Перед тем как начать рисовать свою картину известный художник реалист выполняет первоначальную обработку эскиза на компьютере. Большое влияние на становление реалистической традиции в изобразительном искусстве оказало творчество испанского художника Ф. Гойя, который отразил в своих произведениях небывалую жестокость войны между наполеоновскими войсками и его народом. Художник Метью Корнелл (Matthew Cornell) из Калифорнии стал известен своими реалистичными пейзажами.
Картины были представлены на персональных выставках четырех молодых художников-реалистов Джона Братби, Деррика Гривза, Эдварда Миддледча, Джека Смита. К. коро первым из французских художников начал работать на пленэре и стал одним из создателей реалистического пейзажа во Франции. Художественный реализм, реализм в искусстве, представители реализма, картины реализм, художники реалисты, реализм, картины в стиле реализм, черты реализм, реализм 19, реализм и романтизм века, критический реализм.
Художники реалисты, как правило, старались изобразить предметы через призму мирских правил, основанных на опыте и лишенные каких-либо приукрашиваний и объяснений. Самые известные художники-реалисты – Эдвард Хоппер, Фредерик Маккаббин, Илья Репин, Иван Шишкин, Василий Поленов, Василий Суриков, Исаак Левитан и другие. Еще один автор в стиле гиперреализм, чьи работы поражают своей реалистичностью и заставляют многих приглядеться к ним еще разок – это итальянский художник из Милана по имени Марко Грасси.
Одним из самых скандальных художников реалистов того времени, вызывавший бурю критики и осуждения, был Густав Курбье. Саймон Хеннесси (Simon Hennessey) британский художник гипперреалист.
Революция 1905 года всколыхнула все русское искусство. Этому шагу предшествовало однако возрождение реального пейзажа в Англии (Констебль), послужившее на пользу самому Делакруа, а в тридцатых годах XIX века группа пейзажистов во Франции (Руссо, Каба (Cabat), Дюпре и др. ) абсолютно возродила реальный пейзаж с внутренним содержанием или настроением. не сводился к работе художников с натуры и напленэре, хотя это стало массовой практикой, но отличался прежде всего социальной направленностью, стремлением обличать негативные явления современности, вот таким образом по отношению к нему часто употребляют терминкритический реализм (Ж. Ф. Милле во Франции, К. Менье в Бельгии, А. Менцель, В. Лейбль в Германии, передвижники в России). Он раскрывается в лирических мотивах, например, в одухотворенной строгой просветленной красотой образах северной природы в пейзажах и пейзажных фонах картин М. В. Нестерова в России, но чаще всего получает эпически-мажорное, романтичное воплощение.
Вот почему великие реалисты XVII века так высоко чтили его. Крамской, назвавший ее "портретом того, что думали народы", считал, что Мария в трактовке Рафаэля заступница человечества, образ истинного человеческого достоинства и высокой душевной чистоты. Для этого они избегали симметричных изображений.
В 1870-е годы реализм разделился на два основных направления – натурализм и импрессионизм.
Толстого и многих других. начало которой ведут либо от Возрождения («ренессансный реализм»), либо от Просвещения («просветительский реализм»), либо с 30-х гг. Первая мысль будущей известной картины «Крах банка» не была связана с изображением толпы вкладчиков, заполнивших банковские залы. Начиная с 1830 г. выступления мастеров сатирической графики, во главе с Домье и пейзажистов барбизонской школы, утверждают в искусстве задачу «полного отображения своего времени» (Бальзак).
19 в. («собственно реализм»). Господствующий капиталистический строй был враждебно настроен к тем видам искусства, которые были непосредственно связаны с общественной жизнью коллектива (общественные здания, ансамбли широкого гражданского значения), реализм как направление в искусстве в полной мере смог развернуться в изобразительном искусстве и частично в скульптуре. Излюбленная репинская техника этой поры – штриховой и тоновой рисунок карандашом. «Все это вы должны дать широким массам», – говорил он.
Развивая тему русского крестьянства, они отталкивались от традиций «крестьянского жанра» 1870-х годов и обогащали его новым содержанием. Работы В. А. Серова па крестьянские темы отмечены особой одухотворенностью и лиризмом.
Скупость, тупость, ограниченность, трусость, чревоугодие – воплощается в образах живых людей ("Пословицы", Берлин, государственный музей). События запечатлены не столько очевидцем, сколько участником этой народной трагедии. В основе его – вера в силы и возможности человека, жадный интерес к земной жизни.
Сандро – это лишь прозвище, а в действительности он назывался Филипени. Были открыты закон линейной и воздушной перспективы и закон светотени. В советском искусстве эти традиции стали одним из источников формирования социалистического реализма.
Черты возвышенной поэтичности, утонченности и аристократической изысканности, присущие Флоренции XV века, во времена правления Лоренцо Медичи, находят наиболее яркое воплощение в творчестве Сандро Боттичелли (1445-1510). В эскизах к первому варианту «Отказа от исповеди» художник в своих композиционных поисках идет несколько иным путем. Но изображенный праздник весны и любви овеян нежной грустью и беспокойством.
Все эти многочисленные домашние учителя и мелкие чиновники, дворники и горничные, кухарки и продавцы птиц – не просто занятные типы. История живописи последних четырёх или пяти столетий полна примеров Р. к вышеназванным Веласкесу, Караваджо и др. Огромный интерес к человеку, признание ценностей и красоты реального мира определяют деятельность художников, развитие нового реалистического метода в искусстве на основе научных изысканий в области анатомии, линейной и воздушной перспективы, светотени и пропорций. Имея резкую социальную направленность, он получил название критического. В эпоху средневековья художники, подчиняясь влиянию церкви, отошли от реального изображения мира, присущего художникам античности (Аполлодору, Зевксису, Паррасию и Палефилу). В эскизах картины «Иван Грозный и сын его Иван», выполненных карандашом и акварелью, для Репина было наиболее важно найти положение основных фигур, выявить их характерную пластику: жесты, поворот головы.
Многие из передвижников постоянно сотрудничали в таком популярном издательстве, как «Посредник». для монастыря св. Он получил правительственный заказ на картину «Агарь и Измаил», но, не закончив ее, сменил тему заказа Так появились знаменитые «Сборщицы колосьев». Впервые термин «реализм» был употреблен французским литературным критиком Жюлем Жанфлери, который в своей книге «Реализм» (1857) трактовал это понятие как искусство, созданное для противостояния таким течениям как романтизм и академизм.
можно прибавить Сурбарана, Рубенса, ван-Дейка, реалистов по исполнению. Отсюда и название реализма XIX века «критический», потому, что он критиковал в первую очередь антигуманную сущность жестокого эксплуататорского строя, показывал вопиющую нищету и страдания обиженного простого народа, несправедливость и вседозволенность власти имущих. Не обращая на них внимания, решительно следует по избранному пути всадник. Произведение Хоппера «Шахтерский город в Пенсильвании», которое описывает бритоголового человека, стоящего на фоне стены изображает свет неизвестного происхождения.
В его альбомах сохранилось множество зарисовок. Антонио, собств.
Эти художники создали глубоко реалистическое искусство. Петер Крейер (Kryer) открывает с 1871 г. движение датских реалистов новейшего пошиба (Рыбаки вытягивают сети на Скагене) его Комитет французской выставки замечателен жизненностью фигур и превосходным сложным освещением. Он усиленно пропагандировал посещение музеев и картинных галерей экскурсиями с фабрик из школ, заводов, воинских частей. ».
В более узком смысле термин реализм (впервые появившийся в эстетической мысли Франции в середине XIX в. ) в области изобразительного искусства применяется к художественным явлениям, возникшим главным образом в XVII-XVIII вв. Это придает необычайную легкость ее поступи. у французов Бастьена Лепажа (весьма смягченный Курбэ) и Рафаэлли изображающих, подобно Курбэ, обыденную и преимущественно рабочую жизнь. В Германии одним из первых представителей реального направления в живописи был Менцель, который писал толпы народа на площадях и в садах, работы на заводах (Новейшие циклопы, 1876), a также и коронования или церковные службы изображая, следовательно, все классы общества, но темы его не всегда немецкие, часто французские и итальянские. Творчество передвижников имеет поистине непреходящую художественную ценность. В 1880-е годы И. Е. Репин создает серию листов, посвященных Петербургу.
Из них последний — писатель и художник, вынесший идеи натурализма из Парижа, где он был в 1880 г. Бедная и некрасивая швея, работающая до утреннего света, врач и бедная озябшая женщина, дележ хлеба между бедными (Борьба за существование) — это один ряд картин Кроге.
Произошло это 18 июля 1610 года. В Дании пейзажная живопись шла вообще также национальным путём: Кристен Кебке, Петр Христиан Сковгард (рощи, парки, с 1839 г. ), поэтический реалист Вильгельм Кинен, маринисты: Мельби, Эмануэль Ларсен, Сёренгсен — в особенности первый — отличаются большими достоинствами из молодых — Лохен, Торольф Педерсенс, Торвальд Нисс пейзажисты Иоахим и Нильс Сковгарды (сыновья Петера-Христиана Сковгарда), хотя и пишут натуралистические пейзажи, но переходят в декоративно-стилистическое направление, по определению историка искусств Мутера.
Все великие художники реалистического направления при изображении человека стремились использовать язык ясный и понятный, чтобы зритель, независимо от нации, расы и уровня образования, мог «прочитать» произведение художника-реалиста. Подобные эскизы позволяют еще более почувствовать беспощадную силу перовского сарказма. Различны проявления реалистических тенденций и в разных видах и жанрах искусства.
каждая поставленная точка разом меняет композицию». Выдающимися советскими скульпторами-монументалистами эпохи соцреализма были Вера Мухина (монумент «Рабочий и колхозница»), Николай Томский (барельеф из 56 фигур «Оборона, труд, отдых» на Доме Советов на Московском проспекте в Ленинграде), Евгения Вучетича (памятник «Воин-освободитель» в Берлине, скульптура «Родина-мать зовет. » в Волгограде), Сергея Коненкова. Так, в эскизе будущей известной картины «Вечеринка» художник наделяет героиню – декламирующую курсистку – чертами особой одухотворенности.
Пейзаж). Первоначальный замысел, намеченный в эскизе, часто был еще более острым, чем в картине. Он выполнил множество набросков, в которых изучал позы и жесты отдельных фигур. Здесь коренится основа тенденциозности реализма. Образ человека представляет в нем не плод многогранных и обстоятельных психологических исследований, а раскрывается через одну, ключевую черту характера, наглядно выраженную в состоянии, позе, манере поведения портретируемого.
Его необычная манера принесла ему заслуженное признание, не подвластное времени. Пикассо). Его Работы (1835) — реальные картины, напоминающие Курбэ: сильные, могучие люди без всяких прикрас. Вместе с тем реализм в искусстве XVIII-XIX вв.
Крог — резкий, но правдивый реалист.
В 1905 году он обращается к образу А. М. Горького. Из пейзажистов после А. Ахенбаха, Вильройдера, Дузетта, мариниста Эшке следовали Иернберг, Отто Рейнигер, Томас Гербст, Густав Шенлебер, Герман Байш, ученик Руссо, к сожалению, редко обновляющий свои сюжеты, Теодор Гаген, отличающийся простотой и правдой в пейзажах (любил сдержанные тона), Цюгель и Вейсгаупт — пейзажисты изображавшие домашних животных, как пособников труда человеческого. Такая трактовка достигается лепкой, которая ведется в мягком материале последующая бронзовая отливка сохраняет ее свободную, живописную выразительность. Кроме этого художники того времени, благодаря изучению пропорций человека, научились создавать трехмерные реалистичные изображения на плоском полотне. Также художники прибегали к более контрастным формам выражения образов.
Из века в век художники совершенствовали свои навыки. Если в литературе слово натурализм получило значение как выражение низкого Р., то в живописи различие между Р. и натурализмом не в такой степени определённо, один из критиков Курбэ (Кастаньяри) признавал законность нового направления и называл его натурализмом, тем более, что новосоставленное тогда слово Р. казалось многим — не в духе французского языка. Пачуря), в дальнейшем отошедшие от этого опыта польские (К. Но благодаря этой картине молодой художник стал очень известен. В графике передвижников эта тема получила всестороннее развитие.
Его знаменитые романы «Красное и черное», «Красное и белое» показали читателям, что описание обычных сцены жизни и повседневных человеческих переживаний и эмоций возможно выполнить с величайшим мастерством и возвести это в ранг искусства. В центре композиции мечтательно грустная Венера, с право от нее ведут хоровод три грации, стоит Меркурий, слева – Флора, спасающаяся от Зефира. Известный П. Ж. Прудон (Proudhon), посвятивший на истолкование значения Курбэ половину своей книги Искусство (на русском — перевод Курочкина), считает Курбэ идеалистом в Р. С другой стороны, по технике Курбэ не удовлетворяет всем новейшим требованиям, так как она после него сделала (Мане, 1832—83) успехи в изображении предметов природы, освещённых на открытом воздухе (пленеризм, от франц. Сентябрьский снег (1903) и Февральская лазурь (1904) И. Э. Грабаря, Зеленый шум (1904) А. А. Рылова, Мартовское солнце (1915, все Москва, ГТГ) К. Ф. Юона, северные пейзажи К. А. Коровина и А. Е. Архипова – в русской живописи, поздние пейзажи норвежца Ф. Таулова с тающими снегами, произведения поляка Я. Станиславского, болгарина Н. Петрова, полотна многочисленных пейзажистов шведской школы – принца Евгения и других и анималиста Б. Лильефорса содержат в себе образы, формирующие устойчивые художественные представления о природе страны. Подлинным основоположником стиля "высокого Возрождения" был Леонардо да Винчи (1452-1519), гений, чье творчество знаменовало грандиозный качественный сдвиг в искусстве реализма.
Он впервые получил внимание публики благодаря «After Dinner at Ornans» (Лилль) в 1849. Она принесла Дрездену мировую славу. Позже (1870 год) реализм распадается на две ветви: натурализм и импрессионизм.
1860-е годы оказались для художника гораздо более успешными. живопись и которые отличаются натурализмом в темах, весьма разнообразных по роду.
Швед Карл Вальбом писал крестьян на манер Тенирса и Август Линдгольм изображал сцены наподобие старых нидерландцев Метсю и Герарда Доу, но первым новейшим колористом был Иоганн Фредрик Гуккерт (Hoeckert): в 1856 г. он написал Церковную службу в Лапландии за этим следовала Внутренность лапландской хижины. Также к выдающимся писателям-реалистам XIX века относятся французы Гюстав Флобер («Мадам Бовари»), Ги де Мопассан («Милый друг», «Сильна как смерть»), Оноре де Бальзак (серия романов «Человеческая комедия»), англичанин Чарльз Диккенс («Оливер Твист», «Дэвид Копперфильд»), американцы Уильям Фолкнер и Марк Твен. Название понятия уже говорит само за себя и в дословном переводе с позднелатинского означает «вещественный». Русь (1898-1900, Ленинград, ГРМ), темпераментная, бурная Земля (1898, Варшава, Национальный музей) польского живописца Ф. Рушица, углубленные в мир природы картины чешского живописца А. Славичека У нас в Каменичках (1904, Прага, Национальная галерея), а также его праздничные по настроению виды Праги. Предпосылки для развития искусства Возрождения раньше всего складываются во Флоренции.
Тогда же Серов много работает для революционных сатирических журналов. Сеченов и Д. И. Менделеев в естественных науках – все они в разных формах приняли участие в общественном движении, которое, по словам В. И. Ленина, было одушевлено «горячей враждой к крепостному праву». В 1860-е годы особенно широко развиваются те виды изобразительного искусства, где. 29 мая 1606 после спора был убит человек и обвинен в этом Караваджо. Французские картины, написанные в духе реализма, зачастую принадлежали к пейзажному жанру, в них авторы пытались передать окружающую их природу, красоту французской провинции, сельские пейзажи, которые, по их мнению, как нельзя лучше демонстрировали «настоящую» Францию во всем её великолепии.
Попытка раскрыть богатство графического наследия передвижников в одной большой выставке, где могут быть показаны лучшие рисунки и акварели почти всех членов Товарищества, предпринимается сейчас впервые. Отталкивающий облик иуды раскрывает идею предательства острее и глубже. Э. Залькалн, Г. Я. Шкилтер) скульпторы. Зарисовки с натуры, носящие этюдный характер, выполнены им в основном карандашом («Голова казака», «Казак» – рисунки для картины «Покорение Сибири Ермаком», наброски к «Переходу Суворова через Альпы» и другие). Милле с ранних лет работал на ферме, но при этом получил хорошее образование изучал латынь и на всю жизнь сохранил любовь к литературе.
В работах отражены жестокие события современности. Дуниковский), латышские (Т. Жанровая тема и портрет, создаваемые на основе живых наблюдений, конкретно-изобразительная трактовка натуры (а не обобщенно-пластическое ее претворение) объединяют творческие интересы обширной группы скульпторов разных стран. Иными словами, гиперреалисты создают так называемую «ложную реальность» или «убедительную иллюзию». Теоретический принцип и основное художественное направление, господствовавшее в СССР в середине 1930-х – начале 1980-х гг. Леонардо смело меняет эту традицию. Брейгель не мог оставаться равнодушным свидетелем происходящего.
Так, эскиз «Сельского крестного хода на Пасхе» строится на гротескном решении центральных фигур – женщины, несущей оклад иконы, дьяка, мужчины с хоругвью. В советском искусстве и художественной критике уже в конце 1920-х гг. Альфред Вальберг любил изображать не только свою родную, но и итальянскую природу.
Ориентация «Посредника» на самые широкие круги читающей публики требовала особого, предельно простого по форме графического решения. 1485 г. ) и "Рождение Венеры" (ок. Психологические средства выражения Леонардо да Винчи в "Тайной вечери" достигают такого совершенства и глубины, которым напрасно было бы искать во всем итальянском искусстве XV века. В 1890 году, давая обзор Восемнадцатой передвижной выставки, В. В. Стасов отмечал «неподкупную правду изображения» у этих мастеров. там же, т. 37, с. 37) и В. И. Ленин на примере Л. Н. Толстого. Он хорош и в изображении приморского берега и катящихся на него волн при облачном небе. Образы их индивидуальны.
Уровень техники репродуцирования в те годы был очень низким. Передвижничество с его последовательным демократизмом – явление абсолютно нового порядка. Л. Давид во Франции). Много работал над портретом и Н. А. Ярошенко. Советское государство в те годы высоко оценило деятельность художников – членов Товарищества.
Высшее творческое достижение этих лет – серия гравюр на дереве на тему Апокалипсиса, популярного среди народных масс Германии того времени. В 1878 году в Товарищество передвижных художественных выставок вступил И. Е. Репин. Вообще шведские пейзажисты немного космополиты и почти все изучали искусство за границей, Эдвард Берг, замечательнейший из них, хотя и работал в Германии, Франции и у Калама в Швейцарии, но по возвращении в отечество начал с 1857 г. разрабатывать пейзаж шведской природы — сосновые леса, березовые рощи, тихие воды, не чуждаясь грандиозной стороны своей родины (водопады), но не прибегая к блестящим внешним световым эффектам.
Впервые термин «реализм» применительно к живописи использовал Г. Курбе. Расцвет репинской графики падает на 1880 – 1890-е годы – время его активного участия в деятельности Товарищества.
Самостоятельно Р. возродился в XIX столетии с 1848 г. Милле (Millet) отдал все свои силы исключительно изображению жизни рабочего люда и преимущественно изображению его труда. «У него, – писал В. В. Стасов, – натура была одной породы с Гоголем, у него тоже были две главные ноты – юмор и трагедия».
Выдающие скульпторы-реалисты 19 века: Константин Менье («Грузчик», «Индустрия», «Пудлинговощик», «Молотобоец») и Огюст Роден («Мыслитель», «Шагающий», «Граждане Кале»). Д. Поленов «Бабушкин сад», К. Е. Маковский «Болгарские мученицы»). Передвижники обращались к специфической области графического искусства – иллюстрированию и оформлению книг. В ходе развития искусства реализм приобретает конкретно-исторические формы и творческие методы (например, просветительский реализм, критический реализм, социалистический реализм). сложилось представление об исторической предназначенности искусства – утверждать в общедоступной реалистической форме социалистические идеалы, образы новых людей и новых общественных отношений.
Инквизиция свирепствовала в Нидерландах. В середине XIX столетия романтизм был оттеснен с передовых рубежей французской художественной культуры (а также и литературы) мощным реалистическим движением. Курбе провозгласил своей целью создание «нового искусства» в противовес помпезной академической живописи Второй империи. И художник преодолевает скептическое отношение к миру. Ссора стрельцов», «Симеон Гордый в иконописной мастерской», М. П. Клодт «Встреча боярина со скоморохами на масленице»).
Во Франции в XVIII стол. Например, в рисунке «Гитарист-бобыль» художник развивал мысль о неуютной, заброшенной старости, столь драматично прозвучавшую затем в картине того же названия. Они (модели И. Б. ) были удивительно похожи, живо схвачены и очень серьезно нарисованы».
Он писал крестьян с глубиной и проникновенностью, напоминающими о религиозных образах. Среди крупнейших представителей реализма в различных видах искусства 19-20 вв. Из последующих можно назвать Бонвена (прачки, швеи) и Рибо (Теодюл) — реалиста в изображениях не только кабачков, но и религиозных сцен. Его глаза смотрят твердо и прозорливо. На основе своих набросков К. Е. Маковский позднее создает акварельный эскиз композиции изображающий сцену царского суда, где он стремится к документальной точности и достоверности.
После падения Вандомской колонны Курбе был несправедливо осужден, заключен в тюрьму. В этом образе нежность и любовь матери сочетаются с чувством долга перед человечеством. Таковы Оскар Бьорк (Моряки, Коровьи стойла), Карл Ларсон (декоративные стенные композиции — напр., жизнь женщины различных времён в Швеции), Рихард Берг, сын Эдварда Берга (Гипнотический сеанс) и, наконец, Андерс Цорн, блестящий художник разнообразного содержания, писавший испанских нищих, цыган, английских мисс, моряков, движение воды, лунный свет, сцену в омнибусе, бал и т. п. В Норвегии Карл Гансен колоритно писад сцены народно-бытовые он работал в Копенгагене, многие другие — почти постоянно вне отечества, но некоторые окончательно почерпнули силы лишь по возвращении в отечество. Неутомимым рисовальщиком на этих вечерах был П. А. Брюллов (наброски-портреты скульптора Г. Р. Залемана, архитектора А. П. Брюллова). В первые десятилетия XX века создаются углубленный в духовное состояние человека памятник Н. В. Гоголю в Москве (1904-1909) Н. А. Андреева, жизненно психологические произведения Р. Ваутерса (статуя Домашние заботы, 1913, Антверпен, Королевский музей изящных искусств), статуи чешского скульптора Я. Штурсы, дающие непосредственно-чувственное истолкование обобщающих тем, работы испанских мастеров, запечатлевших народные типы – брутально-характерные (О. На выставке представлены и многочисленные акварельные пейзажи В. И. Сурикова. Представление о самых светлых и возвышенных идеалах гуманизма Возрождения с наибольшей полнотой воплотил в своем творчестве Рафаэль Санти (1483-1520), младший современник Леонардо, проживший короткую, но чрезвычайно насыщенную жизнь.
Однако и прежнее время — напр. Ситуации из жизни сельских людей получали, благодаря художнику, героическую окраску.
После того как несколько картин, особенно много значащих для автора, было отвергнуты как экспонаты Всемирной выставки в Париже, в 1855 году он открыл собственный «Павильон Реализма». Знаменитый Мурильо изобразитель мадонн, видений святых и т. п., не гнушался изображением нечистоплотного мальчишки или нищего, просящего милостыню. Работая над эскизом, В. И. Суриков чаще других авторов прибегал к акварели. Родоначальник русского реализма – художник Павел Федотов, его знаменитые картины «Сватовство майора», «Свежий кавалер», в своих работах он разоблачат порочнее нравы общества и высказывает свое сочувствие бедным и угнетенным людям. Картины Курбе восхищают откровенностью, энергией, прочной композицией.
Создал трактат "Четыре книги о пропорциях человека 1528 г. ". При всей их эскизности они удивительно верно передают характер изображаемого (портреты Э. Л. Праховой и Р. С. Левицкого, С. С. Боткина и другие). Достоевского, Ч. Диккенса, О. де Бальзака, Т. Манна, Л. Н. В их осанке – напряжение воли, в лицах – взволнованность чувств и мыслей.
Это – относительно «мирное» собрание людей, где только жесты рук, скупо намеченные движения мужских фигур выдают внутренний драматизм происходящего. Пейзажист Ионгкиндс (Jongkinds) более резкий колорист, чем француз Коро, на которого он походит, передаёт настроение широко и несколько по-импрессионистски в морских пейзажах изображает обстановкою жизнь моряков.
Систо в Пьяченце. Лауриц Ринг отдался изображению крестьянских сцен Анна Анкер (Погребальный обряд), Михаэль Анкер (Рыбаки на берегу) сильный реалист в изображении жизни датских моряков. Нередко наблюдаются художественные явления, в которых одновременно существуют и реалистические и нереалистические черты (например, тенденции символизма в творчестве М. А. Врубеля и А. А. Блока), находящиеся в нерасторжимом единстве.
Роспись воспринимается как воплощение мечты о светлом будущем. В 1847 его произведение «Wounded Man» (Лувр) раскритиковали, не приняв в салон. Не смотря на это, его эстетические теории не предназначались для распространения. Энгельс, "Диалектика природы"). Леопольд Калькрейт — сильный реалист изображающий поселян, рыбаков и другой рабочий люд.
В середине XV века Боттичелли черпал вдохновение в современных ему произведениях, писаниях Данте (он был первым иллюстратором божественной комедии) и Боккаччо, религиозные события у Боттичелли пронизаны волнующим трепетом личного переживания, значительно перерастают рамки придворной культуры двора Медичи и отражают противоречия того времени. Даже пары на картинах видятся зрителю бесконечно одинокими. Кипренский словно шутя одолел вершины портретного мастерства (хотя это досталось ему ценою невероятного труда) и открыл своими холстами путь в европейское искусство. (см.
Это произведение носило название «Смерть Сарданапала». В начале 20 века постепенно начал развиваться новый вид реализма – социалистический реализм, на популярность которого значительным образом повлияла революция. Зиновия, воскресившего ребенка и кончина святого. Исключительно велико по объему графическое наследие И. И. Шишкина. Это знаменитые картины Репина, Сурикова, Перова, Левитана, Крамского, Васнецова, Поленова, Ге, Васильева, Куинджи и других выдающихся русских-художников-реалистов.
Реализм (от лат. Самые различные условные, а порой и отвлеченные приёмы и образы неоднократно являлись средством точного и острого образно-выразительного раскрытия жизненной правды (творчество Ф. Рабле, Ф. Гойи, Э. Делакруа, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, В. В. Маяковского, Б. Брехта и многих других), особенно тогда, когда сущность того или иного социального явления или идеи не имела адекватного выражения в каких-либо реально конкретных фактах или предметах. Таковы рисунки И. Е. Репина, связанные с его работой над известными картинами «Арест пропагандиста», «Не ждали», «Отказ от исповеди», портретные наброски и композиционные листы Н. А. Ярошенко на близкие революционному народничеству сюжеты (этюды к картине «У Литовского замка», «Под конвоем», «Прогрессистка»), а также зарисовки К. Е. Маковского, сделанные им в 1881 году в зале суда на процессе первомартовцев. Некоторые шведские художники работали в чужих краях, как, напр., Гуго Биргер — настоящий виртуоз (Завтрак в Гранаде), умерший в молодости. В основном, он учился путем копирования шедевров В Лувре.
Не следует забывать и о присущих каждому из искусств специфических условностях в воспроизведении действительности, обусловленных характером технических средств, не являющихся полностью материально адекватными формам самой жизни (холст, краска и т. п. в живописи, камень, дерево в скульптуре и т. п. ). В 1839 году переехал в Париж. Возникновение данного течения часто связывают с творчеством известного французского художника Гюстава Курбе, который открыл в Париже выставку своих работ и назвал её «Павильон реализма».
В его облике – воля, разум, нравственная красота человека, верного долгу. Тем не менее, две более ранних картины Курбе были приняты.
Среди акварелей В. И. Сурикова чаще всего встречаются портретные зарисовки и пейзажи. тем, что Энгельс считал основным признаком реализма. Именно там проходило обучение живописи в биографии Курбе.
Высокий демократический подъем сказался в это время на всех областях культуры. В "Афинской школе" прославление разума, античной науки и философии. Много и охотно рисуя портреты своих единомышленников и друзей – членов Петербургской артели художников (портреты Н. В. и Н. Д. Дмитриевых-Оренбургских, Н. А. Кошелева), родных и близких, он создает образы, отмеченные глубиной и точностью характеристик. В этом состоит различие между реализмом и натурализмом, создающим лишь видимую, внешнюю, а не подлинную сущностную правдивость изображений.
Зиновия" полна большого драматизма и выразительности. Яркий пример работ такого рода – многочисленные эскизы картины «Боярыня Морозова». Его излюбленные модели – молодые женщины из близкого художнику круга демократически настроенной молодежи («Прогрессистка», портреты неизвестной, О. Е. Шумовой-Симонович). Кажущаяся простота, доступность образного языка реалистов 19в. А литература критического реализма XIX в., объективно проникавшая в жизнь буржуазного общества и дававшая яркие образцы художественного исследования социальных противоречий и антагонизмов, сложной диалектики человеческих характеров, порой не видела реального выхода из жизненных противоречий.
Милле был уже убежденный реалист, но более мягкий, чем Курбэ. На картине мы видим в светлой утренней тишине – длинный мыс, ниспадающий в море. С детства мальчик проявлял способности к рисованию. Обращаясь к народным пословицам Брейгель создает сатиры на современное общество.
Самым первым произведением Делакруа было «Ладья Данте», которая была выставлена в художественном салоне, но не произвела должного эффекта на публику. В человеке над всем должен господствовать разум».
Сам выходец из крестьян, он знал их жизнь и нужды. Его художественный язык достаточно богат, чтобы не прибегать к чисто внешним эффектам. Во всяком случае бытовая живопись (жанр) — родоначальница Р. Бытовая живопись, как она и прежде понималась, возродилась и даже зацвела в Голландии в XVII стол.
Эта роспись в настоящем своем виде представляющая руину была выполнена между (1495-1497). Касаткин, С. В. Иванов. Одновременно с этим направлением существует и другое, как раз противоположное. Манцу в Италии, В. Димитров-Майстора, С. Венев в Болгарии и др. ).
Это искусство создает новую концепцию портретного творчества. Ведущими принципами реализма 19 в. стали объективное отображение существенных сторон жизни, сочетающиеся с высотой и истинностью авторского идеала воспроизведение типичных характеров и ситуаций при полноте их художественной индивидуализации предпочтение в способах изображения «форм самой жизни» с преобладающим интересом к проблеме «личность и общество». В 1873 году он бежал в Швейцарию, где провел несколько лет в нищете. Под видом "Переписи в Вифлееме", 1566 г. изображено взимание испанцами налогов с фламандского народа.
Это то, что можно назвать правдой идеала или эстетической оценки. – Тут есть какой-то твердый, неумолимый закон, который можно только чутьем угадать, но который до того непреложен, что. Искусство того или иного художника часто бывает глубже, правдивее, богаче его социально-политических и философских взглядов, отмеченных сложными противоречиями (например, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский). Его наиболее прославленные зрелые картины – "Весна" (ок. Графика здесь уже сближается с монохромной живописью. Советское правительство всегда придавало большое значение политике партии в искусстве. Кто шагнул совсем юным в искусство России на пороге XIX века и буквально в десятилетие создал полотна, сразу показавшие Европе, что в Петербурге появился талант силы необычайной. Дж.
Эти факты многое говорят о культурном уровне семьи будущего художника. Полученные за картину деньги позволили Милле перебраться в деревню Барбизон близ Парижа.
Расстрел безоружного народа, раненые на улицах, царь Николай II среди трупов, опустевшие крестьянские поля, где вместо снопов – винтовки усмирителей, – таковы темы его рисунков. В России реализм носил название передвижничество. Здесь интересен каждый, даже беглый набросок. Художник писал очень много картин на религиозную тему, но не переставал «хулиганить».
Существует два основных типа сюрреалистического искусства—Фантезийный (художникамэтого направленияможно отнести Сальвадора Дали, Рене Магритта) и автоматизма (Хуан Миро). В то же время он не скрывает трагических сторон действительности. Днем рождения реализма считают выставку французского художника Гюстава Курбе «Павильон реализма» 1855 года, не смотря на то, что еще до него многие художники работали в реалистической менере (Жюль Бретон, Жан-Франсуа Милле, Теодор Руссо и многие другие). Складывалось новое мировоззрение, свободное от духовного гнета церкви.
Годы творческой зрелости протекают в условиях нарастающей революционной ситуации. Брейгель увидел, что они достойны лучшей участи, способны отстоять свои права на жизнь. также господствовало влияние Курбэ Шарль de Гру (de Groux) изображал сцены болезни, смерти и бедности, мансард и подвалов Луи Дюбуа — может быть, наиболее сильный из бельгийских реалистов.
Однако он, так же, как ребенок, не сразу научился писать шедевры. На полотнах изображены обособленными не только люди, но также и дома с улицами. Иван Николаевич Крамской (1837, Острогожск — 1887, Санкт – Петербург) — русский художник и рисовальщик, мастер жанровой исторической и портретной живописи, художественный критик. Критики того времени яростно обвиняли великого художника за его чрезмерный натурализм. Боттичелли было имя золотых дел мастера, к которому он первоначально попал в учение. Пореформенная деревня привлекала пристальное внимание передового русского общества.
Эти листы позволяют не только проследить ход мысли автора, его поиски решения композиции будущей картины, но и увидеть, как художник разрабатывает цветовой строй произведения, находит колористические акценты и отношения. Раухфус попытался оказать ему помощь, но было уже поздно. Важную роль играла также острая бытовая сатира, мастером которой был П. М. Шмельков. Это, по словам Г. И. Успенского, «новый, народившийся, светлый образ человеческий». Заметное место в графике художников реалистов занимал портрет-набросок.
Левицкий, Кипренский и Тропинин — оставило замечательные образцы реальной колоритности. Рафаэль получает заказ на роспись парадных комнат Ватиканского дворца (с 1509 по 1517 г. ). Как в живописи, так и в рисунке он охотно использовал двухфигурные композиции («В швейцарской», «Беседа в трактире»). В 1890-е годы в Товарищество вступили В. А. Серов, А. Е. Архипов, Н. А. Ярким примером этого могут служить листы из серии «Голод», эмоциональная напряженность которых как бы предвещает серовскую графику эпохи первой русской революции.
Браунерова и других). А. Степанов, П. М. Боклевский). Когда в 1610 году до художника дошли слухи, что папа Павел V хочет его помиловать, Караваджо хотел возвратиться в Рим, но по возвращении в Порто-Эрколе он умер (или был убит). В процессе исторического развития всего искусства в целом реализм приобрел конкретные формы и методы, вследствие чего выделяют три его стадии: просветительский (Эпоха Просвещения, конец 18 века), критический (19 век) и социалистический реализм (начало 20-го века). М. Васнецов «В кружале. Страшные сцены гибели и кары, описанные в Апокалипсисе, приобрели в предреволюционной Германии злободневный смысл. Используя наряду со штриховкой тоновое пятно, художник добивается своеобразной выразительности в передаче мягкого, чисто петербургского колорита («Невский проспект», «На Николаевском мосту»).
«Реализм Курбье» сразу же вызвал острую реакцию общества и критиков, которые утверждали, что тот, «прикрываясь реализмом, клевещет на натуру», называли его ремесленником в живописи, делали на него пародии в театре и всячески очерняли. Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. Показан безмятежный сельский пейзаж, пасется корова, весело кружатся стрижи. Хотя он писал и религиозные картины, но вся его художественная деятельность была энергическим протестом против господствовавшего направления, слишком удалившегося от действительности не только по сюжетам, но и по выполнению их.
Мадокс Броун не только переносился в прошедшие времена, но изображал и современную жизнь. Наиболее удавались ему характеристики разговаривающих людей, причем жест, поворот фигуры, выражение лица сразу позволяли зрителю ощутить тон разговора, особенность встречи. К числу самых известных представителей реализма в литературе стоит отнести М. Твена, Ф. М.
Интерес художников реалистов к этой проблеме закономерен и понятен. Адольф Нордлинг — изобразитель интимной жизни морских волн. художественный реализм, реализм в искусстве, представители реализма, картины реализм, художники реалисты, реализм, картины в стиле реализм, черты реализм, реализм 19, реализм и романтизм века, критический реализм. Прекрасными акварелистами были В. Е. Маковский, И. Н. Крамской, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов. Наступивший в двадцатых гг.
«Главное для меня композиция, – говорил В. И. Суриков. Серы, но гармоничны марины Ганстева в норвежских фиордах.
Содержание социальных кризисов определяет искусство Дюрера. Живопись). — В Англии натурализм проявлялся независимо от французского и совсем в особой форме.
часто побуждали критиков и публику воспринимать их искусство как иллюстрацию и пропаганду определённых (в том числе политических) идей, что в корне противоречит сущности этого многогранного художественного направления. В 1508 Рафаэль был приглашен работать в Рим, ко двору папы Юлия II. В графике Н. А. Касаткина важнейшая тема 1900-х годов выражена не менее отчетливо, чем в живописи (этюды к картине «Шахтерская смена» и другие). все роды живописи получили, наконец, отпечаток манерности с полным удалением от природы.
Отражение мира становится непосредственным, реальным. Почти одновременно — Скарбина, ученик французских художников, как реалист и колоритный виртуоз кисти выступил с картинами разнообразного содержания (рынки, мастерские, женские фигуры, писанный с французскими шиком), Ганс Герман, Лепсиус — все реалисты нового направления. В конце XIX —начале XX вв. Положение Милле в мире искусства резко изменилось в 1848 году.
В таком духе писали Гольман Гунт, Миллес (Джон Эверет Millais) верующие не находили в их произведениях ничего священного. Рафаэль создал свой идеал прекрасного, гармонически развитого человека. И. С. Остроухов и другие художники.
Гравюра "Рыцарь, смерть и дьявол" раскрывает мир остроконфликтных отношений человека с окружающей средой, его понимание долга и морали. В XV-XVI веках создается передовое реалистическое искусство. ФЕДОТОВ ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ — известный русский художник и рисовальщик, основоположник критического реализма в бытовом жанре, aкадемик живописи (1849г. ), aвтор поэмы «Женитьба майора» (1847г. ).
Кристоф Бишоп изображал сельские сцены играющих детей интимную домашнюю жизнь. Так искусство Высокого Возрождения слепо к общественным антагонизмам и, наоборот, отражает свойственные времени, во многом утопические мечты о социальной и человеческой гармонии. Более точное понятие было сформулировано Горьким в 1934-м году на съезде писателей.
Веласкес, писавший святых, портреты (весьма реально) изображал также картёжников и гуляк из простонародья. Кюрбе создавал портреты своего времени, на которых была изображена простая сельская жизнь.
Такая встреча запечатлена, например, в листе И. Е. Репина «Рисовальный вечер», где среди изображенных И. С. Остроухов, В. И. Суриков и другие. В его гравюрах – образы крестьян, горожан, рыцарей. Новый период шведского искусства начался после 1879 г., когда Гуго Сальмсон пошёл по следам Бастиена Лепажа и овладел новой французской техникой с ним сходен Август Гагборг (Сцены на морском берегу, Работы полевые). Лучшим листам этого времени присущ тот же драматический лаконизм, что и его знаменитой картине «Расстрел».
". В Парижской коммуне (1871) Курбе был президентом федерации искусств.
Но в 1900-е годы она получает гораздо более глубокое и многообразное толкование. Густав Курбе (1819–77) – французский художник, родился в городе Орнане. Крестьяне Брейгеля полны энергии, деятельны, хлопотливы, трудолюбивы.
В таких союзах мужчины и женщины заметно отчуждение, взаимное недовольство, а также гнев. В набросочном рисунке всегда ощутимо непосредственное впечатление, порожденное живым общением с изображаемым человеком (В. Творчество Питера Брейгеля Старшего, прозванного Мужицким (ок. Исследователи творчества художника приходят к мысли, что именно Кипренскому удалось в живописи приблизиться к тому методу отображения жизни, который в литературе «открывали» Пушкин, Баратынский, Батюшков, в музыке — Глинка, Алябьев. Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов в эстетике и философии, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. А. Некрасов в литературе, деятели «Могучей кучки» в музыке, участники «Бунта четырнадцати» и В. Г. Перов в живописи, Й. М.
Первыми среди мастеров изобразительного искусства звания народного художника республики были удостоены В. Д. Поленов, А. Е. Архипов, Н. А. Касаткин. Переход на службу к миланскому герцогу Моро оказался самым плодотворным.
Картина "четыре сцены из жизни св. Очень симпатичны сельские виды и зимы Ридберга. Но вместе с тем углубленное понимание «крестьянского жанра» в живописи и графике 1890-х годов далеко не исчерпывает того новаторства, которое привнесли в Товарищество передвижники младшего поколения. Словом Р. французские критики назвали направление в живописи, которое избрал Курбэ (1819—1877) в противодействие не только идеалистическому направлению, но и всякому другому избиравшему сюжеты для картин не из окружающего современного общества и притом почти исключительно — рабочего, трудового класса. В Бельгии в 1850—70 гг. Это хорошо прослеживается на картине под названием «Вечер в Кейпкоде», на которой двое отдыхают совсем рядом, но при этом не чувствуется их единства, каждый сам по себе. Тем же стремлением «проникнуть» в самые глухие места России, куда не попадали выставки Товарищества, объясняется внимание многих передвижников к гравюре.
Но по прошествии двух лет художник показал в салоне новое произведение, названо им «Резня на Хиосе». е. конкретизации как национальных исторических, социальных примет, так и физических интеллектуальных и духовных особенностей) предпочтение в способах изображения «форм самой жизни», но наряду с использованием, особенно в 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска) преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно — к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания). Однако отсюда отнюдь не следует, что художественное творчество независимо от мировоззрения автора. Реализм (от лат. А. Р. Эр-нандес) или живописно-выразительные (М.
е. конкретизации как национальных исторических, социальных примет, так и физических интеллектуальных и духовных особенностей) предпочтение в способах изображения «форм самой жизни», но наряду с использованием, особенно в 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска) преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно — к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания). непримиримая вражда к крепостничеству могла быть выражена наиболее ярко и целеустремленно. Его тем или иным образом переживают основоположники новых национальных школ пластики в Исландии (Эйнар Йоунссон), Румынии (Д.
Данное полотно описывало войну Греции за независимость. Его влияние стало громадным. Яркие представители направления соцреализма в советской живописи: Александр Дейнека («Оборона Севастополя», «Мать», «Будущие летчики», «Физкультурница»), В. Фаворский, Кукрыниксы, А. Герасимов («Ленин на трибуне», «После дождя», «Портрет балерины О. В. Лепешинской»), А. Пластов («Купание коней», «Ужин трактористов», «Колхозное стадо»), А. Лактионов («Письмо с фронта»), П. Кончаловский («Сирень»), К. Юон («Комсомолки», «Люди», «Новая планета»), П. Васильев (портреты и марки с изображением Ленина и Сталина), В. Сварог («Герои-летчицы в Кремле перед полётом», «Первое мая – пионеры»), Н. Баскаков («Ленин и Сталин в Смольном») Ф. Решетников («Опять двойка», «Прибыл на каникулы»), К. Максимов и др.
Не все ясно в судьбе этого замечательного художника. Там, где художественная тенденция не вытекает из обстановки и действия (там же, с. 333), а привносится в произведение извне, возникает чуждый реализму дидактизм или внешняя декларативность. Искусственно противопоставляя Иуду всему собранию как изгоя и злодея. Рисунки И. Е. Репина – одна из вершин русской графики, Его наследие насчитывает многие тысячи листов. В реалистичных произведениях часто встречаются внутренние конфликты личности. Норвежский художник Вереншильд (Verenskiold) иллюстрируя саги и сказки, выработал особый стиль рисунка, соответствующий духу сказочных событий, а немецкий художник Швинд писал целые картины, приспособляя и рисунок и колорит ко впечатлениям от легенд, которые этими картинами он хотел передать.
Трагичные образы беззащитных крестьян, беспомощных перед лицом жестокой силы. Реализм (от позднелат. М. Васнецов «Портрет В. М. Максимова», Н. Д. Кузнецов «Портрет В. И. Сурикова», Г. Г. Мясоедов «Портрет К. В. Лемоха», И. С. Остроухов – портреты С. С. Боткина, А. А. Киселева). Падала художественная культура, падала изобразительная грамота. Мягче, но тоже правдив Христиан Скредзвиг (На лодке в летнюю северную ночь, Праздничный вечер, Крестьянин с кошкой). Идеалы общенационального порядка создали почву для творческого подъема. Примечательно, что художники «Мира искусства» – объединения, далекого на первый взгляд от проблем современности, оказались в эту сложную эпоху захвачены величием происходящего. Истоки такого отношения к революционным событиям следует искать в традициях русского искусства второй половины XIX века, в первую очередь – в искусстве художников передвижников.
Например, в графике И. Н. Крамского наряду с портретом значительное место занимает пейзаж. В начале XX в. традиции реализма были особенно устойчивыми в России (творчество В. А. Серова, К. А. Коровина, С. В. Иванова, Н. А. Касаткина и др. ). в то время, когда в Италии и во Франции господствовала живопись религиозных и мифологических сюжетов, да и в самой Фландрии были художники, писавшие на сюжеты не обыденной жизни. Созданный художником образ мадонны полон глубокого содержания. Нередко это противоречие разрешается победой реалистического начала в их творчестве (например, преодоление сюрреализма П. Элюаром и Л. Арагоном, экспрессионизма – Р. Гуттузо и многих других).
Вместе с тем для выявления тех или иных граней глубинного содержания жизни требуются порой резкая гиперболизация, заострение, гротескная утрировка форм самой жизни, а иногда и условно-метафорическая форма художественного мышления. Именно тогда главной темой их творчества становится жизнь русского крестьянства. Реализм в его понимании являлся элементом романтизма. Его работы пользовались большим спросом у коллекционеров. Ему посвящены листы Н. В. Неврева («Семейные расчеты», «У постели больной»), наброски городских типов К. В. Лебедева («Чиновник», «Коммивояжер», «Цыган»).
В его портретах выступали люди могучего духа, устремленные в будущее. С. В. Иванов создал в эти годы свой широко известный цикл, посвященный переселенцам. Блай-и-Фабрега).
Ранние произведения Боттичелли отличаются мягким лиризмом и безмятежностью. Жан Франсуа Милле родился 4 октября 1814 года в деревне Грюши, в Нормандии. Реалистические тенденции под влиянием меняющихся общественно-исторических условий и самой психики современного человека нередко уступают место периодам декаданса, отчужденному от жизни формализму или возврату к прошлому в виде вульгарного эпигонства, представленного, например, «искусством» фашистского третьего рейха или номенклатурным «искусством» сталинизма. В. Е. Маковский постоянно и много рисовал с натуры.
Рубенс даже не искал красоты изображая только крепкие, здоровые тела. О безысходной крестьянской доле с горечью повествует художник реалист В. Г. Перов («Ходоки-просители», «Странники»). Естественное восприятие действительности и точная передача ее на холсте окончательно воплотились на холстах спустя лишь несколько эпох, на рубеже XIX-XX веков под логичным термином «Реализм». Попытки ревизионистской эстетики (Р.
Собственно говоря, портретный образ рождается как раз в точке пересечения этих двух начал: он содержит в себе коллизию личности и современной действительности. Не отрицая наличия особого романтического художественного метода, следует подчеркнуть, что черты романтизма являются отнюдь не чем-то противоположным реализму, но зачастую становятся неотъемлемым качеством реалистического произведения. Манцу в Италии, В. Димитров-Майстора, С. Венев в Болгарии и др. ).
Реализм 19в. В 1855 году Курбе представил свету работу «Painters Studio» (Лувр). Б. С. Шарден, Ж. А. Гудон во Франции, У. Хогарт в Великобритании и др. ). На стенах контаты Станцы делла Сеньятура (комната печати) размещены композиции "Диспут, Умеренность и Сила", "Афинская школа", "Парнас" и "Мудрость".
В русском портрете революционных лет эта действительность воплощается как напряженная, драматическая сила, сообщающая экспрессию таким произведениям, как автопортрет М. А. Врубеля (1904, Москва, ГТГ), Человек в очках (1905-1906, Москва, ГТГ) М. В. Добужинского. В следующем году были выставлены «Funeral at Ornans» (1849–50, Лувр), «Stonebreakers» (1849, Лувр). Интерес к их произведениям и деятельности не ослабевает с годами.
В 60-х годах начинается творческая деятельность И. Н. Крамского. Наиболее глубоких и художественно-гармонических результатов реалистическое искусство достигает тогда, когда обе эти стороны эстетические истины находятся в органическом единстве (например, в портретах Тициана и Рембрандта исторической живописи Д. Веласкеса, поэзии А. С. Пушкина, романах Л. Н. Толстого и др. ). Собственно, открытие этой важнейшей темы было сделано несколько ранее, когда Н. А. Ярошенко написал своего могучего «Кочегара», а К. А. Савицкий показал силу и величие человека труда в «Ремонтных работах на железной дороге».
Рескин учит точному воспроизведению природы во всех её подробностях в живописи, группа прерафаэлитов на деле показала приложение этого учения, но к изображению сцен и событий не современной жизни, а священных событий. Основными тематиками художников, писавших свои полотна в стиле реализма, были жанровые сцены городской и сельской жизни простых людей (крестьян, рабочих), сценки уличных событий и происшествий, портреты завсегдатаев уличных кафе, ресторанов и ночных клубов.