Ип Глушко Николай Александрович зарегистрирован 12 апреля 2000 г. регистратором Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы 1 по Калининградской области. Хорошо помню одухотворенные работы Николая Глушко и Галины Кривошеиной, метко схваченные сюжеты Владимира Цитко, «лесные картинки» Дмитрия Седова, морские портреты Эдуарда Петракова и особенно эмоциональные работы Юрия Полыгалова. Если бы должность «директор» можно было назвать специальностью, то говоря о Николае Михайловиче Глушко, руководителе ООО «СП Обручевка», стоило сказать, что за прошедшие девять лет он стал классным специалистом.
Первый аппарат, а это был «Любитель», с набором некоторых принадлежностей для занятий фото ему принес знакомый – хотел поблагодарить за искусно выточенный карниз для штор. Так появилась его работа «Трудовая победа» – сплав исторического и художественного фото имеющая для Северодвинска особую ценность. Но нам до Прибалтики, очевидно, недосягаемо далеко.
В Северодвинске их тут же «разложили по полочкам», чтобы затем успешно применить, но уже на местном тематическом материале. Для творческой интеллигенции Северодвинска это был настоящий прорыв. Выставка заканчивается и работы возвращаются к авторам. Пленка, к слову, называлась она «изопан-мз» или «изопанхром», стоила в прямом смысле копейки и даже школьнику приобрести ее было вполне по карману. Хотя они не способны дать снимку такое же качество, как, скажем, рядовой советский «Зенит» или «Киев», но зато здесь не надо думать.
Сегодня она и в самом деле переживает кризис, точнее – объективно тяжелый период. Надо ли говорить о том, какой фурор это произвело. Вопрос показался мне несколько странным, однако норвежец пояснил: в Западной Европе фотохудожники, как правило, не работают с «цветными материалами».
Быть может их новое занятие так и осталось бы на уровне семейного фото, если бы не Божий дар и внутренняя работа над собой. Самую простую и образную трактовку понятия «искусство фотографии» мне предложили в Норвегии. Экспериментировали же в другом. Не сразу все получалось. Но старательно учились, в основном заочно: смотрели репродукции популярных иллюстрированных изданий, выписывали «Советское фото» – журнал, который для многих и стал главным учебником. Появился он еще в 1961-м, при клубе имени Горького. На худсоветах, случалось, крепко спорили, даже ругались и обижались, но от принципа отбирать работы на выставки «по результатам голосования» не отказывались и это, по признанию старейшин северодвинской художественной фотографии Юрия Полыгалова и Владимира Цитко, в конечном итоге стимулировало стремление участников клуба к высокому качеству работы.
Фотоклуб «Сиверко» – один из старейших творческих коллективов Северодвинска. Фотохудожники «Сиверко» тесно сотрудничали с редакцией «Северного рабочего» и обо всех достижениях мастеров «Сиверко» мы, журналисты, узнавали первыми, а затем из газетных полос узнавал уже и город. Хорошая аппаратура, приличная оптика заброшена на дальние полки кладовок. Потом стали организовывать семинары, первые поездки для обмена опытом. Обыватель теперь предпочитает снимать «мыльницами», внешне красивыми и примитивными в обращении азиатскими поделками.
Но главное, очень много работали – несколько часов кряду проводили у фотоувеличителя, можно сказать, выстаивали первые успехи на ногах. Первым председателем худсовета стал С. Сушков. К тому же в отделах «Кodak» вам конвейерным образом проявят пленку и распечатают фотоснимки, – только плати. сетях. И вот случилось так, что «эпохальный момент», который надлежало «непременно запечатлеть», выпал на глухую ночь, – руководители города тогда послали именно за Юрием Михайловичем.
К слову, о Юрии Полыгалове и Владимире Цитко можно рассказать чуть подробнее. Северодвинцы тогда отличились сразу на нескольких престижных конкурсах. Но искусством здесь, как говорится и не пахнет. Город-то для всего мира был «закрытым» и вдруг так неожиданно и красиво заявил о своих талантливых гражданах.
Владимир Ильич работал токарем в модельном цехе. В 1969-м из Прибалтики, она уже тогда была законодателем «фотомоды», пришли особые приемы художественной фотографии. Что и говорить, удобно. Юрию Михайловичу на 30-летие «Зоркий» подарила жена.
Своей «химии» не изобретали, но уже известные и рекомендованные рецептуры опробовали без счета. Выявленные подобные случаи проверяются. Для меня же это всегда было мерилом профессионализма.
Конец семидесятых – начало восьмидесятых стало временем признания. Выскажу свое предположение историка: широкое распространение любительского фото в стране той поры стало одним из проявлений «хрущевской оттепели». Но главная заслуга «Сиверко» перед Северодвинском заключается все же не в значительном количестве почетных побед и регалий, а в том, что дело его фотомастеров стало неотъемлемой частью не только творческой, но и общественной жизни города. Ни одно значимое событие или даже мероприятие не проходило без участия этих художников, более того, они трудились над городской летописью и в будние дни.
Хотя лучшие из них вполне могли бы стать интеллектуальным и творческим багажом города.