Александр Куприн был не только автором большого количества прекрасных натюрмортов и пейзажей, но и замечательным педагогом, воспитавшим множество известных художников. Александра Васильевича Куприна (1880 – 1960) я для себя открыла в 1969 году в залах Русского музея: это была выставка «Русский натюрморт». Натюрморты А. Куприна – это не мертвая природа, они полны жизни, света, тепла.
Натюрморты Александра Васильевичка Куприна отличает тщательно продуманная композиция. Картина Александра Куприна Натюрморт с книгами и со свечой: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Куприн одинаково пишет естественные и искусственные цветы и фрукты часто только из названия можно узнать, что на его картинах живое, а что рукотворное. Помимо творческой работы, Куприн много сил и времени отдавал преподаванию: с 1920 г. – во Вхутемасе-Вхутеине, в Московском текстильном институте и других вузах (до 1952 г. ). Яблоки. Один из член-учредителей объединения Бубновый валет (1910). В первой половине 30-х гг.
Один из организаторов общества «Бубновый валет». Увлекся ею и в том же году начал писать и выставлять произведения в духе этого искусства. Ж. воспринял некоторое влияние кубизма. Примером такой гармонии является «Осенний букет» (1925).
Нефтяные промыслы Биби-йбат, 1931, – оба в Третьяковской галерее). В училище он оказывается весьма неуживчивым учеником. Верхушки тополей не просто написаны на фоне неба, они окружены массой неба.
Именно в это время он почувствовал, что должен писать не совсем гак, как учат в училище. А в конце марта 1910 года из Московского училища живописи, ваяния и зодчества была уволена группа «бунтовщиков» — учеников, в том числе А. В. Специфическим для ранних работ Куприна было несколько вольное отношение к натуре. Учился в студии Л. Е. Дмитриева-Кавказского в Петербурге (1902–1904), в Москве в студии К. Ф. Юона и И. О. Дудина (1904–1906), в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества (1906–1910) у А. Е. Архипова, К. А. Коровина, Л. О. Пастернака. Это его лучшее полотно – «Беасальская долина» здесь создается живущий собственной закономерностью богатый и величественный мир природы.
Ни в одной из новых картин мы не найдем отступлений от жизненной правды. Нефтяные промыслы Биби-Эйбат», 1931, ГРМ и ГТГ). в живописи К. ведущее место занимает пейзаж, в котором преобладают импрессионистич.
наступает новый период в его искусстве. 1920-х гг. Рождественский, Р. Р. Неверно было бы полагать, что искусство Куприна 40-х и 50-х гг.
Художник работал в разных жанрах живописи, но особенно часто он обращался к натюрморту. Чурук-Су. С 1954 г. – член-корреспондент АХ. Известны его «Цветы на фоне азиатского ковра» (1911), «Натюрморт с книгами и свечой» (1911), «Натюрморт с синим подносом» (1914).
дало абсолютно новые темы искусству. Он отмечен двумя большими картинами. Полдень» (1926), «Бахчисарай. Скоро побегу очертя голову искать заработка. Постепенно художник пришел к равновесию рационального и эмоционального начал. На рубеже 20-30-х гг.
В 1930-е годы он много работал в жанре индустриального пейзажа. С 1930-хгг., под влиянием установок социалистического реализма, его произведения становятся более академичными («Беасальская долина», 1937, ГТГ «Замерзающее болото», 1947, ГРМ). Сидели, рассматривая репродукции с картин французов.
Маленькие фигуры людей лишь обогащают пейзаж, не вносят в него ничего нового. Помимо творческой работы, Куприн много сил и времени отдавал преподаванию: с 1920 г. – во Вхутемасе-Вхутеине, в Московском текстильном институте и других вузах (до 1952 г. ). Лирическим ощущением хрупкой, задумчивой красоты природы веет от его картин «Дубровицы. Королёва», 1919 все– ГТГ).
(Тополя, 1927 Беасальская долина, 1937 Пейзаж с луной, 1944 и др. ). кубистическими увлечениями. А вот в Натюрморте с синим веером. утратило связь с живым наблюдением над жизнью.
в творчестве К. усиливаются реалистические тенденции. С 1954 г. – член-корреспондент АХ. Сельский пейзаж» (1925), «Коломенское. Вторая половина 20-х гг. Они написаны сильно и звучно. Учился в частных студиях в Петербурге (1902-04) и в Москве (1904-06) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1906-10) у А. Е. Архипова и К. А. Коровина.
он начинает внимательно работать над мотивами среднерусского пейзажа. В поздних натюрмортах он особенно внимателен к индивидуальной красоте предметных мотивов, предпочитает живые цветы, настоящие овощи и фрукты искусственным цветам, муляжным плодам и другим собственно «мертвым предметам», которыми населял прежде свои полотна. Участник выставок «Бубновый валет», «Мир искусства», «Московские художники», «Бытие», «Общество Московских художников». В эти годы он вновь обращается к Крыму, а перед самой войной – к мотивам русской природы. тенденции.
В каждой детали чувствуется трепетная любовь художника к своей родной земле. Крым», 1937, н другие). Сумерки» (1928) Куприн тонко передает последний солнечный отблеск, медленно скользящий по стенам старых татарских домов, древнего минарета. Крым». (Тополя, 1927 Беасальская долина, 1937 Пейзаж с луной, 1944 и др. ).
Став членом «Бубнового валета» (с 1910), разделил общее увлечение Сезанном. В 1913–1914 посетил Италию и Францию, где изучал классическое и современное искусство. Сидели, рассматривая репродукции с картин французов.
Став членом Бубнового валета, он разделил общее увлечение Сезанном, но в его трактовке сезаннистские композиции обретают усиленную ракурсность, формы – колючесть, цвет – контрастность и напряженность (Натюрморт с синим подносом, 1914 Натюрморт со статуэткой, 1919 Осенний букет, 1925 и др. ). Менее непосредственный, чем большинство его товарищей, он использует в постановках культурно-значимые предметы – скульптуру, трубки, лошадиный череп вообще, он предпочитает искусственную, неизменную натуру и живые цветы во множестве появляются в его натюрмортах лишь к 1930-м гг. В 1918-52 преподавал во Вхутемасе-Вхутеине, Московском текстильном институте и др. Кроме живописи, у Куприна была еще одна любовь — музыка. Особенно любит художник изображать зыбкое переходное состояние природы. Вскоре семья переехала в Воронеж.
Живопись Куприна сочная, ясная, солнечная. В конце 1920-х гг. Куприн учился в студии Л. Е. Дмитриева-Кавказского в Петербурге (190204), в студии К. Ф. Юона в Москве (190406) и в МУЖВЗ (190610). Помимо творческой работы, много сил и времени отдавал преподаванию: в Свободных художественных мастерских Нижнего Новгорода и Сормово (1918–1922), в Государственных свободных художественных мастерских—Высшем художественно-техническом институте в Москве (с 1920), в Московском текстильном институте и других вузах (до 1952). С 1905 года Куприн был женат на своей землячке и подруге юности Анастасии Трофимовне Полозанцевой (1879 – 1957) в 1923 году они потеряли восемнадцатилетнего сына, утонувшего в Москве-реке.
«Феодосия. «Пески. Его пейзажи отныне не выглядят частным собеседованием художника с природой. Фальк, ориентированных на «другую» школу.
Преподавал в Москве– в ГСХМ (1918–1920), Вхутемасе– Вхутеине (1922–30 проф. Куприн становится одним из деятельных членов объединения «Бубновый валет». В картине «Бахчисарай. Вего живописи 1910-хгг. Вновь на склоне лет художника увлекли индустриальные мотивы – это написанные по материалам поездки в Тулу летом 1959 г. заводские виды.
В них звучат мысль и чувства художника-общественного деятеля. В начале XX века художественная жизнь в Москве, Петербурге и Одессе била ключом. Ларионов взял в руки карту бубнового валета. Почти одни и те же предметы. Им были созданы впечатляющие образы мощных заводов и фабрик.
Но все это оставалось в пределах программы «Бубнового валета». Год возвращения в Москву (1924) оказался переломным для его искусства. Тонально сближенный их колорит все же сохраняет декоративную насыщенность. Затем, решив стать художником, он в 1902 г. отправляется в Петербург.
Спать, гулять и закрывать глаза не полагается. Обратившись к традициям русского реалистического пейзажа, мастер сумел отойти от эстетических установок этой группировки и создать произведения искренне и задушевно показывающие природу своей родины. Куприн, М. Ф. В ранний период творчества (1910-е – 1-я пол. Среди поздних работ Куприна наиболее известны крымские пейзажи, а также серия индустриальных видов металлургических заводов и нефтяных промыслов. Был членом объединений «Московские художники» (1925) и «Общество московских художников» (1928).
В 1888 году Ван Гог написал свои знаменитые Подсолнухи и Натюрморт с гипсовой статуэткой. С1920-хгг. Вдова Р. Р. Значительна деятельность Грабаря и в области архитектуры: в 1909–1914 годах он выступал как строитель подмосковного санатория «Захарьино».
Во всем этом ощущается некое соревнование с природой. Его подсолнухи как бы хранят в себе непостижимую тайну. Таковы полные яркого света и трепетного воздуха картины «Луч солнца» (1901, Третьяковская галерея, Москва), «Сентябрьский снег» (1903, Третьяковская галерея, Москва), «Февральская лазурь» (1904, Третьяковская галерея, Москва), свидетельствующие об интересе мастера к импрессионизму. Вскоре вместе с родителями мальчик переехал в Воронеж. А. Куприн, как и другие художники художественного объединения «Бубновый валет», писал натюрморты на протяжении всей своей творческой жизни, но особенно большое место занимал натюрморт в его раннем творчестве.
В эти же годы он продолжает работать и над натюрмортами, которые, в отличие от ранних, становятся сдержаннее по цвету, проще по композиции. Одни и те же цветы. В 1930-1934 гг.
Она причисляла Куприна, как и Фалька, к «тихим бубновым валетам». – 1960, Москва)Художник пейзажист, автор натюрмортов. Родился в Борисоглебске (Воронежская губерния). Сначала это были кубистические произведения, затем в них постепенно смягчается геометричность форм.
У Куприна же широко, ясно написанные цветы, кажется, могут раствориться в живом, пульсирующем фоне. И действительно, композиции картины «Дорога в Беасалы» присуще устойчивое равновесие. Молодого художника интересовала выразительность колорита. Храм XI века», 1929 «Беасальская долина.
Здесь он поступает в студию К. Ф. Юона. Природа живет по своим внутренним законам. Но зато ясно, последовательно, доказательно выражена цветовая и структурная «самость» всех предметов, освобожденных от каких бы то ни было «литературно» оправданных ролей. Для этого нужно немного обозлиться.
Композиция картины строится уходящими в глубину и вверх ступенями. Эффектный контраст шири горизонта, замкнутой отрогами пологих гор и тонких, как бы струящихся в небо силуэтов тополей придают этому полотну монументальность и значительность.
Ежемесячно только в Москве открывались две-три значительные художественные выставки. Будущий художник писал натурные этюды и делал зарисовки, внимательно наблюдая за природой. Вместе с П. П. Кончаловским, И. И. Машковым, А. В. Лентуловым, Р. Р. Фальком, В. В. Помимо творческой работы, Куприн много сил и времени отдавал преподаванию: с 1920 г. – во Вхутемасе-Вхутеине, в Московском текстильном институте и других вузах (до 1952 г. ).
В первом ряду окажутся «богатыри» – И. И. Машков, П. П. Кончаловский, А. В. Лентулов, – а живопись Куприна ни в коей мере не громогласна и даже не вдохновлена свежим материалом народного примитива. В саду» (1924), «Руза. Куприн Александр Васильевич (1880-1960) – русский художник.
В воображаемом групповом портрете членов общества «Бубновый валет» (1910) место А, В. Куприна – во втором ряду, рядом с В. В. Рождественским и Р. Р. Фальком. Это не прошло даром для Куприна. институтах. В первом ряду окажутся богатыри – И. И. Машков, П. П. Кончаловский, А. В. Лентулов, – а живопись Куприна ни в коей мере не громогласна и даже не вдохновлена свежим материалом народного примитива. Он чистый сезаннист, среди своих друзей самый нервный и драматичный но его натюрморты сохраняли мощь цветового и пластического строя и тогда, когда бывшие валеты, приглушая свой природный темперамент, переименовывались в Московских живописцев (1925) и в Общество московских художников (1928). Куприн учился в студии Л. Е. Дмитриева-Кавказского в Петербурге (1902-04), в студии К. Ф. Юона в Москве (1904-06) и в МУЖВЗ (1906-10). А когда А. Куприну было всего шестнадцать лет, умер отец.
Александр Васильевич Куприн (1880—1960), замечательный русский и советский художник, широко известен своими пейзажами и натюрмортами. Куприн Александр Васильевич, советский художник, член-корреспондент АХ СССР (1954), заслуженный деятель искусств РСФСР (1956). Он чистый сезаннист, среди своих друзей самый нервный и драматичный но его натюрморты сохраняли мощь цветового и пластического строя и тогда, когда бывшие «валеты», приглушая свой природный темперамент, переименовывались в «Московских живописцев» (1925) и в Общество московских художников (1928). («Тополя», 1927 «Беасальская долина», 1937 «Пейзаж с луной», 1944 и др. ). Участник объединения «Бубновый валет», Куприн всвоих натюрмортах опирается нату же живописную систему Сезанна иМатисса, что иКончаловский. Дубы» (1933). На протяжении всего творческого пути Куприн откликался на животрепещущие задачи времени.
Он обращается к реалистическому пейзажу, а в 1926-1930 гг. Они вырастают подобно струям фонтана, бьющим вверх и движение это, теряя силу на излете, завершается мягкими очертаниями вершин, а затем как бы вновь возвращается вниз. Лаконизм элементарных цветовых сочетаний сменился примерно в начале 1910-х гг. Меж тем и «Школа ваянья» давно уже не была тихой заводью. Особое место вживописи К. занимает индустриальный пейзаж («Завод под Москвой», 1915, ГТГ «Баку. В 1937 г. Куприн создает свое лучшее произведение тех лет.
В 1910 году А. Куприн, П. Кон-чаловский, И. Машков и В. Рождественский решили организовать группу Бубновый валет. Ларионов, В. В. Куприн вернулся в Москву в 1908 году и оказался в самом центре событий.
Вместе с отечественными художниками выставлялись разнообразные «французы», «Сецессион» и другие представители новейших течений. 1947 г. – новый этап в его искусстве. «Бубновый валет» приглашал на свои выставки иностранных мастеров — А. Матисса, П. Пикассо, Ф. Леже. С 1954 г. – член-корреспондент АХ. К. – крупный мастер индустриального пейзажа (Завод, 1915, Баку. Став членом «Бубнового валета», он разделил общее увлечение Сезанном, но в его трактовке сезаннистские композиции обретают усиленную ракурсность, формы – колючесть, цвет – контрастность и напряженность («Натюрморт с синим подносом», 1914 «Натюрморт со статуэткой», 1919 «Осенний букет», 1925 и др. ). Юноша начал работать в конторе при железной дороге.
Учился в Воронежских вечерних классах рисования при Обществе любителей живописи (18991901) у Л. Г. Соловьева и М. И. Пономарева, затем в Санкт-Петербурге (19021904) в студии Л. Е. Дмитриева-Кавказского и в Москве (19041906) в школе живописи и рисования К. Ф. Юона и И. О. Дудина, затем в Московском училище живописи ваяния и зодчества (19061910) у Н. А. Касаткина, С. Д. Милорадовича, А. Е. Архипова и К. А. Коровина. Ларионов взял в руки карту бубнового валета. Одна из гл.
Обратились к ним и те мастера, которые в начальную пору своего творчества были связаны с «Бубновым валетом». Полдень» (1927 обе– ГРМ), «Тополя» (1927, ГТГ). Начало 30-х гг.
Куприн достигает особой декоративности своих натюрмортных композиций. В марте 1960 г. на выставке московских художников были показаны его последние работы, написанные для первой республиканской выставки «Советская Россия». Преподавал в Московском Высшем художественно-техническом институте (19221930), Московском текстильном институте (19311939), Московском высшем художественно-промышленном училище (19461952). После смерти Анастасии Трофимовны в свои последние годы Куприн был женат на художнице Татьяне Сергеевне Анисимовой (19041987), в молодости — известной альпинистке, в начале 30-х занимавшейся в его мастерской. Уже с конца 30-х гг. Тонально сближенный их колорит все же сохраняет декоративную насыщенность.
Предметы настоле тщательно расставлены, продуманы их пластические созвучия. доминирует натюрморт («С тыквой», 1912 «С синим подносом», 1914 «Со статуэткой Б. Д. Заслуженный деятель искусств РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР.
Раннее творчество К. сформировалось под влиянием сезаннизма и кубизма. с 1924), Текстильном ин-те (1931–1939), МВХПУ (1946–52), также в Нижегородских и Сормовских ГСХМ (1920–1922). Завершив обучение в 1910 году, Куприн вместе с другими художниками принял участие в создании объединения «Бубновый валет». индустриальная тема привлекает к себе внимание многих художников. Художника интересовала передача конструкции предмета.
Ноего натюрморты более спокойны поинтонации. Решив стать художником, он в 1902 году отправился на учёбу в Санкт-Петербург. Со второй половины двадцатых годов Куприн все больше сил отдает пейзажу. В пейзажах, написанных главным образом в Крыму, К. углубляется в полную внутреннего движения жизнь природы, гармонический строй которой раскрывается в его полотнах в своей чувствственной осязательности (Тополя, 1927, Беасальская долина, 1937, – оба в Третьяковской галерее). считается так называемым первым бахчисарайским периодом творчества Куприна.
Куприн Александр Васильевич (1880, Борисоглебск Воронежской губ. «Беасальская долина», по существу, завершила собой все предвоенное творчество Куприна.
Член объединения Московские художники (с 1925), общества московских художников (с 1928). О своей непростой жизни в Петербурге он подробно, очень эмоционально писал своей любимой девушке Анастасии Полозанцевой в Воронеж: Теперь в Питере приходится круто. и реалистич. В 1906–1916 годах под его редакцией издавалась многотомная «История русского искусства». В 1909 г. он участвует в салоне «Золотого руна», где было собрано все то, что создавалось в те годы в Москве под воздействием новейших течений французского искусства.
Манера художественного мышления Куприна и сейчас кажется необыкновенно современной. С 1910 г. почти четырнадцать лет он пишет главным образом натюрморты. Рождественским, которых объединяли общие эстетические позиции, А. В. Куприн входил в художественное общество «Бубновый валет» и участвовал во всех его выставках (1910—1916).
Это было бы протестом против обоснованного какой-то идеологией названия вроде «Мир искусства», «Голубая роза», выражающих устремление к утонченной извращенности с погоней за модой». Тонально сближенный их колорит все же сохраняет декоративную насыщенность. Проложенные легкими мазками верхушки тополей кажутся быстро возносящимися кверху, но ниже, к корням дерева, мазки краски становятся густыми и тяжелыми, краска словно стекает вниз, давая возможность в самой фактуре живописи ощутить и прочное строение дерева и эффект взлетающего вверх движения. Это его «Замерзающее болото» и «Дорога в Беасалы». Еще в 1909 году В. А.
Серов ушел оттуда по политическим мотивам: администрация отказала известному скульптору Анне Голубкиной, ученице Родена (. ), в ее просьбе посещать классы. О том, как это произошло, он писал: «Я был у Ларионова и Гончаровой. В воображаемом групповом портрете членов общества Бубновый валет (1910) место А, В. Куприна – во втором ряду, рядом с В. В. Рождественским и Р. Р. Фальком. художник вновь возвращается к привычным и известным ему бахчисарайским мотивам. Все свободное время он отдавал любимому занятию — изобразительному искусству.
В это время Куприн называл кубизм, кубофутуризм имажинизм, супрематизм, лучизм, абстракционизм наркозом и был уверен, что на смену им придет настоящее, как он считал, здоровое искусство. Вернувшись в 1901 году в Россию, Грабарь вошел в художественное объединение «Мир искусства». Они всё более приближаются к естественному природному источнику («Осенний букет», 1925 «Настурции», «Натюрморт с красным подносом и фаянсовым кувшином на фоне синей драпировки», обе -1930).
Соответственно все средства художественного выражения подчиняются этой задаче. Март» (1937), «Пейзаж с луной» (1914). Куприн обратился в эти годы к индустриальному пейзажу. В «Большом натюрморте» (1920) бутылка, фрукты, чайница, цветы в сюжетном отношении соединены случайно, между ними нет смысловой или эмоциональной связи, отсутствуют и бытовые характеристики. На первый план здесь выдвигается цветовая характеристика — ведь тяжести и плотности у цветов немного их «смысл» — в красоте, взаимодействии с пронизывающим их пространством. Известно, что в те годы он, например, писал натурщицу чистым желтым цветом.
Наиболее характерны для этого времени натюрморты, сочетающие декоративное начало с острым аналитическим проникновением в изображаемую натуру (Натюрморт с синим подносом, 1914, Натюрморт со статуэткой, 1919, Осенний букет, 1925, – все в Третьяковской галерее).