня демонстрировала работы в своем стиле «симультанизма» – в небольшой витрине были представлены сумки, шарфы и манто. Замена Одессы на Градижск с трудом подается объяснению». В 1905 году Соня прочла знаменитую в то время книгу Юлиуса Мейера-Грефа «Мане и его круг», где Париж был назван центром истинного искусства и немедленно решила переехать туда. Ведь большинство источников указывают на Градижск-Граджинск-Гражист.
Она мечтала быть удочерённой ими и впоследствии взяла фамилию Терк. В престижной женской гимназии, куда Соня поступила в шестнадцать лет, она выделялась острым аналитическим умом и талантом к точным наукам, так что преподаватели прочили девочке математическую карьеру и лишь учитель черчения и рисования обратил внимание на высокий уровень выполненных Соней этюдов и ее оригинальное видение. Учитель рисования подтвердил, что рисует она хорошо и имеет смыл это развивать. В 1923 вместе с В. С. Бартом и Х. Грановским Соня Делоне осуществляет постановку пьесы Тристана Тцара «Воздушное сердце». Будущая французская художница родилась под именем Сары Элиевны (Ильиничны) Штерн 14 ноября 1885 года в маленьком украинском городке Градижске, что в Полтавской губернии.
В 1912 г. Г. Аполлинер обозначил созданное супругами Делоне художественное направление термином «орфизм» имея в виду преображение мира новым Орфеем, творцом структур, не заимствованных из действительности. Выставляла свои работы в групповых выставках «Конкретное искусство» в галерее «Друэ» (1945), «Первые мастера абстрактного искусства» в галерее «Меет» (1949) и других. Удивительно нежная дружба между почти восьмидесятилетней художницей и «самым молодым издателем в мире» (свое первое издательство Дамаз основал в 17 лет) скрасила одиночество Сони. Для антрепризы Дягилева она создаёт эскизы костюмов и декораций к балету «Клеопатра» на музыку А. С. Аренского (Мадрид, Барселона 1918). В дальнейшем писала абстрактные картины, построенные на красочных отношениях и состоящие в основном из полос и круговых или спиралевидных пятен цветового спектра.
Обряд бракосочетания совершил раввин Политковский. В 18 лет дядя отправил Соню в Академию изящных искусств в Карлсруэ. В основу оформления книги был положен разработанный супругами Делоне принцип симультанизма (одновременности). Одной из наиболее серьёзных остаётся работа Артура А. Коена изданная в 1975 году. Нельзя без улыбки смотреть на картину неизвестного британского художника XVII века «Преподнесение в дар ананаса Карлу II»: король при всех регалиях на фоне пышного дворца с уходящей перспективой грандиозного регулярного сада принимает из рук коленопреклоненного посла экзотический фрукт.
Градоначальницкая, 8). Соня поселилась в женском пансионе на рю Кампань Премьер, где делила комнату с еще четырьмя русскими девушками, которые тоже приехали в Париж в поисках истинного искусства. Рано потеряла отца, с пяти лет воспитывалась в семье дяди по матери, петербургского присяжного поверенного Генриха Тимофеевича Терка, позже приняла его фамилию. Начнём с того, что настоящее имя Сони – Сара Штерн. Одна из лучших биографий Сони Делоне вышла в 1995 году в Нью-Йорке.
В возрасте 20 лет, в 1905 году, девушка приехала в Париж и поступила в знаменитую Академию де ла Палетт (Acadmie de la Palette), альма-матер великого числа выдающихся деятелей искусства первой половины XX века. Когда в России свершилась революция, Делоне были в Барселоне. В 1905, прочитав книгу Юлиуса Мейера-Грефе «Мане и его круг», решила переехать в Париж как центр искусств.
Она стала кавалером Искусств и Литературы, а в 1975 году была удостоена высшей награды Франции – ордена Почетного Легиона. Наиболее наглядным выражением принципов симультанизма стала книга «Проза о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской / La Prose du Transsibrien et de la Petit Jehanne de France» (1913), созданная Соней в сотрудничестве с её любимейшим поэтом Блезом Сандраром. В 1909 году в Париже она познакомилась с художником Робером Делоне и вышла за него замуж. Позже эта «симультанная книга» с небывалым успехом демонстрировалась на Осеннем салоне в Берлине – там ее увидел немецкий художник Пауль Клее, который был так впечатлен яркими квадратами Сони, что с тех пор они стали лейтмотивом его собственного творчества.
Эти работы настолько поражают других творцов, что ей начинают посвящать стихи. Кстати, с Робером ее познакомил сам Уде, который на всю жизнь сохранил с парой Делоне хорошие отношения и с удовольствием организовывал их выставки. Работала также в области театральной декорации (в том числе для русской балетной труппы С. П. Дягилева), выполняла литографии. Шарфы, свитера и ткани по эскизам Сони Делоне пользовались необыкновенной популярностью их покупали даже голливудские знаменитости – например, кинозвезда Глория Свенсон не только приобрела у Сони пальто с аппликацией, но и усиленно пропагандировала новую модельершу в Голливуде, благодаря чему ее творения попали на киноэкран.
Ценителей искусства Делоне ставало все больше им заказывали оформление апартаментов и магазинов. О ее детских годах известно очень мало. В 1920 супруги Делоне возвращаются в Париж. В поздний период Соня Делоне создаёт большой цикл абстрактных картин «Ритм и цвет», в которых на смену резким контрастам пришли плавность цветовых переходов и умеренная яркость.
В это время Соня активно увлекается модой: начинает шить первые платья и жакеты из симультанной аппликацией, а в 1920 открывает первый будит одежды.
Соня Делоне принадлежит к крупнейшим мастерам европейского авангарда. В своих крупных по формату произведениях («Ритмы красок») Делоне пользовалась плоскостями чистого цвета и сочетаниями элементарных геометрических фигур для создания пронизанных светом и оптимистических по звучанию композиций. К XVII веку сады аристократов достигли невообразимых масштабов. Её отец, Эля Штерн, трудился управляющем на местном гвоздильном заводе, мать, Хана Тевелевна Штерн, была домохозяйкой и происходила из Одессы. Родители Сары умерли, когда она была еще очень маленькой, вот таким образом на воспитание к себе забрал малышку ее родной дядя Арни Терк. А в её завещании, заверенном нотариусом, местом рождения указана Одесса.
Старый друг семьи Делоне Дягилев знакомит ее с мадридской модной элитой. Париж, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду. Это добавляет палитре деликатность и свежесть.
Участвовала в выставках: «Русские художники Парижской школы» (Сен-Дени, 1960 Париж, 1961), «Русский балет Дягилева. Она создает органичное целое по законам, ставшим обязательными для ее искусства». Композициям мадам Делоне свойственно сильное и глубокое чувство великолепного ритма В них царствуют абстракция, постоянная, но видоизменяющаяся геометрия, живая и поднятая до высот легкостью ее вдохновения, сопровождающегося капризной игрой ее кисти и всепобеждающей радостью цвета». 1. Первый известный в британском искусстве реальный сад зафиксирован в «Семейном портрете Генриха VIII» – правда, как фон (1545). Среди полотен на религиозную тематику на выставке стоит обратить внимание на работу Рембрандта «Христос и Мария Магдалина», а также на «Эдемский сад» Яна Брейгеля Старшего.
Цвета. Семейство путешествовало по Европе, девочка побывала в крупнейших европейских музеях. Paris, 1913).
В 1938 провела большую персональную выставку в Городском музее Амстердама. С 1890 года жила в Санкт-Петербурге, воспитывалась в семье дяди по материнской линии, процветающего адвоката Генриха Тимофеевича (Гениха Товиевича) Терка и его жены Анны Сергеевны (Израилевны) Зак (1856—1911), дочери философа и семитолога Израиля Исааковича Зака (1831—1904), племянницы крупного петербургского банкира и финансиста Абрама Исааковича Зака (1828—1893) и публициста-палестинофила Григория Яковлевича Сыркина (1838—1922). Поговаривают, этот брак был фиктивным, выгодным для обоих сторон:Уде исповедовал нетрадиционную ориентацию, а Соня испытывала давление родственников, требовавших от нее найти себе мужа или скорее вернуться в Петербург. В том же году супруги приобрели мастерскую на улице des Grands-Augustins, где проработали до 1935 (позже – на бульваре Malsherbres, 19).
Итак, продолжу историю о своих изысканиях. Публиковала статьи по проблемам моды и современного промышленного искусства. В декабре 1913 книга демонстрировалась в петербургском художественно-артистическом кабаре «Бродячая собака» в качестве иллюстрации к докладу А. А. Смирнова о симультанизме.