Субъективный насыщенный цвет предпочитали натуральному и постимпрессионисты Гоген и Ван Гог, но картины художников в стиле фовизм просто ошеломляют зрителей энергией звучания цвета. Фовизм в картинах выразился в резком обобщении пространства, рисунка, объема. В галерее АртВедия столь живые, естественные эмоции заключены в картины, написанные в стиле фовизм от художников со всей России.
Заключается в том, что краски наносятся на полотно в виде маленьких точек и квадратов, которые при восприятии картины с определенного расстояния оптически сливаются в. Фовизм – направление в живописи, возникшее во Франции в начале ХХ-го века. Фовизм проповедовал самостоятельность картины и всего искусства от действительности.
Все они отдавали предпочтения цветовой гамме и минимализации фигур и объектов. XX в. Наименование Ф. было в насмешку присвоено группе молодых парижских художников (А. Вламинк и Дерен участвовали в издании сатирических журналов. В 1891 году, 14-летним, поступает на службу в швейцарскую фирму по импорту кофе «Дом Лути и Хаузер», где ведёт бухгалтерские книги и контролирует погрузку и разгрузку товара на судах. Но они казались все же слишком традиционными. Родился в бедной многодетной семье. Свои картины он выставлял на различных выставках.
(Donatello parmi les fauves). Подобные идеи поддерживали также Н. Гончарова, М. Ларионов, К. Малевич. В период с 1905 по 1907 г. пережил увлечение фовизмом. Мы уже упоминали, что художник был весьма религиозен. Выразительные возможностицвета, выявленные фовистами, активно использовались многимиживописцами XX в., начиная с экспрессионистов, абстракционистов и кончая появившимся в 50— 60-е гг. На следующий день название нового течения замелькало в газетах.
Родился в Дельфсхафене близ Роттердама. Постепенно он освобождается от «музейных» впечатлений, палитра его светлеет появляется техника импрессионистического дробного мазка. Фовизм относится к одним из самых значимых направлений в искусстве начала 20 столетия.
Вламинк говорил, что он хотел совершить переворот «в нравах и обычной жизни». В том же 1908 году Матисс писал: Для меня экспрессия заключается не в переживаниях. Сами же художники никогда не признавали над собой данного эпитета.
Смешение самых значимых достижений того времени, заимствование тех или иных приемов из разных стилей сделали это направление особенным и хорошо узнаваемым. Отказываясь от прошлой манеры, художник сказал, что «невозможно все время находиться в пароксизме». Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. После осознания в 1910-е гг. Вламинк говорил впоследствии: «От случайной встречи моей с Дереном родился фовизм».
Он говорил, что «живопись для меня средство забыть жизнь», что «искусство — это крик в ночи». Некоторые фовисты поддерживали отношения с редакцией журнала «Револьте», в частности с Жаном Гравом. В картине фовистов много значил внутренний цветной рисунок. Следующим летом Брак создал серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна: «Изображайте природу в формах цилиндров, сфер и конусов».
Цветовые решения в живописи фовистов имеют свои особенности: оттенки в их работах в меньшей степени подвержены дробному делению и чаще складывается в масштабные протяженные поверхности (Матисс, Танец и Музыка, 1905 Дерен Пейзажи в Кассисе, 1907), цвет редко распадается на мелкие фрагменты (как это бывает у экспрессионистов) и редко образует абстрактные динамические композиции (сравним— Кандинский). Само пристрастие живописцев к красному цвету, который невольно ассоциировался с огнем и кровью, легко возбуждал, возможно инстинктивно было граничит с их «левизной». Фриез, Ж. Брак, А. Ш. В последующем картину оценили в 14 миллионов долларов. После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия из 8 картин Мастерская (1949 – 1956). М. Вламинк гордился тем, что «нога его не ступала в Лувр». Но после 1907 года объединение распалось.
Так случайное высказывание закрепилось как название за всем течением. fauve – дикий) – направление во французской живописи конца XIX – начала XX века. В поисках индивидуальности художественного стиля Дерен вводит в свои композиции мотивы классического и народного искусства, поднимаясь до строгой мощи искусства старых мастеров («Субботний день», 1911-14 «Тайная вечеря», 1913). Но более устоявшейся версией перевода стало слово «дикие», которое ассоциируется с представителями этого течения. Они рисовали, в первую очередь, картины, а не людей.
Жорж Руо родился в Париже в бедной религиозной семье. Кроме Матисса и Дерена известными представителями фовизма были следующие художники: Жорж Руо, Морис де Вламинк, Теодор Мари Корнель, а также Альбер Марке. Фовизм подводил итоги «бель эпок», манифестацией которой явилась Всемирная парижская выставка 1900 г., указывал движение вперед.
Впрочем, отдельные мастера, например Марке, более бережно относились к распределению светлого и темного как освещенного и малоосвещенного. Художественные методы фовизма дали о себе знать во многих течениях XX столетия: экспрессионизм, футуризм, кубизм, ар-деко, абстрактная живопись интернациональный стиль ит. д. Нередко у красочных пятен появлялись жирные, контурные линии, слегка «оплавленные», как у мастеров стиля модерн. Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном. Цвет у фовистов открыт, но не импульсивен (как у экспрессионистов) и часто используется для создания классических тем или сюжетов буржуазного толка.
Картины отличались необычной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы. Альбер Марке (1875 – 1947 г. г. ) использовал сдержанную цветовую гамму, четко выписывая предметы уверенной рукой. Матисс говорил потом, что живопись Вламинка и Дерена его «не удивила», а сам он полагал, что работал в новой манере с 1908 г. Художники из Гавра Дюфи, Фриез и Брак учились в 1902 г. в мастерской академиста Бонна из которой вышли вскоре в полном составе. Период его творчества, связанного с данным стилем, знатоки считают архаикой. В 1907 году в истории фовизма начинается новый и последний этап.
Тогда происходит полный провал», – писал в 1903 г. А. Дерен в письме к М. Вламинку. Это направление, в частности, заметно в работах Матисса («Радость жизни», 1906 «Танец», 1910 «Музыка», 1910). Моро полагал, что «натура сама по себе не очень важна». Следующая выставка картин художников в 1906 г. в Салоне независимых была образно названа критикой «Клетка хищных».
Привлекал также Э. Делакруа — основатель «экстатической» живописи во французской традиции с «кипящими» романтическими красками и свободной фактурой. В 1921 г. он совершил путешествие в Италию. Матисс утверждал: «Я рисую не женщин я рисую картины». В группу диких входили: А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э. -О. Разрабатывая интуитивистскую концепцию постижения длительности, он особое внимание уделял художественному творчеству, свободному от внешних обстоятельств, когда мастер «внутренне» наблюдает за возможностями, заложенными в нем природой. Его абсолютно особая блестящая стилистика, соединившая в себе живописный дар, бешенство красок иронию и неистовый темперамент, выстраивалась на полотнах в эксцентрично-саркастический мир («Клоун», 1906 «Красная танцовщица», 1907).
На парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из французских критиков в насмешку назвал этих живописцев дикими зверями (по-французски les fauves). Критика нарекла их выставочную секцию «клеткой диких», а сами их картины вызвали волну неприятия и насмешек. Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, словно «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры. О. Фриеза. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце.
Молодых художников объединяли не общие взгляды и идеалы, а скептическое отношение буквально ко всему. Душой группы был молодой Анри Матисс.
Причем этот путь выступает для них как качественно иной по сравнению с напряженным трудом, «работой» традиционного художника. У фовистов эти точки увеличивались, получая характер ярких пятен. Анри Матисс сохранил в своем дальнейшем творчестве элементы фовизма. Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово «кубизм».
Его картины пылают насыщенными тонами, как витражи в окнах соборов Средневековья, плоскости цвета разделяются утолщенными черными контурами, похожими на свинцовые переплеты тех витражей. Каждому из них были близки свои принципы. Временами встречалось некое красочное тесто с эффектом некоторой нарочитой «намалеванности». Это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок.
Ж. Руо оставался вне всяких течений. В газете «Жиль блаз» от 17 октября 1905 г. Луи Воксель поместил свои впечатления об одном из залов Гран Пале. им овладело желание «поиска чистых средств», которые вызывали бы сильные реакции. Особенно известным в творчестве Руо является цикл гравюр «Мизерере» (Miserere, 19141927), посвященный ужасам войны.
Фовизм в живописи начался со случайной встречи Мориса Вламинка и Андре Дерена. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями.
Повышенная светоносность (краски буквально взрывались от света, — писал впоследствии А. Дерен) и выразительностьцвета, отсутствие традиционнойсветотеневой моделировки, организация пространства только с помощьюцвета — характерные чертыфовизма. Все пространство картины заполняет прозрачный воздух. Примерно также могли сказать и другие. Сезанн был учителем всех фовистов. В переписке Вламинка и Дерена в 1905 г. широко обсуждались проблемы анархизма.
Опыт Сера их привлек меньше, тот слишком «мельчил» точки, больше привлекали картины Синьяка и Кросса, которые выкладывали мазками мозаики цветного конфетти на полотне. Однако позже каждый из художников пошел своей дорогой, объединение распалось. Их краска должна быть инстинктивной, незамутненной подобием и рефлексией.
Фовизм привел к утверждению цвета как основной живописной категории. Развивая художественные достижения постимпрессионистов, опираясь на некоторые формальные приемы средневековогоискусства (витражи, романскоеискусство) ияпонской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованиюколористических возможностейживописи. Пик популярности творческого сообщества пришелся на период с 1905 по 1907 годы.
В своей эстетике фовисты опирались на философию Шопенгауэра и Ницше. Дополняет образ – острота ритма. Они отказывались от имитационной функции краски, желая, чтобы она становилась светоносной.
В самой живописи художников привлекала выразительность цветового решения, как они говорили, «художник может найти решение всех вопросов в коробке с красками». Моя форма меня убивает. Будущие фовисты работали преимущественно небольшими группками, нередко по двое. Развивая художественные достижения постимпрессионистов (Сезанн, Гоген, Ван Гог), опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи.
В 1952 – 1953 художник выполнил росписи плафонов в Лувре. Фовисты не обостряли проблему: работать с натуры, по памяти или по воображению. Часто Брак и Дерен любили передавать эффекты восхода и заката солнца, но в отличие от импрессионистов, сберегавших ощущение воздуха, атмосферы, создавали прямо-таки «небесные пожары». А. Дерен «Пейзаж»Считается, что предшественниками и вдохновителями фовистов были постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, хотя Анри Матисс сказал по этому поводу так: «Для того чтобы считать Гогена фовистом, ему не хватает пространственной конструкции, переданной цветом». Это направление не имело чётко сформулированной программы, манифеста или своей теории. От пуантили они шли к мощным цветовым аккордам или «оркестровкам», как говорил Фриез, больших пятен, предельно обобщая форму.
В этой мастерской оказались и работали до смерти своего учителя в 1898 г. Руо, Манген, Пюи, Комуэн, Вламинк, Дерен и Пюи творили преимущественно в местечке Шату близ столицы, создав некую «мифическую школу Шату». Я ее слишком вижу. Реакция критиков была неоднозначной. Руо принимается за создание картин-притч.
На его картине женский нос вполне мог быть зеленого цвета, если это придавало ей выразительности и композиции. Такие контуры использовались при изображении нагого тела, стволов деревьев, лодок на воде, фасадов и крыш домов, границ интерьеров и мебели. Я стараюсь остановить свою волю двумя известными формами. «Мизерере» состоит из 58 произведений, разбитых на две части: «Сострадание» (Miserere) и «Война» (Guerre).
1912 «Старый мост в Кане», 1910). les fauves – дикие (звери) Локальное направление в живописи нач. Художники 1905 г. спорили и о Ницше, которого тогда переводили на французский язык.
Название направления произошло от французского слова «fauve», которое означает «дикое животное». Фовизм (от фр. Кес ван Донген (1877-1968) – известный голландский художник.
Вламинк призывал сжечь Школу изящных искусств «с ее кобальтом и вермильёнами», а Дерен мог сравнить колорит с динамитом. Миры, созданные фовистами, обладали яркой индивидуальностью. В 1905 году фовистам была отведена далеко не вся выставка— их работы размещались только в одном зале (номер VII). Почти все фовисты прошли в начале 1900-х гг. Внимательно изучив античность искусство раннего Возрождения, Караваджо и мастеров болонской школы, пытался воплотить найденные им живописные открытия в своих творениях («Кухонный стол», 1922-25 «Две обнаженные женские фигуры и натюрморт», 1935).
les fauves). И если у неоимпрессионистов пуантиль была выражением синтеза краски, света и пространства, то у будущих новаторов — она знак экспрессии, эквивалент не только реальности, но и чувств по отношению к реальности. Матисс разрабатывал декоративный стиль. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги (декупаж), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях).
Через искус кубизма прошли Дюфи, Дерен и Вламинк. Она привлекала его упрощением форм, контрастностью света и тени. Конечно же, это самым прямым образом отразилось на его работах. В начале 20-ого века в художественной жизни появляется еще одно течение, которое получило название «фовизм». Направление не имело четко сформулированной программы, манифеста или своей теории и просуществовало недолго (1905—1907 г. ), оставив, однако, заметный след в истории искусства. Вдохновителями фовистов послужили постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, предпочитавшие субъективный интенсивный цвет, цвету мягкому и натуральному, свойственному импрессионистам.
Направление в французской живописи и музыке конца XIX — начала XX века. С 1896 Матисс начинает выставляться в Салонах.
Так случайное высказывание вошло и закрепилось как название за всем течением. Его картины отличаются броскими элементами, яркими и насыщенными мазками.
В Осеннем салоне Дерен также представил свои работы, среди которых был автопортрет и несколько видов Каллиура (местечка на Средиземноморском побережье). «Чтобы слушаться своих инстинктов, нужно обладать большей смелостью, чем героически пасть на поле битвы», – утверждал М. Вламинк. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Просуществовав недолго, оно распалось, его участники пошли каждый своим путём, но оно оставило заметный след в истории искусства. К числу сторонников этого направления относят художников Альбера Марке, Шарля Камуана, Луи Вальта, Анри Эвенепула, Мориса Марино, Жана Пюи, Мориса де Вламинка, Анри Мангена, Рауля Дюфи, Жоржа Руо, Жоржа Брака, Жоржетту Агутт и др. Тем не менее, в работах разных лет фовистское видение оставалось формообразующими.
По этому поводу Воксель сказал, что это «Донателло среди диких зверей», противопоставив стилизацию под манеру итальянского мастера Возрождения новой, яркой по цвету живописи. движением Новые дикие. Основоположником этого течения в живописи стал В. Кандинский. Осенний салон 1905 года (членом жюри которого в числе прочих, был и Василй Кандинский) открылся в Большом дворце. Такое новаторское искусство сделало его одним из самых известных художников-экспрессионистов и фовистов своего времени.
Для фовизма эта ситуация оказывается необычной: фовисты утрачивают репутацию новоявленного радикального течения (к которой, впрочем, никогда не стремились) и оказываются мастерами, которые, скорее, опираются на классическую живописную традицию, нежели ориентируются на новое искусство: их интересуют живописные возможности цвета, классические сюжеты и буржуазные городские темы ит. д. Он как бы стремится сочетать атмосферичность импрессионистов с красочностью фовизма.
Вслед за Дега и Лотреком художники интересовались миром артистов, кабаре, проституток. В 1899 году переехал в Париж, где женился на Августе Прейтингер, которую он ласково называл Гус. Так, в 1922 году Матисс пишет картину «Поднятое колено», а спустя два года еще один представитель стиля Руо Жорж явил публике свое полотно «Распятие». Главой этой школы считается Матисс, который свершил полный разрыв с оптическим цветом. Меньше стало примет цивилизации (заводы, метро, автомобили и т. д. ), в чем они походили на импрессионистов, возможно, завершая, пусть по-своему их традиции.
Фовизм выразился в резком обобщении пространства, рисунка, объема. А. Матисс продолжал работать в этом стиле и позже. Выразительные возможности цвета, которые выявили и показали фовисты, активно использовались многими живописцами XX в. (экспрессионистами, абстракционистами и др. ). Каждый из художников пошел своим путем, у кого-то он получился успешным, у кого-то нет. Полиция следила за Кес ван Донгеном и Дюфи, подозревая их в «неблагонадежности».
«О том, что такое моя живопись, я думаю слишком много и слишком хорошо. Художественные образы – это ряд ассоциаций, где главную роль играют формы и цвет. В 1905г. Главное — добиваться максимальной энергии краски. Матисс вслед за Вокселем назвал этот зал Салона «залом диких».
Напряженными и любимыми сочетаниями становились помещаемые рядом зеленые и красные тона, желтые и фиолетовые, по-разному варьируемые. Композиция – это искусство аранжировки различных элементов декоративными приемами, которыми располагает живопись для выражения своих чувств. В супрематизме цвет и сочетание плоскостей в картине выходят на первый план. Программным произведением К. Малевича стало знаменитое полотно «Черный квадрат», в котором художественность сведена к минимуму.
К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Они осознали значительность увиденного, но оценку дать не смогли. Стиль Руо весьма самобытен.
Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э. О. К. Малевич в определенный период своего творчества работал в духе кубофутуризма. Художник пытается раскрыть структуру формы предмета и отобразить её на полотне.
После Второй мировой войны была издана книга этих гравюр. Зеленое лицо и плечо, красные волосы, конечно, не могли быть списаны с действительности. Он — самый «дикий из диких», самый ван-гоговский.
У них не имелось программы, да и цельной школы они не составили. Первая персональная выставка состоялась в 1904 у А. Воллара. Матисс, вспоминая прошлое, говорил о том, что в начале 90-х гг.
Вплоть до настоящего момента живописная стратегия фовистов остается влиятельным художественным методом (например, Питер Дойг). Характеризуется предельно интенсивным звучанием открытых цветов, сопоставлением контрастных хроматических плоскостей, сведением формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Фовизм – направление живописи возникшее во Франции.
Они стремились к новому и искали новое, но не в природе, не в обществе, не в людях, а в области отвлеченного формотворчества. В использовании ее желательно было найти абсолютный предел. Его Жорж посвятил матери и своему любимому учителю Гюставу Моро. Они писали о школе «колористов», вспомнив и картины Ж. Руо, которые висели в соседнем помещении и живопись П. Сезанна, А. Руссо и Ш. Герена. Собственно говоря, живопись только начинается. » Касаясь истоков нового стиля, стоит отметить, что, хотя художники прекрасно знали Лувр, делая там часто копии в неестественных синих и зеленых тонах, они предпочитали искусство близких, непосредственных предшественников из которых стоит выделить импрессионистов, неоимпрессионистов, Ван Гога, Гогена, Сезанна, Редона, художников-символистов группы «Наби». Стремительные широкие синего, оранжевого, розовогоцветов создают особую эмоциональную напряженностьобразов. В этой картине, Матисс впервые добивается полного слияния экспрессии и декоративности.
Картины отличались необычной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы. Помимо этого Жорж посещал вечернюю Школу изящных искусств (School of Fine Arts), а затем Школу Изобразительных искусств (An cole des Beaux-Arts). Да и то внимание к нему было инспирированно книгой П. Синьяка «От Делакруа до неоимпрессионизма». Его полотно «Деревья в Коллиуре», написанное в рамках целой серии в 1905 году, очень красноречиво объясняет подобное мнение. фовизм возрождался в творчестве Новых диких («La Nouvelle Les Fauves). Художников стали называть фовистами.
Они буквально взрывались от света. Тема панно – танец. Так состоялся «первый разговор фовизма». Дерен писал Вламинку: «Никто не помешает нам вообразить мир таким, каким нам хочется». На многих картинах Матисса перспектива складывается за счет градации синего цвета. Одной из самых значительных работ Дерена, написанных в этот период, стала известная картина «Гавань в Провансе» (1912). Около двух лет группа выступала совместно. У авангардного направления не было манифестов, согласованных наборов эстетических правил идеалов или планов.
В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Примерами подобных опытов могут явиться: «Портрет Вламинка» (1905) Дерена, «Ню» (1907) Кес ван Донгена, «Сиеста» (1905) Матисса. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича.
Краски становились патронами с порохом. Особую известность заслужил благодаря своим портретам женщин. Санкт-Петербург, Эрмитаж. Творчество фовистов основывалось не на теоретической программе (вот таким образом оно не является художественным направлением), а на интуитивных устремлениях. Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло. Рауль Дюфи (1877 – 1953 г. г. ) использовал технику легких и порывистых мазков-изображения людей, концертов и завораживающие морские пейзажи грациозны и элегантны. В 1905 выставляет картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Ш. Бодлера), где декоративизм стиля модерн сочетается с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма. Мангена, А. Марке, Ж. Руо, О. Фриеза.
Я вижу свою форму. За фовистским периодом в творчестве Дюфи следует кубистский. Естественно, что для «аранжировки декоративными приемами» художникам-фовистам мешала реалистическая образность, она отвлекала рассудочными сопоставлениями с реальностью внимание зрителей от эмоционального, безотчетного восприятия цветовых сочетаний и контрастов.
Матисс утверждал: «Я рисую не женщин я рисую картины». Одно из таких мероприятий и дало название стилю: влиятельный на тот момент художественный критик Луи Вексель известный, кстати, тем, что дал название кубизму, назвал художников «дикими» (fauve), с его легкой руки термин «фовизм» быстро прижился. Привлекали художников и сцены отдыха, примером чему являются полотна «Карнавал на бульварах» (1903) Дюфи, «Регата в Бужевале» (1905) Вламинка, «Купание» (1906) Марке, «Пикник» (1905) Вламинка, «Сиеста» (1905) Матисса, «Праздник 14 июля» (1905, 1907) Дюфи и Марке. Контур усиливал силуэтность, подчеркивал деформирующие элементы изображения, чем усиливал экспрессию. Это дает основания рассматривать оба движения в рамках единой художественной программы.
Художником владело «неистовое желание создавать заново мир, новый мир, собственный мир». Целью фовистов было максимальное использование цвета, который являлся лакмусовой бумагой настроения творца. Для Матисса период «диких» был лишь одним из эпизодов его творческой биографии.
Встреча с писателем Ж. К. Гюисмансом пробудила интерес к проблемам христианского гуманизма. В частности, фигуры «Танца» (1910) предположительно считают повторением силуэтов краснофигурной вазописи или рассматривают как реплику работы Кранаха «Золотой век» (1530). Больше все же нравилось ощущение того, что планы «давят» друг на друга. Большое значение приобрел лозунг «Назад, к Сезанну. », тем более что осенью 1907 г. в Париже была открыта выставка этого отшельника из Экса. Столь нелестный эпитет был озвучен по причине контраста, который создавался статуей классического стиля на фоне «примитивных и пестрых» полотен. Многие художники писали картины, густо накладывали краски на холст, усиливая своеобразные «шумы фактуры».
Повышенная светоносность («краски буквально взрывались от света», – писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета – характерные черты Фовизма. Для формирования фовизма фигура Матисса играла ключевую роль. «В искусстве, каждое поколение должно начинать сначала. Рауль Дюфи (Raoul Dufy) (1877-1953) – французский художник, представитель направлений фовизм и кубизм в живописи. Так случайное высказывание закрепилось как название всего течения.
Э. Фриз так определяет задачи фовистов: «Дать эквивалент солнечного света техническими средствами оркестровки цветов – путем страстного воплощения (исходной точкой которого является эмоция, возникшая от соприкосновения с природой), при котором истинность и теории объединяются в страстности поисков и энтузиазма». Марке был увлечен кораблями и часто писал гавани под низкими хмурыми тучами, с матовыми водами или парижские набережные в густом осеннем тумане. Новым движением особенно увлекся Жорж Брак, забросив свою многокрасочную живопись (в стиле фовизма им было создано около 40 работ). Это привело меня к работе красочными плоскостями — начался фовизм. Были близки фовисты и к экспрессионизму. То же говорил и Матисс.
движением «Новые дикие». Импрессионисты, конечно, почитались как первые мастера, открывшие красоту мира. Андре рисовал картины с несравненным колоритом и глубоко продуманной композицией. Также как фигуры «Радости жизни» считают парафразом картины Агостино Карраччи «Взаимная любовь» (1589—1595) и повторением классического академического рисунка. Фовизм (от фр. Первым ее значение, видимо, открыл Дерен. По совету К. Писсарро едет в Лондон, чтобы познакомиться с произведениями У. Тернера.
Он долго подготавливался и быстро закончился, получив крещение в парижском Осеннем салоне 1905 г., сошел «на нет» в 1908 г. Все его инициаторы, начав работать самостоятельно, на какое-то время объединились, но вскоре разошлись, стали развивать индивидуальные манеры. Хотя и связи с реальной действительностью (в данном случае, с реальным пейзажем) они не порывали. Главой этой школы считается Матисс, который свершил полный разрыв с оптическим цветом.
Истинное буйство красок можно наблюдать в живописи Мориса де Вламинка (1876 – 1958 г. г. ) и Андре Дерена (1880 – 1954 г. г. ), которые не стремились и не старались точно передать детали или верный цвет. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму.
Первые работы в этом стиле появились еще в последние годы XIX века. Живописная система этой работы целиком и полностью отражает направление его поисков. Критик Леон Воксель, увидев в зале полотна Матисса и его единомышленников вокруг классицистической статуэтки, произнес: «Донателло среди диких зверей».
Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания, четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. В глубине фовизма скрывается кантианство, проникнутое горделивой мыслью Ницше». Эмиль-Отон Фриз (Emile-Othon Friesz) 1879-1949) – французский художник. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Участвовал в знаменитом Осеннем салоне 1905 года.
Холст, масло. Манген, К. ван Донген и другие. Группа увеличивалась. Активно использовался и цветной контур, открытый до них Ван Гогом и Т. Лотреком. В картине Матисса «Красная студия» (1911 г. ) перспектива условно обозначена ассиметричным углом пола, без естественного продолжения этого угла в линии стен. Анри Матисс Буфет или Красная комната или Гармония в красном, 1908.
Тем не менее изобретая новые средства выражения, добиваясь невиданной энергии краски, давая волю фантазии, фовисты находили возможность «советоваться с натурой», занимаясь поисками эквивалента красок живописи краскам реальности и построениям самостоятельных художественных форм. Это отмечает критика при анализе конкретных произведений художников-фовистов. Совместно с художниками-фовистами некоторое время выставлялся и Жорж Руо (1871 – 1958 г. г. ), который изображал нищету, бедность, пороки большого города, тем самым непритворно надеясь, что его искусство поможет искоренить зло.
Больше значил временами резкий ракурс и «наплывы» одних пространственных зон на другие, что давало дополнение к ярким краскам и неожиданную экспрессию формы. При этом утонченный гедонизм мог сочетаться с лексикой анархистов.
Эстетика фовизма использует идеологию Шопенгауэра и Ницше. е. Вламинк. — В. Т. ) отвергал также, как я отвергал авторитет какого-нибудь генерала». В 1950—1960-хгг. Кроме того, он все больше увлекается преподавательской деятельностью. Знакомится с творчеством А. Майоля, художниками группы «Наби», увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903), Поля Сезанна.
Повышенная светоносность («краски буквально взрывались от света», — писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета — характерные черты фовизма. Он ввел категорию «длительности» («duree»), определяющей память, сознание, дух. Как многие названия в истории авангарда, слово «фовисты», что значит «дикие», возникло случайно. На скале растут редкие деревья. Кес ван Донген, крупный колористический талант, создал образ парижской «женщины-вамп» с гипнотическими фаюмскими глазами и словно кровавым ртом. Также Кес ван Донген стал обладателем ордена Почетного Легиона и орденом Короны Бельгии. Он стал искать нечто устойчивое, сбалансированное, методичное.
Сар Пелладан, мистик и основатель салона «Роз и круа», назвал Матисса и его друзей «анархистами в искусстве», а зал Салона 1905 г. «залом анархистского искусства». Все три женские фигуры «ню» даны в красном цвете, точно повторяющем фон новой картины зеленовато-желтое небо превращено в ярко-синее, остро контрастирующее с доминирующим красным цветом зеленый фон реки высветлен и выровнен занимающему правый верхний угол, теперь светлому, облаку противопоставлена по диагонали дополнительно введенная в картину светлая дорожка, контрастирующая с красным фоном стены. Работал как карикатурист в газетах, в частности, в анархическом издании «Тарелка с маслом». Примечательно, что в том же году из-под пера Анри Матисса вышла еще одна картина в стиле фовизма – «Интерьер дома в Коллиуре», также являющаяся полотном целого цикла, посвященного местечку на Средиземноморском побережье под названием Коллиур. Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907).
В результате знакомства с А. Матиссом и Ж. Руо, О. Фриз становится приверженцем фовизма. Дюфи, начинавший с Матиссом и Марке, стремится эстетизировать фовистскую манеру. Это своеобразно подтверждается расположенной в правом верхнем углу полотна копией известной картины самого Матисса «Роскошь» (1907 г. ), в которой цвета полностью изменены в соответствии с декоративными требованиями нового произведения.
Затем следовали различные «фигурные жанры», среди которых большое значение имел портрет. Дерен, Андре (1880-1954)Французский художник, представитель фовизма. Учился в Академии Карьера, где познакомился с Ж. Пюи и А. Матиссом.
Развивая художественные достижения постимпрессионистов, опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. В Париже она была тогда сравнительно дешева. Вламинк в «Автобиографии» подчеркивал, что он хотел показать «свободную природу, освободив ее от старых теорий, от классицизма, авторитет которого я (т. Если импрессионисты изображали вокзалы, то фовисты — жизнь речных и морских портов. Мир Матисса – это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Искусство так же индивидуально, как и любовь», – считал Морис де Вламинк.
Постепенно объемность исчезает из их полотен. Здесь в 1892 году Дюфи знакомится с Жоржем Браком и Отоном Фриезом.
Напряженные контрасты появлялись за счет усиления цветности теней и рефлексов. Руо, ставший первым хранителем музея Моро, заметно выделялся среди остальных. Cлучайное высказывание закрепилось как название всего течения.
указывает на влияние Сезанна и кубизма («Стол и стулья», ок. Дополняет образ острота ритма. Фриез, Ж. Брак, А. -Ш. Это название происходит от французского fauve, что означает «дикие» и появилось после выставки «Осенний салон», прошедшей в 1905 году. Фовизм был для нас, — говорил Дерен, — испытанием огнем.
Первым «измом» XX столетия стал фовизм. Название течения в переводе с французского означает «дикий» («fauve»). Чаще всего фовизм рассматривают в качестве истока движения европейского экспрессионизма. Она – в композиции моей картины. В России под названием «авангард» (авангардизм) объединялось несколько художественных течений: абстракционизм, супрематизм, конструктивизм, кубофутуризм.
Благодаря такому подходу картины отличались напряженностью и необычайной экспрессией. Матисс публикует в 1908 г. «Заметки живописца», как бы подводя итоги сделанному и намечая пути развития. К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину». Осенний салон 1906 года был посвящен фовистам и сосредоточен на их стратегии.
Вламинк прямо говорил: «Что такое фовизм. Последний, развивая идеи абстракционизма, создал новое направление – супрематизм. Ряд лучших работ Вламинка относится именно к фовистскому периоду его творчества. В то же время их изобразительная стратегия опиралась на традицию классической живописи.
Они вспомнили о детском рисунке. Тем не менее именно фовисты сделали цвет автономным выразительным средством, развивая его как самостоятельный художественный прием. Предметы, заполняющие мастерскую, не деформированы, но и не имеют самостоятельного значения, они выполняют в картине роль носителя цвета. (Отметим, что многие названные художники занимались и росписью керамики). Ж. Брак «Терраса отеля Мистраль» (1907)Мы уже видим на примере просмотренных картин, что для фовистов характерны стремление к эмоциональной силе выражения, динамичность мазка, яркий колорит, контрастность цветов.
Его признание как «отца современного искусства» начинается с той поры. Любопытно, что на этой же выставке Кандинский иЯвленский, которые не были фовистами наряду с Матиссом и его французскими коллегами, также удостоились аналогичной критики. Излюбленной темой художника была женская модель. Анри Матисс, описывая основные принципы нового направления, подчёркивал возвращение фовизма к красивым, чистым цветам, которые будоражат человеческие чувства вплоть до самых глубин. Матисс и его друзья искали предельного красного, желтого, синего, зеленого и белого. В этом они видели своего рода подвиг живописца.
А Матисс вообще полностью разорвал с оптическим цветом. Пространство у них обобщается, а рисунок сводится к простым очертаниям. Ван Донген, Кес (1877-1968)Голландский художник, представитель фовизма. Учился в Школе изящных искусств в Роттердаме. У фовизма не было определённой осознанной программы и морально-философской окраски, как, к примеру, в немецком экспрессионизме.
Художники переписали себя, друг друга и своих родных и знакомых. Можно говорить о том, что художник дал фовизму «образцовое» выражение, особенно в видах Лондона, портретах и обнаженных фигурах на пленэре.
В этом году Пикассо пишет «Авиньонских девиц»— работу, которая дает начало кубизму. Вламинк в своей «Автобиографии» призывал смотреть на мир глазами ребенка. С 1904 г. художники стали коллекционировать негритянскую скульптуру. Ряд лучших работ Вламинка относится именно к фовистскому периоду его творчества. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. 1901-1904 – годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой.
Они отбросили итальянскую перспективу, заменив сначала линейный способ передачи перспективы цветовым: части картины, менее насыщенно заполненные цветом, с большим количеством просветов, создавали впечатление большей отдаленности (этот прием четко выражен в картине А. Матисса «Открытое окно», 1905 г. ). Он рисовал женщин всю жизнь: чарующе-загадочные портреты и обнаженную натуру, с гротеском, доходящим до цинизма и в реалистических традициях голландского искусства («Дама в черной шляпе». Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти и французский критик Луи Воксель назвал этих живописцев дикими зверями (фр. les fauves).
Являлся участником немецкого объединения художников-экспрессионистов Мост. Сами художники никогда не признавали этого эпитета. В послевоенные годы художник работал в театре, оформляя спектакли «Русских сезонов» Дягилева, активно занимался книжной графикой. На парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна фовизм художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из французских критиков назвал этих живописцев дикими зверями (les fauves).
Депутат-социалист Марсель Семба ценил живопись Матисса. 4 ноября «Иллюстрасьон» поместила репродукции некоторых работ «фовистов» с комментариями Л. Вокселя, К. Моклера, Г. Жеффруа и Тьебо-Сиссон. Фовизм способствовал безусловному признанию декоративного начала живописи. Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года. Краски активно сопрягаются, составляя эффект «взрывчатости». Так, систематическое применение техники чистых цветовых контрастов, применяемых по всей поверхности полотна, можно наблюдать уже с 1905 года.
Достаточно вспомнить «Бар» (1900) и «Танцовщицу Мулен-Руж» (1906) Вламинка, «У Максима» (1895) Вольта, «Ночной клуб» (1906) и «Фатьма со своим ансамблем» (1906) Кис ван Донгена, «Акробата» (1908) Дюфи, клоунов Руо. Природа, пейзаж служили им не столько объектом изображения, сколько поводом для создания экспрессивных, напряженных цветовых симфоний, не порывающих, однако, связей с увиденной действительностью. После этого выходит рецензия Вокселя, где он и употребил понятие «фовизм». Разных по индивидуальному складу мастеров на короткий срок (1905-1907 гг. ) сплотили тяготение к лапидарнымобразным формулам, колористическим контрастам и острым композиционным ритмам, поиски свежих импульсов в примитивном творчестве, средневековом и восточномискусстве. Одним из самых ярких представителей этого течения является Марк Шагал.
Многие художники читали просимволистский журнал «Ревю бланш», с редакцией которого была связана группа «Наби». Перемены в развитии фовистов наметились к 1908 г. Многих интересовал кубизм. Все же другие мастера и особенно Матисс стали ведущими художниками раннего авангарда, подавая многим пример своей смелостью, решительностью и энергией. Марке и Дерен использовали в своих работах принципы академической композиции. Фовисты обращались к классическим сюжетам и элементам чаще, нежели обычно принято думать.
Название «дикие» подхватил Матисс, оно прижилось и вскоре русские и немецкие художники-приверженцы нового стиля стали называть себя «фовистами». Он часто повторяет одни и те же мотивы: зеленые решетчатые ставни, отбрасывающие полосатую тень на пол комнаты, узорные металлические ограды балконов, призывно синеющий за окном кусочек моря, зеленые деревья парка, дрожащие в лучах южного солнца пейзажи, кресло, обшитое полосатой тканью, золотые рыбки в прозрачном аквариуме, пышные комнатные растения, ковры и ткани с вызывающе крупным узором, кирпичного цвета обнаженные музыканты или хоровод танцующих на густом сине-зеленом фоне. Лидерами направления можно назвать Анри Матисса и Андре Дерена. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все. О Матиссе будет сказано отдельно. Особое значение имели встречи Аполлинера с Матиссом, Вламинком и Дереном, выставку которого он открыл в Гавре в 1904 г. Пользуясь словами Дерена, фовисты решили «изобретать реальность».
Фовизм стал течением, определившим переход от подготовки авангарда к собственно авангарду. Помимо этого, занимался созданием иллюстраций для парижского издания La Revue blanche. Искусство стало отвлеченным.
В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Экспозиция фовистов была связана с третьем по счету Осенним салоном 1905 года. Меродак-Жанно «Жёлтая танцовщица» (1912)Фовисты часто изображали природу, пейзаж, но пейзаж им был необходим не столько как объект изображения, сколько как повод для создания цветовых симфоний. 1908 «Портрет мадемуазель Мини Моне», 1922). Известность художнику принес скандал, разразившийся на экспозиции Салона 1913 г., когда полиция потребовала убрать картину Донгена, на которой он изобразил обнаженной собственную жену.
Написав свою последнюю фовистскую картину, М. Вламинк заявил: «Игра чистых красок, преувеличенная оркестровка, в которые я бросился очертя голову, меня больше не удовлетворяли. Уже к 1907 году, спустя двагода после дебюта, многие фовисты используют другие стили. Тут появлялся гротеск, видна едкость красок. В 16 лет поступил в Королевскую академию изящных искусств в Роттердаме. В то же время посещает вечерние курсы живописи при Художественной академии в Гавре.
Ж. Брак стал кубистом. Критики отмечали, что статуя в классическом стиле Возрождения, оказавшаяся в том же зале, что и картины всех этих художников, выглядела крайне наивно, словно «Донателло в окружении диких зверей». Фрагменты и мотивы классических изображений последовательно использовал Анри Матисс. Фовистские работы Дерена исполнены ослепительного сияния цвета, растворяясь в котором предметные формы сливаются в декоративный орнамент («Виноградники весной», 1906). Творческие поиски А. Марке приводят его к принятию художественного метода фовистов. Постимпрессионисты и фовисты – это переходная фаза, которая открывает эпоху авангарда.
С фовистами были дружны поэты Ж. Мореас, А. Сальмон и Г. Аполлинер. Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898.
В картинах фовистов обычно отсутствует перспектива и светотень. Несмотря на относительную краткость своего существования, фовизм оказался одним из самых влиятельных движений XXвека. А потому подбор цветовой гаммы не являлся актуальной проблемой. Именно так понимал Матисс свою задачу, создавая необычную картину «Женщина в зеленой шляпе» (1905 г. ).