В Россию живописные традиции европейского стиля рококо проникли вместе с западными художниками, которые служили при дворе, занимались педагогической деятельностью в Академии. Картины художников в стиле рококо отличались оптимистичным настроением, мягкими и яркими оттенками и служили украшением салонов и жилых помещений.
Над ним обычно вешалось зеркало в роскошной раме. Один из сторонников рококо в Италии, архитектор Тьеполо – способствовал распространению данного стиля в Испании. Шедевром театральной серии Ватто стала картина «Жиль» (1720). Но в его картинах явно просматривается и новый стиль.
Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях ("Свидание", "Погоня"). (см. В юном возрасте поступил в Академию художеств, где с 1766 по 1774 г. учился у Ж. -М.
Но при этом барокко больше стремится проявить монументальную торжественность, а рококо подчеркивает изящество и легкость в искусстве. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо и «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (для клавесина) или «Катание на санях» Леопольда Моцарта (для оркестра). За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. С 1760-х гг.
Главным становится стремление растворить детали в общем объёме предметов. Что касается Англии, то здесь Рококо оказал влияние в основном на прикладные искусства, например на инкрустацию мебели и производство серебряных изделий и частично на творчество таких мастеров, как Хогарт или Гейнсборо, у которых утончённость образов и артистическая манера письма полностью соответствует духу Рококо. Рококо – стиль, основанный на детали. Несмотря на неравномерное развитие экономической и культурной жизни в разных странах Европы, это столетие стало эпохой разума и просвещения, веком философов, экономистов, социологов.
Беззаботная жизнь светских салонов была сосредоточена вокруг женщины и капризы великосветских жеманниц (особенно фавориток короля) задают основной тон: изящно-декоративный и легкомысленный. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743).
1737), мать, читающая вместе с маленькими дочерьми молитву возле накрытого к обеду стола («Молитва перед обедом», 1744). мотивы рококо достаточно ясно звучат в творчестве Д. Давыдова, Батюшкова и главным образом раннего Пушкина, а также других поэтов, которые прививали русской дворянской поэзии жанр анакреонтической песни, эротической элегии, галантных мифологических «картин» и пр. Здесь всё возвращается, ускользает исчезает и ничто не прочно. В 1704-1708 создаётся перевод «1001 ночи», один за другим издаются сборники восточных сказок: татарских (1719), персидских (1712), монгольских (1732), китайских (1723), перуанских (1733).
Ф. Буше «Пейзаж с отшельником» (1742). Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного» и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус».
Их поэзия – это «поэзия мимолетностей» (posie fugitive), которая живёт мигом и является грациозным порождением великосветской суеты. Маскарад и жизнь для такого человека являются синонимами. Театральность характерна для всего искусства XVШ в. и для Ватто особенно. Он мастер мимолетного наброска с натуры. Модным словом становится bagatelle (фр.
Приложение 6). Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого – возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность. Победа Баха над знаменитым у себя во Франции Луи Маршаном в музыкальном турнире, который так и не состоялся публично (Маршан, услышавший игру Баха, предпочел тайно ретироваться), оказалась возможной не только в силу несоизмеримости талантов двух музыкантов. Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов— увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г.
Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. Говоря о мебели для сиденья вообще и эпохи рококо в частности, нельзя не упомянуть имя Томаса Чиппендейла (1718-1779). В скульптуре рококо других европейских стран также преобладали предназначенные для украшения интерьеров рельефы и статуи, небольшие статуэтки, в том числе из терракоты и фарфора (изделия немецкого скульптора, мастера фарфоровой пластики Иоганна Иоахима Кендлера). Фрагонара). Богатая тонкими переливами и несколько блёклая по колориту рокайльная живопись (на её стилистические особенности во многом повлияла декоративная изысканность произведений А. Ватто, эстетическое содержание творчества которого, однако, далеко выходит за идейные и художественные рамки рококо) также имела преимущественно декоративный характер (французские мастера Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Натье, Ф. Буше, отчасти Ж. О. Фрагонар). На портретах изображено то, что художник наблюдает в действительности.
Ее поза несколько скованна, но в этой застылой торжественности много ощущения трепетной жизни, душевной теплоты. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Шарль-Жозеф Натуар, братья Ванлоо, Антуан Куапель, отчасти Элизабет Виже-Лебрен и другие) и это влияние продержалось вплоть до Великой Французской революции 1789 года. К числу лучших его работ этого периода относятся «Автопортрет с палитрой» (1794), портреты супругов Серизиа (1795). Недаром мебель рококо кажется будто бы отлитой из одной пластичной массы.
Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Поэты рококо, воспаряют в мир феодальной сказки из которого изгнано всё, что может напоминать о грубой прозе окружающей жизни, отталкиваясь при этом от мира «низкой черни». С барокко данный стиль схож общим стремлением к завершенности форм. Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере. Приложение 5).
Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями. В 1717 Ватто присвоено звание академика. Архитектура рококо меньше всего заботилась о целесообразности и рациональности. Тяжелый прибор любезно поддерживает кавалер. Здесь господствуют безудержная фантазия и камерная подчеркнуто хрупкая декоративность.
В 1757 г. И. Шувалов открывает в Петербурге Академию художеств, в Москве открывается МГУ, в 1746 г. В декоре все чаще присутствуют женские головки, как бы вырастающие из цветка, трактованные в изящном повороте изображения нимф и фавнов. Это портретная живопись Антропова и Рокотова. Стиль рококо внес существенные изменения как в построение, так и в декорацию иконостасов. Натье, Ф. Буше, Ж. О. Все это вместе составляет праздничное, действительно феерическое зрелище.
В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой.
Так, одна из наиболее знаменитых его картин, «Клятва Горациев» (1784), сюжет которой был взят из трагедии Корнеля, посвященной трем молодым римлянам, готовым расстаться с жизнью во исполнение долга, воспринимается как революционный призыв. rocaille — декоративная раковина, ракушка, рокайль), реже рококо — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. К характерным работам мастера относится его картина "Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком" (Государственный Эрмитаж). Сложнейшие асимметричные резные и лепные узоры, затейливые завитки внутреннего убранства контрастировали с относительно строгим внешним видом зданий, например Малый Трианон, выстроенный в Версале зодчим Габриелем (1763-1769 гг. ).
Во французской историографии стиль Регентства и стиль рококо рассматривают раздельно. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Молодыми современниками Верне были Луи Габриэль Моро Старший, писавший изысканные по колориту виды Парижа и его окрестностей («Холмы в Медоне») и Гюбер Робер, побывавший в Италии, любивший писать античные руины и соединявший в одной композиции несколько разных памятников. Особенно эмоциональны и лиричны его пейзажи («Мельница», 1752).
Эпикурейский вкус (главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, вот таким образом их основной этический принцип — удовольствие) регента воплотился в светлых и интимных интерьерах Пале-Рояля, новой парижской резиденции. Не случайно термин рококо возводят к слову раковина, рокайль. Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. В эпоху рококо эстетизируются не цели, а средства искусства. Конкурсная работа молодого художника на Римскую премию — «Бой Марса с Минервой», написанная в 1771 г., хотя и пришлась по нраву академическим кругам (она была исполнена в академической манере), полагающейся награды Давиду так и не принесла. Рокайль (от фр. rok – скала, утёс) – главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины. Сам Фальконе являлся управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры.
В отличие от манерной живописи многих современников Ватто, «Паломничество на остров Киферу» поражает своей эмоциональностью и поэтичным очарованием. Чаще всего художник писал знатных лиц. Для живописи характерны эротико-мифологические, эротические, а так же пасторальные (пастораль) сюжеты.
Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. В графике заметное влияние Р. у И. Филиповича (орнаментика на портрете И. Сапеги) и др. Часто предметы и украшения имели капризно ассиметричную форму. Около 1702 приехал в Париж, работал как копиист.
Фрагонар создавал тонкие и лиричные пейзажи («Берег моря близ Генуи», 1773), одухотворенные и искренние портреты («Мадам Фрагонар», «Маргарита Жерар»), свежие по колориту жанровые сцены («Прачки», «Поцелуй украдкой», 1780-е) и реалистичные и немного ироничные мифологические композиции («Похищение рубашки Амуром», ок. В частности, в церквях в Сорочинцах, Марте (Грехопадение), Св. -Покровской церкви в Междуречье (Сон Иакова, Зишествие в ад, Видение Савла, Усикновения) и в Смеле (евангелиста, жизнь мученицы Варвары), фрески в Троицком монастыре в Чернигове (Видение Савла) и др. Он создал 27 либретто, неоднократно положенных на музыку, а также тексты ораторий, кантат.
Его кисти принадлежат такие произведения, как "Падение Симона-мага" (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), "Ахилл среди дочерей Ликомеда" (Флоренция, Уффици), "Возвращение блудного сына" (Турин), "Кающаяся Магдалина" (Дрезденская картинная галерея), "Святое семейство", "Геркулес на распутье", "Великодушие Сципиона Африканского" (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см.
Рококо также следует отличать от переходного периода Регентства, времени правления регента, герцога Филиппа Орлеанского (1715-1722). Да и сам по себе инструмент, клавесин, переживший в эпоху галантного стиля и рококо свою наивысшую точку расцвета и популярности, что это как не наивысшее выражение всех черт того же стиля рококо. Наиболее известные произведения того времени: «Галантная Индия» Ж. Ф. В эпоху рококо широко развилось мист. В России веяния рококо, особенно сильные в середине XVIII в., проявились главным образом в отделке дворцовых интерьеров (в том числе созданных В. В. Растрелли), лепном декоре зданий, в ряде отраслей декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, художественное серебро и фарфор, мебель, ювелирное искусство). В росписях плафонов, стен, наддверных панно (десюдепорт), в гобеленах преобладали пейзажи, мифологические и современные галантные темы, рисовавшие интимный быт аристократии, пасторальный жанр (пастушеские сцены) идеализированный портрет изображающий модель в образе мифологического героя.
Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789. Он испытал заметное влияние итальянских мастеров XVII-XVIII вв. Но француз Ватто воспринимался как нечто недостойное славы Франции. Почти все большие художники 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов ("Падение Симона-мага"). Шарден начал творческий путь с натюрмортов. «Изящный» – ключевое слово данной эпохи. Именно Метастазио создаст либретто оперы сериа, которые признают классическими образцами жанра.
В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя). Отсюда и успехи жанра идиллии, с её условным миром галантных пастушек и пастушков, нежными напевами свирели и журчанием прозрачных ручьев, успехи феерий в драматургии и «фейных сказок» (contes des fes) в повествовательной литературе. Одним из крупнейших мастеров французской живописи второй половины XVIII в. был Оноре Фрагонар, работавший во многих жанрах. Распространяясь в зодчестве стран Европы, стиль рококо часто являлся своеобразным местным вариантом позднего барокко. В росписях плафонов, стен, наддверных панно (дессюдепорт), в гобеленах преобладали пейзажи, мифологические и современные галантные темы, рисовавшие интимный быт аристократии, пасторальный жанр (пастушеские сцены) идеализированный портрет изображающий модель в образе мифологического героя. Помпео Джироламо Батони (1708-1787 гг).
В произведениях живописцев отсутствует действие, в них господствуют отвлечённое элегическое настроение, глубоко интимный подтекст, пристальное внимание к оттенкам настроения. стиль рококо повсеместно вытесняется классицизмом. Декоративная изысканность произведений Ватто послужила основой сложения рококо как стилевого направления (хотя в целом творчество художника далеко выходит за его рамки), а его поэтические открытия были подхвачены уже после смерти Ватто французскими живописцами середины – второй половины XVIII века. Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Рококо больше не ждал от своих героев подвигов и преодоления себя. К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве.
Любопытно, что он не повесил в Музее Наполеона (так переименовали Лувр) даже Паломничество на остров Киферу – картину, которая была конфискована в числе прочих почетных произведений упраздненной Королевской Академии. Её «трубный глас» нестерпим для изнеженного слуха этих поэтов. Ценили Грёза просветители, считавшие, что искусство — великая воспитательная сила.
Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график. Эти творения великого фламандца произвели на Ватто неизгладимое впечатление. В искусстве стиля рококо иллюзия занимает место действительности. Не имея денег, весь долгий путь он проделал пешком. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси).
В нее были включены не только орнаменты, но и проекты зданий, фонтанов, решёток и др. cartel – карта, свиток бумаги). Актуальными становятся идеи гедонизма (этическое учение, согласно которому высшим благом и целью жизни является удовольствие).
Для Виван-Денона Ватто был художником, к которому он питал сугубо личное отношение. Однако искусство рококо имело ярко выраженные, только ему присущие особенности. Подобный инструмент и линейка лежат поодаль на земле. Пышность и яркость, действительно, роднили этот стиль с барокко.
Рококо – изысканный и утончённый стиль начала восемнадцатого века. Рядом дама, держащая в руках угольник, необходимый для измерений. Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых. Появляются чисто женские предметы мебели. ниже). Это — ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции.
Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. Выдающиеся образцы интерьера эпохи рококо дал и Антонио Ринальди (1710, – 1794) в Китайском дворце Ораниенбаума (итальянец, почти всю жизнь работал в Петербурге, Российская империя). В эпоху раннего рококо здесь работали преимущественно мастера немецкого происхождения, авторы многочисленных статуй, украшавших Римско-Католические костелы: Т. Гуттер, К. Кученратнер (костел бернардинцев во Львове), Т. Фершер (в Белз), Ю. Маркварт (в Жовкве и костел Иезуитов во Львове) и др. Если в «Клятве Горациев» представлены идеализированные, несколько абстрагированные образы, то в вышеназванных портретах он, наоборот, утверждает материальную сторону мира без какой бы то ни было идеализации.
Все чаще художник стал обращаться к сюжетам с аллегорическим подтекстом, в которых немаловажное значение приобретает идея доблести, победы долга над личными привязанностями. Для форм мебели рококо характерен полный отказ от автономности отдельных элементов конструкций (архитектоничности), симметрии и прямых линий. Рококо привнёс в искусство любовь к сельским идиллиям и пасторалям. Наполеон выразил желание, чтобы в произведении искусства было прежде всего отражено восхваление империи и тогда Давид по его заказам написал две крупные композиции: «Коронование императора и императрицы» (1806-1807) и «Присяга армии Наполеону после раздачи орлов на Марсовом поле в декабре 1804 г» (1810).
(Шарден, Ланкре, Патер, Буше, Фрагонар и др. ). Развитое рококо (примерно 1725-50) широко использовало в декоре резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рокайли, маски-головки амуров и т. д. в убранстве помещений большую роль играли рельефы и живописные панно в изысканных обрамлениях (десюдепорты и др. ), а также многочисленные зеркала, усиливавшие эффект лёгкого движения (так называемый стиль Людовика XV). В формах диванов и кресел учитываются и особенности пышной женской одежды.
В этом отношении наиболее характерен портрет молодого Энгра (1800), необычайно мягкий и живописный. Попытки отойти от стилистики рококо делал скульптор Эдм Бушардон (1698-1762). Произведения Шардена лишены манерности Буше, в них нет повествовательности и драматизма. Этот стиль отличался легкостью, грациозностью интимно-кокетливым характером.
Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Это и стоящий на высоких ножках секретер с наклонно расположенной откидной доской и множеством потайных отделений картоньерка (шкафчик для бумаг) туалет с откидным зеркалом и разнообразные тумбочки. В своих колористических исканиях рокайльные мастера шли от Рубенса, Веронезе и венецианцев, но предпочитали не их насыщенные, сочные цвета, но бледные полутона: красный становится розовым, синий — голубым, появляются лимонно-желтые, блекло-голубые, розовые, сиреневые цвета, даже вымышленные — вроде «цвета бедра испуганной нимфы». Цветы на муаре рассыпаны без учета складок, подобное «узорочье» ложится на плоскость, как в древнерусской миниатюре.
Почти все большие художники XVIII века были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). В эпоху рококо скульптура (преимущественно полихромные) стала существенной частью архитектурной композиции, а орнамент (в частности в резьбе) набрал форм раковины (rocaille). Она стала трактоваться в виде причудливого завитка с двойным S-образным изгибом. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру.
Именно в это время (1709-1728) Маттиас Даниэль Пеппельман строит знаменитый дворец Цвингер – жемчужину саксонского барокко, где теперь расположена Дрезденская картинная галерея. Девятнадцатилетним юношей Батони переезжает в Рим и остается здесь до конца своей жизни. при отделке кафедры св. Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра.
В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. стиль Людовика XV. Внимательный зритель даже угадает фактуру ткани.
Одним из основоположников стиля «рококо» был талантливый художник Антуан Ватто, давший наиболее абсолютное воплощение принципам этого стиля. Выдающийся декоративный и живописный дар Буше ценили современники. Изящный – ключевое слово данной эпохи. и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего стиля Людовика XV и периодом правления Людовика XVI (1774-1792).
Суходольский показал прекрасное умение сочинить и разнообразить сюжет. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. китайщиной – шинуазери (от фр.
Фирсов, Б. В. Суходольский. Под аркой, на заднем плане сидит молодой человек, задумчиво вращающий небесный глобус. Так изменились критерии физической красоты.
1760-х pp., работали уже преимущественно местн. Большой успех Шардену принесли жанровые работы, написанные в 1730-1740-х гг. В 1736г. Поэтическое очарование отличает и рисунки Ватто выполненные обычно сангиной либо в три цвета (мел, сангина итальянский карандаш) и запечатлевшие разнообразные типы французского общества начала XVIII века легкие штрихи и волнистые линии воссоздают в них нюансы пластической формы, движение света, эффекты воздушной среды. В этой работе художник намеревался показать возможность примирения враждующих партий.
В последнем этапе развития скульптуры рококо, в нин. Шумского. Своим предтечей в один голос они объявляли великого Жана Батиста Люлли. На картине изображена женщина из народа, по-прежнему верная идеям революции. Провисев над входом в лавку всего пятнадцать дней, «Вывеска Жерсена» привлекла множество зрителей.
Мебель изящна и легка. Справа молодой человек и его юная подруга, составляющие единую группу. rococo), рокайль (от орнаментального мотива рокайль), стиль, получивший развитие в европейских пластических искусствах первой половины XVIII в. Возник во Франции в период кризиса абсолютизма, отразив свойственные аристократии гедонистические настроения, тяготение к бегству от действительности в иллюзорный и идиллический мир театральной игры. Наверное, Ватто часто рассматривал рубенсовские картины в Люксембургском дворце и густонаселенные венецианские действа под величественными колоннадами в полотнах Веронезе.
Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Выдающимися представителями позднего рококо были С. Фессингер (каменные статуи на фасадах костелов в Подгорцах, Доминиканцев и Марии Магдалины во Львове), А. Осинский (алтарные фигуры в костелах бернардинцев в Збараже, Доминиканцев во Львове и др. ) и И. Пинзель (скульптуры для фасады кафедры св. по документу из РГИА). Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Картелль (франц. Хотя рисункам Буше не хватает глубины и искренности, они по-своему выразительны и изящны.
Клавесин XVII в. Крупные музыкальные формы (оперы, балеты) состояли из небольших номеров, обычно связанных между собой. Эти декоративные мотивы пользовались большой популярностью и были включены в арсенал декоративных средств под названием genre pittoresque (живописная, живая манера). Здесь изображены простые и спокойные сцены жизни семьи: стирающая белье прачка, ребенок которой забавляется мыльными пузырями («Прачка», ок. Уже в скором времени он предстал перед судом, отрекся от М. Робеспьера и был освобожден. Главный создатель пасторального жанра, Буше изображал в своих композициях сентиментальных пастушков и пастушек или чувственных красавиц из античной мифологии («Триумф Венеры», 1740 «Купание Дианы», 1742 «Уснувшая пастушка», 1745). При этом необходимо отметить, что в Германии искусство и поэзия рококо никогда не могла подняться до той степени аристократической галантности, которая характеризовала литературу дворянской Франции.
Вернувшись на родину, во Францию, он стал необыкновенно популярен. В 1795 г. Давид задумал полотно «Сабинянки останавливают битву между римлянами и сабинянами» (реализация данного замысла произошла только в 1799 г. ). Король Прусский Фридрих I был большим поклонником всего французского искусства. В тесной связи со стилем рококо стоят также фиабы (драматические сказки) Карло Гоцци, который растворял жизнь в потоке изощренной иллюзии.
Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных. Музей изобразительных искусств им. Налицо повальное увлечение т. н. Эмалевые створки, расписанные на чисто светский житейский сюжет любовного характера, обрамлены узким бордюром вогнуто-выпуклой формы.
Другой, характерной чертой того времени была эротика. Стиль Рококо не получил распространения в композиции архитектурного экстерьера (внешнего вида зданий). Это лишило поэта от материальных препятствий и позволило сосредоточиться на творчестве.
Чуть сзади другой наблюдатель, он смотрит в прямой телескоп. О каких характерных особенностях в музыке можно говорить в связи с этим стилем. Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства.
Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты. Антуан Ватто родился в 1684 г. в Валенсьене в семье кровельщика. В искусстве определяется легкими, нервными, нежными и причудливыми формами (игривое рококо). Юра и Распятие для костела св. Часто в исполнительских ремарках указывалось «нежно», «наивно», «весело», «любезно, учтиво», «воодушевленно» и т. д. Поскольку музыка звучала на светских приёмах и во время еды, особо приветствовались разные выдумки, карнавальные имитации и остроумные развлекательные приёмы для увеселения аристократических слушателей.
В колорите интерьера рококо преобладают нежные пастельные тона. В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Меняется и формальный строй его работ.
Он возник в камерном искусстве периода Регентства, в интерьерах аристократических гостиных, салонах и будуарах. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Буше – самый знаменитый и удачливый мастер, работавший в стиле рококо. различными окаменелостями имитирующими естественные (природные) образования и «рокайльщик»— это мастер, создающий такие убранства. Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета.
Б. Лемуан во Франции, И. И. Кендлер в Германии). «Коронование» характеризуется новой, более яркой цветовой гаммой (здесь присутствуют черные, белые, зеленые, красные и золотистые тона), в которой угадывается стремление живописца передать краски такими, какие они есть на самом деле и несоответствием между реалистическим портретом и театрально напыщенной и вялой композицией. В Мейсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер. Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест.
И здесь рококо ждало открытие. Мягкая манящая мебель с закруглёнными углами вытеснила масивные дубовые шкафы и бюро из чёрного дерева. Так родилось название нового стиля. Рококо предпочитает лёгкость и изящество в то время как барокко тяготеет к монументальной торжественности, .
Его бытовые сцены вполне соответствуют характеру стиля рококо— уютные гостиные, праздники, карнавалы. Мебель теперь старается быть не только репрезентативной, но и комфортной. Рококо несёт в себе в основном орнаментальную направленность само его название происходит от сочетания двух слов: барокко и рокайль (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка ракушками и камешками фонтанов и гротов). Бернардо Беллотто работал также в Германии.
Произведение кисти Суходольского носит не столько национально-бытовой, сколько декоративно-аллегорический характер. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743).
Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями. Большинство построек рококо – это частные дома французской знати и загородные дворцы. Стилистика рококо проявляется в прихотливой форме десюдепорта (панно, висящее над дверью), особенностях живописной гаммы. Это— ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции.
Литературные произведения этого периода отличались утончённым изяществом, лишённым каких-либо гражданско-патриотических мотивов им свойственны фривольность игривость и беззаботность. Скульптура рококо во Франции менее значительна и своеобразна, чем живопись.
Впервые о художнике заговорили после создания им картины «Отец семейства, читающий Библию». Комнаты в них не располагались анфиладой (как в XVII в. ), а образовывали ассиметричные композиции. Французский историк искусства Луи Откёр (1884-1973) в третьем томе «Истории классической архитектуры во Франции» (1952) показал, что классическая традиция в искусстве Франции никогда не прерывалась и, в частности, стиль Рококо был связан не только с новыми орнаментальными мотивами, а с дальнейшим развитием классицистического стиля с преобладанием изогнутой линии и криволинейных поверхностей. Другой, характерной чертой того времени, была эротика.
Цветовая гамма интерьеров в стиле рококо— очень нежная используются пастельные тона: розовый, голубой, светло-зеленый в сочетании с золотом и серебром. ниже). серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). В картинах Ватто никогда нет чистого тона.
Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Ротье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг.
Стиль рококо создан для женщины и приспособлен к ее вкуса и прихотей. Вьена, синтезировавшего в своем творчестве два стиля: классицизм и рококо.
Это портретная живопись Антропова и Рокотова. Жак Луи Давид — французский художник, художник просветительского классицизма и ампира, а также один из основоположников нового искусства — родился в 1748 г. в семье состоятельного парижского коммерсанта. Между тем предыдущий стиль Людовика XIV, так называемый Большой стиль (вторая половина XVII в. ), в своей основе был классицистическим с небольшим включением барочных элементов.
В «чистом виде» музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве «великих французских клавесинистов» Франсуа Куперена («Великого») и Жана Филиппа Рамо (не менее великого, но без такого же «титула»). Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого — возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Человек эпохи рококо влюблен в декорацию вообще, а также в её праздничную личину.
Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Недаром мебель рококо кажется будто бы отлитой из одной пластичной массы.
Преимущественно декоративный характер имела богатая тонкими переливами цвета и одновременно несколько блеклая по колориту живопись рококо (картины и росписи Франсуа Буше, Джованни Антонио Гварди, Никола Ланкре, Джованни Пеллегрини, Жана Оноре Фрагонара). Фамильные особняки, как образцы нового вкуса и соответственно обставлялись: появились ванные и туалетные комнаты, овальные кабинеты и столовые в китайском вкусе. В ранний период развития французского рококо (примерно до 1725) в отделку помещений вводился дробный орнамент, предметам обстановки придавались прихотливо изогнутые формы (так называемый стиль регентства).
В отличие от Италии стиль барокко во Франции не получил значительного распространения. Мебель эпохи рококо очень изящна.
Само название стиля рококо произошло от французских слов rococo и rocaille, которые означают декоративный мотив в форме раковины. Франсуа Буше (1703–1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор. В то же время здесь сказывается увлечение русского художника европейскими образцами, жанровыми сценками с так называемыми «галантными прогулками» или «костюмированными увеселениями». Давид изобразил его сидящим у городских ворот Константинополя и просящим подаяние. Бернардо Беллотто работал также в Германии.
И никогда ранее интерьер так точно не соответствовал характеру жизненного уклада. В эту эпоху художники стремились найти изысканные, редкие оттенки, которые получали удивительные названия: «цвет потерянного времени», «голубиная шейка», «цвет бедра взволнованной нимфы», «веселая вдова», «резвая пастушка». Примерно в это же время Давидом было написано одно из самых значительных полотен эпохи — «Зеленщица» (1795).
Иконостасы рококо не имеют сплошной площади и не сохраняют симметрии и структурной логики. Затем жанр себя исчерпал, покинул профессиональную музыкальную среду на добрую сотню лет. В меблярстви работали мастера-резчиков из Глухова, Нежина, Одесская. (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Мейсене и Челси). С 1740-х pp.
Художник вывел на передний план актера в белой одежде. В зрелый период творчества Антуан Ватто разрабатывает новый тип сюжетов – театральные сцены и галантные празднества (картины Праздник любви, Общество в парке, около 1720, – дрезденская картинная галерея Затруднительное предложение, около 1716, Капризница, около 1718 – Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Меццетен, 1719, музей Метрополитен, Нью-Йорк Паломничество на остров Киферу, 1717-1718, Жиль в костюме Пьеро – Лувр, Париж), в которых за галантной игрой постоянно повторяющихся персонажей, под маской актера кроется бесконечное разнообразие оттенков поэтического чувства, целый мир тончайших душевных состояний, нередко окрашенных иронией и горечью, порожденной столкновением мира мечты с реальностью. Юра, в церквях Успенской, Николаевской и св. Иллюзия торжествует. Аллегории, темы исторические, мифологические, жанровые – все это темы любви. Протест – это, пожалуй, слишком сильно сказано о стиле, менее всего демонстрирующем какую бы то ни было силу.
При Елизавете новый импульс развития получают отечественные наука и искусство. За время нахождения в тюрьме Давид успел написать уголок Люксембургского сада (1794), наполненный спокойствием и умиротворением и автопортрет (1794), оставшийся незаконченным, в котором царит абсолютно противоположное чувство. Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным, сияющим белизной пейзажным антуражем. Портрет и пейзаж – не случайно очень важные в эту эпоху жанры. На рукавах были широкие обшлага.
Лучшие иконостасы эпохи рококо были в Киеве церквах: Успенской на Подоле, Щекавицкой, Петра и Павла, Георгиевской, Трех Святителей, Выдубецкого Михайловского монастыря, некоторых церквей Лавры также в Ромни (1764), Изюме, Лохвице, Гадяче, Козельце, Чемерис грецкого (1766), Ярышев (1768), Печанивци (1771) и др. В Италии крупнейший представитель того времени — Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция — 1770, Мадрид). Стены оформляются деревянными панелями., гл. Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество. Учение у живописцев Клода Жилло (1703-1707/08) и Клода Одрана (1708-1709) способствовало пробуждению интереса Ватто к театру и декоративному искусству.
преимущественно в дворцовой скульптуре работали мастера-французы (Лябен) или франц. Так Д. Дидро называл этот стиль временем испорченного вкуса. В дальнейшем Давид продолжает работать с материалами античной истории. В Италии была распространена «легкая» поэзия, пастораль.
На основе архитектуры рокайльных построек синтезировалось жанровое многообразие искусств. Форма раковины постепенно стала основным декоративным мотивом рококо, который стали называть «рокайль». cartelle от carte – карта, свиток бумаги) – то же, что картуш – элемент, знакомый по искусству Барокко, Но слово "рокайль" было тогда новым. Отделка предметов достигает высочайшего уровня. По возвращении на родину им была выставлена картина «Велизарий, просящий подаяние» (1781).
Интересно, что в крупных формах (операх, балетах и кантатах) эти тенденции также себя проявили. Сюжеты только любовные, эротические, любимые героини – нимфы, вакханки, Дианы, Венеры.
Проучившись несколько лет у местного художника, Ватто отправился в Париж. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты). Сам мир он воспринимает сквозь призму театральных эффектов в виде непрестанной смены живых картин. В эпоху Просвещения отношение к нему было весьма критичное. Столичные любовные интрижки, «анекдоты, летопись обедов», «тысяча прелестных мелочей, о которых не догадываешься даже, когда отдаляешься» от столицы, образуют её привычную среду. Можно сказать, что это был своеобразный шаг назад.
Натюрморты были восторженно встречены публикой и, окрыленный успехом, художник представил свои картины в Академию, получив за них звание академика. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты).
Грёз посетил Италию, но эта поездка мало что дала ему. Рококо получил своё название от характерного для данного стиля орнамента рокайль. Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. Главными её чертами стало стремление к игривому виду, необычной планировке, орнаментальности и фигурной отделке.
Ножки мебели выгнуты изящной линией. Не только французские, но и русские вельможи стремились заказать у Робера картины для украшения своих дворцов (в частности, князь Юсупов, для усадьбы которого художник исполнил несколько пейзажей). Например, в "Святом семействе" (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части. В 1750-х гг.
Многие исследователи считают рококо лишь ответвлением позднего барокко, потерявшим монументальность великого стиля. Мода на сказку преобразуется в крупнейшее явление литературной жизни. Рококо стало блестящим завершением стиля барокко. Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно.
1754, ГТГ). Величественная, полная достоинства фигура кардинала четким силуэтом вырисовывается на темном, почти нейтральном фоне. В росписи стен, плафонов, в гобеленах, наддверных панно преобладали современные и мифологические галантные темы, пейзажи, которые рисовали интимный быт аристократии идеализированный портрет, который изображал модель в образе мифологического героя, пасторальный жанр. Они несколько ограничивают глубину картины, придвигаясь близко к переднему краю композиции и симметрично разделяя ее на три равные части, тем самым образуя ритмическую основу построения.
Великосветская знать, разбогатевшая буржуазия считали своим долгом иметь в своем дворце или отеле «китайский зал», отделанный деревянными лаковыми панно, обставленный китайской мебелью и украшенный китайским фарфором. Живопись Буше в полной мере отразила декоративные принципы искусства его времени. За стилем барокко следует стиль рококо. В этом состояло главное отличие рококо от барокко. По сути, этот образ можно рассматривать и как образ самой революции, недаром между синим фартуком и белой повязкой ярко пламенеет красная косынка (три цвета революционного знамени). К этому времени он воспринимался как символ легковесности и был вытеснен неоклассицизмом.
Формы литературных произведений в основном малые: пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы, галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Лирика в основном проявилась в форме игривых посланий, мадригалов, сонетов и эпиграмм (Эвариста Парни, маркиз де Лафар и др. ). Они не учились за границей, большинство из них сформировалось в так называемой «живописной команде» Канцелярии от строений. Рококо – искусство идущей к упадку аристократии, утратив драматизм и энергию барокко, стало хрупким, утончённым, призывающим к наслаждению и чувственным радостям. Типичные сюжеты – Триумф Венеры или Туалет Венеры, Купанье Дианы и т. д. Музыку к произведениям Метастазио создавали Гендель, Вивальди, Моцарт, Антонио Сальери. На карманах— огромные клапаны.
Рококо (франц. Рококо (Rococo), стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале 18 века и распространившийся по всей Европе. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора.
Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Новые веяния проникли в Академию. Кроме фарфора— в моде серебро. Его использовали с негативным оттенком. Центром развития скульптуры рококо был Львов.
Рококо (фр. В архитектуре многих церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман) их пространственные конструкции, торжественность стиля барокко сочетаются со свойственным стилю рококо изысканным живописным и скульптурным внутренним убранством, при этом создавая впечатление сказочного изобилия и лёгкости. В это же время появилась еще одна картина Давида — портрет графа Потоцкого (1781), который был написан благодаря одному эпизоду из жизни мастера. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов.
Художник представляет нам сцену в парке. В живописи рококо проявляется в смене тематики и выразительных средств, картины и фрески чаще становятся украшением интерьера, чем самостоятельным произведением искусства.
То, что мы сейчас называем «рококо», в своё время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг. Жерсена (1720, Картинная галерея, Берлин-Далем). В 1722 году Буше было поручено иллюстрировать новое издание Французской истории Оноре Габриэля Даниеля, а в 1723 году Буше получил академическую премию за картину Евил-меродах, сын и наследник Навуходоносора, освобождающий из оков царя Иоахима. Среди его лучших произведений – картина туалет Венеры (1740, Стокгольм, Национальный музей) и Портрет мадам де Помпадур (см.
по документу из РГИА). Позже Давидом была написана картина, прославляющая этого героя революции.
Оно передано иллюзорно-вещественно. Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь. А. С.
Все предметы интерьера изготовлены с большим вниманием к комфорту и мелочам жизни. Пушкина (Москва)Картина иллюстрирует эпизод новеллы Лафонтена «Отшельник». Среди материала к «Клятве» были десятки портретных рисунков, характеризующихся достоверностью и правдивостью, среди которых, например, рисунок головы Лепелетье де Сен-Фаржо, убитого монархистами. В основе композиции «Астрономии», вероятно, лежат картины или гравюры западноевропейских мастеров. Если другие исторические стили рождались в архитектуре и даже более того – на основе кардинальных изменений архитектурной конструкции, как, например, Готика, Классицизм, Барокко, Неоклассицизм и лишь затем распространялись на другие виды искусства, то стиль Рококо является исключением.
Данный поступок можно рассматривать как призыв художника к защите отечества. Среди значительных мастеров рококо были художники самого разного дарования, обращавшиеся к самым разным жанрам живописи: Ж. М. Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Живопись не несла морали, она была оптимистичной, радостной, светлой, где не было места социальным и политическим проблемам общества. В гравюре у И. Зарицкого, черниговского гравера на меди (Богородица в картуше) и др. В архитектуре церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман), пространственные конструкции, торжественность барокко превосходно сочетаются со свойственным Рококо изысканным скульптурным и живописным внутренним убранством, создавая впечатление лёгкости и сказочного изобилия.
В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. В архитектуре французских отелей (архитекторы Ж. М. Оппенор, Ж. О. Мейсонье, Ж. Бофран и др. ) пышное оформление рокайльных интерьеров сочеталось с относит, строгостью внешнего облика. Это произведение, в котором проявилась тонкая наблюдательность автора, не укладывается в рамки «галантных празднеств».
Самым известным из его учителей был Франсуа Лемуан. Это изящное, галантное искусство, призванное обеспечить вечный праздник, уподобленный маскараду, жизни светских аристократических салонов, точно следует тем модным направлениям, которые диктуются главными фаворитами короля: маркизой де Помпадур, мадам Дюбарри и Марией Лещинской.
(иллюстрации см. Кендлера).
Если в картине «Убитый Лепелетье» художник скрыл некрасивость профиля героя, запрокинув его голову, то в новом произведении изображенного мог узнать любой. Была даже особая специализация среди художников— квадратурист. – рококо в его французском варианте, т. е. Стилистика Рококо не связана с традицией классической архитектуры, в то время как итальянское «выросло» из архитектуры римского классицизма начала XVI века и является его естественным продолжением, усложнением приемов формообразования (хотя выглядит отрицанием архитектуры Классицизма).
Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион. Кисти последнего принадлежит картина «Астрономия» (Ок. Отличался грациозностью, легкостью интимно-кокетливым характером. (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Челси и Мейсене).
Вельможи эпохи рококо поставили цель ежедневные наслаждения. Но теперь её форма резко изменилась. При распространении в искусстве других европейских стран (постройка Нёймана И. Б., Кнобельсдорфа Г. В., Пёппельмана М. Д. ), рококо частенько выступало местным вариантом позднего барокко.
На рубеже 1720-х годов Антуан Ватто посетил Великобританию. Отсюда слабая распространенность стиля рококо в архитектуре (за исключением интерьеров и последующих стилевых модификаций барочно-рокайльного стиля середины XVIII в. искусстве Баварии, Саксонии и России в лице Ф. Б. Растрелли). Не все благосклонно относились к стилю рококо даже во Франции. На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. В Риме на протяжении пяти лет (1775-1780) Давид изучал античное искусство, а также творчество мастеров эпохи Возрождения (Рафаэля и художников болонской школы) и барокко. Лучшие образцы архитектуры эпохи рококо в Украине: Покровская (1766) и Набережно-Николаевская (1772 – 1774 архитект И. Григорович-Барский) церкви на Подоле, Лаврская колокольня (1731 – 1745 архитект И. Шедель), Андреевский собор (1747 – 53 архитект Б. Растрелли) – в Киеве, ратуша в Бучаче (1751) и собор св. Юра во Львове (1745 – 1770, Б. Меретина-Мардерера), собор Рождества Богородицы в Козельце на Черниговской (1752 – 1763 архитект А. Квасов и И. Григорович-Барский), собор Успения Почаевской Лавры (1771 – 1783 архитект Г. Гофман), Римско-Католический костел Доминиканцев (1745 – 1749 архитектор А. Мощинский и Т. Тальовський) в Тернополе и (1747 – 1764 архитектор Я. де Витте) костел Доминиканцев во Львове, приходской костел в Холме (1753). Мелодические звуки «свирели» они предпочитают громовым раскатам героической «трубы».
Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе. Наряду с рисунками, гравюрами, эскизами для гобеленов и фарфора, театральными декорациями (оформление оперы-балета «Галантная Индия», 1735), художник создавал и станковые картины, отличающиеся той же декоративностью. Человек на картинах часто изображался в образе мифических персонажей.
В Галиции во Львове в кафедре св. Эти рисунки стали хорошей школой для мастера. Как декоративные элементы (или вместо икон) кое-где появляются скульптурные изображения.
(иллюстрации см. Изначально «рокайль»— это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш ит. п. Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра.
Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди. В колорите преобладают нежные пастельные тона. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже.
В первой половине XVШ в., когда так активно вытеснялась религиозная культура светской, ведущим направлением во Франции стало рококо. Духа, в Николаевской церкви в Золочеве (1765), Бродах, Роману, в Покровской церкви в Бучаче, в Белой, Галиче, Новицы, Болехове, Креховичи (с фигурным Преображения Господня), пойло, подборке, Жиравци (1770), Руданцы, Нагирцях, Зборове, Пикуловичи, Гриневе (фигурный Юрий Победитель), Скваряве Новой и др. Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. Первым из значительных мастеров живописи в стиле рококо является Ватто.
Неоценим вклад французских мастеров Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Один из наиболее ранних случаев употребления терминоврокайль и картель — увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. Франсуа Буше (1703-1770), французский художник, гравер, декоратор, первый художник короля, один из самых ярких мастеров стиля рококо, законодатель всех видов искусства Франции начала 18 века.
В качестве головного убора популярной оставалась треуголка. Приложение 8). Художник выполнял также эскизы для изделий из фарфора Венсенской и Севрской мануфактур. В декоративном убранстве мебели рококо резьба по дереву занимает очень скромное место.
Существовали определенные правила исполнения украшений. Так, Куперен создал свою методику известную под названием «Искусство игры на клавесине». Фронтоны (завершение фасада здания), представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, пирамидами, скульптурными фигурами и т. п.
Женщина, её образ, её капризы, её требования – вот что лежит в основе нового стиля. Это пасторали (идиллические сцены из жизни пастушек и пастухов), галантные сцены и мифологические сюжеты эротическим оттенком. Позднее он стал брать уроки у живописца Клода Жилло, а затем — у гравера Клода Одрана. Продумывая изображение, Б. В. К этому времени он воспринимался как символ легковесности и был вытеснен неоклассицизмом.
Даже писатели эпохи Просвещения подпадают под воздействие этой моды но если Вольтер или Монтескье применяют элементы восточной фантастики и экзотики всё же, главным образом, для коварной маскировки своих мыслей «подрывающих устои», то писатели рококо ценят сам сказочный мираж во всём его призрачном великолепии. Излишне использовалась косметика – белила, пудра, румяна, черная краска (сурьма) для бровей, мушки.
Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Основными элементами стиля помимо рокайля являются традиционный картуш (франко-фламандский вариант названия: картель, немецкий: рольверк), фламандские кнорпель (хрящ) и ормушль (ушная раковина).
Под него надевали камзол. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. Живопись рококо отображает богатство тонких переливов цвета. В этом отношении наиболее значительно его полотно под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил двух своих сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789).
В написанных там работах, помимо сюжета, нет ничего итальянского. 1767).
Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен.
Преимущественно декоративный характер имела богатая тонкими переливами цвета и одновременно несколько блеклая по колориту живопись рококо (картины и росписи Франсуа Буше, Джованни Антонио Гварди, Никола Ланкре, Джованни Пеллегрини, Жана Оноре Фрагонара). Талантливый декоратор Франсуа Буше, был создателем искусства бездумно-праздничного, основанного не столько на наблюдении жизни, сколько на импровизации. Появляются одночастные сонаты, музыкальные формы мельчают, становятся миниатюрней. Дамы затягивали талию до предела, а широченные юбки напоминали сноп. Уже давно установлено, что баховская таблица расшифровки мелизмов (значков, которыми кодировались определенные мелодические обороты, украшавшие основные звуки мелодии) есть не что иное, как упрощенная таблица французского композитора дАнглебера. В 1728 г. на т. н. Выставке молодежи, которая устраивалась под открытым небом на площади Дофина, Шарден показал две работы — «Скат» и «Буфет». Гражданская доблесть одних вырисовывается на фоне переживаний других.
Маркиз Мариньи, руководитель королевских строений, заказал художнику несколько аллегорических полотен для маркизы де Помпадур. Она изображена с книгой в своём изысканно обставленном будуаре. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Рококо оказывает влияние на музыкальные жанры и форму, прежде всего на сюиту.
Английское искусство очень многим обязано Ватто. Одновременно с развитием живописи рококо усиливалась роль реалистического направления достигли расцвета портрет, натюрморт, бытовой жанр, пейзаж. В Италии крупнейший представитель того времени— Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция— 1770, Мадрид). В центре обычно располагался парадный зал (салон).
Реалистично и живо повествующая о XVIII в. и людях, живших в эту эпоху, картина предвосхитила появление реалистического искусства во Франции. rococo, от фр.
Видным художником является Пьетро Лонги. 2 270-71). В 1736 г. Ж. Мондон, французский ювелир и резчик по дереву, опубликовал альбом гравюр под названием «Первая книга форм рокайль и картель» (от фр. 1709).
Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Отсюда родилось название нового стиля – рококо. Со стилем барокко, стиль Рококо объединяет стремление к завершённости форм, но если барокко тяготеет к монументальной торжественности, то Рококо предпочитает лёгкость и изящество. Эстетизируется как бы не сама жизнь, а лишь её мгновения, причём, наиболее приятные.
Также художники обращались к теме чувственности и эротики.
В мист. В Германии стиль Рококо долгое время сравнивали с поздней Готикой (нем.
Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. В 1734 г. за композицию «Ринальдо и Армида» Буше получил звание академика. Теперь такие изделия завозятся в большом количестве. Фрагонар. В этот стилевой период усиливается тяга к восточному, в первую очередь, китайскому искусству.
Стиль стал новым способом мироощущения, способом пересмотреть ценности и идеалы. Была даже особая специализация среди художников — квадратурист. Художественный язык становится ясным, строгим, форма обозримой, классические мотивы легко узнаются в позах, в трактовке лиц, рисунке обнаженных тел.
Среди мастеров декоративной живописи выделялись братья Иван и Алексей Бельские, И. И., на Волыни в Борках бы. Отдельные части сюиты, пьесы, могли быть не связаны какой-либо идеей, были вполне пригодны для исполнения по отдельности. Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства.
Д. Дидро писал об этом мастере третьего сословия: «Вот поистине мой художник — это Грёз». по образцам изделий мануфактуры Севр (см. Полностью порвал со стилем рококо и Жак-Луи Давид во время своего пребывания в Риме.
Кстати, сам Фальконе был управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. Для стиля рококо в музыке характерны те же черты, что в живописи и в архитектуре: множество мелких звуковых украшений и завитков (мелизмов), преобладание маленьких форм, галантных образов, отсутствие драматических эффектов. Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди. Видным художником является Пьетро Лонги.
В декоративно-прикладном искусстве рококо огромное внимание уделяется специфике разнообразных бликующих и блестящих материалов – золота, бронзы, бисера, шелка и т. д. Широкое распространение получили изделия из фарфора (декоративные украшения, мелкая пластика и т. п. ). Наслаждениям повини были способствовать роскошные интерьеры дворцов и церквей, роскошные платья, очередь праздников в садах барокко и в павильонах летом, а зимой во дворцах. Клавесин был особенно популярен в эпоху рококо. Характерным является тот факт, что английский XVIII в. не дал в области искусства рококо заметных явлений, зато в культурной жизни Германии и Италии XVIII в. Рококо сыграло важную роль.
chinoiserie – китайщина). С этого времени в мастерской Давида начинает складываться то классическое направление в искусстве, которое позднее будет названо ампиром (что означает «стиль империи»). стр. Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности изяществу.
Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест. Особенно преуспели в критике Энциклопедисты, по мнению которых в «испорченном вкусе» отсутствовало разумное начало.
Ведущим декоратором того времени был Ж. -О. В мебели для сидения также рождаются новые формы: канапе (диван в форме нескольких соединённых кресел), шезлонг, бертер (глубокое кресло). Жан Антуан Ватто (1684-1721), французский художник и рисовальщик.
Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Косметику обильно использовали как женщины, так и мужчины. Этим объясняется происхождение названия рокайль.
Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо. Господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Не случайно именно в эту эпоху приходит мода на китайщину или шинуазри (chinoiserie). Её наиболее последовательным выражением являлась «легкая поэзия» XVIII в. (галантная пастораль, любовная песенка), которая воспевала прелести «Цитерских забав» и могущество «плута Купидо», слепо подражала образцам французского рококо. Это было искусство, которое было отмечено печатью высокого мастерства, которое изумляло своим изяществом и грацией, но болезненно-хрупкое идейно опустошенное, вполне чуждое шумной «суете» социальной жизни словно в башне из слоновой кости, оно замыкается в узких пределах спальни и будуара.
пустяк, безделушка). На первом полотне художник стремился представить коронацию так, как она происходила в действительности, с максимальной объективностью. Живопись рококо отличается камерностью, декоративностью. Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов. Основной декоративный мотив – раковина.
Его фигура неподвижна, глаза из-под полуопущенных век пристально смотрят на зрителя. Они не просто беседуют, но и сами являются объектом изучения. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743).
Городские дворцы знати, богатой буржуазии, – отели, сооружаемые в этот период, как правило, строго классицстичны по экстерьеру. В 1734 г. он выпустил собрание своих декоративных работ под названием «Книга орнаментов». На полу— узорный паркет и ковры-гобелены.
Хотя художник писал в стиле рококо, в его творчестве сильны реалистические тенденции. Буше считал, что природа недостаточно красива и совершенна, к тому же плохо освещена, вот таким образом свою живопись он делал пестрой и светлой, стараясь использовать голубые и розовые оттенки.
В другой своей картине Уильям Тернер представил мастерскую Ватто вместе с художником, работающим (как гласит название) по правилам Шарля Дюфренуа. Помпео Батони не был мастером-монументалистом. мастера: С. Стражевський, М. Филевич, М. Полейовский, И. Оброцький и др. При этом полотна рокайльных живописцев очаровательны и привлекательны. Стиль Рококо (исключая его разновидности в других странах) является истинно французским изобретением, не связанным с тенденцией перерастания архитектуры Классицизма в Барокко.
На рубеже XVIII-XIX вв. Вот таким образом слово «рокайль» приобрело более широкое значение.
Стиль рококо стал блестящим завершением стиля барокко. Приложение 1). Вернувшись на родину в 1731 г., художник стал членом Королевской академии живописи и скульптуры. школы (дворцы в Подгорцах, Ровно, Олесько, Жовкве и др. ). Клавесин обязательно был украшен богатой отделкой.
В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. Художник изображал быт третьего сословия Франции — мелкой буржуазии и трудового народа. Этот тезис возвращает нас к связи стиля Рококо с эстетикой садово-паркового искусства. Выросший в семье ремесленника, он прекрасно знал жизнь простых людей.
Колонны также зачастую выполняли только эстетические функции. Буше делал декорации для опер и спектаклей и картоны для гобеленов мануфактуры Бове две серии картонов, Итальянские деревенские праздники (1736) и Благородная пастораль (1755), находятся в коллекции Хантингтон в Сан-Марино (Калифорния). У Буше во всем чувствуется свойственное рококо сочетание острой наблюдательности и декоративной утонченности, чувственной непосредственности и игривого притворства. ремесло – ткачество, ювелирство, фарфор, мебель, гобелены.
Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. Из художников следует отметить портретную живопись Антропова и Рокотова (Россия), Франсуа Буше (Франция), Антуан Ватто.
Философия рококо – это мир будуара игры карнавала. Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIXв. Она обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой. В последние годы существования империи, в то время, когда над Францией нависла угроза вторжения, мастер выставил картину «Леонид в Фермопилах» (1799-1814). Усыновлен аристократом Гравина, подросток Пьетро Трапасси получил от него два значительных подарки – прозвище Метастазио (перевод Трапасси греческом языке) и все свое наследство. При этом сюита по длительности могла превышать барочную сюиту (например, И. С. Баха), но могла быть в гораздо меньшей степени монументальной и цельной. Остров Цитера обретает космические очертания. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль.
Фон создают три полуциркульные арки, опорой для которых служат колонны. Картина пронизана вибрирующим светом, который, сочетаясь с золотистыми, нежно-зелеными и бледно-розовыми тонами, делает изображение трепетным и подвижным. Такую неудобную одежду могли носить только люди, не занятые никаким трудом. Реальный мир непригляден, но поэзия заслоняет его чудесным миражем, человек эпохи рококо презирает «тьму низких истин» и предпочитает ей «приятные заблуждения».
Он оказался прежде всего в ПЛАН и декорации интерьера (дворцов, церквей, костелов). Главным становится стремление растворить детали в общем объёме предметов. В настоящее время она находится в зале Государственных музеев в Берлине.
Он не скрывает театрального приема в композиции. Появилась тяга к камерности и личному комфорту – именно вот таким образом черты рококо появились прежде всего в области декора спален, будуаров, а также в садово-парковой архитектуре. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже).
Тем не менее очевидно, что рококо во Франции в первой половине галантного века складывается в определенную стилевую систему, от части продолжающую черты, унаследованные от барокко, но еще более их видоизменяющую. Во многом такой эффект был достигнут благодаря лаконизму, обобщенности и большим планам. Почти главным словом эпохи рококо было слово прихоть (каприз).
Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. Кременца и желобков бы. Рококо (франц.
Фарфор в стиле Р. производили фабрики в Корце, Волокитино и др. Рококо (франц.
Влияние стиля сказался и на иконописи. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. Особенно рококо в литературе получило распространение в Италии и Германии. Ватто представил в Академию одну из лучших своих картин — «Паломничество на остров Киферу» (1717). Он развил так полюбившийся современникам приём декорирования в стиле рококо – использование асимметричных композиций, получивший название «контраст».
Возникшее во Франции, рококо в области архитектуры сказалось главным образом в характере декора, приобретшего подчеркнуто изящные, утонченно-усложненные формы распространяясь в зодчестве других стран Европы (постройки Георга Кнобельсдорфа, Бальтазара Нёймана, отчасти Маттеуса Даниеля Пёппельмана), рококо часто выступало как местный вариант позднего барокко. Рококо имеет в основном орнаментальную направленность само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов). Художнику покровительствовала маркиза де Помпадур: она содействовала получению Буше крупных заказов (декоративные работы для дворцов Фонтенбло, Бельвю и Креси), а в 1752 г. помогла ему поселиться в Лувре. Художественный стиль Рококо был зарожден во Франции в начале восемнадцатого века.
Скорее это каприз – неприятие формальной жесткости барочных конструкций и серьезности содержания барочной музыки, а вместе со всем этим и монументальных музыкальных форм барокко (кстати и в других видах искусства тоже). Влияние Рубенса и мастеров фламандской школы заметно в ранних жанровых работах молодого художника («Савояр», ок. В России памятником в стиле рококо по праву считают дворец Петра III в Ораниенбауме.
Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. Мейссонье.