По признанию самого художника, существенный отпечаток на его творчестве наложила импрессионистская выставка в Москве и особенно картина Моне «Стог сена». Война для него была единственной очистительной силой – «гигиеной мира». Свои поэмы футуристы посвящают поездам, автомобилям, вокзалам, электричеству. Ларионов, Н. С. Но уже 1913 лидер украинского футуризма Михаил Семенко издал сборник стихов Pr.
Картины Давида Бурлюка («Футуристическая женщина», «Портрет песнебойца фигуриста Василия Каменского»), отличались невообразимой яркостью образов, братья талантливо пропагандировали идеи футуризма и для этого не жалели ни сил, ни времени: организовывали литературные встречи и вечера, ездили в разные города и села, выступая с лекциями на тему футуризма в живописи и литературе. Под давлением господствующей коммунистической идеологии журнал вынужден был стать боевой трибуной пролетарского искусства и от деструкции перейти к пропаганде конструктивизма и супрематизма (ряд статей напечатал в Новой генерации К. Малевич), а затем был вовсе запрещен. Футуризм был первым авангардным течением в русской литературе. В дальнейшем одни футуристы пришли к прямой апологии фашизма, другие, пройдя через увлечение метафизической живописью (Карра), академизировали свою манеру или вплотную сблизились с абстрактным искусством. Кроме того в 1912 году он основал первое эгофутуристическое издательство «Петербургский глашатай», которое издало первые книги Рюрика Ивнева, Вадима Шершеневича, Василиска Гнедова, Грааль-Арельского и самого Игнатьева.
того же года – Технический манифест футуристич. Слово Италия должно господствовать над словом свобода. Русские художники начала ХХ века, заинтересованные идеями футуризма, откликнулись на душевный порыв молодых итальянских «революционеров в искусстве» и начали создавать художественные произведения в данном стиле, которые все-таки имели некоторые отличительные черты. культуры ножом техницизма, урбанизма и новой науки.
Постепенно его композиции все больше тяготеют к абстракциям («Опасности войны», 1915). аэроживопись). В «Жнице» сделан дальнейший шаг в стремлении связать фигуру и пространство, в «Уборке ржи» фигуры и пейзаж, лица и снопы, живые и неживые тела трактованы одинаково, а в «Лесорубе» все поле холста заполнено аналитическими элементами, первоформами цилиндрических и конических объемов. Автор слова и основоположник направления— итальянский поэт Филиппо Маринетти (поэма «Красный сахар»).
Маринетти. 20 в. Наиболее полно был реализован в визуальных и словесных искусствах Италии и России.
После Октябрьской революции рус. Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных. Бурная и не всегда корректная полемика ни к чему не привела. приложение) и крупным планом дает голову. Футуристы стремились изобразить не сам предмет, а образующие его психические, энергетические и магнитные поля, чтобы перенести его динамизм в психику и восприятие зрителя.
Здоровое естественное бытие человека, лишенного рефлексии, активная цветопись роднят эту работу с портретами и автопортретами мастеров «Бубнового валета» – художников, соединявших уроки новой французской живописи с буйной московской красочностью и фольклорными истоками. с парохода современности». Русский футуризм, в отличие от итальянского, был более литературным направлением, хотя многие из поэтов-футуристов экспериментировали и с изобразительным искусством. Примером совместной работы поэтов и художников стала футуристская опера «Победа над Солнцем», либретто которой написал Алексей Кручёных, а декорации оформил Казимир Малевич. Различия между итальянским и русским футуризмом существовали и в идеологии.
Ф., отличаясь от него социально-классовой основой и конкретно-эстетическим содержанием. Футуристы бесконечно прославляли век машин, а также не отрицали насилие, не были склонны к романтизму и ничего не имели против войны. В дальнейшем футуризм, развиваясь, образует новое направление – так называемый пространственный симультанизм, который связывается с идеей одновременности – «Разве мы не видали иной раз на щеке человека, с которым разговариваем, лошадь, проезжающую в далеком конце улицы. » (Из «Манифеста итальянского футуризма») – и идеей пространства, в котором хаотически перемещаются тела и предметы. Знакомство с популярными изложениями достижений физики и психологии приводит футуристов к стремлению изображать не сами предметы, но образующие их энергетические, магнитные, психические поля и «силовые линии», развивая здесь на визуальном уровне живописные находки Ван Гога. – Зритель, помещенный в центр такой картины, по мнению футуристов именно ее силовыми линиями вовлекается в активное участие в изображенном событии. К. Карра перенял у кубистов однообразность серо-коричневых тонов.
Таковы его вариационные мотивы весеннего цветущего сада: «Цветущие яблони», «Весна», «Весна – цветущий сад». Он также провозгласил «телеграфный стиль», положив начало минимализму. В августе 1914 г., после начала Первой мировой войны, Маринетти ведёт пропаганду за вступление Италии в войну, организовывает манифестации с публичным сожжением австрийского флага, за что был арестован и посажен в тюрьму. Единая цветовая палитра у футуристов отсутствовала. (Балла) и т. п. Ряд фантастических проектов городов будущего, предвосхитивших некоторые тенденции современной архитектуры, оставили архитекторы-футуристы.
В частности, в ленинском плане монументальной пропаганды, хотя не все их проекты были приняты, по причине «формализма». К середине 1930-х годов российский футуризм в литературе был окончательно уничтожен. В сочетании с ярым национализмом все это привело итал.
Эго-футуризм Северянина. подлинное бытие – в противоположность видимой искусственной декорации в декоративном искусстве), эксперименты Р. Делоне в сфере моделирования реальности из элементов света, неопластицизм Мондриана как отрицание непосредственной пластики (идеи Платона – плоские) и т. п. Таким образом, оба течения не смогли утвердить своих позиций в борьбе друг с другом и определить место под солнцем.
В области художественной техники Ф. сыграл большую роль в становлении абстракционизма (Выстрел из ружья и Динамические последовательности Балла, Сферическое распространение центробежного света Северини, более поздние Манифест абстрактной живописи Прамполини и идея всемирного Ф. ), авангарда новой волны, прежде всего искусства pop-art (Памятник бутылке Боччони, 1913 – как первый художественный прецедент деланья вещей) и синтетического искусства (концерт звуков большого города на базе комплексного шумопроизводителя Руссоло) и – отчасти – сюрреализма (Состояние души Боччони: Прощание, Те, кто остается и др. ). В каждом из направлений он берет и усиливает свойства, подводящие художника к новаторству, к созданию собственного метода и стиля, к супрематизму. В апреле 1910 года был опубликован второй «Манифест футуристов». В «Косаре» кубизированная объемная фигура дана на плоском локальном фоне со знаковым орнаментом рисунка, условно изображающем цветы или деревья.
По мнению футуристов, больше препятствий для движения делают прилагательные и предлоги. Обычные оптические иллюзии возвелись ими в абсолют и подкрепи-лись различными псевдонаучными толкованиями (в которых имели место дилетантизм и алогичность), поскольку идейный предводитель футуризма – Ф. Т. Родоначальниками русского футуризма считаются члены петербургской группы «Гилея». В «Манифесте футуристической литературы» он же мечтал о создании «механического человека с заменимыми частями» – удобного бесчувственного робота, начисто лишенного сознания, не требующего к себе ничего, кроме технического ухода. Как направленность в изобразительном искусстве футуризм существовал до начала 1920х годов.
смысла звука. приложение) (1908), «Озеро Риг. Футуризм— одно из течений авангардизма, породившего множество иных направлений и школ. После круг наследовалей стал стремительно рости.
4. прозрачность бытия. мы видим звук и хотим передать это видение зрителям. Важной составляющей эстетики являлось также стремление выразить посредством визуальных образов разнообразные звуки: рев моторов, шум города, грохот прогресса стали «главными героями» полотен художников-футуристов.
«Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины». Северини «Бронепоезд» (1915, собрание Цейслер, Нью-Йорк) серо-зеленая масса одновременно палит из полураскрытого бронированного склепа. Во мн. Автомобилю, поезду, электричеству, вокзалу футуристы посвящают свои поэмы и картины.
В 1911 г. в Париже Боччони сблизился с кубистами, синтезируя в творчестве искания новейшей живописи, в значительной мере и кубистской (триптих «Состояния души»). и электрич. Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке». — Принцип симультанности — наложение последовательных фаз на одно изображение движения.
По воспоминанием того же В. Каменского (его стихотворением Чюрлю-Журль открывался сборник) книга «с оглушительным грохотом разорвалась на мирной дряхлой улице литературы». Живопись урбанистического типа выглядела, как кошмарное впечатление от жизни в мегаполисе. скульптура. Эгофутуризм». Но ещё в 1910 г. «будетляне» (первая русская футуристическая группа) выпустили первый сборник «Садок судей», в этом же году они стали называть себя группой «Гилея».
Основоположником направления и автором термина является итальянский Филиппо Маринетти – поэт, фашист и солдат. В 1909 г. Маринетти публикует свой первый футуристический манифест «Le Futurisme», который содержал радикальные лозунги, направленные против всего старого и догматичного: «Избавьте Италию от всей заразы – историков, археологов искусствоведов, антикваров. », «Тащите огня к библиотечным полкам. », «Направьте воду из каналов в музейные склепы. », «Крушите древние города. » и т. д. (Из статьи В. Маяковского Капля дегтя, 1915). Ненависть к существовавшему до них языку. Но, обо всем по порядку. Попытавшись представить все предметы реального мира как постоянно движущиеся абстрактные формы, художник показал знаменитые постройки Московского Кремля и Красной площади («Василий Блаженный», 1913.
На переходе от экспрессионизма к кубизму стоят такие работы, как «Крестьянки в церкви» (1912), «Крестьянка с ведрами» (1912). и проч. Футуризм был радикальной программой, которая основана на идее разрыва с прошлым., теоретик А. Полторацкий.
Статические формы кубизма футуристы наполнили динамикой движения и энергией силовых полей. И если для экспрессионизма характерен поиск мифологических первоэлементов мироздания (Э. Х. Руссоло. К 1915 году на свет появились манифесты, касающиеся скульптуры, шумов, колористики и, в конечном счете, «перестройки вселенной».
(Статья В. Брюсова появилась в 1913, когда талант В. Маяковского еще не раскрылся в полной мере). В опубл. Футуризм – это стратегия единого художественного поведения. Эта стратегия включает: разрыв с традициями прошлого, вызывающие иногда агрессивные жесты, желание поддеть, порой оскорбить зрителя, чтобы пробудить его к новой эстетике, словотворчество (образование новых слов), создание новых рифм и разрушением старых канонов во всех формах искусства и общественной жизни в целом. центрам Европы (Лондон, Берлин, Брюссель, Гамбург, Амстердам, Гаага, Франкфурт, Дрезден, Цюрих, Мюнхен, Вена). Шумы, ворвавшиеся в мир вместе с новой техникой, очаровали футуристов и они стремятся передать (во всяком случае постоянно декларируют это) их в своих работах.
Известная цитата оттуда: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. Боччони увлечен идеей передачи движения в среде, но не механического расклада его на ряд единовременных движений (как у Балла), а показ мира энергии и скоростей как особого мира с его брутальной красотой, полного катастроф и драматизма. А рычащий гоночный автомобиль, с которым «по красоте не сравнится никакая Никэ Самофракийская», – само совершенство. В отличие от западных художников, воспевающих превосходство техник и новейших достижений человечества, русских художников-кубофутуристов (так они себя называли) больше волновала тема одиночества человека среди современного урбанизированного ландшафта. Футуристов, по большей части интересовала лишь форма.
ОБЭРИУ Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова. Смысл же названия для непосвященного читателя был невнятен (и потому эпатировал его). Он выступает соредактором «Манифеста художников-футуристов» (1910). Психологизм объявляется анархизмом. Балла, К. Kappa, Л. Руссоло, Дж. Это «Обоснование и манифест футуризма» Филиппо Томмазо Маринетти, документ, который сыграл значительную роль в формировании авангардистских движений в искусстве начала ХХ века.
проявилась тенденция сделать предметом иск-ва динамизм как таковой. В лучших работах футуристов (особенно Северини, Боччони, Балла) эти попытки привели к созданию высокохудож. Но футуризм в живописи это целая эпоха в истории искусств.
Объединение московских художников имело дерзкое название «Бубновый валет». Несмотря на то, что война так «удачно подвернулась» именно в тот момент, когда сторонникам движения необходимо было претворить в жизнь все свои чаяния и принципы, реальность разбила иллюзии – кто-то вернулся с фронта инвалидом, а кто-то не вернулся вовсе. Возникает ощущение трагического оцепенения русской деревни с ее вековыми устоями и вместе с тем предчувствие, каких – то грозных, неотвратимых событий и перемен. В конце 1920-х годов попытка возродить футуризм была предпринята объединением ОБЭРИУ.
Маринетти. Северини, Дж. — Воспевание достижений цивилизации и технического прогресса. Смеюнчики, смеюнчики. О, рассмейтесь, смехачи. аэроживопись). Футуризм давал художникам полную свободу по использованию цветового спектра. Бунт, 1911) и т. п.
в некоторых европейских странах (прежде всего в Италии и России), близких в отдельных декларациях (прокламирование идей создания искусства будущего, отрицание художественных традиций и прочее) и избираемых темах, но обладавших разными, порой противоположными идейными установками. Поезда, автомобили, самолёты – распространенные объекты изображения. пространства и реализуется с помощью симультанности изображения разновременных событий. ориг. ансамблей красок и форм. Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней».
Основные черты — Культ будущего и дискриминация прошлого вместе с настоящим. Футуристы активно участвовало в политически-агитационных начинаниях новой власти. В литературной России существовало несколько футуристических группировок, наиболее плодотворной из них и близкой к собственно футуризму была «Гилея», в которую входили А. Крученых, В. Маяковский, В. Хлебников, братья Бурлюки, В. Каменский и др. Я думаю у все на слуху сочетание «футуристическое будущее», «футуристический пейзаж».
культуре. Д. Северини «Санитарный поезд, мчащийся через город» (1915). период.
С 1924 года заметно усилились нападки на них как на иностранцев. Игнатьев деятельно взялся за дело: писал рецензии, стихи, теорию эгофутуризма.
живописцев У. Боччони, Дж. В результате возникают «смазанные» кадры с изображением лошади или собаки с двадцатью ногами, автомобиля или велосипеда с множеством колес и т. п. с парохода современности». Газета постоянно приукрашивала и идеализировала теорию и практику дореволюционного «будетлянства» и вела энергичную атаку на искусство прошлого, которое целиком объявлялось «буржуазным».
Простая ассоциация – воспоминание о скучном маршруте, серые впечатления от обыденности, случайно выхваченные мимолетным взглядом художника отдельные предметы вдоль дороги. Футуристы обвиняли кубистов в «замаскированном академизме». К. М. Фофанова». Книга была напечатана на оборотной стороне обоев. Гончарова, К. Малевич. Отдельные тенденции футуризма были подхвачены новыми литературными группами (имажинистами, обэриутами и др. ).
гордости у своих соотечественников и ввести их на Олимп тогдашней европ. В манифесте Маринетти провозглашается «телеграфный стиль», что, в частности положило начало ещё и минимализму. Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк)В литературе для футуризма были характерны отказ от традиционной грамматики, право поэта на свою орфографию, словотворчество, ритм. Начался с опубликования в париж. Произведение того же автора «Динамизм мускулов» (1913, собрание Бартарелли, Милан) вызывает удивление своеобразной трактовкой формы самих мышц и однообразно серой гаммой красок. имажинизм был наиболее организованным поэтическим движением в Москве ими устраивались популярные творческие вечера в артистических кафе, выпускалось множество авторских и коллективных сборников, журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном» (1922--1924, вышло 4 номера), для чего были созданы издательства «Имажинисты», «Плеяда», «Чихи-Пихи» и «Сандро» (двумя последними руководил А. Кусиков). Энергетич. представителями Ф. в живописи.
Но, захваченный новым революционным футуристическим потоком, художник, следуя тезису манифеста: «У бегущей лошади не четыре ноги, а двадцать и их движения треугольны», придал и бегущей девушке и играющему музыканту свою особую динамику. фаз на одно изображение, как бы наложением ряда последоват. В лучших работах футуристов (особенно Северини, Боччони, Балла) эти попытки привели к созданию высокохудожественных оригинальных произведений, вошедших в сокровищницу мирового искусства. Сюжетность у футуристов с годами усложнялась и роль ее, в отличие от большинства модернистских течений, постоянно возрастала. В живописи футуристов после 1912 года стали проявляться ярко выраженные элементы кубизма.
Однако и сегодня многие исследователи критикуют абстракционистов за неоднозначностью выбранных ими художественных средств выражения, которая заставляет разных людей различно (а иногда и диаметрально противоположно) воспринимать их картины. Первая значит, выставка итал.
городов Италии немедленно откликнулась на призыв Маринетти и своим творчеством и своей манифестарной эстетикой. поля или состояния души передаются с помощью абстр. футуристов к союзу с фашистским режимом Муссолини. В верхней части картины мы видим образ вилки, здесь же наличествует пила игральная карта и вывеска. Будетлянство Хлебникова. Национализм и шовинизм, бунтарско-анархич.
Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке». Николай Заболоцкий провел в лагерях шесть лет – с 1938 по 1944 гг. Для этого художник должен быть «вихрем сенсаций», живописной силой и энергией, а не холодным логическим интеллектом.
Сложившийся в России «кубофутуризм» лишь терминологически и нек-рыми формальными чертами перекликается с итал. В творчестве Петра Петровича Кончаловского (1876 – 1956) влияние Сезанна сочетались с примитивизмом, проявившимся сильнее всего в портретах. «Гилея» была самым влиятельным, но не единственным объединением футуристов: существовали также эго-футуристы во главе с Игорем Северянином (Санкт-Петербург), группы «Центрифуга» и «Мезонин поэзии» в Москве, группы в Киеве, Харькове, Одессе, Баку. В рамках характерного для Ф. течения динамизма движение расслаивается на составляющие его элементы (у бегающих лошадей не четыре ноги, а двадцать и движения их треугольны – у Балла), в рамках симультанизма движение схватывается посредством организации картины с помощью так называемой линии силы, демонстрирующей проникновение движущихся объектов друг в друга (откроем фигуру, как окно и заключим в нее среду, в которой она живет – у Боччони). Северини – главными представителями футуризма в живописи. вызывает у отдельных футуристов желание запечатлеть эти процессы на полотне. Произведения футуристов в колористическом плане существенно отличались друг от друга.
Первый коллектив эгофутуристов вскоре распадается. Это – образ будущих «настоящих арийцев» неотвратимо наступающей «массовой культуры» фашизма. «Звон», 1915г. ) в таком виде, что кажется, будто все части зданий, сдвинувшись со своих мест, кружатся в стремительном танце на глазах у зрителя. Давайте рассмотрим одну из работ. Двор замка» (1908) (см.
Он зародился в поэтических кругах (первым эго-футуристом назвал себя Северянин и пошло-поехало: Алексей Крученых, Велимир Хлебников, Борис Пастернак, Владимир Маяковский, Василий Каменский и так далее)Они создавали разные группы и объединения. футуристов прошла в Париже в 1912 и затем проехала по всем худож. В русском футуризме немало антивоенных произведений, в противоположность милитаризму Маринетти (поэма «Война и мир» Маяковского, «Война в мышеловке» Хлебникова).
Боччони, пришедший к убеждению, что в одной скульптуре необходимо использовать как можно больше различных материалов для усиления пластических эмоций (стекла, дерева, картона, железа, кожи, конского волоса, одежды, зеркал, электрических лампочек и т. п. ), стал предвестником поп-арта и таких типов современных артефактов, как ассамбляж инсталляция, абстрактная скульптура. Энергетические поля или состояния души изображаются футуристами с помощью абстрактных лучащихся динамически закручивающихся в пространстве цветоформ (или пластических объемов в скульптуре – например у Боччони). Игорь СеверянинПомимо Северянина, в группу входили поэты Константин Олимпов, Георгий Иванов, Стефан Петров (Грааль-Арельский), Павел Кокорин, Павел Широков, Иван Лукаш и др. эстетические крайности футуристов, группировавшихся вокруг журнала «Леф» (редактор — Маяковский), были своеобразной реакцией на односторонность рапповской критики.
А это уже первые шаги в сторону будущего поп-арта. - одно из главных направлений в искусстве авангарда нач. У меня эти фразы ассоциировались с техникой будущего, с какими то внеземными технологиями. Малевич идет к черно – белой формуле «Черного квадрата» иным, более рациональным путем, через выявление первоформы, которой стал черный квадрат и первопространства – белый фон. произведений, вошедших в сокровищницу мирового искусства. Затем живописный образ разбивался на составные части, как того требовала динамическая концепция футуризма. Этот «супермен», созданный необузданной фантазией идеолога и вождя футуризма, – подобие человека без каких-либо социальных признаков, но обладающее огромной биологической волей.
Во всем подчеркивалось право сильной личности и отрицание жалости к человеческим «винтикам» – так проповедовал футуристический лидер и идеолог Ф. Т. Северини – гл. Маринетти хотел пробудить дух нац. Прославляя динамику современного мира, Балла пытается изобразительными средствами передать основополагающие категории футуризма – «движение», «скорость», применяя принцип симультанности, т. е. Некоторые из них приветствовали Октябрьскую революцию (Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Василий Каменский, Осип Брик, Николай Асеев, Василий Кандинский) и стремились развивать искусство в революционном духе. Северини «Автобус» (собрание Куртьон, Париж) со свойственной этому автору академической методичностью показывает, как это может происхо-дить. Абсолютно иные задачи решал в своих произведениях Аристарх Васильевич Лентулов (1882 – 1943).
Упоенные новейшими достижениями техники, они призывали «вырезать раковую опухоль» традиционной культуры ножом техницизма, урбанизма и новой науки. В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. Членами «Гилеи» были Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Василий Каменский и Бенедикт Лившиц. Меня сейчас разложат на основные плоскости искромсают на мелкие части и, устранив таким образом смертельную опасность внешнего сходства, обнаружат досконально «характер моего лица». доктрины об энергетич.
лампочек и т. п. ), стал предвестником поп-арта и таких типов совр. Есть просто Игорь Северянин, Маяковский, Бурлюк, В. Каменский», – писал М. Горький. объемов в скульптуре – напр., у Боччони). В картине Дж.
Будетлянство Хлебникова. В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Но было и то, что объединяло работы футуристов: стремясь совершенствовать кубизм, к недостаткам которого они относили чрезмерный реализм и академизм, последователи этого направления пытались выделить значение динамики.
Иногда эти два начала, совмещенные в одной работе, вступают в противоречие. Мы тоже машины. Эта атмосфера «площадного живописного действия» вызывалась общим интересом художников к народному искусству – изображения с провинциальных вывесок и старинных лубков, росписям подносов и игрушек. К концу 20-х гг. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования. Как бы парит и сама фигура воздухоплавателя.
Исходя из этого, они полагали, что именно таким способом можно передать квинтэссенцию их творчества и современной жизни. Такого вопроса для меня (и для других москвичей-футуристов не было). Первым из русских поэтов использовал слово «футуризм» Игорь Северянин, предложив термин «эгофутуризм» – так назывался выпущенный им в 1911 г. сборник «Пролог. С декабря 1918 по апрель 1919 «боевым органом» футуристов стала петроградская газета «Искусство коммуны», на страницах которой выступал В. Маяковский.
Многие из них выступали и как художники. Футуризм в России. 108 лет назад, 20 февраля 1909 года, на первой странице французской газеты «Фигаро» был опубликован манифест, провозглашающий культ будущего, отрицание прошлого и стремление к скорости, бесстрашию и необычным формам. В скульптуре (Боччони, Балла) иллюзию движения вызывают нагромождение и единонаправленный сдвиг обтекаемых или угловатых объёмов. ОБЭРИУ Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова. Итальянский футуризм создал целостное, всеобъемлющее мировоззрение.
Помимо Москвы («Орден имажинистов» и «Ассоциация вольнодумцев») центры имажинизма существовали в провинции (например, в Казани, Саранске, в украинском городе Александрии, где имажинистскую группу создал поэт Леонид Чернов), а также в Петрограде-Ленинграде. Именно по таким личным предпочтениям в цвете складывался индивидуальный стиль. Отрицание гармонии как принципа иск-ва присуще и футуристической скульптуре. Опытный критик сразу «уличил» футуристов в том, в чем они признаваться не хотели: их манифесты по существу повторяют манифесты итальянцев и подметил разницу между петербургскими и московским футуристами, не столько, впрочем, в теории, сколько в ее осуществлении – «петербургским поэтам посчастливилось: среди них оказался поэт с дарованием бесспорно выдающимся: Игорь Северянин Но поэт выдающийся всегда выше той школы, к которой его причисляют: его творчество не может быть мерилом устремлений и достижений школы». иск-ве 10—20-х гг. Однако, здоровье поэта было сильно подорвано, он умер в 1958 г. после второго инфаркта. Первое из этих утверждений бесспорно: в русском футуризме были таланты такого масштаба, которых не знал футуризм итальянский.
Простота, доведенная почти до гротеска, – главный художественный прием и в другой работе – «Портрет Г. Б. Якулова» (1910г. ). На первый план выдвигается глагол. Балла, Дж. систему лит. Наиболее полно он был реализован в визуальных и словесных искусствах Италии и России.
Ритм. Швабинг с церковью св. 20 февраля 1920 года председателем «Ассоциации» был избран Есенин. Давид Бурлюк— основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея».
На увеличение словаря поэта в его объёме произвольными и производными словами. 2. Остановка есть зло, значит – футуристы употребляли такие принципы динамизации (ускорение) своего художественного текста: тексты записывались без знаков препинания, без больших и малых букв. Сюда же входили поэты Владимир Маяковский, Алексей Крученых, Велимир Хлебников, Бенедикт Лившиц, поэтесса Елена Гуро. Давид Бурлюк – основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея».
В этом аспекте стоит отметить такие картины, как «Улица входит в дом» Умберто Боччони и «То, что мне рассказал трамвай» Карло Карра. Художник не мог отказаться от первоначального эмпиризма в передаче своих ощущений. Бунт, 1911) и т. п. от лат. в газете «Фигаро» Маринетти опубликовал «Манифест футуризма».
Наши холсты, – писал он, – будут выражать пластич. Начался последний, самый спорный период в его творчестве. революции впервые почувствовал и осознал, что новая техника меняет и человеч. Конструктивизм Сельвинского, Луговского. Сила и разрушение – основные ценности адептов движения. В 1912 году российские футуристы создают собственный манифест «Пощёчина общественному вкусу».
— Пафос разрушения и взрыва. Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро— наиболее известные имена. Общество эгофутуристов издало несколько листовок и манифестов, сформулированных в крайне абстрактных и эзотерических выражениях (например, «Призма стиля – реставрация спектра мысли»). Эгофутуризм – явление кратковременное и неровное. Автор слова и основоположник направления— итальянский поэт Филиппо Маринетти (поэма «Красный сахар»). Писатели стремились обновить русский язык образованием новых словоформ (ни одна из которых не закрепилась в языке), нарушением правил ритма и размера в стихах (футуризм в литературе – это в первую очередь направление в поэзии). lude, a 1914 – Дерзание и Кверофутуризм, за годы революции он издал еще 8 сборников.
Архитектура в стиле футуризм зародилась в самом начале 20 века в Италии. движение завершился с началом этой войны. В конце статьи мэтр символизма отмечает, что в области «словесного изложения» у футуристов есть некоторые достижения и можно надеяться, что «зерна» когда-нибудь вырастут «в настоящие цветы», но для этого, конечно, «придется поучиться многому у символистов». Футуризм провозглашался течением, наиболее близким пролетариату. Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро – наиболее известные имена. формы кубизма футуристы наполнили динамикой движения и энергией психич.
Маттиоли, Милан) с геометрией плоскостных форм представляет собой тот же компромисс, что и «Читающие женщины» Дж. В кубизме эта программа оборачивается эксплицитно объявленной войной против зрения (П. Северини, У. Боччони, Л. Руссоло, М. Сирони, Ю. Анненков и др. Такая реакция была спровоцирована и самими мастерами. В то же время, представители русского футуризма характеризовались левыми и антибуржуазными убеждениями ряд их приветствовал Октябрьскую революцию (Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Василий Каменский, Осип Брик, Николай Ассев, Василий Кандинский) и стремились развивать искусство в революционном духе.
Футуристов предреволюц. Футуризм— одно из течений авангардизма, породившего множество иных направлений и школ. Эго-футуризм Северянина. В 1919--1925 гг.
Именно с Ф. в европ. Недалеко от него ушел в своем творчестве и К. Карра.
Среди авторов – Давид и Николай Бурлюки, Елена Гуро, В. Хлебников, В. Каменский. Футуризм в русской литературе Группа «Гилея» (В. Он ввел в скульптурную технику не употребляемые до этого материалы и пришел к «деланию вещей». Чаще всего на полотнах отображались геометрические фигуры, которые были весьма многограны.
лат. Отсюда введение звука в название картин типа «Скорость автомобиля свет шум», «Форма кричит: Бива Италия. » (Балла) и т. п. художник совсем отходит от футуризма, возвращаясь к традиционной манере выражения.
В России «кубофутуризм» было также одним из самоназваний поэтической группы «Гилея», противопоставлявшим её эгофутуризму Игоря Северянина и его последователей (а впоследствии и другим футуристическим группировкам, таким как «Мезонин поэзии» и «Центрифуга»). Манифест футуризма Маринетти был переведен и напечатан в газете «Вечер» 8 марта 1909. Непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку. 3.
Большинство эгофутуристов быстро изживали стиль и переходили в другие жанры или вскорости абсолютно оставляли литературу. Один из художественных приемов футуризма – принцип симультанности: прием наложения друг на друга разных положений одного и того же объекта, в результате которого достигалось впечатление непрерывного движения (представители: А. Балла, У. Боччони, Л. Попова).
Движение часто передается путем наложения последовательных фаз на одно изображение, как бы наложением ряда последовательных кадров кинопленки на один. футуристов желание запечатлеть эти процессы на полотне. Свои картины они посвящали поезду, автомобилю, самолётам (см.
Имажинизм Есенина и Мариенгофа. В 1912 г. Боччони выступил автором «Манифеста футуристической скульптуры». Мотоцикл они объявили более совершенным творением, чем скульптуры Микеланджело.
Сам Маринетти до 1943 опубликовал не менее 85 манифестов футуристич. футуристов антигуманистический характер: по утверждению итал. с парохода современности» и сформулировали 4 права поэтов: 1. После самоубийства Игнатьева «Петербургский глашатай» прекращает своё существование. России существовало несколько футуристич. Нольде, Ф. Марк, Э. Хаккель, П. Клее и др. ), то для кубизма – не только изучение структуры первичных объемов (Пикассо), но и целенаправленное моделирование реальности: орфизм Г. Аполлинера (как музыка Орфея обладала материальной силой и возвращала к жизни, так, по мысли Аполлинера, вдохновение художника способно созидать жизненное, т. е.
Направление футуризма можно выразить тремя М город, машина, масса. ассоциации и т. п. Первый футуристич. Например, у позднего Дж. 11 февраля 1910 г. появляется «Манифест художников-футуристов», а 11 апреля того же года – «Технический манифест футуристической живописи», подписанные У. Боччони, Дж. Помимо Северянина в группу вошли поэты Константин Олимпов, Георгий Иванов, Стефан Петров (Грааль-Арельский), Павел Кокорин, Павел Широков, Иван Лукаш и другие.
Футуризм (лат. future – будущее) – авангардистское течение, распространенное главным образом в Италии и России. Но невооруженным глазом можно увидеть, что художники явно шли на поводу у своих идолов. Заклятие смехом (В. Хлебников)О, рассмейтесь, смехачи.
Это будет само динамическое ощущение». Требование «открыть фигуру, как окно», стремление передать светопроницаемость и взаимопроникновение объемов приводило к модернистской деформации. целое различные моменты внутр. В 1909 г. вокруг Игоря Северянина сложился кружок петербургских поэтов, в 1911 г. принявший название «Ego» и в том же году И. Северянин самостоятельно издал и разослал по конторам газет небольшую брошюру под названием «Пролог (Эгофутуризм)».
Королевичем. Словом, все сиюминутные достижения цивилизации, упоённой техническим прогрессом. Его «Галерея Милана» (1912, собрание Дж. В 20-е годы XX столетия стала очень популярной в мировом изобразительном искусстве идея «делания вещей».
В др. Это придает всему пейзажу ощущение камерности и глубокого внутреннего лиризма. 20 февраля 1909г. Словом, всем сиюминутным достижениям цивилизации, упоённой техническим прогрессом.
Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим. принципы их худож. Он также кидал вызов всему корпусу художественного наследия и не довольствовался требованием совершенной автономии искусства (уже символистами была развита теория искусства для искусства). Эстетическая концепция Ф. опирается на общекультурные идеи Маринетти о формировании новой цивилизации сращения человека с техникой (новый кентавр – человек на мотоцикле), о замене художественной программы психологизма программой выражения чувств и инстинктов металлов, камней, деревьев, о преодолении диктата логики, дискурса и языка над свободной ассоциативностью сознания и о великом смехе, который омолодит лицо мира (см.
— Маринетти: «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью». Наряду с ними возникло и много средних и слабых чисто экспериментальных работ, которые сыграли свою важную роль в истории искусства именно в качестве обнаженного художественного эксперимента, подготовительного этапа для других направлений в художественной культуре. В это время насилие было необходимой принадлежностью внутренней политики. Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных. Но раз футуризм умер как идея избранных, он нам не нужен.
Время манифестируется футуристами как необходимое четвертое измерение худож. Оба цвета паритетны, но их простое на первый взгляд взаимодействие достигается не просто. — Динамика и скорость как высшие художественные ценности.
О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачий. «Все стало ненадежным, зыбким, расплывчатым. В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, заимствуя у него цветовые находки и от кубизма, у которого перенял художественные формы, однако отвергал кубический анализ (разложение) как выражения сущности явления и стремился к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира.
Вот таким образом, когда в начале 1914 Маринетти приехал в Россию, его выступления не произвели никакой сенсации. Однозначная ориентация на процессуальность движения при абстрагировании как от движущегося объекта, так и от направления и цели движения (движение и свет уничтожают материальность тел, согласно Манифесту) получает в Ф. ярко выраженную социальную аппликацию: аксиологический акцент делается на социальном движении как воплощающем – вне зависимости от своей направленности – обновление и, следовательно, прогресс (книга Карра Война – живопись, картины Боччони Драка, Руссоло Восстание, Карра Похороны анархиста Галле и др. ) – при абстрагировании от человека в контексте его совершенной личной ценности и частной жизни (идея Маринетти об индивиде как штифтике, обеспечивающем движение социальной мегамашины, – в противоположность концепции сильной личности выражающие – соответственно – эти идеи картины Северини Бронепоезд и Боччони Единственная форма). Изобразительное искусство футуристов во многом было сходно с кубизмом и экспрессиониз-мом. исканиям. В композиции «Старая Руза» (1913) он пытался подобно французскому живописцу, сделать все элементы картины – дома, землю, небо – предельно близкими друг к другу по фактуре, словно все они созданы из одной материи.
Пришел в Смольный. В 1914 году состоялось первое общее выступление эгофутуристов и будетлян в Крыму в начале этого года Северянин кратковременно выступает с кубофутуристами («Первый журнал русских футуристов»), но затем решительно отмежёвывается от них. Автомобилю, поезду, электричеству, вокзалу футуристы посвящают свои поэмы и картины. 29 января 1919 года в Союзе поэтов состоялся первый литературный вечер имажинистов. Боччони, 1912). Скорее, это был образ жизни. эксперимента, подготовит, этапа для других направлений в худож.
В 1919 г. Маринетти вступил в фашистскую партию. Главным принципом Маринетти до конца его жизни было желание «с вершины мира бросать вызов звездам». кадров кинопленки на один. 1909 Манифеста футуризма итал. Члены «Гилеи» придерживались доктрины кубофутуризма в его рамках появилась заумная поэзия изобретённая Хлебниковым и Кручёных. Уже к концу 1914 г. футуризм стал испытывать кризис. Парки, кафе, рестораны, танцовщицы – все это уже не раз было представлено до него. Мотоцикл был объявлен более совершенным творением, нежели скульптуры Микеланджело.
В рез-те футуристам удалось достичь создания предельно напряженного динамич. Северини. Всякий юноша, который проводит день в библиотеке, потерян.
Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро— наиболее известные имена. Фигуры безликих солдат – винтики военной машины. То была вера, пусть наивная, в наступление новой эры в истории народов – эры больших индустриальных городов, аэропланов и чудо – техники, меняющей отношения людей друг с другом и с окружающей природой. Откроем фигуру, как окно и заключим в нее среду, в которой она живет» (Из «Манифеста итальянского футуризма»).
Членами группы становятся Маяковский, Хлебников, Крученых и многие другие. силовых полей. Давид Бурлюк. «Наш прекрасный мир стал еще прекраснее – теперь в нем есть скорость» (там же). Но опровержением этой самой концепции послужила скульптура известного футуриста Умберто Боччони «Единственная форма протяженности в пространстве» (1913, Нью-Йорк, Музей современного искусства). В совр. с парохода современности».
Балла, Джакомо (1871-1958)Итальянский художник, представитель футуризма. Уроженец Турина, художественное образование получил в вечерней Школе рисунка. Балла – представитель первой волны футуристического искусства, на чьем творчестве учились У. Боччони и А. Северини. Вот таким образом каждый футурист использовал те цвета, которые ему нравились. К этому течению также примыкал Сергей Есенин. худож.
Особое воздействие на умы футуристов оказали нек-рые идеи Ницше интуитивизм Бергсона, бунтарские лозунги анархистов. 20 февраля 1909 года в газете «Фигаро» Маринетти опубликовал «Манифест футуризма». Конструктивизм Сельвинского, Луговского. Томмазо Маринетти создает первый манифест футуристов в 1909 году. 1910. Он был написан для молодых итальянских художников. Д. Бурлюк, В. В. Маяковский, В. Хлебников и др. ), которая была тесно связана с левыми художественными течениями (петербургский Союз молодёжи, московская группа Ослиный хвост и др. ) как своими нигилистическими лозунгами, проповедью индивидуалистического бунта, эстетизацией техники и урбанистической культуры, так и требованиями демократизации искусства, фольклорностью, архаичностью мотивов и приёмов. После военного периода каждый «уцелевший» художникфутурист двигался в своем направлении.
пришлись не ко двору пролетарским комиссарам и подверглись гонениям и преследованиям, а их группировки были распущены. Стоит отметить, что слово «футуризм» в переводе с латинского означает «будущее». Стиль живописи Балла кардинально меняется, когда художник присоединяется к художественной группировке Маринетти, основателя футуризма. Смотрящий на полотно с большим трудом, максимально используя все свое воображение, выделял всадника на красной лошади в картине «Эластичность» (У. Ни одна творческая область не была обделена его вниманием. Боччони, Умберто (1882-1916)Итальянский художник и скульптор, один из основателей футуризма. Учился в Риме в мастерской Д. Балла. Приземистые фигуры таят возможность пробуждения огромных потаенных сил.
Вообще говоря, дать определение футуризму, как стилистическому направлению, довольно сложно, так как это течение не обладало едиными стилистическими чертами. Северини и др. газете Фигаро 20 февр. И в 1910 г. выступает соавтором «Технического манифеста футуристической живописи».
Отрицание традиционной культуры, ее худож. Футуристы были настоящими революционерами, считая себя сторонниками социальной революции. в процессе развития социалистического худож. Танцы – главная тема, которая стала лабораторией для его футуристических экспериментов. В России возникло футуристическое движение кубофутуризма, да и лучизм Гончаровой и Ларионова основывался на развитии футуристической доктрины об энергетических полях и «силовых линиях».
Как жанр «крестьянская поэзия» сформировалась в середине XIX века. На этой основе происходит историческое смыкание Ф. с фашизмом: с приходом к власти Муссолини Ф. становится официальной эстетической доктриной итальянского фашизма, эволюционируя от концептуального педалирования идеи агрессии (без агрессии нет шедевра – у Маринетти) и культивирования брутальных портретов Дуче в начальный период государственного развития фашизма – до концептуальных прокламаций социального оптимизма (одна лишь радость динамична – в псевдоромантическом манифесте Маринетти Новая футуристическая живопись, 1930) и культивации идиллических пасторалей в стиле неоклассицизма в период стабилизации фашистского правления. Реализовать их они пытались достаточно простыми (если не сказать примитивными) приемами. Каждая работа несет в себе символ и это творение не исключение. В пластике мы должны отвергнуть прежнюю застылость и стремиться передать движение.
жизни вообще, выводя Ф. за пределы собственно худож. интеллектом. Основные приемы футуристов в работе над композицией заключались в следующем: делался реалистический набросок с натуры, потом – рисунок, который преображался в соответствии с произведенным на автора впечатлением (манера импрессионистов). Некоторое время под влиянием футуризма был Бажан.
В. Шершеневич оперативно переводил практически все, что писал Маринетти. культуры из провинциальной Италии. приложение) с «Мурнау. Ф. Т. futurum — будущее) — авангардистское течение в европ.
В сентябре 1919 года Есенин и Мариенгоф разработали и зарегистрировали в Московском совете устав «Ассоциации вольнодумцев» -- официальной структуры «Ордена имажинистов». Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и будущего. ценностей, культ техники индустриальных городов (урбанизм) приобретал у итал. Ранний Дж. Итальянский футуризм воспевал милитаризм, а его лидера Маринетти упрекали в шовинизме и женоненавистничестве. Так строятся картины «Мюнхен.
Чуть позже вышел сборник Садок судей. Он бы был достоин забвения, если бы это было единственным его достижением. Наиболее известные представители этого стиля Дж.
Психологизм – характерная черта мещанской литературы, умирает. В лучших работах футуристов (особенно Северини, Боччони, Балла) эти попытки привели к созданию высокохудожественных оригинальных произведений, вошедших в сокровищницу мирового искусства. живописи, подписанные У. Боччони, Дж. Безусловно, самым известным произведением Малевича является «Черный квадрат».
Вот таким образом футуристический цвет с большим трудом можно назвать декоративным, а их краски производят впечатление полного отсутствия какой-либо жизни. Рус. Однако, футуризм несколько вывел на первый план современную динамику и новые ритмы в связи с подчеркиванием характерных черт урбанизма. В поэзии освободить слово от уз устарелого синтаксиса. Он был написан для молодых итальянских художников. пространства.
вызывает у отдельных футуристов желание запечатлеть эти процессы на полотне. Давид Бурлюк— основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». Футуристы не имели такой выдающейся позиции в укр. Осенью 1912 года Игорь Северянин отделился от группы, быстро набирая популярность среди русских писателей-символистов и затем широкой публики. Собственно и сам Ф. как некое целостное художественно-эстетич. Для их живописи характерны энергические композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами, где преобладают мелькающие формы, зигзаги, спирали, скошенные конусы, где движение передается путем наложения последовательных фаз на одно изображение — т. наз.
войну, многие из них ушли воевать добровольцами и погибли. В 1919 году имажинисты вошли в литературную секцию Литературного поезда им. Итальянский футуризм был хорошо известен в России почти с самого рождения. Гл.
Я горячо люблю молодежь ибо она права даже в своих ошибках, тогда как старики ошибаются даже тогда, когда правы. Мы так подробно остановились на личности Маринетти для того, чтобы более понятным стали радикальные выпады футуристов – ведь, как мы уже говорили, футуризм получил широкое распространение в России. Само название «футуризм» подразумевает культ будущего, отрицание и осмеивание прошлого вместе с настоящим. Кроме Маринетти, основоположниками футуризма были Джакомо Балла (художник), Умберто Боччони (художник и скульптор), Луиджи Руссоло (художник и композитор), Карло Карра (художник и график), Джино Северини (художник, график и скульптор), Франческо Балилла Прателла (композитор и музыковед). Слишком уж агрессивный на первых порах футуризм новую власть больше не устраивал. приложение), «Пейзаж с башней» (1908) (см. Скорость. Примером совместной работы поэтов и художников стала футуристская опера «Победа над Солнцем», либретто которой написал Алексей Кручёных, а декорации оформил Казимир Малевич. По своей сути такая личность – та же машина, но в биологическом смысле («гигиенически» и «сумасброднофизически») идеальная.
Стиль зародился в Италии, в начале 20 века, а точнее между 1910 и 1920 годов. В творческой практике итал. Заменить психологию человека, отныне исчерпанную, лирическим завладением материала» (Из «Манифеста итальянского футуризма»).
Но в мае 1915 г. Италия вступает в войну на стороне стран Антанты и Маринетти добровольцем уходит на фронт. После Первой мировой войны Маринетти организовал политическую партию футуристов и издал соответствующий манифест, разделявший функции партии и одноименного направления в искусстве: футуристическое искусство должно было продолжать дело омоложения и укрепления итальянского гения, а футуристическая партия – «отражать самосознание всего общества в его гигиеническом революционном порыве». с парохода современности» и формулировал 4 права поэтов:1. 3. Усмей, осмей, смешики, смешики. Все вместе они основывают общество эгофутуристов издают несколько листовок и манифестов, сформулированных в крайне абстрактных и эзотерических выражениях (например, «Призма стиля -- реставрация спектра мысли») предтечами эгофутуристов были объявлены такие поэты «старой школы», как Мирра Лохвицкая и отец Олимпова Константин Фофанов.
Войны и революции они считали омолаживающей силой одряхлевшего мира. Но у футуристов (кубофутуристов) геометризация играет меньшую роль и присутствует не всегда. манифесты и многочисл., часто скандальные обществ, выступления). фонемы, к-рый, по их убеждению, ближе к сущности, чем фиксируемый разум и построения на этой основе нового языка, очищенного от бытовых значений. Особенно активно она действовала с 1910 по 1915 г. (сборники: «Садок судей», «Пощечина общественному вкусу», «Дохлая Луна», «Взял» и др.
Имажинизм как поэтическое движение возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Герой, сидящий по-турецки на фоне стены, увешанной оружием, напоминает восточного факира в его лице явно преувеличены «экзотические» черты. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Венок грошовой славы. 4.
вызывает у отдельных футуристов желание запечатлеть эти процессы на полотне. В результате футуристам удалось достичь создания предельно напряженного динамического художественного пространства чисто живописными средствами, чего не удавалось никому ни до них, ни после них за исключением, пожалуй, только В. Кандинского в его «драматический» период. лучащихся, динамически закручивающихся в пространстве цветоформ (или пластич. Хорошо, что немногочисленные «вылазки» в 1848-1870 годах на поле данных событий дали ему шанс продемонстрировать, что он способный и на наиболее либеральное отношение к исторической реальности.
Реализовать их они пытались достаточно простыми (или даже примитивными) приемами. История футуризма завершается в начале 1920-х, когда большинство его участников вошли в ЛЕФ (ЛЕФ (Левый фронт искусств) — творческое объединение, существовало в 1922—1929 годах в Москве, Одессе и других городах. Статические формы кубизма футуристы наполнили энергией силовых полей и динамикой движения. Отстранение «от гордого чела своего из банных веников сделанный Венок грошовой славы». Старкина). С установлением в России советской власти футуризм постепенно стал исчезать. Маринетти провозглашал: «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью». Для футуристов был характерен пафос разрушения.
«Обойные поэты», «клоуны», «курам на смех» – так встретила сборник профессиональная критика. Бывшие футуристы составили ядро ЛЕФа (Левого фронта искусств), распавшегося к концу 1920-х. Многие из футуристов эмигрировали (Давид Бурлюк, Игорь Северянин, Илья Зданевич, Александра Экстер), умерли (Велимир Хлебников, Александр Богомазов), покончили с собой (в 1930 г. Владимир Маяковский), некоторые отошли от идеалов футуризма и выработали собственный индивидуальный стиль (Николай Асеев, Борис Пастернак). В конце 1920-х годов была попытка возродить футуризм – было организовано объединение ОБЭРИУ. ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства) – группа писателей и деятелей культуры, существовавшая в 1927-начале 1930-х гг. Если сравнить ранний «Городской пейзаж» (1902 – 1903) (см. Футуристы стремились на всех уровнях изменить традиц. По мнению членов «Бубнового валета», представление их работ должно было восприниматься как некое уличное зрелище, пронизанное балаганным духом.
Умственная гигиена – развитие физической силы, спорт, бойкот музеев и библиотек. Дж. Начал работать», – писал В. Маяковский в Автобиографии.
1910 появляется Манифест художников-футуристов, а 11 апр. Чувствуем себя построенными из стали. Главные принципы их художественного кредо – движение, энергия, сила, скорость, симультанность (simultanй (фр. ) – одновременный), континуитет всех фактов и событий, проникновение всего во все и сквозь все – энергетическая прозрачность бытия. В 30-е гг. Перспектива того, что техническая революция нового столетия неизбежно приведет к превращению человека в придаток машины, «в винтик, в штифтик, в органную клавишу», повергала в ужас всех сознательных гуманистов. Активно работал в скульптуре, где явно прослеживается влияние кубизма.
Им удается изображать невероятно яркие образы. Деревенская церковь» (1908) (см. Основоположник-теоретик – Маринетти классические представители: У. Боччони, Дж. Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке».
Футуристы. 11 февр. В 1912 г. в Париже состоялась первая выставка художников-футуристов. Итальянский корреспондент газеты «Русские ведомости» М. Осоргин регулярно знакомил русского читателя с футуристическими выставками и выступлениями.
Известие о смерти футуризма поступило и из самого футуристического лагеря: «Да, умер. сознания и организационного объединения различных худож. Кандинского, супрематизма К. С. Их искренне восхищали новейшие достижения, в том числе, машины, поезда, самолеты и мотоциклы.
Урсулы» (см. выхода художника за пределы искусства. Если интересует душа – познай машину. После войны футуристические произведения начинают «вырождаться», вбирая в себя черты иных стилей. Новая Генерация пропагандировала современные западно-европейские направления (дадаизм, сюрреализм), что противоречило установкам официальной критики и журнал перестал существовать еще в общей ликвидации литературных организаций в 1932.
Судьбы всех ОБЭРИУтов сложились трагически. Таким образом, начиная как реалист, на завершающем этапе художник стремился к полуабстракции. Они с восторгом встретили Первую мир. Смейево, смейево.
Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования. «Гилея» была самым влиятельным объединением футуристов, но не единственным: существовали также эгофутуристы во главе с Игорем Северянином (Санкт-Петербург), «Центрифуга» (Москва), группы в Киеве, Харькове, Одессе, Баку. Хлебников, А. Кручёных, В. Маяковский, Д. Бурлюк и др. ) — в 1912 г. ее участники выпустили манифест «Пощечина общественному вкусу», в котором призывали «бросить Пушкина, Достоевского и пр. В «Портрете И. Клюона» художник как бы увеличивает фрагмент из работ крестьянского цикла («Косарь») (см. На этом этапе были нужны общедоступные, понятные широким массам формы. Активный организатор, он был основателем ряда украинских футуристических группировок и журналов: Фляминго (1919 – 21), Аспанфут (1921 – 24) в Киеве, а после переезда в Харьков журнал Новая генерация (1928 – 30).
В результате футуристам удалось достичь создания предельно напряженного динамического художественного пространства чисто живописными средствами, чего не удавалось никому ни до них, ни после них за исключением, пожалуй, только В. Кандинского в его «драматический» период. формы, цвета, движения и звука, Балла стал предтечей и кинетизма и позднейших синтетич. с парохода современности» Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней».
И, наконец, «ничевоков». Позже Маринетти стал сторонником итальянского фашизма. Но в то же время они писали антивоенные произведения (поэма «Война и мир» Маяковского, «Война в мышеловке» Хлебникова). Футуризм (от лат.
Боччони был самой яркой и одаренной личностью в футуристическом движении. И, наконец, «ничевоков». Устав подписали другие члены группы и его утвердил нарком просвещения А. Луначарский. вызывает у отд. Весь этот образ как будто витает, плавает.
Футуризм – это тотальное отрицание, в том числе и эстетства. Особенно активно она действовала с 1910 по 1915 (сб. : Садок судей, Пощечина обществ. В отличие от представителей других авангардистских течений испытывавших ужас перед надвигающейся индустриальной эрой, футуристы принимали будущее с экзальтированным оптимизмом, абсолютизировали внешние признаки технической цивилизации в качестве новых ценностей, знаменующих модель грядущего мироустройства.
В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. группировок Ф. в России прекратил свое существование. Футуристы пытались сделать свое творчество «выражением стремительных перемен», которые наступили в век капиталистического развития.
Мы тоже механизмы (Северини). Огромная толпа приходит в лихорадочное движение в «Восстании» Л. Руссоло (1912, Городской музей, Гаага). Все здания отличались современным необычным видом и некой странностью форм. Гоночный автомобиль, «несущийся как шрапнель», представлялся им прекраснее Ники Самофракийской.
После Октябрьской революции 1917 большинство футуристов активно участвовали в политико-агитационных начинаниях Советской власти, в реформах системы художественного образования, однако претензии футуризма стать общеобязательным государственным искусством и усилившееся в этот период нигилистическое отношение многих футуристов к культурному наследию были осуждены в письме ЦК РКП (б) О пролеткультах и в записках В. И. Ленина А. В. Луначарскому и М. Н. Покровскому. С помощью специальных научных исследований Кандинский стремится выяснить, как посредством геометрических форм и чистых цветов можно выразить и простые впечатления (например «плотный цвет») и сложные понятия (к примеру, определив серый цвет как символ мещанства). Урбанистические пейзажи рассматривались с высоты птичьего полета или с крыла аэроплана.
принцип симультанности (одновременности). Поэзия футуризма и живопись кубофутуризма (публично этот термин был озвучен в 1913 году Корнеем Чуковским) тесно переплетены в истории. искусстве начинается тенденция последоват. В Новой генерации принадлежали, кроме М. Семенко, поэты Гео Шкурупий, Алексей Влизько, М. Скуба и др. Но они не передавали никакого сколько-нибудь определенного содержания. артефактов, как ассамбляж инсталляция, абстр. Единой творческой школы с единой идейной и поэтической программой они не образовали.
Футуристов предреволюционной России отличало обостренное ощущение грядущего «мирового переворота», неизбежности «крушения старья» и возникновения «нового человечества». приложение), можно увидеть, как эволюционирует манера художника.
ориентации, касающихся самых разных видов искусства и сторон человеч. Именно с футуризма в европейском искусстве начинается тенденция последовательного выхода художника за пределы искусства. Так, в одной из «Цветочниц» 1903 года стоящая строго в центре, достаточно плотно и декоративно написанная фигура девушки дана на фоне, наполненном мелькающим движением импрессионистически трактованной толпы в колышущихся пятнах солнца и легкой тени. Малевича). Во всем облике героя чувствуется нечто игрушечное, ненастоящее. Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим. Первыми художниками, поддержавшими футуристическое течение в России, были братья Бурлюки (Николай, Владимир и Давид), которые в 1910 году создают общество последователей кубофутуризма «Гилея». В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч.
писателя ф. Т. Маринетти (вождя и теоретика ф., автора «Манифестов итальянского футуризма», 1909—19), жизнь мотора волнует больше, чем улыбка или слезы женщины. Многие из авторов эмигрировали (Давид Бурлюк, Игорь Северянин, Илья Зданевич, Александра Экстер), умерли (Велимир Хлебников, Александр Богомазов), покончили с собой (1930 -- Владимир Маяковский), некоторые отошли от идеалов футуризма и выработали собственный индивидуальный стиль (Николай Асеев, Борис Пастернак). Маринетти. В первые годы эгофутуризм противопоставлялся кубофутуризму (будетлянтству) по региональному (Петербург и Москва) и стилистическому признаку.
поля и силовые линии, развивая здесь на визуальном уровне живописные находки Ван Гога. движение как ряд одновременно переданных на плоскости движений («Динамизм собаки на поводке», 1912).
переворотов они ощущали себя соучастниками этих событий и считали свое искусство революцией мобилизованным и призванным. Название стиля отображает главный его принцип – создать образ будущего. Упоенные новейшими достижениями техники, они стремились вырезать раковую опухоль традиц.
Первыми соратниками «проповедника» футуризма были поэты. Организацию и пропагандирование эгофутуризма взял на себя 20-летний поэт Иван Игнатьев, основавший «Интуитивную Ассоциацию». «Добившись шумного успеха, скандальной славы, выпустив больше десятка книг, осуществив театральные постановки, футуристы чувствуют, что их историческая миссия выполнена» (С.
В результате возникают «смазанные» кадры с изображением лошади или собаки с двадцатью ногами, автомобиля или велосипеда с множеством колес и т. п. XX в. Сложился в Италии. Вызывать в публике целый ряд забавных идей и чувств, подобно тому, как сильный удар по воде вызывает концентрические круги, пробуждает эхо, которое в свою очередь пробуждает другое эхо.
практики в сферу самой жизни. В результате выяснилось, что кубизм развивал форму без содержания, тогда как футуризм – содержание без формы, которое на самом деле было не особенно содержательным. В «Манифесте живописи» в качестве основных рекомендовались только два признака: употребление самых ярких – «красных, которые кричат», – красок и непременный, обязательный дивизионизм, однако ничего не говорилось о цветовой структуре, о содержательной стороне цвета. эмоций (стекла, дерева, картона, железа, кожи, конского волоса, одежды, зеркал, электрич. Северини, написанная в 1923 году, так и называлась – «Машинизм в искусстве».
При всей разноликости течений было в этом мощном взрыве новаторства нечто общее, объединившее различные направления и не исчезнувшее со временем. приложение). Однако сжигать мосты между предметным и беспредметным он не спешил и еще долго виртуозно балансировал на грани абстрактного и реального. В России футуризм отчётливее всего выразился в литературе (Д.
Свои стихотворения участники группы называли «поэзы». теоретиком футуризма. О иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей. Позднее к ним присоединились художники, опубликовавшие 8 марта 1910 года свой «Манифест футуристической живописи», в котором они отвергали прошлое и ратовали за творческое обновление. В социально-полит, плане очищение мира от старой рухляди они видели в войнах и революциях: Война – единственная гигиена мира. В социально-политическом плане очищение мира от старой рухляди они видели в войнах и революциях – «война – единственная гигиена мира». Так или иначе, но футуризм подарил поэзии трёх гениев: Маяковского, Хлебникова, Пастернака.
В «Политической программе футуризма» (1913), которую подписали У. Боччони, К. Карра, Л. Руссоло и Ф. Маринетти, говорится: «Абсолютный суверенитет – Италии. О возникновении петроградского «Ордена воинствующих имажинистов» было объявлено в 1922 г. в «Манифесте новаторов», подписанном Алексеем Золотницким, Семеном Полоцким, Григорием Шмерельсоном и Влад. и Б. Смиренские, К. Вагинов, К. Олимпов, Грааль-Арельский, Д. Дорин, Александр Измайлов) пыталось организовывать громкие выступления, анонсировало широкую издательскую программу, но было закрыто по распоряжению петроградского ЧК 25 сентября 1922 г. Понятие «крестьянская поэзия» вошедшее в историко-литературный обиход, объединяет поэтов условно и отражает только некоторые общие черты, присущие их миропониманию и поэтической манере. Балла, К. Карра, Л. Руссоло, Дж. 2.
В 1921 году художник покидает Россию и переезжает сначала в Берлин, а потом в Веймар. и проч. Другие отрицали революционные потрясения. Основными чертами русского футуризма были бунтарство, анархичность, выражение массовых настроений толпы отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат поиски раскрепощённого «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка.
Художественная форма как необходимый элемент творчества просто отсутствовала. Главные принципы художественного кредо — скорость, движение, энергия, которые футуристы пытались передать достаточно простыми приемами. Балла традиционен в выборе своих сюжетов: «Дама с собачкой», «Девочка, бегающая по балкону» (1912, Галерея современного искусства, Милан). В период революционных переворотов они ощущали себя соучастниками этих событий и считали свое искусство «революцией мобилизованным и призванным».
стиха, визуальной (графич. ) поэзии использования архаич., фольклорной и бытовой лексики и кончая беспредельным словотворчеством и словоновшеством – изобретением зауми. Главная задача нового направления Маринетти видел в уничтожении господствующих в 19 веке художественных форм, особенно реализма и классики и в бесконтрольном индивидуализме, который в живописи оказался фантастическими формами и цветами, а в литературе, особенно в поэзии, т. н. Заумной языке – созданием новых звуков-слов, часто без всякого смысла. Имажинизм Есенина и Мариенгофа. Футуристы были революционерами в искусстве. скульптурах-конструкциях к объединению пластич.
Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных. О, засмейтесь, смехачи. Футуризм (от лат.
Они писали о труде и быте крестьянина, о драматических и трагических коллизиях его жизни. Северини в «Читающих женщинах» видна трехмерность в футуристических неуравновешенных фигурах. В отличие от ранних направлений, футуризм предполагал возвышение формы над содержанием. Маринетти говорил: «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью».
Отсюда в живописи футуризма (в некоторых приёмах близкой кубизму, но принципиально отличной от него выраженной сюжетностью, литературной подосновой) совмещение точек зрения и умножение контуров, как бы вызванные стремительным движением, деформация фигур, резкие контрасты цветового строя, хаотичное вторжение в композицию обрывков текста и др. Отношение к войне и революции как к омолаживающей силе одряхлевшего мира. Кирхнер).
Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней». Представители этого направления считали, что умозрительное раскрашивание как антиживописный прием может абсолютно уничтожить смысловую значимость цвета. Свои картины они посвящали поезду, автомобилю, самолётам (см. О, засмейтесь, смехачи. Знакомство с популярными изложениями достижений физики и психологии приводит футуристов к стремлению изображать не сами предметы, но образующие их энергетические, магнитные, психические поля и «силовые линии», развивая здесь на визуальном уровне живописные находки Ван Гога. Если «Аббатство гаеров» было просто кружком, объединившим молодых поэтов Константина Вагинова, братьев Владимира и Бориса Смиренских, К. Маньковского и К. Олимпова и о его деятельности мало что известно, то созданное в 1921 г. «Кольцо поэтов» (В. К началу 20-х гг.
полях и силовых линиях. Культ города с его динамикой и безликостью. Эгофутуристы печатались также в газетах «Дачница» и «Нижегородец». В опубликованном в 1913 г. манифесте «Искусство шумов» Л. Руссоло, на много лет вперед предвосхищая конкретную музыку Штокхаузена, Кейджа, выдвигает идею музыки, состоящей исключительно из одних натуральных шумов. Картина Дж.
В России возникло футуристич. В творчестве их привлекала форма и любое новаторское видение привычных вещей. жизни человека – воспоминания, переживания, пластич. В лит. В картине не было предмета, однако картина эта волнует и покоряет».
Сенсорика совр. Футуристы стремились на всех уровнях изменить традиционную систему литературного текста, начиная от смешения всех и всяческих жанров (вплоть до синтезирования многих искусств – футуристическая опера «Победа над солнцем», 1913 г., музыка М. Матюшина, текст Крученых, декорации Малевича), введения новых принципов стихосложения, основанных на композиционных «сдвигах» и смысловых парадоксах, разработки тонического стиха, визуальной (графической) поэзии использования архаической, фольклорной и бытовой лексики и кончая беспредельным «словотворчеством и словоновшеством» – изобретением зауми. В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. Рус. В области пейзажа очень интересны работы Роберта Рафаиловича Фалька (1886 – 1958), также близкие по стилю Сезанну.
Знакомство с достижениями физики и психологии приводит футуристов к стремлению изображать не сами предметы, а образующие их энергетические, магнитные, психические поля. И если экспрессионизм – это выражение чувств, то футуризм – отказ от всеобще признанных правил. Он сочетал различные материалы и интерпретировал форму, пытаясь продлить предмет в пространстве («Антиизящная»). В «Манифесте искусства механизмов» от 1923 года так и было сказано: «Мы воспринимаем как механизмы. «Принимать или не принимать.
странах Запада Ф. был представлен немногочисленными группами. «Голос футуризма», действительно, очень скоро вылился в «медь проповеди», но, увы и «первая часть программы» была продолжена. Металлический объем лица расчленяется, разрезается. Стремясь в своих футуристич.
К. Кара в своем манифесте «Живопись звуков, шумов, запахов» (1912), доводя до логического предела принцип синестезии, утверждал, что ощущения всех этих невизуальных феноменов можно добиться с помощью абстрактных ансамблей красок и форм. Упоенные новейшими достижениями техники, они призывали «вырезать раковую опухоль» традиционной культуры ножом техницизма, урбанизма и новой науки. Статич. Имажинистскую «Декларацию», опубликованную 30 января 1919 г. в воронежском журнале «Сирена» (а 10 февраля также в газете «Советская страна», в редколлегию которой входил Есенин), кроме них подписали поэт Рюрик Ивнев и художники Борис Эрдман и Георгий Якулов. Первый футуристический манифест Маринетти уже через несколько дней после его появления в «Фигаро» был переведен на русский и опубликован в петербургской газете «Вечер» 8 марта 1909 г. Он сразу же привлек к себе внимание художников и литераторов. В период революц. Попробуем вглядеться в это произведение. футуризм фактически распался. Футуристы же, напротив, всячески восхваляли и пропагандировали свои технократические утопии: «Отныне жар куска стали или дерева возбуждает в нас страсть сильнее, чем улыбка или слезы женщины» (Из «Манифеста»).
и проч. переустройства мира. Балла, К. Карра, Л. Руссоло и др. Еще одним подтверждением этому служит получение Ф. Маринетти звания академика. К. Карра в своем манифесте Живопись звуков, шумов, запахов (1912), доводя до логич.
Но на самом деле оказалось что это немного не так. «Изгнав психологию из литературы, футуристы ввели ее в живопись и заставили передавать психические состояния» (Тастевен Г. «Футуризм»). участники петроградских литературных групп «Аббатство гаеров» и «Кольцо поэтов им. Вместо божества – «величественное электричество, единственная и божес-твенная мать будущего человечества» (Из «Манифеста»). Маринетти еще у истоков научно-технич.
Футуристы воспевали цивилизацию и технический прогресс. В результате на картинах возникают как бы «смазанные» кадры с изображением собаки, лошадей с бесчисленным количеством ног, многокрылой ласточки или автомобиля, велосипеда со множеством колес. Создателями «Ордена» стали приехавший из Пензы Анатолий Мариенгоф, бывший футурист Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин.
В итал. Ф. она обернулась прославлением войны в качестве «единственной гигиены мира», воспеванием агрессии и насилия, поэтизацией империализма.
Движение часто передается путем наложения последоват. Футуризм, стремившийся поспевать за будущим, стал всепроникающим движением. Авторы «Искусства коммуны» (О. Брик, Н. Пунин, Н. Альтман и др. ) мечтали о «прыжке» в будущее, рассматривая собственное творчество как единственно возможный трамплин для этого скачка. подробнее: Маринетти).
Семья Кандинских испытала на себе политические изменения в Германии. видов искусства. Руссоло. Основоположником движения в России был художник Давид Бурлюк, чье имение стало местом собраний общества кубофутуристов («Гилея»). Увеличение словаря произвольными и производными словами (слово — новшество).
«Новые реальности» сводились к изображению их в виде обыкновенных, бытовых предметов, которые, однако, практически не употребляются. В 1922 новый политический режим начнет давить на это художественное течение, а в 1944 году футуризм погибнет. Увлекался дивизионизмом, особенно работами Ж. Сера. Моя революция.
Начался футуризм с опубликования в парижской газете «Фигаро» 20 февраля 1909 г. «Манифеста футуризма» итальянским поэтом Ф. Т. Футуризм в живописи это не только композиции фигур. Квадрат первоформ вписан в квадрат первопространства. В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, заимствуя у него цветовые находки и от кубизма, у которого перенял художественные формы, однако отвергал кубический анализ (разложение) как выражения сущности явления и стремился к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира. Мотоцикл был объявлен более совершенным творением, нежели скульптуры Микеланджело. манифесты и многочисленные, часто скандальные общественные выступления).
Реализовать их они пытались достаточно простыми (или даже примитивными) приемами. Он сразу же привлек к себе внимание художников и литераторов. Музыкой города считался шум города. вкусу, Дохлая луна, Взял и др. Однако авторы «расшифровывали» заглавие так: садок – клетка для содержания животных в неволе, поэты будущего пока загнаны в клетку (садок), но в будущем именно они станут законодателями (судьями) поэтического вкуса. Мы тоже механизированы».
Главные принципы их художественного кредо – движение, энергия, сила, скорость, симультанность (simultanй (фр. ) – одновременный), континуитет всех фактов и событий, проникновение всего во все и сквозь все – энергетическая прозрачность бытия. Основными эгофутуристическими издательствами становятся московский «Мезонин поэзии» Вадима Шершеневича и петроградский «Очарованный странник» Виктора Ховина.
Маринетти говорил: «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью». Мы тоже машины.
Люди, образуя подобие клина, разрывают простран-ство полотна («и движения их треугольны»). Механистичность происхо-дящего доведена здесь до максимума, а эмоциональность практически сведена к нулю. В декабре 1912 г. они выпустили манифест «Пощёчина общественному вкусу», который призывал «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч.
«Бубновый валет» – это название выставки, состоявшейся в Москве – апреле 1910 году. Звуковое сходство слов «садок» и «судей» сразу обращало на себя внимание.
Эти первоформ не сразу заполняют пространство его картин. Таковы предпосылки официального искусства, утвержденного властями итальянского фашизма. В 1907 г. знакомится в Милане с Ф. Маринетти. К. Малевич «Авиатор» (1914)Для нее характерна та же геометризация изображения, что и для кубистов.
В музыке искать гармонию шумов. Это был отчасти возврат к карнавальной культуре (аналог карнавалов в России – святки), когда происходит смена социальных ролей, недозволенное становится возможным и даже желательным. Группа молодых талантливых художников из Милана, а затем из др.
В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Первая значительная выставка итальянских футуристов прошла в Париже в 1912 г. и затем проехала по всем художественным центрам Европы (Лондон, Берлин, Брюссель, Гамбург, Амстердам, Гаага, Франкфурт, Дрезден, Цюрих, Мюнхен, Вена). Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно. Статья Дж. в 1913 манифесте Искусство шумов Л. Руссоло, на много лет предваряя конкр. Футуристы публиковали манифесты практически по каждому поводу, защищая любые формы оригинальности: «Манифест художников-футуристов» (1910), «Технический манифест футуристической литературы» (1912), «Технический манифест футуристической скульптуры» (1912), «Манифест футуристической архитектуры» (1912) и даже «Манифест футуристической кухни».
поэтом Ф. Т. Пикассо), в ходе которой исходная позиция бунта против вещей (как они есть) сменяется лозунгом слияния с вещью (какой она должна быть): уважайте объект у Пикассо.