1750)в России в эпоху рококо работали художники Ф. Рокотов и А. Антропов. Эта новая культура вступила в непримиримую борьбу с вычурным, легкомысленным, лишенным гражданских идей стилем рококо, не давшим ни одного крупного художника. — 1808) — русский художник, портретист, представитель стиля рококо. В Россию живописные традиции европейского стиля рококо проникли вместе с западными художниками, которые служили при дворе, занимались педагогической деятельностью в Академии. Картины художников в стиле рококо отличались оптимистичным настроением, мягкими и яркими оттенками и служили украшением салонов и жилых помещений.
В живописи влияние рококо проявилось в творчестве французских художников Н. Ланкре, Ф. Буше и др. Тонкая культура цвета, достижение общей легкости, которая подчеркнута светлой палитрой, умение построить композицию слитными декоративными пятнами, предпочтение серебристо-голубоватых, блеклых, розовых и золотистых оттенков, — всё это было присуще художникам рококо.
В 70-е гг. Влияние Рубенса и мастеров фламандской школы заметно в ранних жанровых работах молодого художника («Савояр», ок. Д. Дидро писал об этом мастере третьего сословия: «Вот поистине мой художник — это Грёз».
Влияние стиля сказался и на иконописи. Своды и стены кажутся тонкими и податливыми, подобно мембранам, в которых мощь ширящегося пространства легко пробивает отверстия.
В 90-е гг. К представлению жизни как красочной феерии стремятся художники первой половины – середины XVIII века (сноска). В 80-е гг. Лучшие образцы архитектуры эпохи рококо в Украине: Покровская (1766) и Набережно-Николаевская (1772 – 1774 архитект И. Григорович-Барский) церкви на Подоле, Лаврская колокольня (1731 – 1745 архитект И. Шедель), Андреевский собор (1747 – 53 архитект Б. Растрелли) – в Киеве, ратуша в Бучаче (1751) и собор св. Юра во Львове (1745 – 1770, Б. Меретина-Мардерера), собор Рождества Богородицы в Козельце на Черниговской (1752 – 1763 архитект А. Квасов и И. Григорович-Барский), собор Успения Почаевской Лавры (1771 – 1783 архитект Г. Гофман), Римско-Католический костел Доминиканцев (1745 – 1749 архитектор А. Мощинский и Т. Тальовський) в Тернополе и (1747 – 1764 архитектор Я. де Витте) костел Доминиканцев во Львове, приходской костел в Холме (1753). Так изменились критерии физической красоты.
На рубеже XVIII-XIX вв. Среди материала к «Клятве» были десятки портретных рисунков, характеризующихся достоверностью и правдивостью, среди которых, например, рисунок головы Лепелетье де Сен-Фаржо, убитого монархистами. Все предметы интерьера изготовлены с большим вниманием к комфорту и мелочам жизни. Для живописи рококо характерно использование системы лессировок – многократных накладок прозрачных слоев краски друг на друга, создающих ощущение фарфорового свечения тонов.
Сам Фальконе являлся управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. Кстати, сам Фальконе был управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. 313) полна шелка и духов. Продумывая изображение, Б. В. Помпео Батони не был мастером-монументалистом.
В 1736 г. Ж. Мондон, французский ювелир и резчик по дереву, опубликовал альбом гравюр под названием «Первая книга форм рокайль и картель» (от фр. «Изящный» – ключевое слово данной эпохи. Его творчество начала 60-х гг. Одним из толчков к созданию этой серии послужила поездка с Бержере по Италии, во время которой Фрагонар выполнил ряд замечательных графических изображений итальянских (а после возвращении и французских) парков. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях ("Свидание", "Погоня"). К этому времени он воспринимался как символ легковесности и был вытеснен неоклассицизмом.
В это же время появилась еще одна картина Давида — портрет графа Потоцкого (1781), который был написан благодаря одному эпизоду из жизни мастера. Пышность и яркость, действительно, роднили этот стиль с барокко. в трактовке любовной темы у Фрагонара намечаются новые тенденции. Сам этот термин первоначально применялся для характеристики прикладного ис кусства (см.
Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Давид. школы (дворцы в Подгорцах, Ровно, Олесько, Жовкве и др. ). Он не склонен к броским эффектам. Написанная Буше для ее частной ре зиденции картина «Туалет Венеры» (илл. 19).
Стилистика рококо проявляется в прихотливой форме десюдепорта (панно, висящее над дверью), особенностях живописной гаммы. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. Фон создают три полуциркульные арки, опорой для которых служат колонны. В иллюстрациях к Ариосто, так же как в ранних живописных работах к поэме Тассо, художник выступает мастером «большого стиля». Провисев над входом в лавку всего пятнадцать дней, «Вывеска Жерсена» привлекла множество зрителей. На смену его утонченному искусству приходит героический классицизм.
Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график. В нее были включены не только орнаменты, но и проекты зданий, фонтанов, решёток и др. Другой, совсем юный и изящно манерный, полулежит на земле в восхищении от открывшихся ножек дамы. В его ранних портретах — таких, как «Роберт Эндрюс и его жена» (илл.
Одна из самых обширных областей творчества Фрагонара – портрет. Однако искусство рококо имело ярко выраженные, только ему присущие особенности. Рококо получил своё название от характерного для данного стиля орнамента рокайль. илл.
Они не учились за границей, большинство из них сформировалось в так называемой «живописной команде» Канцелярии от строений. Особенно рококо в литературе получило распространение в Италии и Германии. Хогарт хотел, согласно его высказыванию, чтобы о нем судили как о драма турге, даже если его «актеры» могли лишь «по казываться молча». Главный создатель пасторального жанра, Буше изображал в своих композициях сентиментальных пастушков и пастушек или чувственных красавиц из античной мифологии («Триумф Венеры», 1740 «Купание Дианы», 1742 «Уснувшая пастушка», 1745).
илл. Он стал ака демистом во время своего двухлетнего пребывания в Риме. Маскарад и жизнь для такого человека являются синонимами.
Бернардо Беллотто работал также в Германии. В гравюре у И. Зарицкого, черниговского гравера на меди (Богородица в картуше) и др. В меблярстви работали мастера-резчиков из Глухова, Нежина, Одесская. Виже написала «Герцогиню де Полиньяк» (илл. 1754, ГТГ).
Петра и портика Пантеона (см. Когда Тьеполо писал фрески в Вюрцбурге (илл. Этот стиль отличался легкостью, грациозностью интимно-кокетливым характером. Фрагонар женится (супруга его была также уроженкой Граса и художницей-любительницей) и вместе с женой совершает в 1773-1774 гг.
Во всех этих картинах в нижней части холста разыгрываются сюжетные действия: «шарлатаны» и кукольники показывают представления, продавцы игрушек торгуют своим товаром в окружении нарядной толпы, дамы и кавалеры играют в прятки, качаются на качелях или наблюдают за этим зрелищем среди цветов в соседстве с фонтанами и высокими, увитыми плющом парковыми оградами. Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. Для стиля рококо в музыке характерны те же черты, что в живописи и в архитектуре: множество мелких звуковых украшений и завитков (мелизмов), преобладание маленьких форм, галантных образов, отсутствие драматических эффектов. — бесконечно ценным, заставляющим вновь и вновь его разглядывать.
Происходящее лукаво созерцает также статуя амура. Каждый предмет пред ставляется художнику — и нам вместе с ним. Буше. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты.
Среди его лучших произведений – картина туалет Венеры (1740, Стокгольм, Национальный музей) и Портрет мадам де Помпадур (см. Рококо несёт в себе в основном орнаментальную направленность само его название происходит от сочетания двух слов: барокко и рокайль (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка ракушками и камешками фонтанов и гротов). Рококо – стиль, основанный на детали. Грёз посетил Италию, но эта поездка мало что дала ему.
В мист. Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой.
В архитектуре многих церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман) их пространственные конструкции, торжественность стиля барокко сочетаются со свойственным стилю рококо изысканным живописным и скульптурным внутренним убранством, при этом создавая впечатление сказочного изобилия и лёгкости. В то же время здесь сказывается увлечение русского художника европейскими образцами, жанровыми сценками с так называемыми «галантными прогулками» или «костюмированными увеселениями». Символика, сюжет и композиция ритмичны, образы даже кажутся музыкальными. Подобный инструмент и линейка лежат поодаль на земле.
стр. Эволюция портретного стиля Фрагонара соответствовала общей эволюции его искусства. Фарфор в стиле Р. производили фабрики в Корце, Волокитино и др. Первым значительным мастером живописи в стиле Рококо стал Ватто, а дальнейшее развитие он получил в творчестве таких художников, как Буше и Фрагонар. В революционные годы мастер продолжает усердно работать в портретном жанре, причем его моделями становятся не только патриоты и революционные деятели, но и люди простого звания. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики.
При Елизавете новый импульс развития получают отечественные наука и искусство. Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно. В дальнейшем Давид продолжает работать с материалами античной истории. Основной декоративный мотив – раковина. Скульптура рококо во Франции менее значительна и своеобразна, чем живопись. Возникшее во Франции, рококо в области архитектуры сказалось главным образом в характере декора, приобретшего подчеркнуто изящные, утонченно-усложненные формы распространяясь в зодчестве других стран Европы (постройки Георга Кнобельсдорфа, Бальтазара Нёймана, отчасти Маттеуса Даниеля Пёппельмана), рококо часто выступало как местный вариант позднего барокко. Он предпочел «живое искусство», передающее дух новой эпохи.
Внимательный зритель даже угадает фактуру ткани. Портреты Фрагонара по существу антипсихологичны. В декоративно-прикладном искусстве рококо огромное внимание уделяется специфике разнообразных бликующих и блестящих материалов – золота, бронзы, бисера, шелка и т. д. Широкое распространение получили изделия из фарфора (декоративные украшения, мелкая пластика и т. п. ).
Не только французские, но и русские вельможи стремились заказать у Робера картины для украшения своих дворцов (в частности, князь Юсупов, для усадьбы которого художник исполнил несколько пейзажей). Она изображена с книгой в своём изысканно обставленном будуаре. Среди мастеров декоративной живописи выделялись братья Иван и Алексей Бельские, И. И. В конце 60-х гг. Несмотря на свою простоту, эти картины полны поэзии, которую художник сумел уловить, наблюдая жизнь, но в них отсутствуют назидательность и сентиментальность, свойственные многим его современникам, например Ж. Б. Грёзу. Рейнольде.
Как и Лебрену, жить в соответствии с собственными те ориями Рейнольдсу оказалось трудно. 1737), мать, читающая вместе с маленькими дочерьми молитву возле накрытого к обеду стола («Молитва перед обедом», 1744). Хотя художник писал в стиле рококо, в его творчестве сильны реалистические тенденции.
С 1760-х гг. На картине «В таверне» (илл. Но все это не любовь а игра в любовь театр. Духа, в Николаевской церкви в Золочеве (1765), Бродах, Роману, в Покровской церкви в Бучаче, в Белой, Галиче, Новицы, Болехове, Креховичи (с фигурным Преображения Господня), пойло, подборке, Жиравци (1770), Руданцы, Нагирцях, Зборове, Пикуловичи, Гриневе (фигурный Юрий Победитель), Скваряве Новой и др. Так как финансируемое государством строительство посте пенно сходило на нет, сфера «проектирования частного жилья» приобрела новый размах.
Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест. Благодаря своим графическим работам Фрагонар вошел в искусство XVIII в., став одним из самых блестящих рисовальщиков. Но в мощный динамизм барокко он вносит легкость, грацию и театральность рококо.
Фрагонар. В архитектуре церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман), пространственные конструкции, торжественность барокко превосходно сочетаются со свойственным Рококо изысканным скульптурным и живописным внутренним убранством, создавая впечатление лёгкости и сказочного изобилия. Клавесин обязательно был украшен богатой отделкой.
Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности изяществу. Клубящиеся массы деревьев парка «отвердевают» на переднем плане в филигранные листья и цветы и в то время как все погружено в зеленовато-коричневый, пронизанный солнцем полумрак, розовая фигура женщины на голубом фоне напоминает яркое и чистое пламя. Теперь такие изделия завозятся в большом количестве. Для «отелей» требовался менее напыщенный и громоздкий, чем лебреновский, стиль внутреннего убранства.
Почти все большие художники 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). В 1795 г. Давид задумал полотно «Сабинянки останавливают битву между римлянами и сабинянами» (реализация данного замысла произошла только в 1799 г. ). Поскольку музыка звучала на светских приёмах и во время еды, особо приветствовались разные выдумки, карнавальные имитации и остроумные развлекательные приёмы для увеселения аристократических слушателей. Однако главное действующее лицо этой серии все же не человек, а природа. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Шарден — лучший французский художник этого направления. rocaille — декоративная раковина, ракушка, рокайль), реже рококо — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко.
– Рембрандта, Остаде, Ватто (позднее – Рубенса, венецианских колористов, Тьеполо, Ф. Гальса, Рейсдаля и др. ). За внешней игривостью скрывалось совершенство формы, блестящий художественный вкус и новое прочтение человека, далёкое от ренессансно-барочной трактовки абсолютной личности. Он воспел его как человека, видевшего мир глазами художника, а не поэта. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). илл. Например, в «Источнике любви» влюбленные устремляются к любовному источнику, как бы повинуясь неумолимой и роковой силе.
по образцам изделий мануфактуры Севр (см. стр. Юра и Распятие для костела св. О каких характерных особенностях в музыке можно говорить в связи с этим стилем. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. Фрагонара).
Гейнсборо сознательно взялся за «Портрет госпожи Сиддонс», бросив вызов своему именитому сопернику по художественной жизни Лондона — сэру Джошуа Рейнольдсу (1723—1792), незадолго до этого писавшему ту же модель в образе Трагической Музы (илл. Лирический образ герцогини, которую как бы прервали во время пения, сродни вымышленным поэтическим созданиям с картины Ватто «Паломничество на остров Киферу» (см. Рококо имеет в основном орнаментальную направленность само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов). Кременца и желобков бы. Во многом иным выступает Фрагонар в иллюстрациях к «Неистовому Роланду» Ариосто – тут потребовались такие его качества, как полет воображения, мечтательность.
Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых. Приложение 5). преимущественно в дворцовой скульптуре работали мастера-французы (Лябен) или франц. 277 и 86). Самым ярким представителем этого стиля во французской скульптуре является, пожалуй, Фальконе, хотя в его творчестве преобладали рельефы и статуи, предназначенные для украшения интерьеров, бюсты, в том числе из терракоты. Фран цузская скульптура рококо обычно принимает форму небольших групп в «миниатюрном бароч ном» стиле. 332), но он вполне соответствует игривому характеру и французской живописи до 1765 года.
Особенно эмоциональны и лиричны его пейзажи («Мельница», 1752). 268). Данный поступок можно рассматривать как призыв художника к защите отечества. «Рубенсисты» окончательно взяли верх два года спустя, когда художник Жан-Антуан Ватто (1684—1721) был допущен в Академию за его «Паломничество на остров Киферу» (илл. Человек эпохи рококо влюблен в декорацию вообще, а также в её праздничную личину. илл.
Хогарт. К числу лучших его работ этого периода относятся «Автопортрет с палитрой» (1794), портреты супругов Серизиа (1795). 312), а изысканность чувств сближает ее с героиней картины Шардена «Возвращение в рынка» (см. Возможно именно уроки отцовского ремесла сказались в столь последовательной приверженности Батони к ювелирной отточенности и изяществу формы.
Восемнадцатый век стал последним этапом эпохи перехода от феодализма к капитализму. Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты.
Планы зданий рококо большей частью асимметричны и строятся часто на круглых, овальных и восьмиугольных комнатах резкий прямой угол избегается даже между стеной и потолком, а линия соединения маскируется рельефным орнаментом, неподвижная плоскость стены дробится, углубляется, комнаты тем самым получают еще более нарядную причудливую форму. Рококо (фр. Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Популярным был и жанр пасторали с галантными пастухами и пастушками. В инструментальной музыке также господствовала портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра.
В конце 70-х и в 80-е гг. Он создал 27 либретто, неоднократно положенных на музыку, а также тексты ораторий, кантат. Внутренняя связь с его искусством ощущается в произведениях всех «чистых живописцев» ХХ века фрагонаровская радость жизни воскресает в полотнах Ренуара, Боннара и Матисса.
китайщиной – шинуазери (от фр. В эпоху рококо скульптура (преимущественно полихромные) стала существенной частью архитектурной композиции, а орнамент (в частности в резьбе) набрал форм раковины (rocaille). 1767). 312, 300).
Живопись рококо является наиболее интереснейшей частью художественной культуры. Художник вывел на передний план актера в белой одежде. Но теперь её форма резко изменилась. 239).
По сути, этот образ можно рассматривать и как образ самой революции, недаром между синим фартуком и белой повязкой ярко пламенеет красная косынка (три цвета революционного знамени). Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество.
Реальный мир непригляден, но поэзия заслоняет его чудесным миражем, человек эпохи рококо презирает «тьму низких истин» и предпочитает ей «приятные заблуждения». Буше – самый знаменитый и удачливый мастер, работавший в стиле рококо. При этом полотна рокайльных живописцев очаровательны и привлекательны. Вместо разума и мысли – повышенная, экзальтированная эмоциональность, отсутствие ощутимой границы между реальным и воображаемым, возможным и фантастическим. Так родилось название нового стиля.
313) становится еще более убедительным благодаря превосходно воспроизведенному художницей наряду. В юном возрасте поступил в Академию художеств, где с 1766 по 1774 г. учился у Ж. -М. Модным словом становится bagatelle (фр. В его «Кухонном натюрморте» (илл. 2 270-71). Шарден.
Чуть сзади другой наблюдатель, он смотрит в прямой телескоп. В Италии крупнейший представитель того времени — Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция — 1770, Мадрид). q В это время строительство из Версаля было окончательно перенесено в Париж, который сохранил славу самого богатого и красивого города Европы.
илл. На картине «Возвращение с рынка» (илл. Фрагонар создавал тонкие и лиричные пейзажи («Берег моря близ Генуи», 1773), одухотворенные и искренние портреты («Мадам Фрагонар», «Маргарита Жерар»), свежие по колориту жанровые сцены («Прачки», «Поцелуй украдкой», 1780-е) и реалистичные и немного ироничные мифологические композиции («Похищение рубашки Амуром», ок. Что касается Англии, то здесь Рококо оказал влияние в основном на прикладные искусства, например на инкрустацию мебели и производство серебряных изделий и частично на творчество таких мастеров, как Хогарт или Гейнсборо, у которых утончённость образов и артистическая манера письма полностью соответствует духу Рококо.
281) с реминисценциями из собора Св. Сложнейшие асимметричные резные и лепные узоры, затейливые завитки внутреннего убранства контрастировали с относительно строгим внешним видом зданий, например Малый Трианон, выстроенный в Версале зодчим Габриелем (1763-1769 гг. ). Философия рококо – это мир будуара игры карнавала.
В конце 70-х гг. Название вполне подходит для этого стиля, хотя термин, который произошел от фран цузского слова «rocaille» (перекликаясь с италь янским «барокко»), означавшего игривое декори рование гротов раковинами и камнями неправиль ной формы, был придуман в целях насмешки.
По возвращении на родину им была выставлена картина «Велизарий, просящий подаяние» (1781).
Проучившись несколько лет у местного художника, Ватто отправился в Париж. К рококо относились и утонченные миниатюр ные подражания криволинейным, «эластичным» формам барокко Борромини и Гварини, которые смогли успешно вписаться в архитектуру Австрии и Германии, где итальянский стиль пустил крепкие корни. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789. Лучшие портреты кисти Батони написаны серьезно, вдумчиво, с глубоким проникновением в характер изображаемого человека.
Нельзя категорично отрицать что художники этой эпохи не вкладывали в свои произведения душу поэтическое восприятие мира. Фирсов, Б. В. Суходольский. Творчество Фрагонара завершило собой французское искусство XVIII в. Наследник Ватто, Буше, Тьеполо, Рубенса, «малых голландцев», он органично сплавил в своих образах реализм и театральность, чувственную полноту жизни и почти бесплотные грезы, энергию и несравненную утонченность. В этом отношении наиболее характерен портрет молодого Энгра (1800), необычайно мягкий и живописный.
Не имея денег, весь долгий путь он проделал пешком. «Рубенсисты», помимо прочего, подготовили почву и для возрождения интереса к натюрморту и жанровой живописи гол ландских и фламандских мастеров. Их краски то звучат, подобно фанфарам, то образуют более утонченные гармонии. И здесь рококо ждало открытие.
Рококо привнёс в искусство любовь к сельским идиллиям и пасторалям. Более того, основные характеристики стиля рококо сложились до рождения короля — его пер вые признаки появились на пятьдесят лет раньше, во время длительного переходного периода, состав лявшего позднее барокко.
Художник представляет нам сцену в парке. В колорите интерьера рококо преобладают нежные пастельные тона. Молодая герцогиня очень обаятельна и это обаяние вечно юной Венеры Буше (см. 320—321) не дала больших художников. Группа Богоматери с младенцем Христом на руках и с Иоанном Крестителем, помещенная слева изображена в условном неоклассическом духе.
В некоторых картинах тех лет, таких, например, как «Посещение детской комнаты», появляются назидательность и суховатость письма. Франсуа Буше q Другим ярким выразителем этого художественного стиля был Франсуа Буше (1703— 1770). Иоганн Фишер фон Эрлах (1656—1723), первый великий представитель архитектуры рококо в Центральной Европе, явля ется переходной фигурой, связанной почти напря мую с итальянской традицией. Хотя он от давал предпочтение исторической живописи в воз вышенном стиле, огромное большинство его работ — это портреты, «усиленные», где это воз можно, аллегорическими подпорками или умолча ниями, вроде тех, которые присутствуют на порт рете г-жи Сиддонс.
К этому времени он воспринимался как символ легковесности и был вытеснен неоклассицизмом. Из барочных мифологических персонажей популярными остаются Вакх Сатир и нимфы из сюжетов – сцены из жизни Амура и Психеи история любви Аполлона и Клитни гедонические и любовные мотивы из античной мифологии. Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых. В последнем этапе развития скульптуры рококо, в нин. Главным становится стремление растворить детали в общем объёме предметов.
Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо. Девятнадцатилетним юношей Батони переезжает в Рим и остается здесь до конца своей жизни.
Здесь изображены простые и спокойные сцены жизни семьи: стирающая белье прачка, ребенок которой забавляется мыльными пузырями («Прачка», ок. Ведущим декоратором того времени был Ж. -О.
Самым известным из его учителей был Франсуа Лемуан. Эти рисунки стали хорошей школой для мастера. Вначале, на очень короткий срок, он становится учеником Агостино Мазуччи и Себастьяно Конка.
В последующих работах Фрагонар создавал уже более конкретные и индивидуальные образы. Во многом такой эффект был достигнут благодаря лаконизму, обобщенности и большим планам. Рокайль (от фр. rok – скала, утёс) – главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины. Это относится и к живописи и к другим видам искусства.
Кстати, сам Фальконе был управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Высокий художественный уровень проявляло ювелирство суток Р. Рококо, стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале 18 века и распространившийся по всей Европе.
Пара огромных колонн имитирующих колонну Траяна (см. Во Франции рококо ассо циируется в эпохой Людовика XV (1715—1765), с которой оно почти совпадает хронологически. Одна из лучших картин галантного цикла – «Купальщицы».
Плоские пилястры большого ордера заменяются выпуклыми полуколоннами, придающими стене более живописный вид. (см. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Самое ясное представление о французском рококо можно извлечь из предметов, так как преображение человеческого образа со ставляет суть этой эпохи. Он пишет картины-воспоминания об итальянских виллах, создает необыкновенно свежие жанровые сцены, пейзажи, полные огня композиции на тему поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», а также серию портретов (так называемый «экспрессивные головы»).
В этой работе художник намеревался показать возможность примирения враждующих партий. илл. Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже.
Рококо – изысканный и утончённый стиль начала восемнадцатого века. В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Мода на сказку преобразуется в крупнейшее явление литературной жизни. Отсутствие индивидуального конкретного момента, характерного для исторических композиций, Давид компенсирует созданием портретов г-на Пекуль и г-жи Пекуль. похожая на те атральные постановки».
Он не скрывает театрального приема в композиции. Большой успех Шардену принесли жанровые работы, написанные в 1730-1740-х гг. Природный антураж в этих картинах как и в орнаментике стиля далёк от натуры. илл.
Остров Кифера – место рождения богини любви Афродиты, остров вечной любви и блаженства. Пушкина (Москва)Картина иллюстрирует эпизод новеллы Лафонтена «Отшельник». Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями. Сами названия картин говорят об обобщенном и зачастую аллегорическом оттенке образов – «Пение», «Музыка», «Чтение», «Вдохновение», «Философ», «Воспоминание». Рококо получил своё название от характерного для данного стиля орнамента рокайль.
при отделке кафедры св. За стилем барокко следует стиль рококо. Его фигура неподвижна, глаза из-под полуопущенных век пристально смотрят на зрителя. Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства.
Стиль рококо создан для женщины и приспособлен к ее вкуса и прихотей. Эстетизируется как бы не сама жизнь, а лишь её мгновения, причём, наиболее приятные. Характерными чертами интерьера в стиле рококо являются изысканность, грациозный орнамент, большая декоративная нагрузка композиций и интерьеров, большое внимание к мифологии, комфорту, эротическим ситуациям, создание иллюзорного мира, наполненного атмосферой тепла, уюта, комфорта и изящества. Художник выполнял также эскизы для изделий из фарфора Венсенской и Севрской мануфактур.
Молодыми современниками Верне были Луи Габриэль Моро Старший, писавший изысканные по колориту виды Парижа и его окрестностей («Холмы в Медоне») и Гюбер Робер, побывавший в Италии, любивший писать античные руины и соединявший в одной композиции несколько разных памятников. Развитое рококо (примерно 1725-50) широко использовало в декоре резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рокайли, маски-головки амуров и т. д. в убранстве помещений большую роль играли рельефы и живописные панно в изысканных обрамлениях (десюдепорты и др. ), а также многочисленные зеркала, усиливавшие эффект лёгкого движения (так называемый стиль Людовика XV). Остров Цитера обретает космические очертания. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Шарль-Жозеф Натуар, братья Ванлоо, Антуан Куапель, отчасти Элизабет Виже-Лебрен и другие) и это влияние продержалось вплоть до Великой Французской революции 1789 года.
Рококо (франц. Чаще всего художник писал знатных лиц. Центром формирования нового стиля становится не парадный дворцовый интерьер, а салоны частных домов, где их хозяйки создают новый аристократический образ и стиль жизни со своими правилами поведения и своим искусством. Более того, жи вопись и скульптура здесь лучше увязывались с окружающей средой.
Даже писатели эпохи Просвещения подпадают под воздействие этой моды но если Вольтер или Монтескье применяют элементы восточной фантастики и экзотики всё же, главным образом, для коварной маскировки своих мыслей «подрывающих устои», то писатели рококо ценят сам сказочный мираж во всём его призрачном великолепии. Произведение кисти Суходольского носит не столько национально-бытовой, сколько декоративно-аллегорический характер. В этом же кроются корни постоянного в литературе рококо приема переодеваний, который превращает жизнь в живописное лицедейство, участниками которого наряду с людьми выступают и сами боги. Кисти последнего принадлежит картина «Астрономия» (Ок. Портретная живопись осталась единственным источником доходов для английских художников.
Женщина, её образ, её капризы, её требования – вот что лежит в основе нового стиля. Справа молодой человек и его юная подруга, составляющие единую группу. илл. В 1752 г. двадцатилетний Фрагонар пишет для представления в Академию художеств картину на библейский сюжет («Иеровоам приносит жертву идолам») в более строгом историческом стиле.
В России памятником в стиле рококо по праву считают дворец Петра III в Ораниенбауме. В портретах Фрагонар стремился запечатлеть творческую импульсивность, душевную взволнованность, страстность переживаний, которые должны неизбежно перейти в действие, вывести за пределы обыденности из интимной сферы жизни. В связи с куртуазностью всего стилярококо, его считают истинно дамским стилем, демонстрирующим нежность женских образов (изображения прекрасных дам занимали центральные позиции на полотнах) и изысканность всего искусства рококо. Цветы на муаре рассыпаны без учета складок, подобное «узорочье» ложится на плоскость, как в древнерусской миниатюре. Представители рокайльного художественно-стилевого направления в совершенстве проиллюстрировали эстетический идеал эпохи кредо которого заключалось в отказе от прозы реальной жизни и признании лишь одного мира – мира искусства.
Эти ассоциации усиливались многими фонтанами и водоёмами, разбросанными по регулярным паркам времен Людовика XIV. Синтез искусств обеспечивал им единый художественный эффект, максимальную впечатляющую выразительность, эстетически полноценную пластическую декоративность и привлекательность. Подобно мастерам XVII в., он видел природу огромным и структурно организованным целым. Его величайший мастер, Томас Гейнсборо (1727—1788) начал с пейзажной живописи, но стал в конце концов любимым портретистом британского вы сшего общества.
Его персонажи всегда переполнены радостью бытия, подняты над обыденностью. В эпоху рококо широко развилось мист. В искусстве длинные тени наложили на рококо Пуссен и Рубенс. Наиболее ранними были «экспрессивные головы» – изображения стариков, написанные как бы в одном вдохновением порыве и напоминающие величественных библейских персонажей. Его взгляды близки к воззрениям Лебрена, но с поправкой на британский здравый смысл.
В искусстве стиля рококо иллюзия занимает место действительности. Мно гие представители знати решили не возвращаться в свои родовые замки в провинции, а поселиться в Париже, где они выстроили себе красивые дома, получившие название «hotels» (отели). При распространении в искусстве других европейских стран (постройка Нёймана И. Б., Кнобельсдорфа Г. В., Пёппельмана М. Д. ), рококо частенько выступало местным вариантом позднего барокко. Мелодические звуки «свирели» они предпочитают громовым раскатам героической «трубы». При этом полотна рокайльных живописцев очаровательны и привлекательны.
Под аркой, на заднем плане сидит молодой человек, задумчиво вращающий небесный глобус. Как декоративные элементы (или вместо икон) кое-где появляются скульптурные изображения. Другой, характерной чертой того времени, была эротика. В 1736г.
Кажущаяся на первый взгляд случайной грациозность фигур косвенно напоминает о стиле Ватто. К характерным работам мастера относится его картина "Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком" (Государственный Эрмитаж). 298—299)— В Австрии и южной Германии, обескровленных Тридцатилетней войной (1618—1648), количество вновь выстроенных зданий до начала XVII столетия оставалось незна чительным.
Данный стиль преподносит нам искусство как наслаждение и его основной целью является пробуждение приятных и легких эмоций, развлечение, привлечение взгляда причудливыми узорами линий и изысканными сочетаниями красок. Три года Фрагонар вместе с другими учениками штудирует под руководством известного академического живописца Карла Ван-Лоо анатомию, перспективу, геометрию историю и «аллегорию», рисует слепки и живую натуру. художник лишается и заказчиков и славы. Шарден начал творческий путь с натюрмортов. Здесь всё возвращается, ускользает исчезает и ничто не прочно.
В 1734 г. он выпустил собрание своих декоративных работ под названием «Книга орнаментов». Она стала трактоваться в виде причудливого завитка с двойным S-образным изгибом. Вернувшись на родину, во Францию, он стал необыкновенно популярен.
Еще В. В. А. С.
Шумского. Налицо повальное увлечение т. н. В его проекте цер кви Св. Если вспомнить Ван Дейка с неестественностью его «Карла I на охоте» (см. Так, одна из наиболее знаменитых его картин, «Клятва Горациев» (1784), сюжет которой был взят из трагедии Корнеля, посвященной трем молодым римлянам, готовым расстаться с жизнью во исполнение долга, воспринимается как революционный призыв. мастера: С. Стражевський, М. Филевич, М. Полейовский, И. Оброцький и др.
Иллюзия торжествует. Франсуа Буше (1703–1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор. Актуальными становятся идеи гедонизма (этическое учение, согласно которому высшим благом и целью жизни является удовольствие). Конкурсная работа молодого художника на Римскую премию — «Бой Марса с Минервой», написанная в 1771 г., хотя и пришлась по нраву академическим кругам (она была исполнена в академической манере), полагающейся награды Давиду так и не принесла. Хотя пейзаж и заимствован у Рейс даля и его школы, его озаряет такая солнечная, приветливая атмосфера, какой никогда не достигали (или не стремились достичь) голландские мастера.
Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого — возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Наполеон выразил желание, чтобы в произведении искусства было прежде всего отражено восхваление империи и тогда Давид по его заказам написал две крупные композиции: «Коронование императора и императрицы» (1806-1807) и «Присяга армии Наполеону после раздачи орлов на Марсовом поле в декабре 1804 г» (1810). Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789. В своих горячих тонах Фрагонар здесь – подлинный наследник Рубенса. Это произведение, в котором проявилась тонкая наблюдательность автора, не укладывается в рамки «галантных празднеств».
илл. Буше считал, что природа недостаточно красива и совершенна, к тому же плохо освещена, вот таким образом свою живопись он делал пестрой и светлой, стараясь использовать голубые и розовые оттенки.
Самый ранний из этих художников, Вильям Хогарт (1697—1764), заявил о себе в 1730-х годах созданием нового вида живописи, который можно охарактеризовать следующим образом: «со временная моральная тематика. Оно передано иллюзорно-вещественно. Выдающимися представителями позднего рококо были С. Фессингер (каменные статуи на фасадах костелов в Подгорцах, Доминиканцев и Марии Магдалины во Львове), А. Осинский (алтарные фигуры в костелах бернардинцев в Збараже, Доминиканцев во Львове и др. ) и И. Пинзель (скульптуры для фасады кафедры св. К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве.
Стиль рококо внес существенные изменения как в построение, так и в декорацию иконостасов. В столице долго бедствовал: работая в мастерской художника, писавшего религиозные композиции, Ватто едва сводил концы с концами. Суходольский показал прекрасное умение сочинить и разнообразить сюжет. Приложение 6). илл.
Это портретная живопись Антропова и Рокотова. Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты. Зародившийся во Франции, стиль Рококо достаточно быстро распространялся в ряде других стран благодаря французским художникам, которые работали за границей, а также публикациям проектов многих французских архитекторов. С барокко данный стиль схож общим стремлением к завершенности форм.
В то же время, этот стиль насаждал настроения тоски, предчувствия конца и пессимизма. Лозунгом стиля рококо можно провозгласить ценность счастливого мига. Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере. Если в «Клятве Горациев» представлены идеализированные, несколько абстрагированные образы, то в вышеназванных портретах он, наоборот, утверждает материальную сторону мира без какой бы то ни было идеализации. Одним из крупнейших мастеров французской живописи второй половины XVIII в. был Оноре Фрагонар, работавший во многих жанрах.
На основе архитектуры рокайльных построек синтезировалось жанровое многообразие искусств. Хотя сюжет картины весьма литературен, она очень привлекательна. В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов ("Падение Симона-мага"). В своих знаменитых «Разговорах» Рей нольде сформулировал те постулаты, которые пред ставлялись ему обязательными для исполнения. Произведения Шардена лишены манерности Буше, в них нет повествовательности и драматизма. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). Это — ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции.
В своих колористических исканиях рокайльные мастера шли от Рубенса, Веронезе и венецианцев, но предпочитали не их насыщенные, сочные цвета, но бледные полутона: красный становится розовым, синий — голубым, появляются лимонно-желтые, блекло-голубые, розовые, сиреневые цвета, даже вымышленные — вроде «цвета бедра испуганной нимфы». Их поэзия – это «поэзия мимолетностей» (posie fugitive), которая живёт мигом и является грациозным порождением великосветской суеты. ремесло – ткачество, ювелирство, фарфор, мебель, гобелены. Отсюда и успехи жанра идиллии, с её условным миром галантных пастушек и пастушков, нежными напевами свирели и журчанием прозрачных ручьев, успехи феерий в драматургии и «фейных сказок» (contes des fes) в повествовательной литературе.
В ранний период развития французского рококо (примерно до 1725) в отделку помещений вводился дробный орнамент, предметам обстановки придавались прихотливо изогнутые формы (так называемый стиль регентства). В эпоху раннего рококо здесь работали преимущественно мастера немецкого происхождения, авторы многочисленных статуй, украшавших Римско-Католические костелы: Т. Гуттер, К. Кученратнер (костел бернардинцев во Львове), Т. Фершер (в Белз), Ю. Маркварт (в Жовкве и костел Иезуитов во Львове) и др. Для стиля рококо в музыке характерны абсолютно те же самые черты, что в живописи и в архитектуре.
Победа Баха над знаменитым у себя во Франции Луи Маршаном в музыкальном турнире, который так и не состоялся публично (Маршан, услышавший игру Баха, предпочел тайно ретироваться), оказалась возможной не только в силу несоизмеримости талантов двух музыкантов. Например, в "Святом семействе" (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части. В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя).
В искусстве определяется легкими, нервными, нежными и причудливыми формами (игривое рококо).
Б. Лемуан во Франции, И. И. Кендлер в Германии). Неоценим вклад французских мастеров Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. В тесной связи со стилем рококо стоят также фиабы (драматические сказки) Карло Гоцци, который растворял жизнь в потоке изощренной иллюзии. В 1780-е гг.
Столичные любовные интрижки, «анекдоты, летопись обедов», «тысяча прелестных мелочей, о которых не догадываешься даже, когда отдаляешься» от столицы, образуют её привычную среду.
стр. В то же время вся композиция кажется стройной и организованной. «Рубенсисты» защищали цвет за его большую близость к натуре. Среди архитекторов следующего по коления наблюдалось тяготение к легкости и эле гантности. Вельможи эпохи рококо поставили цель ежедневные наслаждения.
Триумфы рококо в процессе одновременной деградации классицизма ясно свидетельствуют о том, что духи былого героизма и величия отлетали от дворянского искусства XVIII в. оно постепенно превращается в средство развлечения или грациозную безделушку. 322) сочета ется глубокое понимание стилистики Борромини (сравн.
Карла Борромео в Вене (илл. Её «трубный глас» нестерпим для изнеженного слуха этих поэтов.
Полностью порвал со стилем рококо и Жак-Луи Давид во время своего пребывания в Риме. Сын орнаментщика и торговца эстампами, он сделал блестящую карьеру, стал «первым художником короля», директором Академии. Рококо (франц. Юра, в церквях Успенской, Николаевской и св. илл. Именно в это время (1709-1728) Маттиас Даниэль Пеппельман строит знаменитый дворец Цвингер – жемчужину саксонского барокко, где теперь расположена Дрезденская картинная галерея. Выдающиеся образцы интерьера эпохи рококо дал и Антонио Ринальди (1710, – 1794) в Китайском дворце Ораниенбаума (итальянец, почти всю жизнь работал в Петербурге, Российская империя). стр.
Одновременно он работает над картинами в историческом жанре и пишет для вступления в Академию художеств большое полотно «Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои». Картины Фрагонара конца 70-х гг. Видным художником является Пьетро Лонги.
Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. Приложение 1). Помпео Джироламо Батони (1708-1787 гг).
Его модели – артисты, писатели, близкие друзья художника и их дочери. Таким же быстрым, экспромтным кажется все исполнение портретов и они действительно зачастую выполнялись Фрагонаром в необычайно короткое время (так, на обороте одного из портретов Сен-Нона и Ла Бретэша значится: «Написано Фрагонаром за час»). портретные образы становятся в целом менее бравурными и эффектными. Великосветская знать, разбогатевшая буржуазия считали своим долгом иметь в своем дворце или отеле «китайский зал», отделанный деревянными лаковыми панно, обставленный китайской мебелью и украшенный китайским фарфором. В 1734 г. за композицию «Ринальдо и Армида» Буше получил звание академика. Но в графике этот унаследованный от барокко «большой стиль» еще более бесплотен, призрачен и фееричен.
Он оказался прежде всего в ПЛАН и декорации интерьера (дворцов, церквей, костелов). Особенно большую роль он сыграл в комплектовании луврского Кабинета рисунков. Он стал — может быть, первым в истории искусства — ярко выраженным соци альным критиком. Недаром мебель рококо кажется будто бы отлитой из одной пластичной массы. Точно так же, как к северу от Альп достиг своей вершины архитектурный стиль, воз никший в Италии, так и последняя, наиболее изысканная стадия итальянского иллюзионистского декорирования плафонов получила свое вопло щение в Вюрцбурге, где работал величайший мас тер Джованни Баттиста Тьеполо (1696—1770).
Живопись рококо отображает богатство тонких переливов цвета. Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета. Из художников следует отметить портретную живопись Антропова и Рокотова (Россия), Франсуа Буше (Франция), Антуан Ватто. Он мастер мимолетного наброска с натуры. Архитектура рококо меньше всего заботилась о целесообразности и рациональности.
1760-х pp., работали уже преимущественно местн. В то же время в приподнятом настроении, которое характерно для причудливо-театрального рококо, присутствует и нота преходящести. Клавесин был особенно популярен в эпоху рококо.
Такая математическая схема построения, заимствованная у мастеров Возрождения, у Давида объясняет стремление к логической ясности и архитектонической уравновешенности. 312). С этого времени в мастерской Давида начинает складываться то классическое направление в искусстве, которое позднее будет названо ампиром (что означает «стиль империи»). мотивы рококо достаточно ясно звучат в творчестве Д. Давыдова, Батюшкова и главным образом раннего Пушкина, а также других поэтов, которые прививали русской дворянской поэзии жанр анакреонтической песни, эротической элегии, галантных мифологических «картин» и пр. Художнику покровительствовала маркиза де Помпадур: она содействовала получению Буше крупных заказов (декоративные работы для дворцов Фонтенбло, Бельвю и Креси), а в 1752 г. помогла ему поселиться в Лувре.
В скульптуре рококо других европейских стран также преобладали предназначенные для украшения интерьеров рельефы и статуи, небольшие статуэтки, в том числе из терракоты и фарфора (изделия немецкого скульптора, мастера фарфоровой пластики Иоганна Иоахима Кендлера). Мебель изящна и легка. В эту эпоху художники стремились найти изысканные, редкие оттенки, которые получали удивительные названия: «цвет потерянного времени», «голубиная шейка», «цвет бедра взволнованной нимфы», «веселая вдова», «резвая пастушка». Еще одна неотъемлемая черта его искусства – насыщенность светом.
В рисунке Фрагонар такой же колорист и «люменист», как и в живописи. В 1750-х гг. В эпоху рококо эстетизируются не цели, а средства искусства. Рококо имеет в основном орнаментальную направленность само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов). Буше делал декорации для опер и спектаклей и картоны для гобеленов мануфактуры Бове две серии картонов, Итальянские деревенские праздники (1736) и Благородная пастораль (1755), находятся в коллекции Хантингтон в Сан-Марино (Калифорния).
были подражательными и художник больше никогда не возвращался к ним). В ответ на эти запросы француз скими декораторами был создан стиль рококо («стиль Людовика XV», как его обычно называют во Франции). Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности изяществу. В Риме на протяжении пяти лет (1775-1780) Давид изучал античное искусство, а также творчество мастеров эпохи Возрождения (Рафаэля и художников болонской школы) и барокко. Об становка на его натюрмортах выглядит, как правило, одинаково скромно — в отличие от своих голландских предшественников, он не стремится к «облагораживанию предмета». Приложение 1).
В работе им приходилось проявлять большую универсальность: оформлять интерьеры дворцов, писать театральные декорации, расписывать церкви. За время нахождения в тюрьме Давид успел написать уголок Люксембургского сада (1794), наполненный спокойствием и умиротворением и автопортрет (1794), оставшийся незаконченным, в котором царит абсолютно противоположное чувство. Большие группы фигур располагаются только по краям. Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства. (см.
В Италии была распространена «легкая» поэзия, пастораль. Этот набор кружевных мотивов идущий от французского стиля (см. Натье, Ф. Буше, Ж. О.
324), он был в расцвете творческих сил. К концу века в Академии образовалось две враждующие фракции по вопросу об отношении рисунка к цвету: «пуссенисты» (или консерваторы) против «рубенсистов». Ценили Грёза просветители, считавшие, что искусство — великая воспитательная сила. Хотя рисункам Буше не хватает глубины и искренности, они по-своему выразительны и изящны. Гейнсборо.
В ранний период рококо во Франции (примерно до 1725 года) существовал так называемый стиль регентства1. Этим объясняется происхождение названия рокайль. Главная цель Фрагонара – запечатлеть интенсивность самой жизни, воплотив на холсте как бы «момент красоты». Это было искусство, которое было отмечено печатью высокого мастерства, которое изумляло своим изяществом и грацией, но болезненно-хрупкое идейно опустошенное, вполне чуждое шумной «суете» социальной жизни словно в башне из слоновой кости, оно замыкается в узких пределах спальни и будуара.
На картине изображена женщина из народа, по-прежнему верная идеям революции. Однако в этих отверстиях возникают не водопады фигур, увлекаемых резкими вспышками света, как на подобных плафонах в Риме (сравн. Художественный стиль Рококо был зарожден во Франции в начале восемнадцатого века. rococo, от фр.
Рококо больше не ждал от своих героев подвигов и преодоления себя. стр. Косметику обильно использовали как женщины, так и мужчины. Господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Челси и Мейсене).
Со стилем барокко, стиль Рококо объединяет стремление к завершённости форм, но если барокко тяготеет к монументальной торжественности, то Рококо предпочитает лёгкость и изящество. 321), украшены инкрустированным орнаментом и мебелью с богатой резьбой. С 1740-х pp. В основе композиции «Астрономии», вероятно, лежат картины или гравюры западноевропейских мастеров.
Поначалу юный Фрагонар работал клерком у нотариуса. Жан-Оноре Фрагонар родился в 1732 г. в Грасе (Прованс, Франция). И никогда ранее интерьер так точно не соответствовал характеру жизненного уклада. chinoiserie – китайщина).
Форма раковины постепенно стала основным декоративным мотивом рококо, который стали называть «рокайль». Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным, сияющим белизной пейзажным антуражем. 1709). Для живописи характерны эротико-мифологические, эротические, а так же пасторальные (пастораль) сюжеты. Первоначально ярче всего этот стиль проявился в аристократических кругах Франции.
Здесь господствуют безудержная фантазия и камерная подчеркнуто хрупкая декоративность. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. Однако к неудовольствию официальной критики художник избирает путь свободного творчества. «Коронование» характеризуется новой, более яркой цветовой гаммой (здесь присутствуют черные, белые, зеленые, красные и золотистые тона), в которой угадывается стремление живописца передать краски такими, какие они есть на самом деле и несоответствием между реалистическим портретом и театрально напыщенной и вялой композицией. В этом состояло главное отличие рококо от барокко.
Его кисти принадлежат такие произведения, как "Падение Симона-мага" (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), "Ахилл среди дочерей Ликомеда" (Флоренция, Уффици), "Возвращение блудного сына" (Турин), "Кающаяся Магдалина" (Дрезденская картинная галерея), "Святое семейство", "Геркулес на распутье", "Великодушие Сципиона Африканского" (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см. Эти творения великого фламандца произвели на Ватто неизгладимое впечатление. Отсюда родилось название нового стиля – рококо. В графике заметное влияние Р. у И. Филиповича (орнаментика на портрете И. Сапеги) и др.
Фронтоны (завершение фасада здания), представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, пирамидами, скульптурными фигурами и т. п. Они вот-вот сядут на корабль, в окружении сонма амуров.
Архитектура рококо q С угасанием «великого века» монументальный архитектурный стиль второй половины 17 в. сменился новым художественным направлением – красочно-нарядным изысканным рококо. «Моральные пьесы» Хогарта учат, на своих устрашающих примерах, присущим среднему классу добродетелям. Наряду с рисунками, гравюрами, эскизами для гобеленов и фарфора, театральными декорациями (оформление оперы-балета «Галантная Индия», 1735), художник создавал и станковые картины, отличающиеся той же декоративностью. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого – возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность. Выросший в семье ремесленника, он прекрасно знал жизнь простых людей. 320). Однако Фрагонар уже не находится внутри этого целого, а смотрит на него со стороны.
Картелль (франц. В архитектуре французских отелей (архитекторы Ж. М. Оппенор, Ж. О. Мейсонье, Ж. Бофран и др. ) пышное оформление рокайльных интерьеров сочеталось с относит, строгостью внешнего облика. Художественную манеру Жана-Батиста Симеона Шардена (1699—1779) можно отнести к рококо только с оговорками. Фрагонар пишет портрет Дидро под впечатлением от его инвектив против фривольных сюжетов, а писатель посвящает ему статьи в своих «Салонах».
Этим объясняется происхождение названия рокайль. Король Прусский Фридрих I был большим поклонником всего французского искусства. Странная и загадочная композиция этого произведения до настоящего времени вызывает множество толкований. Это пасторали (идиллические сцены из жизни пастушек и пастухов), галантные сцены и мифологические сюжеты эротическим оттенком.
317) из серии «Карьера мота» изображен юный волокита, зло употребляющий вином и женским полом. Не все благосклонно относились к стилю рококо даже во Франции. Эти декоративные мотивы пользовались большой популярностью и были включены в арсенал декоративных средств под названием genre pittoresque (живописная, живая манера).
стиль Людовика XV. В 1761 г. Фрагонар возвращается в Париж. В епископской резиденции в Вюрцбурге, построенной по проекту Бальтазара Неймана (1687—1753) имеется захватывающий дух Кайзе ровский зал (илл. Ватто представил в Академию одну из лучших своих картин — «Паломничество на остров Киферу» (1717).
Тяжелый прибор любезно поддерживает кавалер. cartel – карта, свиток бумаги). илл. Музей изобразительных искусств им.
Самым ярким живописцем этого направления был Франсуа Буше (1703—1770) искусство которого зна менует эпоху мадам де Помпадур, фаворитки Лю довика XV. Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. 314). Ватто.
В этом смысле рококо, как и барокко, все еще принадлежит к миру Возрождения. Вьена, синтезировавшего в своем творчестве два стиля: классицизм и рококо. rococo), рокайль (от орнаментального мотива рокайль), стиль, получивший развитие в европейских пластических искусствах первой половины XVIII в. Возник во Франции в период кризиса абсолютизма, отразив свойственные аристократии гедонистические настроения, тяготение к бегству от действительности в иллюзорный и идиллический мир театральной игры. Можно сказать, что это был своеобразный шаг назад. В похожем на ткань плафоне столько разного рода иллюзионистских «отверстий», что мы больше не воспринимаем его как границу пространства., на Волыни в Борках бы. Колонны также зачастую выполняли только эстетические функции.
Рядом дама, держащая в руках угольник, необходимый для измерений. Приложение 3). Его искусство было открыто вновь только во второй половине ХIХ века, во многом благодаря братьям Гонкурам, посвятившим Фрагонару яркие страницы в своей книге «Искусство XVIII века». Отделка предметов достигает высочайшего уровня. Виже-Лебрен. В росписях плафонов, стен, наддверных панно (дессюдепорт), в гобеленах преобладали пейзажи, мифологические и современные галантные темы, рисовавшие интимный быт аристократии, пасторальный жанр (пастушеские сцены) идеализированный портрет изображающий модель в образе мифологического героя.
В лучших произведениях мастеров рококо природа является не сколько фоном, сколько участником событий и кажется одушевленной. В настоящее время она находится в зале Государственных музеев в Берлине. Они не просто беседуют, но и сами являются объектом изучения. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты).
Здесь преобладает принцип точной передачи действительности.
Первым из значительных мастеров живописи в стиле рококо является Ватто. Одновременно с развитием живописи рококо усиливалась роль реалистического направления достигли расцвета портрет, натюрморт, бытовой жанр, пейзаж. Стиль стал новым способом мироощущения, способом пересмотреть ценности и идеалы.
Используя пятна краски, зигзаги, спирали, росчерки, беглые штрихи, Фрагонар создает впечатление «тотального» движения, полета и становления. В стилистике Рейнольдса об наруживается значительно большее влияние вене цианцев, фламандского барокко и даже Рембрандта (обратите внимание на освещение на портрете Сары Сиддонс), чем допускалось по его теории, хотя он часто рекомендовал следовать примеру остальных мастеров. На портретах изображено то, что художник наблюдает в действительности. Лучшие иконостасы эпохи рококо были в Киеве церквах: Успенской на Подоле, Щекавицкой, Петра и Павла, Георгиевской, Трех Святителей, Выдубецкого Михайловского монастыря, некоторых церквей Лавры также в Ромни (1764), Изюме, Лохвице, Гадяче, Козельце, Чемерис грецкого (1766), Ярышев (1768), Печанивци (1771) и др. Шедевром театральной серии Ватто стала картина «Жиль» (1720). Примерно в это же время Давидом было написано одно из самых значительных полотен эпохи — «Зеленщица» (1795).
Приложение 8). Художник изображал быт третьего сословия Франции — мелкой буржуазии и трудового народа. Позднее он стал брать уроки у живописца Клода Жилло, а затем — у гравера Клода Одрана. Почти все большие художники XVIII века были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии).
Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных. Её наиболее последовательным выражением являлась «легкая поэзия» XVIII в. (галантная пастораль, любовная песенка), которая воспевала прелести «Цитерских забав» и могущество «плута Купидо», слепо подражала образцам французского рококо. Богатая тонкими переливами и несколько блёклая по колориту рокайльная живопись (на её стилистические особенности во многом повлияла декоративная изысканность произведений А. Ватто, эстетическое содержание творчества которого, однако, далеко выходит за идейные и художественные рамки рококо) также имела преимущественно декоративный характер (французские мастера Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Натье, Ф. Буше, отчасти Ж. О. Фрагонар). Скорее это каприз – неприятие формальной жесткости барочных конструкций и серьезности содержания барочной музыки, а вместе со всем этим и монументальных музыкальных форм барокко (кстати и в других видах искусства тоже). Рококо – это стиль в искусстве, который зародился во Франции в начале 18 века и распространился по всей Европе. Рококо (Rococo), стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале 18 века и распространившийся по всей Европе.
Стиль рококо стал блестящим завершением стиля барокко. Меняется и формальный строй его работ. Впервые о художнике заговорили после создания им картины «Отец семейства, читающий Библию».
Уже в скором времени он предстал перед судом, отрекся от М. Робеспьера и был освобожден. Мейссонье. В картинах Ватто никогда нет чистого тона.
Вот таким образом слово «рокайль» приобрело более широкое значение. Боффран. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион.
Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. Это лишило поэта от материальных препятствий и позволило сосредоточиться на творчестве. В написанных там работах, помимо сюжета, нет ничего итальянского.
В России веяния рококо, особенно сильные в середине XVIII в., проявились главным образом в отделке дворцовых интерьеров (в том числе созданных В. В. Растрелли), лепном декоре зданий, в ряде отраслей декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, художественное серебро и фарфор, мебель, ювелирное искусство). выглядят иллюстрацией «педагогических» и сентиментальных романов Руссо. Он испытал заметное влияние итальянских мастеров XVII-XVIII вв. В них обрел новую жизнь былой идеал «манерного» изящества. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Все чаще и чаще Давид изображает людей на гладком фоне, который не отвлекает внимания на посторонние, не столь существенные моменты. Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди. В Галиции во Львове в кафедре св.
Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Иконостасы рококо не имеют сплошной площади и не сохраняют симметрии и структурной логики. Музыку к произведениям Метастазио создавали Гендель, Вивальди, Моцарт, Антонио Сальери.
Он развил так полюбившийся современникам приём декорирования в стиле рококо – использование асимметричных композиций, получивший название «контраст». 321), удачно сочетается с немецкой архитектурой рококо. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. Отличался грациозностью, легкостью интимно-кокетливым характером. Центром развития скульптуры рококо был Львов. Те же сочетание чисто декоративной красоты (некоторые из его работ служили картонами для гобеленов), свободы воображения, легкости кисти и изящества с развлекательным и условно-поверхностным характером образов и самого живописного языка. Сценка откровенно театральна.
В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). Попытки отойти от стилистики рококо делал скульптор Эдм Бушардон (1698-1762). Поэты рококо, воспаряют в мир феодальной сказки из которого изгнано всё, что может напоминать о грубой прозе окружающей жизни, отталкиваясь при этом от мира «низкой черни».
Этой же цели служит созданный им контраст: пластическая красота и кровавая рана, а над телом — меч, символизирующий угрозу, нависшую над революцией. – рококо в его французском варианте, т. е. стр.
Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. В 1704-1708 создаётся перевод «1001 ночи», один за другим издаются сборники восточных сказок: татарских (1719), персидских (1712), монгольских (1732), китайских (1723), перуанских (1733). Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным сияющим белизной пейзажным антуражем. Вы ражаясь одним словом, это фантазия. В последние годы существования империи, в то время, когда над Францией нависла угроза вторжения, мастер выставил картину «Леонид в Фермопилах» (1799-1814).
Рокайль (от фр. rok – скала утёс) – главный элемент орнамента стиля рококо напоминающий форму завитка раковины. Гражданская доблесть одних вырисовывается на фоне переживаний других. На переднем плане мы видим ученого, который сосредоточенно настраивает армиллярную сферу, определяющую положение светил, Суходольский наглядно продемонстрировал весь арсенал астрономических приборов того времени. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Если в картине «Убитый Лепелетье» художник скрыл некрасивость профиля героя, запрокинув его голову, то в новом произведении изображенного мог узнать любой. «Пуссенисты» против «рубенсистов». В этом отношении наиболее значительно его полотно под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил двух своих сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789). Нейман. Помимо того, в его фигурах отсутствует та жизненная сила, которой наделены персонажи Рубенса. В чем оно заключается. Вот таким образом их главной заботой становились расположение и убранство комнат.
Уже давно установлено, что баховская таблица расшифровки мелизмов (значков, которыми кодировались определенные мелодические обороты, украшавшие основные звуки мелодии) есть не что иное, как упрощенная таблица французского композитора дАнглебера. Была даже особая специализация среди художников — квадратурист. Тьеполо.
В частности, в церквях в Сорочинцах, Марте (Грехопадение), Св. -Покровской церкви в Междуречье (Сон Иакова, Зишествие в ад, Видение Савла, Усикновения) и в Смеле (евангелиста, жизнь мученицы Варвары), фрески в Троицком монастыре в Чернигове (Видение Савла) и др. Главное место в творчество Фрагонара во второй половине 60-х и в 70-е гг. И показательно, что среди тех, кто добился в этом направлении наибольших успехов, была художница — Мари-Луиз-Элизабет Виже-Леб рен (1755-1842). Позже Давидом была написана картина, прославляющая этого героя революции.
Как всякий настоящий художник, Фрагонар передает чувство прежде всего цветом и пластикой. Помимо их форм, цвета и фактуры, они дороги ему и как символы жизни простого народа. Первым значительным мастером живописи в стиле Рококо стал Ватто, а дальнейшее развитие он получил в творчестве таких художников, как Буше и Фрагонар.
«Паломничество на остров Киферу» включает в себя еще один элемент: классическую мифологию. Антуан Ватто родился в 1684 г. в Валенсьене в семье кровельщика. Ф. Буше «Пейзаж с отшельником» (1742). Они не позируют, а как бы на мгновение обращают к зрителю свое лицо.
Одним из основоположников стиля «рококо» был талантливый художник Антуан Ватто, давший наиболее абсолютное воплощение принципам этого стиля. Усыновлен аристократом Гравина, подросток Пьетро Трапасси получил от него два значительных подарки – прозвище Метастазио (перевод Трапасси греческом языке) и все свое наследство. В отличие от манерной живописи многих современников Ватто, «Паломничество на остров Киферу» поражает своей эмоциональностью и поэтичным очарованием. Маршан же прибыл сюда из Версаля, весь пропитанный идеями рококо в их специфическом преломлении в музыкальной сфере. стиль рококо повсеместно вытесняется классицизмом. В 1728 г. на т. н. Выставке молодежи, которая устраивалась под открытым небом на площади Дофина, Шарден показал две работы — «Скат» и «Буфет».
Однако такая раковина существенным образом отличалась от орнаментального мотива эпохи Ренессанса. Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь. Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов.
Серия называлась «Любовь пастухов» и состояла из четырех панно под названиями: «Штурм», «Преследование», «Объяснение в любви» и «Увенчание любовника». Искусство Буше должно было вызывать у зрителей приятные и волнующие чувства, но не тревожить и не пугать. Преимущественно декоративный характер имела богатая тонкими переливами цвета и одновременно несколько блеклая по колориту живопись рококо (картины и росписи Франсуа Буше, Джованни Антонио Гварди, Никола Ланкре, Джованни Пеллегрини, Жана Оноре Фрагонара).
Действительно, стены и потолок Салона Принцессы в «Отеле де Сюбиз», декорированные Жерменом Боффаном (илл. Местные декораторы вышли на первые роли только к 1б90-м годам. Театральность характерна для всего искусства XVШ в. и для Ватто особенно. илл.
Наиболее известные произведения того времени: «Галантная Индия» Ж. Ф. Почти главным словом эпохи рококо было слово прихоть (каприз). Клавесин XVII в. Крупные музыкальные формы (оперы, балеты) состояли из небольших номеров, обычно связанных между собой.
Излишне использовалась косметика – белила, пудра, румяна, черная краска (сурьма) для бровей, мушки., гл. Едва ли удивительно то, что прямолинейная система Французской Академии (см. Для приема Ватто в академию была создана новая категория — «fetes galantes» («галантных праздников»). Отличался грациозностью, легкостью интимно-кокетливым характером. Фишер фон Эрлах. Давид изобразил его сидящим у городских ворот Константинополя и просящим подаяние.
Импрессионисты чтили его как одного из своих живописных предтеч и учителей. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Мейсене и Челси). На другом полюсе стиля Фрагонара – «Счастливые возможности качелей», образец чисто галантного жанра рококо.
В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Все фигуры как будто покрыты золотистой вуалью, купаются в лучах мягкого солнечного света, пробивающегося сквозь верхушки деревьев. Крупнейшим мастером собственно рокайльного искусства стал ученик Франсуа Лемуана Франсуа Буше, мастер занимательных любовных сюжетов, великолепный колорист и рисовальщик. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). пустяк, безделушка).
Формы литературных произведений в основном малые: пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы, галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Лирика в основном проявилась в форме игривых посланий, мадригалов, сонетов и эпиграмм (Эвариста Парни, маркиз де Лафар и др. ). Характерным является тот факт, что английский XVIII в. не дал в области искусства рококо заметных явлений, зато в культурной жизни Германии и Италии XVIII в. Рококо сыграло важную роль.