А ведьма шла за ним следом и уже приближалась. Собака девушки испугалась и завизжала. Толковый словарь живого великорусского языка. Словарь славянской мифологии. В лесу он хозяин и все подчиняется его правилам.
Это человек (чаще всего колдун), способный оборачиваться каким-либо зверем: медведем, собакой, котом или вороном, а в первую очередь — волком. Морфология / Исторические корни волшебной сказки. «В игре для чертей нет удержу и законов: проигрывают всё, что есть за душой».
Полевик живёт в поле, может прятаться в меже или в стогу. С помощью банника девушка может узнать, за кого выйдет замуж. Совсем иначе ведут себя черти, демоны, бесы, русалки. Он низкоросл, с кривыми ногами, рожками и хвостом, увенчанным кисточкой.
Баба Яга — лесная старуха-волшебница, «большуха над ведьмами», злая гнусная колдунья. Она заманивает, ловит, набрасывается на людей, а затем пожирает их. Максимов С. В. // М., «Русский язык», 1980. Однако значительный ущерб человеку он не делает, наоборот, под опекой Лешего ее не трогает ни один дикий зверь в лесу.
Характер у Лешего, мягко говоря, не очень приятный. Пар выживает его временно, а в нетопленой бане он живёт всегда. (Из статьи Демиденко Ю. Б. Если они найдут спящего в меже человека, то наваливаются на него и душат. Не раз находила отражение эта тема и в изобразительном искусстве. Домовой может помогать по хозяйству (хранит имущество, пересчитывает его).
8. // СПб, «Литера», 1996. Случается, что баба Яга хватает детей, которые «ходят одни по полям и огородам, бросает их в свою ступу, толчёт и ест». Она заманивает в рожь малых ребят и заставляет их долго там блуждать. Считается хозяйкой лесных зверей и хранительницей леса. Иногда оставляют угощение — ржаной хлеб с солью.
Так сохранились свидетельства о существовании целых селений, жители которых были упырями. Крутятся жернова, перемалывают чьи-то косточки. Бывало, что в омут сталкивали и случайного путника. 7.
Баба Яга — оборотень, может оборачиваться в разных животных, чаще в собаку, свинью, змею, сороку, куст или пень. Упырь (вурдалак, вампир) — мертвец-кровосос, встающий ночью из могилы и нападающий на людей и животных, дабы полакомиться их кровью. Русалка (мавка, берегиня, водяница) — вредоносное существо женского пола из числа нежити, злой дух.
Этой чужой жизненной силой и воспользовался Кащей для сбережения собственного бессмертия. Всего пять лет назад в Англии был зафиксирован случай появления оборотня. Смерть Кащея таится на кончике иглы, спрятанной в яйце (само же яйцо хранится в утке, утка — в зайце, заяц — в сундуке, сундук — на могучем дубе, а дуб на необитаемом острове). Мифологический дух, обитающий в водной среде. В эти периоды возможно общение с нечистой силой и иным миром. Против волкодлака, как и против упыря, оружием служат святой крест и осиновый кол, кроме того, волкодлака можно уничтожить серебряной пулей.
// М., «Художественная литература», 1979. Жертвенных даров ему не приносят. // Саратов, «Надежда», 1993. Волосы его похожи либо на траву, либо на солому. Такой безобидный старичок домовичек. Летом на Русальной неделе русалки выходят из воды и водят хороводы в полях.
Антропоморфное существо, покрытые чёрной шерстью, с рогами, хвостом и копытами. Увидеть его непросто и передвигается он очень быстро. Упырь должен вернуться в свою могилу до рассвета и первых криков петухов. Кошки и собаки в отличие от нас прекрасно видят в темноте. Обычно символизирующий жизнь и бессмертие, предстаёт в образе древа смерти. Авт. Однако кикимора домашняя тоже предпочитает оставаться невидимой. Спустя время жертвоприношения водяному стали намного умеренней.
Широко известна притча о двух мужиках, которые от хорошей жизни отправились искать лиха. Жертва, погибшая от зубов упыря, тоже в свою очередь может стать упырём. Дело в том, что баня — самое нечистое место в доме. Оно было похоже на огромную собаку, однако в нём угадывались человеческие черты лица. Привязаны к отдельным лесам, вот таким образом часто дерутся между собой за территории.
Проживает в глухой, лесной чаще. На дне водоемов имеет свое стадо карпов, лещей, сомов. Русалки мифологические существа. Тот грешник, кто решался срубить всякое старое дерево, а тем более дуб, либо сходил с ума, либо ломал себе руку или ногу, либо скоропостижно умирал. Основное назначение чёрта — искушать человека, толкать его на дурные поступки, склонять к лени, жадности, злобе и прочим порокам и грехам.
Однако не многие знают, что помимо болотной твари, есть домашняя кикимора. Ложе её представляет собой гору из костей съеденных ею людей. Раньше считали, что домовой – это какой-либо предок, умерший член семьи. Вот таким образом, согласно поверьям, колдуны и вампиры не отражаются в зеркалах. Хозяином леса славяне считали лешего.
Особенно упыри любят сосать кровь младенцев. Похищает баба Яга и пожирает людей. Он не любит рожениц, которых обычно выводят в баню — традиционное место родов и оставлять роженицу одну там нельзя.
// М., «Советская энциклопедия», 1982. Также использовались и другие эпитеты: нежить, лукавый, нечистый, окаянный. Русалкой может стать и старик и старуха и мужчина и ребенок. Т. 1 – 4. В женском роде в бане командует баниха, обдериха.
Внешне банник похож на домового. Переходное звено от нежити к нечисти имеющей явно земное происхождение — русалки (их разновидность шишиги, мавки), в отдельных случаях они наделены даром речи. Иногда схватывает свою жертву, когда та пригибается к воде. Присутствие кикиморы в доме можно было легко определить по мокрым следам. Ходит он в длинной рубахе из мешковины, достающей до пят, всегда босой.
5. Леший — оборотень, может являться зверем, птицей, грибом или кустом. Черти особенно опасны в «нечистых» местах в определённое время суток (от полночи до первых петухов, реже — в полдень) или года (на святки и в канун Купалы). Живет Банник за каменкой, чаще всего под полком.
Сост. В упыря может превратиться «заложный» покойник, то есть самоубийца, умерший неестественной смертью, обязательно двоедушник, при жизни имевший два естества — человеческое и демоническое, а также человек, отлучённый от Церкви и особенно колдун. Плохой приметой считалось идти в баню к «четвёртому пару», так как этот пар Банник считает своим.
Русалки обладают вечной молодостью и красотой, у них зеленые волосы и чарующие голоса. Иногда полагали даже, что это мифическое существо сотворил Бог. Типичные представители нежити — леший, домовой, полевик, банник, водяной, кикимора. Иногда мельницу черти строят сами, чтобы перемалывать на ней человеческие кости. По другим поверьям, черти соблазняют женщин, отчего рождаются уродливые дети, упыри.
Существуют сонмы этих духов и количество их не поддаётся исчислению. Все эти твари бессловесны и способны разговаривать разве только в сказках.
В языческих верованиях жилище бабы Яги считалось вратами в мёртвое царство, а сама хозяйка почиталась как привратница между миром живых и мёртвых. У полевика большие лапы и кривые ноги, он бородатый и волосатый. Домовой имеет Доман (к массе, Домаху, Домцю), что означает госпожа, хозяйка дома. Ветряная мельница — типичное прибежище нечистой силы.
Считается, что русалками становятся души утонувших молодых девушек. Для спасения от навий надо было не выходить из дома. Домашняя кикимора может превращаться в кошку. 2. Живёт банник за каменкой или под полком.
Обыкновенно водяной ездит верхом на соме, в некоторых местностях рыбу эту называют «чёртовым конём». Вполне вероятно, первоначально это были жертвы Богу Леса, память о котором была искоренена христианством.
На Исакия змеиный праздник, змеи собираются и идут поездом на змеиную свадьбу. Такое мистическое существо, как кикимора болотная, знакомо всем. Лихо (лихо одноглазое) — демоническое существо, олицетворение злой доли, персонифицированное воплощение несчастья, нужды и горя. Народные русские сказки. Особенно же важным для него оказалось обращение к Толковому словарю В. И.
В избе обязательно стоит печь, в которой баба Яга зажаривает непрошеных гостей. Над всеми дикими зверями имеет она неограниченную власть. Когда выясняется, что на мельнице завелась нечисть, такую мельницу называют чёртовой. Любимое занятие кикиморы — рукоделье. Также русалки боятся ладана и травы полынь.
Он прозван «бессмертным» и скрывает тайну своего бессмертия. Но не только фольклорная традиция отличалась вниманием к этим персонажам. Есть у полевика сподручница — полевой дух полудница (она же ржица), по виду красивая высокая девушка, одетая во всё белое. Отверстие, куда помещали тело, устанавливалось «передом» к лесу, «задом» — к поселению (совсем как в сказке). Днём в знакомом лесу встреча с лешим почти невозможна, нельзя только кричать, свистеть и громко, вызывающе разговаривать — это привлекает внимание лешего. Ростом она довольно велика.
Борода и усы опутаны тиной и отливают зелёным цветом. Другим прозвищем можно назвать купавкой, водяницей, шутихой. Но волкодлак не всегда мертвец. Иногда на своей мельнице мельник-колдун мог подрядить работать и чертей. // М., «Эдельвейс», 1990. Водяному служат русалки (украинцы называют их мавками), происхождение которых люди связывали с женщинами и детьми, умершими неестественной смертью или утонувшими.
У меня — опоясанный. 4. Тогда дикие лесные звери не будут отнимать у людей скот. Одно из преданий о происхождении огня на земле говорит, что «первый огонь изобрели бесы в то самое время, когда они были изгнаны с неба». Даль В. И.
Происходит от славянского обозначения «без», а дальше следует любое положительное понятие, например: безсовести, Бога, справедливости, понятия, добра, чести и т. д. Всегда безмужняя. Он «обходит» человека, зашедшего в лес, то есть заставляет долго плутать на одном месте. Он товарищ лешему и полевому, недруг домовому. Под его корнями хранится сундук, в котором спрятана смерть Кащея.
Разной породы камни обладают разными свойствами. Я удивилась, что он вообще помылся. К заложным покойникам имеющим плоть, относятся ведьмаки, домовики (не путать с домовыми) и упыри — это не духи, а мертвяки. Это действительно был оборотень.
Так что этот Леший (старый и опытный) явно уже однажды завалил более молодого соперника, получил в бою небольшое, но брутальное увечье, но обзавелся трофейной шкурой. Но это, сами понимаете, не совсем медведь, все-таки дух леса. Бесы способны входить в людей и могут овладеть человеком в полной мере. Отправляется баба Яга на тёмные дела, непременно вылетая из избы через печную трубу, как правило, со свистом и шумом. Увидеть кикимору наяву — к несчастью. Кроме чёрного кота ей служат совы, филины, вороны, а иногда мыши.
В своей бане банник защищает людей от других нечистых. Бес наделён многими человеческими чертами. Даль В. И. Также обладают способностью к оборотничеству (превращаются в чёрную кошку, собаку, свинью, змея, чаще — в человека, странника, младенца, кузнеца, мельника, могут принимать облик знакомого — соседа, мужа и т. п. ). Близкий к упырям род нечисти — волкодлаки.
И поселения с такими обитателями предпочитает обходить стороной. На свете мало таких заповедных святых уголков, куда не могли бы проникнуть бесы. Власти над водой и лесом русалки не имеют, полностью подчиняются водяному. Сам он моется после всех в четвёртую очередь. Сост.
Считается, что своим прилётом к людскому жилью ворон приносит несчастье. Многие думали, что, где русалка пройдет, там хлеб лучше родится. Леший подходит греться к кострам, но прячет рожу. Деревянные фигурки домовых встречаются при раскопках древних славянских поселений. В брак черти в основном вступают с ведьмами.
Защитой от них служит крест и начерченный на земле круг, осенённый крестным знамением. Бог дома, семьи, который происходит, вероятно, от культа предков и домашнего очага. А основная из них, злобная баба Яга, сама способна была обернуться подколодной змеюкой. Власова М. Н. И так до следующей полночи.
По легенде живёт лихо в лесу в большой избе и держит овец, которые ночуют тут же с нею в доме. Если оседлает человека, то тогда у того пойдёт всё наперекосяк. От лешего у лешачихи рождаются дети — лешени. Заманят черти туда глупую бабу, заставят её танцевать, закрутят в танце, завертят.
Страшная, лохматая старушка и появляется в виде кошки. На вид космат, но более этой приметы нельзя упомнить ничего, он отшибает память. В последнем случае мельник хитростью заманивал какого-нибудь прохожего и сталкивал несчастного под колесо, причём подобная жертва могла приноситься ежегодно. Когда чёрт вселяется в человека, тот заболевает, начинает кликушествовать. Афанасьевым. С изумрудными глазами и зелёными волосами. Яшей в славянских песнях называли ящура — некогда жившего на земле и исчезнувшего прародителя всего живого, отсюда название «ящур».
Черти — духи дьявольской породы, самый многочисленный род нечистой силы. В свои длинные волосы вплетает болотную траву. Если Полевик разозлится, то в пору сенокоса у работника может быть солнечный удар. Волосы на голове, если есть, зачёсывает налево. Банный дух. Имеет облик безобразного старика с отдельными чертами животного. Из куста шипуля, за ногу типуля, кто. Она иногда помогает женщинам прясть.
К соседям он относится уважительно — будь то полевик (повелитель полей) или домовой. Всё проклятое — женщины, дети, мужчины, еда, вещи — становятся его добычей. Домовыми могли стать люди, умершие без причастия. Он остроголовый имеет козьи уши, рога и бороду.
Мстителен, хитёр и коварен, само олицетворение зла. Считается также, что бес непременно хром и остроголов. Иногда живёт на болотах. Но в общем было принято, что это существо все-таки скорее доброе, чем злое.
11. Иногда доброхот весёлого и шутливого нрава. Один глаз нормальный (левый), правый обычно больше левого и мертвый, неподвижный. Рассказывает мне потом: «Раздеваюсь в темноте и слышу из бани дедушкин голос: «Пришёл. Толстого и др. Все неприятные происшествия в бане (кто-то ошпарился или угорел и прочее) приписывались Баннику.
Рыбаки отдавали ему первую пойманную рыбу, бросали в воду лапоть со словами «На тебе, черт, лапти, загоняй рыбу. » Разгневанный водяной мог поднять бурю на воде, утащить человека в свое водяное царство, распугать рыбу. 6. Кащей хотя и называет себя бессмертным, власть его недолговечна. Бывает, что из спины незваного гостя вырезает ремень. Змея кусает не ради сытости, а ради лихости, — говорят о ней.
Иногда жертвы водяной приносили и пасечники. Во-первых, в преданиях указывается на то, что Леший часто предстает в зооантропоморфном виде, в частности — в виде медведя. Достаточно вспомнить произведения классиков русской литературы: А. С. Но лишь где-то далеко прокричит петух, всё останавливается, черти разбегаются кто куда. Домовой, домовёнок, спокойно живёт в домах верующих, который не боится образа Святого. В-четвертых, как мне подсказали друзья с ЖЖ — по мнению многих исследователей (в частности Дмитрия Зеленина) Леший может считаться олицетворением Велеса, чья базовая ипостась как раз медведь. Так что выбор пал на медведя. В другой притче лихо уселось мужику на шею. К этой же категории можно отнести ночниц, богинок и шуликунов, — всё это бесплотные духи из разряда «заложных» покойников, т. е.
Избавиться от лешего можно крестным знамением и молитвой. Одолеть его можно только молитвой и постом. Ну вот, добрались и до него.
Как и все ведьмы, она имеет маленький хвост, а также большие груди, свисающие до земли. Представлялся как старый длиннобородый дед, который господствует над Русалками. // М., «Северный паломник», 2002. Только характером похуже. Обычно её просят или ей приказывают: «Встань избушка, ко мне передом, а к лесу задом. » Бывает, что у избушки нет ни окон, ни дверей.
В ветвях дуба поселился ворон — птица вещая. Это черепа дятлов. Жена его лешачиха (лешуха, лисунка) — некрасивое, неряшливое, высокое существо женского пола, с длинными грудями, закинутыми за плечи. У него могут быть рога и козлиные ноги.
Они похожи на растения, которые, поглощая вредный углекислый газ, выдают полезный кислород. Вбивают кол наотмашь осиновым поленом одним ударом, затем труп сжигают на осиновом костре. Банник (банный, баенник, лазьник) — злой дух, особая порода домового, поселяющегося в бане.
Тут мне страшно стало, помылся наскоро и бегом домой». Также лешие умеют имитировать голоса человека, заводя ауканьем в чащобы путников. Руки-ноги покрыты шерстью. и т. п. В давние времена во время бури в реку или озеро бросали людей по жребию. В дупле всякого старого дуба часто обитает злой древесный дух — дубовик.
У зеркал есть тоже свои владычицы — их называют Зеркалицами. Дубовик способен обернуться усачом дубовым, жуком известным каждому энтомологу. Чтобы мельница стояла благополучно, её хозяин порой заключал договор с водяным.
Теперь нам надо прорисовать детали, это хитрый взгляд, носик побольше и волосы стоячие дыбом. Бог приложил палочку и, когда она загорелась, бесы вздумали её отнимать. Леший (лешак) — лесной дух, враждебный человеку, хозяин леса. На ночлег остановились в избе великанши.
Играя на свирели, он заставляет встречного мужчину танцевать. Ради шутки способен придушить сонного, но никогда насмерть. Навий можно было и умилостивить. Живут черти в лесах, на болотах, в заброшенных домах и церквях, на перекрёстках, могут вселяться в человека.
– Материалы по русской демонологии. Кикимора считается женой домового. Живёт это существо в болоте, одевается в одежду из ряски и мхов. Водяной (водяник, водяной дедушка) — злой дух, хозяин водоёмов.
Как правило, характерный признак появления беса — удушливый серный запах. Бывает, черти между собой подерутся и разнесут всю мельницу или того хуже – спалят дотла. Королёв К. // М., «Локид», «Миф», 1997. Там она запутывает человека, заманивает его в непроходимые места. Сразу убежать он не смог, — старуха уселась возле двери. Леший представлялся в виде косматого старика иногда даже обросшего корой.
После смерти эти души вынуждены томиться в облике русалок до 200 лет подряд. Сост. Может он превращаться в зверей и птиц, притворяться кустом, деревом или грибом. Из болота бес может выйти не обязательно в своём исконном облике, но и в образе земноводной четвероногой лягвы. Живёт она, как и домовой, в подполье или около печи.
13. Бесы же и их подвид анчутки (помесь чёрта и утки) — племя особое, наделены душой, почти такой же, как у людей и наиболее точное этому семейству определение — чертовщина. 12. Он может предупреждать хозяев о смерти кого-либо из домочадцев (в этом случае слышен плач) или, наоборот, возвестить о радости (слышен смех). Домовой (постен, суседко) — злой дух, хранитель и обидчик дома. В некоторых случаях, как и прочая нежить, считается полудухом. Следует немедленно покинуть баню и вызвать на помощь Домового.
// СПб, «Наука», 2001. Изображение оскаленного черепа на спине бражника «мёртвая голова» придаёт бабочке зловещий вид и, соответственно, право разорять соты лесных пчёл. Путает пряжу, бьет посуду, насылает на кур «вертун», когда те кружатся до изнеможения и падают, околев выстригает всю шерсть у овец. На земле сила его слабеет, в воде же всё ему подвластно.
Потом навьи стали и днем появляться на конях, но были невидимы. Встреча с этой дивой — к очень большой беде. К домовому, относиться нужно с любовью и заботой, так как обидеть его очень легко. Но в отличие от сестры, живёт в домах. Навии (навьи) – от древнерусского навь – духи смерти, духи умерших иноплеменников. Вообще, чуток отдельно, про лапти.
Из нежити ближе всего к ним водяной, которого нередко называют чёртом. Но хотя она и прядёт — рубахи от неё не дождёшься. Лопасти мельницы начинают вращаться ровно в полночь и закипает работа на всю ночь. Т. 1 – 2. Если русалка окликает человека по имени, следует хранить молчание. В противном случае топает, кричит по ночам, бьет посуду, щиплется.
Существовал обычай держать на водяных мельницах чёрных животных, любезных водяному. О таком мельнике в момент разносилась молва как о колдуне, знающемся с нечистой силой. Однако, несомненно, с нечистью и нежитью связан целый пласт национальной культуры. Чтобы уберечь пчел от наводнения, они бросали в реку свежий мед и воск, а иногда даже первый пчелиный рой (первач).
Привлекательные на вид плоды его ядовиты имя им – волчьи ягоды. Разделся, зашёл в баню, а там никого нет. Мудрая сова — советница бабы Яги. Грушко Е. А., Медведев Ю. М. От его отношения, доброжелательного или враждебного, зависело здоровье скота. В восточнославянской мифологии Кащея относят не к самым низшим представителям демонических сил и имя его пишется с прописной буквы.
Более того, существует вот такое высказывание: Леший — не свой брат: переломает все косточки не хуже медведя. Вне дома кикимора поселяется в лесу или на болоте. Поступки лешего непредсказуемы: то украдёт ребёнка, то сбережёт от дикого зверя.
Не чужды ему, впрочем и мелкие пакости (особенно если ему не нравятся хозяева): бьет посуду, щиплется до синяков, мучает скотину, кричит, топает и вздыхает по ночам. Как и прочей нежити полевику суеверный люд приносит дары. Криничная Н. А.
Жена водяного водяниха имеет большие отвислые груди и длинные волосы. Я бы грязная осталась. Иногда «сидит на печном столбе, ноги на лавках, груди на полках, голова на кожухе». Обиженным и убогим он обычно помогает. 1. В договор с водяным должны были вступать рыбаки, а также мельники.
Вид её ужасен и страшен. Но в основном это персонаж восточнославянской мифологии. Чтобы кикимора кур не воровала, вешают над насестом отшибленное горло кувшина или камень со сквозной природною дырой — «куриный бог».
Гоняясь за своими жертвами, русалки даже могут выскакивать за ними на берег. Во-вторых, бытуют поверья, что он впадает в зимнюю спячку (перевед, медвед). По одной версии имя «Яга» происходит от глагола «ягать» «ругаться, вздорить», а по другой — от огрублённого слова «Яшка».
Другая кикимора – домашняя, является таким же злым духом. Любимый персонаж сказок. Баба Яга изначально прародительница, очень древнее положительное существо, хранительница (если надо, воинственная) рода, традиций, детей и околодомашнего (часто лесного) пространства. Пропп В. Я. Люди ходят в это заведение специально для того, чтобы смыть с себя всю черную энергетику.
Особенно старается вредить ленивым и нерадивым хозяевам. Старается изжарить украденных детей, которых забрасывает в печь на лопате. Дети полевика луговики и межевики бегают по межам, шугая птиц и грызунов. Считается самым нарядным у русалки, распущенные волосы, длинной до хвоста. Леший.
Существа человекоподобные, обычно женского пола, обитающие в водоемах. Живёт он в углу за печкой, куда следует бросать мусор, «чтобы домовой не перевёлся». Леший любит заманивать в лес женщин, до которых особенно охоч, ворует у людей скот. Опасен для тех, кто моется в «третий пар», может испугать, задушить, содрать с них живьём кожу. Встреча с русалками — это к большой беде. Обитает в прудах, омутах, озёрах и водоворотах рек, преимущественно в чёрной воде.
Музей мифов и суеверий русского народа (г. Душа таких людей после смерти не могла попасть в Вырий (Рай) и маялась на Земле, привлекая к себе внимание различными проделками. Может вредить домашним животным, в особенности курам. Нечистая, неведомая сила (главы из книги).
умерших неестественной смертью и тоже определённо причисляются к нежити. Дело в августе было, перед отъездом. В дупле всякого старого дуба живёт злой дух дубовик. А это зрелище не из приятных.
Как уже говорилось, они побаивались лесного духа и ожидали от него враждебных проделок. Кайсаров А. С., Глинка Г. А., Рыбаков Б. А. Соприкосновение с этим растением для человека часто оборачивается тяжёлыми последствиями. Самый зловещий из всей нежити, людям приносит один лишь вред. Все ползучие гады в народных поверьях восточных славян — воплощение коварства и зла. Считалось, что с ним опасно ссориться.
Один из них сразу был ею зарезан и съеден. Иногда может летать по воздуху на помеле или кочерге. Зеркалица является добрым духом и не переносит нечистую силу. Углич). Водяной похож на лешего, но не оброс шерстью, у него «коровье брюхо», зелёные усы и борода, весь опутан тиной. И приносят этим огромную пользу. Не зная имени, она не в силах причинить вред.
Энциклопедия сверхъестественных существ. Велесова книга. Не видно было, есть одежда чья-то или нет. Водяной почти всегда враждебен людям. Действительно, русалки — это души утонувших людей, которые покончили жизнь самоубийством.
Выбравшись на волю, он отправился домой, но по дороге увидал воткнутый в дерево топор. Однако чёрт может появиться в любом месте. с рогами и копытами, не переносят. После этого мы по одному в баню не ходили. Хотел его взять, но рука пристала к топорищу так, что невозможно было её оторвать.
Чем же любит заниматься данный вид нежити. 9. На картинке изображены Полевик и Полуденица. Искушать людей соблазнами — основная цель пребывания их на земле.
Особенно любит наказывать рассеянных людей, но сильнее карает за произнесение проклятий. Мы жили летом в деревне. Чтобы покончить с упырём, необходимо вбить в его могилу осиновый кол. Одно из самых любимых их занятий, превратившееся в неутолимую страсть — это игра в карты. Когда семья живет в согласии со своим Домовым, он даже пытается помогать по хозяйству. Его супругой считается Мара — демон колдовства, ночной тьмы, дурных снов и кошмаров.
У меня Леший — это класс, т. е. Первая (болотная) – подружка Лесовика. Можно с ним и поладить: оставить хороший пар, тазик воды, хороший веник.
Из сборника А. Н. Афанасьева. Сломанный конец иглы знаменует смерть Кащея, крушение его царства и злых чар». В её обязанности входит делать мелкие пакости хозяевам иногда воровать детей. Из воды русалки выходят на Троицу и до Петрова дня блуждают по суше: бегают по полям, висят на деревьях эту неделю называют русальной и купаться в это время нельзя, особенно в понедельник (Духов день).
// М., «Лабиринт», 1998. Стоит их мельница где-нибудь за дальним лесом. Зеркалица — дух отражений и зеркал, она может отворить двери в иной мир. Про водяного говорят, водяной, большой начальник над водой. «Нечистая игра в карты с передержкой и подтасовкой отнесена прямо к бесовским вымыслам и науке».
Они невелики по размерам, способны на всё — от невинных шалостей до убийств. Вот такой у меня Леший нарисовался. В нынешние времена суеверные люди причисляют к бесовскому занятию и просто игру в карты. Обычно она проказит с веретёнами, прялкой и начатой пряжей. Представление о сове всегда связывалось с понятием о мудрости.
Живёт ворон до трёхсот лет, а всё оттого, что питается одной только мертвечиной. Полевик в хорошем расположении духа помогает сберечь свой дом — поле. Тождественный Лешего карпатский Чугайстер известный своим весельем.
Он может принимать и человеческий облик. Пушкина, Н. В. Известно, что змеиный яд являлся обязательным ингредиентом варимого ведьмами зелья. Предстаёт в облике высокой и худой старой женщины с одним глазом. Будет много букв.
он не один их много (как и Лесовики и другие лесные духи, кстати). У вышеперечисленных персонажей есть одна общая черта, все они по своей сути — оборотни. Русская народная мифологическая проза: истоки и полисемантизм образов: в 3 т. Т. 1. Полевик (полевой) — злой дух, полевой демон, дальний родственник домового. Делает он это исключительно с целью поразвлечь себя. Так баба ни за что и пропадёт, целой косточки от неё не останется, всю в муку её и перемелют.
Характерная черта в облике русалок — длинные, крупные груди. «Не дерзают злые духи прикидываться петухами — вестниками приближения светлого дня, который столь ненавистен всякой злой силе». В его ведении все жилые и хозяйственные помещения дома. Русалку представляют, с внешним видом отличающую от людей, плоским, рыбьим хвостом.
Мифы древних славян. Забор вокруг избы из человеческих костей, увенчанный людскими черепами с глазами. Сам утонул, а лихо выплыло и пошло, как ни в чём не бывало искать себе новую наживу». Гоголя, А. К. Задача божества — провести обряд инициации, то есть переродить человека в новое качество.
Что делает: считалось, что домовой — это предок хозяев дома, который умер без покаяния или за грехи назначен богом охранять домашний очаг (языческие верования здесь активно переплетаются с христианством). Живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, обычно лежит на лавке, вечно прядёт кудель и в то же время «глазами в поле гусей пасёт, а носом вместо кочерги и ухвата в печи поварует». Хозяин и сторож бани. Мужику ничего больше не оставалось, как ножом отрезать себе руку. Мой сын обычно мылся в бане с моим отцом. Проходящему мимо путнику он может предложить отведать яства из мухоморов.
Леший. Домовой невидимый, но иногда он показывается маленьким детям. Кащей (Кощей, Кош, Кощун) — злой дух, божество мрачных подземелий, языческий демон, символизирующий окостенение и оцепенение природы в зимнюю пору. Обвинялась в похищении детей, вместо которых оставляла зачарованное полешко.
К нежити относится и ряд менее известных духов, таких как овинник (гуменник), дворовый, хлевник и подполянник, а также полудница, водяниха, лешачиха, жердяй игоша, жихарь, лаюн и щекотун, межевики и луговики, прокураты и окоёмы, лихорадки, планетники, дубовики, лесовики, моховики и т. д. 10. Все бесы — слуги дьявола, они всячески стараются вредить людям, прежде всего, пытаются склонить человека к угодным им мыслям и поступкам. Крови он не сосёт, но нападает на людей и загрызает их.
Лесной дух-оборотень. Чаще всего его представляют в образе плотного, не очень рослого мужичка, с лицом, покрытым белой шерстью. «Банник не любит тех, кто парится по ночам и душит таких смельчаков, особенно если они творят омовение без молитвы».
Я говорю «Ага». // Н. Новгород, «Русский купец», «Братья славяне», 1995. Как правило, селится в домах, построенных на «нечистых» местах. Вот таким образом баннику приходится постоянно возиться с этой чернотой, разгонять ее по углам. Я постарался воплотить в этом красавце самое основное, что известно о леших в общепринятом (и главное — злобном) смысле. Ну а крыс мочит просто так как они крысы, Леший боится их голых хвостов.
// СПб, «Норинт», 1998. Бывает, что гладит спящего по лицу мохнатою ладонью, может ущипнуть или сорвать одеяло. Причем независимо от пола и возраста. У неё костлявые руки, костяная нога и длинный синий нос. В древней Греции были даже храмы этого Бога. В народе его представляют хозяином леса.
Используется бабой Ягой в качестве самокатной колесницы. ». Ему приносили в жертву чёрного козла, чёрного петуха или чёрную свинью. Большой толковый словарь русского языка. Вредный домашний и дворовый дух, враг домового.
Он — воплощение живого остова, олицетворение смерти, «косящий и собирающий зловещий кошт, урожай мёртвых». Ступа, пест и метла – неизменные атрибуты бабы Яги. (Славяне, в отличие от жителей Западной Европы, не представляли русалок в виде женщин с рыбьими хвостами. ) В ясные летние ночи они играют, пляшут и поют на берегах рек, качаются на ветвях деревьев, плетут венки. Ночью любит бросаться различной кухонной утварью, бегать по комнатам, топать ногами, стучать посудой, что нередко можно заметить у себя дома. 3. Вид пресмыкающейся гадюки у суеверных людей всегда вызывал смешанное с ужасом отвращение. Все обитатели невидимого мира (домовые, водяные, лешие, кикиморы и т. д. ) питаются черной энергией.
Чтобы обезопасить себя от проказ и гнева домового, ему приносили жертву (немного еды, табак и т. п. ). Одежду запахивает налево и носит наизнанку (показать в карандаше, что это изнанка оказалось не так-то просто). Бес (чёрт, шиш, лукавый и т. д. ) — злобное бесплотное существо, враг рода человеческого. Ещё лешего называют лесником, лесным дедушкой, диким мужиком. Во время жатвы она ходит по полосам ржи и тех, кто в самый полдень работает, «берёт за голову и начинает вертеть, пока не натрудит шею до жгучей боли».
Считалось, что они могут насылать болезни на и на домашний скот, а также стихийный бедствия. По ночам навии носятся по улицам, поражая всех, кто выходит из дома. Снопы, вязаные в бабку — место, где может притаиться полевик. Нечистая сила на игральных картах», 7995 г., СПб). Отличительная его черта — увеличенные клыки и особой формы уши, обычно заострённые.
Представляют облик его с рыбным хвостом, опутанного тиной, бородой и усами. Ну и напоследок — видите там у него висят птичьи черепа. Люди умирали от ран. А через печную трубу она вылетает в своей ступе. Постоянное место обитания чёрта — пекло (ад), где он и его собратья всячески мучают грешные души. Его перевозят в новый дом, чтобы охранял семью. Чаще всего Водяной предстает в образе старика с выпученными глазами и рыбьим хвостом.
Чтобы избавиться от лешачихи, нужно надеть ей крест на шею или отстегать рябиновой веткой. Боится Леший чёрных петухов, трёхцветных кошек и «четырёхглазых» собак. О повериях, суевериях и преданиях русского народа. Воплощение водной стихии в образе Водяного царя. Леший часто появляется в сопровождении волков, перегоняет с места на место лесное зверье и птиц, стережет лес от охотников.
Прогнать кикимору крайне сложно. Трудятся на мельнице тринадцать чертей, один из которых главный. Они могут напустить мор на домашний скот, наслать проливной дождь и град. Русалки очень опасны, так как обижены на мир людей.
Русалки. Филин, «совкин деверь», постоянный спутник лешего, а сычи — его гонцы. В своей книге «Нечистая, неведомая и крестная сила» Максимов пишет, что в «недалекую старину» (тут речь идет, вероятно, о XVII и даже XVIII веке) это мог быть какой-нибудь запоздалый путник, которого сталкивали в омут, позже жертвами стали мертвые животные (обязательно в шкуре). Столетний дуб — старый и дуплистый, но всё же могучий. Домовые любят домашних животных, особенно кошку и козу, но боятся сороки. Отсюда и мощные рога и вывернутые козлиные ноги (там копыта внизу, да) и окрас на самом деле у него наполовину волчий (в мифологии он часто оборачивается волком).
Кикимора (шишимора) – злой дух женского рода, живущий в доме, чертиха. Художественная литература также не раз обращалась к подобным загадочным существам. «Водяниха из воды выходит нагою в полночь и садится на камень тут она расчёсывает свои волосы большим гребнем».
Русские суеверия. Но и его старались задобрить игрой и пением на берегу водоема. Когда девушка обратилась в полицию, к её рассказу отнеслись скептически. // СПб, «Азбука-классика», 2001. Внешне отличается от человека тем, что имеет рога, хвост, козлиные ноги с копытами, в отдельных случаях свиной пятачок вместо носа, весь покрыт мелкой чёрной шерстью.
Даля и народным русским сказкам, собранным А. Н. Общеславянское слово, того же корня, что и «бояться». Свои большие зубы постоянно подтачивает. Их приглашали помыться в баню, под навесом которой или на крыше оставляли для них пищу. Борода и волосы седые. Всякого вида нечистой силы в природе водится множество. Иногда просто так от нечего делать он швыряется посудой.
Многие упыри — оборотни, могут принимать образы некоторых животных, чаще всего летучих мышей. Согласно народным поверьям, сова сторожит клады. Существует поверье, что только девушки, которые утонули в болоте, становятся кикиморами. В некоторых вариантах преданий он опоясанный, в других обязательно — нет.
Собственной наружности они не любят, а изображений в своём истинном обличье, т. е. Вот таким образом моряки и рыбаки всегда пытались умилостивить Водяного: в древности ему приносили в жертву черную животное (петуха, козла). Они не переносят женщин и всячески стараются соблазнить мужчин. Вот таким образом Баба-яга, вероятно, является прообразом либо умершего предка, либо некой жрицы, которая руководила обрядом кремации. Это злой дух, который позже представлялся в виде черта. Вот таким образом он их мочит.
Особо усердствует на Святки. Леший может принять облик любого лесного существа или растения. Избушка на курьих ножках — дом бабы Яги. Выглядят русалки именно так, как их принято изображать в сказках, — полудевушка-полурыба.
Дальше рисуем долгие ручки с большими ладошками. Кащей — жестокий чародей, способный к различным перевоплощениям. Входя в баню, люди говорят: «Крещёный на полок, некрещёный с полка». Долгое время держался повсюду слух, что водяной требует себе жертв живыми существами, особенно от того, кто строил новую мельницу. От прочей нечисти отличается свободой передвижения и мест обитания.
Зеркалица очень привязана к дому и его обитателям, вот таким образом смерть одного из членов семьи — и для неё горе тоже. или просто: Хозяин иди с нами в новый дом. Мифы народов мира. Кустарнику волчье лыко название такое дано неспроста — это растение-оборотень. Леший.
Недаром он живет за печкой или под порогом дома. Командование под водой берет над русалками и другими водяными жителями. Русалки, водяные, лешие, кикиморы во множестве встречаются в сказках, преданиях, песнях славянских народов.