Назвать его революционным, может и нельзя, но такой задачи и не было. искусству и философии, смерть к-рых зап. Лейдерман, П. В. Вскоре движение обрело интернациональный характер, вовлекая в свой круг (чуть раньше возникший) немецкий «флюксус», английскую группу «Искусство и язык» итальянское «бедное искусство», аргентинскую «группу Розарио» и другие радикальные течения. Классическим образцом концептуализма является композиция Дж.
Так, Бенджамин Бухло в своей статье для журнала October 55, 1990, «Концептуальное искусство: от эстетики администрирования к институциональной критике», заводя разговор о термине, не без некоторого пренебрежения цитирует Флинта: «Вокруг происхождения термина, как это всегда случается в истории искусства, разгорается жаркий спор: кому же из художников принадлежат лавры его изобретателя. Но в московском концептуализме есть некая исповедальность, даже некая эмоциональность, просто не проявленная криком», – Н. С. Возьмем, к примеру, вышеописанную работу Кошута – «Один и три стула» – в ней нет автора. Чтобы дать определение «концептуальному искусству», прежде всего следует назвать материал, с которым оно работает, а именно идеи («концепты», «концепции») аналогичным образом музыка использует звук. восприятия на интеллектуальное осмысление. Датированные картины Он Кавары — своеобразная форма медитации. Некрасов замечает, что концептуализм правильнее было бы назвать «контекстуализмом». Кого нужно знать в первую очередь.
Результаты этих усилий вылились в том Классификация тысячи самых длинных рек (Classifying the Thousand Longest River), 1977 года. Несколько иначе обстоит дело с живописью концептуального символизма. законы эстетики, К., с другой стороны, фактически вовлекает в сферу эстетического (т. е. У меня постоянно возникал вопрос, как освободиться от этой реальности. Кстати, есть еще один, менее значимый вид искусства, которое при ближайшем рассмотрении оказывается концептуальным, — оно допускает игру со своими понятиями: «партитура», «исполнитель и слушатель», «исполнение произведения».
Невозможно сформулировать, ради чего это делалось. Кошута («Искусство после философии», 1969) искусство сводилось к феноменам сознания (идеям, понятиям, мысленным конструкциям), отвергалась необходимость их воплощения в чувственной форме. Концептуальная фотография — это «подраздел» концептуального искусства. Кошут, Лес Левин, Дуглас Хюблер, Терри Эткинсон, Роберт Барри, Ян Вильсон, Ян Диббетс, Дж.
Концептуализм, концептуальное искусство это искусство идеи, когда художник создает и демонстрирует не столько художественное произведение, сколько определенную художественную стратегию, концепцию, которая, в принципе, может репрезентироваться любым артефактом или просто артистическим жестом, «акцией». Для этого они использовали механические способы копирования фотографий и увеличения их до размеров большого полотна (диапроекцию и масштабную сетку). Таково мое революционное открытие в математике, оно подробно описано в приложении, здесь же я ограничусь кратким изложением своих мыслей. Художники получали удовольствие, общаясь.
физическая оболочка должна быть разрушена, т. к. искусство – это сила идеи, а не материала». Заимствуя различные методы (как например, минимализм) художники-концептуалисты стремились переосмыслить не опиравшиеся на теоретические основы искусства формы поп-арта. Автор комиксов Георгий Литичевский.
Для того чтобы молчание стало красноречивым, требуется довольно громоздкий инструментарий. Отходя на небольшое расстояние, зритель понимает, что это шрифт Брайля. Булатов приводит пример схемы «поверхности и пространства картины» : «Картина – это такой странный предмет, который с самого начала обладает собственными чертами: имеет плоскую поверхность и одновременно пространство. Творчество осмысливается здесь как близкий по духу хэппенингу и перформансу, но, в отличие от них, зафиксированный в стабильной экспозиции процесс вовлечения зрителя в игру подобных концептов. На ковре воспроизведены названия тысячи самых крупных рек мира.
У меня такая бирка есть. Джозеф Кошут Один и три стула, 1965. В этот момент американский поп-арт стал естественным союзником в его деле (поп-арт как раз занимался второй реальностью, окружающей человека), но одновременно и врагом – это направление утверждало вторую реальность как единственную из которой нет никакого выхода. Это искусство или, скорее интеллектуальная практика, занятая анализом собственного языка.
Концептуальная фотография не занимается воспроизводством красоты окружающего мира. мою книгу Philosophy Proper («Суть философии»). Вариантов интерпретаций было бесконечное множество и это главная прелесть «работы», ведь автор в очередной раз избежал роли диктатора смысла и предоставил зрителю возможность самому осмыслить происходящее. Это был тихий подрыв. Монастырского), поэты Д. А. «Это важно, учитывая, что на глобальной сцене концептуализм и исповедальное искусство – совершенные антиподы – нельзя сравнивать концептуализм с экспрессионизмом – там есть исповедь, надрыв души, когда художник предельно себя выражает.
Этои есть определение искусства по Канту — целесообразность без цели. Другое дело, что советский концептуализм развивался в изоляции, своим особым путем. Это концептуалистское кредо.
Виктор Пивоваров. С конца 60-х годов сформировалось концептуальное направление в московской культуре. Стюарт Брисли на протяжении двух недель часами находился в ванной, которая наполнена черной грязной жидкостью, в Лондонской художественной галерее (намекая на загрязнение окружающей среды и плохую экологию). Ингрид и Йен Бакстер перевернули все, что было в их квартире, в пластиковые мешки и сделали выставку (объект наблюдения может быть любой вещью). Такие работы невозможно сделать коммерческими, брать деньги за просмотр.
В 1967 году этот термин использовал Солл ЛеВитт (Sol LeWitt) – американский художник, одна из ключевых фигур минимализма и концептуализма, автор теоретических работ по концептуализму. К., т. о., принципиально меняет установку на восприятие искусства. Что-то, что есть в нем – какая-то маленькая, прячущаяся черта – он рассказывает о ней, придумав персонаж, который несет в себе эту черту в более ярко выраженном виде. Только в роли сакрального означаемого в данном случае выступает тоже пустой объект.
Роль фотография здесь — документ, медиа, носитель информации. Другой известный концептуалист – Кристо. «Именно вот таким образом, – говорит Булатов, – я чувствовал его враждебность.
У них одна природа — красноречивого молчания. Наиболее радикальная форма презентации концептуалистских объектов – незримые, «исчезающие» произведения, лишённые чувственной оболочки («Воздушный столб» британских художников Т. Аткинсона и М. Болдуина в США – «произведения» из инертного газа и «ментальной энергии» Р. Берри, пустые рамы «мгновенной живописи» М. Страйдер). Понять же структуру музыки тотального сериализма невозможно без чтения ее анализа, в котором определены звуковые отношения. Тем не менее, важно понять, что концептуальное искусство развивалось в последовательности авангардистских движений (кубизм, абстрактный экспрессионизм и тому подобное), которые преуспели в том, что значительно расширили границы самого понятия искусства.
Все действия развиваются по предварительно намеченной программе, в которой, однако, большое значение отводится импровизации, дающей выход различным бессознательным побуждениям. Он автор термина, который до сих пор в ходу – «московский романтический концептуализм». Пепперштейн) и «ТОТарт» (Н. Б.
В 1969 г. художник послал своему другу телеграмму: «Не беспокойся, я не собираюсь совершать самоубийство». статьи о К. были написаны самими его создателями С. Ле Виттом и Дж.
Художник манипулирует краями, рамкой. Ты оказывался внутри акции неожиданно и только потом узнавал, что это была акция. В чем же отличие московского концептуализма от западного. Музей современного искусства.
Непредполагалось достраивания таких фрагментов до целого. Во-первых, его претензии на познавательность крайне необоснованны. практически элитарным и почти эзотерич. В 1976 году самой длинной рекой был Нил, сейчас – Амазонка. Ануфриев, Ю. А.
Это вызывало много путаницы и шокировало людей. Концептуалисты все разные. Шрифт Брайля крупный, невидящий человек не смог бы прочитать, т. к. надпись слишком большая, а человек видящий не может понять, что там написано – для него это просто минимализм (см.
Аккончи сфотографировал, а затем прокомментировал, как он ежедневно вставал и сходил на стулья, после этого сравнивал различные методы, которыми он это делал (разнообразие способов действия). Получается, что со структурным искусством что-то откровенно не так. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО (концептуализм), направление в искусстве авангардизма, сложившееся к концу 1960-х годов. Она не эстетический объект.
С другой стороны, если считать концептуальным искусством все, что когда-либо называли «музыкой», даже ту музыку, которую нельзя прочувствовать как таковую, может быть, лучше оставить понятие «искусство» миру эмоций, а мою практику выделить как независимую, новую, несоотносимую с искусством и миром знаний. Она не использует художественные визуальные языки и не занимается их развитием.
Концептуальным объектом, с положенным комментарием, может быть любой предмет (телеграмма, фотография, диаграмма, текст, график, репродукция, схема, объект, ксерокс, формула). Московский концептуализм в своей основе – слова и форма без всякого смысла, абсурд.
В поисках способов фиксации идеи художники-концептуалисты обращались к различным коммуникативным средствам (печатный или рукописный текст, аудио- и видеозапись, фотография, киносъёмка, ксерокопирование, почтовые отправления), осваивали знаковые системы (диаграммы и таблицы, символы математики, логики, лингвистики). Неплохо познакомиться со всеми. Во многих концептуальных работах используются природные материалы в их чистом виде – земля, хлеб, снег, трава, зола и пепел от костра. Картина, объект, перформанс инсталляция – основные сферы реализации концептуализма.
Сможет ли зритель рассматривать фотографию, которая его ничем не привлекает с точки зрения его зрительского опыта. Причем не сам. Кроме того, Уолл работает с вопросом доверия к документальности фотоизображения. Надо отметить, что это, наверное, самая понятная концептуальная фотография Уолла. Для этого я по порядку рассмотрю практики, обладающие определенной эстетикой. Сейчас на премию Кандинского выдвинута книга Георгия Кизевальтера, он тоже принадлежал к этой группе, был их хроникером — делал фотографии «Коллективных действий» на протяжении всего существования этой группы.
Вот так и зрители и вы становитесь частью новой картины Томаса Штрута. наука констатировала именно в 60-е гг. Он считал, что Идея превращается в машину, которая создает искусство.
Некрасова, Яна Сатуновского, Д. А. Пригова, Льва Рубинштейна и Андрея Монастырского (Пригов и Рубинштейн позднее образуют своеобразный дуэт, а Монастырский создаст акционную группу «Коллективные действия»), в прозе — В. Сорокина, в изобразительном искусстве — Ильи Кабакова и Эрика Булатова. На первый план в К. выдвигается концепт — формально-логич. Для него характерна специфич.
В 1969 г. Кошут опубликовал программную статью «Искусство после философии», где доказывал, что важнее всего сам процесс арт-коммуникации, а не ее результат. Произведение можно выставить в галерее или создать «на местности», когда сам пейзаж становится составной частью произведения. Его работа «Живопись для слепых» представляет собой черный щит, покрытый масляной эмалью и на его части прикреплены маленькие полусферы, тоже покрытые этим цветом. Перед Вами первый пример, фотография Джеффа Уолла, которую знают все, в том числе и потому, что здесь Хокусай, плюс привычные брессоновские «решающий момент» и сюжет-фотоистория, разворачивающиеся у нас на глазах.
Суть арт-деятельности усматривается К. не в выражении или изображении идеи (как в традиц. Алигьеро Боэтти Тысяча самых длинных рек мира, 1976. Появившись в советской тоталитарной культуре в условиях андеграунда, он при общих глобальных установках имел ряд специ-фич.
В каталоге выставки Информация проходившей в Нью-Йорке в 1970 году, специально подчеркивалось, что выставленные тексты для чтения не предназначены. Хольцер, Д. Бюрен, М. Мерц и другие. Но в отличие от музыкального произведения, сутью которого является все тот же звук (не ноты и не его составные части), суть концептуального искусства есть язык. Вы можете спросить — в чем же здесь искусство.
В 1980-е для нового поэтического поколения (последнего советского) концептуализм — уже почтенная традиция. Концептуальное искусствостало ведущим направлением в искусстве в 60-70 годах XX столетия. Вся работа – это рядоположение черно-белой фотографии стула (масштабом 1:1), собственно стула и его словарного определения. Идею, заимствованную из философии, психоанализа, политики, наконец, самой жизни, можно воплотить любыми способами, в том числе с помощью текстов, видеофильмов, перформансов, объектов. Важное место в его поэтике занимают проблемы объединения в концептуальном пространстве, к-рое полностью реализуется лишь в психике субъекта восприятия, слова (словесного текста) изображения и самого объекта. Именно в таких работах художник исследует как зритель взаимодействует с фотографией.
Главным автором, который препарировал и определил понятие «московский концептуализм» является Борис Гройс. Картина, объект, перформанс инсталляция – основные сферы реализации концептуализма. Павел Пепперштейн. Во многих случаях зритель и сам художник становятся неотъемлемой частью этого искусства и его основных концепций. Приезжаешь в Зорино и долго идешь по полю.
черт, отличающих его от зап. Бесцельная игра – важный компонент концептуального искусства. Некоторые черты концептуального искусства проявились тут еще в футуризме 1910-х г., а в 1920-е г. — в творчестве «обэриутов», но настоящими его провозвестниками явились в 1920-1923 г. молодые студенты Вхутемаса – С. Б. Дело в том, что западный концептуализм не содержал в своей основе литературу (имеется в виду «большая» литература). Тут нет и не может быть идеального повторения, но есть намек на определенный тип литературной практики с условным именем «Лев Толстой» или «Федор Достоевский».
Движение быстро росло и приобретало международный размах. Изображение в «альбомах» Кабакова, текст в «каталогах» Л. Рубинштейна и «романах» Сорокина — симулякр, видимость изображения и текста. А искусство здесь в мысли. Концептуальное искусство, пишет Флинт, должно взять лучшее из формалистической математики и эмоционально иссушенного структурного искусства (к которому он относит, например, сериализм в музыке), да и вообще, резюмирует он, положить конец искусству таковому. Другими словами, она не работает с категорией «красиво». К тому же, это всегда немного исповедь. Зритель смотрит.
Группа издавала одноимённый журнал, замышлявшийся как творение концептуального искусства. и духовно-худож. Жигалов).
Именно в этом причина того, что многие произведения так называемой концептуальной живописи причисляются к творениям абстракционизма, что делает их понимание и вовсе необязательным., а вербальный контент – излишним. Чем ближе к краю, тем больше возможности движения по плоскости». По определению пионера этого направления, американского художника Сола Ле Витта, в концептуализме идея или понятие (концепт) является самым важным аспектом работы. «Концептуальное искусство: эссе» вышло из-под пера Генри Флинта в 1961 году, а в 1963-м было опубликовано Ла Монте Янгом в «Антологии случайных действий», которую можно отнести к жанру книги художника в нее вошли работы Джорджа Брехта, Нам Джун Пайка, Терри Райли, Йоко Оно, Джона Кейджа и других. Картина, объект, перформанс инсталляция – основные сферы реализации концептуализма. Тем не менее несправедливо отделять эмоциональное наслаждение от (настоящей) музыки и интеллектуальное удовольствие, получаемое от идей и концептов, — они существуют на равных. Или человек, который ничего не выбрасывает – как в его инсталляции «10 персонажей», в которой работы Кабаковым между 10 вымышленными персонажами, каждый из которых – маленькими герой, который живет в маленькой квартире, забитый, его никто не знает, он такой застенчивый маргинальный персонаж и он тайком, тихо, делает какие-то вещи для души.
Лучишкин, выдвинувшие метод т. н. Находившиеся под сильным влиянием упомянутого выше минимализма (его простоты), они, в тоже время, категорически отвергали его концепции, которые воплощались в скульптуре или живописи, характерные для перцепционного или «ощущаемого» искусства (оно создается, прежде всего, для визуального восприятия). А попытка передать действие и состояние при помощи живописи – бесплодна по определению. Серийная техника Кабакова, Рубинштейна, Сорокина, Монастырского и группы «Коллективные действия» — предел художественной редукции, квинтэссенция минимализма. Хеппенинг может включать элементы юмора и фольклора. Он объединяет процессы творчества и его исследования. Его рисунки основаны на математической идее. performance – выступление исполнение игра, представление) – форма современного искусства, одна из разновидностей акционизма, входящего в концептуализм 1960-х годов.
Кошута из Музея современного искусства в Нью-Йорке Один и три стула (1965 г. ), представляющая собой три ипостаси стула: сам реально стоящий у стены стул, его фотографию и словесное описание стула из энциклопедии, словаря. Этими темами до сих пор занимается художественная фотография.
Важное место в его «поэтике» занимают проблемы объединения в концептуальном пространстве, которое полностью реализуется лишь в психике субъекта восприятия, слова (словесного текста) изображения и самого объекта. Концептуализм — ведущее направление в искусстве 60-70-х годов, в котором лежащая в основе произведения концепция оказывается важнее художественной реализации концептуализм рассматривает художника как генератора идей, а не создателя вещей. И вот появляется Марсель Дюшан и совершает некий жест. В программных манифестах американских художников С. Левита («Тезисы о концептуальном искусстве», 1967) и Дж. Лучше всего на этот вопрос можно ответить, рассказав, откуда пришло концептуальное искусство. Концептуальным объектом, с положенным комментарием, может быть любой предмет (телеграмма, фотография, диаграмма, текст, график, репродукция, схема, объект, ксерокс, формула).
Стюарт Брисли на протяжении двух недель часами находился в ванной, которая наполнена черной грязной жидкостью, в Лондонской художественной галерее (намекая на загрязнение окружающей среды и плохую экологию). Представители – Джозеф Кошут, Дэн Грэхем. Мое определение структурного искусства можно найти в работе General Aesthetics («Основная эстетика») здесь же я постараюсь вкратце изложить свои соображения. Наиболее последовательно московское направление реализовалось в творчестве И. Кабакова, Р. и В. Герловиных, А. Монастырского. Огромное влияние на концептуалистов осуществило дело практика дадаизма и теоретика Марселя Дюшана, который еще в 1913 году в Нью-Йорке стал выставлять переосмысленные в новом ключе предметы массового изготовления – реди-мэйды: велосипед на табуретке, писсуар «Фонтан», «Мона Лиза» с усами и так далее. Вместе с работами часто выставлялись его книги: «Я читаю» — коллекция вырезок из газет, «Я встречаюсь» — список людей, с которыми он встречался, «Я выходил» — список мест, в которых он бывал.
В качестве примера творческой интерпретации концептуальной темы при помощи визуальных символов можно привести две работы художника Евгения Гегузина с одинаковым названием «Времена Года». Мой текст был опубликован в 1962 году в «Антологии» под редакцией Ла Монте Янга (на самом деле книга Ла Монте Янга была опубликована в 1963-м). Солл ЛеВитт написал это в 1967 году в Параграфах о концептуальном искусстве. Когда вы видите эту работу в музее, её большой размер, «угол зрения» и огромное количество деталей создают иллюзию того, будто это вы пришли в музей и стоите перед «Менинами», а эти люди стоят перед вами в очереди и мешают вам смотреть.
Выучаствуете в коллективном действии безо всякого притязания на создание произведения. Авторы изучали энциклопедии и научные труды, переписывались с учеными всего мира. Наиболее последовательно московское направление реализовалось в творчестве И. Кабакова, Р. и В. Герловиных, А. Монастырского, ТОТАРТ и группы Коллективные действия (КД).
Первые манифестарно-теор. Принося «Фонтан» на выставку, Дюшан еще и призывал подумать, что же делает искусство искусством и предлагал свой ответ: все дело в подписи художника и контексте музея. Второй важный предшественник структурного искусства — это математика. Кабакова, создававшего огромные визуально-графические серии, где бытовые реалии (большой коммунальной квартиры), несмотря на все свои дотошные подробности, очерчивали отсутствие и самих героев и скрепляющего их сюжета.
Наиболее правильной здесь окажется незаинтересованная оценка случайного прохожего, который воспринял увиденное как обычное жизненное впечатление, странный случай, не успел встать на позицию потребителя эстетических ценностей и потерять самостоятельность суждения и незамутненность чувства. Борис Михайлов, который дружил с Кабаковым, приезжал к нему, советовался. За зрителем предполагается существенно более активная позиция. Концептуализм рассматривает художника как генератора идей, а не создателя вещей. Тип концептуального творчества подтверждает жизнь, существование человека.
Оригинальная ловушка концептуального искусства как раз и состоит в том, что оно является performance и несет все свойства такого представления. Мария Чуйкова — очень симпатичный мне концептуалист, который обыгрывает гендерную тему. Кошута) иные работы вообще теряют смысл и оригинальность. При этом особое внимание обращалось на блестящие, отражающие свет поверхности: стекло, пластик, полировку автомобилей и др. Никритин и С. А.
Они были доступны пониманию посвященной публики лишь в контексте всей истории искусства. Зрителей никаких не было. Тем не менее в истории искусства он все-таки оказался, но в качестве ссылки — автора термина «концептуальное искусство».
Также состоит дело и с «креативной фотографией», где есть идея, но она нет «мысли». Начавшись как движение среди многочисленных арт-тенденций шестидесятых годов, задуманное, чтобы продемонстрировать приоритет идеи художника, сегодня оно рассматривается в совокупности (как эстетическая точка зрения концептуализма), оказывая большое влияние на современные способы художественного выражения. Я не был в ней успешен и скучал. Они сумели показать, что вода не подвластна критериям линейных измерений.
Классическим образцом концептуализма стала его композиция Один и три стула (1965), включающая стул, его фотографию и описание предмета из словаря. Ответ таков: корни концептуального искусства, как правило, уходят в эстетические, художественные практики на глубинном уровне интересные, самодостаточные идеи, в особенности математические, нередко называют «красивыми». Художественные произведения концептуального направления часто вызывают определенное недопонимание и дискомфорт у зрителя, но не вследствие раздражающего (часто довольно непривычного) внешнего облика, а вследствие других правил восприятия идущих вразрез с укоренившимися привычками восприятия произведений искусства. Кошута из Музея совр. Причем малые формы тут уже не годятся.
Группа Андрея Монастырского «Коллективные действия» приглашала в эти поездки разных людей иногда и тех, кто не входил в их число. ор art, сокращ. Во-вторых, воплощаясь в музыке или в чем-то ином (что к знаниям не имеет никакого отношения) и в собственно знаниях, структурное искусство проигрывает, оно скучно и не использует того эстетического потенциала, который имеет структура, освобожденная от попыток быть музыкой или чем-то еще. феноменом, т. е. традиц.
Владимир Сорокин. Инсталляция (от англ. Наше зрение затуманено языком, мы повсюду видим высказывания, слова. Самым показательным примером, на котором разбирают понятие «концептуальное искусство», является работа Джозефа Кошута «Один и три стула» или его многочисленные описывающие сами себя произведения из неоновых ламп.
Причем подбор текста проводится так, чтобы заранее лишить его смысла. Пивоваров и Кабаков – это киты, но есть другое поколение, к примеру, Юрий Альберт – он очень последовательный концептуалист. Последние могут быть представлены фрагментами текстовой и изобразительной информации, в виде графиков, диаграмм, цифр, формул и других визуально-логических структур либо (в более индивидуализированных вариантах концептуального искусства) в виде надписей и схем, декларативно повествующих о намерениях художника.
Само название «концептуальное искусство» появилось в 1967 г. (первым его применил американский художник С. Левит), годом же раньше его соотечественник Дж. Кажется, что толпа перед вами стоит перед зеркалом в раме. Как следствие, меняются отношения между автором и зрителем.
В результате не автор создает художественный язык, а язык, его функциональное многообразие («речь»)—автора. Качественным параметром перформанса является "чистота", то есть свобода от прямых и близких ассоциаций, демонстративная элементарность сюжета и изобразительных средств. Перформанс, перфоманс (англ. элементов и явлений. кинетическое искусство). Известнейший представитель концептуализма – Джозеф Кошут (США), который на место объекта или рядом помещал его энциклопедический аналог или характеристику. В чем же художественная, эстетическая сторона концептуальной практики. мифология абсурдной повседневной экзистенции в узких рамках социально-идеол.
Кристо говорит, что никто не может быть владельцем своих работ, даже он. коммуникации. С конца 60-х годов сформировалось концептуальное направление в московской культуре. В 1967 г. он опубликовал «Параграфы по концептуальному искусству» с многозначительной фразой: «Идея становится машиной, которая создает искусство». Цитатность становится непременным элементом лирического стиха (у так называемых «иронистов» — А. Ерёменко, Е. Бунимовича, В. Коркия), а новые соцартисты — Т. Кибиров и М. Сухотин — порой доводят цитатность до центона (особенно Сухотин. ) концептуализм и сегодня оказывает заметное влияние на молодых поэтов и художников. Концептуальная фотография — не художественная. Особое место в К. занимает К., возникший в России в к. 60-80-х гг.
Субъект, порождающий произведение исчезает, его место занимает своего рода арт-инженер, предлагающий конструктивно-концептуальное «решение» художественного объекта. Бесцельная игра – важный компонент концептуального искусства. С конца 60-х годов сформировалось концептуальное направление в московской культуре.
Кошут выставил этапную серию «Искусство как идея», представляющую собой ряд кратких словарных дефиниций, показанных в виде таблиц с увеличенными текстовыми фотокопиями. Игра отражений на таких поверхностях создает впечатление взаимопроникновения пространств. Ковер был выполнен в Афганистане. happening – случающееся, происходящее) – разновидность акционизма, наиболее распространенного в авангардистском искусстве 60-70-х годов.
Постконцептуализм — это концептуальный проект, упрятанный в красивую упаковку. Отрицая и в теории и на практике традиц. Основоположниками инсталляции были дадаист М. Дюшан и сюрреалисты.
Например, если идея фотографии в том, чтобы показать «старость», «детство», «войну». Напрвление быстро выросло и приобрело международный размах. роль начинает играть обычный язык человеч. В 1970-е эту линию продолжил Пригов — уже в рамках общего концептуалистского движения, получившего название «московской школы концептуализма».
Концептуализм (conceptus – мысль) – изначально философское направление. Беря пустые объекты, голые структуры, Кабаков, Рубинштейн и Сорокин накапливают художественный эффект по крупицам, «малыми воздействиями», чисто внешними перестановками, формальными, неструктурными вариациями.
Произведения московских концептуалистов – это часто «литература» история, рассказанная не литературным языком, а в форме инсталляций, картины или набором объектом. В центре оказывается даже не «элементарное, как фундаментальное» (Вс. Некрасов), а пустой объект. «проекционизма», заменяющего произведения таблицами и текстами о том, как и ради чего оно создается. В 1970-е г., в сфере «неофициального искусства», настоящим мастер-классом отечественного концептуализма пребывала мастерская И. И.
Изображение убрано, осталась одна рамка. Термин концептуальная живопись достаточно часто употребляют в художественной среде. Замысел и проект превалируют над материальным воплощением. Среди его героев появляется бездарный художник. Сейчас я хочу вернуться к вопросу, почему концептуальное искусство — это «искусство», а не новая практика, отрицающая эстетику и художественность. Оно, по утверждению Флинта, берет свое начало из когнитивного нигилизма и является рудиментом Платоновской «идеи» — «концепта» («идея» по-английски — и «idea» и «concept», но «concept» — это и «понятие», то есть содержание слова, а значит нечто имеющее отношение к языку). Как устроена фуга, можно понять во время ее прослушивания.
Близкая ей Мария Константинова. В поэзии концептуализм связан с творчеством Вс. Их выполняли ремесленники по его инструкциям: 10 тысяч сделанных наугад прямых линий. В 1968 году в Великобритании возникла группа «Art Language» («Искусство и язык»), в которую входили Т. Аткинсон, Д. Бейнбридж, М. Болдуин, Г. Харрел и др.
Напрвление быстро выросло и приобрело международный размах. Хэппенинг (англ. Моя работа в области математики выводит новую категорию «концептуального искусства», в которой традиционные основы математики как области открытий получают новое прочтение. Огромное влияние на концептуалистов осуществило дело практика дадаизма и теоретика Марселя Дюшана, который еще в 1913 году в Нью-Йорке стал выставлять переосмысленные в новом ключе предметы массового изготовления – реди-мэйды: велосипед на табуретке, писсуар «Фонтан», «Мона Лиза» с усами и так далее. Этим шрифтом набрана фраза «Не продается вдохновение, но можно живопись продать». поэзии, поп-арта.
Философия, политика, психоанализ, природа, все формы бытия дают свежие идеи, которые можно воспроизвести любым образом, любыми способами и художественными приемами (с помощью видео, текстов, объектов, перфомансов). Однако Флинт не стал хрестоматийным героем 1960-х, как его вышеперечисленные комрады. Когда он на виду, он живет тихой жизнью клерка, рабочего на фабрике и так далее. Их изобразил один ремесленник (1000 линий в день в течение 10 дней) с использованием 4 цветов. Личность художника деперсонифицируется. Отрицая и в теории и на практике традиционные законы эстетики, К. тем не менее фактически вовлекает в сферу эстетического (то есть неутилитарного) массу вне-эстетических и даже антиэстетических элементов и явлений. Значительное влияние на концептуалистов оказала деятельность теоретика и практика дадаизма Марселя Дюшана (18871501968), который еще в 1913 в Нью-Йорке стал выставлять осмысленные в новом ключе предметы массового производства 150 реди-мэйды: велосипед на табуретке (1913), писсуар «Фонтан» (1918), «Мона Лиза» с усами и т. д.
Классич. Не мысль, но замысел. статью про минимализм).
После снятия всех запретов на арт-авангард понятие «концептуальное искусство» стало в России весьма расплывчатым, превратившись почти что в синоним постмодернизма как такового и охватив многие художественные явления не только в изобразительном искусстве, но также в литературе и театре. Список можно и нужно продолжить. Подчеркивая это влияние, английский концептуалист Брюс Науман сфотографировался выплевывающим струю воды и назвал изображение Автопортрет фонтана (после Дюшана). В число видных концептуалистов вошли (помимо вышеназванных) Х. Хааке, Б. Крюгер, Дж.
Художественное произведение «Один и три стула» (1965 г. ) представляет собой медный согнутый стул, фотография этого стула в натуральную величину и его словарное определение. Образец первого направления – американский художник Джозеф Кошут (Joseph Kosuth). Направление продолжает техницистскую линию модернизма. Оп-арт Оп-арт (англ.
Кристо выбирал для своих произведений простые предметы: коробки, жестянки и т. п., которые он заворачивает в различные материалы, покрывает плеткой, связывает сетками Скрывая предметы, он придает им загадочность, скрытность, прелесть. Франкфурт-на-Майне, Музей современного искусства. Сам артефакт в виде картины, объекта инсталляции, перформанса или любой иной акции является приложением к документальному описанию.
Произведение можно выставить в галерее или создать «на местности» (site-specific art), когда сам пейзаж становится составной частью произведения. Концептуализм можно назвать одним из вариантов постмодерна. Создатель «Коллективных действий» Андрей Монастырский.
Собственник сравнивается с постоянством. искусствах), а в самой идее, в ее конкр. В духе концептуализма работали художники Дж. Кошут, ЛеВито, Р. Берри, Л. Левин, Х. Хааке в США, Я. Диббетс в Я. Диббетс в Нидерландах, П. Мандзони, В. Аккончин в Италии, Арнатт, Берджин, Крейг-Мартин, Келли, Лонг, Б. МакЛин в Великобритании и др.
искусства в Нью-Йорке Один и три стула (1965), представляющая собой три ипостаси стула: сам реально стоящий у стены стул, его фотографию и словесное описание стула из Энциклопедии, словаря. С художественно-эстетич. Как Вы понимаете, не каждую «идею» можно назвать «мыслью». Концептуалисты (в строгом смысле) являются завершителями авангардисткой традиции. По отношению к нему «понятийное» преследует абсолютно иные цели.
образцом К. является композиция Дж. Кабаков не рассказывает о себе, но он «проговаривается» о себе, доверяя свою историю, разбивая себя на несколько героев. Разновидность постмодернизма, которая оформилась в конце шестидесятых годов ХХ века, целью которой было создание свободных от материального воплощения творческих идей (концептов), в противовес сторонникам создания лишь вещественно-материальных произведений. Проблема отчужденного языка, чужого слова по-прежнему в центре внимания.
Кейт Арнатт вывесил на себе вывеску «Я настоящий художник», сфотографировал себя и поместил изображение на выставке (художником является тот, кто себя им считает). В оп-арте часто применялись установки меняющегося света, динамические конструкции (см. Оказавшись в драматичной ситуации отчуждения языка, концептуализм обращается с языком, вернее, с множественностью языков, как с «черным ящиком», неорганической материей. Создавая необычные сочетания обычных вещей, художник придает им новый символический смысл. Акции перформанса заранее планируются и протекают по некоторой программе.
Полотно, вышивка. Она не для сердца и эмоцией. Акцент в визуальных искусствах т. о. Главное в К. — именно документальная фиксация концепта его реализация (или варианты реализации) желательна, но не обязательна. Художники этого направления имитировали фото живописными средствами на холсте. Концептуализм появился в 60-70-х годах XX века и тут же поразил умы художников из самых разных уголков планеты. Это важный момент, так как он выполняет очистительную функцию по отношению к идеологии.
С 1968 г. Левитт начал создавать рисунки на стенах. Важно отметить, разницу между «идеей», «мыслью» применительно к концептуальной фотографии. Видными представителями концептуального искусства являются также Дж. Действие хэппенинга провоцирует свободу каждого участника и манипуляцию предметами.
Генри Флинт (р. Это означает, что решение принято заранее, а его выполнение – всего лишь формальность. Центра нет. Концептуальность ее проявляется в диалоге с историей искусств — японской гравюры в сочетании с модернистским фотографическим языком. Кошутом впервые термин К. был еще до них употреблен Г. Флинтом (1961) и Э. Кинхольцем (1963).
Маленькая девочка из той комнаты вдалеке (а на самом деле — за вами), смотрит на папу и маму, которых пишет художник. Он может захватывать значительно более широкий круг предметов и явлений. Ингрид и Йен Бакстер перевернули все, что было в их квартире, в пластиковые мешки и сделали выставку (объект наблюдения может быть любой вещью). Нью-Йорк.
В концептуальном искусстве идея или замысел представляются наиболее важной частью работы: внешние формы не имеют особого значения. Рубинштейн, а чуть позднее, уже на рубеже перестройки – группы «Медицинская герменевтика» (С. А. Джефф Уолл исследует, может ли зритель считать произведение искусства, если на нем не изображено ровным счетом ничего, что может его (зрителя) заинтересовать.
В 1961 я придумал и получил права на словосочетание «concept art». В период конца 1960-х – начала 1970-х годов концептуальное искусство мыслилось как оппозиционное течение, стремящееся вырваться из оков институциональных структур (рынок искусства, музеи, галереи, пресса), в которых усматривалось выражение социального отчуждения. И имеет множество форм (в их числе: инсталляции, перфомансы, хэппенинги, эфемера).
У Кабакова очень часто в основе его произведений какие-то персонажи. Очень незаметный человек. Материальным элементам отводилась ограниченная роль возбудителя внутренних представлений (принцип «искусства в голове»). Критическое отношение к общественному устройству проявилось в выступлениях немецкого художника Х. Хааке, британского художника В. Берджина (оба работали в США), французского художника Д. Бюрена и др. По мере апробирования различных способов реализации программы концептуального искусства выяснилось, что требование дематериализации излишне именно потому, что физическому (чувственному) аспекту отводится служебная роль провокации мысленных феноменов.
Предмет, в который ему удалось уйти более или менее глубоко, — сочинение музыки. В «Четырех цветных рисунках» (1970) использовано 4 цвета и 4 типа линии. Бесцельная игра – важный компонент концептуального искусства. Термин концептуальная живопись является в, значительной степени двусмысленным и условным.
Гиперреализм (англ. Они выработали свой язык — и потом вышел «Словарь терминов московской концептуальной школы», который издал Ad Marginem. Идея, по мнению художников, может оформиться в любой физической форме. Причина этого лежит на поверхности.
Может ли зритель «увидеть» фотографию без узнаваемых триггеров: событий, сюжета, эмоций, решающих моментов. Вы можете это легко увидеть на примере его сочинения «Голубое сало» — там представлены клоны писателей, Толстого, Достоевского, еще кого-то и эти клоны пишут как оригиналы. В творчестве таких художников, как Ю. Ф. Альберт, Э. В. Булатов, Р. А. и В. М. Герловины, В. А. Захаров, И. И. Кабаков, В. А. Комар и А. Д. Меламид (смотри Комар и Меламид), Ю. А. Лейдерман, А. В. Монастырский, В. Д. Пивоваров, И. С. Чуйков и др., нормы концептуального искусства реализовывались в различных формах, включая и традиционные формы изобразительного искусства. Искусство в тех проявлениях, в которых оно существовало до начала XX столетия, оказалось подведено к своей черте. Вы становитесь участником спектакля. Первой такой практикой будет «структурное искусство» — музыка или визуальное искусство, которые основаны на понятии структуры.
Кейт Арнатт вывесил на себе вывеску «Я настоящий художник», сфотографировал себя и поместил изображение на выставке (художником является тот, кто себя им считает). В СССР в рамках андерграунда сформировалась московская школа концептуализма (группы «Сретенский бульвар», «Коллективные действия», «Гнездо», «Тотарт», «Мухомор», «Медицинская герменевтика»). Зачастую арт-объекты представляли некую игру для воображения зрителя. К серийному творчеству относят работы Сола Левитта. Сергей Ануфриев. Герловины, группа «Коллективные действия» (под руководством А. В.
— московский К. Хотя сперва Дюшан создавал вполне материальные произведения, со временем все более существенной стала для него окутывающая их аура символических смыслов и размышлений, а затем он вообще перестал творить что-либо художественно-материальное, перейдя к чистым мыслям об искусстве. Эти образцы «отсутствующих произведений» были осмыслены в 1960-е г., на рубеже постмодернизма, в качестве канонических. Тем самым выступая в оппозиции художественной фотографии и изобразительному искусству (Fine Art). Хэппенинг возник в конце 50-х годов как форма театра. Нонекоторые культурные течения могут возникать независимо друг от друга в разных местах. неутилитарного) массу внеэстетич.
Первый шаг на пути к прояснению смысла структурного искусства — продолжим в качестве примера использовать музыку — перестать называть структурную музыку «музыкой» и признать, что звук в ней второстепенен и используется только для того, чтобы держать структурный каркас и тогда вы увидите, как он ограничен и скуден. Он изобразил «искусство», «стул», «чашка» и др. Сорокин работает с разными типами речи, с разными типами речевых практик. Среди гл.
Пригов и Л. С. Концептуализм — это не только визуальные искусства. Вместо изображения — фикция, симулякр. Тип концептуального творчества подтверждает жизнь, существование человека.
Так, моя попытка переустроить математику, расширив представление о ее возможностях, выводит нас за рамки традиционного представления о ней категория «математики» как части философии Платона трактуется как «неестественная». Художники-концептуалисты появились в США, Великобритании, Италии, Франции, Советском Союзе и многих других странах. Концептуальное искусство – это не просто описание природы во всем её многообразии. Бальдессари, У. Де Мария, М. Ремсден, Д. Хьюблер, Л. Уэйнер, Р. Моррис, М. Бохнер (все – США), Он Кавара (Япония), Х. Дарбовен (Германия), Я. Диббетс (Нидерланды). hyperrealism) – направление в живописи и скульптуре, возникшее в США и ставшее событием в мировом изобразительном искусстве 70-х годов XX в. Другое название гиперреализма – фотореализм. Идея превращается в механизм.
ТОТАРТ и группы Коллективные действия (КД). Жизнь и искусство не разделялись четкой чертой. Это временное искусство. Основные пути реализацииконцептуализма– объект, картина инсталляция, перформанс. Можно сказать, что это были бессмысленные акции. К слову, те, кто утверждает, что произведения структурной музыки имеют музыкальную ценность, просто не знают, как может быть хороша настоящая музыка («The Goli Dance» народа Бауле, «Cans on Windows» Ла Монте Янга или современный американский хит «Sweets for My Sweets» группы The Drifters). В XX веке направление в культуре изобразительном искусстве, литературе и т. д.
Хрестоматийным произведением этого рода стал «Стертый рисунок Де Кунинга», который Роберт Раушенберг выставил в 1953 году. ТОТАРТ и группы "Коллективные действия" (КД).
с конкретно-чувств. Сегодня утверждение о существовании объективных отношений между именем и его содержанием теряет смысл, а слово «идея» утрачивает свое привычное значение (см. Понятие идеи, восходящее к философии Платона (то общее, что есть у всех столов, — это «идея стола»), сменило понятие имени, объективно, метафизически относящегося к своему содержанию (так, все столы объединяет их отношение к некоему объективному «столу»).
Безусловно, этот жест концептуален по своей природе. Среди основателей и гл. группы Искусство и язык и др.
Концептуальное искусство – модернистская форма художественного выражения, в котором конкретные концепции или идеи (как правило, личные (происходящие в сознании художника) и сложные) принимают форму абстрактных, несоответствующих образов, основанных на отрицании эстетических принципов. Постмодернистское искусство 20 в. все больше превращается в арт-деятельность, функционирует как производство, конструирующее арт-объекты 150 некие музыкальные информационные, художественные и литературные «продукты», сочетающие в себе интеллектуальный замысел, логическую рефлексию и элементы собственно художественного произведения. К. претендовал на роль феномена культуры, синтезирующего в себе науку (в первую очередь гуманитарные науки — эстетику искусствознание, лингвистику, но также и математику), философию и собственно искусство в его новом понимании (арт-деятельность, артефакт).
И этот герой, этот маленький человек – этот тот самый «маленький человек» из произведений Гоголя, Чехова», – Наталья Сидорова. В СССР не было никакой информации о западных концептуалистах. В прессе тогда разразилась настоящая буря насчет того, можно ли это считать искусством (но мы-то знаем, что главная цель художника была именно в том, чтобы в очередной раз задать этот вопрос). Самый яркий пример литературы концептуалистов — по-моему, Владимир Сорокин (его, кстати, удачно анализировал Михаил Рыклин).
Концептуальную композицию не имеет смысла покупать или продавать, составные части для них подбирали из предметов обихода иногда художественный объект становился сам автор. При этом концептуалисты достаточно регулярно играют на предельно тривиальных, банальных, общеизвестных в обыденном контексте концепциях и идеях, вынося их из этого контекста в заново созданное концептуальное пространство функционирования (в музейную среду, напр. ). Это называется постконцептуализм. Художник перестает мазать по холсту и начинает мазать по зрителю» (Кабаков). и В. М.
Вс. С тех пор он периодически отправлял друзьям телеграммы с загадочным посланием: «Я еще живой». Он не был в полной мере ни участником Флюксуса, ни художником-концептуалистом и не прославился как философ. Тип концептуального творчества подтверждает жизнь, существование человека. и даже антиэстетич. В сфере визуальных искусств гл.
Искусство – свобода, а свобода суть враг собственника. Например, московская группа художников "Коллективные действия" (КД) в июне 1977 г. в лесу у реки провела акцию "Шар". Ирина Нахова. Возможна организация и проведение таких акций на открытом воздухе – пейзажный перформанс. А что делать с искусством прошлых веков.
Аккончи сфотографировал, а затем прокомментировал, как он ежедневно вставал и сходил на стулья, после этого сравнивал различные методы, которыми он это делал (разнообразие способов действия). «Художник мажет по холсту. Примерно тогда же появился и второй путь и заключался он в том, чтобы с позиций философии убедиться, что общепринятое утверждение о справедливости доказанных теорем неверно, — по той же причине слово «идея» может утратить свой смысл, как я писал выше. Классическое произведение концептуализма — «скульптура» Марселя Дюшана «Фонтан» (1917), представляющая собой выставленный на всеобщее обозрение писсуар. С середины 1960-х до середины 1970-х художники-концептуалисты создавали произведения, полностью отвергая традиционные идеи искусства: эстетику, выразительность, мастерство (в том числе и соответствие требованиям рынка). Вообще на зрителя в концептуализме возлагалась большая ответственность: художники перестали объяснять смыслы своих работ и говорили, что они открыты для интерпретации и любое суждение может быть правильным.
Называя свою практику «искусством», я делаю очевидной ее связь со структурным искусством и математикой. Все остальные (даже очень прикольные) идеи и мысли, не делают эту фотографию концептуальной. Хотя еще во 2-й половине 16 в. теоретики итальянского маньеризма провозгласили примат художественной идеи (или «внутреннего рисунка») над законченным произведением, а в 17 в. Н. Пуссен называл живопись «лишь идеей бесплотных вещей», конкретные предварения концептуального искусства появились лишь в 1910-е г., в русле дадаизма, прежде всего, в творчестве М. Дюшана.
Работы концептуалиста Роберта Барри (он называет их концепциями концепций) представляют собой записи бессмысленных формул или высказывания. протеста, нонконформизма, авангардности. В этом случае критика структурного искусства, со всеми поправками, вполне уместна. Ее задача 150 переход от создания художественных произведений к провозглашению свободных от материального воплощения «художественных идей». В живописи и графике — у Оскара Рабина, в поэзии —у К. Холина, Г. Сапгира, Вс. Некрасова. В русле «московского концептуализма», признанным лидером которого был Кабаков, работали также супруги Р. А.
Абалакова и А. И. Являясь, таким образом, практически элитарным и почти эзотерическим феноменом, то есть предельно замкнутым в себе, К. на практике как бы активно размывает границу между искусством (в традиционном понимании) и жизнью, вроде бы вторгается в эту жизнь и одновременно не менее активно исследует и укрепляет пределы искусства, эстетического одной из своих целей ставит изучение и определение границы между искусством и жизнью, дерзко изымая из жизни любой ее фрагмент и помещая его в сферу искусства. Так как здесь есть еще одно измерение московского концептуализма — удовольствие. Концептуальная фотография обращается к интеллектуальному осмыслению увиденного.
Конкретная поэзия). 1940) дружил с Ла Монте Янгом, который посвящал ему произведения, вместе с Джорджем Мачюнасом участвовал в акциях 1964 года против «культурного империализма», устроенных прямо на концертах Штокхаузена играл на скрипке в раннем составе The Velvet Underground, организовал агитпроп-группу левого толка The Insurrections, одним из участников которой был ныне известный скульптор-минималист Уолтер де Мария. Некоторые работы концептуалистов воспринимаются музеями, коллекционерами, арт-дилерами как шедевры мирового искусства. В своём эссе Искусство после философии (Art after Philosophy, 1969) Кошут писал: Все искусство (после Дюшана) — концептуально по своей природе, так как искусство и существует лишь в виде идеи. Концептуальное искусство, работавшее с этим языком, получило название соцарга («социалистическое искусство»).