Мане, К. Моне, К. Писар-ро). Они были продолжателями традиций Федотова и Перова (И. М. Таково содержание этой картины. Именно это видение и ощущение города у Федотова утвердится потом в работах Л. И. Врубеля Семья Я. В.
Третий великий роман великого писателя – «Воскресение» (1889–1899 гг. ), названный Р. Ролланом «одной из прекраснейших поэм о человеческом сострадании».
Эскиз Невеста (1867, ГТГ) и картина Свадьба (1872, ГТГ) Соломаткина в какой-то мере навеяны федотовским Сватовством майора. Вот почему великие реалисты XVII века так высоко чтили его. Это произведение носило название «Смерть Сарданапала». Перов был прекрасным педагогом, отстаивавшим принципы демократического искусства.
Стасову и П. М. Персонажи и отношения между ними были психологически точны и убедительны. Во Франции в XVIII стол.
Он хорош и в изображении приморского берега и катящихся на него волн при облачном небе. В чем причина. Такой синтез в полной мере был осуществлен уже в 1880-х гг. Самостоятельно Р. возродился в XIX столетии с 1848 г. Милле (Millet) отдал все свои силы исключительно изображению жизни рабочего люда и преимущественно изображению его труда.
В картине нет ни одного изуродованного, запачканного тела. В реалистичных произведениях часто встречаются внутренние конфликты личности. Пейзажист Ионгкиндс (Jongkinds) более резкий колорист, чем француз Коро, на которого он походит, передаёт настроение широко и несколько по-импрессионистски в морских пейзажах изображает обстановкою жизнь моряков.
Также к выдающимся писателям-реалистам XIX века относятся французы Гюстав Флобер («Мадам Бовари»), Ги де Мопассан («Милый друг», «Сильна как смерть»), Оноре де Бальзак (серия романов «Человеческая комедия»), англичанин Чарльз Диккенс («Оливер Твист», «Дэвид Копперфильд»), американцы Уильям Фолкнер и Марк Твен. Падала художественная культура, падала изобразительная грамота. "Помпея" вобрала в себя черты двух противоборствующих течений — классицизма и романтизма. Г. Перов, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, Н. Н. Ге, И. И. Шишкин А. К. Саврасов, И. И. Левитан и др. ), окончательно утвердивших позиции реализма в бытовом и историческом жанрах, портрете и пейзаже. Выдвинутая передвижниками программа народности искусства выражалась в художественном освоении различных сторон народной жизни в изображении типических событий этой жизни, часто с критической тенденцией (Земство обедаете Г. Г. Мясоедова, 1872, ТГ Встреча иконы К. А. Савицкого, 1878, ТГ). При этом слабое от рождения здоровье все более ухудшалось.
Чернышевского. Его работы пользовались большим спросом у коллекционеров. Федотов, В. Г. Ее художественные прежние ригористические установки выветрились, она больше не настаивала на строгих требованиях неоклассицизма, на пресловутой иерархии жанров, к бытовому жанру относилась вполне терпимо, только предпочитала, чтобы он был «красивым», а не «мужицким» (пример «красивых» неакадемических произведений – сцены из античной жизни популярного тогда С. Бакаловича).
Волкова Прерванное обручение (1860, ГТГЛ Г. Г. На его лице страдальческая улыбка. Плеханов отмечает, что создатель «Человеческой комедии» «брал» страсти в том виде какой давало им современное ему буржуазное общество он со вниманием естествоиспытателя следил за тем, как они растут и развиваются в данной общественной среде. Критический реализм был ориентирован на изображение жизни обездоленных слоев общества. Искусство эпохи Возрождения в традиционные религиозные сюжеты вкладывает новое прогрессивное содержание.
К их мнению прислушивались. " Федотова. Однако искусство Федотова развивалось своим путем. живопись и которые отличаются натурализмом в темах, весьма разнообразных по роду. Карл Брюллов был великим тружеником. Творческие интересы передвижников-пейзажистов были связаны с темой родной русской природы. Соломаткин и др. ).
была закончена знаменитая картина «Грачи прилетели», представленная вскоре на первой передвижной выставке. Сумерки», 1899). Мадокс Броун не только переносился в прошедшие времена, но изображал и современную жизнь.
Кюрбе создавал портреты своего времени, на которых была изображена простая сельская жизнь. Оказалось, в отсутствии чистоты стиля. «Сельский крестный ход на Пасхе».
Юлиуса Кронберга называют шведским Макартом, а Нильса Фареберга сравнивают с французом Бонна. Зато как педагог был в своем роде единственным. Но благодаря этой картине молодой художник стал очень известен. Методы эти, связанные между собой преемственностью, обладают своими характерными особенностями.
Романтики, по его мнению, часто неслись «выше общества», а если, опускались к нему, то разве за тем только, чтобы хлестнуть его бичом сатиры, а не передавать его жизнь в образец потомств. Крог — резкий, но правдивый реалист.
Таковы картины С. А. собрание достигло уровня музея, поглотив почти все состояние собирателя. Владелец картины Демидов, заплативший за нее баснословную сумму — 40 тыс.
С середины 80-х участие в выставках принимают Серов, Левитан, Поленов. можно прибавить Сурбарана, Рубенса, ван-Дейка, реалистов по исполнению. В XV–XVI веках создается передовое реалистическое искусство. е. конкретизации как национальных исторических, социальных примет, так и физических интеллектуальных и духовных особенностей) предпочтение в способах изображения «форм самой жизни», но наряду с использованием, особенно в 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска) преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно — к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания). Эти художники создали глубоко реалистическое искусство.
Но не они задавали тон: близился выход на авансцену «Мира искусства», равно далекого и от передвижничества и от Академии. Репиным и В. И. Характеризуя метод Бальзака, Г. В. Влияние французских пейзажистов на бельгийских началось уже в тридцатых годах, но бельгийцы сначала поклонялись величественным мотивам иностранной природы только в пятидесятых годах Киндерманс первый вернулся к изображению простой отечественной природы, Фурмуа напомнил Гоббему, Теодор Барон — писал зимы и меланхолическую осень, Клайс — спокойное море, Лэманс — лунные ночи, Ферстретер, Куртенс — всё это реалисты и колористы. В его творчестве батальный жанр тесно сплетается с бытовым и историческим.
Положительные герои в творчестве реалистов – правдоискатели, люди, связанные с национально – освободительным или революционным движением (карбонарии у Стендаля, Неурон у Бальзака) или активно сопротивляющееся растлевающему вниманию индивидуалистической морали (у Диккенса). Скуки ради он заставляет пуделя прыгать через палку. Перов поступил в Московское училище живописи и ваяния. Одно из лучших произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» повествует о постепенном распаде семьи и вымирании помещиков Головлевых. Критический реализм в России явился следствием сближения литературы и искусства с жизнью. Это «Кочегар» (1878)— один из первых рабочих людей, ставших персонажами русской живописи, воплощающий своими мускулистыми руками с зажатой в них кочергой, крепнущие силы российского пролетариата «Студент» (1881)— собирательный (несмотря на портретную индивидуальность) образ революционера-разночинца «Курсистка» (1883)— представительница нового поколения русских женщин, вступающих наравне с мужчинами в общественную жизнь.
(см. В его облике – воля, разум, нравственная красота человека, верного долгу. И. Е.
Гончарову удалось создать образ весьма типичной породы людей, показать распространенное явление общественной жизни того времени, получившее с подачи литературного критика Н. А. Добролюбова название «обломовщина». Ге 1890-х гг. ). Из них последний — писатель и художник, вынесший идеи натурализма из Парижа, где он был в 1880 г. Бедная и некрасивая швея, работающая до утреннего света, врач и бедная озябшая женщина, дележ хлеба между бедными (Борьба за существование) — это один ряд картин Кроге. Более точное понятие было сформулировано Горьким в 1934-м году на съезде писателей. вторая половина 19 века – европейский реализмВторой этап в развитии французского реализма (1848-1870)Глава 1. Даже пары на картинах видятся зрителю бесконечно одинокими.
Во всяком случае бытовая живопись (жанр) — родоначальница Р. Бытовая живопись, как она и прежде понималась, возродилась и даже зацвела в Голландии в XVII стол. Нравственные искания, любовь, быт помещичьей усадьбы открываются читателю в романе «Дворянское гнездо» (1858 г. ). Репиным в Не ждали (1883, ГТГ) (особенно, если иметь в виду, что первоначальное название федотовской картины было Не в пору гость, то есть, в сущности такое же не ждали). И действительно, жесты персонажей картины помогают характеризовать человека, его психологическое состояние в настоящий момент (распростертые руки бывалого охотника, говорящие о том, что страшный рассказ дошел до кульминационного пункта забытая папироска в руках увлеченного молодого слушателя ироничный жест егеря, почесывающего затылок). В 1853г.
Поистине титанический труд проделал художник. И. Сурикова, В. М. Васнецова, М. А. Термин реализм появился благодаря французской писательницеШампфлери в середине 19-го века, когда художник Гюстав Курбе, после того как его работа (Мастерская художника) была отклонена на Всемирной выставке в Париже, построилсобственный шатер по соседству с выставкой и организовал собственную, получившую название«Ле Реализм» (Le Realisme).
Его не удовлетворяет преимущественно обличительная направленность его прошлой литературной деятельности. Благодаря этому он сделался реалистом в самом смысле слова и его сочинения представляют собою незаменимый источник для изучения психологии французского общества времён реставрации и «Людовика-Филиппа». Эта колоссальная работа в конечном счете полностью оправдала себя.
Наступивший в двадцатых гг. Всего серия насчитывает 25 картин. Литература и живопись этой поры часто решают сходные задачи. С надеждой и радостью смотрит на Крестителя сидящий на корточках раб с веревкой на шее. Важное место в литературе 70-х гг. Одновременно с этим направлением существует и другое, как раз противоположное. Также художники прибегали к более контрастным формам выражения образов.
В 1870 г. молодой художник совершил путешествие по Волге. В начале XX в. он получил заказ на картину «Торжественное заседание Государственного совета». Многие картины Репина, Сурикова, Левитана, Серова, «передвижников» попали в собрание Третьякова. Не те ли же чувства, что перовская «Тройка», вызывает рассказ Достоевского о рождественской елке и замерзающем на морозе мальчике.
Реалистические тенденции под влиянием меняющихся общественно-исторических условий и самой психики современного человека нередко уступают место периодам декаданса, отчужденному от жизни формализму или возврату к прошлому в виде вульгарного эпигонства, представленного, например, «искусством» фашистского третьего рейха или номенклатурным «искусством» сталинизма. Крамского (Толстого, Третьякова, Салтыкова-Щедрина). Их взгляды во многом определяли общественное сознание населения России того времени. Причем они не повторили «бунта четырнадцати» и, по-видимому извлекли пользу из своего ученичества. Этому шагу предшествовало однако возрождение реального пейзажа в Англии (Констебль), послужившее на пользу самому Делакруа, а в тридцатых годах XIX века группа пейзажистов во Франции (Руссо, Каба (Cabat), Дюпре и др. ) абсолютно возродила реальный пейзаж с внутренним содержанием или настроением.
Иными словами, гиперреалисты создают так называемую «ложную реальность» или «убедительную иллюзию». и Игроки. В нём всегда ощущается биение жизни, человеческого сердца и души. К своим героям он относится с горячей заинтересованностью.
Просветителей и романтиков сближает субъективный взгляд на мир. Эта же мысль приводилась во многих статьях журнала Современник. Чистякова заслуживает особого внимания.
К началу 1870-х гг. Наследие его огромно. Он впервые получил внимание публики благодаря «After Dinner at Ornans» (Лилль) в 1849. Годы творческой зрелости протекают в условиях нарастающей революционной ситуации. В них художник обращал свой гнев против лицемерия духовенства.
Ситуации из жизни сельских людей получали, благодаря художнику, героическую окраску. Чистяков учил «рисовать формой».
". В этих композициях все строится на рассказе, в каждой из них — много действующих лиц, характерных деталей, различных предметов, которые тоже «ведут» рассказ. Швед Карл Вальбом писал крестьян на манер Тенирса и Август Линдгольм изображал сцены наподобие старых нидерландцев Метсю и Герарда Доу, но первым новейшим колористом был Иоганн Фредрик Гуккерт (Hoeckert): в 1856 г. он написал Церковную службу в Лапландии за этим следовала Внутренность лапландской хижины. картин.
Именно там проходило обучение живописи в биографии Курбе. конкретизации как национальных исторических, социальных примет, так и физических интеллектуальных и духовных особенностей), предпочтение в способах изображения «форм самой жизни» но наряду с использованием, особенно в 20-м в. условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска), преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно – к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового мифологизированного создания). художники. Для создания ирреальности, нечеткости и Федотов в этюдах к Игрокам – Игрок, сидящий за столом Игрок, разминающий поясницу (1851-1852, ГРМ), Игрок, сжимающий голову руками (1851-1852, ГРМ), Потягивающийся игрок (1851-1852, ГРМ) и Врубель используют штриховку, позволяющую передать зыбкость, окружающего мира и, может быть, особое восприятие его их больным воображением. Балканская живописная серия Верещагина — высшее достижение реализма в батальной живописи.
Ведущим направлением в литературном творчестве был критический реализм. Позже (1870 год) реализм распадается на две ветви: натурализм и импрессионизм. В Парижской коммуне (1871) Курбе был президентом федерации искусств. РМ), богатство и величие родной природы (произведения А. К. Саврасова, А. И. Куинджи, И. И. Левитана, И. И. Шишкина), героические страницы национальной истории (творчество В. И. Сурикова) и революционного освободительного движения (Арест пропагандиста, Отказ от исповеди И. Е. Репина).
Господствующий капиталистический строй был враждебно настроен к тем видам искусства, которые были непосредственно связаны с общественной жизнью коллектива (общественные здания, ансамбли широкого гражданского значения), реализм как направление в искусстве в полной мере смог развернуться в изобразительном искусстве и частично в скульптуре. Они просты по сюжету, но пронзительны в своей скорби. Крамского, 1872, ТГ Что есть истина.
Альфред Вальберг любил изображать не только свою родную, но и итальянскую природу. Не стало и богатства федотовских красок. Врубеля, В. А. Толстого и многих других.
Показан безмятежный сельский пейзаж, пасется корова, весело кружатся стрижи. Его влияние стало громадным. Критический реализм сделал шаг вперёд по пути демократизации литературы также в сравнении с творчеством просветителей XVIII века. Но нельзя сказать, чтобы она не выдвигала талантов: очень талантлив был упоминавшийся выше Г. Семирадский, рано умерший В. Смирнов (успевший создать впечатляющую большую картину «Смерть Нерона») нельзя отрицать определенных художественных достоинств живописи А. Сведомского и В. Котарбинского. Касаткина и др. Живопись).
Летом 1852. Он хочет побывать в Палестине, чтобы увидеть те места где происходили описанные в Евангелии события. Критики того времени яростно обвиняли великого художника за его чрезмерный натурализм. Особое внимание стоит уделить работам известного французского художника Гюстава Кюрбе, который сильно отличался от остальных художников тем, что только он вызывал сильный резонанс в обществе своими картинами.
Его учениками были С. Коровин, А. Архипов, М. Нестеров, А. Рябушкин и многие другие. 1860-е годы оказались для художника гораздо более успешными. В «Проводах покойника» (1865) внимание художника сосредоточено на глубоких переживаниях действующих лиц, переданных очень лаконичными образными средствами (согбенная фигура вдовы, сидящей в санях спиной к зрителю).
В 1839 году переехал в Париж. Милле был уже убежденный реалист, но более мягкий, чем Курбэ. Интерес к христологии среди художников демократического направления неслучаен.
также господствовало влияние Курбэ Шарль de Гру (de Groux) изображал сцены болезни, смерти и бедности, мансард и подвалов Луи Дюбуа — может быть, наиболее сильный из бельгийских реалистов. Бастиен Лепаж, Лермит и Рафаэлли — реалисты в неодинаковой степени в живописном отношении они более реальны, чем Курбэ, так как воспользовались уроками пленеризма и импрессионизма, хотя не все в разумной мере. Русская действительность предстаёт в них своей мертвенности, неподвижности. В некрасовском «Современнике» впервые напечатал свою трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность» Л. Н. Толстой, печатал первые рассказы И. С. Тургенев, печатались Гончаров, Белинский, Герцен, Чернышевский.
Как и они, он высветлил палитру изгнав темные, землистые краски. История живописи последних четырёх или пяти столетий полна примеров Р. к вышеназванным Веласкесу, Караваджо и др. В следующем году были выставлены «Funeral at Ornans» (1849–50, Лувр), «Stonebreakers» (1849, Лувр). Расцвет деятельности ТПХВ — 1870-е начало 1890-х гг. Касаткину (картина Углекопы. В работах отражены жестокие события современности. Ряд репинских полотен написан на исторические темы («Иван Грозный и его сын Иван», «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану» и др. )- Репин создал целую галерею портретов.
В 1873 году он бежал в Швейцарию, где провел несколько лет в нищете. Былинная мощь волжского утеса, на вершине которого притулилось сельское кладбище с одинокой часовенкой, необъятная ширина реки, грозные черные тучи, неумолимо надвигающиеся на крошечный пятачок земли с покосившимися крестами, все это для художника — олицетворение вечности, в которой, по его собственным словам, «потонули поколения и потонут еще». В тех краях он создал свои «дождливые» работы: «После дождя», «Хмурый день», «Над вечным покоем». В Очерках гоголевского периода (в 1856 г. ) Чернышевский писал: Если живопись ныне находится вообще в довольно жалком положении, главною причиною того надобно считать отчуждение этого искусства от современных стремлений. Его положительный герой не вознесён над жизнью (Базаров у Тургенева, Кирсанов, Лопухов у Чернышевского и др. ).
франков, отправил полотно в Париж. Его глаза смотрят не по-детски твердо и прозорливо. Вокруг Перова формировались художники-жанристы открыто социальной направленности. Передовое искусство передвижников было выражением революционно-демократических идей. Несловоохотливый Суриков писал Чистякову длиннейшие письма из-за границы.
Но вместе с тем Чернышевский стремится преодолеть романтическую мечтательность. После того как несколько картин, особенно много значащих для автора, было отвергнуты как экспонаты Всемирной выставки в Париже, в 1855 году он открыл собственный «Павильон Реализма». Гоголь теперь ставит перед собой задачу всестороннего и исторически конкретного воспроизведения жизни в её объективном движении к идеалу.
Иван Николаевич Крамской (1837, Острогожск — 1887, Санкт – Петербург) — русский художник и рисовальщик, мастер жанровой исторической и портретной живописи, художественный критик. Пейзаж). Передвижники показывают не только бедность, но и красоту народного быта (Приход колдуна на крестьянскую свадьбу В. М. Максимова, 1875, ТГ), не только страдание, но и стойкость перед лицом жизненных невзгод, мужество и силу характера (Бурлаки на Волге И. Е. Репина, 1870-1873. Работа растянулась на месяц и Веруша сердилась, что Антон (так по-домашнему звали Серова) заставляет ее часами сидеть в столовой.
На середину столетия приходится начало литературной деятельности величайшего русского писателя, мыслителя и общественного деятеля графа Льва Николаевича Толстого (1828–1910). Достоевского, А. Н. И это, не смотря на то, что как художник Чистяков был второстепенным, писал вообще мало. Прянишников, Л. И.
Кровь хлынула горлом. — Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, Г. Флобер, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, М. Твен, А. П. Чехов, Т. Манн, У. Фолкнер, А. И. Солженицын, О. Домье, Г. Курбе, И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. П. Мусоргский, М. С. Щепкин, К. С. Станиславский. Не обращая на них внимания, решительно следует по избранному пути всадник. Французский литературный критик Жюль Франсуа Шанфлёри, впервые употребивший термин «реализм», противопоставлял егосимволизму и романтизму.
Вершина его реалистического творчества – «Мёртвые души». Становление русской батальной живописи второй половины XIXв. Искусство не развивается путём революционных взрывов.
Но всем этим Федотов уже не мог довольствоваться. В них духовная связь природы и человека в последний раз прозвучала как основная тема его искусства.
Суриковым, творчество которых представляет собой вершины передвижнического реализма. На полотнах изображены обособленными не только люди, но также и дома с улицами. В середине XIX столетия романтизм был оттеснен с передовых рубежей французской художественной культуры (а также и литературы) мощным реалистическим движением. Родоначальник русского реализма – художник Павел Федотов, его знаменитые картины «Сватовство майора», «Свежий кавалер», в своих работах он разоблачат порочнее нравы общества и высказывает свое сочувствие бедным и угнетенным людям. Здесь вновь скромный обиходный мотив — заросший сад, обветшалая усадебная веранда, сгорбленная фигурка старушки, которую поддерживает под руку внучка, — становится значительным по содержанию символом.
Существует два основных типа сюрреалистического искусства—Фантезийный (художникамэтого направленияможно отнести Сальвадора Дали, Рене Магритта) и автоматизма (Хуан Миро). Яркие представители направления соцреализма в советской живописи: Александр Дейнека («Оборона Севастополя», «Мать», «Будущие летчики», «Физкультурница»), В. Фаворский, Кукрыниксы, А. Герасимов («Ленин на трибуне», «После дождя», «Портрет балерины О. В. Лепешинской»), А. Пластов («Купание коней», «Ужин трактористов», «Колхозное стадо»), А. Лактионов («Письмо с фронта»), П. Кончаловский («Сирень»), К. Юон («Комсомолки», «Люди», «Новая планета»), П. Васильев (портреты и марки с изображением Ленина и Сталина), В. Сварог («Герои-летчицы в Кремле перед полётом», «Первое мая – пионеры»), Н. Баскаков («Ленин и Сталин в Смольном») Ф. Решетников («Опять двойка», «Прибыл на каникулы»), К. Максимов и др. Однако свойственный искусству 1860-х гг. Добрый юмор и сочувствие людям перекрывали ноту сатирического осуждения. Третьяков сделал свою галерею картин публичной.
Его Работы (1835) — реальные картины, напоминающие Курбэ: сильные, могучие люди без всяких прикрас. К числу самых известных представителей реализма в литературе стоит отнести М. Твена, Ф. М. Реалисты не ограничиваются критикой нравов и современного им законодательства. Тем не менее удивительно живы в его произведениях образы русских людей.
Особенности взаимовлияния живописи и фотографииКритический реализмЛекция 4. у французов Бастьена Лепажа (весьма смягченный Курбэ) и Рафаэлли изображающих, подобно Курбэ, обыденную и преимущественно рабочую жизнь. Реализм в его понимании являлся элементом романтизма. начало которой ведут либо от Возрождения («ренессансный реализм»), либо от Просвещения («просветительский реализм»), либо с 30-х гг. Раухфус попытался оказать ему помощь, но было уже поздно.
Странное впечатление, производит эта картина, не случайно. У истоков русского реализма XIХ века стоит А. С. Естественное восприятие действительности и точная передача ее на холсте окончательно воплотились на холстах спустя лишь несколько эпох, на рубеже XIX-XX веков под логичным термином «Реализм». В творчестве Коро следовал непосредственному впечатлению и всегда оставался предельно искренним («Мост в Манте», «Башня ратуши в Дуэ»). В 1870 году создаётся «Товарищество передвижных художественных выставок».
в то время, когда в Италии и во Франции господствовала живопись религиозных и мифологических сюжетов, да и в самой Фландрии были художники, писавшие на сюжеты не обыденной жизни. Достоевского, Ч. Диккенса, О. де Бальзака, Т. Манна, Л. Н. В 1847 его произведение «Wounded Man» (Лувр) раскритиковали, не приняв в салон. realis – вещественный, действительный) в искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. Отсюда и название реализма XIX века «критический», потому, что он критиковал в первую очередь антигуманную сущность жестокого эксплуататорского строя, показывал вопиющую нищету и страдания обиженного простого народа, несправедливость и вседозволенность власти имущих. Как уже отмечалось, живопись той поры находилась в теснейшей связи с «властительницей дум» –литературой, вот почему иногда просто как прямые иллюстрации к литературным произведениям воспринимаются некоторые картины Перова, например, «На могиле сына» (1874, ГТГ) – как иллюстрация к роману Тургенева «Отцы и дети», «Проводы покойника» (1865, ГТГ) невольно ассоциируются с некрасовской поэмой «Мороз, Красный нос». Но по прошествии двух лет художник показал в салоне новое произведение, названо им «Резня на Хиосе».
Главной темой его произведений стало изображение жизненных тягот трудового народа. М. В. Гоголь отмечает устарелость комедии с любовной тематикой. Положив в основу произведения «мысль народную», писатель подверг критике тех, кто равнодушен к судьбе народа, родины и живёт эгоистической жизнью.
В живописи она была еще нова. значительно возрастает роль портрета и пейзажа, а позже — исторической живописи. Здесь мы встречаем старого художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант, а теперь прозябающего в нищете хозяйку дома, в котором все идет вверх дном из-за смерти любимой собачки. Соломаткина У забора (1879, Пермская государственная художественная галерея), М. Ф.
Норвежский художник Вереншильд (Verenskiold) иллюстрируя саги и сказки, выработал особый стиль рисунка, соответствующий духу сказочных событий, а немецкий художник Швинд писал целые картины, приспособляя и рисунок и колорит ко впечатлениям от легенд, которые этими картинами он хотел передать. Особое место в "Явлении" занимает пейзаж, на фоне которого разворачивается действие. Архипова, Н. А. В. Васнецов обращался к Чистякову со словами: «Желал бы называться вашим сыном по духу».
Данное полотно описывало войну Греции за независимость. Пукирева Неравный брак. Особое отношение к литературе восходит истоком к началу столетия, к эпохе блестящего развития русской словесности, вошедшей в историю под названием «Золотого века».
В их осанке – напряжение воли, в лицах – взволнованность чувств и мыслей. Мрачные раздумье переполняют последние годы жизни художника. Серы, но гармоничны марины Ганстева в норвежских фиордах. Новый период шведского искусства начался после 1879 г., когда Гуго Сальмсон пошёл по следам Бастиена Лепажа и овладел новой французской техникой с ним сходен Август Гагборг (Сцены на морском берегу, Работы полевые). Но Достоевский ищет выход из противоречий современности. Манера художника здесь несколько иная: мазок свободный, легкий, чистые цвета.
Трагизм и ужас происходящего на полотне Брюллова не в силах затмить красоту человеческого тела, благородство поз и жестов. Густав Курбе (1819–77) – французский художник, родился в городе Орнане.
В 1892 г. она была передана в дар Москве. Инквизиция свирепствовала в Нидерландах. Его необычная манера принесла ему заслуженное признание, не подвластное времени. Адольф Нордлинг — изобразитель интимной жизни морских волн.
Так что точек схода между «передвижниками» и Академией было достаточно и это понял тогдашний вице-президент Академии И. И. XIX в. и принесших ему известность (трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность», кавказские и севастопольские рассказы), проявился мощный талант. В его уставе лишь говорилось, что члены Товарищества должны сами вести свои материальные дела, не завися в этом отношении ни от кого, а также сами устраивать выставки и вывозить их в разные города (передвигать по России), чтобы знакомить страну с русским искусством. Зимний день (1850, ГРМ) – единственное пейзажное полотно Федотова, которое сразу наводит на мысль о пейзаже Достоевского. И те и другие недооценивали роль объективного фактора в развитии истории. В романе показана ложь и абсурд, лежащая в основе отношений внутри дворянского семейства, что и приводит их в конечном итоге к гибели. здесь чужаки и потому полны безразличия к происходящему.
За ним лишь присматривали: когда становился буйным — связывали ремнями иногда били. Мясоедова Поздравление молодых в доме помещика (1861, ГРМ), Н. П. Почти одновременно — Скарбина, ученик французских художников, как реалист и колоритный виртуоз кисти выступил с картинами разнообразного содержания (рынки, мастерские, женские фигуры, писанный с французскими шиком), Ганс Герман, Лепсиус — все реалисты нового направления. Положение Милле в мире искусства резко изменилось в 1848 году. Конфликты носят комический характер, они не затрагивают серьёзных противоречий времени.
Сюжет подсказала сама жизнь: чиновник и первая его награда. Однажды приехал он на Волгу писать солнце, воздух и речные просторы. Васнецов. Донести силой художественного слова до образованного, живущего в достатке читателя всю глубину народной нищеты и горя, показать величие простого крестьянина – таков был смысл поэзии Н. А. Некрасова (поэма «Кому на Руси жить хорошо», 1866–1876 гг. ) Свою поэтическую деятельность поэт понимал как гражданский долг служения своей стране.
В колорите драматизм образа выражен через сопоставление холодных и теплых тонов. Уже в первых произведениях Л. Н. Толстого, опубликованных в 50-х гг. Тарновского за карточным столом (1887), Вечером за картами (1903-1904), Обдумывает ход (1903-1904), Момент игры (1903-1094), Группа играющих в карты (1903-1904) изображены различные моменты карточной игры. Репин (Мусоргского, Толстого), В. Г.
Выход их вызвал большой общественный резонанс. Прекрасные портреты писали также И. Е. Французские картины, написанные в духе реализма, зачастую принадлежали к пейзажному жанру, в них авторы пытались передать окружающую их природу, красоту французской провинции, сельские пейзажи, которые, по их мнению, как нельзя лучше демонстрировали «настоящую» Францию во всем её великолепии.
Основными тематиками художников, писавших свои полотна в стиле реализма, были жанровые сцены городской и сельской жизни простых людей (крестьян, рабочих), сценки уличных событий и происшествий, портреты завсегдатаев уличных кафе, ресторанов и ночных клубов. Драматургия II половины XIX в. была представлена пьесами А. Н. Островского («Свои люди – сочтемся», «Доходное место», «Женитьба Бальзаминова», «Гроза» и пр. ) и А. В. Сухово-Кобылина (трилогия «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина»). Картина создают образ томительного беспокойства.
Он избежал этого. В картине «Бабушкин сад» (1879) Поленов первым из передвижников обратился к теме уходящего дворянского прошлого России. Перед этим Иванов выполнил множество прекрасных этюдов с видами живописных мест Италии. В этом образе нежность и любовь матери сочетаются с чувством долга перед человечеством. Кипренский словно шутя одолел вершины портретного мастерства (хотя это досталось ему ценою невероятного труда) и открыл своими холстами путь в европейское искусство. В результате действительность представала в их творчестве как «обыкновенный поток», как самодвижущаяся реальность.
Трагичные образы беззащитных крестьян, беспомощных перед лицом жестокой силы. Выделение из бытового жанра пейзажа и портрета (например, в «Приезде гувернантки в купеческий дом»), значение которых возрастает, особенно в следующие, 70-е годы, знаменательно в творчестве Перова, в котором, по справедливому замечанию исследователей, структурно оформились важнейшие жанры реалистического искусства. Среди шести человек, стоящих за спиною Предтечи, — будущие ученики Христа апостолы: златовласый Иоанн Богослов с готовностью устремляется навстречу Христу, за ним следует Андрей. В работах А. М.
Он значительно шире захватил современную ему действительность. Его знаменитые романы «Красное и черное», «Красное и белое» показали читателям, что описание обычных сцены жизни и повседневных человеческих переживаний и эмоций возможно выполнить с величайшим мастерством и возвести это в ранг искусства. Петрова Сватовство чиновника к дочери портного (1862, ГТГ), В. В. Их печали, радости и страдания являются как бы его собственными. Впоследствии вся серия была издана И. С. Тургеневым в одной книге, получившей название «Записки охотника».
Павел Михайлович Третьяков (1832—1898), представитель старинного московского купеческого рода, был необычным человеком. Писатели XVIII века остро критикуют религиозный фанатизм («Монахиня» Дидро, «Натан Мудрый» Лессиниа), выступают против доисторических форм правления, поддерживают борьбу народов за свою национальную независимость («Дон Карлос» Шиллера, «Эгмант» Гёте). Он считает недостаточным ограничиваться облечением общественных пороков.
., 1890, ТГ и картины евангельского цикла Н. Н. Получил дальнейшее развитие жанр психологического портрета. Победоносцев, П. П. Гениальность Достоевского проявлялась в необыкновенной способности писателя открывать читателю потаенные иногда ужасающие, поистине мистические глубины человеческой натуры, показывая чудовищные душевные катастрофы в самой обыденной обстановке («Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Бедные люди», «Идиот»).
Но и в этом художник ни на кого не похож, так как он рисует сюжеты, где человек остается абсолютно один, у которого нету сочувствующего социального окружения. Поленов. Экснер, Фермерен, Дальсгард писали сцены, часто весьма простого содержания из простонародного быта: из них замечателен Дальсгард жизненной энергией. На рисунках М. А. Толстой, по инициативе которого и были призваны к преподаванию ведущие «передвижники». «Проповедь на селе», 1861 «Крестный ход на Пасхе», 1861 «Чаепитие в Мытищах близ Москвы», 1862).
в Италию, он продолжал активно трудиться. Вообще шведские пейзажисты немного космополиты и почти все изучали искусство за границей, Эдвард Берг, замечательнейший из них, хотя и работал в Германии, Франции и у Калама в Швейцарии, но по возвращении в отечество начал с 1857 г. разрабатывать пейзаж шведской природы — сосновые леса, березовые рощи, тихие воды, не чуждаясь грандиозной стороны своей родины (водопады), но не прибегая к блестящим внешним световым эффектам. В основном, он учился путем копирования шедевров В Лувре. Пройдя хорошую школу графики, Федотов решил попробовать писать маслом. Формирование его граничит с именем Пушкина, который вывел русскую литературу на широкий путь изображения «судьбы народной, судьбы человеческой».
Томилиной-Ларионовой, Париж), М. Добужинского Окно парикмахерской (1906, ГРМ). П. А. Федотов — одинокая и трагическая фигура в русском искусстве середины XIX в. Как и многие талантливые люди того времени, он жил и умер недостаточно понятым и оцененным современниками. Третьякову. Как выглядела в ту пору Академия. Были открыты закон линейной и воздушной перспективы и закон светотени.
Один из искусствоведов справедливо назвал "Явление Христа народу" "хоровой картиной". Для этого они избегали симметричных изображений. Он раскрывался лишь в сфере своего высокого морального сознания. Федотова поместили в частную лечебницу, расположенную недалеко от Таврического дворца.
Реализм Тургенева выразился наиболее ярко в романе «Отцы и дети». К рубежу 60–70-х годов относятся лучшие портретные работы мастера: Ф. М. Их общее число превысило 600.
А. К. реализм в живописиВ разделе Живопись, Графика на вопрос Критический реализм. (убийством Александра II) подсказали художнику сюжет картины «Узник» (1882), в которой создан обобщающий образ революционера-разночинца. В нём приплетаются судьбы людей самых разных воззрений, различного положения в жизни.
«Реализм Курбье» сразу же вызвал острую реакцию общества и критиков, которые утверждали, что тот, «прикрываясь реализмом, клевещет на натуру», называли его ремесленником в живописи, делали на него пародии в театре и всячески очерняли. Но солнца не было, по небу ползли бесконечные тучи и прекращались унылые дожди. В романе объединен огромный и разнообразный материал, его идейный потенциал неизмерим. Тут всякий герой».
Выдающие скульпторы-реалисты 19 века: Константин Менье («Грузчик», «Индустрия», «Пудлинговощик», «Молотобоец») и Огюст Роден («Мыслитель», «Шагающий», «Граждане Кале»). Он написал портреты – ученых (Пирогова и Сеченова), – писателей Толстого, Тургенева и Гаршина, – композиторов Глинки и Мусоргского, – художников Крамского и Сурикова. Очень симпатичны сельские виды и зимы Ридберга. Не смотря на это, его эстетические теории не предназначались для распространения.
Он писал крестьян с глубиной и проникновенностью, напоминающими о религиозных образах. Полученные за картину деньги позволили Милле перебраться в деревню Барбизон близ Парижа. В Дании пейзажная живопись шла вообще также национальным путём: Кристен Кебке, Петр Христиан Сковгард (рощи, парки, с 1839 г. ), поэтический реалист Вильгельм Кинен, маринисты: Мельби, Эмануэль Ларсен, Сёренгсен — в особенности первый — отличаются большими достоинствами из молодых — Лохен, Торольф Педерсенс, Торвальд Нисс пейзажисты Иоахим и Нильс Сковгарды (сыновья Петера-Христиана Сковгарда), хотя и пишут натуралистические пейзажи, но переходят в декоративно-стилистическое направление, по определению историка искусств Мутера. Конфликт поколений, разворачивающийся на фоне столкновения между переживающим кризис дворянским сословием и новой генерацией разночинцев (воплощенной в образе Базарова), сделавших знаменем идейного самоутверждения отрицание («нигилизм»), показан в романе «Отцы и дети» (1862 г. ). В таких союзах мужчины и женщины заметно отчуждение, взаимное недовольство, а также гнев.
В этом случае естественными критериями реалистичности выступают глубина истинность, объективность в раскрытии внутренних связей жизни, типические характеры, действующие в типических обстоятельствах, а необходимыми детерминаторами реалистического творчества – историум, народность мышления художника. Картина Завтрак аристократа (1850, ГТГ) покоряет блистательным живописным мастерством, точностью социально-психологической характеристики героя, незадачливого аристократа, виртуозной передачей многообразной красоты видимого мира и чистосердечным восторгом перед ней. Развитие традиций передвижничества происходит уже в советское время — в деятельности художников Ассоциации художников революционной России (АХРР).
Натурализм. Именно по таким улицам Петербурга бродят герои его произведений. Серова). Товарищество многим было обязано критику В. В. Не все ясно в судьбе этого замечательного художника.
В конце XIX —начале XX вв. Жан Франсуа Милле родился 4 октября 1814 года в деревне Грюши, в Нормандии. Огромный вклад писателя в мировую художественную культуру – результат не одной его гениальности, он также следствие его глубокой народности. Разнообразные виды пейзажа развивал в своем творчестве Василий Дмитриевич Поленов (1844–1927). Тогда в поисках типажей Иванов стал посещать еврейский квартал Рима. Из века в век художники совершенствовали свои навыки.
Но красота свадебного обряда, вдохновлявшая художников 40-х, 50-х годов, (отзвуки этой красоты мы обнаруживаем в Сватовстве майора Федотова), перестает ощущаться. Сюжета как такового нет. Возникновение данного течения часто связывают с творчеством известного французского художника Гюстава Курбе, который открыл в Париже выставку своих работ и назвал её «Павильон реализма». Созданный художником образ мадонны полон глубокого содержания.
23 июня 1852. Свои собственные художественные искания он изначально направил на то, что называл «серьезными интересами жизни». Столкновение героического подвижничества с жизненной повседневностью стало темой одного из лучших произведений Репина — картины «Не ждали» (1884–1888). е. конкретизации как национальных исторических, социальных примет, так и физических интеллектуальных и духовных особенностей) предпочтение в способах изображения «форм самой жизни», но наряду с использованием, особенно в 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска) преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно — к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания). ФЕДОТОВ ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ — известный русский художник и рисовальщик, основоположник критического реализма в бытовом жанре, aкадемик живописи (1849г. ), aвтор поэмы «Женитьба майора» (1847г. ).
Творчество художников этого направления подобно исследованию общественных противоречий. — В Англии натурализм проявлялся независимо от французского и совсем в особой форме. Наконец, около группы людей в правой части картины — два конных римских воина.
Следующий роман Л. Н. Толстого – «Анна Каренина» (1874–1876 гг. ). Илья Ефимович Репин (1844—1930) родился в городе Чугуев, в семье военного поселенца. Историзм Толстого, питающий его реализм, характеризуется не только пониманием основных тенденций исторического развития, но и интересом к повседневному бытию самых обыкновенных людей, тем не менее оставляющих заметный след в историческом процессе. Изучение перспективы, анатомии, теории теней имеет тесную связь с искусством, хотя искусство и наука по разным законам познают природу.
В советском искусстве и художественной критике уже в конце 1920-х гг. Витте, К. П.
Количество этюдов с каждым годом росло. Если в литературе слово натурализм получило значение как выражение низкого Р., то в живописи различие между Р. и натурализмом не в такой степени определённо, один из критиков Курбэ (Кастаньяри) признавал законность нового направления и называл его натурализмом, тем более, что новосоставленное тогда слово Р. казалось многим — не в духе французского языка. занимает М. Е. Салтыков-Щедрин, сатирическое дарование которого с наибольшей силой проявилось в «Истории одного города». Искусству романтизма я посвятила несколько записей. Рисование по Чистякову, есть интеллектуальный процесс, выведение законов из натуры -это он и считал необходимой основой искусства, какая бы не была у художника «манера» и «природный оттенок».
Так передовое Русское искусство освободилось от официальной опеки придворной Академии. Исследователи творчества художника приходят к мысли, что именно Кипренскому удалось в живописи приблизиться к тому методу отображения жизни, который в литературе «открывали» Пушкин, Баратынский, Батюшков, в музыке — Глинка, Алябьев. Как и они, он стремился запечатлеть мимолетность бытия, передать движения света и воздуха.
В картине «Московский дворик» (1878/1879) изображенный художником уголок старой Москвы с характерными приметами патриархального быта вырастает до типически обобщенного образа целой эпохи. Коровина (На миру, 1893, ТГ), С. В. Человек, медленно умиравший от тяжелой болезни, создал оптимистичные, пронизанные горячим предзакатным солнечным светом или загадочным блеском луны, напоенные теплым воздухом картины родной природы, засыпающей, чтобы проснуться с новой силой («Летний вечер», 1899 «Стога. Русский критический реализм создал галерею образов борцов за народные интересы (у Тургенева, Некрасова).
Однако он, так же, как ребенок, не сразу научился писать шедевры. Семенов Тян-Шанский. Вернувшись в 1849. В начале 90-х гг. Испанцы огнем и мечем подавляли восстание, охватившее страну. В России реализм носил название передвижничество. Милле (Сборщицы колосьев 1857).
Два бородатых старца в белых чалмах — явные недоброжелатели Христа. Одним из самых замечательных писателей середины века был Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883). Истинной душой нарождающегося критического направления в живописи был Василий Григорьевич Перов, сумевший с обличительным пафосом показать многие стороны простой будничной жизни: неприглядный облик некоторых священнослужителей («Сельский крестный ход на Пасхе», «Чаепитие в Мытищах»), беспросветную жизнь русских крестьян («Проводы покойника», «Последний кабак у заставы», ), быт городской бедноты («Тройка», ) и интеллигенции, вынужденной искать нелегкий заработок у «денежных мешков» («Приезд гувернантки в купеческий дом», ).
Христос и Пилат» (1890). На ней было всего 46 экспонатов (в отличие от громоздких выставок Академии), но тщательно отобранных и хотя выставка не была нарочито программной, общая неписаная программа вырисовывалась достаточно ясно. Гиперреализм можно смело назвать максимально точным отражениемдействительности иантитезой концептуальному искусству. Произведение отличает острое конфликтность. Ларионова Зимний пейзаж с фигурой (1899, соб. Большую часть жизни Тургенев прожил за границей.
Тургенев – один из наиболее лиричных писателей XIX века. В борьбе за будущее он уповает на решённое, нравственное перевоспитание общества. В ней нет никакого движения. Картины Курбе восхищают откровенностью, энергией, прочной композицией. Вершиной русской поэзии II половины XIX в. было творчество Николая Алексеевича Некрасова (1821–1878).
Островского, И. С. Как и Федотов, Перов начинает с картин-рассказов, где акцент делается на какой-то одной детали (например, перевернутая лицом вниз икона или упавший в грязь молитвенник в «Сельском крестном ходе на Пасхе»). Самым значительным из перечисленных выше произведений, безусловно, является картины В. В.
К этому времени галерея Павла Михайловича Третьякова насчитывала около 2 тыс. Справа от раба две фигуры — отец и сын. Нельзя назвать удачными и исторические композиции Перова. В 1871г.
Рубенс даже не искал красоты изображая только крепкие, здоровые тела. Этим определяется острая конфликтность, напряжённый драматизм романов Достоевского. Как и они, он предпочитал работать не в мастерской, а на воздухе (на пленэре, как говорят художники). Критический реализм не ограничивается обличением безобразного. Веласкес, писавший святых, портреты (весьма реально) изображал также картёжников и гуляк из простонародья. Точнее, они все извлекли пользу из уроков П. П.
Характерна и индивидуализация и тонкость передачи душевных состояний, находящихся в процессе смены и развития (чередование недоверия и улыбки на лице егеря, робость и восхищение в лице молодого охотника и т. д. ). В ней война показана без прикрас изнутри, глазами непосредственного участника сражений. Тургенева. Особая линия в искусстве передвижников — творчество Н. Н. Ге и И. Н.
Но помочь ему никто не смо. В пейзажах Коро редко встретишь борьбу стихий, ночной мрак, что так любили романтики.
Эти факты многое говорят о культурном уровне семьи будущего художника. Девять месяцев работал художник над небольшим полотном размером всего 48 х 42 см.
Манцу в Италии, В. Димитров-Майстора, С. Венев в Болгарии и др. ). Все великие художники реалистического направления при изображении человека стремились использовать язык ясный и понятный, чтобы зритель, независимо от нации, расы и уровня образования, мог «прочитать» произведение художника-реалиста. Эта эпоха начинается со второй половины XV столетия. В. Г. Перов.
С детства мальчик проявлял способности к рисованию. Соломаткина Невеста (1867, ГТГ), тема брака приобретает социальную остроту. после обеда Брюллова охватил такой приступ судорожного кашля, какого не бывало раньше. Пушкин. Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ) было учреждено в 1870 г. Первая выставка открылась в 1871 г. Это событие имело свою предысторию. Непревзойденным мастером психологического романа был Федор Михайлович Достоевский (1821–1881).
В ходе развития искусства реализм приобретает конкретно-исторические формы и творческие методы (например, просветительский реализм, критический реализм, социалистический реализм). Его расцвет был связан с широким демократическим подъемом 1840-х годов, разрешившимся революцией 1848 года. Горькая ирония, граничащая с трагическим пафосом, сквозит в трех последовательно сменяющих друг друга эпизодах триптиха «На Шипке все спокойно», повествующего о забытом на посту замерзающем часовом. Иванова). За год до смерти Федотов начинает картину "Анкор, еще анкор.
По словам самого Л. Н. Толстого, главной мыслью в романе была «мысль народная». Их так и называют — "дрожащие". Классический пейзаж, основанный Пуссеном и Лорреном в XVII стол., пустил более глубокие корни во Франции и выразился в виде облагораживания природы как там, так и отчасти в Голландии, — чем реальный пейзаж имевший, однако, в Голландии таких высоких представителей как Вейнантс, Рюисдаль, Гоббема. С той поры Верхняя Волга заштатный городок Плес прочно вошли в его творчество. Принцип социальности – эстетики критического реализма.
Отмеченный резкой социальной направленностью, он получил название критического реализма, став отражением в искусстве острых социальных проблем и стремлений дать оценку явлениям общественной жизни. Изображение процесса карточной игры можно отметить у Ларионова в работе Картежники (1906, ГТГ). В Избиении младенцев представлено нападение испанского карательного отряда на мирную фламандскую деревню.
А вот человек в белой чалме потупил глаза в полной нерешительности. Из пейзажистов после А. Ахенбаха, Вильройдера, Дузетта, мариниста Эшке следовали Иернберг, Отто Рейнигер, Томас Гербст, Густав Шенлебер, Герман Байш, ученик Руссо, к сожалению, редко обновляющий свои сюжеты, Теодор Гаген, отличающийся простотой и правдой в пейзажах (любил сдержанные тона), Цюгель и Вейсгаупт — пейзажисты изображавшие домашних животных, как пособников труда человеческого. Крепостническая современность вошла в произведения, критических реалистов не только как самоуправство крепостников, но и как трагическое положение народных масс – крепостного крестьянства, обездоленного городского люда. Характеры героев его произведений противоречивы: мягкий, чистосердечный, совестливый, но пассивный, не способный «встать с дивана» Илья Ильич Обломов («Обломов», 1859 г. ) образованный, одаренный, романтически настроенный, но опять же по-обломовски бездеятельный и безвольный Борис Райский («Обрыв», 1869 г. ). Их лица, обращенные к Мессии, не выражают ни любви, ни ненависти.
Оно во многом граничит с пониманием образа человека в искусстве критического реализма. Нестеров говорил, что в «Проводах покойника» Перов выступил «истинным поэтом скорби».
В массе своей неакадемическая продукция, как это было и в других странах, являлась буржуазно-салонной, ее «красота» -пошловатой красивостью. Человек в пейзажах Коро органично входит в мир природы. В произведениях 30-х годов («Ревизор» и другие) Гоголь изображает исключительно отрицательные явления общества. В основе его – вера в силы и возможности человека, жадный интерес к земной жизни.
Она произвела сильное впечатление на общественность. Она принесла Дрездену мировую славу. Кристоф Бишоп изображал сельские сцены играющих детей интимную домашнюю жизнь. Это хорошо прослеживается на картине под названием «Вечер в Кейпкоде», на которой двое отдыхают совсем рядом, но при этом не чувствуется их единства, каждый сам по себе.
только что вышли из холодной воды и никак не могут согреться. 19 в. («собственно реализм»). Некоторые шведские художники работали в чужих краях, как, напр., Гуго Биргер — настоящий виртуоз (Завтрак в Гранаде), умерший в молодости. Это придает необычайную легкость её поступи. Пьеса весьма многозначна по своему содержанию.
В 1855 году Курбе представил свету работу «Painters Studio» (Лувр). Деятельными участниками передвижных выставок были В. Е. Уже в 1908 году Серов писал ему: «Помню вас, как учителя и считаю вас единственным (в России) истинным учителем вечных, незыблемых законов формы – чему только и можно учить».
В более поздних произведениях, таких, как «Последний кабак у заставы», Перов достигает большой выразительной силы, причем исключительно живописными средствами, не прибегая к описательности. Тем не менее, две более ранних картины Курбе были приняты. Он видит её недостаток в том, что она не дала верной картины русской действительности. Подвергая критике основы существующего буржуазного общества, художники-реалисты были благородными гуманистами, верившими в Добро, Высшую Справедливость, Всеобщее Равенство и Счастье для всех без исключения. Среди крупнейших представителей реализма в различных видах искусства 19-20 вв.
Просветители (Д. Самым первым произведением Делакруа было «Ладья Данте», которая была выставлена в художественном салоне, но не произвела должного эффекта на публику. Вторая половина XIX в. оказалась чрезвычайно богатой на таланты. И художник преодолевает скептическое отношение к миру. Отражение мира становится непосредственным, реальным.
В 1863 году выходит повесть «Казаки», ставшая важным этапом в его творчестве. Врубель с гордостью называл себя чистяковцем. Она выдает признаки тяжелого душевного заболевания, начавшегося у художника. Гоголь в 40-е годы относится критически к русской литературе романтического периода.
Среди них были такие известные деятели, как С. Ю. Этот день стал для великого Карла последним. Жизнь обитателей захолустья рисуется лишенной разумного начала.
повествует о тяжкой народной доле, о мрачной атмосфере пореформенной реакции, царящей в стране. Там же были написаны умиротворенные вечерние пейзажи: «Вечер на Волге», «Вечер. Это и Репин и Суриков и Поленов и Васнецов, а позже – Серов и Врубель. Петер Крейер (Kryer) открывает с 1871 г. движение датских реалистов новейшего пошиба (Рыбаки вытягивают сети на Скагене) его Комитет французской выставки замечателен жизненностью фигур и превосходным сложным освещением.
Не повезло только скульптуре была одна и то мало примечательная скульптура Ф. Каменского), но этому виду искусства «не везло» долго, собственно всю вторую половину века. Художник сблизился с передвижниками и на первой их выставке представил картину на реальный сюжет из русской истории — «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871). Вершиной реалистического изображения действительности стало творчество Л. М. Толстого.
Различны проявления реалистических тенденций и в разных видах и жанрах искусства. В его портретах выступали люди могучего духа, устремленные в будущее. Салтыков-Щедрин полагал даже излишней третью фигуру – егеря. Из последующих можно назвать Бонвена (прачки, швеи) и Рибо (Теодюл) — реалиста в изображениях не только кабачков, но и религиозных сцен.
Открывшаяся в 1871 году первая выставка «передвижников» убедительно продемонстрировала существование нового направления, складывавшегося на протяжении 60-х годов. В ней изображен момент, когда Пилат, обращаясь к Христу, сказавшему, что он пришел в мир, чтобы установить торжество истины, вопрошает: «Что есть истина. » Христос не отвечает тирану, так как понимает, что постижение истины не дано человеку, лишенному веры. граничит с именем Василия Васильевича Верещагина (1842–1904). Малозаметен на картине, но очень тонко выписан Николай II. В рамках этой жанровой картины Перов создал один из проникновенных русских пейзажей. Начиная с 1830 г. выступления мастеров сатирической графики, во главе с Домье и пейзажистов барбизонской школы, утверждают в искусстве задачу «полного отображения своего времени» (Бальзак).
Автор сразу выдвинулся в ряды самых известных мастеров. Лауриц Ринг отдался изображению крестьянских сцен Анна Анкер (Погребальный обряд), Михаэль Анкер (Рыбаки на берегу) сильный реалист в изображении жизни датских моряков. В этом они пошли дальше его, но почти растворили в световоздушных потоках объемные формы (дома, деревья). Однако и прежнее время — напр. Словом Р. французские критики назвали направление в живописи, которое избрал Курбэ (1819—1877) в противодействие не только идеалистическому направлению, но и всякому другому избиравшему сюжеты для картин не из окружающего современного общества и притом почти исключительно — рабочего, трудового класса. Философия человеческой судьбы осмысливается Левитаном в изумительном по выразительности полотне «Над вечным покоем» (1893/1894).
В Бельгии в 1850—70 гг. все роды живописи получили, наконец, отпечаток манерности с полным удалением от природы. Он находит теперь опору своему творчеству в реальной действительности. В начале XX в. традиции реализма были особенно устойчивыми в России (творчество В. А. Серова, К. А. Коровина, С. В. Иванова, Н. А. Касаткина и др. ).
Леопольд Калькрейт — сильный реалист изображающий поселян, рыбаков и другой рабочий люд. Исследователи до сих пор распутывают тугой узел из правды и вымысла, романтических историй и клеветы, различных толкований творческого метода художника, который сплелся вокруг его личности.
Причудливая форма искусства берет корни в Париже. Да и вся картина странная, не похожая на другие федотовские. Идеи критического реализма зародились в эпоху Просвещения (18 в. ). Смерть переселенца, 1889, ТГ), А. Е.
В 1860-1870-е гг. Его творчество обретает историческую конкретность, в нём усиливается критика различных проявлений социального гнёта, обостряется внимание к тяжёлой судьбе народа («Когда я городом задумчив я брожу », «Румяный критик мой » и другие). В творчестве Николая Александровича Ярошенко (1846–1898) сложилась типология жанрового, социально окрашенного портрета. Он издавал журналы «Современник», «Отечественные записки», на страницах которых впервые увидели свет произведения многих в последствии знаменитых русских писателей.
Герои Бальзака, Салтыкова-Щедрина, Чехова и др. Наконец имеет свою выставочную организацию — ТПХВ. Завершает серию символический образ огромной публицистической силы — знаменитая картина «Апофеоз войны» (1871/1872). Этим стилем стал романтизм.
Кроме того, Н. А. Некрасов известен своей издательской деятельностью. Очень показателен образ мальчика-сына, с трепетным восторгом смотрящего на отца. В 1863 г. в Петербургской Академии художеств произошел так называемый бунт 14-ти.
Реализм (от позднелат. Перов (Островского, Даля, Достоевского, Странник). После падения Вандомской колонны Курбе был несправедливо осужден, заключен в тюрьму. В поздних полотнах Перова сатира сменяется юмором («Охотники на привале», «Птицелов», ). Его похоронили в Риме на кладбище Монте Тестаччо.
Гоголь и самого себя включает в число критикуемых им писателей. Исключительно правдиво удалось писателю изобразить галерею портретов крестьян в принесшей ему славу серии рассказов, первый из которых «Хорь и Калиныч» был опубликован в журнале «Современник» в 1847 г. «Современник» печатал рассказы один за другим. Трагические мотивы не только не исчезают, но, напротив, ещё более усиливаются в творчестве писателя в 60-70х годов.
Позднее реалистические тенденции развили в своём творчестве Г. Курбе и Ж. Ф. Милле (Франция), А. Менцель и М. Либерман (Германия), М. Мункачи (Венгрия) и др.
В ноябре того же года мастера не стало. Реализм «Что делать. » имеет черты, сближающие его с романтизмом. Глубокий психологизм, т. е. Оставаясь верными основным заветам передвижничества, участники ТПХВ из нового поколения мастеров расширяют круг тем и сюжетов, призванных отражать изменения, происходившие в традиционном укладе русской жизни на рубеже XIX и XX вв. В самом ее названии есть какая-то несуразность: "анкор" по-французски означает "еще".
Ведущими принципами реализма 19 в. стали объективное отображение существенных сторон жизни, сочетающиеся с высотой и истинностью авторского идеала воспроизведение типичных характеров и ситуаций при полноте их художественной индивидуализации предпочтение в способах изображения «форм самой жизни» с преобладающим интересом к проблеме «личность и общество».
Но большинство этюдов посвящено людям. По его мнению, в «меркантильный век» имеют больше «электричества» «чин, денежный капитал, выгодная женитьба, чем любовь». В таком духе писали Гольман Гунт, Миллес (Джон Эверет Millais) верующие не находили в их произведениях ничего священного. На приоритете рисунка Чистяков настаивал и со своей склонностью к шутливым афоризмам выражал это так: «Рисунок – мужская часть, мужчина живопись – женщина».
Были представлены все жанры – исторический, бытовой, пейзажный портретный, – и зрители могли судить, что нового внесли в них «передвижники». Торжественное открытие галереи состоялось 16 мая 1893 года. Реалистическое искусство Толстого ярко проявилось в романе эпопее «Война и мир». Толстой вплотную подошел к созданию исторического романа-эпопеи «Война и мир» (1863–1869 гг. ) Собственный опыт участия в Крымской войне и обороне Севастополя позволил Толстому достоверно изобразить события героического 1812 года. Произведение Хоппера «Шахтерский город в Пенсильвании», которое описывает бритоголового человека, стоящего на фоне стены изображает свет неизвестного происхождения. Базаров ненавидит праздность, сибаритство, проявления барства.
Это — ревнители иудейской веры, фарисеи.
Особое место в социологическом реализме занимает «Что делать. » Н. Г. Основоположником русского демократического пейзажа по праву считается Алексей Кондратьевич Саврасов (1830–1897). В Германии одним из первых представителей реального направления в живописи был Менцель, который писал толпы народа на площадях и в садах, работы на заводах (Новейшие циклопы, 1876), a также и коронования или церковные службы изображая, следовательно, все классы общества, но темы его не всегда немецкие, часто французские и итальянские. Известный П. Ж. Прудон (Proudhon), посвятивший на истолкование значения Курбэ половину своей книги Искусство (на русском — перевод Курочкина), считает Курбэ идеалистом в Р. С другой стороны, по технике Курбэ не удовлетворяет всем новейшим требованиям, так как она после него сделала (Мане, 1832—83) успехи в изображении предметов природы, освещённых на открытом воздухе (пленеризм, от франц. Открытием темы, связанной с трудом и жизнью рабочего класса, русская живопись обязана Н. А. Чистяков не оставил развернутого изложения своей «системы», она реконструируется в основном по воспоминаниям его учеников.
Массовые аресты «народников», последовавшие за трагедией 1 марта 1881г. демократическое искусство прочно завоевало общественную трибуну. Но живопись уже начинала приобщаться к современным стремлениям – раньше всего в Москве. Конечно, в произведениях некоторых реалистов имеют место неопределённые романтические иллюзии там, где речь идёт о воплощении будущего («Сон смешного человека» Достоевского, «Что делать. » Чернышевского ) и в этом случае можно с полным правом говорить о наличии в их творчестве романтических тенденций. Образ её – «Ревизор» Гоголя, острая сатира на российскую действительность 30-х годов XIХ века. Он писал человеческие фигуры, лица, одежды, деревья, воду, горы и даже камни.
Не контурами, не «чертежно» и не тушевкой, а строить объемную форму в пространстве идя от общего к частному. В эпоху средневековья художники, подчиняясь влиянию церкви, отошли от реального изображения мира, присущего художникам античности (Аполлодору, Зевксису, Паррасию и Палефилу). Об этих художниках, считая их носителями «эллинского духа» одобрительно отзывался в свои поздние годы Репин, они импонировали Врубелю, так же как и Айвазовский – тоже «академический» художник.
Обострение интереса к внешним проявлениям поведения и психологии человека не случайно. Многому научился Репин также у Крамского. Маковский, Н А. Ярошенко, В. Д. kritike — суждение вынесение приговора и лат. Тургенев соотносит человека не только с обществом, но и природой, с мирозданием в целом. Только у революционно мыслящих сентименталистов (у Руссо и особенно у Радищева) и у отдельных романтиков (Сю, Гюго и др. ) эта тема получает разработку.
Золотой плес», «Вечерний звон», «Тихая обитель». Таковы Оскар Бьорк (Моряки, Коровьи стойла), Карл Ларсон (декоративные стенные композиции — напр., жизнь женщины различных времён в Швеции), Рихард Берг, сын Эдварда Берга (Гипнотический сеанс) и, наконец, Андерс Цорн, блестящий художник разнообразного содержания, писавший испанских нищих, цыган, английских мисс, моряков, движение воды, лунный свет, сцену в омнибусе, бал и т. п. В Норвегии Карл Гансен колоритно писад сцены народно-бытовые он работал в Копенгагене, многие другие — почти постоянно вне отечества, но некоторые окончательно почерпнули силы лишь по возвращении в отечество. Количество пейзажных этюдов составляет чуть ли не половину всех его работ.
Левицкий, Кипренский и Тропинин — оставило замечательные образцы реальной колоритности. Большое значение для Товарищества и для развития русского искусства имела собирательная деятельность П. М. Пукирова Неравный брак (1862, ГТГ), эскизе Л. И. Толстой в своих произведениях изображает жизнь с позиции «стамиллионого земледельческого народа», как он сам любил говорить. Теперь данный сюжет предстояло положить в основу картины.
"Помпея" была выставлена в Лувре, но французская публика встретила ее прохладно. Чистякова, которого вот таким образом и называли «всеобщим учителем». Позднее оно перешло в собственность Москвы. Складывалось новое мировоззрение, свободное от духовного гнета церкви.
Этот термин вошел в лексикон людей разных стран применительно к различным искусствам. Он получил правительственный заказ на картину «Агарь и Измаил», но, не закончив ее, сменил тему заказа Так появились знаменитые «Сборщицы колосьев». Следствием этого процесса явилось взаимодействие жанров — в бытовой картине усиливается роль пейзажа, развитие портрета обогащает бытовую живопись глубиной обрисовки характеров, на стыке портрета и бытовой картины возникает такое оригинальное явление, как социально-бытовой портрет (Полесовщик И. Н. Крамского: Кочегар и Курсистка Н. А. Ярошенко). Иванова (В дороге. В образе Базарова воплотил черты революционера, противопоставленного всякого рода либеральным говорунам типа Аркадия Кирсанова, примазавшимся к демократическому движению.
К началу 90-х годов среди молодых художников московской школы были, правда, те, кто достойно и серьезно продолжали гражданственную передвижническую традицию: С. Иванов с его циклом картин о переселенцах, С. Коровин – автор картины «На миру», где интересно и вдумчиво раскрыты драматические (действительно драматические. ) коллизии дореформенной деревни. Смена, 1895, ТГ). Многочисленные этюды, привезенные из путешествия, он использовал для картины «Бурлаки на Волге» (1872).
Мягче, но тоже правдив Христиан Скредзвиг (На лодке в летнюю северную ночь, Праздничный вечер, Крестьянин с кошкой). Туркестанской войне посвящена серия работ Верещагина «Варвары», рассказывающая о гибели небольшого русского отряда, захваченного врасплох противником, о средневековом варварстве нравов, царящих в бухарском военном стане. Он изображает также положительные стороны жизни – трудолюбие, моральную красоту, поэтичность русского крестьянства, стремление передовой дворянской и разночинной интеллигенции к общественно полезной деятельности и многое другое. Выдающимися советскими скульпторами-монументалистами эпохи соцреализма были Вера Мухина (монумент «Рабочий и колхозница»), Николай Томский (барельеф из 56 фигур «Оборона, труд, отдых» на Доме Советов на Московском проспекте в Ленинграде), Евгения Вучетича (памятник «Воин-освободитель» в Берлине, скульптура «Родина-мать зовет. » в Волгограде), Сергея Коненкова.
Название понятия уже говорит само за себя и в дословном переводе с позднелатинского означает «вещественный». Владимир Егорович Маковский (1846–1920) окончил Московское училище живописи и ваяния, одним из основателей которого был его отец.