Среди учеников Эваристо Баскениса— художник Бартоломео Бэттери (Бергамо, 1639 год— возможно, Mилан, 1688 год), который сам рисовал натюрморты с музыкальными инструментами и наследовал магазин Эваристо Баскениса после его смерти. Evaristo Baschenis, 7 декабря 1617 года, Бергамо— 16 марта 1677 года)— итальянский художник эпохи барокко, автор известных натюрмортов с музыкальными инструментами. Картина немецкого художника-экспрессиониста Макса Бекмана «Натюрморт с музыкальными инструментами» 1924 г.
Ганс Мемлинг (1433-1494) выполнил на дубовой доске портрет молодого заказчика. И не пожалеет никаких цветов своей палитры, чтобы все увидели красоту мира (Флоренция, сборник Контини-Бонакосси). Невероятно реалистичное изображение вещей – было изюминкой в дворцовых кабинетах.
Изображенная в картине из ГМИИ шкатулка, украшенная инкрустацией с женской фигурой, встречается в подписном натюрморте Бартоломео Беттеры из частного собрания в Милане (Natura morta italiana 1964, p. 93), а также в некоторых других работах этого круга. Распространяется использование инструментов в связи с развитием как инструментальной музыки барокко, так и оперы, возникшая в конце 16 в. В Италии с уважением относились к мастерам музыкальных инструментов, а слава Амати, Гварнери дель Джезу, Страдивари достигла границ Испании и берегов Англии. Куда и делись робость, слабая композиция и збрякли краски. Были и попытки смешать жанры на одном листе. Сан Диего, США, Музей изящных искусств).
Обычным натюрмортом стал и рисунок Хокусая Росток хлопчатника, листья и плоды. С. Коньонкова). Еще строже и проще разместил овощи в Натюрморте с тыквой Хуан Санчес Котани. Вот таким образом изображение цветов или овощей служат для создания аллегорий (серия Времена года), персонификаций стихий (Огонь, Воздух) или даже портретов конкретных людей (император Рудольф II в в виде Вертумн). Это чистый натюрморт (Музей Тиссена-Борнемисса). Испанских натюрмортов очень мало, а поцинюють их очень высоко.
Испанцы пойдут своим путем и выбросят вон мелочи нидерландских манер. «Урок музыки» – одно из самых известных произведений Вермера. Таким произведением стала двухчастная гравюра Кацусика Хокусая У бумажного фонаря, где слева японка на татами, а правоуч только бумажный фонарь (цветная ксилография 1801 г. ).
(Г. Это существенно изменило сюжет картины – наличие двух инструментов предполагает дуэт двух персонажей, а значит и некую романтическую линию. Вещи служат человеку, создают необходимые тепло и уют, украшая его жизнь. В своих произведениях Бонавентура Беттера широко использовал мотивы полотен Баскениса, создателя особой разновидности натюрмортных композиций с музыкальными инструментами. В чистом виде сохранилось два натюрморты Караваджо.
А именно в искусстве мастеров Нидерландов впервые появляется натюрморт масляными красками. Эваристо Баскенис— известный музыкант эпохи. Кисти Бонавентуры Беттеры принадлежит и натюрморт из собрания Эрмитажа (инв. 1500).
Натюрморты Коровина поражают зрителя яркими красками и широким мазком (Розы 1912 г., Омск, Рыбы, вино и фрукты, 1916 г. ) Скромные натюрморты Врубеля найдены в его рисунках (Подсвечник, графин и стаканы. ) А свой колористический дар Врубель выплеснул в акварельных натюрмортах (Цветы в синей вазе, 1887, Национальный музей русского искусства, Киев). Относится к наименее известным итальянским мастерам. Установлено, что художник добавил второй инструмент на завершающей стадии работы. А на обороте нарисовал горшок с цветами на персидском ковре. Утреннего этапа творчества принадлежит Натюрморт с цветами и фруктами (Рим, галерея Боргезе).
На картине П. Брейгеля «Безумная Грета» арфа, по которой ползет паук, символизирует чревоугодие. Кроме денег в перечень ценных вещей вошли ковры – гобелены или Аррас и картины. Так, для музы истории Клио – это труба, для музы трагедии Мельпомены – виола. Есть данные о его пребывании в Венеции. От черно-белой гравюры пришли к цветной.
Но в большинстве случаев они имели еще несколько значений, например, на картине «Аллегория бренности и славы» (1660) Петера ван дер Виллиге медная труба означает славу и триумф, указывая одновременно на его скоротечность. Шесть подобных натюрмортов 18 в. демонстрирует музей-усадьба Кусково. Особая роль музыкальным инструментам уделяется в картинах на мифологические сюжеты. На стыке разных жанров работал Арчимбольдо. В этом случае музыкальные инструменты символизируют какого-нибудь мифологического персонажа, например лира – Орфея, свирель – Пана.
Иногда эту картину даже называют «Ад музыкантов». Первая российская арфистка Глафира Алымова изображена на картине Д. Г. Левицкий «Портрет Г. И. Алымовой» (1776). Без всякой связи с темой Ванитас (суета) делал свои натюрморты с музыкальными инструментами художник Эваристом Баскенис (1617-1677).
Очень много музыкальных инструментов на картине И. Босха «Ад» из триптиха «Сад земных наслаждений» (ок. Испания долго удерживала Нидерланды в пределах своей колониальной империи. Жанровая неопределенность позволила делать на грани создания фокусов, чудаческих картин, обладающих качествами портрета, натюрморта и картинки-оборотни (известный Огородник). 144). Образцы подобных произведений – не что иное, как тщательно выполненные натюрморты.
Но не стоит думать, что подобное увлечение музыкой характерно только для Вермеера, эта тема, так или иначе, прослеживается в творчестве многих его современников: Франса ван Мириса, Якоба Охтервельта и Питера де Хоха. В Баскениса появились и свои последователи (Бартоломео и Бонавентура Бэттери). Отсюда вывозили все ценное. Также на картине присутствует виола да гамба (предок современной виолончели). Например, картине И. Босха «Сад радостей земных» присутствует человек, распятый на струнах арфы. ГЭ 8431), который Фомичева (1992), ссылаясь при этом на полотно из ГМИИ, опубликовала под именем Бартоломео Беттеры. Почти всегда он рисовал разные вещи – цветы, овощи, рыб, птиц.
На нем изображена девушка, музицирующая на вёрджинеле – одной из разновидностей клавесина. Русское искусство барокко 18 в. тоже шло путем проб удивить зрителя. Основные мотивы московского натюрморта повторены в композиции из Музея истории искусства в Вене, где она (по всей видимости, ошибочно) считается работой Бартоломео Беттеры (Rossi 1971, ill.
Холст, масло. Совсем другое впечатление производит натюрморт Корзина с фруктами (Милан, Амброзиана). Состоятельность семьи позволила художнику совершать путешествия. Среди символов ванитас важную роль играют и музыкальные инструменты. В его работах чувствуется любовь к вещам, окружающим человека в повседневной жизни.
Также музыкальные инструменты являются непременными атрибутами муз. В некоторых работах («Бокал вина», «Урок музыки») Вермера музыка становится главной темой, а присутствие на этих картинах музыкальных инструментов является утончённым намёком на романтические отношения героев. Подобный образец имеет и сборник художественных произведений в замка Олесько в Украине – Натюрморт с гребешками и миниатюрным портретом неизвестного, 18 в. Российская империя 19-20 веков имела своих сторонников натюрмортов: это художники Мордвинов А. Н. (1800-1858) Подрамник, папка и гипсовый барельеф (Государственный Русский музей), произведения Хруцкого И. Ф. (1810-1885), прославленных Константина Коровина (1861-1939) и Врубеля (1856-1910). Любой из них означал как минимум быстротечность и эфемерность жизни (звук отзвучал – и нет его). Среди изображенных инструментов – барабан, труба, треугольник, волынка, флейта, лютня, арфа и, экзотическая сейчас, колесная лира.