Первая группировка художников-экспрессионистов появилась в 1905 году и называлась «Мост». Рациональные поиски, художественные эксперименты – понятия, чуждые художникам-экспрессионистам их ориентиром и важнейшей ценностью выступали собственное мироощущение и субъективные переживания.
В 1912 г. в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник» идеологами которой были Василий Кандинский и Франц Марк. В этом он во многом родствен романтизму, наследником которого в известной мере являлся. Его краски одухотворены, поют и страдают, как души. В Германии «экспрессионизм» рассматривался как синоним понятия «новое искусство».
Короче, эта сама жизнь, лишенная программности, жизнь стихийная, жизнь «с Сердцем, нарисованным на груди», как выразился поэт-экспрессионист, жизнь по критериям чувств. Свои, картины художник называл «притчами». Линии превращаются в контур, который с трудом сдерживает буйство красок, фактура становится небрежно «намалеванной» поверхностью. Именно протест против старой культуры зародил футуризм.
– Только это может быть экспрессионизмом»). Его альбом эскизов пополнился рисунками из жизни города на Сене. Кокошка — художник, график, драматург. Экспрессионизм как бы вечен, так как «сидит» в человеке где человек, там и экспрессионизм. Границы между персонажами картин и той средой, что их окружала, уничтожались.
Особенностью художников «Моста» является их сознательно упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными формами деформированными телами светящимися красками, нанесёнными широкой кистью плоскими мазками и часто обведёнными жёсткой линией контура. Художники заметно «варваризировали» использование цвета, линии и фактуры. Зиммелевская связь и взаимоопределенность «Я» и «жизнь» образовывали сложнейшие узоры бытия с попытками проникновения в мистику сущего, в начала индивидуальной психики и в сферы Мирового Духа. и предприняло первые конкретные действия в Германии.
К «маякам» экспрессионизма относятся и теория подсознательного Зигмунда Фрейда и теософия Рудольфа Штейнера. «Идейный» экспрессионизм поддерживают журналы «Трибуна», «Новая Германия», «Высокий берег». Считается, что название группы предложил Шмидт-Ротлуфф. В 1911г внутренние разногласия раскололи группу. Хаотические органические формы, мрачность и угловатость их живописи позволили теоретикам говорить об общности экспрессионизма с немецким готическим искусством и даже с орнаментами древнего германского племени остготов.
Национальная галерея (Осло)Возможное прочтение картины: человек агонизирует по поводу раздающегося отовсюду, как выразился сам художник, «крика природы». Банальность, уродливость и противоречия современной жизни порождали у экспрессионистов чувства раздражения, отвращения, тревоги, которые они передавали при помощи искорёженных линий, быстрых и грубых мазков, кричащего колорита. Каждый из художников по-своему решал, каким образом организуются связи таких миров. Для экспрессионизма крайне важно противопоставление «земля — небо». В музыке экспрессионизм сформировался в 1-м десятилетии 20 в. ряд его элементов проявился в последних произведениях Г. Малера («Песнь о земле», 1908 9-я, 1909 и неоконченной 10-я симфонии) и операх. В манифесте «ноябристов» говорилось, что группа выступает против реакции. Редакция альманаха «Синий всадник» стала, по сути, новой художественной группой, которая приобрела международный характер, объединив разнонациональных мастеров авангарда.
Она базировалась в Мюнхене с 1911 по 1914 года. Ницше обращает внимание на другую Грецию – трагическую, опьяненную мифологией – дионисическую Грецию и в этом он видит ее сходство с современной ему Европой. Очень прошу не материться в комментариях.
Но уже в раннем периоде его творчества проявились основные мотивы: крайний скептицизм, неверие в человеческий разум («Стена», «Жизнь Василия Фивейского»). Об утопизме, вере в «христианский коммунизм» красноречиво свидетельствует гравюра «Кафедрал социализма» Файнингера. Вскоре и французские мастера зачастили в Германию. В них просьба о помощи, поддержке.
Творчество наиболее ярких представителей направления разнородно. Писатели-экспрессионисты (наряду со многими художниками) группировались вокруг журналов: «Штурм» (1910-32), в целом далёкого от острых политических проблем «Акцион» («Die Aktion», 1911-33) – социально насыщенного, антивоенного, проникнутого гуманистическими и нередко революционными идеями и созвучного ему немецкого журнала «Вайсен блеттер» («Die weiben Blatter», 1913-21), выходившего в Швейцарии. В. Кандинский ушёл из группы и вскоре с Францем Марком организовал редакцию альманаха «Синий всадник». Большое значение имело впечатление от русской культуры. Картины этих художников отличает и необычность палитры и вольное деформирование натуры.
А яркая живописная работа «Верблюды на цирковой арене» участника группы «Мост» Макса Пехштейна ушла за 1, 9 миллиона фунтов (3, 8 миллиона долларов). Пехштейн в 1919 г. публикует манифест «Ко всем художникам. », в котором призывает мастеров активизировать свою деятельность в обществе. В Гаузенштейн говорил, что «экспрессионисты хотят выразить божественный след на вещах».
В 1919 г. вышла знаменитая антология «Сумерки человечества», в которой были собраны лучшие произведения этого направления. Новый стиль в европейской лирике очень быстро распространился на другие роды литературы: драматургию (Б. Дикарьи ребенок — его идеалы. Несмотря на все воспоминания об этом «изме» и его своеобразных отголосках и повторениях, годы его сложения, подъема и спада приходятся на 1900—1920-е гг., а главной территорией, на которой разыгрывалась экспрессионистская драма искусства, являлась Германия с такими центрами, как Дрезден, Мюнхен, Берлин и отчасти Гамбург и Ольденбург, Кёльн и Ганновер.
Марк с детства считал человека безобразным. Франциска Ассизского художник обратился к миру фауны. Жак-Эмиль Бланш «Портрет Игоря Стравинского» (1915)К экспрессионистской манере была близка музыка Эрнста Кшенека, Пауля Хиндемита, Бела Бартока, Игоря Стравинского. В 1920-1925 гг. Так, на знаменитой выставке Зондербунд в Кёльне в 1912г.
Этим, в известной мере, предопределялось единство творца и его произведения. Тем не менее какие-то общие представления складываются. В творчестве Шёнберга и др. Подлинной трагедией явилась война 1914—1918 гг. : сколько художников погибло, сколько» испытало сильные душевные муки, сколько покончило жизнь самоубийством. Второй Марокканский кризис (1911г) и Балканские войны (1912-1913гг. ) усилили чувство присутствия при «окончании мира» (Георг Гейм). С энергией Св. Однако в большей степени он связан с творчеством композиторов т. н. новой венской школы – А. Шёнберга (глава школы), А. Берга и А. Веберна.
Как бы ни был условен и узок термин, как, впрочем, все термины истории искусства, он прижился. Очевидным является также влияние на Маке Тулуз-Лотрека. для обозначения стиля «внутренней жизни» и способствовал формированию интернациональной концепции движения. Созданное ими творческое объединение частично напоминало средневековую цеховую коммуну. Как художники они были самоучками. В ней Ницше старается по-новому его осмыслить.
Первый воплощает то, что услышал в себе самом, второй — то, что увидел в себе. Он желал проникнуть в душу животного и «увидеть не его в ландшафте, а ландшафт его глазами», ведь «лань ощущает жизнь как лань». Шёнберг сочиняет музыку из подполья своей странной, удивительной души.
Пехштейн в 1922 г. становится профессором Берлинской академиии художеств. Этому течению в искусстве Герварт Вальден, берлинский владелец художественной галереи и пропагандист авангардного искусства, в 1911 г. даёт название «экспрессионизм», которое объединяло вначале в том числе и кубизм и футуризм. Немецкие экспрессионисты считали своими предшественниками постимпрессионистов. На первой выставке Д. Бурлюк показал «Матроса с сибирской флотилии» (1911), а В. Бурлюк — «Деревья» (1911). Многие из художников прониклись революционным сознанием, влились в «Ноябрьскую группу» и «Рабочий совет по искусству». Гитлер, предпочитавший натурализм в живописи, не принял идею об экспрессионизме как о творчестве, воспевавшем «немецкий дух». Барлах писал драмы и романы. Самым оригинальным представителем русского авангарда был поэт и художник Павел Филонов, который изобрел «двойной реализм» и отрицал кубизм и кубофутуризм («Канон и Закон», 1912).
Понятие «экспрессионизм» предполагает более широкий смысл: им обозначают тенденцию, периодически возникающую в изобразительном искусстве, литературе и кино, которая выражает болезненное мироощущение, присущее разным историческим периодам. Его экспрессивные краски, динамичные мазки-червячки, «наплывы» пространственных планов не только их заинтересовали, но и были непосредственно использованы. Значимыми представителями немецкой ячейки экспрессионистов были Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, Отто Мюллер.
Никогда мир не был так мертвенно нем. Картон, масло, темпера, пастель. Франц Марк и Август Макке ушли добровольцами на фронт и погибли. Эмиль Нольде в автобиографии «Годы борьбы» писал: «Знатоки интеллектуального искусства называют меня экспрессионистом. Вот таким образом можно отнести к этому направлению работы похожей направленности, но не в чистом виде, а как симбиоз новых интересных направлений.
С приходом к власти нацистов в 1933г, экспрессионизм был объявлен «дегенеративным искусством», а его представители потеряли возможность выставлять свои работы и публиковаться. В своём рассказе «Красный смех» Андреев нарисовал картину ужасов современной войны. Антимилитаристским пафосом пронизана графика Георга Гросса и Отто Дикса. Во время этого краткого по времени обучения появилось 15 альбомов эскизов Маке.
Некоторое время с ними сотрудничали финн А. Галлен-Каллела и швейцарец Г. Амье. Это утверждение широко распространяется. Философ указывает на 2 типа эстетического начала, называющиеся им дионисическим и аполлиническим. Понятие «экспрессионизм» обозначает направления живописи конца 19 — начала 20 века, школы эмотивного или интерпретационного искусства, которые возникли в основном в Германии и, позже, во Франции.
В результате объединение официально прекратило существование. Наконец, художники создавали и обобщенные аллегории. У экспрессионизма есть особая стилистика изображения. Вот таким образом творческие люди просто не могли остаться в стороне и через свои работы демонстрировали отношение к миру.
Война многое изменила в развитии экспрессионизма. Ему хотелось передать «пространственную энергию цвета». Новая выставка была организована через год в «Салоне Рихтера» после Дрездена ее возили в Гамбург, Брауншвейг, Лейпциг.
Другие великие абстракционисты – Макс Бекманн, Оскар Кокошка, Хаим Сутин и Жорж Руо. Особая тема художников — христианская. Россия в таком восприятии — тайна, экстаз и религия. Такие сравнения могут быть очень изящны, но мало что уясняют по существу. У Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова использовались огрубленный контур, жесткая ритмика, «взрывчатые» аккорды красок.
Многие экспрессионисты (так же, как итальянские футуристы) поддерживали Первую мировую войну. Формулировки такого рода у некоторых теоретиков экспрессионизма именно тем и грешат («экспрессионизм – это норма постижения». Веря в значение инстинкта, художник писал: «Абсолютная самобытность интенсивное, часто гротескное выражение силы в самой простой форме — искусство». Сегодняшнему «экспрессионистскому буму» мы обязаны не только уменьшением количества первоклассных импрессионистских работ на рынке, но и масштабным выставкам и проектам музеев и галерей. Дейблер).
Драматические полотна Винсента ван Гога, Эдварда Мунка и Джеймса Энсора переполнены эмоциями восторга, негодования, ужаса. Л. Кирхнер, М. Пехштейн, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф к ним примыкал Э. Нольде). «Штурм» был основан в 1910 г. В первые годы своего существования он был центральным органом европейского авангарда. Более страшной музыки не сочинял ещё доныне ни один композитор на свете». В русской литературе тенденции экспрессионизма проявились в творчестве Л. Андреева.
А хорошие «Кирхнеры» (особенно знаменитые «уличные сцены»), по оценке специалистов, способны принести 50, а то и 60 миллионов. Известны литературные труды Мейднера — «Позади звездное небо» и «Сентябрьский крик». Картины экспрессионистов, как символ ненавистной Гитлеру Веймарской республики, были объявлены «дегенеративным» искусством. Вот таким образом порой рождались невиданные формы и образы, но могли повторяться, чуть измененные и некогда бывшие. Появилось даже представление о группе «Штурм». Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене – Белле Розенфельд (Над городом, 1914-1918).
Когда его жюри не приняло 27 картин Пехштейна и Нольде их авторы написали гневное письмо протеста председателю Сецессиона, представителю немецкого натурализма и импрессионизма М. Либерману и «в пику» старикам основали Новый Сецессион. Никто не знает, когда начался экспрессионизм и завершился ли он в настоящее время. Особенно значение христианского неогуманизма выросло во время первой мировой войны. 91 х 73, 5 см.
Отсюда и его тяготение к иррациональности, подчёркнутой эмоциональности и гротеску. В 1920 г. устраивается выставка «Немецкий экспрессионизм». в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник» идеологом которой выступал Василий Кандинский. У Хритиана Рольфса формы словно шатаются, приобретают зыбкость. Италия того времени представляла собой памятник своему былому величию. Среди них, например, создания первобытного и примитивного искусства, в т. ч.
Ими стали Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, фовист Кес ван Донген и другие. Матье признан основателем «исторической абстрактной живописи» (еще один очередной перл его величества интерпретации. ) Эта живопись «отличается от обыкновенной исторической живописи тем, что ничего не изображает – ни людей, ни костюмы, ни аксессуары». мастеров (например, Бехера, Ф. Вольфа, Р. Леонгарда) уже в конце 20-х гг.
Никогда радость не была столь мертва. цветы и закаты, охраняют демоны природы. Прозаизму современной европейской цивилизации противопоставлялись чувства, рожденные на берегах Ганга. Их «готицизмы» проявлялись в вытянутых пропорциях, нервных ритмах линий, а порой и в сознательно использованной иконографии. Эстетическое кредо русских экспрессионистов было выражено Д. Бурлюком в статье «Дикие в России», опубликованной в альманахе «Синий всадник».
Внешняя форма всегда содержит нечто внутреннее. Эволюция отд. Название «Мост» предложил Шмидт-Ротлуфф, считая, что оно выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений, а в более глубоком смысле символизирует её творчество – «мост» в искусство будущего. У ряда художников благодаря росту антивоенных настроений и влиянию массового революционного движения экспрессионизм получил антивоенную и антиимпериалистическую окраску (Барлах, Ж. Грос, О. Дикс, Л. Мейднер, О. Нагель и др. ).
Реальность становится составленной из отдельных простейших элементов. В 1911ч г. появился «Протест немецких художников против угрожающего импорта французского искусства», написанный Виннером. Экспрессионизм появился в Европе во время модернизма и пришёл на смену импрессионизму. К моему личному вкусу это часто не имеет никакого отношения. Наиболее известные фильмы: «Кабинет доктора Калигари» (1919, режиссер Р. Вине), «Носферату» (1922, режиссер Ф. В. Мурнау), «Паганини» (1923, режиссеры Х. Гольдберг и К. Фейдт), «Кабинет восковых фигур» (1925, режиссер П. Лени).
Одновременно происходила переоценка эстетических ценностей. Наиболее последовательно принципы экспрессионизма были воплощены в творчестве художников объединения «Мост» (Э. М. Маргенштейн писал в 1920 г:: «Мы несемся в бурном вихре, противопоставляя ему свое «Я».
Очень распространены мотивы боли и крика. По мере развития этого направления становится очевидно, что оно не является художественным «стилем». Двух мастеров сближало понимание того, что искусство проистекает из «объективной необходимости», которая не может быть объяснена словами. Более созерцательны по образному строю произведения представителей общества – «Синий всадник» (В. В галерее Танхаузер в сентябре того же года открывается первая выставка объединения. Массовая гибель людей во время Первой мировой войны привела к пацифистским тенденциям в экспрессионизме (Курт Хиллер, Альберт Эренштейн).
Так, у Гуссерля выделялась мысль о том, что «истина — лишь переживание субъекта», у Риккерта — «бытие есть общее сознание», у Маха — «мир является комплексом ощущений», у Авенариуса — «без субъекта нет объекта», у Зиммеля — «жизнь — единственная реальность для переживания», у Дильтея — «Я и другое представляются в опыте жизни», у Липпса — «активность сознания — переживание». Иначе говоря, «понимать язык форм — жить». Брехт и С. Беккет), прозу (Ф. Кандинский прямо говорил, что «кружок тяготеет к России и считает русское искусство себе близким». Ныне, утверждают критики, экспрессионизм — «жирная идиллия» и «ожидание хорошей пенсии». По просьбе членов дрезденской группы в 1913 г. Кирхнер издает «Хронику художественного объединения «Мост».
Мы внутри, а не снаружи». Короче, не буду воспитывать вкусы взрослых людей и не буду постить только то, что радует меня. Тем не менее, эти два начала неотделимы друг от друга, всегда действуют вместе.
«буря»). В 1913 г. Кирхнер опубликовал «Хронику художественного объединения «Мост»». Художник «Моста» Карл Шмидт-Ротлуф даже получил важный правительственный заказ — создать нового «орла» для республики.
В этом месяце открылся после масштабной реконструкции музей Франца Марка в баварском городе Кохель-ам-Зее, где можно будет увидеть живопись нынешнего «экспрессиониста-рекордсмена», а также произведения Кандинского, Клее, Мюнтер и других. Возникло как отклик на острейший социальный кризис 1-й четверти 20 в. (включая 1-ю мировую войну и последовавшие революционные потрясения), стало выражением протеста против уродств современной буржуазной цивилизации. Живописное пространство состоит из внешнего и внутреннего». Он хотел научиться видеть мир как животные, существовать как растения и камни.
Она неотразимо влечёт к себе, своевольная, глубокая, мистическая. Наиболее заметны его традиции в современной немецкой поэзии, в прозе Г. Грасса и В. Борхерта (ФРГ), в драматургии П. Хакса (ГДР), П. Вайса (ФРГ) и Борхерта, М. Фриша и Ф. Дюрренматта (Швейцария). В изобразительных искусствах среди предшественников экспрессионизма художники: француз П. Гоген, голландец В. Ван Гог, норвежец Э. Мунк, бельгиец Дж. Буржуа не принимали искусство экспрессионистов, называя его, как некогда творчество их предшественников натуралистов и импрессионистов, «искусством сточных канав». Большое внимание уделялось непривычному освещению сцены, абстрактным декорациям (где преобладали косые, наклонные плоскости), символическим аксессуарам.
Недовольные «катастрофой», как выразился Гаузенштейн, натурализма и псевдоисторизмом «Карнавального Ренессанса» художественных академий, несостоявшиеся зодчие решили заняться обновлением немецкого искусства. Высоким литературным мастерством отмечены дневники Кольвиц. Есть анекдотичное сведение, что известный коллекционер П. Кассирер спросил, глядя на картину: «Это что — импрессионизм. » и получил ответ: «Нет, экспрессионизм». Программа объединения была составлена Эрнстом Людвигом Кирхнером и помимо него в «Мост» входили Фриц Блейль, Карл Шмидт-Ротлуф и Эрих Хеккель.
Не осталась в стороне и Германия. В Австрии наиболее крупной фигурой был Георг Тракль. Показательны картины Мейднера «Я и город», «На баррикадах». По словам Роберта Ландау (Landau Fine Art, Монреаль), если вдруг на рынке появится триптих Макса Бекманна, то он уйдет никак не меньше, чем за 40 миллионов долларов. Здесь они выставлялись в галерее «Штурм» (нем.
Конец ей положил приход к власти нацистов в 1933 г. Но отзвуки ее наиболее яркого периода (1910-1920) слышны в искусстве и сегодня. У истоков нового движения стояли, например, такие мастера, как бельгиец Дж.
Наибольшее развитие получил в начале XX века. До XXв художники не стремились специально работать в такой манере. Штейнер, Э. Мендельзон, Х. Пёльциг, Б. Таут и др. ) экспрессионизм во многом продолжал традиции «модерна», пропагандируя применение новых конструкций и материалов, его мастера стремились к созданию органически обусловленных, как бы вырастающих из почвы форм. В театре экспрессионизм утвердил форму т. н. «Stationendrama», где действие развивалось не постепенно, но двигалось толчками от одной сцены к другой.
В журнале «Штурм» (1911) искусство постимпрессионистов, а также Мунка, Ходлера, Пехштейна и Нольде названо экспрессионизмом. К концу жизни Матисс был признан одним из самых замечательных художников XX века.
Кандинский являлся живописцем, музыкантом, поэтом. В экспрессионизме выделяют два периода: до первой мировой войны и после. Членами «Рабочего совета» являлись Хеккель и Шмидт-Ротлуфф. Однако экспрессионизм истощался.
Есть сведения, что им пользовался в 1901 г. художник Ж. Огюст Эрве. Чтобы передать новое понимание жизни, «Я» и природы, экспрессионисты решительно отбрасывают старую грамматику искусства. Причиной того, что картины экспрессионистов стали «надежной акцией», многие называют и активность русских коллекционеров на рынке искусства.
Искусство же левого экспрессионизма по самой сути агитационно: не «многоликая», полнокровная, воплощённая в осязательных образах картина реальности (познание), а заострённое выражение важной для автора идеи, достигаемое путём любых преувеличений и условностей. Мир таинственных и страшных «ночных настроений» воплощён композитором в мелодраме «Лунный Пьеро» (1912). Формально экспрессионизм в литературе впервые отчетливо проявился в сжатой, трепетно-лирической поэзии немецких поэтов Георга Тракля (1887 – 1914), Франца Верфеля и Эрнста Штадлера (1883 – 1914). Никогда человек не был так мал. Деятельность «Моста» оказала большое значение для развития экспрессионизма в изобразительном искусстве. Трагическое мироощущение, символическая усложнённость образов, эмоциональная насыщенность позволяют причислить Тракля к экспрессионистам, хотя сам он формально не принадлежал ни к одной поэтической группировке. Временем расцвета литературного экспрессионизма считаются 1914-1924 гг. Созданное там общество «Синий всадник» состояло наполовину из русских.
Их творчество было призвано выражать чувства, раскрывая внутреннюю сущность вещей. Постепенно члены «Моста» перебирались в Берлин, ставший центром художественной жизни Германии. Европейская политическая жизнь потерпела сильные потрясения. Здесь можно найти и сюр и арт и салон, моду и ретро и.
Нужда вопит, человек зовет свою душу, время становится воплем нужды. О моем журнале. Эдшмидт в 1917 г. писал, что «у экспрессионизма было много предшественников во все времена и во всем мире».
П. С. Исторической она стала потому, что критики Матье соблаговолили приписать его закорючкам и пятнам способность выразить массовые народные движения, борьбу за власть династий и т. д. В деформации предмета виделся способ повышенной выразительности. Экспрессионизм широко используется в плакатах, оформлении журналов, книг, спектаклей.
В 1912г. Несмотря на это, представители экспрессионизма, сплотившиеся вокруг «Синего всадника», заметно повлияли на развитие европейского искусства. Стремление к стилю есть стремление к свободе от предмета, к господству над ним. Первым таким объединением стал образованный в 1905 году «Мост», в который вошло 4 художников-экспрессионистов.
Это живопись, кино, литература, музыка, театр. В альманахе «Синий всадник» Кандинский публикует статью «К вопросу о форме», которая теоретически обосновывала переход к мистической абстракции. В книге Э. Ротенауэра «Борьба за стиль» (1905) словно намечалась программа экспрессионизма: «Вещи внешнего мира видит всякий но художник в высшем смысле слова абстрагирует из вещей внешнего мира свою собственную картину. К 1925 экспрессионизм в кино исчерпал себя, но пластическая выразительность лучших его фильмов оказала влияние на развитие изобразительных средств киноискусства.
Их интересовала антиклассическая традиция, почему они, например, с интересом относились к собственному средневековому искусству. Позднее Маке учился у Ловиса Коринта. Он передавал на экране изменённые состояния человеческого сознания. Развивая основную идею «Калигари», режиссёры-экспрессионисты вскрывают двойственность каждого человека, таящееся в нём бездонное зло и в связи с этим предвидят неизбежность социального апокалипсиса.
Они заявили: «Мы абсолютно новые, мы другие. Искусство экспрессионизма по определению дисгармонично. Вот таким образом можно предполагать, что это вечный «изм» авангарда, лишь проходящий несколько этапов развития. Среди пражских писателей этой группы— Франц Кафка, Густав Мейринк, Лео Перуц, Альфред Кубин, Пауль Адлер.
Экспрессионизму во всех его проявлениях свойственна активная интерпретация формы, максимализм в выборе художественных средств он не любит прилагательные, а предпочитает существительные и глаголы ему необходима концентрация образов. Хотя его стиль был близок к сюрреалистическому. Андреев считается родоначальником русского экспрессионизма. Симфония ужаса» немецкого кинорежиссёра Фридриха Вильгельма Мурнау (1922), «Кабинет восковых фигур» режиссёра П. Лени (1924), «Последний человек» режиссёра В. Мурнау (1924).
Им нужно вторгаться в неведомое, научиться возбуждать. Альфред Кубин в графике создает фантастические видения. Стиль — противопоставление природе». Через год после основания «Штурма» начал издаваться Францем Пфефером журнал «Акцион» («Действие»), связанный больше с Новым Сецессионом. Их цвет то пронзительно ярок, то, напротив, словно мутнеет на глазах, становится «грязным», как бы передавая этим отношение художника к изобразительному мотиву.
Влияния театрального экспрессионизма проявились за пределами Германии и Австрии, в том числе и в СССР (художеств, практика ТРАМов, некоторые постановки Е. Б. Вахтангова, К. А. Марджанова, В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова и др. ). Это касалось не только представителей группы «Мост», но и независимых художников как в Германии, так и за ее пределами. Его картины — мрачные спектакли, смысл которых не может быть до конца прояснен. На выставке показывался также русский лубок. Истоки экспрессионизма в изобразительном искусстве следует искать в богатстве и многообразии немецкой культуры, которая послужила основой этому направлению в искусстве. – Гюбнер).
Лишённая равновесия, обращенная по преимуществу к сфере подсознательного, таящегося в глубинах человеческой психики, экспрессионистская музыка чуждается определенных, ясно очерченных образов и законченных форм. Актёры, отвергая необходимость достоверного раскрытия психологии человека, утрировали жест и мимику, создаваемые ими образы приближались к маске. Многим «расово неблагонадежным» художникам (Кандинскому, в частности) пришлось уехать из страны. Именно в этот период были созданы музеи участников «Моста», а их картины украсили интерьеры правительственных зданий. Мы не французы, мы немцы.
Россия, по словам Ф. Гюбнера, привила экспрессионизму «недостающую силу – мистицизм вольной веры» Толстого и Достоевского. Экспрессионисты отодвинули на второй план реальные объекты, остановив внимание на выражении чувств. Эти явления стали предпосылками возникновения авангардистских течений в искусстве и литературе Европы на рубеже XIX-XXвеков. Несмотря на то, что данный термин широко используется в качестве справочного, в реальности не существовало никакого определенного художественного движения, называющего себя «экспрессионизмом». Гомеру они предпочитают А. Стринберга и Г. Ибсена, Платону — С. Кьеркегора. В него вошло четверо художников-экспрессионистов.
Группа стремилась достичь равноправия всех форм искусства.
«Ядром» группы стали именно русские художники — Кандинский, Явленский, Марианна Веревкина. В книге «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871) Ницше излагает свою теорию дуализма, постоянной борьбы между двумя типами эстетического переживания, двумя началами в древнегреческом искусстве, которые он называет аполлоническим и дионисическим. Экспрессионизм не был целостным, стройным течением в искусстве. Первое такое объединение было образованно в 1905 году и имело название «Мост».
В Германии в 1905 немецкие художники организовали группу «Мост». Его книга «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871) обращает внимание на древнегреческое искусство и в ней Ницше пытается по-новому его осмыслить. Аполлоническое начало являет собой порядок, гармонию, спокойный артистизм и порождает пластические искусства (архитектура, скульптура, танец, поэзия), дионисическое начало – это опьянение, забвение, хаос, экстатическое растворение идентичности в массе, рождающее непластическое искусство (прежде всего музыка). Важна экспрессия мазков, отраженных в фактуре, — «нерасчлененная жестикуляция жестов» (В. Если вы хотите подружиться, пишите сюда. И уже абсолютно непригодны напоминающие «армянские загадки» отрицательные определения, типа: экспрессионизм это не импрессионизм, а наоборот.
Теперь о постах. Поживем — увидим. Художники любили синий цвет и часто рисовали коней. Однако было бы неверно думать, что экспрессионизм лишь направление искусства.
Умер Поллок 11 августа 1956. Только спустя время это творчество получило четкое определение. Характерно, что в «Синем всаднике» было много русских.
Первая из них – «Мост» (Die Brucke), появилась в Дрездене в 1905 году. Г. Кайзерлинг видел «простую, сермяжную Россию, близкую к Богу». в немецком кинематографе и театре также господствовал экспрессионизм. Началом киноэкспрессионизма стал фильм «Кабинет доктора Калигари» (1920), ставший известным не только в Германии, но и за её пределами. Художник, так или иначе с ним связанный, редко говорил «Мы», предпочитая «Я».
Эрнст Барлах стремится передать в мгновении вечность. Книга «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871 г. ) выделяет древнегреческое искусство. Помимо Гончаровой и Ларионова еще двумя участниками «Синего всадника» были братья Давид и Владимир Бурлюки. Но она страшная. Кумиров было намного больше и они, как демоны, охраняли покой экспрессионистических душ. Это группы экспрессионистов, сформировавшиеся до Первой мировой войны.
Как и фовисты, экспрессионисты из «Моста» хотели строить свои композиции на чистой краске и форме, отрицая стилизацию и всякий символизм. каждый из участников не только знает, как сказать, но знает и что сказать.
Его. Популярностью пользуются и австрийские экспрессионисты, в частности Эгон Шиле. Говоря о русском экспрессионизме, нельзя не упомянуть Василия Васильевича Кандинского.
Да искусство экспрессионизма долгое время было не очень популярно в среде коллекционеров, но музеи уже давно «прибрали к рукам» большинство основных произведений. Появился интерес к буддийской иконографии, совершались поездки на Восток. Предложенное Шмидт-Ротлуффом название «Мост» выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений и символически намекает, что творчество художников, входящих в группу, служит мостом в искусство будущего. Организаторская активность побуждает Василия Кандинского создать в 1909 г. «Новое художественное объединение Мюнхена», в которое входят В. Бехтеев, М. Веревкина, А. Явленский, Г. Мюнтер, М. Коган, К. Хофер, А. Канольдт, А. Кубин, В. Издебский, А. Эрбеле, Ле Фоконье и П. Жирье. Шёнберг создал произведения, обличающие ужасы нацистского террора («Ода Наполеону», 1942 «Уцелевший из Варшавы», 1947). картины «Странные маски», «Автопортрет с масками», «Въезд Христа в Брюссель», офорт «Смерть, преследующая человеческое стадо».
В архитектуре (Р. привела их в русло социалистического реализма. Экспрессионистические веяния ощутимы в литературе Бельгии, стран Скандинавии, Венгрии, Хорватии, Румынии, позже – Польши. Представители контрастным состояниям (крайняя степень возбуждения или душевная прострация и безысходная угнетённость). История новейшей западноевропейской живописи разветвляется и разделяется, начиная спостмодернистов, на два основных и резко отграниченных течения: первое исходитиз Сезанна, второе — из Ван Гога первое через Пикассо и Татлина находит выход в производственном искусстве (его предтечей надо считать современный русский конструктивизм) и тем самым пролагает дорогу жизненному искусству пролетариата второе через Матисса, Поля Клее, Кокошку и Кандинского упираетсяв тупик самодельной, субъективно-эмоциональной, по формам анархичной игрычистыми красками и линиями. Он ориентируется на средневековую деревянную скульптуру. Возникла в 1905 году.
В немецком литературоведении выделяется понятие «экпрессионистского десятилетия» c 1914 по 1924 годы, когда в Германии работали Альфред Дёблин, Готфрид Бенн, Франц Верфель, Иван Голль, Август Штрамм, Альберт Эренштейн, Карл Эйнштейн, Отто Флаке и др. Но в живописи он не получил адекватного развития. В экспрессионизме было много противоречий.
Персонажи сознательно лишены индивидуализации (часто безымянные «отец», «сын», «девушка» и т. п. ) и выступают рупорами идей язык – напряженно патетичен. Художники создавали «образы-формулы» и картины-метафоры, аллегории и притчи. Для Синего всадника, в противоположность объединению Мост, было характерно тяготение к абстрактному искусству, к отказу от передачи видимого окружающего мира. Гуго Балль, один из инициаторов будущего дадаизма, говорил о художнике из России как о «пророке обновления».
И я публикую такие письма. Шиле создает свой собственный стиль, сосредоточиваясь почти исключительно на контуре. Визуальные композиции экспрессионистов ярки, трагичны и эмоциональны. После войны, в годы Веймарской республики, немецкие художники-модернисты оказались «на коне» и пользовались поддержкой государства: их картины закупались музеями в огромных количествах, многие представители течения становились профессорами престижных учебных заведений.
Пользовался в Германии популярностью и швейцарский художник Ф. Ходлер, работы которого отличались лаконизмом, остротой четких линейных ритмов («Ночь», «Дровосек»). Творческое объединение, которое они создали, отчасти напоминало средневековую цеховую коммуну – члены «Моста» вместе работали и жили. В 1917 он вернулся в Вену. Программа журнала исходила из тезиса «искусство — люди».
Вальден издававший «Штурм», писал романы, стихи, музыку. Напротив, художники «Моста» (Кирхнер, Пехштейн, Нольде и др. ) подняли на щит свою «немецкость». Она страшная, эта музыка. Анри Матисс – самый известный среди художников-фовистов.
Отмечалось «стремление группы присоединить к себе все революционные и активные элементы». Местная критика встретила выступление общества враждебно, заявляя о его абсурдности. Интерес к живописи проявился у Августа Маке ещё в родительском доме.
Эту деформацию культурных ценностей и отразил экспрессионизм. В том же году они, а также Кирхнер и Шмидт-Ротлуфф вступают в берлинский Сецессион. Экспрессионизм выражал себя широко: от живописи до политики, от философии до музыки, от архитектуры до кинематографа, от театра до скульптуры и гравюры. В 1905 в Дрездене возникла группа «Мост». В программе «Моста» было много общего с французским фовизмом. Но по сравнению с небольшими группами художников, таких как фовисты и кубисты во Франции, экспрессионисты различных «оттенков» так широко представлены в искусстве, что ту эпоху в истории культуры Германии часто называют «поколением экспрессионистов».
Более того, Томас Манн в 1922 году писал: «Действительно, то, что мы называем экспрессионизмом, это только поздняя и сильно пропитанная русским апокалиптическим образом мысли форма сентиментального идеализма». В 1906 г. состоялась первая выставка группы на ламповом заводе Зейферта в Дрездене. При достаточно безобидном названии этот стиль содержит в себе такие эмоции как боль, разочарование и страх. Это неудивительно: ему свойственны протест против академизма и ярый индивидуализм. В романтизме был оценен культ чувств, оттенок иррационализма, вкус к иронии и, конечно, любовь к средним векам, которые, собственно, тогда и перестали быть «темными». Вместо импрессионистических «впечатлений» здесь важно выражение, на что указывает и само название движения.
экспрессионистическим, в искусстве прошлого. Паула Модезон-Беккер и Рихард Герстль ушли из жизни до того, как термин «экспрессионизм» стал общеупотребительным. В 1914 г. на острова Палау близ Новой Гвинеи ездил Пехштейн. Самое известное произведение Е. Замятина – роман-антиутопия «Мы», в котором описано общество жёсткого тоталитарного контроля над личностью (имена и фамилии заменены буквами и номерами, государство контролирует даже интимную жизнь) идейно основанное на тейлоризме (теория управления), сциентизме (идейная позиция, представляющая научное знание наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром) и отрицании фантазии, управляемое «избираемым» на безальтернативной основе «Благодетелем».
Экспрессионисты буквально бунтуют против поверхностного правдоподобия импрессионистов, стремясь вернуть искусству утраченные духовное измерение и разнообразие смыслов. Художник «анализирует и интуирует», представляя мир как сложный комплекс «видимых и невидимых явлений их эманации, реакций включений, генезиса, бытия и т. п». В его живописи краски яркие, диссонирующие, образы гротескные. Самое полное в мире собрание произведений Эгона Шиле (250 живописных и графических работ) находится в Музее Леопольда в Вене. Норвежец Э. Мунк стремился передать в своих произведениях страх перед одиночеством («Крик», «Три возраста женщины», «Поцелуй»). Термин «экспрессионизм» так эластичен, что позволяет объединить стать несхожих художников, как Эрнст Людвиг Кирхнер, Пауль Клее, Эгон Шиле и Василии Кандинский. В начале XX в. в этом стиле создавали свои произведения и русские авторы: повесть «Красный смех», рассказ «Стена» Л. Андреева, ранние поэмы и стихотворения В. В. Маяковского. Л.
Кафка и Г. Майринк). Родился 28 января 1912 в городке Коуди (шт. Б. Кустодиев «Портрет Е. Замятина» (1923)Тенденции экспрессионизма проявились и в творчестве Евгения Замятина. Не менее важным представлялось и наследие барокко с его мистицизмом и нарочитым пафосом. Русский художник стал основателем нескольких художественных объединений: Фаланга (1901 – 1904 гг. ), Новое мюнхенское художественное объединение (1909 – 1911 гг. ) и самое известное – Синий всадник. Экспрессионизм (от лат. Тревожные вести доносились из России, готовящейся к первой революции.
Так, в центре творчества Ван Гога и Мунка индивидуальный, субъективный опыт человека. Популярны были не только эти авторы. Вильгельм Воррингер, автор знаменитых книг «Абстракция и вчувствование» (1908) и «Формообразующая проблема готики» (1912) мог гордо сказать: «Я прошел с экспрессионизмом весь его путь». Много путешествовал по Европе и Северной Африке (1903-1907), с 1902 года Василий Кандинский жил в основном в Мюнхене, а в 1908-1909 в селе Марнау (Баварские Альпы).
Название его — «Синий всадник», весьма и весьма поэтическое. Арнольд Шёнберг «Синий автопортрет» (1910)Здесь прежде всего следует говорить о музыке Арнольда Шёнберга. Один из новых его этапов — «абстрактный экспрессионизм» в США, само название которого указывает на прототип. Характерно, что он начался с картины «Крик» (1893) Эдварда Мунка, а закончился произведением Людвига Мейднера «Сентябрьский крик» (1918).
С конца XIX в. в немецкой культуре сложился особый взгляд на произведение искусства. Художественным следствием этого тезиса явилось уравнивание в правах внутреннего и внешнего: потрясённость героя, «ландшафт души» представлялись как потрясения и преобразования действительности. Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций. Он использует свежие краски, очень простой рисунок, его искусство становится монументальным и декоративным.
Для него искусство —«воплощение сверхчувственного», не отражение видимого, но «делание видимого». Конец XIX века выявился фантастически богатым на различные события в искусстве. Заметим, что, несмотря на общее обнищание, книги раскупались, а театры были полны.
Гаузенштейн). Каждая из них призвана была прежде всего выразить одну и ту же, важнейшую для автора идею (форма, воспринятая экспрессионизмом от Ф. Ведекинда и Стриндберга). С группой активно сотрудничали Пехштейн и Феликсмюллер.
В наиболее общем виде термин «экспрессионизм» относится к произведениям, в которых художественными способами выражены сильные эмоции и само это выражение эмоций, общение посредством эмоций становится основной целью создания произведения. В немецких галереях выставлялись картины неоимпрессионистов и группы «Наби», Гогена. Используя «цветовые знаки», вызывающие аналогии с музыкой, художники полагали, что естественное удаление от природы приводит к искусству. Социально-критический пафос отличает многие произведения экспрессионизма от искусства авангардистских течений, развивавшихся параллельно с ним или сразу после него (кубизма, сюрреализма). эротику. У меня обширная почта.
Никогда он не был так робок. Гросс пишет, что «экспрессионисты слишком почтенные самоуглубленные господа», что у Клее — «трогательное девичье рукоделие», а у Кокошки — «искусство деградирующего буржуа». Экспрессионизм как формальное направление в литературе возник в Европе в 1910 – 1925.
(Готфрид Бенн, Франц Верфель, Альберт Эренштейн и др. ). Вот как отзывался о музыке Шёнберга российский музыкальный критик В. Каратыгин: «Достоевский создал «Записки из подполья». Его мир страшен. Термин «экспрессионизм» стал связываться с современным искусством в Германии крайне поздно, спустя несколько лет после того, как само движение стало активно развиваться.
Именно тут, на рубеже XIX и XX века зарождалось и сопровождалось развитием одно из самых разнообразных и неоднозначных направлений в искусстве – «экспрессионизм». Картины Экспрессионизм. «Мельница времени» порождала хаос чувств душа была взмучена. Однако животные его разочаровывают, он увидел, что в них есть много отвратительного.
К главным организаторам «Моста» относят студентов архитектурного факультета высшей Технической школы в Дрездене Э. Л. Кирхнера, К. Шмидта-Ротлуффа, Ф. Блейля, Э. Хеккеля. Считается, что экспрессионизм оказал большое влияние на развитие визуальных искусств, а в музыке его влияние стало революционным благодаря появлению таких элементов, как диссонанс и атональность, в произведениях композиторов (прежде всего венских) – от Густава Малера до Альбана Берга и Арнольда Шёнберга.
«Акцион» печатает работы В. Ленина, Л. Троцкого и А. Луначарского. Кандинский и пятеро его единомышленников уходят из объединения. Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917). Пример его вдохновлял многих. Карл Шмидт-Ротлуфф вырабатывает «геральдический стиль» простых, элементарных форм. Пытаясь разработать упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными до самого существенного формами, члены «Моста» обращались к творчеству Грюневальда и Альтдорфера, а также к искусству народов Африки.
В отличие от громко заявившего о себе футуризма, руководимого Маринетти в Италии, сторонников экспрессионизма трудно назвать «слаженным оркестром на марше». к выработке оригинальной системы композиции, получившей название додекафонии. В этом они разделили участь многих. Собственно экспрессионистическое движение в Германии начинается с создания в Дрездене в 1905 г. группы «Мост». Практически до начала Первой мировой войны понятие «экспрессионизм» включало такие неоднородные течения в искусстве, как фовизм, футуризм и кубизм.
У Марка и Кандинского появляется идея издавать альманах, редакторами которого ониксами бы и являлись. Для живописи художников группы «Мост» характерна деформация натуры, насыщенность цвета и тяжёлые массы краски на полотне. Журнал «Штурм» в 1921 г. возвещает, что «импрессионизм являлся только модой, экспрессионизм же — мировоззрение».
Все же слово «экспрессионизм» широко распространилось в Германии и Австрии. В 20 в. художники, особенно немецкие, сознательно стремились передавать при помощи искусства свои чувства и ощущения.
Принцип выражения преобладает над изображением. Немецкие художники, прожившие долгую жизнь, – Макс Бекман, Георг Грос, Отто Дикс, Оскар Кокошка – работали в «экспрессионистской» манере лишь малый период творчества. В само название они старались заложить особый смысл: группа должна была как бы стать «мостом», соединяющим экспрессионизм (т. Цветность свойственна всем его работам интересны были акварели — «ненаписанные картины».
Коллизия развёртывалась обычно в условно исторической или фантастической обстановке и часто обнажалась до схемы. На творчество «мостовцев» огромное влияние оказали и европейская живопись конца XIX — начала XX веков и японская цветная гравюра и, как это ни удивительно искусство этрусков. Помимо французской традиции, где слово «экспрессия» связано и с академической и с художественно-критической теорией XVIII столетия, существовала и английская. Нельзя не согласиться с Готфридом Бенном, утверждавшим, что экспрессионизм «пронес свое знамя над Бастилией, Кремлем и Голгофой, только на Олимп он не вступил, как и ни на какую иную классическую землю». Трагическое мировосприятие, порожденное дегуманизацией общества и крушением традиционных гуманистических ценностей, оказалось близким русскому человеку. Кандинский уверенно шел к живописной абстракции.
Конец XIX века оказался удивительно богат на различные события в искусстве. Последнее объяснялось тем, что имелось определенное родство между поисками немецких и русских художников, это в первую очередь интерес к Востоку, к народному и детскому искусству, к «любому сюжету». Экспрессионизм — не прояснение мира, но определенный способ его переживания.
За время существования группы состоялось девять выставок по всей Германии. Он говорил: «Животные мне казались красивее и чище нечестивый человек не волновал моих чувств». И часто люди просят о помощи. К абстракции шел и Август Макке используя открытия Делоне и футуризма.
Важная тема искусства: человек, не желающий потерять свою душу, душу израненную, больную. По иронии судьбы этот термин сначала применялся к творчеству художников, не имеющих отношения к Германии, – Гогена, Сезанна, Матисса, Ван Гога. Это, собственно и должен был выразить экспрессионизм. В том смысле, в каком мы понимаем этот термин сегодня, – во всяком случае, когда говорим о «немецком экспрессионизме», — он означает широкое культурное движение, зародившееся в Германии и Австрии в начале XX.
Братья использовали диссонанс красок, множественность точек зрения, «механистичность» сложения композиции. Энсор, отошедший от реализма и создавший в 1880—1890-х гг. Привкус критики есть в творчестве Бекмана, Феликсмюллера, Гросса и Дикса. Пытаясь обойти это иные прибегают к фигуральным сравнениям (Т. Наряду с живописью и скульптурой – чаще всего «яростно» -эмоциональными по манере, тяготеющими к острым цветовым контрастам или резким пространств, смещениям, – важное (если не центральное) значение обрела станковая и книжная графика экспрессионизма, достигшая значительных результатов благодаря смелым сочетаниям гротеска и гиперболы, предельно концентрированным контрастам света и тени. Экспрессионизм получил распространение в художественной культуре Бельгии (многие мастера латемской школы, отчасти Ф. Мазерель), стран Скандинавии, Восточной Европы и обнаружил значительную близость французскому фовизму.
Неопримитивистские тенденции были воплощены в картинах о русской провинции (1907—1909) и в «Солдатской серии» (1910—1913) М. Ларионова. Экспрессионизм в искусстве – направление, возникшее в XX веке в Европе. Ставя во главу угла ощущение «Я» в этом трагическом и сложном мире, экспрессионизм способствовал росту индивидуальности художника и индивидуализации трактовки выбранных художественных средств. Издаваемый Кандинским альманах (а по сути, Синий всадник представлял собой не что иное, как редакторскую группу одноименного альманаха) ставил задачу доказать, что «вопрос формы в искусстве вторичен, первичен – вопрос содержания».
То, к чему стремятся художники нового направления, может быть названо зрительной музыкой. Это и есть экспрессионизм». У Оскара Кокошки в портретах привлекают выразительные жесты и некая «рентгенность» форм по манере наложения краски на холст в нем угадывается бунтарь. Итак, в центре художественной вселенной экспрессионизма – истерзанное бездушием современного мира, его контрастами живого и мёртвого, духа и плоти, «цивилизации» и «природы», материального и духовного сердце человека. Его индивидуальный стиль лишь отчасти соприкасается с эстетикой экспрессионизма.
Отто Мюллер не любил «яркости» мира, писал клеевыми красками по крупнозернистому холсту, зарисовывая с оттенком меланхолии своих «дев» в песках дюн и на берегу озер. Макке писал: «Человек выражает жизнь в формах, форма выражает внутреннюю жизнь. Образ персонажа создавался на основе какой-либо одной черты («функции»), превращаясь в маску. А с Карлом Шмидт-Ротлуфом её связывала дружба, продолжавшаяся всю жизнь. При редакции решено было организовывать и выставки.
Первой значительной вехой в истории экспрессионизма считается возникновение объединения «Мост» (нем. Сам термин «экспрессионизм» прижился в России только после войны, когда наладились широкие контакты между артистическими кругами России и Германии. И еще он о культуре. Самой радикальной являлась группа «Синий всадник». Широко использовалась контрастность различных красок, чтобы увеличить их «свечение», усиливающее воздействие на зрителя.
Болезни, голод, война, эротика, мода, религия, человеческий хаос. Напряженная обстановка того периода повлияла и на художников. Именно эти мастера и были зачинателями нового в экспрессионизме — абстракции.
Его живопись станет нежней. В 1924 г. Мейднер руководит учебными мастерскими в Берлине (Шарлоттенбург).
Родился в Витебске 24 июня. Он показателен, как поворотный пункт немецкой культуры и искусства. Скульптурой занимались художники Кирхнер, Хеккель, Нольде и Шмидт-Ротлуфф. Крайне независимую позицию занимал Пауль Клее, участник второй выставки «Синий всадник». Они устраивают экзамен, стараясь понять, что «вечного» в этом мире и выйти в мир духовного. Э. Мунк «Крик» (1893).
Вот таким образом именно Веберн был признан родоначальником послевоенного музыкального авангардизма. Вторая выставка — выставка графики, в феврале 1912 г. экспонировались произведения Арпа, Пикассо, Кубина, Гончаровой, Ларионова, Клее, Малевича, Нольде, Пехштеина, Брака, Кандинского, Марка и Мюнтер. Мы глубокие и острые, не поверхностные и сверкающие. Искусство присоединяет свой вопль в темноте, оно вопит о помощи, оно зовет дух. Так несколько «затушевывалось» былое внимание к французским художником (например, к Матиссу), подчеркивалось «северное» направление развития «экспрессионизма».
Термин «экспрессионизм» впервые употребил в печати в 1911 Х. Вальден – основатель экспрессионистского журнала «Штурм» («Der Sturm»). Композитор Шёнберг выставлялся как художник. Пережив кризис в этих странах в 20-е гг., это движение воскресло в «лирическом экспрессионизме» Парижской школы, представленном творчеством А. Модильяни, Ж. Паскина, X. Сутина и М. Утрилло.
Лембрук был скульптором, живописцем, графиком. Он никогда не уйдет под замок. По крайней мере, если такие произведения в обозримом будущем появятся, они произведут фурор.
Тут находила место социальная критика. Так, например, Пехштейн в 1910-е гг. В переводе с латинского «expressio» означает «выражение». Картины Маке в этот период выполнены небольшим количеством тёмных тонов.
Романтизм помог понять многое, тем более что у немцев, можно сказать, он «был в крови». Основными темами для них служили театр, кафе и люди города. Но нужно отдать должное и патриотизму немецкого импрессионизма (Макс Либерман, Ловис Коринт, Макс Слевогт): он развивался в полемике с французами. Об Эгоне Шиле написано множество монографий, статей и даже два романа («Высокомерие» Джоаны Скотт и «Порнограф из Вены» Люиса Крофтса), а в 1981 году о нем снят художественный фильм «Эгон Шиле – Жизнь как эксцесс» (совместное производство ФРГ, Франции и Австрии). Р. Штрауса («Саломея», 1905 «Электра», 1908). О. Мюллер «Влюблённые»Главной целью их творчества должно было стать не отображение внешнего мира, который казался лишь безжизненной оболочкой истины, а ту «действительную Действительность», что нельзя увидеть, но которую может ощутить художник.
Постепенно художники осознавали политическую опасность характерной для экспрессионизма «устремленности вглубь» и пытались исследовать возможности более активного его отклика на социально-политические проблемы. Это послужило даже причиной тюремного заключения художника за «создание аморальных рисунков». Она видна в произведениях К. Кольвиц, которая хотела показать «страдания величиной с гору», тягостную жизнь рабочих и земледельцев.
Особо расцвел «руссизм» в Мюнхене, где сложилась большая колония русских художников во главе с В. Кандинским, А. Явленским и М. Веревкиной. Вскоре В. Кандинский и Франц Марк основали альманах Синий всадник. Предыстория возникновения объединения Синий всадник такова: в 1909 году В. Кандинским и А. Явленским было основано Новое художественное объединение в противовес отказавшемуся принимать произведения авангардистских художников Мюнхенскому Сецессиону. На следующий год группу пополнили Эмиль Нольде, на тот момент уже известный акварелист, Макс Пехштейн, а также «интернациональное» подкрепление – фовист голландец Кес ван Донген, большую часть жизни проживший во Франции.
Первое сообщество, с которого начался отсчет нового течения в живописи, возникло в 1905 и получило название «Мост», что в символическом плане означало связь с искусством будущего. С 1907 каждая такая выставка функционировала как передвижная. Прообразом общества, председателем которого стал Кандинский, является дрезденский «Мост». А кроме того, культ индивидуализма в нём сочетался с постоянным стремлением объединяться. Во Францию термин вернулся в 1920-е гг. Характерно» что Освальд Шпенглер начал работать над знаменитым «Закатом Европы». в 1911 г., общая тональность книги — экспрессионистическая.
Вайоминг). Насчёт отнесения «Синего всадника» к экспрессионизму среди специалистов нет единого мнения. Индивидуальные манеры вырабатывают Хр. И прекрасное и ужасное. Художник мог свободно играть на клавиатуре разных стилей, комбинируя их и создавая свое. С внеевропейскими культурами широко знакомил Дрезденский этнографический музей.
В их творчестве мы увидим «зубы, эпохи» и «пестроту мира» (Т. Энсор, швейцарец Ф. Ходлер и другие мастера, в разной степени близкие к символизму.
Эта идея была обоснована теоретически Кандинским. Русская часть движения покинула Германию.
К революции писатель сначала отнёсся с симпатией, но после реакции 1907 г. отказался от всяких революционных взглядов, считая, что бунт масс может привести лишь к большим жертвам и большим страданиям («Рассказ о семи повешенных»). Более того изначально термин «экспрессионизм» имел другое значение. Позже возникла группа «Синий всадник». После войны выходят книги «Экспрессионизм» В. фон Зидова, «Об экспрессионизме в искусстве» В. Гаузенштейна, «Об экспрессионизме в литературе и поэзии» А. Эдшмидта, «Кризис современной культуры» Г. Зиммеля. А искусство оно такое, как жизнь. е. современность) с искусством прошлого и тем ярким и выразительным, что в нем уже было. Мастера избегали мелких штрихов при моделировании формы. Для них много значили гротески Босха и Гойи, спиритуализм Грюневальда и Эль Греко.
Это журнал про искусство. В разные времена понятие «экспрессионизм» трактовалось неодинаково. Воррингер «синтетистами и экспрессионистами» обозначал французских мастеров того времени. От ранних, уже достаточно ярких импрессионистских картин-этюдов перешел к бравурным, цветистым и «фольклорным» по колориту композициям, где суммировались характерные мотивы русского национального модерна с его романтикой средневековых легенд и старинной усадебной культуры (картины Пестрая жизнь, Дамы в кринолинах и другие). Василий Кандинский полагал, что лучше всего оно выражается прямым психофизическим воздействием чистых красочных созвучий и ритмов.
Он не имел той общности бытия, что фовизм, кубизм и футуризм. Такое решение приняли Э. Л. Кирхнер, Ф. Блейл, Э. Хеккель и К. Шмидт-Ротлуфф. Возможно и более раннее его употребление. В графике стремились возродить средневековую традицию гравюры на дереве. Поверхность холстов кажется обработанной грубой кистью без всякой заботы об изяществе. Кёльнский собор потрясен до основания». Однако они понимали, что, как говорил Пехштейн искусство — долг перед народом.
Автор показывает другую Грецию – опьяненную мифологией, трагическую – дионисическую Грецию и в этом он видит ее схожесть с современной ему Европой. Отныне в умах людей всё терпело крах — и творчество несло на себе отпечаток пессимизма. Показателен у представителей этого движения интерес к примитиву, детскому рисунку, японской гравюре. Члены «Моста» вместе и жили и работали.
В 1910г. этим термином обозначились работы художников не только из Германии, но и из других стран.
Мне такое ограничение не нравится». Синий — фаустовский цвет, цвет трансцендентный, цвет мечты. Взгляните на картину Эль Греко «Вид Толедо», написанную в XVII в. Господствующим литературным течением экспрессионизм стал в немецкоязычных странах: Германии и Австрии (Франц Кафка, Густав Майринк, Лео Перуц, Альфред Кубин, Пауль Адлер). Экспрессионизм (от фр.
Экспрессионизм в живописи наиболее четко дал представление о настроениях того времени, о метаниях и страданиях людей. В этом была их схожесть с фовистами. Под влиянием идей Ницше немецкие (а вслед за ними и другие) художники и литераторы обращаются к хаосу чувств, к тому, что Ницше называет дионисическим началом. Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910). Людвиг Мейднер — мастер стремительных мазков, активно использует деформации. Произведения, написанные в додекафонной технике, основаны на различного рода повторениях т. н. серии, что является, по мнению представителей этой школы, развитием принципов формообразования музыки барокко и раннего классицизма, Один из ранних типичных образцов экспрессионизма – монодрама Шёнберга «Ожидание» (1909) в ней господствует состояние гнетущего тревожного предчувствия, разрешающегося взрывом отчаяния и ужаса.
Принцип всеохватывающей субъективной интерпретации действительности, возобладавший в экспрессионизме над миром первичных чувственных ощущений (составлявших первооснову художественного образа в импрессионизме), обусловил тяготение к иррациональности, обостренной эмоциональности и фантастическому гротеску, нередко – к полному или частичному уничтожению границ между персонажами и окружающей их естественной (или городской) пейзажной средой. Термин «авангард», заимствованный из военно-политической лексики, обозначил ряд школ и направлений в искусстве, которые часто имели диаметрально противоположную идейную основу, но были едины в полемическо-боевой форме подхода к художественному творчеству, выходящему за рамки художественной эстетики. Важны «ударные моменты», которые, как выражался композитор Арнольд Шёнберг, вызывают «раздражение».
Она вызвала резкое несогласие остальных «мостовцев», посчитавших, что автор слишком завысил оценку собственной роли в деятельности группы. Наиболее яркими работами Эгона Шиле являются: «Сидящая женщина», 1917 «Молодая мать», 1914 «Любовь», 1917 «Автопортрет», 1912 «Семья», 1918 и др. В начале XX века в истории искусства появились концепции «национального стиля», объясняющие манеру письма художников присущими им «расовыми особенностями».
Бекман показывал «мистерии бытия», он считал, что «предмет нереален и реальность создается только в живописи». Некоторых вдохновляли барокко и романтизм. В галерее журнала выставлялись художники «Моста», «Синего всадника», «Первого немецкого сентябрьского Салона» и движения «сепаратистов» — «Зондербунд». Чтение романов Ф. Достоевского и знакомство с философией «русского Ренессанса», во главе которого стоял Вл.
Особенно выразительны были декоративные очертания тел в его многочисленных «ню». Однако по сравнению с ним мюнхенское общество отличалось пестрым национальным составом. В Дрездене с «Группой 17» сближается О. Дике. Каждый мастер имел ярко выраженный личный почерк, свое видение мира.
Картины лучших современных экспрессионистов – в галерее русских художников Les Oreades. В 1906 году к этому объединение присоединились новые художники. Экспрессионизм также развивался в Норвегии руками Эдварда Мунка, в Бельгии – Констана Пермеке, в Голландии – Яна Слёйтерса. Этот фильм был фактически началом создания фильмов ужасов. Шедеврами экспрессионизма считаются фильмы «Кабинет доктора Калигари» режиссёра Роберта Вине (1920), «Голем» режиссёров К. Бёзе и П. Вегенера (1920), «Усталая Смерть» режиссёра Фрица Ланга (1921), «Носферату.
Авторство термина «экспрессионизм» приписывается чешскому историку искусства Антонину Матешеку, который в 1910г ввёл его в противоположность термину «импрессионизм». Чаще всего борьба начинается с того, что общество признает: да, такая проблема есть. Картина Танец поражает своей простотой и динамизмом. Ее он изображает. К экспрессионизму принадлежат многие произведения скульптуры. Соловьев, порождали веру в темную, загадочную, славянскую душу.
Многие произведения отличаются лаконизмом, давая лишь намёки на какой-либо образ или душевное переживание (в цикле Веберна «5 пьес для оркестра», 1910, некоторые части длятся менее 1 мин. ), Необходимость единого конструктивно-организующего начала, отвечающего общим принципам мышления композиторов новой венской школы и новым типам образности, привела Шёнберга в начале 20-х гг. В работе этой художественной группы участвовали также танцоры и композиторы. На смену ему идут новые течения, прежде всего дадаизм и «Новая вещественность». Апокалиптические катастрофы начала XXв: землетрясение в итальянской Мессине в 1908г, появление кометы Галея в 1911г и крушение «Титаника» в 1912г вызвали смутное ожидание конца.
Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм. Одной из отличительных черт группы «Синий всадник» был космополитизм и стремление к обмену идеями между художниками из разных стран. Третий источник имеет мало общего с визуальным искусством — это философия Фридриха Ницше. Во время одной из первых поездок в Париж Маке особенно поразили полотна Мане. Ведь события в Европе не предвещали ничего хорошего. Согласно этой концепции художники-экспрессионисты (в отличие от представителей академической живописи, следующих ренессансным образцам) объявлялись носителями истинно германского духа.
Надо «за визуально скрытым найти внутреннюю истину». Яркие портретные характеристики давали Бекман, Кокошка и Мейднер. Зато в новообразованной Федеративной Республике Германии живопись экспрессионистов, несправедливо униженных Гитлером, снова обрела поддержку государства. В 1906 г. к ним присоединились Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, фовист Кес ван Донген и другие художники. Хотя объединение появилось тотчас же за выступлением парижских фовистов в Осеннем салоне, представители «Моста» утверждали, что действовали самостоятельно.
Издатель журнала — букинист и анархист, сочувствующий «левой» идеологии и «левому» искусству. Водопады красочной пуантили «нео», декоративизм эстетов-модернистов, экзотика беглеца на Таити давали прекрасные уроки. В наследие художника входят около 300 картин и несколько тысяч рисунков. Война, бурный рост промышленности и резкое изменение в благосостоянии людей. Казалось бы, подобное переживание — часть всякого искусства и это, действительно, так, но экспрессионизм сделал ее своей «специальностью». В начале прошлого века мир застыл в ожидании мировой катастрофы (началась Первая мировая война).
Некоторые особенности ксилографии (угловатые рубленные формы, упрощение контура, резкие тональные контрасты) оказали влияние на стилистику их живописи. Собственно, об абстрактном экспрессионизме. Экспрессионизм оставил след в искусстве новым качеством обострённой образности. Они верили, что экспрессионизм приблизил революцию в Германии, как некогда Просвещение приблизило 1789 год во Франции. Эмиль Нольде создавал «цветовые бури», стремясь стронцием, кобальтом или краплаком написать буйство растительности в саду Буркхарда или «пожары неба» при закате. солнца.
посетил Египет, Цейлон, Индию, Китай А. Макке и П. Клее побывали в 1914 г. в Тунисе. Экспрессионисты также отреклись от светотени, передачи пространства. Он ратует за «упразднение подобия», желая трактовать картины как самостоятельные организмы. В живописи художников группы «Мост» натура деформирована, цвет экстатичен, краски положены тяжелыми массами. Многие художники склонялись к теоретическому объяснению своих эстетических позиций.
Кирхнер полемически восклицал: «Мы уже не греки. » Художники мечтали сказать решительное «Нет. » «болтуну Шиллеру» и «гипсовой маске» Гёте. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. С 1908 г. об экспрессии говорили Матисс и его друзья, коллекционер А. Канвайлер и критик Л. Воксель, добавляя к слову окончание «изм».
Всего их в короткой жизни Маке было 78. В 1909г было основано «Новое объединение художников Мюнхена» с В. Кандинским в роли президента. Преображение действительности, к которому страстно призывали многие экспрессионисты, должно было начаться с преображения сознания человека. Такова иконография раннего экспрессионизма.
Экспрессионизм складывался на фоне роста «пангерманских» концепций, строительства крейсеров и дирижаблей, жестокой эксплуатации колоний, единения финансовой и промышленной буржуазии с аристократией, символом чего явился брак Крупна с дочерью фон Болена в 1900 г. Культура деградировала, общественная мораль испарялась. Его опера «Воццек» (1921), замысел которой созрел в годы 1-й мировой войны, проникнута глубоким состраданием к социально обездоленным, осуждением насилия и сытого самодовольства «власть имущих». Первая из них была открыта в декабре 1911 г. в галерее Танхаузера. Было время увлечения спиритуализмом и религией («Иуда Искариот»). Ближайшим примером искусства им близкого по духу, являлся романтизм, который немецкие историки искусства нередко называли «вторым барокко».
Bracke). Название объединения предложил Хеккель, а бесспорным его идеологом стал Кирхнер. Экспрессионизм — это «искусство кричать». Такая идея пришла им в голову, благодаря названием картин («Битва Бувине», «Капетинги повсюду» и др. ) Позднее его картины- «иероглифы» часто уподоблялись старинным гербам. Перед войной в Берлине работали скульпторы, близкие экспрессионизму, Эрнст Барлах и Вильгельм Лембрук, друживший с Мюллером и художник, шедший самостоятельным путем к созданию нового искусства, М. Бекман.
Они словно вырубали пятна, то с рваными краями, то зигзагообразные, клинообразные, а иногда и с резко выделенными, наподобие клинка ножа, контурами. В 1925 г. Бекман — профессор Штеделевской художественной школы во Франкфурте-на-Майне. В «сделанных» картинах («Пир королей», «Запад и Восток», 1913) он желал «расцветить каждый атом материи», фокусируя глаз на плохо видимом и малоразличимом.
Её участники разработали свой «групповой стиль», при котором картины по их сюжетам и способу написания были так схожи, что не всегда сразу удавалось различить, кто является автором. Националистическими взглядами отличались не только представители «Моста», но и другие художники того времени. Значит ли это, что приобрести экспрессионистскую работу музейного уровня скоро будет так же сложно, как и живопись импрессионистов. В качестве модели Шиле часто выступала его сестра Гертруда («Герти»), к которой, как утверждали, он испытывал сильное эмоциональное и отнюдь не только родственное, влечение.
ДЖЕКСОН ПОЛЛОК (1912-1956)Джексон Поллок – американский художник, один из наиболее известных представителей абстрактного экспрессионизма 1950-х годов. Он стремится к особой взрывчатости форм, обнажению простых структур, а порой и к гротеску. Макке использовал призматическую граненность в интерпретации форм у него «фасеточное видение мира». В 1905г немецкий экспрессионизм усилиями художников Эрнста Людвига Кирхнера, Макса Пехштейна, Эмиля Нольде и Карла Шмидт-Ротлуфа оформился в Дрездене в группу «Мост», название которой символизировало связь современности с тем, что художники считали экспрессионистическим в искусстве прошлого.
Один из ярких представителей немецкого экспрессионизма. Кандинский указывал: «. А 100 евро инвестированные в работы Явленского, — в 233 евро в произведения Файнингера — в 176 евро, в произведения Кирхнера — в 170 евро.
Вот таким образом в их произведениях выражение преобладает над изображением. Если оттолкнуться от характеристики экспрессионизма как художественного метода, то понятие «экспрессионизм» можно толковать гораздо шире: это художественное выражение сильных эмоций, причём само это выражение эмоций становится основной целью создания произведения. В предвоенные годы к «Мосту» примкнули Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, Отто Мюллер. В этом сказывался консерватизм Мюнхена, с трудом воспринимавшего опыты авангарда. В Германии с этим термином некоторое время конкурировали «активизм», «патетизм» (по названию клуба «Патетика», основанного Л. Мейднером). Любопытно, что с 1911 года Шёнберг состоял в переписке с В. Кандинским— идеологом экспрессионистской группы «Синий всадник». И позже Матисс останется верен теме счастья жизни. Несомненно, она восходит к литературному натурализму.
Художники мечтали освободиться от «кошмара материи», предпринимая попытки «оторваться от действительности». Двумя годами ранее Walker Art Center в Миннеаполисе отметился выставкой «Франц Марк и Синий всадник». Материя — это то, что человек терпит, но не признает».
В кино экспрессионизм возник и получил наибольшее развитие в 1915-25. И при этом он находил раайьГеперсЬектйвьг для показа и «заражения» ею тех, кто еще не все осмыслил в мире. Термин этот стал употребляться в Англии с 1800 г. В отношении прерафаэлитов в 1850 г. появилось выражение «экспрессивная школа современности». В 1904 г. появился его первый альбом эскизов.
В «Штурме» читал свои лекции о кубизме Г. Аполлинер, выставлялись (помимо уже названных имен) Л. Файнингер, М. Шагал и А. Архипенко. Они обменивались не только письмами, но также статьями и картинами. Эрих Хеккель считал, что и сам художник должен перевоплощаться в образ, который создает. Ему вторят Другие: «мгновение и вечность», «смерть и жизнь», «страх и надежда», «реальность и абстракция», «толпа и одиночество», «величие и трусость».
Ее члены, среди которых были Эрнст Людвиг Кирхнер, Карл Шмидт-Ротлуфф (1884 – 1976), Эмиль Нольде и Макс Пехштейн, считали, что их произведения должны быть мостом между современностью и тем, что они считали живым и мощным, т. е. Считалось, что оно должно нести в себе лишь волю творца, создаваться «по внутренней необходимости», которая в комментариях и оправданиях не нуждается. «пражской школы», которых при всей индивидуальности объединяет интерес к ситуациям абсурдной клаустрофобии, фантастическим сновидениям, галлюцинациям. Германия также не осталась в стороне. Первые произведения Леонида Андреева проникнуты критическим анализом современного мира («Баргамот и Гараська», «Город»). В 1914 г. вышла брошюра Пауля Фехнера «Экспрессионизм», после чего слово стало широко употребительным.
Заставить людей по-настоящему сопереживать – это не простая задача. Историки все еще спорят о сути экспрессионизма. Поверхность их холстов кажется обработанной грубой кистью без всякой заботы об изяществе. Скажем, Э. Блох писал о духовных утопиях, а Г. Вайнингер издал книгу «Философия того, что кажется». К красочному максимализму стремился Явленский.
В поддержку новых направлений выступали такие деятели культуры, как Пауль и Бруно Касьрер, Герман Бар, основатель галереи и одноименного журнала «Штурм» Герварт Вальден, директор Национальной галереи в Берлине Гуго фон Чуди и доктор искусствоведения Роза Шапире. Появился интерес к творчеству готических мастеров, Эль Греко, Питера Брейгеля Старшего. Художник, по его мнению, «смотрит сквозь материю. Между тем для каждого из этих художников участие в группе «Мост» оказалось важной вехой творческой биографии. В России ближе всего к экспрессионизму стоят М. Ларионов и Н. Гончарова.
Но с приходом к власти нацистов все изменилось. Его «палау стиль» подошел к системе знаковости форм. Эрнст Людвиг Кирхнер полагал, что картина должна переносить образы и чувства из «психики в психику», от художника к зрителю. Так что вполне могло, быть оправдано выражение «универсальный экспрессионист». Два месяца провел в 1906 г. в России Э. Барлах. С экспрессионизмом активно взаимодействовали многие историки искусства, критики и эстетики.
Ему хотелось добиться музыкальности и инфантильности своего искусства. Отличительной чертой немецкого экспрессионизма является его националистическая заряжённость: молодые немецкие художники отвергли идею линейного стилевого исторического развития от «французского импрессионизма» к экспрессионизму. В 1905 году немецкий экспрессионизм оформился в группу «Мост», которая бунтовала против поверхностного правдоподобия импрессионистов, стремясь вернуть немецкому искусству утраченные духовное измерение и разнообразие смыслов. Франц Марк считал, что искусство является «мостом, ведущим в мир духов». Первый выпуск альманаха «Синий всадник» был посвящён тогдашнему директору Национальной галереи Гуго фон Чуди.
Своими предшественниками экспрессионисты считали и французских постимпрессионистов и швейцарца Фердинанда Ходлера и норвежца Эдварда Мунка и бельгийца Джеймса Энсора. Приблизительно до 1912 г. он использовался в Европе, в основном во Франции, применительно к прогрессивному искусству, явно не относящемуся к импрессионизму и даже «антиимпресcионистскому». Предшественниками экспрессионизма была арт-группа «Мост». На немецком языке писали также авторы т. н. Существование группы окончательно завершилось. Среди философов ценились Эдмонд Гуссерль, родоначальник феноменологии, Генрих Риккерт, представитель неокантианства, Эрнст Мах, по фамилии которого названо крупное течение философской мысли, Рихард Авенариус — основатель эмпириокритицизма, представители «философии жизни» Георг Зиммель и Вильгельм Дильтей, Тердор Липпс — психолог-теоретик. Легендарный лозунг экспрессионистов: «Не падающий камень, а закон тяготения». Одна из характерных особенностей раннего экспрессионизма – его пророческий пафос, в наибольшей мере воплотившийся в произведениях Георга Гейма, погибшего в результате несчастного случая за два года до начала Первой мировой войны.
Экспрессионизм (от лат. Они противопоставляли засилью вещей и подавленности личности социальным механизмом пафос «первозданно» свободного восприятия мира их творческие искания, устремленные к обострённому самовыражению («экспрессии»), к субъективной интерпретации реальности, неизбежно принимали оттенок анархического бунтарства. Их творчество — комбинаторика «обломков» старого языка и новых, авангардных изобразительных элементов.
Общим для всех было внимание к реальной жизни в плане философских основ. В основе последующих «импрессий», «импровизаций» и «композиций» художника (так сам Кандинский различал циклы своих работ) лежит образ прекрасного горного пейзажа, как бы тающего в облаках, в космическом небытии, по мере мысленного воспарения созерцающего автора-зрителя. Это творческое объединение представителей экспрессионизма в начале XX в. в Германии. И уверена, что отклики полезны, даже негативные. Именно там, на рубеже XIX и XX веков зародилось и развилось одно из самых неоднозначных и разнообразных направлений в искусстве, которое позднее получило название «экспрессионизм».
А для этого надо ее озвучить. Художники этого объединения слабо озабочены кризисным состоянием общества их произведения менее эмоциональны. Н. Гончарова прославилась своими крестьянскими жанрами, особенно циклом «Жатва» (1911) и серией «Павлин», в которой были продемонстрированы любые «художественные возможности». Дело в том, что сначала под словом «экспрессионизм» понималась любая альтернатива импрессионизму.