Джон Бергер, английский искусствовед, писатель, художник, в своем эссе Why Lookat Animals. В XVII-XVIII веках в итальянском искусстве произошло обособление местных живописных школ. В центре – мертвый лебедь в белоснежном оперении. Мое недоразумение и вопросы относительно этого вида живописи росли, пока я не прочитала статью Натали Уолок (Nathaniel Wolloch «Dead Animals and the Beast-Machine: seventeenth-century Netherlandish paintings of dead animals, as anti-Cartesian statements»), где автор излагает вполне убедительные причины возникновения и популярности этого вида натюрмортов в голландском и фламандском искусстве XVII века. Произведений Блума сохранилось немного. Композиция выполнена главным образом в белых и черных тонах. Важное место занимал натюрморт и во фламандской живописи. В натюрмортах XVII века можно говорить о сохранении символики vanitas (суета земной жизни), voluptas carnis (бренность плоти) и т. д.
Глядя на полотно Христос в доме Марфы и Марии (Национальная галерея Ирландии, Дублин), зритель видит несколько разнообразных предметных групп: битые птицы, лежащие на полу ветка с абрикосами, рядом с которой сидит маленькая обезьянка блюдо с виноградом у ног одной из женщин плетеная корзинка со спелыми фруктами и ягодами на столе, покрытом нарядной скатертью и ваза с цветами. На полотне из эрмитажского собрания Битая дичь (1653) зритель видит показанных крупным планом мертвых птиц. Критика маргинальных явлений социума (пьянство, бедность, разврат) — вполне умеренная и порой даже веселая (вспомним Яна Стена).
Эти идеи неизбежно оказывали влияние на художественную среду того времени. Мне не хотелось затрагивать тему мертвых животных в картинах: не ясно о чем и как писать.
Старость — да, присутствует, благополучная и счастливая. Возможно, он принадлежал к кругу Лелиенберга. Не кажется ли вам, что в голландской живописи XVII века (с их уютно-бытовыми образами бюргерского дома) неохотно говорили о смерти. Все эти мастера выполняли небольшие по размерам полотна.
Очень интересна его картина Битая птица в нише, хранящаяся в Эрмитаже. Рубенс откровенно любуется ярким и красочным миром вещей, окружающих человека., in About Looking, New York, 1980 говорит о том, «что государственные зоопарки игрушки—животные и вообще идея широкого коммерческого распространения образа животных начинает процветать там, где животные выведены из повседневной жизни» (стр. 26). Если в XV веке образы ада, выраженные в алтарной картине, уравновешивали идею жизни-смерти-воскрешения (будь то в христианстве или в уже упоминавшейся натурфилософии), то изображение мертвого животного в натюрмортах XVII века — это потребность говорить о смерти без моральных обязательств. На мой взгляд, здесь проявлен психологический аспект.
Но все-таки, эмблематический подтекст в этой живописи выражен не всегда. Тонкая по колориту и великолепная по своему живописному мастерству, она отличается необычным композиционным решением (битая птица помещена в нишу), помогающим автору создать некоторую иллюзию реальности.