В некоторых случаях, как и прочая нежить, считается полудухом. Все эти твари бессловесны и способны разговаривать разве только в сказках. Домовой имеет Доман (к массе, Домаху, Домцю), что означает госпожа, хозяйка дома. При переезде в новый дом надлежало совершить особый ритуал, чтобы уговорить домового переехать вместе с хозяевами, которым в противном случае грозили беды.
Так сохранились свидетельства о существовании целых селений, жители которых были упырями. Мстителен, хитёр и коварен, само олицетворение зла. Не видно было, есть одежда чья-то или нет. Большой толковый словарь русского языка.
«Банник не любит тех, кто парится по ночам и душит таких смельчаков, особенно если они творят омовение без молитвы». Леший любит заманивать в лес женщин, до которых особенно охоч, ворует у людей скот. Потом навьи стали и днем появляться на конях, но были невидимы. Я говорю «Ага». Вид её ужасен и страшен.
В давние времена во время бури в реку или озеро бросали людей по жребию. Случается, что баба Яга хватает детей, которые «ходят одни по полям и огородам, бросает их в свою ступу, толчёт и ест». Особенно упыри любят сосать кровь младенцев. Волосы на голове, если есть, зачёсывает налево. Баба Яга очень чувствительна к запахам, запах живого человека переносит с трудом, она плохо видит, но прекрасно слышит.
Близкий к упырям род нечисти — волкодлаки. Рыбаки отдавали ему первую пойманную рыбу, бросали в воду лапоть со словами «На тебе, черт, лапти, загоняй рыбу. » Разгневанный водяной мог поднять бурю на воде, утащить человека в свое водяное царство, распугать рыбу. // СПб, «Литера», 1996. Полевик живёт в поле, может прятаться в меже или в стогу. Лопасти мельницы начинают вращаться ровно в полночь и закипает работа на всю ночь.
Внешне банник похож на домового. Т. 1 – 4. Упырь (вурдалак, вампир) — мертвец-кровосос, встающий ночью из могилы и нападающий на людей и животных, дабы полакомиться их кровью.
Разной породы камни обладают разными свойствами. Нечистая, неведомая сила (главы из книги). Баба Яга изначально прародительница, очень древнее положительное существо, хранительница (если надо, воинственная) рода, традиций, детей и околодомашнего (часто лесного) пространства. Живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, обычно лежит на лавке, вечно прядёт кудель и в то же время «глазами в поле гусей пасёт, а носом вместо кочерги и ухвата в печи поварует».
умерших неестественной смертью и тоже определённо причисляются к нежити. Ложе её представляет собой гору из костей съеденных ею людей.
Но не только фольклорная традиция отличалась вниманием к этим персонажам. Пропп В. Я. ». На свете мало таких заповедных святых уголков, куда не могли бы проникнуть бесы. Всякого вида нечистой силы в природе водится множество. Жертвенных даров ему не приносят. Гоняясь за своими жертвами, русалки даже могут выскакивать за ними на берег.
Тогда дикие лесные звери не будут отнимать у людей скот. В лесу он хозяин и все подчиняется его правилам. Криничная Н. А. Также использовались и другие эпитеты: нежить, лукавый, нечистый, окаянный. Одно из преданий о происхождении огня на земле говорит, что «первый огонь изобрели бесы в то самое время, когда они были изгнаны с неба». А основная из них, злобная баба Яга, сама способна была обернуться подколодной змеюкой. Всегда безмужняя.
В своей книге «Нечистая, неведомая и крестная сила» Максимов пишет, что в «недалекую старину» (тут речь идет, вероятно, о XVII и даже XVIII веке) это мог быть какой-нибудь запоздалый путник, которого сталкивали в омут, позже жертвами стали мертвые животные (обязательно в шкуре). 11. Однако чёрт может появиться в любом месте. Другая кикимора – домашняя, является таким же злым духом.
Живёт банник за каменкой или под полком. Тождественный Лешего карпатский Чугайстер известный своим весельем. В упыря может превратиться «заложный» покойник, то есть самоубийца, умерший неестественной смертью, обязательно двоедушник, при жизни имевший два естества — человеческое и демоническое, а также человек, отлучённый от Церкви и особенно колдун. Толковый словарь живого великорусского языка. Люди ходят в это заведение специально для того, чтобы смыть с себя всю черную энергетику. Полевик в хорошем расположении духа помогает сберечь свой дом — поле.
К соседям он относится уважительно — будь то полевик (повелитель полей) или домовой. Домовик хорошо придумал. У вышеперечисленных персонажей есть одна общая черта, все они по своей сути — оборотни. Ростом она довольно велика. Выглядят русалки именно так, как их принято изображать в сказках, — полудевушка-полурыба. Кащей — жестокий чародей, способный к различным перевоплощениям.
Домовой (постен, суседко) — злой дух, хранитель и обидчик дома. Из нежити ближе всего к ним водяной, которого нередко называют чёртом. На Исакия змеиный праздник, змеи собираются и идут поездом на змеиную свадьбу. Тоску как нагонит А что б вы без него делали.
Кикимора (шишимора) – злой дух женского рода, живущий в доме, чертиха. Навий можно было и умилостивить. Даля и народным русским сказкам, собранным А. Н. Антропоморфное существо, покрытые чёрной шерстью, с рогами, хвостом и копытами.
Но в основном это персонаж восточнославянской мифологии. В противном случае топает, кричит по ночам, бьет посуду, щиплется. Ходит он в длинной рубахе из мешковины, достающей до пят, всегда босой.
Над всеми дикими зверями имеет она неограниченную власть. Лихо (лихо одноглазое) — демоническое существо, олицетворение злой доли, персонифицированное воплощение несчастья, нужды и горя. В женском роде в бане командует баниха, обдериха.
Для спасения от навий надо было не выходить из дома. Живёт ворон до трёхсот лет, а всё оттого, что питается одной только мертвечиной. «Водяниха из воды выходит нагою в полночь и садится на камень тут она расчёсывает свои волосы большим гребнем».
Также русалки боятся ладана и травы полынь. Русская народная мифологическая проза: истоки и полисемантизм образов: в 3 т. Т. 1. Самый зловещий из всей нежити, людям приносит один лишь вред.
Как уже говорилось, они побаивались лесного духа и ожидали от него враждебных проделок. Бог леса, возможно, первоначально бог-пастух, пасет лесную скот: оленей, медведей, волков, зайцев. Чаще всего Водяной предстает в образе старика с выпученными глазами и рыбьим хвостом. Иногда жертвы водяной приносили и пасечники. с рогами и копытами, не переносят. В её обязанности входит делать мелкие пакости хозяевам иногда воровать детей.
Навии (навьи) – от древнерусского навь – духи смерти, духи умерших иноплеменников. 10. Велесова книга. По образу уродливый низкорослый старик, облик его меняется в зависимости от местности, где он обитает.
Бывает, что из спины незваного гостя вырезает ремень. Вот таким образом баннику приходится постоянно возиться с этой чернотой, разгонять ее по углам. Это действительно был оборотень.
Также лешие умеют имитировать голоса человека, заводя ауканьем в чащобы путников. Сам он моется после всех в четвёртую очередь. Может он превращаться в зверей и птиц, притворяться кустом, деревом или грибом. Он — воплощение живого остова, олицетворение смерти, «косящий и собирающий зловещий кошт, урожай мёртвых». Многие думали, что, где русалка пройдет, там хлеб лучше родится. Ну это как Кутузов для французов.
Разделся, зашёл в баню, а там никого нет. Вот таким образом раз уж Домовик с Лешаком о себе рассказывают, то и я парочку слов вставлю. Также обладают способностью к оборотничеству (превращаются в чёрную кошку, собаку, свинью, змея, чаще — в человека, странника, младенца, кузнеца, мельника, могут принимать облик знакомого — соседа, мужа и т. п. ). В вашем мире, чтоб жить — кушать нужно. Особо усердствует на Святки.
В его ведении все жилые и хозяйственные помещения дома. Жертва, погибшая от зубов упыря, тоже в свою очередь может стать упырём. Так что, Лихо — парень не плохой. Они не переносят женщин и всячески стараются соблазнить мужчин. Домашняя кикимора может превращаться в кошку.
В древней Греции были даже храмы этого Бога. «В игре для чертей нет удержу и законов: проигрывают всё, что есть за душой». Когда семья живет в согласии со своим Домовым, он даже пытается помогать по хозяйству.
Недаром он живет за печкой или под порогом дома. Они могут напустить мор на домашний скот, наслать проливной дождь и град. Он товарищ лешему и полевому, недруг домовому. Всё проклятое — женщины, дети, мужчины, еда, вещи — становятся его добычей.
Считалось, что с ним опасно ссориться. В избе обязательно стоит печь, в которой баба Яга зажаривает непрошеных гостей.
Обитает в прудах, омутах, озёрах и водоворотах рек, преимущественно в чёрной воде. Знаете, кто это. Это человекообразное существо, у которого верхняя часть тела человеческая, а ниже пояса — козлиное туловище. А это зрелище не из приятных. 3. Чтобы покончить с упырём, необходимо вбить в его могилу осиновый кол.
Избушка на курьих ножках — дом бабы Яги. 1. После этого мы по одному в баню не ходили. Отверстие, куда помещали тело, устанавливалось «передом» к лесу, «задом» — к поселению (совсем как в сказке). Привлекательные на вид плоды его ядовиты имя им – волчьи ягоды. По другим поверьям, черти соблазняют женщин, отчего рождаются уродливые дети, упыри. Плохой приметой считалось идти в баню к «четвёртому пару», так как этот пар Банник считает своим.
Мифы древних славян. Кроме чёрного кота ей служат совы, филины, вороны, а иногда мыши. Леший (лешак) — лесной дух, враждебный человеку, хозяин леса. Постоянное место обитания чёрта — пекло (ад), где он и его собратья всячески мучают грешные души. // М., «Северный паломник», 2002.
А не сможет, так туда ему и дорога. Королёв К. // М., «Локид», «Миф», 1997. Стоит их мельница где-нибудь за дальним лесом. Поступки лешего непредсказуемы: то украдёт ребёнка, то сбережёт от дикого зверя. Это человек (чаще всего колдун), способный оборачиваться каким-либо зверем: медведем, собакой, котом или вороном, а в первую очередь — волком. Водяной похож на лешего, но не оброс шерстью, у него «коровье брюхо», зелёные усы и борода, весь опутан тиной.
А через печную трубу она вылетает в своей ступе. Если в бане оставить ребёнка, банник может его подменить или похитить из-за неосторожно сказанного в его адрес слова. Домник, хатник, домовик избяной, запечник, дедушко – это только несколько ласковых названий, данных ему народом.
Иногда на своей мельнице мельник-колдун мог подрядить работать и чертей. Вы же, ребята, сами нас всех придумали когда-то. Одолеть его можно только молитвой и постом. Иногда «сидит на печном столбе, ноги на лавках, груди на полках, голова на кожухе».
Бывает, что гладит спящего по лицу мохнатою ладонью, может ущипнуть или сорвать одеяло. Чтобы уберечь пчел от наводнения, они бросали в реку свежий мед и воск, а иногда даже первый пчелиный рой (первач). Когда чёрт вселяется в человека, тот заболевает, начинает кликушествовать. Считается также, что бес непременно хром и остроголов. Обиженным и убогим он обычно помогает.
На картинке изображены Полевик и Полуденица. Есть у полевика сподручница — полевой дух полудница (она же ржица), по виду красивая высокая девушка, одетая во всё белое. Водяной почти всегда враждебен людям. Только характером похуже. Свои большие зубы постоянно подтачивает. С изумрудными глазами и зелёными волосами.
Делает он это исключительно с целью поразвлечь себя. Словарь славянской мифологии. 6.
Леший представлялся в виде косматого старика иногда даже обросшего корой. (Из статьи Демиденко Ю. Б. Он может принимать и человеческий облик. Если они найдут спящего в меже человека, то наваливаются на него и душат. 5. Действительно, русалки — это души утонувших людей, которые покончили жизнь самоубийством.
Леший. Это закон такой природный. Он остроголовый имеет козьи уши, рога и бороду. Люди умирали от ран. Иногда доброхот весёлого и шутливого нрава. Леший может принять облик любого лесного существа или растения.
И приносят этим огромную пользу. Следует немедленно покинуть баню и вызвать на помощь Домового. Музей мифов и суеверий русского народа (г. Русалка (мавка, берегиня, водяница) — вредоносное существо женского пола из числа нежити, злой дух. Они представлялись чрезвычайно враждебными и требовали выполнения множества правил.
Чтобы кикимора кур не воровала, вешают над насестом отшибленное горло кувшина или камень со сквозной природною дырой — «куриный бог». Он низкоросл, с кривыми ногами, рожками и хвостом, увенчанным кисточкой. Путает пряжу, бьет посуду, насылает на кур «вертун», когда те кружатся до изнеможения и падают, околев выстригает всю шерсть у овец.
В эти периоды возможно общение с нечистой силой и иным миром. Банник (банный, баенник, лазьник) — злой дух, особая порода домового, поселяющегося в бане. Черти особенно опасны в «нечистых» местах в определённое время суток (от полночи до первых петухов, реже — в полдень) или года (на святки и в канун Купалы). Народные русские сказки.
Входя в баню, люди говорят: «Крещёный на полок, некрещёный с полка». Если русалка окликает человека по имени, следует хранить молчание. Если оседлает человека, то тогда у того пойдёт всё наперекосяк.
13. Там она запутывает человека, заманивает его в непроходимые места. Отличительная его черта — увеличенные клыки и особой формы уши, обычно заострённые. Углич).
В дупле всякого старого дуба часто обитает злой древесный дух — дубовик. Вроде как санитар жизни. Из куста шипуля, за ногу типуля, кто. Когда выясняется, что на мельнице завелась нечисть, такую мельницу называют чёртовой.
Не раз находила отражение эта тема и в изобразительном искусстве. О таком мельнике в момент разносилась молва как о колдуне, знающемся с нечистой силой.
Из сборника А. Н. Афанасьева. Кащей хотя и называет себя бессмертным, власть его недолговечна. В нынешние времена суеверные люди причисляют к бесовскому занятию и просто игру в карты. Он может предупреждать хозяев о смерти кого-либо из домочадцев (в этом случае слышен плач) или, наоборот, возвестить о радости (слышен смех). Тоже одноглазый и ну его на фиг с ним встретиться.
9. Не зная имени, она не в силах причинить вред. Предстаёт в облике высокой и худой старой женщины с одним глазом. Афанасьевым. Ступа, пест и метла – неизменные атрибуты бабы Яги. Иногда живёт на болотах.
Кустарнику волчье лыко название такое дано неспроста — это растение-оборотень. В ветвях дуба поселился ворон — птица вещая. Вот таким образом моряки и рыбаки всегда пытались умилостивить Водяного: в древности ему приносили в жертву черную животное (петуха, козла). Но хотя она и прядёт — рубахи от неё не дождёшься. // Саратов, «Надежда», 1993. Если в полночь возле бани она задерёт юбку и банник прикоснётся к ней мохнатой лапой, то жених её будет богатый, а если голой рукой — бедный.
Считается хозяйкой лесных зверей и хранительницей леса. Спустя время жертвоприношения водяному стали намного умеренней. К этой же категории можно отнести ночниц, богинок и шуликунов, — всё это бесплотные духи из разряда «заложных» покойников, т. е. Изображение оскаленного черепа на спине бражника «мёртвая голова» придаёт бабочке зловещий вид и, соответственно, право разорять соты лесных пчёл. Леший часто появляется в сопровождении волков, перегоняет с места на место лесное зверье и птиц, стережет лес от охотников. На ночлег остановились в избе великанши.
Но выследить его сложно иногда для этого посыпают пол у постели мелкой солью, а поутру обнаруживают следы ног, оставленные ночным гостем. Бывает, черти между собой подерутся и разнесут всю мельницу или того хуже – спалят дотла. Леший подходит греться к кострам, но прячет рожу.
Как правило, характерный признак появления беса — удушливый серный запах. Значит слабый был, не смог справиться с бедой. Домовой невидимый, но иногда он показывается маленьким детям.
Что делает: считалось, что домовой — это предок хозяев дома, который умер без покаяния или за грехи назначен богом охранять домашний очаг (языческие верования здесь активно переплетаются с христианством). И поселения с такими обитателями предпочитает обходить стороной. Искушать людей соблазнами — основная цель пребывания их на земле. Под его корнями хранится сундук, в котором спрятана смерть Кащея. // Н. Новгород, «Русский купец», «Братья славяне», 1995. Они невелики по размерам, способны на всё — от невинных шалостей до убийств.
По одной версии имя «Яга» происходит от глагола «ягать» «ругаться, вздорить», а по другой — от огрублённого слова «Яшка». Ему приносили в жертву чёрного козла, чёрного петуха или чёрную свинью. Но волкодлак не всегда мертвец. Хозяин и сторож бани. Воплощение водной стихии в образе Водяного царя. Бес (чёрт, шиш, лукавый и т. д. ) — злобное бесплотное существо, враг рода человеческого.
Страшная, лохматая старушка и появляется в виде кошки. Все неприятные происшествия в бане (кто-то ошпарился или угорел и прочее) приписывались Баннику. Кащей (Кощей, Кош, Кощун) — злой дух, божество мрачных подземелий, языческий демон, символизирующий окостенение и оцепенение природы в зимнюю пору. Первая (болотная) – подружка Лесовика. В своей бане банник защищает людей от других нечистых. Как и все ведьмы, она имеет маленький хвост, а также большие груди, свисающие до земли.
Он у нас типа эмо ваших. Живет Банник за каменкой, чаще всего под полком. Достаточно вспомнить произведения классиков русской литературы: А. С. Оно было похоже на огромную собаку, однако в нём угадывались человеческие черты лица.
Заманят черти туда глупую бабу, заставят её танцевать, закрутят в танце, завертят. Даль В. И. У полевика большие лапы и кривые ноги, он бородатый и волосатый. // М., «Художественная литература», 1979. Иногда просто так от нечего делать он швыряется посудой.
И так до следующей полночи. Происходит от славянского обозначения «без», а дальше следует любое положительное понятие, например: безсовести, Бога, справедливости, понятия, добра, чести и т. д. Однако не многие знают, что помимо болотной твари, есть домашняя кикимора. Змея кусает не ради сытости, а ради лихости, — говорят о ней. Мой сын обычно мылся в бане с моим отцом. Один из них сразу был ею зарезан и съеден. Глаза его горят зелёным огнём, кожа мохнатая, отливает синевой, поскольку кровь у него синяя.
7. Обычно её просят или ей приказывают: «Встань избушка, ко мне передом, а к лесу задом. » Бывает, что у избушки нет ни окон, ни дверей. 8. Существуют сонмы этих духов и количество их не поддаётся исчислению.
Банный дух. Особенно старается вредить ленивым и нерадивым хозяевам. Даль В. И. Опасен для тех, кто моется в «третий пар», может испугать, задушить, содрать с них живьём кожу.
Типичные представители нежити — леший, домовой, полевик, банник, водяной, кикимора. Русалкой может стать и старик и старуха и мужчина и ребенок. Живёт она, как и домовой, в подполье или около печи.
Считается, что русалками становятся души утонувших молодых девушек. Может вредить домашним животным, в особенности курам. Сядем иногда с Лихом, нальем чайку А вот, кстати, ещё один — Лихо. Иногда мельницу черти строят сами, чтобы перемалывать на ней человеческие кости.
Рассказывает мне потом: «Раздеваюсь в темноте и слышу из бани дедушкин голос: «Пришёл. В бане жили банник и обдериха – мужской и женский духи. Зеркалица является добрым духом и не переносит нечистую силу.
Его супругой считается Мара — демон колдовства, ночной тьмы, дурных снов и кошмаров. Но в отличие от сестры, живёт в домах. Дубовик способен обернуться усачом дубовым, жуком известным каждому энтомологу. От лешего у лешачихи рождаются дети — лешени. Боится Леший чёрных петухов, трёхцветных кошек и «четырёхглазых» собак. Мудрая сова — советница бабы Яги.
// М., «Советская энциклопедия», 1982. Лесной дух-оборотень. Теперь о нем долго не забудут. Вот и приходится на всякие ухищрения идти, чтоб пропиариться лишний раз. Крови он не сосёт, но нападает на людей и загрызает их.
Ради шутки способен придушить сонного, но никогда насмерть. Если Полевик разозлится, то в пору сенокоса у работника может быть солнечный удар. С помощью банника девушка может узнать, за кого выйдет замуж. Но в общем было принято, что это существо все-таки скорее доброе, чем злое. Ветряная мельница — типичное прибежище нечистой силы. и т. п.
А так не делается. Баба Яга — лесная старуха-волшебница, «большуха над ведьмами», злая гнусная колдунья. На земле сила его слабеет, в воде же всё ему подвластно. «Не дерзают злые духи прикидываться петухами — вестниками приближения светлого дня, который столь ненавистен всякой злой силе». В дупле всякого старого дуба живёт злой дух дубовик.
Именно в них были почерпнуты наиболее важные и интересные сведения о нечистой силе, которые оставалось только претворить в яркие запоминающиеся образы карточных фигур. В договор с водяным должны были вступать рыбаки, а также мельники. Когда девушка обратилась в полицию, к её рассказу отнеслись скептически. Вредный домашний и дворовый дух, враг домового. 2. К нежити относится и ряд менее известных духов, таких как овинник (гуменник), дворовый, хлевник и подполянник, а также полудница, водяниха, лешачиха, жердяй игоша, жихарь, лаюн и щекотун, межевики и луговики, прокураты и окоёмы, лихорадки, планетники, дубовики, лесовики, моховики и т. д. 12. Вот таким образом, согласно поверьям, колдуны и вампиры не отражаются в зеркалах.
Жена его лешачиха (лешуха, лисунка) — некрасивое, неряшливое, высокое существо женского пола, с длинными грудями, закинутыми за плечи. Он «обходит» человека, зашедшего в лес, то есть заставляет долго плутать на одном месте. Снопы, вязаные в бабку — место, где может притаиться полевик. В глухую полночь упырь проникает в избы и высасывает кровь из спящих людей, которые вслед за тем непременно умирают.
Такое мистическое существо, как кикимора болотная, знакомо всем. Она иногда помогает женщинам прясть. Совсем иначе ведут себя черти, демоны, бесы, русалки.
Похищает баба Яга и пожирает людей. Живёт он в углу за печкой, куда следует бросать мусор, «чтобы домовой не перевёлся». Причем независимо от пола и возраста. Переходное звено от нежити к нечисти имеющей явно земное происхождение — русалки (их разновидность шишиги, мавки), в отдельных случаях они наделены даром речи.
Не менее важными были и духи – хозяева других построек, таких как баня или хлев. или просто: Хозяин иди с нами в новый дом. Сразу убежать он не смог, — старуха уселась возле двери. Художественная литература также не раз обращалась к подобным загадочным существам.
Существовал обычай держать на водяных мельницах чёрных животных, любезных водяному. Домовые любят домашних животных, особенно кошку и козу, но боятся сороки. Дети полевика луговики и межевики бегают по межам, шугая птиц и грызунов. 4.
Чем же любит заниматься данный вид нежити. «Нечистая игра в карты с передержкой и подтасовкой отнесена прямо к бесовским вымыслам и науке». В брак черти в основном вступают с ведьмами. (Славяне, в отличие от жителей Западной Европы, не представляли русалок в виде женщин с рыбьими хвостами. ) В ясные летние ночи они играют, пляшут и поют на берегах рек, качаются на ветвях деревьев, плетут венки. Власова М. Н. К заложным покойникам имеющим плоть, относятся ведьмаки, домовики (не путать с домовыми) и упыри — это не духи, а мертвяки. Он утаскивает людей к себе на дно, пугает и топит купающихся, особенно таких, кто ходит купаться без креста. Все обитатели невидимого мира (домовые, водяные, лешие, кикиморы и т. д. ) питаются черной энергией.
Вид пресмыкающейся гадюки у суеверных людей всегда вызывал смешанное с ужасом отвращение. У неё костлявые руки, костяная нога и длинный синий нос. Русалки. Упырь должен вернуться в свою могилу до рассвета и первых криков петухов. Мифы народов мира.
Грушко Е. А., Медведев Ю. М. В свои длинные волосы вплетает болотную траву. Сост. Их приглашали помыться в баню, под навесом которой или на крыше оставляли для них пищу.
Домовой может помогать по хозяйству (хранит имущество, пересчитывает его). Обвинялась в похищении детей, вместо которых оставляла зачарованное полешко.
Русские суеверия. Гложет вот проблемка меня одна. Существовал у восточных славян даже специальный "навий день" для поминовения усопших, отмечался он в четверг во время Пасхальной недели, а также в начале осени. Иногда схватывает свою жертву, когда та пригибается к воде.
Известно, что змеиный яд являлся обязательным ингредиентом варимого ведьмами зелья. Придумали, да забыли. – Материалы по русской демонологии. Душа таких людей после смерти не могла попасть в Вырий (Рай) и маялась на Земле, привлекая к себе внимание различными проделками.
Как правило, селится в домах, построенных на «нечистых» местах. Представлялся как старый длиннобородый дед, который господствует над Русалками. Можно с ним и поладить: оставить хороший пар, тазик воды, хороший веник. Чтобы мельница стояла благополучно, её хозяин порой заключал договор с водяным.
Прогнать кикимору крайне сложно. Увидеть его непросто и передвигается он очень быстро. Чтобы обезопасить себя от проказ и гнева домового, ему приносили жертву (немного еды, табак и т. п. ). Пар выживает его временно, а в нетопленой бане он живёт всегда. Раскачиваясь на ветвях, они разматывают пряжу, украденную у женщин, которые ложились спать без молитвы. Иногда оставляют угощение — ржаной хлеб с солью. От прочей нечисти отличается свободой передвижения и мест обитания. Соприкосновение с этим растением для человека часто оборачивается тяжёлыми последствиями. Все ползучие гады в народных поверьях восточных славян — воплощение коварства и зла.
Вбивают кол наотмашь осиновым поленом одним ударом, затем труп сжигают на осиновом костре. Защитой от них служит крест и начерченный на земле круг, осенённый крестным знамением. Но лишь где-то далеко прокричит петух, всё останавливается, черти разбегаются кто куда. Собственной наружности они не любят, а изображений в своём истинном обличье, т. е. Водяной (водяник, водяной дедушка) — злой дух, хозяин водоёмов.
Он хоть и вредит, а вас сильнее делает. Описывается в образе маленькой сгорбленной безобразной старухи, одетой в лохмотья, неряшливой и чудаковатой. Не чужды ему, впрочем и мелкие пакости (особенно если ему не нравятся хозяева): бьет посуду, щиплется до синяков, мучает скотину, кричит, топает и вздыхает по ночам. Бес наделён многими человеческими чертами. Такой безобидный старичок домовичек. Он прозван «бессмертным» и скрывает тайну своего бессмертия. Раньше считали, что домовой – это какой-либо предок, умерший член семьи. Трудятся на мельнице тринадцать чертей, один из которых главный.
Особенно любит наказывать рассеянных людей, но сильнее карает за произнесение проклятий. Чтобы избавиться от лешачихи, нужно надеть ей крест на шею или отстегать рябиновой веткой. На вид космат, но более этой приметы нельзя упомнить ничего, он отшибает память. Используется бабой Ягой в качестве самокатной колесницы. Согласно народным поверьям, сова сторожит клады.
// М., «Эдельвейс», 1990. Домовыми могли стать люди, умершие без причастия. Волосы его похожи либо на траву, либо на солому. Кайсаров А. С., Глинка Г. А., Рыбаков Б. А. Его перевозят в новый дом, чтобы охранял семью. Сост.
Мужику ничего больше не оставалось, как ножом отрезать себе руку. Во время жатвы она ходит по полосам ржи и тех, кто в самый полдень работает, «берёт за голову и начинает вертеть, пока не натрудит шею до жгучей боли». Толстого и др. // СПб, «Наука», 2001.
Дело в том, что баня — самое нечистое место в доме. Столетний дуб — старый и дуплистый, но всё же могучий. Имеет облик безобразного старика с отдельными чертами животного. Сост. Русалки обладают вечной молодостью и красотой, у них зеленые волосы и чарующие голоса. Леший предпочитает жить в ельниках, очень любит громко петь и ходит по лесам с очень большой скоростью. Характерная черта в облике русалок — длинные, крупные груди.
Она заманивает, ловит, набрасывается на людей, а затем пожирает их. Дальше рисуем долгие ручки с большими ладошками. Однако, несомненно, с нечистью и нежитью связан целый пласт национальной культуры. Увидеть кикимору наяву — к несчастью.
Бывало, что в омут сталкивали и случайного путника. Собака девушки испугалась и завизжала. Жена водяного водяниха имеет большие отвислые груди и длинные волосы. Русалки очень опасны, так как обижены на мир людей. Максимов С. В.
Мы живем, пока вы в нас верите. Из воды русалки выходят на Троицу и до Петрова дня блуждают по суше: бегают по полям, висят на деревьях эту неделю называют русальной и купаться в это время нельзя, особенно в понедельник (Духов день). Дело в августе было, перед отъездом.
Хотел его взять, но рука пристала к топорищу так, что невозможно было её оторвать. Я — девушка, хоть и не молодая, но из ума ещё не выжила. Яшей в славянских песнях называли ящура — некогда жившего на земле и исчезнувшего прародителя всего живого, отсюда название «ящур».
// СПб, «Норинт», 1998. Не по-человечески это. Задача божества — провести обряд инициации, то есть переродить человека в новое качество. Встреча с этой дивой — к очень большой беде. Считается, что своим прилётом к людскому жилью ворон приносит несчастье. Смерть Кащея таится на кончике иглы, спрятанной в яйце (само же яйцо хранится в утке, утка — в зайце, заяц — в сундуке, сундук — на могучем дубе, а дуб на необитаемом острове).
Власти над водой и лесом русалки не имеют, полностью подчиняются водяному. О повериях, суевериях и преданиях русского народа. Встреча с русалками — это к большой беде. Присутствие кикиморы в доме можно было легко определить по мокрым следам. Играя на свирели, он заставляет встречного мужчину танцевать.
Одно из самых любимых их занятий, превратившееся в неутолимую страсть — это игра в карты. Однако кикимора домашняя тоже предпочитает оставаться невидимой. У зеркал есть тоже свои владычицы — их называют Зеркалицами. Это злой дух, который позже представлялся в виде черта. Деревянные фигурки домовых встречаются при раскопках древних славянских поселений.
Морфология / Исторические корни волшебной сказки. Я бы грязная осталась. Летом на Русальной неделе русалки выходят из воды и водят хороводы в полях.
Нечистая сила на игральных картах», 7995 г., СПб). Леший — оборотень, может являться зверем, птицей, грибом или кустом. Тут мне страшно стало, помылся наскоро и бегом домой». Зеркалица — дух отражений и зеркал, она может отворить двери в иной мир. Этой чужой жизненной силой и воспользовался Кащей для сбережения собственного бессмертия. Иногда может летать по воздуху на помеле или кочерге.
Победить Кащея непросто, так как он наделён способностью превращаться в различных животных и существ, делаться невидимым и превращать или делать невидимыми других. Филин, «совкин деверь», постоянный спутник лешего, а сычи — его гонцы. Выбравшись на волю, он отправился домой, но по дороге увидал воткнутый в дерево топор. Энциклопедия сверхъестественных существ.
Бесы способны входить в людей и могут овладеть человеком в полной мере. От его отношения, доброжелательного или враждебного, зависело здоровье скота. Борода и усы опутаны тиной и отливают зелёным цветом. Мы жили летом в деревне. а теперь можно приступить и рисование.
Общеславянское слово, того же корня, что и «бояться». А вот есть у нас тут товарищи отдельные — совсем помирают без внимания. Бог приложил палочку и, когда она загорелась, бесы вздумали её отнимать. Т. 1 – 2. Я удивилась, что он вообще помылся. Вне дома кикимора поселяется в лесу или на болоте.
Любимое занятие кикиморы — рукоделье. Кошки и собаки в отличие от нас прекрасно видят в темноте. // М., «Русский язык», 1980.
Черти — духи дьявольской породы, самый многочисленный род нечистой силы. Старается изжарить украденных детей, которых забрасывает в печь на лопате. Проходящему мимо путнику он может предложить отведать яства из мухоморов.
Пушкина, Н. В. Как и прочей нежити полевику суеверный люд приносит дары. Сам утонул, а лихо выплыло и пошло, как ни в чём не бывало искать себе новую наживу». Кикимора считается женой домового.
Обычно символизирующий жизнь и бессмертие, предстаёт в образе древа смерти. Забор вокруг избы из человеческих костей, увенчанный людскими черепами с глазами. А ведьма шла за ним следом и уже приближалась. Особенно же важным для него оказалось обращение к Толковому словарю В. И.
Представление о сове всегда связывалось с понятием о мудрости. Существует поверье, что только девушки, которые утонули в болоте, становятся кикиморами. Полевик (полевой) — злой дух, полевой демон, дальний родственник домового. Живёт это существо в болоте, одевается в одежду из ряски и мхов. Она заманивает в рожь малых ребят и заставляет их долго там блуждать. Сломанный конец иглы знаменует смерть Кащея, крушение его царства и злых чар».
Водяному служат русалки (украинцы называют их мавками), происхождение которых люди связывали с женщинами и детьми, умершими неестественной смертью или утонувшими. В другой притче лихо уселось мужику на шею. Крутятся жернова, перемалывают чьи-то косточки. Обыкновенно водяной ездит верхом на соме, в некоторых местностях рыбу эту называют «чёртовым конём». Избавиться от лешего можно крестным знамением и молитвой. Бог дома, семьи, который происходит, вероятно, от культа предков и домашнего очага.
У него могут быть рога и козлиные ноги. Всего пять лет назад в Англии был зафиксирован случай появления оборотня. Бесы же и их подвид анчутки (помесь чёрта и утки) — племя особое, наделены душой, почти такой же, как у людей и наиболее точное этому семейству определение — чертовщина. Хозяином леса славяне считали лешего. Обычно она проказит с веретёнами, прялкой и начатой пряжей.
Гоголя, А. К. После смерти эти души вынуждены томиться в облике русалок до 200 лет подряд. Но и его старались задобрить игрой и пением на берегу водоема. // М., «Лабиринт», 1998. Авт. Иногда полагали даже, что это мифическое существо сотворил Бог. Между прочим, они так же хорошо видят всех этих домовых, чертей, леших Иногда кошка, устроившись у вас на груди, начинает внимательно разглядывать кого-то, как бы сидящего у вас на плечах. // СПб, «Азбука-классика», 2001.
Широко известна притча о двух мужиках, которые от хорошей жизни отправились искать лиха.