Конечно, есть и намного более тонкие авторские замыслы и их трактовки. Но это вовсе не так. Да-да. Многие народы и культуры приписывают соли магическое значение. Но даже самая рядовая, обыкновенная и повседневная рыба может выступать носителем концепции рыбсолизма. Испокон веков соль была и остается одним из наиболее важных продуктов.
На первый взгляд, можно было бы посчитать, что в этой работе нарушаются правила и каноны построения классической трехчастной композиции или же, выражаясь простым языком, что здесь чего-то не хватает. И вот таким образом, когда в аудитории неожиданно появлялся интересный, красочный натюрморт, это было как чудо. В общем виде это натюрморт, в котором в той или иной ипостаси выступает соленая рыба.
Получение искусственных волокон для лесок, сетей и других рыбных ловушек. Тоска и безысходность так и сквозят из каждого уголка этого произведения. Формальное описание стиля «Рыбсолизм» крайне просто, если не примитивно.
Корабли голландских мореплавателей бороздят океаны и открывают новые земли. В первую очередь это символ плодородия, размножения и любви. Высокий художественный и смысловой уровень достигается здесь весьма скупыми средствами. Делаем тень на доске под рыбой кобальтом фиолетовым темным и умброй жженой.
Жаль, что такое бывало не часто. И это не удивительно. Однажды я решил изучить странный зелёный овощ в натюрморте. Встреча хлебом и солью – древнейшая традиция многих народов.
Сюжет его, казалось бы, прост избит и тривиален. Скажу даже больше. Маленькая страна на задворках Европы испытывает небывалый подъем.
Даже наоборот. Этот способ сохранился у некоторых примитивных народов даже сегодня. Намеренное искажение перспективы и щедрое использование коричневой умбры и природной мумии навевают совсем иные чувства.
Элемент рыбсолизма налицо, причем, полюбуйтесь, какой он красивый и непростой. Соляной корень второй части нового термина тоже древен, велик и многогранен. Недостающий элемент композиции сродни паузе в музыке. Никакой рыбы, тем более соленой, мы в композиции не увидим. Голландские торговые компании действуют по всему миру.
Прежде всего, необходимо отметить, что работа эта выполнена исключительно минималистично. Он и сам разбирается в рыбсолистических тонкостях и активно обучает этому искусству своих друзей, например, Федора Шаляпина и Антона Чехова. В целом, сочетание двух столь разноплановых и неоднозначных символов в едином термине «рыбсолизм» чрезвычайно красиво и остроумно.
В революционном Петрограде 1918 года он пишет свой натюрморт «Селедка» без оглядки на старые каноны и застывшие классические формы. В равной степени это относится даже к частям рыб, особенно к таким как черная или красная икра. Это замечательный образчик примата формы над содержанием.
Я подошёл поближе и увидел, что это скомканная зелёная бумага. Давайте мысленно перенесемся в Нидерланды той эпохи. Особенно бурное развитие этот стиль получил в первой половине двадцатого столетия. На этом фоне не удивителен беспрецедентный расцвет науки и искусств.
И в самом деле, очень похоже, что и Петрову-Водкину и Семыкину являлась одна и та же муза. Позвольте-ка. Вовсе не обязательно, чтобы рыба на полотне вообще была соленой.
Дальнейшее развитие цивилизации постепенно расширяло эти рамки. Аналогично, добывание соли рассольным способом способствовало развитию зачатков химии. Точность подбора этого элемента композиции автором просто изумительна.
Каждый искусствовед изучающий произведения, попадающие под определение этого термина, должен очень хорошо представлять его вариативность, сложность, широту и многосмысленность, без такого понимания крайне просто ошибиться и запутаться в ложных трактовках и утерять нить авторского замысла. Вот представьте сами, что постановка сделана на черно-белом рубленом фоне газеты «Правда» или даже, еще страшнее, «Гудок». Во многих культурах соль символизирует богатство и дружбу. Не составляет исключение и живопись. «Пиво и вобла» Петра Кончаловского, одного из основателей объединения «Бубновый валет».
Но к счастью, ситуацию спасает фон. Вообще, достаточным основанием для причисления произведения к стилю «Рыбсолизм» я считаю обязательным наличие на полотне изображения пойманной рыбы. Рассмотрим, к примеру, такую известную фреску, как «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Несомненно, можно найти рыбсолистические примеры у других народов мира, особенно перспективно было бы обратить интерес к соответствующему творчеству на Востоке, но эти изыскания пусть ждут своего исследователя.
Да что-то подобное мы только что уже видели. Это тщеславие, алчность, некий эквивалент нижнего мира и царства мертвых.
Вообще, большинство мировых религий пользуются символом рыб весьма широко. Голландия присоединяет и основывает многочисленные колонии. Такова, вкратце история раннего рыбсолизма в Западной Европе.