Критический реализм в живописи быстро стал любимым течением всех жителей страны. Первенство в развитии жанровой живописи «критического» реализма принадлежит Василию Григорьевичу Перову (1834–1882).
Однако свойственный искусству 1860-х гг. Вот почему реализм XIX в. часто называют критическим. Сумерки», 1899). В нем Репин видел залог того уважения и признания, которые окажут подвигу революционеров-демократов будущие поколения. Старое классическое наследие, попадая в новую идеологическую атмосферу, не утрачивает своего значения, оно содержит в себе нечто нетленное, общечеловеческое, что переходит из одной эпохи в другую. Открытием темы, связанной с трудом и жизнью рабочего класса, русская живопись обязана Н. А.
также господствовало влияние Курбэ Шарль de Гру (de Groux) изображал сцены болезни, смерти и бедности, мансард и подвалов Луи Дюбуа — может быть, наиболее сильный из бельгийских реалистов. Лесковым и А. П. В поздних полотнах Перова сатира сменяется юмором («Охотники на привале», «Птицелов», ).
Странное впечатление, которое производит эта картина, не случайно. Характеры героев его произведений противоречивы: мягкий, чистосердечный, совестливый, но пассивный, не способный «встать с дивана» Илья Ильич Обломов («Обломов», 1859 г. ) образованный, одаренный, романтически настроенный, но опять же по-обломовски бездеятельный и безвольный Борис Райский («Обрыв», 1869 г. ). Милле был уже убежденный реалист, но более мягкий, чем Курбэ. Теперь этот сюжет предстояло положить в основу картины.
Эти художники создали глубоко реалистическое искусство. Третьякову. Выдвинутая передвижниками программа народности искусства выражалась в художественном освоении различных сторон народной жизни в изображении типических событий этой жизни, часто с критической тенденцией (Земство обедаете Г. Г. Мясоедова, 1872, ТГ Встреча иконы К. А. Савицкого, 1878, ТГ). Поленов. Так что точек схода между «передвижниками» и Академией было достаточно и это понял тогдашний вице-президент Академии И. И. Натурализм. Горячий желто-красный колорит Свадьбы придает всей картине зловещий и тревожный характер, подобный прием использовал и Федотов в своих работах, например, Анкор, еще анкор. В. Г. Перов. Но живопись уже начинала приобщаться к современным стремлениям – раньше всего в Москве.
Во всяком случае бытовая живопись (жанр) — родоначальница Р. Бытовая живопись, как она и прежде понималась, возродилась и даже зацвела в Голландии в XVII стол. Тарновского за карточным столом (1887), Вечером за картами (1903-1904), Обдумывает ход (1903-1904), Момент игры (1903-1094), Группа играющих в карты (1903-1904) изображены различные моменты карточной игры.
Товарищество многим было обязано критику В. В. На ней было всего 46 экспонатов (в отличие от громоздких выставок Академии), но тщательно отобранных и хотя выставка не была нарочито программной, общая неписаная программа вырисовывалась достаточно ясно. В них художник обращал свой гнев против лицемерия духовенства., 1890, ТГ и картины евангельского цикла Н. Н. демократическое искусство прочно завоевало общественную трибуну. Стасову и П. М.
Так передовое Русское искусство освободилось от официальной опеки придворной Академии. Человек с помощью воображения переносится в другие культурные миры и может творить их сам.
Людьми в то время двигала жажда получения новой информации, стремление к познанию мира и открытию неизвестного. Вся его внутренняя энергия сосредоточена на собирании сил для того, чтобы с достоинством пройти через страдания. В эпоху средневековья художники, подчиняясь влиянию церкви, отошли от реального изображения мира, присущего художникам античности (Аполлодору, Зевксису, Паррасию и Палефилу). Пейзажист Ионгкиндс (Jongkinds) более резкий колорист, чем француз Коро, на которого он походит, передаёт настроение широко и несколько по-импрессионистски в морских пейзажах изображает обстановкою жизнь моряков. Отсюда и название реализма XIX века «критический», потому, что он критиковал в первую очередь антигуманную сущность жестокого эксплуататорского строя, показывал вопиющую нищету и страдания обиженного простого народа, несправедливость и вседозволенность власти имущих.
Балканская живописная серия Верещагина — высшее достижение реализма в батальной живописи. Были открыты закон линейной и воздушной перспективы и закон светотени. Он по справедливости должен называться Театр Островского".
Былинная мощь волжского утеса, на вершине которого притулилось сельское кладбище с одинокой часовенкой, необъятная ширина реки, грозные черные тучи, неумолимо надвигающиеся на крошечный пятачок земли с покосившимися крестами, все это для художника — олицетворение вечности, в которой, по его собственным словам, «потонули поколения и потонут еще». Он писал человеческие фигуры, лица, одежды, деревья, воду, горы и даже камни. Оно родилось фактически еще тогда, когда пещерный житель впервые решился отобразить свой мир по средствам рисунка. Если в литературе слово натурализм получило значение как выражение низкого Р., то в живописи различие между Р. и натурализмом не в такой степени определённо, один из критиков Курбэ (Кастаньяри) признавал законность нового направления и называл его натурализмом, тем более, что новосоставленное тогда слово Р. казалось многим — не в духе французского языка. Эта колоссальная работа в конечном счете полностью оправдала себя.
Но помочь ему никто не смо. Тургенева. Способом выражения этих настроений стал символизм.
Его похоронили в Риме на кладбище Монте Тестаччо. Наконец, около группы людей в правой части картины — два конных римских воина. Однако и прежнее время — напр. Серы, но гармоничны марины Ганстева в норвежских фиордах. Произведения романтизма отличаются яркой и оригинальной формой, они часто наполнены меланхолией, чувством «мировой скорби», ностальгией по прекрасному прошлому.
Завершает серию символический образ огромной публицистической силы — знаменитая картина «Апофеоз войны» (1871/1872). Новое рождается не в результате полного разрыва с традициями прошлого, а связано чаще всего с их переоценкой и обогащением. Почти одновременно — Скарбина, ученик французских художников, как реалист и колоритный виртуоз кисти выступил с картинами разнообразного содержания (рынки, мастерские, женские фигуры, писанный с французскими шиком), Ганс Герман, Лепсиус — все реалисты нового направления. Критический реализм не ограничивается обличением безобразного.
Известный П. Ж. Прудон (Proudhon), посвятивший на истолкование значения Курбэ половину своей книги Искусство (на русском — перевод Курочкина), считает Курбэ идеалистом в Р. С другой стороны, по технике Курбэ не удовлетворяет всем новейшим требованиям, так как она после него сделала (Мане, 1832—83) успехи в изображении предметов природы, освещённых на открытом воздухе (пленеризм, от франц. Именно А. Н. Поистине титанический труд проделал художник. Критика находила, что Глинка начал новую эру в музыке. На его лице страдальческая улыбка. Поистине титанический труд проделал художник. XIX в. и принесших ему известность (трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность», кавказские и севастопольские рассказы), проявился мощный талант.
Н. А. Римский-Корсаков создал оперу-сказку по пьесе А. Н. Островского "Снегурочка". Критический реализм в России явился следствием сближения литературы и искусства с жизнью. Массовые аресты «народников», последовавшие за трагедией 1 марта 1881г. В результате действительность представала в их творчестве как «обыкновенный поток», как самодвижущаяся реальность. Впервые термин «реализм» был употреблен французским литературным критиком Жюлем Жанфлери, который в своей книге «Реализм» (1857) трактовал это понятие как искусство, созданное для противостояния таким течениям как романтизм и академизм. Но Достоевский ищет выход из противоречий современности.
Эти черты проявились уже в первой половине 19 века в творчестве П. Делароша и О. Верне во Франции. Но с 30-х годов XIX в. реалистическое искусство, стремившееся к точному отображению окружающего мира, невольно обличало буржуазную действительность и вот таким образом получило название критического реализма. За ним лишь присматривали: когда становился буйным — связывали ремнями иногда били. Смена, 1895, ТГ). Один из искусствоведов справедливо назвал "Явление Христа народу" "хоровой картиной".
Мясоедова Поздравление молодых в доме помещика (1861, ГРМ), Н. П. В этих композициях все строится на рассказе, в каждой из них — много действующих лиц, характерных деталей, различных предметов, которые тоже «ведут» рассказ. Эстетика веризма — показать "жизнь как она есть". В тех краях он создал свои «дождливые» работы: «После дождя», «Хмурый день», «Над вечным покоем». Следствием этого процесса явилось взаимодействие жанров — в бытовой картине усиливается роль пейзажа, развитие портрета обогащает бытовую живопись глубиной обрисовки характеров, на стыке портрета и бытовой картины возникает такое оригинальное явление, как социально-бытовой портрет (Полесовщик И. Н. Крамского: Кочегар и Курсистка Н. А. Ярошенко).
Тогда в поисках типажей Иванов стал посещать еврейский квартал Рима. Пукирова Неравный брак (1862, ГТГ), эскизе Л. И. Идеал в творчестве критических реалистов часто утверждается через отрицание безобразных явлений действительности. Главной темой его произведений стало изображение жизненных тягот трудового народа.
Реализм выдвинул задачу правдивого, объективного и глубокого отображения действительности. В 1863 году выходит повесть «Казаки», ставшая важным этапом в его творчестве. Он писал человеческие фигуры, лица, одежды, деревья, воду, горы и даже камни.
Этим определяется острая конфликтность, напряжённый драматизм романов Достоевского. Не повезло только скульптуре была одна и то мало примечательная скульптура Ф. Каменского), но этому виду искусства «не везло» долго, собственно всю вторую половину века. В таких союзах мужчины и женщины заметно отчуждение, взаимное недовольство, а также гнев. Федотов, В. Г.
В некрасовском «Современнике» впервые напечатал свою трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность» Л. Н. Толстой, печатал первые рассказы И. С. Тургенев, печатались Гончаров, Белинский, Герцен, Чернышевский. Годы творческой зрелости протекают в условиях нарастающей революционной ситуации. В конце XIX —начале XX вв. Пушкин.
Пьеса весьма многозначна по своему содержанию. Словом Р. французские критики назвали направление в живописи, которое избрал Курбэ (1819—1877) в противодействие не только идеалистическому направлению, но и всякому другому избиравшему сюжеты для картин не из окружающего современного общества и притом почти исключительно — рабочего, трудового класса. Романтиков объединяла ненависть к тусклой повседневности, стремление из нее вырваться, мечтательность, яркий индивидуализм, хрупкость внутреннего мира. В прекрасных творениях И. С. Тургенева показаны высокие духовные качества и одаренность русских крестьян ("Записки охотника"), образы "лишних людей" и новых героев эпохи ("Отцы и дети", "Рудин"), самоотверженность русских женщин ("Накануне", "Дворянское гнездо"). Крамского (Толстого, Третьякова, Салтыкова-Щедрина). Окружающая человека социaльнaя среда приобретает значение силы, определяющей поведение человека, заставляющей его исходить из условий и обстоятельств реального мира, а не руководствоваться своей «свободной» волей. Следующий роман Л. Н. Толстого – «Анна Каренина» (1874–1876 гг. ).
В ней нет никакого движения. Отражение мира становится непосредственным, реальным. Как и они, он стремился запечатлеть мимолетность бытия, передать движения света и воздуха. Что же критиковалось в первую очередь. Человек, медленно умиравший от тяжелой болезни, создал оптимистичные, пронизанные горячим предзакатным солнечным светом или загадочным блеском луны, напоенные теплым воздухом картины родной природы, засыпающей, чтобы проснуться с новой силой («Летний вечер», 1899 «Стога. Их так и называют — "дрожащие". Один из исследователей творчества художника заметил, что если бы из всех работ "сохранились только его пейзажи, это одно могло бы завоевать ему почетное место в истории русской и мировой живописи".
В немецком романтизме преобладают мистические и религиозные настроения и образы. «realis» – действительный, вещественный) представляет собой направление в искусстве, возникло оно в конце 18 века, достигло пика своего расцвета в 19, продолжает развиваться в начале 20 века и существует до сих пор. Ге 1890-х гг. ). собрание достигло уровня музея, поглотив почти все состояние собирателя. Формирование его граничит с именем Пушкина, который вывел русскую литературу на широкий путь изображения «судьбы народной, судьбы человеческой». Как и они, он высветлил палитру изгнав темные, землистые краски.
Прекрасные портреты писали также И. Е. Они не сходят со сцены оперных театров многих стран мира и по сей день.
Он раскрывался лишь в сфере своего высокого морального сознания. Толстым, И. С. Два бородатых старца в белых чалмах — явные недоброжелатели Христа. По его мнению, в «меркантильный век» имеют больше «электричества» «чин, денежный капитал, выгодная женитьба, чем любовь».
Его глаза смотрят не по-детски твердо и прозорливо. Глинки. Не обращая на них внимания, решительно следует по избранному пути всадник. Но датчане до семидесятых годов были в техническом отношении далеко позади художников других стран. Эмиль Золя (1840 – 1902), наиболее известный сторонник натурализма, подчёркивал, что художник должен быть объективным наблюдателем и экспериментатором. Его знаменитые романы «Красное и черное», «Красное и белое» показали читателям, что описание обычных сцены жизни и повседневных человеческих переживаний и эмоций возможно выполнить с величайшим мастерством и возвести это в ранг искусства.
С той поры Верхняя Волга заштатный городок Плес прочно вошли в его творчество. В противном случае возникала опасность отождествления реализма с натурализмом (лат.
Он считает недостаточным ограничиваться облечением общественных пороков. в Италию, он продолжал активно трудиться. Витте, К. П. К рубежу 60–70-х годов относятся лучшие портретные работы мастера: Ф. М. Во Франции в XVIII стол. В ней война показана без прикрас изнутри, глазами непосредственного участника сражений. Два бородатых старца в белых чалмах — явные недоброжелатели Христа.
Мудрость Чистякова была в том, что он понимал, чему учить можно и должно, как фундаменту необходимого мастерства, а чему нельзя – что идет от таланта и личности художника, которые надо уважать и относиться с пониманием и бережно. Необходимо было не только найти соответствующий типаж, но и придать человеку нужную позу, правильный поворот тела, точный жест. Позднее оно перешло в собственность Москвы.
Но большинство этюдов посвящено людям. Лучшие музыкальные традиции М. И. Вершиной и итогом творчества Петипа явилось сотрудничество с великими русскими композиторами – Петром Ильичом Чайковским и Александром Константиновичем Глазуновым. Пушкин.
Горькая ирония, граничащая с трагическим пафосом, сквозит в трех последовательно сменяющих друг друга эпизодах триптиха «На Шипке все спокойно», повествующего о забытом на посту замерзающем часовом. Впрочем, до тридцатых годов направление норвежских пейзажистов клонилось к прославлению преимущественно необычайностей их родной природы их фиордов, окруженных скалистыми горами их не заходящего на севере солнца и т. п. начало же новому изучению природы и пониманию её в простейших её проявлениях, все-таки часто не лишённых величия, положил Амандуа Нильсон в семидесятых годах. Он, – по словам А. И. Его учениками были С. Коровин, А. Архипов, М. Нестеров, А. Рябушкин и многие другие. 1855-художник Густав Курбе открыл Павильон реализма-автопортреты, Похороны в Орнане.
Возвратившись в Россию в 1834 году, М. И. Количество этюдов с каждым годом росло. До Иванова ни один русский художник не проник так глубоко в тайники человеческой души. Семенов Тян-Шанский.
Работа растянулась на месяц и Веруша сердилась, что Антон (так по-домашнему звали Серова) заставляет ее часами сидеть в столовой. В начале XX в. традиции реализма были особенно устойчивыми в России (творчество В. А. Серова, К. А. Коровина, С. В. Иванова, Н. А. Касаткина и др. ). Соломаткин и др. ). Выдающие скульпторы-реалисты 19 века: Константин Менье («Грузчик», «Индустрия», «Пудлинговощик», «Молотобоец») и Огюст Роден («Мыслитель», «Шагающий», «Граждане Кале»).
Не контурами, не «чертежно» и не тушевкой, а строить объемную форму в пространстве идя от общего к частному. Музыка занимала особое место в эстетике романтизма. Обличая пороки крепостнического и буржуазного общества, писатель-реалист находит прекрасное в самой объективной реальности. Непревзойденным мастером психологического романа был Федор Михайлович Достоевский (1821–1881). значительно возрастает роль портрета и пейзажа, а позже — исторической живописи.
Оно во многом граничит с пониманием образа человека в искусстве критического реализма. Однако искусство Федотова развивалось своим путем. живопись и которые отличаются натурализмом в темах, весьма разнообразных по роду. И. Сурикова, В. М. Васнецова, М. А.
Илья Ефимович Репин (1844—1930) родился в городе Чугуев, в семье военного поселенца. Необычайно психологически выразителен образ Петра, в котором суровость и гнев сочетаются с огромной душевной болью. Гениальность Достоевского проявлялась в необыкновенной способности писателя открывать читателю потаенные иногда ужасающие, поистине мистические глубины человеческой натуры, показывая чудовищные душевные катастрофы в самой обыденной обстановке («Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Бедные люди», «Идиот»). В процессе исторического развития всего искусства в целом реализм приобрел конкретные формы и методы, вследствие чего выделяют три его стадии: просветительский (Эпоха Просвещения, конец 18 века), критический (19 век) и социалистический реализм (начало 20-го века).
Там же были написаны умиротворенные вечерние пейзажи: «Вечер на Волге», «Вечер. Особое место в "Явлении" занимает пейзаж, на фоне которого разворачивается действие.
В более поздних произведениях, таких, как «Последний кабак у заставы», Перов достигает большой выразительной силы, причем исключительно живописными средствами, не прибегая к описательности. после обеда Брюллова охватил такой приступ судорожного кашля, какого не бывало раньше. Оказалось, в отсутствии чистоты стиля. Перов (Островского, Даля, Достоевского, Странник). Серьезным было также влияние прозаических жанров литературы на другие виды искусства – прежде всего на графику, в которой широкое развитие получили сатирические и юмористические формы, а затем и на живопиcь прозаический бытовой жанр начинает вытеснять поэтически возвышенные жанровые формы (изображение сцен сельскохозяйственного и фабричного труда). Она выдает признаки тяжелого душевного заболевания, начавшегося у художника. Уже в 1908 году Серов писал ему: «Помню вас, как учителя и считаю вас единственным (в России) истинным учителем вечных, незыблемых законов формы – чему только и можно учить».
Перов был прекрасным педагогом, отстаивавшим принципы демократического искусства. Искусство не развивается путём революционных взрывов. Положительные герои в творчестве реалистов – правдоискатели, люди, связанные с национально – освободительным или революционным движением (карбонарии у Стендаля, Неурон у Бальзака) или активно сопротивляющееся растлевающему вниманию индивидуалистической морали (у Диккенса). "Помпея" вобрала в себя черты двух противоборствующих течений — классицизма и романтизма. Эта колоссальная работа в конечном счете полностью оправдала себя.
Однажды приехал он на Волгу писать солнце, воздух и речные просторы. Архипова, Н. А.
Картина Завтрак аристократа (1850, ГТГ) покоряет блистательным живописным мастерством, точностью социально-психологической характеристики героя, незадачливого аристократа, виртуозной передачей многообразной красоты видимого мира и чистосердечным восторгом перед ней. Образ её – «Ревизор» Гоголя, острая сатира на российскую действительность 30-х годов XIХ века. Первое представление оперы под управлением К. А. Сложный, эмоционально насыщенный и динамичный мир романтических образов потребовал и более гибких изобразительных средств выражения. В Германии одним из первых представителей реального направления в живописи был Менцель, который писал толпы народа на площадях и в садах, работы на заводах (Новейшие циклопы, 1876), a также и коронования или церковные службы изображая, следовательно, все классы общества, но темы его не всегда немецкие, часто французские и итальянские. Я изучал вне какой-либо системы и предвзятости искусство древних и искусство современное.
В виде реакции возник ко времени великой революции во Франции классицизм Давида с господством формы — по крайней мере, правильной — над колоритом. В колорите драматизм образа выражен через сопоставление холодных и теплых тонов. Естественное восприятие действительности и точная передача ее на холсте окончательно воплотились на холстах спустя лишь несколько эпох, на рубеже XIX-XX веков под логичным термином «Реализм». Реалисты не ограничиваются критикой нравов и современного им законодательства. В работах А. М.
В 1860-1870-е гг. 50 лет преподает в Уральском архитектурном университете на кафедре станковой живописи, выпустила более пяти тысяч учеников. Обострение интереса к внешним проявлениям поведения и психологии человека не случайно. Позднее реалистические тенденции развили в своём творчестве Г. Курбе и Ж. Ф. Милле (Франция), А. Менцель и М. Либерман (Германия), М. Мункачи (Венгрия) и др.
Такая установка отдавала в художественной культуре приоритет литературе, а в ней – жанрам романа и повести. Интерес к христологии среди художников демократического направления неслучаен. Чистякова, которого вот таким образом и называли «всеобщим учителем». Начиная с 1830 г. выступления мастеров сатирической графики, во главе с Домье и пейзажистов барбизонской школы, утверждают в искусстве задачу «полного отображения своего времени» (Бальзак).
Самостоятельно Р. возродился в XIX столетии с 1848 г. Милле (Millet) отдал все свои силы исключительно изображению жизни рабочего люда и преимущественно изображению его труда. И это, не смотря на то, что как художник Чистяков был второстепенным, писал вообще мало.
можно прибавить Сурбарана, Рубенса, ван-Дейка, реалистов по исполнению. Как правило, для масштабных монументальных скульптур подбирались особенно прочные материалы, такие как гранит, сталь или бронза, устанавливали их на открытых пространствах для увековечивания особенно важных исторических событий или героико-эпических подвигов. Кусок действительности», воспроизведённый им с фотографической точностью, есть антипод «типичным характерам в типичных обстоятельствах».
Как уже отмечалось, живопись той поры находилась в теснейшей связи с «властительницей дум» –литературой, вот почему иногда просто как прямые иллюстрации к литературным произведениям воспринимаются некоторые картины Перова, например, «На могиле сына» (1874, ГТГ) – как иллюстрация к роману Тургенева «Отцы и дети», «Проводы покойника» (1865, ГТГ) невольно ассоциируются с некрасовской поэмой «Мороз, Красный нос». Лауриц Ринг отдался изображению крестьянских сцен Анна Анкер (Погребальный обряд), Михаэль Анкер (Рыбаки на берегу) сильный реалист в изображении жизни датских моряков. Да и вся картина странная, не похожая на другие федотовские. Волкова Прерванное обручение (1860, ГТГЛ Г. Г.
только что вышли из холодной воды и никак не могут согреться. Его повседневная жизнь со всеми своими горестями, страданиями и заботами оставалась, по существу, за пределами повествования.
verismo от vero – истинный, правдивый). М. В. Он написал портреты – ученых (Пирогова и Сеченова), – писателей Толстого, Тургенева и Гаршина, – композиторов Глинки и Мусоргского, – художников Крамского и Сурикова. Самым значительным из перечисленных выше произведений, безусловно, является картины В. В. В его облике – воля, разум, нравственная красота человека, верного долгу. Развивая лучшие традиции романтического театра, реализм вылился в мощной художественное направление, определившее дальнейший путь развития русского драматического театра.
Грибоедова "Горе от ума", Городничего в "Ревизоре" Н. В. Ироническая нотка, появившаяся в этих графических работах, сохранится и в некоторых картинах живописца. В ней Глинка сумел ". Маковский, Н А. Ярошенко, В. Д. Рисование по Чистякову, есть интеллектуальный процесс, выведение законов из натуры -это он и считал необходимой основой искусства, какая бы не была у художника «манера» и «природный оттенок». Рылеева. Из них последний — писатель и художник, вынесший идеи натурализма из Парижа, где он был в 1880 г. Бедная и некрасивая швея, работающая до утреннего света, врач и бедная озябшая женщина, дележ хлеба между бедными (Борьба за существование) — это один ряд картин Кроге. Касаткину (картина Углекопы.
Рескин учит точному воспроизведению природы во всех её подробностях в живописи, группа прерафаэлитов на деле показала приложение этого учения, но к изображению сцен и событий не современной жизни, а священных событий. Репин (Мусоргского, Толстого), В. Г. Новое художественное направление быстро приобрело европейский размах. В самом ее названии есть какая-то несуразность: "анкор" по-французски означает "еще".
Как выглядела в ту пору Академия. Большую часть жизни Тургенев прожил за границей. Кроме того, Н. А. Некрасов известен своей издательской деятельностью.
С надеждой и радостью смотрит на Крестителя сидящий на корточках раб с веревкой на шее. Названия никогда не давали правильного представления о вещах. Глинки были продолжены и развиты в творчестве композиторов "Могучей кучки" и П. И. В 1870 году создаётся «Товарищество передвижных художественных выставок». Зато как педагог был в своем роде единственным. В живописи она была еще нова.
В таком духе писали Гольман Гунт, Миллес (Джон Эверет Millais) верующие не находили в их произведениях ничего священного. После того как несколько картин, особенно много значащих для автора, было отвергнуты как экспонаты Всемирной выставки в Париже, в 1855 году он открыл собственный «Павильон Реализма». Жуковского, он познакомился с Н. В. Конфликт поколений, разворачивающийся на фоне столкновения между переживающим кризис дворянским сословием и новой генерацией разночинцев (воплощенной в образе Базарова), сделавших знаменем идейного самоутверждения отрицание («нигилизм»), показан в романе «Отцы и дети» (1862 г. ). художники. В их осанке – напряжение воли, в лицах – взволнованность чувств и мыслей.
В картине нет ни одного изуродованного, запачканного тела. и Игроки. Вершиной реалистического изображения действительности стало творчество Л. М. Толстого.
В нём приплетаются судьбы людей самых разных воззрений, различного положения в жизни. В романе объединен огромный и разнообразный материал, его идейный потенциал неизмерим. Сюжет оперы, подсказанный поэтом В. А.
все роды живописи получили, наконец, отпечаток манерности с полным удалением от природы.
Вокруг Перова формировались художники-жанристы открыто социальной направленности. Гоголем, П. А.
Творчество художников этого направления подобно исследованию общественных противоречий.
Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: "у нас есть свой русский национальный театр". Гончарову удалось создать образ весьма типичной породы людей, показать распространенное явление общественной жизни того времени, получившее с подачи литературного критика Н. А. Добролюбова название «обломовщина». В ноябре того же года мастера не стало. Композитор назвал оперу "Жизнь за царя" и посвятил её государю Николаю Павловичу. Но большинство этюдов посвящено людям. Врубеля Семья Я. В.
Она принесла Дрездену мировую славу. В его творчестве батальный жанр тесно сплетается с бытовым и историческим. Филипп Отто Рунге-художник, теоретик искусства, »цветовой круг», портреты. «Звание реалиста мне было присвоено так же, как людям 1830-х годов – звание романтиков. Не те ли же чувства, что перовская «Тройка», вызывает рассказ Достоевского о рождественской елке и замерзающем на морозе мальчике. Деятельными участниками передвижных выставок были В. Е. Он находит теперь опору своему творчеству в реальной действительности.
В ноябре того же года мастера не стало. Персонажи и отношения между ними были психологически точны и убедительны. Карл Брюллов был великим тружеником. Это придает необычайную легкость её поступи. Гоголь в 40-е годы относится критически к русской литературе романтического периода.
Эта эпоха начинается со второй половины XV столетия. К середине 19 века складывается реализм (критический реализм) исследовавший личность человека в неразрывной связи с социальным положением в современном ему обществе. "Жизнь за царя" – первая классическая национальная русская опера. Это хорошо прослеживается на картине под названием «Вечер в Кейпкоде», на которой двое отдыхают совсем рядом, но при этом не чувствуется их единства, каждый сам по себе. Основными тематиками художников, писавших свои полотна в стиле реализма, были жанровые сцены городской и сельской жизни простых людей (крестьян, рабочих), сценки уличных событий и происшествий, портреты завсегдатаев уличных кафе, ресторанов и ночных клубов.
Его Работы (1835) — реальные картины, напоминающие Курбэ: сильные, могучие люди без всяких прикрас. Каспар Давид Фридрих-самый крупный. Римского-Корсакова ("Псковитянка", 1869-1873 "Царская невеста"), П. И. Именно по таким улицам Петербурга бродят герои его произведений.
В XV–XVI веках создается передовое реалистическое искусство. Петер Крейер (Kryer) открывает с 1871 г. движение датских реалистов новейшего пошиба (Рыбаки вытягивают сети на Скагене) его Комитет французской выставки замечателен жизненностью фигур и превосходным сложным освещением. Прянишников, Л. И.
Справа от раба две фигуры — отец и сын. была закончена знаменитая картина «Грачи прилетели», представленная вскоре на первой передвижной выставке. Он избежал этого. Чистякова заслуживает особого внимания. Касаткина и др.
Торжественное открытие галереи состоялось 16 мая 1893 года. Эпоха Возрождения открывает новую эру не только в истории развития изобразительного искусства, но и в области методов обучения рисованию. Нестеров говорил, что в «Проводах покойника» Перов выступил «истинным поэтом скорби». Заслуженный художник РФ, почетный член Российской академии художеств Нина Костина окончила МГХИ имени Сурикова, вернулась в Свердловск. Третьяков сделал свою галерею картин публичной. Характерная психологическая деталь — он прячет руки, которые могут выдать его намерения, в широкие рукава хитона.
Г. Курбе утверждал, что «основа реализма – это отрицание идеала». Реализм Тургенева выразился наиболее ярко в романе «Отцы и дети».
Один из искусствоведов справедливо назвал "Явление Христа народу" "хоровой картиной". Творчество выдающихся писателей-реалистов: О. Бальзака, Стендаля, П. Мериме, Г. Флобера, Э. Золя (Франция), Ч. Диккенса и У. Теккерея (Великобритания), великих классиков русской литературы – И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Н. С. Лескова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого – даёт реалистическую картину общества. Достоевского, А. Н. Это — ревнители иудейской веры, фарисеи.
Чайковского. Отпечатки человеческой руки, сделанные первобытным художником, шедевры римского скульптурного портрета, поражающие безжалостной правдой характеристик, реалистические портреты эпохи Возрождения, живописные полотна Караваджо, Веласкеса и Шардена, запечатлевшие будничную жизнь «низов», жанровые картины «малых голландцев» в известном смысле представляют собой реалистические композиции. В картине «Бабушкин сад» (1879) Поленов первым из передвижников обратился к теме уходящего дворянского прошлого России. Это и Репин и Суриков и Поленов и Васнецов, а позже – Серов и Врубель. В «Проводах покойника» (1865) внимание художника сосредоточено на глубоких переживаниях действующих лиц, переданных очень лаконичными образными средствами (согбенная фигура вдовы, сидящей в санях спиной к зрителю). Это произведение носило название «Смерть Сарданапала».
«Срывание всех и всяческих масок» становится одним из главных критериев реалистического искусства. Перов поступил в Московское училище живописи и ваяния. Пукирева Неравный брак. Наступивший в двадцатых гг. В гравюрах на меди Рыцарь, смерть и дьявол, Меланхолия Дюрер обобщил представления гуманистов того времени о различных сторонах духовной деятельности человека.
Расцвет деятельности ТПХВ — 1870-е начало 1890-х гг. Автор сразу выдвинулся в ряды самых известных мастеров.
Новый период шведского искусства начался после 1879 г., когда Гуго Сальмсон пошёл по следам Бастиена Лепажа и овладел новой французской техникой с ним сходен Август Гагборг (Сцены на морском берегу, Работы полевые). Идеи критического реализма зародились в эпоху Просвещения (18 в. ). Позже (1870 год) реализм распадается на две ветви: натурализм и импрессионизм. Островским, Л. Н.
Для этого они избегали симметричных изображений. В последние годы жизни Левитан обратил внимание на творчество французских художников-импрессионистов (Э.
Многому научился Репин также у Крамского. Всего серия насчитывает 25 картин. Точнее, они все извлекли пользу из уроков П. П. Карл Брюллов был великим тружеником.
Соломаткина Невеста (1867, ГТГ), тема брака приобретает социальную остроту. Истинной душой нарождающегося критического направления в живописи был Василий Григорьевич Перов, сумевший с обличительным пафосом показать многие стороны простой будничной жизни: неприглядный облик некоторых священнослужителей («Сельский крестный ход на Пасхе», «Чаепитие в Мытищах»), беспросветную жизнь русских крестьян («Проводы покойника», «Последний кабак у заставы», ), быт городской бедноты («Тройка», ) и интеллигенции, вынужденной искать нелегкий заработок у «денежных мешков» («Приезд гувернантки в купеческий дом», ). Манцу в Италии, В. Димитров-Майстора, С. Венев в Болгарии и др. ). Золотой плес», «Вечерний звон», «Тихая обитель».
kritike — суждение вынесение приговора и лат. Мрачные раздумье переполняют последние годы жизни художника.
Французские картины, написанные в духе реализма, зачастую принадлежали к пейзажному жанру, в них авторы пытались передать окружающую их природу, красоту французской провинции, сельские пейзажи, которые, по их мнению, как нельзя лучше демонстрировали «настоящую» Францию во всем её великолепии. Христос и Пилат» (1890). Родоначальник русского реализма – художник Павел Федотов, его знаменитые картины «Сватовство майора», «Свежий кавалер», в своих работах он разоблачат порочнее нравы общества и высказывает свое сочувствие бедным и угнетенным людям. Репиным в Не ждали (1883, ГТГ) (особенно, если иметь в виду, что первоначальное название федотовской картины было Не в пору гость, то есть, в сущности такое же не ждали). Наследие его огромно. Иванова). Мягче, но тоже правдив Христиан Скредзвиг (На лодке в летнюю северную ночь, Праздничный вечер, Крестьянин с кошкой). Тонкое психологическое мастерство, органичное сочетание юмора и лиризма Чехова оказали огромное влияние на развитие русской и мировой литературы и театра.
Количество пейзажных этюдов составляет чуть ли не половину всех его работ. Ее полотна хранятся во многих музеях России и за рубежом, в частных коллекциях. Врубель с гордостью называл себя чистяковцем. Стейнлен во Франции, М. Либерман, К. Кольвиц в Германии, И. Исраэлс в Нидерландах, Ф. Брэнгвин в Великобритании и др. ). Критический реализм был ориентирован на изображение жизни обездоленных слоев общества.
Смерть переселенца, 1889, ТГ), А. Е. Летом 1852. Их общее число превысило 600. Этот день стал для великого Карла последним. ". Петрова Сватовство чиновника к дочери портного (1862, ГТГ), В. В.
Владелец картины Демидов, заплативший за нее баснословную сумму — 40 тыс. В Бельгии в 1850—70 гг. Жизнь обитателей захолустья рисуется лишенной разумного начала. Романтики, по его мнению, часто неслись «выше общества», а если, опускались к нему, то разве за тем только, чтобы хлестнуть его бичом сатиры, а не передавать его жизнь в образец потомств. Опера "Жизнь за царя" была написана в 1836 году. В живописи она была еще нова.
Такая позиция не означала простого копирования того, что есть. Их лица, обращенные к Мессии, не выражают ни любви, ни ненависти. Русская действительность предстаёт в них своей мертвенности, неподвижности.
А. К. Портрет и пейзаж-самые интересные поиски художники вели в этих жанрах.
Островского ("Гроза", 1859 "Лес", 1870). Я просто хотел. Их так и называют — "дрожащие". В этом образе нежность и любовь матери сочетаются с чувством долга перед человечеством. Основные черты критического реализма в живописи заданный автором Александр Гаврюшов лучший ответ это КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ (греч.
Тургеневым, М. Е. Очень симпатичны сельские виды и зимы Ридберга. 23 июня 1852 г. после обеда Брюллова охватил такой приступ судорожного кашля, какого не бывало раньше. У меня и в мыслях не было достичь праздной цели «искусства для искусства». Островского, И. С. Эскиз Невеста (1867, ГТГ) и картина Свадьба (1872, ГТГ) Соломаткина в какой-то мере навеяны федотовским Сватовством майора. Странное впечатление, производит эта картина, не случайно.
Многочисленные этюды, привезенные из путешествия, он использовал для картины «Бурлаки на Волге» (1872). Ироническая нотка, появившаяся в этих графических работах, сохранится и в некоторых картинах живописца. Посещая вечера у поэта В. А. Толстой, по инициативе которого и были призваны к преподаванию ведущие «передвижники». картин.
В 1870 г. молодой художник совершил путешествие по Волге. В чем причина. Выход их вызвал большой общественный резонанс. Из века в век художники совершенствовали свои навыки.
В одном из писем Островскому И. А. На приоритете рисунка Чистяков настаивал и со своей склонностью к шутливым афоризмам выражал это так: «Рисунок – мужская часть, мужчина живопись – женщина». занимает М. Е. Салтыков-Щедрин, сатирическое дарование которого с наибольшей силой проявилось в «Истории одного города». Он может изображать только то, что сам видел и хорошо изучил. Левицкий, Кипренский и Тропинин — оставило замечательные образцы реальной колоритности.
Салтыковым-Щедриным, Н. С. К началу 1870-х гг. В 1863 г. в Петербургской Академии художеств произошел так называемый бунт 14-ти. Самым первым произведением Делакруа было «Ладья Данте», которая была выставлена в художественном салоне, но не произвела должного эффекта на публику. Однако слабое от рождения здоровье все более ухудшалось. К началу 90-х годов среди молодых художников московской школы были, правда, те, кто достойно и серьезно продолжали гражданственную передвижническую традицию: С. Иванов с его циклом картин о переселенцах, С. Коровин – автор картины «На миру», где интересно и вдумчиво раскрыты драматические (действительно драматические. ) коллизии дореформенной деревни.
Делекруа-истиный вождь романтизма-Резня на хеосе, Свобода на баррикадах, Портрет жорж санд. Победоносцев, П. П. Расхождения были и в выборе тем для произведений искусства.
Он видит её недостаток в том, что она не дала верной картины русской действительности. Нельзя назвать удачными и исторические композиции Перова. Из сумрачной чащи леса наперерез всаднику скачут призраки – дьявол, смерть с песочными часами, напоминая о быстротечности всего земного, о соблазнах жизни. Теперь данный сюжет предстояло положить в основу картины.
При этом слабое от рождения здоровье все более ухудшалось. Этот день стал для великого Карла последним. Ещё род Р. нового пошиба, стремившийся предание и легенду изобразить в виде действительности, как всегда одинаковой, привился ныне во многих странах. Новое видение мира было названо реализмом. С надеждой и радостью смотрит на Крестителя сидящий на корточках раб с веревкой на шее.
Но благодаря этой картине молодой художник стал очень известен. Они обращались и к русской литературе. Произведения русских композиторов вошли в сокровищницу мировой музыкальной классики. Перед этим Иванов выполнил множество прекрасных этюдов с видами живописных мест Италии. В этом они пошли дальше его, но почти растворили в световоздушных потоках объемные формы (дома, деревья).
В. Васнецов обращался к Чистякову со словами: «Желал бы называться вашим сыном по духу». Наконец имеет свою выставочную организацию — ТПХВ. народный напев возвысить до трагедии".
Драматургия II половины XIX в. была представлена пьесами А. Н. Островского («Свои люди – сочтемся», «Доходное место», «Женитьба Бальзаминова», «Гроза» и пр. ) и А. В. Сухово-Кобылина (трилогия «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина»). В 1853г. Также к выдающимся писателям-реалистам XIX века относятся французы Гюстав Флобер («Мадам Бовари»), Ги де Мопассан («Милый друг», «Сильна как смерть»), Оноре де Бальзак (серия романов «Человеческая комедия»), англичанин Чарльз Диккенс («Оливер Твист», «Дэвид Копперфильд»), американцы Уильям Фолкнер и Марк Твен. Писатели XVIII века остро критикуют религиозный фанатизм («Монахиня» Дидро, «Натан Мудрый» Лессиниа), выступают против доисторических форм правления, поддерживают борьбу народов за свою национальную независимость («Дон Карлос» Шиллера, «Эгмант» Гёте). Принцип социальности – эстетики критического реализма.
Мусоргского ("Борис Годунов", 1874 "Хованщина", 1880), Н. А. Швед Карл Вальбом писал крестьян на манер Тенирса и Август Линдгольм изображал сцены наподобие старых нидерландцев Метсю и Герарда Доу, но первым новейшим колористом был Иоганн Фредрик Гуккерт (Hoeckert): в 1856 г. он написал Церковную службу в Лапландии за этим следовала Внутренность лапландской хижины. Произведение Хоппера «Шахтерский город в Пенсильвании», которое описывает бритоголового человека, стоящего на фоне стены изображает свет неизвестного происхождения. Реализм «Что делать. » имеет черты, сближающие его с романтизмом. Рубенс даже не искал красоты изображая только крепкие, здоровые тела. Она произвела сильное впечатление на общественность.
Пейзаж). Щепкин вошёл как подлинный реформатор, теоретик и практик сценического искусства. Мадокс Броун не только переносился в прошедшие времена, но изображал и современную жизнь. Донести силой художественного слова до образованного, живущего в достатке читателя всю глубину народной нищеты и горя, показать величие простого крестьянина – таков был смысл поэзии Н. А. Некрасова (поэма «Кому на Руси жить хорошо», 1866–1876 гг. ) Свою поэтическую деятельность поэт понимал как гражданский долг служения своей стране. Гоголь отмечает устарелость комедии с любовной тематикой. В чем причина.
На середину столетия приходится начало литературной деятельности величайшего русского писателя, мыслителя и общественного деятеля графа Льва Николаевича Толстого (1828–1910). На этой картине, по мнению современников, очень хорошо отображено одиночество человека в век стремительно развивающегося прогресса. Несловоохотливый Суриков писал Чистякову длиннейшие письма из-за границы. здесь чужаки и потому полны безразличия к происходящему.
(убийством Александра II) подсказали художнику сюжет картины «Узник» (1882), в которой создан обобщающий образ революционера-разночинца. Либретто написал барон Г. Розен, личный секретарь наследника престола. реализм в живописиВ разделе Живопись, Графика на вопрос Критический реализм. Только у революционно мыслящих сентименталистов (у Руссо и особенно у Радищева) и у отдельных романтиков (Сю, Гюго и др. ) эта тема получает разработку. Причем они не повторили «бунта четырнадцати» и, по-видимому извлекли пользу из своего ученичества. Сюжет подсказала сама жизнь: чиновник и первая его награда. Пройдя хорошую школу графики, Федотов решил попробовать писать маслом. Конфликты носят комический характер, они не затрагивают серьёзных противоречий времени.
Наряду с этим, композитор последовательно проводил принцип симфонического развития, выражающийся в постепенной кристаллизации основных музыкальных тем и "сквозном" проведении этих тем на протяжении оперы. С середины 80-х участие в выставках принимают Серов, Левитан, Поленов. Реализм XIX в. принято называть критическим (в отличие от реализма просветительского), так как его мироощущение основывалось, как и у романтизма, на неприятии буржуазного общества, но реалисты не мистифицировали его как романтики, а критиковали. Впервые термин «реализм» был использован применительно к произведениям культуры только в середине XIX в. Тогда французский литературный критик Жан Шанфлери употребил это понятие для обозначения эстетики, противостоящей романтизму и символизму. Адольф Нордлинг — изобразитель интимной жизни морских волн.
Господствующий капиталистический строй был враждебно настроен к тем видам искусства, которые были непосредственно связаны с общественной жизнью коллектива (общественные здания, ансамбли широкого гражданского значения), реализм как направление в искусстве в полной мере смог развернуться в изобразительном искусстве и частично в скульптуре. Они здесь чужаки и потому полны безразличия к происходящему. Произведение отличает острое конфликтность.
Художник сблизился с передвижниками и на первой их выставке представил картину на реальный сюжет из русской истории — «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871). Показан безмятежный сельский пейзаж, пасется корова, весело кружатся стрижи. Характеризуя метод Бальзака, Г. В. Оперы А. П.
Туркестанской войне посвящена серия работ Верещагина «Варвары», рассказывающая о гибели небольшого русского отряда, захваченного врасплох противником, о средневековом варварстве нравов, царящих в бухарском военном стане. Чайковского ("Евгений Онегин", 1879 "Пиковая дама", 1890) на долгие годы определили классический репертуар мировой оперной сцены. Они собирали и обрабатывали русские народные песни, затем использовали их в своих симфонических и оперных произведениях.
Наконец, около группы людей в правой части картины — два конных римских воина. А вот человек в белой чалме потупил глаза в полной нерешительности. На рисунках М. А. Товарищество организовало выставки в Петербурге и в Москве, после чего они показывались в Киеве, Одессе, Риге, Казани, Кишиневе и других городах.
Одновременно с этим направлением существует и другое, как раз противоположное. Он совсем не против обличения, но только в том случае, когда оно выступает в сочетании с изображением прекрасного. В картине нет ни одного изуродованного, запачканного тела. Одоевским и др. Человек в пейзажах Коро органично входит в мир природы. Особое место в социологическом реализме занимает «Что делать. » Н. Г. Но нельзя сказать, чтобы она не выдвигала талантов: очень талантлив был упоминавшийся выше Г. Семирадский, рано умерший В. Смирнов (успевший создать впечатляющую большую картину «Смерть Нерона») нельзя отрицать определенных художественных достоинств живописи А. Сведомского и В. Котарбинского. Они были продолжателями традиций Федотова и Перова (И. М.
Многие картины Репина, Сурикова, Левитана, Серова, «передвижников» попали в собрание Третьякова. Кровь хлынула горлом. Это «Кочегар» (1878)— один из первых рабочих людей, ставших персонажами русской живописи, воплощающий своими мускулистыми руками с зажатой в них кочергой, крепнущие силы российского пролетариата «Студент» (1881)— собирательный (несмотря на портретную индивидуальность) образ революционера-разночинца «Курсистка» (1883)— представительница нового поколения русских женщин, вступающих наравне с мужчинами в общественную жизнь. В творчестве Николая Александровича Ярошенко (1846–1898) сложилась типология жанрового, социально окрашенного портрета.
К середине XIX в. предметом культуры становится современная действительность и существующая в ней личность. Гоголя. е. конкретизации как национальных исторических, социальных примет, так и физических интеллектуальных и духовных особенностей) предпочтение в способах изображения «форм самой жизни», но наряду с использованием, особенно в 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска) преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно — к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания). Но ни у Врубеля, ни у Ларионова нет того мрачного восприятия окружающего мира, как это есть у Федотова.
Ситуации из жизни сельских людей получали, благодаря художнику, героическую окраску. Девять месяцев работал художник над небольшим полотном размером всего 48 х 42 см. В ней изображен момент, когда Пилат, обращаясь к Христу, сказавшему, что он пришел в мир, чтобы установить торжество истины, вопрошает: «Что есть истина. » Христос не отвечает тирану, так как понимает, что постижение истины не дано человеку, лишенному веры.
(см. Но всем этим Федотов уже не мог довольствоваться. "Помпея" вобрала в себя черты двух противоборствующих течений — классицизма и романтизма. Гончаров утверждает: ".
Его подлинными творческими вершинами стали блестяще сыгранные роли Фамусова в комедии А. С. Владелец картины Демидов, заплативший за нее баснословную сумму — 40 тыс. Милле (Сборщицы колосьев 1857).
Норвежский художник Вереншильд (Verenskiold) иллюстрируя саги и сказки, выработал особый стиль рисунка, соответствующий духу сказочных событий, а немецкий художник Швинд писал целые картины, приспособляя и рисунок и колорит ко впечатлениям от легенд, которые этими картинами он хотел передать. Ряд репинских полотен написан на исторические темы («Иван Грозный и его сын Иван», «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану» и др. )- Репин создал целую галерею портретов. Девять месяцев работал художник над небольшим полотном размером всего 48 х 42 см.
В основе его – вера в силы и возможности человека, жадный интерес к земной жизни. Из пейзажистов после А. Ахенбаха, Вильройдера, Дузетта, мариниста Эшке следовали Иернберг, Отто Рейнигер, Томас Гербст, Густав Шенлебер, Герман Байш, ученик Руссо, к сожалению, редко обновляющий свои сюжеты, Теодор Гаген, отличающийся простотой и правдой в пейзажах (любил сдержанные тона), Цюгель и Вейсгаупт — пейзажисты изображавшие домашних животных, как пособников труда человеческого. Но помочь ему никто не смог. Васнецов. Крамской, назвавший её портретом того, что думали народы, считал, что Мария в трактовке Рафаэля заступница человечества, образ истинного человеческого достоинства и высокой душевной чистоты. Вернувшись в 1849 г. в Италию, он продолжал активно трудиться. Суриковым, творчество которых представляет собой вершины передвижнического реализма.
Причудливая форма искусства берет корни в Париже. За годы, проведенные в России, он написал десятки портретов, работал над большим историческим полотном "Осада Пскова",, правда, так и осталось незаконченным, участвовал в росписях только что построенного Исаакиевского собора, преподавал в Академии художеств. Таковы картины С. А. Леопольд Калькрейт — сильный реалист изображающий поселян, рыбаков и другой рабочий люд. Кровь хлынула горлом.
Как и они, он предпочитал работать не в мастерской, а на воздухе (на пленэре, как говорят художники). "Помпея" была выставлена в Лувре, но французская публика встретила ее прохладно. Его творчество обретает историческую конкретность, в нём усиливается критика различных проявлений социального гнёта, обостряется внимание к тяжёлой судьбе народа («Когда я городом задумчив я брожу », «Румяный критик мой » и другие). Особая линия в искусстве передвижников — творчество Н. Н. Ге и И. Н. Вяземским, В. Ф. Серова). Изображение процесса карточной игры можно отметить у Ларионова в работе Картежники (1906, ГТГ). Я не захотел больше подражать одним и копировать других.
Даже пары на картинах видятся зрителю бесконечно одинокими. Соломаткина У забора (1879, Пермская государственная художественная галерея), М. Ф. Павел Михайлович Третьяков (1832—1898), представитель старинного московского купеческого рода, был необычным человеком. Получил дальнейшее развитие жанр психологического портрета.
Ее художественные прежние ригористические установки выветрились, она больше не настаивала на строгих требованиях неоклассицизма, на пресловутой иерархии жанров, к бытовому жанру относилась вполне терпимо, только предпочитала, чтобы он был «красивым», а не «мужицким» (пример «красивых» неакадемических произведений – сцены из античной жизни популярного тогда С. Бакаловича). Толстой вплотную подошел к созданию исторического романа-эпопеи «Война и мир» (1863–1869 гг. ) Собственный опыт участия в Крымской войне и обороне Севастополя позволил Толстому достоверно изобразить события героического 1812 года. Ведущими принципами реализма 19 в. стали объективное отображение существенных сторон жизни, сочетающиеся с высотой и истинностью авторского идеала воспроизведение типичных характеров и ситуаций при полноте их художественной индивидуализации предпочтение в способах изображения «форм самой жизни» с преобладающим интересом к проблеме «личность и общество». Его рождение по праву может быть граничит с драматургической деятельностью А. С. В 1892 г. она была передана в дар Москве. Созданный художником образ мадонны полон глубокого содержания. Свои собственные художественные искания он изначально направил на то, что называл «серьезными интересами жизни».
Веласкес, писавший святых, портреты (весьма реально) изображал также картёжников и гуляк из простонародья. Ведущим направлением в литературном творчестве был критический реализм. И. Е. Эта же мысль приводилась во многих статьях журнала Современник.
Одним из самых замечательных писателей середины века был Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883). Русский критический реализм создал галерею образов борцов за народные интересы (у Тургенева, Некрасова). В его уставе лишь говорилось, что члены Товарищества должны сами вести свои материальные дела, не завися в этом отношении ни от кого, а также сами устраивать выставки и вывозить их в разные города (передвигать по России), чтобы знакомить страну с русским искусством. Дворянские круги представлены братьями Кирсановыми, Одинцовой, разночинная интеллигенция – Базаровым. По выражению П. И. В рамках этой жанровой картины Перов создал один из проникновенных русских пейзажей.
Вершиной русской поэзии II половины XIX в. было творчество Николая Алексеевича Некрасова (1821–1878). Крест в горах, Аббатство в дубовой роще, Монастырско кладбище, Крушение Надежды во льдах.
Он издавал журналы «Современник», «Отечественные записки», на страницах которых впервые увидели свет произведения многих в последствии знаменитых русских писателей. Вы совершили всё, что подобало великому таланту. Чернышевского. Романтики предпочитали оценочные эпитеты, необычные, яркие метафоры. Не стало и богатства федотовских красок.
Становление русской батальной живописи второй половины XIXв. Во второй половине XIX века особенных высот достигло русское оперное искусство. Он хорош и в изображении приморского берега и катящихся на него волн при облачном небе.
Скуки ради он заставляет пуделя прыгать через палку. А вот человек в белой чалме потупил глаза в полной нерешительности.
Исключительно правдиво удалось писателю изобразить галерею портретов крестьян в принесшей ему славу серии рассказов, первый из которых «Хорь и Калиныч» был опубликован в журнале «Современник» в 1847 г. «Современник» печатал рассказы один за другим. Характерна и индивидуализация и тонкость передачи душевных состояний, находящихся в процессе смены и развития (чередование недоверия и улыбки на лице егеря, робость и восхищение в лице молодого охотника и т. д. ). Она выдает признаки тяжелого душевного заболевания, начавшегося у художника. Их общее число превысило 600.
Картина создают образ томительного беспокойства. Пушкина ("Борис Годунов", 1824-1825) и Н. В. Островского. Гениальное творчество Толстого Л. Н. И художник преодолевает скептическое отношение к миру.
Вершина его реалистического творчества – «Мёртвые души». Но солнца не было, по небу ползли бесконечные тучи и прекращались унылые дожди. Успех оперы был громадный, публика восторженно приветствовала автора, в зале среди многих друзей Глинки был и А. С. Оказалось, в отсутствии чистоты стиля.
Они только что вышли из холодной воды и никак не могут согреться. Об этих художниках, считая их носителями «эллинского духа» одобрительно отзывался в свои поздние годы Репин, они импонировали Врубелю, так же как и Айвазовский – тоже «академический» художник. Тем не менее удивительно живы в его произведениях образы русских людей.
Томилиной-Ларионовой, Париж), М. Добужинского Окно парикмахерской (1906, ГРМ). Зимний день (1850, ГРМ) – единственное пейзажное полотно Федотова, которое сразу наводит на мысль о пейзаже Достоевского. Из последующих можно назвать Бонвена (прачки, швеи) и Рибо (Теодюл) — реалиста в изображениях не только кабачков, но и религиозных сцен. В литературе, музыке и искусстве формируется романтизм. Герои их опер – крестьяне, бродячие актеры, мастеровые, художники. Его положительный герой не вознесён над жизнью (Базаров у Тургенева, Кирсанов, Лопухов у Чернышевского и др. ).
В середине XIX столетия романтизм был оттеснен с передовых рубежей французской художественной культуры (а также и литературы) мощным реалистическим движением. Просветителей и романтиков сближает субъективный взгляд на мир. Падала художественная культура, падала изобразительная грамота.
За ним лишь присматривали: когда становился буйным — связывали ремнями иногда били. Философия человеческой судьбы осмысливается Левитаном в изумительном по выразительности полотне «Над вечным покоем» (1893/1894). Иванова (В дороге. Его похоронили в Риме на кладбище Монте Тестаччо. Для создания ирреальности, нечеткости и Федотов в этюдах к Игрокам – Игрок, сидящий за столом Игрок, разминающий поясницу (1851-1852, ГРМ), Игрок, сжимающий голову руками (1851-1852, ГРМ), Потягивающийся игрок (1851-1852, ГРМ) и Врубель используют штриховку, позволяющую передать зыбкость, окружающего мира и, может быть, особое восприятие его их больным воображением.
Коровина (На миру, 1893, ТГ), С. В. Владимир Егорович Маковский (1846–1920) окончил Московское училище живописи и ваяния, одним из основателей которого был его отец. Выдающимися советскими скульпторами-монументалистами эпохи соцреализма были Вера Мухина (монумент «Рабочий и колхозница»), Николай Томский (барельеф из 56 фигур «Оборона, труд, отдых» на Доме Советов на Московском проспекте в Ленинграде), Евгения Вучетича (памятник «Воин-освободитель» в Берлине, скульптура «Родина-мать зовет. » в Волгограде), Сергея Коненкова. Особое отношение к литературе восходит истоком к началу столетия, к эпохе блестящего развития русской словесности, вошедшей в историю под названием «Золотого века». В массе своей неакадемическая продукция, как это было и в других странах, являлась буржуазно-салонной, ее «красота» -пошловатой красивостью.
Вскоре после премьеры Глинка был назначен руководителем Придворной певческой капеллы. Складывалось новое мировоззрение, свободное от духовного гнета церкви. В историю отечественного театра М. С. Разнообразные виды пейзажа развивал в своем творчестве Василий Дмитриевич Поленов (1844–1927).
В начале XX в. он получил заказ на картину «Торжественное заседание Государственного совета». Конечно, в произведениях некоторых реалистов имеют место неопределённые романтические иллюзии там, где речь идёт о воплощении будущего («Сон смешного человека» Достоевского, «Что делать. » Чернышевского ) и в этом случае можно с полным правом говорить о наличии в их творчестве романтических тенденций.
Салтыков-Щедрин полагал даже излишней третью фигуру – егеря. «Реализм Курбье» сразу же вызвал острую реакцию общества и критиков, которые утверждали, что тот, «прикрываясь реализмом, клевещет на натуру», называли его ремесленником в живописи, делали на него пародии в театре и всячески очерняли. Картины семейного быта, любовная линия, характеры людей переплетаются с масштабными полотнами исторических событий. Благодаря этому он сделался реалистом в самом смысле слова и его сочинения представляют собою незаменимый источник для изучения психологии французского общества времён реставрации и «Людовика-Филиппа». В творчестве Коро следовал непосредственному впечатлению и всегда оставался предельно искренним («Мост в Манте», «Башня ратуши в Дуэ»).
Повышается их роль и в раскрытии психологии человека, в передаче общего идейно-художественного замысла картины. Открывшаяся в 1871 году первая выставка «передвижников» убедительно продемонстрировала существование нового направления, складывавшегося на протяжении 60-х годов. В работах отражены жестокие события современности.
Альфред Вальберг любил изображать не только свою родную, но и итальянскую природу. Иными словами, гиперреалисты создают так называемую «ложную реальность» или «убедительную иллюзию». Были представлены все жанры – исторический, бытовой, пейзажный портретный, – и зрители могли судить, что нового внесли в них «передвижники». Ларионова Зимний пейзаж с фигурой (1899, соб. Глубокий психологизм, т. е. Некоторые шведские художники работали в чужих краях, как, напр., Гуго Биргер — настоящий виртуоз (Завтрак в Гранаде), умерший в молодости.
граничит с именем Василия Васильевича Верещагина (1842–1904). Реалистические тенденции под влиянием меняющихся общественно-исторических условий и самой психики современного человека нередко уступают место периодам декаданса, отчужденному от жизни формализму или возврату к прошлому в виде вульгарного эпигонства, представленного, например, «искусством» фашистского третьего рейха или номенклатурным «искусством» сталинизма. Печать тоже высоко оценила оперу. Развитие традиций передвижничества происходит уже в советское время — в деятельности художников Ассоциации художников революционной России (АХРР). Третий великий роман великого писателя – «Воскресение» (1889–1899 гг. ), названный Р. Ролланом «одной из прекраснейших поэм о человеческом сострадании». Данное полотно описывало войну Греции за независимость. Художественная ориентация реализма определила особенности его творческого метода.
(автора романов "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресенье", трилогии "Детство", "Отрочество", "Юность") оказало огромное влияние на мировую литературу. Сдвиги эти, происходившие в обстановке мощного народного подъема, тесно связаны с борьбой за независимую от религии светскую культуру. Гармоничное мировосприятие, столь ярко и подкупающе выразившееся в Сватовстве майора, не могло сохраняться долее-художнику предстояло совершить путь у глубокому и безнадежному трагизму. Столкновение героического подвижничества с жизненной повседневностью стало темой одного из лучших произведений Репина — картины «Не ждали» (1884–1888). франков, отправил полотно в Париж.
«Проповедь на селе», 1861 «Крестный ход на Пасхе», 1861 «Чаепитие в Мытищах близ Москвы», 1862). Этот термин вошел в лексикон людей разных стран применительно к различным искусствам. Романтизм возник на фоне разлада идеала и действительности. Глинка поселился в Петербурге. Мане, К. Моне, К. Писар-ро).
Их взгляды во многом определяли общественное сознание населения России того времени. Плеханов отмечает, что создатель «Человеческой комедии» «брал» страсти в том виде какой давало им современное ему буржуазное общество он со вниманием естествоиспытателя следил за тем, как они растут и развиваются в данной общественной среде. В его портретах выступали люди могучего духа, устремленные в будущее. РМ), богатство и величие родной природы (произведения А. К. Саврасова, А. И. Куинджи, И. И. Левитана, И. И. Шишкина), героические страницы национальной истории (творчество В. И. Сурикова) и революционного освободительного движения (Арест пропагандиста, Отказ от исповеди И. Е. Репина). В борьбе за будущее он уповает на решённое, нравственное перевоспитание общества.
В творчестве А. П. Однако он, так же, как ребенок, не сразу научился писать шедевры. Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина направлено против самодержавно-крепостнического строя ("Губернские очерки", "Помпадуры и помпадурши", "Пошехонская старина") в его произведении "История одного города" создана гротескно-сатирическая галерея образов градоправителей, в социально-психо-логическим романе "Господа Головлевы" изображен духовный и физический распад дворянства.
Аналитическую функцию реалистическое искусство осуществляет не только раскрывая противоречия между угнетателями и угнетёнными, но и показывая социальную обусловленность человека. Термин реализм появился благодаря французской писательницеШампфлери в середине 19-го века, когда художник Гюстав Курбе, после того как его работа (Мастерская художника) была отклонена на Всемирной выставке в Париже, построилсобственный шатер по соседству с выставкой и организовал собственную, получившую название«Ле Реализм» (Le Realisme). В картине «Московский дворик» (1878/1879) изображенный художником уголок старой Москвы с характерными приметами патриархального быта вырастает до типически обобщенного образа целой эпохи. Щепкина.
Уже в первых произведениях Л. Н. Толстого, опубликованных в 50-х гг. У истоков русского реализма XIХ века стоит А. С. Нравственные искания, любовь, быт помещичьей усадьбы открываются читателю в романе «Дворянское гнездо» (1858 г. ). Репиным и В. И. Гоголя ("Ревизор", 1836), а становление с именем А. Н.
франсуа Милле-крестьянский мир-Сеятель, Сборщицы колосьев. Он был значительно старше барбизонцев, но поселился не в Барбизоне, а в маленьком городке Виль дАврэ под Парижем. В 1871г. Чехова отражены идейные искания русской интеллигенции, недовольство обывательством, душевной "смиренностью" ("Ионыч", "Дама с собачкой") он создал новаторские пьесы ("Чайка", "Дядя Ваня", "Три сестры", "Вишневый сад"). Вернувшись в 1849. конкретизации как национальных исторических, социальных примет, так и физических интеллектуальных и духовных особенностей), предпочтение в способах изображения «форм самой жизни» но наряду с использованием, особенно в 20-м в. условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска), преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно – к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового мифологизированного создания).
Впоследствии вся серия была издана И. С. Тургеневым в одной книге, получившей название «Записки охотника». " Федотова. Но красота свадебного обряда, вдохновлявшая художников 40-х, 50-х годов, (отзвуки этой красоты мы обнаруживаем в Сватовстве майора Федотова), перестает ощущаться.
Герои Бальзака, Салтыкова-Щедрина, Чехова и др. Гоголь и самого себя включает в число критикуемых им писателей. Но люди бредут своим путем, как слепые, цепляясь друг за друга, спотыкаясь на каждом шагу и стоит поводырю упасть в ров, упадет и вся паства за ним. Пройдя хорошую школу графики, Федотов решил попробовать писать маслом. Вторая половина XIX в. оказалась чрезвычайно богатой на таланты. Для натурализма были характерны: подчинение «позитивной» правде, отказ от типизации, строгое использование результатов экспериментальной науки, подчёркнутая «фотографичность» изображения, деэстетизация художественной формы. Реалистическое искусство Толстого ярко проявилось в романе эпопее «Война и мир».
Важное место в литературе 70-х гг. Родина-германия. В нём всегда ощущается биение жизни, человеческого сердца и души. Существует два основных типа сюрреалистического искусства—Фантезийный (художникамэтого направленияможно отнести Сальвадора Дали, Рене Магритта) и автоматизма (Хуан Миро).
Как и Федотов, Перов начинает с картин-рассказов, где акцент делается на какой-то одной детали (например, перевернутая лицом вниз икона или упавший в грязь молитвенник в «Сельском крестном ходе на Пасхе»). Имея резкую социальную направленность, он получил название критического. В конце 18-начале 19 веков угасает интерес к античности. Переходя к скандинавским народам можно убедиться, что и до них дошли перемены в направлении искусства, как по содержанию, так и в технике. По словам самого Л. Н. Толстого, главной мыслью в романе была «мысль народная».
Сюрреалисты, чьи идеи первоначально основывались на работах Зигмунда Фрейда, стремились освободить творческий потенциал бессознательного ума. К их мнению прислушивались. На исходе XIX в. в итальянской опере сложилось новое направление – веризм (итал. И те и другие недооценивали роль объективного фактора в развитии истории.
Тут всякий герой». Инквизиция свирепствовала в Нидерландах. Реализм в его понимании являлся элементом романтизма. Живопись). Сюжет подсказала сама жизнь: чиновник и первая его награда. В произведениях 30-х годов («Ревизор» и другие) Гоголь изображает исключительно отрицательные явления общества.
И действительно, жесты персонажей картины помогают характеризовать человека, его психологическое состояние в настоящий момент (распростертые руки бывалого охотника, говорящие о том, что страшный рассказ дошел до кульминационного пункта забытая папироска в руках увлеченного молодого слушателя ироничный жест егеря, почесывающего затылок). За год до смерти Федотов начинает картину "Анкор, еще анкор. Кристоф Бишоп изображал сельские сцены играющих детей интимную домашнюю жизнь.
В пейзажах Коро редко встретишь борьбу стихий, ночной мрак, что так любили романтики. — В Англии натурализм проявлялся независимо от французского и совсем в особой форме. у французов Бастьена Лепажа (весьма смягченный Курбэ) и Рафаэлли изображающих, подобно Курбэ, обыденную и преимущественно рабочую жизнь. «Сельский крестный ход на Пасхе». В XIX в. всемирную славу получил русский балет. "Помпея" была выставлена в Лувре, но французская публика встретила ее прохладно.
Но по прошествии двух лет художник показал в салоне новое произведение, названо им «Резня на Хиосе». Этот последний имел более порицателей, чем ценителей во Франции, но его резкий протест составил полезную переходную эпоху и оставил следы как во французской, так и в бельгийской школах. Врубеля, В. А. Федотова поместили в частную лечебницу, расположенную недалеко от Таврического дворца.
Таково содержание этой картины. Именно это видение и ощущение города у Федотова утвердится потом в работах Л. И. Передовое искусство передвижников было выражением революционно-демократических идей.
Очень показателен образ мальчика-сына, с трепетным восторгом смотрящего на отца. Жуковским и хорошо известной "Думой" К. Ф. Вообще шведские пейзажисты немного космополиты и почти все изучали искусство за границей, Эдвард Берг, замечательнейший из них, хотя и работал в Германии, Франции и у Калама в Швейцарии, но по возвращении в отечество начал с 1857 г. разрабатывать пейзаж шведской природы — сосновые леса, березовые рощи, тихие воды, не чуждаясь грандиозной стороны своей родины (водопады), но не прибегая к блестящим внешним световым эффектам. Чистяков учил «рисовать формой». Литература и живопись этой поры часто решают сходные задачи.
Малозаметен на картине, но очень тонко выписан Николай II. На его лице страдальческая улыбка. Только в музыке судьба романтического направления сложилась по-иному. Положив в основу произведения «мысль народную», писатель подверг критике тех, кто равнодушен к судьбе народа, родины и живёт эгоистической жизнью. На полотнах изображены обособленными не только люди, но также и дома с улицами.
Они просты по сюжету, но пронзительны в своей скорби. Но вместе с тем Чернышевский стремится преодолеть романтическую мечтательность. Бородина ("Князь Игорь", 1890), М. П. Такой синтез в полной мере был осуществлен уже в 1880-х гг. В Очерках гоголевского периода (в 1856 г. ) Чернышевский писал: Если живопись ныне находится вообще в довольно жалком положении, главною причиною того надобно считать отчуждение этого искусства от современных стремлений. Чистяков не оставил развернутого изложения своей «системы», она реконструируется в основном по воспоминаниям его учеников. Критики того времени яростно обвиняли великого художника за его чрезмерный натурализм.
Романтическое восприятие человека существенно отличалось от просветительского представления. Выделение из бытового жанра пейзажа и портрета (например, в «Приезде гувернантки в купеческий дом»), значение которых возрастает, особенно в следующие, 70-е годы, знаменательно в творчестве Перова, в котором, по справедливому замечанию исследователей, структурно оформились важнейшие жанры реалистического искусства. Крог — резкий, но правдивый реалист. Но не они задавали тон: близился выход на авансцену «Мира искусства», равно далекого и от передвижничества и от Академии. Тогда в поисках типажей Иванов стал посещать еврейский квартал Рима. В Дании пейзажная живопись шла вообще также национальным путём: Кристен Кебке, Петр Христиан Сковгард (рощи, парки, с 1839 г. ), поэтический реалист Вильгельм Кинен, маринисты: Мельби, Эмануэль Ларсен, Сёренгсен — в особенности первый — отличаются большими достоинствами из молодых — Лохен, Торольф Педерсенс, Торвальд Нисс пейзажисты Иоахим и Нильс Сковгарды (сыновья Петера-Христиана Сковгарда), хотя и пишут натуралистические пейзажи, но переходят в декоративно-стилистическое направление, по определению историка искусств Мутера.
Сюжета как такового нет. Развивалась русская национальная музыкальная школа. Передвижники показывают не только бедность, но и красоту народного быта (Приход колдуна на крестьянскую свадьбу В. М. Максимова, 1875, ТГ), не только страдание, но и стойкость перед лицом жизненных невзгод, мужество и силу характера (Бурлаки на Волге И. Е. Репина, 1870-1873. Испанцы огнем и мечем подавляли восстание, охватившее страну. Крамского, 1872, ТГ Что есть истина. 23 июня 1852.
Основоположником русского демократического пейзажа по праву считается Алексей Кондратьевич Саврасов (1830–1897). Чайковского и М. И. Существенными были разногласия в их отношении к действительности. традиции критического реализма развивались в творчестве выдающихся мастеров, сохранявших связи с демократическим движением (Т.
Добрый юмор и сочувствие людям перекрывали ноту сатирического осуждения. Вот почему великие реалисты XVII века так высоко чтили его. Таковы Оскар Бьорк (Моряки, Коровьи стойла), Карл Ларсон (декоративные стенные композиции — напр., жизнь женщины различных времён в Швеции), Рихард Берг, сын Эдварда Берга (Гипнотический сеанс) и, наконец, Андерс Цорн, блестящий художник разнообразного содержания, писавший испанских нищих, цыган, английских мисс, моряков, движение воды, лунный свет, сцену в омнибусе, бал и т. п. В Норвегии Карл Гансен колоритно писад сцены народно-бытовые он работал в Копенгагене, многие другие — почти постоянно вне отечества, но некоторые окончательно почерпнули силы лишь по возвращении в отечество. франков, отправил полотно в Париж. Просветители (Д.
Творческие интересы передвижников-пейзажистов были связаны с темой родной русской природы. Среди них были такие известные деятели, как С. Ю. Шедевром русской хореографии является па-де-де Одиллии и принца Зигфрида в "Лебедином озере" П. И. Чайковского, поставленном в Петербурге в 1895 г. Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ) было учреждено в 1870 г. Первая выставка открылась в 1871 г. Это событие имело свою предысторию.
Также художники прибегали к более контрастным формам выражения образов. Камиль Коро-пейзажи. Густав Курбе-Мстерская художника, Здравствуйте, господин Курбе.
Справа от раба две фигуры — отец и сын. Базаров ненавидит праздность, сибаритство, проявления барства. К этому времени галерея Павла Михайловича Третьякова насчитывала около 2 тыс. Толстой в своих произведениях изображает жизнь с позиции «стамиллионого земледельческого народа», как он сам любил говорить. Манера художника здесь несколько иная: мазок свободный, легкий, чистые цвета.
Он значительно шире захватил современную ему действительность. Одно из лучших произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» повествует о постепенном распаде семьи и вымирании помещиков Головлевых. Это — ревнители иудейской веры, фарисеи. Яркие представители направления соцреализма в советской живописи: Александр Дейнека («Оборона Севастополя», «Мать», «Будущие летчики», «Физкультурница»), В. Фаворский, Кукрыниксы, А. Герасимов («Ленин на трибуне», «После дождя», «Портрет балерины О. В. Лепешинской»), А. Пластов («Купание коней», «Ужин трактористов», «Колхозное стадо»), А. Лактионов («Письмо с фронта»), П. Кончаловский («Сирень»), К. Юон («Комсомолки», «Люди», «Новая планета»), П. Васильев (портреты и марки с изображением Ленина и Сталина), В. Сварог («Герои-летчицы в Кремле перед полётом», «Первое мая – пионеры»), Н. Баскаков («Ленин и Сталин в Смольном») Ф. Решетников («Опять двойка», «Прибыл на каникулы»), К. Максимов и др.
Этому шагу предшествовало однако возрождение реального пейзажа в Англии (Констебль), послужившее на пользу самому Делакруа, а в тридцатых годах XIX века группа пейзажистов во Франции (Руссо, Каба (Cabat), Дюпре и др. ) абсолютно возродила реальный пейзаж с внутренним содержанием или настроением. Нет. Трагичные образы беззащитных крестьян, беспомощных перед лицом жестокой силы. Их лица, обращенные к Мессии, не выражают ни любви, ни ненависти. В основе реалистического искусства лежит свой, особенный взгляд на окружающую действительность, который подвергает критике и анализу многие стороны жизни общества.
Кюрбе создавал портреты своего времени, на которых была изображена простая сельская жизнь. Количество этюдов с каждым годом росло.
Грибоедова ("Горе от ума", 1822-1824), А. С. В начале 90-х гг.