В первую группу вошли произведения, демонстрирующие место набидов в разнородном контексте художественных течений эпохи. В творчестве «набидов» проявились характерные черты стиля модерн – плоскостность форм, декоративность цвета, прихотливая изогнутость контуров, гармония ритмов, что дает право некоторым исследователям причислять эту группу к Ар нуво. Наби — пророк) — группа французских художников, возникшая ок. Здесь выложено готовое сочинение на тему Художник Борисов-Мусатов и группа Наби, которое вы так же можете использовать как реферат. В творчестве художников группы наби сильно возрастает декоративная сторона искусства гравюры, тема изображения часто не столь важна, как техника и материал.
Эстампы Наби и их современников разделены на 2 тематические группы, которые будут выставлены поочередно (ноябрь – начало декабря 2006 года, декабрь 2006 – февраль 2007 года). Работа посвящена программам и эскизам к ним художников группы «Наби» (Э.
Мы отмечали известный синкретизм в мусатовском творчестве. собр. ), но больше всего места автор монографии отводит проблеме Мусатов — Вюйар. От этой протонабидовской аналогии легко перейти и к другим. Вюйар, цит.
Об этом напоминают включенные в экспозицию керамические вазы, расписанные Морисом Дени. Многие основные идеи группы «Наби» сформулировал Морис Дени. Кроме того, художник уделяет внимание более детальной прорисовке персонажей – четкими линиями обозначается их поза и мимика.
Дело в том, что время расцвета творчества набидов и Мусатова не совпадает. Русская живопись в начале ХХ века нацелена вперед она быстро движется и развивается. Первоначально объединение происходило под девизом упрощения живописных средств. Печатная графика составяла неотъемлемую часть их культурного пространства. Первым это удивление выразил Я. Тугендхольд в своей статье Молодые годы Мусатова.
В 1888-1890-е годы Э. Вюйар, под влиянием Люнье-По, начинает интересоваться театром. Все это дает основания рассматривать творчество этой группы как одну из разновидностей Ар-нуво. Нельзя не сослаться на одного из самых маститых теоретиков искусства прошлого века – Бернара Дориваля, который оценил все своеобразие их манеры емко и образно. Это более обобщенное и лирическое созерцание есть зрелый Борисов-Мусатов, который, преодолевая некоторую искусственность таких вещей, как Гармония (1900 год) или Мотив без слов (1900 год), приходит к своей классике – к Гобелену (1901 год), Водоему (1902 год), Изумрудному ожерелью (1903 – 1904 годы). У Дени его женщины также похожи друг на друга. Именно благодаря им, сегодняшние коллекции Эрмитажа и ГМИИ им.
Группа сложилась в 1888 г. и позиционировала себя как авангард французского искусства (название Наби образовано от древнееврейского небиим – пророки). Вот таким образом картина «Наби» вмещает зримые объекты, которые намекают на состояния души, угадывающиеся по стремительным и порывистым мазкам или по мягким и продолжительным касаниям кисти. Герои картин Каррьера чаще всего его родные – жена и дочери. Они упрощали и усложняли, заимствовали и развивали. Пустое пространство сцены противопоставляется активному действию в правой части листа. Ибо круг предметов, среда – намеренно ограничиваются. Художник-символист старался не называть предметы и чувства, а «вызывать» их посредством намеков иносказаний.
Холст, масло. Событие отсутствует. Пьер Боннар Сумерки или Партия в крокет, 1892. В XIX – начале XX века мы часто сталкиваемся с проявлением этого свойства. Так было и с реалистами второй половины XIX в. и с импрессионистами. А. –Г. Фигура призрака матери уподобляется Марии-заступнице, укрывающей страждущих своим плащом. Группа «Наби» объединяла художников- «пророков».
Одно импрессионистическое, представленное прежде всего двумя произведениями – Маки в саду (1894) и Майские цветы (1894). Художники группы Наби (в большинстве своем), с одной стороны и Борисов-Мусатов – с другой, создавали такое искусство, которое по принципам отношения к действительности и образной структуре граничит с символизмом. Следующий эскиз развивает и уточняет уже сложившуюся концепцию. Париж, Музей дОрсе.
Иисус же современных живописцев. Это не просто обыденность, а именно интимная обыденность. Парадоксально, что ранний Мусатов, еще вовсе не знавший парижской живописи начала 90-х годов, а лишь только мечтавший о Париже вместе со своими друзьями, создает такие вещи, которые сближают его с набидами. Так, первоначально объединение в группу прошло под девизом упрощения живописных средств. Холст, масло. Группа Наби объединяла очень разных по мировосприятию и творческой манере художников.
В Мусатове заключена эта возможность он тоже устремлен вперед. Это преодоление мы и встречаем у многих набидов, в частности у Дени и у Мусатова. В интерьерах фоном являются цветочные узоры, пестрые пятна, похожие на обои гостиниц.
Отодвинутые от переднего края развития европейского искусства на некоторую дистанцию и вместе с тем, в силу таланта и благодаря общению имея возможность предуказывать какие-то будущие черты, эти художники соединяют в себе вчерашнее, сегодняшнее и завтрашнее. Все это дает основания рассматривать творчество этой группы как одну из разновидностей «Ар нуво». У русских коллекционеров рано возник интерес к творчеству членов группы. Вне синтетизма символизм на этом своем втором этапе невозможен. Это – национальная черта имеющая исторические корни. Маки не случайно заставляют исследователей мусатовского творчества предполагать знакомство художника с Клодом Моне. Иванов, Суриков, Врубель, Мусатов в этом отношении сходные фигуры.
Речь идет о некоторой противоположности движения. Художественное творчество представляется как сакральная задача. Русаковой отмечено и другое несходство – известная формальность исканий французов и приоритет поэтической одухотворенности в творчестве русского мастера.
Сотрудничал с журналом «La Revue Blanche», где состоялась его первая персональная выставка. Вюйар, Эдуард (1868-1940)Французский художник, один из основателей группы Наби. Учился в лицее Кондорсе в Париже, затем в Школе изящных искусств, где подружился со своими будущими единомышленниками – Дени, Русселем и Боннаром. Вне синтетизма символизм на этом своем втором этапе невозможен. Не удивительно, что к 1905 году группа «Наби» распалась, однако распад прошел без серьезных разногласий между художниками и все набиды сохранили с друг другом прекрасные отношения.
Большую часть эстампа занимает легкий деревянный помост обтянутый зеленой тканью, что в какой-то мере делает его похожим на передвижную театральную сцену. Если представители первого направления предпочитали символизм, чистые раздельные цвета, четко прорисованные человеческие фигуры, крупный формат картин, то для работ «интимистов» характерны малоформатность и растворение человеческих фигур в окружающем свето-воздушном пространстве. Морис Дени Музы, 1893. В монографии речь идет о близости Мусатова Боннару, Дени (правда, об этом написано совсем немного – в основном лишь применительно к одному из мусатовских произведений – Дафнис и Хлоя 1901, Санкт-Петербург, частн.
При сопоставлении Мусатова с набидами сразу бросаются в глаза некоторые общие черты. Вьющиеся линии, пластичность, приглушенная цветовая гамма – его основные признаки. Самими мотивами мусатовские гуаши похожи на картины Вюйара. А. –Г. К первому из них относятся Морис Дени, Рансон и Сезюрье. Сразу же в этом случае возникает вопрос о законности аналогии.
В 1889 г. начались встречи членов группы в маленьком парижским кафе. Шел процесс прояснения новых целей выражения, которые больше не находили своей формы, содержания и значения в простом изображении природы (натурализме). Самими мотивами мусатовские гуаши похожи на картины Вюйара. Символизм – одно из направлений в европейском искусстве 1870-х – 1910-х годов.
Центр проблематики находился в вопросе о форме. собр. ), но больше всего места автор монографии отводит проблеме Мусатов – Вюйар. Обычно, собрания проходили в мастерской Рансона (Храме Наби) на бульваре Монпарнас. 204c. ). Шел процесс прояснения новых целей выражения, которые больше не находили своей формы, содержания и значения в простом изображении природы (натурализме).
Она выделяет из всего французского искусства группу Наби как главный объект для сопоставлений. Подобная манера письма подразумевает что-то исповедальное, приоткрывающее подсознание художника. Каждый, вступающий в «Наби», должен был создать свою «икону» – картину, которая доказывала своей самобытностью и символической глубиной право художника принадлежать к группе избранных. Основными техниками, в которых создавались произведения, были: ксилография (Ф.
Первым это удивление выразил Я. Тугендхольд в своей статье Молодые годы Мусатова. Обычно историки французского искусства эпохой набидов считают 1888-1900 годы. Французская художественная группа, основана Полем Серюзье. Вероятно, вот таким образом мастер решил выдержать работу в зелено-голубом тоне.
Деятельность членов группы «Наби» распространялась на различные сферы декоративно-прикладного искусства: они создавали монументальные декоративные панно, занимались сценографией, увлекались керамикой и витражом, а также уделяли большое внимание книжной и станковой графике. Название группе предложил Огюст Казалис, общий приятель молодых живописцев. Дружба связывала художников с знаменитым поэтом, вождём Символизма Стефаном Малларме. Кроме того, литографии и плакаты постоянно печатались в журнале Ревю Бланш.
На место кого угодно нам хотелось бы здесь поставить именно Вюйара начала 90-х годов. В своей известной книге Художники XX века Бернар Дориваль писал: Все отделяет Боннара от Моне – и прежде всего то, что картина для него никогда не является окном, открытым в природу, решением пейзажа, как для другого, но становится основательно построенным организмом (даже тогда, когда им не кажется) и часто организованным в соответствии с законами декоративного искусства. Символисты обращали внимание на мир знаков и намёков их привлекали отвлечённые метафоры в столь понятном с точки зрения реалистов мире. Первыми были Пюви де Шаванн, Гюстав Моро. Об одном из этюдов он писал: Вот еще более странный набросок, – у стоянки парохода, где у дамы, сидящей на скамейке, какие-то змеевидные, хищные руки в перчатках и узкая, жуткая голова, – набросок, который, казалось бы, можно приписать какому-нибудь японцу, Тулуз-Лотреку и кому угодно, но только не нежному Мусатову. Дело в том, что время расцвета творчества набидов и Мусатова не совпадает.
Этот выбор оказывается справедливым, он отражает действительное положение вещей. В 1887 году, когда Андре Антуан основал театр Либр (Свободный театр), театральная жизнь Парижа находилась в упадке. В самих мотивах подчеркнута интимная сторона жизни.
Первый из них, выполнен мягкими материалами (пастель, цветной карандаш и уголь) в свободной манере на небольшом клочке бумаги. Иванов, Суриков, Врубель, Мусатов в этом отношении сходные фигуры. Порой в их картинах действительность и миф неразрывно связаны, но иногда мистика уступает место наивности и в таком случае работы обретают черты декоративизма. Персонажи античной мифологии, вдохновительницы искусств и наук Музы, пребывают в роще каштанов.
Чаще всего это сцены в пейзаже, часто – на фоне пейзажа. Художник по-новому решает проблему соотношения изображения и текста: сопроводительная надпись (в правой верхней части) становится частью рисунка, принимая на себя дополнительный смысл – это исход действия пьесы (могила с посмертной надписью Ханнель Маттерн). Художник выстаивает четко организованную, динамичную композицию. Prestel.
В последние годы жизни В. отдал монументальной живописи: совместно с Дени и Русселем расписывал Дворец наций в Женеве (1936), а в соавторстве с Боннаром – Дворец Шайо в Париже (1937). по Perrucchi Petri U. Die Nabis and Japan: Das Frhwerk von Bonnard, Vuillard und Denis. Однако молодого художника не привлекала карьера академического живописца: он живо ощущал необходимость перемен в искусстве.
Он оказывается шире своими содержательными возможностями. Итак именно искусство одушевляет материальный мир, оно наделяет его настоящей жизнью».
Заканчивается статья следующим обобщением: "Искусство – освящение природы, этой природы всего мира, который довольствуется биологической жизнью. Мусатовский этюд Крыльцо дачи 1884 года очень похож на этюд Вюйара Сквось окно. Кроме того, для своей школы он пророк-предтеча. Следуя примеру импрессионистов, художник любил работать на пленэре, стремясь запечатлеть вневременную монументальность форм природы («Перед грозой», 1916). Его временные рамки укладываются в 1870-е 1910-е годы.
С самого начала, в живописи «Наби» развивались две линии: символико-спиритуалистическая, представленная творчеством М. Дени, П. Серюзье, П. Рансона, пытавшихся возродить церковную монументальную живопись и формировавшаяся художниками – «интимистами», как называли Э. Вюйара, П. Боннара и К. -К. Впрочем, не все члены группы воспринимали живопись в таком ключе. Именно так и происходит в творчестве Борисова-Мусатова первой половины 90-х годов. Объединенные в группу, они были вольны идти своим собственным путем.
Это иной способ видеть иной тип воображения. Они считали себя последователями Поля Гогена и восхищались его «синтетическим методом», родившимся из «примитивного» искусства. В этом противоположном движении они как бы пересеклись.
Событие отсутствует. Mnchen. В выборе репертуара Антуан старался не ограничиваться каким-то определенным направлением и наряду с откровенно натуралистическими произведениями («Мясники» Икра и «Монсиньор Бьют» Биолле) ставил работы импрессионистического характера («Успение Ханнель Маттерн» Гауптмана). иконы". Валлотон, Феликс (1865-1925)Швейцарский художник и график, представитель группы Наби. Учился в Академии Жюлиана в Париже. Эта грань условна. Морозова на Пречистенке.
Роль силуэта в этих вещах огромна. Так было и с реалистами второй половины XIX в. и с импрессионистами. Особой поэтичности впечатления он достигает легкой манерой письма мягкими мазками. Реальный лес Сен-Жермен-ан-Ле воссоздает в картине любимый мотив священной рощи. Они занимались практически всеми видами искусства, в каждом достигнув вершин мастерства.
Эта роль Мусатова в истории русской живописи говорит сама за себя. Эти произведения всегда заставляли удивляться тех, кто писал о Мусатове. Женщины с зонтиками, две фигуры друг возле друга за столом, часто возле лампы (у Мусатова есть карандашные рисунки изображающие людей за столом читающими, пишущими).
Мастера-художники всерьез стали работать в сфере прикладных ремесел. Картину Серюзье назвал Талисман (Музей Орсэ, Париж), она стала программой для наиболее одаренных учеников Академии Жюлиана (Боннара, Дени, Русселя, Вюйара, Ибеля, Рансона), которые, объединившись первоначально вокруг Серюзье, стали тесно общаться за пределами класса и, осознав себя кружком единомышленников, взяли себе общее имя 150 наби. У Дени в его картинах Свадебное шествие (1892 – 1893), Музы (1893), Сад чистых дев (1893), Жены-мироносицы (1894), Священная роща (1897), как правило, собрано несколько действующих лиц.
В окончательном варианте, этот мотив читается не так явно, оставляя зрителю место для собственных ассоциаций. Сразу же в этом случае возникает вопрос о законности аналогии. В Мусатове заключена эта возможность он тоже устремлен вперед. Интересней всего, что в большинстве случаев сами пьесы и спектакли театра Либр (в отличие от символистических театров) не давали повода к таким сложным синтетическим опытам.
Однако следует учесть, что та синтетическая тенденция, в пределах которой разворачивается творчество набидов имела корни и в искусстве Гогена, причастность которого к символизму вряд ли может быть серьезно оспорена. В подчеркнутой линейности есть следы влияния графики, которые с успехом и удовольствием занимались в это время набиды – особенно тогда, когда они принимали участие в оформлении журнала La Revue blanche, бывшего пропагандистом стиля модерн.
Призракам (1903 год) и Реквиему (1905 год). Стал одним из основателей группы Наби, куда входили Вюйар, Руссель, Боннар и др. Ибо круг предметов, среда – намеренно ограничиваются. Его живопись полна скрытых намеков и ассоциаций, внутренней напряженности как некой затянувшейся театральной паузы («В постели», 1891 «Под лампой», 1892). При сопоставлении Мусатова с набидами сразу бросаются в глаза некоторые общие черты.
Во многих жанрах печатной графики Наби выступили новаторами. Оно обращено не в будущее, а в прошлое. Если для художников первого направления (для творчества Мориса Дени в частности), были характерны чистые раздельные цвета, крупный формат картин, символизм, четко прорисованные человеческие фигуры, то для «интимистов» были типичны малоформатные картины, человеческие фигуры на их полотнах словно бы растворялись в окружающем их свето-воздушном пространстве. В живописи наби особое значение придавали «субъективной деформации»: чтобы выразить свои чувства по поводу какого-либо натурного мотива, вовсе не обязательно воспроизводить этот мотив. Параллельно развиваются поиски А. де Тулуз-Лотрека, Ж. де Фера, А. Мухи, Ж. Ориоля.
Не будем искать конкретных причин этих побуждений. Но вернемся к проблеме символизма. Одилон Редон во Франции и Врубель в России.
Напротив, буйной декоративной и цветовой выразительностью наполнены работы Кер-Ксавье Русселя. Несмотря на сильное воздействие искусства итальянского Возрождения, стиль Д. отличался большим своеобразием, оригинальностью и декоративностью, превращающие обычную сиену в некое возвышенное и символическое видение («Туалет ребенка»). А. С. Пушкина обладают превосходными картинами таких художников, как: Боннар, Вюйяр и Дени.
Это преодоление мы и встречаем у многих набидов, в частности у Дени и у Мусатова. Их полотна приобретали С. Щукин и И. Морозов. Начнем с того, что это художники одного поколения – они почти ровесники. Один из учеников Ледрена знакомил нас с семитской литературой, а Серюзье излагал учение Плотина и Александрийской Школы.
Свой творческий путь В. начинал как гравер. Картину Серюзье назвал Талисман (Музей Орсэ, Париж), она стала программой для наиболее одаренных учеников Академии Жюлиана (Боннара, Дени, Русселя, Вюйара, Ибеля, Рансона), которые, объединившись первоначально вокруг Серюзье, стали тесно общаться за пределами класса и, осознав себя кругом единомышленников, взяли себе общее имя – Наби.
Париж, Музей дОрсе. Начнем с того, что это художники одного поколения – они почти ровесники. Исходной точкой размышлений стал термин натурализм.
Среди его частых гостей можно назвать Майоля, Гогена, Шоссона, Люнье-По. К любому участнику группы применимо положение о тесной связи между формами и эмоциями. В этом противоположном движении они как бы пересеклись. Однако он ярко и многогранно проявился в философии, музыке изобразительном искусстве. Побывав летом 1888 года в Понт-Авене, П. Серюзье привез небольшой этюд «Талисман», сделанный под руководством П. Гогена. Художники, почувствовавшие абсолютную свободу в выборе темы, предлагали в качестве иллюстраций для программ свои самые смелые идеи.
С детства одержимый идеей писать религиозную живопись, художник считал, что искусство должно утверждать вечные христианские истины, независимо от тематики картин. Ибеля и П. Рансона, не представленных в Эрмитаже живописными произведениями. Их вдохновляли творчество Поля Гогена и средневековое искусство, японская гравюра и народный лубок. Мы отмечали известный синкретизм в мусатовском творчестве. Обычно историки французского искусства эпохой набидов считают 1888-1900 годы.
В переводе с древнееврейского «наби» означает «пророк» или «посвященный». Оно обращено не в будущее, а в прошлое. Русская живопись в начале ХХ века нацелена вперед она быстро движется и развивается. К этой аналогии можно прибавить еще одну. Таковы произведения: «Бедный рыбак» (1879) и «Сострадание» (1887) Пьера Пюви де Шаванна – французского мастера, работавшего в 1850 – 1890-е годы.
Гауптман пишет, что в этот момент «комната была озарена золотым зеленым светом». Она много говорит о картине как о целостном организме, всячески подчеркивает плоскостное начало, поверхность, как некую первооснову живописного произведения. Камерные бытовые сценки «интимистов» Пьера Боннара и Эдуара Вюйара, поэтичные мифы Мориса Дени, острая современность Феликса Валлотона.
Тогда были созданы такие великолепные полотна, как "Католическое таинство" (1890) Мориса Дени, "В постели" Эдуара Вюйяра, "Маленькие школьники" (1895) Пьера Боннара, серия "Семь смертных грехов" Феликса Валлотона и другие. Стилистические искания Наби представлены двумя основными линиями.
В самих мотивах подчеркнута интимная сторона жизни. Дени, Морис (1870-1943)Французский художник и теоретик искусства, член группы Наби. Получил классическое образование в лицее Кондорсе, учился в Академии Жюлиана и Школе изящных искусств. Кроме этой близости, которая была между Мусатовым и Вюйаром – Боннаром, отмечается и существенное различие. В творчестве «набидов» проявились характерные черты стиля модерн – плоскостность форм, декоративность цвета, прихотливая изогнутость контуров, гармония ритмов.
Сокращение разрыва происходит за счет того, что Мусатов, открывая в русской живописи движение к синтетическому восприятию и декоративной системе, делает решительные шаги вперед и, будучи первым, вполне может быть сопоставлен с теми, кто во Франции – не первые. Благодаря Полю Серюзье. Он оказывается шире своими содержательными возможностями. Дени родился в том же году, что и Борисов-Мусатов, Руссель, Боннар и Вюйар – на 2-3 года раньше. В 1894 году Пьер Боннар создал рекламный плакат для этого издания.
Расцвет деятельности группы пришелся на 90-е годы. Фигуры, предметы увидены остро, схвачены быстро, предвзято.
Они пытались выразить волнующие их мистические идеи в символах. В частности это было граничит с закостенелой (построенной на штампах) игрой актеров, отсутствием режиссерского похода к постановке спектаклей и тем, что репертуар этих театров в значительной степени основывался на коммерческом успехе спектакля, а новая натуралистическая драматургия и иностранные пьесы попросту не допускалась к реализации на сцене. В конце XIX века во Франции образуется группа художников «Наби», участники которой объединили в своем творчестве элементы символизма и модерна. Заканчивается статья следующим обобщением: «Искусство — освящение природы, этой природы всего мира, который довольствуется биологической жизнью.
Врубель, хотя он по времени и значительно отстоит от упомянутых французских аналогов и очень не похож на них ибо вобрал в себя многие новшества европейского искусства конца XIX века играет приблизительно такую же роль. В начале 1900-х Наби распалась и каждый пошёл своей дорогой. Дени, П. Серюзье, П. Боннар, Э. Вюйар, А. –Г. «Наше достоинство, если таковое существует, состоит, пожалуй, в том, что мы принимаем самые разные способы выражения, лишь бы они были искренни» (Э. Творчество художников группы «Наби» представляет первую наиболее значительную страницу в истории взаимовлияния живописи и декоративного искусства на рубеже столетий. Современное искусство, по мнению Дени, находится в некотором упадке как раз из-за неправильного понимания натуры природы. Летом 1888, во время каникул, проведенных в Бретани, в Понт-Авене, Серюзье учился у Поля Гогена упрощать и многократно усиливать в живописи впечатление от красок и форм, увиденных в природе.
Русселя, включая П. Серюзье, А. -Г. Главным средством оказывается цветовое пятно, линия, ограничивающая это пятно. Усилия таких авторов, как Роден или Пюви де Шаванн, Дени называет «триумфом воображения эстетов над бесплодными потугами имитации», «триумфом чувства прекрасного над натуралистическим обманом». Поздние Боннар и Вюйар лишь отражают в какой-то мере на себе отсветы новых направлений.
Первыми были Пюви де Шаванн, Гюстав Моро. В этой работе две группы фигур изображены в саду дома в Гран Ланс. Крепче всего наби соединяла теория соотношений, выдвинутая Дени. Единственным крупным объединением мастеров, сочетавших в своем творчестве принципы символизма и модерна, была возникшая во Франции в конце 1880-х годов группа «Наби» (от древнееврейского слова «пророки»).
Не случайно чаще всего даны интерьерные сцены. Фигуры, предметы увидены остро, схвачены быстро, предвзято. И опять такое определение легко приложить к живописным произведениям Мусатова.
В своих картинах, художники группы «Наби» опирались на работы прерафаэлитов, символистов (в особенности Пюви де Шаванна), японскую цветную гравюру, восточную эзотерику и литературу, но главное — на творчество П. Гогена и его символический синтетизм. В 1888 Серюзье вернулся из Бретани, где в местечке Понт-Авен писал вместе с Гогеном и художниками его круга. Иисус же современных живописцев не более чем литературен. Картины символистов обладали скрытым подтекстом.
Одилон Редон во Франции и Врубель в России. Идею для названия группы предложил поэт Огюст Казалис. Ибельс выстаивает сложную многоплановую композицию: в левой части на переднем плане оказывается фигура солдата, которая становится своеобразным прологом всего действия, чуть поодаль от него находится второй персонаж, как бы подхватывающий внимание зрителя, в глубине расположены шеренги служащих, а за ними – узкая полоса пейзажа. На сложение эстетики «Наби» решающее влияние оказало знакомство молодых художников с «синтетическим методом» Поля Гогена, последователями которого они себя считали. Все эти описания можно было бы с успехом применить и к произведениям русского живописца. В эпоху рационализма и реализма в культуре и в искусстве их работы стали вызовом незыблемым постулатам философии.
И набиды и Мусатов были символистами второго призыва в своих национальных школах.
А. А. Русакова намечает всестороннее решение вопроса. Подобная формулировка (каких мы, кстати, найдем довольно много в книгах о художниках-набидах) вполне подошла бы к зрелому творчеству Борисова-Мусатова. Так, под впечатлением от увиденного на сцене, Э. Вюйар создает первые работы на театральную тему («Репетиция в консерватории» 1890, «Коклен-младший в роли Леридона» 1890, «Репетиция на сцене» 1890-91).
Этому все наби, по мнению автора, остались верны до конца. Но роднит многое другое. Речь идет о некоторой противоположности движения. Не случайно чаще всего даны интерьерные сцены.
Вот таким образом в установлении параллелей с набидами у Мусатова на последнем – зрелом этапе его развития рядом с фигурами Вюйара и Боннара мы непременно должны учитывать еще одно Мориса Дени. Стоит также отметить, что труппа театра Либр в основном состояла из любителей, что давало возможность режиссерского начала в постановке спектаклей и полному преобразованию актерской игры (ансамблевое начало вместо системы звезд и правдивая передача реальности – как в жизни) на сцене. Русселя, живописная линия, связанная с поэтизацией повседневной действительности. Женщины с зонтиками, две фигуры друг возле друга за столом, часто возле лампы (у Мусатова есть карандашные рисунки изображающие людей за столом читающими, пишущими).
И набиды и Мусатов были символистами второго призыва в своих национальных школах. Кроме того, А. –Г. На место кого угодно нам хотелось бы здесь поставить именно Вюйара начала 90-х годов.
Это – национальная черта имеющая исторические корни. Точная дата и час, отмеченные художником на холсте, говорят о многом. И всегда помнили, что «в красоте произведения содержится всё». Художественное творчество представляется как сакральная задача.
Его затрагивают и Я. А. Ибельс). Это не просто обыденность, а именно интимная обыденность.
Сам Мусатов никогда ничего не говорил ни о П. Боннаре, ни об Э. Вюйаре или М. Дени. Сохранилось два предварительных наброска к этой работе. Тугендхольд и В. К. Кроме того, для своей школы он пророк-предтеча. Это внутреннее общение осуществляется с помощью объединяющего их предмета – цветов. Решив посвятить себя изобразительному искусству, П. Серюзье очень быстро добился успеха в Академии Жюлиана (работа «Мастерская бретонского ткача» выставленная в Салоне 1888, заслужила почетный отзыв). Как она должна выражать соотношение между идеей и картиной, природой и искусством.
Кроме того, мастера принимали активное участие в деятельности новых экспериментальных театров: возрождавшемся в то время театре марионеток, натуралистическом театре Либр Андре Антуана (1890-1893) и символистских театрах Дарт Поля Форда (1890-1892) и Эвр Орельена Люнье-По (1893-1897). Под влиянием последнего живопись В. становится более декоративной, лаконичной и изысканной («Супружеская жизнь», ок. 1900). Собственную версию стилистики «Наби» создает Эдуар Вюйар излюбленные темы которого – камерные сцены в интерьерах и садах, в которых участвуют близкие мастера.
Эта роль Мусатова в истории русской живописи говорит сама за себя. 1976. На некоторое время художник оказывается под обаянием идей символизма, часто обсуждаемых на встречах группы «Наби». Валлоттон) и литография (М. Исходной точкой размышлений стал термин "натурализм". не более чем литературен. Но вернемся к проблеме символизма. Крепче всего Наби соединяла теория соотношений, выдвинутая Дени.
К любому участнику группы применимо положение о тесной связи между формами и эмоциями. Участники «Наби» работали над созданием гармоничных ансамблей, отличающихся монументальностью. Итак именно искусство одушевляет материальный мир, оно наделяет его настоящей жизнью. От этой протонабидовской аналогии легко перейти и к другим. В XIX – начале XX века мы часто сталкиваемся с проявлением этого свойства.
Наби (фр. Как она должна выражать соотношение между идеей и картиной, природой и искусством. Нельзя просто переносить свое впечатление на холст, надо интеллектуально преодолеть его и воссоздать рассматриваемый объект в качестве объекта. Его интерьерные композиции, сиены из мещанской жизни, с холодной точностью воспроизводящие образы, лишены красивости, подчас нарочито грубоваты и язвительны («Раздевающаяся натуршииа», 1904 «Улица», 1895). Это качество позволяет в чем-то отделить Мусатова то набидов.
Здесь устраивались диспуты и праздновались свадьбы, а также проходили небольшие выставки новых работ участников группы. При этом человеческие фигуры, как правило, теряют свою значимость, они играют ту же роль узоров, что и листья деревьев, пятна солнца на земле, цветы и т. д. Подобное снижение значимости человеческого изображения уже было и у импрессионистов. Станюкович и И. В. Евдокимов и О. Я. Кочик в своей диссертации. В 1890 году в Париже группа молодых французских художников, в поисках новых возможностей живописи, создают творческий союз, который известен как группа «Наби». Это качество позволяет в чем-то отделить Мусатова то набидов.
Поздние Боннар и Вюйар лишь отражают в какой-то мере на себе отсветы новых направлений. Это иной способ видеть иной тип воображения". Nabis от древнееврейского navi – пророк), «набиды» – группа французских ученых художников – постимпрессионистов, возникшая в Париже в 188 г. и просуществовавшая приблизительно до 1905 года, куда входили М. Дени (один из главных ее теоретиков), Э. Вюйар, П. Боннар, П. Серьюзье, Ф. Валлотон и др.
Эти произведения всегда заставляли удивляться тех, кто писал о Мусатове. Впрочем, не все члены группы воспринимали живопись в таком ключе. В этих словах – программа того синтетизма, о котором шла речь. В Ревю Бланш были напечатаны программные статьи Дени главного теоретика Наби.
Главным средством оказывается цветовое пятно, линия, ограничивающая это пятно. В 1888 г. В. вошел в группу «Наби». Любимые сюжеты Русселя и Боннара – это сценки домашней жизни и живописные уголки парков их также называли «интимистами». В каждом из них собраны различные черты, которые, существуя в зачаточном виде имеют в дальнейшем возможность развиваться и дозревать.
То обстоятельство, что Мусатов при довольно частом упоминании в письмах имен П. Пюви де Шаванна, Ж. Бастьян-Лепажа или Ф. Кормона совсем не вспоминает о набидах, свидетельствует о том, что, видимо их живопись особенно сильного впечатления на русского художника не произвела. Вот таким образом не удивительно, что к концу 90-х годов девятнадцатого века группа Наби распалась. Без единого стиля, с одной только целью – стремлением к синтезу. Дальнейшая эволюция Мусатова известна.
Роль силуэта в этих вещах огромна. Произведения символистов так или иначе носят отпечаток двойственности, мечты, фантазии, герметичности или отсутствия сюжета. Дени родился в том же году, что и Борисов-Мусатов, Руссель, Боннар и Вюйар — на 2-3 года раньше. Известно, что в Париже Мусатов познакомился с произведениями французских живописцев новых направлений.