Сутки рококо имеет своих выдающихся мастеров и среди скульпторов, хотя их значительно меньше, чем живописцев.
Художник выполнял также эскизы для изделий из фарфора Венсенской и Севрской мануфактур. Живопись не несла морали, она была оптимистичной, радостной, светлой, где не было места социальным и политическим проблемам общества. Женщина, её образ, её капризы, её требования – вот что лежит в основе нового стиля. Художественную манеруЖана-БатистаСимеона Шардена (1699—1779)можно отнести к рококо только с оговорками.
Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня). В 1736 г. Ж. Мондон, французский ювелир и резчик по дереву, опубликовал альбом гравюр под названием «Первая книга форм рокайль и картель» (от фр.
Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Шарль-Жозеф Натуар, братья Ванлоо, Антуан Куапель, отчасти Элизабет Виже-Лебрен и другие) и это влияние продержалось вплоть до Великой Французской революции 1789 года. Отсюда родилось название нового стиля – рококо. В основе композиции «Астрономии», вероятно, лежат картины или гравюры западноевропейских мастеров. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого – возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность. Этой метаморфозе способствовала встреча с искусством и природой Италии.
Искусство театра не только было модно в век Ватто, театром была вся жизнь общества, которое пишет художник. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789. Следуя его урокам, он делал зарисовки с натуры. Тонкие светотеневые эффекты характерны для офортов и многочисленных рисунков Фрагонара – штудий натуры и пейзажей, выполненных в технике сангины, бистра иногда сепии. (см.
Легкие и изящные фигурки персонажей Ватто кажутся почти бестелесными. Кстати, сам Фальконе был управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. 1767). Он мастер мимолетного наброска с натуры. Вельможи эпохи рококо поставили цель ежедневные наслаждения.
Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы. Приложение 5). В эпоху раннего рококо здесь работали преимущественно мастера немецкого происхождения, авторы многочисленных статуй, украшавших Римско-Католические костелы: Т. Гуттер, К. Кученратнер (костел бернардинцев во Львове), Т. Фершер (в Белз), Ю. Маркварт (в Жовкве и костел Иезуитов во Львове) и др. Они не учились за границей, большинство из них сформировалось в так называемой «живописной команде» Канцелярии от строений.
Стилистика рококо проявляется в прихотливой форме десюдепорта (панно, висящее над дверью), особенностях живописной гаммы. Театральность характерна для всего искусства XVШ в. и для Ватто особенно. Рококо (фр. Можно сказать, что это был своеобразный шаг назад.
Юра и Распятие для костела св. Он развил так полюбившийся современникам приём декорирования в стиле рококо – использование асимметричных композиций, получивший название «контраст». Была даже особая специализация среди художников — квадратурист. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти -- патетическому взлету мысли, мечты. Приложение 6). школы (дворцы в Подгорцах, Ровно, Олесько, Жовкве и др. ).
Здесь и познакомился с Ватто. Рокайль (от фр. rok – скала утёс) – главный элемент орнамента стиля рококо напоминающий форму завитка раковины. Слово «рококо» сочетает французское слово «рокайль» (ракушка, декоративная раковина, дробленый камень) и «барокко» — итальянский стиль искусства, предшествующий рассматриваемому периоду. По возвращении на родину им была выставлена картина «Велизарий, просящий подаяние» (1781). В архитектуре многих церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман) их пространственные конструкции, торжественность стиля барокко сочетаются со свойственным стилю рококо изысканным живописным и скульптурным внутренним убранством, при этом создавая впечатление сказочного изобилия и лёгкости. Все это вместе составляет праздничное, действительно феерическое зрелище.
Идейная основа стиля — вечная молодость и красота, галантное и меланхолическое изящество, бегство от реальности, стремление укрыться от реальности в пастушеской идиллии и сельских радостях. Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. Стиль людей, ценящих утонченность обстановки, повседневные радости жизни и удобство быта. стр.
Чуть сзади другой наблюдатель, он смотрит в прямой телескоп. Приложение 1). Модным словом становится bagatelle (фр. «Рубенсисты», помимо прочего, подготовили почву и для возрождения интереса к натюрморту и жанровой живописи гол ландских и фламандских мастеров.
Рококо получил своё название от характерного для данного стиля орнамента рокайль., на Волыни в Борках бы. Едва ли удивительно то, что прямолинейная система Французской Академии (см. Формы литературных произведений в основном малые: пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы, галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Лирика в основном проявилась в форме игривых посланий, мадригалов, сонетов и эпиграмм (Эвариста Парни, маркиз де Лафар и др. ). Рококо оказывает влияние на музыкальные жанры и форму, прежде всего на сюиту.
Продолжая традиции искусства рококо, Фрагонар достиг особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789. Рококо – изысканный и утончённый стиль начала восемнадцатого века. Архитектура рококо меньше всего заботилась о целесообразности и рациональности.
Вот таким образом слово «рокайль» приобрело более широкое значение. Для стиля рококо в музыке характерны те же черты, что в живописи и в архитектуре: множество мелких звуковых украшений и завитков (мелизмов), преобладание маленьких форм, галантных образов, отсутствие драматических эффектов. В этой работе художник намеревался показать возможность примирения враждующих партий. На рубеже XVIII-XIX вв. Вернувшись на родину, во Францию, он стал необыкновенно популярен.
Под аркой, на заднем плане сидит молодой человек, задумчиво вращающий небесный глобус. В архитектуре церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман), пространственные конструкции, торжественность барокко превосходно сочетаются со свойственным Рококо изысканным скульптурным и живописным внутренним убранством, создавая впечатление лёгкости и сказочного изобилия.
Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789.
Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Во многом такой эффект был достигнут благодаря лаконизму, обобщенности и большим планам. В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов ("Падение Симона-мага"). Шарден. Характерным является тот факт, что английский XVIII в. не дал в области искусства рококо заметных явлений, зато в культурной жизни Германии и Италии XVIII в. Рококо сыграло важную роль.
Эти декоративные мотивы пользовались большой популярностью и были включены в арсенал декоративных средств под названием genre pittoresque (живописная, живая манера). Все искусство стиля рококо было построено на асимметрии, которая создавала ощущение беспокойства – вычурное игривое и насмешливое. Художнику покровительствовала маркиза де Помпадур: она содействовала получению Буше крупных заказов (декоративные работы для дворцов Фонтенбло, Бельвю и Креси), а в 1752 г. помогла ему поселиться в Лувре. «Король так долго царствовавший умер», – без всякой тени удивления и сострадания пишет своему другу один из героев «Персидских писем» Монтескье. Типичные сюжеты – Триумф Венеры или Туалет Венеры, Купанье Дианы и т. д.
К середине XVIII века живопись рококо окончательно выродилась в беспечно-поверхностное искусство, отражающее вкусы и настроения феодальной верхушки общества. Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь.
Как декоративные элементы (или вместо икон) кое-где появляются скульптурные изображения. Шумского. пущен в Академию за его «Паломничество на остров Киферу» (илл.
Крупнейшие французские зодчие рококо: Робер Декотт, Габриэль, Боффран, Оппенор, Дельмер, Мейссонье. Франция явилась законодательницей эстетики рококо европейские страны были неравномерно захвачены этим веянием. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Д. Дидро писал об этом мастере третьего сословия: «Вот поистине мой художник — это Грёз».
Недаром мебель рококо кажется будто бы отлитой из одной пластичной массы. В эту эпоху художники стремились найти изысканные, редкие оттенки, которые получали удивительные названия: «цвет потерянного времени», «голубиная шейка», «цвет бедра взволнованной нимфы», «веселая вдова», «резвая пастушка». Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). chinoiserie – китайщина).
Искусство рококо — это мир вымысла и интимных переживаний, декоративной театральности изысканности изощренной утонченности, в нем нет места героизму и пафосу — они сменяются игрою в любовь, фантазией, прелестными безделушками. Позднее творчество Фрагонара мало изучено. Клавесин XVII в. Крупные музыкальные формы (оперы, балеты) состояли из небольших номеров, обычно связанных между собой. По сути, этот образ можно рассматривать и как образ самой революции, недаром между синим фартуком и белой повязкой ярко пламенеет красная косынка (три цвета революционного знамени).
Эти рисунки стали хорошей школой для мастера. Если в «Клятве Горациев» представлены идеализированные, несколько абстрагированные образы, то в вышеназванных портретах он, наоборот, утверждает материальную сторону мира без какой бы то ни было идеализации. Король Прусский Фридрих I был большим поклонником всего французского искусства.
Стиль стал новым способом мироощущения, способом пересмотреть ценности и идеалы. Фрагонар родился на юге Франции, в Грассе. стр.
Стиль рококо внес существенные изменения как в построение, так и в декорацию иконостасов. Справа молодой человек и его юная подруга, составляющие единую группу.
В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Хотя рисункам Буше не хватает глубины и искренности, они по-своему выразительны и изящны. Не случайно термин рококо возводят к слову раковина, рокайль.
Они развлекаются в театре (предпочитают комедии), ездят на остров Киферу (чтобы без помех предаваться там амурным делам), отдыхают на лоне природы и занимаются лёгким флиртом. Фон создают три полуциркульные арки, опорой для которых служат колонны. Их поэзия – это «поэзия мимолетностей» (posie fugitive), которая живёт мигом и является грациозным порождением великосветской суеты. Центром развития скульптуры рококо был Львов.
Цветовая гамма обладает белёсостью и прозрачностью напоминающей нанесённые на фарфоровую посуду эмалевые краски роспись по шелку. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. Родившийся во Франции, стиль Рококо быстро распространялся в других странах благодаря французским художникам, работавшим за границей, а также публикациям проектов французских архитекторов. Впервые о художнике заговорили после создания им картины «Отец семейства, читающий Библию».
1760-х pp., работали уже преимущественно местн. Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями. В этом отношении наиболее значительно его полотно под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил двух своих сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789). по образцам изделий мануфактуры Севр (см. Нередко среди роз и кустарников предстает умилительно лукаво натягивающий лук купидон грозящий поразить стрелою любви всякого кто попадёт в поле его внимания.
В меблярстви работали мастера-резчиков из Глухова, Нежина, Одесская. Картина была написана около 1730 года в пору расцвета его таланта. В скульптуре рококо других европейских стран также преобладали предназначенные для украшения интерьеров рельефы и статуи, небольшие статуэтки, в том числе из терракоты и фарфора (изделия немецкого скульптора, мастера фарфоровой пластики Иоганна Иоахима Кендлера). Еще В. В. Художник вывел на передний план актера в белой одежде.
Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности изяществу. Гравюры Буше делали жанровые сцены, взятые из произведений А. Ватто, похожими на орнаментальные узоры, которые позднее стали обязательным элементом книжной иллюстрации рококо.
В Галиции во Львове в кафедре св. В ранний период рококо во Франции (примерно до 1725 года) существовал так называемый стиль регентства1. В последнем этапе развития скульптуры рококо, в нин. Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно. Давид изобразил его сидящим у городских ворот Константинополя и просящим подаяние.
19). Например, в "Святом семействе" (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части. Не все благосклонно относились к стилю рококо даже во Франции.
В искусстве стиля рококо иллюзия занимает место действительности. В Италии крупнейший представитель того времени — Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция — 1770, Мадрид). Европейское искусство рококо переносит нас в мир вымысла изысканности, утонченности, театральности и ярких переживаний. В картинах Ватто никогда нет чистого тона.
Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество. Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо. Влияние Рубенса и мастеров фламандской школы заметно в ранних жанровых работах молодого художника («Савояр», ок. Если для барокко необходима вся гамма эмоций – от радости до трагедии, то для наслаждающихся рококо – лишь изысканно тонких изящных. Скорее это каприз – неприятие формальной жесткости барочных конструкций и серьезности содержания барочной музыки, а вместе со всем этим и монументальных музыкальных форм барокко (кстати и в других видах искусства тоже).
В этом смысле рококо, как и барокко, все еще принадлежит к миру Возрождения. В графике заметное влияние Р. у И. Филиповича (орнаментика на портрете И. Сапеги) и др. Много музицируют. Он испытал заметное влияние итальянских мастеров XVII-XVIII вв. Они не просто беседуют, но и сами являются объектом изучения. Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных. Шедевром театральной серии Ватто стала картина «Жиль» (1720).
Ж. Л. Давид называл его «эротическим маньеризмом». Живопись рококо отличается камерностью, декоративностью. Эстетизируется как бы не сама жизнь, а лишь её мгновения, причём, наиболее приятные.
Более тёмные цвета и пышная, тяжёлая позолота барочного декора сменяются светлыми тонами – розовыми, голубыми, зелёными, с большим количеством белых деталей. Одним из основоположников стиля «рококо» был талантливый художник Антуан Ватто, давший наиболее абсолютное воплощение принципам этого стиля. Картелль (франц.
Рококо несёт в себе в основном орнаментальную направленность само его название происходит от сочетания двух слов: барокко и рокайль (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка ракушками и камешками фонтанов и гротов). Выдающимися представителями позднего рококо были С. Фессингер (каменные статуи на фасадах костелов в Подгорцах, Доминиканцев и Марии Магдалины во Львове), А. Осинский (алтарные фигуры в костелах бернардинцев в Збараже, Доминиканцев во Львове и др. ) и И. Пинзель (скульптуры для фасады кафедры св. Но в отличие от иностранных мастеров русский художник пишет не маленькую даму, а создает образ серьезной, задумчивой и немного грустной девочки. Самым известным из его учителей был Франсуа Лемуан.
Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Отсутствие индивидуального конкретного момента, характерного для исторических композиций, Давид компенсирует созданием портретов г-на Пекуль и г-жи Пекуль. Маскарад и жизнь для такого человека являются синонимами. Рококо – искусство идущей к упадку аристократии, утратив драматизм и энергию барокко, стало хрупким, утончённым, призывающим к наслаждению и чувственным радостям. Франсуа Буше (1703-1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор. 312).
Рококо привнёс в искусство любовь к сельским идиллиям и пасторалям. Его кисти принадлежат такие произведения, как "Падение Симона-мага" (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), "Ахилл среди дочерей Ликомеда" (Флоренция, Уффици), "Возвращение блудного сына" (Турин), "Кающаяся Магдалина" (Дрезденская картинная галерея), "Святое семейство", "Геркулес на распутье", "Великодушие Сципиона Африканского" (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см.
Отбросив холодную парадность, тяжёлую и скучную напыщенность искусства времён Людовика XIV и итальянского барокко, архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой игривой во что бы то ни стало она не заботится ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом, доходящим до каприза избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали и не скупится расточать последние. В последние годы существования империи, в то время, когда над Францией нависла угроза вторжения, мастер выставил картину «Леонид в Фермопилах» (1799-1814). Она стала трактоваться в виде причудливого завитка с двойным S-образным изгибом. Затем жанр себя исчерпал, покинул профессиональную музыкальную среду на добрую сотню лет.
французский ювелир и резчик по дереву Ж. Мондон опубликовал альбом гравированных рисунков под названием Первая книга форм рокайль и картелль. Бернардо Беллотто работал также в Германии. Природа здесь пышная и цветущая, погода всегда благоприятствует играм и забавам весьма легко одетых представителей человечества.
Еще В. В. К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве. Так, одна из наиболее знаменитых его картин, «Клятва Горациев» (1784), сюжет которой был взят из трагедии Корнеля, посвященной трем молодым римлянам, готовым расстаться с жизнью во исполнение долга, воспринимается как революционный призыв.
Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). Клавесин обязательно был украшен богатой отделкой. И здесь рококо ждало открытие. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты.
Современники называли Рококо «королевским стилем», он сформировался во время правления короля Людовика XV, достиг своего расцвета и, затем, его сменил художественный антипод – строгий, гармоничный и рациональный неоклассицизм. Рокайль (от фр. Столичные любовные интрижки, «анекдоты, летопись обедов», «тысяча прелестных мелочей, о которых не догадываешься даже, когда отдаляешься» от столицы, образуют её привычную среду. Мелодические звуки «свирели» они предпочитают громовым раскатам героической «трубы». Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов.
Сам Фальконе являлся управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. Ведущим декоратором того времени был Ж. -О. (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Челси и Мейсене). мастера: С. Стражевський, М. Филевич, М. Полейовский, И. Оброцький и др. Этим объясняется происхождение названия рокайль.
Театральность характерна для всего искусства XVIII в. и для Ватто особенно. Одним из основоположников стиля «рококо» был талантливый Антуан Ватто, давший наиболее абсолютное воплощение принципам этого стиля.
Её наиболее последовательным выражением являлась «легкая поэзия» XVIII в. (галантная пастораль, любовная песенка), которая воспевала прелести «Цитерских забав» и могущество «плута Купидо», слепо подражала образцам французского рококо. Буше считал, что природа недостаточно красива и совершенна, к тому же плохо освещена, вот таким образом свою живопись он делал пестрой и светлой, стараясь использовать голубые и розовые оттенки. Стиль Регентства мы помянем лишь как менее выраженный переходный стиль. Об становка на его натюрмортах выглядит, как правило, одинаково скромно — в отличие от своих голландских предшественников, он не стремится к «облагораживанию предмета». Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты).
Его отец был перчаточником, в 40-х годах переселившимся в поисках заработка в Париж. В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты). Общение с Ватто оказало на Ланкре решающее влияние.
Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. В это же время появилась еще одна картина Давида — портрет графа Потоцкого (1781), который был написан благодаря одному эпизоду из жизни мастера.
Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты. Появилась тяга к камерности и личному комфорту – именно вот таким образом черты рококо появились прежде всего в области декора спален, будуаров, а также в садово-парковой архитектуре. Все эти причудливые переплетающиеся, свивающиеся друг с другом элементы орнамента обвиваются вокруг зеркал, декоративных панно и дверных проемов, украшают рамы картин, стенные панели, обои, декоративные ткани и мебельные объекты, присутствуют в форме накладных бронзовых украшений, в форме ручек, уключин замков и др.
Палитра Буше соответствует требованиям моды искусства рококо — краски на его картинах кажутся нам неестественными, не соответствующими природным оттенкам. (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Мейсене и Челси). Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным, сияющим белизной пейзажным антуражем. С этого времени в мастерской Давида начинает складываться то классическое направление в искусстве, которое позднее будет названо ампиром (что означает «стиль империи»). На основе архитектуры рокайльных построек синтезировалось жанровое многообразие искусств.
Лучшие иконостасы эпохи рококо были в Киеве церквах: Успенской на Подоле, Щекавицкой, Петра и Павла, Георгиевской, Трех Святителей, Выдубецкого Михайловского монастыря, некоторых церквей Лавры также в Ромни (1764), Изюме, Лохвице, Гадяче, Козельце, Чемерис грецкого (1766), Ярышев (1768), Печанивци (1771) и др. Ланкре не сразу овладел этим жанром. Эти творения великого фламандца произвели на Ватто неизгладимое впечатление. Появляются одночастные сонаты, музыкальные формы мельчают, становятся миниатюрней. Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо. Философия рококо – это мир будуара игры карнавала.
Аллегории, темы исторические, мифологические, жанровые – все это темы любви. Клавесин был особенно популярен в эпоху рококо. Попытки отойти от стилистики рококо делал скульптор Эдм Бушардон (1698-1762). Почти все большие художники 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии).
Юра, в церквях Успенской, Николаевской и св. Оформление книги, мастерство переплета, мебель, бронза и т. п. достигли большой художественной высоты. Лучшие образцы архитектуры эпохи рококо в Украине: Покровская (1766) и Набережно-Николаевская (1772 – 1774 архитект И. Григорович-Барский) церкви на Подоле, Лаврская колокольня (1731 – 1745 архитект И. Шедель), Андреевский собор (1747 – 53 архитект Б. Растрелли) – в Киеве, ратуша в Бучаче (1751) и собор св. Юра во Львове (1745 – 1770, Б. Меретина-Мардерера), собор Рождества Богородицы в Козельце на Черниговской (1752 – 1763 архитект А. Квасов и И. Григорович-Барский), собор Успения Почаевской Лавры (1771 – 1783 архитект Г. Гофман), Римско-Католический костел Доминиканцев (1745 – 1749 архитектор А. Мощинский и Т. Тальовський) в Тернополе и (1747 – 1764 архитектор Я. де Витте) костел Доминиканцев во Львове, приходской костел в Холме (1753). Они вот-вотсядут на корабль, в окружении сонма амуров. Пышность и яркость, действительно, роднили этот стиль с барокко. Но все это не любовь а игра в любовь театр.
Живопись рококо является наиболее интереснейшей частью художественной культуры. Обидчивый Ватто почувствовал себя оскорбленным и отношения между художниками прекратились.
Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. В нее были включены не только орнаменты, но и проекты зданий, фонтанов, решёток и др. Знатная шотландка, дочь руководителя Канцелярии от строений и начальника Вишнякова представлена в нарядном платье, с веером в руке, на фоне пейзажа и колонны.
Уже в скором времени он предстал перед судом, отрекся от М. Робеспьера и был освобожден. Марат написан в домашней обстановке, сидящим в лечебной ванне, однако мастерство Давида смогло подняться над обыденностью, в результате чего получилось произведение возвышенное и с героическим пафосом. Неоценим вклад французских мастеров Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Наиболее ярким представителем данного стиля во французской скульптуре является Фальконе, хотя в его деятельности преобладали статуи и рельефы, которые предназначены для украшения интерьеров, а именно бюсты, в том числе и из терракоты.
Жан Оноре Фрагонар (1732-1806), французский художник и график. — бесконечно ценным, заставляющим вновь и вновь его разглядывать. Нередко среди роз и кустарников предстает умилительно, лукаво натягивающий лук купидон, грозящий поразить стрелою любви всякого, кто попадёт в поле его внимания.
Фрагонар – ученик Буше и достойный продолжатель его дела. при отделке кафедры св. Возникшее во Франции, рококо в области архитектуры сказалось главным образом в характере декора, приобретшего подчеркнуто изящные, утонченно-усложненные формы распространяясь в зодчестве других стран Европы (постройки Георга Кнобельсдорфа, Бальтазара Нёймана, отчасти Маттеуса Даниеля Пёппельмана), рококо часто выступало как местный вариант позднего барокко. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца.
Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. Существовали определенные правила исполнения украшений. Так, Куперен создал свою методику известную под названием «Искусство игры на клавесине».
Большой успех Шардену принесли жанровые работы, написанные в 1730-1740-х гг. К этому времени он воспринимался как символ легковесности и был вытеснен неоклассицизмом. Все это увидено как бы со стороны тонким, чуть ироничным наблюдателем («Капризница») с налетом меланхолии и грусти («Праздник любви», «Общество в парке», «Затруднительное предложение»). В искусстве длинные тени наложили на рококо Пуссен и Рубенс.
Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди. Развития направления позволило пересмотреть идейную наполненность картин.
Это по преимуществу виды прославленных вилл, расположенных в Риме и его окрестностях. Кисти последнего принадлежит картина «Астрономия» (Ок. В 1734 г. он выпустил собрание своих декоративных работ под названием «Книга орнаментов». В то же время здесь сказывается увлечение русского художника европейскими образцами, жанровыми сценками с так называемыми «галантными прогулками» или «костюмированными увеселениями». Человечество измельчало: мужчины и женщины лишены индивидуальности, все похожи друг на друга, почти одинаково одеты (все по последней моде. ).
Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого — возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). Фирсов, Б. В. Суходольский. Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. Буше делал декорации для опер и спектаклей и картоны для гобеленов мануфактуры Бове две серии картонов, Итальянские деревенские праздники (1736) и Благородная пастораль (1755), находятся в коллекции Хантингтон в Сан-Марино (Калифорния). Преимущественно декоративный характер имела богатая тонкими переливами цвета и одновременно несколько блеклая по колориту живопись рококо (картины и росписи Франсуа Буше, Джованни Антонио Гварди, Никола Ланкре, Джованни Пеллегрини, Жана Оноре Фрагонара).
Первоначально ярче всего этот стиль проявился в аристократических кругах Франции. Фрагонар. Рядом дама, держащая в руках угольник, необходимый для измерений. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. китайщиной – шинуазери (от фр.
Собственно «фрагонаровское»-- в сочетании величия с невиданной прежде интимной теплотой, мягкостью и утонченностью восприятия мира. Человек эпохи рококо влюблен в декорацию вообще, а также в её праздничную личину. Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. При этом сюита по длительности могла превышать барочную сюиту (например, И. С. Баха), но могла быть в гораздо меньшей степени монументальной и цельной. Отделка предметов достигает высочайшего уровня.
Чаще всего художник писал знатных лиц. «Пуссенисты» против «рубенсистов». 1709). За время нахождения в тюрьме Давид успел написать уголок Люксембургского сада (1794), наполненный спокойствием и умиротворением и автопортрет (1794), оставшийся незаконченным, в котором царит абсолютно противоположное чувство. В 1704-1708 создаётся перевод «1001 ночи», один за другим издаются сборники восточных сказок: татарских (1719), персидских (1712), монгольских (1732), китайских (1723), перуанских (1733).
Скульптура рококо во Франции менее значительна и своеобразна, чем живопись. Позже Давидом была написана картина, прославляющая этого героя революции. Влияние стиля сказался и на иконописи. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси).
Кременца и желобков бы. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Герои мифологических сюжетов опер представляли собой галантных кавалеров и дам, переодетых в пышные костюмы по принципу маскарада. Ватто начал с подражания фламандцам: маленькие по формату, остро схваченные сцены военных бивуаков, народные типы вроде написанного уже в годы расцвета «Савояра» -- мальчика с Савойских гор идущего на заработки. В частности, в церквях в Сорочинцах, Марте (Грехопадение), Св. -Покровской церкви в Междуречье (Сон Иакова, Зишествие в ад, Видение Савла, Усикновения) и в Смеле (евангелиста, жизнь мученицы Варвары), фрески в Троицком монастыре в Чернигове (Видение Савла) и др.
Также художники обращались к теме чувственности и эротики. Здесь господствуют безудержная фантазия и камерная подчеркнуто хрупкая декоративность. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти -- патетическому взлету мысли, мечты. Усыновлен аристократом Гравина, подросток Пьетро Трапасси получил от него два значительных подарки – прозвище Метастазио (перевод Трапасси греческом языке) и все свое наследство. Здесь изображены простые и спокойные сцены жизни семьи: стирающая белье прачка, ребенок которой забавляется мыльными пузырями («Прачка», ок.
Именно в это время (1709-1728) Маттиас Даниэль Пеппельман строит знаменитый дворец Цвингер – жемчужину саксонского барокко, где теперь расположена Дрезденская картинная галерея. В этой картине отражена тончайшая палитра чувств, которая прежде всего создана самим цветом. Фарфор в стиле Р. производили фабрики в Корце, Волокитино и др.
В России памятником в стиле рококо по праву считают дворец Петра III в Ораниенбауме. стиль Людовика XV. Натье, Ф. Буше, Ж. О. Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства. Уже давно установлено, что баховская таблица расшифровки мелизмов (значков, которыми кодировались определенные мелодические обороты, украшавшие основные звуки мелодии) есть не что иное, как упрощенная таблица французского композитора дАнглебера.
Почти все большие художники 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). Особенно эмоциональны и лиричны его пейзажи («Мельница», 1752). Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета. Однако искусство рококо имело ярко выраженные, только ему присущие особенности.
На картине изображена женщина из народа, по-прежнему верная идеям революции. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль.
В 1717 г. художник создал одно из самых больших своих произведений «Паломничество на остров Цитеру» (Киферу), одна версия которой находится в Лувре, а другая – в Берлине, в замке Шарлоттенбург. Эмоциональность и меланхолическая мечтательность придают характерам образов Ватто особую утонченность, которой уже не достигают непосредственные последователи мастера, превратившие его мотивы и манеру в изысканную и поверхностную моду (Ланкре, Патер, Кийар). Крупнейшим мастером собственно рокайльного искусства стал ученик Франсуа Лемуана Франсуа Буше, мастер занимательных любовных сюжетов, великолепный колорист и рисовальщик. Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности изяществу.
В искусстве определяется легкими, нервными, нежными и причудливыми формами (игривое рококо). На портретах изображено то, что художник наблюдает в действительности. Суходольский показал прекрасное умение сочинить и разнообразить сюжет.
Гражданская доблесть одних вырисовывается на фоне переживаний других. За стилем барокко следует стиль рококо. Но теперь её форма резко изменилась. Ф. Буше «Пейзаж с отшельником» (1742). В 1750-х гг. Кстати, сам Фальконе был управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры.
В тесной связи со стилем рококо стоят также фиабы (драматические сказки) Карло Гоцци, который растворял жизнь в потоке изощренной иллюзии. 320—321) не дала больших художников. При Елизавете новый импульс развития получают отечественные наука и искусство. Колонны также зачастую выполняли только эстетические функции. Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным сияющим белизной пейзажным антуражем.
В 1736г. Новые веяния проникли в Академию. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. В картинах Ватто никогда нет чистого тона.
При этом полотна рокайльных живописцев очаровательны и привлекательны. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого -- возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Художник изображал быт третьего сословия Франции — мелкой буржуазии и трудового народа.
Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. Иллюзия торжествует. В картинах Ватто никогда нет чистого тона. Сына честных буржуа как написал о нем биограф (отец Ланкре был кучером, мать дочерью сапожника), его в юности отдали в обучение дяде-граверу.
В эпоху рококо эстетизируются не цели, а средства искусства. Ну, а потом. стр. Выдающиеся образцы интерьера эпохи рококо дал и Антонио Ринальди (1710, – 1794) в Китайском дворце Ораниенбаума (итальянец, почти всю жизнь работал в Петербурге, Российская империя).
«Паломничество на остров Киферу» включает в себя еще один элемент: классическую мифологию. Наиболее известные произведения того времени: «Галантная Индия» Ж. Ф. В 1795 г. Давид задумал полотно «Сабинянки останавливают битву между римлянами и сабинянами» (реализация данного замысла произошла только в 1799 г. ).
Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Главный создатель пасторального жанра, Буше изображал в своих композициях сентиментальных пастушков и пастушек или чувственных красавиц из античной мифологии («Триумф Венеры», 1740 «Купание Дианы», 1742 «Уснувшая пастушка», 1745). К характерным работам мастера относится его картина "Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком" (Государственный Эрмитаж).
В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). В Италии была распространена «легкая» поэзия, пастораль. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня). К представлению жизни как красочной феерии стремятся художники первой половины – середины XVIII века (сноска).
Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого -- возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Престарелый «Король – солнце» пережил самого себя.
Особенно рококо в литературе получило распространение в Италии и Германии. Вьена, синтезировавшего в своем творчестве два стиля: классицизм и рококо. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Портрет и пейзаж – не случайно очень важные в эту эпоху жанры.
Ныне он находится в Старой Пинакотеке Мюнхена.
Термин «рококо» возник во Франции в конце 18 в., в эпоху расцвета классицизма, как презрительная кличка для всего манерного и вычурного искусства 18 в. : изогнутая, капризная линия, напоминающая очертания раковины, - его главный признак. Отличался грациозностью, легкостью интимно-кокетливым характером. Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756-1761) работал в Париже. Мебель изящна и легка. В скульптуре рококо других европейских стран также преобладали предназначенные для украшения интерьеров рельефы и статуи, небольшие статуэтки, в том числе из терракоты и фарфора (изделия немецкого скульптора, мастера фарфоровой пластики Иоганна Иоахима Кендлера). Во Франции рококо ассоциируется с эпохой Людовика XV (1715--1765), с которой оно почти совпадает хронологически.
Родиной стиля считается Франция, где направление развивалось в период с 1720 до 1760 года. Мода на сказку преобразуется в крупнейшее явление литературной жизни. Художник представляет нам сцену в парке. Искусство театра не только было модно в век Ватто, театром была вся жизнь общества, которое пишет художник. Восемнадцатый век стал последним этапом эпохи перехода от феодализма к капитализму.
Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Шарль-Жозеф Натуар, братья Ванлоо, Антуан Куапель, отчасти Элизабет Виже-Лебрен и другие) и это влияние продержалось вплоть до Великой Французской революции 1789 года. Оно передано иллюзорно-вещественно. Крупнейшим мастером собственно рокайльного искусства стал ученик художника исторического жанра ЛемуанА Франсуа Буше, мастер занимательных любовных сюжетов, великолепный колорист и рисовальщик. Приложение 3).
Музей изобразительных искусств им. Выросший в семье ремесленника, он прекрасно знал жизнь простых людей.
Все предметы интерьера изготовлены с большим вниманием к комфорту и мелочам жизни. пустяк, безделушка). В этой картине отражена тончайшая палитра чувств которая прежде всего создана самим цветом. Наполеон выразил желание, чтобы в произведении искусства было прежде всего отражено восхваление империи и тогда Давид по его заказам написал две крупные композиции: «Коронование императора и императрицы» (1806-1807) и «Присяга армии Наполеону после раздачи орлов на Марсовом поле в декабре 1804 г» (1810).
Этим стилем был барокко. Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере. Рококо получил своё название от характерного для данного стиля орнамента рокайль. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. К числу лучших его работ этого периода относятся «Автопортрет с палитрой» (1794), портреты супругов Серизиа (1795). Идейная и эмоциональная основа Рококо – индивидуализм и гедонизм. Она изображена с книгой в своём изысканно обставленном будуаре.
Часто в исполнительских ремарках указывалось «нежно», «наивно», «весело», «любезно, учтиво», «воодушевленно» и т. д. Поскольку музыка звучала на светских приёмах и во время еды, особо приветствовались разные выдумки, карнавальные имитации и остроумные развлекательные приёмы для увеселения аристократических слушателей. Так родилось название нового стиля.
Художники использовали в своих работах подчеркнуто светлую палитру, предпочитая достаточно блеклые тона, включая золотистые, серебристо-голубоватые и розовые оттенки. Но стоит вспомнить и о том стиле, который предшествовал стилю рококо. Интересно, что в крупных формах (операх, балетах и кантатах) эти тенденции также себя проявили.
Поэты рококо, воспаряют в мир феодальной сказки из которого изгнано всё, что может напоминать о грубой прозе окружающей жизни, отталкиваясь при этом от мира «низкой черни».
Стиль рококо стал блестящим завершением стиля барокко. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом.
Рококо имеет в основном орнаментальную направленность само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов). Отсюда и успехи жанра идиллии, с её условным миром галантных пастушек и пастушков, нежными напевами свирели и журчанием прозрачных ручьев, успехи феерий в драматургии и «фейных сказок» (contes des fes) в повествовательной литературе. Это — ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. 1737), мать, читающая вместе с маленькими дочерьми молитву возле накрытого к обеду стола («Молитва перед обедом», 1744).
Почти главным словом эпохи рококо было слово прихоть (каприз). Смерть в 1715 году «короля – солнца» была просто завершающим событием в том длинном ряду явлений, которые подготовили приход нового века, а с ним и новых веяний в искусстве. Он не скрывает театрального приема в композиции. «Изящный» – ключевое слово данной эпохи. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Стиль рококо создан для женщины и приспособлен к ее вкуса и прихотей. Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер.
Сложнейшие асимметричные резные и лепные узоры, затейливые завитки внутреннего убранства контрастировали с относительно строгим внешним видом зданий, например Малый Трианон, выстроенный в Версале зодчим Габриелем (1763-1769 гг. ). Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. В колорите интерьера рококо преобладают нежные пастельные тона.
Смерть столь блистательного монарха дала мощный толчок к перевороту во всех сферах жизни Франции, который с того времени начинает сказываться в дикой разнузданности и в полном изменении нравов внутри государства и общества, находит отражение и в искусстве, приводя к новому направлению, которое вначале, во время регентства за неабсолютнолетнего наследника, принимает своеобразный отпечаток (стиль Регентства), но уже через десятилетие перерабатывается в стиль Людовика XV. Видным художником является Пьетро Лонги. Молодыми современниками Верне были Луи Габриэль Моро Старший, писавший изысканные по колориту виды Парижа и его окрестностей («Холмы в Медоне») и Гюбер Робер, побывавший в Италии, любивший писать античные руины и соединявший в одной композиции несколько разных памятников. При этом необходимо отметить, что в Германии искусство и поэзия рококо никогда не могла подняться до той степени аристократической галантности, которая характеризовала литературу дворянской Франции. В портретах Фрагонар стремился запечатлеть творческую импульсивность, душевную взволнованность, страстность переживаний, которые должны неизбежно перейти в действие, вывести за пределы обыденности из интимной сферы жизни.
Немалый вклад в развитие стиля рококо внесла и история. Если в картине «Убитый Лепелетье» художник скрыл некрасивость профиля героя, запрокинув его голову, то в новом произведении изображенного мог узнать любой. Вместо разума и мысли – повышенная, экзальтированная эмоциональность, отсутствие ощутимой границы между реальным и воображаемым, возможным и фантастическим.
rococo, от фр. Это портретная живопись Антропова и Рокотова. Внимательный зритель даже угадает фактуру ткани. При этом полотна рокайльных живописцев очаровательны и привлекательны. Другой, характерной чертой того времени, была эротика.
Вместо возвышенного, недосягаемого, прекрасного идеала красоты Возрождения или барокко возникает идеал доступный, весьма телесный игривый и пикантный. Для приема Ватто в академию была создана новая категория — «fetes galantes» («галантных праздников»). Теперь такие изделия завозятся в большом количестве.
Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. За пределами Франции Рококо наибольшего расцвета достиг в Германии и Австрии, где впитал в себя традиционные элементы барокко. Память о величии и достоинстве искусства Рафаэля сочетается здесь с чисто рокайльной игривостью складок одежд Афродиты, трактовки ее фигуры.
В поздний период творчества Фрагонар редко обращался к своей излюбленной теме галантных сцен и игривой эротики, однако именно в это время было создано одно из лучших его произведений -- «Поцелуй украдкой» Конец 1870г. г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Но, пожалуй, главное очарование фрагонаровской графики -- в ее светоносности. Наряду с рисунками, гравюрами, эскизами для гобеленов и фарфора, театральными декорациями (оформление оперы-балета «Галантная Индия», 1735), художник создавал и станковые картины, отличающиеся той же декоративностью.
Лаконизм, с которым написано полотно, прямо указывает на его тягу к монументальности и говорит о появлении индивидуального стиля. Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график. Среди мастеров декоративной живописи выделялись братья Иван и Алексей Бельские, И. И.
В XVIII веке этот французский художник и рисовальщик был очень известен. Так изменились критерии физической красоты. Популярным был и жанр пасторали с галантными пастухами и пастушками. В инструментальной музыке также господствовала портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра., гл. Музыку к произведениям Метастазио создавали Гендель, Вивальди, Моцарт, Антонио Сальери.
Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. Тонкие светотеневые эффекты характерны для офортов и многочисленных рисунков Фрагонара.
Её «трубный глас» нестерпим для изнеженного слуха этих поэтов. На смену репрезентативности приходит камерность изысканная декоративность, прихотливая игра форм. Свет в его пейзажах то мерцает, то струится широким потоком, вспыхивает в листве, таинственно озаряет дали.
Проучившись несколько лет у местного художника, Ватто отправился в Париж. Ватто был создателем своеобразного жанра, традиционно называемого «галантными празднествами». В мист. Во Франции рококо ассо циируется в эпохой Людовика XV (1715—1765), с которой оно почти совпадает хронологически.
Этим объясняется происхождение названия рокайль. Они выполняли как и во все времена социальный заказ объективно отражали мировоззрение господствующего класса ту красоту естественных чувств которая по выражению того же И. Э. Грабаря правее логики и всегда покоряет. Идейно-художественное содержание оформления дворцового интерьера во многом определялось произведениями декоративной и станковой живописи. Полностью порвал со стилем рококо и Жак-Луи Давид во время своего пребывания в Риме. Франсуа Буше (1703–1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор.
Он оказался прежде всего в ПЛАН и декорации интерьера (дворцов, церквей, костелов). После Ватто и Шардена Фрагонар -- самый крупный французский художник XVIII столетия. Подобно тому, как барокко часто называют последней стадией Возрождения, рококо нередко считают заключительным этапом барокко – длительным периодом восхитительных, но все же упаднических сумерек, прерванным эпохой Просвещения и неоклассицизмом. Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. В 1728 г. на т. н. Выставке молодежи, которая устраивалась под открытым небом на площади Дофина, Шарден показал две работы — «Скат» и «Буфет».
Скульптура рококо во Франции менее значительна и своеобразна, чем живопись. Девизом эпохи Рококо можно считать ценность «счастливого мига», для мироощущения человека этой эпохи была характерна любовь к жизни, умение наслаждаться её радостями, вкус к красивым вещам и новизне форм и в то же время настроения пессимизма, тоски, предчувствие конца. В юном возрасте поступил в Академию художеств, где с 1766 по 1774 г. учился у Ж. -М.
И никогда ранее интерьер так точно не соответствовал характеру жизненного уклада. Шарден начал творческий путь с натюрмортов. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. (см. Приложение 8). В этом состояло главное отличие рококо от барокко. «Рубенсисты» защищали цвет за его большую близость к натуре.
Ему было едва за тридцать. Победа Баха над знаменитым у себя во Франции Луи Маршаном в музыкальном турнире, который так и не состоялся публично (Маршан, услышавший игру Баха, предпочел тайно ретироваться), оказалась возможной не только в силу несоизмеримости талантов двух музыкантов.
Это пасторали (идиллические сцены из жизни пастушек и пастухов), галантные сцены и мифологические сюжеты эротическим оттенком. В гравюре у И. Зарицкого, черниговского гравера на меди (Богородица в картуше) и др. В его «Кухонном натюрморте» (илл. Живопись рококо отображает богатство тонких переливов цвета.
Не случайно произведения Ватто и Буше хранятся в лучших музеях Европы. Отсюда конкретность, достоверность изображения. В Риме на протяжении пяти лет (1775-1780) Давид изучал античное искусство, а также творчество мастеров эпохи Возрождения (Рафаэля и художников болонской школы) и барокко. В написанных там работах, помимо сюжета, нет ничего итальянского.
rocaille — декоративная раковина, ракушка, рокайль), реже рококо — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. На фоне легкого, прозрачного, «перламутрового» пейзажа» светлого неба выделяются выразительные силуэты двух фигур: дама в темном блестящем шелке, присевшая на каменную-скамью, подбирая платье, отворачивается с недовольным и рассеянным видом от своего кавалера он в непринужденной позе прилег, облокачиваясь на скамью и заглядывая сбоку ей в лицо весь его вид выражает спокойствие и уверенность: ее неудовольствие -- поверхностное, ее холодность -- напускная, ею руководит только кокетство и каприз.
Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов. Для живописи характерны эротико-мифологические, эротические, а так же пасторальные (пастораль) сюжеты. стр.
В этом же кроются корни постоянного в литературе рококо приема переодеваний, который превращает жизнь в живописное лицедейство, участниками которого наряду с людьми выступают и сами боги. Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным, сияющим белизной пейзажным антуражем. В эпоху рококо широко развилось мист. За внешним весельем и беспечностью он первым из стилей сумел увидеть в человеке грусть и смятение, почувствовать ощущение зыбкости и неустойчивости бытия. Фронтоны (завершение фасада здания), представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, пирамидами, скульптурными фигурами и т. п. Во Франции появление стиля «рококо» ассоциируется с эпохой Людовика XV (1715 – 1755 гг. ), с которой он практически совпадает по временным рамкам.
Этот стиль отличался легкостью, грациозностью интимно-кокетливым характером. мотивы рококо достаточно ясно звучат в творчестве Д. Давыдова, Батюшкова и главным образом раннего Пушкина, а также других поэтов, которые прививали русской дворянской поэзии жанр анакреонтической песни, эротической элегии, галантных мифологических «картин» и пр. Не имея денег, весь долгий путь он проделал пешком. Иногда занимательные эффекты перемещались прямо в музыкальную сферу, пародируя или изображая коллегу-композитора или передразнивая некоторые профессиональные привычки самих музыкантов.
Об этом говорит и ее личико с мелкими чертами (знакомое нам и по другим картинам Ватто) и выразительный своенравный поворот головки. Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. – рококо в его французском варианте, т. е. Излишне использовалась косметика – белила, пудра, румяна, черная краска (сурьма) для бровей, мушки. Примерно в это же время Давидом было написано одно из самых значительных полотен эпохи — «Зеленщица» (1795). Рококо имеет в основном орнаментальную направленность само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов).
Актуальными становятся идеи гедонизма (этическое учение, согласно которому высшим благом и целью жизни является удовольствие). Грёз посетил Италию, но эта поездка мало что дала ему. Почти все большие художники XVIII века были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). В 1734 г. за композицию «Ринальдо и Армида» Буше получил звание академика. «Танцовщица Камарго» Ланкре – не столько тип актрисы, сколько образ эпохи, запечатленный художником поэтично и убедительным, несколько блеклым колоритом, декоративной, мягкой живописной манерой Ланкре.
Приложение 1). преимущественно в дворцовой скульптуре работали мастера-французы (Лябен) или франц. Наступившие в живописи господство светской тематики обусловило отказ от присутствия в интерьере иконописи.
Ценили Грёза просветители, считавшие, что искусство — великая воспитательная сила. Самым известным из его учителей был Франсуа Лемуан. Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых. Помпео Джироламо Батони (1708-1787 гг). Первым значительным мастером живописи в стиле Рококо стал Ватто, а дальнейшее развитие он получил в творчестве таких художников, как Буше и Фрагонар.
Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б.
Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. А. С. Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. Он не скрывает театрального приема в композиции. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора.
Сюжеты только любовные, эротические, любимые героини – нимфы, вакханки, Дианы, Венеры. Меняется и формальный строй его работ. Человек на картинах часто изображался в образе мифических персонажей. Великосветская знать, разбогатевшая буржуазия считали своим долгом иметь в своем дворце или отеле «китайский зал», отделанный деревянными лаковыми панно, обставленный китайской мебелью и украшенный китайским фарфором.
Он мастер мимолетного наброска с натуры. Живопись Буше не нуждается в комментариях – она апеллирует к интимным сферам человеческой психики и физиологии. Для форм мебели рококо характерен полный отказ от автономности отдельных элементов конструкций, симметрии и прямых линий.
(см. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Антуан Ватто родился в 1684 г. в Валенсьене в семье кровельщика. Подобный инструмент и линейка лежат поодаль на земле. Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест. В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики.
В росписях плафонов, стен, наддверных панно (дессюдепорт), в гобеленах преобладали пейзажи, мифологические и современные галантные темы, рисовавшие интимный быт аристократии, пасторальный жанр (пастушеские сцены) идеализированный портрет изображающий модель в образе мифологического героя. С 1740-х pp. Рококо – стиль, основанный на детали. Он мастер мимолетного наброска с натуры.
К представлению жизни как красочной феерии стремятся художники первой половины – середины XVIII века (сноска). Форма раковины постепенно стала основным декоративным мотивом рококо, который стали называть «рокайль». В дальнейшем Давид продолжает работать с материалами античной истории. Существует предположение, что эта картина была задумана как афиша для одного из сезонов Итальянской комедии — похожие вывески сопровождали ярмарочные театры той эпохи. Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты. Провисев над входом в лавку всего пятнадцать дней, «Вывеска Жерсена» привлекла множество зрителей.
Это произведение миниатюрной живописи, может быть и не очень глубокое по содержанию, остается привлекательным и выразительным изысканным и простодушным. Это произведение, в котором проявилась тонкая наблюдательность автора, не укладывается в рамки «галантных празднеств». К концу века в Академии образовалось две враждующие фракции по вопросу об отношении рисунка к цвету: «пуссенисты» (или консерваторы) против «рубенсистов».
Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых. Первым из значительных мастеров живописи в стиле рококо является Ватто. Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы. Из художников следует отметить портретную живопись Антропова и Рокотова (Россия), Франсуа Буше (Франция), Антуан Ватто. Иконостасы рококо не имеют сплошной площади и не сохраняют симметрии и структурной логики. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях ("Свидание", "Погоня"). Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых.
Двадцатилетним получил престижнейшую премию «Приз Рима», а потом и работал в Вечном городе более трех лет, освоив технику итальянского барокко и погрузившись в глубины исторической живописи, мастером которой и профессором которой во французской академии художеств он стал. Среди его лучших произведений – картина туалет Венеры (1740, Стокгольм, Национальный музей) и Портрет мадам де Помпадур (см. Франсуа Буше (1703-1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Он создал 27 либретто, неоднократно положенных на музыку, а также тексты ораторий, кантат. Мейссонье.
Господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Даже писатели эпохи Просвещения подпадают под воздействие этой моды но если Вольтер или Монтескье применяют элементы восточной фантастики и экзотики всё же, главным образом, для коварной маскировки своих мыслей «подрывающих устои», то писатели рококо ценят сам сказочный мираж во всём его призрачном великолепии.
Художники эпохи рококо уводящие своих персонажей от реальной действительности и проблематики в мир интимных отношений пикантных ситуаций как нельзя лучше отразили кризис феодализма с его нарядными и пышными празднествами. Здесь всё возвращается, ускользает исчезает и ничто не прочно. «Коронование» характеризуется новой, более яркой цветовой гаммой (здесь присутствуют черные, белые, зеленые, красные и золотистые тона), в которой угадывается стремление живописца передать краски такими, какие они есть на самом деле и несоответствием между реалистическим портретом и театрально напыщенной и вялой композицией. Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности изяществу.
Не только французские, но и русские вельможи стремились заказать у Робера картины для украшения своих дворцов (в частности, князь Юсупов, для усадьбы которого художник исполнил несколько пейзажей). В этом отношении наиболее характерен портрет молодого Энгра (1800), необычайно мягкий и живописный. Духа, в Николаевской церкви в Золочеве (1765), Бродах, Роману, в Покровской церкви в Бучаче, в Белой, Галиче, Новицы, Болехове, Креховичи (с фигурным Преображения Господня), пойло, подборке, Жиравци (1770), Руданцы, Нагирцях, Зборове, Пикуловичи, Гриневе (фигурный Юрий Победитель), Скваряве Новой и др. Тяжелый прибор любезно поддерживает кавалер. Этим объясняется происхождение название рокайль. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Шарль-Жозеф Натуар, братья Ванлоо, Антуан Куапель, отчасти Элизабет Виже-Лебрен и другие) и это влияние продержалось вплоть до Великой Французской революции 1789 года. Данный поступок можно рассматривать как призыв художника к защите отечества. Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями. Реальный мир непригляден, но поэзия заслоняет его чудесным миражем, человек эпохи рококо презирает «тьму низких истин» и предпочитает ей «приятные заблуждения».
В таком стиле вместе с художниками Ж. Б. Патером, Н. Ланкре и Ш. Эйзеном Буше выполнил гравюры к сказкам Ж. де Лафонтена. Рокайль (от фр. rok – скала, утёс) – главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины. Природный антураж в этих картинах как и в орнаментике стиля далёк от натуры. Это лишило поэта от материальных препятствий и позволило сосредоточиться на творчестве.
Продумывая изображение, Б. В. В своих колористических исканиях рокайльные мастера шли от Рубенса, Веронезе и венецианцев, но предпочитали не их насыщенные, сочные цвета, но бледные полутона: красный становится розовым, синий -- голубым, появляются лимонно-желтые, блекло-голубые, розовые, сиреневые цвета, даже вымышленные -- вроде «цвета бедра испуганной нимфы». В Риме на него произвели особенно сильное впечатление декоративные работы Пьетро да Кортона и Джованни Ланфранко.
Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже. Вместо культовой семантики торжествует высокомерно-презрительный атеизм оправдывающий господствующую в ту эпоху философию наслаждений. cartel – карта, свиток бумаги).
Новый век приносит и новый стиль в искусство. 2 270-71). Косметику обильно использовали как женщины, так и мужчины. Позднее он стал брать уроки у живописца Клода Жилло, а затем — у гравера Клода Одрана. Шарден — лучший французский художник этого направления.
В эпоху рококо скульптура (преимущественно полихромные) стала существенной частью архитектурной композиции, а орнамент (в частности в резьбе) набрал форм раковины (rocaille).
Налицо повальное увлечение т. н. Он оставил своему правнуку нищую страну истощенную войнами и налогами.
Девятнадцатилетним юношей Батони переезжает в Рим и остается здесь до конца своей жизни. Главным становится стремление растворить детали в общем объёме предметов. Возникшее во Франции, рококо в области архитектуры сказалось главным образом в характере декора, приобретшего подчеркнуто изящные, утонченно-усложненные формы распространяясь в зодчестве других стран Европы (постройки Георга Кнобельсдорфа, Бальтазара Нёймана, отчасти Маттеуса Даниеля Пёппельмана), рококо часто выступало как местный вариант позднего барокко.
Помпео Батони не был мастером-монументалистом. Природный антураж в этих картинах, как и в орнаментике стиля, далёк от натуры. Среди материала к «Клятве» были десятки портретных рисунков, характеризующихся достоверностью и правдивостью, среди которых, например, рисунок головы Лепелетье де Сен-Фаржо, убитого монархистами.
Приложение 6). Преимущественно декоративный характер имела богатая тонкими переливами цвета и одновременно несколько блеклая по колориту живопись рококо (картины и росписи Франсуа Буше, Джованни Антонио Гварди, Никола Ланкре, Джованни Пеллегрини, Жана Оноре Фрагонара). Еще в XVII столетии во Франции вошло в моду украшать парковые павильоны – гроты, стилизованные под естественные пещеры, грубо обработанными камнями, лепными украшениями в форме раковин, переплетающимися стеблями растений, ассоциирующимися с темой моря и атрибутами морского бога Посейдона.
Помимо их форм, цвета и фактуры, они дороги ему и как символы жизни простого народа. Нужно заметить, что эта картина, выставленная в Салоне в том же году, приковала к себе всеобщее внимание тем, как был представлен герой: для него гражданский долг оказался превыше всего, в том числе и отцовских чувств. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). В декоративно-прикладном искусстве рококо огромное внимание уделяется специфике разнообразных бликующих и блестящих материалов – золота, бронзы, бисера, шелка и т. д. Широкое распространение получили изделия из фарфора (декоративные украшения, мелкая пластика и т. п. ).
Произведения Шардена лишены манерности Буше, в них нет повествовательности и драматизма. Рококо больше не ждал от своих героев подвигов и преодоления себя. Юные пары приехали на Киферу, остров любви, отдать долг богине Венере, образ которой в обрамлении гирлянд виднеется вдали справа. Основной декоративный мотив – раковина. Это было искусство, которое было отмечено печатью высокого мастерства, которое изумляло своим изяществом и грацией, но болезненно-хрупкое идейно опустошенное, вполне чуждое шумной «суете» социальной жизни словно в башне из слоновой кости, оно замыкается в узких пределах спальни и будуара.
Эта сфера включает в себя идеи основа которых лежит в прошлом но неразрывно связана с настоящим. В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя).
В настоящее время она находится в зале Государственных музеев в Берлине. Рококо (франц. Конкурсная работа молодого художника на Римскую премию — «Бой Марса с Минервой», написанная в 1771 г., хотя и пришлась по нраву академическим кругам (она была исполнена в академической манере), полагающейся награды Давиду так и не принесла.
Каждый предмет пред ставляется художнику — и нам вместе с ним. Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо. Хотя художник писал в стиле рококо, в его творчестве сильны реалистические тенденции. Театральность характерна для всего искусства XVШ в. и для Ватто особенно.
Буше – самый знаменитый и удачливый мастер, работавший в стиле рококо. В своих колористических исканиях рокайльные мастера шли от Рубенса, Веронезе и венецианцев, но предпочитали не их насыщенные, сочные цвета, но бледные полутона: красный становится розовым, синий — голубым, появляются лимонно-желтые, блекло-голубые, розовые, сиреневые цвета, даже вымышленные — вроде «цвета бедра испуганной нимфы». В 1757 г. И. Шувалов открывает в Петербурге Академию художеств, в Москве открывается МГУ, в 1746 г. В декоре все чаще присутствуют женские головки, как бы вырастающие из цветка, трактованные в изящном повороте изображения нимф и фавнов. Ватто представил в Академию одну из лучших своих картин — «Паломничество на остров Киферу» (1717). Цветы на муаре рассыпаны без учета складок, подобное «узорочье» ложится на плоскость, как в древнерусской миниатюре. Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы. ремесло – ткачество, ювелирство, фарфор, мебель, гобелены.
Рококо (Rococo), стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале 18 века и распространившийся по всей Европе. Пушкина (Москва)Картина иллюстрирует эпизод новеллы Лафонтена «Отшельник». О каких характерных особенностях в музыке можно говорить в связи с этим стилем. Отличался грациозностью, легкостью интимно-кокетливым характером. Остров Цитера обретает космические очертания.
Его фигура неподвижна, глаза из-под полуопущенных век пристально смотрят на зрителя. Несмотря на яркость психологической характеристики портретируемых им всегда присуще и нечто общее: аристократическое достоинство, эмоциональность, но вместе с тем и особое, "размышляющее" состояние. Чувственная сторона сюжета приглушена и смягчена. Это относится и к живописи и к другим видам искусства.
В отличие от манерной живописи многих современников Ватто, «Паломничество на остров Киферу» поражает своей эмоциональностью и поэтичным очарованием. В годы, проведенные в Италии (1756--1761), происходит превращение из бескрылого эпигона Буше и академиков в неповторимо самобытного мастера. Среди его лучших произведений – картина туалет Венеры (1740, Стокгольм, Национальный музей) и Портрет мадам де Помпадур.
Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь. Так что ощущаешь себя так, будто объездил полмира. Такая математическая схема построения, заимствованная у мастеров Возрождения, у Давида объясняет стремление к логической ясности и архитектонической уравновешенности. 1754, ГТГ).
Фрагонар создавал тонкие и лиричные пейзажи («Берег моря близ Генуи», 1773), одухотворенные и искренние портреты («Мадам Фрагонар», «Маргарита Жерар»), свежие по колориту жанровые сцены («Прачки», «Поцелуй украдкой», 1780-е) и реалистичные и немного ироничные мифологические композиции («Похищение рубашки Амуром», ок. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики.