Описание постера Натюрморт с морской раковиной и яблоками.
Если в подражательном портрете или пейзаже можно было в виде «нерастворимого остатка» обнаружить черты интересующей нас реальной личности или уголка природы, которые пробивались сквозь стесняющие их покровы живописной по своей сути пластики, то в натюрморте подобное обнаружить было трудно. Вот таким образом изображение цветов или овощей служат для создания аллегорий (серия Времена года), персонификаций стихий (Огонь, Воздух) или даже портретов конкретных людей (император Рудольф II в в виде Вертумн). Художники следующего поколения (Клас, Хеда и др. ) перешли к скромным «завтракам» со сгруппированными на белой скатерти металлическими и стеклянными предметами. Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности. В отличие от человека и живой природы, неживая природа (предмет натюрморта) весьма соответствовала возможностям светописи первых десятилетий.
Художники работали над совершенством цвета, формы, композиции, жанр стал быстро развиваться. Известные русские и советские художники, работавшие и работающие в жанре натюрморта: Константин Коровин (1861-1939), Игорь Грабарь (1871-1960), Пётр Кончаловский (1876-1956), Кузьма Петров-Водкин (1878-1939), Мартирос Сарьян (1880-1972), Илья Машков (1881-1944), Елена Скуинь (1909-1986), Пётр Альберти (1913-1994), Сергей Осипов (1915-1985), Евгения Антипова (1917-2009), Виктор Тетерин (1922-1991), Майя Копытцева (1924-2005), Ярослав Крестовский (1925-2003), Владимир Стожаров (1926-1973), Борис Шаманов (1931-2008) и др. На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки. В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам. Он позволял сформулировать новые представления о таящихся в фотографии возможностях. (Г.
Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704). Слово «натюрморт» в переводе с французского означает «мёртвая природа» (nature morte). Натюрморты Коровина поражают зрителя яркими красками и широким мазком (Розы 1912 г., Омск, Рыбы, вино и фрукты, 1916 г. ) Скромные натюрморты Врубеля найдены в его рисунках (Подсвечник, графин и стаканы. ) А свой колористический дар Врубель выплеснул в акварельных натюрмортах (Цветы в синей вазе, 1887, Национальный музей русского искусства, Киев). В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины. Без всякой связи с темой Ванитас (суета) делал свои натюрморты с музыкальными инструментами художник Эваристом Баскенис (1617-1677). Эти образы символизируют неумеренность, обжорство и привязанность к плотским удовольствиям. А для фотографа оказалось очень интересным со всей подлинностью и в деталях воссоздать на снимке «физиономию» каждой из книг.
На тематику и становление натюрморта влияло не только время, но и локальные особенности того или иного города. Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693). Достаточно беглого знакомства с любым рекламным снимком, чтобы стало ясным: фотограф, рассказывая о товаре — о продуктах питания, о детских игрушках, об автомашинах, — воссоздает на своем снимке-натюрморте такие подробности натуры, которые, при всем желании, нельзя воплотить пером графика или кистью живописца.
Все живет и движется, все вдыхает и выдыхает, все ежеминутно изменяется", – говорил французский арт-критик Торе-Бюрже, а величайший мастер натюрморта Шарден утверждал: "Писать надо не красками, а чувством". Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик. Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. А именно в искусстве мастеров Нидерландов впервые появляется натюрморт масляными красками. На картине Питера Артсена Питер Артсен (1508 – 1575) – голландский художник, также известный как Питер Длинный. Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос.
Обычным натюрмортом стал и рисунок Хокусая Росток хлопчатника, листья и плоды. Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой.
В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности. В этот праздник, как и на Рождество, детям дарят подарки. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа (как в «Триптихе семейства Брак» Рогира ван дер Вейдена). Один из них принадлежит художнику П. Г. Богомолову – Книги, 1737 г. К сожалению, годы жизни П. Г. Богомолова не известны. Композиции становились минималистическими, недостатки и преимущества фотокамер стали отыгрывать свою роль в композиции, фотографы начали «ставить» драматический и мягкий свет Фото-натюрморт стал все меньше и меньше походить на живопись. Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи.
Например, цикл времен года (где с помощью аллегорий изображались лето, осень, зима и весна) или цикл первостихий (огонь, вода, земля и воздух). Утварь, посуда — все это подано в торжественном ключе, все сверкает, «купается» в лучах света, все прославляет полноту и радость жизни («Советское Фото», 1979, 2). Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста). Таким произведением стала двухчастная гравюра Кацусика Хокусая У бумажного фонаря, где слева японка на татами, а правоуч только бумажный фонарь (цветная ксилография 1801 г. ).
Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени. Люблю эту тему.
Шут – неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. Были и попытки смешать жанры на одном листе. Венчают композицию два крупных цветка имеющие положительное значение.
Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта. И. Хруцкий «Цветы и плоды» (1838)В ХХ в. русская натюрмортная живопись стала равноправной среди прочих жанров. Его живопись приобретает особую выразительность благодаря умелому использованию контраста тёплых и холодных цветов и различных оттенков одного и того же цвета.
Резкое расширение сюжетов в натюрморте повлекло за собой появление неких «гибридов», в которых присутствовали элементы других жанров. Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684). Некоторым фотографам хотелось отделить композицию фото-натюрморта от композиции живописного натюрморта, вот таким образом появлялись на свет причудливые комбинации классических предметов и предметов современной жизни – новых инструментов труда, простых форм (которые сами по себе не несли никакого смысла), обыденных для 20-го века вещей.
Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы – символ христианства и Христа. В чистом виде сохранилось два натюрморты Караваджо.
Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма. Совсем другое впечатление производит натюрморт Корзина с фруктами (Милан, Амброзиана). Так сложилось, что натюрморт и фотография – спутники почти с самого рождения последней, но считается, что натюрморт снимается фотографами реже любого другого жанра (если говорить об основных, а не суб-жанрах). Недостаточная чувствительность фотоматериалов и основанная на этом. большая продолжительность выдержек при съемке лимитировали фотографов в творчестве, ставили перед ними разного рода ограничения. Еще в предвоенную пору почти вся реклама делалась художниками. Часть уже разделана, часть ожидает своей очереди.
До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет: «Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует». Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма.
«Малые голландцы» отразили в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью. Пока опять студенческая работа, где натюрморт был поставлен преподавателем.
почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. vanitas). Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. На помощь (а вскоре и на смену) графике пришла фотография, сначала черно-белая, а теперь цветная. Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план. Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт. Кроме денег в перечень ценных вещей вошли ковры – гобелены или Аррас и картины.
А. Родченко дал чеканную пластическую формулу нелегкой профессии. В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Его калотипии, составившие альбом «Карандаш природы» (1844 г. ), в большей части своей могут быть отнесены именно к жанру натюрморта.
На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди. В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования. Ганс Мемлинг (1433-1494) выполнил на дубовой доске портрет молодого заказчика. Любопытно отметить, что увлечение съемками, что называется, «в лоб», крупномасштабно, с отвлечением от окружающих деталей, было в ту пору в натюрморте весьма распространенным.
Основной перевод указанного термина, встречающийся в литературе – «тихая, неподвижная жизнь». Напомню приведенный ранее «Стручок перца» Э. Уэстона.
И не пожалеет никаких цветов своей палитры, чтобы все увидели красоту мира (Флоренция, сборник Контини-Бонакосси). Все это особенно ярко проявилось в натюрморте.
у основания вазы художник изобразил символы бренности: увядшие и сломанные цветы, осыпавшиеся лепестки и засохшие стручки гороха. С сюжетом и композицией не совсем согласна, хотя сами раковины рисовать было приятно. Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте.
Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами. В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи. В частности, они выясняли для себя на материале натюрморта такие качества снимка, как его способность повествовать с помощью лаконичных, броских деталей, его обращенность к ассоциативному ряду в сознании зрителей.
На картине Яна Давидса де Хема Ян Давидс де Хем (1606 – 1684) – голландский художник известный своими цветочными натюрмортами. Натюрморты, сделанные в это время, отличались ясностью и простотой построения. Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам.
Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде. Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена.
Голландские художники, откликавшиеся на этот спрос, опирались на традиции нидерландского Возрождения, в частности, на творчество Робера Кампена, Рогира ван дер Вейдена, Яна Госсарта и других, кто в картинах на религиозную тематику широко стал использовать элементы натюрморта. Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию – либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо – в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения. Куда и делись робость, слабая композиция и збрякли краски.
Художник не изображает предметы «с натуры», как они расположены в интерьере, а сознательно так компонует их, чтобы решить какую-то свою смысловую и художественную задачу. Часто натюрморты содержат скрытую аллегорию через использование обычных предметов, которые художник наделяет символом, дополнительным смыслом и значением. Теперь обратим внимание на задний план. Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон.
Натюрморты маслом с фруктами и цветами, как и прежде, украшают интерьеры современных столовых и гостиных. Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников.
Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта. Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ. «Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714). Кроме ранних опытов Л. Дагерра, здесь следует назвать ранние работы Ф. Тальбота.
Начало ХХ века ознаменовалось расцветом русской натюрмортной живописи, впервые обретшей равноправие среди прочих жанров. Я думаю и тут нет лучше и доказательнее примера, чем фотонатюрморт. С. Коньонкова). Почти всегда он рисовал разные вещи – цветы, овощи, рыб, птиц. Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры. В Баскениса появились и свои последователи (Бартоломео и Бонавентура Бэттери).
stilleven, нем. Пример аллегорического натюрморта – ванитас (с латинского vanitas «суета, тщеславие»).
Утреннего этапа творчества принадлежит Натюрморт с цветами и фруктами (Рим, галерея Боргезе). Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными. Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия.
Отсюда вывозили все ценное. Он обращает на себя внимание необычностью масштабов, пристальностью взгляда. Рыбный натюрморт – это аллегория водной стихии. Отказ от них – один из способов спасти душу. Приведу в пример его «Книги на полках». Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон.
Справа в глубине изображена таверна. На первом плане картины Франса Снейдерса Франс Снейдерс (1579 – 1657) – фламандский художник, автор натюрмортов и барочных анималистических композиций. Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. Это чистый натюрморт (Музей Тиссена-Борнемисса). Термин «застывшая жизнь» (голл. В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс.
Недаром многие новаторы мировой фотографии активно использовали этот прежде занимавший весьма скромное положение жанр. Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ). stilleben, англ. Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке.
Да и в выборе самих предметов фотограф был достаточно свободен. Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека. (nature morte переводится как "мертвая природа"). Так прозаические сюжеты обретают вдруг немалую долю пафоса. и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых.
Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа. Эти изображения рыб не несут никакого подтекста – они воспевают богатство Фландрии. Или вот «Студия Мондриана» А. Кертеша: на переднем плане стоит ваза с цветком, а за нею сквозь открытую дверь видна часть лестницы. Их авторы, подобно художникам XVII века, предпочитают рассказывать о каждом из них «соло»: вот, к примеру, старый, повидавший виды кофейник, вот только что разрезанная дыня — поблескивающая свежим, не успевшим подсохнуть, соком на срезе.
Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон. Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии. От черно-белой гравюры пришли к цветной.
Цветы в вазе – это натюрморт те же цветы на клумбе или в палисаднике – пейзаж. И может производить абсолютно разное впечатление. Раковина в картине, вообще, очень "филосовский" элемент.
Жан Кальвин Жан Кальвин (1509 – 1564) – реформатор церкви и основатель одного из течений протестантизма. Недаром и «чистые» представители этого жанра — назову А. Хлебникова — развивались в проложенном репортерами русле. Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта». Профессиональные художники – граверы Японии постоянно искали новые средства выразительности произведений.
На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым. Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти. Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven). В погоне за целью создать что-то «постоянное», художник предпочитал писать одни и те же объекты, а невероятно длительный процесс создания натюрморта приводил к тому, что фрукты и овощи начинали гнить и разлагаться задолго до завершения картины. Шесть подобных натюрмортов 18 в. демонстрирует музей-усадьба Кусково. А на обороте нарисовал горшок с цветами на персидском ковре.
Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров. Испанцы пойдут своим путем и выбросят вон мелочи нидерландских манер. Испания долго удерживала Нидерланды в пределах своей колониальной империи.
Тут уж, действительно, натюрморт был, как говорили о фотографии ее противники, «суррогатом живописи». Вот улитка – она ассоциируется с душой грешника Среди других таких отрицательных образов – рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи. В качестве развлекающих деталей использовались кошки, белки, птицы, бабочки, муравьи и улитки. Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали.
Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные – наказание. Русское искусство барокко 18 в. тоже шло путем проб удивить зрителя. Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует». Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт. Натюрморты этого типа впервые появились во фламандской живописи XVII века, а затем получили распространение в Голландии, Италии и Испании. Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность).
«Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус. На стыке разных жанров работал Арчимбольдо. Невероятно реалистичное изображение вещей – было изюминкой в дворцовых кабинетах.
Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий». Той стилизации, которая хорошо видна, скажем, в «Морском натюрморте» Л. Балодиса. Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря.
Скажем, в снимке «Руки Джорджии ОКифф» А. Стиглица главное место занимает лошадиный череп, с мертвой белизной которого контрастируют нежные женские руки. Подобный образец имеет и сборник художественных произведений в замка Олесько в Украине – Натюрморт с гребешками и миниатюрным портретом неизвестного, 18 в. Российская империя 19-20 веков имела своих сторонников натюрмортов: это художники Мордвинов А. Н. (1800-1858) Подрамник, папка и гипсовый барельеф (Государственный Русский музей), произведения Хруцкого И. Ф. (1810-1885), прославленных Константина Коровина (1861-1939) и Врубеля (1856-1910). Сан Диего, США, Музей изящных искусств). И еще одно обстоятельство серьезно повлияло на становление и развитие фотонатюрморта.
Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги – как намек на воспитание «кнутом и пряником». Испанских натюрмортов очень мало, а поцинюють их очень высоко. Особо следует сказать о натюрморте в творчестве советских фотохудожников-новаторов послереволюционной поры.
Фотографы будто вспомнили уроки Тальбота, остававшиеся в забвении более полувека. Таковы сделанные на рубеже 20—30-х годов серии индустриальных натюрмортов — «Работа металла» А. Шайхета.
У более состоятельных людей на столе появлялись цветная капуста, дыни, артишоки и спаржа. Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует». Еще строже и проще разместил овощи в Натюрморте с тыквой Хуан Санчес Котани. В них нередко сквозили черты, присущие плакату. Образцы подобных произведений – не что иное, как тщательно выполненные натюрморты. Тут все зависело от самого фотографа: предметы неживой природы терпеливо «позировали» камере столь долго, сколько это было нужно.
В этих условиях жанр натюрморта оказался в наиболее выгодном положении. Жанровая неопределенность позволила делать на грани создания фокусов, чудаческих картин, обладающих качествами портрета, натюрморта и картинки-оборотни (известный Огородник). В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721). Тот факт, что жанр натюрморта был в меньшей степени, нежели другие, ограничен в своем развитии, сыграл неоднозначную роль в истории творчества. И они не могли скрыть своего благоговения перед предметным миром новой эпохи.
«Рыбная лавка» изображено множество рыбы. Типичный натюрморт-ванитас изображал предметы, тем или иным образом ассоциировавшиеся с бренностью человеческой жизни: череп, погасшую свечу, часы, книги, музыкальные инструменты, увядшие цветы, гниющие фрукты, опрокинутую или разбитую посуду игральные карты и кости, курительные трубки, мыльные пузыри ит. д. Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста.
Кальвинизм был очень популярен в Нидерландах в XVI веке. "Нет в природе натюрморта. Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти.
Сельдь – еще один символ Христа – напоминает о посте и постной пище.