Выдающимся образцом импрессионистической музыки являются Три ноктюрна («Облака», «Празднества», «Сирены») Клода Дебюсси. В XX веке некоторые композиторы пытались переосмыслить художественную сущность ноктюрна, отображая с его помощью уже не лирические ночные грёзы, а призрачные видения и естественные звуки ночного мира. Мы находим ноктюрны в творчестве Глинки, Чайковского, Шумана.
Из числа сугубо религиозных жанров ноктюрн вышел в XVIII веке, превратившись в камерное произведение исполняемое в ночное время на открытом воздухе (Nachtmusik). К современному пониманию жанра классический ноктюрн не имел никакого отношения (не был лирической миниатюрой) и часто писался в форме сонатно-симфонического цикла (например, Маленькая ночная серенада Моцарта). В основе ноктюрна лежит обычно широкоразвитая певучая мелодия, благодаря чему ноктюрн представляет собой своеобразную инструментальную песню. Сюита имеет три части – «Облака», «Празднества», «Сирены». Тогда ноктюрном называли часть религиозной католической службы исполнявшуюся между полночью и рассветом (как православная заутреня). Дебюсси закончил три симфонических произведения, в совокупности называемые «Ноктюрны», в самом начале ХХ века.
Мечтательные или поэтичные, строгие или скорбные, бурные или страстные, они составляют значительную часть творчества этого поэта фортепиано. Некоторые гравюры и картины художника как раз и назывались «ноктюрнами». Начало этому положил ещё Роберт Шуман в цикле Nachtstcke, более активно такой подход проявился в сочинениях Пауля Хиндемита (Сюита «1922»), Белы Бартока («Ночная музыка») и ряда других композиторов.
Он написал 21 такую пьесу. В природе – это сильный, внезапный вихрь, порыв ветра. Он заимствовал название у художника Джеймса Макнейла Уистлера, чьим поклонником являлся. Ноктюрн (от фр. Романтики же, напротив, предпочитали ночь — время, в которое душа открывает свои истинные черты, когда можно мечтать и думать обо всём, созерцая тихую природу, не отягощённую суетой дня.
В ранних работах Шопена (например, в знаменитом ноктюрне Es-dur, Op. Ноктюрны писали также Карл Черни, Ференц Лист, Эдвард Григ, русские композиторы — Глинка (два своих ноктюрна он написал под впечатлением от музыки Филда), Балакирев, Чайковский и другие композиторы. Среди оркестровых сочинений этого жанра наиболее известен ноктюрн из музыки Феликса Мендельсона к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Каждая из частей сюиты имеет свою программу, написанную композитором. Ноктюрн Шопена, пожалуй, самый известный из романтических именно ноктюрновая фактура (пленительная мелодия, парящая над аккомпанементом, состоящим из баса и ритмической фигурации изысканной гармонии) стала визитной карточкой композитора.
Но наиболее известны ноктюрны Шопена. Порыв может быть и в природе и в жизни человека. Пьеса «Порыв» входит в сборник Роберта Шумана «Фантастические пьесы». Шуман чутко изобразил музыкальный стиль Шопена, поместив его своеобразный музыкальный портрет в одну из пьес фортепианного цикла «Карнавал» ( 12 — лирический ноктюрн). nocturne — «ночной») — распространившееся с начала XIX века название пьес (обычно инструментальных, реже — вокальных) лирического, мечтательного характера.