Картины художников в стиле рококо отличались оптимистичным настроением, мягкими и яркими оттенками и служили украшением салонов и жилых помещений. — 1808) — русский художник, портретист, представитель стиля рококо. Тонкая культура цвета, достижение общей легкости, которая подчеркнута светлой палитрой, умение построить композицию слитными декоративными пятнами, предпочтение серебристо-голубоватых, блеклых, розовых и золотистых оттенков, — всё это было присуще художникам рококо. В живописи влияние рококо проявилось в творчестве французских художников Н. Ланкре, Ф. Буше и др. В Россию живописные традиции европейского стиля рококо проникли вместе с западными художниками, которые служили при дворе, занимались педагогической деятельностью в Академии.
Эта новая культура вступила в непримиримую борьбу с вычурным, легкомысленным, лишенным гражданских идей стилем рококо, не давшим ни одного крупного художника. 1750)в России в эпоху рококо работали художники Ф. Рокотов и А. Антропов.
Другой, характерной чертой того времени, была эротика. Это портретная живопись Антропова и Рокотова. Фрагонар пленяет другим – свежестью и чистотой чувства искренностью, упоением красотой жизни.
Помпео Батони не был мастером-монументалистом. Хотя художник писал в стиле рококо, в его творчестве сильны реалистические тенденции. Художник изображал быт третьего сословия Франции — мелкой буржуазии и трудового народа. В Италии была распространена «легкая» поэзия, пастораль. И хотя на картине приветствующий жест графа выглядит несколько театрально, это с лихвой компенсируется тем, как точно и детально Давид передает внешний облик героя: налицо нарочитая небрежность в одежде, спокойная уверенность в своей силе и т. д. Все это говорит о том, что начинающему живописцу вовсе не чужда передача реальной действительности в живой конкретности. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси).
Франсуа Буше q Другим ярким выразителем этого художественного стиля был Франсуа Буше (1703— 1770).
Художественный стиль Рококо был зарожден во Франции в начале восемнадцатого века. Эрмитаж). Сторонник Рококо в Италии – архитектор Тьеполо – способствовал его распространению в Испании.
В портретах Фрагонар стремился запечатлеть творческую импульсивность, душевную взволнованность, страстность переживаний, которые должны неизбежно перейти в действие, вывести за пределы обыденности из интимной сферы жизни. В конце 70-х гг. Рококо – стиль, основанный на детали. Наслаждениям повини были способствовать роскошные интерьеры дворцов и церквей, роскошные платья, очередь праздников в садах барокко и в павильонах летом, а зимой во дворцах. Используя пятна краски, зигзаги, спирали, росчерки, беглые штрихи, Фрагонар создает впечатление «тотального» движения, полета и становления. Скульптурные группы, как правило, состоят из двух-трех фигур. Большой успех Шардену принесли жанровые работы, написанные в 1730-1740-х гг.
В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди. В архитектуре многих церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман) их пространственные конструкции, торжественность стиля барокко сочетаются со свойственным стилю рококо изысканным живописным и скульптурным внутренним убранством, при этом создавая впечатление сказочного изобилия и лёгкости. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра.
Это лишило поэта от материальных препятствий и позволило сосредоточиться на творчестве. мотивы рококо достаточно ясно звучат в творчестве Д. Давыдова, Батюшкова и главным образом раннего Пушкина, а также других поэтов, которые прививали русской дворянской поэзии жанр анакреонтической песни, эротической элегии, галантных мифологических «картин» и пр. Пастельная цветовая гамма светлый колорит преобладание серебристых розовых и голубых тонов сияющих красноватых золотисто-жёлтых оттенков поэзия полутонов воздушность фактуры плавность контуров были призваны вызывать впечатление нежного изящества и благородства камерной и хрупкой декоративности. Что касается Англии, то в этой стране рококо оказал сильное влияние на прикладные искусства, примером тому служит инкрустация мебели, а также производство серебряных изделий, на творчество мастеров, таких как Хогарт или Гейнсборо, утончённость образов у которых и их артистическая манера письма всецело соответствует духу стиля рококо. Центром формирования нового стиля становится не парадный дворцовый интерьер, а салоны частных домов, где их хозяйки создают новый аристократический образ и стиль жизни со своими правилами поведения и своим искусством. Во многом такой эффект был достигнут благодаря лаконизму, обобщенности и большим планам. Лучшие портреты кисти Батони написаны серьезно, вдумчиво, с глубоким проникновением в характер изображаемого человека. В написанных там работах, помимо сюжета, нет ничего итальянского.
Сценка откровенно театральна. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого – возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность. Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество. Это произведение, в котором проявилась тонкая наблюдательность автора, не укладывается в рамки «галантных празднеств». Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789.
С барочным стилем Рококо объединяет стремление к завершённости форм, однако если барокко тяготеет к монументальной торжественности, то Рококо предпочитает изящество и лёгкость. В отличие от манерной живописи многих современников Ватто, «Паломничество на остров Киферу» поражает своей эмоциональностью и поэтичным очарованием. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. Эстетизируется как бы не сама жизнь, а лишь её мгновения, причём, наиболее приятные. Формы моделируются посредством мягких неуловимых преходов света и тени, отсутствием контрастных цветосочетаний.
Однако к неудовольствию официальной критики художник избирает путь свободного творчества. Ф. Буше «Пейзаж с отшельником» (1742). «Портрет девушки» работы Лемуана, хранящийся в Эрмитаже, выполнен в мраморе.
Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Однако главное действующее лицо этой серии все же не человек, а природа. Тяжелый прибор любезно поддерживает кавалер. Даже Бах, сравнения с которым не мог выдержать ни один из его современников, в сфере орнаментики опирался на достижения французских композиторов. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). Если в «Клятве Горациев» представлены идеализированные, несколько абстрагированные образы, то в вышеназванных портретах он, наоборот, утверждает материальную сторону мира без какой бы то ни было идеализации. В декоративно-прикладном искусстве рококо огромное внимание уделяется специфике разнообразных бликующих и блестящих материалов – золота, бронзы, бисера, шелка и т. д. Широкое распространение получили изделия из фарфора (декоративные украшения, мелкая пластика и т. п. ).
Натье, Ф. Буше, Ж. О. Он не скрывает театрального приема в композиции.
Фрагонар пишет портрет Дидро под впечатлением от его инвектив против фривольных сюжетов, а писатель посвящает ему статьи в своих «Салонах». Клод Мишель взял имя Клодиона, словно предчувствуя свою исключительность в многочисленном семействе потомственных лотарингских скульпторов и декораторов Аданов, с которыми был связан по материнской линии. Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов. Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь. Все искусство стиля рококо было построено на асимметрии, которая создавала ощущение беспокойства – вычурное игривое и насмешливое.
Форма морской раковины как декоративного элемента существовала и во времена Ренессанса и барокко. 1709). Меняется и формальный строй его работ. Почти главным словом эпохи рококо было слово прихоть (каприз).
Произведения Шардена лишены манерности Буше, в них нет повествовательности и драматизма.
Рококо (Rococo), стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале XVIII века и распространившийся по всей Европе. Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Приложение 6).
Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789. Почти все большие художники 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). Основной декоративный мотив – раковина. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др.
Наиболее ранними были «экспрессивные головы» – изображения стариков, написанные как бы в одном вдохновением порыве и напоминающие величественных библейских персонажей. Вельможи эпохи рококо поставили цель ежедневные наслаждения. Видным художником является Пьетро Лонги. Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже. Ведущим декоратором того времени был Ж. -О. Он мастер мимолетного наброска с натуры. Суходольский показал прекрасное умение сочинить и разнообразить сюжет.
Человек эпохи рококо влюблен в декорацию вообще, а также в её праздничную личину. В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя). Сложнейшие асимметричные резные и лепные узоры, затейливые завитки внутреннего убранства контрастировали с относительно строгим внешним видом зданий, например Малый Трианон, выстроенный в Версале зодчим Габриелем (1763-1769 гг. ).
Эти рисунки стали хорошей школой для мастера. Легкими, скользящими линиями прорисованы черты лица, прическа, складки платья. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни.
За стилем барокко следует стиль рококо. Не только французские, но и русские вельможи стремились заказать у Робера картины для украшения своих дворцов (в частности, князь Юсупов, для усадьбы которого художник исполнил несколько пейзажей).
Давид изобразил его сидящим у городских ворот Константинополя и просящим подаяние. В 1704-1708 создаётся перевод «1001 ночи», один за другим издаются сборники восточных сказок: татарских (1719), персидских (1712), монгольских (1732), китайских (1723), перуанских (1733).
Шедевром театральной серии Ватто стала картина «Жиль» (1720). В архитектуре церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман), пространственные конструкции, торжественность барокко превосходно сочетаются со свойственным Рококо изысканным скульптурным и живописным внутренним убранством, создавая впечатление лёгкости и сказочного изобилия. В этой работе художник намеревался показать возможность примирения враждующих партий. Духа, в Николаевской церкви в Золочеве (1765), Бродах, Роману, в Покровской церкви в Бучаче, в Белой, Галиче, Новицы, Болехове, Креховичи (с фигурным Преображения Господня), пойло, подборке, Жиравци (1770), Руданцы, Нагирцях, Зборове, Пикуловичи, Гриневе (фигурный Юрий Победитель), Скваряве Новой и др. При всей узкоклассовой сущности и элитарной природе этого искусства необходимо учитывать тот факт, что своей практической реализацией оно было обязано широкому кругу резчиков и скульпторов, архитекторов и художников – талантливых выходцев из народа.
Рококо получил своё название от характерного для данного стиля орнамента рокайль. Внутренняя связь с его искусством ощущается в произведениях всех «чистых живописцев» ХХ века фрагонаровская радость жизни воскресает в полотнах Ренуара, Боннара и Матисса. Чаще всего художник писал знатных лиц.
Достойны упоминания прекрасные портреты женщин той эпохи – портрет мадам де Помпадур, фаворитки короля, кисти Франсуа Буше и замечательные женские портреты Ж. О. Фрагонара, Портрет певицы, держащей нотный лист или, к примеру, Портрет дамы в образе Музы науки, множество других женских портретов кисти художников, работавших в эпоху рококо. В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя). Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Стилевая система его строится на зрительном преодолении материальной весомости конструкций, на свободной и абстрактной пластической моделировке пространственных и орнаментальных композиций, на тонко прочувствованной линии лёгкого, полного непринужденности аппликационного живописного декора, в котором проявилось непревзойденное, блистательное мастерство стилизации.
Они не позируют, а как бы на мгновение обращают к зрителю свое лицо. Но в графике этот унаследованный от барокко «большой стиль» еще более бесплотен, призрачен и фееричен. В гравюре у И. Зарицкого, черниговского гравера на меди (Богородица в картуше) и др.
В соответствии со вкусами времени Фрагонар любил одевать своих героев в полуфантастические костюмы, по большей части воспроизводящие детали одежды времен Генриха IV. Эволюция портретного стиля Фрагонара соответствовала общей эволюции его искусства. Рококо имеет в основном орнаментальную направленность само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов). Выдающиеся образцы интерьера эпохи рококо дал и Антонио Ринальди (1710, – 1794) в Китайском дворце Ораниенбаума (итальянец, почти всю жизнь работал в Петербурге, Российская империя).
Отличался грациозностью, легкостью интимно-кокетливым характером. В картинах Ватто никогда нет чистого тона. Рококо больше не ждал от своих героев подвигов и преодоления себя.
В 90-е гг. Архитектурный (точнее— декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов. В этом состояло главное отличие рококо от барокко. В конце 70-х и в 80-е гг. Его кисти принадлежат такие произведения, как "Падение Симона-мага" (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), "Ахилл среди дочерей Ликомеда" (Флоренция, Уффици), "Возвращение блудного сына" (Турин), "Кающаяся Магдалина" (Дрезденская картинная галерея), "Святое семейство", "Геркулес на распутье", "Великодушие Сципиона Африканского" (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см.
Его творчество начала 60-х гг. В мист. Все искусство рококо построено на асимметрии, создающей ощущение беспокойства игривое насмешливое, вычурное.
Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. 1754, ГТГ). Она изображена с книгой в своём изысканно обставленном будуаре.
Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого — возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Отец художника занимался изготовлением и торговлей перчаток разорившись, он был вынужден переехать с семьей в Париж. Приложение 1).
К представлению жизни как красочной феерии стремятся художники первой половины – середины XVIII века (сноска). При распространении в искусстве других европейских стран (постройка Нёймана И. Б., Кнобельсдорфа Г. В., Пёппельмана М. Д. ), рококо частенько выступало местным вариантом позднего барокко. Здесь всё возвращается, ускользает исчезает и ничто не прочно.
Будучи в Неаполе, молодой художник стал свидетелем того, как Потоцкий усмирил необъезженного коня. Главная цель Фрагонара – запечатлеть интенсивность самой жизни, воплотив на холсте как бы «момент красоты». школы (дворцы в Подгорцах, Ровно, Олесько, Жовкве и др. ).
Преимущественно декоративный характер имела богатая тонкими переливами цвета и одновременно несколько блеклая по колориту живопись рококо (картины и росписи Франсуа Буше, Джованни Антонио Гварди, Никола Ланкре, Джованни Пеллегрини, Жана Оноре Фрагонара). Так, одна из наиболее знаменитых его картин, «Клятва Горациев» (1784), сюжет которой был взят из трагедии Корнеля, посвященной трем молодым римлянам, готовым расстаться с жизнью во исполнение долга, воспринимается как революционный призыв. Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты. Отсюда родилось название нового стиля – рококо. В эту эпоху художники стремились найти изысканные, редкие оттенки, которые получали удивительные названия: «цвет потерянного времени», «голубиная шейка», «цвет бедра взволнованной нимфы», «веселая вдова», «резвая пастушка».
Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначали обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями. В 1752 г. двадцатилетний Фрагонар пишет для представления в Академию художеств картину на библейский сюжет («Иеровоам приносит жертву идолам») в более строгом историческом стиле. Буше делал декорации для опер и спектаклей и картоны для гобеленов мануфактуры Бове две серии картонов, Итальянские деревенские праздники (1736) и Благородная пастораль (1755), находятся в коллекции Хантингтон в Сан-Марино (Калифорния). стиль Людовика XV. 1754, Париж, Лувр).
Творчество Фрагонара завершило собой французское искусство XVIII в. Наследник Ватто, Буше, Тьеполо, Рубенса, «малых голландцев», он органично сплавил в своих образах реализм и театральность, чувственную полноту жизни и почти бесплотные грезы, энергию и несравненную утонченность. (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Мейсене и Челси). Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным, сияющим белизной пейзажным антуражем. В ранний период развития французского рококо (примерно до 1725) в отделку помещений вводился дробный орнамент, предметам обстановки придавались прихотливо изогнутые формы (так называемый стиль регентства). Сами названия картин говорят об обобщенном и зачастую аллегорическом оттенке образов – «Пение», «Музыка», «Чтение», «Вдохновение», «Философ», «Воспоминание». Светская живопись как и скульптура эпохи рококо отказалась от обращения к драматическим сюжетам а вместе с тем и от развёрнутого познания и отражения реальной жизни.
Приложение 6). Рококо получил своё название от характерного для данного стиля орнамента рокайль. Рококо несёт в себе в основном орнаментальную направленность само его название происходит от сочетания двух слов: барокко и рокайль (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка ракушками и камешками фонтанов и гротов). В Италии крупнейший представитель того времени— Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция— 1770, Мадрид). Например, в отечественном справочном издании В. Г. Исполненные им бюсты из мрамора и терракоты приводили современников в восхищение., на Волыни в Борках бы.
Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. В Риме на протяжении пяти лет (1775-1780) Давид изучал античное искусство, а также творчество мастеров эпохи Возрождения (Рафаэля и художников болонской школы) и барокко.
Фрагонар с особым вдохновением писал именно деревья, масштабность которых подчеркивалась контрастом с маленькими фигурками людей, а также светозарное небо с тающими облаками. Таким же быстрым, экспромтным кажется все исполнение портретов и они действительно зачастую выполнялись Фрагонаром в необычайно короткое время (так, на обороте одного из портретов Сен-Нона и Ла Бретэша значится: «Написано Фрагонаром за час»). Приложение 1). Франсуа Буше (1703–1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой.
Почти все большие художники XVIII века были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). Художник стремился передать интенсивную красочность реального мира, любил теплую золотистую гамму игру света. На основе архитектуры рокайльных построек синтезировалось жанровое многообразие искусств.
Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. Портрет и пейзаж – не случайно очень важные в эту эпоху жанры. Подобный инструмент и линейка лежат поодаль на земле. Можно сказать, что это был своеобразный шаг назад. Гражданская доблесть одних вырисовывается на фоне переживаний других.
(см. Происходил из среды ремесленников. Отличался грациозностью, легкостью интимно-кокетливым характером. портретные образы становятся в целом менее бравурными и эффектными.
При этом полотна рокайльных живописцев очаровательны и привлекательны. Одновременно он работает над картинами в историческом жанре и пишет для вступления в Академию художеств большое полотно «Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои». Отсюда и успехи жанра идиллии, с её условным миром галантных пастушек и пастушков, нежными напевами свирели и журчанием прозрачных ручьев, успехи феерий в драматургии и «фейных сказок» (contes des fes) в повествовательной литературе. Вместо огромных парадных залов барокко появляются небольшие нарядные салоны рококо.
Жан-Оноре Фрагонар родился в 1732 г. в Грасе (Прованс, Франция). Особенно эмоциональны и лиричны его пейзажи («Мельница», 1752). Так родилось название нового стиля.
Например, в "Святом семействе" (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части. В 1780-е гг. ремесло – ткачество, ювелирство, фарфор, мебель, гобелены. Главный создатель пасторального жанра, Буше изображал в своих композициях сентиментальных пастушков и пастушек или чувственных красавиц из античной мифологии («Триумф Венеры», 1740 «Купание Дианы», 1742 «Уснувшая пастушка», 1745).
Рядом дама, держащая в руках угольник, необходимый для измерений. Аллегории, темы исторические, мифологические, жанровые – все это темы любви. Именно в это время (1709-1728) Маттиас Даниэль Пеппельман строит знаменитый дворец Цвингер – жемчужину саксонского барокко, где теперь расположена Дрезденская картинная галерея. Новые веяния проникли в Академию. В настоящее время она находится в зале Государственных музеев в Берлине. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Среди мастеров декоративной живописи выделялись братья Иван и Алексей Бельские, И. И. Типичные сюжеты – Триумф Венеры или Туалет Венеры, Купанье Дианы и т. д.
мелочь, безделушка).
На смену его утонченному искусству приходит героический классицизм. Иконостасы рококо не имеют сплошной площади и не сохраняют симметрии и структурной логики. Картины Фрагонара конца 70-х гг. Картелль (франц.
В качестве головного убора популярной оставалась треуголка. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. Мелодические звуки «свирели» они предпочитают громовым раскатам героической «трубы». Поскольку рококо сформировался в годы властвования французского короля Людовика XV и в этот период достиг своего расцвета, современники именовали рококо королевским стилем. Архитектура рококо меньше всего заботилась о целесообразности и рациональности.
Рококо – изысканный и утончённый стиль начала восемнадцатого века. Попытки отойти от стилистики рококо делал скульптор Эдм Бушардон (1698-1762).
В таком стиле вместе с художниками Ж. Б. Патером, Н. Ланкре и Ш. Эйзеном Буше выполнил гравюры к сказкам Ж. де Лафонтена. На другом полюсе стиля Фрагонара – «Счастливые возможности качелей», образец чисто галантного жанра рококо. Кстати, сам Фальконе был управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. Впервые черты этого стиля проявились в творчестве Антуана Ватто, у которого главной темой были галантные празднества.
Еще В. В. Чуть сзади другой наблюдатель, он смотрит в прямой телескоп. В этой картине отражена тончайшая палитра чувств которая прежде всего создана самим цветом. Но теперь её форма резко изменилась. Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых. Юра и Распятие для костела св.
1767). пустяк, безделушка). Все это вместе составляет праздничное, действительно феерическое зрелище. Скорее это каприз – неприятие формальной жесткости барочных конструкций и серьезности содержания барочной музыки, а вместе со всем этим и монументальных музыкальных форм барокко (кстати и в других видах искусства тоже). Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо. Главным становится стремление растворить детали в общем объёме предметов.
Одним из основоположников стиля «рококо» был талантливый художник Антуан Ватто, давший наиболее абсолютное воплощение принципам этого стиля. Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. Вот таким образом и слово "рокайль" начинает обретать более широкое значение – странная, причудливая форма, не только раковины, но и вообще все извивающееся, вычурное, неспокойное сокращенно-иронично – "рококо". В частности, в церквях в Сорочинцах, Марте (Грехопадение), Св. -Покровской церкви в Междуречье (Сон Иакова, Зишествие в ад, Видение Савла, Усикновения) и в Смеле (евангелиста, жизнь мученицы Варвары), фрески в Троицком монастыре в Чернигове (Видение Савла) и др.
Модным словом становится bagatelle (фр. Под него надевали камзол. Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства. Клодион не столь известен, как его современники и Ж. -Б. Пигаль, Ж. -А. Гудон и М. -Э. Фальконе, так как не был создателем монументальных произведений, подобных "Медному всаднику" Фальконе.
по образцам изделий мануфактуры Севр (см. За время нахождения в тюрьме Давид успел написать уголок Люксембургского сада (1794), наполненный спокойствием и умиротворением и автопортрет (1794), оставшийся незаконченным, в котором царит абсолютно противоположное чувство. Молодыми современниками Верне были Луи Габриэль Моро Старший, писавший изысканные по колориту виды Парижа и его окрестностей («Холмы в Медоне») и Гюбер Робер, побывавший в Италии, любивший писать античные руины и соединявший в одной композиции несколько разных памятников. В 1734 г. он выпустил собрание своих декоративных работ под названием «Книга орнаментов». Лучшие иконостасы эпохи рококо были в Киеве церквах: Успенской на Подоле, Щекавицкой, Петра и Павла, Георгиевской, Трех Святителей, Выдубецкого Михайловского монастыря, некоторых церквей Лавры также в Ромни (1764), Изюме, Лохвице, Гадяче, Козельце, Чемерис грецкого (1766), Ярышев (1768), Печанивци (1771) и др.
В 1761 г. Фрагонар возвращается в Париж. Вот таким образом слово «рокайль» приобрело более широкое значение. 1760-х pp., работали уже преимущественно местн. Однако, покинув величественные дворцовые интерьеры искусство обнаружило тягу к психологии своих героев их чувствам и переживаниям. В последнем этапе развития скульптуры рококо, в нин.
Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Ему удается убедить мать девушки в своей святости и та сама отводит к нему дочь послушать его благих поучений. Клавесин обязательно был украшен богатой отделкой. Особую известность приобрели художники Франсуа Буше, Никола Ланкре, Жан Оноре Фрагонара и другие.
Происходящее лукаво созерцает также статуя амура. К этому времени он воспринимался как символ легковесности и был вытеснен неоклассицизмом. Флора — подлинный шедевр камерной пластики.
В Италии крупнейший представитель того времени — Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция — 1770, Мадрид). Цветовая гамма обладает белёсостью и прозрачностью, напоминающей нанесённые на фарфоровую посуду эмалевые краски, роспись по шелку. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б.
Ватто представил в Академию одну из лучших своих картин — «Паломничество на остров Киферу» (1717). В рисунке Фрагонар такой же колорист и «люменист», как и в живописи. Среди материала к «Клятве» были десятки портретных рисунков, характеризующихся достоверностью и правдивостью, среди которых, например, рисунок головы Лепелетье де Сен-Фаржо, убитого монархистами. Но в мощный динамизм барокко он вносит легкость, грацию и театральность рококо.
Импрессионисты чтили его как одного из своих живописных предтеч и учителей. Господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. В 1736г.
Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Те же сочетание чисто декоративной красоты (некоторые из его работ служили картонами для гобеленов), свободы воображения, легкости кисти и изящества с развлекательным и условно-поверхностным характером образов и самого живописного языка. Поэты рококо, воспаряют в мир феодальной сказки из которого изгнано всё, что может напоминать о грубой прозе окружающей жизни, отталкиваясь при этом от мира «низкой черни». За внешней игривостью скрывалось совершенство формы, блестящий художественный вкус и новое прочтение человека, далёкое от ренессансно-барочной трактовки абсолютной личности. Мода на сказку преобразуется в крупнейшее явление литературной жизни.
Художник вывел на передний план актера в белой одежде. Помпео Джироламо Батони (1708-1787 гг).
Они не учились за границей, большинство из них сформировалось в так называемой «живописной команде» Канцелярии от строений. Бернардо Беллотто работал также в Германии. Сам Фальконе являлся управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. Например, в «Источнике любви» влюбленные устремляются к любовному источнику, как бы повинуясь неумолимой и роковой силе.
При Елизавете новый импульс развития получают отечественные наука и искусство. В 1728 г. на т. н. Выставке молодежи, которая устраивалась под открытым небом на площади Дофина, Шарден показал две работы — «Скат» и «Буфет».
Символика, сюжет и композиция ритмичны, образы даже кажутся музыкальными. Позднее он стал брать уроки у живописца Клода Жилло, а затем — у гравера Клода Одрана.
О каких характерных особенностях в музыке можно говорить в связи с этим стилем. Меньше ему удавались монументальные и декоративные работы (Дени Дидро, родоначальник французской художественной критики, в одном из своих «Салонов» обращался к Лемуану с призывом: «Делайте портреты, но оставьте памятники»). К 1757 относится триумфальный успех Фальконе в Салоне, где он выставил Купальщицу и Грозящего амура (обе — Париж, Лувр). Фарфор в стиле Р. производили фабрики в Корце, Волокитино и др.
Приложение 8). Первым из значительных мастеров живописи в стиле рококо является Ватто. выглядят иллюстрацией «педагогических» и сентиментальных романов Руссо.
rococo, от фр. Музей изобразительных искусств им. Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille— декоративная раковина, ракушка, рокайль, реже рококо)— стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Вьена, синтезировавшего в своем творчестве два стиля: классицизм и рококо. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой.
В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов ("Падение Симона-мага").
К характерным работам мастера относится его картина "Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком" (Государственный Эрмитаж). Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня). Выросший в семье ремесленника, он прекрасно знал жизнь простых людей.
В тематике преобладают пасторали, буколика, то есть пастушеские мотивы, где персонажи не обременены тяготами жизни, а предаются радостям любви на фоне красивых ландшафтов в окружении овечек. С 1740-х pp. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Фон создают три полуциркульные арки, опорой для которых служат колонны.
Предвестием этого направления в искусстве но и явлением значительно более глубоким не укладывающимся в рамки какого-то одного направления был художник Жан Антуан Ватто создавший в искусстве свой неповторимый образ. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Уже в первых своих произведениях Бушардон сделал попытки отказаться от игривого рококо, опираясь на опыт французского классицизма 17 в. и на лаконизм античного искусства.
Теперь такие изделия завозятся в большом количестве. Грёз посетил Италию, но эта поездка мало что дала ему.
Кисти последнего принадлежит картина «Астрономия» (Ок. В эпоху рококо эстетизируются не цели, а средства искусства. В графике заметное влияние Р. у И. Филиповича (орнаментика на портрете И. Сапеги) и др. В этом отношении наиболее значительно его полотно под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил двух своих сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789). В связи с куртуазностью всего стилярококо, его считают истинно дамским стилем, демонстрирующим нежность женских образов (изображения прекрасных дам занимали центральные позиции на полотнах) и изысканность всего искусства рококо. Фрагонар.
У Буше во всем чувствуется свойственное рококо сочетание острой наблюдательности и декоративной утонченности, чувственной непосредственности и игривого притворства. Его искусство было открыто вновь только во второй половине ХIХ века, во многом благодаря братьям Гонкурам, посвятившим Фрагонару яркие страницы в своей книге «Искусство XVIII века». Оно передано иллюзорно-вещественно. Король Прусский Фридрих I был большим поклонником всего французского искусства. В искусстве стиля рококо иллюзия занимает место действительности.
Рокайль (от фр. rok – скала, утёс) – главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины. Конкурсная работа молодого художника на Римскую премию — «Бой Марса с Минервой», написанная в 1771 г., хотя и пришлась по нраву академическим кругам (она была исполнена в академической манере), полагающейся награды Давиду так и не принесла.
Столичные любовные интрижки, «анекдоты, летопись обедов», «тысяча прелестных мелочей, о которых не догадываешься даже, когда отдаляешься» от столицы, образуют её привычную среду. Стены членятся тонкими тягами на отдельные панно, расположенные в два ряды. Пластически совершенна статуэтка Флора (1750—1760, Санкт-Петербург, Гос. На смену репрезентативности (соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. ) приходит камерность изысканная декоративность, прихотливая игра форм. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион. Отбросив холодную парадность, тяжёлую и скучную напыщенность искусства времён Людовика XIV и итальянского барокко, архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой игривой во что бы то ни стало она не заботится ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом, доходящим до каприза избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали и не скупится расточать последние. Клодион (1738-1814). Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности изяществу.
Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых. в трактовке любовной темы у Фрагонара намечаются новые тенденции. Уже давно установлено, что баховская таблица расшифровки мелизмов (значков, которыми кодировались определенные мелодические обороты, украшавшие основные звуки мелодии) есть не что иное, как упрощенная таблица французского композитора дАнглебера. Рококо имеет в основном орнаментальную направленность название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов). Стены окрашиваются в светлые, воздушные тона и украшаются живописными панно, резными панелями, зеркалами в вычурных золоченых рамах. Рококо привнёс в искусство любовь к сельским идиллиям и пасторалям.
Архитектура рококо q С угасанием «великого века» монументальный архитектурный стиль второй половины 17 в. сменился новым художественным направлением – красочно-нарядным изысканным рококо. Не все благосклонно относились к стилю рококо даже во Франции. В этом отношении наиболее характерен портрет молодого Энгра (1800), необычайно мягкий и живописный. Портреты Фрагонара по существу антипсихологичны.
Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. В произведениях живописцев отсутствует действие, в них господствуют отвлечённое элегическое настроение, глубоко интимный подтекст, пристальное внимание к оттенкам настроения. Это — ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. Справа молодой человек и его юная подруга, составляющие единую группу. Рококо имеет в основном орнаментальную направленность само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов).
Внимательный зритель даже угадает фактуру ткани. Этим объясняется происхождение названия рокайль.
Видным художником является Пьетро Лонги. В это же время появилась еще одна картина Давида — портрет графа Потоцкого (1781), который был написан благодаря одному эпизоду из жизни мастера.
Проучившись несколько лет у местного художника, Ватто отправился в Париж. Рокайль становится основным мотивом декора. Жюстокор имел в начале века более прямую форму, затем претерпел эволюцию: его полы стали шире, как бы торчали в разные стороны. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. Не случайно термин рококо возводят к слову раковина, рокайль. Их поэзия – это «поэзия мимолетностей» (posie fugitive), которая живёт мигом и является грациозным порождением великосветской суеты.
К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве. Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно. С барокко данный стиль схож общим стремлением к завершенности форм.
Остров Цитера обретает космические очертания. Рокайль (от фр. rok – скала утёс) – главный элемент орнамента стиля рококо напоминающий форму завитка раковины. «Изящный» – ключевое слово данной эпохи.
Модным словом становится bagatelle (фр. В Майсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер. Но все это не любовь а игра в любовь театр.
Однако Фрагонар уже не находится внутри этого целого, а смотрит на него со стороны. Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. В тесной связи со стилем рококо стоят также фиабы (драматические сказки) Карло Гоцци, который растворял жизнь в потоке изощренной иллюзии. В этот период он работает в основном в графике, создает с помощью карандаша, бистра и сангины серию изображений знаменитых вилл с уходящими вдаль аллеями, с клубящимися, подобно облакам, кипарисами, величественными зонтами пиний, каскадами зелени и водопадами, фонтанами и террасами. Её «трубный глас» нестерпим для изнеженного слуха этих поэтов.
В 70-е гг. Рококо (Rococo), стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале 18 века и распространившийся по всей Европе. Его персонажи всегда переполнены радостью бытия, подняты над обыденностью.
Особенно большую роль он сыграл в комплектовании луврского Кабинета рисунков. Он пишет картины-воспоминания об итальянских виллах, создает необыкновенно свежие жанровые сцены, пейзажи, полные огня композиции на тему поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», а также серию портретов (так называемый «экспрессивные головы»). Клавесин XVII в. Крупные музыкальные формы (оперы, балеты) состояли из небольших номеров, обычно связанных между собой. Клубящиеся массы деревьев парка «отвердевают» на переднем плане в филигранные листья и цветы и в то время как все погружено в зеленовато-коричневый, пронизанный солнцем полумрак, розовая фигура женщины на голубом фоне напоминает яркое и чистое пламя. В то же время вся композиция кажется стройной и организованной.
Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях ("Свидание", "Погоня"). В ранний период рококо во Франции (примерно до 1725 года) существовал так называемый стиль регентства1. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Это— ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции.
В росписях плафонов, стен, наддверных панно (дессюдепорт), в гобеленах преобладали пейзажи, мифологические и современные галантные темы, рисовавшие интимный быт аристократии, пасторальный жанр (пастушеские сцены) идеализированный портрет изображающий модель в образе мифологического героя. Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы. Эти декоративные мотивы пользовались большой популярностью и были включены в арсенал декоративных средств под названием genre pittoresque (живописная, живая манера). Они не просто беседуют, но и сами являются объектом изучения.
В иллюстрациях к Ариосто, так же как в ранних живописных работах к поэме Тассо, художник выступает мастером «большого стиля». Здесь господствуют безудержная фантазия и камерная подчеркнуто хрупкая декоративность. rocaille — декоративная раковина, ракушка, рокайль), реже рококо — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Уже в скором времени он предстал перед судом, отрекся от М. Робеспьера и был освобожден.
Нижний ряд играл роль панели. преимущественно в дворцовой скульптуре работали мастера-французы (Лябен) или франц. Философия рококо – это мир будуара игры карнавала. Стены окрашиваются в светлые, воздушные тона и украшаются живописными панно, резными панелями, зеркалами в вычурных золоченых рамах. Развитое рококо (примерно 1725—50) широко использовало в декоре резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рокайли, маски-головки амуров и т. д. в убранстве помещений большую роль играли рельефы и живописные панно в изысканных обрамлениях (десюде-порты и др. ), а также многочисленные зеркала, усиливавшие эффект лёгкого движения (так называемый стиль Людовика XV).
Буше – самый знаменитый и удачливый мастер, работавший в стиле рококо. Ценили Грёза просветители, считавшие, что искусство — великая воспитательная сила. Влияние стиля сказался и на иконописи. Серия называлась «Любовь пастухов» и состояла из четырех панно под названиями: «Штурм», «Преследование», «Объяснение в любви» и «Увенчание любовника».
Среди них – ребенок-сатир, несущий сову, – модель, которая впоследствии неоднократно повторялась в терракоте, бронзе, мраморе не только самим мастером, но и его старшими братьями, работавшими в его мастерской и подражавшими его манере. Пушкина (Москва)Картина иллюстрирует эпизод новеллы Лафонтена «Отшельник». Дальнейшее развитие этот стиль получил в творчестве таких великих художников, как Фрагонар и Буше. С барочным стилем Рококо объединяет стремление к завершённости форм, однако если барокко тяготеет к монументальной торжественности, то Рококо предпочитает изящество и лёгкость. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра.
Она стала трактоваться в виде причудливого завитка с двойным S-образным изгибом.
Они не только прогуливаются, но и погружены в созерцание окружающей природы, заняты учеными опытами. С этого времени в мастерской Давида начинает складываться то классическое направление в искусстве, которое позднее будет названо ампиром (что означает «стиль империи»). Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII в. Литературные произведения отличались утончённым изяществом, лишённым гражданско-патриотических мотивов. Неоценим вклад французских мастеров Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Фальконе — один из крупнейших французских скульпторов XVIII в. Учился у Ж. Лемуана.
Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Эти творения великого фламандца произвели на Ватто неизгладимое впечатление. Как художник конца столетия Фрагонар суммировал и подытожил многие художественные тенденции своей эпохи и при этом перебросил мост к последующему искусству: явился во многом предшественником классицизма, романтизма и реализма ХIХ века. Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест.
В эпоху рококо широко развилось мист. Фрагонара). Среди его лучших произведений – картина туалет Венеры (1740, Стокгольм, Национальный музей) и Портрет мадам де Помпадур. Даже писатели эпохи Просвещения подпадают под воздействие этой моды но если Вольтер или Монтескье применяют элементы восточной фантастики и экзотики всё же, главным образом, для коварной маскировки своих мыслей «подрывающих устои», то писатели рококо ценят сам сказочный мираж во всём его призрачном великолепии. Форма в работах Фрагонара строится именно цветом: она лепится текучими и широкими мазками и пятнами краски или резкими, короткими ударами кисти, нервными штрихами. Стиль рококо внес существенные изменения как в построение, так и в декорацию иконостасов.
При этом полотна рокайльных живописцев очаровательны и привлекательны. Его излюбленная тема – радости и праздники, часто выражается через ритмический язык танца. Продумывая изображение, Б. В. Это относится и к живописи и к другим видам искусства. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти -- патетическому взлету мысли, мечты.
Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе. На рукавах были широкие обшлага.
На рубеже XVIII-XIX вв. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. Во многом иным выступает Фрагонар в иллюстрациях к «Неистовому Роланду» Ариосто – тут потребовались такие его качества, как полет воображения, мечтательность.
Центром развития скульптуры рококо был Львов.
Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. Не имея денег, весь долгий путь он проделал пешком. Поначалу юный Фрагонар работал клерком у нотариуса. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil).
Влияние Рубенса и мастеров фламандской школы заметно в ранних жанровых работах молодого художника («Савояр», ок. Из художников следует отметить портретную живопись Антропова и Рокотова (Россия), Франсуа Буше (Франция), Антуан Ватто. Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди.
Полностью порвал со стилем рококо и Жак-Луи Давид во время своего пребывания в Риме. Была даже особая специализация среди художников— квадратурист. В последующих работах Фрагонар создавал уже более конкретные и индивидуальные образы. Здесь изображены простые и спокойные сцены жизни семьи: стирающая белье прачка, ребенок которой забавляется мыльными пузырями («Прачка», ок.
Цветовая гамма обладает белёсостью и прозрачностью напоминающей нанесённые на фарфоровую посуду эмалевые краски роспись по шелку. Актуальными становятся идеи гедонизма (этическое учение, согласно которому высшим благом и целью жизни является удовольствие). Стиль рококо стал блестящим завершением стиля барокко. Он не скрывает театрального приема в композиции. Фирсов, Б. В. Суходольский.
Однако его рука оказалась намертво защемленной в расщелине пня и в это время атлета растерзал лев. Направление движения всех фигур – от изображенной в тени деревьев богини Афродиты – к центру композиции. Б. Лемуан во Франции, И. И. Кендлер в Германии). В своих горячих тонах Фрагонар здесь – подлинный наследник Рубенса.
Клавесин был особенно популярен в эпоху рококо. За пределами Франции Рококо наибольшего расцвета достиг в Германии и Австрии, где впитал в себя традиционные элементы барокко. Сюжеты только любовные, эротические, любимые героини – нимфы, вакханки, Дианы, Венеры. Юра, в церквях Успенской, Николаевской и св.
В юном возрасте поступил в Академию художеств, где с 1766 по 1774 г. учился у Ж. -М. Рококо – стиль, основанный на детали.
В дальнейшем Давид продолжает работать с материалами античной истории. Женщина, её образ, её капризы, её требования – вот что лежит в основе нового стиля. Реальный мир непригляден, но поэзия заслоняет его чудесным миражем, человек эпохи рококо презирает «тьму низких истин» и предпочитает ей «приятные заблуждения». В этой работе Фрагонар кажется непосредственным предшественником классицизма начала ХIХ в. Фрагонар обращается к другим сюжетам: певец радостей любви становится певцом семейного очага. Здесь происходит его настоящее рождение как художника, превращение из эпигона Буше и академиков в неповторимо самобытного мастера.
Как всякий настоящий художник, Фрагонар передает чувство прежде всего цветом и пластикой. Для стиля рококо в музыке характерны те же черты, что в живописи и в архитектуре: множество мелких звуковых украшений и завитков (мелизмов), преобладание маленьких форм, галантных образов, отсутствие драматических эффектов. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора.
Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. Еще одна неотъемлемая черта его искусства – насыщенность светом. Вместо возвышенного, недосягаемого, прекрасного идеала красоты Возрождения или барокко возникает идеал доступный, весьма телесный игривый и пикантный.
Рококо имеет в основном орнаментальную направленность само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов). Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности изяществу. В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. cartel – карта, свиток бумаги). китайщиной – шинуазери (от фр.
Бернардо Беллотто работал также в Германии. Приложение 3). Одним из толчков к созданию этой серии послужила поездка с Бержере по Италии, во время которой Фрагонар выполнил ряд замечательных графических изображений итальянских (а после возвращении и французских) парков. Он испытал заметное влияние итальянских мастеров XVII-XVIII вв.
– рококо в его французском варианте, т. е. Главное место в творчество Фрагонара во второй половине 60-х и в 70-е гг. Её наиболее последовательным выражением являлась «легкая поэзия» XVIII в. (галантная пастораль, любовная песенка), которая воспевала прелести «Цитерских забав» и могущество «плута Купидо», слепо подражала образцам французского рококо. И никогда ранее интерьер так точно не соответствовал характеру жизненного уклада.
В искусстве определяется легкими, нервными, нежными и причудливыми формами (игривое рококо). Форма раковины постепенно стала основным декоративным мотивом рококо, который стали называть «рокайль». Этот стиль отличался легкостью, грациозностью интимно-кокетливым характером.
Рококо (фр. Кременца и желобков бы. при отделке кафедры св.
Это пасторали (идиллические сцены из жизни пастушек и пастухов), галантные сцены и мифологические сюжеты эротическим оттенком. Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета. (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Челси и Мейсене). Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки.
На карманах— огромные клапаны. Во всех этих картинах в нижней части холста разыгрываются сюжетные действия: «шарлатаны» и кукольники показывают представления, продавцы игрушек торгуют своим товаром в окружении нарядной толпы, дамы и кавалеры играют в прятки, качаются на качелях или наблюдают за этим зрелищем среди цветов в соседстве с фонтанами и высокими, увитыми плющом парковыми оградами. Впервые о художнике заговорили после создания им картины «Отец семейства, читающий Библию». Наиболее известные произведения того времени: «Галантная Индия» Ж. Ф.
Приложение 5). В 80-е гг. Излишне использовалась косметика – белила, пудра, румяна, черная краска (сурьма) для бровей, мушки. Богатая тонкими переливами и несколько блёклая по колориту рокайльная живопись (на её стилистические особенности во многом повлияла декоративная изысканность проиэведений А. Ватто, эстетическое содержание творчества которого, однако, далеко выходит за идейные и художественные рамки рококо) также имела преимущественно декоративный характер (французские мастера Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Натье, Ф. Буше, отчасти Ж. О. Фрагонар). Победа Баха над знаменитым у себя во Франции Луи Маршаном в музыкальном турнире, который так и не состоялся публично (Маршан, услышавший игру Баха, предпочел тайно ретироваться), оказалась возможной не только в силу несоизмеримости талантов двух музыкантов. Но в отличие от иностранных мастеров русский художник пишет не маленькую даму, а создает образ серьезной, задумчивой и немного грустной девочки.
Вернувшись на родину, во Францию, он стал необыкновенно популярен. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Шарль-Жозеф Натуар, братья Ванлоо, Антуан Куапель, отчасти Элизабет Виже-Лебрен и другие) и это влияние продержалось вплоть до Великой Французской революции 1789 года. Он развил так полюбившийся современникам приём декорирования в стиле рококо – использование асимметричных композиций, получивший название «контраст». В Галиции во Львове в кафедре св.
Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты. В своих колористических исканиях рокайльные мастера шли от Рубенса, Веронезе и венецианцев, но предпочитали не их насыщенные, сочные цвета, но бледные полутона: красный становится розовым, синий — голубым, появляются лимонно-желтые, блекло-голубые, розовые, сиреневые цвета, даже вымышленные — вроде «цвета бедра испуганной нимфы».
были подражательными и художник больше никогда не возвращался к ним). В некоторых картинах тех лет, таких, например, как «Посещение детской комнаты», появляются назидательность и суховатость письма. Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756-1761) работал в Париже. Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь.
Все предметы интерьера изготовлены с большим вниманием к комфорту и мелочам жизни. Маскарад и жизнь для такого человека являются синонимами. Фронтоны (завершение фасада здания), представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, пирамидами, скульптурными фигурами и т. п. В 1734 г. за композицию «Ринальдо и Армида» Буше получил звание академика.
Самым известным из его учителей был Франсуа Лемуан. Налицо повальное увлечение т. н. Кстати, сам Фальконе был управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. Как декоративные элементы (или вместо икон) кое-где появляются скульптурные изображения.
Франсуа Буше (1703-1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор. Это портретная живопись Антропова и Рокотова. Их краски то звучат, подобно фанфарам, то образуют более утонченные гармонии. (см. Знатная шотландка, дочь руководителя Канцелярии от строений и начальника Вишнякова представлена в нарядном платье, с веером в руке, на фоне пейзажа и колонны.
В 1750-х гг. Выдающимися представителями позднего рококо были С. Фессингер (каменные статуи на фасадах костелов в Подгорцах, Доминиканцев и Марии Магдалины во Львове), А. Осинский (алтарные фигуры в костелах бернардинцев в Збараже, Доминиканцев во Львове и др. ) и И. Пинзель (скульптуры для фасады кафедры св. В то же время здесь сказывается увлечение русского художника европейскими образцами, жанровыми сценками с так называемыми «галантными прогулками» или «костюмированными увеселениями». Этим объясняется происхождение названия рокайль. Другой, совсем юный и изящно манерный, полулежит на земле в восхищении от открывшихся ножек дамы. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики.
Осознав свое художественное призвание, он попытался в 1747 г. поступить в мастерскую Франсуа Буше, который отослал неподготовленного подростка к Шардену. Живопись рококо отображает богатство тонких переливов цвета.
Стилистика рококо проявляется в прихотливой форме десюдепорта (панно, висящее над дверью), особенностях живописной гаммы. Особенно рококо в литературе получило распространение в Италии и Германии. мастера: С. Стражевський, М. Филевич, М. Полейовский, И. Оброцький и др. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни.
Женское платье также претерпело подобную эволюцию: сперва оно было уже, затем начало расширяться и расширилось до предела. Под аркой, на заднем плане сидит молодой человек, задумчиво вращающий небесный глобус. А. С. Мебель изящна и легка. Иллюзия торжествует.
Данный поступок можно рассматривать как призыв художника к защите отечества. Три года Фрагонар вместе с другими учениками штудирует под руководством известного академического живописца Карла Ван-Лоо анатомию, перспективу, геометрию историю и «аллегорию», рисует слепки и живую натуру.
Хотя рисункам Буше не хватает глубины и искренности, они по-своему выразительны и изящны. 1737), мать, читающая вместе с маленькими дочерьми молитву возле накрытого к обеду стола («Молитва перед обедом», 1744). Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график. В картинах Ватто никогда нет чистого тона.
Стиль рококо создан для женщины и приспособлен к ее вкуса и прихотей. Формы литературных произведений в основном малые: пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы, галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Лирика в основном проявилась в форме игривых посланий, мадригалов, сонетов и эпиграмм (Эвариста Парни, маркиз де Лафар и др. ).
Вот таким образом его поездка в Италию была отложена до 1775 г., когда он отправился туда вместе со своим учителем в качестве стипендиата. В эпоху рококо скульптура (преимущественно полихромные) стала существенной частью архитектурной композиции, а орнамент (в частности в резьбе) набрал форм раковины (rocaille). В России памятником в стиле рококо по праву считают дворец Петра III в Ораниенбауме.
Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства. Среди его лучших произведений – картина туалет Венеры (1740, Стокгольм, Национальный музей) и Портрет мадам де Помпадур (см. Шумского. Театральность характерна для всего искусства XVШ в. и для Ватто особенно. Основными принципами стиля Рококо есть уход от жизни в мир фантазии игры, мифических сюжетов и эротических ситуаций.
Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо. Провисев над входом в лавку всего пятнадцать дней, «Вывеска Жерсена» привлекла множество зрителей.
Давид. В 1795 г. Давид задумал полотно «Сабинянки останавливают битву между римлянами и сабинянами» (реализация данного замысла произошла только в 1799 г. ). Колонны также зачастую выполняли только эстетические функции.
Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века.
Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. На портретах изображено то, что художник наблюдает в действительности. Он мастер мимолетного наброска с натуры. Недаром мебель рококо кажется будто бы отлитой из одной пластичной массы.
Первоначально ярче всего этот стиль проявился в аристократических кругах Франции. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. Лучшие образцы архитектуры эпохи рококо в Украине: Покровская (1766) и Набережно-Николаевская (1772 – 1774 архитект И. Григорович-Барский) церкви на Подоле, Лаврская колокольня (1731 – 1745 архитект И. Шедель), Андреевский собор (1747 – 53 архитект Б. Растрелли) – в Киеве, ратуша в Бучаче (1751) и собор св. Юра во Львове (1745 – 1770, Б. Меретина-Мардерера), собор Рождества Богородицы в Козельце на Черниговской (1752 – 1763 архитект А. Квасов и И. Григорович-Барский), собор Успения Почаевской Лавры (1771 – 1783 архитект Г. Гофман), Римско-Католический костел Доминиканцев (1745 – 1749 архитектор А. Мощинский и Т. Тальовський) в Тернополе и (1747 – 1764 архитектор Я. де Витте) костел Доминиканцев во Львове, приходской костел в Холме (1753). Фрагонар создавал тонкие и лиричные пейзажи («Берег моря близ Генуи», 1773), одухотворенные и искренние портреты («Мадам Фрагонар», «Маргарита Жерар»), свежие по колориту жанровые сцены («Прачки», «Поцелуй украдкой», 1780-е) и реалистичные и немного ироничные мифологические композиции («Похищение рубашки Амуром», ок.
Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест. Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере.
Однако искусство рококо имело ярко выраженные, только ему присущие особенности. Отличался грациозностью, легкостью интимно-кокетливым характером. Отделка предметов достигает высочайшего уровня. Для живописи характерны эротико-мифологические, эротические, а так же пасторальные (пастораль) сюжеты.
Жан Оноре Фрагонар (1732-1806), французский художник и график., гл. Другой, характерной чертой того времени, была эротика. Сын орнаментщика и торговца эстампами, он сделал блестящую карьеру, стал «первым художником короля», директором Академии.
«Коронование» характеризуется новой, более яркой цветовой гаммой (здесь присутствуют черные, белые, зеленые, красные и золотистые тона), в которой угадывается стремление живописца передать краски такими, какие они есть на самом деле и несоответствием между реалистическим портретом и театрально напыщенной и вялой композицией. Художник представляет нам сцену в парке. Представители рокайльного художественно-стилевого направления в совершенстве проиллюстрировали эстетический идеал эпохи кредо которого заключалось в отказе от прозы реальной жизни и признании лишь одного мира – мира искусства. Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным сияющим белизной пейзажным антуражем. В конце 60-х гг. Примерно в это же время Давидом было написано одно из самых значительных полотен эпохи — «Зеленщица» (1795). По возвращении на родину им была выставлена картина «Велизарий, просящий подаяние» (1781).
Для рококо типичные небольшие комнаты с закругленными углами или же овальные в плане. Была даже особая специализация среди художников — квадратурист. Подобно мастерам XVII в., он видел природу огромным и структурно организованным целым. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль.
Эрмитаж ок. Во Франции в трактовке фасада продолжал господствовать классицизм 17 в. Только ряд незначительных изменений смягчал строгость архитектурного образа. Это было искусство, которое было отмечено печатью высокого мастерства, которое изумляло своим изяществом и грацией, но болезненно-хрупкое идейно опустошенное, вполне чуждое шумной «суете» социальной жизни словно в башне из слоновой кости, оно замыкается в узких пределах спальни и будуара. Самым известным из его учителей был Франсуа Лемуан.
По сути, этот образ можно рассматривать и как образ самой революции, недаром между синим фартуком и белой повязкой ярко пламенеет красная косынка (три цвета революционного знамени). – Рембрандта, Остаде, Ватто (позднее – Рубенса, венецианских колористов, Тьеполо, Ф. Гальса, Рейсдаля и др. ). Если в картине «Убитый Лепелетье» художник скрыл некрасивость профиля героя, запрокинув его голову, то в новом произведении изображенного мог узнать любой.
Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Так изменились критерии физической красоты. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты). Шарден начал творческий путь с натюрмортов.
Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. В изобразительных искусствах – живописи, скульптуре, графике – стилю рококо был свойствен особый круг сюжетов.
Он оказался прежде всего в ПЛАН и декорации интерьера (дворцов, церквей, костелов). Художнику покровительствовала маркиза де Помпадур: она содействовала получению Буше крупных заказов (декоративные работы для дворцов Фонтенбло, Бельвю и Креси), а в 1752 г. помогла ему поселиться в Лувре. Одна из лучших картин галантного цикла – «Купальщицы». В основе композиции «Астрономии», вероятно, лежат картины или гравюры западноевропейских мастеров.
Художник выполнял также эскизы для изделий из фарфора Венсенской и Севрской мануфактур. Цветы на муаре рассыпаны без учета складок, подобное «узорочье» ложится на плоскость, как в древнерусской миниатюре. Французский скульптор. Возникшее во Франции, рококо в области архитектуры сказалось главным образом в характере декора, приобретшего подчеркнуто изящные, утонченно-усложненные формы распространяясь в зодчестве других стран Европы (постройки Георга Кнобельсдорфа, Бальтазара Нёймана, отчасти Маттеуса Даниеля Пёппельмана), рококо часто выступало как местный вариант позднего барокко.
Несомненно, художник был знаком и с венецианской традицией монументально-декоративной живописи, хотя неизвестно, ездил ли он в Венецию позже Буше стал коллекционировать рисунки Тьеполо. Он предпочел «живое искусство», передающее дух новой эпохи.
Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных. Наполеон выразил желание, чтобы в произведении искусства было прежде всего отражено восхваление империи и тогда Давид по его заказам написал две крупные композиции: «Коронование императора и императрицы» (1806-1807) и «Присяга армии Наполеону после раздачи орлов на Марсовом поле в декабре 1804 г» (1810). В скульптуре рококо других европейских стран также преобладали предназначенные для украшения интерьеров рельефы и статуи, небольшие статуэтки, в том числе из терракоты и фарфора (изделия немецкого скульптора, мастера фарфоровой пластики Иоганна Иоахима Кендлера). 2 270-71).
В последние годы существования империи, в то время, когда над Францией нависла угроза вторжения, мастер выставил картину «Леонид в Фермопилах» (1799-1814). Рококо (франц.
Девятнадцатилетним юношей Батони переезжает в Рим и остается здесь до конца своей жизни. Позже Давидом была написана картина, прославляющая этого героя революции. Придя на смену тяжеловесному барокко, Рококо явился одновременно и логическим результатом его развития и его художественным антиподом.
художник лишается и заказчиков и славы. В меблярстви работали мастера-резчиков из Глухова, Нежина, Одесская. Театральность характерна для всего искусства XVШ в. и для Ватто особенно. На картине изображена женщина из народа, по-прежнему верная идеям революции. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль.
стр. Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. Косметику обильно использовали как женщины, так и мужчины. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). Фрагонар женится (супруга его была также уроженкой Граса и художницей-любительницей) и вместе с женой совершает в 1773-1774 гг.
Его модели – артисты, писатели, близкие друзья художника и их дочери. Усыновлен аристократом Гравина, подросток Пьетро Трапасси получил от него два значительных подарки – прозвище Метастазио (перевод Трапасси греческом языке) и все свое наследство. Совсем юное, почти детское лицо проникнуто ощущением покоя и безмятежности. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Художественный язык становится ясным, строгим, форма обозримой, классические мотивы легко узнаются в позах, в трактовке лиц, рисунке обнаженных тел.
Великосветская знать, разбогатевшая буржуазия считали своим долгом иметь в своем дворце или отеле «китайский зал», отделанный деревянными лаковыми панно, обставленный китайской мебелью и украшенный китайским фарфором. Его фигура неподвижна, глаза из-под полуопущенных век пристально смотрят на зрителя. В 1736 г. Ж. Мондон, французский ювелир и резчик по дереву, опубликовал альбом гравюр под названием «Первая книга форм рокайль и картель» (от фр. Одна из самых обширных областей творчества Фрагонара – портрет.
К числу лучших его работ этого периода относятся «Автопортрет с палитрой» (1794), портреты супругов Серизиа (1795). В эпоху раннего рококо здесь работали преимущественно мастера немецкого происхождения, авторы многочисленных статуй, украшавших Римско-Католические костелы: Т. Гуттер, К. Кученратнер (костел бернардинцев во Львове), Т. Фершер (в Белз), Ю. Маркварт (в Жовкве и костел Иезуитов во Львове) и др. Он создал 27 либретто, неоднократно положенных на музыку, а также тексты ораторий, кантат. chinoiserie – китайщина). Оформление книги, мастерство переплета, мебель, бронза и т. п. достигли большой художественной высоты. Впервые картины художников стали не только пропагандой, поддержкой религии или культуры, но и способом декора, который не обязательно должен поучать или наставлять зрителя.
Более тёмные цвета и пышная, тяжёлая позолота барочного декора сменяются светлыми тонами – розовыми, голубыми, зелёными, с большим количеством белых деталей. Живопись рококо является наиболее интереснейшей частью художественной культуры. Среди значительных мастеров рококо были художники самого разного дарования, обращавшиеся к самым разным жанрам живописи: Франсуа-Гюбер Друэ, Луи Токе, Луи-Мишель Ванлоо, Морис Кантен де Латур, Жан-Марк Наттье, Жан Батист Перроно. Формы дробные, ажурные, орнамент сложный, построенный на изогнутых линиях, краски живописных панно или станковых картин прозрачные, светлые.
В нее были включены не только орнаменты, но и проекты зданий, фонтанов, решёток и др. Даже предметы культовой обрядности трактуются и роскошно украшаются без особого намёка на религиозность.
Скульптура рококо во Франции менее значительна и своеобразна, чем живопись. Д. Дидро писал об этом мастере третьего сословия: «Вот поистине мой художник — это Грёз». Индивидуальная характеристика сочетается с классицизирующим идеалом, словно накладывающимся на живую натуру, нейтрализующим ее случайные проявления. И здесь рококо ждало открытие.
Природный антураж в этих картинах как и в орнаментике стиля далёк от натуры. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. В то же время, этот стиль насаждал настроения тоски, предчувствия конца и пессимизма. Кроме фарфора— в моде серебро. Мейссонье. Остров Кифера – место рождения богини любви Афродиты, остров вечной любви и блаженства.
Наряду с рисунками, гравюрами, эскизами для гобеленов и фарфора, театральными декорациями (оформление оперы-балета «Галантная Индия», 1735), художник создавал и станковые картины, отличающиеся той же декоративностью. Пышность и яркость, действительно, роднили этот стиль с барокко. Лозунгом стиля рококо можно провозгласить ценность счастливого мига. Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы. Антуан Ватто родился в 1684 г. в Валенсьене в семье кровельщика. В колорите интерьера рококо преобладают нежные пастельные тона.
Музыку к произведениям Метастазио создавали Гендель, Вивальди, Моцарт, Антонио Сальери. Эрмитаж) с ее классической отточенностью силуэта, чистотой линий, красотой и гармонией форм.