Но в то же время – глубоко серьезно, так как футуризм – это и есть сам фактор перемены. Книгу открывает контурный портрет Крученых, нарисованный Николаем Ивановичем Кульбиным (1868—1917).
Для «аналитического кубизма» (1910-1912 гг. ) была свойственна некоторая сдержанность и создание определенного, весьма строгого колорита с использованием зеленых и синих тонов. Поэты старались, чтобы пришедшие на их выступления люди были не только зрителями, но и участниками некого действия. После круг наследовалей стал стремительно рости. В отличие от ранних направлений, футуризм предполагал возвышение формы над содержанием. Чуть позже вышел сборник Садок судей.
Судьбы всех ОБЭРИУтов сложились трагически. Этот футуризм– нестолько направление вискусстве, сколько неподдающаяся строгому определению энергия современной жизни, обращённая ктворческой трансформации мира идиктовавшая ритм нового мироощущения. Втомже году вряде газет ижурналов появляются заметки иинтервью Ларионова излагающие его радикальные ифантастические проекты футуристического театра, вкотором «декорации находятся вдвижении иследуют заартистом, зрители лежат всередине зала впервом действии инаходятся всетке, под потолком– вовтором» (Кпроекту футуристического театра вМоскве// Театр вкарикатурах.
20 февраля 1909 года был опубликован "Первый манифест футуризма". Футуризм (от лат. «Офутуризме». – не выражать словами смысл, а дать самому слову управлять смыслом (или бессмыслицей) стихотворения. Среди первых изданий — книжки «Старинная любовь», «Игра в аду», «Мирсконца».
Вдинамике новой индустриальной иурбанистической реальности они видели прежде всего мифологизированный образ своей «религии жизни». Но широкая публика сборника не заметила: он был издан мизерным тиражом, да к тому же не полностью выкуплен из типографии. В картине Малевича мы видим геометризованную, закованную в некие металлические латы фигуру мужчины. Манифест футуризма Маринетти был переведен и напечатан в газете «Вечер» 8 марта 1909. Это тот самый «Ромка Якобсон», которого В. В. Маяковский упомянул в стихотворении «Товарищу Нетте — пароходу и человеку». Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро— наиболее известные имена. Для футуризма характерны отказ от традиционной грамматики, право поэта на свою орфографию, словотворчество, скорость, ритм.
Футуристы. Своеобразной характерностью является цветовой спектр, многообразие которого позволяет создать характерный почерк художника. Николай Заболоцкий провел в лагерях шесть лет – с 1938 по 1944 гг. Некоторые из них приветствовали Октябрьскую революцию (Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Василий Каменский, Осип Брик, Николай Асеев, Василий Кандинский) и стремились развивать искусство в революционном духе.
В своих экспериментах Лентулов шел со стороны живописи к тому же, к чему Скрябин – со стороны музыки (он занимался цветомузыкой и обладал «синэстезией», – психической способностью испытывать ощущения абсолютно отличные по типу от раздражителя: например, цвет вызывал у него звуковые ассоциации и наоборот). Необходимо было также, по мнению футуристов, лишить поэзию сентиментальности и начать «конструировать» стихи. 1.
В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. (Они -возможники событий, где символом всех прав – кастет/). 3.
Игорь Северянин первым в России, в 1911, назвал себя футуристом. Вот таким образом, когда в начале 1914 Маринетти приехал в Россию, его выступления не произвели никакой сенсации. Неслучайно футуризм возник в Италии, стране-музее. Чуть позже вышел сборник Садок судей. Флоренский в том же 1913 году писал в своей работе «Столп и утверждение истины» : «Современный человек может прийти к вере, поставив интуицию в разум». Статические формы кубизма футуристы наполнили динамикой движения и энергией силовых полей.
Вот таким образом каждый футурист использовал те цвета, которые ему нравились. Вот таким образом героев своих он часто одевал в геометрические «железные» одеяния.
Важной составляющей эстетики являлось также стремление выразить посредством визуальных образов разнообразные звуки: рев моторов, шум города, грохот прогресса стали «главными героями» полотен художников-футуристов. Известная цитата оттуда: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с парохода современности". В этом отрывке, первом подступе к теме гибели богов, к которой Хлебников обращается и в Ладомире, о чем несколько ниже, а впоследствии разворачивает в пьесу Боги и затем использует в сверхповести Зангези, метонимии, представляющие священные книги мировых религий, сами готовят (переходя в олицетворения) костер и сжигают себя, подобно тому, как сам Хлебников сжигал страницу за страницу, читая Искушение святого Антония Флобера, 15 во имя единой книги и единой религии. Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро – наиболее известные имена. Сперва – ритмически музыкальное волнение, пра-звук. Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно. Скорее, это был образ жизни.
В это время происходит формирование «теософии» и «антропософии» – попыток синтеза научного знания, религиозного мировосприятия, философии и искусства. Именно по таким личным предпочтениям в цвете складывался индивидуальный стиль. Как бы парит и сама фигура воздухоплавателя.
Мы хотим прославить войну – единственную гигиену мира – милитаризм. Как бы парит и сама фигура воздухоплавателя. (Из статьи В. Маяковского Капля дегтя, 1915).
Тенденция творческого субъективизма была доведена «лучистами» до того предела, за которым следовало уже разрушение искусства. К. Малевич «Авиатор» (1914)Для нее характерна та же геометризация изображения, что и для кубистов. Но раз футуризм умер как идея избранных, он нам не нужен.
Итальянский футуризм создал целостное, всеобъемлющее мировоззрение. Членами группы становятся Маяковский, Хлебников, Крученых и многие другие. 20 февраля 1909 года на первой странице французской газеты "Фигаро" был напечатан текст в виде платного объявления под названием "Обоснование и манифест футуризма", подписанный известным итальянским литератором и поэтом Филиппо Томазо Маринетти (1876-1944). Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных.
Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке». Свою издательскую деятельность будетляне начали поздней осенью 1912 года. Увеличение словаря произвольными и производными словами (слово — новшество).
Футуризм в живописи это не только композиции фигур. Исполнены предельного нигилизма по отношению к художественным традициям прошлого натюрморты И. Машкова, возрождавшего примитивизм лубка, упрощавшего цветовые сочетания и стремившегося установить какую-то внутреннюю связь со «стихийно-народными» основами творчества. По воспоминанием того же В. Каменского (его стихотворением Чюрлю-Журль открывался сборник) книга «с оглушительным грохотом разорвалась на мирной дряхлой улице литературы». В группу кубофутуристов «Гилея» вошли основатель кубофутуризма Давид Бурлюк, поэты Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Елена Гуро. Однако именно в январе 1912 года Игорь Северянин (первым использовавший слово «футуризм» в своем сборнике) и Константин Олимпов выпустили листовку-манифест «Скрижали Академии эгопоэзии (Вселенский футуризм)».
СОХМ) О. В. Розановой, «Итальянский натюрморт» Л. С. Поповой (1914. Футуристы были революционерами в искусстве.
Бездарности пользовались одним лишь эпатажем, а истинные поэты со временем переросли существующее движение и остались в литературном процессе конкретными личностями – по-другому и быть не могло. Среди авторов – Давид и Николай Бурлюки, Елена Гуро, В. Хлебников, В. Каменский. Реальные формы, объекты тяготеют к криптограмме, к зашифрованности. Устремляясь к созданию в искусстве «новой реальности», утверждая ведущую роль подсознательного в творческом процессе, Кандинский и Малевич стали лидерами абстракционизма.
Людей, пристрастных к прошлому и равнодушных к настоящему). (Как обнажение, так и сокрытие приема характерно также для творчества О. Мандельштама -обнажение: океан без окна – вещество череп – чепчик счастья – Шекспира отец и сокрытие: ассирийские крылья стрекоз, волосяная музыка воды, после полуночи сердце ворует, / взяв на прикус серебристую мышь). Наиболее известные из них – Мезонин поэзии (В. Шершеневич, Р. Ивнев, С. Третьяков, Б. Лавренев и др. ) и Центрифуга (С. Бобров, Н. Асеев, Б. Пастернак, К. Большаков, Божидар (Б. Гордеев) и др. ).
Книга была напечатана на оборотной стороне обоев. Коллекция Анатолия Беккермана, Нью-Йорк). Так, Давид Бурлюк указывает, что слово «футуризм» для определения своей деятельности русские поэты и художники начали использовать с 1911 года. Причём политическое содержание втакой интерпретации явно преобладало над эстетическим. Деепричастие крылышкуя необычно, но удивительно зримо передает полет кузнечика, о котором сам Хлебников писал, что оно потому прекрасно, что в нем, как в коне Трои, сидит слово ушкуй (разбойник). ), впоследствии ставшее едва ли не визитной карточкой футуризма. Каждая работа несет в себе символ и это творение не исключение.
Ближе всего кфутуристам была группа М. Ф. Ларионова «Ослиный хвост» инекоторые члены петербургского «Союза молодёжи». Малевич писал о «заумном разуме», «интуиции разума». 1917–1918.
Он также кидал вызов всему корпусу художественного наследия и не довольствовался требованием совершенной автономии искусства (уже символистами была развита теория искусства для искусства). Художники-футуристы многое заимствовали у кубистов: Натана Альтмана (Анна Ахматова, 1914), Роберта Фалька (Крымский дворик, 1915), Казимира Малевича (Уборка ржи, 1912). Выше, гордых голов гряда.
Чаще всего на полотнах отображались геометрические фигуры, которые были весьма многограны. 2. Факсимиле этого сборника стихов открывает книгу «Будетлянский клич. ». Всякий юноша, который проводит день в библиотеке, потерян. В конце статьи мэтр символизма отмечает, что в области «словесного изложения» у футуристов есть некоторые достижения и можно надеяться, что «зерна» когда-нибудь вырастут «в настоящие цветы», но для этого, конечно, «придется поучиться многому у символистов».
Очевидно не знакомая со статьей Н. Асеева и Крученых 1932 г, посвященной 10-летию со дня смерти Хлебникова, в которой подчеркивается звукообразность поэзии Хлебникова (2000: 121), современная американская исследовательница модернизма Марджори Перлофф озаглавила главу о Хлебникове Хлебниковские звукопейзажи (сама при этом образуя своего рода неологизм soundscapes, что можно даже перевести как звукозажи) в книге, посвященной модернизму (2002: 121-153). Литературный футуризм в «чистом» виде просуществовал дольше, чем живописный – лет семь. Здесь нет, например, работ, пожалуй, наиболее талантливого представителя оформительского футуризма — Михаила Федоровича Ларионова (1881—1964), а его соратница Наталия Сергеевна Гончарова (1881—1962) представлена лишь несколькими рисунками в коллективно оформленном сборнике. В 1913 году Малевич, Крученых, Матюшин и Хлебников созывают первый съезд «будетлян» (слово придумал Хлебников, оно является синонимом «кубофутуристов» и обозначает людей, создающих, как бы призывающих будущее и пробуждающих человека для грядущего будущего). Надо ежедневно плевать на Алтарь искусства». Итальянский футуризм был хорошо известен в России почти с самого рождения.
Известие о смерти футуризма поступило и из самого футуристического лагеря: «Да, умер. Ни одного крупного таланта среди участников Мезонина поэзии не было.
Любовь кошеломлению, кдемонстративной театральности поведения, стиля речи или текстов воплощала особые свойства современного, футуристического мироощущения, вкотором быстрая смена впечатлений, мгновенных событий-вспышек пришла наместо размеренных ритмов прошлого. Трудно себе представить, что чертеж «Конструкции для современной метрополии» (рис. Простейший элемент пространства есть точка. Смейево, смейево. Смысл же названия для непосвященного читателя был невнятен (и потому эпатировал его).
Выступая в провинции, они с наслаждением издевались над оробевшей публикой, словно рассчитываясь с ней за годы собственного прозябания и унижения. Еще одной важной особенностью эстетики футуризма стало стремление ввести в изобразительное искусство звук чисто визуальными средствами. – писал Велимир Хлебников на каждом листке со своими стихами.
Частная коллекция), «Поворот автомобиля» М. В. Ле-Дантю (1913–1914. Смысл же названия для непосвященного читателя был невнятен (и потому эпатировал его). В России футуризм на первых порах заявил о себе в живописи, затем – в поэзии. В поэзии освободить слово от уз устарелого синтаксиса.
Ага.
Эпизодическим осталось обращение будетлян ккино итеатру. Основоположником направления и автором термина является итальянский Филиппо Маринетти – поэт, фашист и солдат. В 1909 г. Маринетти публикует свой первый футуристический манифест «Le Futurisme», который содержал радикальные лозунги, направленные против всего старого и догматичного: «Избавьте Италию от всей заразы – историков, археологов искусствоведов, антикваров. », «Тащите огня к библиотечным полкам. », «Направьте воду из каналов в музейные склепы. », «Крушите древние города. » и т. д. Наконец, в1913 при участии Ларионова иН. С. Гончаровой осуществляется постановка первого иединственного футуристического фильма «Драма вкабаре 13». Искусство само должно вызывать и вызывает потрясение. Пробивая дорогу новому, Аполлинер и сам искал новое. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования. В. Шершеневич оперативно переводил практически все, что писал Маринетти. Но в то же время они писали антивоенные произведения (поэма «Война и мир» Маяковского, «Война в мышеловке» Хлебникова).
В манифесте отрицались все духовно-культурные ценности прошлого. В группе Ларионова интерес к футуризму также проявляли Наталья Гончарова, Михаил Ле-Дантю, Александр Шевченко. Вкруг таких «пограничных» произведений попадают кубофутуристические работы, живописный алогизм или отдельные работы художников, вцелом абсолютно чуждых футуристической эстетике (П. Н. Филонов. Будетлянство Хлебникова. Автор слова и основоположник направления— итальянский поэт Филиппо Маринетти (поэма «Красный сахар»).
Программными живописными полотнами кубофутуризма являются картины Малевича «Станция без остановки «Кунцево»» (где создано ощущение хаоса от промчавшегося мимо поезда со всем его содержимым) и «Портрет Михаила Матюшина» (рис. Воссоздание живописными средствами «динамических ощущений»– центральный постулат футуристической эстетики. Словом, всем сиюминутным достижениям цивилизации, упоённой техническим прогрессом. Именно эта грань футуризма оказалась чрезвычайно важной вистории русской авангардной культуры– футуризм как «духовное течение» стал прологом комногим открытиям русского авангарда. К. Малевич как бы одевает русских крестьян в стальные одежды промышленности. Кстати, как и у большинства.
После кубо и эго возникли другие футуристические группировки. Футуризм в русской литературе Группа «Гилея» (В. Но, обо всем по порядку. Как раз с этого момента русские художники начали прибегать к опыту традиционного искусства и начали активно работать над созданием образов активной современной жизни во всей ее простоте. То есть превращение читателя в зрителя. Свои поэмы и картины они посвящали автомобилю, поезду, электричеству.
Вывод Маринетти таков: уничтожить в литературе «Я», т. е. Я думаю у все на слуху сочетание «футуристическое будущее», «футуристический пейзаж». Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке». Итальянский миф сверхприродной, сверхчеловеческой культуры остался чужд будетлянам.
Итальянский футуризм был хорошо известен в России почти с самого рождения. Первые литографические книги будетлян, давшие один изсамых оригинальных вариантов реализации футуристической концепции врусском искусстве, выходят в1912. на мирной дряхлой улице литературы. Свои мысли и чаяния, связанные с новым литературнохудожественным учением, Маринетти изложил в книге «Футуризм» изданной в 1911 году и в четырехтомном «Манифесте футуризма», увидевшем свет в 1920м. Лентулов много работал над задачей передачи с помощью живописи звуков.
Северини, У. Боччони, Л. Руссоло, М. Сирони, Ю. Анненков и др. Венера набульваре» Ларионова (1913, Центр Помпиду), «Фабрика имост» (1913. Хлебников и Крученых говорили о заумном языке и о самовитом слове, но каждый из них наполнял эти понятия несколько разным содержанием – Хлебников в своих исканиях все дальше уходил даже от своих единомышленников. 32 Крученых искал в зауми свободу, считая, что заумь – первоначальная (исторически и индивидуально) форма поэзии.
Группа «Гилея» вместо иностранного слова «футуризм» предложила аналогичное по смыслу русское название «будетляне». Русский футуризм, в отличие от итальянского, был более литературным направлением, хотя многие из поэтов-футуристов экспериментировали и с изобразительным искусством. Примером совместной работы поэтов и художников стала футуристская опера «Победа над Солнцем», либретто которой написал Алексей Кручёных, а декорации оформил Казимир Малевич. Различия между итальянским и русским футуризмом существовали и в идеологии. Всилу разных обстоятельств здесь оказались А. Е. Кручёных («отец московского футуризма», как его называли втифлисских газетах), братья Зданевичи, поэт И. Г. Терентьев, ставшие главными вдохновителями тифлисских футуристических объединений. Во всех своих произведениях, как теоретических, так и художественных (стихи, роман Мафарка-футурист) Маринетти, как и его сподвижники, отрицал не только художественные, но и этические ценности прошлого. Художественная галерея Йельского университета), «Велосипедист» (1913.
В своем манифесте Маринетти писал: «Нет шедевров без агрессивности. Коллекция С. А. Шустера, СПб. ), Д. Д. Бурлюка («Японец, чистящий рыбу». В. Шершеневич оперативно переводил практически все, что писал Маринетти.
(Статья В. Брюсова появилась в 1913, когда талант В. Маяковского еще не раскрылся в полной мере). Между тем книга весьма любопытна. Рычащий автомобиль, – писал он, –. Опытный критик сразу «уличил» футуристов в том, в чем они признаваться не хотели: их манифесты по существу повторяют манифесты итальянцев и подметил разницу между петербургскими и московским футуристами, не столько, впрочем, в теории, сколько в ее осуществлении – «петербургским поэтам посчастливилось: среди них оказался поэт с дарованием бесспорно выдающимся: Игорь Северянин Но поэт выдающийся всегда выше той школы, к которой его причисляют: его творчество не может быть мерилом устремлений и достижений школы».
с парохода современности» и сформулировали 4 права поэтов: 1. «Заумная книга» иллюстрирована цветными линогравюрами и коллажами Ольги Владимировны Розановой (1886—1918). Его заменили статьи М. Росиянского (Л. Зака) Перчатка кубофутуристам и В. Шершеневича Открытое письмо М. М. Россиянскому. — Воспевание достижений цивилизации и технического прогресса. Конструктивизм Сельвинского, Луговского. Здесь же присутствует пила игральная карта (символизирующая, видимо, рискованный характер авиации первых ее лет) и вывески (аптека, что, в общем-то, тоже понятно в данном случае), которые плавают в безвесии.
Старкина). С установлением в России советской власти футуризм постепенно стал исчезать. Итальянский корреспондент газеты «Русские ведомости» М. Осоргин регулярно знакомил русского читателя с футуристическими выставками и выступлениями. (Я-будущее или я в будущем). В книге «Будетлянский клич. » факсимильно воспроизведены пять книг русских футуристов. Итальянский корреспондент газеты «Русские ведомости» М. Осоргин регулярно знакомил русского читателя с футуристическими выставками и выступлениями.
Бывшие футуристы составили ядро ЛЕФа (Левого фронта искусств), распавшегося к концу 1920-х. Многие из футуристов эмигрировали (Давид Бурлюк, Игорь Северянин, Илья Зданевич, Александра Экстер), умерли (Велимир Хлебников, Александр Богомазов), покончили с собой (в 1930 г. Владимир Маяковский), некоторые отошли от идеалов футуризма и выработали собственный индивидуальный стиль (Николай Асеев, Борис Пастернак). В конце 1920-х годов была попытка возродить футуризм – было организовано объединение ОБЭРИУ. ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства) – группа писателей и деятелей культуры, существовавшая в 1927-начале 1930-х гг. Свои картины они посвящали поезду, автомобилю, самолётам (см. Усмей, осмей, смешики, смешики. Наиболее известные представители этого стиля Дж. Бум, бум.
Футуризм начинался с манифестов и деклараций, а вскоре стал важным политическим движением. Другой поэт-футурист – Бенедикт Лифшиц (автор книги о русском футуризме Полутораглазый стрелец) так описывал работу над его портретом художника-футуриста В. Бурлюка: Владимир пишет мой поясной портрет. Давайте рассмотрим одну из работ. Но в мае 1915 г. Италия вступает в войну на стороне стран Антанты и Маринетти добровольцем уходит на фронт. После Первой мировой войны Маринетти организовал политическую партию футуристов и издал соответствующий манифест, разделявший функции партии и одноименного направления в искусстве: футуристическое искусство должно было продолжать дело омоложения и укрепления итальянского гения, а футуристическая партия – «отражать самосознание всего общества в его гигиеническом революционном порыве».
— в 1912 это звучало эпатирующе). К заумному языку прибегают: а) когда художник дает образцы еще не вполне определившиеся. Будетляне — так называли себя русские футуристы. Это было полное «освобождение» Искусства от предмета, реальности, превращение его, по собственному Выражению Малевича, «в нуль форм».
Футуристы вводят вмир искусства понятия истратегии, заимствованные уполитиков ивоенных. В этом аспекте стоит отметить такие картины, как «Улица входит в дом» Умберто Боччони и «То, что мне рассказал трамвай» Карло Карра.
Футуризм в России. Инициатором был поэт и художник Алексей Елисеевич Крученых (1886—1968). Внешние углы книги обрезаны так, что в развернутом виде она шестиугольная. Другие отрицали революционные потрясения. Основными чертами русского футуризма были бунтарство, анархичность, выражение массовых настроений толпы отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат поиски раскрепощённого «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка. 1998.
Вот уже год вместо него, огнесловного, еле лавирующего между правдой, красотой и участком на эстрадах в аудиториях скучнейшая логика, доказывание каких-то воробьиных истин вместо веселого звона графинов по пустым головам я и сам не очень-то жалею покойника Футуризм мертвой хваткой взял Россию Футуризм умер как особенная группа, но во всех вас он разлит наводнением. К. Малевича. С уверенностью можно сказать, что для художников футуризм в живописи это средство самовыражения, самоутверждения.
Если заумные языки поддаются объяснению (детскими ли считалками, как полагает М. Л. Гаспаров, 42 гностическими ли текстами, как считает Л. Ф. Кацис в упомянутой выше работе), то функция зауми в поэзии, а если шире, в языке та же, что и тропов, как вослед за Дж. Вико, заявил в Защите поэзии П. Б. Шелли, то есть обновляя, восстановить распавшиеся связи, чтобы язык не умер для всех благороднейших целей человеческого общения. 43 Заумь, подобно неологизмам, вводит новые смыслы (или кажущуюся бессмыслицу источником которой оказываются гностические тексты) для того, чтобы расширить уделы языка и обновить его. От этой даты и принято отсчитывать историю футуризма — одного из крупнейших течений европейского искусства начала XX века. Это был отчасти возврат к карнавальной культуре (аналог карнавалов в России – святки), когда происходит смена социальных ролей, недозволенное становится возможным и даже желательным. Свой манифест он заканчивал так: «Будем смело творить «безобразное» в литературе. В отличие от западных художников, воспевающих превосходство техник и новейших достижений человечества, русских художников-кубофутуристов (так они себя называли) больше волновала тема одиночества человека среди современного урбанизированного ландшафта. Первым из русских поэтов использовал слово «футуризм» Игорь Северянин, предложив термин «эгофутуризм» – так назывался выпущенный им в 1911 г. сборник «Пролог.
Получилось -эгофутуризм. Принято считать, что первоначально футуристическая эстетика оформляется влитературе. Разумеется, заумь – выход за границы, очерченные традиционным словосмыслом и на этом пути может подстерегать угроза хаоса, граничащего, на первый взгляд, с безумием (выход из границ здравого смысла для здравомыслящих людей – всегда безумие), угрожающего гибелью – не потому ли погибает и воскресает Зангези, а в плоскости ХХ, как в средневековой мистерии, на сцену выходят Горе и Смех. Томмазо Маринетти создает первый манифест футуристов в 1909 году.
и б) когда не хотят назвать предмет, а только намекнуть. В музыке искать гармонию шумов. Он был написан для молодых итальянских художников. Манифест футуризма Маринетти был переведен и напечатан в газете «Вечер» 8 марта 1909. Футуризм явился таким же всеобъемлющим течением, как и экспрессионизм (активно выраженный впервые на несколько лет раньше в Германии группой «Мост»), но, в отличие от последнего, футуризм стремился не осмыслить и переработать опыт искусства прошлого, а тотально его отрицать, похоронить его.
Можно сказать, что футуризм в живописи это легкая принебрежительность академизму, способствующая проявлению нестатичности и уникальности. Эффект неприятия действительности усиливают метафоры: продырявлен копьями духовной голодухи истыкан копьями голодных ртов (при этом они читаются и в прямом и в обратном порядке: АВ и ВА) связка страниц, разумеется, подразумевает историю и действительность, поэт и провидец винит себя за собственные пророчества усложненная инверсией метафора пожара рукописей палач, то есть палач, уничтоживший рукописи в огне (тавтология служит здесь для усиления) предельно реализуется затем в метонимиях: зазубренный секач и личики зарезанных стихов, а мотив разрушения культуры и духовной жизни передается всеобъемлющей исторической метонимией: Везде, везде проклятый Углич – символ узурпации, беззакония, разрушения.
Вы самозванцы. Сила и разрушение – основные ценности адептов движения. В 1912 году российские футуристы создают собственный манифест «Пощёчина общественному вкусу». — Динамика и скорость как высшие художественные ценности.
— Пафос разрушения и взрыва. Эго-футуризм Северянина.
всю психологию, «отказаться от того, чтобы быть понятым». После круг наследовалей стал стремительно рости. Поверх лица изображена вилка, не столько выписанная, сколько воссозданная, вещная. Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней».
В предисловии к сборнику «Пощёчина общественному вкусу», которое подписали Бурлюк, Кручёных, Маяковский и Хлебников, говорилось: «Прошлое тесно. Я гений Игорь-Северянин. Маринетти провозглашал: «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью». Для футуристов был характерен пафос разрушения. Итальянский футуризм в России.
Чаще всего итальянская программа служила отправным пунктом для рождения местных «футуризмов». Война — единственная гигиена мира. Футуризм провозглашался течением, наиболее близким пролетариату.
Но самоназвание это, надо сказать, широкого распространения не получило. Моя революция. Нужно было сформировать новую литературу, очистить современность от остатков прошлого: «сбросить Пушкина с корабля современности. » Пушкин – слово вчерашнего дня, несмотря на его заслуги, которые ни кем не оспаривались. Это был бунт против всех поэтических норм и традиций в искусстве. Прибавив к этому слову другое – эго. Каждая футуристическая группировка (кроме кубо- и эгофутуристов существовали ещё и другие) считала себя единственной выразительницей подлинного футуризма, а всех остальных- самозванцами. Мотоцикл они объявили более совершенным творением, чем скульптуры Микеланджело.
В то же время в ряде журналов и газет появляются заметки и интервью Ларионова излагающие его радикальные и фантастические проекты футуристического театра, в котором «декорации находятся в движении и следуют за артистом, зрители лежат в середине зала в первом действии и находятся в сетке, под потолком, во втором». Писатели стремились обновить русский язык образованием новых словоформ (ни одна из которых не закрепилась в языке), нарушением правил ритма и размера в стихах (футуризм в литературе – это в первую очередь направление в поэзии). В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. Лекция// Искусствознание. Именно в его манифесте, опубликованном в феврале 1909 года, впервые появилось слово «футуризм». Верно на экзаменах провалился, -кричат из зала.
Основные черты — Культ будущего и дискриминация прошлого вместе с настоящим. Прямое усвоение ряда «классических» способов передачи движения итальянского футуризма стало для русских живописцев скорее неким трамплином для формирования собственных концепций или, повыражению Д. В. Сарабьянова, – «пересадочной станцией» вих стремительном движении кисчерпанию уже достигнутого иоткрытию нового. После военного периода каждый уцелевший художник футурист двигался в своем направлении. В декабре 1912 г. они выпустили манифест «Пощёчина общественному вкусу», который призывал «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. В современном мире их особенно зачаровывали скорость, мобильность, динамика, энергетика.
— Принцип симультанности — наложение последовательных фаз на одно изображение движения. Пришел в Смольный. Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим. Чуть позже вышел сборник Садок судей. На увеличение словаря поэта в его объёме произвольными и производными словами. 2. А благодаря коллажам картины больше походили на небольшие скульптуры.
Хлебников, А. Кручёных, В. Маяковский, Д. Бурлюк и др. ) — в 1912 г. ее участники выпустили манифест «Пощечина общественному вкусу», в котором призывали «бросить Пушкина, Достоевского и пр. «Будем смело творить «безобразное» в литературе. 1922.
Типичным представителем этого течения в живописи был и А. Лентулов, увлекавшийся архаикой, Древней Русью (не воспроизводя, однако, подлинного ее облика – «Звон», «У Иверской»). Инетолько вкачестве пропагандистской уловки для привлечения внимания публики. Именно связь снеопримитивизмом окрашивала русский футуризм встоль странные инеприемлемые для итальянских футуристов «архаические» тона. Русский футуризм не ограничен лишь живописью, но проявился и в поэзии, музыке, в оформлении книг (уникальное русское футуристическое явление) и в концепции «заумного языка» (также специфически русская футуристская теория и практика).
Тогдаже ларионовская группа опубликовала вероятно самый дерзкий ипарадоксальный футуристический манифест «Лучисты ибудущники». Среди живописцев группировку споследовательной футуристической программой назвать трудно. Футуризм трактуется теперь как искусство, соответствующее глубинному духу революции. Она иллюстрировала и другие издания футуристов, среди которых «Игра в аду» А. Е. Крученых и В. В. Хлебникова (1914) и «Война» А. Крученых (1916).
2. 4). У меня эти фразы ассоциировались с техникой будущего, с какими то внеземными технологиями. У нас нет жизни, а есть только одни воспоминания о более славном прошлом. Манифест футуризма Маринетти был переведен и напечатан в газете "Вечер" 8 марта 1909. Кубисты отказались от передачи атмосферы и света, трехмерной перспективы объект в их произведениях представлен в виде множества пересекающихся плоскостей, отсюда многомерная перспектива объект изображался одновременно с многих точек зрения, как комбинация геометрических фигур, благодаря чему зритель мог видеть разные стороны объекта. По воспоминанием того же В. Каменского (его стихотворением Чюрлю-Журль открывался сборник) книга «с оглушительным грохотом разорвалась на мирной дряхлой улице литературы». В1913 начинается турне погородам России поэтов-футуристов (Д. Бурлюк, В. В. Маяковский, В. В. Каменский), выступавших слекциями оновом движении.
Самые значительные декларации этого периода– «Манифест летучей федерации футуристов» и«Декрет 1 одемократизации искусства»– появились в1918 впервом номере «Газеты футуристов». Давайте в этот раз познакомимся с экзальтированным художественным стилем под названием футуризм. В книге «Взорваль» текст помещен не на однотонной бумаге, а на фоне беспредметных цветовых пятен иногда занимающих почти всю поверхность листа. Прежде всего– это понятие «врага» (пословам Маринетти, «вечного неприятеля, которого следовалобы изобрести, еслибы его небыло»), ставшее одним изцентральных для футуристической эстетики. Пой. Футуризм был радикальной программой, которая основана на идее разрыва с прошлым.
Одно из самых репрезентативных кубофутуристических произведений – картина К. Малевича Авиатор (1914). Война для него была единственной очистительной силой – «гигиеной мира». Такого вопроса для меня (и для других москвичей-футуристов не было).
Футуристы. Всего же в книге пять рисунков, воспроизведенных литографским способом. Однако в действительности русский футуризм не вылился в целостную художественную систему. 2. 11).
Рождение нового человека, вторжение в«ветхий» старый мир молодых сил– «варваров», способных влить свежую кровь вусталую культуру, – все эти мифологемы футуристического движения оказались востребованы вреволюционное время. Футуристы активно участвовало в политически-агитационных начинаниях новой власти. В 20-е многие футуристы воспевали фашистский режим, считая его воплощением мечты о великом будущем Италии. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов. Некоторые из поэтов писали в русле футуризма весьма краткое время, позже сменив его на другие поэтические направления, либо прославившись в прозе и критике (например, Шкловский и Якобсон).
Ключевым лозунгом итальянских футуристов в литературе стал -Слова на свободе. В 1913 году появляются идеи «заумного языка». Конечно ипосле 1914 врусском искусстве появляются произведения, вкоторых отчётливо видны следы влияния футуристической эстетики– уК. М. Зданевича («Синдикат футуристов» или «Оркестровый портрет». (Через несколько лет русский поэт-футурист В. Маяковский сформулировал это кратко и выразительно: Я над всем, что сделано, ставлю nihil. ).
Текст «Заумной книги» в разделе, написанном А. Крученых, набран прописным гротеском и отпечатан красной краской. Крылышкуя скрыл ушкуя деревянный конь. 30 Эти паронамастические ассоциации заметил и развил Якобсон, устанавливая связь между зензивером и Зевесом (1970: 253). далеко не бессмыслица, это точнее – сверхсмысл, то, что имел в виду Паунд, говоря, что поэзия – это язык, зараженный смыслом до предела (Перлофф 2002: 126). Примечательно, что Якобсон в 1921 г. также употребляет термин метаморфоза, трактуя его как параллелизм, развернутый во времени, метафора, то есть, папаллелизм, эллиптически сведённый к точке (1987: 299).
ГТГ), «Аллегорическое изображение войны 1812» А. В. Лентулова (1912. Манифест, открывавший его и подписанный Давидом Бурлюком, Алексеем Крученых, Владимиром Маяковским и Велимиром Хлебниковым, своей наступательной интонацией и резкими полемическими выпадами против литературных врагов вполне отвечал всем канонам футуристических деклараций. Слишком радикальные высказывания футуристов отпугивали широкого читателя, а «заумный язык», который они изобретали, так и не стал языком будущего. Эгофутуризм». Но ещё в 1910 г. «будетляне» (первая русская футуристическая группа) выпустили первый сборник «Садок судей», в этом же году они стали называть себя группой «Гилея». Бейте в площади бунтов топот. — Маринетти: «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью».
Посвидетельству Д. Д. Бурлюка, русские художники илитераторы начинают использовать само слово «футуризм» с1911: «В1911году был выброшен флаг «футуристы» (Бурлюк 1994. Он был книгочеем и знатоком книги, в том числе древних, средневековых и других редчайших изданий. Мы – правительство Земного Шара. Давид Бурлюк – основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». Все изображаемые объекты, будь то человек или предмет неживой природы, приобретали черты геометрических фигур их объем и массивность существенно увеличивались, а также появлялся эффект «выпирания» или «выдвижения» вперед в сторону зрителя.
В неологизмах, образованных от фамилий, как заметил еще Якобсон, раскрывается поэтическая этимология (1987: 308). Газета постоянно приукрашивала и идеализировала теорию и практику дореволюционного «будетлянства» и вела энергичную атаку на искусство прошлого, которое целиком объявлялось «буржуазным». Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк)В литературе для футуризма были характерны отказ от традиционной грамматики, право поэта на свою орфографию, словотворчество, ритм.
Алягров — это псевдоним Романа Осиповича Якобсона (1896—1982), впоследствии эмигрировавшего в Америку и ставшего там знаменитым филологом, профессором Гарвардского университета. Д. Северини «Санитарный поезд, мчащийся через город» (1915). Необходимо было раскрыть творческую энергию рядового человека, «осветить» и преобразовать ею окружающий мир.
Соединение двух парадоксальных тенденций определяло эстетическую программу будущников: ориентация на Восток («Да здравствует прекрасный Восток. Таким образом, стали появляться попытки синтеза познания через логику и интуицию. Очень быстро новые манифесты появились буквально в каждом кружке футуристов разных направлений искусства Италии, России и других странах Европы. В этом необычайно емком четверостишии сказано и о стремительном развитии романов Достоевского, о которых Бахтин писал, что они начинаются со скандала, а заканчиваются истерикой и о гармоничной полноте пушкинского стиха и о тютчевской завороженностью ночью об откровениях Тютчева сказано не менее емко: Безмерное замирным полня, а Якобсон выделяет другую формулировку Хлебникова – О Тютчев туч (1987:308). Здесь есть и желание шокировать зрителя, попытаться выразить мысль о том, что красота может быть не только той, к которой мы привыкли.
Вы. Умственная гигиена – развитие физической силы, спорт, бойкот музеев и библиотек. Но у футуристов (кубофутуристов) геометризация играет меньшую роль и присутствует не всегда. Весь этот образ как будто витает, плавает. Как полагает Л. Ф. Кацис, заумь футуристов вообще и в частности, Хлебникова в Богах и Зангези восходит, во-первых, к полупародийному гностическому тексту Л. Карсавина София земная и горняя (1922), сохраняющему идеи и строй мистики валентиан и офитов и содержащему пространные вставки из подлинного гностического трактата Пистис София (III в. ), а во вторых, к книге Jeu (ЕУ), также гностическому сочинению. 40 Прежде всего следует заметить, что в 1922 г. Хлебников уже умер, а заумь провозглашается уже в первых декларациях футуристов, в первых манифестах футуристов (1908-1910), в Учителе и ученике Хлебникова (1910), а Декларация слова как такового 1913 г. Крученых – уже своего рода подведение итогов, так что связь между сочинением Карсавина и заумью, если она и есть, то обратная.
Нас ли сжалит пули оса. Да что там слова – все состояние мира нужно было менять. Василий Васильевич Каменский (1884—1961) писал стихи и занимался изобразительным искусством с юных лет. Манифест «Лучисты и будущники» – одна из самых дерзких деклараций русских художников – появился в 1913 году. Днем рождения футуризма считается 20 февраля 1909, когда в парижской газете Фигаро появился написанный Т. Ф.
Но у футуристов (кубофутуристов) геометризация играет меньшую роль и присутствует не всегда. В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, заимствуя у него цветовые находки и от кубизма, у которого перенял художественные формы, однако отвергал кубический анализ (разложение) как выражения сущности явления и стремился к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира. Движением перемен являлся, конечно, только коллективистский кубофутуризм. и проч. Программным стал их манифест, носивший намеренно скандальное название "Пощёчина общественному вкусу". с парохода современности». Натура обычно бралась «в упор», без всякого психологизма их пронзительно яркие холсты поражали грубостью объемов, контрастностью цветов, схематизацией форм, стихийно обостренным ощущением «плоти вещей» (П.
Человечество само стало «Солнцем». «Принимать или не принимать. Ларионов, Н. С. После круг наследовалей стал стремительно рости.
Отталкиваясь от идей Якобсона, в частности, анализа Кузнечика (1970:253), Перлофф делает верный вывод о том, что Заумь. В этой серии были воспроизведены такие издания, как библейская «Книга Руфь» и пушкинские «Маленькие трагедии» с гравюрами Владимира Андреевича Фаворского (1886—1964), «Кола Брюньон» Ромена Роллана с иллюстрациями Евгения Адольфовича Кибрика (1906—1978), «Мертвые души» Н. В. Гоголя, проиллюстрированные Марком Шагалом (1887—1985) и «Для голоса» В. В. Маяковского в оформлении Эль (Лазаря Марковича) Лисицкого (1890—1941).
К. Малевич провозгласил и господство в искусстве «заумного натурализма», стремился в своем творчестве соединить идеи кубизма и футуризма, пытаясь изобразительно воплотить футуристические заявления о грядущей машинизации жизни, «железном прогрессе». При этом сами литераторы нередко выступали в роли оформителей собственных книг. Направление вискусстве, название которого образовано отитальянского слова «futuro» («будущее»). находя миссию моего Эгофутуризма выполненной, я желаю быть одиноким, считаю себя только поэтом и этому я солнечно рад. Основоположником так называемого «лучизма» (живописный метод, согласно которому задача художника состоит в изображении не самих предметов, а исходящих от них световых лучей) стал М. Ларионов, в картинах которого провозглашалась полная независимость от реальности.
Период «синтетического кубизма» наступает несколько позже – в 1912-1914 гг. и этот временной отрезок является наиболее ярким в истории кубизма, потому как именно в период «синтетического кубизма» на первый план выдвинулись П. Пикассо и Ж. Брак. Недаром первый сборник Северянина назывался Громокипящий кубок (слова Ф. Тютчева) и предисловие к нему написал символист Ф. Сологуб. В первые послереволюционные годы новым центром футуристической активности, где продолжилась разработка неполитизированной мифологии, нонаиболее радикальных эстетических концепций футуризма (восновном поэтического), стал Тифлис. Название стиля отображает главный его принцип – создать образ будущего. Именно Маринетти стал теоретиком и вождем первой, миланской, группы футуристов.
Врусской культуре футуризм прежде всего стал мифологией иидеологией созидания искусства будущего, преобразующего жизнь исамого человека. По его приглашению в 1914 году в Петербург приезжал Ф. Г. Маринетти. Характерный пример — книга «Нагой среди одетых» В. Каменского и А. Кравцова, увидевшая свет в феврале 1914 года.
Трудно предположить, чтобы заумь могла найти отклик у максимального количества слушателей. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. Члены «Гилеи» придерживались доктрины кубофутуризма в его рамках появилась заумная поэзия изобретённая Хлебниковым и Кручёных. Уже к концу 1914 г. футуризм стал испытывать кризис. Театральные постановки (опера «Победа над Солнцем» итрагедия «Владимир Маяковский»), публикации основных манифестов, создание футуристического грима ипервого футуристического фильма– все эти события сконцентрированы впределах одного 1913. Вэти годы футуризм нестолько направление вискусстве сконкретной эстетической программой, сколько обобщённое наименование для самых разных течений так называемого «левого» искусства. иК. М. Зданевичи, Н. А. Чернявский, Ладо Гудиашвили, С. В. Валишевский, Кара-Дарвиш) игруппы «Сорок один» (Кручёных, Терентьев, И. М. Зданевич, Чернявский). Лентулов и Скрябин дружили всю жизнь.
О, засмейтесь, смехачи. Меня сейчас разложат на основные плоскости искромсают на мелкие части и, устранив таким образом смертельную опасность внешнего сходства, обнаружат досконально «характер моего лица». Зангези погибает в роли Смеха, превратившись в смех. Но футуризм в живописи это целая эпоха в истории искусств. Ларионов, Н. С.
В октябре 1911 в Петербурге был организован кружок Еgо, в который, кроме Северянина, вошли Г. Иванов, К. Олимпов (К. Фофанов), Грааль – Арельский. Наоснове соединения футуристической икубистической эстетики врусской живописи сложилась особая версия «динамического кубизма» или кубофутуризм. Футуризм в живописи это не только композиции фигур. Возник вИталии (первый манифест писателя Ф. -Т. Маринетти опубликован в1909).
Опера была названа «Победа над Солнцем» либретто было написано Крученых, музыка – Матюшиным (он был не только художником, но и талантливым композитором), декорации создал Малевич.
Русский же футуризм тяготел не к технике и скорости, а к человеку и его языку, не к «математически» строгим формам, а к примитивизму. Стих Уитмена тяготеет с одной стороны, к ораторской речи, проповеди (причем квакерской, а не протестантской), а с другой – к естественности, продиктованной потребностью найти отклик у максимального количества читателей и слушателей. В манифесте «Почему мы раскрашиваемся» футуристы писали, что хотят, по сути, добиться театрализации самой жизни. На страницах журнала Гиперборей Северянин объявил о своем выходе из всех групп:. Непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку. 3.
Звуковое сходство слов «садок» и «судей» сразу обращало на себя внимание. и проч. Итальянский футуризм был хорошо известен в России почти с самого рождения. ОБЭРИУ Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова. Каждая работа несет в себе символ и это творение не исключение.
Маринетти Манифест футуризма. Другой особенностью (уже больше – русского) футуризма является отказ от «верха», «низа», «лева» и «права» на картине (этим приемом впоследствии будет активно пользоваться Шагал). В творчестве их привлекала форма и любое новаторское видение привычных вещей. Этотже год как точку отсчёта для истории русского футуризма указывает И. М. Зданевич.
вызывает у отдельных футуристов желание запечатлеть эти процессы на полотне. Впоследствие пародией на этот и подобные ему портреты послужил портрет из фильма «Приключения принца Флоризеля», на котором был изображен «Клетчатый», моментально узнанный всеми, включая вставшего с инвалидного кресла «парализованного». О иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей. А следующий зимой – 1912 – студент Московского Училища живописи, ваяния и зодчества Д. Бурлюк (к тому времени уже участник нескольких выставок «новой» живописи) и совсем молодой студент того же училища В. Маяковский проводят «памятнейшую ночь» : «Разговор. Кончаловский). 16 марта 1915 года из-за драки, которую устроил молодой поэт-футурист Владимир Маяковский, полиция Петрограда закрыла клуб артистов и поэтов «Бродячая собака». Агитирует за вступление Италии в Первую Мировую войну и сам участвует в ней добровольцем. Основной поэтической концепцией футуризма была передача ощущений по типу «потока сознания», акценты звуковой и графической составляющих в противовес смыслу— активно использовалась ономатопея и аллитерации поэты часто обращались к рисункам, коллажам, комбинациям из типографских и рисованных шрифтов, математическим знакам.
О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачий. Кроме того, как подчеркивал в послесловии Аполлинер, Орфей изобрел все науки и искусства. По воспоминанием того же В. Каменского (его стихотворением Чюрлю-Журль открывался сборник) книга с оглушительным грохотом разорвалась. Об этих художниках мы предполагаем отдельно рассказать в одной из будущих статей. Первыми художниками, поддержавшими футуристическое течение в России, были братья Бурлюки (Николай, Владимир и Давид), которые в 1910 году создают общество последователей кубофутуризма «Гилея».
По духу скорее эстетские, чем авангардистски-радикальные, эти заметки декларировали кредо «Ассоциации эгофутуристов», в которую входили помимо Северянина и Олимпова Иван Игнатьев и Василиск Гнедов. Именно футуристы начинают называть свои выступления перед публикой битвами, поддерживая (аиногда нарочито провоцируя) конфронтацию спубликой ихудожественным истеблишментом. Пожалуй, любовь – ключевое слово в поэзии Аполлинера. 20 февраля 1909 года в газете «Фигаро» Маринетти опубликовал «Манифест футуризма». Особое значение они придавали словотворчеству, "самовитому слову". В январе 1912 кружок был преобразован в Академию Эго поэзии.
Кручёных вэти годы всвоих гектографических книгах создал наиболее радикальные формы заумной поэзии, вкоторых футуристическая эстетика мгновения, быстроты ивзрыва сочеталась сэкстатической мистикой иоткрытиями беспредметности. В их картинах окончательно разорвались связи искусства с миром действительности. ООМИИ) идругих. Но на самом деле оказалось что это немного не так.
1913. Решающим фактором в отнесении того или иного автора к футуристам являлась поэтика его (её) произведений, однако в некоторых случаях необходимо принимать во внимание и факторы творческой биографии: участие в футуристических издательских проектах и акциях, подписи под футуристическими манифестами так, в стихах Бенедикта Лившица, одного из важнейших участников футуристических альманахов 1910-х, элементы футуристической поэтики проявляются далеко не всегда, в то время как у Андрея Белого или Сергея Городецкого, никогда не примыкавших к футуризму, такие элементы поэтики вполне можно усмотреть. Необычное расположение глаз Каменского может быть отсылкой к увлечениям мистикой и «тайным знанием» в начале XX века. прекраснее Самофракийской Победы». В пластике мы должны отвергнуть прежнюю застылость и стремиться передать движение. След ее – есть линия. В 1919 г. Маринетти вступил в фашистскую партию. Главным принципом Маринетти до конца его жизни было желание «с вершины мира бросать вызов звездам».
Хорошо, что немногочисленные «вылазки» в 1848-1870 годах на поле данных событий дали ему шанс продемонстрировать, что он способный и на наиболее либеральное отношение к исторической реальности. Использованы и типографские линейки. Он – «одна из самых фантастических фигур той знаменательной эпохи», как вспоминал о нем композитор Лев Лурье, – не только организационно и пропагандистски поддерживал формирующуюся группу молодых художников и поэтов, но и разработал ряд существенных для футуристической эстетики теоретических положений: значение диссонансных структур в художественном произведении, связь искусства с жизнью, роль тех элементов в искусстве, которые обращены к бессознательному уровню восприятия исследование психологии творческого процесса, «психологии изображения», проблема совместного творчества художника и зрителя. Членами «Гилеи» были Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Василий Каменский и Бенедикт Лившиц. Но футуризм в живописи это целая эпоха в истории искусств.
Вэтот период создаётся основной корпус футуристических картин, таких как «Точильщик» К. С. Малевича (1912–1913. Впервые о смерти футуризма как направления заговорили уже в 1915: « русского футуризма нет. с парохода современности» и формулировал 4 права поэтов:1. Гончарова, К. Малевич. Однако авторы «расшифровывали» заглавие так: садок – клетка для содержания животных в неволе, поэты будущего пока загнаны в клетку (садок), но в будущем именно они станут законодателями (судьями) поэтического вкуса. Нет шедевров без агрессивности. Отношение к войне и революции как к омолаживающей силе одряхлевшего мира.
Игорь СеверянинПомимо Северянина, в группу входили поэты Константин Олимпов, Георгий Иванов, Стефан Петров (Грааль-Арельский), Павел Кокорин, Павел Широков, Иван Лукаш и др. Мы хотим прославить войну – единственную гигиену мира, разрушить музеи, библиотеки». К кругу футуристов были близки также Лентулов и Филонов.
Михаила Ларионова, подчеркнуто внимательного к форме репрезентации своих художественных экспериментов, умело использующего провокацию и скандал как фактор развития искусства, не столько по стилю, сколько по самому духу, который он стремился утвердить в искусстве, можно считать самым футуристическим русским живописцем. Отстранение «от гордого чела своего из банных веников сделанный Венок грошовой славы». «Лучизм» стал одним из самых ярких проявлений кризиса живописи. «Девушка сцветком».
В результате произошел скандал: одна дама, пришедшая на выставку в роскошном и очень дорогом платье, спросив, «а что это там. » (имея в виду картину «Мадонна»), пошла к ней через зал, конечно же, зацепилась за эти часы, повалила их и порвала платье. Обойные поэты, клоуны, курам на смех – так встретила сборник профессиональная критика.
Есть просто Игорь Северянин, Маяковский, Бурлюк, В. Каменский», – писал М. Горький.
Он изображал древнерусскую архитектуру, колокольни, палаты: эти изображения как бы «звенели», плыли на его полотнах. КУБОФУТУРИЗМ Кубофутуризм – направление в искусстве 1910-х гг., наиболее характерное для русского художественного авангарда тех лет, стремившееся соединить принципы кубизма (разложение предмета на составляющие структуры) и футуризма (развитие предмета в "четвёртом измерении", т. е. перевод – 1914) Маринетти призывал воспеть «любовь к опасности», привычку к энергии и отваге, дерзость и бунт, «наступательное движение», «опасный прыжок, оплеуху и удар кулака». А в «Техническом манифесте футуристической литературы» Маринетти (1912) утверждались ненависть к разуму и «божественная интуиция». Изображение становилось безличным, то есть безоценочным. Чаще всего на полотнах отображались геометрические фигуры, которые были весьма многограны.
Он бы был достоин забвения, если бы это было единственным его достижением. Начало века было эпохой сдвигов. В формировании футуристической эстетики в России важным фактором стала деятельность Николая Кульбина. Я горячо люблю молодежь ибо она права даже в своих ошибках, тогда как старики ошибаются даже тогда, когда правы. Мы так подробно остановились на личности Маринетти для того, чтобы более понятным стали радикальные выпады футуристов – ведь, как мы уже говорили, футуризм получил широкое распространение в России. Само название «футуризм» подразумевает культ будущего, отрицание и осмеивание прошлого вместе с настоящим. Кроме Маринетти, основоположниками футуризма были Джакомо Балла (художник), Умберто Боччони (художник и скульптор), Луиджи Руссоло (художник и композитор), Карло Карра (художник и график), Джино Северини (художник, график и скульптор), Франческо Балилла Прателла (композитор и музыковед). Все герои имеют «функциональные» имена (например, «Звонящий по телефону») или имена, выражающие внешность или характер («Толстяк»).
Картины Давида Бурлюка («Футуристическая женщина», «Портрет песнебойца фигуриста Василия Каменского»), отличались невообразимой яркостью образов, братья талантливо пропагандировали идеи футуризма и для этого не жалели ни сил, ни времени: организовывали литературные встречи и вечера, ездили в разные города и села, выступая с лекциями на тему футуризма в живописи и литературе. Был узаконен коллаж как прием. Типичными кубофутуристическими произведениями стали портреты Владимира и Давида Бурлюков в книге Василия Каменского Танго с коровами (1914). Книга была напечатана на оборотной стороне обоев.
«Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины». Уитмен – весь в настоящем пространстве и времени, а Хлебников – мирооси данник звездный. с парохода современности» Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней».
Гончарова, К. Малевич. Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных. «На четвертушках, на полулистах, порой просто на обрывках разбегались во всех направлениях записи самого разного содержания понимание языка как искусства находило себе красноречивейшее подтверждение в произведениях Хлебникова, с той только потрясающей оговоркой, что процесс, мыслившийся до сих пор, как функция коллективного сознания целого народа, был воплощен в творчестве одного человека – рассказывал впоследствии Б. Лившиц, оставивший о своем пребывании в Чернянке довольно обширные воспоминания: «Это было непрерывное творческое кипение, обрывавшееся только во сне». Звуковое сходство слов «садок» и «судей» сразу обращало на себя внимание. Деформируя действительность, футуристы стремились подчеркнуть дисгармонию мира. Если истоки символизма были связаны с французской литературой, то исток русского футуризма – это итальянская авангардистская поэзия начала 20 века, связанная с именем Филиппо Маринетти.
В книге «Взорваль» А. Крученых (1913), факсимиле которой также приведено в сборнике «Будетлянский клич. », текст частично набран, а частично написан от руки и воспроизведен литографским способом. Им удается изображать невероятно яркие образы. 2. 7, 2. 8, 2. 9). К середине 1930-х годов российский футуризм в литературе был окончательно уничтожен.
Им удается изображать невероятно яркие образы. Солнца как небесного светила больше нет: оно побеждено самим человеком вместо него теперь источником света и тепла является творческая энергия всех людей. Футуристов интересовало не столько содержание, сколько форма. В частности, в ленинском плане монументальной пропаганды, хотя не все их проекты были приняты, по причине «формализма».
«Обойные поэты», «клоуны», «курам на смех» – так встретила сборник профессиональная критика. Примером такой картины служит полотно «повара русского футуризма» Давида Бурлюка «Песни боец Василий Каменский». 1910. с Парохода Современности. «Давид продолжал заниматься сложными композициями, в пейзажах с несколькими точками зрения, осуществляя на практике свое учение о множественной перспективе Нежная любовь к материалу, отношение к технике воспроизведения предмета на плоскости как к чему-то имманентному самой сути изображаемого побуждали Бурлюков испытывать свои силы во всех видах живописи – масле, акварели, темпере, от красок переходить к карандашу, заниматься офортом, гравюрой». Цепь метонимий образует величественный каталог-перечисление в духе Уитмена.
Им удается изображать невероятно яркие образы. Завершились его творческие искания «Черным квадратом на белом фоне» и «Белым квадратом на черном фоне». Татлин решил участвовать в этой выставке в самый последний момент. Каждая из этих групп считала именно себя выразительницей истинного футуризма.
Давид Бурлюк— основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». Кроме того, в 1913 году при участии Ларионова и Гончаровой осуществляется постановка первого (и единственного) футуристического фильма «Кабаре 13». Эго Северянина чуждо глумленью надо всем святым (Не Лермонтова — с парохода / А бурлюков — на Сахалин. ) Главное же: он очень хорошо понимал, к какому будущему приведет провозглашаемая кубофутуристами расправа с прошлым.
«Квадраты» Малевича вели к самоотрицанию живописного искусства. Они выступили со сборниками «Садок судей» (1910), «Пощёчина общественному вкусу» (1912), «Дохлая луна» (1913). Маринетти говорил: «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью». 1. Они отказывались от всего привычного, романтичного и возвышенного, взамен выбирая урбанистичность, новаторство и современность.
В жилах весна разлита. Сердце, бей бой. Как направленность в изобразительном искусстве футуризм существовал до начала 1920х годов. Требуя употреблять глагол только в неопределенном наклонении, отменить прилагательное и наречие, знаки препинания, разрушить синтаксис, передавать движения предметов через «цепь аналогий» художественных образов, Маринетти считал, что «следует оркестровать аналогии и, располагая их, следовать максимуму беспорядка», «так как всякий порядок роковым образом есть продукт лукавого разума».
Начал работать», – писал В. Маяковский в Автобиографии. В 1912 г. в Париже состоялась первая выставка художников-футуристов. Издание, о котором идет речь, вышло в серии «Книжная коллекция» издающейся уже не первый год. Однако, здоровье поэта было сильно подорвано, он умер в 1958 г. после второго инфаркта. Вы трусы.
Как бы парит и сама фигура авиатора. Он всерьез изучал фактуру слова, вместе с Хлебниковым был поглощен идеей заумного языка и разрабатывал теорию, которую назвал сдвигологией. Каждый предмет, в соответствии с этой концепцией «излучает» цвето-световые лучи и его можно изобразить, только передав эти лучи: именно они образуют для человека форму всех объектов. Что же касается Андрея Кравцова, то он по образованию был медиком и жил в Харькове. Мы за то, чтобы рифма была не кол, а укол, – говаривал Крученых.
Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней». Родился российский футуризм», – писал Маяковский. «Обойные поэты», «клоуны», «курам на смех» – так встретила сборник профессиональная критика.
Давайте рассмотрим одну из работ. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования. «Гилея» была самым влиятельным объединением футуристов, но не единственным: существовали также эгофутуристы во главе с Игорем Северянином (Санкт-Петербург), «Центрифуга» (Москва), группы в Киеве, Харькове, Одессе, Баку. Этот этап вистории русского футуризма связан прежде всего сдеятельностью «Синдиката футуристов» (Кручёных, И. М. И, наконец, «ничевоков». В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. «Нет шедевров без агрессивности. Лекции и диспуты, с которыми выступали будетляне, режиссировались ими как своеобразные театральные спектакли.
Ларионовская группа «Ослиный хвост» называла себя «будущниками». Для нее характерна та же геометризация изображения, что и для кубистов. Основоположником движения в России был художник Давид Бурлюк, чье имение стало местом собраний общества кубофутуристов («Гилея»). Первая выставка художников-футуристов состоялась в 1912 году в Париже, затем она побывала во всех культурных европейских центрах того времени, особого успеха у публики она не имела, а только приобрела довольно скандальную и эпатажную репутации. В. Шершеневич оперативно переводил практически все, что писал Маринетти. Культ города с его динамикой и безликостью.
Звуковое сходство слов садок и судей сразу обращало на себя внимание. С декабря 1918 по апрель 1919 «боевым органом» футуристов стала петроградская газета «Искусство коммуны», на страницах которой выступал В. Маяковский.
Футуризм, воплотившийся в жизнь, автоматически перестает быть футуризмом. И так же, как того «Клетчатого», на картине работы Малевича все, кто близко знал Матюшина, без труда узнавали его. Пик, пик, пик – ласточка пролетает над полем сражения. Он зародился в поэтических кругах (первым эго-футуристом назвал себя Северянин и пошло-поехало: Алексей Крученых, Велимир Хлебников, Борис Пастернак, Владимир Маяковский, Василий Каменский и так далее)Они создавали разные группы и объединения. 1913 «Перерождение интеллигента», 1913. Другим примером футуристического издания, в котором также использован типографский набор, является «Заумная книга» В. Крученых и Алягрова изданная в 1916 году.
Войны и революции они считали омолаживающей силой одряхлевшего мира. Специально для выставки он нарисовал абстракцию «Мадонна» и задумал установить посреди зала песочные часы и прочертить от них к этой картине, висящей на стене, меловую черту. Мотоцикл был объявлен более совершенным творением, нежели скульптуры Микеланджело. Заклятие смехом (В. Хлебников)О, рассмейтесь, смехачи.
Футуристы возводили некий прообраз будущего, при этом первоосновой которого являлось разрушение культурных стереотипов. Центр Помпиду, Париж) Гончаровой, «Прогулка. Для Аполлинера будущее – завтрашняя быль, как сказано в его статье Новое сознание и поэты, 9 самое заурядное и обыденное видится поэтом преображенным метафорой и наполненным смыслом – здесь прямая перекличка с Мандельштамом, автором удивительной формулы метафора есть метаморфоза. Однако чаще всего для самонаименования (иэто соответствовало духу романтического национализма футуристической эстетики) они предпочитали избегать иностранного слова «футуризм», заменяя его русскими эквивалентами– «будущники» или «будетляне». Футуристы воспевали цивилизацию и технический прогресс. Стихотворение отпечатано черной краской.
С. 558). ГРМ) и«Электрическая лампа» (1913. История футуризма завершается в начале 1920-х, когда большинство его участников вошли в ЛЕФ (ЛЕФ (Левый фронт искусств) — творческое объединение, существовало в 1922—1929 годах в Москве, Одессе и других городах. «Голос футуризма», действительно, очень скоро вылился в «медь проповеди», но, увы и «первая часть программы» была продолжена. аэроживопись).
Имажинизм Есенина и Мариенгофа. Однако авторы «расшифровывали» заглавие так: садок – клетка для содержания животных в неволе, поэты будущего пока загнаны в клетку (садок), но в будущем именно они станут законодателями (судьями) поэтического вкуса. Для эстетики футуризма важны были эффект, «взрыв», мгновенная вспышка эмоций. с парохода современности». Е. Ф. Ковтун в упомянутой выше монографии ни о нем, ни о книге «Нагой среди одетых» даже не упоминает.
". В 1914 году начинается знаменитое турне футуристов (Бурлюк, Маяковский и Каменский) по городам России. О, засмейтесь, смехачи.
Не чурались эгофутуристы и эпатажа. С. 63). Поезда, автомобили, самолёты – распространенные объекты изображения. С установлением в России советской власти футуризм постепенно стал исчезать. В декабре того же 1912 года группа «Гилея» выпустила сборник стихов и статей «Пощечина общественному вкусу».
«Добившись шумного успеха, скандальной славы, выпустив больше десятка книг, осуществив театральные постановки, футуристы чувствуют, что их историческая миссия выполнена» (С. Точка, линия и поверхность суть элементы пространственных форм. Мария Молчанова разбирается в феномене и лицах русского дореволюционного футуризма. В сборнике «Будетлянский клич. » факсимильного воспроизведения этих изданий мы не найдем. Обе– ГРМ).
А вскорости наигрался в короля поэтов и быстренько сочинил Эпилог эгофутуризма. Это близко идеям «интуитивизма» Анри Бергсона, одного из крупнейших философов начала XX века, которым зачитывались русские авангардисты. Надо ежедневно плевать на Алтарь искусства», – так заканчивал он свой «Манифест». Футуризм давал художникам полную свободу по использованию цветового спектра.
Смеюнчики, смеюнчики. О, рассмейтесь, смехачи. Вы предатели и ренегаты. Один из героев имел абсолютно замечательное имя, которое годится для заглавия книги или статьи или для эпиграфа: «Один из несущих Солнце». ГРАДОЖЕНЩИНА Нет не извозчик не трамвай Авто рычащий диким вепрем Под зеленью бульварных вай Громополете улиц терпим СЕДАМА мчит окорока Заградноблестким ресторанам Вези не час вези века Царица трепетных дурманов Электрзеркалоресторан Продажночеляди улыбкожабы Бабукцион различных стран Ширафы бегемоты крабы И еженочь сюда столам Мы сливки общества упорно Стремятся толпы мужедам Под танец похоти валторны Вознесся столп официант Белафрикон своей манишки Утонченапетитатлант Тошноты мутной и отрыжки При входе взгляд и возглас липкий Не постетитель общезал Корсетебутшампаноскрипки Я сердце музы заказал Нет мне не общий Тенибак И не селедку череп пуля О отрицательной сюжет Самоубийцохоля Москва.
В «Манифесте футуризма» (1909, рус. Среди авторов – Давид и Николай Бурлюки, Елена Гуро, В. Хлебников, В. Каменский. После военного периода каждый «уцелевший» художникфутурист двигался в своем направлении. Однако авторы расшифровывали заглавие так: садок – клетка для содержания животных в неволе, поэты будущего пока загнаны в клетку (садок), но в будущем именно они станут законодателями (судьями) поэтического вкуса. Гончарова, К. Малевич.
требуй, чтоб на небо нас взяли живьем. Радости пей. Весь этот образ как будто витает, плавает. След линии – поверхность (Давид Бурлюк). С. 14).
Русские художники начала ХХ века, заинтересованные идеями футуризма, откликнулись на душевный порыв молодых итальянских «революционеров в искусстве» и начали создавать художественные произведения в данном стиле, которые все-таки имели некоторые отличительные черты. Ларионов, Н. С. (Статья В. Брюсова появилась в 1913, когда талант В. Маяковского еще не раскрылся в полной мере). Общество эгофутуристов издало несколько листовок и манифестов, сформулированных в крайне абстрактных и эзотерических выражениях (например, «Призма стиля – реставрация спектра мысли»). Эгофутуризм – явление кратковременное и неровное.
Все это было так ново, так свежо и потому весело. Объединение «Гилея» игруппа «эгофутуристов» (Игорь Северянин, К. К. Олимпов, И. В. Игнатьев, В. И. Гнедов идругие) стали наиболее самобытными интерпретаторами литературного футуризма. Это отклик на открытие радиоактивного излучения.
Интуиция должна направлять разум, окрылять его. Вскоре Крученых перебрался в Москву, где Давид Давидович Бурлюк (1882—1967) свел его с Владимиром Владимировичем Маяковским (1893—1930) и Виктором (Велемиром) Владимировичем Хлебниковым (1885—1922). Футуризм— одно из течений авангардизма, породившего множество иных направлений и школ. – все это было практически обязательной и желанной частью выступлений людей будущего.
Так новатор оказывается продолжателем традиций. Сюжет оперы фантастичен и разворачивается в далеком будущем. Футуризм – это стратегия единого художественного поведения. Эта стратегия включает: разрыв с традициями прошлого, вызывающие иногда агрессивные жесты, желание поддеть, порой оскорбить зрителя, чтобы пробудить его к новой эстетике, словотворчество (образование новых слов), создание новых рифм и разрушением старых канонов во всех формах искусства и общественной жизни в целом. Таким образом, наряду с обнажением приема, термином, который ввел в научный обиход Р. Якобсон (1987: 278), мы наблюдаем и обратный процесс, так сказать, сокрытие его, разрушение логических построений, когда глубинные связи выявляются на ассоциативном, этимологическом, либо на звуковом уровнях. Книга была напечатана на оборотной стороне обоев.
(В пару к нему был дан коллективный герой «Многие из несущих Солнце»). Смысл же названия для непосвященного читателя был невнятен (и потому эпатировал его). Авторы «Искусства коммуны» (О. Брик, Н. Пунин, Н. Альтман и др. ) мечтали о «прыжке» в будущее, рассматривая собственное творчество как единственно возможный трамплин для этого скачка. Стиль зародился в Италии, в начале 20 века, а точнее между 1910 и 1920 годов. Я никогда не поступал, как разрушитель, всегда как строитель, – говорил поэт. Многие из авторов эмигрировали (Давид Бурлюк, Игорь Северянин, Илья Зданевич, Александра Экстер), умерли (Велимир Хлебников, Александр Богомазов), покончили с собой (1930 – Владимир Маяковский), некоторые отошли от идеалов футуризма и выработали собственный индивидуальный стиль (Николай Асеев, Борис Пастернак).
Апельсиновые корки, летящие из зала на сцену, наряд полиции в конце выступления. Вот таким образом и была так активно воспринята ими революция – кубофутуристы, коллективисты верили в скорый приход нового, Духовного, мира после перемен социальных. Востребованными оказались лишь мифология иидеология футуризма. Среди авторов – Давид и Николай Бурлюки, Елена Гуро, В. Хлебников, В. Каменский. «. во времени).
В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Отдельные тенденции футуризма были подхвачены новыми литературными группами (имажинистами, обэриутами и др. ). Два положения раскрывали основы эгофутуристической программы. Идея исчерпанности культурной традиции прежних веков была исходным пунктом эстетической платформы кубофутуристов.
4. тарарх – разрыв снаряда. Давид Бурлюк. Вживописи футуризм остался лишь кратким эпизодом (1912–1914). Ненависть к существовавшему до них языку. Он также провозгласил «телеграфный стиль», положив начало минимализму. В августе 1914 г., после начала Первой мировой войны, Маринетти ведёт пропаганду за вступление Италии в войну, организовывает манифестации с публичным сожжением австрийского флага, за что был арестован и посажен в тюрьму.
Будучи сведущ в магии, он знал грядущее7. МоМА) и«Пожар вгороде» (1913.