Об этом красноречиво говорит и творчество знаменитых художников всех времен и народов и их высказывания о композиции и ее закономерностях. Задачи уроков композиции для художников преследуют одну главную цель – научить разрабатывать и находить сюжеты и воплощать их в конструктивно-пластической и цветовой форме.
Большой интерес представляют анализы таких картин, как Слепые П. Брейгеля-Мужицкого, «Коронование терновым венцом» Тициана, «Смерть Марата» Давида, нескольких работ Веласкеса и др. Ню (произошло от фр. Также здесь есть описание перечня необходимых материалов, этапы рисунка кистью на холсте, схема проработки деталей (глаза, нос, губы).
Паста, нанесённая на холст мастихином, будет рельефной и «мазистой». Ведь знак это условная и упрощённая форма того объекта, которого изображают. Но для такой трансформации нужно обладать ассоциативным мышлением.
Е. А. У некоторых преобразований нет двойных точек (напр., параллельный перенос), а у некоторых нет двойных прямых (напр., поворот). Например: интересные изгибы ручейка или тропинки, необычная форма дерева, груда камней. Она пишет: «Раковина» Врубеля производит сильнейшее впечатление и кажется, что оно зависит только от красоты цветовых переливов, ни от чего другого. Особое место в натюрморте занимает косая широкая темная полоса на заднем плане. Довольно распространено такое композиционное построение, когда главная фигура или группа размещена художником на линии второго золотого сечения (отношение 56:44).
Две фигуры, расположенные в центре, нарисованы на фоне дали. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. И тут на помощь придёт беспредметная ассоциативная композиция.
Т. е. характер этих фрагментов будет похож на характер всей формы. Зритель воспринимает в первую очередь те предметы, которые контрастны по отношению к фону. А теперь попробуем сами составить натюрморт. В натюрморте П. Поттера «Старье и рухлядь» (XVII в. ) все предметы «сдвинуты» потоком света в правый нижний угол холста, однако картина зрительно и композиционно уравновешена (рис.
Движение развивается по диагонали. Жизненная правда — вот основное правило создания композиции картины.
22). Симметрия — это когда правая и левая стороны одинаковы. Этими приемами хорошо владели древнерусские иконописцы.
Композиция — это такое разумное основание живописания, благодаря которому части видимых вещей складываются вместе в картину», — писал итальянский ученый, художник и архитектор Леон Баттиста Альберти (1404-1472).
Задания рассчитаны как на классную, так и во многом на домашнюю работу. Говорят даже о законе контраста как важнейшем принципе композиции. К основным приемам трансформации можно отнести создание силуэта по форме образующей линии. Художнику нужны не только навыки и сноровка, но и большие и глубокие теоретические знания.
Одни выполняют детально разработанный эскиз, а другие пишут сразу начисто или выполняют композицию на цветном фоне мелками, без предварительного рисунка карандашом. В числе основных средств композиции называют обычно следующие элементы: формат, пространство, «центр внимания», ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамика и статика, равновесие, симметрия и асимметрия, открытость и замкнутость. Плодотворный ум, если он будет сосредоточен на единой цели, всегда сможет дать тысячи разнообразных выдумок. Они не должны быть одинаковыми или слишком похожими. Это будет похоже на дождь.
В картине Боярыня Морозова центр композиции был подсказан художнику. Марш вооруженных рабочих пронизан бодрым и уверенным ритмом. Необходимо помнить, что полностью заменить работу с натуры копировальный метод не может. История композиции – это история поисков и находок. - Композиция картины мною найдена не сразу, – рассказывал Борис Владимирович.
Изменяет и преобразует его. Тогда сопряжение этого элемента с композиционным центром картины усилит психологическое воздействие последнего. рис.
В пейзаже Левитана «Летний вечер» почти нет ничего привлекательного по своим объектам: на первом плане ворота, кусочек поля и лес вдали, но как он прекрасен своим вечерним колоритом. У Сальвадора Дали есть полотно, которое он назвал «Автопортрет с рафаэлевской шеей». Тот, кто смел в композиции, никогда не будет затруднен сложным построением.
Вот таким образом вышеупомянутая тема очень важна на уроках композиции. огромное цветочное поле или лес в картине обязательно вызовут радостное настроение. Ветви дерева будут малые, средние, большие. Тип композиционного центра – конструктивный. Аналогичный пример представляет натюрморт «Скрипка» Петрова-Водкина. Вот таким образом, то как расположены предметы в листе, тоже может передавать различные ощущения. В каждом художественном произведении мы найдем особые композиционные приемы: в одном динамика раскрывается способом ритмического соответствия и последовательного усиления развития движения всеми элементами композиции, в другом – встречается метод контрастного противопоставления стремительного движения одних частей изображения и неподвижности других духовная напряженность и динамика образа часто выражаются острее и глубже в контрасте с внешней сдержанностью и малоподвижностью изображенных фигур (Рембрандт), но бывает и по-другому. Это лишь один из возможных стилей.
36), «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова (рис. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1915 года» И. Е. Репина (см. При необходимости выразить движение художник смещает главную фигуру с линии золотого сечения по направлению движения: «Явление Христа народу» А. А. Иванова (рис. Они выделены самым сильным светом от вспышки молнии и вот таким образом наиболее контрастны.
Концы их можно предварительно слегка подпалить, чтобы они не лохматились. вороной с подбитым крылом, сидящей на снегу. Автор может воплотить эту линию в геометрических фигурах, абстрактных пятнах и т. д. Хорошим примером трансформации и стилизации является создание знаков и логотипов. Мягкие грани на заднем плане также способствуют созданию глубины. В этой статье я рассказывала о сетке, которую можно использовать при компоновке рисунка. Когда пейзаж скомпонован, не лишним будет сделать краткосрочный этюд.
Ритмичные построения осуществляются как на самой плоскости картины, так и в расположении объектов в пространстве. Он считал, что «композиция – это начало и конец художественного произведения. Здесь ритм композиции задает симметрия. Храм Парфенон прочно стоит на земле, сросшись с нею. В итоге мы видим лишь некоторые черты, которые позволяют узнать в изображении кошку. Не следует думать, что предметы натюрморта надо обязательно располагать по схеме.
Готические соборы тянутся ввысь, в небо, к богу. 3) Ввод в глубину. Т. е. стиль будет виден в характере самой формы силуэта. По существу икона «Успение» Феофана Грека – это симультанная картина, но она как мы видели, очень хорошо организована для восприятия. К тому, что мы писали о значении освещенности, нужно присоединить еще композиционную выразительность света. Художнику совсем небезразлично, какие очертания предметов и их сочетания получатся на ней. Большое светлое пятно можно уравновесить маленьким темным. Сравнивайте этюды между собой.
При таком решении художник может просто открасить нужный фрагмент рисунка одним цветом. А вот положение композиционного центра здесь проблематично. Их можно целиком открасить просто одним цветом или заполнить текстурой (это будет обсуждаться в пункте 5). Они становятся понятными только на собственном творческом опыте.
Если представить себе композицию из треугольников, прямоугольников и окружностей, то какая-то одна из этих фигур должна быть главной. Дождь идет и работать нельзя. Более подробно узнать о каждом из них, об основных стилях и направлениях изобразительного искусства можно в соответствующих статьях словаря и в специальной литературе, указанной в конце каждой части учебника. Человек — если мы говорим о картине с изображением человека.
Постепенно переходите к более сложным рисункам, ставьте перед собой конкретные задачи. Здесь нет промежуточных тонов — тёмно-серых, светло-серых. 116).
Все основное действие разворачивается в пределах квадрата. Его «Дневник» по глубине мыслей не уступает прославленным трактатам и запискам таких выдающихся художников, как Леонардо да Винчи, А. Дюрер, П. Рубенс, Н. Пуссен, И. Н. А может составить его из треугольничков или других геометрических фигур. Навстречу идет старик с большой связкой бубликов, спеша увести дочь от «дурного глаза» немцев. Этот недостаток отсутствует на рис. 14) разные жесты и движения персонажей сливаются в общий темп переполоха в купеческом доме (Федотов) движение саней с боярыней Морозовой усиливается бегущим вслед мальчишкой (Суриков).
Очень интересны мысли о композиции историка и теоретика искусства, академика М. В. Это композиция в которой нет реальных объектов. А если нарисовать одно дерево ближе к другому, третье дальше от предыдущего, то образуется как бы мелодия: ближе — дальше, крупнее — меньше, реже — чаще То же самое применимо и к декоративной композиции.
Т. е. в основе такой трансформации будет лежать образующая линия. Лето дождливое было изба тесная, потолок низкий. А ведь это и есть абстракция. После того как художник создал основные объекты композиции путём стилизации и трансформации, следует приступать к их декоративному решению.
Кроме этой книги уМогилевцева есть еще две отличные книги«Основы рисунка» и «Наброски и учебный рисунок», которые также заслуживают внимания и могут служить альтернативой вышеуказанным учебникам по рисунку. Ритм, вовлекающий в единый аккорд всех действующих лиц «Брачного контракта» и объединяет композицию. Создавайте ритм и равновесие в чередовании изображаемых форм.
Не стоит сильно увлекаться просто темным тоном. Получается сгущение объектов слева и разрядка справа.
Сюжетно-композиционный центр совпадает с центром холста. Композиция для художника — это своеобразная форма, которую нужно заполнить содержанием. Композиционный центр, лик Христа, сопряжен с осью симметрии. Встречаются картины, где нет никакой композиционной (структурной) организации изображения.
Живопись – одна из высокоразвитых форм человеческого труда. Где прекращается поиск, кончается искусство. Но можно сделать простой опыт: закрыть эту картину, оставив открытым какое-либо ее место, по которому нельзя догадаться о предмете изображения, о том, что изображена именно раковина. 41, в). Она содержит в себе множество иллюстрированных примеров.
Например, «Портрет композитора Кара-Караева». Огромное значение в истории искусств имели как процессы формирования канонов композиции (античность, возрождение, барокко, классицизм и др. ), так и стремление избавиться от жестких канонических схем и использовать свободные композиционные приемы (XIX—XX вв. ). Важнейшим свойством геометрических преобразований является наличие у них двойных (неподвижных) элементов. В сюжете определяется художественный замысел живописца и, следовательно, выбор сюжета играет решающую роль в дальнейшем раскрытии образа в композиции.
Подобно ритму в музыке, ритм в изобразительном искусстве оживляет композицию. Вспомним еще одну картину И. Левитана —«Владимирка». Анализ произведений искусства различных эпох и народов показывает, что везде с удивительной настойчивостью проявляется формообразующий закон симметрии и золотого сечения (золотой симметрии) независимо от того, знали авторы произведений о его существовании или нет. Все остальное погружено в тень. Ее центр составляют три молодые поварихи. И таким местом при такой конструкции здесь может служить только вертикальная ось симметрии. А в «Тайной вечере» знаменитого Тинторетто (Якопо Робусти) наоборот – лик Христа просто механически впаян в центр картины и сопряжен с ее вертикальной осевой линией.
Каких-то особых схем, которые сработают наверняка – нет. В произведениях изобразительного искусства художники стремятся отобразить течение времени. Выделим основные: организация пространства, выявление главного, колористическое решение как основа образного начала, выразительность как «воздействующая сила композиции». Чем больше Вы будете рисовать, тем лучше у вас будет получаться.
Выделяйте композиционный центр при помощи тона и цвета. 4-9). Слово «сюжет» понимается достаточно широко.
Художник приводит буквальное изображение к какому-либо стилю. Все внимание художник уделяет передаче живой выразительности лица. Художнику нужно знать и понимать цели творчества. Такие штампики можно делать из картофеля, ластика и других материалов. Пока не разберетесь со всеми цветами и тонами, не рисуйте много деталей. Шаг за шагом вы легко освоите рисование простых геометрических тел (куб, цилиндр, сфера, конус, пирамида), которые лежат в основе конструкций любых более сложных предметов таких как греческие вазы, капители, предметы мебели, дома, человеческое тело.
Законов композиции существует огромное множество. Эти мотивы M1, M2, M3 и М4 индуцируют на картине ритм, основанный на параллельном переносе – ортогональном преобразовании, не имеющем двойных элементов (рис. 6). Это делает постановку интересной и динамичной. Требуется умение бегло и удачно компоновать.
Они будут также иметь вытянутые верхние части и широкое приземистое основание. е. художник трансформирует рисунок. Уравновешенность композиции обеспечивается взаиморасположением общего темного композиционного овала слева от середины и активного темного пятна справа (теневые части двух фигур и посуда). Это обусловлено их содержанием. Вариантов множество: уравновешиваются части по массе, тону и цвету.
Композиция (от лат. Явление, передаваемое на холсте, должно быть вам хорошо знакомо и изучено вами заранее, в достаточной мере. Но «произвол» художника не безграничен. Сильно вытянут по горизонтали формат картины У. М. Джапаридзе «Колхозный базар» (рис.
В конце учебника помещены: ответы на трудные вопросы, «секреты и тайны» мастеров изобразительного искусства и рекомендуемая литература. Парадоксальность Питера Брейгеля проявилась в смещении смыслового центра картины (Икар) на периферию, а второстепенного персонажа (пахаря) — в композиционный центр. Например, для музыки и литературы.
По определению С. М. Даниэля композиция — это не состояние (даже в относительном смысле), а «процесс, регулирующий развертывание идеи». Какие-то из них, в любом случае, будут светлей или темней. Второстепенные фигуры или второплановые, пишутся более обобщенно, без живописных подробностей, чтобы они не отвлекали на себя слишком много внимания, не «забивали» главные образы, При таком выделении внимание зрителя сначала сосредоточивается на главном, затем на второстепенном, которое, как многие инструменты в оркестре, не мешает главному, а только аккомпанирует, помогает ему. После каждого отпечатка краску на шнур нанесите заново. Очертив кисть руки общим контуром, получаем форму, подобную форме плиты Нармера.
Надо учиться видеть красоту обыкновенных вещей, развивать свое композиционное мышление. Я также рекомендую читать размышления художников о своем ремесле. Человеку приходится считаться с законами материи. Но характер изображаемого объекта остаётся узнаваемым.
Дабы привлечь внимание зрителя и взволновать его, художник старается подобрать наиболее выразительные средства изображения. Схема процесса творчества будет, пожалуй, такая: интуиция – анализ – интуиция. Классическое определение композиции в изобразительном искусстве дал в эпоху итальянского Возрождения теоретик и архитектор Л. Б. Альберти в трактате «Три книги о живописи» (1435–1436): «Композиция—это сочинение, выдумывание изобретение» как «акт свободной художнической воли». Но как художник может передать настроение вообще и в декоративной композиции в частности. Колорит природы подобен мажору или минору в музыке. При изображении пейзажа картина зачастую разделяется поровну на небо и землю.
Это будет оживлять работу. Скучно. Альтернативный пример, где композиционный центр сопряжен с неподвижной точкой гиперболической гомологии при недоступной оси гомологии, представлен в натюрморте И. Э. Грабаря «Неприбранный стол». Кроме того, Иттен уделяет внимание теории цветовых впечатлений, что является особенно важным для художников-живописцев, которые интересуются реалистичной передачей объектов в световоздушной среде. Это – одна из наиболее ясно читаемых композиций, благодаря четкому распределению масс, чередованию тёмных и светлых пятен.
Хотя бы так как она далеко не всем понятна. 8) и многих других. Греческие боги «жили» на Земле, на горе Олимп.
Колористическая плотность живописи постепенно набирают силу к переднему плану. Создание рисунков с натуры поможет Вам в изучении закономерностей форм окружающей нас природы. Всякая замкнутая структура содержит особый элемент, занимающий в ней центральное место. В пейзаже есть одно традиционное правило: небо и ландшафт по композиционной массе должны быть неравны.
К примеру, промежутки между листочками дерева т. е. просветы, где виднеется небо могут быть крохотными, среднего размера, очень крупные. В композиции произведения изобразительного искусства важно все: формат картины, ее размер, масса предметов их зрительный «вес», размещение на плоскости, выразительность силуэтов, ритмические чередования линий и пятен, организация пространства и точка зрения на изображаемое, распределение светотени, колорит, позы и жесты персонажей, а также многое другое. Но художник может сделать и наоборот. В ходе такой работы одновременно или в определенной последовательности решаются конкретные композиционные задачи. Это общее замечание хорошо иллюстрирует произведение П. Брейгеля.
Большое светлое пятно как бы рассыпается постепенно на мелкие вспышки света. Получить ответы на эти вопросы нам поможет изучение взаимосвязей композиционного центра со структурой и конструкцией композиции картины. В статье «Движение и ритм в композиции картины» дано изложение геометрической концепции построения композиции картины. Погуляйте с альбомом, сделайте ряд коротких этюдов. Пусть ни одна сторона холста не будет перегружена. Также внимательно отнеситесь к свету, определитесь, где на рисунке будет самое светлое место и где будет темней всего.
Точка O – двойная (неподвижная) точка преобразования. Далее, эти фрагменты можно заполнить цветом, текстурой или орнаментом. Композиция — открытая модификационная структура «со многими степенями свободы».
Много маленьких по размеру пятен можно уравновесить одним большим. Скорее всего это будет треугольник. Для создания эмоциональной и образной композиции будущему художнику необходимо также учиться видеть в окружающей жизни интересных людей, размышлять над происходящими событиями, наблюдать различные мотивы, ракурсы и состояния. 13).
Например, ощущение дуновения ветра или ощущение лёгкости. Главное в композиции – создание художественного образа. Но, в сущности, абсолютная найденность, неизменяемость композиции является признаком любого художественного произведения. Тут кроме сюжета нужно подключать цвет, тон, ритм, форму и её расположение. Вариантов построения композиции может быть много. Чем сильнее этот контраст, тем ярче впечатление от предметов.
И стал я вспоминать: кто же это вот точно так в избе сидел. А можно создать её силуэт из абстрактных пятен, штрихов, линий, точек и т. д. Т. Особо следует отметить цветовые отношения на дальнем плане. От сеанса к сеансу, все время сравнивая отношения цветов, вносите детали. В числе основных средств композиции называют обычно следующие элементы: формат, пространство, «центр внимания», ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамика и статика, равновесие, симметрия и асимметрия, открытость и замкнутость. Например, это будет лев.
Например: изучить строение ивы, кленового листка или сосновой ветки. 1-9 кл» (руководитель Т. Я. Шпикалова).
Т. е. для создания нового образа нужно уметь мыслить абстрактно. Только в пределах европейской живописи того времени мы видим существенные отличия в понимании композиции художниками стиля барокко (Рубенс), классицизма (Пуссен) и реализма (Веласкес, Рембрандт). Во-вторых, членение на планы.
Данный тип композиции берет свое начало в эпоху Ренессанса. В числе таких задач автор выделяет следующие: организация пространства, выявление главного, колористическое решение как основа образного начала, выразительность как «воздействующая сила композиции». Интенсивно окрашенный предмет воспринимается в первую очередь. По этой же схеме строится расположение темных пятен.
После коротких этюдов, когда Вы распишетесь, переходите к более длительным. Свобода творчества и подлинное мастерство приходят на основе точного знания.
Можно рисовать разными материалами: карандашом, тушью, сангиной, черной акварелью, сепией. Ню зарождается в эпоху Возрождения в рамках мифологического, аллегорического исторического и бытового жанров. Кончаловский (1876 – 1956 гг. ) придавал большое значение композиции в творческой деятельности художника. Эти все величины есть в плите Нармера.
Самая лучшая его книга «Анатомия для художников», к сожалению, не переведена на русский язык. Это будет стилем технического решения. После, можно сочетать и линию и силуэт. Эти материалы излагаются в связи с теоретическими проблемами рисунка, живописи и композиции, а также в «Кратком словаре художественных терминов». Подобным образом мы можем разбить весь силуэт этого графина на несколько частей.
37), «Балетный класс» Э. Дега (рис. Стремление художника дать свою оценку явлениям природы и жизни, выразить свой дух, доказать свою правоту и одержать победу приводит его к различного рода отступлениям от «золотой середины», от нормы. Неверно будет также, если мы очень близко придвинем массу фигур к переднему плану.
Это может создать впечатление, что никаких закономерностей композиционного построения нет. В качестве примера композиционного построения картины рассмотрим полотно Веласкеса «Сдача Бреды». Веками художники искали наиболее выразительные композиционные схемы, в результате мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник и т. п. ).
Это особенно применимо к абстрактной беспредметной ассоциативной композиции. Комментировать не буду. Серое небо, однообразная пустынная дорога тянется вдаль к горизонту. Действительно, трудно представить васнецовских «Богатырей» (1876 – 1898) размером с картину П. А. Федотова «Завтрак аристократа» (1849 – 1850) или картину «Опять двойка» Ф. П. Решетникова увеличенной до масштабов полотна А. А. Иванова «Явление Христа народу» (1837 – 1857).
Вытянутый вверх формат придает изображению ощущение стройности и возвышенности (ил. Композиция натюрморта тяготеет к симметрии. Приведу пример знака, в основе которого лежит силуэт животных.
Есть в портрете одна деталь, ставшая загадкой художникам на столетия: если дотошный рисовальщик проследит линию плеча и шеи до головы (справа), то шея оказывается, говоря профессиональным языком, абсолютно не привязанной к массе головы. Потом не торопясь, сравнивая отношения цветов и тона, вводите цвета более точно.
Предметные краски одежд и лиц воспринимаются как сырые и открытые краски. То, как художники и дизайнеры это делают во многом обусловлено их творческим мышлением. В картине И. Левитана «У омута» верно переданное состояние сумерек, сырость и прохлада заросшего пруда вызывают впечатление таинственности и сказочности пейзажа. Линейная перспектива потребовала уменьшения фигур на носу баркаса, но воздушная перспектива (ради иллюзии отдаленности берега) четкости фигур на носу не уменьшила по сравнению с ближними фигурами, то есть воздушная перспектива внутри баркаса практически отсутствует. Какие из этих фигур вызовут ощущение стремительности, движения, неспокойствия. Вот таким образом не следует сильно увлекаться технической стороной дела.
Издавна художники используют контрасты величин (высокого и низкого, большого и малого, толстого и тонкого), контрасты объемов, фактур, материалов, плоскостей. Вопросам искусствоведения не посвящается отдельная часть учебника. И у нас некоторые художники пробуют свои силы в такого рода построениях.
34, а). Для этого штамп сильно прижимайте к бумаге или ткани. Нужно приложить определенные усилия, чтобы отыскать главного героя этого сюжета. Левая сторона явно перегружена в ущерб правой.
Вначале полезно просто полистать книгу, внимательно рассмотреть рисунки, репродукции картин, схемы, фотографии, детские работы и другие иллюстрации. Именно вот таким образом учебник имеет не поурочную структуру, а написан в соответствии с базовыми компонентами содержания государственного образовательного стандарта по изобразительному искусству. Движение в картине – выразитель времени.
Желательно, чтобы ни одно задание не было пропущено. И действительно, если попробовать в картинах П. Брейгеля Старшего «Охотники на снегу», П. Гогена «Бонжур, мосье Гоген» и В. Сурикова «Боярыня Морозова» (ил. 29. В-четвертых интерьерное построение пространства. Например, ту же кошачью морду можно «собрать» из геометрических фигур.
Альбрехт Дюрер говорил, что первым идет бог, вторым – художник. Композиционный центр картины – это ее главный сюжетный компонент. В первую очередь деструктивный тип центра неизбежно есть в тех композициях, ритм которых основан на геометрических преобразованиях, не содержащих двойных элементов (параллельный перенос).
Здесь четко видно, как художник лишь одним цветом решает задачу композиции. 14-19). Приступая к работе, в течение 1-го или 2-ух сеансов прорисуйте мотив, далее подмалевывайте, не стараясь взять точные цвета, внимательно отнеситесь к темным местам и теням.
Крамской. Вот в этом и есть суть трансформации и стилизации. И сразу же она как бы поблекнет, распадется на отдельные безжизненные штрихи и утеряет поэзию колорита.
Эжен Делакруа (1798 – 1863) – французский художник и график, предводитель романтического направления в европейской живописи, чьи картины отличаются выразительной компоновкой. Все это создает определенное минорное настроение. Юон считал, что правилам композиции необходимо учить. А на портрете фокальной точкой является лицо человека. 74).
В качестве примера возьмём рисунок кота. Автор размышляет о композиционных проблемах в процессе создания художественного произведения в двухмерном пространстве, а также делится своими наблюдениями о некоторых способах построения одухотворенного образа в живописи, которые можно назвать правилами, приемами и средствами композиции. Все удовлетворяет природную потребность. Если колесо не будет симметричным, оно не будет катиться.
76), а чрезмерное увеличение формата по горизонтали диктует применение панорамной или фризовой композиции (ил. Композиционный центр (скрипка) сопряжен с осью симметрии. сразу все пришло — всю композицию целиком увидел».
Композиция в искусстве написания картин, ее формат, средства исполнения и мотив должны устанавливаться им только в процессе интуитивного движения от содержания к форме. Все лишнее в картине отбрасывается, на холсте остается только лишь то, что действительно необходимо и является главным объектом в произведении искусства. Используя основополагающие приёмы стилизации, нужно стараться избегать шаблонности., нет объёма.
выше), то это будет выглядеть гарантированно гармонично и хорошо. Необходимо вспомнить теперь, что реальный пространственный мир художник изображает с помощью перспективы и светотени на плоскости. Например: корабль в штормовом море, закат в горах, рассвет в сельской местности. Прорабатывайте рисунок дальше, вводя тона и таким образом, придавая предметам объем.
Такой прекрасный знаток анатомии, как Рафаэль, не мог так элементарно ошибиться. Все это имеет огромнейшее значение на построение композиции изображения. Мрачный полусумрак подвального помещения действует на человека угнетающе., который определяется внутренней структурой материала. Меншиков. Размышляйте над проблемой равновесия форм, масс, цветовых пятен и движения в картине. Его части, фигуры F и F1, подобны – они близки по форме, но разнятся по величине, что контрастирует со спокойным ритмом горизонтальных мотивов. Здесь я хочу проиллюстрировать материал и еще раз напомнить о том, как важна композиция для живописных работ.
Также, можно сначала дать задание пользоваться только линией. А потом дать задание в котором можно пользоваться только пятном (силуэтом). В послевоенные годы художники ГДР часто применяют приемы симультанного (монтажного) построения картины.
Вот таким образом место, отведенное автором главному герою сюжета, является, бесспорно, проблематичным. Что, в конечном счете, помогает получить хорошие результаты.
На пейзаже таким объектом может быть крупное дерево на холме или дом в поле. А также здесь рассмотрены цветовые отношения и выразительные средства живописи. Заполненность всего пространства картины не выходит по смыслу за раму, композиция прочно сидит внутри, проявляя себя то по кругу, то по квадрату (расположение хлебов). сomponimento — сочинение).
Каким образом ввести в картину элементы времени и движения. Он обладал удивительной чуткостью к состоянию освещенности в природе и на основании природных законов выработал свою живописную систему. Правдивость вечернего состояния делает картину поэтичной. Гармония нарушается.
Но характер этого объекта должен хорошо угадываться. В картине А. Дейнеки «Оборона Петрограда» отчетливо проявляется ритмичность композиции. Из этой книги вы узнаете о всевозможных типах освещения и влияние света на материальность. Такая схема актуальна для многих сфер деятельности человека. И такую роль в данной работе выполняет изображение белого свитера.
Основное внимание автор уделяет композиционному построению картин. Примером двойной линии служит, например, ось симметрии (рис. 1б). В процессе работы над композицией все средства живописи: форма, цвет, светотень, контур, пластика, движение – все становится в руках художника как бы клавишами клавиатуры из которой он извлекает известные звуки, заставляя молчать другие (Делакруа). Важную роль здесь играет и выбор места.
Соответственно этому в картине размещаются объекты и устанавливается композиционный центр.
В картине «Иван Грозный и сын его Иван» И. Репин освещает только центральную группу — отца и сына. Ведь симметрия ассоциируется со статичностью, а ассиметрия с динамичностью.
Что касается композиционного центра, то структура с таким ритмом предполагает наличие только деструктивного центра. Оптимальное время для выполнения упражнений 10-15 мин, однако возможно увеличение времени и проведение серии упражнений. Или это может быть треугольник, форма которого лежит в основе кошачей мордашки. Как сделать пространство «живым» на плоском холсте.
Композиционный центр находится почти у края картины. Чрезмерное увеличение формата по вертикали превращает изображение в свиток (ил.
И хотя такой букет действительно передаст радость, этого будет недостаточно. Пример использования контрастов в многофигурной тематической композиции – картина К. Брюллова «Последний день Помпеи» (ил. Рисуйте иногда на ватмане, длительные, детальные, сложные рисунки, с большим количеством тонов.
Композиция построена на ритме вертикалей. Это используется в композиции для правильного размещения цветовых пятен. Так, например, основой для построения композиции «Крестного хода» И. Репина стал яркий образ увиденной им в жизни огромной толпы. Образующая линия — это линия лежащая в основе формы объекта. Причем композицию Альберти понимал как «живой организм» и как красоту, к которой «ни прибавить, ни убавить, ни изменить ничего нельзя, не сделав хуже».
Такое ограничение побудит их развивать образное и ассоциативное мышление. Для примера можно опираться на картину Михаила Врубеля «Сирень». В картине Паоло Веронезе «Семейство Куччина перед мадонной» (рис.
Даже обычным карандашом, можно проработать плоскость «корявой» штриховкой, точечной, пунктирной Можно взять зубную щётку и делать набрызг краской. В картине П. Федотова «Сватовство майора» взор зрителя приковывается прежде всего к фигуре невесты, очаровывается ее женственностью и прекрасным живописным мастерством художника. И если перемешивать различные техники исполнения как «рука возьмёт», то в итоге может получиться какофония. А другие не торопятся: ведь нечасто встретишь заморских людей. В «Отказе от исповеди» И. Репина образ мужественного, убежденного в своих взглядах революционера контрастирует с образом равнодушного священника.
Этот же список включает и использованную автором литературу. Посмотрите, что получиться, если наложить композиционную сетку на картины известных художников (я старалась выбирать максимально узнаваемые). Например, стекло будет гладким и глянцевым. Все это выполнено при помощи цвета.
В то же самое время ритм движения раненых на мосту сбивчив и неорганизован. Основы рисунка с натуры», которые являются компиляцией оригинальной книги на русском языке. Например, центральная симметрия каждой точке A ставит в соответствие точку A1 (рис. 1а).
В картине В. Сурикова «Меншиков в Березове» настроение тоски и безысходности в композиции создается колоритом мрачной и темной избы. Линия золотого сечения является осью для построения группы фигур в картинах «Гобелен» и «Водоем» В. Э. Борисова-Мусатова. В общем, здесь вы найдете все необходимое, что нужно учитывать при построении любой композиции, включая практические советы, которые легко усваиваются и применяются. Индустриальные сооружения (кстати, весьма условные), единственное деревце, фигуры людей — все подчеркнуто вытянуто вверх, лишь в нижней части картины идут несколько горизонтальных линий, образуемых бетонными плитами, трубами, горизонтом. Русский, советский художник П. П.
Здесь есть простые примеры для наработки техники письма маслом в основных жанрах. Объясняется же с помощью анализа. 896). Залитая светом комната будет производить на человека иное впечатление. Проявление их через приемы разнообразно. Просто посмотрите, как расположены предметы (фигуры) и их оси относительно основных линий картины, чем поддерживаются (если поддерживаются) диагонали и что попадает на узловые точки.
Картину я скупо ограничил фигурами, которые выражают только главное, только необходимое. На эту тему написано немало, но однозначного определения этого «основания» найти так и не удалось. Сюжетно-композиционный центр совпадает с центром холста.
Так, на примере истории развития живописи раскрываются особенности жанров искусства. Они могут вызывать в людях различные эмоции. Композиционная целостность может быть исследована рациональными приемами лишь частично.
Этот ритм выявляет целеустремленное движение. В эпоху Возрождения художника называли демиургом (творцом). Но есть единственная точка O – центр симметрии, которая соответствует сама себе. В дальнейшем стали появляться многоплановые композиции. Конечно, таланту научить нельзя. На следующей композиции (ил. Это такой способ построения романа, когда автору нужна такая форма только для того, чтобы высказаться по всем вопросам мироздания. Композиции подвластно многое.
Но кроме симметрии и ассиметрии есть и другие проявления композиционного решения.
77). Она не будет отвечать специфике зрительного восприятия. Главное условие, чтобы при этом они использовали только контуры и силуэты. Таким образом, художник может создать ощущение динамичности (движения) в композиции, а может создать и ощущение статики (неподвижности).
Но необходимо заметить, что этот прием применяется только в картинах или графических листах, формат которых не выходит за пределы прямоугольника золотого сечения. Две фигуры, расположенные в центре, нарисованные фоне дали. Вполне очевидно, что такой подход при изображении предметов не есть так называемое самовыражение, которое рекомендует пассивное «выливание» наружу субъективных чувств. Мастер поместил на ближнем плане фигуру лыжницы, одетой в красный свитер. О том, как зародилась композиция картины. «Меншиков в Березове», Суриков вспоминал: «Да, вот у меня было летом так, я жил под Москвой на даче, в избе крестьянской.
Алпатова (1902 – 1986 гг. ) изложенные им в ряде его трудов. Длина и ширина кисти руки относятся друг к другу как величины золотой пропорции 100 и 62.
Художник тщательно соизмерил габариты рамы с абрисом изображения, с классической выверенностью определил место лица и в пределах целостности колорита вылепил горячими красками полутона и тени. Иностранцев на картине почти не видно, они в ее левом верхнем углу. В картине Сурикова «Меншиков в Березове» композиционный контраст составляют огромная фигура Меншикова и низкий потолок избы, благодаря чему создается впечатление, что неукротимой фигуре Меншикова в этой комнате тесно, как в клетке.
Ибо искусство и начинается и кончается, да и воспринимается чувством. 41, б). Мы живем в постоянно изменяющемся мире. «factura») — означает внешний вид поверхности, который зависит не от внутреннего строения, а от характера обработки. 38) и др. Она отображает трагический момент гибели людей во время извержения вулкана.
Закономерности есть. Его полусогнутая поза говорит о необходимости сдаться на милость победителя. Статика чаще основана на симметрии, а динамика на ассиметрии. Т. е. если изобразить букет цветов в коричневых красках, на сближенных серых тонах, по центру листа, с одинаковыми размерами бутонов, то вряд ли такой натюрморт вызовет обилие радости. Каждый истинный художник видит в природе не только прямое материальное назначение предметов, вещей, но и скрытую от поверхностного взгляда эстетическую выразительность. 3, а деревья сосредоточены слева, а справа — пустой горизонт.
Что это означает на практике. Если взглянуть на картину Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини», то мы можем увидеть, что пространство создают фигуры, а не располагаются в нем, перекрывая друг друга, располагаясь ниже или выше на картине. Тенью художник поглощает все второстепенное, что может отвлечь внимание зрителя. А отшлифованная наждачной бумагой ДВП будет матовой. Принцип контраста в композиции особенно широко был использован в живописи барокко (Рубенс) и романтизма (Делакруа).
Но дело не только в развитии творческого мышления. Бывает так, что лучше ввести одну-две текстуры, а остальное просто открасить краской (в станковой живописи слово «открасить» не применяется т. к. оно будет иметь негативный оттенок, а используется слово «писать», но в декоративной композиции это слово вполне приемлемо). Он находится в центре поля зрения и его мы видим с подробностями и четко. Художник, постигший художественную природу света, владеет поистине бесценным сокровищем, что подтверждается произведениями крупных мастеров прошлого и настоящего.
Ясно, что композиционная конструкция здесь базируется на ритме с осевой симметрией. Вот таким образом всем, кто не владеет немецким языком, рекомендую ознакомиться с этими двумя книгами на русском языке «Образ человека» и «Изображение человека. В-пятых, пластическое построение пространства.
Однако художники, бывает, отказываются от какого-нибудь этапа. Рассмотрим икону неизвестного автора «Тайная вечеря». Если в натюрморте П. Поттера поток света идет слева направо, то в пейзаже И. И. Шишкина «На севере диком. » (рис. Сама природа сотворила и дала человеку эталон пропорций.
Например, он может составить изображение из вертикальных мазков краски или вертикально расположенных штрихов. 89а), но такая композиция выглядит однообразно и скучно.
1-9 кл» (руководитель Б. М. Йеменский), а третий использует программу «Изобразительное искусство. Произведения изобразительного искусства влияют на чувства зрителя подобно музыке. 89г). Оптический центр находится приблизительно посредине.
Художник выделяет объект с помощью разнообразных выразительных средств. В картине контрастируют между собой и одежды сестер: расшитая золотом шубка Александры и черное одеяние Марии дают почувствовать различие их характеров. 89). Главные группы фигур расположены на втором пространственном плане. nu – нагой, раздетый) – один из жанров изобразительного искусства, посвященный изображению нагого тела, преимущественно женского.
Натюрморт, портрет, пейзаж и самый сложный сюжет одинаково требуют композиции. Его важнейшая функция – привлекать внимание зрителя. Деструктивный композиционный центр (Д-центр).
Интересна композиция картины К. М. Максимова «Ждут бригаду» из серии «Строители КамАЗа» (1973 – 1975). Не следует преувеличивать связь абстрактных цветов с различными эмоциями. Ритм — это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. Универсальное средство, помогающее создать яркое и выразительное произведение, — контраст. 37).
Она, как было показано ранее, вписывается в прямоугольник золотого сечения. В картине А. М. Лопухова «Вихрь Октября» все эти три формообразующих элемента играют заметную роль.
15), о котором мы упоминали выше. Фактура (от лат. – Идея ясна, но выражение этой идеи требует большой работы. Кроме того, есть преобразования, одновременно содержащие и двойную точку и двойную прямую (напр., гомологии – рис. 4). Итак, композиционный центр должен привлекать внимание зрителя. Все они работают по-разному. Такое «перетекание» тоже может передавать различные ощущения. Украсьте подобными узорами почтовую бумагу, конверты, открытки, шторы и другие предметы.
Ещё очень важно передавать ритм в размерах различных объектов. Итак, как же правильно скомпоновать пейзаж. Автор детально рассматривает способы написания различных атмосферных эффектов, архитектурных и горных пейзажей, учит различным приемам написания неба, леса, воды.
Например, светлый объект смотрится выразительнее на темном фоне и наоборот. Однако все художники работают по-разному. Т. е. предметы должны быть разной величины, разного размера. Но как может форма передавать какое-либо настроение. К общему смыслу латинского слова здесь прибавляется усиленный пафосом ренессансной эпохи момент «изобретения, выдумывания», свободы воображения, права художника, как тогда говорили, на «сочинение историй» в противоположность средневековой традиции следования образцам (ит. Почему. Дело в том, что обычно художники создают свои творения опираясь на какие-либо образы и формы из реального мира, который окружает нас.
От того какая эта форма, напрямую зависит конечный результат. Несколько равнозначных композиционных центров разрушат единство и целостность композиции. Такой же эксперимент можно проделать с весами. Это одна из «волшебных палочек», которая помогает художнику реализовать многоплановые композиционные задачи.
– вот центральный вопрос этой статьи. Но можно внутреннее пространство силуэта разбить на несколько частей. А их может быть огромное множество.
Итак, мы убедились, что в поисках лучшего композиционного решения следует думать о многом: искать необходимые размер и формат картины или рисунка, нужную «выкадровку», согласовать все элементы изображения так, чтобы второстепенное помогало как можно лучше рассказать о главном, а главное не сводило на нет второстепенное использовать возможности тонового и цветового контрастов, ритма, движения, симметрии, асимметрии заострить внимание на основном, выделяя его размерами, местоположением, тоном, цветом, перспективой, освещением, другими многочисленными средствами. Она индуцируется парой симметричных мотивов – изображением двух нотных тетрадей. Это очень легко понять, так как естественным образом фокальной точкой обычно является ключевой объект. В этой ситуации особое значение приобретают масштаб и уравновешенность композиции.
Яркой иллюстрацией этому может служить «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Различны характеры, выражения лиц, позы. Ритм всегда связан с содержанием картины и подчинен выражению идеи. При чём, стиль может проявляться не только в характере штриха или мазка краски. Очень помогают художнику тональные и цветовые контрасты. Ритм композиции натюрморта определяют два мотива, а именно: фигуры F и F1 (рис. 5). Воздействие же на нас отвлеченного голубого цвета крайне слабо и незначительно.
Чтобы не было пустоты в листе и не было тесно. Это духовный феномен, материализующийся лишь частично и неабсолютно. Меншиков. «textura») — означает внешний вид поверхности, который зависит от внутреннего строения материала: дерево, камень, штукатурка, кирпич, ткань, стекло, бумага и т. д. Т.
Не расстраивайтесь если что-то не получается, пробуйте снова. Свобода творчества и подлинное мастерство приходят на основе точного знания.
В реалистической живописи контраст не является больше универсальным художественным средством решения композиции ибо таким критерием стала жизненная правда. В качестве примера композиционного построения картины рассмотрим полотно Веласкеса «Сдача Бреды» (ил. Не следует думать, что надо изучать в 5 классе «Основы рисунка», в следующем классе «Основы живописи», а затем «Основы композиции» и в 8 классе «Краткий словарь художественных терминов».
Используйте симметрию и асимметрию. Эти контрасты весьма существенны для пластичности, динамики образа. При выполнении предыдущих заданий, обучающиеся столкнутся с необходимостью размещать контуры и силуэты таким образом, чтобы это было интересно.
Первым таким рисункам уделяйте примерно 6-8 часов, разбивая это время на 3-4 сеанса. 43, б). Во-первых, это членение на слои. Делакруа был не только большим мастером-практиком композиции, но и теоретиком искусства.
75). сразу все пришло – всю композицию целиком увидел. Таир Салахов строит композицию портрета на основе ритма, задаваемого чередованием темных и светлых мотивов, горизонтально пересекающих все поле картины.
Но очевидно, что композиционная конструкция здесь никоим образом не связана с симметрией. Рисуйте тона постепенно, сравнивая все тени между собой.
Эту непосредственность может дать лишь сама жизнь». Однако это не самый лучший подход, особенно если горизонт проходит посередине: это делает композицию рисунка крайне скучной. Вот здесь как раз и нужно будет объяснять начинающим художникам про ритм. Текстура (от лат.
1-9 кл» (руководитель В. С. Кузин), другой по программе «Изобразительное искусство и художественный труд. Образ Христа резко смещен к левому краю иконы. И вдруг.
42). Учащимся предлагаются практические и творческие задания разного уровня сложности. Попытаемся сгруппировать предметы (ил. Круг и квадрат имеют чёткий центр равноудалённый со всех сторон.
В этом жесте – вся мудрость жизни, боль и тоска за прожитые в тревоге годы и всепрощение. Но от этого она не менее важна. Однако главным композиционным и одновременно смысловым центром остается «защитник» – лицемерный, льющий крокодиловы слезы, явно переигрывающий и потому комичный. Замечательным мастером композиции был Оноре Домье. Одни видели красоту в строгом подчинении композиции архитектурному принципу устойчивости, симметрии, равновесия масс, другие – в динамичности всего изображения, прибегая к контрастному противопоставлению его частей друг к другу, к необычным точкам зрения (ракурсам), к мощным эффектам света и тени. Получается единый стиль в проработке натюрморта. Веками художники искали наиболее выразительные композиционные схемы, в результате мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник и т. п. ).
На рис. Ассиметрия — это когда они разные. Он сопряжен с «нарушителем порядка» структуры. Точка и угол зрения в картине являются важным элементом создания композиции. Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа.
Вызвано это увлечение желанием сказать о многом в одной картине. В картине В. Серова «Петр Первый» величественности и беспрепятственному движению Петра противопоставлен робкий шаг не поспевающей за ним свиты. Взгляд зрителя останавливается на фигуре матери, которая удерживает невесту за платье, затем на фигуре отца, свахи и, наконец, на самом герое сватовства.
При создании значка дизайнер может повторить силуэт льва как он есть. рис. Однако мы все-таки их замечаем. Рисуйте в разных форматах (в горизонтальном и вертикальном), берите разную высоту горизонта (для этого достаточно просто присесть).
Эту тему нужно выделить особо. Его можно задать линиями, цветовыми пятнами игрой света и тени. Вот одна из его работ – «Защитник» (1840-е годы). Такие рисунки станут для вас, как бы, контрольными работами. В-третьих, это построение пространства цветом. Взять к примеру орнамент на основе растительного мотива.
6), «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском» Н. Н. Ге (см. В этом можно убедиться, рассмотрев картины: И. Вишнякова «Портрет Ксении Тиши- ниной», Н. Пуссена «Пейзаж с Полифемом» и «Аркадские пастухи», П. Рубенса «Снятие с креста», К. Лоррена «Пейзаж с мельницей», Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте» (ил. Здесь материал расположен по мере нарастания сложности. В «Боярыне Морозовой» В. Сурикова рядом с трагическим лицом раскольницы помещена злорадно посмеивающаяся физиономия возницы и тут же недалеко голова мальчика, который глуповато смеется.
И, наоборот, если голова повернута влево, то ее сдвигают вправо от центра. Если коротко, то это наличие на холсте объекта (тропинка, река, пятно), уводящего взгляд в глубину. е. на деле это будет рисунок из волокон, вкраплений, разводов. Для этого возьмем тарелку с двумя яблоками, банан, грушу, нож (ил. Когда клей высохнет, нанесите на шнур выбранную краску и приступайте к штамповке.
Прежде чем приступить к практическому анализу, необходимо сделать одно существенное замечание: в картине не надо искать того, чего в ней нет, то есть ни в коем случае не надо задаваться целью подгонять живое произведение под определенную схему. То же самое «правило трёх размеров» можно применить даже в рисунке дерева.
Данная книга представляет собой обширный труд о теории цвета. Баммес не только профессионально излагает анатомию фигуры человека, но и дает представление об изображении фигуры на плоскости. Они находятся на линии второго золотого сечения.
Если радость, веселье, мир, то и зритель должен почувствовать соответствующие эмоции. Каждый художник находит свои приемы решения этой сложной задачи. Но какой-либо один мотив должен быть преобладающим и основным. Только так художник может повысить в картинах выразительность колорита. Способность к творческой интуиции – проявление одаренности художника.
В ней важно все: формат картины, ее размер, масса предметов их зрительный «вес», размещение на плоскости, выразительность силуэтов, ритмические чередования линий и пятен, организация пространства и точка зрения на изображаемое, распределение светотени, колорит, позы и жесты персонажей и многое другое. И это является «ахиллесовой пятой» данного полотна. Слепой отец положил руки на плечи сына в знак прощения. Как известно, мы видим предметы благодаря контрасту их силуэтов и окружающей среды.
В этом можно убедиться, рассмотрев картины: И. Вишнякова «Портрет Ксении Тишининой», Н. Пуссена «Пейзаж с Полифемом» и «Аркадские пастухи», П. Рубенса «Снятие с креста», К. Лоррена «Пейзаж с мельницей», Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте». Христианские боги вознеслись высоко в небо. Искусствовед Н. Дмитриева в своей книге «Изображение и слово» приводит убедительный пример того, что цвет в живописи обладает красотой и воздействием на чувства людей до тех пор, пока он относится к предметному изображению.
подачи смысла. Чем интенсивнее и ярче цвет, тем он сильнее действует на глаз, привлекает внимание. Но можно заполнить этот фрагмент ещё и текстурой. Например, в предполагаемой работе присутствуют силуэты графина и яблока.
Чрезмерное смещение центрального объекта изображения или целой группы предметов создает и картине впечатление перегрузки и одной ее части и пустоты в другой. Его полусогнутая поза говорит о необходимости сдаться на милость победителя.
Согласно определению русского художника и ученого-психолога Н. Н. Волкова (1897–1974), композиция — это «конструкция для смысла», в иной формулировке — «алгоритм творческого процесса». Книга разбита на 4 раздела: голова, портрет с руками, фигура, копирование. 66, 67). В противном случае вся картина распадается на две самостоятельные части. Согнутые фигуры хорошо усиливают впечатление неукротимой энергии Петра.
К такому изображению зритель равнодушен. В картине «Возвращение блудного сына» Рембрандт освещает героев таким образом, что более всего выделены светом в главных персонажах изображаемого события фигура сына, лицо и руки отца. Одним из ярчайших примеров является произведение Льва Николаевича Толстого «Война и мир» 1863-1869гг., написанное по образцу романа Виктора Гюго «Отверженные» 1862г., который изобрел абсолютно новый формат романа: на тонкую основу фабулы нагружены огромные лирические исторические, политические отступления. То есть здесь композиционный центр должен выступать как нарушитель ритма. Например, натюрморт обычно не нуждается в таких холстах, как историческая картина, а жанр карикатуры более характерен для графики с ее небольшими листами.
В книге «Этюды по истории западноевропейского искусства», автор дает анализ творчества мастеров XVI-XVIII веков в целом и их отдельных произведений. Этот же прием использовал И. Е. Репин в картине «Бурлаки на Волге». Чем разнообразнее тона и полутона – тем живописнее получится рисунок. Главное условие всякой композиции – чтобы идея была видна сразу, чтобы не требовалось объяснений, чтобы картина сразу «входила в глаз». Помните о пропорции и масштабе.
41, а) внимание зрителя привлекают в первую очередь фигуры в красном и белом. Образное начало (завязку) будущего произведения в целом или его отдельных частей художник находит в природе и жизни. Действие под открытым небом требует некоторого пространства.
Стиль может проявиться в том, как решается силуэт — «рубленной» прямой линией, округлой линией, прямоугольниками или другими геометрическими фигурами. Равновесие может касаться как самих фигур, так и пространств между ними. Здесь полезно будет вспомнить свой опыт нахождения равновесия на качелях. Перечисленные этапы выполнения композиции очень важны, особенно в учебных целях. Ритм композиции основан также на симметрии. Аннотация.
В композиции должна быть выбрана определённая техника исполнения. Книга «Основы композиции» знакомит с базовыми принципами композиции, ее правилами, приемами и средствами. Свет, соединенный с цветом, способен творить чудеса в руках талантливого, глубоко мыслящего мастера, создающего на полотне как бы новую эстетическую реальность, некую вторую природу, но природу, рожденную из чувства и мысли, природу человечески завершенную (Гёте).
Для этого нужно изготовить специальный штамп с помощью веревки или шнура. Сюжет и его изложение на плоскости картины, соединяясь, порождают смысл и образ в целом». Композиция проста и совершенна.
К такому приему построения изображения часто прибегал Дюрер (наблюдение Моора). Такие картины, как правило, трудно воспринимаются.