И хотя художник Феликс Валлоттон неплохо фотографировал, в качестве источника для женской фигуры в картине «Лето» (1912) он использовал снимок неизвестного автора из альбома Academic Study. После нескольких часов неподвижного стояния, сидения, лежания на первый план выходят физический дискомфорт и собственная нагота становится почти безразличной. Натурщица (этюд).
А еще меня очень интересует советский период в изобразительном искусстве. 20 коп. Русская Венера, 1925.
Вот таким образом в общих чертах: если кисть находится в напряженном состоянии, то одной из главных деталей являются сухожилия разгибателей пальцев (веерообразные штукенции). в час.
Не двигаться порой нужно по 4 и более часа с небольшими перерывами. Борис Кустодиев. Еще раз возвращаемся к творчеству Ильи Машкова, любителя пляжей и их обитателей. Гурзуф. Груди прекрасной барышни имеют чаще не ровно круглую, а скорее немного каплеобразную форму, соски (вид сбоку) направлены чуть вверх и в стороны.
Список можно продолжить, но все же он будет невелик по сравнению со списком художников. 1930 год. Петр Кончаловский. Из эстетических соображений или в плане возможной эрекции (как гласит закон, ограничивающий наготу мужчин на пляжах Палермо Мужская анатомия может приобретать пошлый вид, даже непреднамеренно) допускаются плавки, а вернее во многих российских ВУЗах категорически не допускается их отсутствие. Обозначаем объем точками, начиная намечать каркас фигуры. Остеохондроз и варикозное расширение вен – профессиональные заболевания моделей.
В. Тихов, Русская красавица, 1922. А. Кравченко. Девушки, 1927. А. Яковлев. Смотреть на окружающую обстановку или тем более упираться глазами в стену (вас ставили в детстве в угол. ) под скрип карандашных грифелей быстро надоедает. Известные художники не просто пользовались готовыми альбомами, обильно представленными на художественном рынке, но и заказывали фотографические «этюды с натуры» специально для своих произведений. На первой взгляд в этой работе нет ничего сложного. С этого момента она, стало быть, утратила статус советской художницы.
Стоящая обнаженная модель, 1925. Такой режим более щадящий – лучше меньше отдыхать, но чаще. Конечно, длительность может варьироваться в зависимости от обстоятельств. И по времени не так долго, но главное не утомительно, ведь обнаженная натурщица всегда в движении и меняет позы часто, как только ей скажет фотограф.
Женский пляж, 1925. Тот же художник в том же месте, но годом позже. Еще одним моментом работы на обнаженки является личная гигиена модели. Эротический рисунок, 1924. Н. Фешин. Идиллия. Малейшее неудобство в одежде или позе болезненно гипертрофируется. Картинка безобиднейшая, но сейчас, боюсь, бедного художника чёрт те в чем бы обвинили. 1930-40-е годы – период торжества соцреализма.
Интересно там у них занятия проходили. Характеристика работ.
Н. Тырса. Если девушка стоит, гораздо легче провести эту вертикаль (ориентир устойчивости тела). Создание живого образа в статическом положении.
В 1950-е – 60-е годы соцреализм оставался главным направлением в советском искусстве. Ученики в мастерской, 1932. Иной раз даже кажется, что художник подвергает модель пытке. Так же очень важным бывает ритмичное дыхание. В доперестроечное время за обнаженную натуру платили 1р.
Раз. Обнаженная со спины, 1930. Александр Самохвалов. Это дело уже ювелирной тонкости. Здесь оплата может доходить до 200 – 300 рублей в час.
В. Тихов. Девушка у зеркала, 1924. И. Нивинский. В той же Америке расценки в университетах за обнаженку не превышают 18 долларов в час.
Стоящая девушка, 1928. Другим неприятным аспектом наготы оказывается окружающая температура. Мужчины воевали, а женщины осваивали совсем не женские профессии.
Вот, например, тема утро. Как известно, чтобы научиться рисовать человеческое тело, нужны натурщицы и натурщики. Не приветствуются для обнаженной модели следы от загара.
Настолько близко, что многие ее представители скрывают свою принадлежность к ней не только от друзей и знакомых, но и от своих семей. В студиях художников, несмотря на тревожные предвоенные годы, жизнь не затухала.
На Западе, например, принято делать 5-минутные перерывы после каждых 20 минут. Если девушка держится рукой о стул (или еще что), между сухожилием короткого разгибателя большого пальца и его длинного разгибателя образуется впадинка, которая придает кисти более выгнутую форму.
Подобные пособия не были редкостью, особенно к концу века. Без плоскостопия хорошо выделяется арочный изгиб стопы. Обнаженная, 1922. Н. Фешин.
Плечевой пояс состоит из ключиц и лопаток. Г. Горелов. Купающиеся девушки, 1932. А. Дейнека, Полдень, 1932. И опять – Утро.
Ольга Амосова-Бунак, Одуванчик, 1939. И опять водно-помывочные дела. Машков, На пляже. В конце этого года Серебрякова уехала в Париж и больше в Россию не возвращалась.
Тело ощущается до такой степени, что начинает мешать. Кустодиевские. Подготовка к работе и уборка рабочего места. Хотя существовали и другие направления.
Скромная, 1928. Евг. Кацман. Александр Дейнека, куда же без него. К. Сомов, Летнее утро, 1932. Спящая модель, 1930. Эта, похоже еще не заснула. Спортсменка и наверняка – комсомолка. Стоящая девушка, 1922. Еще пара стоящих натур.
Натурщики чаще всего остаются безвестными. Суммарное время академической постановки может достигать 20 – 30 часов и более. Возможно, в связи с тем что в учебных аудиториях стало больше студенток.
Признаюсь: я немного рисую, для себя. Сидитстоит, находится в расслабленном состоянии или напряженном. Автор – Н. Тырса. Оставим на время натурщиц и перейдем к купальщицам и купальщикам. Девочка с полотенцем, 1930.
При работе художники воспринимают обнаженную натуру так же как гипс, слепок, натюрморт их интересует свет, форма, тени и полутени, строение, а не эротические аспекты. Девочка на камне, 1936. и два. И еще одна Купальщица Б. Кустодиева, 1922-й. А формы-то, формы какие. Работая над «Аргонавтами» и «Странствующим поэтом», Густав Моро также использовал фотографии, сделанные для него его секретарем Анри Руппом.
На морском берегу, 1929. Еще несколько картин второй половины 1920-х. Но основным объектом изображения для художников было и остается человеческое тело – непревзойденный материал по пластике, красоте и сложности. Вовсю работали еще художники старой школы. Зарождались новые течения.
Обычно модель обнажается только на время сеанса. Модель раздевается только для художника и не более того. На деле это тяжелая и крайне утомительная работа, особенно когда художник ставит модель в какую-нибудь сложную позу. При напряженных руках (в случае опоры на них) выделяется надключичная ямка, напряженная грудная мышца.
При набросках же необходимо сохранять позу 5 – 15 минут. Или же требуются как минимум набедренные повязки (тесьма вокруг бедер, треугольный мешочек спереди и тесьма сзади или две тесьмы вокруг ног под ягодицами) белого или телесного цвета, которые меньше скрывают область таза, хотя также перетягивают тело. Воспроизведение чувства, настроения человека в выражении лица и позе. Юрий Анненком в 1930 году написал картину к 10-летию смерти Амедео Модильяни. Отдых, 1924. Н. Феофилактов. Лежащая девушка, 1934. А вот тут соцреализм и не ночевал.
Люди в те времена не только купались, но иногда еще и просто отдыхали. Это очень интересный период. Пресловутые стринги были придуманы и применены именно мужчинами-натурщиками. СтоЯщая или стОящая.
Это направление особо станет популярным позже, начиная с послевоенных лет. Может даже появится чувство собственного превосходства – ведь не каждый решится на такое. При дебюте модели особенно необходима доброжелательность и тактичность аудитории. Николай Мако, Лежащая обнаженная, 1930. Г. Горелов. Мы знаем художников, скульпторов, но практически не знаем тех, кто служил им моделями. Средняя линия так же отмечается, но после схематичной конфигурации всего силуэта.
Также нежелательны татуировки на теле. Для упрощения можно сразу наметить линиями направление движения рук и ног. Утренний туалет, 1923. Ф. Гончаров. Сегодняшнюю статью, как и обещала, посвящяю необычной профессии. Прекрасный тому пример — альбом Луи Иго 1880-х годов.
Есть сведения, что возможно для одной из фигур на картине «Явление Христа народу» Иванову позировал Николай Васильевич Гоголь. Гипсовые слепки, античные скульптуры и знание анатомии не заменят живой натуры. Особенно женской. Особой тонкости в такой позе требует и ахилловы сухожилия. 1930. Иногда модели не выдерживали, да и засыпали.
Гурзуф, 1926. Иван Василец. Ноги. Ничего так портретик, да.
При ровном расположении ступни, наружная лодыжка всегда находится ниже внутренней. Обнаженный человек, да еще в неподвижном состоянии быстро начинает мерзнуть. Сейчас около 75 рублей за фигуру и около 50 за портрет. (может, всё-таки стОящая. ) Исаак Бродский.
Сидящая девушка, 1923. Обнаженная в цветочной шляпе, 1925. В. Тихов. Здесь же ситуация противоположная – натурщик или натурщица сами оказываются обнаженными перед одетой и часто незнакомой аудиторией. Тут естественно не все фото этой голой милашки, а только самые лучшие по ее мнению.
В общем, эта работа никогда не была престижной и высокооплачиваемой. Кустодиев, Купание, 1921. Два варианта картины Кустодиева Купальщица, 1921 год. Купальщицы, 1935. Б. Яковлев. При портрете необходимо смотреть в одну точку, заморозив мимику. Стоя натурщик садит коленные суставы, при портрете – глаза. Точнее, пытаюсь научиться это делать, по мере появления у меня свободного времени. Перерывы модель проводит в халате или отдыхая за ширмой. А. Кравченко, Девочка в красном, 1926. А. Самохвалов.
Более того, после длительной непрерывной работы на обнаженной натуре, например месяц – полтора по шесть часов в день, обычно современный человек столько времени без одежды не проводит, для модели нормальным и естественным становится именно отсутствие одежды. Художник сам режиссировал необходимые позы используя шесты, стулья и постаменты. Снова перейдем к сюжетам водным.
П. Кончаловский. Обнаженные с синим чайником, 1936. Ее же, Портрет Ольги Гильдебрант, 1937. Автор – уже отмеченный нами Илья Машков. И еще одна Натурщица с той же неопределенной датой. Но на грани.