К числу мастеров рыбного натюрморта можно причислить Алберта Кёйпа (1620—1691), более известного в качестве пейзажиста. Натюрморт, РЫБА. Сегодня мы напишем необычный натюрморт с рыбой. «натюрморт с рыбами».
Возможно, учеником ван Бейерена был Исаак ван Дюйнен (1628—1677/1681), также разрабатывавший две основные темы рыбного натюрморта— «рыбы на берегу» и «рыбы на столе». Для такого натюрморта стоит выбрать холст небольших размеров 30 х 30 см или можно написать какую-то длинную рыбу (щуку, например) на холсте 30 х 50 см. Не только в праздники но и в будние дни вы можете порадовать себя и своих близких вкусной запеченной рыбой «Натюрморт», поскольку весь процесс приготовления не займет у вас много времени. Натюрморт с рыбами – жанр живописи.
В целом, сочетание двух столь разноплановых и неоднозначных символов в едином термине «рыбсолизм» чрезвычайно красиво и остроумно. Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте. В общем виде это натюрморт, в котором в той или иной ипостаси выступает соленая рыба. Даже наоборот.
И в самом деле, очень похоже, что и Петрову-Водкину и Семыкину являлась одна и та же муза. Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги – как намек на воспитание «кнутом и пряником». Кроме кота человека на картине «выдает» и собака — она в терпеливом ожидании смотрит прямо на него. На простейших примерах он стремился показать истинную красоту природы. Встреча хлебом и солью – древнейшая традиция многих народов.
почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. Корабли голландских мореплавателей бороздят океаны и открывают новые земли. Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует». В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины. Сейчас его вспоминают больше как мастера театральной декорации и преподавателя Московского училища живописи, ваяния и зодчества, но при своей жизни он был знаменит именно как художник. Жан Кальвин Жан Кальвин (1509 – 1564) – реформатор церкви и основатель одного из течений протестантизма.
Сам Дали называл этот период — с 1949-го по 1962 годы — «ядерным мистицизмом». Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ). Однажды я решил изучить странный зелёный овощ в натюрморте.
Известно, что Сезанн даже говорил: «Я покорю Париж своими яблоками». Испытав во время поездки в Амстердам влияние Рембрандта, Калф стал создавать насыщенные цветом и светом полотна, сочетая тёплую красочность с мастерским использованием светотени. Корте писал небольшие натюрморты изящные и лаконичные, построенные на контрасте тёмного фона и светлого объекта.
Во многих культурах соль символизирует богатство и дружбу. Делаем тень на доске под рыбой кобальтом фиолетовым темным и умброй жженой.
Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта. В революционном Петрограде 1918 года он пишет свой натюрморт «Селедка» без оглядки на старые каноны и застывшие классические формы. Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа. В этот праздник, как и на Рождество, детям дарят подарки. Элемент рыбсолизма налицо, причем, полюбуйтесь, какой он красивый и непростой.
Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос. Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными. Особенно бурное развитие этот стиль получил в первой половине двадцатого столетия. О яблоке Сезанна: «Как это прекрасно». В качестве развлекающих деталей использовались кошки, белки, птицы, бабочки, муравьи и улитки. Теперь обратим внимание на задний план.
Дальнейшее развитие цивилизации постепенно расширяло эти рамки. Французский художник Поль Серюзье высказывался о фруктах Сезанна так: «О яблоке обыкновенного художника скажут: «Его хочется съесть». Внимание художник уделяет деталям и фактуре — в «Селедках» четко прописаны деревянная столешница, кусок хлеба, блестящая чешуя рыб.
В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс. Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена. Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта. Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт.
В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности. Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым.
Формальное описание стиля «Рыбсолизм» крайне просто, если не примитивно. Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии. В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам.
Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности. С первого взгляда картина «Утренний натюрморт» проста и незамысловата, однако если присмотреться, можно заметить интересные детали, например, отражающегося в чайнике рыжего кота — возможно, он лежит на коленях хозяина. Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря.
В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования. Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик. Кальвинизм был очень популярен в Нидерландах в XVI веке. Сюжет его, казалось бы, прост избит и тривиален. Да что-то подобное мы только что уже видели. Соль – непременная часть приношений богам в самых разных религиях, либо же, наоборот, она считается святым божественным даром.
Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон. На первый взгляд, можно было бы посчитать, что в этой работе нарушаются правила и каноны построения классической трехчастной композиции или же, выражаясь простым языком, что здесь чего-то не хватает. Вовсе не обязательно, чтобы рыба на полотне вообще была соленой. Рыбный натюрморт – это аллегория водной стихии. Не составляет исключение и живопись. Да-да.
Рассмотрим, к примеру, такую известную фреску, как «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека. Точность подбора этого элемента композиции автором просто изумительна. Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия.
Такова, вкратце история раннего рыбсолизма в Западной Европе. «Рыбная лавка» изображено множество рыбы. Среди натюрмортов испанского художника-сюрреалиста есть немало вполне «обычных» — «Натюрморт» 1918 года, натюрморты «Рыба» 1922 года и «Корзинка с хлебом» 1925 года, «Натюрморт с двумя лимонами» 1926 года и др. На картине Питера Артсена Питер Артсен (1508 – 1575) – голландский художник, также известный как Питер Длинный.
Вообще, достаточным основанием для причисления произведения к стилю «Рыбсолизм» я считаю обязательным наличие на полотне изображения пойманной рыбы. Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий». Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы – символ христианства и Христа. На первом плане картины Франса Снейдерса Франс Снейдерс (1579 – 1657) – фламандский художник, автор натюрмортов и барочных анималистических композиций. Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон.
«Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714). Скажу даже больше. Вообще, большинство мировых религий пользуются символом рыб весьма широко. В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи. Но к счастью, ситуацию спасает фон. И действительно у Сезанна были с яблоками «особые отношения»: он считал их совершенными творениями как по форме, так и по цвету.
Испокон веков соль была и остается одним из наиболее важных продуктов. Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта». Чаще всего внимание художника привлекают простые вещи, например, скудные продукты пайкового времени — черный хлеб и селедки.
Позвольте-ка. Художники следующего поколения (Клас, Хеда и др. ) перешли к скромным «завтракам» со сгруппированными на белой скатерти металлическими и стеклянными предметами. В первую очередь это символ плодородия, размножения и любви. Справа в глубине изображена таверна. На раннем этапе преобладали цветочные натюрморты, отражавшие увлечение голландцев цветоводством.
Давида Штеренберга часто называют «художником натюрморта». Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт.
Многие народы и культуры приписывают соли магическое значение. Тоска и безысходность так и сквозят из каждого уголка этого произведения. Известно, что император Рудольф II был восхищен своим «съедобным» портретом и очень щедро наградил художника. Часть уже разделана, часть ожидает своей очереди. Шут – неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. Аналогично, добывание соли рассольным способом способствовало развитию зачатков химии.
Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров. Со времён античности художники стремились к максимально достоверному иллюзионистскому воспроизведению натуры. Этот талантливый художник много экспериментировал в своем творчестве, но большей частью предпочитал фовистические направления, характерные интенсивной колористикой и упрощением формы, несомненно, он был духовным наследником Сезанна и Матисса, что прекрасно иллюстрирует данный натюрморт. «Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус.
И это не удивительно. Маленькая страна на задворках Европы испытывает небывалый подъем. Это замечательный образчик примата формы над содержанием. Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали. Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста.
Этот способ сохранился у некоторых примитивных народов даже сегодня. Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма. Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти.
Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи. Конечно, есть и намного более тонкие авторские замыслы и их трактовки. Его рыбсолистические натюрморты чрезвычайно выразительны и написаны с огромной точностью и знанием дела. Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693). Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные – наказание. Однако самым известным из натюрмортов Дали является «Живой натюрморт» («Движущийся натюрморт»), написанный в период его увлечения физикой (преимущественно ядерной и квантовой).
Высокий художественный и смысловой уровень достигается здесь весьма скупыми средствами. Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон. Недаром рыбы – непременный атрибут многих античных богинь, таких как Афродита, Иштар или Исида. Чаще всего изображались предметы, типичные для обстановки жилища зажиточного бюргера— книги, письменные и туалетные принадлежности, разнообразные безделушки, охотничьи трофеи— причём художник стремился нарисовать их так, чтобы они казались действительно стоящими на полке или висящими на стене.
Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704). Это тщеславие, алчность, некий эквивалент нижнего мира и царства мертвых. На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди. Вот улитка – она ассоциируется с душой грешника Среди других таких отрицательных образов – рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи.
На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки. Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста).
Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует». На картине Яна Давидса де Хема Ян Давидс де Хем (1606 – 1684) – голландский художник известный своими цветочными натюрмортами. Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven).
Картина «Утренний натюрморт» полна яркого света, она передает ощущение утренней свежести и покоя. Давайте мысленно перенесемся в Нидерланды той эпохи.
Получение искусственных волокон для лесок, сетей и других рыбных ловушек. Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам. Его яблоко не решишься очистить, его захочешь скопировать».
Никакой рыбы, тем более соленой, мы в композиции не увидим. Я подошёл поближе и увидел, что это скомканная зелёная бумага. Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами. Сельдь – еще один символ Христа – напоминает о посте и постной пище. Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план.
Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти. Прежде всего, необходимо отметить, что работа эта выполнена исключительно минималистично. В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721).
Венчают композицию два крупных цветка имеющие положительное значение. Эти изображения рыб не несут никакого подтекста – они воспевают богатство Фландрии. На этом фоне не удивителен беспрецедентный расцвет науки и искусств. «Пиво и вобла» Петра Кончаловского, одного из основателей объединения «Бубновый валет».
Голландские торговые компании действуют по всему миру. Жаль, что такое бывало не часто. Другие символы спасения – это хлебные колоски, а бабочка, сидящая на стебле, олицетворяет бессмертную душу. Но это вовсе не так. Среди портретных натюрмортов у Арчимбольдо есть и совсем необыкновенные — «перевертыши»: достаточно повернуть картину на 180 градусов, чтобы увидеть абсолютно новое изображение. Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность).
Недостающий элемент композиции сродни паузе в музыке. В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ. Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде. К 1650-60 годам, в творчестве Виллема Кальфа и Абрахама ван Бейерена, натюрморт утрачивает свой скромный, простой характер, становясь роскошнее и пышнее и поражая богатством колорита.
учил, что повседневные вещи обладают скрытым значением, а за всяким изображением должен стоять моральный урок. Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна. Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684). Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников.
У более состоятельных людей на столе появлялись цветная капуста, дыни, артишоки и спаржа. Соляной корень второй части нового термина тоже древен, велик и многогранен. Несмотря на название картины историки искусства определяют ее жанр не иначе как «портретный натюрморт». Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь.
Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени. Вот представьте сами, что постановка сделана на черно-белом рубленом фоне газеты «Правда» или даже, еще страшнее, «Гудок». В это время Дали покончил со «статичностью» на картинах и стал представлять материю в виде частиц. Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма. Голландия присоединяет и основывает многочисленные колонии. Отказ от них – один из способов спасти душу. Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры.
и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых. Так, портрет «Садовник» при повороте становится натюрмортом «Овощи в миске», а портрет «Повар» превращается в натюрморт с поросятами на блюде. На тематику и становление натюрморта влияло не только время, но и локальные особенности того или иного города. Например, цикл времен года (где с помощью аллегорий изображались лето, осень, зима и весна) или цикл первостихий (огонь, вода, земля и воздух).
Так в натюрморте зримо ощущается присутствие человека, хотя художник и не рисовал его. Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей.