Арабеска это арабский орнамент, сложная роспись в духе симметричного наложения сложных геометрических фигур, рисунков растительности, в сочетании с арабской письменностью. В искусстве немецко-австрийского Бидермайера арабеска как чистая, свободная от содержания форма еще раз обрела значение эстетической категории, критерия красоты в оформлении интерьера, рисунках тканей и обоев, вышивках, росписи фарфора и стекла. Род -арабеска. ) -Музыкальная пьеса (главным образом дляфортепьяно) изящного характера с прихотливым, богато орнаментированным мелодическим рисунком.
И именно ему Рафаэль поручил работу над гротесками в ватиканских лоджиях.
Подробное исследование исламских арабских форм было начато Алоисом Риглом в его формалистском исследовании «Stilfragen: Grundlegungen zu einer Geschichte der Ornamentik» (проблемы стиля: основы истории орнамента) 1893 года, который в процессе развил свою влиятельную концепцию Kunstwollen, Ригель проследил формальную преемственность и развитие в декоративных растительных формах из древнеегипетского искусства и других древних ближневосточных цивилизаций через классический мир до исламского арабеска. Все это требует комментирования и толкования» (рис. 38). И только в позднейших (XVII в. ) росписях дворцов (например Али-Кану в Исфахане) можно видеть композиции, оживленные изображениями людей. Для верхней части арки LS центр определяется следующим образом: строим квадрат OABS и половину пролета О А делим на шесть равных частей (точками 1, 2, 3, 4, 5, 6) затем проводим линию 51, которая, будучи продолжена на расстояние, равное её длине, определяет центр P второй части арки.
Притчи и полные отрывки из Корана можно увидеть сегодня в арабском искусстве. Лишь некоторые детали орнамента заимствуются из мира растений. arabesco, фр. (Это вообще является характерным для всего искусства Востока, в чем нам предстоит убедиться, в частности, на примерах искусства Китая и Японии. ) Свидетельством тому является первый памятник высокого искусства ислама – реликварий Куббат ас-Сахра (Купол Скалы) в Иерусалиме.
Как о примере арабесок Кант говорит о «разного рода завитушках и легких правильных штрихах, подобных татуировке жителей Новой Зеландии». В течение следующих столетий три термина, гротескные, мрачные и арабески, были в значительной степени взаимозаменяемы на английском, французском и немецком языках для стилей украшения, полученных как минимум от европейского прошлого как исламский мир, причем «гротеск» постепенно приобретал свой главный современный смысл, больше связанный с готическими горгульями и карикатурой, чем с римской живописью в стиле Помпеи или с исламскими узорами. Представители фауны в орнаментах практически не встречаются.
Вид орнамента, сложившийся в мусульманских странах и построенный по принципу бесконечного развития повторяющихся групп (раппортов) геометрических, растительных или эпиграфических мотивов, что создает впечатление насыщенного прихотливого узора. Арабеска представляет собой сложный узор, в основе которого лежит строгий математический расчет построена на повторении или умножении одного или нескольких элементов – геометрических фигур или растительных мотивов. Арабская арабеска, несмотря на геометрическую точность, не была скучной. Возникновение и развитие арабески стало своеобразным ответом на подобный запрет. Через их созерцание, человек пытался постигнуть тайны мироздания. статью Riefstahl, Persian Islamic stucco sculptures, в «Art Bulletin» за 1931 г. ).
А в украшениях сельджукской архитектуры XIII в. встречаются высеченные из камня изображения женских голов и амуров (медресе Сиваса, Нигдеха и Каратай-хан между Кайсарией и Азидиэ). Так, евангельский мотив уподобления правоверных «доброму семени» (Мат. В арабеске всякий намек на индивидуальную форму растворяется в безграничности непрерывного плетения повторение идентичных мотивов, «цветистое» движение линий и декоративная прозрачность форм, выступающих в рельефе и вырезанных таким же образом «обратно аналогичных», – все способствует этому эффекту. Таким образом, обе темы в арабеске имеют как бы единый источник вдохновения (рис. 37).
Существует два режима арабского искусства.
Арабеска строится на повторении и умножении одного или нескольких фрагментов узора. Эта трансформация еще более закрепляется в «Петербургских повестях». 83, Т). Особое распространение получили арабески в эпоху Возрождения, а позднее арабесками стали называть причудливый орнамент только из растительных форм (стилизованных листьев, цветов, стеблей и т. п. ), составляющие сложные переплетения. Такойорнаментфактически исключает фон, так как один узор вписывается в другой, закрывая поверхность. Сама идея арабески созвучна мусульманским представлениям о «вечно продолжающейся ткани Вселенной».
Каждый элемент этого рисунка математически выверен, а у любой фигуры есть определённое место в «сетке». АРАБЕСКА (французский arabesque, от итальянского arabesco – арабский), европейское название орнамента, сложившегося в средневековом искусстве исламского мира.
arabesco — «арабский») — восточный орнамент из повторяющихся групп (раппортов) растительных и геометрических элементов. Использование «арабески» в качестве английского существительного в первую очередь появляется в отношении живописи в романе Уильяма Бекфорда «Ватек» в 1786 году. В целом принято говорить о нескольких видах орнамента. Критики гротесков обычно опирались на авторитет Витрувия, который решительно осуждал изображение «монструозностей вместо правдивого представления определенных вещей» и утверждал, что суждение любителей гротесков «помрачено упадническими критическими принципами». В реликварии каллиграфические надписи и орнаментальное убранство, составленное из растительных мотивов, впервые встречаются в архитектурном контексте, определяя иконографическое будущее всей программы мусульманского искусства (рис. 39). 13:38) уходит корнями в ветхозаветную древность.
Первый тип орнамент в арабском стиле создаётся из геометрических узоров. Наслоение однородных форм создаёт впечатление прихотливого узора. Используемый в переплетениях книг, украшенных золотым листом под названием alla damaschina (как дамаскин) в Италии, морские приметы будут использоваться во Франции в связанных книгах для короля Людовика XII (около 1510 года), а первая книга, полностью посвященная мавританцам, заключается в том, что флорентийского во Франции, Франческо Пеллегрино (1530), а затем, в оригинальном виде в Европе, в украшении иллюстраций книг издателей Лиона и Парижа: рамки моментов, сделанные Б. Соломоном с 1547 года для книг изданных в Лион, написанный Г. Парадином, Memoriae nostrae, (1548), «Метаморфоза Овидия», написанная Жаном де Турнесом (1557).
Первый напоминает принципы, которые определяют порядок мира. Е. Угол и фиксированные / статические формы, которые он создает, например, ферму). На самом деле сходства настолько выражены, что экспертам иногда сложно сказать, откуда взялся данный стиль арабески.
Все воображение, весь талант мастеров вылились в создании причудливых узоров, совмещающих растительные элементы, геометрический орнамент и каллиграфию. Последняя, кстати, стала своего рода заменой иконописи. Жак Андроует дю Корсо (1563) соберет необходимое в своих отпечатках. Арабеска (ит.
Она строится на повторении и умножении одного или нескольких фрагментов орнамента. Растительные орнаменты сами по себе представляют собой очень интересную тему, составляющую важную часть мусульманского видения. Но украшение не вызывает одобрения Канта, так как оно «лишь добавлено» извне подобно «золотой раме», «называется украшательством и вредит подлинной красоте». Интересен мотив уподобления правоверных растениям, демонстрирующий единство Бытия. Отличительная черта исламского изобразительного искусства – так называемая боязнь пустоты.
Несколькими страницами раньше Кант пишет об «украшениях» — parerga — как о чем-то, что не входит в представление о предмете, но лишь чисто внешне с ним связано, «как, например, рамы картин, драпировки статуй или колоннада вокруг великолепного здания». Арабеска всадово-парковом искусстве – этоцветник в виде затейливо переплетённых линий-дорожек, создающих характерный узор на фоне зелени стриженого газона цветник в виде неширокой (извилистой) линии на фоне зеленого газона. Особенностью гириха является его выстраивание на «сетках», которые могут накладываться друг на друга. Решающую роль в этом процессе осознания орнамента как явления упорядоченного и упорядочивающего сыграли арабская графика и графический стиль мышления в культуре ислама. Этот режим напоминает женскую природу жизни. Все это является особо значимым в контексте ветхозаветной эсхатологии, согласно которой Небесный Храм будет утвержден среди народа нового Израиля, подобно древу среди растительности.
Сближение этих трех форм создает арабеску и это отражение единства, возникающего из разнообразия основной принцип ислама. Арабеска, достигнув расцвета на Востоке, покорила и Европу. Запрещения изображать живое содержатся главным образом в устных высказываниях Мухаммеда, записанных позднее, — в так называемых хадисах (мусульманском предании). 77, А даны примеры узоров, варьируемых арабской школой в Египте с неисчерпаемым разнообразием. В эпоху Возрождения знаменитые мастера использовали ее при создании своих шедевров. Но показательно, что арабески особенно привлекают именно Рафаэля.
Именно эта странная «связанность» и «автономия» элементов в арабесках позволила им стать основой ренессансной аллегорики и иероглифики. Арабеску можно в равной степени рассматривать как искусство, так и науку. (как это было известно в средние века), а в арабесках Рафаэля, основанных на древнегреко-римской работе этот вид и в украшениях эпохи Возрождения свободно вводятся фигуры людей и животных, как естественные, так и гротескные, а также вазы, доспехи и предметы искусства, к этому теперь обычно применяется термин, другой bei который был отмечен как мавританский арабесок или Мореска». Различается арабеска растительная (цветочные и лиственные узоры) и геометрическая (напоминает рисунки калейдоскопа) нередки композиции с надписями. Эта оправа образует между тонами эмали широкие разделяющие линии, кажущиеся благодаря эффекту иррадиации легкими контурами. Ввиду этого указанному запрещению повинуются мусульмане главным образом суннитского толка, а шииты Ирана не придерживаются его и создают цветущую школу живописи (у иранцев в шиитство непроизвольно вошло многое из их прежней религии — из сасанидского зороастрийства и манихейства).
Арабеское искусство состоит из серии повторяющихся геометрических форм, которые иногда сопровождаются каллиграфией. «Листовые» формы обычно весны боком от стебля, что часто называют формой «полу-пальметта», названной в честь ее далекого и абсолютно иного рода предка в древне-египетском и греческом орнаменте. Тема растительных мотивов встречается в Коране впоследнем аяте суры «Ал-Фатх» правоверные уподобляются крепкому побегу, стеблю. По (1840), сборник литературно-критических статей «Арабески» А. Белого (1911).
К литературе понятие «арабеска» впервые применил Ф. Шлегель, на рубеже 18-19 века осмысливший арабеску не только как художественный приём, подразумевающий замысловатое переплетение стилей и жанрово-композиционных форм, но и как идеальную форму романтичных произведений вообще, связав с арабеской философский роман Л. Тика «Вильям Ловель» (1795-96) и книгу новелл и очерков В. Г. Ваккенродера «Сердечные излияния монаха, любящего искусство» (1797). Геометрический орнамент состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся) и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др. ). История в арабесках» К. Иммермана (1838), сборник «Гротески и арабески» Э. А. Узор заканчивается и возобновляется в любой точке без нарушения целостности орнамента и практически не имеет фона: плотно расположенный рисунок европейцы назвали «боязнью пустоты». Европейцы называли это «боязнью пространства». Покровы, которые сотворены из света, вуалируют Божественный Свет. Видимо, начиная с вышивки, он затем появляется в дизайне сада, прежде чем использоваться в северных маньеристах, украшенных декоративными схемами «с центральным медальоном в сочетании с акантом и другими формами» Саймона Вуэ, а затем Чарльза Лебруна, который использовал «свитки плоской полосы, соединенные горизонтальными брусками» и контрастирует с свитками анкантуса и пальметтом».
Кроме того, после осмотра многих примеров арабского искусства некоторые утверждают, что на самом деле существует третий режим – режим исламской каллиграфии. описать арабеску как «растительный дизайн, состоящий из полных и половинных пальметтов бесконечной непрерывной картины в которой каждый лист вырастает из кончика другого». Оно тогда уничтожилось само в себе.
Чтобы все, чем более поднималось кверху, тем более бы летело и сквозило». Понятие «арабеска» распространилось в литературе с начала 19 века, часто обозначая произведения имеющие сложную, циклическию композицию: сборник «Арабески» Н. В. Гоголя (1835), роман «Мюнхгаузен. Мусульманская арабеска, по словам Ш. М.
Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т. п. Воображением художников всецело владеют геометрические формы. Арабский орнамент — арабеска — напоминает процесс кристаллизации, распространяющийся по поверхности и повторяющий один и тот же мотив, согласно законам периодичности и как бы следуя определенному ритму.
Такой орнамент фактически исключает фон, так как один узор вписывается в другой, закрывая поверхность (европейцы называли это «боязнью пустоты»). Джованни да Удине выпала честь восстановить рецепт древнего «стукко», позволявшего создавать изощренную лепнину. Математический подход не лишил орнамент художественной ценности.
Между тем слово «арабеск» теперь применяется к самому исламскому искусству, к 1851 году, когда Джон Раскин использует его в «Камнях Венеции». Арабеска является метафорическим образом, фигурой в том или ином контексте высказывания. Вот таким образом для большинства мусульман лучшие произведения искусства, которые могут быть созданы человеком для использования в мечети, – это произведение, которое отображает основной порядок и единство природы. Арабеску можно размещать на поверхности любой конфигурации, плоской или выпуклой.
Произведение в то же время математически точное, эстетически приятное и символическое. В основе рисунка лежит круг: его делят на части и выстраивают другие фигуры.
Начиная с XII в., применяется орнаментальная резьба по терракоте с XIII в. эту резьбу начинают покрывать голубой глазурью затем, в XII — XIII вв., применяют облицовку поливными кирпичами (главным образом голубыми и темно-синими) далее (с XIV в. ) входят в употребление изразцовая мозаика и майолика. Орнаменты со спиралевидными узорами– геральдическими животными и виноградными лозами – встречаются также в искусстве азиатских кочевников, замечательным образцом которого является искусство скифов с его знаменитым «звериным стилем». Арабеску можно размещать на поверхности любой конфигурации, плоской или выпуклой. Arabesco (итал. ) — арабский — европейское название сложного восточногоорнамента, состоящего из геометрических и растительных элементов.
Чисто технически «гротески» позволяли собрать воедино большое живописное пространство, украшенное множеством разнородных изображений. Гротески именно и ткут связь между мирами, как «астральные амулеты» неоплатонизма, о которых писал Гомбрих. По словам Гарольда Осборна, во Франции «характерное развитие французской арабески комбинированной полотна, происходящей из мрачной с декоративной линией акантоса излучаемой из С-свитков, соединенных короткими стержнями».
Очень редко оба мотива употребляются вместе, чаще – раздельно. Лотман считает, что в «повестях» бытовой мир окончательно превращается в хаотическую фантасмагорию. Более буйные арабские рисунки Жана Берена Старшего – это ранний «намек» на рококо, который должен был взять арабеску в три измерения в рельефах. Чтобы избежать этих недостатков иранцы перешли к фаянсовой мозаике. Вместо того, чтобы вспоминать что-то, связанное с «истинной реальностью» (реальностью духовного мира) ислам рассматривает каллиграфию как видимое выражение высшего искусства всего искусство произносимого слова (передача мыслей и истории). В Словаке искусств Гроув не будет такой путаницы и прямо сказано: «На протяжении веков слово было применено к широкому кругу извилистых и скручивающих растительных украшений в искусстве и извилистых темах в музыке, но оно верно относится только к исламским искусство, что противоречит определению 1888 года, которое все еще содержится в Оксфордском словаре английского языка:«Вид росписи или декорирование поверхности цветом или низким рельефом, составленный в плавных линиях ветвей, листьев и прокрутки, причудливо переплетающихся. Многие арабеские узоры исчезают (или «под», как это часто появляется у зрителя), обрамляющим фронтом, не заканчивающимся и, следовательно, можно считать бесконечно расширяемым вне пространства, которое они фактически занимают это, безусловно, отличительная черта исламской формы, хотя и не без прецедента.
Фуринг отмечает, что гротески были «смутно названы арабесками в XVIII веке во Франции», но в его терминологии «основные типы орнаментов, которые появляются во французских гравюрах и гравюрах XVI века можно разделить на две группы: первая включает в себя украшения, принятые из древности: гротески, архитектурные украшения, такие как ордена, свитки листвы и автономные элементы, такие как трофеи, термины и вазы. Арабеска может состоять из изысканной графики арабского шрифта. Декоративно-прикладное искусство Востока во многом построено на математических принципах. Теперь сновидение становится рамой для другого сновидения и так до бесконечности. В 3-й Книге Царств говорится: все стены Храма «внутри и вне» должны быть увиты пальмовыми и распускающимися цветами (6:18, 29, 32, 35). Сначала это орнаментальная резьба по гипсу (начиная с VIII в. — во внутренних частях зданий), затем фигурная облицовка обожженным кирпичом (с IX в. — главным образом внешних стен построек). Но именно в арабеске искусство орнамента было доведено до наивысшей степени совершенства.
Ettinghausen et al. Таким образом, противостояние двух миров как parergona и ergona исчезает.
Включенные исламским искусством некоторые архаичные элементы, такие как спираль, зигзагообразные линии, круги, стилизованные животные и др., соединяют орнаментику ислама с чрезвычайной древностью (рис. 40). На рис. Орнамент покрывал поверхность, не оставляя места для фона. Иногда подобный орнамент называют «звериным стилем».
Арабески содержали как геометрические элементы, так и растительные. Арабеска (ит. Арабеска не случайно имеет своеобразные аналогии в арабской риторике и поэзии. Арабеска оказывается именно устремленностью фантастического в бесконечность.
Второй режим основан на текучести форм растений. В переносном смысле этот термин используется и в других искусствах. Такой орнамент практически исключает фон: один узор вписывается в другой, плотно заполняя поверхность. Этот принцип европейцы назвали «боязнью пустоты».
Первое, по существу, есть результат геометрического умозрения, что напоминает своеобразную геометризацию доктринальной системы буддизма (глава 2). Эта особенность отражает религиозные представления мусульман о «ткани Вселенной», бесконечно продолжающейся и не имеющей конца. В арабеске присутствуют два основных элемента: переплетение и растительный лейтмотив. Это – образ масал.