Характерная черта в облике русалок — длинные, крупные груди. Толстого и др. Даль В. И. Она заманивает в рожь малых ребят и заставляет их долго там блуждать. Согласно народным представлениям, кикиморы обитают в жилых домах, реже— в хозяйственных постройках, в бане, в пустых домах, в кабаках (в самарской сказке). :215-218:495 Белорусы считали, что в одном доме может быть сразу несколько кикимор. Увидеть его непросто и передвигается он очень быстро.
Русская народная мифологическая проза: истоки и полисемантизм образов: в 3 т. Т. 1. Филин, «совкин деверь», постоянный спутник лешего, а сычи — его гонцы. Дубовик способен обернуться усачом дубовым, жуком известным каждому энтомологу. Бес наделён многими человеческими чертами. Домовые любят домашних животных, особенно кошку и козу, но боятся сороки. На ночлег остановились в избе великанши.
Обвинялась в похищении детей, вместо которых оставляла зачарованное полешко. Вот таким образом моряки и рыбаки всегда пытались умилостивить Водяного: в древности ему приносили в жертву черную животное (петуха, козла). Привлекательные на вид плоды его ядовиты имя им – волчьи ягоды.
Защитой от них служит крест и начерченный на земле круг, осенённый крестным знамением. В давние времена во время бури в реку или озеро бросали людей по жребию. Над всеми дикими зверями имеет она неограниченную власть.
Жена его лешачиха (лешуха, лисунка) — некрасивое, неряшливое, высокое существо женского пола, с длинными грудями, закинутыми за плечи. // М., «Советская энциклопедия», 1982. Согласно народным поверьям, сова сторожит клады. Бес может обернуться свиньёй, лошадью, зайцем, чёрной собакой или кошкой, щукой или сорокой.
Чтобы обезопасить себя от проказ и гнева домового, ему приносили жертву (немного еды, табак и т. п. ). Слово кикимора рассматривают как составное. Представляют облик его с рыбным хвостом, опутанного тиной, бородой и усами. Может он превращаться в зверей и птиц, притворяться кустом, деревом или грибом. В фольклоре «Кащей приносит горе и беду, разоряет города и сёла, похищает и уносит красивых девушек в своё жилище на край света, принуждая их выйти за него замуж.
Черти — духи дьявольской породы, самый многочисленный род нечистой силы. умерших неестественной смертью и тоже определённо причисляются к нежити. Лихо (лихо одноглазое) — демоническое существо, олицетворение злой доли, персонифицированное воплощение несчастья, нужды и горя. У неё костлявые руки, костяная нога и длинный синий нос. Живёт это существо в болоте, одевается в одежду из ряски и мхов.
Жена водяного водяниха имеет большие отвислые груди и длинные волосы. Даль В. И. Во время жатвы она ходит по полосам ржи и тех, кто в самый полдень работает, «берёт за голову и начинает вертеть, пока не натрудит шею до жгучей боли». К этой же категории можно отнести ночниц, богинок и шуликунов, — всё это бесплотные духи из разряда «заложных» покойников, т. е. 9.
Черти особенно опасны в «нечистых» местах в определённое время суток (от полночи до первых петухов, реже — в полдень) или года (на святки и в канун Купалы). Это действительно был оборотень. Демонических существ, представляющих собой нижнюю ступень восточнославянского пантеона, принято называть в народе нежитью. Особенно же важным для него оказалось обращение к Толковому словарю В. И. Если они найдут спящего в меже человека, то наваливаются на него и душат.
Велесова книга. Однако кикимора домашняя тоже предпочитает оставаться невидимой. Мужику ничего больше не оставалось, как ножом отрезать себе руку. На свете мало таких заповедных святых уголков, куда не могли бы проникнуть бесы. Одолеть его можно только молитвой и постом.
и т. п. Русские суеверия. К нежити относится и ряд менее известных духов, таких как овинник (гуменник), дворовый, хлевник и подполянник, а также полудница, водяниха, лешачиха, жердяй игоша, жихарь, лаюн и щекотун, межевики и луговики, прокураты и окоёмы, лихорадки, планетники, дубовики, лесовики, моховики и т. д. А основная из них, злобная баба Яга, сама способна была обернуться подколодной змеюкой. Не зная имени, она не в силах причинить вред.
3. kikimora, kicimora— «привидение дух, душащий по ночам»:494:708 книжные чеш. // Н. Новгород, «Русский купец», «Братья славяне», 1995. Власти над водой и лесом русалки не имеют, полностью подчиняются водяному. Из сборника А. Н. Афанасьева.
На Русском Севере кикимора обыкновенно представлялась маленькой, сморщенной, скрюченной, горбатой, хромой, безобразной, неряшливой, одетой в лохмотья старушкой:211, 214:494:178, 467 (всё это признаки принадлежности к хтоническому миру:178, 467:24). Чтобы кикимора кур не воровала, вешают над насестом отшибленное горло кувшина или камень со сквозной природною дырой — «куриный бог». Живёт ворон до трёхсот лет, а всё оттого, что питается одной только мертвечиной.
Грушко Е. А., Медведев Ю. М. Когда девушка обратилась в полицию, к её рассказу отнеслись скептически. Бог дома, семьи, который происходит, вероятно, от культа предков и домашнего очага. Согласно народным поверьям, появление кикимор, как и остальной нечистой силы, граничит с «неправильной» смертью. «Банник не любит тех, кто парится по ночам и душит таких смельчаков, особенно если они творят омовение без молитвы». По другой версии, первая часть происходит от звукоподражания кыкать (kykati)— «кричать (о птицах) издавать резкие звуки, плакать:211:494:252, 254, вопить, причитать, хихикать икать, хрипеть, кудахтать, кукарекать, куковать»:708:254, также кика— «птичий крик»:62.
Путает пряжу, бьет посуду, насылает на кур «вертун», когда те кружатся до изнеможения и падают, околев выстригает всю шерсть у овец. Особенно старается вредить ленивым и нерадивым хозяевам. Сост.
кука— «банный дух»:494, кукан— «болотный дух»:251, кукашка— «чёрт», белор. Одно из преданий о происхождении огня на земле говорит, что «первый огонь изобрели бесы в то самое время, когда они были изгнаны с неба». Домовой часто стучит и возится по ночам, шаркает, топает, гремит, хлопает дверью, бросает чем попало. (Из статьи Демиденко Ю. Б. Бывает, черти между собой подерутся и разнесут всю мельницу или того хуже – спалят дотла. Жертва, погибшая от зубов упыря, тоже в свою очередь может стать упырём. Антропоморфное существо, покрытые чёрной шерстью, с рогами, хвостом и копытами.
Ростом она довольно велика. Трудятся на мельнице тринадцать чертей, один из которых главный. Иногда доброхот весёлого и шутливого нрава. Он «обходит» человека, зашедшего в лес, то есть заставляет долго плутать на одном месте. Если Полевик разозлится, то в пору сенокоса у работника может быть солнечный удар. Водяной похож на лешего, но не оброс шерстью, у него «коровье брюхо», зелёные усы и борода, весь опутан тиной.
2. Считалось, что водяной расположен к тому, кто уважает его и приносит в жертву животных и плоды. Однако, несомненно, с нечистью и нежитью связан целый пласт национальной культуры.
Рассказывает мне потом: «Раздеваюсь в темноте и слышу из бани дедушкин голос: «Пришёл. Представление о сове всегда связывалось с понятием о мудрости. Близкий к упырям род нечисти — волкодлаки. Кащей (Кощей, Кош, Кощун) — злой дух, божество мрачных подземелий, языческий демон, символизирующий окостенение и оцепенение природы в зимнюю пору.
«Не дерзают злые духи прикидываться петухами — вестниками приближения светлого дня, который столь ненавистен всякой злой силе». Из нежити ближе всего к ним водяной, которого нередко называют чёртом. Живёт он в углу за печкой, куда следует бросать мусор, «чтобы домовой не перевёлся». keuk- / kouk-— «изгибать искривлять загнутое»:250 отсюда названия демонов: рус.
Лопасти мельницы начинают вращаться ровно в полночь и закипает работа на всю ночь. Мой сын обычно мылся в бане с моим отцом. Смерть Кащея таится на кончике иглы, спрятанной в яйце (само же яйцо хранится в утке, утка — в зайце, заяц — в сундуке, сундук — на могучем дубе, а дуб на необитаемом острове). и словацк.
Если оседлает человека, то тогда у того пойдёт всё наперекосяк. Считается хозяйкой лесных зверей и хранительницей леса. Борода и усы опутаны тиной и отливают зелёным цветом. Сломанный конец иглы знаменует смерть Кащея, крушение его царства и злых чар». Музей мифов и суеверий русского народа (г.
Выбравшись на волю, он отправился домой, но по дороге увидал воткнутый в дерево топор. Ветряная мельница — типичное прибежище нечистой силы. Встреча с ней может привести к определённой беде: в лучшем случае к какому-нибудь несчастью, к утрате имущества, к болезни, к потере руки или ноги, в худшем — к гибели человека.
Существуют сонмы этих духов и количество их не поддаётся исчислению. Всё это места связанные с культом умерших:495. Используется бабой Ягой в качестве самокатной колесницы. Смешиваемая с марой, кикимора иногда предстаёт «ночным божеством сонных мечтаний», «ужасным привидением». Творит свои чёрные дела не ночью, а средь бела дня, в полдень он нападает на людей, поражая их солнечным ударом.
Как и все ведьмы, она имеет маленький хвост, а также большие груди, свисающие до земли. Кикимор производили также от проклятых родителями детей:495:177, в том числе ещё во время беременности (у белорусов):184, вследствие чего похищенных или обменянных нечистой силой:495:177 или (на Кубани) ведьмами и впоследствии «посаженных» на несколько лет колдунами кому-то в дом:211, а также от потомства девушек и огненного змея:260:177. Бесы же и их подвид анчутки (помесь чёрта и утки) — племя особое, наделены душой, почти такой же, как у людей и наиболее точное этому семейству определение — чертовщина. Кащей — жестокий чародей, способный к различным перевоплощениям. Как правило, селится в домах, построенных на «нечистых» местах. Кроме чёрного кота ей служат совы, филины, вороны, а иногда мыши.
Происхождение первой части кик- остаётся спорным. Существа человекоподобные, обычно женского пола, обитающие в водоемах. Его супругой считается Мара — демон колдовства, ночной тьмы, дурных снов и кошмаров.
Криничная Н. А. Иногда схватывает свою жертву, когда та пригибается к воде. Домашняя кикимора может превращаться в кошку. Когда выясняется, что на мельнице завелась нечисть, такую мельницу называют чёртовой.
Бес (чёрт, шиш, лукавый и т. д. ) — злобное бесплотное существо, враг рода человеческого. Русалка (мавка, берегиня, водяница) — вредоносное существо женского пола из числа нежити, злой дух. Все неприятные происшествия в бане (кто-то ошпарился или угорел и прочее) приписывались Баннику.
– Материалы по русской демонологии. Банник (банный, баенник, лазьник) — злой дух, особая порода домового, поселяющегося в бане. В Кадниковском уезде Вологодской губернии рассказывали, что в летнее время особая кикимора сторожит гороховые поля— ходит по ним, держа в руках калёную добела железную сковороду огромных размеров и жарит на ней того, кого поймает на чужом поле:67:215, данное поведение указывает на смешение с полудницей:215:494, хотя, в отличие от неё, кикимора сторожила горох по ночам:215. Забор вокруг избы из человеческих костей, увенчанный людскими черепами с глазами.
Вид её ужасен и страшен. В договор с водяным должны были вступать рыбаки, а также мельники. Бывало, что в омут сталкивали и случайного путника.
// СПб, «Азбука-классика», 2001. На земле сила его слабеет, в воде же всё ему подвластно. Русалку представляют, с внешним видом отличающую от людей, плоским, рыбьим хвостом. Ступа, пест и метла – неизменные атрибуты бабы Яги.
О таком мельнике в момент разносилась молва как о колдуне, знающемся с нечистой силой.
Он остроголовый имеет козьи уши, рога и бороду. Водяной почти всегда враждебен людям. Мифы древних славян. После этого мы по одному в баню не ходили. Вот таким образом, согласно поверьям, колдуны и вампиры не отражаются в зеркалах. Типичные представители нежити — леший, домовой, полевик, банник, водяной, кикимора.
Но хотя она и прядёт — рубахи от неё не дождёшься. Ему приносили в жертву чёрного козла, чёрного петуха или чёрную свинью. Сост. Делает он это исключительно с целью поразвлечь себя. Мифы народов мира.
Такое мистическое существо, как кикимора болотная, знакомо всем. Это человек (чаще всего колдун), способный оборачиваться каким-либо зверем: медведем, собакой, котом или вороном, а в первую очередь — волком. Баба Яга изначально прародительница, очень древнее положительное существо, хранительница (если надо, воинственная) рода, традиций, детей и околодомашнего (часто лесного) пространства.
Вид пресмыкающейся гадюки у суеверных людей всегда вызывал смешанное с ужасом отвращение. Воплощение водной стихии в образе Водяного царя.
Представлялся как старый длиннобородый дед, который господствует над Русалками. вешчыца (Витебская губерния). Ради шутки способен придушить сонного, но никогда насмерть. Он обметал печь и все углы избы, выгребал золу из подпечка, «домовничал» в избе до самого вечера— после чего объявлял, что нечистая сила ушла навсегда. В подражающем быличке рассказе «Кикимора» (1829) Ореста Сомова повествуется о том, как этот дух в форме невидимой взрослым кошки ухаживал за маленькой девочкой, но когда кикимору попытались изгнать, она стала вести себя очень агрессивно и чуть не погубила свою любимицу. :162-163, 361-364:56-57:29-30 Кикимора играет видную роль в сказочно-историческом романе «Светославич, вражий питомец» (1837) Александра Вельтмана, выступая в роли двойника князя Владимира и олицетворяя его «тёмное начало». :159:51 В рассказе «Пугало» (1885) Николая Лескова кикимора «так застенчива и непостоянна, что пряталась от всякого взгляда в разных пыльных» местах. :29-31 В романе «Иверень» (1943) Алексея Ремизова даётся пересказ истории Сомова, но основное внимание уделено не диковинным происшествиям, а «нездешней», приводящей к трагедии материнской любви кикиморы, желающей стать человеком.
// М., «Эдельвейс», 1990. Бывает, что гладит спящего по лицу мохнатою ладонью, может ущипнуть или сорвать одеяло. Опасен для тех, кто моется в «третий пар», может испугать, задушить, содрать с них живьём кожу. Афанасьевым.
А ведьма шла за ним следом и уже приближалась. Все ползучие гады в народных поверьях восточных славян — воплощение коварства и зла. Там она запутывает человека, заманивает его в непроходимые места.
Иногда на своей мельнице мельник-колдун мог подрядить работать и чертей. В избе обязательно стоит печь, в которой баба Яга зажаривает непрошеных гостей. Леший может принять облик любого лесного существа или растения. Под его корнями хранится сундук, в котором спрятана смерть Кащея. Чаще всего Водяной предстает в образе старика с выпученными глазами и рыбьим хвостом. Иногда жертвы водяной приносили и пасечники. Живет Банник за каменкой, чаще всего под полком.
Также обладают способностью к оборотничеству (превращаются в чёрную кошку, собаку, свинью, змея, чаще — в человека, странника, младенца, кузнеца, мельника, могут принимать облик знакомого — соседа, мужа и т. п. ). с рогами и копытами, не переносят. Ложе её представляет собой гору из костей съеденных ею людей. Так сохранились свидетельства о существовании целых селений, жители которых были упырями.
В слове шишимора первая часть происходит либо от русских диалектных слов шишить / шишать— «копошиться, шевелиться, делать украдкой»:494 либо от слов шиш, шишко, шишига, которыми называли неопределённую нечистую силу:62:211. Зато перечислены некоторые способы борьбы с ней. :25:55 Считалось, что кикимора не тронет вещи, если их перекрестить и положить на место с молитвой:66-67:495 (в ином случае она считает, как и вся нечистая сила, что оставленные вещи принадлежат ей:51). Считается также, что бес непременно хром и остроголов. Общеславянское слово, того же корня, что и «бояться». По ночам же она выходит проказничать, как оставаясь при этом невидимой, так и иногда принимая зримый образ:62-63:495 (хотя есть немало быличек и о дневном появлении кикиморы:49).
Также записаны псевдобылички, в которых строители объясняли, как они закладывали «кикимору» в дом: так, в разных углах дома, чтобы «схватить разные ветры», сверлились дырки, в которых вставлялись битые бутылки горлышком наружу, при выдёргивании пробок из которых в доме начинало «выть» как будто по-звериному или под печь закладывали ртуть в свинце, которая при накаливании начинала «ухать»:63 или в толстой кирпичной кладке оставлялись пустоты-зигзаги. Нечистая сила на игральных картах», 7995 г., СПб). Достаточно вспомнить произведения классиков русской литературы: А. С. Зеркалица — дух отражений и зеркал, она может отворить двери в иной мир. 7.
«В игре для чертей нет удержу и законов: проигрывают всё, что есть за душой». Он низкоросл, с кривыми ногами, рожками и хвостом, увенчанным кисточкой. В отличие от домового, наличие которого считалось обязательным для нормальной жизни в доме, появление кикиморы рассматривалось как признак того, что в доме «нечисто», неблагополучно. :172:495:47 Живя в доме, кикимора, как и остальная нечистая сила:263, скрывается днём от людей, сидя «невидимкой»:63:263 за печью:62-63, на печи:495, на чердаке:495, в голбце или в подызбице:62-63:495. Любимый персонаж сказок. Но в отличие от сестры, живёт в домах.
Они не переносят женщин и всячески стараются соблазнить мужчин. Существует поверье, что только девушки, которые утонули в болоте, становятся кикиморами. Домовой, домовёнок, спокойно живёт в домах верующих, который не боится образа Святого. Ещё лешего называют лесником, лесным дедушкой, диким мужиком. Морфология / Исторические корни волшебной сказки. Первая (болотная) – подружка Лесовика. Домовой имеет Доман (к массе, Домаху, Домцю), что означает госпожа, хозяйка дома. Может вредить домашним животным, в особенности курам. Отличительная его черта — увеличенные клыки и особой формы уши, обычно заострённые.
Королёв К. // М., «Локид», «Миф», 1997. // М., «Северный паломник», 2002. Свои большие зубы постоянно подтачивает.
Но волкодлак не всегда мертвец. Страшная, лохматая старушка и появляется в виде кошки. В дупле всякого старого дуба часто обитает злой древесный дух — дубовик. Шишиморой называли плутов и обманщиков (Курская губерния), невзрачного по виду человека (Смоленская и Калужская губернии), скряг и нищих (Тверская губерния), прилежных, но кропотливых рабочих (Костромская губерния):67:215, тех, «кто любит всё и везде осмотреть, вышарить, обшарить» (Вятская губерния), а в начале XVII века— переносчиков вестей, лазутчиков и соглядатаев:67. Энциклопедия сверхъестественных существ.
Пропп В. Я. Тут мне страшно стало, помылся наскоро и бегом домой». Упырь (вурдалак, вампир) — мертвец-кровосос, встающий ночью из могилы и нападающий на людей и животных, дабы полакомиться их кровью. Всегда безмужняя. Одно из самых любимых их занятий, превратившееся в неутолимую страсть — это игра в карты.
Всё проклятое — женщины, дети, мужчины, еда, вещи — становятся его добычей. Они могут напустить мор на домашний скот, наслать проливной дождь и град. или просто: Хозяин иди с нами в новый дом.
Леший подходит греться к кострам, но прячет рожу. В Восточной Сибири кикимору могли представлять в виде мужчины: мужика:65:494, попа, «мохнатого» или белого старика и даже чернобрового, черноглазого парня. Иногда оставляют угощение — ржаной хлеб с солью. 11. Собака девушки испугалась и завизжала.
Русалки обладают вечной молодостью и красотой, у них зеленые волосы и чарующие голоса. К соседям он относится уважительно — будь то полевик (повелитель полей) или домовой. Хотел его взять, но рука пристала к топорищу так, что невозможно было её оторвать. Мифологический дух, обитающий в водной среде. // М., «Художественная литература», 1979. Командование под водой берет над русалками и другими водяными жителями.
Пушкина, Н. В. Особенно упыри любят сосать кровь младенцев. В легенде рассказывается, «как Бог со святыми Петром и Павлом ходили по земле и неожиданно увидели костёр, разведённый и охраняемый бесами.
Снопы, вязаные в бабку — место, где может притаиться полевик. Считается самым нарядным у русалки, распущенные волосы, длинной до хвоста. Леший. Художественная литература также не раз обращалась к подобным загадочным существам. Отправляется баба Яга на тёмные дела, непременно вылетая из избы через печную трубу, как правило, со свистом и шумом. Жертвенных даров ему не приносят.
Кустарнику волчье лыко название такое дано неспроста — это растение-оборотень. Как правило, характерный признак появления беса — удушливый серный запах. Сост. К заложным покойникам имеющим плоть, относятся ведьмаки, домовики (не путать с домовыми) и упыри — это не духи, а мертвяки. kuka— «злой дух, который даётся ведьмой людям»:251, лит. Избавиться от лешего можно крестным знамением и молитвой. Чтобы уберечь пчел от наводнения, они бросали в реку свежий мед и воск, а иногда даже первый пчелиный рой (первач). Иногда живёт на болотах.
Бывает, что из спины незваного гостя вырезает ремень. Волосы его похожи либо на траву, либо на солому. Иногда полагали даже, что это мифическое существо сотворил Бог. кикимора— «женский злой дух, оборотень»:210, сербохорв.
Стоит их мельница где-нибудь за дальним лесом. Многие думали, что, где русалка пройдет, там хлеб лучше родится. Издревле водяная мельница считалась местом нечисть освящать её не полагалось, так как молебен мог разъярить водяного. Обычно её просят или ей приказывают: «Встань избушка, ко мне передом, а к лесу задом. » Бывает, что у избушки нет ни окон, ни дверей. Следует немедленно покинуть баню и вызвать на помощь Домового.
Происходит от славянского обозначения «без», а дальше следует любое положительное понятие, например: безсовести, Бога, справедливости, понятия, добра, чести и т. д. Обыкновенно водяной ездит верхом на соме, в некоторых местностях рыбу эту называют «чёртовым конём». В другой притче лихо уселось мужику на шею. Баба Яга — лесная старуха-волшебница, «большуха над ведьмами», злая гнусная колдунья. Полевик (полевой) — злой дух, полевой демон, дальний родственник домового. Особенно любит наказывать рассеянных людей, но сильнее карает за произнесение проклятий. Русалки очень опасны, так как обижены на мир людей. У вышеперечисленных персонажей есть одна общая черта, все они по своей сути — оборотни.
Однако не многие знают, что помимо болотной твари, есть домашняя кикимора. Обычно она проказит с веретёнами, прялкой и начатой пряжей. Народные русские сказки. Для начала нам нужна основа, это большой круг, который будет служить головой и небольшой треугольник, это его тело. Также использовались и другие эпитеты: нежить, лукавый, нечистый, окаянный.
Русалками становятся утопленницы, удавленницы или самоубийцы, а также умершие некрещёными дети. К домовому, относиться нужно с любовью и заботой, так как обидеть его очень легко. Однако чёрт может появиться в любом месте. В эти периоды возможно общение с нечистой силой и иным миром. Крутятся жернова, перемалывают чьи-то косточки. Подсаженные в дом кикиморы, выживающие нового хозяина— неблагодарного наследника, показаны в мультфильме «Дело прошлое» (1990).
Чтобы мельница стояла благополучно, её хозяин порой заключал договор с водяным. Если в бане оставить ребёнка, банник может его подменить или похитить из-за неосторожно сказанного в его адрес слова. А через печную трубу она вылетает в своей ступе. Даля и народным русским сказкам, собранным А. Н.
Душа таких людей после смерти не могла попасть в Вырий (Рай) и маялась на Земле, привлекая к себе внимание различными проделками. Входя в баню, люди говорят: «Крещёный на полок, некрещёный с полка». Деревянные фигурки домовых встречаются при раскопках древних славянских поселений. Вне дома кикимора поселяется в лесу или на болоте. Хозяином леса славяне считали лешего.
Он товарищ лешему и полевому, недруг домовому. Кикиморами могли стать умершие некрещёными младенцы:259, мертворождённые, недоноски, выкидыши, уродцы без рук и без ног, умершие или убитые дети (у белорусов:495 и в Восточной Сибири). Упырь должен вернуться в свою могилу до рассвета и первых криков петухов. О повериях, суевериях и преданиях русского народа.
Избушка на курьих ножках — дом бабы Яги. 10. Живёт банник за каменкой или под полком. Он не любит рожениц, которых обычно выводят в баню — традиционное место родов и оставлять роженицу одну там нельзя. В нынешние времена суеверные люди причисляют к бесовскому занятию и просто игру в карты. По третьей версии, — от кика (kyka)— «чуб, прядь, коса женский головной убор с рогами иногда напоминающий птицу»:211:494:708:254, далее «обрубок, культя»:708. От лешего у лешачихи рождаются дети — лешени.
Сам он моется после всех в четвёртую очередь. Иногда может летать по воздуху на помеле или кочерге. Водяному служат русалки (украинцы называют их мавками), происхождение которых люди связывали с женщинами и детьми, умершими неестественной смертью или утонувшими. kykymora— «домовой у древних славян»:494:708, болг. Среди других названий кикиморы: родственные— кикиморка:494, кикимра:494, кукимора (все— Русский Север):494, кикимор:210, кика:210, кыка:210, мара:61-62, мора, маруха, чучумора:47, шишимора:62:51, шушимора:210 прочие— мокоша, мокуша, мокруха:172, огибошна, пряха и самопряха, пустодомка, суседка:264, белор. Полевик в хорошем расположении духа помогает сберечь свой дом — поле. Поступки лешего непредсказуемы: то украдёт ребёнка, то сбережёт от дикого зверя. В лесу он хозяин и все подчиняется его правилам.
В день Герасима Грачевника, 4 (17) марта, считалось, что кикимор можно было выжить из дома, так как в эту пору они становятся смирными. :133 Хозяева, перебираясь накануне обряда к соседям, оставляли в распоряжение знахаря свою хату. Проходящему мимо путнику он может предложить отведать яства из мухоморов. Нечистая, неведомая сила (главы из книги). Собственной наружности они не любят, а изображений в своём истинном обличье, т. е.
Летом на Русальной неделе русалки выходят из воды и водят хороводы в полях. Когда семья живет в согласии со своим Домовым, он даже пытается помогать по хозяйству. Мы жили летом в деревне. Играя на свирели, он заставляет встречного мужчину танцевать. ккмара, ккмора:253. Зеркалица является добрым духом и не переносит нечистую силу.
Заманят черти туда глупую бабу, заставят её танцевать, закрутят в танце, завертят. Плохой приметой считалось идти в баню к «четвёртому пару», так как этот пар Банник считает своим. Но в основном это персонаж восточнославянской мифологии. Другая кикимора – домашняя, является таким же злым духом.
Сразу убежать он не смог, — старуха уселась возле двери. Бог приложил палочку и, когда она загорелась, бесы вздумали её отнимать. m-— «махать рукой, кивать украдкой морочить, обманывать колдовать», откуда также слова манить, обман, мановение, махать, маять (ся):494:81 также есть предположения, что мара/мора первоначально значило «болото, стоячая вода»:251 и далее «неподвижный, ставать неподвижным»:251 или что мар— это «солнечный жар». Леший.
Крови он не сосёт, но нападает на людей и загрызает их. Присутствие кикиморы в доме можно было легко определить по мокрым следам. Она иногда помогает женщинам прясть.
Живёт она, как и домовой, в подполье или около печи. Дело в августе было, перед отъездом. Также лешие умеют имитировать голоса человека, заводя ауканьем в чащобы путников.
С помощью банника девушка может узнать, за кого выйдет замуж. Леший представлялся в виде косматого старика иногда даже обросшего корой. По сути, это существо слабое, смерть в себе не несёт, но является воплощением страха смерти или просто страхов. Считалось, что с ним опасно ссориться. Змея кусает не ради сытости, а ради лихости, — говорят о ней. Обитает в прудах, омутах, озёрах и водоворотах рек, преимущественно в чёрной воде.
При подозрении, что некий мертвец может быть упырём, раскапывают его могилу и если видят, что у покойника свежий румянец на щеках, а на губах запекшаяся кровь, то к нему принимают меры, а именно вколачивают в сердце осиновый кол. 6. Всякого вида нечистой силы в природе водится множество. Домовой невидимый, но иногда он показывается маленьким детям. Из куста шипуля, за ногу типуля, кто.
Кайсаров А. С., Глинка Г. А., Рыбаков Б. А. Как и прочей нежити полевику суеверный люд приносит дары. Недаром он живет за печкой или под порогом дома. Тождественный Лешего карпатский Чугайстер известный своим весельем.
Мудрая сова — советница бабы Яги. Есть у полевика сподручница — полевой дух полудница (она же ржица), по виду красивая высокая девушка, одетая во всё белое. И так до следующей полночи. В языческих верованиях жилище бабы Яги считалось вратами в мёртвое царство, а сама хозяйка почиталась как привратница между миром живых и мёртвых. Лесной дух-оборотень.
Он может принимать и человеческий облик. Хорошо осведомленные люди никогда не едят раков и голых рыб вроде налимов и угрей — любимых блюд на столе водяного. Водяной (водяник, водяной дедушка) — злой дух, хозяин водоёмов. Большой толковый словарь русского языка.
Я говорю «Ага». Другим прозвищем можно назвать купавкой, водяницей, шутихой. и латыш. По другим поверьям, черти соблазняют женщин, отчего рождаются уродливые дети, упыри. Обычно символизирующий жизнь и бессмертие, предстаёт в образе древа смерти. Случается, что баба Яга хватает детей, которые «ходят одни по полям и огородам, бросает их в свою ступу, толчёт и ест». Любимое занятие кикиморы — рукоделье.
По одной версии имя «Яга» происходит от глагола «ягать» «ругаться, вздорить», а по другой — от огрублённого слова «Яшка». Вредный домашний и дворовый дух, враг домового. В женском роде в бане командует баниха, обдериха. Волосы на голове, если есть, зачёсывает налево. Домовыми могли стать люди, умершие без причастия. Лихо очень опасна для всех повстречавших её, сослепу способна накинуться на кого попало, не разбирая ни правого, ни виноватого.
Искушать людей соблазнами — основная цель пребывания их на земле. kaukas:494:253, прус. В брак черти в основном вступают с ведьмами.
Разной породы камни обладают разными свойствами. Возможно, что первая часть была добавлена к слову «мора» в результате табуирования называния демонов по «настоящему» имени у славян в связи с опасением вызвать их таким образом. :253 Слово mara и его аблаутная форма mora, по одной гипотезе, восходят к праславянскому morъ— «смерть» и далее к индоевроп. Один из них сразу был ею зарезан и съеден. Банный дух. Сам утонул, а лихо выплыло и пошло, как ни в чём не бывало искать себе новую наживу». В её обязанности входит делать мелкие пакости хозяевам иногда воровать детей. Толковый словарь живого великорусского языка.
Яшей в славянских песнях называли ящура — некогда жившего на земле и исчезнувшего прародителя всего живого, отсюда название «ящур». Имеет облик безобразного старика с отдельными чертами животного. // СПб, «Литера», 1996.
Но и его старались задобрить игрой и пением на берегу водоема. Имеются описания старух, ряженых «кикиморами» на Святки: те одевались в рваную одежду, брали длинную заострённую палку и приходили на праздничное собрание, садились на полати с прялкой между ног, свесив ноги с бруса девушки смеялись над ряженой и хватали её за ноги, за что она била их палкой. :494:471-472 Также кикимора описывалась или как длиннокосая девушка в белой, чёрной или красной рубахе:260:494 или нагая:260 или как женщина в сарафане:64 и в головном уборе (повойнике:260, чепце:42, шамшуре:262) или с распущенными волосами:64:260 или как маленькая невзрослеющая девочка:494. Он «долго мучился с тяжкой ношей, пока не решил утопиться вместе с нею в реке, чтобы хоть семью свою избавить от бед и разорения. kauks— «домовой, гном»:251. // СПб, «Норинт», 1998. Леший (лешак) — лесной дух, враждебный человеку, хозяин леса.
(Славяне, в отличие от жителей Западной Европы, не представляли русалок в виде женщин с рыбьими хвостами. ) В ясные летние ночи они играют, пляшут и поют на берегах рек, качаются на ветвях деревьев, плетут венки. В упыря может превратиться «заложный» покойник, то есть самоубийца, умерший неестественной смертью, обязательно двоедушник, при жизни имевший два естества — человеческое и демоническое, а также человек, отлучённый от Церкви и особенно колдун. Леший любит заманивать в лес женщин, до которых особенно охоч, ворует у людей скот. Когда чёрт вселяется в человека, тот заболевает, начинает кликушествовать. 8. Русалки.
Увидеть кикимору наяву — к несчастью. Кикимора (шишимора) – злой дух женского рода, живущий в доме, чертиха. Он — воплощение живого остова, олицетворение смерти, «косящий и собирающий зловещий кошт, урожай мёртвых».
Полевик живёт в поле, может прятаться в меже или в стогу. Можно с ним и поладить: оставить хороший пар, тазик воды, хороший веник. Чем же любит заниматься данный вид нежити. Живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, обычно лежит на лавке, вечно прядёт кудель и в то же время «глазами в поле гусей пасёт, а носом вместо кочерги и ухвата в печи поварует». Тогда дикие лесные звери не будут отнимать у людей скот. Прогнать кикимору крайне сложно. Ходит он в длинной рубахе из мешковины, достающей до пят, всегда босой.
И поселения с такими обитателями предпочитает обходить стороной. Существовал обычай держать на водяных мельницах чёрных животных, любезных водяному. Вбивают кол наотмашь осиновым поленом одним ударом, затем труп сжигают на осиновом костре. Но лишь где-то далеко прокричит петух, всё останавливается, черти разбегаются кто куда. В дупле всякого старого дуба живёт злой дух дубовик. Широко известна притча о двух мужиках, которые от хорошей жизни отправились искать лиха. В свои длинные волосы вплетает болотную траву.
Дальше рисуем долгие ручки с большими ладошками. В его ведении все жилые и хозяйственные помещения дома. Все эти твари бессловесны и способны разговаривать разве только в сказках.
Кикимора могла появиться в доме, который построили на могиле самоубийцы, неотпетого покойника (Вятская губерния) или ребёнка:495 или на месте смерти ребёнка (у белорусов:495 и в Восточной Сибири:495). Её производят, по одной версии, от балто-славянского корня kikъ (кик) / kykъ (кык) / kukъ (кук) / kъkъ— «горбатость, скрюченность»:494:250, позднее также «горб, насыпь, могильный курган, могила», а также «болото, заболоченная долина»:252 и далее от индоевроп. Авт. Похищает баба Яга и пожирает людей.
Хозяин и сторож бани. Старается изжарить украденных детей, которых забрасывает в печь на лопате. У зеркал есть тоже свои владычицы — их называют Зеркалицами. Про водяного говорят, водяной, большой начальник над водой. А это зрелище не из приятных. Если русалка окликает человека по имени, следует хранить молчание. Вторая часть у большинства славян выступает в качестве отдельного слова мара/мора:210-211, под которым фигурируют ряд разнородных мифологических персонажей, часто не персонифицированных: нечто смутное, «странное и непонятное, то, что мерещится, кажется, является в сновидениях, помрачениях ума, забытьи и других изменённых состояниях сознания», «призрак, привидение, наваждение, обман чувств, морок».
В некоторых случаях, как и прочая нежить, считается полудухом. Власова М. Н. Бесы способны входить в людей и могут овладеть человеком в полной мере. Это злой дух, который позже представлялся в виде черта. mer-— «умирать»:81 согласно другой, ныне преобладающей, версии:81, они восходят к индоевроп.
Этой чужой жизненной силой и воспользовался Кащей для сбережения собственного бессмертия. Главная забота лешего проследить за порядком в лесу, чтобы ни кто не вредничал и не устраивал беспорядок. Иногда мельницу черти строят сами, чтобы перемалывать на ней человеческие кости. Домовой (постен, суседко) — злой дух, хранитель и обидчик дома.
1. Изображение оскаленного черепа на спине бражника «мёртвая голова» придаёт бабочке зловещий вид и, соответственно, право разорять соты лесных пчёл. На дне водоемов имеет свое стадо карпов, лещей, сомов. Русалки мифологические существа.
Но не только фольклорная традиция отличалась вниманием к этим персонажам. Соприкосновение с этим растением для человека часто оборачивается тяжёлыми последствиями. В ветвях дуба поселился ворон — птица вещая. Считается, что своим прилётом к людскому жилью ворон приносит несчастье. Боится Леший чёрных петухов, трёхцветных кошек и «четырёхглазых» собак.
У него могут быть рога и козлиные ноги. С изумрудными глазами и зелёными волосами. В своей бане банник защищает людей от других нечистых. Вероятно, этот же корень входит в англ. nightmare, фр. cauchemar и др. — «кошмар»:81.
». В народе его представляют хозяином леса. Максимов С. В. Изгнание совершается с особыми заговорами:212, например, «Кикимора домовая, выходи из горюнина дома скорее, не то задерут тебя калеными прутьями, сожгут огнём-полымем, зальют чёрной смолою» (Южная Сибирь):133:212:496. Раньше считали, что домовой – это какой-либо предок, умерший член семьи.
На вид космат, но более этой приметы нельзя упомнить ничего, он отшибает память. Его перевозят в новый дом, чтобы охранял семью. Дети полевика луговики и межевики бегают по межам, шугая птиц и грызунов. // М., «Русский язык», 1980. Пар выживает его временно, а в нетопленой бане он живёт всегда.
Рыбаки отдавали ему первую пойманную рыбу, бросали в воду лапоть со словами «На тебе, черт, лапти, загоняй рыбу. » Разгневанный водяной мог поднять бурю на воде, утащить человека в свое водяное царство, распугать рыбу. Самый зловещий из всей нежити, людям приносит один лишь вред. Не видно было, есть одежда чья-то или нет.
Известно, что змеиный яд являлся обязательным ингредиентом варимого ведьмами зелья. Он прозван «бессмертным» и скрывает тайну своего бессмертия. // Саратов, «Надежда», 1993.
Т. 1 – 4. Кикимора считается женой домового.
Т. 1 – 2. Столетний дуб — старый и дуплистый, но всё же могучий. От его отношения, доброжелательного или враждебного, зависело здоровье скота. Спустя время жертвоприношения водяному стали намного умеренней.
Здесь можно также отметить, что день Святой Мариамны, 17 февраля (2 марта, но празднуемый обычно на день раньше), в Вологодской губернии назывался Маремьяной-кикиморой. :119:494 Там же и в Ярославской губернии кикиморой называли чучело, сжигавшееся на Масленицу. :494 Можно также отметить, что кикиморами называли летучих мышей (Архангельская губерния):605, а кукумарами— божьих коровок:52. Также русалки боятся ладана и травы полынь. «Нечистая игра в карты с передержкой и подтасовкой отнесена прямо к бесовским вымыслам и науке». Словарь славянской мифологии. Проживает в глухой, лесной чаще.
Чтобы покончить с упырём, необходимо вбить в его могилу осиновый кол. Постоянное место обитания чёрта — пекло (ад), где он и его собратья всячески мучают грешные души.
Обиженным и убогим он обычно помогает. Они невелики по размерам, способны на всё — от невинных шалостей до убийств. У полевика большие лапы и кривые ноги, он бородатый и волосатый. Принято считать, что в качестве жертвы водяной готов довольствоваться скромной едой или привязанным для него возле мельницы чёрным петухом. Особо усердствует на Святки.
Всего пять лет назад в Англии был зафиксирован случай появления оборотня. Переходное звено от нежити к нечисти имеющей явно земное происхождение — русалки (их разновидность шишиги, мавки), в отдельных случаях они наделены даром речи. Не раз находила отражение эта тема и в изобразительном искусстве. Она заманивает, ловит, набрасывается на людей, а затем пожирает их.
12. Я бы грязная осталась. Гоголя, А. К. // М., «Лабиринт», 1998. В древней Греции были даже храмы этого Бога. Оно было похоже на огромную собаку, однако в нём угадывались человеческие черты лица. Мстителен, хитёр и коварен, само олицетворение зла. В противном случае топает, кричит по ночам, бьет посуду, щиплется.
«Водяниха из воды выходит нагою в полночь и садится на камень тут она расчёсывает свои волосы большим гребнем». В восточнославянской мифологии Кащея относят не к самым низшим представителям демонических сил и имя его пишется с прописной буквы. Чтобы избавиться от лешачихи, нужно надеть ей крест на шею или отстегать рябиновой веткой. 5. 13.
Увидеть его непросто, движется он очень быстро, так что заметить его можно лишь по мельканию огненно-рыжей шерсти. Иногда «сидит на печном столбе, ноги на лавках, груди на полках, голова на кожухе». кука— «что-то страшное, живущее в темноте, чем пугают детей»:253, кашубск. Углич). Увидеть домового можно на Светлое Воскресенье в хлеву, но это не к добру, особенно если он будет в шапке. Домашней кикиморе посвящена одноимённая симфоническая поэма (1909) Анатолия Лядова по мотивам «Сказаний русского народа» Ивана Сахарова и балет на её основе (1916) «музыкальный образ Кикиморы раскрывается с помощью тембральной палитры симфонического оркестра», для него характерны «таинственность и магическая зачарованность».
— «страшный призрак»:210. В последнем случае мельник хитростью заманивал какого-нибудь прохожего и сталкивал несчастного под колесо, причём подобная жертва могла приноситься ежегодно. Разделся, зашёл в баню, а там никого нет.
Также кикимора могла отождествляться с лешачихой (Сибирь):65:494, лесной русалкой:215:494, водяной «хозяйкой» (Вятская губерния:215, Нижегородская область), болотницей, болотной ведьмой (есть предположение о первичности образа болотной моры-кикиморы), оборотнем (Новгородская и Архангельская губернии):494, духом, вызывающим кликушество (Пермская и Вятская губернии), лихорадкой (Ярославская губерния) и другими олицетворениями болезней (Олонецкая губерния):215. 4. Прежде всего, под именем кикиморы мог описываться образ типичного домового:65 или его жены:65:494, с которыми у кикиморы очень много общего (по-видимому их образы находились под взаимным влиянием):176. // СПб, «Наука», 2001.
Предстаёт в облике высокой и худой старой женщины с одним глазом. Иногда просто так от нечего делать он швыряется посудой. Из воды русалки выходят на Троицу и до Петрова дня блуждают по суше: бегают по полям, висят на деревьях эту неделю называют русальной и купаться в это время нельзя, особенно в понедельник (Духов день). Но в общем было принято, что это существо все-таки скорее доброе, чем злое. На Исакия змеиный праздник, змеи собираются и идут поездом на змеиную свадьбу. Леший — оборотень, может являться зверем, птицей, грибом или кустом.
На картинке изображены Полевик и Полуденица. От прочей нечисти отличается свободой передвижения и мест обитания. Как уже говорилось, они побаивались лесного духа и ожидали от него враждебных проделок. Кащей хотя и называет себя бессмертным, власть его недолговечна. Я удивилась, что он вообще помылся.
В романтической драме «Ижорский» (1825) Вильгельма Кюхельбекера повелитель злых духов Бука отправляет непослушную кикимору, крошечное существо необыкновенной лёгкости, в наказание в услужение к главному герою на год:159:31 кикимора здесь своего рода проявляющий дурные качества людей трикстер, она символизирует скепсис и рефлексию, завладевшие героем:364-368 в этой драме она имеет мало общего с мифологическим образом, по сути, это «слегка русифицированный» эльф:32.