Вон, например, «Натюрморт с двумя мешками и бутылкой». Что поделать, представители этого направления действительно знали толк в бутылках, причем, что тоже не секрет, они были у них не только на натюрмортах.
Обычно композиция имеет один центр. Двигающиеся были столь же болезненны и сумрачны, как и неподвижные гипсовые слепки. На оригинале я вижу рассеянный дневной свет (возможно, от окна), а значит, нет ярко выраженных теней, как при искусственном освещении. Быстро темнело. Петров-Водкин твердил ученикам: «натюрморт – одна из острых бесед живописца с натурой.
Кстати, коммерчески весьма востребованный автор. И предметы, сохраняя всю свою характерную конкретность, пребывают как бы во вневременном бытии, являясь знаками данных предметов вообще, утверждая, что внутренние законы «малого космоса» по-своему зависимы и суверенны. Крайне необычный художник.
Сразу по сырой имприматуре я закрашиваю умброй жженой (коричневый цвет) темные участки картины. Было тихо, так тихо, что слышалось хлюпанье грязи под быстро промокающими сапогами и тишина только подчеркивалась лаем собак во дворах, кажущимся очень далеким и придававшим сгущающейся городской тьме привкус деревенской заброшенности. Общая безглазость делала их одинаково печальными.
Предметы натюрморта словно «смотрят» в разные стороны, двигаются и крутятся вокруг своей оси. Ну, раз начали, не отступать же. Неудивительно, что среди коллекционеров вина больше всего англичан. Петров-Водкин. Странный это натюрморт. Это, кстати, усложняет задачу написания, нежели с контрастом света и тени.
Возникает вопрос. Мощная композиция является фундаментом картины. Делаю маленькие рисунки карандашом или шариковой ручкой. Единственный на улице, вечно умирающий фонарь еще не был зажжен.
Эти пятна составляют в своей смеси некий тон. Идти ему было недалеко. Еще знаю, что написан он был где-то в середине девятнадцатого века. Жил он на острове, на одной из дальних линий.
Это, возможно, придало бы им хоть какую-нибудь жизнь. Прищуриваю глаза, чтобы не различать мелких деталей и вижу только цветные, крупные пятна. Только не надо думать, что это просто хобби богатого чудака. В этом случае один центр должен подчиняется другому. Наконец собрался, быстро расплатился и вышел. Вся картина в легкой атмосферной дымке. Остальное было совсем уж бесцветным: бледно-серые гипсы, натурщики с бледно-серой кожей, похожей на грязноватый гипс, бледно-серые стены коридоров и аудиторий, бледно-серый свет из окон.
А быть может и позже, как добавляют знающие люди, рассматривая форму граненого стакана. Всю жизнь он пишет только одно — вино. Но таков его образ жизни — вино, живопись, путешествия. Обозначения тел, обозначения жизни, обозначения красоты.
Это не малые голландцы — посмотрите на годы, обозначенные на бутылках. Крайне необычный художник. Всю жизнь он пишет только одно – вино. Не потому ли древнегреческий писатель Лукиан выдумал волшебное море из молока и в нем — остров из огромного сыра, поросший виноградом, а Боккаччо фантазией своего персонажа в одной из новелл «Декамерона» создал сказочную гору из тертого пармезана. Ценные, хотя и потертые переплеты мешались с откровенной рванью.
И потому он часто ставил натюрморты своим ученикам, убеждал их писать и писать. Яркие и прозрачные, стандартных и причудливых форм, в классическом стиле или стиле кубизм. Коллекционирование вин, помимо антикварных вещей – давнее хобби художника. Натюрморты с бутылками в стиле и технике малых голландцев.
Я увидел пастельный, охристо-зеленый. Картина, впечатывающая конкретный момент постоянно меняющегося времени в вечность, была столь же маняще притягательна, как кусок золотистой смолы, залившей несчастную юркую ящерицу тысячи лет тому назад и сохранившей ее навсегда во всей красе последних ее мучений. Не плоть, а убоина. Для Голубятникова важно передать пространственные отношения между предметами.
Это не малые голландцы – посмотрите на годы, обозначенные на бутылках. У Антиноев и Аполлонов лица были болезненными, несчастными. Комната была в одно и то же время забитая и пустая.
"Для меня самое главное в работе — это композиция. В процессе поиска я также определяю, где должен быть центр композиции. Иногда два центра.
И, конечно же, важно образное решение картины. Картина была удивительна. Вытираю светлые места до белого холста. Как я это делаю. Я этого не знаю.
Это был не воздух, а сырость. Я вообще ничего не знаю про эту картину и никто ничего не знает. Причиной тому система «планетарности», которую придумал К. С. Можно приступать к тонированию холста (имприматура).
На синей скатерти стола, неожиданно вздыбившемуся и занявшему всю плоскость картины, в беспорядке разбросаны предметы. Я часто записываю свои мысли, а потом начинается поиск композиции. Тепло и не больно. А какие натюрморты с бутылкой вам больше нравятся.
Натюрморт всегда был для художников творческой лабораторией. Ну вот просто такая у него специализация — вино. Позолота с короны и ожерелья облезла и у сфинкса был усталый вид. А репродукция картины «Мельница для кофе и бутылка», основоположника кубизма испанца Хуана Гриса – великолепный подарок для ценителя этого направления живописи и искусства в целом.
Эти занятия проводились на самом верху, в небольших классах со сводчатыми потолками, под самой крышей, где всегда было сумрачно и серо, в маленьких и пустых неудобных комнатках. Натюрморты с вином в стиле и технике малых голландцев. Он — настоящий ценитель, знаток и коллекционер лучших вин мира. Он согрелся и кожа ощутила влажную, теплую неопрятность белья.
Трактирное блаженство снова вернулось, все было хорошо. Ну да это можно было и не говорить — достаточно посмотреть на его работы. Натюрморты с бутылкой придадут изюминку дизайну, станут его ярким финальным аккордом. Так или иначе, но этот древний продукт наделен мифическим духом, подобно вину или хлебу, приготовление которых сопряжено с неким таинством.
Она тоже была очень проста.