Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта». Позже он переехал в дом на Prinsengracht (рядом с Домом Анны Франк, Амстердам). Мастера любовно и старательно изображали дорогие им вещи.
К натюрмортам обращались Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Клод Моне, Пьер Боннар. Одни исследователи высказывают предположение, что на портрете изображен подьячий Алексей Васильков известный своим пьянством, другие считают, что это один из членов всешутейшего собора и предметы на столе – атрибуты одного из веселых ритуалов, придуманных Петром I. Вещи, представленные на портретах XVIII века, помогали авторам характеризовать модели. Во Франции в это время выходили сочинения ботаников с прекрасными иллюстрациями.
В центре — мертвый лебедь в белоснежном оперении. Богомолов.
Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности. Например, на обороте иконы Владимирской богоматери (XII век), хранящейся в Третьяковской галерее, можно увидеть своеобразный натюрморт, составленный из культовых вещей, – Престол и орудия страстей, выполненный неизвестным художником круга Андрея Рублева в начале XV столетия. Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность). Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников. Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста). Их картины поражают утонченностью линий и подвижностью композиции.
У более состоятельных людей на столе появлялись цветная капуста, дыни, артишоки и спаржа. На полотне – бочонок с вином, стопки, тарелка с соленым огурцом. Среди художников 19 века, специализировавшихся в этом жанре, выделяются также А. Фантен-Латур (Франция) и У. Харнет (США). Но одновременно может комбинировать предметы из разных стран ради того, чтобы намекнуть на участие той или иной страны в политической игре, о которой идет речь в картине.
Натюрморт, представленный в «Кабинете в Островках», хотя и занимает небольшое место в общей композиции, кажется необыкновенно значительным, выделенным благодаря тому, что автор отгородил его от остального пространства высокой спинкой дивана, а слева и справа обрезал рамой. Основной перевод указанного термина, встречающийся в литературе – «тихая, неподвижная жизнь». Моранди в Италии, Ш. Лукьян в Румынии, Б. Кубишта и Э. Филла в Чехии и др. ).
Такие атрибуты, как череп, часы, а также символы земной суеты (статуэтка, бумаги, счеты), позволяют некоторым исследователям причислить натюрморт к типу vanitas, хотя такое совпадение чисто случайно, скорее всего, крепостной художник воспользовался тем, что лежало на столе его хозяина. Очень интересна его картина «Битая птица в нише», хранящаяся в Эрмитаже. Но есть здесь и исключения. Художники следующего поколения (Клас, Хеда и др. ) перешли к скромным «завтракам» со сгруппированными на белой скатерти металлическими и стеклянными предметами.
На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым. В Предтеченской церкви Ярославля находится фреска «Пир Ирода», на которой можно увидеть огромный стол, заставленный тарелками, кубками, столовыми приборами и разнообразной снедью. Натюрморт, представленный в Кабинете в Островках, хотя и занимает небольшое место в общей композиции, кажется необыкновенно значительным, выделенным благодаря тому, что автор отгородил его от остального пространства высокой спинкой дивана, а слева и справа обрезал рамой.
Лишь в 1730–1740-х годах появились настоящие станковые натюрморты. 26). Но в данном случае есть другой, антиконъюктурный подход: с точки зрения смысла, котрый несет живописное произведение, охотничий натюрморт символизирует результат борьбы между сильными мира сего и народом (битой дичью). Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени.
Снейдерс, Я. Фейт). Кажется, что Сорока настолько увлекся лежащими на столе предметами, что почти забыл об остальных деталях картины. Но все-таки, эмблематический подтекст в этой живописи выражен не всегда.
А такой талантливый мастер натюрморта, как Теплов (кстати, прекрасно зарекомендовавший себя и в других жанрах), в дальнейшем ставший статс-секретарем Екатерины II, работал для себя, а не на заказ. Теплов, Т. Ульянов, П. Г. Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий». Типичный натюрморт-ванитас изображал предметы, тем или иным образом ассоциировавшиеся с бренностью человеческой жизни: череп, погасшую свечу, часы, книги, музыкальные инструменты, увядшие цветы, гниющие фрукты, опрокинутую или разбитую посуду игральные карты и кости, курительные трубки, мыльные пузыри ит. д. Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена. Очень хорош «Натюрморт с попугаем» (1737) Г. Н. Теплова.
Многие голландские натюрмортисты стремились запечатлеть в своих произведениях красочные трофеи удачливых охотников. Корнилова. Подобные мотивы привлекали и голландского художника известного нам как Монограммист AL. Например, «Натюрморт с книгами», выполненный П. Г. Богомоловым, вставлен в иллюзорный «книжный шкаф» и посетители не сразу догадываются, что это всего лишь картина.
Большую известность во многих европейских странах получил художник П. Ж. «Малые голландцы» отразили в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью. Постимпрессионисты также увлекались этим жанром. Сезанн, В. ван Гог).
Автор стремится показать зрителю ту обстановку, в которой происходят события. Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии. Теплов и Т. Ульянов.
Критика маргинальных явлений социума (пьянство, бедность, разврат) — вполне умеренная и порой даже веселая (вспомним Яна Стена). Такое расположение вазы подчёркивало противопоставление живой природы, видимой из окна и сорванных, помещённых в вазу садовых цветов. Д. де Хем), битая дичь или антикварный натюрморт с битой дичью (Я.
Большое внимание вещам, окружающим человека, уделяли представители французского импрессионизма. Автор стремится показать зрителю ту обстановку, в которой происходят события. Известна история о том, как Петр I послал дворянина И. М.
Цветы, возвышающиеся над остальными вещами, как будто передают мысль о том, что живая природа властвует над неодушевленным миром. В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования. Неудачная женитьба в 27 лет (его жена Susanne Tradel оказалась не просто сварливой женщиной, она ещё заставляет мужа терпеть и своих сестёр, перебирающихся жить к ним в дом) гонит Melchior из дома и большую часть времени он проводит в тавернах за бокалом вина, либо просто рисует на лоне природы. На Lauriergracht, где он жил некоторое время, он был окружен арт-дилерами и различными художниками. Но средства этого охотника нам известны – ему служит верный сокол, на натюрморте будто перечислены все приманки – манки и свистки разных типов на разного зверя. Мастера тщательно выписывают форму вещей и их особенности.
Таково полотно «Натюрморт с цветами и закуской» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), заставляющее зрителя восхищаться красотой окружающего мира. Возможно, он принадлежал к кругу Лелиенберга. Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна. Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма. Это хорошо делать людям имеющим уже все, а у нас дела непочатый угол».
Таково полотно Натюрморт с цветами и закуской (Эрмитаж, Санкт-Петербург), заставляющее зрителя восхищаться красотой окружающего мира. Полотно восхищает изяществом рисунка и красочным богатством. Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704). Можно назвать, например, полотна Кабинет в Островках и Отражение в зеркале Г. В.
В картинах, созданных талантливыми учениками Венецианова, вещи переданы правдиво и свежо. Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ). Современники рассказывали, что Петр остался очень доволен выполненным по его заказу портретом. Канольдт в Германии, Дж. Гойя в Испании, Э. Делакруа, Г. Курбе, Э. Мане во Франции). Пушкина.
Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон. Тем не менее введение в композицию каких-то элементов натюрморта по-прежнему определяется лишь сюжетом. Со временем композиции Флегеля стали более лаконичными и простыми. Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными. На стенках развешаны или заткнуты за прибитые гвоздями тесемочки разнообразные предметы: ножницы, гребешки, письма, книги, нотные тетради. Глядя на полотно «Христос в доме Марфы и Марии» (Национальная галерея Ирландии, Дублин), зритель видит несколько разнообразных предметных групп: битые птицы, лежащие на полу ветка с абрикосами, рядом с которой сидит маленькая обезьянка блюдо с виноградом у ног одной из женщин плетеная корзинка со спелыми фруктами и ягодами на столе, покрытом нарядной скатертью и ваза с цветами.
«Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714). На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди. Бейерен), цветы и фрукты или так называемый старинный цветочный натюрморт (Я.
Он сумел увидеть в простых, непритязательных мотивах очарование и поэзию. Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти. Среди его лучших работ – Натюрморт на швейном столике (1868, Художественный музей Атенеум, Хельсинки). Крупнейшим мастером, работавшим в этом жанре, был Франс Снейдерс, учившийся у Питера Пауля Рубенса.
Новый подъём натюрморта был связан с выступлением мастеров постимпрессионизма (П. Сороки, хранящиеся в собрании Русского музея в Санкт-Петербурге. Математические и другие приборы точных наук художник показал сваленными в отдалении как ненужные человеку, главное призвание которого — «играть на басу». stilleben, англ.
Среди натюрмортистов было много женщин (в программах петровских художественно-ремесленных школ для девочек важное место отводилось урокам рисования). В начале XIX века большую роль в дальнейшем развитии натюрморта сыграла школа А. Г.
Большой популярностью, особенно среди знатных дам, пользовалась соколиная охота. Множество натюрмортов можно увидеть в творческом наследии Винсента Ван Гога, Поля Гогена. Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684).
Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи. В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности. Разнообразные предметы входили в общую композицию, а иногда становились самостоятельной картиной. Таковы натюрморты К. Зеленцова, П. Е. Корнилова. Важное место занимал натюрморт и во фламандской живописи. Композицию завершает букет цветов — желтые орхидеи и роза.
Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. Например, Натюрморт с книгами, выполненный П. Г. Лишь в 1730-1740-х годах появились настоящие станковые натюрморты. Во Франции мастера фовизма – А. Матисс и др. Множество натюрмортов создал самый младший из трех братьев – Фердинанд фон Вригт.
В настоящее время большая часть натюрмортов, созданных в XVIII веке, хранится в Эрмитаже, Останкинском дворце и музее в Кусково. Многие натюрморты-«обманки», несмотря на то что их главной задачей было введение зрителя в заблуждение, обладают несомненными художественными достоинствами, особенно заметными в музеях, где, развешанные по стенам, такие композиции, конечно же, не могут обмануть публику.
Его живопись приобретает особую выразительность благодаря умелому использованию контраста тёплых и холодных цветов и различных оттенков одного и того же цвета. Важное место занимал натюрморт и во фламандской живописи. На полотне из эрмитажского собрания Битая дичь (1653) зритель видит показанных крупным планом мертвых птиц. Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека. Эти картины трогают своей искренностью и непосредственностью восприятия натуры.
Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам. Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven). Мое недоразумение и вопросы относительно этого вида живописи росли, пока я не прочитала статью Натали Уолок (Nathaniel Wolloch «Dead Animals and the Beast-Machine: seventeenth-century Netherlandish paintings of dead animals, as anti-Cartesian statements»), где автор излагает вполне убедительные причины возникновения и популярности этого вида натюрмортов в голландском и фламандском искусстве XVII века. Например, на обороте иконы Владимирской богоматери (XII век), хранящейся в Третьяковской галерее, можно увидеть своеобразный «натюрморт», составленный из культовых вещей, — «Престол и орудия страстей», выполненный неизвестным художником круга Андрея Рублева в начале XV столетия. Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию – либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо – в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения. Цветочные натюрморты де Хема тоже имели явный фламандский след, отличаясь барочной симфонией красок. Купить их могли любители цветочной живописи.
С начала 20 столетия натюрморт является своего рода творческой лабораторией живописи. В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины. Среди его лучших работ — «Натюрморт на швейном столике» (1868, Художественный музей Атенеум, Хельсинки).
Известны имена художников, работавших в данном жанре: Г. Н. Головина в Венецию обучаться кораблестроительному делу. Средние слои населения довольствовались мелкой дичью, пойманной с помощью силков. Большого мастерства в создании натюрмортов-обманок достигли Г. Н.
Точка зрения сверху позволяет рассмотреть все вещи, ни одна из них не загораживает другой. Многие мастера, работавшие в этом жанре испытали влияние голландского натюрморта. В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи. Их достижения были использованы авторами натюрмортов: художники создавали картины в приглушённых тонах используя преимущественно оттенки серого и коричневого.
Эти картины трогают своей искренностью и непосредственностью восприятия натуры. В русском искусстве появление натюрморта граничит с иконописью.
Для него характерны особое внимание к передаче световой среды, разнообразной фактуры материалов, тонкость тональных отношений и цветового строя – от изысканно скромного колорита монохромных завтраков В. Хеды и П. Класа до напряжённо-контрастных, колористически эффектных композиций В. Калфа (десерты). Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте. Старость — да, присутствует, благополучная и счастливая. О личности этого мастера ничего не известно.
Термин «застывшая жизнь» (голл. Натюрмортами в России того времени занимались те художники, которые не могли проявить себя в более сложных жанрах (историческом, пейзаже). В этих произведениях важное место отводилось изображению различных предметов, хотя сам по себе натюрморт почти не интересовал представителей круга Венецианова (во всяком случае, сохранилось очень немного натюрмортов, выполненных учениками знаменитого живописца). Однако голландский натюрморт не просто фиксировал действительность: он тонко передавал взаимосвязь вещей и явлений духовной жизни человека. Божен) натюрморт.
Редуте, который считался самым прославленным живописцем цветов своего времени. Глядя на полотна, понимаешь, насколько интересен окружающий мир художнику, любовно изобразившему каждый предмет, каждую самую мелкую вещицу. Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти. Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия.
Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали. В центре – мертвый лебедь в белоснежном оперении. Рубенс откровенно любуется ярким и красочным миром вещей, окружающих человека. К натюрмортам обращались Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Клод Моне, Пьер Боннар.
А такой талантливый мастер натюрморта, как Теплов (кстати, прекрасно зарекомендовавший себя и в других жанрах), в дальнейшем ставший статс-секретарем Екатерины II, работал для себя, а не на заказ. Венециановская школа открыла новый для русского искусства жанр — интерьер. С помощью ясных, четких линий, переходящих в мягкие, плавные контуры, легких, прозрачных теней, тонких цветовых нюансов художник показывает разнообразные предметы, развешанные на дощатой стене.
Мне не хотелось затрагивать тему мертвых животных в картинах: не ясно о чем и как писать. Так, И. Н. Крамской упоминал об известном французском живописце, не пренебрегавшем натюрмортами, в письме к В. М. Васнецову: «Не станет же талантливый человек тратить время на изображение, положим, тазов, рыб и пр. Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта. Многие произведения анонимны. Можно назвать, например, полотна «Кабинет в Островках» и «Отражение в зеркале» Г. В. Сороки, хранящиеся в собрании Русского музея в Санкт-Петербурге.
Выполненный в гамме теплых желто-коричневых оттенков, натюрморт оживлен ярко-красной ленточкой, охватывающей ножку мертвой птички. Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон.
Очень хорош Натюрморт с попугаем (1737) Г. Н. Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта. Джон Бергер, английский искусствовед, писатель, художник, в своем эссе Why Lookat Animals. Младший соотечественник Клементи, художник Кристофоро Монари (1667–1720), написал полотно «Натюрморт с письменными принадлежностями», ныне хранящееся в собрании Государственного музея изобразительных искусств им. Здесь книги, перья в чернильнице, перочинный нож, сложенное письмо, керамический сосуд и другие вещи, рассказывающие об интересах и занятиях их хозяина.
Многие произведения анонимны. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа (как в «Триптихе семейства Брак» Рогира ван дер Вейдена). В этих произведениях важное место отводилось изображению различных предметов, хотя сам по себе натюрморт почти не интересовал представителей круга Венецианова (во всяком случае, сохранилось очень немного натюрмортов, выполненных учениками знаменитого живописца).
Вместе это знак грядущего взрыва и сильных перемен. П. Бонци, М. Кампидольо, Дж. А. С.
На полотне — бочонок с вином, стопки, тарелка с соленым огурцом. На картине изображена тесная группа предметов, расположенных на столе. Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос. Венециановская школа открыла новый для русского искусства жанр – интерьер. Большую известность во многих европейских странах получил художник П. Ж. Редуте, который считался «самым прославленным живописцем цветов своего времени». Композиция выполнена главным образом в белых и черных тонах.
В свою очередь увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к возникновению особого вида натюрморта — так называемых «обманок» (trompe lil). stilleven, нем. Они передают цвета и фактуры предметов, настраивают на богатство ассоциаций и придают законченность окружающей обстановке., in About Looking, New York, 1980 говорит о том, «что государственные зоопарки игрушки—животные и вообще идея широкого коммерческого распространения образа животных начинает процветать там, где животные выведены из повседневной жизни» (стр.
А. С. Пушкина. Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план. Рубенс откровенно любуется ярким и красочным миром вещей, окружающих человека.
Испытав во время поездки в Амстердам влияние Рембрандта, Калф стал создавать насыщенные цветом и светом полотна, сочетая тёплую красочность с мастерским использованием светотени. Шардена, отмеченные строгостью и свободой композиций, тонкостью колористических решений. В первой половине XIX века в России большой популярностью пользовался «ботанический натюрморт», пришедший к нам из Западной Европы.
Глядя на полотно Христос в доме Марфы и Марии (Национальная галерея Ирландии, Дублин), зритель видит несколько разнообразных предметных групп: битые птицы, лежащие на полу ветка с абрикосами, рядом с которой сидит маленькая обезьянка блюдо с виноградом у ног одной из женщин плетеная корзинка со спелыми фруктами и ягодами на столе, покрытом нарядной скатертью и ваза с цветами. С конца 17 века во французском натюрморте восторжествовали декоративные тенденции придворного искусства (цветы Ж. Б. Моннуайе и его школы, охотничий натюрморт А. Ф. Депорта и Ж. Б. Удри). и представители кубизма – Ж. Брак, П. Пикассо, X. Грис и др. Мастера тщательно выписывают форму вещей и их особенности.
В 17 в. развивается также немецкий (Г. Но есть здесь и исключения. Значительный вклад в развитие немецкого натюрморта внес Георг Флегель (1566–1638).
«Ботанический рисунок» был значительным явлением не только для науки, но и для искусства и культуры. Такие атрибуты, как череп, часы, а также символы «земной суеты» (статуэтка, бумаги, счеты), позволяют некоторым исследователям причислить натюрморт к типу vanitas, хотя такое совпадение чисто случайно, скорее всего, крепостной художник воспользовался тем, что лежало на столе его хозяина. Не кажется ли вам, что в голландской живописи XVII века (с их уютно-бытовыми образами бюргерского дома) неохотно говорили о смерти. Тонкая по колориту и великолепная по своему живописному мастерству, она отличается необычным композиционным решением (битая птица помещена в нишу), помогающим автору создать некоторую иллюзию реальности.
vanitas). Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон. Мастера любовно и старательно изображали дорогие им вещи.
Возникновение подобных произведений было граничит с реформами, проводимыми Петром I в области просвещения. До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет: «Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует». Произведений Блума сохранилось немного. На полотне из эрмитажного собрания «Битая дичь» (1653) зритель видит показанных крупным планом мертвых птиц. Композиция обычно выстраивается вокруг единого центра, которым служит сосуд с вином либо самый яркий предмет сервировки— омар. Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт.
Среди натюрмортистов было много женщин (в программах петровских художественно-ремесленных школ для девочек важное место отводилось урокам рисования). Флегель, К. Паудис) и французский (Л. Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует». Их картины поражают утонченностью линий и подвижностью композиции.
В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721). Большого мастерства в создании натюрмортов-«обманок» достигли Г. Н. Теплов и Т. Ульянов. «Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус. Приемы иллюзорности, разработанные немецким мастером, в дальнейшем были использованы живописцами XVIII столетия, увлекавшимися созданием натюрмортов-«обманок». Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693).
Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ. Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик. Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров. Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста. На мой взгляд, здесь проявлен психологический аспект. Создавались натюрморты с роскошными восточными коврами изящными фарфоровыми вазами, картины с атрибутами профессий ученого, музыканта, где главное место занимали книги, глобусы, колбы и реторты, нотные тетради, музыкальные инструменты и т. п.
Во Франции в это время выходили сочинения ботаников с прекрасными иллюстрациями. Натюрмортами в России того времени занимались те художники, которые не могли проявить себя в более сложных жанрах (историческом, пейзаже). Конечно, натюрморт играл большую роль и в педагогической системе Академии художеств в XVIII-XIX столетиях (в учебных классах воспитанники делали копии с натюрмортов голландских мастеров), но именно Венецианов, призывавший молодых художников обращаться к натуре, ввел в свою программу первого года обучения натюрморт, составленный из таких вещей, как гипсовые фигуры, посуда, подсвечники, разноцветные ленты, фрукты и цветы. Множество натюрмортов можно увидеть в творческом наследии Винсента ван Гога, Поля Гогена. Эти идеи неизбежно оказывали влияние на художественную среду того времени.
На картине изображена тесная группа предметов, расположенных на столе. Точка зрения сверху позволяет рассмотреть все вещи, ни одна из них не загораживает другой. В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам.
Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт. В молодые годы, после смерти своего отца, художник становится очень религиозен. Фламандский натюрморт (главным образом рынки, лавки, цветы и фрукты) выделяется размахом и одновременно декоративностью композиций: это гимны плодородию и изобилию (Ф.
Все эти мастера выполняли небольшие по размерам полотна. В XVII-XVIII веках в итальянском искусстве произошло обособление местных живописных школ. В таком жанре, как натюрморт, сложились определенные темы, сформировались свои методы и приемы. В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс. Значительный вклад в развитие немецкого натюрморта внес Георг Флегель (1566 – 1638).
Венике, М. Хондекутер), аллегорический натюрморт vanitas (суета сует) и др. Теплова.
Рекко, Дж. Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры. ЕВРОПЕЙСКИЙ НАТЮРМОРТ в 17 веке имел эпоху расцвета в Европе. Множество натюрмортов создал самый младший из трех братьев — Фердинанд фон Вригт. Б. Руопполо, Э. Баскенис и др. ).
В этом смысле интересен созданный неизвестным художником «Портрет Васикова», выполненный в традициях парсуны. В русском искусстве появление натюрморта граничит с иконописью. Полотно восхищает изяществом рисунка и красочным богатством. Композиция выполнена главным образом в белых и черных тонах. Он писал президенту Академии художеств: «Я никогда живописцем не бывал, да и не чтился быть оным, но обучался живопиству для одной моей забавы и почтения к сему художеству».
В картинах, созданных талантливыми учениками Венецианова, вещи переданы правдиво и свежо. Младший соотечественник Клементи, художник Кристофоро Монари (1667-1720), написал полотно Натюрморт с письменными принадлежностями, ныне хранящееся в собрании Государственного музея изобразительных искусств им.
В XVII–XVIII веках в итальянском искусстве произошло обособление местных живописных школ. Произведений Блума сохранилось немного. Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует». Композицию завершает букет цветов – желтые орхидеи и роза. Конечно, натюрморт играл большую роль и в педагогической системе Академии художеств в XVIII–XIX столетиях (в учебных классах воспитанники делали копии с натюрмортов голландских мастеров), но именно Венецианов, призывавший молодых художников обращаться к натуре, ввел в свою программу первого года обучения натюрморт, составленный из таких вещей, как гипсовые фигуры, посуда, подсвечники, разноцветные ленты, фрукты и цветы.
Постимпрессионисты также увлекались этим жанром. Если в XV веке образы ада, выраженные в алтарной картине, уравновешивали идею жизни-смерти-воскрешения (будь то в христианстве или в уже упоминавшейся натурфилософии), то изображение мертвого животного в натюрмортах XVII века — это потребность говорить о смерти без моральных обязательств. Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа. В 1686 году он купил небольшую дачу в Vreeland (Utrecht). Одни исследователи высказывают предположение, что на портрете изображен подьячий Алексей Васильков известный своим пьянством, другие считают, что это один из членов «всешутейшего собора» и предметы на столе — атрибуты одного из веселых ритуалов, придуманных Петром I. Вещи, представленные на портретах XVIII века, помогали авторам характеризовать модели.
В натюрмортах XVII века можно говорить о сохранении символики vanitas (суета земной жизни), voluptas carnis (бренность плоти) и т. д.
Многие мастера, работавшие в этом жанре испытали влияние голландского натюрморта. Натюрморт привлекает и мастеров других течений (А. Вернувшись, Головин честно признался царю, что из-за своей лени научился за границей «играть на басу», а больше ничего не узнал. Зародившийся в университетском Лейдене жанр «учёного» натюрморта, получает название «суета сует» или «memento mori» и является наиболее интеллектуальным видом натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики (характерны картиныПитера Стенвейка иДавида Байли).
Таковы натюрморты К. Зеленцова, П. Е. Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма. Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде.
Излюбленными темами натюрморта были цветы, овощи и фрукты, дары моря, кухонная утварь и т. п. (П. Санчес Котан, Ф. Сурбаран, А. Переда и др. ). Все эти мастера выполняли небольшие по размерам полотна.