- построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием и характером. Compositio — составление, сочинение) -построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие.
Composito – составление, связывание) – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие.
Такова сюжетная организация «Анны Карениной» Л. Н. 1.
Оно формирует элементарную грамотность восприятия произведений искусства. Круговая композиция создаёт чувство умиротворённой гармонии («Мадонна Конестабиле» Рафаэля, ок. Вместе с тем в литературе широко распространены сюжеты, где события рассредоточены и на «равных правах» развертываются независимые один от другого событийные комплексы имеющие свои «начала» и «концы». К литературе слово «сюжет» впервые применили в 17 в. классицисты П. Корнель и Н. Буало имея в виду, вслед за Аристотелем, происшествия в жизни легендарных героев древности (например, Антигоны и Креонта или Медеи и Ясона), заимствованные драматургами позднейших времён.
Задержанная экспозиция размещается в середине (в романе И. А. Эти Ц. и оттенки, взятые в сопоставлении, взаимно усиливают друг друга. Являя собой «бесконечный лабиринт сцеплений» (см.
Во-вторых, сюжет насущен для воспроизведения персонажей, для обнаружения их характеров. Выяснение идеи – это стержень анализа художественного произведения. «Словесный ряд – это представленная в тексте последовательность (не обязательно непрерывная) языковых единиц разных ярусов, объединённых композиционной ролью и соотнесённостью с определённой сферой языкового употребления или с определённым приёмом построения текста». В современном литературоведении бытует и более локальное использование термина «композиция».
Вместе с тем, как и во всякой самоуправляющейся системе, здесь существует обратная связь (традиционно определяемая как обратное влияние формы на содержание): упорядочение словесного материала, превращающее его во внешнюю форму произведения, а затем рождение внутренней формы из внешней корректируют "приказы", посылаемые из содержательного ядра, приводя подчас к его серьёзному изменению. Композиция отсутствует в хаотическом нагромождении предметов. Напряжение действия, по его мнении, поддерживается несколькими специальными приемами: перипетия (резкий поворот от плохого к хорошему и наоборот), узнавание (в самом широком смысле слова) и связанные с ним ошибки неузнавания, которые Аристотель считал неотъемлемой частью трагедии. не должна быть пересказан ибо произведение и есть наиболее сжатый, не имеющий ничего лишнего, рассказ о сюжете, словесное воплощение сюжета (Кожинов В. В. ). Исследование лексического состава поэтического (т.
Структура художественного произведения). Анализ таких «точек» в художественном целом представляет, несомненно, наибольшую сложность, но одновременно – и наибольший интерес как в аспекте теории, так и в практическом изучении конкретного произведения. Занимательность сюжета не может быть для писателя самоцелью, но она является очень важным средством для более глубокого изображения характеров, более стремительного развития действия. В истории искусства большую роль сыграли как сложение общепринятых композиционных канонов (например, в древневосточном, раннем средневековом искусстве, в искусстве Высокого Возрождения, классицизма), так и движение от традиционных жёстких канонических схем к свободным композиционным приёмам так, в искусстве 19—20 вв.
Исследование лексического состава речи писателя (т.
Можно их размазывать или оставлять как есть. (лат. Понятие «композиция» близко по значению понятию «структура художественного произведения», но под структурой произведения подразумеваются все его элементы в их взаимосвязи, в т. ч. производится анализ прочитанной части. Например, композиция барокко вызывает ощущение порыва, экс-прессивного движения, а композиция, развернутая слева направо и снизу вверх, создает ощущение подъема и т. д. Зритель ощущает в картине скрытые «силовые линии», с помощью которых автор расставляет смысловые акценты. Композиция может быть устойчивой и уравновешенной– например, в портретах, особенно парадных («Всадница» К. П. Брюллова, 1832, где в основе композиции лежит треугольник) или картинах, в которых художник стремится передать длящееся состояние (картина «Девушки на Волге» К. С. Петрова-Водкина, 1915, построенная на неспешном чередовании вертикально стоящих фигур), – иногда строго симметричной (в иконах, на которых святые предстоят перед Вечностью и геральдических композициях).
Кроме того, еще Б. Томашевский заметил, что в произведении есть события, без которых логика сюжета рушится (связанные мотивы – в его терминологии), а есть такие, которые «можно устранять, не нарушая цельности причинно-временного хода событий» (свободные мотивы). Сюда входит материал и композиционные средства. (Виноградов В. В.
Варьирование выражается в том, что каждый структурный элемент литературы приобретает то больший, то меньший удельный вес в конкретной целостности произведения: скажем, в поэзии удельный вес внешней формы значительно больший, чем в прозе в детективном романе роль сюжета неизмеримо большая, чем в др. События создают для персонажей своего рода «поле действия», позволяют им разнопланово и полно раскрыться перед читателем в эмоциональных и умственных откликах на происходящее, главное же – в поведении и поступках.
Хорошо сказал об этом А. С. Следует помнить, что на этом этапе ребенок ещеслушатель, а нечитатель. Вступительное слово учителя. Другое дело, что время, естественно, внесло в нее свои коррективы. Понятие архитектоники объединяет в себе соотношение частей произведения, расположение и взаимную связь его компонентов (слагаемых), образующих вместе некоторое художественное единство. А вот В. Г. Белинский выбрал второй вариант, на чем и построил анализ образа Ленского.
Вот определение действия, данное В. Е. Хализевым: «Действия – это проявления эмоций, мыслей и намерений человека в его поступках, движениях, произносимых словах, жестах, мимике». Толстого и Трех сестер А. П. Перечитывание – это особый вид читательской деятельности. В уроке чтения не выделяется специального этапа для словарной работы. Так, в современной психологической прозе на последовательную цепь событий как бы накладывается цепь воспоминаний, при этом возвращающих не просто к прошлому (что встречалось и в классическом романе 19 в. ), а к разным отрезкам в жизни героя. Творческая профессия в первую очередь требует знания законов гармонии и средств, помогающих создавать гармоничные произведения.
Рассматриваемый сам по себе материал представляет собой некий текст, который, будучи известной "выборкой" из народного или литературного языка нации, обнаруживает, как правило, определённую самостоятельную эстетическо-стилистическую ценность (так, говорят о возвышенности слога в одах М. В. Ломоносова, о салонной изысканности лексики "поэз" И. Северянина, о нарочитой огрублённости словаря В. В. Маяковского), однако художественным смыслом ещё не обладает. Его роль в формировании личности очень важна. Однако литературное произведение не просто воспроизводит жизнь – оно дает ее обобщенное изображение, подчеркивает, усиливает его основные особенности, гиперболизирует их. Такова сюжетная организация Анны Карениной Л. Н. Конечно, подобный эксперимент над формой – случай уникальный.
Во всех этих произведениях момент превращения играет принципиальную роль. При этом единицей, компонентом композиции выступает такой "отрезок" произведения (текста), в пределах которого сохраняется один способ или ракурс изображения — динамическое повествование или статическое описание, характеристика, диалог, лирическое отступление и т. д. Содержание и форма).
1. Напряжение действия, по его мнении, поддерживается несколькими специальными приемами: перипетия (резкий поворот от плохого к хорошему и наоборот), узнавание (в самом широком смысле слова) и связанные с ним ошибки неузнавания, которые Аристотель считал неотъемлемой частью трагедии. Сюжет во всём его неповторимом своеобразии – это основная сторона формы (и тем самым стиля) произведения в её соответствии содержанию, а не само содержание, как часто понимают в школьной практике. от лат.
Каждое произведение сочетает как общие, «типовые» для данного рода, жанра или направления способы композиции (например, троекратные повторы в сказках, узнавание и умолчание в драмах «интриги», строгая строфическая форма сонета, ретардация в эпике и драме), так и индивидуальные, свойственные данному писателю или отдельному произведению (так, в повести Л. Н. 2) Произведения искусства, конечный результат деятельности художника. Сюжетам единого действия (их правомерно назвать концентрическими или центростремительными) отдавалось предпочтение и в античности и в эстетике классицизма.
углубления к. -л. Важнейшим аспектом композиции является также последовательность, в которой вводятся в текст компоненты изображаемого, – временная организация литературного произведения как процесс обнаружения и развертывания художественного содержания. При этом единицей, компонентом композиции выступает такой "отрезок" произведения (текста), в пределах которого сохраняется один способ или ракурс изображения — динамическое повествование или статическое описание, характеристика, диалог, лирическое отступление и т. д. Типы композиций подразделяются на устойчивые или статичные (где основные композиционные оси пересекаются под прямым углом в геометрическом центре произведения) и динамические (где основные оси пересекаются под острыми углами, господствуют диагонали, круги и овалы), открытые (с преобладанием центробежных разнонаправленных силовых линий) и закрытые (где превалируют центростремительные силы, стягивающие изображения к композиционному центру). Толстого «Хаджи-Мурат» ведущий принцип Композиции персонажей и их системы – полярность, в том числе нарочито мнимая: Николай I – Шамиль).
Целью исследования становится описание фактов отклонения индивидуальной авторской речи от норм речи «естественной». Вторая функция обнаруживается в воздействии произведения на читателя, вот таким образом ее можно назвать внешней (по отношению к произведению). Речь общества, существовавшая в тот исторический период, к которому относится творчество автора анализируемого произведения, воспринимают как некую норму, вот таким образом признают «естественной». К обязательным элементамотносятся те, без которых классический сюжет вовсе невозможен: завязка – развитие действия – кульминация – развязка. К необязательным – те, которые в ряде произведений (или во многих) не встречаются. Напротив, форма может быть сколь угодно фантастична и условно-неправдоподобна, так как под условностью формы подразумевается нечто она существует «для чего-то» – для воплощения содержания. Сюжет, фабула, композиция.
Смысл ее, во-первых, в том, что сюжет есть реальность художественная, события изображенные, причем в понятие «события» включаются и поступки и переживания и высказывания персонажей (например, в драме). Так, в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» три кульминационных эпизода (взятие Белогорской крепости, Гринев в ставке Пугачева в Бердской слободе, встреча Маши Мироновой с Екатериной II), а в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» три развязки (ложная развязка – помолвка Хлестакова с дочерью Городничего, вторая развязка – приход почтмейстера с известием о том, кто такой Хлестаков на самом деле, третья развязка– приход жандарма с известием о приезде истинного ревизора). Композиция может быть устойчивой и уравновешенной – например, в портретах, особенно парадных («Всадница» К. П. Брюллова, 1832, где в основе композиции лежит треугольник) или картинах, в которых художник стремится передать длящееся состояние (картина «Девушки на Волге» К. С. Петрова-Водкина, 1915, построенная на неспешном чередовании вертикально стоящих фигур), – иногда строго симметричной (в иконах, на которых святые предстоят перед Вечностью и геральдических композициях). Так достигается композиционная целостность. При этом единицей, компонентом К. выступает такой «отрезок» произведения (текста), в пределах которого сохраняется один способ или ракурс изображения — динамическое повествование или статическое описание, характеристика, диалог, лирическое отступление и т. д.
А вот В. Г. Белинский выбрал второй вариант, на чем и построил анализ образа Ленского. В частности, широкое применение получил термин коллизия, введенный в ХIХ веке Г. Гегелем. Гончарова «Обломов» история Ильи Ильича рассказывается во «Сне Обломова», то есть почти в середине произведения) или даже в конце текста (хрестоматийный пример «Мертвые души» Гоголя: сведения о жизни Чичикова до приезда в губернский город даны в последней главе первого тома). Простейшие единицы слагаются в более сложные компоненты (цельная зарисовка портрета, психического состояния, воспроизведение разговора и т. д. ). Композиция (от лат. Его мышление еще остается деятельностно-образным. После этого подготовительного периода художник завершает работу над произведением.
Для языкового анализа выбираются те слова и выражения, которые помогают лучше понять смысл произведения (рисуют картины природы, выявляют авторские чувства) и в то же время наиболее выразительны и точны. Она также дает читателю возможность самостоятельного освоения основ композиции. Такой подход фактически уничтожает произведение как явление искусства, заставляет видеть в нем лишь то или иное идеологическое, а не идейно-эстетическое явление. Этот композиционный прием используется и позднее, в эпоху Просвещения (у Дефо, Смоллета). 1502–03 гг. Она получила различные теоретические обоснования в зависимости от общеметодологической ориентации учёных (см., например, Структурализм в литературоведении).
Боккаччо, плутовские романы, комедии П. Бомарше, где блистательно действует Фигаро). Боккаччо, плутовские романы, комедии П. Бомарше, где блистательно действует Фигаро). "Композиция — это дисциплинирующая сила и организатор произведения. Ведь исходя из того, кого убил Онегин, мы изменим свое прочтение романа.
с нем., М., 1958 Ингарден Р., Исследования по эстетике, пер. Воспитание чуткости к слову, умение почувствовать точность и красоту образных выражений, объяснение этих выражений – все это содействует развитию эстетического вкуса. Вместе с тем теория литературы должна учитывать широкую вариационную способность общих принципов строения литературных произведений как в морфологическом (жанрово-родовом), так и в историческом (порождаемом изменениями творческих методов, стилей, течений) направлениях.
В повествовательных жанрах композиция– это изображение событий (сюжет) и внесюжетные элементы: описания обстановки действия (пейзаж– описания природы интерьер– описание убранства помещения) описания внешности героев (портрет) их внутреннего мира (внутренние монологи, несобственно-прямая речь, обобщенное воспроизведение мыслей и т. д. ), отступления от сюжетного повествования, в которых выражены мысли и чувства автора по поводу происходящего (так называемые авторские отступления). Необученному читателю трудно прилагать усилия к раскрытию «кода произведения» и постепенно по этой причине развивается читательская эмоциональная глухость, когда за словом не возникает образа, представления или настроения. Веселовского и М. Горького все они сюжетом называли развитие действия (Белинский В. Г. : «Поэмою Гоголя могут вполне насладиться только те, кому важно содержание, а не, «сюжет»» Горький М. : «Сюжет связи, противоречия, симпатии и антипатии и вообще взаимоотношения людей».
Т. о. изучение С. л. п. и относящиеся к содержанию (сюжетные роли персонажей, соотнесенность героев между собой, авторская позиция, система мотивов изображение движения времени и т. д. ). Композиция включает: расстановку и соотнесенность характеров (композиция как «система образов»), событий и поступков (композиция сюжета), вставных рассказов и лирических отступлений (композиция внесюжетных элементов), способов или ракурсов повествования (собственно повествовательная композиция), подробностей обстановки, поведения, переживаний (композиция деталей).
Основное действие граничит с тем, что Мефистофель ведет Фауста по жизни, добиваясь знаменитой фразы «Остановись, мгновенье, ты прекрасно». не что иное, как отвердевшее, опредметившееся художественное содержание. обр. Напр., статичная сама по себе поза, характерная для стоящей фигуры: наклон плеч и бедер (верхней и нижней частей туловища) в противоположных направлениях (так называемый — контрапост), — не придает фигуре человека скованности и обладает не менее богатым линейным ритмом, чем фигура изображенная в движении. Однако пройти этот путь младшему школьнику по силам только с помощью взрослого, учителя.
Подготовка к восприятию произведения. В произведениях изобразительного искусства С. не всегда застылость. – М., 1971, с. 49) Компонентами языковой композиции являются словесные ряды. У данного понятия есть по меньшей мере два аспекта. Кожинов рассматривает сюжет как систему действий, включая в это понятие «действие» и внешнее, событийное и внутреннее, эмоционально-психологическое: «Сюжет – живая последовательность всех многочисленных и многообразных действий изображенных в произведении» – соответственно он присутствует не только в эпосе или драме, но и лирике: как «последовательность взаимосвязанных внешних и внутренних движений» или как «цепь опредмеченных речью душевных движений».
Композиция – это дисциплинирующая сила и организатор произведения. "Композиция — это дисциплинирующая сила и организатор произведения. Ей поручено следить за тем, чтобы ничто не вырывалось в сторону, в собственный закон, а именно сопрягалось в целое и поворачивалось в дополнение его мысли По этой причине она не принимает обычно ни логической выводимости и соподчинения, ни простой жизненной последовательности, хотя и бывает на неё похожа её цель — расположить все куски так, чтобы они замыкались в полное выражение идеи" ("Теория литературы",, 1965, с. 425). Коллизия – не просто событие это событие, нарушающее какой-то заведенный порядок.
Метаморфозы сохраняют свое значение и в сюжетах новейшей литературы. Фоника)и которые осуществляют его ритмическую (а в поэзии — метро-ритмическую), стилистическую и композиционную упорядоченность (архитектоника произведения, последовательное или инверсионное развитие действия, принципы сопряжения описаний, диалога персонажей, прямой авторской речи и т. д. Именно сочетание форм изложения и определенных "точек зрения" их взаимосвязанность и единство и составляют композицию в данном смысле. По характеру композиции выделяют ленточный и центрический орнамент.
Цвет — одно из основных художественных средств в живописи (см. ). Существуют определенные повторяющиеся типы композиции: кольцевая композиция (повторение начального фрагмента в конце текста) концентрическая композиция (сюжетная спираль, повторение аналогичных событий по ходу развития действия), зеркальная симметрия (повторение, при котором в первый раз один персонаж совершает по отношению к другому некое действие, а затем тот совершает такое же действие в отношении первого персонажа). В конечном счете само действие определяется характером. В работе каждого художника есть много индивидуального, свойственного только ему одному. Следовательно, стремясь в своем творчестве отразить действительность, установить ее закономерность и образно показать ее, писатель должен создать ряд характеров, во взаимоотношениях которых он вскроет в той или иной мере, сложность и многосторонность жизни, связь явлений ее между собой и т. д. 1.
СОСТАВ И СТРУКТУРА КУРСОВЫХ РАБОТ, И ОБЩАЯ МЕТОДИКА ИХ ВЫПОЛНЕНИЯIV. Латинское слово «фабула» (от одного корня с глаголом fabulari – рассказывать, повествовать) употреблялось римскими писателями как обозначение всяких рассказов, в том числе мифов и басен и получило распространение гораздо раньше, чем французский термин «сюжет». Форма раскрывается как активное начало переработки и преодоления материала. Являя собой ". бесконечный лабиринт сцеплений. » (см.
Во-вторых, надо разграничить сферы сюжетосложения и композиции. Моделирующий (поливариантный, многовариантный) сюжет строится иначе. – М., 1971, с. 49) Компонентами языковой композиции являются словесные ряды.
Если эстетика ставит задачу построить структурную модель художественного произведения (как целостной системы образов), то теория литературы призвана показать преломление общих для всех искусств инвариантных законов строения произв. Однако в изучении произведения мы нередко, абсолютно не подозревая об этом, проделываем аналогичные «эксперименты» – не изменяя впрямую структуру формы, а лишь не учитывая те или иные ее особенности. Лит. : Выготский Л. С., Психология искусства, 2 изд., М., 1968 Гартман Н., Эстетика, пер. Когда оно отходит на второй план, общество не развивается, а деградирует. — украшение) — узор, обычно отличающийся ритмическим расположением (см.
Сам данный вопрос объясняется установкой на жизнеподобие, а как раз оно-то при таком сюжете и нарушается. Классификаций сюжетов несколько. Прежде всего, удобно классифицировать по тому, как соотносятся между собой события, составляющие сюжет. 1502–03гг.
«Сюжет. В творческой практике, не желающей считаться с огромной важностью формы в искусстве, неизбежно появляется плоская иллюстративность, примитивность, создание «правильных», но не пережитых эмоционально деклараций по поводу «актуальной», но художественно не освоенной темы. Изучение композиции волшебной сказки в форме игры в карты предложил Д. Родари в книге «Грамматика фантазии» (Родари Д. Грамматика фантазии.
В современном литературоведении бытует и более локальное использование термина «композиция». Однако, прибегая к этому приему, учитель должен иметь в виду ряд обстоятельств: не следует использовать грамзапись, если произведение абсолютно незнакомо детям (незнакомый текст через аппаратуру воспринимать трудно) нецелесообразно демонстрировать чтение артиста, если его понимание художественного произведения не совпадает с пониманием учителя – это может создать дополнительные трудности в процессе последующего анализа качество записи и состояние технических средств должны быть безупречны. Если мы вспомним рассказ И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», то легко почувствуем, что фабульных событий там немного (приехал – умер – увезли), а напряжение поддерживается нюансами, эпизодами, которые, как может показаться, не играют решающей роли в логике повествования. Возникновение и смена С. определяются ходом исторического развития человеческого общества, но в одно и то же время может существовать несколько разнородных или даже противоположных по своему характеру стилей (напр., классицизм и барокко) 2) национальная особенность искусства (китайский стиль, мавританский стиль и т. д. ) 3) понятием С. иногда определяют отдельные специфически художественные признаки произведений искусства или памятников материальной культуры (напр., чернофигурный С. в греческой живописи) 4) говорят также о С. группы художников или одного художника, если их творчество отличается яркими индивидуальными чертами.
Предпринимались неоднократные попытки классифицировать сюжеты литературных произведений, разделять их по различным признакам, выделять наиболее типичные. К. в изобразительном искусстве представляет собой конкретную разработку идейной и сюжетно-тематической основы произведения с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объемов, света и тени, пятен цвета и т. д. Понятие сюжета тесно граничит с понятием фабулы произведения.
Вот таким образом слово «композиция» равно применимо к описанию цветка, к построению книги или ораторской речи. В случае если мы вспомним рассказ И. А. Бунина Господин из Сан-Франциско, то легко почувствуем, что фабульных событий там немного (приехал – умер – увезли), а напряжение поддерживается нюансами, эпизодами, которые, как может показаться, не играют решающей роли в логике повествования. В современной русской литературной критике термином «сюжет» обычно называют сам ход событий в произведении, а под фабулой понимают основной художественный конфликт, который по ходу этих событий развивается.
Под образом понимается «обобщенное отражение действительности в форме единичного индивидуального» (Л. И. Тимофеев). В основе этой зависимости лежат отношения холодных и теплых Ц. и оттенков. «Троица» Андрея Рублёва, 1420-е гг. ). Следует отвести распространенное и ошибочное представление о сюжете только как об отчетливой, увлекательной системе событий, благодаря чему часто говорят о «несюжетности» тех или иных произведений, в которых нет такой отчетливости и увлекательности системы событий. О теории художественной речи. Восприятие произведения также зависит от его композиции. " (Л. Методика изучения одной из величинIV.
Раскрытие идеи объединяет все компоненты анализа произведения (работа над образом, композицией, художественно-изобразительными средствами). В художественной форме материализуется содержание, вот таким образом — как пишет М. Каган — «содержание произведения есть смысл его формы» и что «в произведении искусства все является содержанием». Вот таким образом толковаться должны не слова, а образы из этих слов созданные. Являя собой «. Кроме того, Ц. в живописи имеет и эстетическое значение. Смерть Базарова — закономерный итог того трагического противоречия, в которое вступают его убеждения (нигилизм) и внутренняя человеческая сущность (подробнее-см.
Ей поручено следить за тем, чтобы ничто не вырывалось в сторону, в собственный закон, а именно сопрягалось в целое и поворачивалось в дополнение его мысли Вот таким образом она не принимает обычно ни логической выводимости и соподчинения, ни простой жизненной последовательности, хотя и бывает на неё похожа её цель — расположить все куски так, чтобы они замыкались в полное выражение идеи» («Теория литературы»,, 1965, с. 425). Устаревшая лексика может приобретать ироническую окраску. Ей поручено следить за тем, чтобы ничто не вырывалось в сторону, в собственный закон, а именно сопрягалось в целое и поворачивалось в дополнение его мысли Вот таким образом она не принимает обычно ни логической выводимости и соподчинения, ни простой жизненной последовательности, хотя и бывает на неё похожа её цель — расположить все куски так, чтобы они замыкались в полное выражение идеи" ("Теория литературы",, 1965, с. 425). текстов, двустороннее, двухэлементное (интеллектуально-эмоциональное) собственное строение, т. к. В конечном счете само действие определяется характером. В понятие архитектоники входит как внешняя структура произведения, так и построение сюжета: деление произведения на части, тип рассказывания (от автора или от лица особого рассказчика), роль диалога, та или иная последовательность событий (временная или с нарушением хронологического принципа), введение в повествовательную ткань различных описаний, авторских рассуждений и лирических отступлений, группировка действующих лиц и т. п. Приёмы архитектоники составляют один из существенных элементов стиля (в широком смысле слова) и вместе с ним являются социально обусловленными.
Таким образом, через композицию осуществляется неразрывное единство содержания и формы. (Все сказанное относится равным образом ко всем видам искусства). В прологе речь идет о другом: Бог и Мефистофель заключают пари о человеке.
М. М. Композиция (лат. В изучении чеховского рассказа «Невеста» сложилась довольно прочная традиция рассматривать этот рассказ как безоговорочно оптимистический, даже «весенний и бравурный».
Чем больше найдете, тем лучше и после этого, вооружившись видоискателем, подбираете из этой массы наиболее понравившееся расположение предметов (выбираете 3-5 предметов, где один будет композиционным центром, остальные- дополнительными) в данном формате. Другой пример того же рода. Эта субъективная оценка передается через образ. Толстого и «Трех сестер» А. П. Связав сюжет с характерами мы тем самым определим его содержательность, обусловленность его той действительностью, которую осознает писатель. (лат composition — составление, связывание) — термин, обозначающий в художественной культуре построение художественного произведения, обусловленное спецификой вида искусства, содержанием, назначением произведения и замыслом художника. 19 в., в произведениях к-рых К. становится более гибкой, свободной.
В литературоведении сталкиваются два других истолкования. Этим качеством обладают произведения живописцев разных эпох. Однако в 20 в. в связи с общефилософской разработкой проблем структурного анализа (см. искусство познаёт жизнь и одновременно оценивает её. Идея романа — развенчание «нигилистической доктрины»Базарова и догматического лицемерия поколения «отцов» в лице П. П. Кирсанова, противопоставление им истинных, «вечных» чувств (любовь, гармоничное бытие, забота о новом поколении и проч. ), представленных образом Н. П. Кирсанова, а также историей любви Базарова к Одинцовой и Павла Петровича — к Фенечке. «Учитель знакомит школьников с построением сказок, диалогом, монологом, планом рассказа, эпизодом, формирует начальное понятие о литературном герое» (Снежневская М. Теория литературы в 4-6 классах средней школы. Автор (особенно после ХVIII века) вполне может начать произведение, например, со смерти героя, а затем рассказать о его рождении.
Русская стилистика. Это формальные моменты. Оценка писателем жизненного материала составляет идею художественного произведения. " (Л.
Типы К. разделяются на «устойчивые» (где основные композиционные оси пересекаются под прямым углом в геометрическом центре произведения) и «динамические» (где основные композиционные оси пересекаются под острым углом, господствуют диагонали, круги и овалы), «открытые» (где преобладают центробежные разнонаправленные силы, а изображение всемерно раскрывается зрителю) и «закрытые» (где побеждают центростремительные силы, стягивающие изображение к центру произведения). собр. Так, М. М. Различают более светлые и более темные Ц. насыщенность (интенсивность) Ц. — количество определенного цветового тона в данном Ц. Насыщенность Ц. краской может изменяться в результате разбавления ее водой (в акварели) или от прибавления к ней белил в масляной или гуашевой живописи.
Взаимодействуя, они объединяются в более сложные комплексы, в новые единства. н. «словаря писателя») при этом оказывается частным видом такого стилистического анализа. Бахтин видит в произведении в первую очередь два уровня – «фабулу» и «сюжет» изображенный мир и мир самого изображения, действительность автора и действительность героя.
Из множества получившихся таких поисков по ощущению выбираете самые подходящие. Необходимость ясного представления об эпохи героя, динамика событий и действий персонажей, служащие раскрытию идеи произведения, требуют в свою очередь четкой композиционной основы произведения. Одно и то же событие существует в разных вариантах и бессмыслен вопрос: «А как же было на самом деле. » Сам этот вопрос объясняется установкой на жизнеподобие, а как раз оно-то при таком сюжете и нарушается.
Примером произведений, в работе над которыми может быть использован второй путь, служат «Синие листья» В Осеевой, «Честное слово» Л. Пантелеева. В силу этих причин композиция обла-дает сложной структурой, детерминируемой в каждом виде искусства своими факторами (в живописи — сю-жет, точка зрения и т. д. ). Но Аристотель в «Поэтике» применял для обозначения подобных происшествий древнегреческое слово «миф» (мythos) в смысле «предание», которое в русском литературоведении переводится обычно неверно латинским словом «фабула». Однако здесь есть и некоторые общие закономерности.
Возьмем, например, тот эпизод из романа Достоевского «Братья Карамазовы», где Алеша на вопрос Ивана, что делать с помещиком, затравившим ребенка псами, отвечает: «Расстрелять. ». Сюда часто относят экспозицию (хотя не все авторы так считают), пролог, эпилог, послесловие и др. С другой стороны, это «расстрелять» есть компонент характера героя, то есть тематической основы произведения реплика выражает один из поворотов нравственно-философских исканий героев и автора и конечно же, она есть существенный аспект идейно-эмоционального мира произведения – это моменты содержательные.
Обычно различают несколько планов: первый, второй, третий или передний, средний, дальний. В истории искусства большую роль играли как процессы выполнения общепринятых канонов композиции (античность, Возрождение, барокко, классицизм и др. ), так и стремление избавиться от жестких канонических схем использовать свободные композиционные приемы (XIX—XX вв. ). Являя собой ". с польск., М. 1962 Теория литературы.
Единство фабулы Аристотель связывал с единством и завершенностью действия, а не героя, другими словами, цельность фабулы обеспечивается не тем, что мы везде встречаем одного персонажа (если говорить о русской литературе, то, например, Чичикова), а тем, что все персонажи втянуты в единое действие. Не случайно один из историков искусства назвал их соответственно «диагональю победы» («Тачанка» М. Б. Грекова, 1925) и «диагональю поражения» («Проводы покойника» В. Г. Перова, 1865 «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова, 1887). Содержание иными словами, – это «высказывание» писателя о мире, определенная эмоциональная и мыслительная реакция на те или иные явления действительности. Однако для произведений искусства более важным представляется другой, аксиологический (оценочный) аспект понятия «содержательная форма»: в данном случае имеется в виду закономерное соответствие формы содержанию. Иными словами, оно имеет сложный внутренний состав. Художественно-значимой (см.
Но ее молчание было настолько выразительным и жутким, что в ее сторону все боялись взглянуть. В 1920-х гг.
Одни исследователи предпочитают интерпретируя смысл «Невесты», считать это вводное предложение как бы несуществующим». Следует, несомненно, прислушаться и к возражениям А. С. В частности, Л. Н. Рожина отмечает, что учащиеся меньше всего испытывают трудности, когда автор описывает поступок (качество проявляется в поступке). Историзмы могут быть связаны как с весьма отдаленными эпохами, так и событиями сравнительно недавнего времени, ставшими, однако, уже фактами истории (советская власть, партактив, генсек, политбюро).
Стараемся делать так, что- бы сочетание этих пятен получалось гармоничным. Форма – не скорлупа, которую можно снять, чтобы открыть ядро ореха – содержание. Простейшие единицы слагаются в более сложные компоненты (цельная зарисовка портрета психического состояния, воспроизведение разговора и т. д. ). Перспектива (фр. ) — 1) кажущееся изменение форм и размеров предметов и их окраски на расстоянии 2) наука исследующая особенности и закономерности восприятия человеческим глазом форм, находящихся в пространстве и устанавливающая законы изображения этих форм на плоскости.
Панорамные сюжеты можно определить как центробежные или кумулятивные (от лат. Элементы композиции сюжета: экспозиция (изображение обстановки, в которой зарождается конфликт, представление персонажей) завязка (зарождение конфликта исходная точка сюжета), развитие действия, кульминация (момент наивысшего обострения конфликта, сюжетный пик) и развязка (исчерпание конфликта, «окончание» сюжета). Здесь все зависит от конкретной ситуации и конкретных задач. Экспозиция – предыстория событий, лежащих в основе художественного произведения.
Многовариантные сюжеты характерны для литературы постмодернизма, хотя истоки их можно найти уже в эпоху романтизма (начало ХIХ в. ), к примеру, у Гофмана. Во-вторых, нужно разграничить сферы сюжетосложения и композиции. Достаточно вспомнить повести Н. В. Гоголя «Шинель» и «Нос», роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и др.
бесконечный лабиринт сцеплений. представители ОПОЯЗа предложили важное различение двух сторон повествования: развитие самих событий в жизни персонажей, порядок и способ сообщения о них автором-рассказчиком придавая большое значение тому, как «сделано» произведение, они стали называть сюжетом вторую сторону, а первую – фабулой. В современном литературоведении бытует и более локальное использование термина композиция. Например, в трагедии Софокла «Царь Эдип» интрига сюжета поддерживается неузнаванием Эдипом отца и матери. В многофигурных бытовых или исторических картинах, где художнику важно передать взаимоотношения персонажей, действие часто «перетекает» волной от одного персонажа к другому (жанровые полотна «малых голландцев», «Сватовство майора» П. А. Федотова, 1848).
Данная книга последовательно познакомит вас с этими законами и средствами гармонизации композиции, ее видами и спецификой каждого вида. Многовариантные сюжеты характерны для литературы постмодернизма, хотя истоки их можно найти уже в эпоху романтизма (начало ХIХ в. ), например, у Гофмана.
После завершения чтения осуществляется обучение «думанью во время чтения», т. е. В композиции важно все — масса предметов их зрительный «вес», размещение их на плоскости, выразительность силуэтов, ритмические чередования линий и пятен, способы передачи пространства и точка зрения на изображаемое, распределение светотени, цвет и колорит картины, позы и жесты героев, формат и размер произведения и многое другое. Композиция — способ организации «материала» искусства.
в разделе, посвященном И. С. Тургеневу). О. Л. Голубева Основы композиции Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов образовательных учреждений высшего и среднего художественного образования изучающих курс «Основы композиции» Москва 2001 «Изобразительное искусство» Федеральная программа книгоиздания России Рецензент: доктор искусствоведения Н. К. Во-вторых, сюжет насущен для воспроизведения персонажей, для обнаружения их характеров.
Зрелые в художественном отношении произведения отличаются композиционным единством темы и замысла. В современном литературоведении бытует и более локальное использование термина «К». Во-первых, событийные ряды (в особенности составляющие единое действие) имеют конструктивное значение: они скрепляют воедино, как бы цементируют изображаемое.
Наряду с термином «К» многие современные теоретики используют в том же значении слово «структура» (см. – Бат. ). Одно дело – нелепая ссора, другое – русский Дантес (кстати, М. Ю. Лермонтов в «Смерти поэта» именно так и интерпретировал гибель Ленского). Удачным представляется знакомство с композицией на примере народных волшебных сказок. Это анализ использования автором языковых средств в художественно организованной речи.
В многофигурных бытовых или исторических картинах, где художнику важно передать взаимоотношения персонажей, действие часто «перетекает» волной от одного персонажа к другому (жанровые полотна «малых голландцев», «Сватовство майора» П. А. Федотова, 1848). П. л. В связи с этим задачи учителя можно определить как необходимость: 1) вместе с детьми прояснить и закрепить их первичные читательские впечатления 2) помочь уточнить и осознать субъективное восприятие произведения, сопоставив его с объективной логикой и структурой произведения.
Если рассматривать форму как конечный результат творческого процесса «переработки и преодоления материала», в котором этот материал располагается» по законам художественного построения», то композиция как раз и является тем способом, тем законом художественного построения, без которого невозможно создание формы, то есть, законченного художественного произведения. Так, щедринский город Глупов – создание чистой фантазии автора, он условен, поскольку никогда не существовал в реальности, но не условность и не вымысел самодержавная Россия, ставшая темой «Истории одного города» и воплощенная в образе города Глупова. Современная наука исходит из первичности содержания по отношению к форме.
В некоторых произведениях также есть эпилог (рассказ о последующих судьбах героев). Подготовка к восприятию произведенияIV. В разработку методики объяснительного чтения большой вклад внесли Е. А. Адамович, Н. П. Каноныкин, С. П. Редозубов, Н. С. Рождественский и др. Эту идею развивают Ю. Сипинёв и И. Сипинёва в пособии «Русская культура и словесность» (Сипинёв Ю., Сипинёва И. Русская культура и словесность. Динамичные диагональные композиции любили мастера Позднего Возрождения (Я. Эту линию продолжают романтики нач.
Экспозиция бывает прямой и задержанной. При этом надо отличать сюжет в его неповторимости от отвлечённых сюжетных, точнее – конфликтных «схем» (А любит Б, но Б любит В и т. п. ), которые могут исторически повторяться, заимствоваться и каждый раз находить новое конкретное художественное воплощение. воспринимают тот материал из которого «сделано» произведение. В современной советской литературно-критической и школьной практике термины «сюжет» и «фабула» осознаются или как синонимы или же сюжет называется весь ход событий, а фабулой – основной художественный конфликт который в них развивается (в обоих случаях термины удваиваются).
Этот тезис, как мы увидим дальше играет важную роль в новейших теориях сюжета. Задержанная экспозиция придает произведению таинственность. Статичность (греч. Младший школьник – «наивный реалист». И, наконец, К. включает в себя взаимную соотнесенность разных сторон (планов, слоев, уровней) литературной формы. Форма – та система средств и приемов, в которой эта реакция находит выражение, воплощение. 1.
«Композиция — это дисциплинирующая сила и организатор произведения. Именно сочетание форм изложения и определенных «точек зрения» их взаимосвязанность и единство и составляют К. в этом смысле. Честный и талантливый Фауст выбирается как предмет этого пари. Ритм) одних н тех же декоративных мотивов. Экспозиция объясняет читателю, почему герой ведет себя именно таким образом.
Для полного восприятия текста А. Чехова «На реке», А. Куприна «Степь весной», С. Есенина «Черемуха» и многих других необходимо наличие у учащихся конкретных жизненных впечатлений или проведение экскурсии, просмотр фильма, картин непосредственно перед чтением. Вот таким образом введение двух понятий формы потребовало бы соответственно и двух понятий содержания. По Аристотелю, фабула определяется событиями, а сами характеры играют в ней в лучшем случае подчиненную роль.
Итак, фабула – основной событийный ряд произведения в его условно-жизнеподобной последовательности (то есть герой сначала рождается, потом с ним что-то происходит, наконец, герой умирает). Теперь берем краску- гуашь. С судьбой славянизмов в русской литературе сходна история поэтической лексики, связанной с античной символикой и образностью (так называемых поэтизмов). Сюжет произведения – одно из важнейших средств воплощения содержания – обобщающей «мысли» писателя, его идейно-эмоционального осмысления реальных характерностей жизни, выраженного через словесное изображение вымышленных персонажей в их индивидуальных действиях и отношениях. В произведении образ дан в развитии. Опыт развития литературы и литературоведения также доказывает это положение.
Чехова. gt 3. Подобного рода сюжеты правомерно назвать хроникальными.
Применительно к художественному произведению это справедливо как для творческого процесса (писатель подыскивает соответствующую форму пусть еще для смутного, но уже существующего содержания, но ни в коем случае не наоборот – не создает сначала «готовую форму», а потом уже вливает в нее некоторое содержание), так и для произведения как такового (особенности содержания определяют и объясняют нам специфику формы, но не наоборот). Структура оказывается носительницей не только индивидуальных содержательно-формальных особенностей данного произведения, но и общих признаков жанра, рода, общего стиля, художественного течения всей литературы как вида искусства и, наконец искусства в целом как опредмеченной художественной деятельности. (Горшков А. И.
Фабула в таком понимании становится элементом сюжета. В. Кожиновсчитает, что единицей композиции«является отрезок произведения, в рамках или границах которого сохраняется одна определённая форма (или один способ, ракурс) литературного изображения». 2. Если мы возьмем художественное произведение, то мы окажемся бессильны «указать пальцем»: вот форма, а вот содержание.
Зритель ощущает в картине скрытые «силовые линии», с помощью которых автор расставляет смысловые акценты. «В основе коллизии, – пишет Гегель, – лежит нарушение, которое не может сохранятся в качестве нарушения, а должно быть устранено». Главное в композиции — создание художественного образа. О теории художественной речи. Остросюжетными, как правило, являются произведения, в центре которых герой, склонный к авантюрам (многие возрожденческие новеллы в духе «Декамерона» Дж.
Часто сложная форма становится препятствием на пути к пониманию содержания. Возможен ли человек, который не отдаст душу ни за какие соблазны. А ведь «человеку необходимо искусство, то есть бескорыстная, облагораживающая душу страсть» (Ле Корбюзье). Пространственно они слиты и неразличимы эту слитность можно ощутить и показать в любой «точке» художественного текста.
Фабула соответственно – это событийная основа сюжета: «Мы называем сюжетом действие произведения во всей его полноте, реальную цепь изображенных движений, а фабулой – систему основных событий, которая может быть пересказана». Вот таким образом одной из задач учителя является обучение детей «внешней» точке зрения, т. е. умению уяснять структуру произведения и усваивать закономерности построения художественного мира. Ясно, что при таком подходе мы уже никак не разъединим действие и героя. По определению Н. Гончаровой «композиция является выразителем структурно-гармонической целостности объектов художественной формы, предметов и явлений окружающего мира и одновременно средством организации, построения этой целостности». Сознательность чтенияIII. Однако сторонникам этой теории важно усвоить теоретическое новаторство «формальной школы» и, называя сюжет основную, предметную сторону повествования или сценического действия, употреблять термин «фабула» для обозначения второй, собственно композиционной стороны.
Отсутствует и там, где содержание однородно, однозначно, элементарно. «С этой точки зрения в литературном произведении можно выделить элементы динамического повествования, статического описания или характеристики, диалога персонажей, монолога и так называемого внутреннего монолога, письмо персонажа, авторскую ремарку, лирическое отступление Композиция – связь и соотношение отдельных форм изображения и сцен». Такая терминология не только более традиционна и привычна, но и более точна этимологически (сюжет, по смыслу слова, – «предмет», то есть то, о чём повествуется, фабула, с той же точки зрения – само повествование о сюжете).
Несколько упрощенной аналогией может служить соотношение понятий «право» и «лево» – если есть одно, то неминуемо существует и другое. Поэтич лексика. Содержание и форма). Колорит (лат. — цвет)— особенность цветового и тонального строя произведения. Тинторетто) и барокко.
Стилистические славянизмы составляли значительную часть поэтической лексики в произведениях писателей первой трети XIX в. Поэты находили в этой лексике источник возвышенно-романтического и «сладостного» звучания речи. Она необходима для правильного восприятия содержания текста. В частности, широкое применение получил термин коллизия, введенный в ХIХ веке Г. Гегелем.
Французский исследователь Жорж Польти опубликовал в 1895 году книгу «Тридцать шесть драматических ситуаций», в которой свёл весь опыт мировой драматургии к разрабатыванию 36 стандартных сюжетных коллизий. Любители английской литературы могут вспомнить известный роман Р. Олдингтона «Смерть героя», который именно так и построен. В. Б. В истории искусства большую роль играли как процессы сложения общепринятых композиционных канонов (например, в древневосточном, античном, средневековом искусстве, в искусстве Возрождения, барокко, классицизма и др. ), так и движение от жёстких канонических схем к свободным композиционным приёмам: так, в искусстве XIX-XX вв.
При этом единицей, компонентом Композиции выступает такой «отрезок» произведения (текста), в пределах которого сохраняется один способ или ракурс изображения – динамическое повествование или статическое описание, характеристика, диалог, лирическое отступление и т. д. Объективным содержанием любого произведения является действительность.
В пределах художественного произведения содержание обладает безусловностью, в отношении него нельзя поставить вопрос «зачем оно существует. » Как и явления первичной реальности, в художественном мире содержание существует без всяких условий, как непреложная данность. Но интрига тем не менее сохраняется. Вот таким образом она не принимает обычно ни логической выводимости и соподчинения, ни простой жизненной последовательности, хотя и бывает на неё похожа её цель – расположить все куски так, чтобы они замыкались в полное выражение идеи. Пример зеркальной симметрии– роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: сначала Татьяна Ларина отправляет письмо Онегину с признанием в любви, а он отвергает ее потом Онегин, полюбив Татьяну, пишет ей, она же отвергает его. Однако учителю следует помнить, что бесцельное перечитывание текста не может увлечь младшего школьника.
Ясно, что при таком подходе мы уже никак не разъединим действие и героя. (Виноградов В. В. Сюжет.
с усложнением понятия времени (см. Этот термин реально предполагает наличие «между» содержанием и формой таких элементов художественного произведения, которые являются «формой в отношении элементов более высокого уровня (образ как форма, выражающая идейное содержание) и содержанием – в отношении ниже стоящих уровней структуры (образ как содержание композиционной и речевой формы)». Но интрига тем не менее сохраняется. В составе архаической лексики выделяются историзмы и архаизмы. Особенно влияет на развитие мышления учащихся усвоение понятий отвлеченного характера с этическим или социальным содержанием (долг, общественное богатство).
Создание яркого образа основано на использовании сходства между двумя далекими друг от друга предметами, практически на своеобразном контрасте. Специальными исследованиями установлена зависимость осознания младшими школьниками качеств действующих лиц от способов (условий) проявления этих качеств. Постановка такого задания создает ситуацию поиска. Выражение почтения достославному учителюII. 1.
Но не во всяком произведении мы будем иметь дело с сюжетом, т. е. В некоторых рассказах идея четко сформулирована автором в одном-двух предложениях.
Художественное произведение воспринимается как модель, которую можно «переигрывать» на глазах читателя. Здесь же надо отметить еще и то обстоятельство, что «уровневый» подход весьма слабо учитывает принципиальную разнокачественность ряда составляющих произведения: так, ясно, что художественная идея и художественная деталь – явления принципиально разной природы. Так изучая в гоголевских «Мертвых душах» преимущественно Чичикова, помещиков, да «отдельных представителей» чиновничества и крестьянства, мы изучаем едва ли десятую часть «народонаселения» поэмы игнорируя массу тех «второстепенных» героев, которые у Гоголя как раз не являются второстепенными, а интересны ему сами по себе в той же мере, как Чичиков или Манилов. Ученики1-11 классов не могут самостоятельно, без помощи взрослого осознать идейное содержание произведения дети этого возраста не могут по описанию воссоздать в воображении образ ранее неизвестного предмета, а воспринимают его только на эмоциональном уровне: «страшно», «смешно» читатель 6-8 лет не осознает, что в художественном произведении воссоздается не реальная действительность, а отношение автора к реальной действительности, вот таким образом ими не ощущается авторская позиция, а значит и не замечается форма произведения.
В лирических произведениях к композиции относятся последовательность строк и строф, принцип рифмовки (композиция рифмы, строфика), звуковые повторы и повторения выражений, строк или строф, контрасты (антитезы) между разными стихами или строфами. К. построение художественного произведения, обусловленное его содержанием и характером. В драматургии композиция произведения состоит из последовательности сцен и актов, содержащихся в них реплик и монологов действующих лиц и авторских пояснений (ремарок). Вместе с тем, еще Б. Томашевский заметил, что в произведении есть события, без которых логика сюжета рушится (связанные мотивы – в его терминологии), а есть такие, которые можно устранять, не нарушая цельности причинно-временного хода событий (свободные мотивы). Подготовка к восприятию произведения. Многие произведения с богатым событийным рядом посвящены личностям героическим (вспомним гомеровскую Илиаду или гоголевского Тараса Бульбу).
В первую очередь, событийные ряды (в особенности составляющие единое действие) имеют конструктивное значение: они скрепляют воедино, как бы цементируют изображаемое. Вместе с тем, античная литература в качестве важнейшего приема построения фабулы часто использовала метаморфозы (превращения). Основа сюжета – конфликт, он может быть: 1)конфликт желаний, 2)интересов, 3)героев, 4)персон. Л. Н. Во всех этих произведениях момент превращения играет принципиальную роль. Чаще всего именно эта черта объясняет мотивы поведения героя произведения.
— P. — The Hague, 1964—66 Structure in art and science, N. Y., 1970. При непосредственном восприятии произведения искусства его структура не фиксируется сознанием, не выделяется ибо для восприятия произведение существует именно как конкретная целостность. Не только труд, но и искусство создает человека.
в творении словесного искусства. Разрушение логической последовательности событий, подчеркивание авторского произвола характерно для К. сентиментального романа Л. Стерна (особенно Тристрама Шенди). Выразительность чтенияIV. – М., 1978, с. 81. ). Честный и талантливый Фауст выбирается как предмет этого пари.
его ведущей черты (Плюшкин, Собакевич, Манилов в Мертвых душах), то Л. Толстой – в диалектике его души (Наташа Ростова в Войне и мире), а Чехов – в сложных светотенях, в противоречиях социально-типического и индивидуального (Лопахин и Раневская в Вишневом саде) и т. д. Писатели изображая внутренний облик действующих лиц, применяют самые разнообразные приемы: авторские характеристики, взаимохарактеристики, внутренние монологи, внешние поступки, самовысказывания, переживания, диалоги, дневники, переписку и т. д. Внешний портрет персонажа изображается в соответствии или контрасте с внутренним обликом, психологически или сатирически, подробно или кратко, прямо или косвенно и т. п. В лит-ре 20 в. понятие К. существенно изменяется. Панорамные сюжеты можно определить как центробежные или кумулятивные (от лат. Сегодня данный тезис вызывает сомнение. Но при всем разнообразии используемых средств К. реалистических произведений требует жизненной и художественной мотивированности, строгой подчиненности всех его частей (образов, эпизодов) теме идее, сюжету.
Вычленение композиционных средств и изучение их необходимо для освоения основ композиции. Стиль (фр. ) — 1) общность идейно-художественных особенностей произведений разных видов искусства определенной эпохи. Вступительное слово учителя.
Здесь события не имеют между собой причинно-следственных связей и соотнесены друг с другом лишь во времени, как это имеет место, к примеру, в «Одиссее» Гомера, «Дон Кихоте» Сервантеса, «Дон Жуане» Байрона. бесконечный лабиринт сцеплений. Анализ развития действия предполагает работу над сюжетом литературного произведения и его элементами (эпизод, глава и т. д. ).
В таких случаях возможны два пути раскрытия идеи: а) от конкретного содержания к обобщенному выводу, б) от вывода (идеи) к конкретным событиям, на основе которых он сделан. Но иногда С. вызвана неумением художника передать движение, дать более выразительное изображение. Эти же Ц. контрастны между собой. Различие в терминах, обозначающих одно явление, сделало их неустойчивыми и неоднозначными. cumulatio–увеличение, скопление). Анализ художественного произведения следует за синтезом. Динамичные диагональные композиции любили мастера Позднего Возрождения (Я. Тинторетто) и барокко. Речь идет о концепции «внутренней формы».
Единство фабулы Аристотель связывал с единством и завершенностью действия, а не героя, другими словами, цельность фабулы обеспечивается не тем, что мы везде встречаем одного персонажа (если говорить о русской литературе, то, к примеру, Чичикова), а тем, что все персонажи втянуты в единое действие. Делаете кляксы, различные, какие получаются. Бушмин: «Вовсе не обязательно.
Не случайно один из историков искусства назвал их соответственно «диагональю победы» («Тачанка» М. Б. Грекова, 1925) и «диагональю поражения» («Проводы покойника» В. Г. Перова, 1865 «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова, 1887). Возможен ли человек, который не отдаст душу ни за какие соблазны. Творческий процесс (творчество) — процесс создания художественного произведения, начиная от зарождения образного замысла до его воплощения, процесс претворения наблюдений действительности в художественный образ. Сегодня этот тезис вызывает сомнение.
Сложность работы над словом в контексте художественного образа заключается в том, что оно отличается многозначностью. Пушкин еще увязывает эту загадку с традиционной логикой сюжета: ведь на самом деле в романе Ленский убит. Композиция — важнейшее средство построения целого. см. В прологе речь идет о другом: Бог и Мефистофель заключают пари о человеке. Простейшие единицы слагаются в более сложные компоненты (цельная зарисовка портрета, психического состояния, воспроизведение разговора и т. д. ). Основной предпосылкой развёртывания сюжета является время, причём как исторический период действия, так и течение времени в ходе произведения.
Метаморфозы сохраняют свое значение и в сюжетах новейшей литературы. В немецкой классической эстетике (Шеллинг, Гегель) события изображенные в произведениях, назывались «действованием» (Handlung). Поэтика,, Waisz. Вступительное слово учителяIV.
Приёмы и способы композиции весьма разнообразны. Специфика взаимоотношений содержания и формы в произведении искусства породила особый термин, специально призванный отражать неразрывность, слитность этих сторон единого художественного целого– термин «содержательная форма». Следует заметить, что понятие «содержание» всегда шире, чем понятие темы, сюжета идеи ибо оно включает в себя переосмысленный в процессе творчества «преодоленный» материал и художественную ценность, которую произведение приобретает благодаря разработке формы. – С. -П., 1994, с. 308). Структура и Структурализм)изучение структуры произведения стало осмысляться как специальная методологическая установка искусствознания (литературоведения). С пролога, например, начинается «Фауст» И. Гете.
Художественное произведение представляет сложное целое, в котором все его компоненты (идейно-тематическая основа, композиция, сюжет изобразительные средства) взаимодействуют между собой. (Горшков А. И.
Внутренняя организация произведения в зависимости от замысла и задачи автора, единая и целостная система определенных форм или способов художественного изображения: повествование, описание (портрет персонажа, окружающая его обстановка – интерьер, пейзаж), характеристика (непосредственная авторская, со стороны – другими персонажами, самохарактеристика – дневник исповедь, письмо), собственно-прямая речь персонажа (диалог, монолог, внутренний монолог), авторские рассуждения, лирические отступления, вставные эпизоды, обрамление и т. д. В Ф. произведений проявляется индивидуальный почерк художника, его «рука». Горький справедливо заметил, что гипербола – это одна из существенных сторон образа. Каждая часть читается вслух вызванным учеником, другие дети следят за чтением по книге. А зачем вообще нужны метафоры.
Для фабулы, по Томашевскому, важны только связанные мотивы. – В книге: Теория литературы. на правах «поэтических вольностей»: поэты могли выбирать из двух слов то, которое отвечало ритмическому строю речи (Я вздохну и глас мой томный, арфы голосу подобный, тихо в воздухе умрет. В творческом процессе (см. ) находят форму, наиболее соответствующую замыслу. Для сообщения об авторе наиболее эффективным методом является рассказ учителя. Ведь в зависимости от того, кого убил Онегин, мы изменим свое прочтение романа. Небезынтересен такой факт: «Если качества названы не автором, а действующими лицами произведения, то они чаще выделяются детьми, но при одном условии – если вслед за указанием на то или иное качество рассказывается, в чем оно проявилось и если в высказываниях героев звучит оценка этих качеств» (Рожина Л. Н. ).
В художественном произведении идея раскрывается через образ или систему образов, через поступки героев их взаимоотношения. Среди других тропов (Троп- изменение собственного значения слова или словесного оборота, при котором получается обогащение значения) метафора занимает центральное место, так как позволяет создать ёмкий образ, основанный на ярких, неожиданных ассоциациях. Результаты анализа показателей деятельностиIII. Многие произведения с богатым событийным рядом посвящены личностям героическим (вспомним гомеровскую «Илиаду» или гоголевского «Тараса Бульбу»). При изучении «словаря писателя» обращают внимание на два вида отклонений от «естественной» речи: использование лексических элементов, редко применяемых в «естественных», бытовых обстоятельствах, т. е. «пассивной» лексики, к которой относятся следующие разряды слов: архаизмы, неологизмы, варваризмы, канцеляризмы, профессионализмы, жаргонизмы (в т. ч. арготизмы) и просторечия использование слов, которые реализуют переносные (вот таким образом редкие) значения, т. е. тропов.
Со временем традиция «поэтических вольностей» преодолевается, но устаревшая лексика привлекает поэтов и писателей как сильное средство экспрессии. Это существенно, поскольку структура имеет иерархический характер, т. к. Сюжет – весь событийный ряд в той последовательности, как он представлен в произведении. Бушмина против категории «внутренней формы» «Форма и содержание являются предельно общими соотносительными категориями.
Подобного рода сюжеты правомерно назвать хроникальными. (Кожинов В. В. Прямая экспозиция располагается в самом начале произведения: примером может служить роман «Три мушкетера» Дюма, который начинается с истории семьи ДАртаньяна и характеристики молодого гасконца. В составе литературного произведения сюжет выполняет существенные функции. В составе литературного произведения сюжет выполняет существенные функции.
Коллизия – это не просто событие это событие, нарушающее какой-то заведенный порядок. Их количество может быть различным и зависит от объекта, который изображают и от творческого замысла 3) при моделировке (см. ) формы, планами называют части формы, по-разному расположенные в пространстве. Оно не может быть и условно-фантазийным, произвольным знаком, под которым ничто не подразумевается в строгом смысле, содержание нельзя выдумать – оно непосредственно приходит в произведение из первичной реальности (из общественного бытия людей или из сознания автора).
Нам нужны белая (чуть сделайте ее темнее, что- бы не сливалась с бумагой), черная и смешение их- серый цвет. Литературные герои непредставимы вне их погруженности в тот или иной событийный ряд.
Самое главное — дать художественное толкование изображаемому, явно выразить свою идейно — эстетическую позицию. По Ахматовой, Мария молча стояла и смотрела, как мучают ее сына. Именно сочетание форм изложения и определенных «точек зрения» их взаимосвязанность и единство и составляют композицию в этом смысле.
с раскрытием характеров при помощи событий. К историзмам относятся слова, представляющие собой названия исчезнувших предметов, явлений, понятий (кольчуга, гусар, продналог, нэп, октябренок (ребенок младшего школьного возраста, готовящийся вступить в пионеры), энкаведист (работник НКВД – Народного комиссариата внутренних дел), комиссар и т. п. ).
Форма (лат. ) — 1) внешний вид, очертание. Но у Пушкина есть дваварианта как равноправные. Части эти определяет учитель исходя из содержания и структуры произведения. Эта содержательность формы никогда не исчезает, она реально воспринимается читателем: «обращаясь к произведению, мы так или иначе впитываем в себя» содержательность формальных элементов их, так сказать, «прасодержание». Русская стилистика.
Анализ художественного произведения ведется по логически законченным частям. Размещено на реф. рфС пролога, к примеру, начинается Фауст И. Гете. Свой рассказ учитель сопровождает показом портрета писателя, его книг. Сюжетам единого действия (их правомерно назвать концентрическими или центростремительными) отдавалось предпочтение и в античности и в эстетике классицизма.
Poetyka. соч., М., 1950, с. 53). Любое свойство, любой элемент литературного произведения, который мы воспринимаем теперь как «чисто формальный», был когда-то непосредственно содержательным».
Структура художественного текста и типология композиционной формы, М., 1970 Проблемы художественной формы социалистического реализма, T. I—2, М., 1971 Каган М. С., Морфология искусства, ч. 1—2, Л., 1972 Utitz Е., Grundlegung der allgemeinen Kunstwissenschaft, Bd 1—2, Stuttg., 1914—1920 Weliek R. Warren A., Theory of literature, 3 ed., X. Y., 1963 (есть лит. ): Poetica. Уже у преемников А. С. Совершенный навык чтения предполагает полную автоматизацию первых шагов восприятия. И, наконец, композиция включает в себя взаимную соотнесенность разных сторон (планов, слоев, уровней) литературной формы.
Фабула в таком понимании становится элементом сюжета. Эти положения имеют теоретико-практическое значение для методики. Другое дело, что время, естественно, внесло в нее свои коррективы. Это связано гл. Вот вы уже и получаете композицию пятна.
Круговая композиция создает чувство умиротворенной гармонии («Мадонна Конестабиле» Рафаэля, ок. Здесь Ц. является элементом композиции произведения. В художественных ВУЗах композицию изучают как предмет, с помощью которого овладевают законами взаимосвязи между элементами художественной формы, между содержанием и формой, законами, обуславливающими создание художественного целого. Чехова.
Например, стихотворение И. Бунина «Листопад» по-настоящему учащиеся поймут и почувствуют его прелесть, если будут слушать его в осеннем лесу. элементы, находящиеся на содержательном уровне (идейно-тематическое ядро) играют роль управляющей подсистемы, которая последовательно передаёт свою информацию с уровня на уровень, пока она не разольется по всему словесному субстрату произведения. — стоящий) — в противоположность динамичности (см. ) — состояние покоя, неподвижность. Простейшие единицы слагаются в более сложные компоненты (цельная зарисовка портрета, психического состояния, воспроизведение разговора и т. д. ).
От класса к классу углубляются знания учащихся о жизни писателя, его творчестве. Она имеет место и на подготовительном этапе и на этапе анализа произведения. Что представляет собой это «расстрелять. » – содержание или форму. речь одного лица, диалоги – речь двух или более персонажей), внутреннюю речь, несобственно-прямую речь, те или иные события, с ним происходящие (эпизоды), картины природы (пейзаж), поступки, которые он совершает, детали окружающей его домашней обстановки (интерьер), общественные явления, с которыми он связан, его взаимоотношения с другими персонажами произведения и т. д.
И только опираясь на «внутреннее видение», следует отыскивать связи между поступками и характером, событиями и смыслом произведения. Иногда для первичного восприятия может быть использована грамзапись чтения текста мастером художественного слова. не может быть пересказан ибо произведение и есть наиболее сжатый, не имеющий ничего лишнего, рассказ о сюжете, словесное воплощение сюжета» (Кожинов В. В. ). Согласно школьной программе, к концу 4 класса учащиеся должны «уметь подобрать материал для высказывания о действующих лицах, оценить их поступки, выразить свое отношение к ним, составить рассказ о действующем лице» Во-первых, при работе над действующими лицами учитель исходит из того, что в образе автор обобщает свои жизненные наблюдения над человеческими характерами и в то же время образ конкретен. Одно дело – нелепая ссора, другое – русский Дантес (кстати, М. Ю. Лермонтов в Смерти поэта именно так и интерпретировал гибель Ленского). Детям дается установка на прослушивание: например, перед чтением рассказа Н. Носова «На горке» можно предложить детям подумать, веселое это произведение или грустное.
Более того, сам текст романа дает подтверждение и той и другой версии (сравним авторский комментарий к сцене дуэли и сон Татьяны). Гиршман предлагает более сложную, в основном трехуровневую структуру: ритм, сюжет, герой кроме того, «по вертикали» эти уровни пронизывает субъектно-объектная организация произведения, что создает в конечном итоге не линейную структуру, а, скорее, сетку, которая накладывается на художественное произведение. Но у Пушкина есть дваварианта как равноправные. Эта традиция продолжает сохраняться.
Композиция обеспечивает логичное и красивое расположение частей из которых состоит целое придавая ясность и стройность форме и делая доходчивым содержание. Время в литературе). Разумеется и то и другое в единстве, в слитности.
Итак, фабула – это основной событийный ряд произведения в его условно-жизнеподобной последовательности (то есть герой сначала рождается, потом с ним что-то происходит, наконец, герой умирает). Введение в искусство придумывания историй. Данная особенность требует начинать работы над произведением с целостного его восприятия, т. е. с синтеза (с чтения произведения целиком). В пределах одного и того же литературного стиля приёмы архитектоники изменяются в зависимости от художественного жанра (роман, повесть, рассказ, поэма, драматическое произведение, лирическое стихотворение).
Своеобразная композиция стихотворных произведений, особенно лирических ее отличают строгая соразмерность и взаимообусловленность метрико-ритмических единиц (стопа, стих, строфа), синтаксических отрезков, также непосредственно-смысловых единиц (тем мотивов, образов). В этом случае учитель для своего чтения выбирает: 1) диалоги 2) описательные отрывки 3) начало произведения 4) заключительные строки произведения (концовку). Подготовка к восприятию произведенияIII. Но попытки превратить свое чадо в «чудо» катастрофически часто заканчиваются неудачей (из газ. ). – М., 1974, с. 102. ). Они художественно мотивированы характером.
Пушкин еще увязывает эту загадку с традиционной логикой сюжета: ведь на самом деле в романе Ленский убит. Сюжет-это система происшествий, ход событий в повествовательных и драматических произведениях, а иногда и в лирических. Сюда часто относят экспозицию (хотя не все авторы так считают), пролог, эпилог, послесловие и др. По Ахматовой, Мария молча стояла и смотрела, как мучают ее сына. Композиция является одновременно категорией содержания, (так как выявляет смысл) и категорией формы (так как гармонизирует форму).
Для фабулы, по Томашевскому, важны только связанные мотивы. Отдельные элементы композиции сюжета могут повторяться. Автор (особенно после ХVIII века) вполне может начать произведение, к примеру, со смерти героя, а затем рассказать о его рождении. Аналогично обстоит дело и с художественным произведением в его целостности. У неопытного читателя такую потребность нужно воспитывать, нужно помочь ему реализовать желание еще раз «пережить» произведение. В которых обнаруживаются свойства этих характеров.
Форма художественного произведения имеет две основные функции. Композиция (от лат. Любители современной литературы могут вспомнить роман В. Пелевина «Жизнь насекомых». Кроме того, античная литература в качестве важнейшего приема построения фабулы часто использовала метаморфозы (превращения). Этот тезис, как мы увидим дальше играет важную роль в новейших теориях сюжета. Орнамент (лат. Литературные герои непредставимы вне их погруженности в тот или иной событийный ряд.
«Толкование этого «как полагала», – пишет В. Б. Например, белила и белая бумага никогда не смогут точно передать силу солнечного света. На ранних этапах исторического развития эпоса его сюжеты строились по временному, хроникальному принципу сочетания эпизодов (волшебные сказки, рыцарские и плутовские романы).
Анализ позволил, в частности, выделить большую группу так называемых «бродячих сюжетов» — сюжетов, которые многократно повторяются в различном оформлении у разных народов и в разных регионах, большей частью — в народном творчестве (сказки, мифы, легенды). Перед читателем складывается, развивается, заканчивается то или иное событие, то или иное переживание, определяется тот или иной характер в результате соотнесенности, взаимодействия всех элементов произведения, его композиционной организации или, проще, композиции. «Троица» Андрея Рублева, 1420-е гг. ). н. характеры) и их взаимодействие (сюжет).
– М., 1964, с. 434) Крупные единицы композиции– портрет (слагается из отдельных элементов повествования, описания), пейзаж, разговор. Единое понимание структуры, способов её анализа и их места в общей искусствоведческой (литературоведческой) методологии ещё не достигнуто однако можно уже обозначить основные пути решения данной задачи. Пушкина поэтизмы архаизируются. веселая, счастливая, покинула город, как полагала, навсегда». Наряду с термином «композиция» многие современные теоретики используют в том же значении слово «структура». Сошлемся на пример из газетной публикации в период подготовки ко дню вступления президента в должность (август 1996 г. ). обр.
С. может соответствовать замыслу образного решения произведения. Имена богов и героев греческой и римской мифологии, особые поэтические символы (лира, эллизий, Парнас, лавры, мирты), художественные образы античной литературы в первой трети XIX в. составляли неотъемлемую часть поэтического словаря. Т. о., понятие С. л. п. Она может быть использована творчески как одно из художественных средств (см. ), усиливающих выразительность образов (ракурсы (см. ), деформации (см. ) и т. д. ).
Эти черты легко объясняются как бытом поместья, так и психикой его обитателей. Всякое художественное произведение представляет собой сложное целое, организацию входящих в него элементов, расположенных в определенной системе и последовательности. Таким образом, композиция литературного произведения в первую очередь определяется художественно — эстетической и идейной позицией автора.
Рисуя человека, писатель дает описание его (внешность, одежду и т. п. Смысл ее, во-первых, в том, что сюжет есть реальность художественная, события изображенные, причем в понятие события включаются и поступки и переживания и высказывания персонажей (к примеру, в драме). Первичное восприятие текста обеспечивается таким приемом, как чтение произведения целиком (в отличие от деловой статьи, которая допускает чтение относительно законченной части и ее анализ).
В художественном произведении жизнь представлена в образах. К обязательным элементамотносятся те, без которых классический сюжет вовсе невозможен: завязка – развитие действия – кульминация – развязка. К необязательным – те, которые в ряде произведений (или во многих) не встречаются. «Словесный ряд– это представленная в тексте последовательность (не обязательно непрерывная) языковых единиц разных ярусов, объединённых композиционной ролью и соотнесённостью с определённой сферой языкового употребления или с определённым приёмом построения текста».
cumulatio–увеличение, скопление). Другая традиция идёт от русских критиков-демократов середины 19 в., а также от А. Н. Моделирующий (поливариантный, многовариантный) сюжет строится иначе.
Катаев, анализируя эту интерпретацию, отмечает, что она основывается на «прочтении не до конца» – не учи тывается последняя фраза рассказа во всем ее объеме: «Надя. Стилистический (языковой) анализ, выявляющий, как в подборе слов-образов проявляется авторское отношение к изображаемому. Читатель этого уровня подготовки не может оценить соответствие содержания и формы. Более того, сам текст романа дает подтверждение и той и другой версии (сравним авторский комментарий к сцене дуэли и сон Татьяны).