Рокайльным антуражем картин рококо становится сказочная природа с куртинами, россыпями цветов. Живопись рококо – станковые картины, панно, росписи – отличается дробностью и ассиметричностью композиций. Картины художников в стиле рококо отличались оптимистичным настроением, мягкими и яркими оттенками и служили украшением салонов и жилых помещений. Репродукции картин в стиле рококо смогут украсить любые интерьеры и выбрать подходящую вы можете в интернет-магазине Твой Постер.
На картинах стиля рококо можно часто увидеть изображение нимф, богинь, обнаженной натуры, сельских пейзажей. В плане портретной живописи периода рококо особенно выделялись картины Антропова и Рокотова, Антуана Ватто, Франуса Буше, Тьеполо, Каналетто, Беллотто, Лонги, Котс, Гюбер и проч. Одни из самых известных картин в стиле рококо «Отплытие на остров Цитеру» Ваттоо, «Танцующая Камарго» Ланкре, «Вулкан вручает Венере доспехи Энея» Буше, «Качели» Фрагонара и другие. Каталог БигАртШоп представляет известные картины ярких представителей рококо Артуро Риччи, Франсуа Буше и др.
Наступившие в живописи господство светской тематики обусловило отказ от присутствия в интерьере иконописи. Его модели – артисты, писатели, близкие друзья художника и их дочери. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Если для барокко характерны массивная мебель, яркие балдахины, цветовые контрасты и богатая настенная живопись (фрески на потолке, мрамор на стенах, обилие позолоты, лепнина с растительными узорами, скульптуры), то в рококо цветовая гамма интерьеров очень нежная. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого — возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо., на Волыни в Борках бы. Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо. Рококо (фр. Вот таким образом рокайль не несет в себе конструктивного смысла и качеств тектоничности. Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер.
Рокайль (от фр. rok – скала, утёс) – главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины. Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIX в. Изначально «рокайль» – это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш и т. п. различными окаменелостями имитирующими естественные (природные) образования и «рокайльщик» – это мастер, создающий такие убранства. После шести месяцев, проведенных у Шардена, Фрагонар возвращается к Буше и вскоре становится самым блестящим его учеником. Характерны их названия: розовый помпадур, цвет бедра испуганной нимфы, сомон (цвета семги), палевый, бланжевый (кремового оттенка), карникино (телесный), гри де перль (жемчужно-серый), перванш (серо-голубоватый), планшевый (желтоватый, светло-охристый цвет).
В то же время здесь сказывается увлечение русского художника европейскими образцами, жанровыми сценками с так называемыми «галантными прогулками» или «костюмированными увеселениями». Люди хотели видеть себя со стороны, красоваться перед собой и друг перед другом (это, в частности, стимулировало развитие портретного жанра).
Место недосягаемого идеала красоты занимает доступное и пикантное.
Кроме этого в Италии в это время развилось и другое направление, которое не совсем вписывается в рамки стиля. Приложение 5). Три года Фрагонар вместе с другими учениками штудирует под руководством известного академического живописца Карла Ван-Лоо анатомию, перспективу, геометрию историю и «аллегорию», рисует слепки и живую натуру.
мастера: С. Стражевський, М. Филевич, М. Полейовский, И. Оброцький и др. Происходящее лукаво созерцает также статуя амура. Фарфор в стиле Р. производили фабрики в Корце, Волокитино и др. Помпео Батони не был мастером-монументалистом.
Как всякий настоящий художник, Фрагонар передает чувство прежде всего цветом и пластикой. Рядом дама, держащая в руках угольник, необходимый для измерений. Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже.
Рококо (Rococo), стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале 18 века и распространившийся по всей Европе. Откровенно чувственно-поэтический, подчас изящно-жеманный характер живописных полотен сочетается с неглубоким идейным содержанием. В гравюре у И. Зарицкого, черниговского гравера на меди (Богородица в картуше) и др. В своих горячих тонах Фрагонар здесь – подлинный наследник Рубенса.
(см. слово рококо не являлось названием художественного стиля, его употребляли исключительно в негативном значении иногда в качестве синонима слова барокко (которое тоже считали наименованием дурного вкуса).
Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях ("Свидание", "Погоня"). Так изменились критерии физической красоты. Излишне использовалась косметика – белила, пудра, румяна, черная краска (сурьма) для бровей, мушки. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Это — ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции.
Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. rocaille — декоративная раковина, ракушка, рокайль), реже рококо — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Косметику обильно использовали как женщины, так и мужчины. В жаркое лето кавалеру с дамой было приятно зайти в прохладный полумрак пещеры, где бил небольшой фонтан, бежал ручеек, а на стенах среди грубо обработанных, поросших мхом камней виднелись искусно сделанные лепные украшения в виде раковин (атрибутов морского бога) и переплетающихся растений. Продумывая изображение, Б. В.
Крупнейшие представители рококо в Германии — архитекторы Бальтасар Нейман и Кнобельсдорф, художники Цик, Маульберч, Дитрих, скульптор Доннер. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. Его рассматривают в качестве этапа, связующего эпохи ЛюдовикаXIV (Большой стиль) и ЛюдовикаXV, но в истории искусства Франции «стиль ЛюдовикаXV» («Le style de Louis Quinze»), совпадающий по времени с годами правления этого короля (1715—1774), не отождествляют с Рококо. школы (дворцы в Подгорцах, Ровно, Олесько, Жовкве и др. ).
Вельможи эпохи рококо поставили цель ежедневные наслаждения. по образцам изделий мануфактуры Севр (см. В 80-е гг.
Иосиф, на мгновение оторвавшийся от чтения книги, чтобы взглянуть на играющего Христа и протягивающая к младенцу руки святая Анна, данные слева изображены как конкретные персонажи, с простонародными чертами лиц. Нимфы, защищавшие Цитеру, согласились решить исход войны единоборством предводителей. Они находились в полном согласии с эстетикой Рококо.
Сценка откровенно театральна. Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь. Живопись рококо отображает богатство тонких переливов цвета. Причем подобное обмирщение считалось похвальным и находчивость художника всегда получала одобрение.
Шумского. Есть только настоящее, без прошлого и будущего. при отделке кафедры св. В 1726г. Почти главным словом эпохи рококо было слово прихоть (каприз). предшествовал французский стиль Регентства (1715—1722).
Отличался грациозностью, легкостью интимно-кокетливым характером. В последнем этапе развития скульптуры рококо, в нин. В России в начале XIXв.
Венера, нимфы и амуры затмевали остальные божества. Во Франции в трактовке фасада продолжал господствовать классицизм 17 в. Только ряд незначительных изменений смягчал строгость архитектурного образа. Одним из толчков к созданию этой серии послужила поездка с Бержере по Италии, во время которой Фрагонар выполнил ряд замечательных графических изображений итальянских (а после возвращении и французских) парков.
В распространении стиля Рококо важное значение имеют биографии отдельных мастеров. В архитектуре церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман), пространственные конструкции, торжественность барокко превосходно сочетаются со свойственным Рококо изысканным скульптурным и живописным внутренним убранством, создавая впечатление лёгкости и сказочного изобилия. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil).
Это портретная живопись Антропова и Рокотова. в Петербурге. Главное место в творчество Фрагонара во второй половине 60-х и в 70-е гг.
Архитектор Ж. Ф. Блондель Младший назвал Н. Пино Ватто орнамента. Однако искусство рококо имело ярко выраженные, только ему присущие особенности. Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество.
Используя пятна краски, зигзаги, спирали, росчерки, беглые штрихи, Фрагонар создает впечатление «тотального» движения, полета и становления. Почти все большие художники XVIII века были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. В 1761 г. Фрагонар возвращается в Париж. Стиль Рококо (исключая его разновидности в других странах) является истинно французским изобретением, не связанным с тенденцией перерастания архитектуры Классицизма в Барокко. Индивидуальную манеру Кювийе иногда считают высшей точкой развития рокайльного стиля. Чуть сзади другой наблюдатель, он смотрит в прямой телескоп. Практически не затрагивается душевная и духовная стороны изображаемой личности, а лишь её импозантность.
Внимательный зритель даже угадает фактуру ткани. Выдающиеся образцы интерьера эпохи рококо дал и Антонио Ринальди (1710, – 1794) в Китайском дворце Ораниенбаума (итальянец, почти всю жизнь работал в Петербурге, Российская империя). Неопределенные — лавандовый цвет (цвета льна или холодного золота), серо-лавандовый (зеленоватого оттенка) — и экстравагантные названия: цвет живота только что постригшейся монахини. Картина была удостоена римской премии, однако поездке в Рим по установленному обычаю предшествовала длительная стажировка в Париже. Все вместе это составляет праздничное, феерическое зрелище.
Тяжелый прибор любезно поддерживает кавалер. Юра и Распятие для костела св.
Внимание придворных художников концентрируется вокруг достаточно банальных жанровых идиллических сцен с дамами, кавалерами, комедиантами играющими пути. Музыку к произведениям Метастазио создавали Гендель, Вивальди, Моцарт, Антонио Сальери. – Рембрандта, Остаде, Ватто (позднее – Рубенса, венецианских колористов, Тьеполо, Ф. Гальса, Рейсдаля и др. ). Но в мощный динамизм барокко он вносит легкость, грацию и театральность рококо. Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности изяществу. В эпоху раннего рококо здесь работали преимущественно мастера немецкого происхождения, авторы многочисленных статуй, украшавших Римско-Католические костелы: Т. Гуттер, К. Кученратнер (костел бернардинцев во Львове), Т. Фершер (в Белз), Ю. Маркварт (в Жовкве и костел Иезуитов во Львове) и др.
были подражательными и художник больше никогда не возвращался к ним). Самым известным из его учителей был Франсуа Лемуан. К XVIII веку интерес к ним только рос.
Юра, в церквях Успенской, Николаевской и св. Приложение 8). В эпоху рококо широко развилось мист. Отправной точкой его творческого развития могло стать искусство именно Буше – художника динамичного и необыкновенно яркого декоративного дарования. стр. Они усложнялись и переплетались, становились всё более изощренными и причудливыми.
в трактовке любовной темы у Фрагонара намечаются новые тенденции.
Импрессионисты чтили его как одного из своих живописных предтеч и учителей. При распространении в искусстве других европейских стран (постройка Нёймана И. Б., Кнобельсдорфа Г. В., Пёппельмана М. Д. ), рококо частенько выступало местным вариантом позднего барокко. Наиболее ранними были «экспрессивные головы» – изображения стариков, написанные как бы в одном вдохновением порыве и напоминающие величественных библейских персонажей. Батони родился в Лукке, в семье золотых дел мастера и первые художественные навыки получил у своего отца.
Существуют сведения о том, что в XVIIIв. С барокко данный стиль схож общим стремлением к завершенности форм. Одна из самых обширных областей творчества Фрагонара – портрет.
В период Неоклассицизма середины и второй половины XVIIIв. Стиль получил имя от французского слова rocaille — ракушка или декоративная раковина. Это лишило поэта от материальных препятствий и позволило сосредоточиться на творчестве. Центром интерьера становится камин, над ним — огромное зеркало. В то же время вся композиция кажется стройной и организованной. Центром развития скульптуры рококо был Львов. Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых.
Философские темы ванитас, суеты сует, пляски смерти, распространенные в эпоху Возрождения и Барокко (XVI—XVIIвв. ) исчезают вместе с ощущением времени, которое будто бы останавливается. Кстати, сам Фальконе был управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. Подобный инструмент и линейка лежат поодаль на земле. В своих колористических исканиях рокайльные мастера шли от Рубенса, Веронезе и венецианцев, но предпочитали не их насыщенные, сочные цвета, но бледные полутона: красный становится розовым, синий — голубым, появляются лимонно-желтые, блекло-голубые, розовые, сиреневые цвета, даже вымышленные — вроде «цвета бедра испуганной нимфы».
Остров Цитера — неприступная цитадель богини любви Венеры. — Нескромные сокровища Д. Дидро. В 1754г.
Именно в стиле Рококо формируется композиционная схема оформления салонов и гостиных. Он создал 27 либретто, неоднократно положенных на музыку, а также тексты ораторий, кантат. Он предпочел «живое искусство», передающее дух новой эпохи.
Появление же самого слова рокайль граничит с эстетикой Большого стиля эпохи Короля Солнце ЛюдовикаXIV (вторая половина XVIIв. ).
Краски то сгущаются в тенях почти до черноты, то сияют золотистыми, розовыми и перламутрово-белыми оттенками свет наполняет пространство и мягко обволакивает все формы, сообщая им характерное фрагонаровское туше. К примеру, пересказанная братьями Жюлем и Эдмоном Гонкурами — авторами обстоятельных исследований «Искусство XVIII века» и «Любовницы ЛюдовикаXV» (1859—1870) — история создания «чудесной вазы» для фруктов, некогда украшавшей Малый Трианон в Версале, форма которой была будто бы отлита из золота с «несравненной груди Марии Антуанетты». Творчество Фрагонара завершило собой французское искусство XVIII в. Наследник Ватто, Буше, Тьеполо, Рубенса, «малых голландцев», он органично сплавил в своих образах реализм и театральность, чувственную полноту жизни и почти бесплотные грезы, энергию и несравненную утонченность. Уподобленная маскараду жизнь светских салонов французской столицы была поставлена в зависимость от моды и капризов королевы Марии Лещинской (1725—1768) и фавориток короля: герцогини де Шатору (с 1743г. ), маркизы де Помпадур (с 1745г. ), графини Дю Барри (с 1769г. ). Это же слово встречается в Карманном словаре изящных искусств аббата А. Булье (1759).
Художникам рококо были присущи тонкая культура цвета, умение строить композицию слитными декоративными пятнами, достижение общей легкости, подчеркнутой светлой палитрой, предпочтение блеклых, серебристо-голубоватых, золотистых и розовых оттенков. bagatelle — безделица, пустяк). Женщина стала главным объектом искусства.
Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. В Италии крупнейший представитель того времени — Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция — 1770, Мадрид). Например, в «Источнике любви» влюбленные устремляются к любовному источнику, как бы повинуясь неумолимой и роковой силе. Маркиза Помпадур была творцом эпохи Рококо.
Фигура женщины, алчной, но образованной, — средоточие нового стиля. В последующих работах Фрагонар создавал уже более конкретные и индивидуальные образы. Цветы на муаре рассыпаны без учета складок, подобное «узорочье» ложится на плоскость, как в древнерусской миниатюре. Если в Большом стиле ЛюдовикаXIV комод (изобретение мастера А. Ш. Булля) еще сохраняет тектоничность, проистекающую от ящичной конструкции (нескольких ящиков, расположенных один над другим, на четырех ножках), то в эпоху Рококо появляются пузатые комоды, в которых за слоем грунта, позолотой и нежно-голубой, розовой и салатной окраской с росписью цветами абсолютно невозможно опознать изначальную конструкцию. В конце 70-х гг.
Братья Мартен прославились изобретением цветных лаков, не хуже китайских. Сюжет пьесы сводится к следующему. Франсуа Буше (1703–1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор. Художник представляет нам сцену в парке. Их краски то звучат, подобно фанфарам, то образуют более утонченные гармонии.
В скульптуре рококо других европейских стран также преобладали предназначенные для украшения интерьеров рельефы и статуи, небольшие статуэтки, в том числе из терракоты и фарфора (изделия немецкого скульптора, мастера фарфоровой пластики Иоганна Иоахима Кендлера). Они не позируют, а как бы на мгновение обращают к зрителю свое лицо. Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере. В росписях плафонов, стен, наддверных панно (дессюдепорт), в гобеленах преобладали пейзажи, мифологические и современные галантные темы, рисовавшие интимный быт аристократии, пасторальный жанр (пастушеские сцены) идеализированный портрет изображающий модель в образе мифологического героя. в Майссене).
Лучшие иконостасы эпохи рококо были в Киеве церквах: Успенской на Подоле, Щекавицкой, Петра и Павла, Георгиевской, Трех Святителей, Выдубецкого Михайловского монастыря, некоторых церквей Лавры также в Ромни (1764), Изюме, Лохвице, Гадяче, Козельце, Чемерис грецкого (1766), Ярышев (1768), Печанивци (1771) и др. К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789. Рококо получил своё название от характерного для данного стиля орнамента рокайль., гл. Пино вернулся во Францию, где стал одним из ведущих орнаменталистов стиля Рококо.
Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Эпикурейский вкус (главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, вот таким образом их основной этический принцип — удовольствие) регента воплотился в светлых и интимных интерьерах Пале-Рояля, новой парижской резиденции. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета. Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен.
Подобно мастерам XVII в., он видел природу огромным и структурно организованным целым. Кременца и желобков бы. В эрмитажном полотне замысел художника прозвучал более отчетливо, хотя и здесь авторская позиция выражена недостаточно ясно. выглядят иллюстрацией «педагогических» и сентиментальных романов Руссо.
Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди. Клубящиеся массы деревьев парка «отвердевают» на переднем плане в филигранные листья и цветы и в то время как все погружено в зеленовато-коричневый, пронизанный солнцем полумрак, розовая фигура женщины на голубом фоне напоминает яркое и чистое пламя. Одна из лучших картин галантного цикла – «Купальщицы». Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями. Была даже особая специализация среди художников — квадратурист. Стилю Рококо 1730—1740-хгг.
Фрагонара). Художник выполнял также эскизы для изделий из фарфора Венсенской и Севрской мануфактур. В частности, в церквях в Сорочинцах, Марте (Грехопадение), Св. -Покровской церкви в Междуречье (Сон Иакова, Зишествие в ад, Видение Савла, Усикновения) и в Смеле (евангелиста, жизнь мученицы Варвары), фрески в Троицком монастыре в Чернигове (Видение Савла) и др. Во многом иным выступает Фрагонар в иллюстрациях к «Неистовому Роланду» Ариосто – тут потребовались такие его качества, как полет воображения, мечтательность. Первые работы в России итальянского архитектора Антонио Ринальди (1709—1794), приехавшего в Петербург в 1754г. Полностью порвал со стилем рококо и Жак-Луи Давид во время своего пребывания в Риме.
В таком случае «стиль ЛюдовикаXV» является историко-региональным, а стиль Рококо — историческим. Роскошь венецианского искусства соединилась с утонченностью культуры XVIIIв. Его кисти принадлежат такие произведения, как "Падение Симона-мага" (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), "Ахилл среди дочерей Ликомеда" (Флоренция, Уффици), "Возвращение блудного сына" (Турин), "Кающаяся Магдалина" (Дрезденская картинная галерея), "Святое семейство", "Геркулес на распутье", "Великодушие Сципиона Африканского" (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см.
Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра.
В этом состояло главное отличие рококо от барокко.
На другом полюсе стиля Фрагонара – «Счастливые возможности качелей», образец чисто галантного жанра рококо. Мебель рококо была с тонкими, причудливо изогнутыми, золочеными ножками, со светлой обивкой. Выдающимися представителями позднего рококо были С. Фессингер (каменные статуи на фасадах костелов в Подгорцах, Доминиканцев и Марии Магдалины во Львове), А. Осинский (алтарные фигуры в костелах бернардинцев в Збараже, Доминиканцев во Львове и др. ) и И. Пинзель (скульптуры для фасады кафедры св.
В эпоху рококо строили сравнительно небольшие, снаружи простые здания, хотя бывают и исключения. Г. Гейне назвал первую половину XVIIIв. Те же сочетание чисто декоративной красоты (некоторые из его работ служили картонами для гобеленов), свободы воображения, легкости кисти и изящества с развлекательным и условно-поверхностным характером образов и самого живописного языка. портретные образы становятся в целом менее бравурными и эффектными.
Фирсов, Б. В. Суходольский. Ни одно войско в мире не может овладеть ее крепостью. Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. Рококо – стиль в искусстве, возникший во Франции в первой половине XVIII века.
И здесь рококо ждало открытие. Основной декоративный мотив – раковина. Ведь в представлениях европейца Восток — край утонченной неги и изысканных наслаждений.
Иконостасы рококо не имеют сплошной площади и не сохраняют симметрии и структурной логики. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Буше – самый знаменитый и удачливый мастер, работавший в стиле рококо.
Преимущественно декоративный характер имела богатая тонкими переливами цвета и одновременно несколько блеклая по колориту живопись рококо (картины и росписи Франсуа Буше, Джованни Антонио Гварди, Никола Ланкре, Джованни Пеллегрини, Жана Оноре Фрагонара). Он мастер мимолетного наброска с натуры. Здесь происходит его настоящее рождение как художника, превращение из эпигона Буше и академиков в неповторимо самобытного мастера. Вместо обычного букета ярких красок художник использует здесь почти монохромную гамму и главным средством его выражения является светотень. Сами названия картин говорят об обобщенном и зачастую аллегорическом оттенке образов – «Пение», «Музыка», «Чтение», «Вдохновение», «Философ», «Воспоминание».
В Галиции во Львове в кафедре св. Нежно-голубые и розовые краски зазвучали в пейзажах Каналетто и Ф. Гварди. Расписывал карету Ф. Буше, бронзовые детали выполнил Ф. Каффиери Второй. Дама слева с любопытством взирает на них в телескоп, который дает перевернутое изображение. создал панели Дубового кабинета ПетраI в Большом дворце.
В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов ("Падение Симона-мага"). Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных.
Особую роль стали играть зеркала. Они не просто беседуют, но и сами являются объектом изучения. К этому времени он воспринимался как символ легковесности и был вытеснен неоклассицизмом. Рококо больше не ждал от своих героев подвигов и преодоления себя.
Так, в знаменитом интерьере — Зеркальном зале Отеля принца де Субиз (Htel Soubise), классике французского Рококо, оформленном по проекту архитектора Жермена Боффрана (1667—1754), живописные десюдепорты созданы выдающимися художниками своего времени, в том числе Франсуа Буше. Представители рокайльного художественно-стилевого направления в совершенстве проиллюстрировали эстетический идеал эпохи, кредо которого заключалось в отказе от прозы реальной жизни и признании лишь одного мира – мира искусства. Так родилось название нового стиля. Например, в "Святом семействе" (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части. Суходольский показал прекрасное умение сочинить и разнообразить сюжет.
Скульптурная деталь, применяемая для украшения фасада, делается более выпуклой, приобретает самодовлеющее значение, не подчиняясь больше основным архитектурным линиям. Ярко-красный, алый цвет именовали la fillette (как у девочки). Еще одна неотъемлемая черта его искусства – насыщенность светом. По иронии судьбы Кювийе был карликом и в его творчестве, как в кривом зеркале, отразились все причуды стиля рокайля.
За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. Среди мастеров декоративной живописи выделялись братья Иван и Алексей Бельские, И. И.
С 1740-х pp. Особенно большую роль он сыграл в комплектовании луврского Кабинета рисунков. Волюта — завиток с двойным S-образным изгибом — происходит от античной гелики или консоли, — элемента имеющего конструктивное значение, вот таким образом в форме волюты идеально выражено конструктивное усилие, напряжение. В эпоху рококо скульптура (преимущественно полихромные) стала существенной частью архитектурной композиции, а орнамент (в частности в резьбе) набрал форм раковины (rocaille).
Серия называлась «Любовь пастухов» и состояла из четырех панно под названиями: «Штурм», «Преследование», «Объяснение в любви» и «Увенчание любовника». К характерным работам мастера относится его картина "Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком" (Государственный Эрмитаж).
Кроме того обязательны различные скульптуры, статуэтки и другие декоративные предметы интерьера. Сложнейшие асимметричные резные и лепные узоры, затейливые завитки внутреннего убранства контрастировали с относительно строгим внешним видом зданий, например Малый Трианон, выстроенный в Версале зодчим Габриелем (1763-1769 гг. ). В 1780-е гг. План зала — овальный (форма, типичная для стиля Рококо), но даже эта форма зрительно замаскирована раскреповками (выступающими трюмо и заглубленными зеркалами).
С 1759г. На этом основании Рококо иногда представляют как естественное развитие Барокко. Поначалу юный Фрагонар работал клерком у нотариуса. Синтез искусств обеспечивал им единый художественный эффект, максимальную впечатляющую выразительность, эстетически полноценную пластическую декоративность и привлекательность. в живописи С. Риччи и Дж. Б. Тьеполо, к примеру в Палаццо Лабиа.
Группа Богоматери с младенцем Христом на руках и с Иоанном Крестителем, помещенная слева изображена в условном неоклассическом духе. Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы. Однако до середины XIXв. mise-en-abme — положения в бесконечности). Форма в работах Фрагонара строится именно цветом: она лепится текучими и широкими мазками и пятнами краски или резкими, короткими ударами кисти, нервными штрихами.
В рококо была достигнута почти первобытная синкретическая нерасчленённость жанров искусства: скульптура и живопись сливались с архитектурой, театр – с парком и самим образом жизни салона, хореография – с этикетом и манерами поведения. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. Изысканное серо-зелено-голубое платье поражает богатством многослойной живописи и имеет тенденцию к уплощению. Художественный стиль Рококо был зарожден во Франции в начале восемнадцатого века.
Попытки отойти от стилистики рококо делал скульптор Эдм Бушардон (1698-1762). Во всех этих картинах в нижней части холста разыгрываются сюжетные действия: «шарлатаны» и кукольники показывают представления, продавцы игрушек торгуют своим товаром в окружении нарядной толпы, дамы и кавалеры играют в прятки, качаются на качелях или наблюдают за этим зрелищем среди цветов в соседстве с фонтанами и высокими, увитыми плющом парковыми оградами. Пышность и яркость, действительно, роднили этот стиль с барокко.
Девятнадцатилетним юношей Батони переезжает в Рим и остается здесь до конца своей жизни. Приложение 1). активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного» и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус». В 1736г.
Духа, в Николаевской церкви в Золочеве (1765), Бродах, Роману, в Покровской церкви в Бучаче, в Белой, Галиче, Новицы, Болехове, Креховичи (с фигурным Преображения Господня), пойло, подборке, Жиравци (1770), Руданцы, Нагирцях, Зборове, Пикуловичи, Гриневе (фигурный Юрий Победитель), Скваряве Новой и др. Уже к началу 1730-х годов относятся первые произведения и в общих чертах оформляется стиль Батони, который на протяжении последующих десятилетий лишь так или иначе модифицировался в соответствии с изменением художественных привязанностей мастера. Однако главное действующее лицо этой серии все же не человек, а природа. Roc). «Стиль ЛуиXV» трактуют в качестве переходного к стилю рокайля. Термин рококо в ироничном смысле (добавив к слову рокайль двойное окончание, наподобие: обезьянничанье) использовал Ж. Ж. Руссо, когда высмеивал вкусы и нравы эпохи маркиз. Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график. 1760-х pp., работали уже преимущественно местн.
В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя). Фрагонар женится (супруга его была также уроженкой Граса и художницей-любительницей) и вместе с женой совершает в 1773-1774 гг. Фрагонар пишет портрет Дидро под впечатлением от его инвектив против фривольных сюжетов, а писатель посвящает ему статьи в своих «Салонах». Однако к неудовольствию официальной критики художник избирает путь свободного творчества.
Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Однако в отношении французского искусства подобная трактовка неприемлема. Среди его лучших произведений – картина туалет Венеры (1740, Стокгольм, Национальный музей) и Портрет мадам де Помпадур (см. Большинство из них не сохранилось и они известны только по литературным описаниям.
Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. В основе композиции «Астрономии», вероятно, лежат картины или гравюры западноевропейских мастеров. Более тёмные цвета и пышная, тяжёлая позолота барочного декора сменяются светлыми тонами – розовыми, голубыми, зелёными, с большим количеством белых деталей. Постепенно форма раковины действительно стала одним из основных мотивов стиля Рококо.
В Италии, в Венеции возникло так называемое венецианское рококо. Этим объясняется происхождение названия рокайль. Любимыми темами художников Рококо были не сила и страсть, а нежность и игра. В 1721г. Здесь господствуют безудержная фантазия и камерная подчеркнуто хрупкая декоративность.
Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства. Еще один цвет, зеленовато-бежевого оттенка, называли caca doie (тот же продукт, но не дофина, а гуся). В мист.
Оно передано иллюзорно-вещественно. То, что мы сейчас называем «рококо», в свое время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Возникшее во Франции, рококо в области архитектуры сказалось главным образом в характере декора, приобретшего подчеркнуто изящные, утонченно-усложненные формы распространяясь в зодчестве других стран Европы (постройки Георга Кнобельсдорфа, Бальтазара Нёймана, отчасти Маттеуса Даниеля Пёппельмана), рококо часто выступало как местный вариант позднего барокко. caca du dauphin — первое слово в переводе не нуждается дофин — малолетний наследник престола). Он деструктивен и атектоничен, это объясняет тот факт, что стиль Рококо не получил распространения в композиции архитектурного экстерьера (внешнего вида зданий).
Главная цель Фрагонара – запечатлеть интенсивность самой жизни, воплотив на холсте как бы «момент красоты». А использование в композиции рисунка изгибающихся линий позволяет придавать произведениям живописи особую вычурность и нарядность. В моде были всевозможные украшения, вазы, веера в китайском стиле. Влияние стиля сказался и на иконописи. В 70-е гг.
Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным, сияющим белизной пейзажным антуражем. В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Но вскоре Батони встает на путь самостоятельных занятий, пристально изучая и копируя картины Рафаэля и Аннибале Карраччи, а также неустанно зарисовывая античные статуи, наполнявшие тогдашний Рим. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743).
Скульптура рококо во Франции менее значительна и своеобразна, чем живопись. Эволюция портретного стиля Фрагонара соответствовала общей эволюции его искусства. 2 270-71). На основе архитектуры рокайльных построек синтезировалось жанровое многообразие искусств.
Рококо (франц. Они не учились за границей, большинство из них сформировалось в так называемой «живописной команде» Канцелярии от строений. К этому времени он воспринимался как символ легковесности и был вытеснен неоклассицизмом. Бернардо Беллотто работал также в Германии. Однако Фрагонар уже не находится внутри этого целого, а смотрит на него со стороны. Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты.
Так, выдающийся рисовальщик, орнаменталист и резчик по дереву Николя Пино (1684—1754), ученик отца — Пино Старшего, работавшего в Версале и Ж. Боффрана, в 1716г. Стиль рококо внес существенные изменения как в построение, так и в декорацию иконостасов. Он успешно работал в Петергофе, где в 1718—1720гг. Очень популярен был также жанр пасторали, с такими же галантными пастухами и пастушками, разумеется, ничего общего не имеющими с реальными крестьянскими типажами, занимающимися выпасом скота.
Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Шарль-Жозеф Натуар, братья Ванлоо, Антуан Куапель, отчасти Элизабет Виже-Лебрен и другие) и это влияние продержалось вплоть до Великой Французской революции 1789 года. художник лишается и заказчиков и славы. Усыновлен аристократом Гравина, подросток Пьетро Трапасси получил от него два значительных подарки – прозвище Метастазио (перевод Трапасси греческом языке) и все свое наследство.
За пределами Франции Рококо наибольшего расцвета достиг в Германии и Австрии, где впитал в себя традиционные элементы барокко. В некоторых картинах тех лет, таких, например, как «Посещение детской комнаты», появляются назидательность и суховатость письма. ремесло – ткачество, ювелирство, фарфор, мебель, гобелены. Меняется и формальный строй его работ. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси).
При этом полотна рокайльных живописцев очаровательны и привлекательны. Шинуазри представляет собой отдельное романтическое стилистическое течение внутри Рококо. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. С тем же совершенством Фрагонар пользовался тушью, акварелью, свинцовым и итальянским карандашами, офортом. (до этого архитектор работал в Украине), созданы в стиле рокайля. Он оказался прежде всего в ПЛАН и декорации интерьера (дворцов, церквей, костелов).
Подобные элементы отрабатывались художниками-орнаменталистами. Таким же быстрым, экспромтным кажется все исполнение портретов и они действительно зачастую выполнялись Фрагонаром в необычайно короткое время (так, на обороте одного из портретов Сен-Нона и Ла Бретэша значится: «Написано Фрагонаром за час»).
Портреты Фрагонара по существу антипсихологичны. rococo, от фр. Как декоративные элементы (или вместо икон) кое-где появляются скульптурные изображения. Многократные отражения зеркал друг в друге и падуга (закругление перехода от вертикальной плоскости стены к плафону) не дают возможности оценить конфигурацию и истинные размеры помещения. В 90-е гг. Он пишет картины-воспоминания об итальянских виллах, создает необыкновенно свежие жанровые сцены, пейзажи, полные огня композиции на тему поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», а также серию портретов (так называемый «экспрессивные головы»).
Другой, характерной чертой того времени, была эротика. Особенно модным в век Рококо считали цвет кака дофин (франц. Справа молодой человек и его юная подруга, составляющие единую группу. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты). Одновременно он работает над картинами в историческом жанре и пишет для вступления в Академию художеств большое полотно «Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои».
огромную популярность имели сентиментальные сочинения Ретифа де ла Бретона и Ш. де Лакло. Стиль рококо создан для женщины и приспособлен к ее вкуса и прихотей. Кисти последнего принадлежит картина «Астрономия» (Ок. На смену его утонченному искусству приходит героический классицизм. Перед камином — каминный экран, столик, кресла.
Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест. Буше делал декорации для опер и спектаклей и картоны для гобеленов мануфактуры Бове две серии картонов, Итальянские деревенские праздники (1736) и Благородная пастораль (1755), находятся в коллекции Хантингтон в Сан-Марино (Калифорния). Рококо привнёс в искусство любовь к сельским идиллиям и пасторалям. приехал с архитектором Ж. Б. Леблоном по приглашению ПетраI в Петербург.
в Германии встречается синоним рокайля — «Grillenwerk» (вычурная работа). Приложение 6). В конце 60-х гг. В меблярстви работали мастера-резчиков из Глухова, Нежина, Одесская.
Чаще всего художник писал знатных лиц.
В работе мастеров-мебельщиков показательна эволюция формы комода. Особенно преуспели в критике Энциклопедисты, по мнению которых в «испорченном вкусе» отсутствовало разумное начало. Внутренняя связь с его искусством ощущается в произведениях всех «чистых живописцев» ХХ века фрагонаровская радость жизни воскресает в полотнах Ренуара, Боннара и Матисса. Картины Фрагонара конца 70-х гг. Ныне это уникальное произведение хранится в музее Московского Кремля. появились Персидские письма Ш. Л. Монтескьё, в 1748г.
1754, ГТГ). Их сердца, сделанные из железа, Марс посчитал неуязвимыми для стрел Амура. В конце 70-х и в 80-е гг. Лучшие образцы архитектуры эпохи рококо в Украине: Покровская (1766) и Набережно-Николаевская (1772 – 1774 архитект И. Григорович-Барский) церкви на Подоле, Лаврская колокольня (1731 – 1745 архитект И. Шедель), Андреевский собор (1747 – 53 архитект Б. Растрелли) – в Киеве, ратуша в Бучаче (1751) и собор св. Юра во Львове (1745 – 1770, Б. Меретина-Мардерера), собор Рождества Богородицы в Козельце на Черниговской (1752 – 1763 архитект А. Квасов и И. Григорович-Барский), собор Успения Почаевской Лавры (1771 – 1783 архитект Г. Гофман), Римско-Католический костел Доминиканцев (1745 – 1749 архитектор А. Мощинский и Т. Тальовський) в Тернополе и (1747 – 1764 архитектор Я. де Витте) костел Доминиканцев во Львове, приходской костел в Холме (1753).
Причем подобные названия не казались смешными или постыдными. Видным художником является Пьетро Лонги. для обозначения причудливых форм предшествующей его творчеству эпохи. На полу — ковер мануфактуры Обюссон.
Эти рисунки стали хорошей школой для мастера. Его творчество начала 60-х гг. Помпео Джироламо Батони (1708-1787 гг). Этот художник обучал маркизу де Помпадур рисованию, в 1755—1770гг. Его искусство было открыто вновь только во второй половине ХIХ века, во многом благодаря братьям Гонкурам, посвятившим Фрагонару яркие страницы в своей книге «Искусство XVIII века».
В иллюстрациях к Ариосто, так же как в ранних живописных работах к поэме Тассо, художник выступает мастером «большого стиля». Но в графике этот унаследованный от барокко «большой стиль» еще более бесплотен, призрачен и фееричен. (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Челси и Мейсене).
Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов. Одним из основоположников стиля «рококо» был талантливый художник Антуан Ватто, давший наиболее абсолютное воплощение принципам этого стиля. Яркие краски уступили место разбеленным, приглушенным тонам. В образах купальщиц есть ключевое для творчества художника соединение материальной красоты бытия с его эфемерностью и театральной зрелищностью. Принципиальное различие обоих стилей можно рассмотреть на примере их типичных мотивов.
rococo, от rocaille, рокайль – декоративный мотив в форме раковины), стилевое направление в европейском искусстве 1-й половины 18 века. Судя по иллюстрации в книге, ваза воспроизводит тип античного сосуда — мастоса.
Картелль (франц. преимущественно в дворцовой скульптуре работали мастера-французы (Лябен) или франц. руководил мануфактурой Гобеленов (обязанность первого живописца короля), где выполнил картоны для известной серии Любовь богов. годами больного поколения, которое пребывало в веселом греховном блеске и цветущем тлении.
В рисунке Фрагонар такой же колорист и «люменист», как и в живописи. Его персонажи всегда переполнены радостью бытия, подняты над обыденностью. Рококо имеет в основном орнаментальную направленность само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов). Кювийе прославился и своими графическими фантазиями, собранными в альбомах Книга картушей («Livre de Cartouches, 1737), Обрывки причуд (Morceaux de Caprice, 1745—1755) и других (позднее эти сборники издавались в Париже).
Жан-Оноре Фрагонар родился в 1732 г. в Грасе (Прованс, Франция). Не все благосклонно относились к стилю рококо даже во Франции. Стилистика рококо проявляется в прихотливой форме десюдепорта (панно, висящее над дверью), особенностях живописной гаммы. Графиня Дю Барри была созданием этой эпохи.
В искусстве определяется легкими, нервными, нежными и причудливыми формами (игривое рококо). Под аркой, на заднем плане сидит молодой человек, задумчиво вращающий небесный глобус. Мифологические сюжеты, обязательные в искусстве Классицизма и Барокко, продолжали использовать, но круг персонажей сузился. В графике заметное влияние Р. у И. Филиповича (орнаментика на портрете И. Сапеги) и др. Это относится и к живописи и к другим видам искусства.
В 1752 г. двадцатилетний Фрагонар пишет для представления в Академию художеств картину на библейский сюжет («Иеровоам приносит жертву идолам») в более строгом историческом стиле.