Абрамова Ж. Художник Соня Делоне // Русские евреи во Франции: Статьи, публикации, мемуары и эссе. Затем Соня встретила художника Робера Делоне и в 1910 году вышла за него замуж.
Академия «Ла Палетт» разочаровала Соню чрезмерным академизмом в системе преподавания, зато в студиях художников и галереях, где бурлила жизнь и собиралась радикально настроенная молодежь, она с восторгом погружалась в изучение нового искусства. Наиболее наглядным выражением принципов симультанизма стала книга «Проза о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской / La Prose du Transsibrien et de la Petit Jehanne de France» (1913), созданная Соней в сотрудничестве с её любимейшим поэтом Блезом Сандраром. Она побывала в крупнейших европейских музеях. Ранее детство девочка провела в родном Градижске. 1905–1925» (Париж, 1969), «Пионеры абстрактного искусства» (Париж, 1971), «Русский авангард. С пятилетнего возраста она проживает в семье своего дяди, адвоката Генриха Терка в Санкт-Петербурге.
В 1913 парижское издательство «Люди нового склада» выпустило тиражом 150 экземпляров поэму Сандрара «Проза о транссибирском экспрессе и о маленькой Жанне Французской», оформленную ею в соответствии с теорией симультанизма и отпечатанную в виде двухметровой складной полосы. Здесь Терк изучала гравюру под руководством Рудольфа Гроссмана. В поздний период создала цикл абстрактных картин «Ритм и цвет».
Их встреча родила один из самых романтичных, крепких и плодотворных творческих союзов. Она решила, что теперь пора заняться собой и снова начала активно рисовать. Когда в России свершилась революция, Делоне были в Барселоне. – прекрасным садом. Писала натюрморты интерьеры парижских кафе и портреты (в том числе поэта Н. М. Минского и архитектора В. А. Щуко). Таким образом, установить истину можно было, только найдя подлинные документы в архивах.
Художница принимает участие во всех крупных выставках абстракционистов, а также в создании группы «Espace» («Пространство»), выступающей за интеграцию изобразительного искусства в архитектуру и урбанизм. С тех пор она лишь несколько раз и очень ненадолго, приезжала в Россию. Отныне она скиталась по случайным отелям и домам друзей.
У них и правда было много общего – от того, что оба они были воспитаны богатыми родственниками (родители Робера развелись, когда ему было девять лет и мать, которая никогда не уделяла внимания сыну, отдала его на воспитание своей сестре), до их надежд на будущее и вкусов в живописи. Соня Делоне (урожденная Сара Штерн) появилась на свет 14 ноября 1885 года в Одессе в семье управляющего фабрикой Ильи Штерна. Друг Робера и Сони поэт Гийом Аполлинер буквально упивался феерическим каскадом «симультанных окон» Делоне.
Свои композиции художник называл «симультанными» (от франц. В детстве побывала в Финляндии, Германии, Италии и Швейцарии. Соня создала костюмы для спектакля по пьесе Тцары «Сердце газа» и ее потрясающие в своей необычности ткани с «симультанным» геометрическим узором произвели настоящую революцию. Будущая французская художница родилась под именем Сары Элиевны (Ильиничны) Штерн 14 ноября 1885 года в маленьком украинском городке Градижске, что в Полтавской губернии. Название «орфизм» (от мифологического Орфея) дал Аполлинер, определивший этот стиль как «живопись новой структуры, состоящую из элементов, которые не заимствованы в сфере видимого, но всецело созданы художником и наделены им всей полнотой реальности» (в его книге: «Les Peintres Cubistes». Выставляла свои работы в групповых выставках «Конкретное искусство» в галерее «Друэ» (1945), «Первые мастера абстрактного искусства» в галерее «Меет» (1949) и других.
Начальное образование получила в С. -Петербурге. В 1905, прочитав книгу Юлиуса Мейера-Грефе «Мане и его круг», решила переехать в Париж как центр искусств.
Ее провозгласили ведущей представительницей ар-деко, соединявшего модерн и авангард. Благодаря этой Всемирной парижской выставке, о Соне заговорили, ее необычные работы привлекли внмание общественности. Кажется, национальная страсть передается из поколения в поколение с генами. Уде, в свою очередь, с помощью этого брака на время развеял слухи о своем гомосексуализме. Эти, подобные до аппликаций, фрагменты тканей, Делоне назвала «симультанными контрастами».
1884–1914» в Гранд Пале (1926), в Осеннем салоне и групповых выставках. Идеи, 1930).
Именно в это время Соня создает те знаменитые «симультанные» шарфы, которые стают знаменитыми на весь мир. Постепенно заказов стало так много, что Соня вместе с известным модельером Жаком Хаймом открыла на Елисейских полях «Симультанный бутик», где демонстрировала одежду, ткани, шарфы, сумки и прочие аксессуары, украшенные «симультанным» декором из ярких контрастных пятен или монохромным узором из разных тонов одного цвета. Он даже придумал специальный термин для этого направления – «орфизм».
В период с 1925 оп 1929 года такие наряды стали главным символом авангардной моды. В 1960 музей Бьельфельда издал ее знаменитую «симультанную» колоду карт в ц. Со в Керси художница исполнила витражи: а в 1969 вышла в свет ее «Азбука» (над которой Соня Делоне работала с 1947). И тут в 1964 году она познакомилась в Парижской опере с тридцатитрехлетним Жаком Дамазом – редактором издателем, литератором и художественным критиком. Париж, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду. Жил Генрих Терк в Санкт-Петербурге, где довольно успешно занимался адвокатской практикой.
Видимо, эмоции живут в памяти дольше, чем детали. В то время любимой книгой Робера Делоне было исследование Мишеля-Эжена Шеврёля «Принципы гармонии и контраста цветов» (De la loi du contraste simultane des couleurs et de lassortiment des objets colores)– законы дополнения и сочетания цветов, сформулированные французским химиком в 1839 году, так захватили Делоне, что их новый стиль, основанный на изучении и использовании взаимоотношений разнообразных цветовых пятен, они назвали «симультанностью», от французского «simultane» – одновременность. Работала также в области театральной декорации (в том числе для русской балетной труппы С. П. Дягилева), выполняла литографии.
В 1910 году Соня разводится с Уде и выходит замуж за Делоне. Ее работы оказали неоцененное влияние на развитие стиля и модных вкусов. Соня создала иллюстрации к кубистической поэме Сандрара «Проза о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской» (1913), которая переиздаётся до сих пор. Кроме нарядов для дам, она создавала сюрреалистические так называемые «платья-стихотворения», декорации для балета Сергея Дягилева.
О ее детских годах известно очень мало. Известно, что Делоне считала себя язычницей.
Генрих Тимофеевич Терк (1847 – 1917) был членом правления издательства и акционерного общества «Брокгауз и Ефрон», возглавлял правления Богатовского сахарного завода, Ириновско-Шлиссельбургского промышленного общества, товарищества Сергинско-Уфалейских горных заводов, акционерного общества Финляндского лёгкого пароходства. Первой большой работой художницы в стиле симультанизма стала картина «Бал Буллье» (1912-1913). По его совету она в восемнадцатилетнем возрасте отправилась учиться в Художественную академию Карлсруэ. Именно любовь свела ее с известным французским художником Робертом Делоне: «Он дал мне конструкцию, а я ему — цвет» – так говорила сама дизайнер. Соня Делоне (SoniaDelaunay) – известный мастер, которая творила в стиле арт-деко и абстракционизма.
В 1902 году Роберт заканчивает начальное образование, сдает экзамены и объявляет своим опекунам, что хочет стать художником. В ней каждому слову соответствовал фон определённого цвета. В 1910 году Соня развелась с первым мужем и вышла замуж за Делоне. Трудно придумать более подходящую выставку в весенние месяцы.
В 1913 показала орфистские работы в Осеннем салоне в Париже и в 1-м Немецком Осеннем салоне в галерее Der Sturm в Берлине, в 1914 – в салоне Независимых (работа «Электрические призмы»). В то время начинающая художница находилась под влиянием Ван Гога, Гогена, Руссо, фовистов. Ее творчество было невероятно популярно: ее приглашали оформлять интерьеры и светские рауты, заказывали ей эскизы тканей, которые производились по всему миру и вечерние платья, которые Соня расписывала вручную в своем фирменном «симультанном» стиле.
Там она поступает на обучение в академию «Ла Палетт», однако академическая манера рисования, которую там преподают, девушку уже давно не привлекает. Увлеченный абстракцией, Делоне мог в последствии сказать о своем искусстве: Подобно тому, как музыка – искусство звуков, воспринимаемое на слух, живопись – это визуальное искусство. В Париже она поначалу занималась в академии «Ла Палетт», остаётся недовольна академической манерой преподавания, зато много времени проводит в художественных галереях, студиях, входит в круг радикальной французской молодёжи.
Брак был по расчету. Терки согласились. Бланша. В 1920-е в творчестве Сони Делоне преобладает мода и театральные декорации: художница создает модели шарфов, платьев, пальто, она делает «симультанные» ткани для одежды и отделки мебели и рисует эскизы костюмов для театра («Газовое сердце» Тцара, 1923) и для кино («Головокружение» М. ЛЭрбье, 1926), а в 1925, вместе с Жаком Хеймом, на Выставке декоративного искусства открывает «симультанный бутик».
В 1910 развелась с ним и вышла замуж за художника Робера Делоне (1885–1941). Ее способности к живописи были замечены школьным учителем рисования и черчения. Он же помогает открыть магазин одежды и оформления интерьера.
Специально для выставки, в Париже на мосте Александра III был открыт бутик и там Соня демонстрировала работы в своем стиле «симультанизма» – в небольшой витрине были представлены сумки, шарфы и манто. А в 1932 году она пишет статью под названием «Художники и будущее моды», в которой предсказывает победу прет-а-порте. Соня не прекращала свою бурную деятельность даже после смерти мужа в 1941 году. О своих творческих отношениях с мужем она потом говорила: «Он дал мне форму, а я дала ему цвет». В то время ей были близки творчество Ван Гога, Гогена, фовистов. Через два года она переехала в Париж (по некоторым сведениям, к переезду подвигло прочтение книги об Эдуаре Мане) и поступила в Академию Ла Палетт.
Провела персональные выставки в парижских галереях «Бинг» (1954), «П. Каждое воскресенье их дом был открыт для друзей, которые, как и хозяева, были страстно увлечены авангардным искусством. Воспитывалась в Петербурге.
Робер Делоне умирает в 1941 году от рака. В пять лет ее забрал в Санкт-Петербург дядя по материнской линии адвокат Анри Терк. Но это уже совсем другая история. За время пребывания там (1914-1920) супруги подружились с местными художниками. Откуда же взялся Gradzihsk.
Хотя одной из веских причин ухода в дизайн была финансовая нестабильность, Делоне настаивала: «нет разрыва между моей живописью и моей так называемой декоративной работой прикладные искусства меня никогда не пугали, но были свободным расширением, завоеванием нового пространства». 25 октября 1941 года Робер Делоне скончался от рака в Монпелье. В возрасте 20 лет, в 1905 году, девушка приехала в Париж и поступила в знаменитую Академию де ла Палетт (Acadmie de la Palette), альма-матер великого числа выдающихся деятелей искусства первой половины XX века. Так появилось имя, под которым мы знаем ее и сегодня – Соня Делоне. Ее преподавателями были Эдмон Аман-Жан, Амеде Озанфан, Дюнуайе де Сегонзак.
В 1903–1904 училась в Карлсруэ (Германия) у художника Шмидта-Рейтера. Соня Делоне (Сара Штерн) родилась в украинском городе Градижск, близ Полтавы в 1885 году, хотя некоторые источники в Интернете пишут, что она родилась в Одессе. Замена Одессы на Градижск с трудом подается объяснению». Семейство путешествовало по Европе, девочка побывала в крупнейших европейских музеях. По возвращении в Париж в 1945 участвовала в выставке абстракционистов «Art Concret» в галерее Drouin (1945) и способствовала возрождению салона «Новых реальностей» (1946). На Соню давно давила мать, возражавшая против ее художественной карьеры и настаивавшая на ее возвращении в Россию – замужество же позволило Соне остаться во Франции, кроме того, теперь к ее услугам были связи мужа в художественной среде.
Заместитель Санкт-Петербургского нотариуса ошибся на одну цифру – запись под номером 1173 гласит о том, что в этот день у уволенного в запас Эли Штерна и его жены Ханы родилась дочь Сара. Семейство путешествовало по Европе, девчонка побывала в крупнейших европейских музеях.
Завоевания «ар-деко» были закреплены вышедшими в Париже альбомами художницы (Ткани и ковры Сони Делоне, 1928 Композиции. Paris, 1913).
Через год у четы Делоне родился сын Шарль (в будущем известный историк джаза). К XVII веку сады аристократов достигли невообразимых масштабов. В декабре 1913 книга демонстрировалась в петербургском художественно-артистическом кабаре «Бродячая собака» в качестве иллюстрации к докладу А. А. Смирнова о симультанизме. Интуиция ее не подвела. Обращалась к книжной графике (18 гуашей к книге «Озарения» А. Рембо) и гравюре, продолжала разрабатывать рисунки для тканей.
Первые, написанные им картины были выдержаны в стиле постмодернизма. Вскоре, после развода с Уде, она вышла замуж за Робера Делоне (1910). «Ничего горизонтального или вертикального — свет все деформирует, все ломает», – писал Делоне.
А всемирно известный Vogue поместил на обложку ее «оптическое» платье. У обоих это был первый брак.
ДЕЛОНЕ Соня (Delaunay, Sonia урожденная Терк 1885, Украина, – 1979, Париж), французская художница, одна из основоположников абстрактного искусства. Девочка рано потеряла родителей, однако несчастным ее детство не назовешь. Проводит персональные выставки в Стокгольме (1916), Бильбао (1919), Берлине (1920). Таким образом, комбинация разноокрашенных плоскостей, цвета которых подобраны с учётом этого закона, может дать фантастические результаты, разного рода оптические иллюзии и т. п.
Дочь фабричного управляющего Елия (Елиаса) Штерна и Ханы Штерн, урожд. В 1975 она стала офицером Ордена Почётного легиона.
В 1931 была в числе организаторов международного авангардистского объединения «Abstraction-Creation». Фигуративные элементы исчезли в гипнотической многоцветности форм. Впоследствии книжка столько раз переиздавалась, что Робер однажды даже пошутил: мол, если сложить все экземпляры друг на друга, то получится башня высотой с Эйфелеву.
Она стала вехой в истории модернистской поэзии и абстрактной живописи. Попав в пятилетнем возрасте в семью своего дяди, брата матери, преуспевающего петербургского адвоката Генриха Терка – именно его фамилию она возьмёт себе позже как псевдоним, – она смогла получить прекрасное образование и воспитание. В 1941–1944, после смерти мужа, жила в Грассе.
Без труда переключается с одного вида деятельности на другой и всё ей удаётся. В 1905 году Соня прочла знаменитую в то время книгу Юлиуса Мейера-Грефа «Мане и его круг», где Париж был назван центром истинного искусства и немедленно решила переехать туда. Старый друг семьи Делоне Дягилев знакомит ее с мадридской модной элитой.
В 1905, прочитав книгу Юлиуса Мейера-Грефе «Мане и его круг», решила переехать в Париж как центр искусств. В 1908 впервые показала работы на выставке в парижской галерее Notre-Dame-des-Champs. А спустя два года отправилась в центр искусств – Париж. Удивительно, как менялось восприятие сада в течение времени: идея земного рая («парадиза») – замкнутого оградой пространства с цветущими садами, водными источниками, густой сенью деревьев, уютными постройками – была популярна в Персии еще в VI веке до н. э. Миниатюра «7 супружеских пар в Саду» (около 1510 г. ) из раннего мусульманского манускрипта представляет великолепный персидский сад с восьмиугольным бассейном, платанами и кипарисами, павильонами, устланными цветочными коврами.
Имелся в виду, конечно, миф об Орфее, который звуками своей музыки мог усмирять волны, зачаровать животных и растения, преображать мир – как и гипнотическое по силе воздействия «чистое искусство» Делоне. В 1913 г. представила свои первые орфистские работы в салоне Независимых. ) Соня создала иллюстрации к кубистической поэме Сандрара Проза о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской (1913), которая переиздается до сих пор.
музее современного искусства, Центре Помпиду. Во многом именно благодаря этому стиль «ар-деко», синтезирующий модерн и авангард, стал определяющим фактором межвоенной моды. В средневековых монастырских садах каждый элемент наполнен особым смыслом – деревья, цветы их цветовая гамма, колодец, певчие птицы – вплоть до садовой ограды, которая служила символом непорочности Богородицы. Отношения супругов с Вильгельмом Уде на протяжении всей жизни оставались удивительно добрыми.
В 1939 она участвует в создании Салона «новых реальностей», салона абстрактного искусства, продолжающего традиции группы «Абстракция-Творчество». В 1949 в память Р. Делоне организовала в Париже выставку «Первые мастера абстрактного искусства». В 1915-1916 в Португалии художница создала несколько вариантов композиции «Рынок в Мино» и «Португальский натюрморт», а в 1918 она сотрудничала в Русских балетах Дягилева. Правда, там она названа не Сарой, а Sophie – опять путаница.
Обряд бракосочетания совершил раввин Политковский. Участвовала в Международной выставке декоративных искусств в Париже (1925), выставке «30 лет независимого искусства. И в возрасте 18 лет она поступает в Академию изящных искусств Карлсруэ. После 1911 года под влиянием кубистов Соня Делоне уходит в своих работах от натурализма и фигуративности в сторону геометрии и абстракции, экспериментирует с ритмом и разложением цвета. Определяющим моментом для меня стало получение архивных сведений из Одесского и Полтавского областных архивов – в Градижске всего 7 тысяч жителей и своего архива нет. Соня была уверена, что образ женщины складывается из всех деталей ее окружения и предлагала своим клиенткам не просто одежду, но образ жизни: к полному костюму полагались не только аксессуары и обувь, но даже автомобиль, чей дизайн повторял рисунок одежды.
А в её завещании, заверенном нотариусом, местом рождения указана Одесса. На удивление добрыми остались отношения супругов с Вильгельмом на протяжении всей жизни. Удивительно нежная дружба между почти восьмидесятилетней художницей и «самым молодым издателем в мире» (свое первое издательство Дамаз основал в 17 лет) скрасила одиночество Сони. В раннем творчестве писала натюрморты интерьеры парижских кафе, портреты. В 1963 году она пожертвовала 58 своих работ и 40 картин Робера парижскому Музею современного искусства.
Казалось бы, нет места для сомнений. Учебу продолжила в Париже в Академии «Ля Палетт», но неудовлетворенность манерой преподавания, заставили Соню искать что-то иное, близкое и она подолгу проводит в художественных студиях и галереях. Были изданы альбомы «Ткани и ковры Сони Делоне» (1928) и «Композиции. Одной из наиболее серьёзных остаётся работа Артура А. Коена изданная в 1975 году. С 1906 г. училась живописи в Париже.
Отношения у Сони лучше складывались с дядей и его супругой, Анной Сергеевной (Израилевной) Зак.
Тогда же появились и первые проекты «симультанных платьев» (иллюстрации к «Прозе Транссибирского экспресса и маленькой Жанны Французской», в соавторстве с Блэзом Сандраром, 1913-1914). В эстетике промышленного искусства (эскизах росписей тканей, моделей одежды, керамике) сближалась с конструктивизмом В. Е. Татлина, А. А. Веснина, Эля Лисицкого. Хотела быть удочеренной семьей Терк, не получила дозволение матери, но взяла псевдоним Соня Терк. Цвета.
После смерти Робера Делоне она работает в Грассе вместе с X. Арпом и Маньелли. Там Шарль заболел тифом и Соне пришлось оставить мужа, чтобы заботиться о сыне. Великая депрессия, однако, пошатнула положение Делоне: спрос на модную одежду и картины резко упал, «Симультанный бутик» пришлось закрыть. С приемными родителями Саре повезло: преуспевающий адвокат-предприниматель и его влиятельная жена Анна смогли дать девочке не только новое имя – Софи (Соня) Терк, но и обеспечить прекрасное образование.
Сандрар назвал получившуюся книгу «печальной поэмой, напечатанной на солнечном луче». В основу оформления книги был положен разработанный супругами Делоне принцип симультанизма (одновременности). А дальше авторы пишут: «Большинство официальных биографий и каталогов указывают, что он родилась в украинском городе Градижске (иногда пишут Граджинск) на Днепре на самом деле в своей книге она пишет об этом городе, в котором её папа работал на фабрике. Родилась она в Украине, в Полтавской области, в 1885 году.
Переход к подражающим природе естественным романтическим садам XVIII века ассоциация сада с семейной жизнью, упорядоченным гармоничным миропорядком в доме в викторианскую эпоху ботанические рисунки, ювелирное искусство Карла Фаберже, запечатлевавшего хрупкую красоту цветов в драгоценных металлах и камнях, – кажется, кураторы выставки в Queens Gallery стремились создать визуальную энциклопедию темы сада в искусстве. Позже распространила принципы орфизма на искусство росписи тканей, оформления одежды и интерьеров, завоевала признание как один из создателей современной промышленной эстетики.
В 1968 исполнила декорации и костюмы для концертных танцев на музыку И. Ф. Стравинского. Она писала: «Чистые цвета становятся плоскими и дополнительными (противоположными) в одновременном контрасте. Выставляла свои работы в групповых выставках «Конкретное искусство» в галерее «Друэ» (1945), «Первые мастера абстрактного искусства» в галерее «Меет» (1949) и других. Для антрепризы Дягилева она создала эскизы костюмов и декораций к балету «Клеопатра» на музыку А. С. Аренского (Мадрид, Барселона 1918). Казалось, перед Соней открываются все двери и тут ее жизнь сделала новый поворот.
В 18 лет Сара поступила вХудожественную Академию в Карлсруэ. В том же году супруги приобрели мастерскую на улице des Grands-Augustins, где проработали до 1935 (позже – на бульваре Malsherbres, 19). Быстро выяснилось, что причиной путаницы являются несколько строк из автобиографии Сони Делоне «Nous irons jusquau soleil» («Мы идём за солнцем»), которая увидела свет за год до её смерти, в 1978 году. Идеи» (1930).
Соня Делоне умерла в 1980 году в 95-летнем возрасте, оставив нам большое творческое наследие. Другие дяди – выпускник Медико-хирургической академии (1881) Яков Тевелевич (Тимофеевич) Терк (1850 –. ), работал железнодорожным врачом в Либаве, а в 1920 – 1930-е годы – в Крыму Марк Тевелевич Терк, владелец конторы по продаже сельскохозяйственного оборудования в Одессе (ул. В 1918 году она встречается с Сергеем Дягилевым, чья труппа в это время была на гастролях в Испании и он заказывает ей и Роберу декорации и костюмы к знаменитому балету «Клеопатра» – оригинальные сгорели во время турне по Латинской Америке. Этот брак по расчету был выгоден и ее жениху – критику, коллекционеру и владельцу художественной галереи Вильгельму Уде, – чтобы отвести подозрения в нетрадиционной сексуальной ориентации (Вильгельм был гомосексуалистом).
Он помог организовать ее самую репрезентативную выставку в Музее современного искусства издал ее воспоминания под названием «Мы идем к Солнцу» и сам написал несколько монографий о ее творчестве. Оба они представлены на выставке картинами Жана-Батиста Мартина (1700) и Леонарда Книффа (1702-1714). Позже эта «симультанная книга» с небывалым успехом демонстрировалась на Осеннем салоне в Берлине – там ее увидел немецкий художник Пауль Клее, который был так впечатлен яркими квадратами Сони, что с тех пор они стали лейтмотивом его собственного творчества.
Наши украинские авторы Александр Нога и Ирина Кодлубай в своей замечательной монографии «Соня Делоне возвращается в Украину через Львов» приводят документы из архива известного киевского искусствоведа Дмитрия Горбачёва: объявление во французской газете за 1908 год о свадьбе Сони и Вильгельма Уде, где указано, что она родилась в семье Элиаса и Ханны Штерн в Одессе и документ, выданный в том же году в Санкт-Петербурге заместителем нотариуса Питером Финдайзеном, где указано, что Сара Штерн родилась 1 ноября 1885 года в Одессе в семье уволенного в запас Элиаса Штерна и фрау Ханны, урождённой Терк, о чём в книге записей одесского раввината сделана запись под номером 117. Соня Делоне принадлежит к крупнейшим мастерам европейского авангарда. В1925 году Соня участвует в Международной выставке декоративного искусства и становится одним из известнейших представителей направления ар-деко, занимается дизайном иллюстрациями, рекламой, текстильным дизайном, декором керамики. Тогда же имя и фамилию сменили. В 1938 провела с мужем выставку в музее Stedelijk в Амстердаме.
Аполлинер познакомил Соню с поэтом Блезом Сандраром и художница иллюстрировала его кубистическую поэму «Проза о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской» (1913). После Первой мировой войны супруги Делоне временно переехали в Испанию, где познакомились с многими выдающимися деятелями того времени, в частности, с Игорем Стравинским, Сергеем Дягилевым. Девочка получила хорошее образование, во время школьных каникул много путешествовала по Европе, знакомилась с коллекциями музеев Франции, Италии, Германии. Художница представила широчайший ассортимент изделий – начиная от бивших все рекорды популярности «симультанистских» шарфов и заканчивая коврами и машинами. В 1938 она провела большую персональную выставку в Городском музее Амстердама.
Термин «симультанный» был позаимствован из трактата «О законе симультанного контраста цветов и о выборе окрашенных предметов» (1839) известного французского химика-органика Мишеля-Эжена Шеврёля. В 18 лет дядя отправил Соню в Академию изящных искусств в Карлсруэ. Ее гуаши этого периода по-прежнему полны ярких цветовых сочетаний и графических ритмов, наглядно демонстрируя, что можно сохранять верность своему стилю всю жизнь – и в то же время всегда находить что-то новое.
Первый известный в британском искусстве реальный сад зафиксирован в «Семейном портрете Генриха VIII» – правда, как фон (1545). В 1938 провела большую персональную выставку в Городском музее Амстердама. В 1931 стала одним из учредителей авангардного объединения «Абстракция – Созидание». «Равновесие объема и цвета и великолепное чувство ритма», – так по завершении выставки охарактеризовал работы мадам Делоне парижский модный журнал LArt vivant. Соня Делоненесомненно стала одной с первых художниц, которая сумела объединить новаторскую живопись с текстилем и стала «лицом моды» той эпохи.
Робер Делоне Электрический союз. Публиковала статьи по проблемам моды и современного промышленного искусства. В 1937 за оформление интерьеров французского павильона на Всемирной выставке в Париже была отмечена золотой медалью. В 1910 г. вышла замуж за французского художника Робера Делоне, совместно с которым разрабатывала систему абстрактных композиций, основанных на симультанных контрастах цвета и света (симультанизм).
Элиасу на тот момент было 27 лет, Хане 22. Двухметровая книжка-гармошка с поэмой Сандрара «Проза о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской», где слились воедино текст и дизайн, вызвала фурор среди французских критиков. Она мечтала быть удочерённой ими и впоследствии взяла фамилию Терк.
Она разрабатывает рисунки тканей для лионских фабрик, в 1924 открывает вместе Жаком Хеймом ателье мод «Симультанистский бутик», где демонстрирует модели одежды, производственных костюмов, рисунки тканей, эскизы интерьеров и даже проекты оформления автомобилей. Соня создала иллюстрации к кубистической поэме Сандрара «Проза о транссбирском экспрессе и маленькой Жанне Французской» (1913, геометризм этой работы повлиял на поиски Пауля Клее). Цвета. В 1920 супруги Делоне возвращаются в Париж. Вскоре она открывает магазины в Бильбао и Барселоне. Она создает органичное целое по законам, ставшим обязательными для ее искусства».
C 1890 жила в Санкт-Петербурге, воспитывалась в семье дяди по материнской линии, процветающего адвоката Генриха Терка. Она ткёт ковры иллюстрирует книги.
1908–1922» (Нью-Йорк, 1971), «Русский взгляд» (Гейдельберг, 1974) и др. Её увлекали фовисты, Ван Гог, Гоген, Руссо, отталкивали Матисс и Пикассо: первого она считала «слишком осторожным, слишком буржуазным», второго находила нездоровым. В гимназии училась уже не Сара Штерн, а Соня Терк. Влияние фовистов особенно заметно в её ранних картинах, таких как «Финская женщина» и «Жёлтая обнажённая» (1908) с их неестественным цветом лица, размашистыми мазками и щедрыми красками. В 1909 недолго была женой немецкого искусствоведа и коллекционера Вильгельма Удэ.
Чтобы остаться в милом сердцу Париже, Соня делает «ход конем» – выходит замуж. Вместе они создали знаменитые «платья-поэмы» – удивительный пример соединения одежды и поэтической идеи, когда платье было живой иллюстраций стихотворения или было украшено вышитыми поэтическими строчками. А несколькими месяцами раньше, а именно 16 июня, под номером 244 в книге «О бракосочетаниях» сделана запись о том, что 21 мая 1885 года состоялся брак Эли Штерна, холостяка с дочерью одесского мещанина Товия Терка, девицей Ханою. И вот, с помощью одного из лучших одесских краеведов Александра Розенбойма в моём распоряжении оказался документ, который поставил, наконец, все точки над «i». В начале 1920-х исполняла эскизы тканей для лионских фабрикантов шелка. Участвовала в выставках: «Русские художники Парижской школы» (Сен-Дени, 1960 Париж, 1961), «Русский балет Дягилева.
Она пишет воспоминания о Роберте и своих друзьях – Г. Аполлинере, П. Пикассо, М. Жакобе, Ф. Леже, Ж. Браке, А. Экстер (близкой подруге), В. Кандинском, Н. Альтмане, А. Архипенко и других. Семейство путешествовало по Европе, девочка побывала в крупнейших европейских музеях. Соня Делоне стала крупнейшим мастером «ар-деко», её находки начинают широко использоваться в дизайне, керамике, сценографии, рекламе.
Ее предвоенное творчество стало новаторским на то время: такие работы как «Уроки света» или «Электрические призмы» отличаются необычной радужностью красок. Первыми шагами Делонев мире моды были платья и жакеты с аппликацией геометрических форм в стиле симультанизма. В 1924 вместе с Ж. Хеймом открыла в Париже магазин и ателье мод, где демонстрировались модели одежды, производственных костюмов, «симультанные» рисунки тканей, эскизы интерьеров, проекты оформления автомобилей и т. п. (магазин и ателье работали до 1931). В 1912 г. Г. Аполлинер обозначил созданное супругами Делоне художественное направление термином «орфизм» имея в виду преображение мира новым Орфеем, творцом структур, не заимствованных из действительности. Бере» (1964), Лувре (1964), Музее современного искусства (1967/1968).
Бере» (1964), Лувре (1964), Музее современного искусства (1967/1968). В основу оформления книги был положен разработанный супругами Делоне принцип симультанизма (одновременности). Уже в апреле они стали любовниками и решили пожениться, как только Соня разведется с Уде.
В своих крупных по формату произведениях («Ритмы красок») Делоне пользовалась плоскостями чистого цвета и сочетаниями элементарных геометрических фигур для создания пронизанных светом и оптимистических по звучанию композиций. Соня поступила в Академи де ла Палетт на Монпарнасе и добилась там немалых успехов. В 1920 годы супруги Делоне возвращаются в Париж.
Именно фамилию дяди она взяла себе позже как псевдоним. Стало ясно, что больше материальной поддержки из России они не получат. Как бы то ни было, в 1890 году пятилетняя Сара оказалась в Петербурге – ее забрал в свою семью дядя (брат матери), юрист Генрих Терк.
Соня Делоне родилась 14 ноября 1885 года в городе Градижск Полтавской губернии (по другой версии — в Одессе) Российской империи (ныне территория Украины). Её работа была отмечена золотой медалью. Художница рассматривала свои дизайнерские проекты как «упражнение в цвете» (а цвет, в свою очередь, считала «кожей мира») и стремилась нести современное искусство в повседневность, делать его более понятным и доступным широкой аудитории. Через два года Соня или Софи Терк решает переехать в Париж как центр искусств. В 1923 году вместе с В. С.
В 1939 вместе с мужем и Т. ван Дусбургом основала авангардистский художественный салон «Новая реальность». В 1920 году Делоне вернулись в Париж. simultane – одновременный) – то есть основанными на одновременном контрасте тонов.
музей современного искусства, Центр Помпиду) и «Электрические призмы» (1914, там же). В 1963 подарила Национальному музею современного искусства в Париже (с 1977 – Центр Помпиду) 117 работ мужа и собственных работ. Провела персональные выставки в парижских галереях «Бинг» (1954), «П. В 1939 с Р. Делоне и другими художниками основала авангардистский салон «Новых реальностей» в галерее Charpеntier.
В 1923 вместе с В. С. Бартом и Х. Грановским Соня Делоне осуществляет постановку пьесы Тристана Тцара «Воздушное сердце». Делоне вернулись в Париж в 1921 году. В поздний период создала большой цикл абстрактных картин «Ритм и цвет», в которых на смену резким контрастам пришли плавность цветовых переходов и умеренная яркость. Таким образом, впервые форма строится не с помощью светотени, но глубиной самого цвета». А Градижск, я думаю – это просто слово «городишко», оставшееся в памяти маленькой девочки. Соня Делоне (урождённая Сара Штерн) прожила долгую, яркую и насыщенную жизнь.
Эти работы настолько поражают других творцов, что ей начинают посвящать стихи. Начинающей художнице тесное знакомство с владельцем галереи всегда на пользу, к тому же приемные родители настойчиво звали Соню вернуться в Петербург и заняться «устройством личной жизни», что ее отнюдь не привлекало. О детских годах художницы известно совсем мало, потому и путаница возникла. В честь нового искусства «симультанизм» было организовано несколько светских раундов и показов мод, дизайном и постановкой которых занималась Соня. Большое собрание ее произведений находится в парижском Нац. РоберДелоне, муж молодой дизайнерки в 1923 году писал: «Для Сони платья или пальто являются частью пространства, оформленного и обусловленного в размерах и содержании, создавая организованное целое по законам, ставшим стандартизацией ее искусства».
В поздний период создала большой цикл абстрактных картин «Ритм и цвет», в которых на смену резким контрастам пришли плавность цветовых переходов и умеренная яркость. В 1913 Гийом Аполлинер, который познакомил супругов Делоне с Блезом Сандраром, назвал версию кубизма, которую развили в своих работах Соня и Робер, орфизмом. Градоначальницкая, 8). Дядюшка отправляет его на обучение в ателье декоративного искусства в Бельвилье. Робер создал оригинальный метод построения «цветовых конструкций» из концентрических окружностей, арок, радуг, окрашенных в семь основных цветов по системе «одновременного контраста цветов» Шеврейля.
В доме Делоне, которые поддерживали его во время ареста, он искал приюта и покоя – радостные, красочные работы Сони так впечатлили его, что он назвал этот стиль «орфизмом» имея в виду преображение мира новым Орфеем, творцом структур, не заимствованных из действительности. Аполлинер познакомил Соню с поэтом Блезом Сандраром: их дружба вскоре вылилась в творческое сотрудничество – впервые в истории художник не просто проиллюстрировал литературное произведение, но представил ее в графическом виде. В 1964 совместная выставка работ супругов Делоне состоялась в Лувре (в истории музея выставка современных художников проводилась второй раз, после Ж. Брака), в 1967/1968 – в Национальном музее современного искусства в Париже. Развод был оформлен в августе и уже 15 ноября Соня Терк вышла замуж за Робера Делоне. С 1890 года жила в Санкт-Петербурге, воспитывалась в семье дяди по материнской линии, процветающего адвоката Генриха Тимофеевича (Гениха Товиевича) Терка и его жены Анны Сергеевны (Израилевны) Зак (1856 – 1911), дочери философа и семитолога Израиля Исааковича Зака (1831 – 1904), племянницы крупного петербургского банкира и финансиста Абрама Исааковича Зака (1828 – 1893) и публициста-палестинофила Григория Яковлевича Сыркина (1838 – 1922). В 1908 году Соня Терк вышла замуж за немецкого искусствоведа и галериста Вильгельма Уде. Кроме того, Соня Делоне продолжает работу над «Цветными ритмами» с преобладанием кругообразных мотивов, а также занимается прикладным искусством (мозаики, роспись посуды, эскизы обоев и мебельной обивки).
Нельзя без улыбки смотреть на картину неизвестного британского художника XVII века «Преподнесение в дар ананаса Карлу II»: король при всех регалиях на фоне пышного дворца с уходящей перспективой грандиозного регулярного сада принимает из рук коленопреклоненного посла экзотический фрукт. Через год у четы Делоне родился сын Шарль (в будущем выдающийся историк джаза). 1909–1929» (Страсбург, 1969), «Русский авангард.
В 1924 году Соня вместе Жаком Хеймом открывает в Париже ателье мод «Симультанистский бутик», где демонстрирует модели деловой, вечерней и спортивной одежды из тканей авангардного типа – с крупными, эффектными рисунками, рассчитанными на аналогичные декоративные ритмы модных интерьеров и пульсирующую динамику мегаполиса. В 19 лет он бросает учебу и полностью посвящает себя живописи – тогда Роберт впервые выставляет 6 своих работ в салоне «des Indpendants». Среди полотен на религиозную тематику на выставке стоит обратить внимание на работу Рембрандта «Христос и Мария Магдалина», а также на «Эдемский сад» Яна Брейгеля Старшего. Думаю, вспоминая в столь преклонном возрасте раннее детство, нетрудно ошибиться. Автобиография написана в сотрудничестве с Жаком Дамасом и Патриком Рейно. Племянницу дядя баловал, на каникулы отправлял путешествовать по Европе. Терк.
При этом художница не оставляет живопись: она – один из организаторов салона «Абстракция– Созидание» (1931) и авангардистского салона «Новая реальность» (1939). Участвовала в выставке «Русский балет Дягилева» в Музее декоративных искусств (1939).
В биографии детству тогда ещё Сары Штерн традиционно посвящено всего несколько страниц. И хотя сам Робер считал определение Аполлинера слишком уж литературным, цели у «орфистов» были достаточно амбициозными: «создание новой реальности из простейших, но тончайшим образом организованных цветовых сочетаний». Детским годам там посвящена самая маленькая глава и в ней на 12-й странице Соня единственный раз указывает, что её отец работал на метизной фабрике в Градзихске (Gradzihsk). Формы, ритмы и все приемы ее, рождены ею самой.
Это копия листа из книги записей одесского раввината за 1 ноября 1885 года, части первой «О родившихся». Одна из лучших биографий Сони Делоне вышла в 1995 году в Нью-Йорке. В 1950–1970-е ее персональные выставки прошли в Париже (Bing, 1953 ежегодно в 1958–1962 и др. ), в Лионе, Риме, Милане, Турине, Лондоне, Нью-Йорке, Цюрихе, Женеве, ряде городов Германии. Соня поселилась в женском пансионе на рю Кампань Премьер, где делила комнату с еще четырьмя русскими девушками, которые тоже приехали в Париж в поисках истинного искусства.
Учитель рисования подтвердил, что рисует она хорошо и имеет смыл это развивать. Сначала девушка уехала в Германию, училась в Художественной академии в Карлсруэ. В 1912–1913 вместе с мужем разработала теорию симультанизма (одновременности) и сформулировала принципы орфизма. Дамаз же искренне привязавшийся к Соне, заботился о ней и поддерживал ее. Холст, масло. Ведь большинство источников указывают на Градижск-Граджинск-Гражист.
Жили они в Петербурге, а на летние каникулы девочка ездила по Европе – дядя обеспечил ее прекрасным образованием. Разработки мужа произвели огромное впечатление на Соню, примкнувшую к его экспериментам. (В 1912-1913 гг. Как замечает Артур Коен, Делоне создала особый визуальный язык, «безразличный к фигуративным или описательным аллюзиям, начисто лишённый желания передавать содержание стихов изобразительными средствами, озабоченный только выражением восприятия работы».
Ей начали посвящать ретроспективные выставки, стали выходить монографии.