«натюрморт с голубой скатертью» – оригинальное, законченное, гармоничное панно. «натюрморт с голубой скатертью» дарит состояние безмятежного созерцания, детской легкости и чистоты восприятия.
Материя на переднем плане как бы замыкает пространство полотна, делает его неглубоким. Вот таким образом форма предметов на его натюрмортах не зависит от освещения, а делается постоянной.
Особенно этот поиск прослеживается в его натюрмортах. И жанр натюрморта стал прекрасным объектом для этих экспериментов. Несмотря на свою значимость и интерес со стороны публики, по мнению академий искусств, натюрморт занимал в общей иерархии жанров последнее место. В погоне за целью создать что-то «постоянное», художник предпочитал писать одни и те же объекты, а невероятно длительный процесс создания натюрморта приводил к тому, что фрукты и овощи начинали гнить и разлагаться задолго до завершения картины.
Для этого он использует оптические законы, так тёплые оттенки (красный, розовый, жёлтый, золотистый) воспринимаются нами выступающими, а холодные (голубой, синий, зелёный) – отступающими в глубь.
Вот таким образом практически до начала 20-го века он выглядел также как и в 17-м веке. Кроме очевидной декоративности, этот натюрморт также рассказывает о незаметной «тихой жизни» предметов, которую подметил внимательный взгляд художника. Зачастую в натюрморт включается некоторый скрытый подтекст, переданный через символическое изображение. Работы аллегорического характера относятся к поджанру «ванитас».
Он хотел видеть не изменчивые, а постоянные её качества. Это натюрморт современного художника В. Нестеренко. Здесь заметно виртуозное мастерство Хеды в передаче повседневных предметов быта – создаётся ощущение реальности каждого из них.
Как и у большинства голландских натюрмортов этого периода, здесь каждый предмет несет какую-то смысловую нагрузку. Сезанн говорил: «Я хочу вернуть природе вечность». Жанр натюрморта всегда был весьма консервативным.
До тех пор пока за него не взялся Поль Сезанн. Сезанн пытается максимально точно передать форму и объём персиков и груш. Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло. Каждый из предметов на натюрморте «Персики и груши» изображён с разных углов зрения.
Создается впечатление, что аромат сирени доносится из рамы. В натюрморте «Голубая скатерть» Матисс использует свой любимый композиционный приём: спускающуюся сверху ткань. Эта картина относится к числу лучших натюрмортов, созданных Матиссом в 1909 г. Художник обращается к любимой голубой скатерти, которую он писал и в "Вазе, бутылке и фруктах" (1906, Эрмитаж) и в трансформированном виде в "Красной комнате" (1908, Эрмитаж). Знания первой позволят придать требуемое настроение. Картина «Сирень» полна праздничного цвета, радующего глаз.
Эти исследования помогли создать перспективу и объем в натюрмортах не только с помощью классических методов, но и путем мастерского использования цвета. Термин «натюрморт» используется для дефиниции картин изображающих неодушевленные объекты (от латинского «мертвая природа»). Художник вёл свои творческие поиски через синтез формы и цвета, формы и пространства. В дальнейшей истории живописи работыголландцев того времени (Утрех, Лейден, Делфт и других) оказали огромное влияние на развитие искусства: композицию, перспективу использование символики в качестве элемента повествования.
Нет смысла пересказывать все те дела, за которые Петра I называют отцом Отечества. Причем объекты могут быть как естественного происхождения (плоды, цветы, мертвые животные и насекомые, черепа и прочее), так и созданные человеком (различная утварь, часы, книги и свитки бумаги, ювелирные украшения и так далее). На столе, покрытом богатой скатертью, стоит янтарный лимон, кусок свежей ветчины и столовое серебро.
Именно вот таким образом Сезанна выглядят монументальными.