Кубизм пережил в своем развитии три периода: сезанновский период (1907-1909 г. г. ), аналитический период (1909-1912 г. г. ) и синтетический (1913-1914 г. г. ) период. Цветовая гамма картин сезанновского кубизма сильно ограничена: художники используют мягкие, приглушенные оттенки коричнево-охрового цвета, черный цвет активно используется для обозначения границ объектов. I стадия: сезанновский кубизм (1907 – 1909) – выделение геометрических форм фигур и предметов, отделение формы от пространства/плоскости. Первый период кубизма называется сезанновский, так как художники-кубисты продолжили эксперименты Поля Сезанна (1839-1906) с формой, перспективой и поиском новых композиционных решений.
Кубистический метод распластывания всякого органического бытия применяет он к литературе. С 1912 широко используется техника коллажа (т. е.
Он покупал вещи, которые ему нравились, не заботясь о том, как они смотрятся вместе. – писал в 1905 г. Д. В. Философов в статье, посвященной художественной жизни Петербурга. В 1908-1909 годах и Брак и Пикассо ищут приемы за пределами кубизма.
Живопись, графика, скульптура обращаются к тому, что недоступно прямому (буквальному) воспроизведению. Тела предельно обобщены, лица лишены выражения. Портрет Амбруаза Воллара (1910), Завод в Хорта де Сан Хуан (1909), Портрет Фернанды Оливье (1909), Портрет Канвейлера (1910).
Собственно кубистический период в творчестве Пикассо заканчивается вскоре после начала Первой мировой войны, разделившей его с Браком. В этой работе прослеживается проработка художником геометрических форм (кругов, овалов и ромбов), направление линий рисунка к некоторой точке, а также нестандартный угол зрения: зритель смотрит на персонажей как бы немного сверху и слева. В России кубофутуризм было также одним из самоназваний поэтической группы Гилея, противопоставлявшим её эгофутуризму Игоря Северянина и его последователей (а впоследствии и другим футуристическим группировкам, таким как Мезонин поэзии и Центрифуга). В действительности, была выполнена сложная работа, чтобы эта картина появилась на свет.
Это в первую очередь абстракция, примитивизм и авангардизм. Тоже не сразу. Гигантские сдвиги в области науки и техники, выход масс на авансцену истории обусловили глубокие перемены в области искусства, вплоть до создания новых форм (полиграфия, звукозапись, фотография, кино, дизайн). Но франкистский режим отнял эту автономию.
Для первого периода (до 1909г. ) были характерны массивные, несколько грубоватые формы, образованные пересечениями прямых и изломанных линий. Пикассо выразил свое отношение к происшедшему в панно Герника. В предисловии к книге В. И. Матвея Искусство негров художница В. Д. Бубнова вспоминает знаменательный эпизод: На одном из полугодовых отчетов (Академии художеств) профессора пришли в возмущение от представленных Вл.
А. С. Пушкина "Семейство комедиантов", Вашингтон, Нац. Не только интерес к примитивному, народному и традиционному искусству (в том числе африканскому), но и тоска по архитектурной композиции строгой незыблемости, утраченной конструктивности, вера в известную закономерность, почти математичность ритмических переживаний были свойственны в это время молодым русским худож-никам. Подростком Малевич стал мечтать о том, чтобы учиться живописи. В 1904 и 1907 годах в Париже прошли выставки его работ.
("Шут", 1905), нежели в произведениях эллинизирующего периода ("Мальчик, ведущий лошадь", Нью-Йорк, Музей современного искусства). Найдем ли мы новую красоту, создадим ли новую культуру. Направление развития кубизма на ранней стадии можно последовательно проиллюстрировать картинами Пикассо: Сидящая женщина (1909, Лондон, коллекция Пенроуз), Портрет Канвайлера (1910, Нью-Йорк, частное собрание) и Моя красавица (1911, Нью-Йорк, Музей современного искусства).
Пабло Пикассо (1881–1973) изображает обнаженных женщин весьма необычным способом. Так для третьего периода характерно разрушение пространства и объема, превращение их в кучу простых геометрических элементов, «строительство» из них новых аппликаций. В картине Мулен де ла Галетт (1900) чувствуется интерес девятнадцатилетнего художника к ночной жизни Парижа, особенно такой, какой ее изображал Тулуз-Лотрек. В работах, выполненных летом 1906 в местечке Госол в испанских Пиренеях, впервые появляются симптомы решительного разрыва с классической традицией.
Иногда в своих поисках он настолько отходил от традиционного классического изобразительного искусства, что его возвращение на путь реалистического творчества казалось немыслимым. Работы синтетического периода: Натюрморт с плетеным стулом (1911-1912), Бутылка перно (столик в кафе) (1912) Скрипка м гитара (1913). Вот почему Сёра, Сезанн, Ван Гог и Гоген открывают новую эру в живописи: Сёра – своим стремлением к структурному единству, к объективному методу, Ван Гог – своим цветом, который перестает играть описательную роль, Гоген – смелым выходом за рамки западной эстетики и особенно Сезанн – решением пространственных задач.
Для «аналитического кубизма» (1910-1912 гг. ) была свойственна некоторая сдержанность и создание определенного, весьма строгого колорита с использованием зеленых и синих тонов. Следующая стадия развития кубизма – аналитическая (1910-1912). Складки драпировок, составляющих фон картины, создают ощущение распада и дисгармонии. Трудно согласиться с теми, кто считает важнейшим завоеванием кубизма безграничную свободу. С середины XIX века отход от господствующей в это время в изобразительном искусстве натуралистической традиции резко ускоряется.
Он вырос в провинции и до 12-13 лет не знал, что существуют профессиональные художники. Художник воплощал свои знания о действительности всеми доступными способами. Ив. Реверди в то время был одним из немногих, кто понимал историческое значение кубизма.
Ж. Брак считал, что «чувства деформируют, рассудок – формирует». Мы, – писал Реверди, – присутствуем при фундаментальной трансформации искусства. Исчезают образы предметов.
И сам не понимает, что такое сделал. Построение усложняется и последовательно проводится единый принцип. В течение 1907 и в начале 1908 Пикассо продолжал использовать в своих работах формы негритянской скульптуры (позднее это время стали называть «негритянским» периодом в его творчестве). С нее, кстати и начался первый кубистический период – сезанновский. В 1981, через шесть лет после смерти Франко, картина была передана в Прадо.
В 1904 и 1907 годах в Париже прошли выставки его работ. Веяние чего-то неординарного и интересного. На год основания компании.
Художник использовал в картине различные элементы декора, что создает игру между иллюзией и реальностью. Но там возможно нечто аналогичное и параллельное кубизму. Простую формулировку основных целей и принципов кубизма дать довольно трудно в живописи можно выделить три фазы этого направления, отражающие разные эстетические концепции и рассмотреть каждую в отдельности: сезанновский (1907—1909), аналитический (1909—1912) и синтетический (1913—1914) кубизм. Начиная с 1912 кубизм принимает новое направление развития и получает название «синтетического кубизма». Эти высказывания движут ими – «поместите природу в цилиндр, сферу, конус, все поставьте в перспективу. »- и их работы обладают четкой структурой, без случайности. Как правило, это были монохромные полотна.
1920-х гг. Не установлена точно даже дата его рождения – 1878 или 1879, 23 или 25 февраля. День и ночь он тайно трудится над картиной, пытаясь воплотить в ней свои новые идеи. Однако художник создавал потрясающие портреты и натюрморты в стиле кубизм. Фактура поверхности, линия и узор – все используется для того, чтобы «построить» новый объект.
Картина Семья бродячих циркачей (1905, Вашингтон, Национальная галерея) на первый взгляд кажется свободно и широко написанной яркой виньеткой из фигур акробатов. Следуя советам Сезанна, а также находясь под впечатлением от искусства изображения африканских масок, в 1907 году Пикассо создает свою первую картину, написанную в стиле кубизма «Авиньонские девицы» (дерзкие, рубленые линии, заостренные углы, практическое отсутствие теней, тон нейтральный, близкий к натуральному).
Пикассо. Впервые некоторые черты кубизма проявились в начале 20 века в творчестве П. Сезанна, зрелые работы которого характеризовались явным упрощением формы, грани которой намечали абсолютно новую пространственную систему и создавали потрясающий визуальный эффект: изображение будто «выдвигалось» навстречу зрителю. В истории кубизма принято выделять три периода: сезанновский (до 1909 г. ), аналитический (1909–1912 гг. ), синтетический (1913–1914 гг. ).
Все старое мы покинули безвозвратно. Задачу, которую поставил перед собой Сезанн была трудновыполнима, т. к. С конца 1907 г. Брак и Пикассо начали работать в кубистическом стиле. Но анализом форм далеко не исчерпывается его открытия.
– Кубизм реалистичен в некотором смысле это – искусство классическое. Он сложился под влиянием африканской скульптуры и работ Сезанна. Использование печатных знаков непосредственно в картинах является большим нововведением.
Перспектива изображена неправильно: создаётся впечатление, что Пьеро и Арлекин находятся в разных пространственных измерениях. Кубизм придает объем фигурам. Термин «кубизм» впервые применил критик Леон Восель в 1908 г., описывая работы Брака, отвергнутые Осенним салоном того года. Кубизм представляет собой сложное художественное явление, объединившее живописцев и скульпторов, музыкантов и поэтов.
Отработка новых изобразительных средств, стремление к типизации, повышенной экспрессии, созданию универсальных символов, сжатых пластических формул направлены, с одной стороны, на отображение внутреннего мира человека, его состояния (психического, эмоционального), с другой – на усиление выразительности информативности телесной структуры вещей, обновление видения предметного мира вплоть до задачи создания самостоятельного живописного (изобразительного) факта, конструирования новой реальности. На холсте изображены мощные объёмы, а цвет этот объём усиливает ещё больше. В тот же докубистский период в русском искусстве (правда, не в такой степени, как в западноевропейском) ощущается потребность в новой научной основе. Лето 1907 г. Брак провел в Эстаке, где увлекся живописью Сезанна. Одни сочли ее мистификацией, другие заговорили о душевной болезни автора. Выпущена книга его теоретических трудов, сборник воспоминаний, писем Малевича. Художнику отводилась роль создателя нового способа видения мира.
1909 Пикассо и Брак. В то же время зарождается и кубистическая скульптура. Аналитический кубизм (1909 – 1912) характеризуется появлением полупрозрачных пересекающихся плоскостей и переливающихся цветов. Большинство работ, созданных русскими художниками во время пребывания во Франции и в последующие годы, свидетельствует об их увлечении (иногда, правда, поверхностном) новейшими течениями, в первую очередь кубизмом. С конца 1907 г. Брак и Пикассо начали работать в кубистическом стиле.
Термин кубизм появился в 1908 г., после того как художественный критик Луи Восель назвал новые картины Брака кубическими причудами (фр. Геометрическая простота фигур – именно то, что прежде всего бросается в глаза в Авиньонских девицах. Ярким представителем этого стиля стал французский художник-художник Поль Сезанн. Кубизм указывает на что-то современное.
К кубистам позднего периода примыкал некоторое время и скульптор А. Архипенко. Существовали правила, в рамках которых все творили. Свои первые шаги художники кубисты делали именно в жанрах портрета, натюрморта, пейзажа. По сути, кубисты изображали не то, что видели, а то, что знали.
Под воздействием этого действа и возникли знаменитые на всю планету «Авиньонские девицы» П. Пикассо (1907), это и стало зарождением кубизма. Сезанновский кубизм, представленный в работах Бидон и миски (1908), Три женщины (1908), Женщина с веером (1909) и других, характеризуется сезанновскими тонами – охристыми, зеленоватыми, коричневыми, но более размытыми, мутными и использованием простых геометрических форм из которых строится изображение.
Картины синтезировались из разнородных материалов и фрагментов (обрывки газет и одежды, куски обоев, спичечные коробки, наклейки, всевозможные имитации, фактуры). Вот таким образом общий текст картины складывается из знаков разных языков (живописи, письменного слова, печатных изображений и имитаций). П. Пикассо «Авиньонские девицы» (1907). Ведь уже к 20-м годам прошлого века кубизм практически перестал существовать.
Художник сам обозначал эту дату по-разному. Последняя, синтетическая стадия (1912-1914) отличается большей декоративностью, картины становятся красочными плоскостными панно, появляются некоторые фактурные элементы – объемные конструкции, наклейки (коллажи), присыпки. Картины Пикассо «голубого периода» отражают мир одинокого человека. На него ссылались и фовисты и экспрессионисты и кубисты в том числе.
На полотне Пабло Пикассо «Портрет Амбруаза Воллара» 1910 г. контрасты цвета и фактурысведены до минимума, чтобы они не мешали выявлению конструкции и картина с ее приглушенной тональностью кажется почти монохромной. Иногда в работы художника проникают лирические нотки, например в картине Голубая комната (1901, Вашингтон, галерея Филипс), но более типичны для этого периода его творчества мотивы нищеты и крайней усталости. Творческая жизнь художника складывалась нелегко. К этому периоду относятся также многочисленные гравюры и первая серия скульптур.
Зачастую применяется техника аппликации и коллажа. Характерной особенностью синтетического кубизма является отрицание трехмерного измерения. На картине Старый гитарист (1903, Чикаго, Художественный институт) изображена удлиненная, болезненно согнутая фигура. Пабло Пикассо, одному из первых художников-кубистов, принадлежат следующие слова: «Я пишу объекты такими, как я их мыслю, а не такими, как я их вижу». Позже художники стали изображать даже музыкальные инструменты.
Архипенко). Он является логической отправной точкой в истории кубизма. Они искали новые средства – как еще можно изображать мир, а не пытались делать это красиво. Баха, 1912 г. ).
Еще Гегелем (1770-1831гг. ) было замечено, что искусство нового времени все более проникается рефлексией, образное мышление вытесняется абстрактным, так что грань между искусствоведением и практическим творчеством становится слишком тонкой. Художник не воспроизводил действительность, а зримо воплощал свои знания об изображаемом предмете, которые в воображении зрителя складывались в обозначенный сюжет. Например, они знали, что тарелка круглая – с какого ракурса на нее не смотри.
Картины в стиле кубизм отличались тяготением к аскетичности цвета, к осязаемым, простым формам и элементарным мотивам (например, утварь, дерево или дом). Человеческие тела массивные и угловатые.
Кубизм прошел через несколько периодов развития, отражающих разные эстетические концепции: сезанновский (1907–09), аналитический (1910–12) и синтетический (1912–14). Такое творчество содержало в себе вызов традициям реалистического искусства.
Это были реалистические произведения, написанные в неподражаемой индивидуальной манере. Татлин, частично творчество К. С. Эту славу отчасти Малевич поддерживал сам. К какому направлению причисляют кубизм в живописи.
Период «синтетического кубизма» наступает несколько позже – в 1912-1914 гг. и этот временной отрезок является наиболее ярким в истории кубизма, потому как именно в период «синтетического кубизма» на первый план выдвинулись П. Пикассо и Ж. Брак. Живопись стала именно той областью, в которой люди развивают свое творчество в различных направлениях. Он зародился в начале ХХ века. Возникновение этого направления изменило многие устоявшиеся принципы и эстетические представления в европейской живописи. А не эллиптическая, какой она становится в результате перспективного сокращения. В точном смысле кубизма в литературе нет.
Если в аналитическом и герметическом кубизме все художественные средства должны были служить созданию изображения формы, то в синтетическом кубизме цвет, фактура поверхности, узор и линия используются для конструирования (синтезирования) нового объекта. Поэзия футуризма и живопись кубофутуризма (публично этот термин был озвучен в 1913 году Корнеем Чуковским) тесно переплетены в истории. Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, как бы «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры. После 1912 года начинается период так называемого синтетического кубизма именуемого также кубизмом представления Принцип создания художественного пространства заключался в наполнении изобразительной плоскости элементами расчлененного предмета, которые с треском сталкиваются между собой, ложатся рядом, перекрывают или проникают друг в друга. Зародился и развивался во Франции.
В том же году вышла книга Глеза и Метценже О кубизме, а в 1913 поэт Гийом Аполлинер опубликовал книгу Художники-кубисты. После произведений "голубого" периода (названного так из-за преобладающего голубого цвета), на которых изображены изможденные от работы и голода люди ("Гладильщица", 1904, Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма "Скудная трапеза", офорт, 1904), картины "розового" периода представляют мир циркачей и бродяг ("Семья акробатов с обезьяной", 1905, Гетеборг, музей "Девочка на шаре", Москва, Музей изобразительных искусств им. Эрмитаж) искусство Пикассо вплоть до 1907 сохраняет свой чисто испанский характер.
Сезанновский кубизм.
В течение 1907 г. и в начале 1908 г. Пикассо продолжал использовать в своих работах формы негритянской скульптуры (позднее это время стали называть «негритянским» периодом в его творчестве). Автор совмещает их в одном образе. Она есть завязь, произведение – распустившийся цветок. Его фигуры похожи на скульптуры.
После этого Пикассо нарисовал картину Авиньонские девицы которая слывёт первым шагом на пути к кубизму. Картина произвела глубоко удручающее впечатление на друзей художника. «Розовый период» (1905—1906) отмечен радикальной переменой цвета и настроения в творчестве Пикассо.
Причем лица двух правых фигур прямо ассоциируются с африканскими ритуальными масками. Они постепенно перешли от пейзажей до натюрмортов. Однако интенсивнее начал созревать аналитический кубизм тогда, когда зародился творческий союз «Золотое сечение» во главе со знаменитыми мастерами. Первая фаза развития этого течения (1909—1912) получила название «аналитический кубизм»: предметы, все еще узнаваемые, как бы разложены на составляющие их абстрактные геометрические формы. Сюжеты картин художников-кубистов (пока мы говорим только о творчестве Пикассо и Брака) незамысловаты, особенно это относится к раннему периоду – его называют «сезанновским» кубизмом (1907-1909). Работа«Авиньонские девицы»является отправной точкой кубизма. Художественная атмосфера Барселоны, в которой преобладала неординарная личность архитектора Гауди (мастерская Пикассо находилась перед домом, построенным Гауди), была весьма подвержена внешним воздействиям: Ар Нуво искусства Бердсли, Мунка и северного экспрессионизма в целом и в гораздо меньшей степени – импрессионизма и французской живописи, за исключением Стейнлена и Тулуз-Лотрека, влияние которых вскоре проявилось и в творчестве Пикассо ("Танцовщица", 1901, Барселона, музей Пикассо).
Эта картина была начата в 1906 г. в манере, довольно близкой предыдущим: портрет Гертруды Стайн, Две обнаженные женщины (обе картины написаны в 1906 г. ). Благодаря этому, данные произведения наиболее ярко раскрывали понятие «кубизм». Формы постоянно располагаются в пространстве по-разному. По возвращении Пикассо завершает портрет Гертруды Стайн (Нью-Йорк, музей Метрополитен), пишет страшных, варварских обнаженных (Нью-Йорк, Музей современного искусства), а зимой работает над "Авиньонскими девицами" (Нью-Йорк, Музей современного искусства), картиной очень сложной, в которой сочетаются различные влияния – Сезанна испанской скульптуры и африканского искусства, которое было (хотя сам художник отрицал это) одним из основных источников кубизма ("Танец с покрывалами", 1907, Санкт-Петербург, Гос.
В 1944 художник вступил во Французскую коммунистическую партию. С тех пор российские искусствоведы сделали немало, чтобы вернуть художника любителям живописи. По-видимому, не случайно идея универсального языка (эсперанто) является порождением той же эпохи.
Хотя в своих значительных произведениях художник использует некоторые кубистические приемы вплоть до 1921 ("Три музыканта", 1921, Нью-Йорк, Музей современного искусства). Элементы аналитического кубизма появились в работах Брака уже в 1909, а в произведениях Пикассо – в 1910 однако более сильный импульс развитию этой фазы стиля дало художественное объединение «Золотое сечение», которое основали в 1912 Альбер Глез, Жан Метценже и братья Марсель Дюшан, Раймон Дюшан-Вийон и Жак Вийон. Почти все они юны.
Отец художника, Хосе Руис Бласко (Пикассо – это фамилия матери художника), был живописцем средней руки и преподавал в художественной школе в Малаге, затем в лицее в Ла Корунье, куда он переехал со своей семьей в 1891 и, наконец, в Художественной школе в Барселоне, где в сентябре 1895 к нему присоединился Пабло. И действительно, эта картина – результат, видимо, какой-то сложной работы. франц. Все изображаемые объекты, будь то человек или предмет неживой природы, приобретали черты геометрических фигур их объем и массивность существенно увеличивались, а также появлялся эффект «выпирания» или «выдвижения» вперед в сторону зрителя. Однако нарочитые смещения форм создают эффект, автономного пространства.
Произведения составлялись из разнородных фрагментов, выполненных разнообразными материалами (куски обоев, обрывки газет и части одежды, наклейки и спичечные коробки, всевозможные фактуры и имитации). По словам одного из первых исследователей современного искусства Андре Сальмона, кубизм явился реакцией на отсутствие формы в импрессионизме, а его развитие обязано идеям постимпрессионистов, особенно художников-символистов, которые противопоставили чисто живописным целям и интересам импрессионистов явления смыслового порядка. Большинство художников, заинтересовавшихся кубизмом, не пошли дальше «сезаннистского» этапа, а поспешили перейти к кубофутуризму, ставя его в противовес несколько устаревшему и на тот момент уже не актуальному кубизму.
От прежней живописи кубизм отличает то, что он не является искусством, основанным на имитации, но – на концепции и стремится возвыситься до созидания, – писал Аполлинер. О чем может рассказать кубизм1. Представители: Жорж Брак, Хуан Грис, Джино Северини, Пабло Пикассо, Юрий Анненков. Синтетический периодосновным своим приемом сделал коллаж.
Но до сих пор белых пятен в его биографии немало. Вопреки расхожему мнению, в цели Пикассо и Брака не входило изображение предмета одновременно с разных точек зрения. Супрематизм происходит от латинского слова "supremus", что означает высший. «Танец с покрывалом», 1907). Все стало ясно: источник вредных влияний был найден – это был лубочный конь. Объект можно рассматривать с нескольких точек зрения. В формировании пережило три стадии: сезанновскую, аналитическую и синтетическую.
У большинства индивидуальность еще не определилась. В 1985 музей Пикассо был открыт и в Париже (отель Сале) сюда вошли работы, переданные наследниками художника, – более 200 картин, 158 скульптур, коллажи и тысячи рисунков, эстампов и документов, а также личная коллекция Пикассо. «Герника» Несмотря на неприятие кубизма большинством, картины Пикассо очень хорошо покупаются. Две сидящие женщины (1920, Нью-Йорк, частное собрание) — характерный пример работы в этом направлении.
В 1907 г. П. Пикассо создал картину «Авиньонские девицы», она произвела сильное впечатление на Ж. Брака. Различия между пространством и формой стираются. Голубоватый тон работ предшествующего периода уступил место нежным оттенкам розового и серого в сочетании с яркими цветами. Кубизм, опираясь на завоевания постимпрессионистов, провозгласил принцип отказа от жизнеподобия. Пикассо и Брак часто включали в полотна определенные буквы или слова.
Фигуры приобрели пластические качества древней иберийской скульптуры. Начинания Сезана не остались без внимания его последователей и кубизм в живописи получил новое дыхание, благодаря выдающимся художникам П. Пикассо и Ж. Браку, которые считаются основоположниками данного направления в искусстве. Именно здесь начинается его настоящее художественное образование, несмотря на пребывание в течение нескольких месяцев (зима 1897-1898) в академическом Мадриде, где он, впрочем, ничему особенно не научился, поскольку его мастерство в этой области проявилось еще раньше ("Мужчина в фуражке", 1895). Но не все было гладко.
Загадочность и задумчивость, разлитые в произведениях Пикассо этих лет, словно достигают предельной концентрации в большом холсте Жизнь (1903, Кливленд, Музей искусства). Отсюда и появился авангардизм – результат развития множества творческих идей и планов.
Пикассо говорил, что это было время, когда художники и поэты взаимно влияли друг на друга. В течение нескольких столетий только для этого они специально приезжали в Гернику. Это первая ступень кубизма, характеризуется абстрактными и упрощёнными формами объектов. В аналитический период форма дробится на мелкие грани и сходящиеся под углом плоскости. Ив. А из него, в свою очередь и произошло такое понятие, как кубистский стиль.
Картина Пьеро и Арлекин была написана Полем Сезанном в 1888 году, то есть, за 19 лет до возникновения кубизма как отдельного направления. Вопреки не прекращавшемуся сопротивлению широкой публики новое течение к 1912–1914 гг.
Казимир Малевич оставил нам тысячу загадок. А. Белого, – пишет он, – можно назвать кубистом в литературе. Французский критик Л. Восель впервые употребил термин кубист в 1908 году как насмешливое название художников изображающих действительность при помощи правильных геометрических объемных фигур (цилиндра, конуса, куба, шара).
Художнику отводилась роль создателя нового способа видения мира. Осенью 1907 года произошло два значительных события – выставка Сезанна и встреча Брака и Пикассо. Кубистический метод – метод аналитического, а не синтетического восприятия вещей. творит свободно свой мир.
Маковский и др. и существовавшее до нач. отметил радикальное изменение в художественном восприятии движения.
Поэт и окружающий его мир предстают здесь в самых разнообразных и неожиданных ракурсах. Всепроникающий голубой цвет — визуальный аккомпанемент меланхолической мелодии. По свидетельству Г. Стайн (портрет которой осенью 1906 г. заканчивал Пикассо) именно в период работы над Авиньонскими девицами художник благодаря Матиссу познакомился с африканской скульптурой.
Простую формулировку основных целей и принципов кубизма дать довольно трудно в живописи можно выделить три фазы этого направления, отражающие разные эстетические концепции и рассмотреть каждую в отдельности: сезанновский (1907–1909 г. ), аналитический (1909–1912 г. ) и синтетический (1913–1914 г. ) кубизм. Сезанновский кубизм – так обычно называется первая фаза кубизма, для которой характерна склонность к абстракции и упрощению форм предметов. «Игра в кубики или кубические причуды» началась в 1908 году, когда художественный критик Луи Восель именно так описал картины Жоржа Брака, тогда же появился и сам термин «кубизм». В 1908-1909 годах и Брак и Пикассо ищут приемы за пределами кубизма. Если в аналитическом и герметическом кубизме все художественные средства должны были служить созданию изображения формы, то в синтетическом кубизме цвет, фактура поверхности, узор и линия используются для конструирования (синтезирования) нового объекта. В последней, «синтетической» стадии (1912-1914 г. ) побеждает декоративное начало, а картины превращаются в красочные плоскостные панно (П.
Музей современного искусства, Нью-ЙоркВ 1907 г. им были написаны «Авиньонские девицы». Он считал, что "Черный Квадрат" – это вершина всего. распространяется на все области художественного творчества. В детстве будущего художника окружало в основном крестьянское искусство. Многие из них выступали и как художники. Он всегда говорил, что испытывает ужас перед гармонией и хорошим вкусом.
Он сам умел делать росписи в крестьянском стиле. В течение 1907 г. и в начале 1908 г. Пикассо продолжал использовать в своих работах формы негритянской скульптуры (позднее это время стали называть «негритянским» периодом в его творчестве). Осенью 1907 г. произошли два важных события: ретроспективная выставка Сезанна и знакомство Брака и Пикассо. В России, где в начале XX в. в отличие от западноевропейских стран было широко распространено народное искусство, где отдельные школы иконописи сохраняли верность древним византийским традициям, где продолжали существовать и еще более древние, дохристианские традиции местного культового искусства, обращение к истокам искусства было, естественно (по крайней мере на первом этапе), обращением к местному народному творчеству.
Техника коллажа соединяет грани кубистической призмы в большие плоскости, расположенные на поверхности и, на первый взгляд, почти произвольно ("Гитара и скрипка", 1913, Филадельфия, Музей искусства, собрание Аренсберга Санкт-Петербург, Гос. На первой, «сезанновской», стадии, Ж. Брак и П. Пикассо стали буквально воплощать совет П. Сезанна приближать формы предметов к конусу, шару и цилиндру. cubismе, от cube– куб), направление в искусстве, зародившееся во Франции в 1907г. Двумя главными представителями кубизмаявляются: Пабло Пикассо иЖоржБрак. На этой основе они разработали новые формы неглубокой многомерной перспективы, что дало им возможность представить изображаемый объект в виде множества пересекающихся линий и геометрических форм (куб, конус, цилиндр).
Следуя трансцендентализму конца 19 в., они утверждали, что настоящей реальностью обладает идея, а не ее отражение в материальном мире. Кубизм был реакцией на художественные произведения XIX-го века и особенно натурализм (литературно-художественное движение, которое заинтересовано в социальных и политических проблем своего времени). Он вновь приезжает в Париж в 1901 и 1902 и окончательно в 1904. Так, Ф. Леже, архитектор А. А. Веснин и др.
Он пытался и иногда достаточно успешно, решать в пластике задачи, поставленные кубистами-живописцами. гал. ). Именно после выставки Пикассо в галерее Канвейлер, Воксель Луи (1870–1945), художественный критик, описывая одну из картин художника использовал слово «куб» в статье в 14 ноября 1908 года. Считается, что Пикассо, как и Ж. Брак, этот совет воспринял буквально.
Его картина «Авиньонские девицы» (1907) и последовавшие за ней произведения утвердили кубизм как новую пластическую систему. В эти годы Пикассо часто изображал клоунов, акробатов и бродячих цирковых артистов. Буквы JOU можно интерпретировать как начало слова journal (газета) или понимать дословно (jou — корень французского слова jouer — играть). Он показал один и тот же предмет одновременно в нескольких ракурсах. А благодаря коллажам картины больше походили на небольшие скульптуры. Кубисты многое взяли у Сезанна – нарушение перспективы, показ предметов одновременно с нескольких ракурсов цветовую сдержанность (охра-черная-зеленая краска) устойчивость объемов, а также девиз «трактуйте природу посредством цилиндра, шара и конуса».
Картина демонстрирует радикальный разрыв с традиционной точкой зрения в живописи. Для произведений кубистов характерно «разложение» фигур и предметов на составляющие их плоскости, уподобление форм видимого мира элементарным геометрическим телам (кубам, конусам, шарам и т. д. ), преобладание прямых линий, острых граней. Парад Жана Кокто (1917) в исполнении дягилевского балета с музыкой Эрика Сати и декорациями Пикассо вошел в историю как триумф нового искусства. Ему нравились вышивки, расписные стены и печки.
В картинах этого периода появляются переливчатых цветов полупрозрачные пересекающиеся плоскости, положение которых четко не определено. История этого направления ведёт свой отсчет с «Авиньонских девиц» Пабло Пикассо, написанных в 1907 году под влиянием африканских скульптур и творчества Поля Сезанна. Cub — куб) — модернистское течение в изобразительном искусстве начала XX века, предшествовавшее абстракционизму. Способности и фантазии человека иногда просто поражают. Но мечта осуществилась, когда ему было уже больше 20 лет.
Именно эта картина и положила начало кубизму. Второй период (1909 – 1912) отличается более мелкой деталировкой предмета изображения. 14 лет назад, когда отмечалось 110-летие со дня рождения Казимира Малевича, его живопись после очень долгого забвения вернулась в выставочные залы России. Наивысшего расцвета достигло в 1911–18гг. Cпособности и фантазия человека порой поражают.
Массачусетс, музей Фогг). 243, 9 х 233, 7 см. Формы, которые передаются в стиле кубизма, осязаемы, незамысловаты и просты.
Первобытная мощь чувствуется и в Портрете Гертруды Стайн (Нью-Йорк, музей Метрополитен) и в Автопортрете (1906, Филадельфия, Художественный музей). Его отец был инженером, работавшим на сахарном заводе. Например, в картине Пикассо «Портрет Гертруды Стайн», чувствует увлечение искусством Сезанна.
До 1914 г., когда во всем мире насчитывалось всего лишь несколько частных собраний африканской скульптуры, знаменитый московский коллекционер Сергей Щукин приобретает несколько первоклассных статуэток, которые экспонируются им в одном зале с кубистскими работами Пикассо (что само по себе знаменательно). Термин «кубизм» впервые применил критик Л. Восель в 1908г., описывая картины Жоржа Брака, в которых дом был изображен в виде куба, а дерево– в виде цилиндра. Яркие цвета используются как можно меньше. Эрмитаж).
Сезанновский кубизм (1907 – 1909) связан с именем Сезанна – противоречивой фигурой в истории искусства XX века. Первая групповая экспозиция кубистов состоялась в 1911 в отдельном помещении парижского «Салона независимых» и в ней приняли участие художники Ф. Леже, Р. Делоне, А. Ле Фоконье, Ж. Метценже и А. Глеза.
Пикассо написал портрет известного арт-дилера Амбруаза Воллара. Пикассо умер в Мужене (Франция) 8 апреля 1973. Те, кто выбирают кубизм, делают более оригинальное заявление. По сути, данное течение – это огромное желание расчленить предметы реальности на стереометрические примитивы. Синтетический кубизм отметил радикальное изменение в художественном восприятии движения. Форма у кубистов предстает в виде плоского отпечатка, одновременно с разных сторон.
Пабло Пикассо написал эту картину через два года после своего первого коллажа «Натюрморт с плетеным стулом». С 1906 по 1912 г. почти все статьи в русских журналах, посвященные современному искусству, говорят о Сезанне, Гогене, Ван Гоге и об их влиянии (чаще всего опосредованном, включая Сезанна) на новейшие художественные течения. Мягкая элегантность сменилась брутальностью массивных и жестких форм. Сальмон пишет, что в 1906 г. Пикассо переживает значительный кризис. Считается, что истоки кубизма были заложены французским художником Полем Сезанном, который в письме молодому художнику Пабло Пикассо рекомендовал рассматривать окружающий его мир как некую совокупность различных геометрических фигур – цилиндров, квадратов, конусов, сфер.
С помощью изломов линий и фигур можно продемонстрировать направление движения. П. Пикассо говорил, что может изобразить предмет имеющий округлую форму, как квадрат. Советом профессоров было постановлено исключить Вл. Это произведение искусства было выдержано в стиле кубизм. Фернанда Оливье", 1909, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия), рассекает их на плоскости и грани, продолжающиеся в пространстве, которое сам он считает твердым телом, неизбежно ограниченным плоскостью картины ("Портрет Канвейлера", 1910, Художественный институт). Она не усиливается и не имитируется.
Формально его можно сопоставить с Пикассо в живописи.
В 1904 и 1907 годах в Париже были выставки его трудов. Несмотря на то, что новое направление в искусстве пришлось по нраву художникам, «русский» период в истории кубизма был скорее переходным или, как его еще называли, «школой авангарда». Главная достопримечательность Герники – герникако арбола, легендарный дуб (или, как его еще называют, правительственное дерево). (фр.
В эти годы брак Пикассо распался его новой возлюбленной стала Мари-Тереза Вальтер. Первая мировая война положила конец сотрудничеству Брака и Пикассо, однако их творчество оказало большое влияние на другие течения, в том числе на футуризм, орфизм, пуризм и вортицизм. В кубическом периоде Пикассо выделяют несколько этапов. Многие исследователи стремятся объяснить стилистическое непостоянство художника его генами, приписывая его матери еврейское происхождение однако семья Пикассо была самой что ни есть испанской и даже андалузской и принадлежала к среде провинциальной мелкой буржуазии. Буквально следующие по важности революционеры от живописи – это кубисты. А в конце этого же года они начали близкое сотрудничество в кубистическом стиле. Этот период содержит в своих работах гораздо более геометрических фигур.
В 1904 и 1907 в Париже прошли выставки его работ. В начале 1930-х годов художник сделал несколько графических серий, в том числе 30 офортов к Метаморфозам Овидия для издательства «Скира» и к Неведомому шедевру Бальзака по заказу коллекционера Амбруаза Воллара. Один из немногих мастеров своего поколения, он сумел сохранить артистизм в цвете, соединив «алгебру и гармонию». Они, как правило, применяли геометрические фигуры для абстрактного изображения людей, природы, предметов. Лето 1907 г. Брак провел в Эстаке, где увлекся живописью Сезанна.
Однако Пикассо и его друзья восприняли совет буквально». Основным приемом синтетического периода (1913-1914) стал коллаж. Новые дары наследников (1990) обогатили парижский музей Пикассо, Городской музей современного искусства в Париже и несколько провинциальных музеев (картины, рисунки, скульптуры, керамика, гравюры и литографии). считали высшим воплощением красоты не человеческое тело, а машины и самолеты.
Элементы синтетического кубизма (1913 – 1914) появились в работах Хуана Гриса, который стал ярым приверженцем кубизма с 1911 года. Но когда она была закончена, в 1907 г., в ней не осталось ничего, что напоминало бы прежнего Пикассо розового периода. Использование геометрических фигур, представляющих все грани объекта, знаменует собой разрыв с перспективой (глубиной). Каким бы не было место, где собираются художники, Л Эстак или Рош-Гийон для одного, улица Де Буа в ЛУаз или Орта де Эбро в Испании для другого, они воспроизводят технику Сезанна для создания пейзажей более проницательных от одной формы к другой и форм с фоном. Одним из источников в формировании кубизма стало первобытное и африканское искусство. Концепция кубизма выстраивалась на художественных попытках отыскать пространственные формы и модели предметов и явлений, выражающих все многообразие жизни и сложность человеческих чувств и эмоций.
В сложившейся к концу XIX – началу XX в. ситуации ни один из существующих видов художественного творчества (живопись, скульптура, поэзия и т. д. ) не мог сохранить своего значения, оставаясь в рамках прежнего эволюционного процесса, начало которого восходит к эпохе Возрождения. Натюрморт в таком стиле стал смелым творческим экспериментом.
Холст, масло. Однако с первых шагов кубизм пользовался активной поддержкой французских поэтов. Холст более не рассматривается как окно в иллюзорное пространство. Колористическая палитра, оттеняя отдельные стороны объекта, подчеркивала и дробила объем.
Если возникает вопрос «подоконник вровень или выпирает», то кубизм поможет на него ответить. 3. Элементы аналитического кубизма появились в работах Брака уже в 1909, а в произведениях Пикассо – в 1910 однако более сильный импульс развитию этой фазы стиля дало художественное объединение «Золотое сечение», которое основали в 1912 Альбер Глез, Жан Метценже и братья Марсель Дюшан, Раймон Дюшан-Вийон и Жак Вийон. Для синтетического кубизма характерно акцентирование живописной поверхности: цвет, фактура, линия используются для конструирования (синтезирования) нового объекта.
построения композиций из кусочков бумаги и других материалов, наклеенных на холст). Молодая пара с грустью смотрит на женщину, держащую на руках ребенка. Картина Авиньонские девицы (Нью-Йорк, Музей современного искусства), которую Пикассо решился выставить лишь много лет спустя после ее создания, является одним из самых революционных произведений начала 20 в. На первый взгляд, это всего лишь вариация традиционного сюжета — купальщицы на фоне пейзажа.
Это привело к ограниченному набору изображаемых предметов и жанров (натюрморт, реже пейзаж и портрет). Одновременно с Браком к кубизму приходит П. Пикассо.
работ, от его свободного отношения к форме и краскам. Первый успех пришел в 1912 году на выставке с эпатирующим названием "Ослиный хвост". После импрессионистов были и другие революционеры, сильно повлиявшие на развитие живописи. Например, в Натюрморте на плетеном стуле композиция, вписанная в овал, обрамлена настоящей веревкой внутри картины оказываются сопоставленными острые кубистические плоскости, буквы JOU и то, что призвано изображать плетеное кресло (кусок клеенки от дешевой мебели).
Пикассо «Гитара и скрипка», 1913 г. Ж. Брак «Женщина с гитарой», 1913 г. ) появляется интерес ко всякого рода фактурным эффектам – наклейкам (коллажам), присыпкам, объемным конструкциям на холсте, т. е. В довершение тут же, в его мастерской, был обнаружен Уткинский тверской пряничный конь. bizarreries cubiques). Английский искусствовед Эрнст Гомбрих выводит истоки кубизма из творчества французского художника Поля Сезанна, приводя как пример его работы «Гора Сент-Виктуар со стороны Бельвю» и «Горы в Провансе», а также его ответ на письмо молодого Пабло Пикассо: «В одном из писем Сезанн рекомендует молодому художнику рассматривать натуру как совокупность простых форм— сфер, конусов, цилиндров.
Мы как бы отреклись от старой культуры. Наиболее ярко эта черта проявляется в раннем его творчестве в сезанновский период (1907-1909).
Малевича), немецких художников. Соня Делоне (художница, жена известного живописца и теоретика кубизма Р. Делоне) создает рисунки для тканей и модели одежды в музыке, начиная с Бартока, Равеля, Дебюсси, Прокофьева до Пуленка и Стравинского, также намечается тенденция к обновлению на основе фольклора. Представители кубизма порвали с оптическим реализмом, отказавшись от натуры как предмета изобразительного искусства, от перспективы и светотени как единственных средств художественной выразительности. Как раз в творчестве Брака, который уже в ранней молодости смотрел, по словам критиков, «скорее на Сезанна, чем на Ван Гога», наиболее полно проявился конструктивизм. Художник ищет объема.
Разберём три стиля данного течения. музей современного искусства, Центр Помпиду). Дробя цельную форму на грани, художник стремиться проникнуть в структуру вещей, произвести ее анализ, пытаясь «отыскать в объектах наиболее устойчивые элементы». Как говорил Пикассо: «пишу не с натуры, а подобно натуре» т. е. Наиболее известными и знаковыми работами стали картины «Авиньонские девицы» Пикассо (1907) и «Дома в Эстаке» Брака (1908), в которых в качестве выразительных средств использовались геометрические схемы и кубы.
Кубистский период занимает определенное место в творчестве большинства русских художников того времени (среди них Шагал, Архипенко, Лентулов, Альтман и др. ). невозможно одновременно утверждать свободу и каноны. Талантливый молодой художник в одиночестве занимается в Париже изучением интернациональной живописи и вбирает в себя и с поразительной легкостью усваивает самые разные влияния: Тулуз-Лотрека, Гогена ("Жизнь", 1903, Кливленд, музей), Каррьера ("Мать и дитя", 1903, Барселона, музей Пикассо), Пюви де Шаванна, набидов ("Облокотившийся Арлекин", 1901, частное собрание), а также греческого искусства ("Водопой", сухая игла, 1905) и некоторых испанских традиций ("Старый гитарист", 1903, Чикаго, Художественный институт "Портреты госпожи Каналье", 1905, Барселона, музей Пикассо).
Истоками стали картины Поля Сезанна и африканские скульптуры. А истоки его – в односторонней интерпретацией системы Сезанна, который рекомендовал молодому художнику Пикассо «рассматривать натуру как совокупность простых форм – сфер, конусов, цилиндров». В кубизме художники совсем отошли от реалистичности, натуральности, гармонии света и тени. Они стремились раздробить объекты реальности на стереометрические примитивы.
Объект изображался одновременно со многих точек зрения.