В Германии А. Ретель обращался к героике средневековья, К. Ф. Лессинг — к теме народных антифеодальных войн прошлого. О картине К. Брюллова «Последний день Помпеи» читайте здесь. Во второй половине XIX в. большинство картин исторического жанра были созданы на сюжет исторических событий России: В. Суриков «Боярыня Морозова» (1887), «Переход Суворова через Альпы» (1899), «Утро стрелецкой казни» (1881), И. Репина «Бурлаки на Волге» (1973), «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1893), «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре, вовремя казни стрельцов и пытки всей её прислуги в 1698 г» (1879), «Иван Грозный и сын его Иван» (1885), В. Васнецова «Богатыри» (1898), а также полотна Н. Ге, А. Рябушкина, А. Бенуа, Е. Лансере, В. Серова и др. Неизвестный художник «Портрет Меншикова» (1716. ) Ситуация его не сломила, сильный дух и уверенность в себе не поколебали в в нём ни обстоятельства, ни обстановка. Ню (произошло от фр. Испанский мастер обратился не к античной истории, а к событиям недавнего прошлого. Мейссонье во Франции, Х. Лейс в Бельгии, М. фон Швинд в Австрии).
Оформился и тип многофигурной торжественной по своему строю исторической картины. В основе сюжета – древняя эпическая легенда. Мункачи). Большое внимание привлекает юродивый, который протягивает двуперстное знамение. К конце 19 — начале 20 вв. К. П. Брюллов внёс в русскую историческую живопись размах и пафос трагедии, героем которой является не отдельная личность, а людская масса («Последний день Помпеи», 1830-33). Все на лодках, включая капитана и губернатора, добрались до берега.
Алеш, Я. Чермак), Румынии (Т. Героические и трагические образы отечественной истории воплощаются в станковой живописи Ю. П. Кугача, И. С. Глазунова и художников его школы, монументальной живописи (мозаики А. К. Быстрова, С. Н. Репина и др. ), скульптуре А. А. Бичукова, В. М. Клыкова, З. К. Церетели, М. М. Шемякина и др. В Древнем Китае с яркими подробностями изображались битвы и походы (рельефы гробницы семьи У в провинции Шаньдун, эпоха Хань, 147-163 свиток «Властелины разных династий» Янь Либэня, эпоха Тан, 7 век и др. ).
На груди юродивого мы видим тяжёлый железный крест на цепи. Этим обусловлено присущее реалистической живописи совершенство объёмной и пространственной моделировки, живая и точная передача действительности, возможности реализации задуманных художником сюжетов (и способов построения композиций) и другие изобразительные достоинства. Кольвиц, Ф. Кремер в Германии, Ф. Мазерель в Бельгии, Р. Гуттузо в Италии).
Русская оратория как таковая возникла в первой половине XIX в. Одно из выдающихся произведений того времени – это «Минин и Пожарский или Освобождение Москвы» (1811 г. ) авторства Дегтярева С. А. В тот момент национальная историческая тема в русской опере присутствовала незначительно. Д. Флавицкий) и развлекательные «костюмные» изображения древнерусского быта (К. Многочисленны были и группы консервативных романтиков искавших в средневековом прошлом свой исторический и эстетический идеал. Д. Розенталь). Пафосом революционной романтики овеяны картина «Свобода, ведущая народ» Делакруа (1830), горельеф «Марсельеза» Ф. Рюда (1833—36), композиции О. Домье на темы классовых боев ярко выразительны здесь и аллегорические фигуры и типичные характеры участников революционных битв.
Б. Тьеполо). до н. э. известна по римской копии). Андреа Мантенья и Пьеро делла Франческа обращались к прошлому (в основном античному) как к героическому идеалу, образцу для современности. В 15 — начале 16 вв.
Уччелло), торжественных событий современной жизни, развёртывающихся на фоне реальных архитектурных фонов и интерьеров (Мелоццо да Форли, Джентиле Беллини, Б. Пинтуриккьо, В. Карпаччо, Д. Гирландайо и др. ) нередко они включались в композиции на религиозные сюжеты. К концу 19 века в историческом жанре наметился поворот к символико-обобщённым образам (героическая композиция французского скульптора О. Родена «Граждане Кале», 1885-1889). Пейзажные фоны произведений Васнецова на сказочные и исторические темы, проникнутые глубоко национальным ощущением родной природы, то замечательные лирической непосредственностью её восприятия ("Алёнушка"), то эпические по характеру ("После побоища Игоря Святославича с половцами"), сыграли важную роль в развитии русской пейзажной живописи. И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним» (Евангелие от Луки 5:1-11). Последователями А. Лосенко были художники И. Акимов, П. Соколов, Г. Угрюмов.
Настоящей классикой считаются такие ленты, как «Юлий Цезарь» (1953 г. ), «Десять заповедей» и «Александр Великий» (1956 г. ), «300 спартанцев» (1962 г. ), «Спартак» (1960 г. ), «Последние дни Помпеи» (1959 г. ) и др. «Классический» импрессионизм избегал любой сюжетности, однако к историческому жанру обращались Э. Дега (в раннем творчестве) и Э. Мане («Казнь императора Максимилиана», 1867, Кунстхалле, Мангейм). Рафаэль считал, что это четыре основания, на которых должно основываться человеческое общество: разум (философия, наука), доброта и любовь (религия), красота (искусство), справедливость (правосудие). На фреске изображены исторические лица, в том числе Эпикур, Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель, Диоген и др. Подобно Пуссену, он искал в античной истории примеры для подражания и воспитания молодежи. Расцвет бытового жанра Нового времени связан с ростом демократических и реалистических художественных тенденций, с обращением художников к народной жизни и трудовой деятельности простых людей, с постановкой в искусстве важных социальных вопросов.
Что интересно – к этому жанру относится огромное количество картин на библейскую тему. Манес), Венгрии (В. В Китае ещё в эпоху Хань с яркими подробностями изображались битвы и походы (рельефы гробницы семьи У, 147—163). Рафаэль «Афинская школа» (1511). тесно связаны его работы для театра. Алеш Я. Чермак), Румынии (Т. — в миниатюрах Азербайджана, Ирана, Средней Азии, Индии («Бабур-наме», конец 16 в. ).
К первому принадлежит, пожалуй, один из самых объемных блоков. Симон сказал Ему в ответ: Наставник. Байё). Единственное лицо в картине, написанное со старинного портрета – это лицо Петра 1. «Богословские» сюжеты в эту эпоху были дополнены обращением к античной мифологии, а также литературными сюжетами, почерпнутыми не только из древних (Гомер, Овидий, Вергилий), но и современных (Данте, А. Полициано и др. ) авторов. В живописи и графике Ф. Гойи (Испания) вольнолюбивому порыву народных героев противостоит беспощадное, жестокое насилие («Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года», около 1814).
Основная мысль этой картины — противостояние двух типов национальных характеров. Вместе с тем в середине 19 века обращение к историческому жанру представителей реалистического направления обусловило распространение небольших историко-бытовых картин, где в точных деталях воссоздавались повседневная жизнь и «колорит эпохи» (Э. И. Козловский), посвящённые не только античной, но и национальной истории. Манес), Венгрии (В.
Графики «Мира искусства» (А. Лебрен и П. Миньяр). Так, в III веке до н. э. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1867-68) у И. Н. Крамского и в АХ (1868-75), действительным членом которой стал в 1893.
Характерно распространение историко-бытовых картин, где воссоздавались «колорит эпохи», повседневная жизнь в точных деталях (Э. Об этой картине Вы можете прочитать здесь. Первая попытка адаптации исторического повествования в русской литературе была предпринята Н. М. Карамзиным в повести «Наталья, боярская дочь» в 1792 г. Однако и читатель и сам автор осознали, что задача овладения исторической эпохой не разрешена. Исторический жанр в его современном виде сформировался вместе с развитием научных воззрений на историю (полностью лишь в 18—19 вв. ), но многие его особенности сложились значительно раньше. Такова одна из фресок, получившая название «Сон Константина».
Он создал исторические картины, наполненные духом героизма. так как я человек грешный. Матейко), Чехии (М. Испанский художник Веласкес создал не менее известную картину исторического и батального жанра «Сдача Бреды». И сказал Симону Иисус: не бойся отныне будешь ловить человеков. Заказчики стремились получить портретное сходство (или даже приукрасить его) оставив в истории зрительное воплощение.
История народных масс стала центральной темой творчества В. И. Сурикова («Утро стрелецкой казни», 1881 «Боярыня Морозова», 1887 «Покорение Сибири Ермаком», 1895) показывая, как в трудные моменты исторических переломов складываются судьбы народа и национальный характер, выковываются героические личности, он запечатлел в многоликих толпах разнообразные оттенки переживания, объединил в сложное и богатое живописное целое народную массу, старинную архитектуру, пейзаж, художественные особенности быта. Это граничит с возникновением нового направления – реализма. Наряду со сложными условно-символическими формами («Герника» П. Пикассо, 1937) появляются произведения, тяготеющие к политической отчётливости плаката (картины Гуттузо, А. Фужерона).
Лучи растопили воск, крылья распались и юноша погиб, упав с огромной высоты в море. Когда-то очень давно легенды и мифы воспринимались человеком как что-то реальное, когда-то происходившее на земле. Отечественный кинематограф тоже не обошел данный жанр (исторический) стороной. Историческая бытовая тематика занимала большое значение в творчестве представителей объединения «Мир искусства». Холст, масло.
С национально-освободительными движениями связано развитие романтического Исторический жанр в Бельгии (Г. Ну а к зрелищному искусству относятся кино, эстрада, театр, опера и цирк.
Оставшиеся жители были обращены в ислам. Представители этого направления отошли от героической интерпретации прошлого, сделав упор на эмоциональную составляющую. Лувр (Париж)Событие, которое потрясло всю Францию, Жерико изобразил выразительно и трагично. Так, за пять лет до революции он написал свое известное полотно «Клятва Горациев» (1784), призывавшее народ к борьбе против монархической тирании.
Кроме того, он был историческим живописцем английского короля Георга III. Апостольский дворец (Ватикан)В 1508 г. Рафаэль по поручению папы Юлия II начал роспись парадных залов (станцев) Ватиканского дворца. Пуссен известен в основном как исторический художник. Связь древнеримских исторических рельефов с идеями могущества государства проявилась в композициях, прославляющих военных триумфаторов и в документальных повествовательных фризах (колонна Траяна в Риме, 111—114), где роль символических и мифологических фигур незначительна. Сделав это, они поймали великое множество рыбы и даже сеть у них прорывалась.
Так, наряду с картинами, посвященными далекому прошлому, Илья Ефимович Репин выполнил и ряд полотен изображавших современные ему события («Не ждали», «Отказ от исповеди»). Старая Пинакотека (Мюнхен)Эта картина писалась по заказу. Рост политического сознания художников, успехи революционного преобразования страны, путь искусства к социалистическому реализму определили появление этапных произведений советского Исторический жанр: в живописи — «Оборона Петрограда» А. А. Дейнеки (1928), «Допрос коммунистов» (1933) и «На старом уральском заводе» (1937) Б. В. Иогансона, посвященные В. И. Ленину полотна И. И. Бродского, А. М. Герасимова, И. Э. Грабаря, картины С. В. Герасимова, М. Б. Грекова, П. М. Шухмина, Г. К. Савицкого, Ф. Г. Кричевского, А. К. Кутателадзе в скульптуре — обобщённые исторические образы «Булыжник — оружие пролетариата» И. Д. Шадра (1927), «Октябрь» А. Т. Матвеева (1927). Но особенную популярность получили картины П. Делароша (Франция), с мелодраматическими сюжетами и обилием бытовых деталей.
Иногда художник соединял в своих работах исторические и мифологические мотивы. Мадарас), Польше (А. Он впервые изложил основы перспективы в живописи (трактат О живописи 1436 г. ). 121 х 154, 5 см. Однако отечественными авторами-создателями исторического русского романа считают М. Н. Загоскина («Юрий Милославский или Русские в 1612 году», «Брынский лес») и И. И. Лажечникова («Ледяной дом», «Последний Новик»).
В скульптуре начала 20 века получил широкое распространение жанр исторического портрета (работы Родена, также И. Мештровича в Хорватии, Й. В. Мысльбека, Л. Я. Шалоуна в Чехии, К. Дуниковского в Польше и др. ). Лишившись своей героической предводительницы, амазонки были разбиты. На картине изображён бой (батальный жанр): переплетение человеческих и животных тел. О. Д. Энгр), сменился салонно-академическими псевдоисторическими композициями (картины П. Делароша, Т. Кутюра и др. ). В середине – 2-й половины 20 века античную тему переосмысливают в живописи М. Бекманн и в скульптуре Г. Маркс (Германия).
2 июля 1816 г. у берегов Сенегала потерпел крушение фрегат «Медуза». Рейнолдса в Великобритании и др. ). Среди других мастеров исторического жанра – Й. Чапек и Э. Филла (Чехия), Н. Тоница (Румыния), И. Бешков (Болгария), Дж. Посетил Францию (1876) и Италию (1885).
С общей направленностью станковой живописи Васнецова 1880- 1890-х гг. К «высокому» жанру относили исторический и мифологический жанры, к «низким» – портрет, пейзаж, натюрморт. Очаги восстаний вспыхнули в Италии, Франции, Германии. Но изначально оно происходит от церковной техники рисования икон, в которой использовано слово "писать" (относящееся к письменности) потому, что это слово является переводом значения в греческих текстах (вот такие "трудности перевода"). При этом история народа ранее ХХ в. в фильмах представлена крайне скудно. Особенностью их картин было воспроизведение пышности и торжественности, но с оттенком грусти (Альберт Бенуа изображавший помпезные выходы российских императоров и императриц в XVIII веке, Евгений Лансере, запечатлевший роскошную обстановку при дворе, Валентин Серов, нарисовавший царские увеселения).
Отличающиеся народно-поэтическим складом декорации и костюмы к пьесе-сказке "Снегурочка" А. Н. Островского (поставлена в домашнем театре С. И. Мамонтова в 1882) и одноимённой опере Н. А. Римского-Корсакова (в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова в 1886) исполненные по эскизам Васнецова, - пример творческой интерпретации подлинного археологического и этногр материала, - оказали большое влияние на развитие русского театрального-декорационного искусства в конце 19 – нач. Непрерывно практикуясь, Уччелло научился правильно размещать человеческие фигуры, животных и другие элементы композиции, сильно опередив в этом отношении других художников того времени. Позднее эти сюжеты у художников социалистического реализма нередко превращались в однообразные «представления» с вождями и «народными массами». Один из самых популярных жанров живописи. Сентиментальные сцены рыцарской эпохи создавали немецкие художники дюссельдорфской школы.
И. Пучинов) сюжеты. Н. Ге, Н. В. Неврев, А. Д. Кившенко, И. М. Прянишников, В. И. Якоби, Г. Г. Мясоедов, латвийский художник К. Т. Гун и др. ) и близкий к ним скульптор М. М. Антокольский утвердили в своём творчестве убедительность и достоверность образов исторических персонажей. В послевоенные годы художники посвящают свои произведения В. И. Ленину и революционной истории страны, подвигам советских людей в борьбе за победу социализма, выдающимся деятелям и безымянным героям истории («Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола» Б. В. Иогансона и др., 1950 картины Вл. В искусстве начала 20 века обостряется интерес к старине как к источнику красоты и поэзии, лирических и гротескных образов (А.
Так, американский художник Бенджамин Уэст писал картины на исторические сюжеты («ЛеонидасII, король Спарты, отправляет в изгнание Клеомбротуса»). Вот только он имеет свой особый путь развития. Вапперс, Л. Галле), Италии (Ф. Суриков долго и тщательно искал модели для персонажей картины. К историческому жанру обращались многие художники.
(1902). Создавались и изображения на темы актуальных современных событий, служившие уже в 14 веке средством пропаганды новых общественных идей. Для искусства 18 века в Италии характерны эффектные монументально-декоративные решения исторических тем (Дж. Во второй половине XIX столетия художники начали рисовать сюжеты из истории России. Собственно исторический жанр начал развиваться в 1-й половине – середине 18 века с появлением светского искусства и исторической науки: документально точные гравюры А. Ф. Зубова (изображения битв и празднеств Петра I), рельефы для Триумфального столпа памяти Петра I и Северной войны 1700-21, созданные при участии К. Б. Растрелли мозаика мастерской М. В. Ломоносова «Полтавская баталия» (1762-64), картины на евангельские (Г. Живопись Васнецова в зрелый период, отличаясь стремлением к монументально-декоративному художественному языку, приглушённому звучанию обобщённых цветовых пятен, а порой и обращением к символике, предвосхищает позже получивший распространение в России стиль "модерн".
Огромный скачок в качественном развитии живопись получает в эпоху Ренессанса, во многом благодаря труду Леона Баттиста Альберти (1404-1472 гг. ). П. Рубенс «Битва греков с амазонками» (1618). С ростом национального самосознания связаны исторические сюжеты в русских иконах («Битва суздальцев с новгородцами», 15 в. «Церковь воинствующая», после 1552) и миниатюрах («Кёнигсбергская летопись», конец 15 в. «Лицевой летописный свод», 2-я половина 16 в. ). Не отстает в этом плане и современный кинематограф: «Гладиатор», «Александр», «Троя», «Исход: Цари и боги», «Бен-Гур». После этого остров потерял своё хозяйственное значение. Возможно, его появление вызвано особенностью голландской школы. 491 х 716 см.
Так, в 1771–1772 годах он создал полотно, в котором показал историческое событие, положившее начало созданию в Америке английской колонии Пенсильвании («Уильям Пенн подписывает договор с индейцами»). В первые годы Советской власти революционные события находили часто символико-аллегорические воплощение (картины Б. М. Кустодиева, К. С. Петрова-Водкина, К. Ф. Юона). Отечественная война 1812 года привлекла внимание художников к героическим подвигам русских людей (картины А. И. Иванова и В. К. Шебуева).
Особое значение в его творчестве занимает тема Великой Отечественной войны («Мезенские вдовы», 1965-1968 гг. ). В итальянской живописи XVI века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров (венецианцы — Карпаччо, Джорджоне, Бассано). ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович, русский художник. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Картина написана на сюжет из античной мифологии. В 17—18 вв.
Данный жанр включает в себя и такую разновидность портрета, как автопортрет – изображение самого художника, написанное им самим. Дальнейший ход политической жизни Франции определил культ отважного воина, сильной личности, прославление Наполеона и его армии (в картинах Давида и А. Гро). Наиболее значимыми являются такие произведения, как «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина А. П., «Царская невеста» и «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакового, «Суворовский марш» А. С. Аренкова и др. Исторические мотивы можно обнаружить и творчестве другого видного французского художника Оноре Домье: картина «Восстание» (1848). Население Хиоса до сих пор так и не восстановило свою былую численность.
А. Акимов, А. П. Лосенко, П. И. Соколов, Г. И. Угрюмов) и скульптурная композиция (Ф. Вневременная символика и стилизация характерны для исторической живописи П. Пюви де Шаванна (Франция), Х. фон Маре (Германия), А. Бёклина и Ф. Ходлера (Швейцария), Э. Бёрн-Джонса (Великобритания), эскизов витражей С. Выспяньского (Польша). Собственно Исторический жанр начал складываться в эпоху Возрождения в Европе. В нём сочетались мелодраматические картины (К. Собственно исторический жанр сформировался в эпоху Возрождения, но лишь в 19 в. окончательно отделился от аллегорического и религиозного жанров.
По приказу турецкого паши убивали детей до 3 лет, мальчиков и мужчин старше 12 лет и женщин старше 40 лет. Резкий, злой, непокорный, он долго отказывался позировать и художник с трудом уговорил его. Экономический расцвет 17 века в Голландии привёл к стремлению к доступной роскоши (картинам) у значительного количества населения. Дальнейший ход французской истории определил культ отважного воина, полководца, сильной личности, прославление Наполеона Бонапарта и его армии (картины Давида, А. Ж. Гро).
М. Васнецов, М. В. Нестеров, М. А. Врубель). В советское время художники довольно часто обращались к событиям прошлого России. В Древнем Египте и Месопотамии исторические события воплощались либо в условных символических композициях (апофеоз военных побед монарха, передача ему власти божеством и т. д. ), либо в циклах полулегендарных сцен, повествующих главным образом о подвигах правителя или его войска (рельефы или росписи на темы битв, походов, путешествий). Так, в 17 в. в Голландии в живописи ведущими стали именно «низкие» жанры (пейзаж, бытовой жанр, натюрморт), а парадный портрет, формально принадлежавший к «низкому» жанру портрета, к таковому не относился. Родоначальником жанра по праву считают Вальтера Скотта («Роб Рой», «Айвенго», «Квентин Дорвард» и др. ), который смог совместить художественный вымысел с историческими фактами. в Исторический жанр входит тема революционной борьбы, движений пролетариата и крестьянства (графические циклы немецкой художницы К. Кольвиц «Восстание ткачей», 1897—98 и «Крестьянская война», 1903—08 картины С. В. Иванова, И. И. Бродского, В. Е. Маковского, А. В. Моравова, посвящены событиям Революции 1905—07 или революционерам прошлого).
Идеи национального возрождения, освободительной борьбы питали Исторический жанр Польши (Я. Разгневанный Минос заточил Дедала вместе с сыном в башне на скале. 500 х 770 см.
Накануне Великой французской революции строгие, мужественные картины главы революционного классицизма Ж. Л. Давида изображающие героев республиканского Рима, стали воплощением идеалов борьбы с тиранией, подвига во имя гражданского долга, прозвучали как призыв к борьбе («Клятва Горациев», 1784). Аман), Венгрии (М. Создавались и собственно исторические композиции, трактованные в идеально-обобщённом, вневременном плане (несохранившиеся батальные картоны Леонардо да Винчи и Микеланджело). "Исторические" библейские сюжеты присутствуют в творчестве большинства художников.
в 1874). Все остальные персонажи и все детали одежды и обстановки писались с натуры. Исторический жанр в русском искусстве 2-й половины 18 века связан с просветительскими идеалами и классицизмом, пропагандистом которого выступала петербургская Академия Художеств.
С помощью стихотворных строчек он попытался разъяснить и замысел картины «Метель. Холст, масло. Е. Маковский) и салонно-академические античные сцены (Г.
Н. Пуссен «Похищение сабинянок» (1634-1635)Картина является иллюстрацией легенды римской истории. По его рисункам сооружены церковь и сказочная "Избушка на курьих ножках" в Абрамцеве (под Москвой 1883), выстроен фасад Третьяковской гал.
М. Васнецов, В. А. Серов, А. П. Рябушкин, С. В. Иванов, художники группы «Мир искусства» – А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере, Н. К. Рерих, Л. С. Бакст скульптор С. Т. Конёнков). Изображение исторических событий долгое время связывалось с мифами, фольклорными и религиозными легендами. Но Икар поднялся слишком высоко к солнцу. К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров.
Матейко), Чехии (М. Из наиболее ярких проектов следует отметить следующие: «Иван Грозный» (1944 г. ), «Андрей Рублев» (1966 г. ), «Война и мир», «Орда», «Арап Петра Великого». Именно в ней доступно особое многообразие содержания и глубокой разработанности формы. В статье мы расскажем вам о данном направлении в живописи, кинематографе, литературе и музыке. В древнерусском искусстве изредка получали отражение события национальной истории в иконах, миниатюрах и фресках (росписи Золотой палаты Кремлёвского дворца, 1547-1552, не сохранились). Так, американский художник Бенджамин Уэст писал картины на исторические сюжеты («Леонидас II, король Спарты, отправляет в изгнание Клеомбротуса»).
в 1867 "Тарас Бульба" Н. В. Гоголя изд. П. Соколов «Дедал привязывает крылья Икару» (1777). Жирардон, А. Куазевокс, Ж. Б. Пигаль). Подобное явление характерно для живописи XIX века.
Люди на лодках обрезали буксировочные канаты, чтобы в них не стали перебираться с плота, оставив тем самым плот на произвол судьбы. Собственно исторического жанра начал складываться в эпоху Возрождения в Европе. Битва произошла в долине реки Арно около укрепления Сан-Романо.
Испанский мастер обратился не к античной истории, а к событиям недавнего прошлого. Исторический жанр в изобразительном искусстве представлен следующими полотнами: картинами Ильи Репина «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре» (1879) и «Иван Грозный убивает своего сына» (1884), работами Василия Сурикова, обратившегося к наиболее драматичным событиям из истории России XVIII века. Д. Розенталь). Романиста вы можете увидеть на фото выше. История двух государств для Веласкеса — это судьбы всех участников события, от полководца до простого солдата.
А. Лосенко «Чудесный улов» (1762). Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами — бытовым жанром (историко-бытовые изображения), портретом (изображения деятелей прошлого, групповые портретно-исторические композиции), пейзажем («исторический пейзаж») особенно тесно с Исторический жанр смыкается батальный жанр, когда он раскрывает исторический смысл военных событий. Вапперс Л. Галле), Италии (Ф. Мифологический сюжет создан на полотне в соответствии с современной Рубенсу политической ситуацией: Тридцатилетней войной в Европе (1618-1648). Знаменитая картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» (1668-1669) посвящена евангельской притче.
С 1878 член Товарищества передвижников. В основе живописных художественных средств лежат цвета (возможности красок), в неразрывном единстве со светотенью и линия цвет и светотень разработаны и развиты техниками живописи с полнотой и яркостью, недоступной другим видам искусства. М. Васнецова, 1878 Ивана Петрова, 1883 оба – в Третьяковской гал. ) иллюстрации к "Песни о вещем Олеге" А. С. Пушкина (акварель, 1899, Литературный музей, Москва).
Гротгер), Румынии (К. Бедным художникам были недоступны модели и мастерские (люди в соответствующих одеждах). Это может быть отдельный стиль или жанр исторический в том числе. Декоративная живопись получала существенное развитие во времена греческой и римской античности (школа утеряна в средние века) уровень которой был, достигнут только после 15 века.
М. Коржев, Е. Е. Моисеенко, Т. Г. Назаренко). («Капитанская дочка», «Арап Петра Великого»). Каждая деталь, каждое тело и предмет до мелочи проработаны художником. Тинторетто). Д. Флавицкий, П. П. Чистяков, П. Ф. Плешанов), «костюмированные» изображения древнерусского быта (К.
Веласкес показал не кровавое сражение и не триумф победителей. Формирование жанра как системы в станковой живописи началось в Европе в 15–16 вв. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи. А. А. Иванов также сыграл большую роль в развитии русского исторического жанра, стремясь представить в своих произведениях эпизоды Священной истории как главные события истории человечества.
были православными греками, остальные католики, турки и евреи. Так, в III веке до н. э. греческий художник Филоксен выполнил картину «Битва Александра Македонского с Дарием». Русский Исторический жанр во 2-й половине 18 в. также связан с просветительскими идеями и с классицизмом, пропагандистом которого стала Академия художеств ведущую роль играла большая тематическая картина (А.
Аман), Венгрии (М. Не всегда достаточно общих признаков для определения. В сценках уличной и домашней жизни мелких купцов и чиновников, городской бедноты и крестьян Васнецов с большой наблюдательностью запечатлел различные типы современного ему общества ("С квартиры на квартиру", 1876, "Военная телеграмма", 1878, - обе в Третьяковской гал. ).
И здесь прежде всего надо вспомнить художников А. Иванова, К. Брюллова. Б. Тьеполо в Италии). Нельзя не упомянуть и о пеплуме – направлении исторического жанра, который характеризуется обращением к библейским и античным сюжетам, большой временной продолжительностью фильма, а также масштабностью и грандиозностью съемок (массовка, костюмы, общие планы и т. д. ). Его оперы с классическим сюжетом «Тамерлан» (1724 г. ), «Ксеркс» (1738 г. ) и «Юлий Цезарь» (1724 г. ) – это, в первую очередь, героическая драма с бурей страстей и сильными характерами, в то время как исторические имена добавлены лишь для помпезности. Сначала сила была на её стороне: греки уже дрогнули и начали отступать.
20 вв. Энгр, Франция), сменился салонно-академическими псевдоисторическими композициями, где торжествовали претенциозность и порой явная пошлость. ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович, русский художник. В 1960-70-х годах делались попытки обновить исторический жанр романтикой образов (Г.
Историческая живопись – жанр, в котором основным сюжетом картин является историческое событие или его интерпретация художником. Широко распространялись гравюры исторического содержания. ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР, один из основных жанров изобразительного искусства, посвящен историческим событиям прошлого и современности, социально значимым явлениям в истории народов. Слева на пороге храма первый царь и основатель Рима – Ромул (в красном плаще) вдохновляет своих воинов на это деяние (мы бы сказали сейчас: злодеяние). Классицистическая линия исторической живописи продолжилась в творчестве Ж. Л. Давида. Использование слова "живопись" в то время применялось только к определённому виду реалистичного изображения красками.
Его фрески – это аллегорические изображения человеческой деятельности: «Афинская школа» – философия, «Диспута» – богословие, «Мудрость, умеренность и сила» – правосудие, «Парнас» – поэзия. В XVII веке наметилось два направления в бытовом жанре: демократическое (графика Рембрандта, ряд картин фламандца Брауэра, голландца Стена) и идеализирующее, рисовавшим картины идиллического благополучия жизни крестьян (Тенирс во Фландрии) или богатого городского бюргерства (Нетсхер в Голландии). Э. Делакруа «Резня на о. Хиос» (1824)Историческая основа картины – расправа турок 11 апреля 1822 г. над жителями греческого острова Хиос за то, что островитяне поддержали борцов за независимость Греции. Из 120 000 жителей острова около 115 тыс. В советское время Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами ("Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем", 1918 "Кащей Бессмертный", 1917-26 обе картины – в Доме-музее В. М. Васнецова в Москве).
(живопись и графика Ф. Гойи). Юродивый олицетворяет собой страдания русского народа, его скорбь. Гораздо интенсивнее бытовой жанр обособлялся в Нидерландах (Массейс, Лука Лейденский, Питер Брейгель) изображая конкретные особенности поведения и бытовую среду людей разных общественных слоёв. «Сдача Бреды» восхищает своей человечностью и гуманизмом. И труд Леонардо является продолжением развития европейской (итальянской) художественной школы Эпохи Ренессанса. Романтические веяния сказались и в русском Исторический жанр трагические события современности, волна восстаний в Европе косвенно отразились в картине К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» (1830—33), посвященной судьбе античной цивилизации, обречённости людей, противостоящих слепой разрушительной стихии.
П. Лосенко, И. А. Акимов, Г. И. Угрюмов) и скульптурная композиция (М. Рисуя картины на продажу, они использовали подручные средства (предметы) для композиций картин.
Война за независимость в Северной Америке 1775—83 стимулировала в искусстве США демократизацию Исторический жанр, стремление к жизненному, достоверному изображению событий (Дж. Доказательством тому служат оперы «Орфей» (1607 г. ), «Коронация Поппеи» (1642 г. ). Отечественная война 1812 привлекла внимание русских художников к героическим подвигам исторических деятелей и простых людей прошлого и современности (картины А. И. Иванова о древнерусских героях в скульптуре — «Минин и Пожарский» И. П. Мартоса, 1804—18, медальоны Ф. П. Толстого, 1814—36). Эта ситуация в истории голландской школы является причиной развития жанровой живописи. Андреевич-Кун (Сербия). В годы революции Давид в героически приподнятых образах воплотил её актуальные события («Клятва в зале для игры в мяч», 1791 «Смерть Марата», 1793).
Ф. Щедрин), в том числе портретная (М. греческий художник Филоксен выполнил картину «Битва Александра Македонского с Дарием». Кроме того, он был историческим живописцем английского короля ГеоргаIII. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами – бытовым жанром (историко-бытовые изображения), портретом (изображения деятелей прошлого, портретно-исторические композиции), пейзажем (исторический пейзаж).
Во 2-й половине 19 века идеи национального возрождения воплощались в произведениях исторического жанра в Польше (Я. Не менее известна картина Т. Жерико «Плот «Медузы» (1819). Эпический, былинный дух русской древней истории воскрешал В. М. Васнецов («Богатыри», 1881—98), облик московской старины разных эпох — А. М. Васнецов. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)Историческая картина написана на евангельский сюжет.
Трамбалл). И. Семирадский, В. С. Смирнов). По приказу Миноса он построил знаменитый лабиринт для чудовища Минотавра. Ему (его трудам по систематизации научных знаний) европейская художественная школа обязана появлению (возрождению) реалистичной перспективы и естественности пропорций в картинах художников.
Мадарас), Польше (П. Глазунова много исторических полотен: «Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор и Синеус», циклы «Русь» (1956), «Поле Куликово» (1980) и др. Исторический жанр позднего классицизма во Франции, ограничивавшийся античными сюжетами (Ж. Думая, что дорога свободна, воины быстро мчались вперед и неожиданно столкнулись с многочисленным войском города Сиены, который воевал на стороне Миланского герцогства.
К концу 19 в. в Исторический жанр стал обозначаться поворот к символически-обобщённым, приподнятым над бытовой конкретностью образам (героическая композиция французского скульптора О. Родена «Граждане Кале», 1884—86). На восьмой день выжившие выбросили за борт слабых и раненых. Культура гуманизма, пробуждение интереса к историческим знаниям способствовали укреплению представления об эпизодах Священного Писания как фактах общечеловеческой истории. Это весьма специфические разновидности: батальное кино (особенно популярное в советском кинематографе), вестерн, пеплум (киноленты о древнем мире), тямбара (о самураях), фильмы плаща и шпаги (с динамичными фехтовальными поединками), уся (китайское кино с утрированной фантастической версией восточных единоборств). Важное место в отечественном искусстве после 1917 года заняла историко-революционная тематика, нередко в символико-аллегорическом воплощении (картины Б. М. Кустодиева, К. С. Петрова-Водкина, К. Ф. Юона). В средневековой Европе, где господствовал теологический взгляд на историю, религиозные сюжеты рассматривались как исторические, а реальные события изображались редко и условно (так называемый ковёр из Байё, около 1080 миниатюры в исторических хрониках).
В 15 – начале 16 века выполнялись стенные росписи и картины с изображением битв (П. Он является автором живописного полотна «Вечная Россия», представляющего историю и культуру России за 1000 лет. Его представители стремились к созданию более правдоподобных образов и сюжетов.
Отказываясь от спокойной обстоятельности повествования, многие художники 20 в., борющиеся за гуманистические идеалы, придают своим историческим произведениям прямое политическое современное звучание, обращаются к показу резко обнажённых классовых противоречий, прибегают к гротеску, к социальной сатире, к острой трагической экспрессии (антифашистские произведения немецких художников О. Дикса, Ж. Гроса, Х. Грундига фрески мексиканских художников Д. Риверы, Д. Сикейроса, Х. К. Ороско) наряду со сложными условно-символическими формами («Герника» П. Пикассо, 1937) определяется тяготение к отчётливости политических идей, свойственной плакату (картины Р. Гуттузо, А. Фужерона). Месонье во Франции, Х. Лейс в Бельгии, М. Швинд в Австрии). В России Исторический жанр начал развиваться в 1-й половине 18 в., с появлением русского светского искусства и исторической науки сочетанием патриотической патетики, торжественной праздничности и документальной точности отмечены гравюры А. Ф. Зубова (изображения битв и празднеств Петра I), батальные картины, приписываемые И. Н. Никитину, рельефы для Триумфального столпа памяти Петра I и Северной войны исполненные при участии Б. К. Растрелли, мозаика мастерской М. В. Ломоносова «Полтавская баталия» (1762—64).
И. Козлов) и античные (М. Особой эмоциональной силы достиг И. Е. Репин в изображении трагедии деспотического произвола («Иван Грозный и сын его Иван», 1885) и могучего вольнолюбия народа («Запорожцы», 1878—91). Историко-бытовые сюжеты появились с 7 в. в китайской, с 11—12 вв. Но на помощь грекам пришли Ахилес и Аякс Теламонид, могучий Ахилес пронзил её копьем вместе с конем. Великая Отечественная война 1941—45 побудила художников обратиться к событиям мужественной борьбы советского народа против фашизма и к героическому прошлому народов СССР (картины П. Д. Корина, Кукрыниксов, А. П. Бубнова, М. И. Авилова, Н. П. Ульянова).
Так, в 1771–1772 годах он создал полотно, в котором показал историческое событие, положившее начало созданию в Америке английской колонии Пенсильвании («Уильям Пенн подписывает договор с индейцами»). «Сдача Бреды» восхищает своей человечностью и гуманизмом. Аллегорический жанр (от греч.
В этом жанре трудно изобразимые идеи (например добро, сила, власть, справедливость, любовь и т. д. ) показываются иносказательно через изображения живых существ, животных или человеческих фигур с атрибутами, за которыми исторически закрепился символический, легко читаемый смысл. Некоторые жанры отмирают или обретают новый смысл (напр., мифологический жанр), возникают новые, обычно внутри ранее существовавших (напр., внутри пейзажного жанра появились архитектурный пейзаж и марина). Старшая дочь Мария, прижавшаяся к отцу и задумавшаяся о чём-то, полностью разделяет судьбу семьи и не ропщет сын Александр, снимающий воск с подсвечника, также изображён не лишённым надежды на будущее, как и младшая дочь Александра изображённая художником как жизнеутверждающее начало. Художники XX в. также часто обращаются к историческому жанру: П. Д. Корин «Русь уходящая» (1932) триптих «Александр Невский» (1942-1943) А. П. Бубнов «Утро на Куликовом поле» (1943-1947).
Особую категорию составляют советские фильмы-экранизации романов, в частности, «Три мушкетера», «Узник замка Иф», «Анна Каренина», «Мастер и Маргарита» и др. Вслед за В. Г. Шварцем, воссоздавшим облик Руси 16-17 века, художники-передвижники (Н. Айец, скульптор В. Вела), Испании (Э. В качестве примера можно привести картину Эжена Делакруа «Резня на острове Хиос», написанную в 1826 году.
Юродивых на Руси почитали. Историко-бытовые сюжеты появляются с 11-12 века в японской живописи, с 15-16 века в миниатюрах Ирана, Индии (могольская миниатюра 16-17 века), Средней Азии и др. Например, художник В. Е. Попков считается основателем «сурового стиля» в советской живописи (картина, запечатлевшая строительство ГЭС). Этот жанр один из самых поздних и сформировался в голландской школе живописи. Хотя понятие «жанр» появилось в живописи сравнительно недавно, определенные жанровые различия существовали еще с древних времен: изображения животных в пещерах эпохи палеолита, портреты Древнего Египта и Месопотамии с 3 тыс.
Его монументальные фрески для церкви Сан-Франческо в Ареццо, наряду с библейскими сюжетами, содержат и сцены из античной истории («Победа Константина над Максенцием»). С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в Италии (Джотто, Лоренцетти — XIV век), а затем в Нидерландах (Ян ван Эйк, Боутс, Гертген тот Синт Янс — XV век. ) и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями. В Древней Греции представления о пережитых событиях, как правило, облекались в мифологические образы, но известны и обобщённо-идеальные изображения реальных героев — образцов гражданской доблести (группа «Тираноубийцы» работы Крития и Несиота, 477 до н. э., рельефы фриза храма Нике Аптерос в Афинах с изображением битвы греков с врагами, около 420 до н. э. ). Жил в Петербурге и Москве. Айес), Чехии (Й. Сын афинского царя Тезей убил Минотавра. К истории войн, к судьбе их рядовых участников обратился В. В. Верещагин.
Известны и анонимные картины 16 в. с острыми политическими сюжетами («Казнь Савонаролы»). Васнецов создал картины "После побоища Игоря Святославича с половцами" (1880), "Алёнушка" (1881), проникнутая искренней поэтичностью, "Иван-царевич на сером волке" (1889), "Богатыри" (1881-98) исполненные веры в богатырские силы народа, "Царь Иван Васильевич Грозный" (1897, все в Третьяковской гал. ). Дерево, масло. Уэста привлекала не только античность. В эпоху Просвещения возрастает идеологически-воспитательное значение исторического жанра. Новый тип исторической картины создал А. Менцель (Германия), который как бы проникал взглядом в жизнь отдалённой эпохи, убедительно воскрешал характеры и нравы времени Фридриха II.
Уэста привлекала не только античность. С начала 20 века переживала расцвет русская панорамная (смотри Панорама) батальная живопись (работы Ф. А. Рубо). Его большое полотно «Метель. Ведущую роль играли крупная по размерам тематическая картина (Й. В искусстве Северного Возрождения отражение современных исторических событий обнаруживается в миниатюрах Ж. Фуке и С. Мармиона, в мемориальной пластике (рельефы гробницы Франциска I, скульптор П. Бонтан, 1551-56, церковь аббатства Сен-Дени, Париж) в живописи П. Брейгеля Старшего.
Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Картины на литературные и мифологические сюжеты современники называли «историями» и «поэзиями». Плот был перегружен, на нём было мало провианта и никаких средств управления и навигации.
мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. академизм выдвинул Исторический жанр на первый план, понимая его как «высокий» жанр, включающий религиозные, мифологические и собственно исторические сюжеты. создавались многофигурные композиции с изображением битв (Паоло Уччелло), торжественных событий современной жизни (Мелоццо да Форли, Джентиле Беллини, Пинтуриккьо). Такая градация жанров просуществовала до 19 в. хотя и с исключениями. — в японской живописи, с 15—16 вв.
Исторический жанр классицизма, закостеневший в отвлечённых античных сюжетах (Д. Важным событием в развитии исторической живописи стало появление в 1635 году картины Диего Веласкеса «Сдача Бреды».
Например, Франсиско Гойя в своих картинах и офортах показал героизм испанского народа, самоотверженно сопротивляющегося захватчикам, Теодор Жерико представил зрителям современную трагедию («Плот Медузы»), Эжен Делакруа воспел революцию, свидетелем которой стал («Свобода, ведущая народ»). Веласкес показал не кровавое сражение и не триумф победителей. В дальнейшем это направление поддержали композиторы «Могучей кучки». Вневременная символика и стилизация характерны для исторической живописи П. Пювиса де Шаванна (Франция), Ф. Ходлера (Швейцария). Его перу принадлежат известные картины из прошлого Древней Руси («Владимир и Рогнеда», 1770 год) и полотна, посвящённые античным сюжетам. Исторический жанр в искусстве других социалистических стран посвящен эпизодам национальной истории, борьбе с фашизмом, победе социалистических общественных отношений: картины И. Петрова (Болгария), М. Лингнера (ГДР), А. Чукуренку (Румыния), Ф. Коварского (Польша) скульптура К. Дуниковского (Польша), Ф. Кремера (ГДР).
Истоки исторического жанра восходят к глубокой древности, когда воспоминания о реальных исторических событиях (войнах, переселениях племён, формировании народов, государств и др. ) соединялись с фольклорным вымыслом и мифами. Он одной веры с боярыней. Новый тип исторической картины создал А. фон Менцель (Германия), воскрешавший характеры и нравы времени Фридриха II. Исторические события получали отражение в песне с древнейших времен.
В 1870-е гг. Знаменитый и знакомый многим рисунок Леонардо да Винчи "Витрувианский человек" (пропорции человека) 1493 года, посвящённый систематизации античных знаний Витрувия о пропорциях и композиции, был создан Леонардо на полвека позже трактата Альберти "О живописи". В Москве было создано «Общество художников исторической живописи» (1895-1906), в которое вошли А. А. Карелин, К. В. Лебедев, К. Н. Горский, С. В. Бакалович, Ф. А. Бронников, П. А. Сведомский, Г. И. Семирадский, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, М. П. Боткин и др. В 17-18 веках академизм и классицизм выдвинули исторический жанр на первый план, утвердив представления о нём как о «высоком» жанре, включающем религиозные, мифологические и собственно исторические сюжеты. Известны и анонимные картины 16 века с острыми историческими сюжетами («Казнь Савонаролы» и др. ). Росалес, А. Хисберт, скульптор А. Маринас Гарсия), Чехии (Й. Данное понятие охватывает все литературные произведения в прозе (рассказы, романы, повести), повествующие о реальных событиях, которые происходили в более или менее отдаленном периоде времени, а действующими персонажами (главными или второстепенными) в них являются исторические личности.
О ней Вы можете прочитать здесь. Н. В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (Шонгауэра в Германии), светских росписях (Косса в Италии). Собственно исторические сюжеты получали условное, декоративное воплощение у болонских академистов 17 века (Доменикино и др. ), в картинах С. Розы. И. Семирадский). Появляются произведения, соединяющие в себе различные жанры (напр., сочетание бытового жанра с пейзажем, группового портрета с историческим жанром).
Новый поворот случился после создания М. И. Глинкой национальной школы музыки в Москве. Переход Ганнибала через Альпы»: подпись к полотну гласила, что гибельным для карфагенской армии могут быть не только суровые горные вершины, но и «удовольствия и соблазны обычной жизни в плодородных долинах Римской Кампании». На четвертый день в живых осталось только 67 человек, начался каннибализм. Но уже в античности сформировались специализированные знания и труды (Витрувий), которые будут основой нового расцвета европейского искусства в эпоху Возрождения. К античной теме обращался А. Альтдорфер. Многие художники 20 века придают своим историческим произведениям современное политическое звучание, прибегают к острой трагической экспрессии (антифашистские работы немецких художников О. Дикса, Г. Гроса, Х. Грундига фрески мексиканских художников Д. Риверы, Д. А. Сикейроса, Х. К. Ороско).
196, 4 х 145. Васнецов исполнил также ряд портретов (А. Вторую группу составляют литература, архитектура (нединамические виды) и музыка, балет, хореография (динамические). Героический путь Красной Армии в годы Гражданской войны запечатлел М. Б. Греков. Именно он первым обратился к теме историко-патриотического звучания в опере «Иван Сусанин» (1836 г. ), широко использовав народные мелодии. Михаловский), Румынии (К. до н. э., пейзажи и натюрморты в эллинистических и римских мозаиках и фресках.
Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами: портретом (изображения деятелей прошлого, портретно-исторические композиции), пейзажем («исторический пейзаж»). В советском искусстве сложилась и заняла почётное место историко-революционная тематика.
События 1812 года непосредственно отразились в картинах В. К. Сазонова и М. Тихонова, в скульптурных медальонах Ф. П. Толстого (1814-36), косвенно – в памятнике Минину и Пожарскому в Москве работы И. П. Мартоса (1804-18). Исторический жанр (книги наиболее известных авторов перечислены далее по тексту) зародился еще в произведениях об А. Македонском и Троянской войне, а затем получил широкое распространение в Средневековой Европе. Основная мысль этой картины – противостояние двух типов национальных характеров.
В Древнем Египте и Месопотамии исторические события изображались либо в условных символических композициях (апофеоз военных побед монарха, передача ему власти божеством и т. п. ), либо в циклах, повествующих главным образом о подвигах правителя и его войска (рельефы или росписи на темы битв, походов, осад городов, путешествий и т. п. ). Важным событием в развитии исторической живописи стало появление в 1635 году картины Диего Веласкеса «Сдача Бреды». Прогрессивные искания, наметившие будущие пути Исторический жанр, связаны с творчеством крупнейших художников 17 в. : Н. Пуссен (Франция) создал полные общественно-этического пафоса образы благородных античных героев («Смерть Германика», 1626—27) Д. Веласкес (Испания) с глубокой исторической объективностью представил конфликт противоборствующих сил — феодальной Испании и буржуазной Голландии («Сдача Бреды», 1634) П. П. Рубенс (Фландрия) свободно соединял историческую реальность с фантазией и аллегорией в полных жизни и движения парадных историко-аллегорических композициях (циклы «История Константина», «История Марии Медичи», около 1622—25) Рембрандт (Голландия) воплотил воспоминания о героике нидерландской революции в сцене выступления стрелков в поход (так называемый «Ночной дозор», 1642) и в легендарном драматическом эпизоде освободительной борьбы батавов («Заговор Юлия Цивилиса», 1661).
Провизия быстро иссякала. «высоких» и «низких» жанров в зависимости от предмета изображения, темы, сюжета. Окончательно европейский бытовой жанр сформировался в XVII веке (Караваджо, Рубенс, Ленен, Веласкес, Адриан ван Остаде, Фабрициус, Питер де Хох, Вермер, Терборх, Метсю).