Художник не изображает вещи «с натуры», как они расположены в интерьере, а предварительно компанует их в соответствии со смысловой и художественной задачей. Распространение жанра натюрморт приходится на вторую половину XVI – начало XVII вв., чему способствовали характерные для этой эпохи естественнонаучные склонности интерес искусства к быту и частной жизни человека, а также само развитие методов художественного освоения мира (работы нидерландца П. Артсена, фламандца Я. Брейгеля Бархатного и др. ). Художникам «Голубой розы» и «Золотого руна» (Кузнецов, Сарьян, Сапунов) свойственна тяга к общим символам идеального мира и покоя. Пытаясь обновиться, академизм монументализирует натюрморт (Сверчков), а салонное искусство мещанского толка идет по пути безвкусного сочетания декоративности «красивых вещей» и пестрых букетов с натурализмом в трактовке деталей (К. Маковский).
Он позволял сформулировать новые представления о таящихся в фотографии возможностях. С сюжетом и композицией не совсем согласна, хотя сами раковины рисовать было приятно. Шардена, отмеченные строгостью и свободой композиций, тонкостью колористических решений. Например, у Бартеля Брэйна он изображен в нише с клочком бумаги и изречением: «Ничто не защитит от смерти, вот таким образом живите так, как хотели бы умереть».
Натюрморт привлекает и мастеров других течений (А. Тут уж, действительно, натюрморт был, как говорили о фотографии ее противники, «суррогатом живописи». Приведу в пример его «Книги на полках». В Баскениса появились и свои последователи (Бартоломео и Бонавентура Бэттери).
Натюрморт (франц. Самое расположение предметов часто указывает на на существование второго смыслового плана. В 60-70-х гг.
Испанцы пойдут своим путем и выбросят вон мелочи нидерландских манер. Натюрморт оказался непосредственно включенным в процесс осознания фотографией своих истинных возможностей. (Г. Канольдт в Германии, Дж. пища, посуда, книги, статуэтки и т. п.
Раковина в картине, вообще, очень "филосовский" элемент. Недаром многие новаторы мировой фотографии активно использовали этот прежде занимавший весьма скромное положение жанр. Историю натюрморта как жанра станковой живописи и в частности его типа trompe loeil (так называемая обманка), открывает иллюзионистически точно воссоздающий предметы Натюрморт итальянца Якопо де Барбари (1504). Его калотипии, составившие альбом «Карандаш природы» (1844 г. ), в большей части своей могут быть отнесены именно к жанру натюрморта. Реализм 19 в. отличает внимание к естественности композиций (Репин), эмоциональной трактовке вещей (Поленов), национальной характерности (Суриков), к лиризму настроения (Левитан). Подобный образец имеет и сборник художественных произведений в замка Олесько в Украине – Натюрморт с гребешками и миниатюрным портретом неизвестного, 18 в. Российская империя 19-20 веков имела своих сторонников натюрмортов: это художники Мордвинов А. Н. (1800-1858) Подрамник, папка и гипсовый барельеф (Государственный Русский музей), произведения Хруцкого И. Ф. (1810-1885), прославленных Константина Коровина (1861-1939) и Врубеля (1856-1910). Другая линия – академический декоративный натюрморт (Хруцкий).
Любопытно отметить, что увлечение съемками, что называется, «в лоб», крупномасштабно, с отвлечением от окружающих деталей, было в ту пору в натюрморте весьма распространенным. (nature morte переводится как "мертвая природа"). Люблю эту тему. Художник предусмотрел все по формулам гармонии.
Вещи выходят за свои границы и перестают быть равными себе. С конца XVII в. во французском натюрморте восторжествовали декоративные тенденции придворного искусства (цветы Ж. Б. Моннуайе и его школы, охотничий натюрморт А. Ф. Депорта и Ж. Б. Удри). Д. де Хем), битая дичь (Я.
А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов). Срез стола справа художник уравновесил возвышающимся кувшином слева. В отличие от человека и живой природы, неживая природа (предмет натюрморта) весьма соответствовала возможностям светописи первых десятилетий. В русском искусстве натюрморт появился в XVIII в. вместе с утверждением светской живописи, отражая познавательный пафос эпохи и стремление правдиво и точно передать предметный мир (обманки Г. Н. Теплова, П. Г. Богомолова, Т. Ульянова и др. ). Во Франции мастера фовизма (А.
Флегель, К. Паудис) и французский (Л. Натюрмортные мотивы как детали композиций встречаются уже в искусстве Древнего Востока и античности, с натюрмортом отчасти сопоставимы некоторые явления в средневековом искусстве Дальнего Востока (например, так называемый жанр цветы-птицы), но рождение натюрморта как самостоятельного жанра происходит в новое время, когда в творчестве итальянских и особенно нидерландских мастеров Возрождения развивается внимание к материальному миру, к его конкретно-чувственному изображению. Совсем другое впечатление производит натюрморт Корзина с фруктами (Милан, Амброзиана). Они растворяются в свете и цвете, в излучении энергии, уплотняются в сгустки материи и объемов, рассыпаются на множество осколков плоскостей и граней.
Радостны и откровенны краски картины. Натюрмортам русских импрессионистов Коровина и Грабаря присуща «пейзажная» трактовка предметов. На этом фоне подлинной человечностью и демократизмом выделяются произведения одного из самых значительных мастеров французского натюрморта – Ж. Б. С. Б. Руопполо, Э. Баскенис и др. ).
А именно в искусстве мастеров Нидерландов впервые появляется натюрморт масляными красками. Невероятно реалистичное изображение вещей – было изюминкой в дворцовых кабинетах. Stilleben, англ.
С. Коньонкова). М. Герасимов, Кончаловский, Машков, Куприн. Санчес Котан, Ф. Сурбаран, А. Переда и др. ). Художник слишком многоречив, но живопись его безупречна. И еще одно обстоятельство серьезно повлияло на становление и развитие фотонатюрморта.
(Я. На стыке разных жанров работал Арчимбольдо. Новизна натюрморта была частностью в творчестве репортеров, но она носила принципиальный характер для всей фотографии. Повсюду, как разноцветные лампочки, вспыхивают фрукты-пятна. Их авторы, подобно художникам XVII века, предпочитают рассказывать о каждом из них «соло»: вот, к примеру, старый, повидавший виды кофейник, вот только что разрезанная дыня — поблескивающая свежим, не успевшим подсохнуть, соком на срезе.
В 40-50-х гг. На тщету земных наслаждений указывают игральные карты, курительные трубки (Класс). А. Родченко дал чеканную пластическую формулу нелегкой профессии. "Нет в природе натюрморта. в натюрморте активно работают П. П. Кончаловский, В. Б. Эльконик, В. Ф. Стожаров, А. Ю. Никич.
Затем тематика и идейные притязания жанра натюрморта стали скромнее. Ганс Мемлинг (1433-1494) выполнил на дубовой доске портрет молодого заказчика. А на обороте нарисовал горшок с цветами на персидском ковре. Когда-то у Снейдерса натюрморт был почти картиной мира.
Мир натюрморта – это мир искусственной реальности, реальности в той или иной мере преображенной человеком. Натюрморты, сделанные в это время, отличались ясностью и простотой построения. Испанских натюрмортов очень мало, а поцинюють их очень высоко. Округлости этого кувшина смягчают обилие прямых линий в натюрморте. Жанровая неопределенность позволила делать на грани создания фокусов, чудаческих картин, обладающих качествами портрета, натюрморта и картинки-оборотни (известный Огородник).
П. Бонци, М. Кампидольо, Дж. Таким произведением стала двухчастная гравюра Кацусика Хокусая У бумажного фонаря, где слева японка на татами, а правоуч только бумажный фонарь (цветная ксилография 1801 г. ). Пока опять студенческая работа, где натюрморт был поставлен преподавателем. Тот факт, что жанр натюрморта был в меньшей степени, нежели другие, ограничен в своем развитии, сыграл неоднозначную роль в истории творчества. Рекко, Дж.
Караваджизм). Вещи превращаются в символы. В этих условиях жанр натюрморта оказался в наиболее выгодном положении. За этими экспериментами стоит стремление авторов выразить в своих «предметных» композициях представление об окружающем мире и собственной личности.
Сан Диего, США, Музей изящных искусств). Среди мастеров XIX в., специализировавшихся в этом жанре, выделяются также А. Фантен-Латур (Франция) и У. Харнет (США).
Так продолжалось три века. Были и попытки смешать жанры на одном листе. Вот таким образом изображение цветов или овощей служат для создания аллегорий (серия Времена года), персонификаций стихий (Огонь, Воздух) или даже портретов конкретных людей (император Рудольф II в в виде Вертумн). Череп бывает окружен другими знаками бренности, например, колосьями (де Хем), светильниками с горящей или догоревшей свечой (Доу). Натюрморты Коровина поражают зрителя яркими красками и широким мазком (Розы 1912 г., Омск, Рыбы, вино и фрукты, 1916 г. ) Скромные натюрморты Врубеля найдены в его рисунках (Подсвечник, графин и стаканы. ) А свой колористический дар Врубель выплеснул в акварельных натюрмортах (Цветы в синей вазе, 1887, Национальный музей русского искусства, Киев).
(М. Композиция укрупняет малую «величину» вещей в натюрморте, вырывает их из обычного функционального контекста. Часто встречаются клочки бумаги, рукописи, печатные издания с надписями типа «моменто мори» («помни о смерти»). Образцы подобных произведений – не что иное, как тщательно выполненные натюрморты.
С начала XX в. натюрморт является своего рода творческой лабораторией живописи. Вскоре Матисс преодолевает в себе остатки импрессионистического вИдения. П. Толстой, школа А. Г. Венецианова, И. Т. Хруцкий) связан с желанием увидеть прекрасное в малом и обыденном. Будучи произвольно, сознательно скомпонованный, натюрморт всегда содержит в себе некое сообщение, тайное письмо (криптограмму).
Красная комната -- по настоящему програмное полотно, полностью выявляющее лицо художника, лучшее, может быть из того, что создал Матисс. Русское искусство барокко 18 в. тоже шло путем проб удивить зрителя. Напомню приведенный ранее «Стручок перца» Э. Уэстона. Так понимали жанр многие замечательные мастера ищущие возможности no-новому трактовать структурные особенности предметов. В середине XVIII в. в период окончательного сложения академической иерархии жанров возник термин nature morte, который отразил пренебрежительное отношение к этому жанру сторонников академизма, отдававших предпочтение жанрам, областью которых была живая натура (исторический жанр, портрет и др. ).
Фотографы будто вспомнили уроки Тальбота, остававшиеся в забвении более полувека. nature morte итал. Тут все зависело от самого фотографа: предметы неживой природы терпеливо «позировали» камере столь долго, сколько это было нужно. Если в подражательном портрете или пейзаже можно было в виде «нерастворимого остатка» обнаружить черты интересующей нас реальной личности или уголка природы, которые пробивались сквозь стесняющие их покровы живописной по своей сути пластики, то в натюрморте подобное обнаружить было трудно. Горящие угли в жаровне оживляют центр картины, контрастируя с холодноватыми, меланхоличными тонами трубок.
Кроме ранних опытов Л. Дагерра, здесь следует назвать ранние работы Ф. Тальбота. Это можно проиллюстрировать на примере русского натюрморта 18 – начала 20 вв. Так прозаические сюжеты обретают вдруг немалую долю пафоса. повседневные, обыденные вещи, неодушевленные предметы.
Зеленовато-серый колорит навевает дремотную умиротворенность. Отсюда вывозили все ценное. Изящны в своей непритязательной простоте тонкие, длинные скрещенные трубки и соломки.
Шесть подобных натюрмортов 18 в. демонстрирует музей-усадьба Кусково. Это чистый натюрморт (Музей Тиссена-Борнемисса). Обычным натюрмортом стал и рисунок Хокусая Росток хлопчатника, листья и плоды.
Г. Анманис, А. И. Ахальцев, О. В. Булгакова, М. В. Лейс и др. ). Почти всегда он рисовал разные вещи – цветы, овощи, рыб, птиц. Снейдерс, Я. Фейт), В XVII в. развивается также немецкий (Г. Да и в выборе самих предметов фотограф был достаточно свободен.
Резкое расширение сюжетов в натюрморте повлекло за собой появление неких «гибридов», в которых присутствовали элементы других жанров. Испания долго удерживала Нидерланды в пределах своей колониальной империи. Той стилизации, которая хорошо видна, скажем, в «Морском натюрморте» Л. Балодиса. stilleven, нем. Еще в предвоенную пору почти вся реклама делалась художниками. В них нередко сквозили черты, присущие плакату.
И не пожалеет никаких цветов своей палитры, чтобы все увидели красоту мира (Флоренция, сборник Контини-Бонакосси). Самостоятельное значение натюрморта-этюда возрастает на рубеже XIX и XX вв. К тому же предметы являлись символами, аллегориями – об этом будет следующая тема. Все живое, естественное, природное становится в натюрморте неодушевленным, мертвым (франц.
В. Лебедев, Н. А. Тырса и др. ). Оба этих русла свидетельствуют о том, что и по материалу и по форме его подачи фотография в значительной степени отошла от пути, по которому шло развитие натюрморта в живописи. Его некоторый подъём в первой половине XIX в. (Ф. Еще строже и проще разместил овощи в Натюрморте с тыквой Хуан Санчес Котани. Гойя в Испании, Э. Делакруа, Г. Курбе, Э. Мане во Франции). И может производить абсолютно разное впечатление.
Венике, М. Хондекутер), аллегорический натюрморт vanitas (суета сует) и др. Утреннего этапа творчества принадлежит Натюрморт с цветами и фруктами (Рим, галерея Боргезе). Без всякой связи с темой Ванитас (суета) делал свои натюрморты с музыкальными инструментами художник Эваристом Баскенис (1617-1677). Кроме денег в перечень ценных вещей вошли ковры – гобелены или Аррас и картины.
В натюрморте изображаются только обиходные, т. е. Божен) натюрморт.
Сезанн, В. ван Гог). «натуре морте» – букв. На помощь (а вскоре и на смену) графике пришла фотография, сначала черно-белая, а теперь цветная. Это может быть различная снедь, т. е.
Один из сюжетов, получивший широкое распространение, – «ванитаз» (с латинского – «тщетность»). В чистом виде сохранилось два натюрморты Караваджо.
Везде жизнь, везде духовное и прекрасное. 18 в. характерен различными вариантами «обманок» с натуралистическим эффектом иллюзорности, например имитацией книг для «ложных шкафов». Скажем, в снимке «Руки Джорджии ОКифф» А. Стиглица главное место занимает лошадиный череп, с мертвой белизной которого контрастируют нежные женские руки. А для фотографа оказалось очень интересным со всей подлинностью и в деталях воссоздать на снимке «физиономию» каждой из книг.
Утварь, посуда — все это подано в торжественном ключе, все сверкает, «купается» в лучах света, все прославляет полноту и радость жизни («Советское Фото», 1979, 2). От черно-белой гравюры пришли к цветной.
Типичным предметом часто выступает изображение черепа. Оставаясь в рамках «архетипа» жанра, художники смело нарушают его основные каноны. Вещи даны как бы крупным планом, они увидены вблизи и рассмотрены в деталях.
Бейерен), цветы и фрукты (Я. Например, некоторые «сюжеты» голландских натюрмортов 17 в. когда этот жанр достиг своей жанровой определенности и апогея. Распространяется использование инструментов в связи с развитием как инструментальной музыки барокко, так и оперы, возникшая в конце 16 в. В Италии с уважением относились к мастерам музыкальных инструментов, а слава Амати, Гварнери дель Джезу, Страдивари достигла границ Испании и берегов Англии.
Расцвет русского натюрморта приходится на начало XX в. К его лучшим образцам относятся импрессионистические работы К. А. Коровина, И. Э. Грабаря тонко обыгрывающие историко-бытовой характер вещей произведения художников Мира искусства (А. Нет разницы между большим и малым, совершенным и еще не оформившимся.
Таков сложный механизм простоты, не сразу открывающийся зрителю. НАТЮРМОРТ – один из жанров изобразительного искусства, главным образом – живописи. still life, буквально – тихая или неподвижная жизнь), жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящён изображению окружающих человека вещей, размещённых, как правило, в реальной бытовой среде и композиционно организованных в единую группу. Скатерть, незаметно переходящая в стену, предельно красная, а арабески, под которыми подразумеваются цветы, пронзительно синие.
Для него характерны особое внимание к передаче световой среды, разнообразной фактуры материалов, тонкость тональных отношений и цветового строя – от изысканно скромного колорита монохромных завтраков В. Хеды и П. Класа до напряжённо-контрастных, колористически эффектных композиций В. Калфа (десерты). Он обращает на себя внимание необычностью масштабов, пристальностью взгляда.
В 20-30-х гг. «мертвая натура») и приравнивается к вещам. Композиции становились минималистическими, недостатки и преимущества фотокамер стали отыгрывать свою роль в композиции, фотографы начали «ставить» драматический и мягкий свет Фото-натюрморт стал все меньше и меньше походить на живопись.
Специальная организация мотива (так называемая постановка) – один из основных компонентов образной системы жанра натюрморт. Испанскому натюрморту свойственны возвышенная строгость и особая значительность изображения вещей (X. Я думаю и тут нет лучше и доказательнее примера, чем фотонатюрморт.
Кроме неодушевленных предметов (например, предметов домашнего обихода), в натюрморте изображают объекты живой природы изолированные от естественных связей и тем самым обращённые в вещь, – рыбу на столе, цветы в букете и т. п. Дополняя основной мотив, в натюрморт может входить изображение людей, животных, птиц, насекомых. Излюбленными темами натюрморта были цветы, овощи и фрукты, дары моря, кухонная утварь и т. п. (П. natura morta, буквально – мёртвая природа голл.
Моранди в Италии, Ш. Лукьян в Румынии, Б. Кубишта и Э. Филла в Чехии и др. ). Или вот «Студия Мондриана» А. Кертеша: на переднем плане стоит ваза с цветком, а за нею сквозь открытую дверь видна часть лестницы. С 1830 – отход от классицизма, поэтическое восприятие повседневного частного быта (Венецианов). Представители «Бубнового валета» (Кончаловский, Машков, Лентулов и др. ) под влиянием сезаннизма, кубизма и лубка стремились создавать монументальные образы вещей. Голландский натюрморт отличает обилие различных типов этого жанра: рыбы (А.
В искусстве русского авангарда натюрморт становится удобным полем для экспериментирования. Эпоха расцвета натюрморта – XVII в. Многообразие его типов и форм в это время граничит с развитием национальных реалистических школ живописи. Некоторым фотографам хотелось отделить композицию фото-натюрморта от композиции живописного натюрморта, вот таким образом появлялись на свет причудливые комбинации классических предметов и предметов современной жизни – новых инструментов труда, простых форм (которые сами по себе не несли никакого смысла), обыденных для 20-го века вещей. Таковы сделанные на рубеже 20—30-х годов серии индустриальных натюрмортов — «Работа металла» А. Шайхета. Недаром и «чистые» представители этого жанра — назову А. Хлебникова — развивались в проложенном репортерами русле. С. Петров-Водкин) и тематических революционных натюрмортах (Ф.
И они не могли скрыть своего благоговения перед предметным миром новой эпохи. Фламандский натюрморт (главным образом рынки, лавки, цветы и фрукты) выделяется размахом и одновременно декоративностью композиций: это гимны плодородию и изобилию (Ф. Куда и делись робость, слабая композиция и збрякли краски.