Фовисты громко заявили о себе на парижской выставке 1905 г., шокировав публику яркими, кричащими красками, придававшими картинам несколько «дикий» вид. Неординарность и особое видение мира новаторов поразили всех посетителей салона настолько, что за авторами картин закрепилось и необычное название «фовисты».
Здесь используется принцип стилизации, когда художник выбирает, развивает и уточняет конкретные визуальные элементы (например, линия, цвет и форма) в целях создания поэтической реконструкции или упрощенную сущность предмета. Санкт-Петербург, Эрмитаж. Вламинк призывал сжечь Школу изящных искусств «с ее кобальтом и вермильёнами», а Дерен мог сравнить колорит с динамитом. Чаще и последовательнее других художественных течений фовисты обращались к античным темам или историческим сюжетам. Для формирования фовизма фигура Матисса играла ключевую роль. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича.
В картинах фовистов обычно отсутствует перспектива и светотень. Жорж Руо родился в Париже в бедной религиозной семье. Такая обобщенность формы не предполагала светотеневых характеристик, вот таким образом воздушная среда и перспектива интересовали мало. Меньше стало примет цивилизации (заводы, метро, автомобили и т. д. ), в чем они походили на импрессионистов, возможно, завершая, пусть по-своему их традиции. Матисс, вспоминая прошлое, говорил о том, что в начале 90-х гг.
Каждый из художников пошел своим путем, у кого-то он получился успешным, у кого-то нет. Тем не менее изобретая новые средства выражения, добиваясь невиданной энергии краски, давая волю фантазии, фовисты находили возможность «советоваться с натурой», занимаясь поисками эквивалента красок живописи краскам реальности и построениям самостоятельных художественных форм. Живописная система этой работы целиком и полностью отражает направление его поисков. Сезанн был учителем всех фовистов.
Опыт Сера их привлек меньше, тот слишком «мельчил» точки, больше привлекали картины Синьяка и Кросса, которые выкладывали мазками мозаики цветного конфетти на полотне. Cлучайное высказывание закрепилось как название всего течения. После Второй мировой войны была издана книга этих гравюр. Моро полагал, что «натура сама по себе не очень важна».
Он был придуман во Франции в начале прошлого Анри Матиссом и Андре Дереном. Природу, людей, окружающие пространство они видели никак объекта для творчество, а как сопутствующие предметы призванные передать мысль художника, облаченную во множество световых симфоний, но окончательного разрыва с исходным объектом фовисты все-таки не допускали. Название направления произошло от французского слова «fauve», которое означает «дикое животное». Были близки фовисты и к экспрессионизму.
В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Цвет у фовистов открыт, но не импульсивен (как у экспрессионистов) и часто используется для создания классических тем или сюжетов буржуазного толка. В этой мастерской оказались и работали до смерти своего учителя в 1898 г. Руо, Манген, Пюи, Комуэн, Вламинк, Дерен и Пюи творили преимущественно в местечке Шату близ столицы, создав некую «мифическую школу Шату». Голландский «Стиль» вырос из чистой абстракции и был разработан Питом Мондрианом, Тео ван Дусбургом и Бартом ван дер Леком.
Они писали о школе «колористов», вспомнив и картины Ж. Руо, которые висели в соседнем помещении и живопись П. Сезанна, А. Руссо и Ш. Герена. Первая персональная выставка состоялась в 1904 у А. Воллара. Разрабатывая интуитивистскую концепцию постижения длительности, он особое внимание уделял художественному творчеству, свободному от внешних обстоятельств, когда мастер «внутренне» наблюдает за возможностями, заложенными в нем природой.
Ж. Руо оставался вне всяких течений.
движением Новые дикие. Выразительные возможности цвета, выявленные фовистами, активно использовались многими живописцами XX в., начиная с экспрессионистов, абстракционистов и кончая появившимся в 1950-е — 1960-е г. движением Новые дикие. Фовизм оказал огромное влияние на немецкий экспрессионизм.
Фовизм стал течением, определившим переход от подготовки авангарда к собственно авангарду. Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном. Фовисты обращались к классическим сюжетам и элементам чаще, нежели обычно принято думать.
фовизм возрождался в творчестве Новых диких («La Nouvelle Les Fauves). Одно из таких мероприятий и дало название стилю: влиятельный на тот момент художественный критик Луи Вексель известный, кстати, тем, что дал название кубизму, назвал художников «дикими» (fauve), с его легкой руки термин «фовизм» быстро прижился. Вламинк прямо говорил: «Что такое фовизм.
Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму. Мы уже упоминали, что художник был весьма религиозен. Это название происходит от французского fauve, что означает «дикие» и появилось после выставки «Осенний салон», прошедшей в 1905 году. Да и то внимание к нему было инспирированно книгой П. Синьяка «От Делакруа до неоимпрессионизма».
Привлекал также Э. Делакруа — основатель «экстатической» живописи во французской традиции с «кипящими» романтическими красками и свободной фактурой. К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину». Немецкий экспрессионизм отличается эмоциональным или чувственным видением мира.
Почти все фовисты прошли в начале 1900-х гг. Он — самый «дикий из диких», самый ван-гоговский. Одной из самых значительных работ Дерена, написанных в этот период, стала известная картина «Гавань в Провансе» (1912). С фовистами были дружны поэты Ж. Мореас, А. Сальмон и Г. Аполлинер. Привлекали художников и сцены отдыха, примером чему являются полотна «Карнавал на бульварах» (1903) Дюфи, «Регата в Бужевале» (1905) Вламинка, «Купание» (1906) Марке, «Пикник» (1905) Вламинка, «Сиеста» (1905) Матисса, «Праздник 14 июля» (1905, 1907) Дюфи и Марке. Уже к 1907 году, спустя двагода после дебюта, многие фовисты используют другие стили.
Многие художники писали картины, густо накладывали краски на холст, усиливая своеобразные «шумы фактуры». Повышенная светоносность (краски буквально взрывались от света, — писал впоследствии А. Дерен) и выразительностьцвета, отсутствие традиционнойсветотеневой моделировки, организация пространства только с помощьюцвета — характерные чертыфовизма. Краски активно сопрягаются, составляя эффект «взрывчатости». Манген, К. ван Донген и другие. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце.
Примерами подобных опытов могут явиться: «Портрет Вламинка» (1905) Дерена, «Ню» (1907) Кес ван Донгена, «Сиеста» (1905) Матисса. Тут появлялся гротеск, видна едкость красок. Подобные идеи поддерживали также Н. Гончарова, М. Ларионов, К. Малевич. Они вспомнили о детском рисунке. На следующий день название нового течения замелькало в газетах. Название «дикие» подхватил Матисс, оно прижилось и вскоре русские и немецкие художники-приверженцы нового стиля стали называть себя «фовистами».
Фовизм подводил итоги «бель эпок», манифестацией которой явилась Всемирная парижская выставка 1900 г., указывал движение вперед. Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898.
Фрагменты и мотивы классических изображений последовательно использовал Анри Матисс. Полотна объединенных своими поисками и интересами художников, где превалировали яркая цветовая гамма, экспрессивность письма и нарочито минималистические черты объектов, периодически выставлялись в галереях.
Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года. Если кубизм отображал детали предмета, которые видит художник во время движения вокруг него, то в футуристической живописи кажется, что сам предмет передвигает художника.
А. Матисс продолжал работать в этом стиле и позже. Выразительные возможности цвета, которые выявили и показали фовисты, активно использовались многими живописцами XX в. (экспрессионистами, абстракционистами и др. ). Руо принимается за создание картин-притч. Если импрессионисты изображали вокзалы, то фовисты — жизнь речных и морских портов.
Вламинк говорил впоследствии: «От случайной встречи моей с Дереном родился фовизм». В России под названием «авангард» (авангардизм) объединялось несколько художественных течений: абстракционизм, супрематизм, конструктивизм, кубофутуризм. О. Фриеза.
Вслед за Дега и Лотреком художники интересовались миром артистов, кабаре, проституток. Матисс вслед за Вокселем назвал этот зал Салона «залом диких».
В 1952 – 1953 художник выполнил росписи плафонов в Лувре. Помимо этого Жорж посещал вечернюю Школу изящных искусств (School of Fine Arts), а затем Школу Изобразительных искусств (An cole des Beaux-Arts). Перемены в развитии фовистов наметились к 1908 г. Многих интересовал кубизм. Матисс публикует в 1908 г. «Заметки живописца», как бы подводя итоги сделанному и намечая пути развития. По прошествии времени, монументальное полотно Танец стало одним из самых ярких и значительных во всём творчестве Матисса.
В последующем картину оценили в 14 миллионов долларов. Кубисты верили, что традиции западного искусства исчерпали себя и требуют оживления. К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину».
Фовизм был для нас, — говорил Дерен, — испытанием огнем. Тем не менее, в работах разных лет фовистское видение оставалось формообразующими. Полиция следила за Кес ван Донгеном и Дюфи, подозревая их в «неблагонадежности». Они буквально взрывались от света. е. Вламинк. — В. Т. ) отвергал также, как я отвергал авторитет какого-нибудь генерала».
Нередко у красочных пятен появлялись жирные, контурные линии, слегка «оплавленные», как у мастеров стиля модерн. Они осознали значительность увиденного, но оценку дать не смогли.
Следующим летом Брак создал серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна: «Изображайте природу в формах цилиндров, сфер и конусов». Эмиль-Отон Фриз (Emile-Othon Friesz) 1879-1949) – французский художник. Также как фигуры «Радости жизни» считают парафразом картины Агостино Карраччи «Взаимная любовь» (1589—1595) и повторением классического академического рисунка.
Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Для Матисса период «диких» был лишь одним из эпизодов его творческой биографии. В 1905 году фовистам была отведена далеко не вся выставка— их работы размещались только в одном зале (номер VII). Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо.
Их краска должна быть инстинктивной, незамутненной подобием и рефлексией. Гоген, посмертная выставка которого была открыта в 1904 г., учил экзотизму, слитности форм. То же говорил и Матисс. Временами встречалось некое красочное тесто с эффектом некоторой нарочитой «намалеванности». Меродак-Жанно «Жёлтая танцовщица» (1912)Фовисты часто изображали природу, пейзаж, но пейзаж им был необходим не столько как объект изображения, сколько как повод для создания цветовых симфоний.
Анри Матисс Буфет или Красная комната или Гармония в красном, 1908. Дюфи, начинавший с Матиссом и Марке, стремится эстетизировать фовистскую манеру. Ряд лучших работ Вламинка относится именно к фовистскому периоду его творчества. В этой картине, Матисс впервые добивается полного слияния экспрессии и декоративности.
Она – в композиции моей картины. Картины отличались необычной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы. Само пристрастие живописцев к красному цвету, который невольно ассоциировался с огнем и кровью, легко возбуждал, возможно инстинктивно было граничит с их «левизной». Импрессионисты, конечно, почитались как первые мастера, открывшие красоту мира.
Здесь в 1892 году Дюфи знакомится с Жоржем Браком и Отоном Фриезом. Сами художники никогда не признавали этого эпитета. Направление в французской живописи и музыке конца XIX — начала XX века. В своем творчестве он не ограничивал себя никакими сюжетными ассоциациями. У них не имелось программы, да и цельной школы они не составили. Вламинк и Дерен участвовали в издании сатирических журналов. Все пространство картины заполняет прозрачный воздух.
Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Дополняет образ – острота ритма. 1901 год можно назвать годом становления художника. Одной из проблем изучения фовизма является не только его положение в художественной системе XX века, но и соотношение с другими художественными течениями, в частности— с экспрессионизмом.
Дерен писал Вламинку: «Никто не помешает нам вообразить мир таким, каким нам хочется». Они отказывались от имитационной функции краски, желая, чтобы она становилась светоносной. Такой, какой был у Матисса в его доме. После осознания в 1910-е гг. Художники переписали себя, друг друга и своих родных и знакомых. Ковёр на этой картине – реальный. В этом году Пикассо пишет «Авиньонских девиц»— работу, которая дает начало кубизму. Вламинк в своей «Автобиографии» призывал смотреть на мир глазами ребенка.
Гениальными изобретателями кубизма примерно в 1907 году стали Пабло Пикассо и Жорж Брак. Матисс утверждал: «Я рисую не женщин я рисую картины». В группу диких входили: А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э. -О. Так состоялся «первый разговор фовизма».
Вплоть до настоящего момента живописная стратегия фовистов остается влиятельным художественным методом (например, Питер Дойг). Примерно также могли сказать и другие.
Холст, масло. Будущие фовисты работали преимущественно небольшими группками, нередко по двое. Возможно, что свобода интерпретации форм, определенная необязательность соблюдать точные пропорции и отношения, влекла к этому жанру, с его фовистской пуантилью и красочными арабесками. Вместо этого импрессионисты обогатили палитру тени дополнительными цветами. Кубисты не хотели, чтобы их картины были похожи на фотографии и не считали такие достижения академической живописи как «светотень», «переспектива», «оптический реализм» ведущими средствами художественной выразительности. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все.
В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями. В использовании ее желательно было найти абсолютный предел. Можно говорить о том, что художник дал фовизму «образцовое» выражение, особенно в видах Лондона, портретах и обнаженных фигурах на пленэре.
Напряженные контрасты появлялись за счет усиления цветности теней и рефлексов. Он постепенно свел элементы в сетку линий и основные цвета по принципу гармонии.
Ж. Брак стал кубистом. Руо, ставший первым хранителем музея Моро, заметно выделялся среди остальных. Реакция критиков была неоднозначной.
Она привлекала его упрощением форм, контрастностью света и тени. В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. Рауль Дюфи (Raoul Dufy) (1877-1953) – французский художник, представитель направлений фовизм и кубизм в живописи. Но более устоявшейся версией перевода стало слово «дикие», которое ассоциируется с представителями этого течения.
Фовизм способствовал безусловному признанию декоративного начала живописи. Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, словно «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры. Дюшан вырывает банальный объект из его контекста в соответствии с концепцией готовых (ready-made) объектов.
Конечно же, это самым прямым образом отразилось на его работах. Интенсивный, активный, яркий и выразительный цвет не был особенностью исключительно фовистской живописи— этот прием использовали представители и экспрессионизма и футуризма. Первые работы в этом стиле появились еще в последние годы XIX века. Все они отдавали предпочтения цветовой гамме и минимализации фигур и объектов. В своей эстетике фовисты опирались на философию Шопенгауэра и Ницше. Так случайное высказывание закрепилось как название за всем течением.
Столь нелестный эпитет был озвучен по причине контраста, который создавался статуей классического стиля на фоне «примитивных и пестрых» полотен. Мир Матисса – это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Он как бы стремится сочетать атмосферичность импрессионистов с красочностью фовизма.
Первым «измом» XX столетия стал фовизм. Экспозиция фовистов была связана с третьем по счету Осенним салоном 1905 года. Фовизм привел к утверждению цвета как основной живописной категории. Его отличают дикая и смела работа с цветом. Его признание как «отца современного искусства» начинается с той поры.
Затем следовали различные «фигурные жанры», среди которых большое значение имел портрет. В настоящее время существует в двух версиях. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). В результате знакомства с А. Матиссом и Ж. Руо, О. Фриз становится приверженцем фовизма.
Как многие названия в истории авангарда, слово «фовисты», что значит «дикие», возникло случайно. Собственно говоря, живопись только начинается. » Касаясь истоков нового стиля, стоит отметить, что, хотя художники прекрасно знали Лувр, делая там часто копии в неестественных синих и зеленых тонах, они предпочитали искусство близких, непосредственных предшественников из которых стоит выделить импрессионистов, неоимпрессионистов, Ван Гога, Гогена, Сезанна, Редона, художников-символистов группы «Наби». Чаще всего фовизм рассматривают в качестве истока движения европейского экспрессионизма. Корни современного абстрактного искусства особенно явно начинают звучать в кубизме. Это дает основания рассматривать оба движения в рамках единой художественной программы. Для фовизма характерно резкое обобщение пространства, объема и всего рисунка, сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы.
Матисс и его друзья искали предельного красного, желтого, синего, зеленого и белого. К. Малевич в определенный период своего творчества работал в духе кубофутуризма. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму.
Матисс разрабатывал декоративный стиль. Но они казались все же слишком традиционными. Его полотно «Деревья в Коллиуре», написанное в рамках целой серии в 1905 году, очень красноречиво объясняет подобное мнение. Развивая художественные достижения постимпрессионистов, опираясь на некоторые формальные приемы средневековогоискусства (витражи, романскоеискусство) ияпонской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованиюколористических возможностейживописи.
Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный. Постепенно он освобождается от «музейных» впечатлений, палитра его светлеет появляется техника импрессионистического дробного мазка. Ж. Брак «Терраса отеля Мистраль» (1907)Мы уже видим на примере просмотренных картин, что для фовистов характерны стремление к эмоциональной силе выражения, динамичность мазка, яркий колорит, контрастность цветов. В частности, фигуры «Танца» (1910) предположительно считают повторением силуэтов краснофигурной вазописи или рассматривают как реплику работы Кранаха «Золотой век» (1530). Особенно известным в творчестве Руо является цикл гравюр «Мизерере» (Miserere, 19141927), посвященный ужасам войны. Разных по индивидуальному складу мастеров на короткий срок (1905-1907 гг. ) сплотили тяготение к лапидарнымобразным формулам, колористическим контрастам и острым композиционным ритмам, поиски свежих импульсов в примитивном творчестве, средневековом и восточномискусстве. Период его творчества, связанного с данным стилем, знатоки считают архаикой.
В переписке Вламинка и Дерена в 1905 г. широко обсуждались проблемы анархизма.
Вторая группа стремилась найти общий творческий базис между различными художественными формами экспрессионизма, к ней относятся Василий Кандинский, Франц Марк и Август Маке. Так, в 1922 году Матисс пишет картину «Поднятое колено», а спустя два года еще один представитель стиля Руо Жорж явил публике свое полотно «Распятие». Фовизм выразился в резком обобщении пространства, рисунка, объема. Фовисты не обостряли проблему: работать с натуры, по памяти или по воображению.
Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово «кубизм». Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д.
За фовистским периодом в творчестве Дюфи следует кубистский. Часто Брак и Дерен любили передавать эффекты восхода и заката солнца, но в отличие от импрессионистов, сберегавших ощущение воздуха, атмосферы, создавали прямо-таки «небесные пожары». Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже. Примечательно, что в том же году из-под пера Анри Матисса вышла еще одна картина в стиле фовизма – «Интерьер дома в Коллиуре», также являющаяся полотном целого цикла, посвященного местечку на Средиземноморском побережье под названием Коллиур.
Взгляд их также, согласно традиции, сложившейся со времен Эдуарда Мане и импрессионистов, был устремлен на Восток традиционно почиталась японская ксилография с ее чистотой линий и ясностью колористических отношений. На следующий день вышла рецензия Вокселя, который впервые использовал слово фовизм, в дальнейшем закрепившийся как название этого направления. Основная проблема, связанная с феноменом цвета у фовистов— использование сходных приемов представителями других художественных течений XX века, например, экспрессионистами.
Одним из самых ярких представителей фовизма в России стал Марк Шагал, он внёс в этот стиль особый колорит и темперамент. В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. Пространство у них обобщается, а рисунок сводится к простым очертаниям. Матисс говорил потом, что живопись Вламинка и Дерена его «не удивила», а сам он полагал, что работал в новой манере с 1908 г. Художники из Гавра Дюфи, Фриез и Брак учились в 1902 г. в мастерской академиста Бонна из которой вышли вскоре в полном составе. Это привело меня к работе красочными плоскостями — начался фовизм. Сар Пелладан, мистик и основатель салона «Роз и круа», назвал Матисса и его друзей «анархистами в искусстве», а зал Салона 1905 г. «залом анархистского искусства». Нарочитая острота композиционных решений, отрицание линейной перспективы, примитивизация изображаемого – все это объединило таких художников, как Анри Матисс, Морис Марино, Андре Дерен, Жорж Брак, Жорж Руо, Отон Фриз, Альбер Марке и другие. Депутат-социалист Марсель Семба ценил живопись Матисса.
Большое значение приобрел лозунг «Назад, к Сезанну. », тем более что осенью 1907 г. в Париже была открыта выставка этого отшельника из Экса. Художник пытается раскрыть структуру формы предмета и отобразить её на полотне. Больше значил временами резкий ракурс и «наплывы» одних пространственных зон на другие, что давало дополнение к ярким краскам и неожиданную экспрессию формы. Это первая акция того, что в последствии буде называться концептуальное искусство.
Некоторые фовисты поддерживали отношения с редакцией журнала «Револьте», в частности с Жаном Гравом. Миры, созданные фовистами, обладали яркой индивидуальностью. Образ в полу-абстракции одной ногой еще в изобразительном искусстве (кубизм, футуризм). Многие художники читали просимволистский журнал «Ревю бланш», с редакцией которого была связана группа «Наби». В абстрактном искусстве принято понятие «нечто», то есть один или несколько визуальных элементов субъекта – его линии, формы, тона, текстуры и так далее.
1901-1904 – годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой. Кроме того, он все больше увлекается преподавательской деятельностью. «В искусстве, каждое поколение должно начинать сначала. В газете «Жиль блаз» от 17 октября 1905 г. Луи Воксель поместил свои впечатления об одном из залов Гран Пале. Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк.
К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. В то же время посещает вечерние курсы живописи при Художественной академии в Гавре. Основной идеей кубизма было отрицание трехмерной реальности.
Каждому из них были близки свои принципы. Марке и Дерен использовали в своих работах принципы академической композиции. На многих картинах Матисса перспектива складывается за счет градации синего цвета. Импрессионизм появился в конце XIX века во Франции.
Кес ван Донген, крупный колористический талант, создал образ парижской «женщины-вамп» с гипнотическими фаюмскими глазами и словно кровавым ртом. Искусство так же индивидуально, как и любовь», – считал Морис де Вламинк. Мангена, А. Марке, Ж. Руо, О. Фриеза. (Donatello parmi les fauves). Но после 1907 года объединение распалось.
Художников этого направления можно разделить на две группы – Die Brcke и Der Blaue Reiter. В супрематизме цвет и сочетание плоскостей в картине выходят на первый план. Достаточно вспомнить «Бар» (1900) и «Танцовщицу Мулен-Руж» (1906) Вламинка, «У Максима» (1895) Вольта, «Ночной клуб» (1906) и «Фатьма со своим ансамблем» (1906) Кис ван Донгена, «Акробата» (1908) Дюфи, клоунов Руо. Так случайное высказывание вошло и закрепилось как название за всем течением. Встреча с писателем Ж. К. Гюисмансом пробудила интерес к проблемам христианского гуманизма.
Хотя и связи с реальной действительностью (в данном случае, с реальным пейзажем) они не порывали. им овладело желание «поиска чистых средств», которые вызывали бы сильные реакции. «Мизерере» состоит из 58 произведений, разбитых на две части: «Сострадание» (Miserere) и «Война» (Guerre). После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия из 8 картин Мастерская (1949 – 1956).
В 1891 году, 14-летним, поступает на службу в швейцарскую фирму по импорту кофе «Дом Лути и Хаузер», где ведёт бухгалтерские книги и контролирует погрузку и разгрузку товара на судах. В 1950—1960-хгг. Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. Особое значение имели встречи Аполлинера с Матиссом, Вламинком и Дереном, выставку которого он открыл в Гавре в 1904 г. Пользуясь словами Дерена, фовисты решили «изобретать реальность». Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе. Критик Леон Воксель, увидев в зале полотна Матисса и его единомышленников вокруг классицистической статуэтки, произнес: «Донателло среди диких зверей».
Он долго подготавливался и быстро закончился, получив крещение в парижском Осеннем салоне 1905 г., сошел «на нет» в 1908 г. Все его инициаторы, начав работать самостоятельно, на какое-то время объединились, но вскоре разошлись, стали развивать индивидуальные манеры. Он говорил, что «живопись для меня средство забыть жизнь», что «искусство — это крик в ночи».
Значительным вкладом Брака в творческий процесс стало использование надписей и различных декоративных техник. Его Жорж посвятил матери и своему любимому учителю Гюставу Моро.
Осенний салон 1906 года был посвящен фовистам и сосредоточен на их стратегии. Больше все же нравилось ощущение того, что планы «давят» друг на друга. Ряд лучших работ Вламинка относится именно к фовистскому периоду его творчества. А потому подбор цветовой гаммы не являлся актуальной проблемой. По этому поводу Воксель сказал, что это «Донателло среди диких зверей», противопоставив стилизацию под манеру итальянского мастера Возрождения новой, яркой по цвету живописи. Также экспрессионисты черпали вдохновение из немецкой готики и примитивного искусства.
Однако позже каждый из художников пошел своей дорогой, объединение распалось. На парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из французских критиков в насмешку назвал этих живописцев дикими зверями (по-французски les fauves). Главой этой школы считается Матисс, который свершил полный разрыв с оптическим цветом. Они рисовали, в первую очередь, картины, а не людей.
А. Дерен «Пейзаж»Считается, что предшественниками и вдохновителями фовистов были постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, хотя Анри Матисс сказал по этому поводу так: «Для того чтобы считать Гогена фовистом, ему не хватает пространственной конструкции, переданной цветом». Это направление не имело чётко сформулированной программы, манифеста или своей теории. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. Фовизм – один из самых радостных и восторженных стилей живописи XX века.
При этом утонченный гедонизм мог сочетаться с лексикой анархистов. Углы комнаты даёт другим цветом. Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года. Активно использовался и цветной контур, открытый до них Ван Гогом и Т. Лотреком. Главным вдохновителем нового течения стал Марсель Дюшан (1887-1968)- французский художник авангардист.
Последний, развивая идеи абстракционизма, создал новое направление – супрематизм. Смешение самых значимых достижений того времени, заимствование тех или иных приемов из разных стилей сделали это направление особенным и хорошо узнаваемым. Они стремились передать атмосферу и нюансы конкретного времени суток или погодных условий. Картины отличались необычной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы. Он стал искать нечто устойчивое, сбалансированное, методичное.
В картине фовистов много значил внутренний цветной рисунок. На скале растут редкие деревья. У фовистов эти точки увеличивались, получая характер ярких пятен.
С 1904 г. художники стали коллекционировать негритянскую скульптуру. Развивая художественные достижения постимпрессионистов, опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. На парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна фовизм художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из французских критиков назвал этих живописцев дикими зверями (les fauves). (Отметим, что многие названные художники занимались и росписью керамики).
Программным произведением К. Малевича стало знаменитое полотно «Черный квадрат», в котором художественность сведена к минимуму. Вламинк говорил, что он хотел совершить переворот «в нравах и обычной жизни». Около двух лет группа выступала совместно. Художником владело «неистовое желание создавать заново мир, новый мир, собственный мир». 4 ноября «Иллюстрасьон» поместила репродукции некоторых работ «фовистов» с комментариями Л. Вокселя, К. Моклера, Г. Жеффруа и Тьебо-Сиссон.
Искусство стало отвлеченным. А Матисс вообще полностью разорвал с оптическим цветом. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги (декупаж), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях).
Знакомится с творчеством А. Майоля, художниками группы «Наби», увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903), Поля Сезанна. В 1907 году в истории фовизма начинается новый и последний этап.
В 1905 году на парижской выставке были продемонстрированы полотна экспериментировавших художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти. Первым ее значение, видимо, открыл Дерен.
В 1913 г. художник Марсель Дюшан изобрел прообраз жанра инсталляции – «Ready made». Творческие поиски А. Марке приводят его к принятию художественного метода фовистов. Критики отмечали, что статуя в классическом стиле Возрождения, оказавшаяся в том же зале, что и картины всех этих художников, выглядела крайне наивно, словно «Донателло в окружении диких зверей». В 1905г. В 1905 выставляет картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Ш. Бодлера), где декоративизм стиля модерн сочетается с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма.
Отказываясь от прошлой манеры, художник сказал, что «невозможно все время находиться в пароксизме». Тема панно – танец. Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907). Второй излюбленный жанр художника, как ни странно, — солнечные марины (этим словом искусствоведы называют любое полотно на морскую тему) с разноцветными флажками и нарядными морячками. Вламинк в «Автобиографии» подчеркивал, что он хотел показать «свободную природу, освободив ее от старых теорий, от классицизма, авторитет которого я (т.
Творчество фовистов основывалось не на теоретической программе (вот таким образом оно не является художественным направлением), а на интуитивных устремлениях. Есть две различных фазы кубизма – аналитический кубизм и синтетический кубизм, обе они повлияли на экспрессионизм, футуризм, орфизм, вортицизм, супрематизм и конструктивизм. На этом пути каждый был индивидуален, хотя определенное влияние друг на друга подразумевалось.
В то же время их изобразительная стратегия опиралась на традицию классической живописи. Направление не имело четко сформулированной программы, манифеста или своей теории и просуществовало недолго (1905—1907 г. ), оставив, однако, заметный след в истории искусства. Вдохновителями фовистов послужили постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, предпочитавшие субъективный интенсивный цвет, цвету мягкому и натуральному, свойственному импрессионистам. Группа увеличивалась.
Для фовизма эта ситуация оказывается необычной: фовисты утрачивают репутацию новоявленного радикального течения (к которой, впрочем, никогда не стремились) и оказываются мастерами, которые, скорее, опираются на классическую живописную традицию, нежели ориентируются на новое искусство: их интересуют живописные возможности цвета, классические сюжеты и буржуазные городские темы ит. д. В том же 1908 году Матисс писал: Для меня экспрессия заключается не в переживаниях. Он пишет городские пейзажи, отмеченные одновременно отстраненно-созерцательной авторской позицией и глубоко прочувствованным отношением к природе.
Возможность рассматривать экспрессионизм и фовизм единым художественным явлением остается предметом обсуждения. Цветовые решения в живописи фовистов имеют свои особенности: оттенки в их работах в меньшей степени подвержены дробному делению и чаще складывается в масштабные протяженные поверхности (Матисс, Танец и Музыка, 1905 Дерен Пейзажи в Кассисе, 1907), цвет редко распадается на мелкие фрагменты (как это бывает у экспрессионистов) и редко образует абстрактные динамические композиции (сравним— Кандинский). Через искус кубизма прошли Дюфи, Дерен и Вламинк. Художники 1905 г. спорили и о Ницше, которого тогда переводили на французский язык.
Фовизм – направление живописи возникшее во Франции. Благодаря такому подходу картины отличались напряженностью и необычайной экспрессией. Среди самых знаковых художников этого направления Клод Моне, Пьер Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Камиль Писсарро, Альфред Сислей и Анри де Тулуз-Лотрек.
Главное — добиваться максимальной энергии краски. Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти и французский критик Луи Воксель назвал этих живописцев дикими зверями (фр. les fauves). Повышенная светоносность («краски буквально взрывались от света», — писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета — характерные черты фовизма.
Каждый из художников пошел своим путем, у кого-то он получился успешным, у кого-то нет. Фовизм в живописи начался со случайной встречи Мориса Вламинка и Андре Дерена. В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс. От пуантили они шли к мощным цветовым аккордам или «оркестровкам», как говорил Фриез, больших пятен, предельно обобщая форму.
Художественные образы – это ряд ассоциаций, где главную роль играют формы и цвет. Принципы супрематизма был разработаны в 1915 году русским художником Казимиром Малевичем. Это направление, в частности, заметно в работах Матисса («Радость жизни», 1906 «Танец», 1910 «Музыка», 1910). Дополняет образ острота ритма.
В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Фриез, Ж. Брак, А. -Ш. Фовисты решительно отвергли приемы живописи XIX в. Дерен в письме к Вламинку в 1901 г. писал: «Я уверен, что реалистический период живописи кончился. Но после 1907 года объединение распалось. Краски становились патронами с порохом. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло.
С 1896 Матисс начинает выставляться в Салонах. Постимпрессионисты и фовисты – это переходная фаза, которая открывает эпоху авангарда. Новым движением особенно увлекся Жорж Брак, забросив свою многокрасочную живопись (в стиле фовизма им было создано около 40 работ). По совету К. Писсарро едет в Лондон, чтобы познакомиться с произведениями У. Тернера. Основоположником этого течения в живописи стал В. Кандинский. Осенний салон 1905 года (членом жюри которого в числе прочих, был и Василй Кандинский) открылся в Большом дворце. Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель. На первый взгляд, его картины, кажется, похожи на набросок, где поверхность покрыта большими плоскостями благородного яркого цвета. Пик популярности творческого сообщества пришелся на период с 1905 по 1907 годы.
В Париже она была тогда сравнительно дешева. О Матиссе будет сказано отдельно. Он ввел категорию «длительности» («duree»), определяющей память, сознание, дух. Родился в бедной многодетной семье.