Первенство в развитии жанровой живописи «критического» реализма принадлежит Василию Григорьевичу Перову (1834–1882).
Сюжет картины заключается в следующем. Он был полон негодования на то, что видел, его волновали до корней души целые толпы русских типов и личностей, постоянно везде стоявшие около него, его потрясали сцены и события, около которых слишком многие проходят не замечая. Были представлены все жанры – исторический, бытовой, пейзажный портретный, – и зрители могли судить, что нового внесли в них «передвижники».
Собственно, открытие этой важнейшей темы было сделано несколько ранее, когда Н. А. Ярошенко написал своего могучего «Кочегара», а К. А. Савицкий показал силу и величие человека труда в «Ремонтных работах на железной дороге». Реалисты не ограничиваются критикой нравов и современного им законодательства. Русская действительность предстаёт в них своей мертвенности, неподвижности. Герои Бальзака, Салтыкова-Щедрина, Чехова и др. Здесь вновь скромный обиходный мотив — заросший сад, обветшалая усадебная веранда, сгорбленная фигурка старушки, которую поддерживает под руку внучка, — становится значительным по содержанию символом. К середине 1890-х годов передвижничество вырождается в своеобразный «академизм». Его положительный герой не вознесён над жизнью (Базаров у Тургенева, Кирсанов, Лопухов у Чернышевского и др. ).
Чистякова заслуживает особого внимания. В работах А. М. Эта порой гипертрофированная критичность, нежелание замечать иные аспекты жизни, кроме дурных, были «болезнью» быстрого роста, страстным желанием уподобить живопись по общественной значимости литературе.
Соломаткина Невеста (1867, ГТГ), тема брака приобретает социальную остроту. Много работал над портретом и Н. А. Ярошенко. В начале 90-х гг. Произведение отличает острое конфликтность. «Главное для меня композиция, – говорил В. И. Суриков.
непримиримая вражда к крепостничеству могла быть выражена наиболее ярко и целеустремленно. Творчество Перова явилось толчком для развития критического реализма в русской живописи. А. Степанов, П. М. Боклевский). Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Среди его учеников, . Он неизменно утверждал: «Война – это смерть.
Французские картины, написанные в духе реализма, зачастую принадлежали к пейзажному жанру, в них авторы пытались передать окружающую их природу, красоту французской провинции, сельские пейзажи, которые, по их мнению, как нельзя лучше демонстрировали «настоящую» Францию во всем её великолепии. Врубель с гордостью называл себя чистяковцем. Он обращается к жанру: «Нищий, просящий милостыню», «Деревенская тройка», «Народное гулянье в семик», копирует «Старика» К. Брюллова, «Цыганку», «Гречанку» (неизвестных авторов), пишет портреты отца и всех домашних. Островского, И. С.
Первым таким произведением явился «АвтопортретАвтопортрет. На новую дорогу сворачивает и Константин Маковский.
«Хорошо, хорошо, – говорил он, когда хвалили его картины, - но думаю, что можно и могу лучше написать». Как в живописи, так и в рисунке он охотно использовал двухфигурные композиции («В швейцарской», «Беседа в трактире»). Добрый юмор и сочувствие людям перекрывали ноту сатирического осуждения. В этой работе-все ново: и сознательное обращение к обыденному, даже неприглядному жизненному материалу и живопись и композиционные принципы, предвосхищающие дальнейшую эволюцию Перова й одновременно явившиеся мощным толчком в сторону художественно-пластического мышления, свойственного живописцам второй половины XIX и начала XX века: И. Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. В ней нет никакого движения. На юную девушку смотрят с удивлением купец, его жена, дети и многочисленная прислуга. Динамизм всей сцене сообщает диагональная композиция.
Он совсем не против обличения, но только в том случае, когда оно выступает в сочетании с изображением прекрасного. Многие картины Репина, Сурикова, Левитана, Серова, «передвижников» попали в собрание Третьякова. Манера художника здесь несколько иная: мазок свободный, легкий, чистые цвета., А. Егоров, В. Шебуев, К. Брюллов, а также коллекцию «антических статуй и бюстов» и огромное количество рисунков самого разного плана, как учебных, так и творческих.
Положительные герои в творчестве реалистов – правдоискатели, люди, связанные с национально – освободительным или революционным движением (карбонарии у Стендаля, Неурон у Бальзака) или активно сопротивляющееся растлевающему вниманию индивидуалистической морали (у Диккенса). Столкновение героического подвижничества с жизненной повседневностью стало темой одного из лучших произведений Репина — картины «Не ждали» (1884–1888). Подвергая критике основы существующего буржуазного общества, художники-реалисты были благородными гуманистами, верившими в Добро, Высшую Справедливость, Всеобщее Равенство и Счастье для всех без исключения. В картине Тройка главенствует драматическая тема.
Однажды приехал он на Волгу писать солнце, воздух и речные просторы. Соломаткина У забора (1879, Пермская государственная художественная галерея), М. Ф. Но всем этим Федотов уже не мог довольствоваться. К таким художникам можно отнести Николая Сверчкова и Леонида Соломаткина. Бедную безмолвную женщину жаль, как живого человека, ее хочется обласкать и утешить.
Перов, Мясоедов, Крамской и другие художники решили не отступать. В процессе исторического развития всего искусства в целом реализм приобрел конкретные формы и методы, вследствие чего выделяют три его стадии: просветительский (Эпоха Просвещения, конец 18 века), критический (19 век) и социалистический реализм (начало 20-го века). Но не сам «белый генерал» был центральной фигурой картины не официальный парад захватил Верещагина, но то поле, где выстроились войска.
и Игроки. Врубеля Семья Я. В. Перов показывает как скромная, застенчивая институтка приезжает в купеческую семью, готовясь стать гувернанткой и вынимает из своего ридикюля рекомендательное письмо.
Не контурами, не «чертежно» и не тушевкой, а строить объемную форму в пространстве идя от общего к частному. 1861Холст, масло, 71, 5 x 89Государственная Третьяковская галерея» (1861). Здесь была выставлена картина «Апофеоз войны».
Почему при изучении темы «Реализм в искусстве» творчество Перова стоит на первом месте. Все это наблюдается в творческом наследии Перова. Салтыков-Щедрин полагал даже излишней третью фигуру – егеря. В то же время он не скрывает трагических сторон действительности. Туркестанской войне посвящена серия работ Верещагина «Варвары», рассказывающая о гибели небольшого русского отряда, захваченного врасплох противником, о средневековом варварстве нравов, царящих в бухарском военном стане.
Достоевского, А. Н. С 1895 г. был. Был членом «Союза русских художников». Как выглядела в ту пору Академия. В творчестве Николая Александровича Ярошенко (1846–1898) сложилась типология жанрового, социально окрашенного портрета.
Примечательно, что художники «Мира искусства» – объединения, далекого на первый взгляд от проблем современности, оказались в эту сложную эпоху захвачены величием происходящего. Истоки такого отношения к революционным событиям следует искать в традициях русского искусства второй половины XIX века, в первую очередь – в искусстве художников передвижников. Серова).
П. Петух со своим поваром». Ярким примером этого могут служить листы из серии «Голод», эмоциональная напряженность которых как бы предвещает серовскую графику эпохи первой русской революции. Персонажи и отношения между ними были психологически точны и убедительны.
Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы. Сеченов и Д. И. Менделеев в естественных науках – все они в разных формах приняли участие в общественном движении, которое, по словам В. И. Ленина, было одушевлено «горячей враждой к крепостному праву». В 1860-е годы особенно широко развиваются те виды изобразительного искусства, где. События запечатлены не столько очевидцем, сколько участником этой народной трагедии. Этим определяется острая конфликтность, напряжённый драматизм романов Достоевского. М. : 1998.
Ни в одной из картин русской живописи тема человеческого горя не была выражена так сердечно, как в картине Крамского «Неутешное горе». Русский критический реализм создал галерею образов борцов за народные интересы (у Тургенева, Некрасова).
На уроках МХК мы знакомились с творчеством многих русских художников. Сейчас задачи живописи рисуются иначе, чем это представлялось Верещагину, но впечатление и теперь картина «Апофеоз войны» производит сильное. И. Сурикова, В. М. Васнецова, М. А.
Формирование его граничит с именем Пушкина, который вывел русскую литературу на широкий путь изображения «судьбы народной, судьбы человеческой». Яснее всего это заметно в области жанра. Сам Достоевский говорит о задаче портретиста: «. Писатели XVIII века остро критикуют религиозный фанатизм («Монахиня» Дидро, «Натан Мудрый» Лессиниа), выступают против доисторических форм правления, поддерживают борьбу народов за свою национальную независимость («Дон Карлос» Шиллера, «Эгмант» Гёте).
Советы Ступина: «Нет, батюшка, рисуй-ка карандашом, будь потверже в карандаше, а там начнешь и красками», его настойчивое требование «строгого рисования» и при этом умение «заметить в ученике искру божию», похвалить, поощрить его: «Хорошо, брат, хорошо. Зарисовки с натуры, носящие этюдный характер, выполнены им в основном карандашом («Голова казака», «Казак» – рисунки для картины «Покорение Сибири Ермаком», наброски к «Переходу Суворова через Альпы» и другие). Там же были написаны умиротворенные вечерние пейзажи: «Вечер на Волге», «Вечер. Из иностранных писателей его особенно интересовал В. Гюго. Он видит её недостаток в том, что она не дала верной картины русской действительности.
Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Семенов Тян-Шанский. Принцип социальности – эстетики критического реализма. Только у революционно мыслящих сентименталистов (у Руссо и особенно у Радищева) и у отдельных романтиков (Сю, Гюго и др. ) эта тема получает разработку. Подъем общественной жизни не мог не захватить художественную молодежь.
Туркестанские события дали художнику мысль устроить в Петербурге выставку. При всей их эскизности они удивительно верно передают характер изображаемого (портреты Э. Л. Праховой и Р. С. Левицкого, С. С. Боткина и другие). В нём приплетаются судьбы людей самых разных воззрений, различного положения в жизни.
Будущие выставки должны были «передвигаться» по разным городам России, знакомить широкие массы с произведениями художников, организовать продажу картин. Грамоте он учился у дьячка, потом – в народном училище. В 1880-е годы И. Е. Репин создает серию листов, посвященных Петербургу. Толстой, по инициативе которого и были призваны к преподаванию ведущие «передвижники».
По свидетельству бывшего крепостного, выходца из училища И. Зайцева, «в школе различия между теми и другими никакого не было – жили, как говорится, душа в душу, один за другого готовы были умереть». Выдающимися советскими скульпторами-монументалистами эпохи соцреализма были Вера Мухина (монумент «Рабочий и колхозница»), Николай Томский (барельеф из 56 фигур «Оборона, труд, отдых» на Доме Советов на Московском проспекте в Ленинграде), Евгения Вучетича (памятник «Воин-освободитель» в Берлине, скульптура «Родина-мать зовет. » в Волгограде), Сергея Коненкова.
Малозаметен на картине, но очень тонко выписан Николай II. Интерес к их произведениям и деятельности не ослабевает с годами. Позднее реалистические тенденции развили в своём творчестве Г. Курбе и Ж. Ф. Милле (Франция), А. Менцель и М. Либерман (Германия), М. Мункачи (Венгрия) и др. Образ её – «Ревизор» Гоголя, острая сатира на российскую действительность 30-х годов XIХ века.
В рамках этой жанровой картины Перов создал один из проникновенных русских пейзажей.
С 1818-1819 почти постоянно жил в с. Сафонково (В. В его произведениях ярко проявились особенности русского критического реализма этой поры. Дети являются активными участниками действия в большинстве произведений Перова.
Она произвела сильное впечатление на общественность. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. На приоритете рисунка Чистяков настаивал и со своей склонностью к шутливым афоризмам выражал это так: «Рисунок – мужская часть, мужчина живопись – женщина». С другой стороны, не кто иной, как Семирадский, в период реорганизации Академии решительно высказался в пользу бытового жанра, указывая как на положительный пример на Перова, Репина и В. Маяковского. Об этом начале мы и сегодня, несмотря на все усилия исследователей, знаем недостаточно и главными подтверждениями «непомерного труда» остаются его произведения, немногочисленные, но по качествам своим чрезвычайно серьезные, подготовившие «чудо» рождения новой живописи в «Сельском крестном ходе на пасхе».
Об этих художниках, считая их носителями «эллинского духа» одобрительно отзывался в свои поздние годы Репин, они импонировали Врубелю, так же как и Айвазовский – тоже «академический» художник. Как уже отмечалось, живопись той поры находилась в теснейшей связи с «властительницей дум» –литературой, вот почему иногда просто как прямые иллюстрации к литературным произведениям воспринимаются некоторые картины Перова, например, «На могиле сына» (1874, ГТГ) – как иллюстрация к роману Тургенева «Отцы и дети», «Проводы покойника» (1865, ГТГ) невольно ассоциируются с некрасовской поэмой «Мороз, Красный нос». В 1890 году, давая обзор Восемнадцатой передвижной выставки, В. В. Стасов отмечал «неподкупную правду изображения» у этих мастеров. После того как несколько картин, особенно много значащих для автора, было отвергнуты как экспонаты Всемирной выставки в Париже, в 1855 году он открыл собственный «Павильон Реализма». В картине Тройка главенствует драматическая тема.
«Реализм Курбье» сразу же вызвал острую реакцию общества и критиков, которые утверждали, что тот, «прикрываясь реализмом, клевещет на натуру», называли его ремесленником в живописи, делали на него пародии в театре и всячески очерняли. Используя мотивы поздней осени с мглистым хмурым небом, раскисшими дорогами, облетевшими деревьями, русский пейзаж 1860-1890-х гг. Созданная молодым художником картина демонстрирует зрелость, самостоятельность его идейных и творческих принципов, прочность профессионального фундамента, за которым стояли практические занятия-штудии под руководством учителей и копирование, первые композиционные опыты и «напряженная нервная работа, непомерная трата энергии, безграничный расход душевных сил», характеризующие начало его трудного творческого пути.
Его ведущие принципы заключались в объективном отображении существенных сторон жизни, которые вместе с тем содержали в себе высоту и истинность авторских идеалов, в воспроизведении характерных ситуаций и типичных персонажей, при сохранении полноты их художественной индивидуальности. Он считает недостаточным ограничиваться облечением общественных пороков. Конфликты носят комический характер, они не затрагивают серьёзных противоречий времени. С едким сарказмом бичует он безнравственность и ханжество духовенства в своих ранних произведениях «Сельский крестный ход на пасхе» (1861) и «Чаепитие в Мытищах» (1862). Это «Кочегар» (1878)— один из первых рабочих людей, ставших персонажами русской живописи, воплощающий своими мускулистыми руками с зажатой в них кочергой, крепнущие силы российского пролетариата «Студент» (1881)— собирательный (несмотря на портретную индивидуальность) образ революционера-разночинца «Курсистка» (1883)— представительница нового поколения русских женщин, вступающих наравне с мужчинами в общественную жизнь. Советское правительство всегда придавало большое значение политике партии в искусстве. Мясоедова Поздравление молодых в доме помещика (1861, ГРМ), Н. П.
Картина Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом», 1866 г., ставит художника достойным современником Островского, который в своих пьесах выводил быт купечества и его нравы. Просветители (Д. В творчестве Коро следовал непосредственному впечатлению и всегда оставался предельно искренним («Мост в Манте», «Башня ратуши в Дуэ»). Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время. Вся его внутренняя энергия сосредоточена на собирании сил для того, чтобы с достоинством пройти через страдания. Массовые аресты «народников», последовавшие за трагедией 1 марта 1881г. Его творчество обретает историческую конкретность, в нём усиливается критика различных проявлений социального гнёта, обостряется внимание к тяжёлой судьбе народа («Когда я городом задумчив я брожу », «Румяный критик мой » и другие).
Литература и живопись этой поры часто решают сходные задачи. Верещагин самый заклятый, неумолимый и дерзкий реалист». Васнецов. В борьбе за будущее он уповает на решённое, нравственное перевоспитание общества. Многочисленные этюды, привезенные из путешествия, он использовал для картины «Бурлаки на Волге» (1872). Как раз во время бурной эпохи освобождения крестьян от крепостной зависимости Перов пишет несколько картин на тему обличения духовенства: «Проповедь на селе», «Крестный ход на Пасху» и «Чаепитие в Мытищах».
Как и они, он высветлил палитру изгнав темные, землистые краски. Причем они не повторили «бунта четырнадцати» и, по-видимому извлекли пользу из своего ученичества. Не те ли же чувства, что перовская «Тройка», вызывает рассказ Достоевского о рождественской елке и замерзающем на морозе мальчике. Вместе с художником зритель сочувствует заключенному и желает ему освобождения.
Пукирева Неравный брак. Одних они приводили в восторг, другие, наоборот, подвергали их критике. В произведениях 30-х годов («Ревизор» и другие) Гоголь изображает исключительно отрицательные явления общества.
Он, безусловно, оказал влияние и на Перова. Всего серия насчитывает 25 картин.
Пушкин. Подобные эскизы позволяют еще более почувствовать беспощадную силу перовского сарказма.
Среди них были такие известные деятели, как С. Ю. Для художников-реалистов было важно передать мгновения жизни в её динамике, как можно правдоподобнее подчеркнуть индивидуальные особенности действующих персонажей, реалистично показать их чувства, эмоции и переживания. С той поры Верхняя Волга заштатный городок Плес прочно вошли в его творчество. Венецианова и в петербургской Академии Художеств (1834). Репиным в Не ждали (1883, ГТГ) (особенно, если иметь в виду, что первоначальное название федотовской картины было Не в пору гость, то есть, в сущности такое же не ждали). не терял с ним связь, продолжая пользоваться оригиналами, взятыми оттуда для копирования.
Высокий демократический подъем сказался в это время на всех областях культуры. Изображение процесса карточной игры можно отметить у Ларионова в работе Картежники (1906, ГТГ).
Павел Михайлович Третьяков (1832—1898), представитель старинного московского купеческого рода, был необычным человеком. – В. Л. ) сколько-нибудь серьезной профессиональной выучки» и что ему помогала только «усиленная самостоятельная работа».
В них художник обращал свой гнев против лицемерия духовенства. Лучшим листам этого времени присущ тот же драматический лаконизм, что и его знаменитой картине «Расстрел». Вся купеческая семья высыпала навстречу бедной гувернантке.
Пьеса весьма многозначна по своему содержанию. Старший брат знаменитого художника. Творчество художников этого направления подобно исследованию общественных противоречий. Манера художника здесь несколько иная: мазок свободный, легкий, чистые цвета.
Среди произведений Перова, посвященных детской теме, «Тройка» или, как называл эту картину сам автор, «Ученики-мастеровые везут воду», принадлежит к числу наиболее известных. Это – относительно «мирное» собрание людей, где только жесты рук, скупо намеченные движения мужских фигур выдают внутренний драматизм происходящего. Врубеля, В. А. Романтики, по его мнению, часто неслись «выше общества», а если, опускались к нему, то разве за тем только, чтобы хлестнуть его бичом сатиры, а не передавать его жизнь в образец потомств.
Искусство не развивается путём революционных взрывов. Пейзажные работы их по своему-настроению перекликаются с лучшими страницами прозы И. С. Тургенева и поэзии Н. А. Некрасова. 1870-е годы – время, когда демократические тенденции в русском искусстве находят свое яркое выражение в деятельности Товарищества передвижных художественных выставок.
Именно по таким улицам Петербурга бродят герои его произведений. Важную роль играла также острая бытовая сатира, мастером которой был П. М. Шмельков. Дореволюционное творчество в основном посвящено темам. Действительность не была ими понята как объективный процесс, развивающийся по своим законам, независимым от роли людей. Творчество Карнеева свидетельствовало о постепенной адаптации Академией злободневных тем, что не могло не смягчить позиции «шестидесятников». В портрете Ф. М. Достоевского Перов просто и точно выразил психологическое состояние, которое передает словесная формула «уйти в себя». Сердобольный прохожий помогает им преодолеть неровность дороги, подталкивая бочку сзади.
«Все это вы должны дать широким массам», – говорил он. Благодаря этому он сделался реалистом в самом смысле слова и его сочинения представляют собою незаменимый источник для изучения психологии французского общества времён реставрации и «Людовика-Филиппа». На выставке он представлен как выдающийся жанрист картинами «Русская почта» и «К зубодеру (Подвезти. )». М. В. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы.
Философия человеческой судьбы осмысливается Левитаном в изумительном по выразительности полотне «Над вечным покоем» (1893/1894). В 1838 г. Зарянко получил от Академии звание свободного художника. Горькая ирония, граничащая с трагическим пафосом, сквозит в трех последовательно сменяющих друг друга эпизодах триптиха «На Шипке все спокойно», повествующего о забытом на посту замерзающем часовом. Интерес к портрету всячески поощрялся в арзамасской школе (в общей сложности ее учениками было написано до двух тысяч портретов). И это, не смотря на то, что как художник Чистяков был второстепенным, писал вообще мало. В 1843 году присвоено звание.
Его также можно назвать и художником «детства». На ней было всего 46 экспонатов (в отличие от громоздких выставок Академии), но тщательно отобранных и хотя выставка не была нарочито программной, общая неписаная программа вырисовывалась достаточно ясно. Здесь интересен каждый, даже беглый набросок. Чистякова, которого вот таким образом и называли «всеобщим учителем». Имея резкую социальную направленность, он получил название критического.
(убийством Александра II) подсказали художнику сюжет картины «Узник» (1882), в которой создан обобщающий образ революционера-разночинца. В 1870 г. молодой художник совершил путешествие по Волге. В нём всегда ощущается биение жизни, человеческого сердца и души. Милле (Сборщицы колосьев 1857). Прянишников, Л. И.
Положив в основу произведения «мысль народную», писатель подверг критике тех, кто равнодушен к судьбе народа, родины и живёт эгоистической жизнью. Выдающие скульпторы-реалисты 19 века: Константин Менье («Грузчик», «Индустрия», «Пудлинговощик», «Молотобоец») и Огюст Роден («Мыслитель», «Шагающий», «Граждане Кале»). Просветителей и романтиков сближает субъективный взгляд на мир. Но вместе с тем углубленное понимание «крестьянского жанра» в живописи и графике 1890-х годов далеко не исчерпывает того новаторства, которое привнесли в Товарищество передвижники младшего поколения. Они были продолжателями традиций Федотова и Перова (И. М. Волкова Прерванное обручение (1860, ГТГЛ Г. Г.
Так, в картине «Заключенный» изображен арестант в одиночной камере, который взобрался на столик и смотрит в маленькое окошко. К рубежу 60–70-х годов относятся лучшие портретные работы мастера: Ф. М. В фигуре старика и в чертах его лица можно легко узнать самого Крамского. И действительно, жесты персонажей картины помогают характеризовать человека, его психологическое состояние в настоящий момент (распростертые руки бывалого охотника, говорящие о том, что страшный рассказ дошел до кульминационного пункта забытая папироска в руках увлеченного молодого слушателя ироничный жест егеря, почесывающего затылок). Художник, график.
В начале XX в. он получил заказ на картину «Торжественное заседание Государственного совета». Ты теперь пиши красками – пора уже» или слова, сказанные матери Перова: «Ты, матушка, не беспокойся, Васенька не пропадет – у него талант из него выйдет художник это я тебе верно говорю», – не могли не оказать самого благотворного воздействия. Ориентация «Посредника» на самые широкие круги читающей публики требовала особого, предельно простого по форме графического решения. Былинная мощь волжского утеса, на вершине которого притулилось сельское кладбище с одинокой часовенкой, необъятная ширина реки, грозные черные тучи, неумолимо надвигающиеся на крошечный пятачок земли с покосившимися крестами, все это для художника — олицетворение вечности, в которой, по его собственным словам, «потонули поколения и потонут еще». Критический реализм не ограничивается обличением безобразного.
Теперь вместо бурых, жестких красок на картинах Верещагина виден яркий солнечный свет. Особое место в социологическом реализме занимает «Что делать. » Н. Г. Эта самостоятельность сразу же легла в русло строгих профессиональных критериев. Владимир Егорович Маковский (1846–1920) окончил Московское училище живописи и ваяния, одним из основателей которого был его отец.
В его альбомах сохранилось множество зарисовок. Работая над эскизом, В. И. Суриков чаще других авторов прибегал к акварели. В массе своей неакадемическая продукция, как это было и в других странах, являлась буржуазно-салонной, ее «красота» -пошловатой красивостью. В картине «Утопленница» (1867) скупыми живописными средствами и точно найденным композиционным решением художник придал заурядному эпизоду из «полицейской хроники» характер высокой человеческой трагедии.
Не обладая подчас суриковской глубиной проникновения в дух эпохи, они, тем не менее, создавали интересные композиции, любопытные яркими подробностями, выразительностью типажа. Горячее сочувствие «униженным и оскорбленным», протест против уродства современной жизни определил замысел таких картин, как «Тройка» («Ученики-мастеровые везут воду», 1866), «Последний кабак у заставы» (1868). Столкновение героического подвижничества с жизненной повседневностью стало темой одного из лучших произведений Репина – картины «Не ждали» (1884–1888). Попытка раскрыть богатство графического наследия передвижников в одной большой выставке, где могут быть показаны лучшие рисунки и акварели почти всех членов Товарищества, предпринимается сейчас впервые. Господствующий капиталистический строй был враждебно настроен к тем видам искусства, которые были непосредственно связаны с общественной жизнью коллектива (общественные здания, ансамбли широкого гражданского значения), реализм как направление в искусстве в полной мере смог развернуться в изобразительном искусстве и частично в скульптуре. Реализм (от лат.
Художника не занимала благополучная жизнь детей привилегированных классов.
Вернувшись в Европу, он принимается с жаром за серию индийских картин, но с началом балканской войны 1877 года едет в действующую армию. Выделение из бытового жанра пейзажа и портрета (например, в «Приезде гувернантки в купеческий дом»), значение которых возрастает, особенно в следующие, 70-е годы, знаменательно в творчестве Перова, в котором, по справедливому замечанию исследователей, структурно оформились важнейшие жанры реалистического искусства. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Искусство критического реализма словно задается целью произвести следствие, удостоверить, поименовать, описать все виды зла, создать своего рода свод фактов произвола, забитости, угнетения, бесправия, унижения человеческого достоинства – всего, что подавляет личность. Верещагин своим творчеством показал, что можно бороться с войной кистью и красками. Несловоохотливый Суриков писал Чистякову длиннейшие письма из-за границы. Его знаменитые романы «Красное и черное», «Красное и белое» показали читателям, что описание обычных сцены жизни и повседневных человеческих переживаний и эмоций возможно выполнить с величайшим мастерством и возвести это в ранг искусства.
Пореформенная деревня привлекала пристальное внимание передового русского общества. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". В творчестве Николая Александровича Ярошенко (1846–1898) сложилась типология жанрового, социально окрашенного портрета. А. К. Герой реалистической поэзии Пушкина не отъединён от общества, не бежит от него, он вплетается в естественные и социально-исторические процессы жизни.
Так что точек схода между «передвижниками» и Академией было достаточно и это понял тогдашний вице-президент Академии И. И. «Проповедь на селе», 1861 «Крестный ход на Пасхе», 1861 «Чаепитие в Мытищах близ Москвы», 1862). Также к выдающимся писателям-реалистам XIX века относятся французы Гюстав Флобер («Мадам Бовари»), Ги де Мопассан («Милый друг», «Сильна как смерть»), Оноре де Бальзак (серия романов «Человеческая комедия»), англичанин Чарльз Диккенс («Оливер Твист», «Дэвид Копперфильд»), американцы Уильям Фолкнер и Марк Твен. Свои собственные художественные искания он изначально направил на то, что называл «серьезными интересами жизни». Золотой плес», «Вечерний звон», «Тихая обитель».
Отмена крепостного права в 1861 году открыла России путь капиталистического развития. Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов в эстетике и философии, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. А. Некрасов в литературе, деятели «Могучей кучки» в музыке, участники «Бунта четырнадцати» и В. Г. Перов в живописи, Й. М. Зная, кто изображен на портрете, можно понять, что скрыто за внешним аскетизмом образа. Его излюбленные модели – молодые женщины из близкого художнику круга демократически настроенной молодежи («Прогрессистка», портреты неизвестной, О. Е. Шумовой-Симонович).
Русский реализм — в главном своем направлении никогда не опускался до «производства» хорошо сделанных холстов, не одухотворенных мыслью о человеке, болью за него, долгом, совестью, гражданственностью, величие его притязаний приводили его к незавершенности многих начинаний, срывам и падениям. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы. Например, в графике И. Н. Крамского наряду с портретом значительное место занимает пейзаж. В более поздних произведениях, таких, как «Последний кабак у заставы», Перов достигает большой выразительной силы, причем исключительно живописными средствами, не прибегая к описательности. Исключительно велико по объему графическое наследие И. И. Шишкина.
Учился в Высшем. Тем же стремлением «проникнуть» в самые глухие места России, куда не попадали выставки Товарищества, объясняется внимание многих передвижников к гравюре. Первым учителем художника был его отец. В 1878 году в Товарищество передвижных художественных выставок вступил И. Е. Репин.
Эта же мысль приводилась во многих статьях журнала Современник. Гоголь отмечает устарелость комедии с любовной тематикой. Таково содержание этой картины.
В 1905 году он обращается к образу А. М. Горького. Используя наряду со штриховкой тоновое пятно, художник добивается своеобразной выразительности в передаче мягкого, чисто петербургского колорита («Невский проспект», «На Николаевском мосту»). Динамизм всей сцене сообщает диагональная композиция. И Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловецкий».
Не случайно, что мастер довольно много занимался книжной иллюстрацией. Среди акварелей В. И. Сурикова чаще всего встречаются портретные зарисовки и пейзажи. Он находит теперь опору своему творчеству в реальной действительности. Сумерки», 1899). Он отыскивает «главную идею лица», тот поворот или то освещение, когда человек наиболее на себя похож.
Ему посвящены листы Н. В. Неврева («Семейные расчеты», «У постели больной»), наброски городских типов К. В. Лебедева («Чиновник», «Коммивояжер», «Цыган»). Работы Кириака Костанди («Варят варенье») и Арнольда Лаховского («В сапожной мастерской») характеризуют последний период в развитии жанра, отмеченный, как и прежде, значительными творческими достижениями.
была закончена знаменитая картина «Грачи прилетели», представленная вскоре на первой передвижной выставке. Творчество передвижников имеет поистине непреходящую художественную ценность. М. Васнецов «Портрет В. М. Максимова», Н. Д. Кузнецов «Портрет В. И. Сурикова», Г. Г. Мясоедов «Портрет К. В. Лемоха», И. С. Остроухов – портреты С. С. Боткина, А. А. Киселева). От «Маленьких шарманщиков», «Разговоров по хозяйству» и «Сенокоса», представляющих его раннее творчество, он эволюционирует к салону. В его уставе лишь говорилось, что члены Товарищества должны сами вести свои материальные дела, не завися в этом отношении ни от кого, а также сами устраивать выставки и вывозить их в разные города (передвигать по России), чтобы знакомить страну с русским искусством.
Он избежал этого. Отсюда и тема проекта – «Реальный мир Василия Григорьевича Перова». Необыкновенна была и его требовательность к себе как к художнику. На раме картины Верещагин написал: «Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». Но Достоевский ищет выход из противоречий современности. Гоголь и самого себя включает в число критикуемых им писателей.
Неутомимым рисовальщиком на этих вечерах был П. А. Брюллов (наброски-портреты скульптора Г. Р. Залемана, архитектора А. П. Брюллова). Таким толчком явилось творчество Василия Григорьевича Перова. Тут всякий герой». Чернышевского. Учился в петербургской Академии художеств. Судя по списку ранних работ, составленному на основании литературных источников ибо от этого времени сохранился лишь «Автопортрет» интересы юного Перова разнообразны.
Сверчков снискал у современников славу великолепного знатока лошадей. Вершина его реалистического творчества – «Мёртвые души». Сам Гоголь рассматривал свою поэму как качественно новый этап в своей творческой биографии.
Тургенева. Как и они, он предпочитал работать не в мастерской, а на воздухе (на пленэре, как говорят художники). Одним из первых среди русских художников Перов воспринял эстетику революционных демократов Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, выдвинувших перед искусством задачу общественного служения, обосновавших его право на вынесение «приговора жизни». Таковы рисунки И. Е. Репина, связанные с его работой над известными картинами «Арест пропагандиста», «Не ждали», «Отказ от исповеди», портретные наброски и композиционные листы Н. А. Ярошенко на близкие революционному народничеству сюжеты (этюды к картине «У Литовского замка», «Под конвоем», «Прогрессистка»), а также зарисовки К. Е. Маковского, сделанные им в 1881 году в зале суда на процессе первомартовцев. Одной из последних тем, которую мы проходили на уроках, была тема «Реализм в искусстве».
Картина Завтрак аристократа (1850, ГТГ) покоряет блистательным живописным мастерством, точностью социально-психологической характеристики героя, незадачливого аристократа, виртуозной передачей многообразной красоты видимого мира и чистосердечным восторгом перед ней. Рядом с «дворянским воспитанником», «арзамасским мещанином», «купецким сыном», «кантонистом» обучались крепостные (процент их был высок), вольноотпущенники. Родоначальник русского реализма – художник Павел Федотов, его знаменитые картины «Сватовство майора», «Свежий кавалер», в своих работах он разоблачат порочнее нравы общества и высказывает свое сочувствие бедным и угнетенным людям. Работал в плакате и в книжной графике. Арестанты сочувственно улыбаются и наблюдают.
Именно это видение и ощущение города у Федотова утвердится потом в работах Л. И. Яркие представители направления соцреализма в советской живописи: Александр Дейнека («Оборона Севастополя», «Мать», «Будущие летчики», «Физкультурница»), В. Фаворский, Кукрыниксы, А. Герасимов («Ленин на трибуне», «После дождя», «Портрет балерины О. В. Лепешинской»), А. Пластов («Купание коней», «Ужин трактористов», «Колхозное стадо»), А. Лактионов («Письмо с фронта»), П. Кончаловский («Сирень»), К. Юон («Комсомолки», «Люди», «Новая планета»), П. Васильев (портреты и марки с изображением Ленина и Сталина), В. Сварог («Герои-летчицы в Кремле перед полётом», «Первое мая – пионеры»), Н. Баскаков («Ленин и Сталин в Смольном») Ф. Решетников («Опять двойка», «Прибыл на каникулы»), К. Максимов и др. Руки нервно сцеплены на колене — замечательно найденный и, как известно, характерный для писателя жест, замыкая композицию, служит знаком внутреннего напряжения.
Первоначальный замысел, намеченный в эскизе, часто был еще более острым, чем в картине. Реалистическое искусство Толстого ярко проявилось в романе эпопее «Война и мир». Художник сблизился с передвижниками и на первой их выставке представил картину на реальный сюжет из русской истории — «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871).
В 1860-1870-е гг. Картина «Грибники» полностью отвечает представлениям о Соломаткине как об искреннем художнике и тонком колористе. Человек, медленно умиравший от тяжелой болезни, создал оптимистичные, пронизанные горячим предзакатным солнечным светом или загадочным блеском луны, напоенные теплым воздухом картины родной природы, засыпающей, чтобы проснуться с новой силой («Летний вечер», 1899 «Стога. В творчестве Дидро, Шиллера, Фонвизина рядом с типическими образами, воплощающими психологию реальных классов общества, действовали герои, воплощающие идеальные черты просветительского сознания. Поражение России в Крымской войне, смерть Николая I и воцарение Александра II, взявшего курс на либеральные реформы, резко изменили как общественно-политическую, так и культурную ситуацию в стране, способствуя зарождению нового русского искусства.
В эскизах к первому варианту «Отказа от исповеди» художник в своих композиционных поисках идет несколько иным путем. В графике передвижников эта тема получила всестороннее развитие. Базаров ненавидит праздность, сибаритство, проявления барства.
Антропова, приехав туда ок. Картины Василия Григорьевича Перова всегда вызывали неоднозначный интерес. – Волоцкого у., не сохр. ), где писал свои наиболее известные полотна "Гумно" (1821-23), "Спящий пастушок" (1823-24, обе в ГРМ, С., И. Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Интерес к христологии среди художников демократического направления неслучаен.
Передовое искусство передвижников было выражением революционно-демократических идей. Человек в пейзажах Коро органично входит в мир природы. Но не так-то легко было в те годы получить разрешение на устройство такого товарищества. Портретист усаживает свою модель и долго вглядывается.
Пожалуй, чаще других писателей передвижников-иллюстраторов привлекали Н. В. Гоголь и Л. Н. Толстой. Они (модели И. Б. ) были удивительно похожи, живо схвачены и очень серьезно нарисованы». Но ни у Врубеля, ни у Ларионова нет того мрачного восприятия окружающего мира, как это есть у Федотова. Перов стал одним из основоположников «обличительного жанра» в живописи, крупнейшим мастером критического реализма.
У истоков русского реализма XIХ века стоит А. С. Ее художественные прежние ригористические установки выветрились, она больше не настаивала на строгих требованиях неоклассицизма, на пресловутой иерархии жанров, к бытовому жанру относилась вполне терпимо, только предпочитала, чтобы он был «красивым», а не «мужицким» (пример «красивых» неакадемических произведений – сцены из античной жизни популярного тогда С. Бакаловича). Современные дети очень мало знают о культурном прошлом России.
В Самарканде ему пришлось принять участие в военных действиях, в защите города. Чистяков не оставил развернутого изложения своей «системы», она реконструируется в основном по воспоминаниям его учеников. Мастер жанровой картины. Был членом "Товарищества передвижников". Он написал портреты – ученых (Пирогова и Сеченова), – писателей Толстого, Тургенева и Гаршина, – композиторов Глинки и Мусоргского, – художников Крамского и Сурикова. Учился у А. Г.
Но красота свадебного обряда, вдохновлявшая художников 40-х, 50-х годов, (отзвуки этой красоты мы обнаруживаем в Сватовстве майора Федотова), перестает ощущаться. В 1871г. Прекрасными акварелистами были В. Е. Маковский, И. Н. Крамской, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов. Хотя В. Верещагин (1842-1904) не принадлежал к группе художников-передвижников, но он также возмущался, когда живопись сводили к роли «приятного замещения пространства» на стене.
Характеризуя метод Бальзака, Г. В. В картине «Всюду жизнь» Ярошенко вызывает сочувствие к арестованным, которых отправляют в ссылку. Мане, К. Моне, К. Писар-ро). Позже (1870 год) реализм распадается на две ветви: натурализм и импрессионизм.
В 1853г. В ней война показана без прикрас изнутри, глазами непосредственного участника сражений. Оно во многом граничит с пониманием образа человека в искусстве критического реализма. Но нельзя сказать, чтобы она не выдвигала талантов: очень талантлив был упоминавшийся выше Г. Семирадский, рано умерший В. Смирнов (успевший создать впечатляющую большую картину «Смерть Нерона») нельзя отрицать определенных художественных достоинств живописи А. Сведомского и В. Котарбинского. Начались бесконечные хлопоты.
Этот термин вошел в лексикон людей разных стран применительно к различным искусствам. Нестеров говорил, что в «Проводах покойника» Перов выступил «истинным поэтом скорби».
Перовский «Автопортрет» 1851 года соединяет в себе воспитанное ступинской школой строгое отношение к цвету, здесь почти монохромному, точный пластичный рисунок, свободную идущую от брюлловских портретов композицию и объясняемые только одаренностью, талантливостью лирические качества натуры художника, которые иногда ускользают при анализе его наследия, заслоняемые другими проблемами, но неотделимые от его творческой личности и определяющие человеческую проникновенность, эмоциональную неотразимость его зрелых холстов. Для создания ирреальности, нечеткости и Федотов в этюдах к Игрокам – Игрок, сидящий за столом Игрок, разминающий поясницу (1851-1852, ГРМ), Игрок, сжимающий голову руками (1851-1852, ГРМ), Потягивающийся игрок (1851-1852, ГРМ) и Врубель используют штриховку, позволяющую передать зыбкость, окружающего мира и, может быть, особое восприятие его их больным воображением. Гроб маленького сына вынесли, видны только венки и цветы. Конечно, в произведениях некоторых реалистов имеют место неопределённые романтические иллюзии там, где речь идёт о воплощении будущего («Сон смешного человека» Достоевского, «Что делать. » Чернышевского ) и в этом случае можно с полным правом говорить о наличии в их творчестве романтических тенденций. Картины Акима Карнеева «Зарок не пить (Общество трезвости)» и Пукирева «В присутствии (Выход начальника)» – своеобразные идейные антиподы, где прекраснодушной академической фантазии на тему мужицкого быта противостоит каждодневная проза канцелярской жизни, запечатленная кистью реалиста. Через решетчатое окно виден бородатый старик, солдат и мать с ребенком.
Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы., чье творчество знаменовало рождение новых художественных принципов, становилось вехой в истории искусства. Развивая тему русского крестьянства, они отталкивались от традиций «крестьянского жанра» 1870-х годов и обогащали его новым содержанием. Характерна и индивидуализация и тонкость передачи душевных состояний, находящихся в процессе смены и развития (чередование недоверия и улыбки на лице егеря, робость и восхищение в лице молодого охотника и т. д. ). В. Васнецов обращался к Чистякову со словами: «Желал бы называться вашим сыном по духу». Он значительно шире захватил современную ему действительность.
Наиболее ярко идеи критического реализма воплотились в искусстве Франции первой половины 19 века, в творчестве Г. Курбе и Ж. Ф. Работы В. А. Серова па крестьянские темы отмечены особой одухотворенностью и лиризмом.
Балканская живописная серия Верещагина — высшее достижение реализма в батальной живописи. Картина («Попы») была выставлена на Невском на постоянной выставке, откуда хотя ее и скоро убрали, но все-таки она подняла большой протест. На смену романтизму пришел критический реализм, сформировался тип «шестидесятника», переживающего все общественные несправедливости как личные.
Ссора стрельцов», «Симеон Гордый в иконописной мастерской», М. П. Клодт «Встреча боярина со скоморохами на масленице»). Все пришло в ветхость, мебель стоит в чехлах. Уровень техники репродуцирования в те годы был очень низким. В картине «Бабушкин сад» (1879) Поленов первым из передвижников обратился к теме уходящего дворянского прошлого России. Самым значительным из перечисленных выше произведений, безусловно, является картины В. В.
Точнее, они все извлекли пользу из уроков П. П. Впоследствии в опубликованном в 1881 году рассказе «Наши учителя» Перов Перов Василий Григорьевич Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Творческие интересы передвижников-пейзажистов были связаны с темой родной русской природы.
В колорите драматизм образа выражен через сопоставление холодных и теплых тонов. Отсюда и название реализма XIX века «критический», потому, что он критиковал в первую очередь антигуманную сущность жестокого эксплуататорского строя, показывал вопиющую нищету и страдания обиженного простого народа, несправедливость и вседозволенность власти имущих. Плеханов отмечает, что создатель «Человеческой комедии» «брал» страсти в том виде какой давало им современное ему буржуазное общество он со вниманием естествоиспытателя следил за тем, как они растут и развиваются в данной общественной среде. Тем не менее и здесь Федотов как неподражаемый мастер пластической пантомимы, в которой меткое наблюдение индивидуально-неповторимой, минутной конфигурации удивительным образом сочетается с повторяющимся, типическим – дает бесценный урок будущим мастерам. Картина создают образ томительного беспокойства. Тогда же Серов много работает для революционных сатирических журналов.
Касаткин, С. В. Иванов. Основными тематиками художников, писавших свои полотна в стиле реализма, были жанровые сцены городской и сельской жизни простых людей (крестьян, рабочих), сценки уличных событий и происшествий, портреты завсегдатаев уличных кафе, ресторанов и ночных клубов. Художник-портретист доверяется своей идее в большей степени, чем одной внешней передаче действительности». Не в одних русских, но и в турках и азиатах Верещагин видел и открывал человеческие черты.
С. В. Иванов создал в эти годы свой широко известный цикл, посвященный переселенцам. собрание достигло уровня музея, поглотив почти все состояние собирателя. «У него, – писал В. В. Стасов, – натура была одной породы с Гоголем, у него тоже были две главные ноты – юмор и трагедия». Почему он это делает. В. Е. Маковский постоянно и много рисовал с натуры.
Победоносцев, П. П. Художник и педагог. Полотно написано в 1865 г., в эпоху подъема демократического движения в России. Задачу живописца понимали в 1860-х годах именно в служении общественным интересам, в борьбе с «темным царством». И. С. Остроухов и другие художники.
До сих пор к его творчеству проявляют внимание во всем мире. В тридцать восемь лет, Перов был знаменитым художником. Зритель сразу начинает симпатизировать участи гувернантки. Вместе с коллекцией оружия, одежды, ковров были картины Верещагина, среди них картина «Опиумоеды», где в точной передаче шести бедных мужчин, одетых в лохмотья и курящих опиум, была показана их печальная участь. Своеобразие произведения – в пропаганде социалистического идеала, новых взглядов на любовь, брак, в пропаганде пути к переустройству общества.
Ступина. Он много читал, хорошо знал русскую литературу. Но в 1900-е годы она получает гораздо более глубокое и многообразное толкование. Многому научился Репин также у Крамского.
Передвижничество с его последовательным демократизмом – явление абсолютно нового порядка. У перрона вокзала остановился поезд, в одном из вагонов которого везут арестантов. Так, эскиз «Сельского крестного хода на Пасхе» строится на гротескном решении центральных фигур – женщины, несущей оклад иконы, дьяка, мужчины с хоругвью. «Сельский крестный ход на Пасхе». Егорова и посещал классы Академии Художеств в качестве вольноприходящего воспитанника.
С середины 80-х участие в выставках принимают Серов, Левитан, Поленов. Такая встреча запечатлена, например, в листе И. Е. Репина «Рисовальный вечер», где среди изображенных И. С. Остроухов, В. И. Суриков и другие. Излюбленная репинская техника этой поры – штриховой и тоновой рисунок карандашом. – В. Л. ) всеми возможными способами» 6 и принимал участие в судьбе многих ее учеников. Петрова Сватовство чиновника к дочери портного (1862, ГТГ), В. В.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Автор сразу выдвинулся в ряды самых известных мастеров. Критический реализм в России явился следствием сближения литературы и искусства с жизнью.
Стасов писал тогда: «. Зимний день (1850, ГРМ) – единственное пейзажное полотно Федотова, которое сразу наводит на мысль о пейзаже Достоевского.
В пейзажах Коро редко встретишь борьбу стихий, ночной мрак, что так любили романтики. В картине «Московский дворик» (1878/1879) изображенный художником уголок старой Москвы с характерными приметами патриархального быта вырастает до типически обобщенного образа целой эпохи.
Портрет Достоевского – один из лучших портретов работы Перова. Открывшаяся в 1871 году первая выставка «передвижников» убедительно продемонстрировала существование нового направления, складывавшегося на протяжении 60-х годов. Учился у профессора А. Е. «realis» – действительный, вещественный) представляет собой направление в искусстве, возникло оно в конце 18 века, достигло пика своего расцвета в 19, продолжает развиваться в начале 20 века и существует до сих пор.
М. Васнецов «В кружале. Среди его учеников, . В последние годы жизни Левитан обратил внимание на творчество французских художников-импрессионистов (Э. Графика здесь уже сближается с монохромной живописью. Но живопись уже начинала приобщаться к современным стремлениям – раньше всего в Москве. Это «Кочегар» (1878)– один из первых рабочих людей, ставших персонажами русской живописи, воплощающий своими мускулистыми руками с зажатой в них кочергой, крепнущие силы российского пролетариата «Студент» (1881)– собирательный (несмотря на портретную индивидуальность) образ революционера-разночинца «Курсистка» (1883)– представительница нового поколения русских женщин, вступающих наравне с мужчинами в общественную жизнь. Но солнца не было, по небу ползли бесконечные тучи и прекращались унылые дожди.
Не повезло только скульптуре была одна и то мало примечательная скульптура Ф. Каменского), но этому виду искусства «не везло» долго, собственно всю вторую половину века. На выставке выделялась картина «Шипеп-Шейново», где генерал Скобелев приветствует войска. Нельзя назвать удачными и исторические композиции Перова. Эта была система рационалистическая, суть ее заключалась в сознательном аналитическом подходе к построению формы. Реализм Тургенева выразился наиболее ярко в романе «Отцы и дети».
В тех краях он создал свои «дождливые» работы: «После дождя», «Хмурый день», «Над вечным покоем». Обострение интереса к внешним проявлениям поведения и психологии человека не случайно. каждая поставленная точка разом меняет композицию». Очень показателен образ мальчика-сына, с трепетным восторгом смотрящего на отца.
Но не они задавали тон: близился выход на авансцену «Мира искусства», равно далекого и от передвижничества и от Академии. История русского искусства.
Яркая и неповторимая эпоха середины XIX – начала XX веков стала для русской жанровой живописи периодом подлинного расцвета. Старое классическое наследие, попадая в новую идеологическую атмосферу, не утрачивает своего значения, оно содержит в себе нечто нетленное, общечеловеческое, что переходит из одной эпохи в другую. Перов горячо взялся за дело. Художник сблизился с передвижниками и на первой их выставке представил картину на реальный сюжет из русской истории – «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871).
Сторож открыл ставни и старик увидел комнату, где он жил давно. Именно тогда главной темой их творчества становится жизнь русского крестьянства. Вершиной реалистического изображения действительности стало творчество Л. М. Толстого.
Надо было готовиться к первой выставке, которую предполагалось открыть в Петербурге. Критический реализм был ориентирован на изображение жизни обездоленных слоев общества. 1758.
Товарищество было создано по инициативе Мясоедова, поддержано Перовым, Ге, Крамским, Саврасовым, Шишкиным, братьями Маковскими и др. В «Проводах покойника» (1865) внимание художника сосредоточено на глубоких переживаниях действующих лиц, переданных очень лаконичными образными средствами (согбенная фигура вдовы, сидящей в санях спиной к зрителю). В результате действительность представала в их творчестве как «обыкновенный поток», как самодвижущаяся реальность.
Жил и работал в Москве. у. Его учениками были С. Коровин, А. Архипов, М. Нестеров, А. Рябушкин и многие другие. О безысходной крестьянской доле с горечью повествует художник реалист В. Г. Перов («Ходоки-просители», «Странники»). граничит с именем Василия Васильевича Верещагина (1842–1904). Его влекут Гималаи и слепящее южное солнце. «Моему нраву не препятствуй» – читается во всей его самодовольной фигуре.
Хмурый зимний ландшафт, тощая, понурая лошаденка, с трудом вытягивающая на пригорок тяжелые сани, придавленная несчастьем крестьянка, дети, с двух сторон прижавшиеся к грубо сколоченному гробу С детства запоминается этот образ беспросветного народного горя, с огромной, обобщающей силой воплощенный в картине В. Г. Перова «Проводы покойника» (ГТГ). Овладение пленером дает передвижническому жанру новое дыхание. Основоположником русского демократического пейзажа по праву считается Алексей Кондратьевич Саврасов (1830–1897). Уже тогда Ступин разглядел в нём «искру Божью», он говорил: «Васенька не пропадёт, у него талант из него выйдет художник».
Гоголь в 40-е годы относится критически к русской литературе романтического периода. В этих произведениях острая наблюдательность, юмор сочетаются с поэтичным восприятием жизни, что так роднит живопись Сверчкова с произведениями русских писателей-классиков. На рисунках М. А.
Натурализм. Вокруг Перова формировались художники-жанристы открыто социальной направленности. Илья Ефимович Репин (1844—1930) родился в городе Чугуев, в семье военного поселенца.
Впервые термин «реализм» был употреблен французским литературным критиком Жюлем Жанфлери, который в своей книге «Реализм» (1857) трактовал это понятие как искусство, созданное для противостояния таким течениям как романтизм и академизм. Это, по словам Г. И. Успенского, «новый, народившийся, светлый образ человеческий». Заметное место в графике художников реалистов занимал портрет-набросок.
Но вместе с тем Чернышевский стремится преодолеть романтическую мечтательность. Разнообразные виды пейзажа развивал в своем творчестве Василий Дмитриевич Поленов (1844–1927). Но все его произведения объединяла правдивость изображения, реальность без прикрас.
Зато как педагог был в своем роде единственным. Так, в эскизе будущей известной картины «Вечеринка» художник наделяет героиню – декламирующую курсистку – чертами особой одухотворенности. Этот, казалось бы, далекий от политики художник оказался в числе тех, кто сочувственно относился к событиям первого марта, он пытался запечатлеть портреты участников и организаторов покушения на Александра II, обстановку, в которой происходил процесс. Д. Поленов «Бабушкин сад», К. Е. Маковский «Болгарские мученицы»). Передвижники обращались к специфической области графического искусства – иллюстрированию и оформлению книг.
В. Г. Перов. Как и они, он стремился запечатлеть мимолетность бытия, передать движения света и воздуха. К началу 90-х годов среди молодых художников московской школы были, правда, те, кто достойно и серьезно продолжали гражданственную передвижническую традицию: С. Иванов с его циклом картин о переселенцах, С. Коровин – автор картины «На миру», где интересно и вдумчиво раскрыты драматические (действительно драматические. ) коллизии дореформенной деревни. Это и Репин и Суриков и Поленов и Васнецов, а позже – Серов и Врубель. Не будем обвинять Перова в излишней литературности и тенденциозности. Через год разрешение было получено, а затем был утвержден и устав товарищества. Идеи критического реализма зародились в эпоху Просвещения (18 в. ).
Получил в 1831 и 1832 годах малую и большую серебряные медали, а в 1835 г. за картину. Чистяков учил «рисовать формой». Завершает серию символический образ огромной публицистической силы — знаменитая картина «Апофеоз войны» (1871/1872).
В этом они пошли дальше его, но почти растворили в световоздушных потоках объемные формы (дома, деревья). К редким феноменам в истории русского искусства принадлежит творчество Леонида Соломаткина, чей талант трудно оценить по общепринятым критериям.
Реализм «Что делать. » имеет черты, сближающие его с романтизмом. Картина создают образ томительного беспокойства. Настроение настороженности и тревоги вносит в спокойный обывательский мирок появление забытого родственника-ссыльного. По его мнению, в «меркантильный век» имеют больше «электричества» «чин, денежный капитал, выгодная женитьба, чем любовь». – не просто один из крупнейших художников второй половины XIX века.
Соломаткин и др. ). В картине «На Шипке все спокойно» (состоящей из трех отдельных полотен) Верещагин вызывал глубокое сочувствие к простому русскому солдату, стоящему в метель на посту и постепенно заносимому снегом, но так и не выпустившему из рук винтовки.
Мастер исторической и портретной живописи. Она получила всеобщее признание современников и принесла Перову звание академика. Первая мысль будущей известной картины «Крах банка» не была связана с изображением толпы вкладчиков, заполнивших банковские залы. Судя по описи, составленной в 1847 году самим Ступиным, его собрание насчитывало более шести тысяч, как мы бы сейчас сказали, единиц хранения. Пукирова Неравный брак (1862, ГТГ), эскизе Л. И.
Учился в Киеве и Петербурге у А. П. И те и другие недооценивали роль объективного фактора в развитии истории. Яркий пример работ такого рода – многочисленные эскизы картины «Боярыня Морозова». Фигура, как бы сжатая в темном пространстве холста изображена чуть сверху и сбоку.
Он раскрывался лишь в сфере своего высокого морального сознания. Томилиной-Ларионовой, Париж), М. Добужинского Окно парикмахерской (1906, ГРМ).
В графике Н. А. Касаткина важнейшая тема 1900-х годов выражена не менее отчетливо, чем в живописи (этюды к картине «Шахтерская смена» и другие). В рамках этой жанровой картины Перов создал один из проникновенных русских пейзажей. Жизнь обитателей захолустья рисуется лишенной разумного начала. В ней изображен момент, когда Пилат, обращаясь к Христу, сказавшему, что он пришел в мир, чтобы установить торжество истины, вопрошает: «Что есть истина. » Христос не отвечает тирану, так как понимает, что постижение истины не дано человеку, лишенному веры.
Очень показателен образ мальчика-сына, с трепетным восторгом смотрящего на отца. Эскиз Невеста (1867, ГТГ) и картина Свадьба (1872, ГТГ) Соломаткина в какой-то мере навеяны федотовским Сватовством майора. В поздних полотнах Перова сатира сменяется юмором («Охотники на привале», «Птицелов», ). Перов был прекрасным педагогом, отстаивавшим принципы демократического искусства.
Родился 22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Перов поступил в Московское училище живописи и ваяния. В 60-х годах начинается творческая деятельность И. Н. Крамского. Ближайший ученик.
За спиной купца столпились его жена и дочери., С. Зарянко Зарянко Сергей Константинович Русский художник. 19 в. в ряде стран Европы и Америки и ставившее целью правдивое изображение повседневной жизни людей, прежде всего обездоленных и страдающих обратившееся к злободневным современным сюжетам. – Тут есть какой-то твердый, неумолимый закон, который можно только чутьем угадать, но который до того непреложен, что. Горячий желто-красный колорит Свадьбы придает всей картине зловещий и тревожный характер, подобный прием использовал и Федотов в своих работах, например, Анкор, еще анкор. Например, в рисунке «Гитарист-бобыль» художник развивал мысль о неуютной, заброшенной старости, столь драматично прозвучавшую затем в картине того же названия.
Его любовь к Гоголю отразилась в ряде его рисунков: «Погребение Гоголя его героями», «Тарас Бульба», «П. В 1870 году создаётся «Товарищество передвижных художественных выставок». 1851Холст, масло, 77 х 59, 5Киевский национальный музей русского искусства» (1851), написанный в семнадцатилетнем возрасте, когда за плечами Перова было лишь около трех лет занятий (с перерывами) в Арзамасском училище А. Ступин Ступин Александр Васильевич Русский художник, педагог, организатор и руководитель арзамасской школы живописи (1802-1861) – первой в России провинциальной художественной школы. а. Работа растянулась на месяц и Веруша сердилась, что Антон (так по-домашнему звали Серова) заставляет ее часами сидеть в столовой. у и С. Коровин Коровин Сергей Алексеевич Русский художник. художники. Толстой в своих произведениях изображает жизнь с позиции «стамиллионого земледельческого народа», как он сам любил говорить.
Интерес художников реалистов к этой проблеме закономерен и понятен. Ларионова Зимний пейзаж с фигурой (1899, соб. Пока шли выставки в Петербурге и Москве, Верещагин едет в Индию через Константинополь.
Витте, К. П. В эскизах картины «Иван Грозный и сын его Иван», выполненных карандашом и акварелью, для Репина было наиболее важно найти положение основных фигур, выявить их характерную пластику: жесты, поворот головы. Много и охотно рисуя портреты своих единомышленников и друзей – членов Петербургской артели художников (портреты Н. В. и Н. Д. Дмитриевых-Оренбургских, Н. А. Кошелева), родных и близких, он создает образы, отмеченные глубиной и точностью характеристик. Даже уйдя из ступинского училища (из-за ссоры с одним учеником), Перов Перов Василий Григорьевич Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Вклад Перова в русское искусство, значение его творчества огромны.
На выставке представлены и многочисленные акварельные пейзажи В. И. Сурикова. Становление русской батальной живописи второй половины XIXв. Найти ответ на эти вопросы, думаю, я смогу, выполнив проект. Но этим далеко не исчерпывалось его дарование.
Произошло это не случайно. Ряд репинских полотен написан на исторические темы («Иван Грозный и его сын Иван», «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану» и др. )- Репин создал целую галерею портретов. Акварельной техникой блестяще владел В. И. Суриков, листы которого отмечены особой выразительностью цвета. Многие из передвижников постоянно сотрудничали в таком популярном издательстве, как «Посредник». Рисование по Чистякову, есть интеллектуальный процесс, выведение законов из натуры -это он и считал необходимой основой искусства, какая бы не была у художника «манера» и «природный оттенок».
В умении найти этот момент и заключается дар портретиста. Тарновского за карточным столом (1887), Вечером за картами (1903-1904), Обдумывает ход (1903-1904), Момент игры (1903-1094), Группа играющих в карты (1903-1904) изображены различные моменты карточной игры. Там он провёл три года (с 1846 по 1849гг). Позднее оно перешло в собственность Москвы. Родился в селе Ляды, ныне Дубровенского района Витебской области.
После многих лет отсутствия приехал в свой запустелый дом старик-хозяин. Уже в 1908 году Серов писал ему: «Помню вас, как учителя и считаю вас единственным (в России) истинным учителем вечных, незыблемых законов формы – чему только и можно учить». В Очерках гоголевского периода (в 1856 г. ) Чернышевский писал: Если живопись ныне находится вообще в довольно жалком положении, главною причиною того надобно считать отчуждение этого искусства от современных стремлений. В его творчестве батальный жанр тесно сплетается с бытовым и историческим.
Революция 1905 года всколыхнула все русское искусство. В 1890-е годы в Товарищество вступили В. А. Серов, А. Е. Архипов, Н. А. До первых мощных выступлений рабочего класса сущность буржуазного общества, его классовая структура во многом оставались загадочными. Христос и Пилат» (1890).
«Сам» так торопился встретиться с будущей воспитательницей своих чад, что даже не потрудился одеться поприличнее: как был в домашнем малиновом халате, так и вышел в переднюю. Василий Григорьевич – замечательный портретист (в основном писал портреты писателей того времени).