Из всех моих работ самая памятная для меня – Натюрморт с самоваром, написанный в 1997 году. Цельзанятия: создание условий для выполнения живописного натюрморта с самоваром по аналогии с температурными ощущениями. Картина Кузьмы Петрова-Водкина Натюрморт с самоваром: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Мать Кузьмы работала горничной в доме ее сестры. Но лето кончилось, моя болезнь тоже, в академии начиналась учёба. Однако его приняли в класс живописи и рисования Бурова. Теперь освещение было правильное, тёплых рефлексов не стало и увидев, насколько цвет на холсте не соответствует действительности я не знала за что хвататься.
Мне поставили двойку, лишили стипендии и забрав работу, поместили её в музей академии. Не только грустные. Он работал здесь до 1929 года главным мастером (профессором) индивидуальной мастерской живописного факультета. Видимо его усилия не увенчались успехом. Потом пришлось пересдавать композицию. У Машкова учились А. Гончарова, Г. Лазарев, Ю. Меркулов и другие. Всё придумано до нас.
Стол в комнате был, но он был не мой, за ним занималась моя соседка по комнате, учившаяся на архитектурном. Кстати, большая часть предметов натюрморта была тоже её.
Натюрморт пришлось ставить на большом щите, поставленном на книги невысоко от пола. Из-за смерти Бурова пришлось вернуться через год в родной Хвалынск. На зимнем просмотре из академии было отчислено семь человек. Да он и не годился для моей затеи.
тот только пожимал плечами и отвечал: Говорит – доведу до реальной правды. Вот такие разные воспоминания остались у меня от этой работы. Первым приобретением Павла и Сергея Третьяковых на выставке Бубнового валета были написанные Машковым в 1913 и 1914 годах натюрморты Камелия и Тыква. Я посмеялась над этим предложением. Вот так появились баночки с надписями чайник свет, блюдце тень и т. д. На ней, кстати, видно, что друзья очень увлекались спортом.
С сентября 1919 года Илья Машков начал преподавать во Вторых Свободных государственных мастерских (бывшем Московском училище живописи, ваяния и зодчества), которые в 1920 году были преобразованы во Вхутемас, а в 1927-м – во Вхутеин. Был конец 1999 года. Наверное, я сделала глупость.
Вот, как трудное место в натюрморте может натолкнуть на верный ход. В 1911 году Илья Машков участвовал в выставках картин Мир искусства, в Салоне независимых (Париж), стал одним из организаторов, а потом и секретарем общества художников Бубновый валет, которое ставило перед собой задачу распространения современных понятий по вопросам изобразительных искусств. Мне хотелось написать предметы немного сверху. Так я находила колера для каждой части предмета. Никто, кроме К. Коровина, его не понимал. Тем более, что у меня была с собой белая, кружевная скатерть, которую моя прабабушка связала своими руками. Студия существовала до 1917 года и через нее прошло более трех тысяч человек.
Натюрморт, в качестве задания по композиции не прошёл. А в 1908-м – объехал семнадцать городов Франции, Германии, Австрии, Англии, Испании. Это потом я поняла, что всё, что ни делается – всё к лучшему.
Мы часто гадаем, а что было бы если бы мы поступили иначе. У меня скопилось много баночек от фотоплёнки, вот теперь они мне пригодились. Получив аванс, он так же внезапно исчез, как и появился. Естественно, чужая. Участвовал он и в интернациональной выставке картин, скульптуры, гравюр и графики (рисунков), где его картины демонстрировались рядом с работами французских художников, в частности Ж. Брака. Таким образом, кмоему окладу в90рублей, прибавилась немаловажная добавка (40рублей), что оказалось существенной помощью для бывшего бармена.
Тогда же для меня это было просто красивым изречением. После некоторых раздумий я пришла к единственному правильному в данной ситуации решению – писать колерами – способом, который родился у меня в процессе написания никак не получавшейся чашки. Я так разозлилась, что стала замешанный цвет брать на мастихин и подносить к предмету и уточняла его до тех пор, пока мастихин с краской не сливался с его поверхностью. В монументальном «Натюрморте с самоваром» Ильи Ивановича Машкова соседствуют предметы, придающие этому произведению сложный и глубокий символический смысл. Завесила «холодной» драпировкой злополучную конструкцию и поставила холст рядом с реальным натюрмортом.
Илья Машков был одним из организаторов. Погоревав немного (работа была почти написана), я решила кардинально исправить положение.
После просмотра я ещё не предполагала, как мне аукнется этот натюрморт в будущем и не раз. Конечно, только посуда. В этом же году Машков возобновил свои занятия в училище, у Коровина и Серова. Изменилась бы цепь событий и хороших и плохих.
Но история на этом не заканчивается. Несколько хороших знакомых поделились со мной сокровищами своих сервантов. Потом я узнала, что сам Рембрандт не чурался колеров в баночках. Картина представляет собой особый интерес еще и тем, что в зависимости от того, что попадется в поле зрения и формируется картина. Хоть смывай и пиши заново.
Что может позволить себе студент, живущий в общежитии на стипендию. Но еще в 1909 году он начал участвовать в профессиональных выставках – сначала в выставке Нового общества художников, потом Золотое руно и Салон. Когда у Серова спрашивали: Что же это он делает.
Но беда, как говорится, не приходит одна. Правила можно нарушать и даже нужно, особенно в азартном состоянии.