Александра Васильевича Куприна (1880 – 1960) я для себя открыла в 1969 году в залах Русского музея: это была выставка «Русский натюрморт». Картина Александра Куприна Натюрморт с книгами и со свечой: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Натюрморты Александра Васильевичка Куприна отличает тщательно продуманная композиция.
Натюрморты А. Куприна – это не мертвая природа, они полны жизни, света, тепла. Александр Куприн был не только автором большого количества прекрасных натюрмортов и пейзажей, но и замечательным педагогом, воспитавшим множество известных художников.
Фальк, ориентированных на «другую» школу. К. – крупный мастер индустриального пейзажа (Завод, 1915, Баку. Вторая половина 20-х гг.
в живописи К. ведущее место занимает пейзаж, в котором преобладают импрессионистич. Куприн достигает особой декоративности своих натюрмортных композиций. На рубеже 20-30-х гг. Художник работает над индустриальным пейзажем изображая заводы в Днепропетровске и Москве, нефтяные промыслы в Баку. Значительна деятельность Грабаря и в области архитектуры: в 1909–1914 годах он выступал как строитель подмосковного санатория «Захарьино».
Куприн Александр Васильевич, советский художник, член-корреспондент АХ СССР (1954), заслуженный деятель искусств РСФСР (1956). «Пески. Яблоки.
Для этого нужно немного обозлиться. Нефтяные промыслы Биби-Эйбат», 1931, ГРМ и ГТГ). Это его «Замерзающее болото» и «Дорога в Беасалы». Обратились к ним и те мастера, которые в начальную пору своего творчества были связаны с «Бубновым валетом». Лаконизм элементарных цветовых сочетаний сменился примерно в начале 1910-х гг.
Кроме живописи, у Куприна была еще одна любовь — музыка. Соответственно все средства художественного выражения подчиняются этой задаче. утратило связь с живым наблюдением над жизнью.
доминирует натюрморт («С тыквой», 1912 «С синим подносом», 1914 «Со статуэткой Б. Д. В это время Куприн называл кубизм, кубофутуризм имажинизм, супрематизм, лучизм, абстракционизм наркозом и был уверен, что на смену им придет настоящее, как он считал, здоровое искусство. Это его лучшее полотно – «Беасальская долина» здесь создается живущий собственной закономерностью богатый и величественный мир природы. С 1910 г. почти четырнадцать лет он пишет главным образом натюрморты. В 1913–1914 посетил Италию и Францию, где изучал классическое и современное искусство.
Дубы» (1933). Игорь Грабарь, человек всесторонне развитый и высокообразованный, был не только прекрасным художником, но и известным теоретиком искусства. Примером такой гармонии является «Осенний букет» (1925). С 1905 года Куприн был женат на своей землячке и подруге юности Анастасии Трофимовне Полозанцевой (1879 – 1957) в 1923 году они потеряли восемнадцатилетнего сына, утонувшего в Москве-реке. Именно в это время он почувствовал, что должен писать не совсем гак, как учат в училище. Со второй половины двадцатых годов Куприн все больше сил отдает пейзажу.
Это было бы протестом против обоснованного какой-то идеологией названия вроде «Мир искусства», «Голубая роза», выражающих устремление к утонченной извращенности с погоней за модой». Рождественский, Р. Р. Организуя свои выставки, они приглашали участвовать в них французских художников – Пикассо, Матисса, Леже и др. Манера художественного мышления Куприна и сейчас кажется необыкновенно современной. – 1960, Москва)Художник пейзажист, автор натюрмортов. Родился в Борисоглебске (Воронежская губерния). 1947 г. – новый этап в его искусстве.
В начале XX века художественная жизнь в Москве, Петербурге и Одессе била ключом. О своей непростой жизни в Петербурге он подробно, очень эмоционально писал своей любимой девушке Анастасии Полозанцевой в Воронеж: Теперь в Питере приходится круто. О том, как это произошло, он писал: «Я был у Ларионова и Гончаровой.
Природа живет по своим внутренним законам. Полдень» (1927 обе– ГРМ), «Тополя» (1927, ГТГ). Его подсолнухи как бы хранят в себе непостижимую тайну.
В первой половине 30-х гг. Став членом «Бубнового валета» (с 1910), разделил общее увлечение Сезанном. Решив стать художником, он в 1902 году отправился на учёбу в Санкт-Петербург.
Куприн вернулся в Москву в 1908 году и оказался в самом центре событий. Одна из гл. Сидели, рассматривая репродукции с картин французов. Помимо творческой работы, много сил и времени отдавал преподаванию: в Свободных художественных мастерских Нижнего Новгорода и Сормово (1918–1922), в Государственных свободных художественных мастерских—Высшем художественно-техническом институте в Москве (с 1920), в Московском текстильном институте и других вузах (до 1952). После смерти Анастасии Трофимовны в свои последние годы Куприн был женат на художнице Татьяне Сергеевне Анисимовой (19041987), в молодости — известной альпинистке, в начале 30-х занимавшейся в его мастерской. Полдень» (1926), «Бахчисарай. Увлекся ею и в том же году начал писать и выставлять произведения в духе этого искусства.
Куприн Александр Васильевич (1880-1960) – русский художник. Ларионов взял в руки карту бубнового валета. Понятно, что эти внутренние силы, которыми полна изображенная в картине природа, принадлежат не столько самой природе, сколько человеку, художнику, который вносит свои мысли и чувства в пейзаж, находя в нем отзвук своим представлениям. А в конце марта 1910 года из Московского училища живописи, ваяния и зодчества была уволена группа «бунтовщиков» — учеников, в том числе А. В. Член объединения Московские художники (с 1925), общества московских художников (с 1928). Им были созданы впечатляющие образы мощных заводов и фабрик.
Юноша начал работать в конторе при железной дороге. Куприн обратился в эти годы к индустриальному пейзажу. На первый план здесь выдвигается цветовая характеристика — ведь тяжести и плотности у цветов немного их «смысл» — в красоте, взаимодействии с пронизывающим их пространством. В 1926–1930 годах Грабарь являлся редактором отдела изобразительных искусств Большой советской энциклопедии.
Один из член-учредителей объединения Бубновый валет (1910). Крым», 1937, н другие). Здесь он поступает в студию К. Ф. Юона. В 1937 г. Куприн создает свое лучшее произведение тех лет. в творчестве К. усиливаются реалистические тенденции. Мы встречаем в эти годы этюды и картины, написанные под воздействием непосредственного впечатления. Молодого художника интересовала выразительность колорита.
В них звучат мысль и чувства художника-общественного деятеля. Учился в частных студиях в Петербурге (1902-04) и в Москве (1904-06) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1906-10) у А. Е. Архипова и К. А. Коровина. Вскоре семья переехала в Воронеж.
Ноего натюрморты более спокойны поинтонации. кубистическими увлечениями. Художника интересовала передача конструкции предмета. Участник объединения «Бубновый валет», Куприн всвоих натюрмортах опирается нату же живописную систему Сезанна иМатисса, что иКончаловский. Неправильно было бы сказать, что Куприн в молодости и Куприн-реалист в пору своей творческой зрелости – это два совершенно разных художника. В 1909 г. он участвует в салоне «Золотого руна», где было собрано все то, что создавалось в те годы в Москве под воздействием новейших течений французского искусства.
Ларионов взял в руки карту бубнового валета. Март» (1937), «Пейзаж с луной» (1914). Здесь Куприн учился потом нужда заставила его поступить конторщиком на железную дорогу. В училище он оказывается весьма неуживчивым учеником. Они написаны сильно и звучно.
Тонально сближенный их колорит все же сохраняет декоративную насыщенность. Работая над этими пейзажами, Куприн оказался в авангарде советских художников, боровшихся за идейную значительность и общественную действенность искусства. И действительно, композиции картины «Дорога в Беасалы» присуще устойчивое равновесие. Вскоре вместе с родителями мальчик переехал в Воронеж. Живопись Куприна сочная, ясная, солнечная.
В эти же годы он продолжает работать и над натюрмортами, которые, в отличие от ранних, становятся сдержаннее по цвету, проще по композиции. С 1954 г. – член-корреспондент АХ. Куприн становится одним из деятельных членов объединения «Бубновый валет». Лирическим ощущением хрупкой, задумчивой красоты природы веет от его картин «Дубровицы. Известно, что в те годы он, например, писал натурщицу чистым желтым цветом.
Композиция картины строится уходящими в глубину и вверх ступенями. Наиболее характерны для этого времени натюрморты, сочетающие декоративное начало с острым аналитическим проникновением в изображаемую натуру (Натюрморт с синим подносом, 1914, Натюрморт со статуэткой, 1919, Осенний букет, 1925, – все в Третьяковской галерее). «Феодосия.
В 1930-1934 гг. Одни и те же цветы. Храм XI века», 1929 «Беасальская долина. В «Большом натюрморте» (1920) бутылка, фрукты, чайница, цветы в сюжетном отношении соединены случайно, между ними нет смысловой или эмоциональной связи, отсутствуют и бытовые характеристики. он начинает внимательно работать над мотивами среднерусского пейзажа. индустриальная тема привлекает к себе внимание многих художников.
Крым». В картине «Бахчисарай. Учился в студии Л. Е. Дмитриева-Кавказского в Петербурге (1902–1904), в Москве в студии К. Ф. Юона и И. О. Дудина (1904–1906), в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества (1906–1910) у А. Е. Архипова, К. А. Коровина, Л. О. Пастернака. С 1930-хгг., под влиянием установок социалистического реализма, его произведения становятся более академичными («Беасальская долина», 1937, ГТГ «Замерзающее болото», 1947, ГРМ). В эти годы он вновь обращается к Крыму, а перед самой войной – к мотивам русской природы.
(Тополя, 1927 Беасальская долина, 1937 Пейзаж с луной, 1944 и др. ). Ларионов, В. В. Таковы полные яркого света и трепетного воздуха картины «Луч солнца» (1901, Третьяковская галерея, Москва), «Сентябрьский снег» (1903, Третьяковская галерея, Москва), «Февральская лазурь» (1904, Третьяковская галерея, Москва), свидетельствующие об интересе мастера к импрессионизму. Спать, гулять и закрывать глаза не полагается. Маленькие фигуры людей лишь обогащают пейзаж, не вносят в него ничего нового.
Предметы настоле тщательно расставлены, продуманы их пластические созвучия. Год возвращения в Москву (1924) оказался переломным для его искусства. и реалистич.
Но все это оставалось в пределах программы «Бубнового валета». Королёва», 1919 все– ГТГ). «Бубновый валет» приглашал на свои выставки иностранных мастеров — А. Матисса, П. Пикассо, Ф. Леже. Вего живописи 1910-хгг. В 1888 году Ван Гог написал свои знаменитые Подсолнухи и Натюрморт с гипсовой статуэткой. Ежемесячно только в Москве открывались две-три значительные художественные выставки. Еще в 1909 году В. А.
Куприн, М. Ф. Во всем этом ощущается некое соревнование с природой. Ж. воспринял некоторое влияние кубизма.
Это не прошло даром для Куприна. Особенно любит художник изображать зыбкое переходное состояние природы. В каждой детали чувствуется трепетная любовь художника к своей родной земле.
Сумерки» (1928) Куприн тонко передает последний солнечный отблеск, медленно скользящий по стенам старых татарских домов, древнего минарета. Особое место вживописи К. занимает индустриальный пейзаж («Завод под Москвой», 1915, ГТГ «Баку. В 1930-е годы он много работал в жанре индустриального пейзажа. 1920-х гг. Постепенно художник пришел к равновесию рационального и эмоционального начал.
Помимо творческой работы, Куприн много сил и времени отдавал преподаванию: с 1920 г. – во Вхутемасе-Вхутеине, в Московском текстильном институте и других вузах (до 1952 г. ). Раннее творчество К. сформировалось под влиянием сезаннизма и кубизма. Его пейзажи отныне не выглядят частным собеседованием художника с природой. Она причисляла Куприна, как и Фалька, к «тихим бубновым валетам».
Уже с конца 30-х гг. Куприн Александр Васильевич (1880, Борисоглебск Воронежской губ. На протяжении всего творческого пути Куприн откликался на животрепещущие задачи времени. Завершив обучение в 1910 году, Куприн вместе с другими художниками принял участие в создании объединения «Бубновый валет».
с 1924), Текстильном ин-те (1931–1939), МВХПУ (1946–52), также в Нижегородских и Сормовских ГСХМ (1920–1922). художник вновь возвращается к привычным и известным ему бахчисарайским мотивам. Почти одни и те же предметы. Образ картины не проникнут непосредственными человеческими чувствами и не повествует о лирических переживаниях человека, а содержит выраженные в формах природы обобщенные философические суждения о мире, о его грандиозности, о его величии, о тех живущих в нем силах, которые человек постигает интеллектом, но не чувствами.
В 1918-52 преподавал во Вхутемасе-Вхутеине, Московском текстильном институте и др. Сидели, рассматривая репродукции с картин французов. А. Куприн, как и другие художники художественного объединения «Бубновый валет», писал натюрморты на протяжении всей своей творческой жизни, но особенно большое место занимал натюрморт в его раннем творчестве. Вдова Р. Р. Успехи на этом пути даются лишь тогда, когда искусство пейзажиста вооружено опытом изучения жизни, когда он много знает о той природе, которую запечатлевает в картине и о том, что можно выразить в художественном произведении в зримых формах этой природы.
Он обращается к реалистическому пейзажу, а в 1926-1930 гг. Есть определенная система его творческих интересов, которые свойственны были раннему и остались свойственны зрелому периоду его искусства. В 1906–1916 годах под его редакцией издавалась многотомная «История русского искусства». Преподавал в Москве– в ГСХМ (1918–1920), Вхутемасе– Вхутеине (1922–30 проф.
А вот в Натюрморте с синим веером. Чурук-Су. Менее непосредственный, чем большинство его товарищей, он использует в постановках культурно-значимые предметы – скульптуру, трубки, лошадиный череп вообще, он предпочитает искусственную, неизменную натуру и живые цветы во множестве появляются в его натюрмортах лишь к 1930-м гг. Серов ушел оттуда по политическим мотивам: администрация отказала известному скульптору Анне Голубкиной, ученице Родена (. ), в ее просьбе посещать классы.
Небо и дальние холмы еще озарены теплым закатом, но уже холодно серебрится освещенная ранней луной дорога с устало идущими по ней путниками. Меж тем и «Школа ваянья» давно уже не была тихой заводью. Вернувшись в 1901 году в Россию, Грабарь вошел в художественное объединение «Мир искусства». А когда А. Куприну было всего шестнадцать лет, умер отец.
В пейзажах, написанных главным образом в Крыму, К. углубляется в полную внутреннего движения жизнь природы, гармонический строй которой раскрывается в его полотнах в своей чувствственной осязательности (Тополя, 1927, Беасальская долина, 1937, – оба в Третьяковской галерее). Но зато ясно, последовательно, доказательно выражена цветовая и структурная «самость» всех предметов, освобожденных от каких бы то ни было «литературно» оправданных ролей. Скоро побегу очертя голову искать заработка. Начались материальные трудности и Александр поступил на должность конторщика Юго-Восточной железной дороги. Затем, решив стать художником, он в 1902 г. отправляется в Петербург. В поздних натюрмортах он особенно внимателен к индивидуальной красоте предметных мотивов, предпочитает живые цветы, настоящие овощи и фрукты искусственным цветам, муляжным плодам и другим собственно «мертвым предметам», которыми населял прежде свои полотна. Неверно было бы полагать, что искусство Куприна 40-х и 50-х гг. Будущий художник писал натурные этюды и делал зарисовки, внимательно наблюдая за природой.
В саду» (1924), «Руза. считается так называемым первым бахчисарайским периодом творчества Куприна. С1920-хгг. Верхушки тополей не просто написаны на фоне неба, они окружены массой неба.
дало абсолютно новые темы искусству. Нефтяные промыслы Биби-йбат, 1931, – оба в Третьяковской галерее). «Беасальская долина», по существу, завершила собой все предвоенное творчество Куприна. Он отмечен двумя большими картинами. Начало 30-х гг. Вместе с отечественными художниками выставлялись разнообразные «французы», «Сецессион» и другие представители новейших течений.
Сельский пейзаж» (1925), «Коломенское. В марте 1960 г. на выставке московских художников были показаны его последние работы, написанные для первой республиканской выставки «Советская Россия». В ранний период творчества (1910-е – 1-я пол. наступает новый период в его искусстве. тенденции.
В конце 1920-х гг. Среди поздних работ Куприна наиболее известны крымские пейзажи, а также серия индустриальных видов металлургических заводов и нефтяных промыслов. Был членом объединений «Московские художники» (1925) и «Общество московских художников» (1928). Все свободное время он отдавал любимому занятию — изобразительному искусству.
Они всё более приближаются к естественному природному источнику («Осенний букет», 1925 «Настурции», «Натюрморт с красным подносом и фаянсовым кувшином на фоне синей драпировки», обе -1930). И в самой живописи, в приемах письма художник заставляет зрителя воспринять эти свои представления. Ни в одной из новых картин мы не найдем отступлений от жизненной правды. институтах.