Ориентализм – определённая тенденция в проявлениях той или иной культурной традиции (литература, живопись исторические и этнографические концепции и т. д. ), опирающаяся по ряду признаков на экзотические по отношению к самой этой традиции особенности. Продолжением стилистического – чисто живописного – понимания романтизма и ориентализма можно считать картины Эжена Фромантена в его пейзажах с фигурами всадников (Арабские всадники) живописная стихия намного важнее сюжетного мотива. Ориентализм — использование мотивов и стилистических приемов восточного искусства, а также истории, сюжетов восточного быта в европейской живописи и вообще культуре.
На Востоке Сарьяна, прежде всего, увлекал яркий восточный колорит (притом буквально) жизни, человеческих типов, облика городов и селений, самой знойной природы. В своем понимании цвета и формы Сарьян был ближе к кругу художников «Бубнового валета». В 1918 году картину передали в музей Эрмитаж, в 1930 году она была продана на Запад. Интерпретация Востока у Бакста носит характер сказочно-фантастический. Отчасти альбомные рисунки – это продолжение традиции туристического дилетантизма второй половины XVIII века, с включением Востока (Палестины и Египта) в Grand Tour интереса к старине (пока еще не экзотике, поскольку в основе этого интереса – Античность, древность в целом) с оттенком сентиментализма, со вздохом об утраченном величии.
Хаггарда). Правомерно ли сравнение русского ориентализма с европейским. В этом смысле его живопись уникальна для современного ему Востока. В начале традиции стоят профессиональные путешественники (с уходящей в XVIII век традицией живописных путешествий). Среди посвященных ей картин можно найти и первые романтические битвы, воплощающие круговорот войны – в данном случае, возможно именно восточной войны, дикой и яростной (Гро Битва при Назарете, 1801) и политическое искусство на восточные сюжеты, где место схваток всадников занимают символические жесты – например, прощение восставших (Пьер-Нарцисс Герен Бонапарт прощает восставших в Каире 23 октября 1798 года) в последнем случае искусство носит совершенно официальный, пропагандистский – предписанный извне – характер и как бы лишено собственной мифологии и собственного стиля.
Ган, «Нурмека» (1839) Н. А. Не менее характерно и следующее ее утверждение: «. мой путь к первоисточнику всех искусств – к Востоку. Жерома, Э. Фромантена во Франции, Х. Макарта в Австрии, Д. Уилки, У. Х.
Цвет у него все в большей степени приобретает символический характер, становится «знаком» того или иного предмета, но именно предмета имеющего определенную форму и объем и существующего в пространстве, которое, однако играет роль второстепенную. Восточный властитель с тюрбаном на голове, разлёгся на ложе, покрытом коврами, перед ним — восточная красавица в красивых «восточных» одеждах и т. д. Исключение делается только для готики, за которой признается некое «переходное состояние», – она не вызывает у автора отрицательного отношения.
Моцарта A-dur K331/300). «Равноправие» и «справедливость» получали слишком разные трактовки для тех, кто заводил сей механизм и тех, собственно, для кого он предназначался. Жомара (тома 1-20, 1809-1822 годы). Обращение к ним носит во многом опосредованный характер. Интересно, что именно она публикуется на обложке издания Саида «Ориентализм». Кордье и др. ).
Большое влияние на европейское искусство оказала публикация ста одной работы франко-фламандского художника Жана-Батиста Ванмура в виде серии гравюр «Сто гравюр с изображениями различных жителей Леванта, выполненные по картинамнаписанным с натуры в период с 1707 по 1708 год по заказу маркиза де Ферриоля. ». Научная интерпретация феномена ориентализма была дана Эдвардом Саидом в его книге «Ориентализм», вышедшей впервые в 1978 году и выдержавшей двенадцать переизданий. В первую очередь – в пространстве альбомной графики.
Художник по-своему проникся духом Древнего Востока, постиг своеобразие его образов, почувствовал особую рафинированность сказавшегося в нем эстетического мышления. Чуть позже в эту традицию включаются и профессионалы – профессиональные люди искусства, а не профессиональные путешественники, как в случае с Робертом Кером Портером: отчасти архитекторы, отчасти художники (например, Шарль Глейр). Орнамент привнёс в живопись музыкальность, ритмичность.
Верне), непривычные для европейского глаза мотивы (пейзажи пустынь исламская архитектура). В «большом балете» появляется традиция включать «восточные танцы» в дивертисмент классические образцы – Арабский и Китайский танцы в балете «Щелкунчик» П. И. Но наиболее ярко начал проявляться ориентализм на рубеже XIX – XX веков. Карамзин помещает свой перевод (предположительно с немецкого языка) двух действий санскритской пьесы «Вновь узнанная Шакунтала» Калидасы. не случайно М. Волошин разглядел в нём "европейца в Азии и азиата в Европе"». Весьма своеобразно понимание традиций восточного искусства у некоторых художников круга «Бубнового валета».
Эта работа Жерома – один из нескольких примеров детального изображения восточного интерьера, где художник мастерски изобразил текстуру различных поверхностей – сияние глазурованной поверхности полихромных плиток, ажурный белый мрамор минбара, многоцветие одежд молящихся. «Восточный» колорит связывался с использованием ограниченного круга «экзотических» средств (развёртывание мелодии на фоне бурдона, отбивание ритма большим барабаном, «неправильная» гармония и др. ), которые, однако, почти не отличались от любой другой локальной характерности (французский танец мюзет у Ф. Куперена, полонез у И. С. Этим объясняется и пророческий тон, в котором делается следующее предсказание: «Я убеждена, что современное русское искусство идет такими темпами и поднялось на такую высоту, что в недалеком будущем будет играть очень выдающуюся роль в мировой жизни». Вкратце суммировать суть его исследования можно одной фразой из книги: «Восток (ориентализм) – это почти всецело европейское изобретение, со времен античности он был вместилищем романтики, экзотических существ, мучительных и чарующих воспоминаний и ландшафтов, поразительных переживаний». Первым художником такого типа во Франции считается Александр Декан с Турецким патрулем (вариант из коллекции Уоллеса, 1831) изображающим Кади-бея, начальника полиции из Смирны, совершающего объезд-обход города.
Этот образованный дипломат написал отчет о своей поездке и по возвращении опубликовал его в первой открывшейся в Турции типографии под заглавием «Отношения». Параллельно формируется традиция использования восточных мотивов в просветительских целях: сатирический эпистолярный роман «Персидские письма» Ш. Л. Восточным колоритом отмечены и некоторые трагедии Вольтера: «Заира» (поставлена в 1732 году), «Фанатизм или Пророк Магомет» (1742), «Китайский сирота» (1755) и др.
Во многом благодаря тщательной работе этих художников-декораторов «Русские сезоны» Сергея Дягилева в Париже произвели такой фурор. Однако Верещагин всегда был ближе к эпицентру событий, чем Жером. Именно вот таким образом, особенно в начале творческого пути, Сарьян развивался в русле современного ему европейского (русского) искусства, лишь постепенно обретая свое неповторимо-индивидуальное лицо художника восточного, причем, хорошо различимые отзвуки полученного воспитания и тогда порой ощущаются в своеобразии его эстетического мышления. В произведениях Сарьяна 1907-1909 годов тяготение к декоративности и ориентализму сказывается преимущественно в его фантастической, сказочной интерпретации Востока.
В Европе стали очень популярны маскарады на восточные темы. Это высокая поэма о жизни, вдохновенное утверждение мира, обращенного к человеку. Она посматривала на царевича сквозь растопыренные пальцы и звенела браслетами.
Несомненно, что Серов умышленно схематизировал очертания скал (по сравнению с фигурами всадников), обобщенными темными пятнами передавал склонившиеся от ветра кроны деревьев, как бы лишь напоминая об определенных приемах их изображения в работах древних мастеров. Есть соблазн прийти к заключению, что русский ориентализм (как в политике, так и в искусстве) претерпел эволюцию от экзотического романтизма к преобладанию русского имперского взгляда на пути развития Востока, но к этому следует относиться как и к любому другому искушению. Чайковского. Баха, русская пляска в «Московитах» Телемана). Работая над эскизами декораций к балету «Шехерезада», художник стремился к созданию великолепного, пышного зрелища.
В XVII веке зарождается научное востоковедение. Многие в то время воспринимали Россию как носителя особой цивилизаторской миссии в Азии. Сюжет картины «Портные, шьющие флаги», по утверждению исследователя творчества Жерома Ричарда Аккермана, был основан на фотографии известного французского фотографа Эрме Дезире изобразившего бедных каирских портных за этим нелегким делом. Подолинский, А. И. Подобные рисунки носят почти технический характер и практически лишены мифологии. История появления тех или иных жанров в ориентализме (бытовой исторический жанр портрета ориенталистский пейзаж, в разных его модификациях, в том числе архитектурный и морской работы на библейские сюжеты картины, в которых подчеркнуто экзотическое начало) напрямую зависит от появления сюжетов интересовавших художников в разное время.
Ориентальные мотивы разрабатывались и в прозе: повести О. И. Утро» (1916). В основе их лежат достаточно серьезные размышления и наблюдения художницы, пришедшей к определенным выводам, о чем свидетельствует намеченная ею общая эволюция эстетического творчества (через всю историю человечества, начиная от каменного века. ). В XVIII веке в Стамбуле в разное время работали такие художники как Жан-Батист Ванмур (1671 – 1737), Жан Этьен Лиотар (1702 – 1789, Антуан де Фавре (1747 – 1821), Жан-Франсуа Дюшато (XVIII век), Антуан Меллинг (1763 – 1831), Фрэнсис Смит (XVIII век), Фердинандо Тониоли (XIII век) и другие. Одним из примеров ориентализма могут быть направления в живописи с использованием тематики, символики, мотивов, скажем, Ближнего Востока или Китая (шинуазри).
Причина их появления – излишняя увлеченность экзотической стороной Востока. Этим объясняется и пророческий тон, в котором делается следующее предсказание: «Я убеждена, что современное русское искусство идет такими темпами и поднялось на такую высоту, что в недалеком будущем будет играть очень выдающуюся роль в мировой жизни». В изобретении декоративных и живописных эффектов фантазия Врубеля неисчерпаема и этим определяется все.
Интересно, что Жером очень тщательно копировал даже арабские каллиграфические тексты, встречающиеся на декоративных керамических плитках в интерьерах мечетей, как, например, на картине «Голубая мечеть». Контраст света и тени усиливает общую романтическую атмосферу. Именно восточное искусство представляется Гончаровой искусством «с высокими и крепкими художественными традициями». Что касается современной художественной культуры Запада, то все в ней, так или иначе, объявляется «производным».
Выставка в Гронингене прослеживает развитие ориенталистского движения от самых его истоков, берущих начало в богатой событиями истории взаимоотношений с Востоком (обращает на себя внимание великолепный реализм Василия Смирнова и исторические аллегории Николая Шустова), до личного опыта службы на южных границах Российской империи Христиана Гейслера, Николая Каразина, Василия Поленова, Василия Верещагина, Ивана Казакова и Михаила Белаевского. Крылова (1792). Есенина, В. Хлебникова и др. Леду и др. ) и модой на шинуазри и японизм. В опубликованной в 1868 году в Gazette des Beaux-Arts статье критик Эмиль Галишон охарактеризовал его как художника-этнографа и назвал его работы «подарками наблюдения».
Именно восточное искусство представляется Гончаровой искусством «с высокими и крепкими художественными традициями». Иванова, С. А. Бестужева «Утбалла» (1837), «Джеллаледин» (1838) Е. А. Ощущение фантастики, чудес «Тысячи и одной ночи» — вот общее впечатление от подобных эскизов декораций Бакста.
Ориентализм – определённая тенденция в проявлениях той или иной культурной традиции (литература, живопись исторические и этнографические концепции и т. д. ), опирающаяся по ряду признаков на экзотические относительно самой этой традиции особенности, свойственные восточному мировоззрению в тех или иных его формах. В 1890-х годах в Россию пришёл перевод сказок «Тысячи и одной ночи», что не могло не отразиться на художественной жизни страны. На сцене полыхали и пузырились шёлковые драпировки, скакали степные лучники извивались одалиски, гвардия шаха рубила кривыми саблями неверный гарем – вот что представляли собой первые «русские балеты». Основные средства, которыми композиторы пользуются для создания ориентального колорита: в мелодике – орнаментика, виртуозная колоратура (партия Шемаханской царицы в опере «Золотой петушок» Римского-Корсакова), в гармонии – модализмы («Два еврея» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. П.
ориентализм саид ориентализм эдвард саид ориентализм ориентализм живопись. К ориентальной тематике обращались Э. Парни («Мадагаскарские песни», 1787), Ж. А. В конце XIX – начале XX столетия в искусство свежим ветром ворвался модерн. Поленова и др. ). «Впечатление было велико, – вспоминал И. Остроухов. Поэтические циклы, посвящённые восточной древности, арабскому Востоку, тропикам, вошли в сборник «Варварские стихотворения» Ш. Леконта де Лиля (1862). Булле, К. Н.
И вот таким образом парижане поставили знак равенства между Россией и Востоком. «Восточные» поэмы Байрона послужили образцом для «южных» поэм А. С. Глиэра), симфонических («Антар», «Шехеразада» Н. А.
Брауна в Великобритании, В. В. Этому натюрморту присуща, прежде всего, свойственная именно Павлу Кузнецову поэтичность восприятия цвета и линий, слагающихся в прихотливый восточный узор. Одним из самых замечательных натюрмортов Кузнецова на восточный сюжет (на этот раз относительный) является его «Натюрморт. Конрада (роман «Негр с "Нарцисса"», 1897) присутствует в произведениях П. Клоделя (стихотворения в прозе «Познание Востока», 1895-1900 годы), П. Лоти, приходит в массовую литературу (приключенческие романы Г. Р. Имеется несколько эскизов Серова для занавеса на тему «Шехерезады» и большое число предварительных рисунков. Они отнюдь не представляют собой некую «школу». Пушкин). Одним из примеров ориентализма могут быть направления в живописи с использованием тематики, символики, мотивов, скажем, Ближнего Востока или Китая (шинуазри).
В это время археологами и востоковедами были сделаны крупнейшие открытия в Азии. Меланхолия здесь рождается чаще всего общей безлюдностью, масштабом какой-то дочеловеческой архитектуры (как будто порожденной легендарной цивилизацией пришельцев или атлантов), бледной, почти монохромной акварелью, как будто тоже обесцвеченной временем. Эти последние открыли мне глаза и я постигла большое значение и ценность искусства моей родины, а через него великую ценность искусства восточного». в русском искусстве – у мастеров «Мира искусства» (прежде всего в оформлении спектаклей на «восточные» сюжеты»), также в книжной графике (например иллюстрации М. А.
Гуччи, все XIV век). В 1704-1714 годах во Франции в переводе А. Галлана вышли арабские сказки «1001 ночь», которые вызвали множество подражаний, наполненных экзотическими именами, названиями, картинами природы, быта и нравов: «1001 день» Ф. Пети де Лакруа (1710-1712 годы), «1001 четверть часа. В отличие от Западной Европы, для которой Восток был далёкой экзотикой, Россия, осознававшая себя связующим звеном между Востоком и Западом, страной евро-азиатской, остановившей татар «на самом краю Европы» (А. С. С искусством Востока ассоциируются представления о «подъеме и расцвете искусства вообще».
Самый известный среди них – Жан-Леон Жером. Анненского, К. Д. Утро» (1916).
Римского-Корсакова, «В Средней Азии» Бородина) и камерных жанрах. Это высокая поэма о жизни, вдохновенное утверждение мира, обращенного к человеку. Называть ориенталистом Мартироса Сергеевича Сарьяна можно, казалось бы, лишь условно, поскольку он действительно был восточным художником и творил свои ориентальные шедевры находясь «внутри» Востока, однако Сарьян учился в Московском училище, чему сам придавал большое значение. Как следует понимать «завоевание Востока» на фоне духовного и художественнического паломничества в Святую Землю. Забегая вперед, можно сказать, что популярный ориентализм (а именно о нем чаще всего пишут критики) в изменении характера сюжетов подчинялся скорее законам варьете, чем указаниям МИДа или Главного штаба, в то время как высокий ориентализм был частью романтизма, реализма, ар нуво и следовал общей логике развития направления и стиля, общим – характерным для данной стилистической парадигмы – представлениям о композиции, пластике, колорите (или – если говорить о сюжетах – о типе героя). Гелетта и др.
Панно, сделанные по эскизам Серебряковой, должны были украсить ресторанный зал вокзала. При сопоставлении работ Сарьяна с некоторыми образцами подлинного восточного искусства (древнего или народного) бросается в глаза конструктивность их абсолютно не восточного, а европейского характера, если иметь в виду живопись. Цвет у него все в большей степени приобретает символический характер, становится «знаком» того или иного предмета, но именно предмета имеющего определенную форму и объем и существующего в пространстве, которое, однако играет роль второстепенную.
Торо, Т. Паркера и др. Эмерсона, Г. Д. 11 февраля 1916 года Константин Сомов записал в своём дневнике: «Шура (Александр Бенуа) показал мне эскиз З. Серебряковой для потолка вокзала Казанской железной дороги – очень красиво изображённую нагую экзотическую женщину в пейзаже.
Ориентализм проникает в оперу – французскую лирическую, а также в «большую» историческую, комическую, сказочную поводом для использования ориентального колорита оказывается сюжет или сюжетный мотив (часто лирический), в котором может эксплуатироваться едва ли не любая «восточная» тематика: библейская («Самсон и Далила» К. Сен-Санса), условно арабская или персидская («Джамиле» Ж. Бизе), цейлонская и индийская («Искатели жемчуга» Бизе, «Лакме» Л. Делиба), цыганская («Кармен» Бизе), египетская («Аида» Дж. Ф. Льюиса, Л. Альма-Тадемы и др. ), также рынки, образы бедуинов и янычар (картины Э. Ж. О. Среди представителей буржуазии были те, кто активно поддерживал романтические идеи, жадно стремясь освоить все те новшества, что предлагала эпоха. Жироде-Триозона, А. Г. В то же время, если подразумевать развитие взаимного влияния, уместно вспомнить роль в этом процессе таких деятелей как Г. С. Лебедев.
Сильвестра де Саси (1806). Каковы его идеологические установки и этнические корни. Последнее, как и выразительность линии, было ему тем более близко и понятно, что отвечало особенностям его художественного видения. В XX веке ориентальные мотивы продолжают использоваться в архитектуре (например, у некоторых мастеров модерна и ар деко) и в изобразительном искусстве – у А. Матисса, П. Клее, А. Марке и др. Ханта, Ф. М.
Это уже именно развлекательная этнография: постановочные сцены, составленные коллажным методом из нескольких фигур, одетых в национальные костюмы (явно альбомного происхождения). Первые христианские общины возникли на Востоке, в южном средиземноморском регионе. В них присутствует восточная «пряность» как необходимый элемент эстетической «игры». Применим ли к ориенталистским картинам термин «критический реализм». Александр Николаев (Усто-Мумин), Николай Карахан и Александр Волков обладали в этом отношении необыкновенными способностями.
К гравюрным образцам Ванмура в XVIIIвеке обращались Франсуа Буше (1703 – 1770), Жан Антуан Ватто (1684 – 1721), Жозеф-Мари Вьен (1716 – 1809), Уильям Хогарт (1697 – 1764), братья Джованни Антонио Гварди (1699 – 1760) и Франческо Гварди (1712 – 1793), Карл Ван Лоо (1705 – 1759), Жан-Оноре Фрагонар (1732 – 1806). К участию в создании проекта росписей художницу привлекли А. Н. Блока, В. Я.
Пожалуй интереснее всего у Делакруа не большие картины, а отдельные этюды-импровизации, в особенности схватки восточных всадников – например, Поединок гяура и паши по сюжету из Байрона (в нескольких вариантах, наиболее впечатляющ самый ранний вариант 1826 года). Бальмонта, А. Белого, А. А. Интересен для нас и провенанс картины. Если учесть, что и Орловский промышлял порнографией (в частности, порнографическими карикатурами), можно предположить, что восточная тематика находится на самом нижнем уровне массовой культуры, о чем свидетельствует и качество исполнения – как в случае с Орловским, так и в случае с Роулендсом. К ориентализму, благодаря этнографическим реалиям относят и следование североафриканским образцам (Магриб, к которому принадлежат все североафриканские страны западнее Египта, для арабского мира – Запад, по определению).
Наиболее известны французские и британские ориенталисты, однако среди приверженцев восточной тематики была и значительная группа русских живописцев, среди них – несколько будущих передвижников и «академистов». К протоориентализму (или даже квазиориентализму) – в высоком искусстве, Grand Art – стоит отнести и одалисок Энгра: на самом деле это обычные ню, принадлежащие каждый раз к разным стилистическим контекстам и связанные с Востоком только названиями.
Мусоргского), в оркестровке – эффект звучания экзотических инструментов (колокольчики, арфа, специфические тембры духовых и др. ), в фактуре – выдержанные звуки (органный пункт, педаль), разного рода остинато (Персидская пляска в опере «Хованщина» Мусоргского). И, сама эпоха подсказывала, что этими «исключительными обстоятельствами» могут служить страны Востока, волшебный Сезам, неизведанный и полный сокровищ.
Жуковского. При всей восточно-пряной декоративности произведения, возникают и другие ассоциации. Рамо, оркестровая сюита «Народы» Г. Ф.
Результатом путешествия явился целый ряд произведений, по самим своим сюжетам непосредственно связанных с впечатлениями художника от поездок.
В предыдущих традициях трактовки библейских сюжетов не отличались от трактовок античных – степенью условности (в первую очередь костюмов, абстрактных драпировок, но также типов и пейзажных фонов). Соловьёв (стихотворение «Ex oriente lux», 1890 и др. ) свою роль сыграло и увлечение Л. Н. В этом случае вряд ли можно говорить о какой-либо стилизации, так как сама природа этого явления была иной.
Ценны они и как отображения художественного образа, единства увиденного мастером, прочувствованного им, воспетого и реально существовавшего вида. Пуччини). Нэш), обращение европейских мастеров к мавританскому стилю, египетскому стилю и т. д. В изобразительном искусстве Ориентализм связан с обращением к историческим событиям, литературным сюжетам, жизни и быту народов Ближнего и Среднего Востока, а также с использованием отдельных стилистических приёмов восточного искусства. Орнамент пронзил ткань времён, внося в современность живописца смыслы и символы иных эпох. Новый стиль завораживал выразительностью изысканностью и элегантностью линий.
Одалиска Вальпинсона (1808) – это чистый неоклассицизм Большая одалиска (1814) – стиль трубадур (своеобразный постклассический маньеризм, отличающийся подчеркнутой изогнутостью линий и изысканной неправильностью форм, а также легкой архаизированностью) тематически близкие к ориентализму опусы позднего Энгра – гаремы и турецкие бани (горы пухлых женских тел, похожих на диванные подушки) – наверное, стоит отнести просто к курьезам в жанре эротического искусства. Большое воздействие на умонастроения Серебряного века оказал Вл. С.
В 1885 году работа была выставлена на Парижском Салоне и в этом же году приобретена российским императором Александром III. Воды реки не показаны собственно «водными» цветами – синим, голубым, зеленоватым. Конечно, категория Другого как идеологический конструкт, присутствующий в качестве одного из пунктов обвинения в любой критике ориентализма, существует сейчас и существовала в XIX веке, но в рамках общей системы противопоставлений, бинарных оппозиций, характерной для европейской культуры (и для культуры вообще). В XVIII веке распространилась музыка alla turca («в турецком стиле») имитирующая в комическом виде звучание турецкого военного оркестра – с подчёркнуто маршевым ритмом, «примитивной» мелодикой и гармонией (хрестоматийный образец – Рондо alla turca из клавирной сонаты В. А.
Глинки, фантазия для фортепиано «Исламей» Балакирева). Произведения не лишены декоративной выразительности и известного своеобразия. Причем искусства как высокого (в том смысле, в каком этот термин можно применить, например, к романтизму Делакруа), так и популярного, массового, почти кочевого (хотя чистый кич – а его в ориентализме второй половины XIX века очень много – все-таки остается за пределами рассмотрения). Одна из самых известных ориенталистских работ Жерома – «Заклинатель змей» (1880, Художественный институт Кларка, Уильямстаун, Массачусетс, США). Одним из популярных источников переложений и подражаний явилась снабжённая французскими переводами «Арабская хрестоматия» главы европейской ориенталистики А. И.
Картина поражает своим ярким колоритом и в первую очередь множеством оттенков голубого и синего – основных цветов турецких керамических плиток «изник». К подобным работам относится и возвращенная картина «Бассейн в гареме», а также самая дорогая из проданных на аукционе работа Жерома – «Большой бассейн в Бурсе» (или в Бусре, как назвал работу сам художник использовав древнее название города). Интерес ко всему восточному повлиял также и на моду. Запад мне показал одно: все, что у него есть, — с Востока». Вероятно, под впечатлением этих сказок и появилась акварельная работа Врубеля «Восточная сказка». Бернарден де Сен-Пьер (повесть «Индийская хижина», 1791).
Бакст, очевидно, предполагал использовать и освещение, усиливавшее эффекты живописи. С искусством Востока ассоциируются представления о «подъеме и расцвете искусства вообще». Ориентализм — определённая тенденция в проявлениях той или иной культурной традиции (литература, живопись исторические и этнографические концепции и т. д. ), опирающаяся по ряду признаков на экзотические относительно самой этой традиции особенности, свойственные восточному мировоззрению в тех или иных его формах. По своей сути, романтизм, говоря аксиомой из учебника, отображает «исключительного героя в исключительных обстоятельствах».
Дуровой.
Однако их ориентализм — чисто внешнего характера. Цитирование подлинных народных мелодий в условиях романтической гармонии также иногда использовалось для создания общего ориентального колорита (Персидский хор в опере «Руслан и Людмила» М. И. Диапазон интересов участников объединения был весьма широк – языки, литература, религия, философия, декоративно-прикладное искусство, – а восточную культуру они воспринимали чрезвычайно эклектично. Истоки Ориентализма восходят к эпохе эллинизма.
Не могут не тронуть и сегодня такие феномены искусства, как средневековая фресковая живопись Согда (Пянджикента), архитектура Парфии, монументальные скульптуры Кушанского государства, дворцы и погребальные сооружения Хорезма, скальные храмы Персии, мраморные изваяния Прикаспия, богатство художественной фантазии древних ювелиров, создавших драгоценные вещи из золота, бронзы и серебра. Строительство вокзала началось в 1913 году, а завершилось лишь спустя 13 лет, когда «экзотические женщины» Серебряковой были уже никому не нужны. Бенуа и Е. Е.
Восток всегда привлекал к себе взгляды многих людей. Такими, они решили и должен быть всякий уважающий себя балет и всякий уважающий себя русский. де Кребийона в том же русле – галантно-эротический роман «Нескромные сокровища» Д. Дидро (1748). Толстого идеями буддизма. Одоевский и др. Ориентализм также часто сравнивают с экзотикой.
На этом сходство не заканчивается. Это помогло представителям объединения «Мир искусства», получившим в 1913 году заказ от председателя правления Московско-Казанской железной дороги Николая фон Мекка спроектировать интерьеры Казанского вокзала в Москве, строившегося по проекту Алексея Щусева.
Монтескьё (1721), философско-сатирические «восточные» повести Вольтера: «Мир как он есть или Видение Бабука», «Задиг или Судьба» (обе 1748), «Принцесса Вавилонская» (1768). На картине обнаженный мальчик со змеей развлекает представлением группу мужчин. Кроме того, многие русские художники занимались и другими видами искусства (живописью, театром, дизайном, архитектурой, фотографией, музыкой, литературой), что в свою очередь повлияло на их ориенталистские произведения.
«Натюрморт с сюзане» (1913) отличается утонченной декоративностью, в которой чувствуются несомненные впечатления от восточного искусства (ковров, предметов быта). Байрон и Т. Мур (поэма «Лала Рук», 1817) в Англии, Ф. Рюккерт (сбориник «Газели», 1819-1822 годы) и А. фон Платен в Германии, А. Мицкевич (цикл «Крымские сонеты», 1826) в Польше, В. Гюго (сборник «Восточные мотивы», 1829) во Франции. привести жизнь этих людей в порядок, научив этих грубых детей лесов и пустынь признавать благотворные силы цивилизаторских законов.
Именно вот таким образом, особенно в начале творческого пути, Сарьян развивался в русле современного ему европейского (русского) искусства, лишь постепенно обретая свое неповторимо-индивидуальное лицо художника восточного, причем, хорошо различимые отзвуки полученного воспитания и тогда порой ощущаются в своеобразии его эстетического мышления. Ориентализм— определённая тенденция в проявлениях той или иной культурной традиции (литература, живопись исторические и этнографические концепции ит. д. ), опирающаяся по ряду признаков на экзотические относительно самой этой традиции особенности, свойственные восточному мировоззрению в тех или иных его формах. Пушкина «Кавказский пленник» (1822) и «Бахчисарайский фонтан» (1824). История и в самом деле остановилась перед барьерами горных хребтов, грандиозных горных сооружений и целых стран, которые отгораживали привычный для европейской науки мир высоких земледельческих культур Ближнего и Дальнего Востока. Художники XX века вновь обратились к Центральной Азии. По-видимому, анекдотизм и комизм сюжета для европейского зрителя заключается в специфике восточных нравов – в беге пешей свиты за конным начальником, в контрасте неподвижной важности и суетливой торопливости оттенок карикатурности есть и в стиле Декана, в забавном характере пропорций (больших головах), в подчеркнутой экспрессии бега.
Заметным явлением русского романтического Ориентализма стали поэма «Пери и ангел» (1821 перевод из «Лаллы Рук»), «Песнь бедуинки» (1831) индийская повесть в стихах «Наль и Дамаянти» (1844 переложение из «Махабхараты») В. А. В конце XIX – начале XX веков обозначился новый подъём интереса к Востоку, не в последнюю очередь обусловленный стремлением в условиях «кризиса европоцентризма» осмыслить историческую роль России. (в основном с западно-европейских языков-посредников). И хотя местные различия – курьезные детали (какие-нибудь голые икры полицейских) – тоже интересны зрителю, общая логика законов жанра, в данном случае жанра анекдота, включающего в себя представления о человеке, обществе, жизни в целом, важнее. Ориентализм – это отражение в картине той или иной культуры в определённой стилистике изображения. В отличие от других направлений в искусстве, ориентализм связан не только с европейской историей при рассмотрении этого явления нельзя не учитывать такие факторы, как международная политика история «иного» народа, незнакомая европейцу религия и просто другие, непонятные люди со своими традициями и жизненными понятиями и ценностями.
Термин «ориентализм» в первую очередь ассоциируется с работами французских художников-романтиков XIX века. Что касается современной художественной культуры Запада, то все в ней, так или иначе, объявляется «производным». Однако его внимание опять привлекает задача передать пространство, пластически ощущаемое. Шишков, А. И.
К «Востоку» композиторы обращались в основном начиная с барокко (опера-балет «Галантные Индии» Ж. Ф. Одним из самых замечательных натюрмортов Кузнецова на восточный сюжет (на этот раз относительный) является его «Натюрморт. Именно на эти вопросы пытается дать ответы выставка в Гронингенском музее. Новый стиль сумел отобразить орнаменты природы (растительные мотивы очень характерны для модернизма).
Энгра, Т. Шассерио, Дж. Таким образом, существовали как культурно-географические (далекие острова, дальние страны), так и культурно-хронологические (давнее прошлое или, наоборот, будущее) модели Другого, трактуемые как отрицательно (как пространства дикости и варварства), так и положительно (как образы утраченного рая). ориентализм саид ориентализм эдвард саид ориентализм ориентализм живопись. Называть ориенталистом Мартироса Сергеевича Сарьяна можно, казалось бы, лишь условно, поскольку он действительно был восточным художником и творил свои ориентальные шедевры находясь «внутри» Востока, однако Сарьян учился в Московском училище, чему сам придавал большое значение.
Поло) и паломников («Путешествие во Святую Землю» Л. ди Никколо Фрескобальди, «Путешествие на гору Синайскую» С. Сиголи, «Путешествие ко Святым Местам» Дж. Ознобишина к ней обращались А. А. Веревкиным (1790 к нему позднее обращался А. С. Место действия на картине – так называемые «Новые бани» в Бурсе, построенные в 1552 году предположительно великим Синаном. Кавказ открывал перед этими мастерами возможности продолжения традиции живописания Востока (как в работах Мартироса Сарьяна и Григория Шарбабчяна) и формирования интереса к его обычаям и колористическому великолепию.
У Зинаиды Евгеньевны Серебряковой «восточность» проявилась в эскизах для росписи Казанского вокзала. Ушакова «Аммалат-Бек» (1832), «Мулла- Нур» (1836) А. А. Запад мне показал одно: все, что у него есть, – с Востока». Ванмура, Ж. Э.
Спорадическое использование в европейском искусстве мотивов искусства Ближнего и Среднего Востока встречается с эпохи Возрождения (картины Джентиле Беллини, П. Веронезе, Рембрандта и др. ). Грандиозная выставка произведений русской ориенталистской живописи, проходящая в Нидерландах, продолжает замечательную традицию Гронингенского музея – традицию восполнения (причем в наиболее убедительной форме) многолетних пробелов в исследовании малоизвестных тем в русской живописи и в организации всеобъемлющих, сложных по структуре экспозиций. Хераскова (1782), «Каиб» И. А. К ориентализму, благодаря этнографическим реалиям относят и следование североафриканским образцам (Магриб, к которому принадлежат все североафриканские страны западнее Египта, для арабского мира— Запад, по определению). Его загадочность и «сказочность» всегда манила к себе. Большой вклад в развитие Ориентализма во Франции внесло иллюстрированное издание «Описание Египта» («Description de lEgypte») Э. Ф.
Экзотический ориентализм возникает – уже за пределами бидермайера и натуральной школы – в романтическом контексте французского искусства 20-30-х годов, в частности, у Делакруа, наследующего традиции Гро (уже упомянутойБитвы при Назарете) и Жерико. Ориентализму предшествовало стилизованное либо карикатурное изображение «чужих» культур (один из первых примеров – «Еврейский танец» Г. Нойзидлера, опубликован в 1544 году). Значительное место тема Востока занимает в творчестве М. Ю. Очень интересны такие его работы, как «Бухара» (1911, частное собрание, Москва) или «У водоема» (1912). Соответствующе выглядят и окружающие персонажи.
Как уже говорилось выше, в конце XIX века в Россию пришёл перевод арабских сказок «Тысячи и одной ночи». Он шёл на Восток не за экзотикой, а в поисках корней. В 1763 году начинают переводиться сказки «1001 ночи», а также многочисленные подражания им, прежде всего – французские. Стремление передать «восточный стиль» находит выражение как в экзотических реалиях, так и в использовании синтаксических параллелизмов, контрастов, анафор, пышных сравнений и характерных красочных эпитетов.
Бунина, Н. С. Их извилистая текучесть напоминала то плавное движении реки, то резкий свист бича.
Сказки татарские» (1712) и «Китайские сказки» (1725) Т. С. Увлечение Востоком ярко проявилось и в декоративно-прикладном искусстве: в частности, в моду входят новые формы мебели (оттоманка, кушетка), курильницы, элементы костюма (халат, тюрбан как женский головной убор и феска как мужской). Пожалуй именно здесь начинается европейская мифологизация Востока – в данном случае древнего и великого.
В 1792 году в «Московском журнале» Н. М. Верди), половецкая («Князь Игорь» А. П. Бородина), японская и китайская («Чио-Чио-сан», «Турандот» Дж. К ориентализму благодаря этнографическим реалиям относят и следование североафриканским образцам (Магриб, к которому принадлежат все североафриканские страны западнее Египта, для арабского мира — Запад, по определению). Одним из таких художников стал Лев Самойлович Бакст. Но представления о Другом менялись в течение долгого времени в этом качестве выступали воображаемые (если пользоваться термином Нохлин) Средние века, а не воображаемый Восток.
Лермонтова: поэмы «Черкесы», «Кавказский пленник» (обе 1828), «Измаил-Бей» (1832), «Аул Бастунджи» (1833 – 34), «Хаджи Абрек» (1835), «Демон» (1829-1839 годы) проза – «Ашик-Кериб (Турецкая сказка)» (1837). Пристальный интерес к Востоку характерен для американских трансценденталистов Р. У. Декана, Ж. Л. Термин «ориентализм» используется с начала XIX века для обозначения жанра живописи, родившегося во Франции и ориентированного в основном на отображение ближневосточных и североафриканских сюжетов. Наполеон Бонапарт грезил покорением мира, воодушевляя воинов на новые и новые походы. Причину постоянного интереса европейцев к Востоку Эдвард Саид охарактеризовал следующим образом: «Восток – это (. ) один из наиболее глубоких и неотступных образов Другого».
Художники, активно использующие орнаменталистскую технику, с её помощью отражали замысловатую, ложную, но гармоничную картину мира. Однако его внимание опять привлекает задача передать пространство, пластически ощущаемое. Так, «свобода, равенство и братство» приводили в действие нехитрый «гуманный» механизм гильотины. Лансере. Этому нельзя научиться ни в академии, ни в собственной мастерской, но это можно постичь посредством художественной интуиции, поэтического откровения, существование которого бесполезно было бы отрицать. Очень интересны такие его работы, как «Бухара» (1911, частное собрание, Москва) или «У водоема» (1912). Восемьдесят следующих лет у русского искусства ушли на то, чтоб доказать Западу: Россия не такая. И если происхождение самой европейской геральдики раньше в той или иной степени всегда связывалось с Востоком, обуславливалось рядом факторов влияния, связанных с крестовыми походами и спецификой средиземноморской политики разных периодов, мореплавания, — то в настоящее время не только ставится под сомнение, но и отрицается вообще однако такое влияние очевидно— оно неоспоримо представлено не только значительной частью элементов гербов, — в эмблематике и символике, но, в ряде случаев, — стилистической направленностью герботворчества как такового, его изначальной иероглифической сущностью, оно самоочевидно присутствует в истоках терминологии блазонирования.
Фет: «Я люблю его жарко: он тигром в бою», «Не дивись, что я черна» – разработка мотивов ветхозаветной «Песни песней», «Соловей и роза» (все 1847), «Восточный мотив» (1882), «Аваддон» (1883). Он шёл на Восток не за экзотикой, а в поисках корней. Лермонтова), у художников «Голубой розы» и др. Лиотара, А. де Фавре, живших в Турции и писавших, помимо сцен из «восточной жизни», портреты «а ля тюркери» изображавшие европейских аристократов в соответствующих костюмах и антураже. Восток – просто одна из таких моделей.
Кроме того, стиль восточных сюжетов Верне отличается эффектностью – какой-то особенной резкостью контуров и тщательностью отделки деталей, яркостью локального цвета, контрастностью тона хороший пример – Охота на львов (1836). Так родился его «восточный цикл» этюдов – он был показан на передвижной выставке 1885 года и тут же приобретён Третьяковым. В середине XIX века к ней обращается А. А. И украсили бы, если бы не война и революция. В работе над эскизами сказалась разностильность манеры исполнения. Главным образом это гигантские колоннады египетских храмов (в Сирии и Ливане – развалины Петры, Пальмиры, Баальбека) с крошечными фигурками чисто стаффажного характера. В этом смысле его живопись уникальна для современного ему Востока.
Работы XV, XVI и XVII веков – это картины с «восточными» мотивами, работы на библейские сюжеты, а также работы портретного и исторического жанра. Врубеля к произведениям М. Ю. Дань Ориентализму отдали: Дж. На картинах многих художников разных веков можно встретить отголоски Востока, его мотивы.
Там он получил профессиональные живописные навыки, приобщившись не к восточной, а к европейской традиции, которая шла от итальянского Возрождения. Подобная «аккуратность» очень важна для «этнографически-ориенталистских» картин, так как часто невнимательность к деталям и незнание европейскими художниками местных традиций и обычаев приводило к появлению картин, несущих оскорбительный смысл для восточного зрителя. Мы призваны просветить эти народы с помощью религии и науки» 2. Есть у него, впрочем и кое-какие принципиальные новации: трактовка ветхозаветного сюжета как сцены из восточного быта – пусть пока в виде костюмных постановок в праздничных нарядах (Иуда и Тамара, 1840).
Вокруг громко заговорили о новом слове в живописи, об ориентализме. Культура стран Востока влияла на многих представителей западного искусства, причём источником влияния далеко не всегда являлось непосредственное знакомство с Востоком. ориентализм саид ориентализм эдвард саид ориентализм ориентализм живопись.
Картина «Египетские пирамиды на восходе» (1895) – одна из поздних работ Жерома, долгое время считавшаяся утерянной. Все это тонет в неистовом великолепии красок. Многие художники выступили в роли театральных декораторов, в том числе и для «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Одним из примеров ориентализма могут быть направления в живописи с использованием тематики, символики, мотивов, скажем, Ближнего Востока или Китая (шинуазри). Это был необычный и амбициозный проект. Сенковского («Витязь буланого коня», 1824, «Бедуинка», 1828 и др. ), восходящие к арабским источникам этнографические повести «Киргиз-кайсак» (1830) В. А. Цветовые пятна, создающие впечатление мерцания драгоценных камней, напоминают роскошь византийских мозаик, а сам образ девочки вообще напоминает фаюмский портрет. Пушкин) имела свой, «домашний», Восток – Кавказ и Крым.
«Восточность» для России это не только экзотика, неизвестность, древность и сказочность, но и часть её собственной истории, культуры и искусства. В XX веке культура Индии и Китая оказала глубокое воздействие на творчество Г. Гессе Китай сыграл важную роль в творчестве Э. Паунда театр Востока имел определяющее влияние на формирование эстетической концепции А. Арто (статья «О балийском театре», 1931). В искусственном озере, результате ежегодного разлива, отражается пустыня. Он получил развитие в работах художников Великобритании и других европейских стран. В 1716 году впервые на русском языке вышел полный текст Корана (с французского перевода 1647 года) тот же французский источник – в основе перевода Корана, выполненного М. И. Но образ, вылупившийся в «Русских балетах», был слишком душист и горяч, чтобы вот так запросто его поменять. Ориентальный антураж проникает во французский галантный роман в духе рококо: «Шумовка или Танзаи и Неадарне» («Lecumoire, ou Tanza et Neadarne», 1734, русский перевод 2006) К. П. Ж.
Я заново открываю путь на Восток и по этому пути, уверена, за мной пойдут многие. Эти художники принимали участие в экспедициях и военных кампаниях, создавая визуальную летопись истории. Заметный след во французской ориенталистике оставило «Путешествие на Восток» (1851) Ж. де Нерваля.
Эта этнография носит одновременно и исследовательский и развлекательный характер (девушки в национальных костюмах у Глейра выглядят довольно легкомысленно) в этом тоже есть некая переходность, от науки (пусть во многих случаях дилетантской) к массовой культуре ориентализма. Врубель использует образы сложившегося у романтиков литературного канона. Орнамент модернизма с его скользящими, переплетающимися линиями добавил картинам чувственности и эротизма. Смотри также «Янычарская музыка». Работы ориенталистов объединяет скорее тематика, нежели география или стиль. Например, Дэвид Робертс, объехавший в 1838 и 1839 годах Египет, Сирию и Палестину, создал несколько десятков рисунков и акварелей (позднее по ним были сделаны литографии изданные несколькими альбомами).
К этому же поколению относится Леон Конье – похожий на Ораса Верне в восточных сюжетах (в частности, связанных с кампанией Наполеона: Египетская экспедиция под командованием Бонапарта, 1835). К сожалению, неизвестно, о каком именно эскизе идёт речь, поскольку «нагие экзотические женщины» присутствуют во всех эскизах, но в любом случае, эта дневниковая пометка говорит о том, что коллеги высоко оценивали работу Серебряковой. Пиранези, Ю. Робера, Э. Л. Брюсова, И. А. Ориентализм — определённая тенденция в проявлениях той или иной культурной традиции (литература, живопись исторические и этнографические концепции и т. д. ), опирающаяся по ряду признаков на экзотические относительно самой этой традиции особенности, свойственные восточному мировоззрению в тех или иных его формах. «Восточность» для России это не только экзотика, неизвестность, древность и сказочность, но и часть её собственной истории, культуры и искусства.
Над их завершением художник работал 20 лет. К Ориентализму в архитектуре XIX века относят постройки с использованием мотивов ближневосточного (также и индийского) зодчества (например, Королевский павильон в Брайтоне, 1815-1823 годы, архитектор Дж. В 1818 году состоялось открытие восточных кафедр в Главном педагогическом институте в 1825 году стал выходить журнал «Азиатский вестник». Первая часть экспозиции посвящена художникам, отразившим свои впечатления от встречи с восточными и южными соседями России.
Поездка на Восток помогла ему обрести свой новый глубоко индивидуальный стиль. В основе их лежат достаточно серьезные размышления и наблюдения художницы, пришедшей к определенным выводам, о чем свидетельствует намеченная ею общая эволюция эстетического творчества (через всю историю человечества, начиная от каменного века. ). Исключение делается только для готики, за которой признается некое «переходное состояние», — она не вызывает у автора отрицательного отношения. Глубоким постижением чужой культуры отмечен пушкинский цикл «Подражания Корану» (1824) восточные мотивы присутствуют в стихотворениях «Фонтану Бахчисарайского дворца», «Виноград», «О дева-роза, я в оковах» (все 1824) и др. В своем понимании цвета и формы Сарьян был ближе к кругу художников «Бубнового валета». Интересно, что именно так – «удар бича» – и была названа линия, характерная для модерна.
К ориентализму, благодаря этнографическим реалиям относят и следование североафриканским образцам (Магриб, к которому принадлежат все североафриканские страны западнее Египта, для арабского мира — Запад, по определению). Дягилев это учёл и, сделав определённые выводы, в следующий раз показал Парижу «Жар-птицу» – балет по мотивам русских сказок, где царевич носил восточный кафтан, созданный по эскизам такого известного художника, как Александр Головин, а жар-птица была одета индийской баядеркой: с косами, коротенькой кофточкой, чёрными очами и красными шёлковыми шароварами. Категоричность приведенных утверждений не случайна: статья молодой художницы в каталоге ее выставки носит характер манифеста, в котором провозглашаются новые эстетические «истины», как это было характерно для той эпохи.
И по сюжетам и по типу стилистического мышления Орас Верне – это чистый бидермайер, даже с оттенком игрушечности, дилетантской примитивности (ничего романтического в понимании Делакруа – никакого движения, страсти, ярости, никакого переплетения форм и взаимопроникновения цветов – в нем нет) но масштаб его другой. В конце XVIII – начале XIX веков появляются «восточные» повести в духе Вольтера: «Золотой прут» М. М. Туда-то и устремлялись не только амбициозные полководцы, но и художники и поэты.
Некоторые из них первоначально находились под влиянием английских (Фредерик Лейтон, Томас Седдон, Дэвид Робертс) и французских (Жан-Леон Жером, Жан Жозеф Бенжамен Констан, Эжен Алексис Жирарде) ориенталистов, но вскоре выработали собственный стиль и философскую позицию. Гумилёва, В. И. Гро, Э. Делакруа, Т. Жерико, А. Л. – Это было нечто, полное искреннего увлечения красочною красотою и, в то же время, разрешавшее красочные задачи абсолютно новым для русского художника и необычным путём». Телемана и др. ). Это послужило ему основой для создания лирических и возвышенных художественных образов.
В данном тексте сделана попытка посмотреть на ориентализм как на обычную изобразительную практику, управляемую не идеологией или скрытой реальной политикой (колониальной и геополитической – Большой Игрой), а законами искусства в частности законами существующих в европейской искусстве того или иного времени жанров и жанровых стандартов. Англичанин Роберт Кер Портер, состоявший на службе Александра I и совершивший поездку по России и Персии (через Каспий), оставил множество рисунков, позднее частично превращенных в гравюры среди восточных мотивов – руины Пасаргад и Персеполя, гробница Кира. С этой критикой соглашаются и некоторые восточные искусствоведы, культурологи и историки, поскольку увлечение экзотизмом, по их мнению, ничего общего с истинным пониманием культуры Востока не имеет, это лишь копирование внешних признаков, при таком же поверхностном представлении о скрытом за формами и символами смысле. В ходе путешествия Дузатс сделал множество набросков, карандашных рисунков, этюдов, создав впоследствии на основе этого богатого изобразительного материала удивительные по своей выразительности картины, передающие особый ритм жизни местного населения и красоты архитектуры. Категоричность приведенных утверждений не случайна: статья молодой художницы в каталоге ее выставки носит характер манифеста, в котором провозглашаются новые эстетические «истины», как это было характерно для той эпохи.
Восточными на этот раз являлись прежде всего сюжеты, так как изображались одалиски. Бьющие в глаза краски Востока, его немыслимые типажи, яркие контрасты восхитили и поразили Василия Дмитриевича Поленова – он работал без устали. Основу коллекции османских портретов составили копии, заказанные Джовио с комплекта одиннадцати миниатюр портретов османских султанов, выполненных турецким художником Нигари (Реис Хайдар) и подаренных адмиралом Барбароссой графу Орсини в 1543 году.
не случайно М. Волошин разглядел в нём европейца в Азии и азиата в Европе».