Но группа художников-фовистов просуществовала не так долго, вскоре объединение распалось, а творческие пути участников разошлись. Фовисты хотели сделать видимыми невидимые вещи, например, настроение или чувства испытываемые художником от созерцания природы. Художники-фовисты были новаторами, они изображали мир субъективно, сквозь призму своего видения, поэтому и каждый из миров фовизма в живописи, отраженный в полотне того или иного творца, носит свой индивидуальный и неповторимый характер. Анри Матисс (Henri Matisse) (1869 – 1954) – французский художник и скульптор, лидер течения фовистов.
Таким образом, смелое экспериментирование с цветом художников-фовистов использование движения не только от теплых тонов к холодным, но и наоборот привело к образованию новой манеры письма, получившей название «без правил». Язвительная реплика была подхвачена художниками – Матисс предложил своим последователям так и назвать себя: фовисты – дикие (франц. По его мнению, художники-фовисты, выражая чувства, не должны привязывать их к цветовой гамме окружающего мира, художник вправе использовать те тона и оттенки, которые близки ему по духу. Художники-фовисты регулярно устраивали выставки в различных салонах, в результате чего течение «диких» приобрело международный статус.
С фовистами были дружны поэты Ж. Мореас, А. Сальмон и Г. Аполлинер. (Donatello parmi les fauves). Тут появлялся гротеск, видна едкость красок. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце.
Живописная система этой работы целиком и полностью отражает направление его поисков. Группой друзей с похожим отношением к живописи руководил Матисс-старший, ставший ведущей фигурой компании. Повышенная светоносность («краски буквально взрывались от света», — писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета — характерные черты фовизма. Отказываясь от прошлой манеры, художник сказал, что «невозможно все время находиться в пароксизме».
Зал затем неофициально именовали «клеткой с дикими зверями». Центр помещения украшал относительно невыразительный бюст в стиле Возрождения.
Одно из таких мероприятий и дало название стилю: влиятельный на тот момент художественный критик Луи Вексель известный, кстати, тем, что дал название кубизму, назвал художников «дикими» (fauve), с его легкой руки термин «фовизм» быстро прижился. К. Малевич в определенный период своего творчества работал в духе кубофутуризма. Уже что-то рождалась в уме и переносилось на холст.
Последующие полотна художника – такие, как «Вид Касиса» (1907, собрание П. Лови, Париж) и «Старый мост» (1910, Государственный музей изобразительных искусств им. Новым движением особенно увлекся Жорж Брак, забросив свою многокрасочную живопись (в стиле фовизма им было создано около 40 работ). Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо.
Не было и группы как таковой. В 1921 г. он совершил путешествие в Италию. Название направления произошло от французского слова «fauve», которое означает «дикое животное». Термин «узаконил» Тристан Цара в своём «Дада манифесте» в 1918 году. Рисовать Матисс начал довольно поздно.
Импрессионисты, конечно, почитались как первые мастера, открывшие красоту мира. Его родители хотели, чтобы Анри был юристом и он им стал. Нередко у красочных пятен появлялись жирные, контурные линии, слегка «оплавленные», как у мастеров стиля модерн.
О. Фриеза. Больше все же нравилось ощущение того, что планы «давят» друг на друга. Как многие названия в истории авангарда, слово «фовисты», что значит «дикие», возникло случайно. 1908 «Портрет мадемуазель Мини Моне», 1922). Известность художнику принес скандал, разразившийся на экспозиции Салона 1913 г., когда полиция потребовала убрать картину Донгена, на которой он изобразил обнаженной собственную жену. Фовизм – направление живописи возникшее во Франции. Искусство стало отвлеченным.
Своей наивысшей точки фовизм достиг в 1906 году, будучи свершившимся фактом и признанным влиятельным художественным течением. е. Вламинк. — В. Т. ) отвергал также, как я отвергал авторитет какого-нибудь генерала». Критик Леон Воксель, увидев в зале полотна Матисса и его единомышленников вокруг классицистической статуэтки, произнес: «Донателло среди диких зверей». Перемены в развитии фовистов наметились к 1908 г. Многих интересовал кубизм. Да и то внимание к нему было инспирированно книгой П. Синьяка «От Делакруа до неоимпрессионизма».
Но после 1907 года объединение распалось. Вламинк в «Автобиографии» подчеркивал, что он хотел показать «свободную природу, освободив ее от старых теорий, от классицизма, авторитет которого я (т. Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, словно «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры. Активно использовался и цветной контур, открытый до них Ван Гогом и Т. Лотреком.
Через искус кубизма прошли Дюфи, Дерен и Вламинк. Точно неизвестно, кто предложил единомышленникам именоваться «дада». Критик Л. Воксель при виде непривычной, шокирующе грубой живописи воскликнул: Донателло среди диких.
В поисках индивидуальности художественного стиля Дерен вводит в свои композиции мотивы классического и народного искусства, поднимаясь до строгой мощи искусства старых мастеров («Субботний день», 1911-14 «Тайная вечеря», 1913). Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Картины отличались необычной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы. Вплоть до настоящего момента живописная стратегия фовистов остается влиятельным художественным методом (например, Питер Дойг). В 1905 году фовистам была отведена далеко не вся выставка— их работы размещались только в одном зале (номер VII). Первым «измом» XX столетия стал фовизм.
Внимательно изучив античность искусство раннего Возрождения, Караваджо и мастеров болонской школы, пытался воплотить найденные им живописные открытия в своих творениях («Кухонный стол», 1922-25 «Две обнаженные женские фигуры и натюрморт», 1935). Матисс говорил потом, что живопись Вламинка и Дерена его «не удивила», а сам он полагал, что работал в новой манере с 1908 г. Художники из Гавра Дюфи, Фриез и Брак учились в 1902 г. в мастерской академиста Бонна из которой вышли вскоре в полном составе. Знакомится с творчеством А. Майоля, художниками группы «Наби», увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903), Поля Сезанна.
Он обозначил аффективное напряжение базовой художественной формой и главной ценностью картины— этот принцип стал основой понимания художественной системы и живописного произведения на протяжении всего XXвека. Сар Пелладан, мистик и основатель салона «Роз и круа», назвал Матисса и его друзей «анархистами в искусстве», а зал Салона 1905 г. «залом анархистского искусства». «Мизерере» состоит из 58 произведений, разбитых на две части: «Сострадание» (Miserere) и «Война» (Guerre). В то же время посещает вечерние курсы живописи при Художественной академии в Гавре. Примерно также могли сказать и другие.
Творчество фовистов основывалось не на теоретической программе (вот таким образом оно не является художественным направлением), а на интуитивных устремлениях. В этой картине, Матисс впервые добивается полного слияния экспрессии и декоративности. Ж. Руо оставался вне всяких течений. Матисс придавал большое значение природе как одному из начал любого творчества.
Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Наиболее популярной композицией А. Дерена этого периода является картина «Гавань в Провансе», написанная в 1912 году (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Чаще всего предпочтение отдавалось ярким тонам, которые на контрасте играли с натуральными природными цветами, подчеркивая и обостряя их. Большое значение приобрел лозунг «Назад, к Сезанну. », тем более что осенью 1907 г. в Париже была открыта выставка этого отшельника из Экса. Идеи супрематизма так или иначе отражались в творчестве А. Экстер, Н. Удальцовой, И. Клюна, О. Розановой. Художник прожил очень долгую жизнь.
Упрощенные очертания. Для фовизма характерно резкое обобщение пространства, объема и всего рисунка, сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы. Зрителям особенно запоминаются его динамичные, напряженно-контрастные по цвету пейзажи, к которым относится прославленное полотно художника «Красные деревья» (1906, Национальный музей современного искусства, Париж). Картины отличались необычной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы. После Второй мировой войны была издана книга этих гравюр. Фовизм способствовал безусловному признанию декоративного начала живописи. Это название происходит от французского fauve, что означает «дикие» и появилось после выставки «Осенний салон», прошедшей в 1905 году.
Многие художники читали просимволистский журнал «Ревю бланш», с редакцией которого была связана группа «Наби». В картинах фовистов обычно отсутствует перспектива и светотень. Временами встречалось некое красочное тесто с эффектом некоторой нарочитой «намалеванности». движением Новые дикие. Этот стиль написания свойственен и большой серии картин – таких, как «Семейный портрет» (1911), «Мастерская художника» (1911), «Танец» (1910), «Музыка» (1910). В 1907 году в истории фовизма начинается новый и последний этап. Если импрессионисты изображали вокзалы, то фовисты — жизнь речных и морских портов.
Совместно с Вламинком они даже выработали стиль наиболее «дикого» фовизма. Фовисты обращались к классическим сюжетам и элементам чаще, нежели обычно принято думать. Вообще, цвет – это главный герой фовистской живописи. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник. Манген, К. ван Донген и другие.
Так случайное высказывание закрепилось как название за всем течением. В современном искусстве термин «фовизм» относится к очень модному, но не продолжительному художественному движению, организованному французскими художниками на рубеже 19-го и 20-го веков. les fauves). Постепенно он освобождается от «музейных» впечатлений, палитра его светлеет появляется техника импрессионистического дробного мазка. Произведения фовиста Мориса Вламинка высоко ценятся знатоками живописи.
В 1891 году, 14-летним, поступает на службу в швейцарскую фирму по импорту кофе «Дом Лути и Хаузер», где ведёт бухгалтерские книги и контролирует погрузку и разгрузку товара на судах. Удивительные истории, связанные с названиями, раскрывают – зачастую с неожиданной стороны – их последователей исторический контекст и миссию. Вламинк в своей «Автобиографии» призывал смотреть на мир глазами ребенка. Период его творчества, связанного с данным стилем, знатоки считают архаикой.
Это дает основания рассматривать оба движения в рамках единой художественной программы. 1912 «Старый мост в Кане», 1910). Вламинк призывал сжечь Школу изящных искусств «с ее кобальтом и вермильёнами», а Дерен мог сравнить колорит с динамитом. Каждому из них были близки свои принципы. Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года. Он — самый «дикий из диких», самый ван-гоговский.
Само пристрастие живописцев к красному цвету, который невольно ассоциировался с огнем и кровью, легко возбуждал, возможно инстинктивно было граничит с их «левизной». Встреча с писателем Ж. К. Гюисмансом пробудила интерес к проблемам христианского гуманизма. Вламинк, Брак и Дерен подались в кубисты. Цветовые решения в живописи фовистов имеют свои особенности: оттенки в их работах в меньшей степени подвержены дробному делению и чаще складывается в масштабные протяженные поверхности (Матисс, Танец и Музыка, 1905 Дерен Пейзажи в Кассисе, 1907), цвет редко распадается на мелкие фрагменты (как это бывает у экспрессионистов) и редко образует абстрактные динамические композиции (сравним— Кандинский).
Разрабатывая интуитивистскую концепцию постижения длительности, он особое внимание уделял художественному творчеству, свободному от внешних обстоятельств, когда мастер «внутренне» наблюдает за возможностями, заложенными в нем природой. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). На многих картинах Матисса перспектива складывается за счет градации синего цвета. Руо принимается за создание картин-притч. В период с 1905 по 1907 г. пережил увлечение фовизмом.
Художники-фовисты не признавали никаких, прежде установленных европейской живописью законов: наложения светотени, перспективы, смягчения или сгущения цвета, а также рисунка как первоосновы для всей структуры картины. У них не имелось программы, да и цельной школы они не составили. «В искусстве, каждое поколение должно начинать сначала.
Предметы у фовистов получались деформированными, силуэты – обобщенными. Одна из первых выдающихся картин мастера – «Я и деревня» (1911 г. ) (рис. Его участников объединяло в те годы стремление к созданию художественных образов исключительно с помощью предельнояркого открытогоцвета. В феврале 1916 года группа начала проводить первые встречи в «Кабаре Вольтер». Фовистские работы Дерена исполнены ослепительного сияния цвета, растворяясь в котором предметные формы сливаются в декоративный орнамент («Виноградники весной», 1906). Сильный эмоциональный накал страстей художник изображал насыщенными, яркими тонами, что можно увидеть на картине «Разговор» (1909, Эрмитаж, Санкт-Петербург). У фовистов эти точки увеличивались, получая характер ярких пятен.
Все они после 1907 г. пошли своими путями в искусстве используя фовизм как некий этап на пути экспериментальных поисков в области живописных средств. С 1896 Матисс начинает выставляться в Салонах. В их палитре преобладали только несмешанные («чистые») и контрастные цвета: синий, фиолетовый, зеленый, оранжевый и красный. Привлекали художников и сцены отдыха, примером чему являются полотна «Карнавал на бульварах» (1903) Дюфи, «Регата в Бужевале» (1905) Вламинка, «Купание» (1906) Марке, «Пикник» (1905) Вламинка, «Сиеста» (1905) Матисса, «Праздник 14 июля» (1905, 1907) Дюфи и Марке.
Больше значил временами резкий ракурс и «наплывы» одних пространственных зон на другие, что давало дополнение к ярким краскам и неожиданную экспрессию формы. Депутат-социалист Марсель Семба ценил живопись Матисса. Напряженные контрасты появлялись за счет усиления цветности теней и рефлексов.
Фовизм привел к утверждению цвета как основной живописной категории. Это название происходит от французского fauve, что означает «дикие» и появилось после выставки «Осенний салон», прошедшей в 1905 году. «Люди, нарочито стилизующие и намеренно удаляющиеся от природы, попадают мимо истины. Искусство так же индивидуально, как и любовь», – считал Морис де Вламинк. Напротив, я увидел его ещё яснее».
С 1904 г. художники стали коллекционировать негритянскую скульптуру. Они буквально взрывались от света. Он виртуозно умел передать блеск шелка, бархатистость фетра огромных шляп, пудру на розовой коже.
Лидерами направления можно назвать Анри Матисса и Андре Дерена. В основе концепции «диких» лежали постулаты Ницше и Шопенгауэра, согласно которым «воля к жизни есть субстанция человеческой деятельности». Дополняет образ – острота ритма. Вот таким образом картины представителей этого направления полностью оправдывают прозвище «дикие»: они пестрят яркими красками, темными широкими контурами искаженными формами и полным отсутствием объемов. Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года. Он как бы стремится сочетать атмосферичность импрессионистов с красочностью фовизма.
Критик Луи Воксель назвал получившееся сочетание Donatello parmi les fauves (Донателло парми ле фов), то есть «Донателло среди диких животных». Пушкина, Москва), – переполнены темным цветом. Вслед за Дега и Лотреком художники интересовались миром артистов, кабаре, проституток. В начале 20-ого века в художественной жизни появляется еще одно течение, которое получило название «фовизм». Главой этой школы считается Матисс, который свершил полный разрыв с оптическим цветом.
Однако в 1910 году Кандинский отошел от фовизма. Будущие фовисты работали преимущественно небольшими группками, нередко по двое. Тема панно – танец. Художники 1905 г. спорили и о Ницше, которого тогда переводили на французский язык. Марке и Дерен использовали в своих работах принципы академической композиции.
Фовизм (от фр. Затем следовали различные «фигурные жанры», среди которых большое значение имел портрет. Сами художники никогда не признавали этого эпитета.
Он воспринимался как центральное событие художественной жизни Парижа, даже на официальном уровне. Его полотно «Деревья в Коллиуре», написанное в рамках целой серии в 1905 году, очень красноречиво объясняет подобное мнение. Меродак-Жанно «Жёлтая танцовщица» (1912)Фовисты часто изображали природу, пейзаж, но пейзаж им был необходим не столько как объект изображения, сколько как повод для создания цветовых симфоний. Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898. Самая распространённая легенда гласит, что немецкий поэт и психоаналитик Рихард Хюльзенбек наугад ткнул ножом в словарь и попал в слово «дада», обозначающие во французском просторечии лошадку-качалку.
Для англичан это звучит как детский лепет. Хотя и связи с реальной действительностью (в данном случае, с реальным пейзажем) они не порывали. Ряд лучших работ Вламинка относится именно к фовистскому периоду его творчества. В 1915 году Пикабиа ушёл от орфизма, Дюшан забросил холсты после 1918-го.
Направление не имело четко сформулированной программы, манифеста или своей теории и просуществовало недолго (1905—1907 г. ), оставив, однако, заметный след в истории искусства. Вдохновителями фовистов послужили постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, предпочитавшие субъективный интенсивный цвет, цвету мягкому и натуральному, свойственному импрессионистам. Тем не менее изобретая новые средства выражения, добиваясь невиданной энергии краски, давая волю фантазии, фовисты находили возможность «советоваться с натурой», занимаясь поисками эквивалента красок живописи краскам реальности и построениям самостоятельных художественных форм. Опыт Сера их привлек меньше, тот слишком «мельчил» точки, больше привлекали картины Синьяка и Кросса, которые выкладывали мазками мозаики цветного конфетти на полотне. В 1950—1960-хгг.
И еще цвета были контрастные – синий с оранжевым, фиолетовый с желтым, зеленый с красным. Он долго подготавливался и быстро закончился, получив крещение в парижском Осеннем салоне 1905 г., сошел «на нет» в 1908 г. Все его инициаторы, начав работать самостоятельно, на какое-то время объединились, но вскоре разошлись, стали развивать индивидуальные манеры. Излюбленной темой художника была женская модель.
Лепка объема, воссоздание пространства, воздушнаялинейная перспектива оттесняются уфовистов непосредственной эмоциональной выразительностью интенсивного красочногопятна, звучнымидекоративными цветовыми построениями, служащими прежде всего для выражения ярких, но не сложных эмоций художника. Эмиль-Отон Фриз (Emile-Othon Friesz) 1879-1949) – французский художник. На полотне представлен идеализированный образ местечка, где вырос художник. Их работы соответствовали центральной идее фовизма и были близки ему по умонастроению.
Это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок. Его абсолютно особая блестящая стилистика, соединившая в себе живописный дар, бешенство красок иронию и неистовый темперамент, выстраивалась на полотнах в эксцентрично-саркастический мир («Клоун», 1906 «Красная танцовщица», 1907). Так состоялся «первый разговор фовизма».
Фовизм выразился в резком обобщении пространства, рисунка, объема. А. Матисс продолжал работать в этом стиле и позже. Выразительные возможности цвета, которые выявили и показали фовисты, активно использовались многими живописцами XX в. (экспрессионистами, абстракционистами и др. ). Матисс, Дюфи и Марке продолжали развивать идеи фовизма и дальше, но уже по отдельности. Художник пытается раскрыть структуру формы предмета и отобразить её на полотне. В своём манифесте 1919 года он описал это, как «новую гильдию мастеров без классовых различий, что воздвигают барьер высокомерия между ремесленником и художником». При этом утонченный гедонизм мог сочетаться с лексикой анархистов.
Достаточно вспомнить «Бар» (1900) и «Танцовщицу Мулен-Руж» (1906) Вламинка, «У Максима» (1895) Вольта, «Ночной клуб» (1906) и «Фатьма со своим ансамблем» (1906) Кис ван Донгена, «Акробата» (1908) Дюфи, клоунов Руо. Рауль Дюфи (Raoul Dufy) (1877-1953) – французский художник, представитель направлений фовизм и кубизм в живописи. В том же 1908 году Матисс писал: Для меня экспрессия заключается не в переживаниях. Привлекал также Э. Делакруа — основатель «экстатической» живописи во французской традиции с «кипящими» романтическими красками и свободной фактурой.
В Париже она была тогда сравнительно дешева. Критика нарекла их выставочную секцию «клеткой диких», а сами их картины вызвали волну неприятия и насмешек. Главное — добиваться максимальной энергии краски. Сарьян (1880-1972) («Финиковая пальма», 1911, Москва, Государственная Третьяковская галерея).
В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Матисс, вспоминая прошлое, говорил о том, что в начале 90-х гг. После осознания в 1910-е гг. Разных по индивидуальному складу мастеров на короткий срок (1905-1907 гг. ) сплотили тяготение к лапидарнымобразным формулам, колористическим контрастам и острым композиционным ритмам, поиски свежих импульсов в примитивном творчестве, средневековом и восточномискусстве. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все. Дополняет образ острота ритма.
К работам этого периода относятся «Вестминстерский мост» (1906, частное собрание, Париж), где показан городской пейзаж с желтой рекой, зеленой набережной и синим мостом и картина «Женщина в рубашке», на которой изображена женщина с ярко-рыжей шевелюрой, одетая в синие чулки (1906, Государственный художественный музей, Копенгаген). Следующим летом Брак создал серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна: «Изображайте природу в формах цилиндров, сфер и конусов». На скале растут редкие деревья. Вламинк и Дерен участвовали в издании сатирических журналов.
Колористическая гамма его картин стала сдержаннее, а формы – проще и лаконичнее. Постимпрессионисты и фовисты – это переходная фаза, которая открывает эпоху авангарда. Матисс утверждал: «Я рисую не женщин я рисую картины». Для манеры фовистов свойственны в первую очередь динамичный, стихийный мазок, эмоциональная сила в художественном выражении, сведение самых сложных форм к довольно простым очертаниям, пронзительная чистота яркого колорита. Кес ван Донген, крупный колористический талант, создал образ парижской «женщины-вамп» с гипнотическими фаюмскими глазами и словно кровавым ртом.
Фовисты не обостряли проблему: работать с натуры, по памяти или по воображению. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Наиболее ярко черты фовизма прослеживаются в творчестве русских художников объединения «Голубая роза», которое находилось в оппозиции к позднему символизму. Фрагменты и мотивы классических изображений последовательно использовал Анри Матисс.
В результате своих живописных поисков А. Матисс создал новый плоскостно-декоративный стиль. Он говорил: «Живопись зовет к внутренней сосредоточенности, гармонии и должна действовать успокаивающе».
Примечательно, что в том же году из-под пера Анри Матисса вышла еще одна картина в стиле фовизма – «Интерьер дома в Коллиуре», также являющаяся полотном целого цикла, посвященного местечку на Средиземноморском побережье под названием Коллиур. Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907).
Этот приём использован Шагалом во многих его картинах. им овладело желание «поиска чистых средств», которые вызывали бы сильные реакции. Так, в 1922 году Матисс пишет картину «Поднятое колено», а спустя два года еще один представитель стиля Руо Жорж явил публике свое полотно «Распятие». фовизм возрождался в творчестве Новых диких («La Nouvelle Les Fauves).
В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс. Художественные образы – это ряд ассоциаций, где главную роль играют формы и цвет. А. Дерен «Пейзаж»Считается, что предшественниками и вдохновителями фовистов были постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, хотя Анри Матисс сказал по этому поводу так: «Для того чтобы считать Гогена фовистом, ему не хватает пространственной конструкции, переданной цветом». Это направление не имело чётко сформулированной программы, манифеста или своей теории. Сезанн был учителем всех фовистов. Фовизм был для нас, — говорил Дерен, — испытанием огнем. Они вспомнили о детском рисунке. Критика не впечатлило то, что Брак низвёл прекрасный французский пейзаж до простых форм и в следующем году он описал «кубические странности» художника.
Увлечение кубизмом испытал и А. Дерен, что придало его фовистским работам новое разви-тие («Две шлюпки», «Лондонский порт»). 2. 6) Она была написана год спустя после приезда в Париж. Жорж Руо родился в Париже в бедной религиозной семье. К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину». Ряд лучших работ Вламинка относится именно к фовистскому периоду его творчества.
Можно говорить о том, что художник дал фовизму «образцовое» выражение, особенно в видах Лондона, портретах и обнаженных фигурах на пленэре. В своей эстетике фовисты опирались на философию Шопенгауэра и Ницше. Он говорил, что «живопись для меня средство забыть жизнь», что «искусство — это крик в ночи».
Вламинк, по профессии гонщик-велосипедист, начинает рисовать после встречи с Андре Дереном, через пять лет он становится полноправным членом группыфовистов, наряду с Анри Матисом, Дереном и Жоржем Руо. Для фовизма эта ситуация оказывается необычной: фовисты утрачивают репутацию новоявленного радикального течения (к которой, впрочем, никогда не стремились) и оказываются мастерами, которые, скорее, опираются на классическую живописную традицию, нежели ориентируются на новое искусство: их интересуют живописные возможности цвета, классические сюжеты и буржуазные городские темы ит. д. Одной из самых значительных работ Дерена, написанных в этот период, стала известная картина «Гавань в Провансе» (1912). Помимо этого Жорж посещал вечернюю Школу изящных искусств (School of Fine Arts), а затем Школу Изобразительных искусств (An cole des Beaux-Arts).
Около двух лет группа выступала совместно. Совместно с художниками-фовистами некоторое время выставлялся и Жорж Руо (1871 – 1958 г. г. ), который изображал нищету, бедность, пороки большого города, тем самым непритворно надеясь, что его искусство поможет искоренить зло.
Сами же художники никогда не признавали над собой данного эпитета. Мангена, А. Марке, Ж. Руо, О. Фриеза. Меньше стало примет цивилизации (заводы, метро, автомобили и т. д. ), в чем они походили на импрессионистов, возможно, завершая, пусть по-своему их традиции.
Так же лицо человека на переднем плане написано зелёным цветом. А. С. Группа увеличивалась. Они писали о школе «колористов», вспомнив и картины Ж. Руо, которые висели в соседнем помещении и живопись П. Сезанна, А. Руссо и Ш. Герена. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар.
Собственно говоря, живопись только начинается. » Касаясь истоков нового стиля, стоит отметить, что, хотя художники прекрасно знали Лувр, делая там часто копии в неестественных синих и зеленых тонах, они предпочитали искусство близких, непосредственных предшественников из которых стоит выделить импрессионистов, неоимпрессионистов, Ван Гога, Гогена, Сезанна, Редона, художников-символистов группы «Наби». Холст, масло. Вдохновителями фовистов послужили постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, предпочитавшие субъективный интенсивный цвет цвету мягкому и натуральному, свойственному импрессионистам. Руо, ставший первым хранителем музея Моро, заметно выделялся среди остальных.
Мир Матисса – это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Его Жорж посвятил матери и своему любимому учителю Гюставу Моро. Художник говорил: «В России моим картинам не хватало цвета. Некоторые фовисты поддерживали отношения с редакцией журнала «Револьте», в частности с Жаном Гравом.
Так случайное высказывание закрепилось как название всего течения. В 1905 выставляет картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Ш. Бодлера), где декоративизм стиля модерн сочетается с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма. Дерен и Вламинк, которые родились в Шату, встретились в 1900 г. случайно и оказалось, что у них имеются общие художественные симпатии, преимущественно к живописи Винсента Ван Гога. Они рисовали, в первую очередь, картины, а не людей.
Все пространство картины заполняет прозрачный воздух. Мать помогала отцу в лавке и занималась росписью керамики.
Мы уже упоминали, что художник был весьма религиозен. Нельзя не упомянуть Ван Гога, творчество которого подарило высокую температуру живописи, свободный и независимый мазок, а также непринужденное обращение с пространством и деление предметов в цветовые пятна. После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия из 8 картин Мастерская (1949 – 1956). Примерами подобных опытов могут явиться: «Портрет Вламинка» (1905) Дерена, «Ню» (1907) Кес ван Донгена, «Сиеста» (1905) Матисса.
Развивая художественные достижения постимпрессионистов (Сезанна, Гогена, Ван Гога), опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. Дерен писал Вламинку: «Никто не помешает нам вообразить мир таким, каким нам хочется». Для живописца решение всех проблем нужно искать в ящике с красками».
В картине фовистов много значил внутренний цветной рисунок. Они отказывались от имитационной функции краски, желая, чтобы она становилась светоносной. Она – в композиции моей картины.
Эта манера внесла в колористическую палитру Матисса некоторую «нежность» («Маргерерт», 1907, собрание Пикассо). Дополняет образ острота ритма. Но в любом случае, фомизм послужил фундаментом для дальнейшего строительства творческого мировоззрения каждого из художника и оставил заметный след в мировом изобразительном искусстве. Один из представителей фовизма – Андре Дерен – работал самостоятельно, но дружеские отношения с Морисом Вламинком привели его в группу «диких».
В ноябре 1908 года критик пришёл на выставку в галерею Даниеля Анри Канвейлера – сейчас вернисаж считается первой экспозицией кубистов – где демонстрировалось полотно Жоржа Брака «Деревья в ЛЭстаке». По этому поводу Воксель сказал, что это «Донателло среди диких зверей», противопоставив стилизацию под манеру итальянского мастера Возрождения новой, яркой по цвету живописи. Фовизм в живописи начался со случайной встречи Мориса Вламинка и Андре Дерена. Краски становились патронами с порохом. На следующий день название нового течения замелькало в газетах.
Фовизм подводил итоги «бель эпок», манифестацией которой явилась Всемирная парижская выставка 1900 г., указывал движение вперед. За фовистским периодом в творчестве Дюфи следует кубистский. Почти все фовисты прошли в начале 1900-х гг. Он умер в 1954 году. Но они казались все же слишком традиционными.
В газете «Жиль блаз» от 17 октября 1905 г. Луи Воксель поместил свои впечатления об одном из залов Гран Пале. Их краска должна быть инстинктивной, незамутненной подобием и рефлексией. Но, увидев свет, я не забыл мир, в котором родился. Его признание как «отца современного искусства» начинается с той поры. Матисс вслед за Вокселем назвал этот зал Салона «залом диких». Он ввел категорию «длительности» («duree»), определяющей память, сознание, дух. Порядок и четкость должны обязательно присутствовать в работе художника.
Осенний салон 1906 года был посвящен фовистам и сосредоточен на их стратегии. В супрематизме цвет и сочетание плоскостей в картине выходят на первый план. Анри Матисс, описывая основные принципы нового направления, подчёркивал возвращение фовизма к красивым, чистым цветам, которые будоражат человеческие чувства вплоть до самых глубин. 1901-1904 – годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой. Полиция следила за Кес ван Донгеном и Дюфи, подозревая их в «неблагонадежности».
Оно, в свою очередь, было написано под влиянием «Авиньонских девиц» Пабло Пикассо. В этом мире люди и животные живут в гармонии друг с другом. Название «дада», которое означает двойное утверждение в русском языке, в большинстве других не имеет никакого смысла.
Вламинк говорил, что он хотел совершить переворот «в нравах и обычной жизни». Первые работы в этом стиле появились еще в последние годы XIX века. Развивая художественные достижения постимпрессионистов, опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. В этой мастерской оказались и работали до смерти своего учителя в 1898 г. Руо, Манген, Пюи, Комуэн, Вламинк, Дерен и Пюи творили преимущественно в местечке Шату близ столицы, создав некую «мифическую школу Шату». Пространство у них обобщается, а рисунок сводится к простым очертаниям.
А Матисс вообще полностью разорвал с оптическим цветом. Столь нелестный эпитет был озвучен по причине контраста, который создавался статуей классического стиля на фоне «примитивных и пестрых» полотен. Фовизм набирает популярность и привлекает новых покупателей, среди которых числятся и русские коллекционеры: Иван Морозов и Сергей Щукин. Матисс и его друзья искали предельного красного, желтого, синего, зеленого и белого.
Матисс публикует в 1908 г. «Заметки живописца», как бы подводя итоги сделанному и намечая пути развития. Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном. В то же время их изобразительная стратегия опиралась на традицию классической живописи. Краски активно сопрягаются, составляя эффект «взрывчатости».
Париж осветил мой мрачный мир словно солнцем. Дадаизм объединяет чепуху, непочтительность и абсурд его последователи занимались «анти-искусством» – такова была их реакция на Первую мировую войну и буржуазное общество, которое её развязало. Цвет становился основным средством выражения чувств и настроений художника. Среди членов этой группировки были такие выдающиеся художники, как П. В. Эстетика фовизма использует идеологию Шопенгауэра и Ницше.
Хотя, возможно, в том и суть. Подобные идеи поддерживали также Н. Гончарова, М. Ларионов, К. Малевич. Уже к 1907 году, спустя двагода после дебюта, многие фовисты используют другие стили.
Особое значение имели встречи Аполлинера с Матиссом, Вламинком и Дереном, выставку которого он открыл в Гавре в 1904 г. Пользуясь словами Дерена, фовисты решили «изобретать реальность». Направление в французской живописи и музыке конца XIX — начала XX века.
Советский искусствовед М. В. Моро полагал, что «натура сама по себе не очень важна». А так как каждый из этих художников обладал яркой индивидуальностью, то и миры, созданные ими, были абсолютно индивидуальны. В использовании ее желательно было найти абсолютный предел.
Был увлечен немецким экспрессионизмом, но сформировался и вырос внутри фовизма, став одним из наиболее ярких представителей этого направления. Каждый из художников пошел своим путем, у кого-то он получился успешным, у кого-то нет. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Он рисовал женщин всю жизнь: чарующе-загадочные портреты и обнаженную натуру, с гротеском, доходящим до цинизма и в реалистических традициях голландского искусства («Дама в черной шляпе». В дебютном 1905 году новый стиль вызвал шок и недоумение у арт-критиков и журналистов, однако коллекционеры и многие зрители были полны энтузиазма. А потому подбор цветовой гаммы не являлся актуальной проблемой.
Картина Мориса де Вламинка Цирк, в котором автор явно пренебрегает законамиперспективы, сводится кяркому цветовому пятну, в котором приблизительно обозначены через элементарные геометрическиеформы цирк-шапито и окружающие его здания. Кузнецов (1878-1968) («Мираж в степи», 1912, Москва, Государственная Третьяковская галерея) и М. С. Особенно известным в творчестве Руо является цикл гравюр «Мизерере» (Miserere, 19141927), посвященный ужасам войны.
В его случае это приняло форму школы, которую он назвал Баухаусом (от немецких слов «bauen» и «haus», грубо говоря «строить дом»). Основоположником этого течения в живописи стал В. Кандинский. Осенний салон 1905 года (членом жюри которого в числе прочих, был и Василй Кандинский) открылся в Большом дворце. Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово «кубизм». Санкт-Петербург, Эрмитаж. Экспозиция фовистов была связана с третьем по счету Осенним салоном 1905 года. Здесь в 1892 году Дюфи знакомится с Жоржем Браком и Отоном Фриезом.
И, в отличие от большинства других движений в этом списке, чьи названия, как правило имеют понятное происхождение история с термином «дада» довольно неоднозначна. Тем не менее, в работах разных лет фовистское видение оставалось формообразующими. В России под названием «авангард» (авангардизм) объединялось несколько художественных течений: абстракционизм, супрематизм, конструктивизм, кубофутуризм.
На самом деле, война заставила художников отказаться от западного искусства и искать вдохновение в «примитивных» культурах и детских рисунках («примитивное искусство», по сути, очень проблематичный термин используемый в конце XIX – начале XX веков для «незападного искусства»). В 1952 – 1953 художник выполнил росписи плафонов в Лувре.
Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. В этом году Пикассо пишет «Авиньонских девиц»— работу, которая дает начало кубизму. Однако великолепная техника рисунка позволяет зрителю ощутить воздух побережья. По этой же причине фовистов не интересовали такие вещи, как воздушная и линейная перспектива.
Дюфи, начинавший с Матиссом и Марке, стремится эстетизировать фовистскую манеру. Название «дикие» подхватил Матисс, оно прижилось и вскоре русские и немецкие художники-приверженцы нового стиля стали называть себя «фовистами». От пуантили они шли к мощным цветовым аккордам или «оркестровкам», как говорил Фриез, больших пятен, предельно обобщая форму. Программным произведением К. Малевича стало знаменитое полотно «Черный квадрат», в котором художественность сведена к минимуму. Это привело меня к работе красочными плоскостями — начался фовизм. Благодаря такому подходу картины отличались напряженностью и необычайной экспрессией.
Группа КоБрА выступала против довоенных арт-движений, таких как сюрреализм и отвергала геометрическую абстракцию Де Стейла. Вламинк прямо говорил: «Что такое фовизм. Художником владело «неистовое желание создавать заново мир, новый мир, собственный мир».
Были близки фовисты и к экспрессионизму. Часто Брак и Дерен любили передавать эффекты восхода и заката солнца, но в отличие от импрессионистов, сберегавших ощущение воздуха, атмосферы, создавали прямо-таки «небесные пожары».
Цвет у фовистов открыт, но не импульсивен (как у экспрессионистов) и часто используется для создания классических тем или сюжетов буржуазного толка. Во всех этих картинах присутствовали ритмичные мотивы и яркие цвета. Повышенная светоносность (краски буквально взрывались от света, — писал впоследствии А. Дерен) и выразительностьцвета, отсутствие традиционнойсветотеневой моделировки, организация пространства только с помощьюцвета — характерные чертыфовизма. В переписке Вламинка и Дерена в 1905 г. широко обсуждались проблемы анархизма. Фовизм стал течением, определившим переход от подготовки авангарда к собственно авангарду. В самой живописи художников привлекала выразительность цветового решения, как они говорили, «художник может найти решение всех вопросов в коробке с красками».
Известные прежде всего за смелое использование цветов «фовисты» получили свое название в 1905 году на парижской выставке «Осенний Салон». Этими идеями заполнялись головы Андре Дерена, Вламинка и других ищущих себя художников. Одним из самых ярких представителей этого течения является Марк Шагал. Оставляя местами белый грунтованный холст незаписанным, художники тем самым добавляли в картину цвет и фактурность, в чем следовали Сезанну, картины которого в последний период творчества обычно не записывались целиком. У орфизма было много общего с «Синим всадником» : обе группы сосредоточились на абстракции, подчёркивали значение цвета и вдохновлялись музыкой. Для формирования фовизма фигура Матисса играла ключевую роль.
Конечно же, это самым прямым образом отразилось на его работах. Анри Матисс Буфет или Красная комната или Гармония в красном, 1908. Экспозиция самих фовистов была поддержана представительной ретроспективой Сезанна, которая, в частности, подчеркивала убедительность фовистского метода. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги (декупаж), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). После этого выходит рецензия Вокселя, где он и употребил понятие «фовизм».
Матисс разрабатывал декоративный стиль. Реакция критиков была неоднозначной. Ж. Брак стал кубистом. Но вместо того, чтобы обидеться, Матисс сотоварищи стали называть себя фовистами.
4 ноября «Иллюстрасьон» поместила репродукции некоторых работ «фовистов» с комментариями Л. Вокселя, К. Моклера, Г. Жеффруа и Тьебо-Сиссон. О Матиссе будет сказано отдельно. Такая гамма навевает ассоциации с приятными воспоминаниями. Миры, созданные фовистами, обладали яркой индивидуальностью.
Главой этой школы считается Матисс, который свершил полный разрыв с оптическим цветом. «Сила красок в картине должна неудержимо притягивать зрителя и в то же время скрывать ее глубинное содержание», – говорил он. Несмотря на недолговечность существования, КоБрА оказала огромное влияние на более позднее поколение художников и способствовала возникновению современной категории аукционов под названием «Искусство аутсайдеров».
движением «Новые дикие». Фриез, Ж. Брак, А. -Ш. Критики отмечали, что статуя в классическом стиле Возрождения, оказавшаяся в том же зале, что и картины всех этих художников, выглядела крайне наивно, словно «Донателло в окружении диких зверей». В идеале фовистская картина – это яркая жизнерадостная арабеска, к которой в более позднее время и пришел Матисс: «Я хочу, чтобы усталый измученный изнуренный зритель мог вкусить перед моей картиной мир и отдохновение».
Название «дикие» подхватил Матисс, оно прижилось и вскоре русские и немецкие художники-приверженцы нового стиля стали называть себя «фовистами». Идеалом для фовистов был и Ван Гог, ведь его живописи были характерны яркие, сочные, эмоциональные краски, чистые цвета. Ж. Брак «Терраса отеля Мистраль» (1907)Мы уже видим на примере просмотренных картин, что для фовистов характерны стремление к эмоциональной силе выражения, динамичность мазка, яркий колорит, контрастность цветов. Их творческим кредо стало выражение: «Искусство не мысль, но – вера.
Все они отдавали предпочтения цветовой гамме и минимализации фигур и объектов. Первая персональная выставка состоялась в 1904 у А. Воллара. Фовисты не пытались реалистично показать жизнь, они показывали, скорее, страсть к жизни, краски и эмоции. То же говорил и Матисс.
Но более устоявшейся версией перевода стало слово «дикие», которое ассоциируется с представителями этого течения. Однако позже каждый из художников пошел своей дорогой, объединение распалось. Силу художественного выражения создавал яркий колорит, чистота и резкость, контрастность цветов интенсивно открытые локальные цвета, сопоставление контрастных хроматических плоскостей. Влиятельный искусствовед ЛуиВоксель оскорбительно отозвался о работах нового направления, назвав авторов картин дикими зверьми («фовистами» на французском) — и название прижилось. В 1905г.
Рауль Дюфи (1877 – 1953 г. г. ) использовал технику легких и порывистых мазков-изображения людей, концертов и завораживающие морские пейзажи грациозны и элегантны. Они осознали значительность увиденного, но оценку дать не смогли. Также как фигуры «Радости жизни» считают парафразом картины Агостино Карраччи «Взаимная любовь» (1589—1595) и повторением классического академического рисунка. Он стал искать нечто устойчивое, сбалансированное, методичное.
Пик популярности творческого сообщества пришелся на период с 1905 по 1907 годы. К отличительным чертам фовистов принадлежит динамичность и насыщенность мазка, стихийность, стремление к эмоциональной силе. По совету К. Писсарро едет в Лондон, чтобы познакомиться с произведениями У. Тернера.
Однако орфизм был, скорее, спонтанным движением, которое, вероятно и не возникло бы, если бы не параллели, проведённые Аполлинером. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Кроме того, он все больше увлекается преподавательской деятельностью. Ван Донген, Кес (1877-1968)Голландский художник, представитель фовизма. Учился в Школе изящных искусств в Роттердаме.
Это привело к формированию десятков «измов», сокращений, манифестов и таких необычных слов, как «дада». Многие художники писали картины, густо накладывали краски на холст, усиливая своеобразные «шумы фактуры». Художники переписали себя, друг друга и своих родных и знакомых. В частности, фигуры «Танца» (1910) предположительно считают повторением силуэтов краснофигурной вазописи или рассматривают как реплику работы Кранаха «Золотой век» (1530).
Вламинк говорил впоследствии: «От случайной встречи моей с Дереном родился фовизм». Яркие чистые цвета совмещаются с большими белыми цветовыми пятнами. Алпатов в свое время сказал, что в творчестве фовистов предмет уже не играет той роли, которая принадлежала ему у их предшес-твенников, они имеют дело «не с грузной плотью вещей, а лишь с облегченными знаками предметов». Его отец, преуспевающий торговец зерном, держал лавку. Альбер Марке (1875 – 1947 г. г. ) использовал сдержанную цветовую гамму, четко выписывая предметы уверенной рукой.
На парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из французских критиков в насмешку назвал этих живописцев дикими зверями (по-французски les fauves). Это направление, в частности, заметно в работах Матисса («Радость жизни», 1906 «Танец», 1910 «Музыка», 1910). Первым ее значение, видимо, открыл Дерен. Для Матисса период «диких» был лишь одним из эпизодов его творческой биографии.
В отличие от выставки 1905 года, где фовистам была отведена маргинальная и провокационная роль, Осенний салон 1906 года стал моментом безоговорочного признания движения. указывает на влияние Сезанна и кубизма («Стол и стулья», ок. Руо медленно дрейфовал в сторону экспрессионизма. Полотна «Натюрморт на столе», «Старый мост в Кане» и «Роща» сильно напоминают манерой написания картины ранних кубистов. Хотя Братства больше не существовало, термин «прерафаэлиты» употреблялся в Великобритании ещё два десятилетия в отношении более широкой группы художников, таких как Эдвард Бёрн-Джонс и Уильям Моррис, которых вдохновляли оригинальные идеи трёх «отцов-основателей».
Работал как карикатурист в газетах, в частности, в анархическом издании «Тарелка с маслом». Истинное буйство красок можно наблюдать в живописи Мориса де Вламинка (1876 – 1958 г. г. ) и Андре Дерена (1880 – 1954 г. г. ), которые не стремились и не старались точно передать детали или верный цвет. Стиль Руо весьма самобытен. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники.
Чаще всего фовизм рассматривают в качестве истока движения европейского экспрессионизма. Наиболее интересной работой этого периода считается «Гавань для яхт» (1924, частное собрание, Париж). (Отметим, что многие названные художники занимались и росписью керамики). В послевоенные годы художник работал в театре, оформляя спектакли «Русских сезонов» Дягилева, активно занимался книжной графикой.
Она привлекала его упрощением форм, контрастностью света и тени. В последующем картину оценили в 14 миллионов долларов.
Дерен, Андре (1880-1954)Французский художник, представитель фовизма. Учился в Академии Карьера, где познакомился с Ж. Пюи и А. Матиссом. Последний, развивая идеи абстракционизма, создал новое направление – супрематизм. Родился в бедной многодетной семье. К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину». Термин «орфизм» придумал французский поэт Гийом Аполлинер в 1912 году, когда описывал серию «Окна» Робера Делоне в парижском Салоне группы Пюто.
В результате знакомства с А. Матиссом и Ж. Руо, О. Фриз становится приверженцем фовизма. Анри Матисс считал, что для художника очень важно четко представлять будущую картину еще до начала работы: «Для меня все заключается в концепции, вот таким образом с самого начала необходимо иметь ясное представление о целом». fauve – дикий) – направление во французской живописи конца XIX – начала XX века. Матисс утверждал: «Я рисую не женщин я рисую картины». В группу диких входили: А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э. -О.
В фовизме были общие черты с одновременно возникшим экспрессионизмом. «Крёстным отцом» этого движения, как и фовизма, был всё тот же Луи Воксель. Творческие поиски А. Марке приводят его к принятию художественного метода фовистов. Развивая художественные достижения постимпрессионистов, опираясь на некоторые формальные приемы средневековогоискусства (витражи, романскоеискусство) ияпонской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованиюколористических возможностейживописи. Новаторы-фовисты воображали и изображали мир таким, каким им хотелось.