В 1912 году в Париже состоялась первая выставка художников-футуристов. Художники-футуристы. Поэты футуристического направления прибегали к визуализации художников, вследствие чего появлялись общие работы.
Художники-футуристы, в числе которых были Дж. В Италии футуристы: поэты, художники, архитекторы — мыслили себя фашистами. В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Художники футуристы.
Эти колебания художников-футуристов между двумя параллельными направлениями в искусстве подтверждали их временную приверженность к выбранному ими пути отрицания всего предыдущего.
Бурная и не всегда корректная полемика ни к чему не привела. «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины». Но на самом деле оказалось что это немного не так.
Весь этот образ как будто витает, плавает. Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро— наиболее известные имена.
О, засмейтесь, смехачи. Главные принципы их художественного кредо – движение, энергия, сила, скорость, симультанность (simultanй (фр. ) – одновременный), континуитет всех фактов и событий, проникновение всего во все и сквозь все – энергетическая прозрачность бытия. Известная цитата оттуда: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. Вэтот период создаётся основной корпус футуристических картин, таких как «Точильщик» К. С. Малевича (1912–1913. В апреле 1910 года был опубликован второй «Манифест футуристов». вызывает у отдельных футуристов желание запечатлеть эти процессы на полотне.
Первые литографические книги будетлян, давшие один изсамых оригинальных вариантов реализации футуристической концепции врусском искусстве, выходят в1912. В 1909 г. просидел 11 месяцев в Бутырской тюрьме, где начал писать стихи. Единая цветовая палитра у футуристов отсутствовала. Первыми соратниками «проповедника» футуризма были поэты.
Балла традиционен в выборе своих сюжетов: «Дама с собачкой», «Девочка, бегающая по балкону» (1912, Галерея современного искусства, Милан). И, наконец, «ничевоков». Общество эгофутуристов издало несколько листовок и манифестов, сформулированных в крайне абстрактных и эзотерических выражениях (например, «Призма стиля – реставрация спектра мысли»). Эгофутуризм – явление кратковременное и неровное.
Маринетти. принцип симультанности (одновременности). Она иллюстрировала и другие издания футуристов, среди которых «Игра в аду» А. Е. Крученых и В. В. Хлебникова (1914) и «Война» А. Крученых (1916). Например, одной из лучших работ украинского художника-футуриста Александра Богомазова считается маленькая графическая работа «Поезд», где художник черными линиями передает немыслимую доселе скорость мчащегося поезда.
Основные черты — Культ будущего и дискриминация прошлого вместе с настоящим. В результате возникают «смазанные» кадры с изображением лошади или собаки с двадцатью ногами, автомобиля или велосипеда с множеством колес и т. п. Эпизодическим осталось обращение будетлян ккино итеатру. В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, заимствуя у него цветовые находки и от кубизма, у которого перенял художественные формы, однако отвергал кубический анализ (разложение) как выражения сущности явления и стремился к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира. У бегущей лошади не четыре копыта, а двадцать. При этом сами литераторы нередко выступали в роли оформителей собственных книг.
Прежде всего– это понятие «врага» (пословам Маринетти, «вечного неприятеля, которого следовалобы изобрести, еслибы его небыло»), ставшее одним изцентральных для футуристической эстетики. Давид Бурлюк – основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». Посвидетельству Д. Д. Бурлюка, русские художники илитераторы начинают использовать само слово «футуризм» с1911: «В1911году был выброшен флаг «футуристы» (Бурлюк 1994. Танцы – главная тема, которая стала лабораторией для его футуристических экспериментов. Холст, масло. За свою деятельность был трижды арестован.
МоМА) и«Пожар вгороде» (1913. Знакомство с популярными изложениями достижений физики и психологии приводит футуристов к стремлению изображать не сами предметы, но образующие их энергетические, магнитные, психические поля и «силовые линии», развивая здесь на визуальном уровне живописные находки Ван Гога. СОХМ) О. В. Розановой, «Итальянский натюрморт» Л. С. Поповой (1914. Упоенные новейшими достижениями техники, они призывали «вырезать раковую опухоль» традиционной культуры ножом техницизма, урбанизма и новой науки. Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке».
В книге «Взорваль» А. Крученых (1913), факсимиле которой также приведено в сборнике «Будетлянский клич. », текст частично набран, а частично написан от руки и воспроизведен литографским способом. Футуризм провозглашался течением, наиболее близким пролетариату. Хорошо, что немногочисленные «вылазки» в 1848-1870 годах на поле данных событий дали ему шанс продемонстрировать, что он способный и на наиболее либеральное отношение к исторической реальности. С 1911 по 1914 гг. Скульптор Боччони использовавший при создании каждой скульптуры самые разные материалы: стекло, дерево, картон, железо, кожу, конский волос, одежду, зеркала, электрические лампочки и т. д., стал предвестником поп-арта.
3. Северини, написанная в 1923 году, так и называлась – «Машинизм в искусстве». Спустя некоторое время вышел сборник «Садок судей». Шумы, ворвавшиеся в мир вместе с новой техникой, очаровали футуристов и они стремятся передать (во всяком случае постоянно декларируют это) их в своих работах.
Начал работать», – писал В. Маяковский в Автобиографии. К примеру, Северини успешно использовал в своей живописи сюжеты, уже известные и раскрытые еще французскими импрессионистами. Частная коллекция), «Поворот автомобиля» М. В. Ле-Дантю (1913–1914. В России возникло футуристическое движение кубофутуризма, да и лучизм Гончаровой и Ларионова основывался на развитии футуристической доктрины об энергетических полях и «силовых линиях».
Поезда, автомобили, самолёты – распространенные объекты изображения. Северини. Направление вискусстве, название которого образовано отитальянского слова «futuro» («будущее»). Вживописи футуризм остался лишь кратким эпизодом (1912–1914). Создавалась некая иллюзия калейдоскопа, цветовая гамма которого была необычайно универсальна. Свои картины они посвящали поезду, автомобилю, самолётам.
Он также провозгласил «телеграфный стиль», положив начало минимализму. В августе 1914 г., после начала Первой мировой войны, Маринетти ведёт пропаганду за вступление Италии в войну, организовывает манифестации с публичным сожжением австрийского флага, за что был арестован и посажен в тюрьму. В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, заимствуя у него цветовые находки и от кубизма, у которого перенял художественные формы, однако отвергал кубический анализ (разложение) как выражения сущности явления и стремился к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира. ОБЭРИУ Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова. Ненависть к существовавшему до них языку.
Маринетти провозглашал: «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью». Для футуристов был характерен пафос разрушения. Первыми художниками, поддержавшими футуристическое течение в России, были братья Бурлюки (Николай, Владимир и Давид), которые в 1910 году создают общество последователей кубофутуризма «Гилея».
Футуризм (от лат. Малевича). Смотрящий на полотно с большим трудом, максимально используя все свое воображение, выделял всадника на красной лошади в картине «Эластичность» (У. Текст «Заумной книги» в разделе, написанном А. Крученых, набран прописным гротеском и отпечатан красной краской. Единственным способом очистить мир от старья они считали войну. с парохода современности» Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней». К середине 1930-х годов российский футуризм в литературе был окончательно уничтожен. Д. Бурлюк, В. В. Маяковский, В. Хлебников и др. ), которая была тесно связана с левыми художественными течениями (петербургский Союз молодёжи, московская группа Ослиный хвост и др. ) как своими нигилистическими лозунгами, проповедью индивидуалистического бунта, эстетизацией техники и урбанистической культуры, так и требованиями демократизации искусства, фольклорностью, архаичностью мотивов и приёмов.
Именно связь снеопримитивизмом окрашивала русский футуризм встоль странные инеприемлемые для итальянских футуристов «архаические» тона. В России первыми футуристами были Михаил Ларионов, Велимир Хлебников, Алексей Кручёных. Я думаю у все на слуху сочетание «футуристическое будущее», «футуристический пейзаж». Композиция напоминает случайный фотографический кадр. Члены «Гилеи» придерживались доктрины кубофутуризма в его рамках появилась заумная поэзия изобретённая Хлебниковым и Кручёных. Уже к концу 1914 г. футуризм стал испытывать кризис. В отличие от ранних направлений, футуризм предполагал возвышение формы над содержанием. Реализовать их они пытались достаточно простыми (или даже примитивными) приемами. Причём политическое содержание втакой интерпретации явно преобладало над эстетическим.
Он был написан для молодых итальянских художников. 1910. К. Малевич «Авиатор» (1914)Для нее характерна та же геометризация изображения, что и для кубистов.
Художники-футуристы многое заимствовали у кубистов: Натана Альтмана (Анна Ахматова, 1914), Роберта Фалька (Крымский дворик, 1915), Казимира Малевича (Уборка ржи, 1912). Еще одной отличительной чертой футуристических картин является многообразие цветовой гаммы используемой художниками. Футуризм (от лат.
Футуризм— одно из течений авангардизма, породившего множество иных направлений и школ. Как направление в изобразительном искусстве и литературе футуризм существовал до начала 1920-х годов. Здесь же присутствует пила игральная карта (символизирующая, видимо, рискованный характер авиации первых ее лет) и вывески (аптека, что, в общем-то, тоже понятно в данном случае), которые плавают в безвесии. Боччони, пришедший к убеждению, что в одной скульптуре необходимо использовать как можно больше различных материалов для усиления пластических эмоций (стекла, дерева, картона, железа, кожи, конского волоса, одежды, зеркал, электрических лампочек и т. п. ), стал предвестником поп-арта и таких типов современных артефактов, как ассамбляж инсталляция, абстрактная скульптура. Футуризм – это стратегия единого художественного поведения. Эта стратегия включает: разрыв с традициями прошлого, вызывающие иногда агрессивные жесты, желание поддеть, порой оскорбить зрителя, чтобы пробудить его к новой эстетике, словотворчество (образование новых слов), создание новых рифм и разрушением старых канонов во всех формах искусства и общественной жизни в целом.
Важной составляющей эстетики являлось также стремление выразить посредством визуальных образов разнообразные звуки: рев моторов, шум города, грохот прогресса стали «главными героями» полотен художников-футуристов. Однако эта разорванность еще больше сблизила их с кубизмом, несмотря на то, что футуристы хотели отличаться от них.
В результате футуристам удалось достичь создания предельно напряженного динамического художественного пространства чисто живописными средствами, чего не удавалось никому ни до них, ни после них за исключением, пожалуй, только В. Кандинского в его «драматический» период. Во всем подчеркивалось право сильной личности и отрицание жалости к человеческим «винтикам» – так проповедовал футуристический лидер и идеолог Ф. Т. Вкруг таких «пограничных» произведений попадают кубофутуристические работы, живописный алогизм или отдельные работы художников, вцелом абсолютно чуждых футуристической эстетике (П. Н. Филонов. Чаще всего итальянская программа служила отправным пунктом для рождения местных «футуризмов». Упоенные новейшими достижениями техники, они призывали «вырезать раковую опухоль» традиционной культуры ножом техницизма, урбанизма и новой науки.
Ф. Т. Картины Давида Бурлюка («Футуристическая женщина», «Портрет песнебойца фигуриста Василия Каменского»), отличались невообразимой яркостью образов, братья талантливо пропагандировали идеи футуризма и для этого не жалели ни сил, ни времени: организовывали литературные встречи и вечера, ездили в разные города и села, выступая с лекциями на тему футуризма в живописи и литературе. Маттиоли, Милан) с геометрией плоскостных форм представляет собой тот же компромисс, что и «Читающие женщины» Дж. Среди авторов — В. Хлебников, братья Бурлюки, Е. Гуро, В. Каменский. В 20-е годы XX столетия стала очень популярной в мировом изобразительном искусстве идея «делания вещей».
Среди людей искусства, футуристы стали своеобразными революционерами, которые пытались заставить людей позабыть прошлое, отстраниться от прежних идеалов и правил, а вместо этого с чистого листа создавать будущее. В этом аспекте стоит отметить такие картины, как «Улица входит в дом» Умберто Боччони и «То, что мне рассказал трамвай» Карло Карра. Чувствуем себя построенными из стали. Особое место среди всех авангардных течений занимает футуризм. Поверх лица изображена вилка, не столько выписанная, сколько воссозданная, вещная. В современном им мире футуристов особенно зачаровывали скорость и мобильность новых средств передвижения и связи динамика, энергетика всевозможных машин и механизмов взрывоопасный характер социальных конфликтов бунтарское чувство масс их стихийная необузданная сила и все это они стремились выразить средствами своего искусства: поэты — экспериментируя с языком, художники — с красками.
Именно эта грань футуризма оказалась чрезвычайно важной вистории русской авангардной культуры– футуризм как «духовное течение» стал прологом комногим открытиям русского авангарда. Всякий юноша, который проводит день в библиотеке, потерян. В живописи футуристов после 1912 года стали проявляться ярко выраженные элементы кубизма. Недалеко от него ушел в своем творчестве и К. Карра.
Его подписали Давид Бурлюк, Александр Крученых, Владимир Маяковский, Виктор Хлебников. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования. «Гилея» была самым влиятельным объединением футуристов, но не единственным: существовали также эгофутуристы во главе с Игорем Северянином (Санкт-Петербург), «Центрифуга» (Москва), группы в Киеве, Харькове, Одессе, Баку. Фигура женщины срезана и взгляд направлен вниз: на поводок и собаку. В 1919 г. Маринетти вступил в фашистскую партию. Главным принципом Маринетти до конца его жизни было желание «с вершины мира бросать вызов звездам». Футуристы, устремляясь в свое призрачное механическое будущее и пытаясь предвосхитить события, на деле свернули на дорогу абстрагирования действительности и перенесли его в свои произведения. Футуристы воспевали цивилизацию и технический прогресс. В 1922 новый политический режим начнет давить на это художественное течение, а в 1944 году футуризм погибнет.
Для этого художник должен быть «вихрем сенсаций», живописной силой и энергией, а не холодным логическим интеллектом. С. 558). В социально-политическом плане очищение мира от старой рухляди они видели в войнах и революциях – «война – единственная гигиена мира». Для нее характерна та же геометризация изображения, что и для кубистов.
Воспеваются войны и революции, как омолаживающая сила одряхлевшего мира. Художник не мог отказаться от первоначального эмпиризма в передаче своих ощущений. — Динамика и скорость как высшие художественные ценности. Октябрьскую Революцию поэт встретил восторженно. и проч. В результате футуристам удалось достичь создания предельно напряженного динамического художественного пространства чисто живописными средствами, чего не удавалось никому ни до них, ни после них за исключением, пожалуй, только В. Кандинского в его «драматический» период.
Особенно остро это ощущается в крупных городах. К. Малевич как бы одевает русских крестьян в стальные одежды промышленности. Но футуризм в живописи это целая эпоха в истории искусств. Дж. Итальянский футуризм создал целостное, всеобъемлющее мировоззрение. Оно представлялось футуристам, в первую очередь, как развитие техническое.
Маринетти говорил: «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью». Это был отчасти возврат к карнавальной культуре (аналог карнавалов в России – святки), когда происходит смена социальных ролей, недозволенное становится возможным и даже желательным. В это время насилие было необходимой принадлежностью внутренней политики.
На этом этапе были нужны общедоступные, понятные широким массам формы. Картина Дж. ГРМ) и«Электрическая лампа» (1913. Коллекция С. А. Шустера, СПб. ), Д. Д. Бурлюка («Японец, чистящий рыбу».
Впадины и выпуклости моделируются с преувеличенной пластичностью. Однако авторы «расшифровывали» заглавие так: садок – клетка для содержания животных в неволе, поэты будущего пока загнаны в клетку (садок), но в будущем именно они станут законодателями (судьями) поэтического вкуса. Авторы «Искусства коммуны» (О. Брик, Н. Пунин, Н. Альтман и др. ) мечтали о «прыжке» в будущее, рассматривая собственное творчество как единственно возможный трамплин для этого скачка. Русский футуризм, в отличие от итальянского, был более литературным направлением, хотя многие из поэтов-футуристов экспериментировали и с изобразительным искусством. Примером совместной работы поэтов и художников стала футуристская опера «Победа над Солнцем», либретто которой написал Алексей Кручёных, а декорации оформил Казимир Малевич. Различия между итальянским и русским футуризмом существовали и в идеологии.
Но, обо всем по порядку. Как бы парит и сама фигура воздухоплавателя. Смейево, смейево.
Ларионов, Н. С. Обычные оптические иллюзии возвелись ими в абсолют и подкрепи-лись различными псевдонаучными толкованиями (в которых имели место дилетантизм и алогичность), поскольку идейный предводитель футуризма – Ф. Т. Маринетти. В связи с приведенными датами необходимо упомянуть, что само слово «футуризм», по отношению к русскому искусству стало употребляться в 1911 году. Такого вопроса для меня (и для других москвичей-футуристов не было). Отсюда в живописи футуризма (в некоторых приёмах близкой кубизму, но принципиально отличной от него выраженной сюжетностью, литературной подосновой) совмещение точек зрения и умножение контуров, как бы вызванные стремительным движением, деформация фигур, резкие контрасты цветового строя, хаотичное вторжение в композицию обрывков текста и др. Наоснове соединения футуристической икубистической эстетики врусской живописи сложилась особая версия «динамического кубизма» или кубофутуризм.
Изображение становилось безличным, то есть безоценочным. Выразить до конца свои чувства и стремления с помощью художественных, литературных и музыкальных образов, да так, чтобы это было понятно публике, авангардисты не могли. Наконец, в1913 при участии Ларионова иН. С. Гончаровой осуществляется постановка первого иединственного футуристического фильма «Драма вкабаре 13». Но в то же время они писали антивоенные произведения (поэма «Война и мир» Маяковского, «Война в мышеловке» Хлебникова). После войны футуристические произведения начинают «вырождаться», вбирая в себя черты иных стилей. Внешние углы книги обрезаны так, что в развернутом виде она шестиугольная.
В1913 начинается турне погородам России поэтов-футуристов (Д. Бурлюк, В. В. Маяковский, В. В. Каменский), выступавших слекциями оновом движении. На увеличение словаря поэта в его объёме произвольными и производными словами. 2. Я горячо люблю молодежь ибо она права даже в своих ошибках, тогда как старики ошибаются даже тогда, когда правы. Мы так подробно остановились на личности Маринетти для того, чтобы более понятным стали радикальные выпады футуристов – ведь, как мы уже говорили, футуризм получил широкое распространение в России. Само название «футуризм» подразумевает культ будущего, отрицание и осмеивание прошлого вместе с настоящим. Кроме Маринетти, основоположниками футуризма были Джакомо Балла (художник), Умберто Боччони (художник и скульптор), Луиджи Руссоло (художник и композитор), Карло Карра (художник и график), Джино Северини (художник, график и скульптор), Франческо Балилла Прателла (композитор и музыковед). футуризм фактически распался.
Войны и революции они считали омолаживающей силой одряхлевшего мира. Это тот самый «Ромка Якобсон», которого В. В. Маяковский упомянул в стихотворении «Товарищу Нетте — пароходу и человеку». С. 14). Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных. Гоночный автомобиль, «несущийся как шрапнель», представлялся им прекраснее Ники Самофракийской. Одно из самых репрезентативных кубофутуристических произведений – картина К. Малевича Авиатор (1914). Бронза.
Это – образ будущих «настоящих арийцев» неотвратимо наступающей «массовой культуры» фашизма. Родина футуризма — Италия. Реализовать их они пытались достаточно простыми (или даже примитивными) приемами. Основные тенденции этих изменений достаточно ярко отражены в искусстве.
Джакомо Балла Динамизм собаки на поводке, 1912. Не случайно с их легкой руки множество направлений в изобразительном искусстве, литературе и музыке того времени объединяются общим названием «авангард».
Буффало, Художественная галерея Олбрайт-Нокс. Наиболее полно он был реализован в визуальных и словесных искусствах Италии и России. Футуристов интересовало не столько содержание, сколько форма стихосложения. Динамика движения должна прийти на смену статике позирующих скульптур, картин и портретов. Членами «Гилеи» были Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Василий Каменский и Бенедикт Лившиц.
и проч. В опубликованном в 1913 г. манифесте «Искусство шумов» Л. Руссоло, на много лет вперед предвосхищая конкретную музыку Штокхаузена, Кейджа, выдвигает идею музыки, состоящей исключительно из одних натуральных шумов. Он ввел в скульптурную технику не употребляемые до этого материалы и пришел к «деланию вещей».
Футуристы вводят вмир искусства понятия истратегии, заимствованные уполитиков ивоенных. Самые значительные декларации этого периода– «Манифест летучей федерации футуристов» и«Декрет 1 одемократизации искусства»– появились в1918 впервом номере «Газеты футуристов». Об этих художниках мы предполагаем отдельно рассказать в одной из будущих статей.
— Воспевание достижений цивилизации и технического прогресса. Его «Галерея Милана» (1912, собрание Дж. Они искренне приветствовали новую власть и пытались поставить свое искусство ей на службу, но к концу 1920-х гг. Объект изображения расчленялся на множество округлых, прямоугольных и прочих геометрических фигур, создающих иллюзию калейдоскопа.
В России футуризм отчётливее всего выразился в литературе, например творчество Маяковского и некоторых других поэтов. В России футуризм отчётливее всего выразился в литературе (Д. Руссоло. Люди, образуя подобие клина, разрывают простран-ство полотна («и движения их треугольны»). Василий Васильевич Каменский (1884—1961) писал стихи и занимался изобразительным искусством с юных лет.
К неофутуристам критика причисляет метаметафористов А. Парщикова и К. Кедрова, а также Г. Айги, В. Соснору, А. Горнона, С. Бирюкова, Е. Кацюбу, А. Альчук, Н. Искренко. Принято считать, что первоначально футуристическая эстетика оформляется влитературе. Они в 1910 году организовали авангардную выставку «Бубновый Валет», а затем и художественное общество с таким же названием. Некоторые из них приветствовали Октябрьскую революцию (Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Василий Каменский, Осип Брик, Николай Асеев, Василий Кандинский) и стремились развивать искусство в революционном духе. Итальянский миф сверхприродной, сверхчеловеческой культуры остался чужд будетлянам. Он всемогущий, но бездушный, циничный и жестокий.
В сборнике «Будетлянский клич. » факсимильного воспроизведения этих изданий мы не найдем. Некоторое знакомство с теориями зрения, концепцией фиксации изображения на сетчатке глаза и т. п. Газета постоянно приукрашивала и идеализировала теорию и практику дореволюционного «будетлянства» и вела энергичную атаку на искусство прошлого, которое целиком объявлялось «буржуазным». Тогдаже ларионовская группа опубликовала вероятно самый дерзкий ипарадоксальный футуристический манифест «Лучисты ибудущники».
Давайте рассмотрим одну из работ. А это уже первые шаги в сторону будущего поп-арта. В «Манифесте футуристической литературы» он же мечтал о создании «механического человека с заменимыми частями» – удобного бесчувственного робота, начисто лишенного сознания, не требующего к себе ничего, кроме технического ухода. В декабре 1912 г. они выпустили манифест «Пощёчина общественному вкусу», который призывал «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. Огромная толпа приходит в лихорадочное движение в «Восстании» Л. Руссоло (1912, Городской музей, Гаага). В социально-политическом плане очищение мира от старой рухляди они видели в войнах и революциях — «война — единственная гигиена мира».
Словом, всем сиюминутным достижениям цивилизации, упоённой техническим прогрессом. с парохода современности» и формулировал 4 права поэтов:1. Чуть позже вышел сборник Садок судей.
К. Карра перенял у кубистов однообразность серо-коричневых тонов. Изобразительное искусство футуристов во многом было сходно с кубизмом и экспрессиониз-мом. На мировоззрение футуристов сильное влияние оказали идеи Ницше с его культом «сверхчеловека». Ларионов несколько раз на протяжении 1913-1914 годов на страницах «Театра в карикатурах» под видом обычного интервью опубликовал один из самых важных своих манифестов, так называемый «Да-манифест». «Офутуризме».
Несмотря на то, что война так «удачно подвернулась» именно в тот момент, когда сторонникам движения необходимо было претворить в жизнь все свои чаяния и принципы, реальность разбила иллюзии – кто-то вернулся с фронта инвалидом, а кто-то не вернулся вовсе. Футуристы обвиняли кубистов в «замаскированном академизме». Основные принципы деятельности ЛЕФа — литература факта, производственное искусство, социальный заказ. Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней». Звуковое сходство слов «садок» и «судей» сразу обращало на себя внимание.
Здесь нет, например, работ, пожалуй, наиболее талантливого представителя оформительского футуризма — Михаила Федоровича Ларионова (1881—1964), а его соратница Наталия Сергеевна Гончарова (1881—1962) представлена лишь несколькими рисунками в коллективно оформленном сборнике. Другие отрицали революционные потрясения. Основными чертами русского футуризма были бунтарство, анархичность, выражение массовых настроений толпы отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат поиски раскрепощённого «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка.
Футуризм в живописи это не только композиции фигур. Лекция// Искусствознание. Будетлянство Хлебникова. Основные приемы футуристов в работе над композицией заключались в следующем: делался реалистический набросок с натуры, потом – рисунок, который преображался в соответствии с произведенным на автора впечатлением (манера импрессионистов). Пришел в Смольный. Слово Италия должно господствовать над словом свобода.
Представители же русского футуризма характеризовались левыми и антибуржуазными убеждениями. Художник-футурист стремился поместить зрителя в центр картины для ощущения новой концепции движения и пространства. Футуризм в русской литературе Группа «Гилея» (В. Его первые шаги связаны с «Манифестом футуризма», который был опубликован в парижской газете «Фигаро» 20 февраля 1909 года. Опытный критик сразу «уличил» футуристов в том, в чем они признаваться не хотели: их манифесты по существу повторяют манифесты итальянцев и подметил разницу между петербургскими и московским футуристами, не столько, впрочем, в теории, сколько в ее осуществлении – «петербургским поэтам посчастливилось: среди них оказался поэт с дарованием бесспорно выдающимся: Игорь Северянин Но поэт выдающийся всегда выше той школы, к которой его причисляют: его творчество не может быть мерилом устремлений и достижений школы».
Ранний Дж. Рождение нового человека, вторжение в«ветхий» старый мир молодых сил– «варваров», способных влить свежую кровь вусталую культуру, – все эти мифологемы футуристического движения оказались востребованы вреволюционное время. Членами группы становятся Маяковский, Хлебников, Крученых и многие другие. ), его стихи впоследствии стали чуть ли не визитной карточкой футуризма.
Другой поэт-футурист – Бенедикт Лифшиц (автор книги о русском футуризме Полутораглазый стрелец) так описывал работу над его портретом художника-футуриста В. Бурлюка: Владимир пишет мой поясной портрет. ООМИИ) идругих. В 1912 г. в Париже состоялась первая выставка художников-футуристов. Всилу разных обстоятельств здесь оказались А. Е. Кручёных («отец московского футуризма», как его называли втифлисских газетах), братья Зданевичи, поэт И. Г. Терентьев, ставшие главными вдохновителями тифлисских футуристических объединений. Культ города с его динамикой и безликостью.
Игорь СеверянинПомимо Северянина, в группу входили поэты Константин Олимпов, Георгий Иванов, Стефан Петров (Грааль-Арельский), Павел Кокорин, Павел Широков, Иван Лукаш и др. У меня эти фразы ассоциировались с техникой будущего, с какими то внеземными технологиями. Старкина). С установлением в России советской власти футуризм постепенно стал исчезать. Художественная галерея Йельского университета), «Велосипедист» (1913.
Так называют отряд, который идет впереди войска. Непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку. 3. Этот «супермен», созданный необузданной фантазией идеолога и вождя футуризма, – подобие человека без каких-либо социальных признаков, но обладающее огромной биологической волей. Слишком уж агрессивный на первых порах футуризм новую власть больше не устраивал.
Но раз футуризм умер как идея избранных, он нам не нужен. Русские художники начала ХХ века, заинтересованные идеями футуризма, откликнулись на душевный порыв молодых итальянских «революционеров в искусстве» и начали создавать художественные произведения в данном стиле, которые все-таки имели некоторые отличительные черты. Они расписывали агитационные поезда, делали плакаты и т. д. Реальные формы, объекты тяготеют к криптограмме, к зашифрованности. Футуристы же, напротив, всячески восхваляли и пропагандировали свои технократические утопии: «Отныне жар куска стали или дерева возбуждает в нас страсть сильнее, чем улыбка или слезы женщины» (Из «Манифеста»).
Боччони, 1912). Отдельные тенденции футуризма были подхвачены новыми литературными группами (имажинистами, обэриутами и др. ). Обе– ГРМ). Основоположником направления и автором термина является итальянский Филиппо Маринетти – поэт, фашист и солдат. В 1909 г. Маринетти публикует свой первый футуристический манифест «Le Futurisme», который содержал радикальные лозунги, направленные против всего старого и догматичного: «Избавьте Италию от всей заразы – историков, археологов искусствоведов, антикваров. », «Тащите огня к библиотечным полкам. », «Направьте воду из каналов в музейные склепы. », «Крушите древние города. » и т. д. Впервые о смерти футуризма как направления заговорили уже в 1915: « русского футуризма нет. Меня сейчас разложат на основные плоскости искромсают на мелкие части и, устранив таким образом смертельную опасность внешнего сходства, обнаружат досконально «характер моего лица». Книга была напечатана на оборотной стороне обоев.
Что же касается Андрея Кравцова, то он по образованию был медиком и жил в Харькове. Мотоцикл был объявлен более совершенным творением, нежели скульптуры Микеланджело. Каждая работа несет в себе символ и это творение не исключение. Война для него была единственной очистительной силой – «гигиеной мира».
Автомобилю, поезду, электричеству, вокзалу футуристы посвящают свои поэмы и картины. Начался футуризм с опубликования в парижской газете «Фигаро» 20 февраля 1909 г. «Манифеста футуризма» итальянским поэтом Ф. Т. Северини, У. Боччони, Л. Руссоло, М. Сирони, Ю. Анненков и др. 2.
В лучших работах футуристов (особенно Северини, Боччони, Балла) эти попытки привели к созданию высокохудожественных оригинальных произведений, вошедших в сокровищницу мирового искусства. Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим. Усмей, осмей, смешики, смешики. Инетолько вкачестве пропагандистской уловки для привлечения внимания публики.
После круг наследовалей стал стремительно рости. Как направленность в изобразительном искусстве футуризм существовал до начала 1920х годов. В стихотворении «Юбилейное» (1924 г. ) он вновь обращается к образу Пушкина. Этот этап вистории русского футуризма связан прежде всего сдеятельностью «Синдиката футуристов» (Кручёных, И. М.
Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования. Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк)В литературе для футуризма были характерны отказ от традиционной грамматики, право поэта на свою орфографию, словотворчество, ритм. Но у футуристов (кубофутуристов) геометризация играет меньшую роль и присутствует не всегда. Наиболее известные русские художники-футуристы: Д. и Н. Бурлюки, М. Ларионов, Н. Гончарова, М. Матюшин, Н. Кульбин, А. Экстер и другие. Свои картины они посвящали поезду, автомобилю, самолётам (см. Парки, кафе, рестораны, танцовщицы – все это уже не раз было представлено до него. вызывает у отдельных футуристов желание запечатлеть эти процессы на полотне.
Северини – главными представителями футуризма в живописи. Как известно, это слово взято из военного лексикона. Теперь Пушкин для Маяковского уже не представляется «непонятнее гиероглифов», как в 1912 году и поэт больше не предлагает «сбросить» его «прочь с парохода современности», очевидно, потому, что современность к тому времени стала уже другой и предъявляла абсолютно иные требования к искусству. Всего же в книге пять рисунков, воспроизведенных литографским способом. Они с восторгом встретили Первую мировую войну, многие из них ушли воевать добровольцами и погибли. О, засмейтесь, смехачи.
Томмазо Маринетти создает первый манифест футуристов в 1909 году. — Пафос разрушения и взрыва. Провозглашается пафос разрушения и взрыва. В первые послереволюционные годы новым центром футуристической активности, где продолжилась разработка неполитизированной мифологии, нонаиболее радикальных эстетических концепций футуризма (восновном поэтического), стал Тифлис. Его жизненный и творческий путь — это момент всеобщего пути, по которому шла прогрессивная часть человечества в начале XX века.
Живопись урбанистического типа выглядела, как кошмарное впечатление от жизни в мегаполисе. ГТГ), «Аллегорическое изображение войны 1812» А. В. Лентулова (1912.
Любовь кошеломлению, кдемонстративной театральности поведения, стиля речи или текстов воплощала особые свойства современного, футуристического мироощущения, вкотором быстрая смена впечатлений, мгновенных событий-вспышек пришла наместо размеренных ритмов прошлого. Моя революция. Среди живописцев группировку споследовательной футуристической программой назвать трудно. Типичными кубофутуристическими произведениями стали портреты Владимира и Давида Бурлюков в книге Василия Каменского Танго с коровами (1914). Даже манифест русских футуристов, написанный в декабре 1912 года, носил название «Пощечина общественному вкусу».
В России футуризм на первых порах заявил о себе в живописи, затем – в поэзии. — Принцип симультанности — наложение последовательных фаз на одно изображение движения. «Обойные поэты», «клоуны», «курам на смех» – так встретила сборник профессиональная критика. Это действительно было открытием, лежавшим на поверхности. Он также кидал вызов всему корпусу художественного наследия и не довольствовался требованием совершенной автономии искусства (уже символистами была развита теория искусства для искусства). Энергетические поля или состояния души изображаются футуристами с помощью абстрактных лучащихся динамически закручивающихся в пространстве цветоформ (или пластических объемов в скульптуре – например у Боччони).
Мы тоже машины. Маринетти.
В книге «Взорваль» текст помещен не на однотонной бумаге, а на фоне беспредметных цветовых пятен иногда занимающих почти всю поверхность листа. Футуристы стремились на всех уровнях изменить традиционную систему литературного текста, начиная от смешения всех и всяческих жанров (вплоть до синтезирования многих искусств – футуристическая опера «Победа над солнцем», 1913 г., музыка М. Матюшина, текст Крученых, декорации Малевича), введения новых принципов стихосложения, основанных на композиционных «сдвигах» и смысловых парадоксах, разработки тонического стиха, визуальной (графической) поэзии использования архаической, фольклорной и бытовой лексики и кончая беспредельным «словотворчеством и словоновшеством» – изобретением зауми. вызывает у отдельных футуристов желание запечатлеть эти процессы на полотне. Словом, все сиюминутные достижения цивилизации, упоённой техническим прогрессом. Северини «Автобус» (собрание Куртьон, Париж) со свойственной этому автору академической методичностью показывает, как это может происхо-дить. По его приглашению в 1914 году в Петербург приезжал Ф. Г. Маринетти.
Заклятие смехом (В. Хлебников)О, рассмейтесь, смехачи. В картине Дж. Этотже год как точку отсчёта для истории русского футуризма указывает И. М. Зданевич. 1. Стиль зародился в Италии, в начале 20 века, а точнее между 1910 и 1920 годов.
Его «письма» публиковались на протяжении 1910-1913 годов в журнале «Аполлон». Первым из русских поэтов использовал слово «футуризм» Игорь Северянин, предложив термин «эгофутуризм» – так назывался выпущенный им в 1911 г. сборник «Пролог. Позже он систематизировал результаты этих опытов в Техническом манифесте футуристической скульптуры 1914 года. После Октябрьской революции 1917 большинство футуристов активно участвовали в политико-агитационных начинаниях Советской власти, в реформах системы художественного образования, однако претензии футуризма стать общеобязательным государственным искусством и усилившееся в этот период нигилистическое отношение многих футуристов к культурному наследию были осуждены в письме ЦК РКП (б) О пролеткультах и в записках В. И. Ленина А. В. Луначарскому и М. Н. Покровскому. В «Манифесте искусства механизмов» от 1923 года так и было сказано: «Мы воспринимаем как механизмы. Смеюнчики, смеюнчики. О, рассмейтесь, смехачи.
Но самоназвание это, надо сказать, широкого распространения не получило. 11 февраля 1910 года в Италии был опубликован первый футуристический манифест, содержащий призыв «презирать все формы подражания и прославлять все формы оригинальности».
Известие о смерти футуризма поступило и из самого футуристического лагеря: «Да, умер. У русских футуристов тоже были свои манифесты. Однако в действительности русский футуризм не вылился в целостную художественную систему.
Статические формы кубизма футуристы наполнили динамикой движения и энергией силовых полей. Ни одна творческая область не была обделена его вниманием. Бунт, 1911) и т. п. Факсимиле этого сборника стихов открывает книгу «Будетлянский клич. ». Человек будущего, в представлении футуристов, — это «механический человек с заменяемыми частями».
«Наш прекрасный мир стал еще прекраснее – теперь в нем есть скорость» (там же). Книгу открывает контурный портрет Крученых, нарисованный Николаем Ивановичем Кульбиным (1868—1917). «Заумная книга» иллюстрирована цветными линогравюрами и коллажами Ольги Владимировны Розановой (1886—1918).
Именно посредством творчества деятели стремились поменять мир, перевести мировоззрение людей под иной ракурс путем самовыражения и глубины символов. Эгофутуризм». Но ещё в 1910 г. «будетляне» (первая русская футуристическая группа) выпустили первый сборник «Садок судей», в этом же году они стали называть себя группой «Гилея». История футуризма завершается в начале 1920-х, когда большинство его участников вошли в ЛЕФ (ЛЕФ (Левый фронт искусств) — творческое объединение, существовало в 1922—1929 годах в Москве, Одессе и других городах. Именно футуристы начинают называть свои выступления перед публикой битвами, поддерживая (аиногда нарочито провоцируя) конфронтацию спубликой ихудожественным истеблишментом. с парохода современности» и сформулировали 4 права поэтов: 1.
Хлебников, А. Кручёных, В. Маяковский, Д. Бурлюк и др. ) — в 1912 г. ее участники выпустили манифест «Пощечина общественному вкусу», в котором призывали «бросить Пушкина, Достоевского и пр. Стихотворение отпечатано черной краской. Перспектива того, что техническая революция нового столетия неизбежно приведет к превращению человека в придаток машины, «в винтик, в штифтик, в органную клавишу», повергала в ужас всех сознательных гуманистов. К ним относились как к сумасшедшим или хулиганам.
В 1908 (по другим данным — в 1907 г. ) он вступил в РСДРП (б), активно вел революционную агитацию среди рабочих. 1922. Футуристы пытались сделать свое творчество «выражением стремительных перемен», которые наступили в век капиталистического развития. Футуризм трактуется теперь как искусство, соответствующее глубинному духу революции.
(Статья В. Брюсова появилась в 1913, когда талант В. Маяковского еще не раскрылся в полной мере). Центр Помпиду, Париж) Гончаровой, «Прогулка. Среди первых изданий — книжки «Старинная любовь», «Игра в аду», «Мирсконца». Вэти годы футуризм нестолько направление вискусстве сконкретной эстетической программой, сколько обобщённое наименование для самых разных течений так называемого «левого» искусства. Статья Дж. Востребованными оказались лишь мифология иидеология футуризма.
Откроем фигуру, как окно и заключим в нее среду, в которой она живет» (Из «Манифеста итальянского футуризма»). В отличие от западных художников, воспевающих превосходство техник и новейших достижений человечества, русских художников-кубофутуристов (так они себя называли) больше волновала тема одиночества человека среди современного урбанизированного ландшафта. Звуковое сходство слов «садок» и «судей» сразу обращало на себя внимание. Возник вИталии (первый манифест писателя Ф. -Т. Маринетти опубликован в1909). Эту тенденцию можно проследить и в творчестве Маяковского. футуристы изо всех сил старались эпатировать публику своими нетрадиционными публикациями, выступлениями и даже внешним видом (рисовали у себя на лице возмутительные для общества, в котором жили, картинки: например, у Бурлюка на щеке красовалось изображение писающей собачки). Гончарова, К. Малевич.
Есть просто Игорь Северянин, Маяковский, Бурлюк, В. Каменский», – писал М. Горький. Северини «Бронепоезд» (1915, собрание Цейслер, Нью-Йорк) серо-зеленая масса одновременно палит из полураскрытого бронированного склепа. Свою издательскую деятельность будетляне начали поздней осенью 1912 года.
По воспоминанием того же В. Каменского (его стихотворением Чюрлю-Журль открывался сборник) книга «с оглушительным грохотом разорвалась на мирной дряхлой улице литературы». Произведение того же автора «Динамизм мускулов» (1913, собрание Бартарелли, Милан) вызывает удивление своеобразной трактовкой формы самих мышц и однообразно серой гаммой красок. Мотоцикл был объявлен более совершенным творением, нежели скульптуры Микеланджело. Балла, Дж. пришлись не ко двору пролетарским комиссарам и подверглись гонениям и преследованиям, а группировки были распущены. 4.
О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачий. Маринетти говорил: «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью». Особенно активно она действовала с 1910 по 1915 г. (сборники: «Садок судей», «Пощечина общественному вкусу», «Дохлая Луна», «Взял» и др. Знакомство с популярными изложениями достижений физики и психологии приводит футуристов к стремлению изображать не сами предметы, но образующие их энергетические, магнитные, психические поля и «силовые линии», развивая здесь на визуальном уровне живописные находки Ван Гога. «Голос футуризма», действительно, очень скоро вылился в «медь проповеди», но, увы и «первая часть программы» была продолжена.
В период революционных переворотов они ощущали себя соучастниками этих событий и считали свое искусство «революцией мобилизованным и призванным». 1. Название стиля отображает главный его принцип – создать образ будущего. Вот таким образом каждый футурист использовал те цвета, которые ему нравились. Вдохновителем и вождем нового течения и автором «Манифеста» стал писатель Эмилио Филиппо Томмасо Маринетти (Emilio Filippo Tommaso Marinetti, 1876—1944).
Мотоцикл они объявили более совершенным творением, чем скульптуры Микеланджело. Для эстетики футуризма важны были эффект, «взрыв», мгновенная вспышка эмоций. Умственная гигиена – развитие физической силы, спорт, бойкот музеев и библиотек. 1917–1918.
Но они не передавали никакого сколько-нибудь определенного содержания. Далее были попытки реформы поэтического языка: отказ от знаков препинания, от использования наречий и качественных прилагательных — все это делалось для снятия «пут».
Но у футуристов (кубофутуристов) геометризация играет меньшую роль и присутствует не всегда. Как бы парит и сама фигура авиатора. Футуристы были революционерами в искусстве. Футуризм, стремившийся поспевать за будущим, стал всепроникающим движением.
1913. Фигуры безликих солдат – винтики военной машины. Отстранение «от гордого чела своего из банных веников сделанный Венок грошовой славы».
Судьбы всех ОБЭРИУтов сложились трагически. Среди авторов – Давид и Николай Бурлюки, Елена Гуро, В. Хлебников, В. Каменский. Инициатором был поэт и художник Алексей Елисеевич Крученых (1886—1968). Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно.
Е. Ф. Ковтун в упомянутой выше монографии ни о нем, ни о книге «Нагой среди одетых» даже не упоминает. Маринетти – отрекся от присутствия разума в своих произведениях, заменив его неопределенным понятием интуиции. Конечно ипосле 1914 врусском искусстве появляются произведения, вкоторых отчётливо видны следы влияния футуристической эстетики– уК. М. Зданевича («Синдикат футуристов» или «Оркестровый портрет». О иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей. иК. М. Зданевичи, Н. А. Чернявский, Ладо Гудиашвили, С. В. Валишевский, Кара-Дарвиш) игруппы «Сорок один» (Кручёных, Терентьев, И. М. Зданевич, Чернявский). Именно с футуризма в европейском искусстве начинается тенденция последовательного выхода художника за пределы искусства.
Кандинского, супрематизма К. С. Собственно, этого они и добивались. Он бы был достоин забвения, если бы это было единственным его достижением. Отношение к войне и революции как к омолаживающей силе одряхлевшего мира. Вот таким образом большинство течений начиналось с создания манифестов, где довольно подробно расписывалось, как представители того или иного течения видят жизнь, что они вообще называют искусством, как они мыслят и чувствуют искусство прошлого, настоящего и будущего и, наконец, о чем они хотят поведать миру своим творчеством.
В поэзии освободить слово от уз устарелого синтаксиса. Слово futurum в буквальном переводе с латинского означает «будущее», «будущность». Гоночный автомобиль, «несущийся как шрапнель», представлялся им прекраснее Ники Самофракийской. В дальнейшем футуризм, развиваясь, образует новое направление – так называемый пространственный симультанизм, который связывается с идеей одновременности – «Разве мы не видали иной раз на щеке человека, с которым разговариваем, лошадь, проезжающую в далеком конце улицы. » (Из «Манифеста итальянского футуризма») – и идеей пространства, в котором хаотически перемещаются тела и предметы.
Заменить психологию человека, отныне исчерпанную, лирическим завладением материала» (Из «Манифеста итальянского футуризма»). В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Основные пункты манифеста были изложены Буцци в пятом номере «Аполлона» за 1910 год, т. е. поразительно быстро для тогдашней России.
Прямое усвоение ряда «классических» способов передачи движения итальянского футуризма стало для русских живописцев скорее неким трамплином для формирования собственных концепций или, повыражению Д. В. Сарабьянова, – «пересадочной станцией» вих стремительном движении кисчерпанию уже достигнутого иоткрытию нового. «Девушка сцветком». Позднее к ним присоединились художники, опубликовавшие 8 марта 1910 года свой «Манифест футуристической живописи», в котором они отвергали прошлое и ратовали за творческое обновление. Наиболее полно он был реализован в визуальных и словесных искусствах Италии и России. В марте 1910-го в сборнике «Студия импрессионистов» было напечатано стихотворение тогда почти никому не известного поэта В. Хлебникова «Заклятие смехом» (О, рассмейтесь смехачи.
Но, захваченный новым революционным футуристическим потоком, художник, следуя тезису манифеста: «У бегущей лошади не четыре ноги, а двадцать и их движения треугольны», придал и бегущей девушке и играющему музыканту свою особую динамику. В литературной России существовало несколько футуристических группировок, наиболее плодотворной из них и близкой к собственно футуризму была «Гилея», в которую входили А. Крученых, В. Маяковский, В. Хлебников, братья Бурлюки, В. Каменский и др. Метод выполнения весьма подобен кубизму и экспрессионизму, но отличительностью стала визуализация общественнополитического движения. Алягров — это псевдоним Романа Осиповича Якобсона (1896—1982), впоследствии эмигрировавшего в Америку и ставшего там знаменитым филологом, профессором Гарвардского университета. Вдинамике новой индустриальной иурбанистической реальности они видели прежде всего мифологизированный образ своей «религии жизни».
Поставщиком свежих произведений итальянских футуристов в Россию был поэт Паоло Буцци. Энергетические поля или состояния души изображаются футуристами с помощью абстрактных лучащихся динамически закручивающихся в пространстве цветоформ (или пластических объемов в скульптуре — например у Боччони). После военного периода каждый «уцелевший» художникфутурист двигался в своем направлении. В «Политической программе футуризма» (1913), которую подписали У. Боччони, К. Карра, Л. Руссоло и Ф. Маринетти, говорится: «Абсолютный суверенитет – Италии. В «Манифесте живописи» в качестве основных рекомендовались только два признака: употребление самых ярких – «красных, которые кричат», – красок и непременный, обязательный дивизионизм, однако ничего не говорилось о цветовой структуре, о содержательной стороне цвета. При этом симультанность относится у них не только к совмещениям внешних форм и явлений, но и к стремлению объединить в некое художественное целое различные моменты внутренней жизни человека — воспоминания, переживания, пластические ассоциации и т. п.
В лучших работах футуристов (особенно Северини, Боччони, Балла) эти попытки привели к созданию высокохудожественных оригинальных произведений, вошедших в сокровищницу мирового искусства. с парохода современности». Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных.
Балла, К. Kappa, Л. Руссоло, Дж. В творчестве их привлекала форма и любое новаторское видение привычных вещей. Смысл же названия авторы «расшифровывали» так: садок — клетка для содержания животных в неволе, поэты будущего пока загнаны в клетку (садок), но в будущем именно они станут законодателями (судьями) поэтического вкуса. Футуристы. Чаще всего на полотнах отображались геометрические фигуры, которые были весьма многограны.
Таким образом, художники отображали абстрактное искусство, целью которого стало создание динамических композиций посредством визуализации таких физических явлений, как энергия, скорость и даже звук. Снеопримитивистскими корнями русского футуризма может быть связана итакая нефутуристическая характеристика эстетики будетлян, как настороженное, апорой ивраждебное отношение кновой машинной, механической реальности. Вместо божества – «величественное электричество, единственная и божес-твенная мать будущего человечества» (Из «Манифеста»). Футуризм был радикальной программой, которая основана на идее разрыва с прошлым.
К началу 20-х гг. Сила и разрушение – основные ценности адептов движения. В 1912 году российские футуристы создают собственный манифест «Пощёчина общественному вкусу». Упоенные новейшими достижениями техники, они призывали «вырезать раковую опухоль» традиционной культуры ножом техницизма, урбанизма и новой науки. Умберто Боччони Непрерывность форм в пространстве, 1913. Смысл же названия для непосвященного читателя был невнятен (и потому эпатировал его). Воссоздание живописными средствами «динамических ощущений»– центральный постулат футуристической эстетики.
Футуристы стремились на всех уровнях изменить традиционную систему литературного текста, начиная от смешения всех и всяческих жанров (вплоть до синтезирования многих искусств — футуристическая опера «Победа над солнцем», 1913 г., музыка М. Матюшина, текст Крученых, декорации Малевича), введения новых принципов стихосложения, основанных на композиционных «сдвигах» и смысловых парадоксах, разработки тонического стиха, визуальной (графической) поэзии использования архаической, фольклорной и бытовой лексики и кончая беспредельным «словотворчеством и словоновшеством» — изобретением зауми. Венера набульваре» Ларионова (1913, Центр Помпиду), «Фабрика имост» (1913. Вскоре Крученых перебрался в Москву, где Давид Давидович Бурлюк (1882—1967) свел его с Владимиром Владимировичем Маяковским (1893—1930) и Виктором (Велемиром) Владимировичем Хлебниковым (1885—1922). Отсюда введение звука в название картин типа «Скорость автомобиля свет шум», «Форма кричит: Бива Италия. » (Балла) и т. п. Он провозгласил новую футуристическую эстетику, в которой воспевались риск, дерзость, смелость, отвага, бунт. Начался футуризм с опубликования в парижской газете «Фигаро» 20 февраля 1909 г. «Манифеста футуризма» итальянским поэтом Ф. Т.
«Слово «свобода» должно подчиниться слову «Италия»», — провозглашал Маринетти. 20 февраля 1909 года в газете «Фигаро» Маринетти опубликовал «Манифест футуризма». К. Кара в своем манифесте «Живопись звуков, шумов, запахов» (1912), доводя до логического предела принцип синестезии, утверждал, что ощущения всех этих невизуальных феноменов можно добиться с помощью абстрактных ансамблей красок и форм. Писатели стремились обновить русский язык образованием новых словоформ (ни одна из которых не закрепилась в языке), нарушением правил ритма и размера в стихах (футуризм в литературе – это в первую очередь направление в поэзии).
Вот тут русские футуристы проявляли полную солидарность с итальянскими коллегами. В принципе, основной частью стратегии продвижения нового мировоззрения было то, чем так охотно и ловко пользовался Маринетти, а именно: шум, гам, скандал. Ему удаётся сплотить вокруг себя самые разные, яркие ни на кого не похожие индивидуальности. Милан, Галерея современного искусства. Он зародился в поэтических кругах (первым эго-футуристом назвал себя Северянин и пошло-поехало: Алексей Крученых, Велимир Хлебников, Борис Пастернак, Владимир Маяковский, Василий Каменский и так далее)Они создавали разные группы и объединения.
Николай Заболоцкий провел в лагерях шесть лет – с 1938 по 1944 гг. Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке». Будетляне — так называли себя русские футуристы. Первый футуристический манифест Маринетти уже через несколько дней после его появления в «Фигаро» был переведен на русский и опубликован в петербургской газете «Вечер» 8 марта 1909 г. Он сразу же привлек к себе внимание художников и литераторов.
Урбанистические пейзажи рассматривались с высоты птичьего полета или с крыла аэроплана. Например, у позднего Дж. Объединение «Гилея» игруппа «эгофутуристов» (Игорь Северянин, К. К. Олимпов, И. В. Игнатьев, В. И. Гнедов идругие) стали наиболее самобытными интерпретаторами литературного футуризма. Для футуризма характерны отказ от традиционной грамматики, право поэта на свою орфографию, словотворчество.
После освобождения он отошел от партийной деятельности. Именно по таким личным предпочтениям в цвете складывался индивидуальный стиль. с парохода современности». «Изгнав психологию из литературы, футуристы ввели ее в живопись и заставили передавать психические состояния» (Тастевен Г. «Футуризм»).
В дальнейшем одни футуристы пришли к прямой апологии фашизма, другие, пройдя через увлечение метафизической живописью (Карра), академизировали свою манеру или вплотную сблизились с абстрактным искусством. Имажинизм Есенина и Мариенгофа. Фотоаппарат и кинокамера заменят несовершенство живописи и глаза. 1998.
«Добившись шумного успеха, скандальной славы, выпустив больше десятка книг, осуществив театральные постановки, футуристы чувствуют, что их историческая миссия выполнена» (С. В частности, в ленинском плане монументальной пропаганды, хотя не все их проекты были приняты, по причине «формализма». — Маринетти: «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью».
Увеличение словаря произвольными и производными словами (слово — новшество). Бывшие футуристы составили ядро ЛЕФа (Левого фронта искусств), распавшегося к концу 1920-х. Многие из футуристов эмигрировали (Давид Бурлюк, Игорь Северянин, Илья Зданевич, Александра Экстер), умерли (Велимир Хлебников, Александр Богомазов), покончили с собой (в 1930 г. Владимир Маяковский), некоторые отошли от идеалов футуризма и выработали собственный индивидуальный стиль (Николай Асеев, Борис Пастернак). В конце 1920-х годов была попытка возродить футуризм – было организовано объединение ОБЭРИУ. ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства) – группа писателей и деятелей культуры, существовавшая в 1927-начале 1930-х гг. Но Ларионов и Гончарова к обществу не примкнули, а организовали экспозицию «Ослиный Хвост» (1912 г. ), а потом «Мишень» (1913 г. ). Основоположником движения в России был художник Давид Бурлюк, чье имение стало местом собраний общества кубофутуристов («Гилея»). 11 февраля 1910 г. появляется «Манифест художников-футуристов», а 11 апреля того же года – «Технический манифест футуристической живописи», подписанные У. Боччони, Дж. Другим примером футуристического издания, в котором также использован типографский набор, является «Заумная книга» В. Крученых и Алягрова изданная в 1916 году.
в некоторых европейских странах (прежде всего в Италии и России), близких в отдельных декларациях (прокламирование идей создания искусства будущего, отрицание художественных традиций и прочее) и избираемых темах, но обладавших разными, порой противоположными идейными установками. Скорее, это был образ жизни.
Эти абстрактные стороны ускоряющегося развития общества первыми бросались людям в глаза и заставляли иначе взглянуть на свою жизнь и на пути дальнейшего развития. В пластике мы должны отвергнуть прежнюю застылость и стремиться передать движение. Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро – наиболее известные имена. Автомобилю, поезду, электричеству, вокзалу футуристы посвящают свои поэмы и картины. Деятельность художников-футуристов была тоже неразрывно связана с революцией. манифесты и многочисленные, часто скандальные общественные выступления).
Руссоло. (Из статьи В. Маяковского Капля дегтя, 1915). Северини в «Читающих женщинах» видна трехмерность в футуристических неуравновешенных фигурах. Он изучал Медардо Россо, а в 1912 посетил в Париже мастерскую Архипенко.
Им удается изображать невероятно яркие образы. Но невооруженным глазом можно увидеть, что художники явно шли на поводу у своих идолов. Еще одним подтверждением этому служит получение Ф. Маринетти звания академика. В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки.
Коллекция Анатолия Беккермана, Нью-Йорк). А рычащий гоночный автомобиль, с которым «по красоте не сравнится никакая Никэ Самофракийская», – само совершенство. По своей сути такая личность – та же машина, но в биологическом смысле («гигиенически» и «сумасброднофизически») идеальная. Главные принципы их художественного кредо — движение, энергия, сила, скорость, симультанность (simultan (фр. ) — одновременный), континуитет всех фактов и событий, проникновение всего во все и сквозь все — энергетическая прозрачность бытия.
Футуризм охватывает самые разные области художественного творчества: литературу, живопись, музыку, скульптуру, архитектуру, фотографию, театр, дизайн, кинематограф итанец. Бунт, 1911) и т. п. В скульптуре (Боччони, Балла) иллюзию движения вызывают нагромождение и единонаправленный сдвиг обтекаемых или угловатых объёмов.
Автор слова и основоположник направления— итальянский поэт Филиппо Маринетти (поэма «Красный сахар»). Давид Бурлюк— основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». «Новые реальности» сводились к изображению их в виде обыкновенных, бытовых предметов, которые, однако, практически не употребляются. В музыке искать гармонию шумов. Характерный пример — книга «Нагой среди одетых» В. Каменского и А. Кравцова, увидевшая свет в феврале 1914 года. Наиболее известные представители этого стиля Дж. С. 63).
Футуристы активно участвовало в политически-агитационных начинаниях новой власти. Он называл ее «Моя революция» и был одним из первых деятелей культуры и искусства, кто откликнулся на призыв Советской власти сотрудничать с ней и активно участвовал в первых совещаниях и собраниях представителей культуры. Восхваление идеи сверхчеловека, насилия и войны привело часть итальянских футуристов к фашизму. Футуризм давал художникам полную свободу по использованию цветового спектра.
Ближе всего кфутуристам была группа М. Ф. Ларионова «Ослиный хвост» инекоторые члены петербургского «Союза молодёжи». Однако, здоровье поэта было сильно подорвано, он умер в 1958 г. после второго инфаркта. Таковы предпосылки официального искусства, утвержденного властями итальянского фашизма. Для футуризма характерны отказ от традиционной грамматики, право поэта на свою орфографию, словотворчество, скорость, ритм. Эго-футуризм Северянина.
Исходя из этого, они полагали, что именно таким способом можно передать квинтэссенцию их творчества и современной жизни. В конце статьи мэтр символизма отмечает, что в области «словесного изложения» у футуристов есть некоторые достижения и можно надеяться, что «зерна» когда-нибудь вырастут «в настоящие цветы», но для этого, конечно, «придется поучиться многому у символистов». Использованы и типографские линейки. Или, напротив, конкретные формальные эксперименты футуристов становились отправной точкой для художественных поисков, далёких отидеологии ифилософии, присущих итальянскому движению.
В этой серии были воспроизведены такие издания, как библейская «Книга Руфь» и пушкинские «Маленькие трагедии» с гравюрами Владимира Андреевича Фаворского (1886—1964), «Кола Брюньон» Ромена Роллана с иллюстрациями Евгения Адольфовича Кибрика (1906—1978), «Мертвые души» Н. В. Гоголя, проиллюстрированные Марком Шагалом (1887—1985) и «Для голоса» В. В. Маяковского в оформлении Эль (Лазаря Марковича) Лисицкого (1890—1941). Втомже году вряде газет ижурналов появляются заметки иинтервью Ларионова излагающие его радикальные ифантастические проекты футуристического театра, вкотором «декорации находятся вдвижении иследуют заартистом, зрители лежат всередине зала впервом действии инаходятся всетке, под потолком– вовтором» (Кпроекту футуристического театра вМоскве// Театр вкарикатурах. Издание, о котором идет речь, вышло в серии «Книжная коллекция» издающейся уже не первый год. В книге «Будетлянский клич. » факсимильно воспроизведены пять книг русских футуристов. Футуристов предреволюционной России отличало обостренное ощущение грядущего «мирового переворота», неизбежности «крушения старья» и возникновения «нового человечества». Театральные постановки (опера «Победа над Солнцем» итрагедия «Владимир Маяковский»), публикации основных манифестов, создание футуристического грима ипервого футуристического фильма– все эти события сконцентрированы впределах одного 1913.
Это будет само динамическое ощущение». 1913 «Перерождение интеллигента», 1913. Первая значительная выставка итальянских футуристов прошла в Париже в 1912 г. и затем проехала по всем художественным центрам Европы (Лондон, Берлин, Брюссель, Гамбург, Амстердам, Гаага, Франкфурт, Дрезден, Цюрих, Мюнхен, Вена). «Принимать или не принимать. Космополитические убеждения этому итальянцу были предначертаны судьбой. Был узаконен коллаж как прием.
Но в мае 1915 г. Италия вступает в войну на стороне стран Антанты и Маринетти добровольцем уходит на фронт. После Первой мировой войны Маринетти организовал политическую партию футуристов и издал соответствующий манифест, разделявший функции партии и одноименного направления в искусстве: футуристическое искусство должно было продолжать дело омоложения и укрепления итальянского гения, а футуристическая партия – «отражать самосознание всего общества в его гигиеническом революционном порыве». Северини, увлекавшийся неоимпрессионизмом использовал в своих полотнах чистые и яркие краски. Однако чаще всего для самонаименования (иэто соответствовало духу романтического национализма футуристической эстетики) они предпочитали избегать иностранного слова «футуризм», заменяя его русскими эквивалентами– «будущники» или «будетляне». В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч.
Тем сильнее у определенных кругов буржуазной интеллигенции была потребность в политическом и идеологическом самоутвер-ждении. В результате на картинах возникают как бы «смазанные» кадры с изображением собаки, лошадей с бесчисленным количеством ног, многокрылой ласточки или автомобиля, велосипеда со множеством колес. Произведения футуристов в колористическом плане существенно отличались друг от друга. Художественная форма как необходимый элемент творчества просто отсутствовала.
Но опровержением этой самой концепции послужила скульптура известного футуриста Умберто Боччони «Единственная форма протяженности в пространстве» (1913, Нью-Йорк, Музей современного искусства). Он нарисовал многоногую девушку, многохвос-того коня, многорукого музыканта и многокрылую ласточку, разбивая таким специфическим образом движение на его составляющие. К 1915 году на свет появились манифесты, касающиеся скульптуры, шумов, колористики и, в конечном счете, «перестройки вселенной». В 1918-ом итальянские футуристы создали политическую партию, которая начала сближаться с «фашиями» Б. Муссолини.
аэроживопись). С декабря 1918 по апрель 1919 «боевым органом» футуристов стала петроградская газета «Искусство коммуны», на страницах которой выступал В. Маяковский. Давид Бурлюк. Конструктивизм Сельвинского, Луговского. Между тем книга весьма любопытна.
Свои мысли и чаяния, связанные с новым литературнохудожественным учением, Маринетти изложил в книге «Футуризм» изданной в 1911 году и в четырехтомном «Манифесте футуризма», увидевшем свет в 1920м. Кручёных вэти годы всвоих гектографических книгах создал наиболее радикальные формы заумной поэзии, вкоторых футуристическая эстетика мгновения, быстроты ивзрыва сочеталась сэкстатической мистикой иоткрытиями беспредметности. Мы тоже механизированы». При этом разные поэты пользовались различными методами и художественными приемами для достижения свободы своих произведений от идейности. Как следствие футуризм оказался крайне противоречивым и контрастным направлением интерпретация постулатов которого сильно варьировалась от писателя к писателю.
В результате возникают «смазанные» кадры с изображением лошади или собаки с двадцатью ногами, автомобиля или велосипеда с множеством колес и т. п. Д. Северини «Санитарный поезд, мчащийся через город» (1915). В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч.
Революционное время дало второе дыхание футуристической мифологии обискусстве будущего, преобразующем жизнь исамого человека. Футуризм (от лат. В это время публикуются такие его стихотворения, как «Наш марш», «Ода революции», «Левый марш», написана и поставлена пьеса «Мистерия-буфф».
.